Патриарх гермоген годы жизни. Священномученик ермоген, патриарх московский и всея россии, чудотворец (†1612). М. В. Толстой. Рассказы из истории Русской Церкви

Натиск католического Запада на православный Восток начался одновременно с отпадением Рима от Православной Церкви. Уже в 1204г., воспользовавшись настроениями в Византии, её западные союзники-крестоносцы разграбили столицу Империи и пытались уничтожить восточно-римскую государственность. Сорок лет спустя Рим устремился на Русь, ослабленную монголо-татарским нашествием. На католическом Западе тогда пытался найти опору Галицкий князь Даниил Романович. Историческим итогом этого стала утрата его земель и Православия, и русскости. Сегодня Галицкая Русь - плацдарм католической экспансии на Восток. Северо-восточная Русь пошла по иному пути. Стоявший во главе её князь Александр Невский, даже находясь в зависимости от татарского хана, понимал, что главное зло для Руси - на Западе, там, откуда исходит опасность для Православия. И защита Православия Александром спасла историческую будущность России. Спустя три с половиной столетия, когда на Русь нагрянула открытая католическая агрессия, новый избранник Божий Патриарх Ермоген стал «твердым адамантом и неколебимым столпом» за Православную Веру и Православное Царство. Время патриаршества Ермогена (1606-1612 гг.) приходится на период Смутного времени. У страны в те годы не стало ни государственной власти, ни боеспособной армии. Были разрушены все структуры управления, все сословные и хозяйственные связи. Бояре и дворяне, купцы и посадские, крестьяне и холопы, ратные люди и казаки - все были вовлечены в бесконечную войну за сословные, корпоративные и просто шкурные интересы. Все выступали под знаменем «своего» царя против «ненастоящего», меняя себе «царей» в зависимости от конъюнктуры. Выбор был богатый... Против Василия Шуйского, поставленного боярами на царство после убийства агента Ватикана Лжедимитрия, выступил Лжедимитрий II, получивший прозвище «Тушинский вор». Было множество мелких самозванцев: «царевич Август», «царевич Федька», «царевич Лаврентий», «царевичи»: Семён, Василий, Клементий, Брошка и Мартынка. Всюду по стране слонялись вооруженные банды, терроризируя население. Человеческое достоинство и жизнь ничего не стоили. Люди искали спасения в городах. Деревни и села были разрушены и сожжены. Народ голодал. Это страшное для России время берет начало с царствования Бориса Годунова (1598-1605). Стремление царя Бориса утвердиться на престоле родоначальником новой династии шло вразрез с интересами боярской верхушки. Ею в целях установления в России олигархического правления была сфабрикована подлая и кощунственная провокация: самозванец. Рядом была Польша, точнее - польско-литовское государство Речь Посполита. Этим богатым государством, заключавшим в своих пределах огромные территории западной и южной Руси, правила могущественная знать. Её образ жизни с вечным праздничным разгулом и кричащей роскошью ассимилировал многие знатные западно-русские фамилии, превратив их представителей в поляков и католиков. Из Польши и явился на погибель Годуновым «запущенный» в Москву самозванец, объявивший себя чудесно спасшимся царевичем Димитрием. Но, видя в нём свою марионетку, московские бояре просчитались: за Лжедимитрием стояли иные кукловоды - куда более сильные. Вот что писал самозванцу папа Римский: «Верь, ты предназначен от Бога, чтоб под твоим водительством москвитяне возвратились в лоно своей духовной матери, простирающей к ним свои объятия. И ничем столь ты не сможешь возблагодарить Господа за оказанные тебе милости, как твоим старанием и ревностию, чтобы подвластные тебе народы приняли католическую веру». В 1605г., после триумфального въезда Лжедимитрия в Москву, началась героическая защита святителем Ермогеном Православного Царства. К тому времени он был правящим архиереем Казанской епархии, с 1598г. - митрополитом. Вся жизнь святителя до Смутного времени была связана с Казанью. Здесь (около 1530г.) он родился, здесь начал свое служение приходским священником, был свидетелем явления и обретения Казанской иконы Божией Матери в 1579г.. Впоследствии, будучи уже митрополитом, он составил сказание о явлении этой иконы и совершившихся от неё чудесах. Воцарившись в Москве, Лжедимитрий учредил на западный манер Сенат и, когда там решался вопрос о женитьбе «спасенного царевича» на дочери его польского благодетеля Марине Мнишек, митрополит Ермоген резко выступил против брака русского царя с католичкой. Святитель не мог тогда знать, что лжецарь уже был тайно принят в латинство папским нунцием, повенчан с Мариной по латинскому чину и дал клятвенное обещание привести русский народ в унию. По его указанию на патриарший престол был возведен архиепископ Игнатий, грек, учившийся в Риме. Легко нашедший с самозванцем общий язык, этот патриарх стал соучастником великого обмана, имевшего целью обойти требование русских архиереев о перекрещивании католички Марины. Святитель Ермоген обратился к Лжедимитрию: «Не подобает христианскому царю брать некрещёную и вводить во святую церковь и строить римские костёлы. Не делай так, царь, потому, что никто из прежних царей так не делал, а ты хочешь сделать». Лжедимитрий подверг Ермогена опале. Святитель был сослан в Казань. Было приказано лишить его сана и заключить в монастырь, но исполнению этого помешала гибель самозванца. Боярская партия поняла, что отнюдь не её ставленником является новый царь, а население Москвы явно ощущало дух католической и иноземной оккупации. 14 мая 1606г. группа бояр, возглавляемых князем Василием Ивановичем Шуйским, подняла восстание, уничтожившее самозванца. Василий Шуйский стал царем. Епископы лишили святительского сана ставленника и пособника самозванца патриарха Игнатия. Собор поставил на патриаршую кафедру митрополита Ермогена. Есть сведения, что на кандидатуру Ермогена указал отказавшийся вернуться на патриаршество по слепоте и старости первый патриарх Иов. Началось доблестное служение Ермогена-Патриарха, в котором он все свои силы отдал спасению Церкви и Отечества. Первые же месяцы царствования Василия Шуйского обнаружили слабость его власти. Царь Василий, ограничивший свою власть договорным обязательством перед поставившим его на престол московским боярством, не имел сил и авторитета для поддержания в стране твердого государственного порядка. В провинции ширились слухи о чудесном спасении царя Димитрия, росло брожение. В Москву из Углича с великим торжеством были перенесены нетленные мощи царевича Димитрия. Патриарх Ермоген учредил церковное празднование царевича три раза в год: день рождения, убиения и перенесения мощей. Кроме того, Святейший Патриарх приказал по всем храмам анафематствовать самозванца Гришку Отрепьева. Но изгнать дух самозванства не удавалось. Призрак мнимо спасенного царевича продолжал будоражить страну, поднимал людей на бунт, собирал в воровские шайки. С трудом подавив восстание под предводительством Болотникова (Патриарх предал его церковному проклятию), московское правительство столкнулось с ещё более страшной угрозой. Объявившийся на южных рубежах Лжедимитрий II с помощью поляков собрал под свои знамена огромное разношерстное войско. Страна была расколота. Самозванец осадил столицу, расположившись лагерем в подмосковном селе Тушине. В самой Москве сторонники самозванца предприняли попытку низложить царя Василия. Толпа мятежников требовала от Патриарха признать его избрание незаконным. Твердость, с которой Святейший Патриарх выступил в защиту Шуйского, позволила тому удержаться на престоле. Но ненадолго... Разгром в июне 1610г. русского войска, посланного против поляков, осадивших Смоленск, царем Василием, решил его судьбу. Поляки стали под Можайском. В Москве снова начались волнения. Вновь Патриарх пытался защитить царя, убеждая толпу, что «Бог за измену накажет Россию». На этот раз спасти Шуйского ему не удалось. Царь Василий был низложен и насильно пострижен в монахи. После его свержения, когда у кормила власти стали семь знатнейших бояр, а те пожелали видеть на престоле сына Сигизмунда королевича Владислава, Патриарху пришлось отказаться от своего первоначального плана сделать царем племянника первой супруги Ивана Грозного Анастасии 14-летнего Мишу Романова. Соглашаясь на кандидатуру королевича, Патриарх ставил первым и главным условием его избрания принятия Православия, причем обязательно через Таинство Крещения: «Если королевич крестится и будет в православной вере, то я вас благословляю; если не оставит латинской ереси, то от него во всем московском государстве будет нарушена православная вера, и да не будет тогда на вас нашего благословения». Невзирая на протесты Патриарха, бояре впустили в Москву войско коронного гетмана Жолкевского. Король Сигизмунд требовал сдачи Смоленска и давал понять, что рассчитывает царствовать в Москве сам и без каких-либо условий. Бояре составили грамоту к московскому посольству под Смоленск, в которой российская сторона соглашалась во всем положиться на королевскую волю. Эту грамоту 5 декабря 1610г. они предложили подписать Патриарху Ермогену. Святитель отказался и пообещал, что если в Москве явится неправославный царь и не выведет польские войска из города, то он, Патриарх, начнет поднимать русские города на сопротивление и благословит православный народ идти на Москву и «страдать до смерти». На следующий же день Патриарх в церковной проповеди обратился к народу с призывом стоять за православную веру. После этого к нему была приставлена стража. Патриарх заявил о себе как об открытом противнике поляков. А в глазах русских людей, оказавшихся перед лицом иноземного ига, Святейший Владыка стал последней надеждой. Стихийное движение за независимость, уже давно начавшееся в городах, стало принимать организованные формы. Этому немало способствовал энергичный рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Между городами шла переписка с обсуждением мер защиты Веры и Родины. К Патриарху апеллировали как к духовному центру сопротивления. В переписке города часто на него ссылались. В одном из таких писем ярославцы писали:«Ермоген стал за веру и Православие и нам всем велел до конца стоять. Ежели бы он не сделал сего досточудного дела - погибло бы все». Когда стотысячное ополчение подошло к Москве, русские изменники и поляки вновь приступили к Патриарху, требуя, чтобы он приказал ополчению отступить. Святейший Владыка был непреклонен и под угрозой смерти. Заточение его становилось всё более мучительным. Но штурм Москвы не удался. Погиб Прокопий Ляпунов, среди воевод не было единодушия. Многое пришлось начинать заново, но освобождение Москвы было уже лишь вопросом времени. В августе 1611г. Патриарх тайно передал на волю своё последнее письмо. В нём он, как и прежде, призывал служить России и души положить за веру. Святитель принял мученическую кончину от голода 17 февраля(2 марта) 1612г.. В ноябре того же года новое ополчение под предводительством земского старосты К. Минина и кн. Дм. Пожарского освободило Москву. Земский Собор возвёл на царский престол Михаила Романова. Измученная Россия возликовала. Гнев Божий обратился в милость. Но Патриарх всея Руси Ермоген был этому уже невидимым свидетелем. В 1913г., когда Россия праздновала трехсотлетие Дома Романовых, Патриарх Ермоген был прославлен в лике святых. В подвальном помещении Чудова монастыря, которое было местом заточения и мученической кончины святого, было решено устроить церковь и поставить в ней его мощи, но этому помешала революция, а ещё десятилетие спустя весь Чудов монастырь был разрушен до основания. В начале XVIIв. самый грозный и опасный в истории натиск католицизма на Россию был чреват для нее падением в бездну исторического небытия. Уже и на престоле российском воссел агент Ватикана, и о патриархе Игнатии папский нунций доносил буквально: «Согласен на унию». Но и этот царь, и этот патриарх исчезли в одночасье, а на первосвятительское служение пришёл великий Ермоген. Случайны ли в истории те, кого посылает Бог? Героическое служение святителя Ермогена привело Россию к возрождению и расцвету под скипетром Романовых. Знаменательно, что его церковное прославление пришлось на трехсотлетие династии. В конце этого величайшего периода истории нашего Отечества стоит святой мученик-Царь, в начале - святой мученик-Патриарх. Здесь мудрость. Симфония властей Православной Державы явлена мистически на вершинах русской истории. Какая бы судьба ни постигла Россию, и что бы с нами ни случилось, этого у нас никому не отнять. Автор текста Владимир Жилкин

