Первоклассник: как помочь ребенку адаптироваться в коллективе. Начальная школа. Адаптация к школе. Как помочь первокласснику адаптироваться к школе. Адаптация ребенка к школе. Адаптация первоклассников к школе. Психологическая адаптация к школе

Август, последний летний месяц, в самом разгаре, уже совсем скоро 1 сентября. Родители первоклассников носятся по магазинам, покупая форму, ранец, тетрадки, ручки и прочую канцелярию — готовят ребенка к школе. Но, к сожалению, все чаще подготовка становится однобокой.

Ребенок полностью одет, обут, а о таком явлении, как адаптация к обучению в школе многие родители забывают или просто не находят времени об этом задуматься.

Откуда же берутся проблемы с адаптацией? На самом деле все достаточно очевидно: в жизни ребенка в один день меняется практически все. Игры отходят на второй план, день начинается с совершенно новой и не привычной для него деятельности – обучения.

Он попадает в новую среду, где сталкивается огромным количеством новых людей: учеников и учителей. И со всеми ему нужно выстроить отношения. И если со сверстниками все более или менее ясно, хотя тоже не просто, то взаимоотношение с учителем – это что-то принципиально новое. К тому же на уроках малыш вынужден соблюдать массу незнакомых ему правил, многие из которых выполнить физически сложно.

Только представьте, что будет с вами, если ваша жизнь в один день изменится настолько — как вы будете чувствовать себя? Как минимум, потерянным. А скорее всего, к этому добавится масса других эмоций, и далеко не всегда положительных.

Вам потребуется время, чтобы принять новую ситуацию и разобраться в ней. Требуется оно и ребенку, с той только разницей, что у взрослого человека все-таки есть какой-то опыт решения сложных задач, а ребенок с подобным сталкивается чуть ли не впервые в жизни, и самостоятельно ему не справиться.

Очень важно, чтобы родители активно включились в жизнь ребенка, в решение его проблем с адаптацией в школе. Не менее важно, чтобы в этом процессе участвовал и учитель. Его задача присмотреться к детям. Понять в чем заключается особенность каждого из них, и строить свои взаимоотношения соответственно их характерам, а значит, индивидуально. И это касается не только общения, но и процесса обучения.

Адаптация первоклассников к школе – процесс многоплановый и многогранный, захватывающий все стороны жизни ребенка, а потому и решать проблемы, связанные с ней, необходимо комплексно, а не односторонне. Различают физиологическую, психологическую и социальную адаптацию, и начать стоит с самой не очевидной – физиологическая.

Физиологическая адаптация ребенка к школе

Казалось бы, причем тут физиология? Каких-то особых физических нагрузок на детей школа не предполагает, как кажется многим. На самом деле это не совсем так. Дело в том, что естественным состоянием для детей 6-7 лет является движение.

И вот тут самый обычный урок становится тяжелейшим испытанием для ребенка: целых 30 минут нужно сидеть практически неподвижно и концентрировать внимание на чем-то совсем непонятном, и не всегда интересным.

Далеко не каждому ребенку эта задача кажется посильной. Многие с первых дней начинают вертеться, разговаривать на уроках, мешать своим соседям. Особенно тяжело уроки даются генеративным детям. И это – самая первая и далеко не самая простая задача для учителей: ругать гиперактивного первоклассника или наказывать его бесполезно.

Дело ведь не только в том, что он не понимает, как нужно себя вести, или делает что-то нарочно. Он физически не способен выдержать такое испытание.

Разделяют 3 этапа физиологической адаптации к школе:

  1. Физиологическая буря или острая адаптация. Это первый, самый сложный этап, когда ребенок еще не понимает, что от него требуется. На сильнейшее статическое напряжение организм малыша реагирует напряжением всех жизненно важных систем, что, в свою очередь, пагубно сказывается на его состоянии. Длится этот период 2-3 недели.
  2. Неустойчивое приспособление – в этот период организм потихоньку начинает вырабатывать компромиссные формы реагирования на стрессовую ситуацию.
  3. Относительно устойчивая адаптация – напряжение продолжает снижаться.

В среднем на физиологическую адаптацию к школе уходит от 2 месяцев до полугода . В этот период дети могут жаловаться на головную боль, терять аппетит и вес, и даже действительно заболеть. К увеличению статической нагрузки добавляется еще и резкое снижение двигательной активности. А ведь именно с подвижностью в этом возрасте у детей связанны все основные процессы, в том числе рост.

Как же помочь ребенку приспособиться к новым условиям? Иногда кажется, что помочь нельзя ничем, однако это совсем не так. Самое важное в этот период – это режим дня . Конечно, распорядок дня в это время сильно меняется, но это не значит, что от режима можно отказаться.

Кстати, в первые месяцы дети могут даже начать спать после уроков . Это, на самом деле, оптимальный вариант, позволяющий снять нервное напряжение. В любом случае, после школы нельзя нагружать ребенка другими занятиями, пусть малыш сначала отдохнет. В идеале это время нужно провести с ним вместе, занятья тем, что он действительно любит.

Только после этого можно приниматься за выполнение домашнего задания. С одной стороны, в первом классе его задавать не должны, с другой — бывает всякое. Садиться за решение задачек перед сном категорически нельзя. Лучше сделать это днем, пик мозговой активности у детей приходится на 15-16 часов. А перед сном лучше всего прогуляться на свежем воздухе.

Во время адаптации ребенка к школе, да и в остальное время, прогулка должна занимать 3-4 часа в день . Найти столько времени крайне сложно, но именно такую продолжительность советуют врачи. Это лучший способ выровнять баланс статической нагрузки и двигательной активности. Рассчитывать на уроки физкультуры не стоит, 2 часа в неделю – это катастрофически мало.

Согласно исследованиям, первокласснику необходимо 11 часов полноценного сна . Лучше всего уложить ребенка уже в 9 часов. При таком раскладе ребенок успеет выспаться, позавтракать утром, сделать зарядку и окончательно проснуться перед занятиями.

Психологическая адаптация

Не менее важна психологическая адаптация детей к школе. Именно от этого зависит, насколько ребенок будет готов принимать и понимать новые задачи, а также его желание учиться и понимать знания.

Сам процесс адаптации складываете из нескольких факторов:

  • Эмоциональный настрой родителей, их отношение к школе, и те эмоции, которые родители смогут передать детям

Очень часто родители, которые сами тяжело пережили адаптацию к школе, и, как следствие, все остальные школьные годы, сами настроены негативно, откуда в этом случае возьмутся столь необходимые положительные эмоции?

Есть и обратная сторона: излишне оптимистичное отношение родителей рождает радужные представления о школе и у ребенка. В итоге он совсем не ожидает проблем от нового в своей жизни явления.

