Петр ткачев краткая биография. Пётр Никитич Ткачёв: биография, литературная деятельность, псевдонимы, политические взгляды

Русский юрист (по образованию, которое он получил экстерном), революционер в России и революционный публицист на Западе.

За революционную пропаганду среди студенчества Пётр Ткачев постоянно находился под надзором полиции, подвергался тюремному заключению в Петропавловской крепости.

П.Н. Ткачев писал: «В настоящее время все люди равноправны, но не все равносильны, то есть не все одарены одинаковой возможностью приводить свои интересы в равновесие - отсюда борьба и анархия… Поставьте всех в одинаковые условия по отношению к развитию и материальному обеспечению, и вы дадите всем действительную фактическую равноправность, а не мнимую, фиктивную которую изобрели схоластики-юристы с нарочитой целью морочить невежд и обманывать простаков.

Журнал «Русское слово» 1865 г., № XI, II отд., с. 36-37.

В 1868-1869 годах во время студенческих волнений в Санкт-Петербурге П.Н. Ткачев вместе с С.Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство.

После отбытия тюремного заключения, в 1873 году Пётр Ткачёв уехал за границу, где сотрудничал в журналах революционной направленности.

П.Н. Ткачев считал, что источником исторического прогресса является воля «активного меньшинства», соответственно, бесполезно опираться на крестьянскую общину – как это считали народники – а нужно захватывать власть и устанавливать диктатуру «революционного меньшинства».

В области научной деятельности, а также в области литературы и искусства, П.Н. Ткачев считал, что ценность любой теории или произведения зависит от их отношения к решению общественных вопросов.

В 1868 год П.Н. Ткачёв гаписал о мифах творческой деятельности : «... обе эти иллюзии,- иллюзии народного саморазвития и иллюзии народного гения, - приводят в конце концов к одному и тому же результату: к пассивной бездеятельности, к успокоительному убеждению, что не нужно ничего делать, пока все не сделается само собою. Мы уже говорили, как вредны в интересах самой цивилизованной толпы подобные якобы успокаивающие иллюзии. Порождая бездеятельность и апатию, лень и усыпление, они развивают в обществе филистёрство, этот антисоциальный элемент, и через это способствуют застою и разложению общественной жизни, разрушают солидарность общественных интересов, ведут к господству узкого животного эгоизма, к порабощению общего - индивидуальному. Поэтому обязанность каждого честного человека пользоваться всяким удобным случаем для того, чтобы охлаждать эти вредные иллюзии, эти призраки, искажающие понимание действительных потребностей человеческого прогресса».

Ткачёв П.Н., Разбитые иллюзии / Люди будущего и герои мещанства, М., «Современник», 1986 г., с. 163.

«… именно у Ткачёва , товарища и духовного брата Нечаева , Ленин заимствует концепцию захвата власти, которая кажется ему «великолепной» и которую он резюмирует так: «строжайшая тайна, тщательный отбор участников, воспитание профессиональных революционеров».

Ткачёв, под конец своей краткой жизни сошедший с ума, оказался посредником между нигилизмом и военным социализмом. Он считал себя создателем русского якобинства. Будучи врагом искусства и морали, он в этой тактике стремился лишь к примирению рационального с иррациональным. Его целью было достижение равенства между людьми посредством захвата государственной власти. Тайная организация, революционные ячейки, непререкаемый авторитет вождя - во всех этих терминах можно усмотреть если не фактическое зарождение, то хотя бы прообраз «аппарата», которому было уготовано столь великое и действенное будущее.

Что же касается самих методов борьбы, то чёткое представление о них даёт замысел Ткачёва, согласно которому всё население России старше 25 лет подлежит уничтожению ввиду его неспособности к восприятию новых идей».

Бим-Бад Б.М., Педагогическая антропология, М., Изд-во «УРАО», 1998 г., с. 321-322.

В 1882 году П.Н. Ткачёв заболел и остаток жизни провёл в психиатрической больнице Парижа.

Народничество дало несколько организаций, по-разному пытавшихся подойти к решению проблемы соединения «социалистического сознания» русского народа с революционным взрывом в России.

Петр Ткачев был представителем крайнего крыла народничества, порвавшего с либерализмом Герцена и демократизмом Лаврова .

Таким образом, теория «революционного меньшинства» Ткачева сводится к использованию народного недовольства для захвата власти этим меньшинством. В самом акте захвата власти Ткачев видел основной смысл революционности. То, что захватив власть «революционное меньшинство» уничтожает всех противников, а затем, используя «силу и авторитет власти», вводит социализм, является, конечно, открытым признанием необходимости насилия для введения социализма, тем более, что Ткачев открыто считал все другие пути утопией.