Патриарх Московский (1606-1612).

Достоверных сведений о молодых годах патриарха Гермогена (в миру - Ермолая) на сохранилось. Есть версии о его происхождении из вятских посадских людей или донских казаков.

Впервые в письменных источниках имя Ермолая встречается в связи с его священническим служением в в конце 1570-х годов. Он был настоятелем Гостинодворской Никольской церкви города . В 1579 году участвовал в переносе в этот храм новоявленной иконы Божией Матери Казанской, найденной после пожара в городе.

В 1587 году, после смерти жены, имя которой история не сохранила, Еромлай постригся в монахи (скорее всего - в Чудовом монастыре в ), приняв имя Гермогена. Вскоре после этого он стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в .

В 1589 году Гермоген был хиротонисан в во епископа на кафедру митрополита Казанского и Астраханского. На этом посту стал активным проводником политики христианизации нерусского населения Поволжья.

В июле 1606 года собор русских иерархов избрал Гермогена Патриархом Московским и всея Руси. На этом посту он проявил себя как преданный сторонник царя : поддерживал его в подавлении восстания южных городов, отчаянно противился его свержению.

Патриарх Гермоген был ярым противником «Семибоярщины». Он пытался организовать выборы нового царя из русского рода (первым предложил кандидатуру ). Скрепя сердце, согласился признать царем , сына польского короля , при условии его православного крещения и вывода польских войск из . После отказа поляков от выполнения этих условий патриарх Гермоген с декабря 1610 года стал рассылать грамоты по городам с призывом к всенародному восстанию против интервентов. Оккупанты посадили Гермогена под домашний арест, а затем насильно свели с патриаршего престола и заключили под стражу в московском Чудовом монастыре.

Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Гермогену послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая ему при этом смертной казнью. На все заходы оккупантов патриарх отвечал решительным отказом.

После девяти месяцев заточения 17 (27) февраля 1612 года патриарх Гермоген мученически скончался от голода и жажды. Он был погребен в Чудовом монастыре. В 1654 году его нетленные мощи были перенесены в Московского Кремля. В 1913 году патриарх Гермоген был канонизирован как священномученик.


Начало пути

Родился около 1530 года. Происхождение Гермогена остаётся предметом споров. Есть мнения, что он из рода Шуйских, либо из Голицыных, либо незнатного происхождения. Возможно, он происходил из Донских казаков. Ещё подростком ушёл в Казань и поступил в Спасо-Преображенский монастырь, где его религиозные взгляды укрепились. Первые достоверные известия о Гермогене относятся ко времени его служения священником в Казани в конце 1570-х годов. В 1580-х годах был священником в Казани при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». В 1579 году совершилось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Будучи ещё священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь, где служил священником. В 1587 году, после смерти жены, имя которой история не сохранила, постригся в монахи в Чудовом монастыре в Москве.