И столкнувшись с первыми трудностями, разочаровывается в школе как таковой. И, как это ни странно, в себе. Ведь он уверен, что все с поставленными задачами справляются легко, и только у него это не получается: ну как тут не обвинить в происходящем себя.

Гораздо правильнее будет объяснить ребенку преимущества и плюсы школы и обучения, знаний и умений, приобретаемых там, однако не забыть упомянуть и то, что это часто трудная задача. Что к школе еще нужно привыкнуть, что с трудностями сталкиваются все, и важно совместно их преодолеть. В итоге у ребенка сложится и положительное отношение к школе, и понимание предстоящих трудностей.

  • Чего родители ожидают от своего ребенка: в поведении и в оценках

Каждый родитель чего-то ждет от своих детей: высоких оценок, прилежного поведения, конкретных действий. И далеко не всегда дети оправдывают эти ожидания. Особенно в период адаптации к школе.

В возрасте 6-7 лет дети особенно чувствительны к реакции родителей и окружающих на их поведение, на их способности и возможности. Неудачи и провалы ребенок воспринимает наиболее остро. Кстати, именно поэтому в первом классе не ставят оценок. Слишком велик риск сломать ребенку психику.

Тем не менее, оценить успеваемость ребенка, его поведение можно из отзывов учителя. И вот тут начинается самое важное: если учитель расскажет вам о том, ребенок невнимателен и мешает вести урок, не стоит ругать малыша, лучше спросите, почему он ведет себя так? Что ему кажется непонятным? Объясните, как себя вести правильно, и что чужой труд нужно уважать.

То же самое касается изменившегося поведения ребенка дома. Часто бывает так, что дисциплинированный и спокойный ребенок вдруг начинает грубить родителям и не слушаться. При этом происходит такое только дома, в школе такие дети ведут себя очень хорошо. Первая реакция родителей на грубость ребенка – наказания.

Однако правильным было бы попытаться понять причину такого поведения. Скорее всего, причина кроется в том, что все свои силы ребёнок тратит на достойное поведение в школе. Спокойное поведение на уроке, послушание и внимание к предмету требует огромного напряжение, и приходя домой ребенок старается расслабиться, надеясь, что родители его поймут и поддержат.

Наказывать ребенка в период адаптации к школе категорически нельзя. Но это не значит, что грубость нужно поощрять. Необходимо максимально корректно избегать конфликтных ситуаций. Если ребенок кричит и грубит, не стоит кричать в ответ или тут же применять штрафные санкции. Лучше сказать нейтральную фразу:

— Ты сейчас раздражен, и вряд ли у нас получится разговор. Мы вернёмся к нему, когда ты успокоишься.

Не бойтесь лишний раз обнять или поцеловать ребенка. Ваша поддержка никогда не будет лишней.

Не менее важно помогать ребенку справляться с трудностями обучения. В том числе и с домашними заданиями. Но тут есть один нюанс: важно, чтобы сначала малыш попробовал сам, и только после того, как у него не получилось, обращался за помощью. Если же изначально садиться за уроки вместе, то у ребенка просто не будет привычки к самостоятельной работе.

Не всегда проявления стресса и напряжения оказываются деструктивными. В некоторых случаях неряшливые и непослушные дети наоборот начинают проявлять непривычную дисциплину: сами просыпаются и заправляют кровать, умываться, не перечит родителям и так далее.

Родители не нарадуются таким изменениям, и не подозревают, что это свидетельство проблем у ребенка. В какой-то корректировке такое поведение не нуждается, и, скорее всего, со временем все вернется на круги своя. Вот тут-то и потребуется понимание от родителей. Не стоит упрекать ребенка за то, что он возвращается к своему привычному поведению.

Социальная адаптация

Ребенку приходится не только сидеть ровно и учиться. В его жизни появляется много новых людей и новая социальная роль. К этому тоже нужно привыкнуть.

От того, как ребёнок покажет себя в коллективе в период адаптации, зависит его положение в классе на протяжении всего обучения. Поэтому не стоит ругать своих детей за то, что они часто созваниваются с одноклассниками не по делу, убегают гулять с ними или задерживаются после школы. Все это часть социальной адаптации, и не стоит мешать этому процессу.

Сложнее дело обстоит с застенчивыми и замкнутыми детьми. Они часто стремятся брать в школу свои любимые игрушки. Многие родители препятствуют этому, мотивируя тем, что ребенок уже вырос из периода привязанности игрушкам, и пора заводить связи с другими детьми. Однако делать этого не стоит.

Малыш чувствует себя неуверенно в новой обстановке, и игрушка – как часть старого, привычного мира – помогает обрести уверенность. Так что пусть берет игрушку с собой, но только объясните ребенку, что играть можно только на переменках.

Не стоит забывать об особенностях адаптации к школе детей с особенностями развития, в частности, генеративных детей и детей с рассеянным вниманием. Родителям таких первоклассников будет значительно сложнее справиться с ситуацией, и гораздо правильнее будет обратиться с этой проблемой к специалистам. Только так вы сможете быть уверенными, что решите проблему наилучшим способом, а не сломаете ребенку и без того неустойчивую психику.

Но даже если вы решите справляться самостоятельно, запомните главную рекомендацию: не ругайте своего особенного малыша.

Ответов

Ребенок идет в первый класс. Почему ему трудно привыкнуть к школе и как ему в этом могут помочь родители?

Вроде бы совсем недавно вы забирали своего кроху с роддома. И вот незаметно пролетели годы, и пришло время вести его в первый класс. Радостные ожидания, новые впечатления, нарядные букеты, белые банты или галстуки-бабочки – рисуется картинка чудесного праздника для первоклассника. Но эффект новизны и очарования необычной обстановкой быстро проходит, и ребенок начинает понимать, что в школу он пришел не для праздника, а для учебы. И вот теперь самое интересное…

Вдруг вы начинаете замечать, что ваш ранее такой послушный и добрый ребенок вдруг становится агрессивным, отказывается идти в школу, плачет, капризничает, жалуется на учителя и одноклассников, или валится с ног от усталости. Конечно же, любящий родитель сразу же начинает бить тревогу: что с этим делать? Как помочь ребенку привыкнуть к школе? Нормально ли все то, что с ним происходит?

Как обычно, единого ответа на все эти вопросы не существует. Ведь ваше дитя – личность, и у него есть свои индивидуальные особенности, свой темперамент, характер, привычки, состояние здоровья, наконец. Большое значение имеют такие факторы, как:

  • уровень готовности малыша к школьному обучению – имеется в виду не только умственная, но и физическая, и психологическая готовность;
  • степень социализации крохи – насколько он умеет общаться и сотрудничать с ровесниками и со взрослыми, в частности, ходил ли он в детский садик?

Как же понять, насколько успешно дитя привыкает к школе?


