Пальчиковые игры «Здравствуй, лето! Подвижные игры для детей на прогулке в летнее время. Загадывание загадок о ветре

Летние игры для детей: 33 идеи летних игр с детьми для детей разного возраста от участниц конкурса «Играем летом» Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!».

Летние игры для детей

В июне – июле 2015 года у нас на сайте «Родная тропинка» прошел конкурс «Играем летом», участницы которого поделились многими своими идеями летних игр и забав с детьми. В эту статью я включила самые интересные, на мой взгляд, идеи участниц конкурса, чтобы с ними смогли познакомиться все читатели моего сайта. Все летние игры конкурса «Играем летом» (полный комплект из 127 фотографий и описаний игр) Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» в фотоальбоме группы «Играем летом».

В этой статье Вы найдете идеи читательниц «Родной тропинки» — участниц конкурса летних игр, которые я систематизировала для удобства по разделам:

Раздел 1. Летние игры и летние задания для самых маленьких: сортировки, находилки, искалки и другие.

Раздел 2. Идеи для оборудования игровой площадки для летних игр детей во дворе своими руками: твистер, балансиры, туннели, мольберт и многое другое.

Раздел 3. Летние забавы и подвижные игры для дошкольников и школьников: казаки -разбойники, чайник, краски, кирпичи, хлопки, меткий стрелок и многие другие.

Раздел 1. Игры и летние задания для самых маленьких

Идеи от Марины Фурзиковой и ее сына Даниила (2 года 1 месяц): математические летние игры для малышей.

— Сортировка: разделить палочки на две группы — длинные и короткие, листочки — на большие и маленькие.

— Находилки: собираем природные материалы: камешки, листочки, цветочки и так далее. Выкладываем их перед ребенком, и он должен по заданию найти нужный предмет. Например, «Найди кленовый листочек».

Можно для игры заранее сделать в текстовом редакторе или фотошопе картинку с теми предметами, которые вы планируете искать с ребенком дома или на прогулке. Например, такую картинку как на фото ниже. И искать предметы с картинки.

— Собиралки: выкладываем из палочек узоры, картинки, буквы, цифры.

Последовательности: выкладываем на земле последовательность по заданному правилу. Например, может быть такая последовательность: листочек — палочка — листочек — палочка и так далее. Или еще пример последовательности: большой листочек (при этом для нас не важно, какой он формы или какого размера и цвета) — маленький листочек — большой листочек — маленький листочек и так далее.

Изучаем количество: положить рядом из цифрой нужное количество предметов. Например, рядом с цифрой 2 — две палочки. Рядом с цифрой 1 — один камешек.

— Г еометрические фигуры.

В ариант 1. Даем задания такого вида: «положи в квадрат две шишки, а в треугольник — одну». Квадрат, треугольник выложены на земле с помощью камушков или палочек или нарисован на асфальте мелком. В этой игре лучше сделать больше геометрических фигур и использовать не только шишки, но и камешки, листочки, цветочки.

Вариант 2. Необходимо встать ножками на названную взрослым фигуру, нарисованную на асфальте. Или положить определенное количество шишек на фигуру.

— Найди отличия. Мама рисует две картинки мелом на асфальте, а малыш находит отличия в рисунках.

— «Тортик с начинкой» — идея для игры в песочнице с малышом. Идея появилась у Марины случайно. Она пишет: «Игра придумалась по ходу. Детки не хотели украшать торт цветочками.Но так как цветы были уже сорваны, я просто бросила их на дно ведерка и засыпала песком. Не передать словами удивление детей, когда я перевернула ведерко, и получился тортик с начинкой. Детишкам настолько понравилось, что мы проделали тоже самое раз двадцать».

— Игра — забава с шишкой «Чья шишка покатится дальше»: катаем шишку с горки. Задача — прокатить ее так, чтобы она улетела как можно дальше.

Моя идея к этой игре с горкой как примечание редактора — можно превратить эту забаву в настоящую развивающую игру — эксперимент. Для этого нужно сделать самим из досок и подручных материалов разные горки, причем это должны быть горки разной высоты с бортиками.

Самый простой вариант изготовления такой горки для игры — эксперимента:

— согнуть узкую длинную полосу картона в виде буквы П (получится узкая полоска «скат — горка с бортиками»).

— сделать несколько таких скатов горок и положить их на разную высоту (пень, ветка, скамейка, стопка книг) и поэкспериментировать с ребенком, как катится с разных горок шишка, мячик, тенисный шарик, машинка с горок и с какой горки покатится дальше.

игра «Искалки в песке» (из песочной терапии) — ищем в песке спрятанные в нем мелкие фигурки.

Летняя игра для ознакомления детей с цветом «Цветокочки» — любимая игра Елизаветы Миронец и ее маленького сына Ярослава. Сначала рисуем на асфальте цветными мелками цветные кружки — кочки. Ребенок помогает рисовать маме. А потом прыгаем по кочкам определенного цвета: например, прыгаем только по желтым как солнышко кочкам. Или только по зеленым как травка кочкам.

Когда малыш подрастет, можно будет использовать цветное сольфеджио, обозначив нарисованные кружки — кочки как ноты цветом: красный — до, оранжевый — ре, желтый — ми, зеленый — фа, голубой — соль, синий — ля, фиолетовый — си.

— Летние игры с сачком для малышей предложила провести с детьми Елена Малютина. Она придумала их для своей дочки. Можно ловить сачком мыльные пузыри. А еще можно ловить сачком катящиеся с горки колечки. Такие игры очень полезны для развития сенсомоторной координации, а значит, и для развития мозга ребенка — и мышления и речи в том числе.

Раздел 2. Идеи для оборудования летней игровой среды двора

Идеями оборудования домашней игровой площадки для летних игр во дворе поделилась Юлия Юрьевна Калинкина и ее муж и их трое детей. Вот как интересно они оборудовали сами свой двор для игр детей. Юлия Юрьевна написала, что она вместо помидоров во дворе выращивает детей 🙂 и что детей со двора теперь не выманишь — всегда есть им интересное занятие. И если другие дети сидят за планшетами, т.к. не умеют играть, то дети этой семьи играют много и каждый день! Несколько идей Юлии Юрьевны и ее семьи я опишу ниже в статье. Все подробности Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» в фотоальбоме группы «Играем летом» в комментариях к ее фото.

Идея 1. Маленьким художникам. Самодельные мольберты во дворе

Если Ваши дети любят рисовать — то не обязательно сидеть дома. Можно рисовать прямо на улице. Юлия Юрьевна и ее муж сделали мольберты для детей прямо во дворе дома на … стене бани! Это мольберт авторской конструкции семьи и очень удобный, т.к. краски и вода не разливаются.

Как сделать такой мольберт для рисования на улице (см. фото ниже):

— Берем 4 планки, шлифуем или обклеиваем самоклеющейся бумагой.

— На стену прибиваем лист фанеры, пластика или другого материала (для ровности поверхности)

— Прикручиваем шурупами к листу боковые планки, а на них – верхнюю и нижнюю планки так, чтобы сверху и снизу получился зазор (см. фото).

— Берем рулон старых обоев, подвешиваем их на ленте (веревке). Ленту скрепляем на два шурупа чтобы было легче сменить рулон обоев.

— К нижней планке прикручиваем шурупами дощечку для красок и воды.
— Прикрепляем краску и воду на дощечку так, чтобы ребенок не мог их разлить: для этого понадобится сделать особое «устройство». Об этом «устройстве» напишу подробнее.

Как сделать баночку для воды –«непроливашку» на мольберт:

Берем пластиковую баночку и прикручиваем ее шурупом на мольберт. В нее вставляем такую же баночку, но уже с водой. Это делается для того чтобы дети не могли пролить на себя воду и чтобы воду было легко менять.

Как сделать подставку для гуаши – «непроливашку» на мольберт:

Берем пластиковую бутылку (1, 5 литра), подойдет также пластиковая упаковка от порошка для посудомоечной машины или любая другая подобная упаковка. Отрезаем от нее прямоугольную фигуру. В ней вверху прорезаем дырочки под баночки гуаши. Баночки вставляем снизу вверх в отверстия. Сверху баночки нужно «утолщить» вспененным полиэтиленом или изолентой. Тогда, потянув баночку вверх, ребенок не сможет ее вытащить из подставки.

Подставку – прямоугольник скручиваем трубочкой и приматываем изолентой к нижней доске с водой (см. фото) чтобы дети не могли их разлить на себя.