Митрополит Казанский

13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. 9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн, плененный татарами, а двое других, Стефан и Пётр, новообращенные татары. Святитель просил разрешения вписать их в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и петь им вечную память. В ответ Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». Повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января среднею памятью. Святитель Ермоген сохранял твёрдость в вопросах веры, активно занимался христианизацией татар и других народов бывшего Казанского ханства. Практиковалась и такая мера: новокрещёные народы переселяли в русские слободы, изолируя от общения с мусульманами. В сентябре 1592 года участвовал в перенесении мощей Казанского архиепископа Германа (Садырева-Полева) из Москвы в свияжский Успенский монастырь.

Около 1594 года в Казани на месте явления Казанской иконы был сооружён каменный храм; тогда им была составлена «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». В октябре 1595 года участвовал в открытии мощей святителей Гурия и Варсонофия, обретённых в ходе перестройки собора в казанском Спасо-Преображенском монастыре, и составил их первое краткое житие.

Митрополита Гермогена хорошо знали в Москве. Присутствовал он во время избрания на царство Бориса Годунова; участвовал во всенародном молении при Борисе под Новодевичьим монастырем. В 1595 г. он ездил в Углич для открытия мощей удельного Угличского князя Романа Владимировича. Лжедмитрий включил его в состав Боярской думы как известного и влиятельного человека. Но там Гермоген показал себя противником Лжедмитрия: выступил против избрания патриархом Игнатия и потребовал православного крещения Марины Мнишек. Лжедмитрий приказал исключить его из Думы и сослать в Казань. Приказ выполнить не успели в связи с убийством Лжедмитрия.

Патриаршество

3 июля 1606 года в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским. Оставался сторонником Василия Шуйского, поддерживал его в подавлении восстания южных городов, отчаянно противился его свержению.

Был ярым противником семибоярщины, несмотря ни на что, пытался организовать выборы нового царя из русского рода (первым предложил эту должность Михаилу Романову). Скрепя сердце, согласился признать русским царём Владислава Сигизмундовича при условии его православного крещения и вывода польских войск из России. После отказа поляков от выполнения этих условий, стал писать воззвания к Русскому народу, призывая его на борьбу. С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с некоторыми предателями из бояр они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал:

Уже из заточения Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей.

Состояние Русской Церкви; сочинения Гермогена

Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе Гермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго Закона и Новыя Благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче». Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В XVII веке «Воскресенскую летопись» называют летописцем Святейшего Патриарха Ермогена. В сочинениях Предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени. Церковная деятельность характеризовалась внимательным и строгим отношением к богослужению.

При нём были изданы: Евангелие, Минеи месячные за сентябрь (1607), октябрь (1609), ноябрь (1610) и первые двадцать дней декабря, а также напечатан «Большой Верховный Устав» в 1610 году. Патриарх тщательно наблюдал за исправно­стью текстов. По его благословению с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному (память 30 ноября) и восстановлено празднование памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками.

Заботясь о соблюдении благочиния, Гермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения». «Послание» обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб: многогласии, а мирян - в неблагоговейном отношении к богослужению.

Среди его сочинений: Сказание о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе (1594), посла­ние Патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках (1591), сборник, в котором рассматриваются вопросы богослужения (1598), патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу (1606-1613). Патриарх писал к мятежникам:

Почитание и прославление

В 1652 году его останки, по повелению Патриарха Московского Никона перенесены из ветхой гробницы в Чудовом монастыре в Большой Успенский собор. Его мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, были поставлены в юго-западном углу Успенского собора, где они пребывают и ныне.

Прославлен в лике святых в воскресенье 12 мая 1913 году (год 300-летия Дома Романовых, за несколько дней до прибытия царской семьи в Москву) как священномученик; богослужения в Московском Кремле возглавлял Патриарх Антиохийский Григорий IV; присутствовала великая княгиня Елисавета Феодоровна. Император Николай II в тот день возвращался из Берлина в Царское Село и направил на имя обер-прокурора святейшего синода Саблера телеграмму из Кошедар: «Поручаю вам передать святейшему патриарху Григорию <…>, а также всем помолившимся за меня и мою семью в день прославления священномученика Ермогена мою сердечную благодарность. Искренно сожалею, что не мог быть на прославлении.»

Первый храм в честь нового святого был освящён митрополитом Макарием (Невским) 13 мая 1913 года - устроен Русским монархическим собранием и Русским монархическим союзом в подземелье Чудова монастыря.

11 и 12 мая 1914 года в Московском Кремле состоялось торжественное открытие и переложение мощей святителя в новую раку, сооружённую иждивением императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны; торжества возглавил митрополит Московский Макарий (Невский), присутствовали великая княгиня Елисавета Феодоровна и обер-прокурор святейшего синода В. К. Саблер.

В 1916 году в № 9 «Богословского вестника» (печатного органа Московской духовной академии) были опубликованы служба и акафист святителю Гермогену (автор, предположительно, - протоиерей Илия Гумилевский).

В культуре

  • Общественное движение «Народный собор» и женское православно-патриотическое общество выступили с инициативой в 2012 или в 2013 году установить в Москве памятник патриарху Гермогену.
  • «Новая повесть о православном российском государстве» прославляет Гермогена.
  • На мотив мученичества Гермогена написано много картин, самой известной из которых является изображение кисти Чистякова
  • Он упоминается и у Державина: «Там Гермоген, как Регул, страждет…»

Святыми на Руси исстари становились и богобоязненные простые мужики-крестьяне, и зажиточные торговцы, и высоконравственные добродетельные женщины, и прославленные правители. Русский православный народ свято чтит своих покровителей божьих, уповает на защиту небесных праведников, ищет и находит в них поддержку на своем собственно пути духовного развития.

Краткая биография Светлейшего Владыки

Христианство в России насчитывает много великих святых защитников. Патриарх Гермоген несомненно является одной из самых значительных личностей истории русского христианства. Многое в биографии этого человека осталось до конца не выясненным. До сих пор историки ведут напряженные споры касательно значительных вех его жизни и судьбы.

Биография Патриарха Гермогена полна догадок. Доподлинно известно, что он родился в Казани, был наречен именем Ермолай. Точная дата появления его на свет неизвестна, историки относят ее к 1530 году. О социальном происхождении патриарха однозначных сведений также не имеется. По одной версии, Гермоген принадлежит к роду Рюриковичей-Шуйских, по другой - он выходец из донского казачества. Историки больше склоняются к мнению, что будущий Святитель Гермоген, Патриарх Московский был все-таки незнатного происхождения, вероятнее всего он простой выходец «из народа».

Первые шаги Гермогена в православии

Свою службу Ермолай начинал в Казанском Спасо-Преображенском монастыре обычным клириком. Приходским священником церкви св.Николая Казани он становится в 1579 году, принимает участие в церемонии обретения лика Казанской Божьей Матери и пишет «Сказание о явлении и творимых чудесах образа Казанской Богоматери», отправленное впоследствии самому царю Ивану Грозному.

Спустя несколько лет Гермоген принимает иночество и вскорости становится сначала игуменом, а потом и архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Возведение Гермогена в сан епископа и назначение его Митрополитом Казанским и Астраханским состоялось в мае 1589 года.

И даже сейчас, посреди беснующей толпы этот старец пытался словом Божьим праведным успокоить народ, убедить «не поддаваться на дьявольское соблазнение». На сей раз переворот не увенчался успехом, во многом благодаря мудрости и твердости слова, сказанного патриархом. Но все же порядку трехсот человек предательски удалось сбежать в становище нового самозванца в Тушино.