Не только превращая захват государственной власти в главную цель революции, но и считая власть основной самоценностью, Ткачев подчинял этой ценности всё остальное в том числе и внутренние взаимоотношения в «революционном меньшинстве».

Петр Ткачев

Влияние идей Ткачева на Ленина

Ленин в своей основной работе «Что делать? » (её название недаром перекликается с главной работой Чернышевского: Ленин, по свидетельству Н. Валентинова , избрал его вполне сознательно) ставит задачу создания дисциплинированной, замкнутой партии «революционного меньшинства, партии, поставившей себя в осадное положение в кулаке». Для того, чтобы оправдать создание такой партии с точки зрения марксизма, связать свою партийно-организационную доктрину с доктриной Маркса, Ленин приписывает, а потом и присваивает своей небольшой группе профессиональных революционеров, название «передового отряда пролетариата», «авангарда пролетариата».

Это, никогда не проверяемое никакими демократическими голосованиями утверждение и является тем новым элементом, оказавшимся необходимым Ленину для связывания марксистской доктрины с лево-народническими (ткачевскими) организационными принципами.

Не будем приводить здесь ни многочисленных цитат из ленинской брошюры «Что делать?», ни бесконечных свидетельств, характеризующих большевицкую группу, как принявшую организационные принципы «осадного положения в кулаке».

В качестве лишь одного из многих примеров, приведем впечатления известного большевика Ольминского при столкновении с ленинской группой уже на первых порах своей работы в РСДРП . Вскоре после II съезда партии , Ольминский, как он пишет «... проникся сильнейшим предубеждением против большинства за его бюрократизм, бонапартизм и практику осадного положения» . Впоследствии примирившийся с большевизмом Ольминский в первой фазе борьбы меньшевиков с большевиками заявил, что он не может «подвергнуть себя тирании осадного положения, подчиниться требованию «слепого повиновения», «узкому толкованию партийной дисциплины», возведению принципа «не рассуждать» в руководящий принцип; признать за высшими учреждениями [партии] «власть, приводить свою волю в исполнение чисто механическими средствами…» .

Таким образом, Ленин пытался со времени раскола с меньшевиками в 1903 году создать из партии спаянную группу «истинная революционность, которой заключалась бы в том, чтобы овладеть государственной властью».

«Революционная диктатура», на которой настаивали левые эсеры , происходила из тех же источников, из того же крайнего крыла народничества, откуда Ленин черпал свою страстную волю к насильственной революции даже тогда, когда в стране был установлен демократический правовой строй. Вот почему при защите этого положения Ленин не постеснялся печатно заявить, что из 10 тысяч человек, которые читали или слыхали об «отмирании государства, 9 990 совсем не знают или не помнят что Энгельс направил свои выводы...не только против анархистов. А из остальных десяти человек, наверное, девять не знают, что такое "свободное народное государство" и почему в нападении на этот лозунг заключается нападение на оппортунистов» . Несколькими строками дальше Ленин признает, что лозунг немецкой социал-демократии – «свободное народное государство» и был лозунгом демократической республики. Все самоуверенные утверждения о том, что среди 9999 (все, кроме Ленина!) «не знают или не помнят» работ Маркса и Энгельса, понадобились Ленину для того, чтобы обосновать допустимость насильственного захвата власти тогда, когда установление в России самой демократической республики стало историческим фактом.

Ткачев Петр Никитич (1844, д. Сивцево Псковской губ. - 1885, Париж) - идеолог рев. народничества. Род. в мелкопоместной дворянской семье, но по условиям жизни был типичным разночинцем. Учился дома и во 2-й Петербург. гимназии. В гимназические годы Ткачев познакомился с оказавшей на него большое влияние соц. лит-рой: сочинениями А.И. Герцена , Н.П. Огарева , Н.Г. Чернышевского , П. Прудона и др. Его кумиром и духовным наставником стал французский теоретик и практик заговора Огюст Бланки. В 1861 Ткачев поступил на юридический ф-т Петербург, ун-та, но учиться ему не пришлось. Как активный участник студенческих волнений Ткачев был заключен в Петропавловскую крепость, откуда выпущен через мес. на поруки матери. В 1868 Ткачев сдал экстерном экзамены за полный университетский курс и получил степень кандидата права, к-рая ему не пригодилась. Выйдя из крепости, Ткачев сблизился с участниками рев. кружков и неоднократно подвергался арестам. Его публицистическая деятельность в журн. "Русское слово", "Дело" и др. носила оппозиционный, революционно-демократический характер, преследовалась цензурой. В 1869 был арестован, в 1871 осужден по делу С. Г. Нечаева. Сосланный в 1872 в Псковскую губ., в 1873 бежал за границу. Работал в журн. П.Л. Лаврова "Вперед!", затем разошелся с Лавровым, полемизировал с Ф. Энгельсом. Издавал журн. "Набат", сотрудничал в газ. О. Бланки. Считая, что "для обновления России необходимо уничтожить всех людей старше 25 лет", последовательно исповедовал радикализм, утверждая относительность морали и провозглашая возможность захвата власти заговорщической интеллигентной группой. Ткачев считал возможной и близкой социальную рев. в России, т.к. самодержавное государство "не воплощает в себе интересов никакого сословия" и поэтому не имеет опоры. Рус. якобинство и бланкизм имели в России глубокую национальную почву в виде традиций бунтов и дворцовых переворотов, самодержавно-абсолютистского режима и появления широкого слоя разночинцев, что и отразилось в рев. борьбе народничества в последующем. В 1882 Ткачев заболел и умер в психиатрической больнице.