Как сделать самим пальчиковые краски для рисования на мольберте: рецепт Юлии Юрьевны.

соль + мука в равных пропорциях, пара ложек подсолнечного масла, краситель (порошок для пасхальных яиц) и вода до желаемой густоты (как на оладьи). Сначала размазываем краску, потом по ней можно рисовать, а также прикреплять прямо на пятна краски листики, траву и другие мелкие предметы. Краску можно брать с собой (вместе со старыми обоями) на природу, на речку в майонезных вёдрах (упаковка из-под майонеза) или в других пластиковых банках с платной крышкой чтобы рисовать всей веселой компанией.

Идея 2. Качели из старой коляски.

Вот так можно соорудить качели для детей на даче из старой ненужной коляски.

Идея 3. Туннель и палатка — вигвам для детских секретов

Из двух гимнастических обручей и старых уже ненужных штор сшит Юлией Юрьевной туннель для лазания. Проползли через туннель и попали в вигвам — шалаш или палатку для детского секретного общения. В палатке — вигваме дети общаются, делятся своими секретами, делят ролид в играх. Это укромный уголок двора для уединения.

Идея 4. Дождик из лент

Дождик находится рядом с вигвамом. Это идея из Интернета, реализованная Юлией Юрьевной: ветер крутит дождик, интересно из вигвама смотреть на него, интересно бегать сквозь него, можно в нем спрятаться — посмотрите на фото, в дождике кто-то спрятался! Никто не найдет!

Идея 5. Самодельные конструкции для лазания и развития равновесия и координации движений во дворе

На фото Вы видите приспособления, сделанные своими руками: шины на веревках, канат. А также балансиры и массажный мостик.

Как сделать массажный мостик во дворе для летних игр: Два полотна сшиваем поперек и в получившиеся «карманы» закладываем камешки — дренаж для цветов. Получаются «ступеньки», по которым дети гуляют босиком.

Как сделать балансир во дворе для летних игр:

Берем круглое в сечении бревнышко (чтобы по нему ходить боком) и плоскую доску. Доска обернута лентами,чтобы не было заноз (дети ходят по балансиру босиком). Балансиры висят на веревках. Когда ребенок идет по балансиру, то он немного раскачивается — трясется и шатается. Над землей балансиры висят на высоте 15-20 см, чтобы можно было с них спрыгнуть, если потеряешь равновесие. Ходить по балансирам любят как старшие дети, так и младший, которому сейчас два с половиной года.

Идея 6. Гамак для летней игровой площадки во дворе

Гамак придумали Юлия Юрьевна с мужем. Длина гамака — 3 метра, ширина — примерно полтора метра. Гамак прочный, на нем можно даже прыгать.

Как сделать гамак: гамак сшит из двух советских прочных старых покрывал — пледов на диван. Посредине прострочено — сшито и прошито вручную сапожной капроновой нитью, шов не расходится. Сверху над гамаком прикреплен тюль — чтобы на детей не падали яблоки с дерева и листья при ветре.

Идея 7. Машина для летних игр маленького водителя во дворе

Как сделал машину для летних игр во дворе муж Юлии Юрьевны (к сожалению, она не написала как его зовут, поэтому не могу назвать его по имени в этой статье). Из полочек сделаны сиденья для машины. Для колес использованы крышки от ведер со шпатлевкой. Также эти крышки используются в играх как кочки или лужи, через которые дети прыгают. Руль машины крутится, есть спидометр и тахометр с движущимися стрелками. Сын машину обожает! А сделали такую машину за полтора часа!

К машине прилагается для игр заправка и оборудование для накачки шин, также сделанное руками родителей этой семьи.

Идея 8. Веселая интереснейшая игра для взрослых и детей «Твистер»

Твистер можно сделать и самим. Сначала поясню, что такое «твистер».

Твистер — это подвижная игра для веселого досуга и взрослых, и детей разного возраста. Она подходит и для игры дома, и на прогулке, и в кампании друзей, и на детских днях рождениях и других праздниках и развлечениях.

В этой игре ведущий крутит рулетку и называет следующий ход игрока. Например, поставить ногу на кружок синего цвета. Всё было бы просто, если бы этот кружок был бы рядом, а он может быть совсем в неудобном положении. Приходится буквально завязывать себя в узел, проявляя чудеса изобретательности, гибкости и юмора, чтобы выполнить команды ведущего и дождаться следующего хода для смены положения тела. Веселье и хорошее настроение гарантировано. Такая игра есть готовая — например, в магазине «Лабиринт» есть разные ее варианты — «Твистер» российского производства RN Toys или обновленная игра в твистер, сделанная в Ирландии . Игра очень хороша летом на природе и дарит всем — и взрослым, и детям хорошее настроение.

Обычный «готовый» твистер- это поле с кругами. А Юлия Юрьевна сшила твистер сама, и не с кругами, а с квадратами. Вот что у нее получилось. Очень непросто перебраться через поле твистера на другую сторону!

Раздел 3. Летние подвижные игры и игры — забавы для дошкольников и школьников

Игра 1. Летний набор для детского творчества

Автор этой идеи для игр — Наиля Хабибуллина. Наиля пишет: «В коробочку мы поместили кусочек поролона 15 х 15 см., толщина 5 см. Это основа для аппликаций. Чтобы создавать аппликации нам нужны иглы с шариками, пайетки, пуговицы, тесёмки шнурки и т.п. Такую коробочку можно взять с собой в дорогу».

Обратите внимание на фото- справа игровое поле для выкладывания узоров и рисунков. А слева в коробке- все необходимые детали игры.

Игра — забава 2. Рисование мыльными пузырями

Идеей поделилась Ольга Федорова. Она пишет: «Берете мыльные пузыри, добавляете краски.. и ай-да на улицу! Чем больше народу и разноцветных пузырей, тем интереснее!». Можно дорисовать получившиеся картины, а можно оставить их такими какие они вышли.

Игра 3. Меткий стрелок

Идеей подвижной игры — забавы поделилась Светлана Гвоздева. Дочке Светланы Лиде 5 лет, сыну Тиме 2,5 года. Эта игра неожиданно стала любимой у детей.

Как играть: в пластиковые бутылки наливаем немного воды для устойчивости. Ставим бутылки в ряд. Обозначаем линию, с которой дети будут кидать мяч в бутылки. Дети отходят за линию и сбивают бутылки обычным мячом. Одна сбытая бутылка — один балл. Задача — набрать наибольшее количество баллов.

Баллы отмечаем цветами: у каждого участника свой цветок. Как сбил бутылку — так бежишь за цветочком или двумя (если две сбил). Очень хорошо в этой игре повторить счет (+1 и +2) со старшей дочкой и понятие «количество», «больше — меньше», счет в пределах пяти с младшим сыном.

Светлана пишет о сыне: «Тима не будет просто играть в задания типа «положи в верхний ряд 2 цветочка, а в нижний 1″, а вот когда например баллы считать в игре — тут пожалуйста». 🙂

Мое примечание редактора: лучше всего баллы отмечать камушками, ракушками, шишками или палочками — чтобы цветы оставлять на лугу. Просто для красоты! Пусть цветут и радуют всех — всё равно ведь сорванные они быстро завянут.

Игры 4-8. Знакомьтесь: играющий двор!

А еще в конкурсе участвовал играющий двор — очень редкое сейчас явление. Да, такие дворы еще сохранились — с дружбой детей разных возрастов, постоянными играми во дворе и совместными чаепитиями. И участвовал в конкурсе двор в полном составе. Детские игры представила на конкурс Лидия Журавлева. А живут эти дети в Свердловской области (Сысертский район, поселок Большой Исток). И я очень рада, что волею судьбы random при переборе цифр (для тех, кто не знает: рэндом — это сервис, который выбирал победителя случайным выбором в этом конкурсе) выбрал именно этот двор победителем и главным призером конкурса. Видимо, это не случайно! Буду рада, когда дети двора напишут мне, что они призы получили и как прошло их праздничное чаепитие в связи с этим замечательным в их жизни событием — победой в нашем конкурсе!

Итак, вот любимые летние игры детей двора из поселка Большой Исток:

Игра 4. Любимая игра «Казаки — разбойники»

Как играть в казаки — разбойники: правила игры

Играть нужно большой группой — минимум в 6 человек. В группе- команде могут быть и взрослые, и дети разного возраста. Приготовьте заранее для игры мелки. В игре разбойники будут убегать и прятаться, давая подсказки казакам (рисуя мелом направление движения стрелками на асфальте). Казаки должны будут их найти.