Перелом в русской Смуте

А между тем в государстве начали происходить события, способствующие изменению течения Смуты. В один из холодных зимних февральских дней 1609 года Василий Шуйский заключает договор со шведским правителем Карлом IX. Отряд шведских воинов был послан в Новгород и отдан под командование племянника царя воеводы Скопина-Шуйского.

Объединенные таким образом русские и шведские военные силы успешно атаковали войско тушинского самозванца, выдворили их с северо-запада России. Подписание Шуйским и Карлом IX договора и вхождение на русскую землю шведских вооруженных сил дало толчок к началу открытых военных наступлений польского короля Сигизмунда на Россию. Осенью того же года польская армия подошла к Смоленску, рассчитывая на легкий захват города. Но не тут-то было!

Смоленск мужественно и доблестно, почти два долгих года, противодействовал натиску поляков. В конце концов, большая часть польской армии перебазировалась из-под Тушина к осажденному Смоленску, а в конце года из Тушина в Калугу сбежал и сам самозванец. Ранней весной 1610 года лагерь бунтовщиков был окончательно разгромлен и уже 12 марта столичный люд с восторгом встречал армию Скопина-Шуйского. Угроза

взятия смутьянами Москвы миновала, что однако совсем не означало окончания войны сразу с двумя агрессорами - затаившимся в Калуге самозванцем и плотно осевшим под Смоленском Сигизмундом.

Положение Шуйского в это время несколько укрепилось, как вдруг скоропостижно умирает его племянник-герой Скопин-Шуйский. Его смерть приводит к поистине катастрофическим событиям. Русская армия, выдвинутая к Смоленску против поляков, под командованием брата государя полностью разгромлена близ села Клушино. Гетман Жолкевский во главе польского войска выступили на Москву и оккупировали Можайск. Самозванец, собрав остатки войска, стремительно двинулся в сторону столицы с юга.

Низложение царя Василия. Опала Патриарха

Все эти фатальные события окончательно решили судьбу Василия Шуйского. В середине лета 1610 года бунтовщики проникли в Кремль, захватили бояр, Патриарх Гермоген с криками о низложении царя, насильно был выведен из Кремля. Безуспешно Владыка Церкви вновь угомонить разбушевавшуюся толпу, в этот раз она его не слышала. Последний царь принадлежавший к древнейшему роду Рюриковичей был низвергнут с престола российского, силой пострижен в монахи и «сослан» в находящийся (до своего разрушения) в восточной части московского кремля на Царской площади.

Гермоген, Патриарх Московский, и сейчас не отрекся от служения Богу и царю Василию, которого несмотря ни на что считал истинным помазанником на российский трон. Пострижения в монахи Шуйского он не признал по причине того, что непременным условием к совершению пострига является произношение слов обета вслух непосредственно тем, кто становится монахом.

В случае с постригом Василия слова отречения от всего мирского произносил князь Тюфякин - один из бунтовщиков, насильно низвергнувший царя с престола. Кстати, Патриарх Гермоген впоследствии именно Тюфякина называл монахом. На низложении Шуйского, по мнению историков, заканчивается государственно-политическая деятельность Владыки и начинается его истовое служение Православию.

Власть в столице полностью захватили бояре. Патриарх впадает в опалу, правительство получившее прозвание «Семибоярщина» глухо ко всем требованиям, инициативам, советам и рекомендациям Гермогена. И все же, несмотря на внезапно оглохших бояр, именно в это время его призывы звучат наиболее громко и твердо, что дает сильнейший толчок к пробуждению России от «дьявольского сна».

Борьба за российский престол

После низложения Василия перед боярами встал наиважнейший вопрос - кого сделать новым царем Руси. Для решения этого вопроса был созван Земский собор, точки зрения на котором между правителями разделились. Гермоген упорствовал во мнении возвращения на престол Василия Шуйского, ну или при невозможности этого на помазании на царство одного из князей Голициных либо сына Митрополита Ростовского малолетнего Михаила Романова.

По наставлению патриарха во всех православных храмах творят молебны к Богу об избирании Бояре в свою очередь ратуют за избрание на российский трон сына польского правителя Сигизмунда, царевича Владислава. Поляки казались им наименьшим злом в сравнении с самозваным Лжедмитрием II и его тушинским «войском». Один лишь Патриарх осознавал, насколько гибельным для России будет выбранный боярами путь.

Не слушавшие Гермогена бояре начали вести переговоры с польским правительством. Итогом этих переговоров стало согласие Семибоярщины на помазание на царствование. И вот тут патриарх проявил всю твердость своего характера. Он выдвинул несколько жестких условий - Владислав не сможет стать русским царем без принятия им православной веры, крещение королевича должно произойти до прибытия того в Москву, венчаться Владислав должен будет только на русской девушке, прекратить все сношения с католическим Папой и католизизмом во всех его проявлениях. Посланные к полякам с этими требованиями послы вернулись без четкого ответа, на что патриарх сказал, что в случае отказа королевича креститься никаких дальнейших переговоров о помазании его на царский престол речи вестись не будет.

Предательство Семибоярщины

Снова к Сигизмунду отправляется посольство во главе с митрополитом Филаретом и князем Голициным с четким наказом от Патриарха настоятельно требовать от Владислава принятия православия. Гермоген благословил послов, дав наказ твердо стоять на этом требовании и не поддаваться ни на какие ухищрения польского короля.

И тут Патриарх подвергся новому удару. 21 сентября, ночью, бояре предательски открыли столичные ворота польскому войску под предводительством гетмана Жолкевского. Владыка пробовал возмутиться этому действию. Но бояре на все негодования ответили патриарху, что нечего церкви вмешиваться в дела мирские. Сигизмунд же решил сам занять русский престол, фактически просто присоединив Русь к Речи Посполитной. Немалое количество бояр пожелало присягнуть на верность польскому королю. В свою очередь российские послы твердо исполняли наказ патриарха, непоколебимо отстаивая государственные интересы государства российского и православного христианства.

В один из дней Владыка Гермаген обратился к русскому народу, увещевая мирян воспротивиться избранию польского правителя царем Руси. Горячая, наполненная праведностью речь патриарха достигла своей цели, нашла отклик в душе русских людей.

Бояре направили очередную грамоту с согласием о взошествии на престол короля Сигизмунда, но из-за отсутствия на ней подписи Светлейшего Патриарха русские послы высказались о том, что испокон веков на земле русской любое дело, государственное ли или мирское, начиналось с совета православного духовенства. И уж коле в нынешние тяжелые времена осталось государство российское без царя, то и быть главным вершителем кроме как патриарху боле некому и без его повеления разрешать какое-либо дело нельзя. Разгневанный Сигизмунд прекратил всякие переговоры, послы вернулись в Москву.

Зимним вечером 1610 года Лжедмитрий II был зверски убит, что вызвало настоящее ликование среди русских людей. Все чаще начали раздаваться призывы к изгнанию поляков из земли русской. До наших дней дошли некоторые свидетельства самих поляков об этом времени. В них говорится о том, что Патриарх Московский секретно распространил по городам наказы, в которых призывает народ сплотиться и скорее выдвигаться к столице для защиты веры христианской православной и изгнания иноземных оккупантов.

Памятник патриарху Гермогену на Красной площади в Москве:

Твердость веры и подвиг Патриарха

И снова к Патриарху Гермогену подкралась угроза. Предатели и польские прихвостни решили отделить патриарха от всего мира, чтобы пресечь донесение воззваний патриарха к народу.