Сочинения

  1. Ткачёв, П. Н. Сочинения: в 2 т. - М.: Мысль, 1975-76. - 2 т.
  2. Ткачёв, П. Н. Избранные сочинения: в 6 т. - М., 1932-37. - 6 т.
  3. Ткачёв, П. Н. Избранные литературно-критические статьи. - М.; Л., 1928.
  4. Ткачёв, П. Н. Кладези мудрости российских философов / Вступ. статья, составление, подготовка текста и примечания Б. М. Шахматова. - М., Правда, 1990. - (Из истории отечественной философской мысли. Приложение к журналу «Вопросы философии»).

Литература о П. Н. Ткачёве

  1. Плеханов, Г. В. Наши разногласия // Избранные философские произведения. Т. 1. - М., 1956.
  2. Козьмин, Б. П. П. Н. Ткачёв и революционное движение 1860-х гг. - М., 1922.
  3. Козьмин, Б. П. Из истории революционной мысли в России. - М., 1961.
  4. Козьмин, Б. П. Литература и история. - М., 1969.
  5. Реуэль, А. Л. Русская экономическая мысль 60-70-х гг. XIX в. и марксизм. - М., 1956.
  6. Шахматов, Б. М. П. Н. Ткачёв. Этюды к творческому портрету. - М.: Мысль, 1981 (1980?).
  7. Шахматов, Б. М. Русский Гракх - французский «Набат» (Новое о П. Н. Ткачёве) // Факел. 1989. - М., 1989.
  8. Шахматов, Б. М. Пётр Никитич Ткачёв // Ткачёв, П. Н. Кладези мудрости российских философов / Вступ. статья, составление, подготовка текста и примечания Б. М. Шахматова. - М.: Правда, 1990. - (Из истории отечественной философской мысли. Приложение к журналу «Вопросы философии»).
  9. Седов, М. Г. Некоторые проблемы истории бланкизма в России. [Революционная доктрина П. Н. Ткачева] // Вопросы истории. - 1971. - № 10.
  10. Рудницкая, Е. Л. Русский бланкизм. Пётр Ткачёв. - М., 1992.
  11. П. Н. Ткачёв // История русской литературы XIX в. Библиографический указатель. - М.; Л., 1962. - С. 675-76.
  12. П. Н. Ткачёв // Народничество в работах советских исследователей за 1953-70 гг. Указатель литературы. - М., 1971. - С. 39-41.
  13. П. Н. Ткачёв // История русской философии. Указатель литературы, изданной в СССР на русском языке за 1917-1967 гг. Ч. 3. - М., 1975. - С. 732-35.