Шаг 1. Жеребьевка. Ребята делятся на две команды — на казаков и разбойников с помощью жеребьевки.

Шаг 2. Разбойники убегают и прячутся. После жеребьевки разбойники берут по мелку в руки (для рисования стрелок), загадывают все вместе слово — шифр, убегают от казаков и прячутся. При этом они рисуют стрелки,в каком направлении они ушли. Стрелки рисуются каждые тридцать метров (примерно). На поворотах и перекрестках также рисуются стрелки. Можно рисовать и «ложные стрелки» — это круг, от которого идут стрелки во всех четырех направлениях. Тогда казакам придется попробовать несколько вариантов пока они найдут правильный путь движения дальше в поисках разбойников.

Разбойники могут сначала бежать всей группой, а потом разделиться и бежать и прятаться индивидуально каждый в своем месте. Или прятаться всей группой. Как только они определяют место, куда они спрячутся, они рисуют круг со стрелкой.

А казаки в это время уходят за угол, чтобы не слышать и не видеть казаков и организовывают место для темницы, в которую они должны привести разбойников, поймав их. Это может быть отгороженное палками, камнями или просто линией место во дворе. Они выжидают время, данное разбойникам на то, чтобы убежать. Время, которое будет дано разбойникам на то, чтобы убежать, оговаривается заранее — обычно это счет до определенного числа. Например, до пятидесяти, до сорока, до ста.

А может быть и другой вариант этой игры — разбойники, загадав слово — шифр друг с другом, рисуют — обозначают его клеточками на асфальте. Сколько в слове — шифре букв, столько клеточек рисуется. И пишется первая и последняя буква этого слова — шифра, а также называется тема (например, «это про планеты» или «это слово из темы «животные»). Пока казаки разгадывают это слово, разбойники имеют время убежать от них и спрятаться. (В конце игры в этом случае разбойники запрашивают у казаков загаданное слово-шифр).

Шаг 3. Казаки ловят разбойников и приводят пойманных разбойников в темницу. Как только выделенное разбойникам время закончилось, казаки начинают погоню. При этом они зачеркивают стрелки. Если казак нашел разбойника, то он его ловит — должен осалить. Если разбойника осалили, то он послушно идет за казаком в темницу и убегать не имеет права. Но по пути к темнице его друзья могут ему помочь, осалив казака. Тогда разбойник свободен и снова убегает и прячется.

Казаки победили, когда поймали всех разбойников и узнали слово — шифр. После этого команды меняются ролями.

Игра 5. Остров сокровищ

Лидия Журавлева описывает эту летнюю дворовую игру так: «Моя задача в этой игре — подготовить записки с заданиями, спрятать их по всему двору (иногда приходится и за пределами двора).

Задача детей — найти клад по запискам. Детям очень нравится эта игра. В этот раз они нашли клад — мороженое. Задания придумываю им сама. Записок обычно выходит от 10 до 13 штук».

В игре можно использовать и записки познавательного плана: например, нужно угадать к какому году относятся найденные в записке фотографии. Если к 1917 — то бежать дальше к… (указано место во дворе), если к 1941 — то в другое указанное место и так далее.

Игра 6. Летняя игра с мыльными пузырями » У кого дальше»

Рисуем на земле или на асфальте «старт» и начинаем по очереди выдувать мыльные пузыри. Где лопается мыльный пузырь, чертим черту и подписываем имя. В конце выигрывает тот, у кого дальше улетит мыльный пузырь и лопнет. Играем в три тура. Игра особенно нравится маленьким деткам.

Игра 7. Чайник

Лидия описывает эту игру так:

«Игра напоминает немного «жмурки».Один становится ведущим с помощью считалки или по желанию. Он закрывает глаза, мы все разбегаемся.

Ведущий (на фото — Люда) спрашивает участников: «Чайник, чайник,ты вскипел?» Остальные участники, если готовы, говорят: «Я давно уже сгорел!». Если не готовы, то говорят: «нет еще». И тогда ведущий заново повторяет свой вопрос, и участники вновь отвечают.

После этого Люда должна нас поймать, но с закрытыми глазами, а мы в это время все хлопаем.

Иногда ведущий говорит такие фразы:
1.»Стоп земля!» и все другие должны куда-нибудь встать или залезть, лишь бы находится не на земле. В это время Люда открывает глаза. Кто оказался на земле, тот становится ведущим. Если оказалось несколько человек на земле, то считаем считалку и выбираем ведущего. Если оказался один человек на земле, он и становится ведущим.
2.»Стоп железо» и все другие не должны касаться тех предметов,которые состоят из железа.
3.»Стоп дерево» и и все другие не должны касаться тех предметов,которые состоят из дерева.
Игра очень полюбилась нашими детьми во дворе».

Игра 8. Краски

Это известная народная игра.

Как играть в «Краски»:

Из числа играющих выбирают двух ведущих: продавца и покупателя. Все остальные участники игры становятся красками (на фото они сидят на скамейке).

Продавец подходит к каждому сидящему на скамейке и говорит ему цвет так, чтобы продавец не услышал. Цвета не должны повторяться.

Затем краски сидят на скамейке и ждут покупателя, который подходит к ним.

Дальше происходит диалог:
Покупатель: Тук-тук-тук
Продавец: Кто там?
Покупатель: Это я, покупатель
Продавец: Зачем пришел?
Покупатель: За краской
Продавец: За какой?
Покупатель: За зеленой…
Если такого цвета нет, то продавец сообщает покупателю, что такой краски у него нет. Если такая краска присутствует, то эта краска должна убежать от покупателя. Бегут по кругу (маршрут оговаривается заранее до игры) обратно до скамейки.
В случае, если покупателю все-таки удалось поймать краску, то краска занимает место покупателя, а покупатель - место продавца. И все повторяется сначала.
Если краску поймать не удалось, и она благополучно вернулась на свое место, то игра продолжается по этому же сценарию дальше.

Игра 9. Летние игры: игра с жилетками в «Кирпичи»

Эту игру придумала также Юлия Юрьевна — мама трех детей, а сшила реквизит к игре бабушка этих детишек. Замечательная идея!

Подготовка к игре:

Дети надевают зеленые жилетки и браслеты на руки. На спинах жилетиков пришиты мягкие половинки липучки для одежды. Колючие половинки липучки прикрепляют на браслет (с него потом их во время бега открывают и сразу же используют).

Как играть в «кирпичи»:

Задача игрока — нацепить на спину противника все колючки со своего браслета! Можно догонять друг друга, обниматься (и в это же время прицеплять колючку), хитрить:»Смотри! Бабушка пришла!» — разява отвернулся, а ты ему — шлёп! — колючку на спину:).

Так как колючки красные и прямоугольные, то дочки Юлии Юрьевны назвали их «кирпичи» и кричат:»Вот тебе кирпич!», «Догони меня кирпич!!!». Поэтому эта игра прижилась под названием игры в кирпичи.

Играть в игру дети могут с удовольствием и без взрослого! А мама может в это время заняться домашними делами.

Летние игры: Игра 10. Игра в хлопки.

Идеей этой игры поделилась Ольга Филатова. Хлопки — это очень простая игра на внимание. Ведущий игры задает игрокам ритм хлопками, а игроки двигаются в такт хлопкам. Когда ведущий останавливается, все должны сесть на пол (на траву, если играем на улице). Усложнить игру можно меняя ритм и условия при которых нужно сесть.

Игра 11. Душ и ракета из пластиковой бутылки.

Пишет Александра Попова: «Сыну — 3 года 10 месяцев, дочке 11 месяцев. Это наш фонтан из бутылки. Или душ. Кому как нравится. Сыну нравится из нее поливать. А дочке — хорошо комментировать. Когда водичка набирается, то говорю буль-буль. Когда вытекает, то кап-кап. Еще с такой бутылкой удобно рассуждать «тонет-не тонет». Пустая бутылка не тонет, а такая тонет, потому что водой наполняется и уходит на дно.

Запускали «ракету» в бассейне. Опускаешь пустую бутылку крышкой вниз и резко отпускаешь. Взлетает как ракета».

Идея эта разработана В.А. Кайе — одним из авторов вебинаров нашей Интернет- Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!», автором системы развивающих игр и предметно — игровых сред и экспериментов для детей. И использована Александрой — участницей Мастерской игр — со своими детьми.