16 января 1611 года в патриарший двор были введены войска, подворье разграблено, а сам Владыка подвергнут унижениям и насмешкам. Но несмотря на практически полную изоляцию, призывы Святителя Русской Православной Церкви распространялись среди народа. Города России, в который уже раз поднялись на защиту государства. Народное ополчение хлынуло к стенам столицы для освобождения ее от польских захватчиков. В феврале 1611 года изменники низложили Патриарха и заточили его в темный каземат Чудова монастыря, где морили голодом и всячески унижали его достоинство.

Владыка Гермоген принял мученическую смерть 17 января Хотя историки и в этом вопросе не имеют единого мнения. По одним свидетельствам, Патриарх умер от голода, по другим - его намеренно отравили угарным газом или жестоко задушили.

Через некоторое время после гибели старца Москва была избавлена от присутствия в ней поляков, а 21 февраля 1613 года российский престол занял Михаил Федорович Романов, за которого Гермоген несомненно молил Господа Бога.

Изначально патриарх был захоронен в Чудовом монастыре. Впоследствии тело Владыки было решено перенести в Успенский собор - пантеон для высшего духовенства московского. При этом выяснилось, что мощи святителя остались нетленны, потому останки не стали спускать в землю. Канонизация патриарха произошла в 1913 году.

26.05.2013: ПОДВИГ ПАТРИАРХА ЕРМОГЕНА
25 мая 2013 года у стан Московского Кремля к 100-летию прославления в лике священномученика будет открыт памятник святителю Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси, чудотворцу

Многие наши современники имеют лишь самое общее представление о жизненном подвиге Патриарха Ермогена (1530-1612 гг.). Мало знать жизнеописание Патриарха, нужно понимать суть его подвига и сделать надлежащие выводы применительно к себе и современным условиям нашей жизни.
Сведения о биографии Святителя Ермогена скудны и отрывочны. Имя Патриарха Ермогена в общественном сознании прочно связано с событиями Смутного времени. Не зная земную родословную Святителя Ермогена, можно через его наставников восстановить родословную духовную, восходящую к Преподобному Сергию Радонежскому.
Сквозь образ Святителя Ермогена, молитвенника и пастыря, постоянно проступает лик воина, решительного, твёрдого, мужественного. На Руси годы жизни Святителя были отмечены непрерывными тяготами военных действий. Московское царство в то время было государством воюющей нации. Практически ежегодно на русской земле происходили военные конфликты с татарами, литовцами, поляками, немцами, шведами…
Долгие годы Русь представляла собой единый военный лагерь. Это, естественно, откладывало отпечаток на все стороны жизни народа-воина.
По преданию, воин Ермолай участвовал в покорении Казанского ханства и штурме Казани. На протяжении десятилетий жизнь и деятельность Святителя протекала на берегах Волги, где набеги татар совершались регулярно, подчас по нескольку раз в году.
Знаменитая икона того времени «Церковь воинствующая» представляет русскую судьбу как поход длиною в жизнь воинов Христовых во главе с царём-игуменом земли Русской. Мобилизационная готовность стала надолго национальной русской чертой.
В 1803 г. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» начало сбор средств на создание памятника Патриарху Ермогену, гражданину Минину и князю Пожарскому. В результате на Красной площади в Москве был воздвигнут известный памятник только Минину и Пожарскому…
В 1913 г. прославление Патриарха Ермогена в лике священномученика происходило в Московском Кремле в атмосфере всеобщего духовного подъема. Был объявлен конкурс на создание памятника Святителю Ермогену, но начавшаяся вскоре Отечественная война с германцами не позволила довести дело до конца.
Великие потрясения и падения судьба посылает великим народам в качестве мощного импульса очищения и обновления для дальнейшего развития.
Трагедия Смуты стала прологом возрастания Русского Народа до уровня единственного на планете надёжного хранителя чистоты Благой Вести Господа нашего Иисуса Христа. Именно во время Смуты наиболее полно раскрылись духовные дарования Патриарха Ермогена и его таланты народного вождя.
Природа человека не меняется с изменением исторических эпох и обстоятельств. Совершенствуются лишь технические средства, окружающие человека, страсти людские остаются неизменными. Поэтому многие закономерности различных смут на Руси совпадают, что позволяет проводить относительно достоверные исторические аналогии.

Патриарх Гермоген отказывает полякам подписывать грамоту.
Павел Чистяков. 1860. Фрагмент.