Начало школьного обучения – серьезное событие в жизни маленького человека. По сути, это его шаг, или даже прыжок, в неизвестность. Попробуйте на минуту поставить себя на место вашей дочери или сына или по возможности вспомнить свои первые школьные впечатления. Волнительно, правда? Даже если мама с папой как можно подробнее и заранее рассказывали крохе о том, что его ожидает в школе, все равно первое время для него будет очень неожиданным. Да и слова «Ты там будешь учиться», собственно, 6-7-летнему человечку вряд ли скажут очень много. Что значит учиться? Как это делать? Зачем мне это нужно? Почему мне нельзя, как прежде, играть и гулять с мамой и сестричками-братиками? И это только первый уровень переживаний вашего ребенка.

Сюда добавляются новые знакомства, необходимость привыкать к новым условиям деятельности. А нравлюсь ли я Маше и Ване? А учительнице? Почему мне надо сидеть за одной партой с Васей, который дергает меня за косички? Почему все смеются, когда я хочу поиграть с машинкой? Зачем мне так долго сидеть, если я хочу побегать? Почему звонок так долго не звенит? Почему, если я хочу пойти домой к маме, мне нельзя?

Несложно догадаться, какие огромные интеллектуальные, физические, эмоциональные нагрузки испытывают дети во время адаптации к школе. И мы, как любящие родители, просто обязаны им помочь пройти этот период как можно мягче и безболезненнее. Именно для этого и стоит периодически пробовать ставить себя на место ребенка, учиться смотреть с его колокольни, вспоминать, как вы чувствовали себя тогда, когда «звезды ярче светили, были дома большими». И давать крохе именно то, в чем он больше всего сейчас нуждается.

Чтобы привыкнуть к новой обстановке, крохе нужно время. Не один день, не одна неделя и даже не один месяц. По наблюдениям специалистов, средняя продолжительность адаптации к школе – от двух месяцев до полугода. Успешной адаптация считается, если ребенок:

  • спокоен, в хорошем настроении;
  • хорошо говорит об учителе и одноклассниках;
  • быстро заводит друзей среди ровесников в классе;
  • без дискомфорта и легко выполняет домашние задания;
  • понимает и принимает школьные правила;
  • нормально реагирует на замечания учительницы;
  • не боится учителей или ровесников;
  • нормально принимает новый режим дня – встает утром без слез, вечером спокойно засыпает.

К сожалению, так бывает не всегда. Нередко могут наблюдаться признаки дезадаптации ребенка:

  • чрезмерная усталость крохи, тяжелые засыпания по вечерам и такие же нелегкие пробуждения утром;
  • жалобы ребенка на требования учителей, на одноклассников;
  • сложное привыкание к требованиям школы, обиды, капризы, сопротивление порядку;
  • как следствие, трудности в учебе. Ребенку просто нереально со всем этим «букетом» еще и сосредоточиться на получении новых знаний.

В таких случаях необходима комплексная помощь родителей, психолога и педагога. Так вы сможете помочь ребенку пройти этот период самым оптимальным для него путем. Но, для более осознанной помощи крохи, неплохо разобраться, а что же с ним, собственно, происходит в период привыкания к школе?


Первым делом разберемся с возросшей физиологической нагрузкой на малыша. Учебные занятия требуют от ребенка удержание относительно неподвижной позы на протяжении урока. Если ранее ваше дитя большую часть времени посвящало всяческой активности – бегу, прыжкам, веселым играм – то сейчас ему приходится несколько часов в день просиживать за партой. Такая статическая нагрузка для шести-семилетнего ребенка очень трудна. Двигательная активность крохи становится фактически вполовину меньше, чем до момента поступления в школу. Но потребность в движении так просто за один день не отключается – она по-прежнему остается большой и теперь качественно не удовлетворяется.

Кроме того, в возрасте 6 — 7 лет крупные мышцы созревают быстрее, чем мелкие. В связи с этим детям намного проще выполнять размашистые, сильные движения, чем те, для которых необходима большая точность – например, письмо. Соответственно, от выполнения мелких движений ребенок быстро устает.

Физиологическая адаптация первоклассника к школе проходит несколько этапов:

  1. «Физиологическая буря» — так специалисты называют первые пару-тройку недель школьного обучения. Все системы организма ребенка в ответ на новые внешние воздействия сильно напрягаются, забирая значительную часть ресурсов крохи. В связи с этим многие первоклашки в сентябре начинают болеть.
  2. Далее начинается неустойчивое приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Организм малыша пытается найти наиболее подходящие реакции на внешний мир.
  3. И только потом начинается фаза относительно устойчивого приспособления. Теперь организм уже понимает, чего от него хотят, и меньше напрягается в ответ на нагрузки. Весь период физической адаптации может длиться до 6 месяцев и зависит от исходных данных ребенка, его выносливости и состояния здоровья.

Родители не должны недооценивать всю трудность периода физиологической адаптации их чада. Медики утверждают, что некоторые первоклашки к концу октября худеют, у многих проявляются такие признаки переутомления, как снижение или повышение артериального давления. Поэтому нечему удивляться, когда 6-7-летки жалуются на постоянное чувство усталости, головную или другие боли в первые два-три месяца школьного обучения. Дети могут стать капризными, частично утратить контроль над своим поведением, у них может часто и резко меняться настроение. Для многих детей школа сама по себе становится стессогенным фактором, ведь требует повышенного напряжения и внимания. Как результат, уже к середине дня дети переутомляются, не имея возможности полного расслабления. Порой дети уже утром грустны, выглядят опустошенными, могут жаловаться на боль в животе, иногда даже появляется утренняя рвота. Если же у крохи до поступления в школу имелись еще и какие-то сложности со здоровьем, адаптация может проходить нелегко. Вспомните об этом до того, как упрекнуть свое дитя в лени и нежелании выполнять новые обязанности!


Прежде всего, разберемся с некоторыми психологическими особенностями первоклашки. К 6 – 7-летнему возрасту устанавливается большее, чем ранее, равновесие между процессами возбуждения и торможения. Но все же, возбуждение пока превалирует над торможением, из-за чего первоклассники в основном очень активны, непоседливы, сильно возбудимы эмоционально.

Через 25-35 минут урока работоспособность ребенка падает, и на втором уроке может вообще резко снизиться. При высоком эмоциональном насыщении уроков и внеурочных мероприятий дети могут сильно утомляться. Все это необходимо учитывать взрослым, чтобы помочь своему ребенку в адаптации.

Обращаясь к возрастной психологии, можно сказать, что в жизнь ребенка приходит новый вид деятельности – учебная. В общем виде ведущими видами деятельности ребенка являются:

  • с 1 года до 3 лет — предметно-манипулятивная игра;
  • с 3 до 7 лет – ролевая игра;
  • с 7 до 11 лет – учебная деятельность, операционно-техническая деятельность.