Игра 12. Игра в следы.

Игра предложена на конкурсе Светланой Гвоздевой, мамы двух детей. Светлана пишет: «У нас нашлись фигурки людей и животных, делающие характерные для них следы. Мы делали отпечатки следов и сначала просто угадывали, кто пришел и в какую сторону. А потом уже один делал следы, а другой придумывал по ним истории: пингвиненок пошел гулять и потерялся, мама его нашла и они вместе вернулись домой. Или: девочка гуляла по лесу, а медведь шел ей навстречу, девочка увидела медведя, испугалась и убежала». Вот такая песочная терапия и развитие речи получились у Светланы и ее деток.

Игра 13. Глубока ли речка?

Этой игрой на конкурсе также поделилась Светлана Гвоздева. Игра проводится с детьми по сказке М. Пляцковского.

Сначала прочитайте ребенку текст сказки:

«Телёнок Рогалик и поросёнок Кнопка крепко дружили. Так дружили, что водой не разольёшь. Куда один побежит - туда и другой следом.
Выскочит Рогалик в поле, а Кнопка с визгом за ним вдогонку несётся. Побежит Кнопка мимо огорода, а тонконогий Рогалик за ним вприпрыжку скачет.
Недаром их все неразлучными друзьями звали.Резвились однажды Рогалик и Кнопка на лугу и не заметили, как возле речки очутились.
- Давай на другой берег переберёмся, - предложил Рогалик.
- Давай, - согласился дружок.
Вошёл Рогалик в речку, до середины добрался, а вода ему- чуть выше колен.
- Иди, не бойся! - кричит он Кнопке. - Здесь совсем мелко!

Смело двинулся поросёнок вслед за другом. Но едва от берега отошёл - стал воду глотать.
- Тону! Спасите! - завизжал он.
Бросился Рогалик на выручку и помог поросёнку выбраться на берег.
А Кнопка разозлился:
- Ты зачем обманул, что речка мелкая?
- А я не обманывал! - ответил телёнок.
- Но ведь речка глубокая!
- Нет, мелкая!
- Нет, глубокая!
- Нет, ме-ме-е-лкая!

Долго спорили Кнопка и Рогалик, а зря: просто они были разного роста - и поэтому речка одному казалась мелкой, а другому - глубокой».

После чтения обыгрываем эту сказку: делаем лужи в песке (наливаем лейкой воду в углубления в песке). Разыграем диалог между игрушками — животными (поросенком и бычком), измеряем лужи. Светлана так описывает игру детей: «Стали думать, как помочь невысокому поросенку не утонуть в луже. Взяли палочку, сделали на ней две зазубрины — по морду поросенка и бычка и измеряли, куда можно поросенку, а куда нельзя. Мне кажется, игра получилась очень многоплановая в плане развивающего потенциала: и про то как получаются лужи поговорили, поэкспериментировали, и про то что такое глубоко-мелко, и про высокий — низкий. И коммуникативные умения в игре развиваются (диалоги и понимание того, что не все хорошо для одного, что другому хорошо)».

Я не смогла рассказать в рамках одной статьи обо всех летних играх с детьми , присланных на наш конкурс. Потому что статья получилась бы слишком большой. Но не расстраивайтесь — Вы всегда можете их найти в фотоальбомах нашей группы Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (альбом «Играем летом») и задать вопросы их авторам.

Надеюсь, что Вы нашли в этой статье идеи для игр со своим ребенком или даже попробуете тоже организовать свой играющий двор! Буду рада комментариям к статье и Вашей поддержке всем участницам конкурса, приславшим свои фото и идеи игр.

Желаю всем интересных летних игр и счастливого наполненного замечательными событиями и радостью лета! До новых встреч на «Родной тропинке».

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Игры в летний период в детьми старшего дошкольного возраста

Игра «Вечер»

Нам светило солнышко,

Все мы загорали.

(Поднимаем руки вверх.)

До захода солнышка

Прыгали, играли.

(Прыгаем на месте.)

Солнышко садится,

День клонится к ночи.

(Руки вверху, опускаем их перед собой.)

Звёзды зажигаются.

Мы устали очень.

(Трясём расслабленными руками.)

Отдохнуть уж нам пора.

Будем спать мы до утра.

Ночные загадки

Её время пришло -

С неба солнце ушло. (Ночь.)

С неба светит,

А не греет. (Луна, месяц.)

Чёрная корова

Весь мир поборола. (Ночь.)

Ночью по небу ходит,

А днём спит. (Луна, месяц.)

Игра «Приметы летнего утра»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание того, о чём говорится в стихотворении (кто назовёт больше примет летнего утра).

Послушайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. Какое время в нём описано - утро или вечер? Обоснуйте свой ответ. Постарайтесь перечислить то, о чём говорится в стихотворении.

Румяной зарёю

Покрылся восток.

В селе, за рекою,

Потух огонёк.

Росой окропились

Цветы на полях.

Стада пробудились

На мягких лугах.

Седые туманы

Плывут к облакам,

Гусей караваны

Несутся к лугам.

Проснулися люди,

Спешат на поля,

Явилося солнце,

Игра «Ручей»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Бьёт из-под земли родник.

(Поднимаем руки вверх.)

Он, конечно, невелик.

Но течёт вода всё дольше,

(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

И ручей всё шире, больше.

В поле путь его лежит,

Он по камешкам бежит.

(Бежим на месте.)

Говорит ручей: «Журчу.

Всех водичкой угощу».

Вот попить водички

Прилетели птички.

(Машем руками.)

Птички сели у ручья:

«Чья вода? Она ничья».

(Приседаем.)

Птички из ручья попили,

По песочку походили.

(Идём на месте.)

Отдохнули, посвистели

И куда-то улетели.

(Машем руками.)

Пальчиковая игра «Ромашки»

Слушаем стихи и загибаем пальчики.

Солнце светит в синеве.

Мы гуляем по траве.

На лугу-лужочке

Видим мы цветочки.

Погадаем на ромашках,

Спрячем их в своих кармашках.

Мы желанья загадаем,

Лепестки поотрываем.

Оторвали лепесток -

Загадали краски.

На второй лепесток -

Всем на праздник маски.

Три - хотим фонарики,

А четыре - шарики.

Пять - хотим пирожное.

Шесть и семь - мороженое.

Восемь - купят пусть нам скоро

Кукол и машинок гору.

Девять, десять - знаем сами:

Мы букет подарим маме.

Игра «Кто больше?»

Дети по очереди называют цветы, которые им известны. Например: колокольчик, василёк, ромашка, одуванчик, роза, тюльпан, нарцисс, подснежник и др. Победителем станет тот, кто назовёт цветок последним.

Загадки про цветы

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Растёт в саду красавица -

Такая недотрога!

И к ней не прикасаются -

Колючек очень много. (Роза.)

Мы шагаем по тропинке,

Видим солнце на травинке.

Вокруг солнца - облака,

Будто капли молока. (Ромашка.)

Много лепесточков острых

У цветочков этих пёстрых.

А цветочки невелики.

Называют их... (гвоздики).

Сразу все его узнают,

Если в поле побывают.

Этот синенький цветок -

Скромный, милый... (василёк).

Игра «Знаем цветы»

Первый игрок произносит название цветка (например: роза). Второй игрок повторяет это название и добавляет своё (например: роза, мак). Третий игрок повторяет предыдущие названия и также добавляет своё. В случае затруднения воспитатель может оказать помощь (или просит детей помочь). Победителем станет тот, кто сможет произнести без ошибок самую длинную цепочку названий цветов.

Игра «Шиповник»

Вот растёт высокий куст.

(Поднимаем руки вверх.)

Он такой колючий!

(Руки вперёд, растопыриваем пальцы.)

Этот куст совсем не пуст

И совсем не злючий.

Солнце светит с высоты.

(Руки вверху растопыриваем пальцы.)

И среди листочков

Распустились вдруг цветы.

Множество цветочков!

(Выставляем кулачки и разжимаем их.)

А потом эти цветочки

Отцвели, опали.

Полетели лепесточки,

На траву упали.

(Трясём кистями рук перед собой.)

На ветвях шиповника

Зреет много ягод.

(Показываем кулачки.)

Вкусные, полезные!

Запасём их на год.

Игра «В саду»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Часто мы в саду бываем.

Здесь работать нужно.

(Стучим кулачком о кулачок.)

Всё из лейки поливаем,

(Показываем, как поливаем.)

Воду носим дружно.