Святитель Ермоген в одной из своих грамот чётко определил духовную сущность Смуты:
«Правосудный Бог, наказывая нас за наши грехи и милостиво наводя на нас гнев Свой-то голодом, то нашествием иноплеменников, иногда мором и междоусобными бранями, иногда же пожарами и прочими житейскими напастями, наводя на нас разные бедствия, и тяжести, и лютые болезни, побуждает тем, особенно ленивых и ожесточенных, к добродетели и наставляет на путь спасения…»
Опытный пастырь не жаловался на коварных врагов, но обращал покаянное внимание на внутренний мир русского человека, его сердце и душу, где действовали душепагубные страсти, разрушающие как самого человека, так и окружающий его мир. По сути, урок подвига Патриарха Ермогена- это призыв к покаянию, метанойе-выздоровлению и преображению человеческой личности. Святитель провёл уникальный чин всенародного покаяния. Это положило начало общенародному осознанию своих отступлений от правды Божией, ставшему важнейшим духовным условием преодоления нестроений в Московском царстве. Внешнюю историческую и социальную суть Смуты как начала XX века, так и начала XVII раскрыл Святитель Николай Сербский:
«Вы уверены, что нынешние страдания православного русского народа-наказание Божие? Признаюсь, я не уверен. Так ошибиться недолго, если считать всякое страдание народа или личности наказанием Божиим. Три голгофских креста учат нас осторожности в оценке чьих-либо страданий. Разве Христос был распят в наказание? В длинной череде мучеников мы видим и пророков, и апостолов, много светлых праведников. Их страдания не были наказанием, а если страдали они за грехи, то не за свои… Страдание Святой Руси за грехи попущено, но за чьи?.. Разве Россия грешнее всех других стран и за это несёт тяжелейшие страдания? Всему миру очевидны две вещи: первое, Русский Народ горит в пламени страданий, как когда то три отрока в печи вавилонской;второе, материалистические и безбожные теории, которые разожгли в России этот огонь, возникли не в русском православном народе, и носители их рождены в народе не русском и не православном. Всё остальное-тайна Промысла Божия».
Слова эти относятся к XX веку русской истории, но справедливы и применимы к отечественной истории в целом, в том числе и к периоду Смуты начала XVII века. На протяжении веков Русский Народ спасал Европу от завоевания воинственными татаро-монголами и Османской империей. В борьбе с русской силой истощилась и исчезла как Золотая орда, так и Блистательная Порта. Уничтожив коренные народы Нового Света-Америки, католический мир обратил свои алчные взоры на Восток. Имея опыт разгрома православной империи ромеев - Византии-новые крестоносцы вознамерились в ходе похода на восток уничтожить Московское царство преемника Вселенского Православия - Русского Народа. Крестовый поход был остановлен подвигом наших предков в Ливонской войне и в Смутное время. Вспомним, во время семибоярщины Москву сжёг интернационал поляков, литовцев, немцев, венгров; польско-литовские разбойничьи отряды разоряли и жгли русские города и сёла; шведские войска оккупировали новгородские земли, стратегию военной и религиозной экспансии определяли итальянские и испанские иезуиты; английские негоцианты и голландские торговые дома уже примеривались к Волге, переходящей в великий шёлковый путь…Действительно, трагедия Смуты имела своей причиной не только прегрешения русских людей.
Во время Смуты промыслительно на место проводника воли Божией к русским людям был послан непоколебимой веры праведник и аскет Патриарх Ермоген, подготовленный к испытаниям лихолетья всей своей жизнью.
Летопись отмечала: «Учинилось нечаемое: отцем отец, боголюбивый Патриарх Ермоген встал за православную веру несомненно и не убоясь смерти; он призвал православных христиан, укрепил и за веру православную всем велел стоять и помереть. Если бы не от Бога был послан он, такого дела не учинил бы!»
В Православии считается, что испытания, посылаемые человеку или народу, не превосходят их возможностей выдержать и преодолеть эти испытания на путях правды Божией за Веру, Народ и Отечество.
Святитель Ермоген не миновал ни одной из ступеней лествицы церковной жизни. Первоначально он вступил на стезю белого духовенства. В этот период жизни в 1579 г.он был отмечен участием в обретении Казанского чудотворного образа Божией Матери. Затем иерей Ермолай принял благодатные дары монашества-духовного сословия подвижников уединения, целомудрия, послушания, нестяжательства, внутренней и внешней молитвы.
Иерархическое восхождение Патриарха Ермогена было обусловлено очевидными личными достоинствами Святителя.
Патриаршее служение Святителя Ермогена началось 3 июля 1606 г. в возрасте 76 лет. У второго Патриарха Московского и всея Руси не было иллюзий о своей грядущей судьбе. Весной 1611 г. Первосвятителя заточили в темницу в подвале Чудова монастыря. Более девяти месяцев он провёл в узах.
17 февраля 1612 г. Патриарх Ермоген принял мученическую кончину от голода и жажды. Таким образом, Предстоятель нёс патриарший крест 5 лет и 7 месяцев в условиях войны, оккупации и заточения.
Церковное служение Святителя Ермогена на патриаршей кафедре было многогранным: молитвенный подвиг и духовное окормление всероссийской паствы, труды по устроению земной части церковной государственной жизни.
Слово и дело Патриарха были всегда едины. Все знали, что, призывая стоять за веру, сам Святитель стоит за веру неколебимо, обличая ложь, сам живет праведно по правде Божией; призывая претерпеть мучения ради Святой Руси, сам стойко и смиренно переносит угрозы, насилие, узы и голод.
Слова «пастыря доброго» доходили до Дикого поля на юге царства, сибирской тайги на востоке, Студёного моря на севере.
В ответ на призыв Предстоятеля откликались города по всей Руси великой, посылая своих сыновей-воинов, деньги и припасы для спасения Отечества.
Патриарх отвечал перед Богом за устроение церковной жизни. Даже в наиболее напряженные периоды Смуты в Русском царстве строили храмы, основывали монастыри, переписывали и издавали богослужебные книги. В условиях гражданской войны и интервенции в патриаршество Святителя Ермогена было основано более сорока монастырей, в том числе в далёкой Сибири среди инородцев-язычников. Патриарх в хаосе и безначалии Смуты сохранил систему церковного управления, связь с епархиями и монастырями.
Святитель не падал духом и требовал от архиереев рассылать «учительные грамоты» представителям власти на местах и воинским начальникам, «…чтобы унимали грабёж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за дом Пречистой, и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили».
Предстоятель возглавил традиционное церковное служение милосердия в то жестокое время. Патриарх благословлял и организовывал взаимную помощь русских людей, лечение в монастырях раненных, поддержку голодных, погорельцев, беженцев, вдов и сирот…
Личным примером, молитвой, проповедью «пастырь добрый» вовлёк свою паству во всём многообразии её талантов и дарований в дело освобождения Отечества и сбережения Православной веры.
Первосвятитель был знатоком знаменного роспева, он лично составил и выпустил специальное руководство для церковных певчих-«Послание наказательное ко всем людям, паче же священникам и дьяконам, о исправлении церковного пения». Предстоятель составлял и издавал жития святых и духовные литературные произведения, вёл дневник-летописец, наставлял царя и боярскую думу, письмами и грамотами увещевал и вдохновлял народ, рассеянный на бескрайних просторах Московского царства. Очень многое повидавший на своём веку Святитель не зарыл в землю свой талант уникального жизненного опыта, но внёс всё, что имел в сокровищницу исторической памяти и мудрости народа. Пафос и дух этой эпохи передают слова Патриарха Ермогена:
«Ты же, хотя бы и малое стадо верных сынов Святой Руси, не бойся, яко благоизволил Отец Небесный дати нам царство… Если велики волны и грозна буря, не бойся гибели, ибо на камне веры и правды стоим. Пусть пенится и беснуется море, оно не может потопить корабля Иисусова!»
Святитель Ермоген, будучи по призванию своему пастырем, активно делился своим жизненным опытом в огласительных беседах и проповедях с амвонов храмов Казани, Астрахани и Москвы. Он выпестовал своих духовных чад, таких как казанского владыку Ефрема и астраханского архиепископа Феодосия, достойно принявших эстафету служения Русскому Народу.
В течение своей жизни Святителю Ермогену приходилось отвечать на многие вызовы. Не следует забывать властные амбиции антиправославных сил, временно затаившихся после ожесточённой брани с преподобным Иосифом Волоцким и Святителем Геннадием Новгородским.
После государственного переворота, осуществлённого семибоярщиной, реальным стало распространение власти католиков на всю территорию Московского царства. Этой угрозе дали решительный отпор мужественные сыновья Отечества во главе с Патриархом Ермогеном.