На базе этой новой для ребенка деятельности в центр сознания выдвигается мышление. Оно становится главной психической функцией и постепенно начинает определять работу всех остальных психических функций – восприятия, внимания, памяти, речи. Все эти функции тоже становятся произвольными и интеллектуализируются.

Благодаря быстрому и постоянному развитию мышления появляется такое новое свойство личности ребенка, как рефлексия – осознание себя, своего положения в группе – классе, семье, оценка себя с позиции «хороший – плохой». Такую оценку дитя берет из отношения к нему близкого окружения. И, в зависимости от того, принимают ли и ободряют ли его родные люди, транслируя посыл «ты хороший», или осуждают и критикуют — «ты плохой» — у ребенка формируется чувство психологической и социальной компетентности в первом случае или неполноценности во втором.

По мнению психологов, независимо от того, во сколько лет ребенок идет в школу – в 6 или в 7 – он все равно проходит особый этап развития, именуемый кризисом 6-7-летнего возраста. Бывший малыш приобретает новую роль в социуме – роль ученика. Одновременно меняется самосознание ребенка, наблюдается переоценка ценностей. Действительно, то, что ранее было значимым, — игра, прогулки – становится второстепенным, а на первый и главный план выходит учеба и все, что с ней связано.

В 6-7-летнем возрасте кардинально меняется эмоциональная сфера ребенка. Будучи дошкольником, малыш, переживая неудачу или услышав неприятные отзывы о своем внешнем виде, конечно, обижался или чувствовал досаду. Но такие эмоции не влияли радикально на становление его личности. Теперь же все неудачи переносятся ребенком гораздо острее, и могут привести к возникновению стойкого комплекса неполноценности. Иными словами, чем чаще ребенок получает негативные оценки в свой адрес, тем более ущербным он себя чувствует. Естественно, такое «приобретение» способно негативно повлиять на самооценку ребенка и уровень его дальнейших притязаний и ожиданий от жизни.

В школьном обучении учтена такая особенность детской психики, поэтому первый класс учебы априори является безоценочным – при оценке работы школьников отметки не используются. Но родители тоже всячески должны поддерживать ребеночка:

  • отмечать все достижения ребенка, даже самые незначительные;
  • оценивать не личность ребенка, а я его поступки – вместо фразы «ты плохой», говорить «ты поступил не очень хорошо»;
- общаясь с сыном или дочерью о неудачах, объяснять, что это временно, поддерживать стремление ребенка преодолевать различные трудности.

Социально-психологическая адаптация первоклашек может протекать по-разному. Условно выделяют три вида адаптации:

1. Благоприятная:

  • ребенок адаптируется к школьному обучению в течение двух первых месяцев;
  • ему нравится ходить в школу, он не боится и не чувствует неуверенности;
  • ребенок легко справляется со школьной программой;
  • он быстро находит друзей, осваивается среди нового коллектива, хорошо общается с ровесниками, устанавливает контакт с учителем;
  • у него фактически все время ровное хорошее настроение, он спокоен, приветлив, доброжелателен;
  • он без напряжения и с интересом и желанием выполняет школьные обязанности.

2. Средняя:

  • время привыкания к школе затягивается до полугода;
  • ребенок не может принять ситуацию учебы, общения с учителем, ровесниками - он может выяснять отношения с товарищем или играть на уроках, реагирует на замечания учителя обидами и слезами или не реагирует вообще;
  • ребенку трудно усваивать учебную программу.

Обычно привыкание к школе и подстройка под новый ритм жизни у таких детей происходит только к концу первого полугодия.

3. Неблагоприятная:

  • у ребенка наблюдаются отрицательные формы поведения, он может резко проявлять негативные эмоции;
  • ребенок не в состоянии освоить учебную программу, ему трудно научиться чтению, письму, счету и т.п.;

На таких деток нередко жалуются родители, одноклассники, учителя, они способны на непредсказуемые реакции, могут «мешать трудиться на уроке». Все это в сумме создает целый комплекс проблем.

Причины социально-психологической дезадаптации

Специалисты выделяют следующие факторы нарушения социально-психологической адаптации:

  • неадекватные требования со стороны взрослых — учителя и родителей;
  • ситуации постоянной неудачи;
  • учебные проблемы ребенка;
  • недовольство, наказания, упреки со стороны взрослых;
  • состояние внутреннего напряжения, тревожности, настороженности у ребенка.

Такое напряжение делает ребенка недисциплинированным, безответственным, невнимательным, он может отставать в учебе, быстро устает и просто не имеет желания ходить в школу:

  • непосильные дополнительные нагрузки – различные кружки и секции, которые постепенно создают стресс и «перегрузку» ребенка, он постоянно боится «не успеть» и в итоге жертвует качеством всей работы;
  • отвержение школьников ровесниками. Такие ситуации в свою очередь порождают протест и плохое поведение.

Всем взрослым – и родителям, и учителям – важно помнить, что плохое поведение является сигналом тревоги. Необходимо проявить дополнительное внимание к ученику, понаблюдать за ним, разобраться в причинах затрудненной адаптации к школе.


Вопрос помощи детям в безболезненном и плавном привыкании к школе без ущерба для здоровья как никогда актуален. Специалисты рекомендуют соблюдать простые советы:

  1. Помогите ребенку вжиться в новую для него роль школьника. Для этого необходимо объяснять ребенку, что такое школа, зачем нужна учеба, какие правила существуют в школе;
  2. Правильно постройте режим дня своего первоклашки. Дневной моцион обязательно должен быть последовательным и постоянным, и учитывать личностные особенности ребенка;
  3. Обсудите с ребенком понятия самооценки, оценки, различные их критерии: аккуратность, красота, правильность, интерес, старательность. Вместе с ребенком выработайте способы достижения всего этого;
  4. Учите ребенка задавать вопросы. Объясните ему, что спрашивать совершенно не стыдно и не зазорно;
  5. Развивайте учебную мотивацию своего первоклассника. Рассказывайте ему, что дает обучение, какие преимущества он получит и чего может достичь благодаря успешной учебе. Но, конечно же, будьте честны с ним и в первую очередь с собой – не надо говорить, что золотая медаль откроет дверь в беззаботную жизнь. Вы ведь сами знаете, что это не так. Но вот объяснить, что учиться интересно, важно и нужно, чтобы потом реализовать себя в каком-то деле, все-таки стоит, правда?
  6. Учите дитя управлять своими эмоциями. Это не значит подавление и замалчивание своих проблем и страхов. Но развитие произвольного поведения очень важно для каждого человека. Школьник должен уметь при необходимости подчиниться правилам, точно выполнять, внимательно слушать задания. Помочь в этом могут игры по правилам и дидактические игры – через них ребенок может прийти к пониманию школьных заданий;
  7. Учите ребенка общаться. Навыки общения помогут ему нормально действовать в условиях групповой деятельности в школе;
  8. Поддерживайте ребенка в его попытках справляться с трудностями. Покажите ему, что вы действительно в него верите и готовы всегда ему помочь при необходимости;
  9. Проявляйте неподдельный интерес к классу, школе, в которую ходит ваше дитя. Обязательно выслушивайте ребенка, когда он хочет вам что-то рассказать;
  10. Перестаньте критиковать ребенка. Даже если у него плохо получается читать, считать, писать, он неаккуратен. Критика со стороны близких, особенно в присутствии посторонних людей, способна только усугубить проблемы;
  11. Поощряйте ребенка. Отмечайте не только его успехи в учебе, но и другие достижения, даже самые незначительные. Любые поддерживающие слова со стороны родителей помогут крохе почувствовать себя значимым и важным в деле, которым он занимается;
  12. Учитывайте темперамент своего чада. Активные дети физически не в силах сидеть долго на одном месте. Медлительные же, наоборот, с трудом привыкают к непростому школьному ритму;
  13. Запретите себе сравнивать своего ребенка с другими детьми. Подобные сравнения приведут или к повышенной гордости – «Я лучше всех!», или к падению самооценки и зависти другим – «Я хуже, чем он…». Сравнивать вы можете только своего ребенка с ним самим, его новые успехи с прежними достижениями;
  14. Не думайте, что детские проблемы проще, чем взрослые. Конфликтная ситуация с ровесником или учителем может оказаться для крохи ничуть не легче, чем конфликт родителя с начальником на работе;
  15. При поступлении ребенка в школу не меняйте резко отношения в семье. Не стоит говорить: «Теперь ты уже большой, сам мой посуду и убирай в доме» и т.д. Помните, ему и так сейчас достаточно школьного напряжения;
  16. По возможности в период адаптации не перегружайте ребенка. Не надо тащить его сразу на море кружков и секций. Подождите, дайте ему справиться с новой обстановкой, а все остальное успеется и потом;
  17. Не показывайте крохе свою тревогу и озабоченность его успеваемостью в школе. Просто интересуйтесь его делами, не оценивая его. И будьте терпеливы в ожидании успехов – они ведь могут появиться не с первого дня! Но, если вы повесите на ребенка ярлык неудачника, его таланты могут так и не проявиться;
  18. Если ребенок очень болезненно относится к школе, снизьте важность школьных отметок. Покажите чаду, что вы его цените и любите, и не за хорошую учебу, а просто так, то есть, безусловно;
  19. Искренне интересуйтесь школьной жизнью крохи, но акцентируйте внимание не на оценках, а на его отношения с другими детками, на школьные праздники, экскурсии, дежурства и т.п.;
  20. Дома создайте ребенку возможность расслабиться и отдохнуть. Помните – в первое время для вашего чада школа является очень серьезной нагрузкой, и он реально устает;
  21. Обеспечьте ребенку доброжелательную атмосферу в семье. Пусть он знает, что дома его всегда ждут и любят, не взирая ни на что;
  22. После занятий гуляйте с ребенком. Помогите ему удовлетворять его потребность в движении и активности;
  23. Помните, что поздний вечер – не для уроков! После занятий дайте крохе отдохнуть, а потом как можно раньше сделайте уроки на завтра. Затем ребенку нужен полноценный сон;
  24. И помните, что основная помощь для ребенка — это доброе, доверительное, открытое общение с родителями, их любовь и поддержка.

Самое главное – это воспитание у ребенка позитивного и радостного отношения к жизни в целом, и к ежедневной школьной деятельности в частности. Когда учеба начнет приносить ребенку радость и удовольствие, тогда школа перестанет быть проблемой.

Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины в беседе с психологом отмечала, что девочка негативно отзывается об одноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись в виде криков, слёз, нежелания ходить в школу. Как выяснили позже психологи, у Ирины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация и устойчивость внимания, девочке не хватает воли и усилий высидеть на уроке.

В середине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, не реагирует на замечания учителя, чуть что — в слёзы. Разговор с учителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, он с трудом считает и плохо запоминает. Проблемы накапливаются и накапливаются, а наказания взрослых и их строгость только мешает.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Наталья Кацевич психолог

Обсуждение

хорошая статья

спасибо за статью

здравствуйте! А что делать если ребенок пошел в первый класс,выбрала ему учителя построже,который любит детей как мне говорили. А этот учитель после второй недели в вестибюле при всех начинает орать и говорить бросайте работу,занимайтесь детьми,они на уровне 4 лет,это обо всех,идите к психологам,буду отчислять и т д Это что эмоции? Как такое понять После этого взрослый идет в школу и боится,а что мне сегодня день готовит? А что испытывают дети я вообще боюсь представить. что делать? Ребенок говорит "Я старался!"и плачет. Это при том что в садах сейчас занимаются с детьми и логопеды и дополнительно занимались целый год платно. Ребенок не слышит,так как его научить слышать в слове все буквы? Записались еще к логопеду. Надеюсь что все6 будет хорошо. Ребенок поступил в музыкальную школу,а звуки не слышит,абсурд получается какой-то. может это разные вещи,а мы делетанты,так подскажите как правильно,неужели мы для своих детей не сделаем и не поможем им! Вы же специалисты!!! Спасибо! Эмоции,за ошибки извините,крик души

Комментировать статью "1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников"

Советы родителям будущих первоклассников. Английский для первоклашки: советы родителям. Английский язык для детей: 6 шагов к знаниям. Что нужно первокласснику кроме ранца и школьной формы. Первый класс и адаптация к школе: как помочь первокласснику?

Обсуждение

Конечно надо. Особенно стараются обычно те, чьи дети не блещут, а планы наполеоновские. Домохозяйки самоутверждаются.))Если серьезно, учитель должен видеть, что Вам не все равно и Вы готовы ему помочь если потребуется, а требоваться будет часто. Обычно формируется костяк из нескольких человек, которые откликаются всегда. Остальным пофиг. И не суть в избрании родительского комитета. Только обязанности по одариванию учителей нужно переодически передавать, иначе будут недовольные.