Сорняки мы вырываем,

Это вредная трава.

Фрукты, ягоды срываем.

Угостим друзей сперва.

(Выставляем руки вперёд.)

Мы немного посидим.

(Приседаем.)

Фруктов, ягод поедим.

(Показываем, как едим.)

Посидим и отдохнём,

А потом домой пойдём.

(Идём на месте.)

Игра «Назови растение»

Воспитатель называет букву. Дети должны вспомнить и произнести как можно больше названий растений на эту букву (деревьев, кустарников, цветов, ягод, фруктов, овощей). Победителя можно определять по каждой букве или по нескольким буквам.

Игра «Грибы и ягоды»

Слушаем стихи и выполняем движения руками.

Мы по лесу ходим, бродим.

(Идём на месте.)

Мы грибочки здесь находим.

(Делаем наклоны вперёд.)

Много как грибов съедобных

В наших кузовках удобных!

Грузди, рыжики, маслята,

И волнушки, и опята.

Все хорошие мы знаем,

В кузовки их собираем.

(Показываем, как кладём грибы в кузовок.)

Мы по лесу ходим, бродим.

(Идём на месте.)

Здесь мы ягоды находим.

(Делаем наклоны вперёд.)

Много есть полезных ягод.

Запасёмся ими на год.

Вот мы вышли на полянку

И увидели поганку.

Мухомор хорош на вид,

Но он очень ядовит!

Не хотим грибного яда.

Этих нам грибов не надо!

(Качаем головой в стороны.)

Земляника и черника,

Костяника и брусника.

Все хорошие мы знаем,

В кузовки их собираем.

(Показываем, как кладём ягоды в кузовок.)

Много ягод есть опасных -

Чёрных, белых, ярко-красных.

Умирают от их яда.

Этих ягод нам не надо!

(Качаем головой в стороны.)

Игра «Объясни название»

Воспитатель произносит названия растений - цветов, трав, ягод (можно использовать также названия грибов). Дети должны постараться объяснить их (почему так названо, с чем связано). Например:

1. Одуванчик. (Отелов «одувать», «обдувать».)

2. Земляника. {Потому что растёт на земле.)

3. Шиповник. (Потому что есть шипы, колючки.)

4. Мать-и-мачеха. {Снизу листья тёплые - «мать», сверху холодные - «мачеха».)

Другие названия для игры: подорожник, подснежник, подсолнух, колокольчик, незабудка, василёк, черника, голубика, волчеягодник (волчник), волчьи ягоды, вороний глаз, бледная поганка, мухомор, рыжик, подберёзовик, подосиновик, боровик.

Игра «Это верно или нет?»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ о лете. Условие игры: если дети услышат то, чего не может быть, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Нет, нет, нет!»

Летом очень тепло, даже жарко.

Летом солнце ярко светит и греет.

Летом бывает холодно и морозно. (Хлопаем.)

Летом дни короткие, а ночи длинные. (Хлопаем.)

Летом дни длинные, а ночи короткие.

Летом цветут цветы, созревают фрукты и овощи.

Летом часто дует ветер и идёт снег. (Хлопаем.)

Летом заяц серый, а зимой белый.

Летом ёжик спит, а зимой бегает по лесу. (Хлопаем.)

Летом ходят в шубах, шапках, сапогах. (Хлопаем.)

Летом ходят в футболках, шортах, сандалиях.

Огородные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Круглый, красный

И на вкус прекрасный. (Помидор.)

Ни окошек, ни дверей -

Полна горница людей. (Огурец.)

Сидит девица

В темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Над землёй трава,

Под землёй алая голова. (Свёкла.)

Круглая, а не месяц.

Жёлтая, а не масло.

С хвостом, а не мышь. (Репа.)

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зелёным листом. (Редиска.)

Сто одёжек -

И все без застёжек. (Капуста.)

Жёлтая курица

Под тыном дуется. (Тыква.)

Под землёй птица

Гнездо свила,

Яиц нанесла. (Картофель.)

Игра «Кто больше?»

Дети по очереди называют овощи, которые им известны. Например: капуста, морковь, свёкла, редька, огурец, помидор и др. Победителем станет тот, кто назовёт овощ последним.

Игра «Кто летит?»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Машет крылышками птичка.

Кто летит? Летит синичка.

Быстро-быстро к нам летит

Желтогрудая синичка.

(Машем руками.)

Можем все мы удивиться.

Кто летит? Какая птица?

(Выставляем руки перед собой и разводим их в стороны.)

А спешит к нам издалёка

Чёрно-белая сорока.

(Машем руками, как крыльями.)

Ночью ей в лесу не спится.

Вертит круглой головой.

(Поворачиваем голову вправо-влево.)

Кто летит к нам? Эта птица

Называется совой.

(Машем руками.)

Игра «Назови птицу»

Дети по очереди произносят названия птиц. Например: трясогузка, сорока, ворона, воробей, синица, соловей, дятел, сова, голубь, сокол, орёл, журавль, пингвин, страус и др. Победителем станет тот, кто назовёт птицу последним.

Игра «Енот»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Утром встанет Енот,

Сделает зарядку.

Он пойдёт в огород

И прополет грядку.

(Показываем, как рвём траву.)

После завтрака Енот

В доме прибирается.

(Выставляем руки вперёд.)

Громко песенки поёт,

Ходит - улыбается.

Пообедает Енот

И спешит на речку.

(Бежим на месте.)

Как обычно, он найдёт

Там свою дощечку.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будет наш Енот стирать.

Он усталости не знает -

Всё стирает и стирает.

(Показываем, как стираем.)

А потом лесной тропой

Спать идёт к себе домой.

Игра «Мишка в лесу»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мишка по лесу идёт,

По лесной дороге.

(Идём на месте.)

Где же мишка отдохнёт?

Летом нет берлоги.

(Качаем головой вправо-влево.)

Как захочет мишка спать,

Он на травку ляжет.

(Приседаем.)

«Можно всюду отдыхать», -

Громко мишка скажет.

Мишка ходит и бежит.

(Бежим на месте.)

Он на травке полежит.

(Разводим руки в стороны.)

(Идём на месте.)

Игра «Назови животное»

Дети по очереди произносят названия диких животных. Например: медведь, волк, лиса, заяц, белка, ёж, кабан, тигр, лев, рысь, олень, лось, крокодил, жираф, бегемот и др. Победителем станет тот, кто назовёт животное последним.

Деревенские загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Щиплет за пятки -

Беги без оглядки. (Гусь.)

Не всадник,

А со шпорами.

Есть гребешок,

А не причёсывается.

Не будильник,

А по утрам всех будит. (Петух.)

Ходит, квохчет.

По двору идёт -

Деток за собой ведёт. (Курица.)

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова.)

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Овца.)

Ничего не болит,

А всё стонет.

По земле ходит,

Пятачком землю роет. (Свинья.)

Игра «Отгадай животное»

Водящий (в этой роли выступают поочерёдно сами дети), загадав домашнее животное (корова, коза, курица, петух, утка, овца, кошка, собака и др.), изображает его походку, повадки, голос. Остальные должны отгадать животное.

Игра «Кто лишний?»

Воспитатель произносит каждый раз по четыре названия животных (или показывает картинки). Дети должны определить, кто лишний, и объяснить почему.

1. Медведь, ёж, корова, волк. (Корова. Это домашнее животное, а остальные - дикие.)

2. Карась, крокодил, налим, окунь. (Крокодил. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

3. Утка, гусь, ворона, щука. (Щука. Это рыба, а остальные - птицы.)

4. Акула, кит, дельфин, муравей. (Муравей. Живёт на суше, а остальные - в воде.)

Игра «Кто плавает?»

Дети по очереди произносят названия животных, которые могут плавать. (Можно называть не только тех, кто живёт в воде, но и тех, кто живёт на суше, но способен плавать.) Например: кит, дельфин, акула, щука, карась, сом, лягушка, гусь, утка, лебедь и др. Победителем станет тот, кто назовёт животное последним.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №20 г. Владивостока» .

Подготовительная группа.

Программное содержание: Формировать стремление детей активно участвовать в развлечениях. Развивать у детей потребность к ежедневной двигательной деятельности. Учить играть в подвижные игры с элементами соревнования. Воспитывать: ловкость, силу, выносливость, ответственность.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о лете.

Беседы на тему: «Лето» , «Здравствуй лето» .

Заучивание стихов о лете, дружбе.