Лучшее определение для жизни Святителя-подвиг.
Симфония властей середины XVI века на Руси дала добрые плоды. Ровеснику Святителя Ермогена царю Иоанну Васильевичу Грозному и митрополиту Московскому Макарию удалось заложить прочный государственный фундамент исторического бытия и развития Русского Народа. В разгар Смуты наши предки противопоставили разрушительному хаосу свой исторический опыт созидания: возносили молитвы Богу, обороняли свои святыни, строили храмы, рожали детей, издавали книги, сеяли и собирали хлеб.
Общая вера сплотила русских людей в духовное мистическое единство, которое и создавало сакральное чувство принадлежности к своему народу. Святитель
напрямую связывал понятие «русский» с понятием «православный».
В гимне Нижегородского ополчения русские названы «народом промысла Божия».
Содержание грамот Святителя Ермогена несли в себе простые и ясные указания:
«Россия-русским. Престол-православному царю. Врагов-вон».
Патриарх, по выражению летописца, был «стеной» и «забралом» своих соотечественников.
Деятельность Святителя попала в резонанс с настроениями и чаяниями всего боголюбивого народа Московского царства. Для русских людей он был своим, имел родственное устроение души, полностью соответствовал национальным чертам характера. Русские люди-одна большая семья-видели в Святителе защитника-отца, строгого, требовательно и горячо их любящего…
Русским людям, знавшим, что вместе с ними в одном времени и в одном пространстве молится, страдает, борется и не сдается их духовный отец, легче было отдать всё имущество и саму жизнь на алтарь Отечества.
Святитель Ермоген был достойным продолжателем национальных духовных традиций, заложенных в Русском Народе великими подвижниками-преподобными Сергiем Радонежским, Александром Свирским, Иосифом Волоцким и Нилом Сорским…
Из подземелья Святитель сумел послать верным русским людям предсмертную грамоту, в которой писал: «Всем вам от меня благословение и разрешение в сём веке и в будущем. Стойте за веру неподвижно, а я за вас Бога молю»…
Показателен девиз нижегородского ополчения во время Смуты:
«За веру Православную, за святые Божии церкви, за души свои, за Отечество».
Действительно, это чётко сформулированная русская идея на все времена..
Именно народ вместе со своим Первосвятителем стал вершителем судеб России и показал удивительную способность к системным совместным действиям в период безначалия. Уникальный исторический феномен переписки русских городов возник под влиянием посланий Патриарха Ермогена. Переписка эта стала составной частью проводившейся тогда информационной войны, примером живой соборности наших предков.
Испытания, сопровождавшие Святителя всю жизнь, усугубились в Смутное время и достигли своего апогея в темнице Чудова монастыря.
Явившиеся в узилище поляки и изменники-бояре услышали грозно прозвучавшие судьбоносные слова народного вождя:
«Да будет над теми, кто идёт на очищение Московского государства, милость от Господа Бога, а от нашего смирения благословение; а на окаянных изменников да излиется гнев от Бога, а от нашего смирения да будут прокляты они в сём веке и в будущем!»
Исторические факты свидетельствуют, что грозное проклятие Патриарха настигло всех злодеев, каждого по-своему. Все распоясывавшиеся в Смуту враги Православия и предатели Отечества сполна получили своё «по написанному в книгах в соответствии с делами своими».
Святитель Ермоген жил в период тектонических сдвигов в бытии русского общества. В это время многое в отечественной истории происходило впервые: появился первый русский царь, первый русский патриарх, первая печатная отечественная книга, первая почта, первый стрелец, первый самозванец, первый лжепатриарх, впервые открыто совершено убийство царя… Этот список можно продолжить.
В устроении государства и Церкви произошли фундаментальные изменения.
Великое Княжество Московское в правление великого князя Иоанна IV Васильевича стало царством - сильным централизованным государством. Территория страны увеличилась в двое и Русь стала крупнейшей европейской монархией. Численность населения царства, фактически уже империи, возросла в полтора раза, достигнув приблизительно 9 миллионов человек. У Дикого поля были отвоёваны миллионы десятин плодороднейшей земли, существенно увеличилось производство хлеба.
За годы жизни Святителя Ермогена Русская Церковь обрела организационную полноту и стала независимой от Константинополя поместной Церковью с русским патриархом во главе. Святитель Ермоген был современником четырёх царей. На троне московских государей династию Рюриковичей сменила династия Годуновых, свергнутых боярским заговором, использовавшим для этого самозванца. С Лжедмитрием покончил заговор аристократов во главе с Василием Шуйским, занявшим престол без лишних церемоний. Царя Василия Шуйского свёл с престола заговор бояр, захвативших власть в форме коллективного правления семибоярщины, которых оттеснили от опустевшего Московского трона бесцеремонные польско-литовские оккупанты…
Из фазы интенсивного развития и созидания страну обрушили в пучину разрушения и хаоса. За годы Смуты в Московском царстве объявилось, по меньшей мере, 17 самозванцев: пять «воскресших царевичей» Дмитриев, девять «сыновей» царя Фёдора Иоанновича, два «сына» царя Василия Шуйского и экзотический астраханский «царевич» «Иван-Август»…
Опричнина поколебала власть могущественных боярских кланов и расчистила путь служилому дворянству. Реформа землевладения превратила бояр-вотчинников в царских слуг, обязанных защищать Отечество.
Земская реформа оздоровила государственный организм и создала оптимальную модель русского государственного устройства: сильную централизованную власть, защищающую Православие, организующую оборону страны, развитие стратегических отраслей экономики, справедливое законодательство, свободу местного самоуправления.
Преобразовался лик Русской Земли: были основаны многочисленные города, возведены сотни крепостей, монастырей, храмов.
Годы жизни Святителя Ермогена стали в отечественной истории не только периодом великих созидательных свершений, но и временем разгула в среде аристократии тёмных сил смуты и хаоса.
На своём веку Патриарх Ермоген видел разъяренные толпы бунтующей черни, фигуры юрких поджигателей и наёмных убийц, войска иностранных захватчиков, «благочестивых» сектантов и лицемерных иезуитов.
Святитель Ермоген был свидетелем, как боярская крамола в полной мере коснулась судьбы первого русского царя и его наследников. Большинство членов венценосной семьи были отравлены, начиная с матери-великой княгини Елены Глинской; царевича-первенца утопили… Сам Иоанн IV стал жертвой ртути и мышьяка. Царь Борис Годунов был отравлен, его наследник, царь Фёдор был убит, царица Мария Годунова задушена. Тем, что осталось после убийства дорвавшегося до трона первого самозванца, выстрелили из пушки в сторону запада. С позором свергли царя Василия Шуйского. Кара небесная настигла в своё время каждого из числа семибоярщины. Погибли многочисленные явные и тайные претенденты на царский трон: атамана Заруцкого казнили, Марина Мнишек сошла с ума, её малолетнего сына повесили…
Жертвой борьбы за власть дважды становилась красавица Москва, в 1547 и 1611 годах полностью выгоравшая в страшных пожарах.
В русском царстве того времени многие политические осложнения и военные поражения были обусловлены именно национальным предательством аристократии в пользу врагов Отечества.
Достаточно вспомнить бегство в Литву князя Андрея Курбского в 1564г.; Венденскую битву 1578 г.; появление на территории Руси польского войска во главе с самозванцем; поражение царских войск под Кромами вследствие предательства в 1605 г.; битву при Клушино в 1610 г.; осаду Смоленска; избрание семибоярщиной на Московский престол польского королевича
Владислава, содействие оккупации Москвы поляками в 1610 г.
В стране, где средняя длительность жизни не превышала тридцати пяти лет, восьмидесятилетний Святитель Ермоген принимал судьбоносные государственные решения на основании богатого жизненного опыта, полученного в эпоху кардинальных социальных перемен и великих государственных потрясений. Власть Святителя в качестве государственного деятеля основывалась на выдающихся личных качествах, моральном авторитете безукоризненной жизни, на всенародной любви, доверии и уважении.
Святитель Ермоген демонстрировал пример власти справедливой, созидательной, примиряющей, очищающей, спасающей.
Деятельность Святителя Ермогена в Смуту продемонстрировала его глубокие и разносторонние знания. Как говорили тогда, Патриарх был «книжен умом».
Опыт государственного администрирования Святитель получил на Казанской кафедре. Митрополит Ермоген уже в царствование Бориса Годунова входил в число наиболее влиятельных деятелей не только Церкви, но и государства. Всё это подготовило и сделало естественным переход Святителя с кафедры казанских митрополитов на кафедру московских патриархов.