13.03.2018 18:52:15, Ленусик 128

Я уже 15лет в родкоме. Но я еще с сада. У старшей в 1-2классе, когда младший был маленький, я была в помощниках, еще родители активные были. Сейчас старшая в 11классе, младший в 6классе и я одна и там, и там восновном ((Каждый год учительница честно спрашивает, кто же хочет в род комнаты, и - никого)) С надеждой смотрит на меня))
Зачем пошла? 1.Не хочу много денег сдавать (я собираю по 1000р в год) , 2. Активная наверное слишком. 3. Ближе к детям и к учительнице.
Никаких обсуждений подарков(учителям имею ввиду) , тк начинается базар и никто ничего толком не предлагает. Могу спросить у ближайших друзей по классу совета.
Из минусов - все надо срочно и прям сейчас; во всех мероприятиях надо участвовать(ну если не найдешь желающих, обычно все заняты); задания иногда поступают в час ночи и срочно надо сделать; старшая устала,то деньги собирать, то мои задания детям передавать; деньги собираешь - чувствуешь себя побирушкой; да и не люблю я подсчитывать все; свои деньги вечно вносишь и тд.
В общем, попасть легко, выйти сложно))
Но, если честно, уже скучно без работы в родкоме будет)

Я знаю, чему ребёнок научился, но боюсь, что для школы это не очевидно и недостаточно. Сейчас он ещё болеет третью неделю, и все контрольные-проверочные-тесты Посмотрите другие обсуждения: 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников.

Обсуждение

Могу только частное мнение. Оставила старшего на 1й класс дома, будем сдавать в конце года, чтобы пойти во второй класс.
В начале года спрашивала у учителя:
1. Чтение - 30-40 слов в минуту, ответить на вопросы по тексту.
2. Математика: сложение-вычитание в пределах 20, если Петерсон - то в пределах 100 с переходом через десяток. Решение текстовых задач: в одно действие (на нахождение суммы, на сколько больше/меньше, сколько осталось и т.д.) и в два действия (у Васи 5 шт, у Пети на 2 больше, сколько всего). Соотношение дм-см, понятие кривой, прямой, отрезка.
3. Окружающий мир - в зависимости от учебника. В целом: живое-неживое - различие, насекомые, птицы, животные (млекопитающие), рыбы, пресмыкающиеся - общие сведения, строение, Россия -столица, герб, гимн, растения - животные чем отличаются, виды растений.
4. Русский язык: писать, списывать, писать под диктовку, словарные слова, деление на слоги, правила переноса, восклицательные, побудительные и повествовательные предложения, восклицательные и невосклицательные, основа предложения, существительные, прилагательные, глаголы (в некоторых программах слова-предметы, действия, признаки), предлоги со словами отдельно, орфограммы: большая буква в начале предложения, имя собственное, жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк. В некоторых программах родственные слова, синонимы, антонимы. Апд.: орфограмма - глухая согласная в конце слова, и звуки - согласные мягкие-твердые, звонкие-глухие, гласные.
Где-то могла ошибиться или что-то забыть.

Ничего не должен. По Закону об Образовании РФ в 1 классе нет аттестации, значит, нет оснований для не перевода. Другое дело, на Вас могут давить, тут уже на Ваше усмотрение, как Вам интуиция подсказывает. И оставить, и на ПМПК, обычно не хотят таких учить. Я послала всех любителей учить отличников, вот 5 класс заканчиваем.

Раздел: Школа (впечатление ребенка о школе). Первоклашки - расскажите про впечатление детей от школы. Как у детей настрой? все ли нравится? Подготовка к школе. ? родителям первоклассников. расскажите плз, на сколько велика разница в детках первого класса тех, кто...

Обсуждение

Полный восторг! ДЗ нет, только если пропускаешь. Самое яркое впечатление от школы "Там есть подружки и завтраки!"

а про свою расскажете???))))
Первое сентября прошло хорошо, правда из-за штормового предупреждения линейка была в столовой (хотя погода была изумительная!!!) - душно, жарко, толпа... но дочка встретила единственного садиковского друга, и он попал в тот же класс, что и мы - поэтому все на позитиве было)))))
Сейчас тоже нравится все, учителя слушает, говорит только что тяжело сижеть 30 минут, но это думаю всем тяжеловато.
Мне родители понравились - собрание было, активные, веселые - я тоже довольна))))
Домашка будет - учитель сразу сказал, потому что без нее к концу года "мы будем иметь круглый ноль" - ее слова.
Кормят после первого урока плотенько так - для меня хоть отпала необходимость утром завтраком кормить)))
В общем, пока полет нормальный - хоть бы дальше так же было)))
Завтра, кстати, на кайквандо пойдем первый раз в школу)))) Дочь дождаться не может)))

Вопрос к родителям первоклассников. HELP. Школа. Ребенок от 7 до 10. Посмотрите другие обсуждения: Английский для первоклашки: советы родителям. Как поднять ребенка в школу: 4 вопроса родителям. 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям...

Обсуждение

Я бы в спортивную секцию отдал. Лучше в борьбу (Дзюдо, Самбо), где "мордобой" правилами запрещён. Там мальчик сможет дать выход своей энергии и дисциплине быстрее научиться.

Если Вы про адаптацию, то сегодян 9 число, а адаптация идет от месяца до 6.
Только я не уверена, что при адаптации надо руки другим детям заламывать. Это, по-моему, уже от ребенка зависит - полно детей, которые очень плохо адаптируются, но никого при этом не трогают.

Родителям первоклашек и новеньких.... Адаптация в школе. Ребенок от 10 до 13. Английский для первоклашки: советы родителям. Курсы английского для детей и подростков в ALIBRA - это то, что 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников.

Обсуждение

У нас урок 40 минут, за урок 1-2 зарядки обязательно.

У нас по-разному. В группе модет уехать и не вернуться через 5 минут.
Индивидуально - полчаса номрально держит внимание (но со сменой деятельности). Пример: занятие по математике. Сначала поперерерисовывал рисунки (потворить такоц же рисунок из крестиков) - 5 минут. 15 минут решал на слух задачики и примеры. Еще 5-10 минут писал цифры. Я была за дверью и слышала, что Ваня не отвлекался. Но тут учитель, что у него не забалуешь (по хорошему).
Со мной: я планирую деятельность на 30 минут. но может получится дольше. Единственное, что надо учитывать - не нагружать подряд письмом. Если тема ему интересна, то может и все полчаса ею заниматься. Как ни странно, но письмом в Прописях от русской азбуки может полчаса писать, другое задание через 2 минуты начнет ныть, чтобы помогли (особенно раскрашивание по заданию).

Детям, готовящимся к школе, и первоклашкам очень полезно раз в неделю ходить на Очень полезные советы, как мне кажется. Может и правда шестилетку за неусидчивость не стоит Часто вынуждает родителей наказывать ребенка, чтобы потом его не наказала школа...