Материал: Воздушные шары, обручи, флажки, мячи, печатные буквы, шоколадные медальки.

Воспитатель:

Опять смеется лето
В открытое окно
И солнышка и лета
Полным, полным – полно!

Дети, сейчас мы с вами разобьемся на две команды и проведем летнее соревнование, узнаем кто у нас самый сильный, ловкий, смелый.

Чтобы разбиться на команды, мы сначала, каждый из вас задумает кто он будет (солнце, месяц, цветы, деревья, трава и т.д.) . После этого вы подойдете к капитанам, и они будут вас выбирать. А кто будет у вас капитанами команд?

(дети выбирают двух капитанов, после этого подходят парами и капитаны отбирают себе в команду детей) .

Воспитатель: Я вижу, команды готовы. Теперь надо дать название командам.

(Дети советуются) .

Воспитатель: Первая команда.

Дети хором: Ромашки.

Воспитатель: Вторая команда.

Дети хором: Ветерки.

Воспитатель: Отлично! Приступаем к первому заданию.

Летом цветет много цветов. Сейчас вы по очереди (команды) будете называть цветы, чья команда больше назовет, та и победит.

Воспитатель: Второй конкурс – эстафета «Пронеси и не урони» .

(Дети друг за другом по очереди на вытянутых руках несут воздушный шар, передают друг другу) .

Воспитатель: следующий конкурс называется «Рыбалка»

Мы с вами будем ловить рыбу. Вначале одна команда будет рыбаками. А вторая рыбками. Потом поменяетесь, чья команда поймает больше рыбы, та и победит. Но рыбу вы будете ловить сетями. Для этого рыбаки по 3-4 ребенка берутся за руки, образуя сеть, и ловят рыбу.

Команда «Ромашки» готовы: Е, Т, О, Л. (ЛЕТО) .

Р, И, А, Б. (РЫБА) .

Команда «Ветерки» готовы: Р, И, Г, А. (ИГРА) .

М, Р, О, Е. (МОРЕ) .

Воспитатель: Молодцы.

Следующий конкурс называется:

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» .

Этот конкурс сложен тем, что члены команды должны уметь договариваться и выполнять одно движение.

Воспитатель: И последний конкурс – эстафета:

Вы должны прокатить обруч до флажка, оставить его там, взять мяч и добежать, отбивая его о землю до команды. Отдать мяч следующему игроку. Он бежит, отбивая мяч до флажка, берет обруч и катит его до финиша.

Понятно! Готовы! На старт! Внимание! Марш!

Воспитатель: Наше соревнование закончено.

Команда победитель получает золотые медали

(Медальки – шоколадки) .

Команда, занявшая второе место - серебряные медальки

(Медальки – шоколадки) .

Воспитатель: Соревнование закончено, но мы знаем самое главное, что победителей нет, победила……

Дети хором: ДРУЖБА!

Любовь Терещенко
Конспект занятия с применением дидактической игры по развитию речи «Вставь слово» по теме «Лето»

Конспект НОД по направлению речевое развитие для детей подготовительной к школе группе на тему «Лето красное »

Программные задачи :

Образовательные : обобщить представления о лете и типичных летних явлениях в природе. Расширить, уточнить словарь по теме » . Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам . Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Закреплять уже известные способы словообразования

Развивающие : развивать связную речь , фонематические процессы мышление, речевой слух, творческое воображение, тонкую моторику.

Воспитательные : формировать у детей взаимоотношения сотрудничество при решении учебных задач, воспитание умения выслушать ответ товарища, сопереживание успехам и неудачам товарищей, воспитание инициативности, самостоятельности.

Интеграция : социально-коммуникативное развитие , познавательное развитие .

Предварительная работа : целевые прогулки по летнему парку. Беседы о временах года, овощах и фруктах. Разучивание стихотворений, чтение рассказов, отгадывание загадок о лете. Рассматривание фотографий, открыток, репродукций картин, календарей с изображением лета.

Материалы и оборудование :

Презентации к играм «Что из чего?» , «Исправь предложение» , «Вставь пропущенное слово » , «Четвёртый лишний» .

Аудиозапись физкультминутки, релаксационная музыка – шум морского прибоя).

Ход проведения:

1. Воспитатель и дети собираются в круг :

Эй! Ребята, подходите, друг на друга посмотрите,

Поздоровайтесь ладошками, улыбнитесь все немножко.

Будем вместе улыбаться, песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться , и клубнику собирать,

На двоих делить конфеты, все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить, потому – давай дружить!

В : Какое у вас настроение стало?

Дети : Хорошее.

Сегодня к нам пришли гости. Давайте покажем им, какие мы с вами дружные. У меня есть бумажное сердечко. Оно является символом любви и дружбы. Скажите, а где у нас находятся настоящие сердечки? (В груди, слева) . Приложите руки к сердцу. Что оно делает? (Стучит) . Да, сердце, как насос, помогает доставлять кровь ко всем органам. Сердце нужно всем нашим органам. Как мы с вами нужны друг другу. Будем передавать наше бумажное сердечко друг другу, посмотрим в глаза друг другу и скажем самые хорошие слова .

Дети говорят друг другу комплименты.

Настя хочет загадать загадку. Только помните, что её надо дослушать до конца.

Настя Мен. Мне тепла для вас не жалко,

С юга я пришло с жарой.

Принесло цветы, рыбалку,

Комаров звенящий рой,

Землянику в кузовке

И купание в реке.

Дети.

В. - Молодцы, совершенно верно, мы сегодня будем с вами говорить о лете. - это прекрасное время года и мне хочется узнать, насколько хорошо вы его знаете.

В. Ребята, мы с вами разучивали стихи о лете. Кто нам расскажет стихотворение про июнь?

Максим. Пришёл июнь.

«Июнь! Июнь!» -

В саду щебечут птицы…

На одуванчик только дунь -

И весь он разлетится.

В. Про июль?

Лера. Сенокос идёт в июле

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.

В. Про август?

Виолетта. Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Степан. Солнце над просторными

Нивами стоит.

И подсолнух

Чёрными зёрнами набит.

С. Маршак

В. - созревает много ягод и наши мамы и бабушки, начинают готовиться к зиме и варить варенье, делать компот, повидло. Давайте сядем, и вы мне расскажите, какие ягодные консервы делают ваши мамы и бабушки. Скажите :

Варенье из малины, какое?

Повидло из яблок, какое?

Джем из смородины, какой?

Варенье из клубники, какое?

Сок из облепихи, какой?

Сок из ягод, какой?

Повидло из фруктов, какое?

Молодцы!

В. - А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Вставь пропущенное слово »

- Летом ярко светит…

Малинка сладкая, как …

Облепиха кислая, как …

Ягоды смородины круглые и блестящие, как …

Крыжовник колючий, как …

Ягоды смородины растут гроздями, как …

У ромашки серединка желтая, как…

В. - Сейчас я буду говорить предложение, а вы внимательно слушаете, и должны исправить, и назвать это предложение правильно.

Игра «Исправь предложение»

Свекла растет на дереве.

У гриба есть панама.

У цветка есть ствол.

Из клубники варят вишневое варенье.

Чтобы повидло было сладким, нужно добавить соль.

У цветов бабочки кушают варенье.

Ромашки и васильки - это первоцветы.

В. – Давайте отдохнём и поплаваем в нашем Чёрном море.

Динамическая пауза «Как приятно в море плавать»

Как приятно в море плавать! (Плавательные движения в стиле брасс)

Гребем влево, гребем вправо. (Повороты влево и вправо)

Вот кораблик впереди. (Потягивание - руки вперед)

Сверху чайки - погляди. (Потягивания - руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей.

Нужно нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения в стиле кроль)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из моря вылезаем (Ходьба на месте)

И на солнце загораем. (Встать ноги и руки в стороны, голова поднята вверх) .

В. Следующая наша игра «Четвертый лишний» . Слушайте внимательно, нужно будет услышать и назвать лишнее слово , объяснить, почему вы так считаете.

Июль, лето , июнь, август;

Жаворонок, ласточка, голубь, скворец;

Ромашка, василек, георгин, колокольчик;

Береза, тополь, ёлка, рябина;

Дождь, роса, метель, туман.

В. Пальчиковая гимнастика » (загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето ?

Лето солнышком согрето .

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето !

В. - Молодцы, справились, и сейчас предлагаю вам отгадать загадку, но не просто отгадать, а отгадку нужно отхлопать.