Петр Никитич Ткачев

Один из теоретиков народничества

Ткачев Петр Никитич (1844- 1886) - один из теоретиков революционного народничества, публицист и литературный критик. С 1873 - в эмиграции, где издавал журнал и газету «Набат» (1875-1881). Взгляды Ткачева сложились под воздействием идей революционных демократов 60-х гг. Он полагал, в отличие, например, от Лаврова, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, пока в стране не сложились буржуазные отношения, которые могут надолго отсрочить революционный переворот. Подобно Бакунину, Ткачев видел в русском народе, прежде всего в крестьянстве с его еще сохранившимся общинным землевладением, социалиста «по инстинкту, по традиции». Причем, с точки зрения Ткачева, революционность народа проявляется главным образом в разрушении старого, созидательные же задачи решает обладающее «силой, властью и авторитетом» «революционное меньшинство», государство. Поэтому необходимым условием осуществления общественно-экономических и духовных идеалов социализма Ткачев считал (и здесь он, расходясь с бакунистами, переходил на позиции бланкизма) «захват политической власти» группой хорошо организованных революционеров («партией действия») посредством заговора, предполагающего террор и дезорганизацию существующего государства, которое в России якобы не выражает интересов какого-либо класса и не имеет корней в экономике страны. Эти его идеи во многом были восприняты партией «Народная воля». Хотя Ткачев и признавал некоторые положения исторического материализма (например, говорил об определяющей роли «экономического быта» в общественных отношениях), преодолеть идеалистический, волюнтаристский взгляд на историю он не смог. Критику социально-политических идей Ткачева дал Энгельс в работе «Эмигрантская литература» (1874-1875). Отстаивая реализм, Ткачев боролся с консервативными литературно-эстетическими направлениями; с позиций механистического материализма и материалистически толкуемого позитивизма критиковал русских религиозных философов (неославянофилов, Соловьева и др.). Сочинения: «Закон общественного самосохранения» (1870), «Задачи революционной пропаганды в России» (1874), «Открытое письмо господину Фридриху Энгельсу» (1874), «Набат» (1875) , «Революция и государство» (1876) и др.

Пётр Ники́тич Ткачёв (11 июля 1844, село Сивцово Великолуцкого уезда Псковской губернии - 4 января 1886, Париж) - русский литературный критик и публицист, идеолог якобинского направления в народничестве.
Родом из небогатой помещичьей семьи. Поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре был привлечён к одному из политических дел (так назыв. «делу Баллода»; за участие в студенческих беспорядках) и отсидел несколько месяцев в Петропавловской крепости, сначала в виде ареста подследственного, потом по приговору Сената. Когда университет был вновь открыт, Ткачёв, не поступая в число студентов, выдержал экзамен на учёную степень (1868).
Писать Ткачёв начал очень рано. Первая его статья («О суде по преступлениям против законов печати») была напечатана в № 6 журнала «Время» за 1862 год. Вслед за тем во «Времени» и в «Эпохе» помещено было в 1862-64 годах ещё несколько статей Ткачёва по разным вопросам, касавшимся судебной реформы. В 1863 и 1864 годах Ткачёв писал также в «Библиотеке для чтения» П. Д. Боборыкина; здесь были помещены первые «статистические этюды» Ткачёва (преступление и наказание, бедность и благотворительность). В конце 1865 года Ткачёв сошёлся с Г. Е. Благосветловым и стал писать в «Русском слове», а затем в заменившем его «Деле». За революционную пропаганду среди студенчества подвергался тюремному заключению, постоянно находился под надзором полиции. Во время студенческих волнений в Петербурге в 1868-69 годах вместе с С. Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство. Весной 1869 года он был вновь арестован и в июле 1871 года приговорён С.-Петербургской судебной палатой к 1 году и 4 месяцам тюрьмы. По отбытии наказания Ткачёв был выслан на родину, в Великие Луки, откуда вскоре эмигрировал за границу.
Прерванная арестом журнальная деятельность Ткачёва возобновилась в 1872 году. Он опять писал в «Деле», но не под своей фамилией, а под разными псевдонимами (П. Никитин, П. Н. Нионов, П. Н. Постный, П. Гр-ли, П. Грачиоли, Все тот же). В эмиграции сотрудничал с журналом «Вперёд!», примкнул к группе польско-русских эмигрантов, после разрыва с П. Л. Лавровым начал издавать журнал «Набат» (1875-81), совместно с К. М. Турским был одним из создателей «Общества народного освобождения» (1877), деятельность которого в России была незначительна. В середине 1870-х гг. сблизился с французскими бланкистами, сотрудничал в их газете «Ni dieu, ni maitre» («Ни бога, ни господина»). Политические свои воззрения Ткачёв развивал в нескольких брошюрах, изданных им за границей, и в журнале «Набат», выходившем под его редакцией в Женеве в 1875-76 гг. Ткачёв резко расходился с господствовавшими тогда в эмигрантской литературе течениями, главными выразителями которых были П. Л. Лавров и М. А. Бакунин. Он являлся представителем так называемых «якобинских» тенденций, противоположных и анархизму Бакунина, и направлению лавровского «Вперёд!». В последние годы своей жизни Ткачёв писал мало. В конце 1882 года он тяжело заболел и остаток жизни провёл в психиатрической больнице. Скончался в 1886 году в Париже, 41 года от роду.
Википедия

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Ткачев Петр Никитич в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Ткачев Петр Никитич в жанрах отечественная история, право.