Обсуждение

Школа 1071? Это за "Отрадой", директор Щербо? У нас учатся там дети знакомых. В целом довольны. По крайней мере уже в 7-х и 8-х классах и все там.
Мой сын учится не в Бутово. Изучив все школы нашего района, я пришла к выводу, что нам они не подходят. Он учится в гимназии 1526, что на Дорожной улице (в районе магазина "Прага"). Он учится там с первого класса (сейчас уже в седьмом). Тоже он был подготовлен к школе, поступил по конкурсу, а когда начал учиться, то временами мы просто вешались. Требования высокие, а он медлительный ужасно был. Так что прошли все "муки ада" с этой учебой. Сейчас по лучше, конечно, но проблем все равно хватает:))

23.09.2002 12:05:22, Ольга*

Нагрузки не надо увеличивать. Метод один - делать с ребенком домашние задания, всяческие отвлечения пресекать, пока не решена задача, не дописано предложение и т.д. Поверьте, в течение года, если вы сами проявите "усидчивость":) проблема в значительной степени решится. То бишь будет столь желанная психологу "динамика":) Что поделать, все дети разные - вот дочкина подружка сама делает уроки, а мы весь 1 класс просидели за тетрадками на парочку... Каролина про садик очень верно подметила - там вырабатывается навык этой самой усидчивости, а домашние детки привыкли все делать не из-под палки и иногда им трудно самих себя организовать.

Совсем скоро прозвенит первый школьный звонок. Волнение родителей нарастает с каждым днём. В прошедшем году всё внимание было уделено совершенствованию познавательных навыков ребёнка: он научился читать, считать, решать логические задачки, возможно, даже писать. Однако этого недостаточно. Как показывает практика, даже высокий результат на тестировании перед поступлением в школу не гарантирует лёгкой адаптации детей. Почему некоторые быстро приспосабливаются к новым условиям, а другие не привыкают к ним и за весь год? Как могут родители помочь ребёнку легче влиться в коллектив и учебный процесс? Стоит разобраться подробнее.

Что такое адаптация

Для каждого первоклассника поступление в учебное заведение - стресс. Меняется всё: отношения со сверстниками и взрослыми, ведущий вид деятельности, режим дня. Появляется много новых обязанностей. Малышу приходится налаживать отношения с одноклассниками и учителем, искать своё место в коллективе. Это очень ответственный и непростой период жизни маленького человека.

Адаптируюсь помаленьку…

Адаптация к школе - перестройка всех сфер жизнедеятельности ребёнка (познавательной, игровой, мотивационной, эмоциональной, волевой), приспособление к организованному систематическому учебному процессу. От того, как пройдёт привыкание, зависит многое: самооценка и самоуважение малыша, его душевный комфорт, отношение к учёбе и даже здоровье.

Некоторые дети осваиваются в школе за первые 2-3 недели. Другие же пребывают в стрессе весь год. Многое зависит от первого учителя. Но, к счастью, и родители в силах помочь своему первоклашке быстрее и легче адаптироваться в школе.

Физиологическая составляющая адаптации

Стресс от поступления в первый класс - настоящее испытание для детского здоровья. Все органы и системы организма перенапряжены. В этот период дети часто болеют. Особое внимание стоит обратить на:

  • зрение ребёнка: именно в первый год обучения с увеличением зрительной нагрузки часто проявляется либо начинает прогрессировать близорукость (особенно, если есть предрасположенность); в это время родителям нужно ограничить пребывание малыша перед компьютером и телевизором, а лучше вообще его исключить; другие меры - организация достаточного освещения (настольная лампа, стол перед окном: свет должен падать слева от правшей и справа от левшей), витамины;
  • опорно-двигательный аппарат: никогда ещё ребёнок не испытывал такого дефицита двигательной активности; долгие сидения за партой и письменным домашним столом повышают риск развития сколиоза и других проблем; уроков физкультуры мало, поэтому почаще гуляйте с ребёнком, делайте вместе с ним утреннюю зарядку, играйте после школы в спортивные игры на свежем воздухе, следите за его осанкой во время выполнения домашних заданий;
  • обострение хронических заболеваний нервной системы - если ребёнок стоит либо стоял на учёте у невролога, будьте готовы: стресс способен провоцировать рецидив; стоит заранее проконсультироваться со специалистом - возможно, он назначит поддерживающую схему приёма нужных препаратов или даст важные рекомендации.

Психологическая составляющая адаптации

Проблемы психологического характера обусловлены:

  • сменой ведущего игрового вида деятельности на учебный;
  • необходимостью длительной произвольной концентрации внимания;
  • установлением контактов с одноклассниками и учителем, поиском своего места в коллективе;
  • страхами: дети боятся оставаться одни в незнакомом месте, не справиться с нагрузкой, не оправдать родительские ожидания относительно успешности в учёбе и т.д.;
  • появлением новых обязанностей, необходимостью самостоятельного решения возникающих проблем;
  • сложностями с подчинением школьному режиму, выдерживанием школьного ритма.

Чтобы помочь малышу справиться с этими и другими трудностями, родители ещё до 1 сентября могут:

  • ввести ребёнка в курс дела: рассказать ему о школе, о необходимости и важности обучения, о школьном режиме, об основных правилах поведения; информация должна преподноситься в позитивном ключе: пусть будущий первоклашка узнает о школьной дружбе, совместных мероприятиях, праздниках; приветствуются воспоминания мамы и папы о весёлых и интересных моментах собственного школьного детства;
  • привлечь дочку или сына к подготовке к школе: выбирайте вместе канцтовары, форму, ранец, спортивную одежду, учитывая при этом мнение маленького хозяина всех этих вещей;
  • не показывать ребёнку своего волнения и страхов относительно его поступления в 1 класс, не отзываться негативно о школе и учителях;
  • ежедневно выделять хотя бы полчаса для занятий - решения несложных задачек, чтения, письма - это позволит ребёнку подготовиться к необходимости выполнения домашних заданий и разовьёт его познавательные навыки, что так же способствует скорейшей адаптации.

С началом обучения роль родителей остаётся такой же важной:

  • помогите ребёнку обрести школьных друзей: позволяйте чаду гулять после школы с одноклассниками, давайте ему с собой конфетки, которыми можно угостить окружающих, организовывайте с родителями других детей совместные походы в кино, приглашайте ребят в гости (предварительно позаботившись об интересном досуге) и т.д.;
  • никогда не критикуйте учителя, одноклассников, программу;
  • не ругайте первоклашку за медлительность, неуспеваемость; не сравнивайте его с другими детьми;
  • будьте внимательнее к детям в этот непростой для них период: хвалите за достижения (не только школьные), почаще целуйте и обнимайте, не раздражайтесь на новоиспечённого школьника;
  • помогите ребёнку стать самостоятельнее: пусть он сам, под вашим присмотром, собирает портфель, даже если это занимает полчаса, приучайте первоклашку подниматься самому по звонку будильника;
  • обсуждайте, как прошёл каждый школьный день - что нового узнал маленький ученик, что его напугало или расстроило, с кем он подружился, либо, наоборот, поссорился, кто в классе шумит или кто хорошо читает и т.д.;
  • не лишайте ребёнка детства - не стоит убирать игрушки подальше, игровая деятельность - по-прежнему важная сфера жизни первоклассника.