Сильным, слабым он бывает,

И осенним, и грибным,

Все растения поливает,

Урожай чтоб лучше был. Ответ : (qжо)

Белые шарики падают с неба,

Будто бы снег, но на улице лето !

Громко стучат они в окна твои,

Быстро растают от тёплой земли Ответ : (d)

Эта пора всем любима за то,

Что нам не нужен ни плащ, ни пальто,

Что солнце жарко и можно купаться,

С этой порою так трудно прощаться! Ответ : (оv)

Солнце светит, дождь идёт,

Чудо в небе вдруг взойдет,

Яркою цветной дугой,

Не потрогать нам с тобой. Ответ : (d)

Сидит под потолком,

Кусается тайком,

Жужжит над ухом,

Но не муха. Ответ : (dwо)

Про этот гриб все говорят,

Что и сырым его едят. Ответ : (жоdq)

Дождик небо украшал,

Воду с солнышком мешал,

Краски взял семи цветов -

Разноцветный мост готов. Ответ :(d)

Если нет его - небо хмурится,

Если есть оно - люди жмурятся.

Ответ : (оmqнvо)

Когда будет лето

В полном разгаре,

Нам дерево это "снежинки" подарит. Ответ : (qvоuо)

В. Так что такое лето ? (Читает стихотворение) .

Это много света,

Это поле, это лес,

Это тысяча чудес,

Это в небе облака,

Это быстрая река,

Это яркие цветы,

Это синь высоты.

Это в мире сто дорог

Для ребячьих ног

В. - Молодцы, ребята, сегодня на занятии вы прекрасно занимались, теперь я точно знаю, что вы все любите лето и много знаете о нем.

О чем мы сегодня говорили?

Что вы узнали о ягодах? Что из них можно приготовить?

Назовите летние месяца.

Чем летом можно заниматься ?

А сейчас приглашаю вас всех на летнюю поляну.

(Звучит тихая музыка, дети сопровождают слова воспитателя движениями.)

Публикации по теме:

Конспект занятия с использование дидактической игры «Овощи и Фрукты» Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. Играя, дети лучше сосредотачиваются.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры Введение. В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии.

Образовательные области: 1. Познавательное развитие. 2. Речевое развитие. 3. Социально-коммуникативное развитие. Цель: Формирование.

Конспект дидактической игры по развитию речи в старшей группе «Город Красивой речи» Цели. Продолжать формировать представление у детей о красивой речи; Развивать фонематический слух; связную речь; грамматический строй.

Конспект занятия по развитию речи с применением ИКТ во второй младшей группе «Домашние животные и их детеныши» Конспект занятия с применением ИКТ по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Домашние животные и их детеныши» Цели занятия:.

Конспект проведения дидактической игры по развитию произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста «Продолжи ряд» Цель: развитие произвольного запоминания. Оборудование: муляжи овощей и фруктов, кукла, 2 корзинки - одна с крышкой. Ход игры: Игра проводится.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе с применением ЦОР «Веселое путешествие» Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе с применением ЦОР на тему: «Веселое путешествие». Цель:.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №5 «Солнышко» с. Раевский Альшеевского района республики Башкортостан.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Составление рассказа-описания.

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук» Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук». Задачи: развивать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать.

Библиотека изображений:

Тема «Путешествие с облаками»

Игра-соревнование «Кто больше найдет образов, на которые похожи облака»

Задача: развивать воображение, внимание, образность.

Коллективное сочинение сказки «Путешествие облака»

Задача: развивать воображение, творческие проявления личности, связную речь, умение слушать товарища и совместно сочинять историю.

Воспитатель (предлагает зачин сказки). В одной сказочной стране высоко, высоко в летнем голубом небе нежилось на солнышке маленькое белоснежное облачко. Оно было очень любопытным. С утра до вечера смотрело облачко сверху вниз и наблюдало за тем, что делается внизу, на земле.

Воспитатель помогает детям развивать сюжетную линию сказки, выслушивает разные версии, предлагает для обсуждения свои. По мере сочинения он записывает предложения детей, затем зачитывает полную сказку. Спрашивает, понравилась ли она детям. Предлагает нарисовать иллюстрации к сказке и оформить в альбом с текстом, который написан печатными буквами (для читающих детей).

Загадывание загадок о небе и облаках

Задача : развивать логическое мышление, выделять существенные признаки явлений.

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без парусов плывут. (Облака.)

Висит у нас над головой

Платок ярко-голубой. (Небо.)

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый,

Кружевной и синий-синий! (Небо.)

Рогат, а не бодается. (Месяц.)

Егор-Егорка упал в озерко.

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. (Месяц.)

Молода — похожа на серп,

Поживет — станет, как лепешка. (Месяц, луна.)

Постелен ковер, рассыпан горох.

Ни ковра не поднять,

Ни гороха не собрать. (Небо и звезды.)

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат. (Небо, звезды, месяц.)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака.)

Голубая простыня

Весь свет покрывает! (Небо.)

Голубой платок,

Алый колобок

По платку катается,

Людям улыбается. (Небо и солнце.)

На синей рогожке —

Золотая сережка. (Месяц.)

Висит в небе блин.

Есть его мы не хотим.

Он спрячется за тучку,

Не достанешь его ручкой. (Луна.)

Рассыпались на овчинке

Золотые перчинки.

А когда рассвело,

Их как ветром смело. (Звезды.)

Вся дорожка усыпана горошком. (Небо и звезды.)

По всей сковороде — лепешки,

Посередине — каравай. (Небо, звезды, месяц.)

Подвижная игра «Облака и ветер»

Задачи:

— развивать ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, воображение, пластику;

— активизировать знания о явлениях неживой природы.

Выбирается «ветер», остальные дети — «облака».

На слова ведущего «Ветер спит в своей постельке и не слышит ничего. Облака гуляют мирно, в небе чисто и светло» «ветер» сидит на скамейке, закрыв глаза, а «облака» передвигаются легким бегом на носочках по всей площадке.

На слова «Облака попарно сбились и в кого-то превратились» «облака» соединяются в пары и изображают какой-то образ.

На слова «Ветер выспался, проснулся, для разминки потянулся. Посмотрел на облака, удивился он слегка» «ветер» гуляет между скульптурными образами, рассматривает их, пытается угадать, кого изобразили дети; дети называют свой образ.

После слов «Ветер силу набирает, облака все разгоняет. Направленье посмотри и от ветра убеги» «облака» должны посмотреть на «ветер», который флажком или султанчиком указывает направление, в эту сторону они убегают, а «ветер» их салит. Направления меняются.

Творческая гостиная «Лето»

Задачи:

— знакомить с произведениями искусства, отражающими летние явления в природе (музыка, живопись, стихи);

— уточнять и расширять представления о явлениях неживой (облака) и живой природы (шмель);

— развивать эстетическое восприятие, эмоционально-чувственную сферу психики, внимание, воображение, творчество, речь;

— формировать интерес к произведениям искусства, родной природе.

Оборудование : аудиозапись музыкальных произведений (К. Дебюсси «Облака», С. Майкапар «Облака плывут», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»), репродукции картин (И. Левитан «Свежий ветер. Волга», «Над вечным покоем»), бумага для рисования, краски, лист ватмана, клей.

Тема «Ветер, ветер, ты могуч»

Загадывание загадок о ветре

Задача: развивать логику и гибкость мышления, умение выделять характерные особенности явления.

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

Без рук, без ног,

А ворота отворяет.

Без рук, без ног,

Под окном стучится,

В дом просится.

Без рук, без ног,

По свету рыщет,

Поет да свищет.

Неизвестно, где живет.

Налетит — деревья гнет,

Засвистит — по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

Пыль поднимает,

Деревья качает,

Воет-завывает,

С деревьев листья срывает,

Тучи разгоняет,

Волны поднимает.

Бежал по тропке луговой

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой —

Речка сделалась рябой.

Озорной повеса

Пролетел над лесом,

Крыльями взмахнул —

Лист с дерева отряхнул.

Дидактическое упражнение «Ветер — хорошо и плохо»

Задачи:

— формировать умение видеть в природных явлениях положительное и отрицательное для жизни людей, растений, животных;

— объяснять свои умозаключения.

Воспитатель предлагает детям выделить положительное в явлении неживой природы — ветре для людей, животных и растений и отрицательное, разрушительное, уничтожающее. Ребенок не только должен выделить положительное или отрицательное значение, но и объяснить, почему он так считает.