В силу несостоятельности светской власти на время патриаршества Ермогена в Московском царстве фактически установилась теократия: народ ждал и выполнял слово Патриарха Ермогена как пастыря, так и неформального действительного возглавителя государства.
Природа государственной власти Патриарха по сути оставалась духовной. При сложившихся обстоятельствах светское руководство Святителя было несением Веры, а не реализацией собственно власти в узком понимании этой функции.
Чин всеобщего покаяния 29 февраля 1607 года в Успенском соборе Московского Кремля имел не только духовный, но и сильный политический отклик по всему царству. Это был русский православный ответ крамоле и хаосу.
«Начальный человек Русской земли», как стали называть Святителя, разослал по городам грамоты с призывом поддержать москвичей и дать отпор бунтовщикам Болотникова. Русские люди откликнулись на призыв Патриарха, осада с Москвы была снята земским ополчением, объединившимся с войском князя Михаила Скопина-Шуйского. Святитель призывал расслабившегося царя незамедлительно выступить в поход против самозванца, пока он не собрал новое войско. Сохранился текст «Речи царю Василию Ивановичу Шуйскому, побуждавшей его идти на тушинского царика 1607 года». Царь не послушал Патриарха…
7.02.1609 г. Патриарх Ермоген единолично силой своего авторитета расстроил вооружённый путч против царя Василия Шуйского.
Святитель предвидел осаду интервентами духовного сердца России-Сергiевой обители и оказал монастырю существенную военную помощь. Следует учитывать, что оборона Свято-Троицкого Сергиева монастыря-важнейшая не только духовная, но и военная составляющая преодоления Смуты.
Святитель назначал по всем храмам всенародные моления о спасении Московской державы и предавал анафеме главных врагов и предателей Отечества, что влекло за собой трагические изменения в их судьбе.
«Начальный человек Русской земли» вёл, выражаясь современным языком, непрерывную информационную войну, рассылая грамоты по городам, укрепляя и поднимая на борьбу русских людей. Более того, Патриарх напрямую обращался к обманутым и введённым в заблуждение сторонникам самозванцев, бунтарям, изменникам со словами строгого отеческого увещевания и вразумления, что не оставалось без последствий.
Патриарх, прекрасно понимая все пороки и страсти Василия Шуйского, тем не менее последовательно поддерживал его для сохранения государства от окончательного краха. Хорошо зная бояр, врагов и завистников Шуйского, Святитель разослал по городам воззвания ко всему Русскому Народу о беззаконном сведении с престола царя Василия Ивановича в феврале 1609 года.
Когда семибоярщина решила посадить на московский трон польского королевича католика Владислава, Святитель воспротивился этому. Он пытался увещевать бояр: «Чего же ныне чаяте вы ещё от поляков? Токмо конечного разорения царству и вере православной? Да разве нет у вас достойных для царства князей русских?!»
Видя, что семибоярщина не изменит своих намерений, Патриарх добился включения в договор неприемлемых для поляков условий о переходе в Православие королевича Владислава и неприкосновенности Русской Церкви.
Одновременно такое решение позволяло столкнуть между собой сторонников королевича и сторонников самозванца Лжедмитрия II. Нужно было выиграть время для сбора сил земского ополчения Прокопия Ляпунова, организованного по инициативе Патриарха, и начать подготовку ополчения в Нижнем Новгороде.
Святитель Ермоген освободил от клятвы русских людей, которые, обманутые семибоярщиной, присягнули на верность польскому королевичу Владиславу.
Грамоты и устные наставления Святителя ходокам из Нижнего Новгорода стали побудительным мотивом организации ополчения Минина и Пожарского.
Таким образом, роль Святителя Ермогена как государственного деятеля в преодолении нестроений Московского царства фактически стала более значимой, чем роль всех остальных политических и военных деятелей того времени.
Святитель Ермоген от природы был одарён мужеством смелого воина, талантом организатора, твёрдой волей руководителя.
Патриарх Ермогена многотрудным аскетическим путём поста, молитвы, покаяния, очищения сердца от страстей, контроля сознания стяжал дух мирен, принял нисходящую свыше благодать, стал сопричастным теосиса, процесса обожения. Благоприобретённая святость в сочетании с природными талантами стала необходимым и достаточным условием для выполнения миссии духовного пастыря всего народа, национального вождя, стратега освободительной борьбы.
Вся жизнь Святителя Ермогена протекла между созидающей божественной любовью и человеческим беззаконием. Такова судьба всех угодников Божиих: все они терпели скорби и поношения от служителей мира сего.
Известно, что в миру Святитель носил имя Ермолай.
В православной традиции имя нарекают в честь святого - небесного покровителя. Небесный покровитель Святителя Ермогена-святой мученик из Никомедии иерей Ермолай, до конца сохранивший верность Спасителю во время жестоких гонений. Примечательно, что это греческое имя переводится как «народовещатель», «священномученик»… Таким образом, судьба Святителя Ермогена была предугадана уже именем, полученном при святом крещении.
Патриарх Ермоген и современные ему русские святые выступали в роли «удерживающих» в хаосе Смуты, противостояли действию тайны беззакония
(2 Сол. 2; 1-4, 6-8). Через них на народ обильно изливалась благодать, вразумляющая, успокаивающая, отрезвляющая, облагораживающая, упорядочивающая, укрепляющая, созидающая, дающая силы для стояния в истине, приближающая к Богу… В этом заключается сакральный смысл жизненного подвига Святителя Ермогена.
Смута-это время сугубого расцвета русской святости, когда тысячи молитвенников, мучеников и исповедников во главе с Первосвятителем Ермогеном своим подвигом благочестия и любви к Отечеству бесстрашно противостояли не только плоти и крови изменников и захватчиков-иностранцев, но самим духам злобы поднебесной.
Не следует забывать сотен тысяч наших предков в течение всего Смутного времени с оружием в руках сопротивлявшихся беззаконию. Князь Михаил Скопин-Шуйский воевал не в одиночестве. Москву, Псков, Смоленск и другие города и крепости защищали не только воеводы, но и полки безымянных ратников, ополченцев, добровольцев.
Не надо забывать, что во время Смуты «жизнь жительствовала». Несмотря на трудности военного времени, крестьяне сеяли и убирали хлеб, женщины производили на свет детей, строители возводили новые и восстанавливали разрушенные храмы, укрепления, дома. Купцы и промышленники Строгановы регулярно жертвовали защитникам Православия большие суммы денег. Русские землепроходцы осваивали бескрайнюю Сибирь.
Окутанная дымом пожарищ жизнь на русской земле продолжалась, воля к жизни не ослабла, а закалилась. Великий народ во главе со своим Первосвятителем получал бесценный исторический опыт, поднимаясь на своём пути к небу на новую ступень своего исторического бытия.
«Один в поле не воин». В отличие от католицизма, православная традиция не абсолютизирует заслуги одного, хотя бы и выдающегося человека. Патриарх Ермоген-верхняя точка, вершина огромной пирамиды русской святости того времени. В океане исторического бытия Русского Народа Святитель Ермоген - одна из наиболее высоких волн благочестия в ряду других волн, постоянно вздымающихся на взволнованной глади агиасмы Святой Руси.
О роли Патриарха Ермогена в русской истории, его свершениях и заслугах предстоит узнать ещё очень многое.
На основании летописных и литературных источников можно в общих чертах представить образ богатырской личности Святителя. Он от рождения обладал способностями и талантами проницательного мыслителя, мужественного воина, искусного организатора, волевого руководителя. В течение своей жизни Святитель Ермоген, по Евангельской притче о талантах, не оставил свои дарования без применения, но существенно преумножил их, дополнил обретённой в тяжёлых аскетических трудах благодатью и все свои изначальные и благоприобретённые таланты положил на алтарь Отечества, вернул преумноженными Создателю. Своими мыслями, словами и делами Патриарх Ермоген существенно уменьшил энтропию, хаос в пространстве Святой Руси, на земле наших предков. Действительно, «спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся». В этом суть подвига Святителя Ермогена. Это пример для всех нас жизни по промыслу Божию. Всю жизнь в Бога богатея, Святитель оставил нам в наследство подлинные сокровища: свои веру, надежду и любовь.
В уроке, преподанном всем нам Патриархом Ермогеном, преобладает вечное и духовное, переходящее из поколения в поколение, из века в век нашего национального бытия. Это стремление через любовь к Богу и Русскому Народу к преодолению розни мира сего.

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие,
и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их…»

А.С. БОЧКОВ,
член Православного Братства св. Ермогена,
Патриарха Московского