В первую очередь они - дети, а только потом уже ученики.

Организационный момент

Для первоклассника важен режим дня . Правильный и чёткий распорядок оздоравливает, воспитывает, организует, позволяет легче адаптироваться к новым условиям.

После утреннего подъёма желательно сделать зарядку. Обязательно накормите малыша горячим завтраком - в школе детей ведут в столовую обычно только после 2-3-го урока. Затем наступает время школьных занятий. После уроков хорошо немного погулять, а дома - сытно и вкусно пообедать. Не стоит сразу приниматься за уроки, ребёнок нуждается в отдыхе. Лучший вариант - дневной сон. После этого следует лёгкий перекус (полдник) - теперь можно приниматься за домашние задания. Затем - прогулки и активные занятия. Возвращаемся домой и ужинаем. Подготавливаемся ко сну - играем в спокойные и развивающие игры, принимаем ванную, читаем сказки. В постель первоклассник должен отправляться не позже 21:45 (можно и раньше), ведь рекомендуемая продолжительность ночного сна - минимум 9-10 часов.

Если ребёнку школа нравится больше, чем детский сад, если он мало устаёт, не болеет, дружит с одноклассниками, становится день ото дня всё увереннее в себе и самостоятельнее - значит, адаптация прошла успешно.

Текст: М. Салина, психолог

Менять что-то в своей жизни и взрослому человеку нелегко, что уж говорить про малышей? Еще вчера можно было играть, сколько хочешь, и слушаться старших. А сегодня к портфелю и букету добавляется новый уровень нагрузки и ответственности.

Порой родители теряются – как облегчить чаду процесс привыкания к школе? Вроде бы и на развивающие занятия ходили, и нужные разговоры разговаривали, но достаточно ли этого? С другой стороны – усиленная родительская опека детям тоже не особый помощник. Кого из мам порадует перспектива пройти школьный курс обучения еще раз, каждый день, делая уроки, заучивая стихи и собирая за ребенка портфель…

Что же полезного можно посоветовать родителям?

Привлекайте ребенка к процессу подготовки к школе

Покупка канцтоваров и учебников, организация рабочего места, - это неотъемлемая часть работы по осознанию ребенком происходящих в его жизни изменений.

Совет: Помните, что вы покупаете не просто ручки, тетрадки, спортивную обувь или портфель. Положительные эмоции от таких подготовительных ритуалов помогут снизить тревожность, сделают неизведанный мир школы более близким, знакомым и нестрашным.

Составляйте распорядок дня

Даже если ребенок ходил в детский сад и знает о режиме не понаслышке, распорядок дня с поступлением в школу сильно меняется. И для некоторых ребят такие перемены могут стать непростым испытанием. Избежать развития страхов опоздать, не успеть, забыть, научить первоклассника распределять свои силы и нагрузку, избегать переутомления, поможет расписание.

Совет: Расписание стоит сделать наглядным и четким, благодаря чему первоклашка будет чувствовать себя увереннее. Оно – хороший помощник в воспитании дисциплины. Со временем ребенок научится распределять время и силы самостоятельно. Не нужно настаивать на составлении наглядного расписания, если ребенок справляется без него.

Первокласснику необходимо соблюдать режим дня!


Важно помнить: Лучший отдых – это смена вида деятельности. Старайтесь чередовать занятия ребенка таким образом, чтобы разные виды деятельности сменяли друг друга. Это поможет избежать переутомления.

В расписание стоит включать только основные режимные моменты, например: уроки в школе, выполнение домашнего задания, кружки и дополнительные занятия. Не стоит обозначать в расписании «свободное время», «время для игр», ведь первоклассник – это маленький ребенок, он всегда играет, игра для него – главная деятельность, и делать из него пародию на взрослого не нужно. Расписание должно быть достаточно гибким, можно использовать съемные карточки, которые легко менять местами.

Учите ребенка самостоятельности

Ответственность и самостоятельность первоклассника тесно сплетаются, когда речь заходит о подготовке домашнего задания, заботы о личном рабочем месте, собирании портфеля и т.д.

Совет: Первые шаги вы должны сделать вместе с ребенком, а не за него: научить ребенка правильной организации пространства и времени – Ваша задача. Но делать это нужно ненавязчиво и вместе с ребенком, а не за него.

Учите ребенка организовывать пространство. При выполнении первого в жизни домашнего задания, ребенок может испытывать организационные трудности. Помогите ему правильно сесть, распределить учебники, тетради, письменные принадлежности таким образом, чтобы ничего не мешало и не отвлекало его внимания.

Дайте ребенку время! Не делайте за него то, что он может сделать сам. К примеру, если первоклассник «долго возится» собирая портфель, но делает это самостоятельно, его нужно поощрять, а не подгонять и не перехватывать инициативу. Ваше терпение будет вознаграждено в будущем самостоятельностью ребенка.

Оказывайте своевременную и правильную помощь. Если Вы видите, что ребенок не справляется с чем-то, предложите ему свою помощь. Правильная помощь – это небольшие поэтапные подсказки и наводящие вопросы, которые подводят ребенка к верному действию, но не преподносят готовый ответ. Например, посоветуйте первокласснику посмотреть, как выполнено похожее задание в классной работе. Ребенок будет благодарен Вам за такую помощь, у него останется ощущение самостоятельно выполненной работы, что поднимет его самооценку и снизит тревожность.

Не стоит приучать ребенка к Вашему непременному присутствию рядом во время подготовки домашнего задания. Скажите, что Вы придете на помощь, если возникнут какие-то трудности, и оставьте первоклассника спокойно заниматься. Покажите, что доверяете ребенку, ведь он уже школьник – ответственный и самостоятельный.

Не забывайте играть!

«Школьник», бесспорно, серьезное звание. Но в 6-8 лет ребенок еще маленький и для нормального развития ему необходимо продолжать играть.

Совет: Школа не означает автоматического взросления. Не забывайте, что игра для первоклашки – это не только отдых, но и способ активного познавания мира, и возможность использования новых знаний, полученных в школе.

Уважайте авторитет учителя

Учитель для первоклассника – авторитет, человек, который значит для ребенка действительно много. Такая сильная привязанность помогает первокласснику усваивать непростые правила школьной жизни, воспитывать в себе дисциплину, ответственность, самостоятельность, ведь учитель – средоточие всех этих добродетелей для ребенка. Старайтесь относиться к этому с пониманием. Не говорите плохо об учителях и школе при ребенке, не подрывайте авторитет учителя.

Совет: Если Вас что-то не устраивает, обратитесь к учителю напрямую, не выливая свои негативные эмоции на ребенка. Подрыв авторитета учителя может в будущем стать причиной школьной дезадаптации, проблем с успеваемостью, конфликтов.