Логоритмическое упражнение Е. Алябьевой «Ветер»

Задачи:

— развивать чувство ритма и темпа, память, звукоподражание;

— закреплять представления о ветре.

Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

В трубах громко он гудит:

У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой.

Поднимает пыль столбом:

Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.

Дует он везде, кругом: Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом.

Может вызвать бурю он: Поднимают руки вверх и делают вращательные движения.

Страх-страх, страх-страх!

Не удержится и слон:

Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.

Дидактическое упражнение «Найди родственные слова»

Задачи:

— формировать умение находить однокоренные слова, выделяя общий корень;

— определять разную силу ветра.

Ветерочек, ветерок,

Поиграй со мной, дружок!

Будет ветреной игра.

Не играли мы вчера.

Можешь ты ветрищем стать,

По деревьям погулять.

Можешь флаги потрепать.

Не пристало ветру спать.

Е. Алябьева

Подвижная игра «Два ветра»

Задачи:

— развивать физическую силу, устойчивость, воображение, внимание;

— активизировать знания о разной силе ветра;

— формировать чувство коллективизма.

Дети разбиваются на две команды, одна из которых — «Ветер», другая — дети.

Команды выстраиваются в две линии напротив друг друга, обозначенные на земле. Команда детей произносит слова:

Все мы сильные ребята,

Мы — ребята-дошколята.

Против ветра устоим,

В схватке с ветром победим.

Команда «Ветер» отвечает:

Я могучий, сильный ветер.

Я сильнее всех на свете.

Победить меня нельзя,

Зря стараетесь, друзья!

После этих слов команды сближаются друг с другом, дети попарно упираются руками и ногами, пытаясь пересилить противника и сместить его за черту (ветер средней силы). Затем команды встают спинами друг к другу, обхватывают в шеренге друг друга за талию. Играющие пытаются столкнуть друг друга за линию уже целой командой (ветер сильный).

Выигрывает команда, победившая в обеих схватках.

Рисование символов, отражающих разную силу ветра

Задача: развивать знаково-символическую функцию, образное мышление, речь, изобразительные умения.

Дидактическое упражнение в стихах «Установи причину и следствие»

Задача : развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, составлять сложноподчиненное предложение.

Воспитатель читает стихотворение и задает по его содержанию вопросы.

Вчера был очень сильный ветер,

Он поломал большие ветви.

Они дорожки перекрыли,

Все утром ветки обходили.

♦ Почему утром люди не могли пройти по дороге?

♦ Что людям нужно сделать, чтобы можно было свободно передвигаться?

В песочнице играли дети.

Поднялся очень сильный ветер,

Запорошил глаза песком,

Игрушки разбросал кругом.

♦ Почему песок попал детям в глаза?

♦ Почему игрушки оказались разбросанными?

♦ Какие правила игры в песок нужно соблюдать?

Облака на небе спали

И по небу не гуляли.

Ветер дунул свысока,

Передвинул их слегка.

Дунул ветер посильней,

Они уплыли прочь быстрей.

♦ Почему облака стояли в небе на месте?

♦ Почему после появления ветра они медленно поплыли?

♦ Почему облака быстро уплыли?

Одуванчики созрели,

На лугу от солнца млели.

Ветер с ними поиграл,

Семена все разбросал.

♦ Почему одуванчики из желтых стали белыми?

♦ Почему белые семена одуванчика разлетелись во все стороны?

♦ Почему без ветра одуванчик не может переместить свои семена на расстояние?

Тема: Цветы

Пластический этюд «Цветок»

Задача: развивать пластику, пантомимическую выразительность.

Воспитатель предлагает детям «превратиться» в цветок, за которым они наблюдали, и изобразить его в бутоне, распускающемся, тянущемся к солнышку, склоняющем головку под дождем, умывающемся росой, раскрывающем лепестки для насекомых и т.п.

Конкурс на лучший рисунок цветка с натуры

Задача: развивать целенаправленное внимание, зрительное восприятие, изобразительное умение, чувство цвета и формы.

Воспитатель предлагает детям удобно разместиться около цветка, положить на колени мольберты (доски для лепки) и нарисовать цветок таким, каким они его видят. Рисунки детей рассматриваются, из них составляется цветочная галерея. Выбираются и поощряются рисунки, на которых цветок изображен более реально, со всеми деталями.

Дидактическая игра «Расскажи о себе»

Задачи:

— формировать умение составлять подробный описательный рассказ о выбранном цветке (строение, цвет, форма, размер, длительность, время цветения, место произрастания);

— по описанию угадывать цветок, при необходимости дополнять свой рассказ, опираясь на наглядность;

— развивать воображение, память, монологическую речь;

— воспитывать внимательное отношение к речевой деятельности товарищей.

Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебную страну цветов. Всех детей он «превращает» в цветы, но в какие, никто не знает (ребенок выбирает цветок и говорит его название воспитателю на ушко). О выбранном цветке ребенок должен составить загадку-описание, вспомнить все подобности внешнего вида, места произрастания. Использовать при описании жесты, пантомимику. Выигрывает тот, кто описал ярко, подробно, и дети смогли угадать цветок. Для описания нужно выбрать наиболее известные детям цветы. Для сравнения описания с внешним видом цветка можно использовать натуральные цветы участка или открытки и картинки с их изображением.

Дидактическая игра «Лесные цветы»

Задачи:

— уточнять и закреплять знания об отличительных особенностях внешнего вида и времени цветения лесных цветов родного края;

— формировать умение по описанию отгадывать цветок, называть его, находить картинку с его изображением и помещать ее около картинки с изображением времени года;

— выдержку, умение выслушивать товарища до конца, не перебивать;

— активно использовать словарь по теме;

— развивать память, воображение, мышление.

Воспитатель зачитывает небольшие по объему отрывки из рассказов или стихотворений, с которыми дети были знакомы ранее, а затем просит назвать лесной цветок, найти его изображение на предложенных картинках и поместить к первоцветам (подснежникам), весенним, летним цветам. Дети выполняют игровую роль юных защитников природы, «выращивают» лесные цветы, которые люди часто рвут и этим наносят вред природе. В конце игры каждый ребенок выбирает цветок, которым хотел бы стать в воображаемом венке. Венок сплетается из рук в хороводе. Дети вместе с воспитателем водят хоровод. Количество текстов определяется дифференцированно.

Варианты текстов

Грушанка

Отцвели ветреница, хохлатка, баранчики-ключики, ландыши. Закончилась весна.

Расцвело в лесу растение с белоснежными и ароматными цветочками, как у ландыша. Листья у растения небольшие, собраны в розеточку у самой земли и формой очень походят на листья дерева — груши. Отсюда и название растения. Листья зимуют под снегом и не теряют после зимы своего зеленого цвета. Цветет растение все лето, но не каждый год.

Вероника дубровная

Почти сразу после грушанки начинает цвести нежными голубыми огоньками другое растение. Увидеть цветы его можно только в ясную погоду — перед ненастьем голубые лепестки цветов скручиваются, и цветы как бы исчезают. Каждый отдельный цветок на стебельке цветет недолго, но следом раскрываются все новые и новые. На месте отцветших появляются цветы-коробочки с семенами. Растение любит расти больше всего около могучих дубов, в дубравах. Отсюда и второе слово в названии растения. А первое — имя девочки.

Иван-да-марья

Зацветет голубыми цветами вероника дубровная, и почти тут же на другой стороне полянки засветится желтыми и синими огоньками другое чудесное растение. Цветки у него желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Зацветает растение обычно в конце мая и цветет до самого сентября. В его названии есть мужское и женское имя.

Аквилегия или водосбор

По берегам рек, на лесных опушках, в горах, садах в начале лета можно встретить это цветущее растение. Оно многолетнее, цветки колокольчатые, крупные, с характерными шпорцами. В них по утрам набирается роса. Отсюда и народное название растения. Цветки бывают синие, голубые, фиолетовые, розовые, красноватые, белые. Охотно растет в затененных местах.

Пионы

Зацветают эти растения в июне. Их нередко называют соперниками чудесных роз. Это необыкновенно красивые многолетники. Окраска у них самая разнообразная: можно встретить снежно-белые, красные, розовые цветки. А как они крупны, пышны! У многих сортов приятный аромат, очень красивы махровые цветки. Красив куст растения и после отцветания. Дикорастущее растение имеет целебные, болеутоляющие свойства («марьин корень» или пион уклоняющийся).