Откуда взялся фразеологизм нести свой крест. О несении креста и следовании за христом. Нести свой крест

Нести свой крест

“Жизнь прожить - не поле перейти”. И действительно, тяжел и скорбен путь нашей жизни: болезни, беды, неприятности… Отчего так? Все мы ищем счастья и радости, а обретаем большей частью горечь слез и страдания души и тела. Одним словом, не жизнь, а мука!

Так и слышишь от родных, знакомых, близких и чужих, что изнемогают они под тяжестью забот, бед и болезней. Но выражают свое непонимание происходящего, в основном, люди неверующие. Верующие же знают, что каждый человек (хочет он этого или не хочет) несет свой крест в этой жизни подобно тому, как Господь Иисус Христос нес Свой Крест, на котором был распят.

Самим Господом сказаны слова: “Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня”.

Что же означает “нести крест ”? Неправильно понимать это выражение буквально. Это образное выражение. Святитель Феофан Затворник так объясняет его:

“Крестов много, но видов их три. Первый вид - кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед, и вообще из горькой участи земного пребывания (сюда относятся: несчастья, болезни, потери близких, неудачи по службе, семейные неприятности, оскорбления, обиды и многое другое ). Второй вид - кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстями и похотьми ради добродетели. Третий - кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностию в волю Божию”.

“Зачем так устроил Бог, что на земле нет человека, который не страдал бы?” - спросите вы.

Тот же Святитель Феофан о твечает: “Затем, чтобы не забывал человек, что он изгнанник, и жил бы на земле не как родич на родной стороне, а как странник и пришелец на стороне чужой, и искал бы возвращения в истинное Отечество свое.”

Как часто мы не хотим использовать посылаемые нам скорби себе на пользу. Не хотим безропотно нести свой крест. Иной человек в горе и досаде роптать начинает, иной совсем теряется и впадает в отчаяние, а иной погружается в свое горе и только горюет, не обращая сердце свое к Богу.

Но ведь крест-то на плечах остается, только пользы вот не приносит. А нужно совсем немногое изменение произвести в своем уме и сердце, чтобы скорби наши нам были во спасение души, чтобы легче их было нести.

Возбудим благодарность, смиримся, покаемся, исправим жизнь свою. Конечно, это не просто! Страсти очень сильно мешают. Ведь если есть самолюбие, то и страсти все есть. А коль есть страсти, есть и мучение от них. Всякого они распинают и мучают - только не во спасение, а на пагубу. Гнев жжет, зависть сушит, похоть расслабляет, скупость есть и спать не дает, гордость оскорбленная убийственно терзает сердце…

У борющегося со страстями иногда будто руки пригвождаются, терновый венец на голову одевается, сердце словно пронзается - так бывает человеку тяжело и больно.

Вот что означают слова Спасителя ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ И СЛЕДУЙ ЗА МНОЮ.

Святые же, в своем устремлении за Господом, принимали на себя самый тяжелый крест - крест преданности в волю Божию, когда человек всего себя посвящает Господу и отрекается от своей воли, всякой своей мысли и желания. И это есть верх совершенства христианского. Начинается христианство покаянием, зреет оно борьбой со страстями, а завершается сораспятием Христу.

НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТИК

Вы носите нательный крестик? Обязательно крещеному человеку нужно носить нательный крестик.

Крестик - это начало нашего освящения . Посмотрите внимательно: на нем распят Христос. Это знак того, что и мы распяты с Ним. Свет веры нашей начинается с обыкновенного нашего крестика. Мы согрешили, отпали от Бога, а грех, как говорит Апостол,внес в мир всякое смятение . Мы, созданные для бессмертия, созданные добрыми, стали злыми и смертными.

Бог пришел в мир этот спасти нас. Но только вот человеку дал Он свободную волю, а потому без воли человека Господь не спасает. Божья воля и человеческая должны встретиться, слиться в единой гармонии.

Бог распинается на Кресте. Понимаем ли мы, что это такое? Это проявление великого снисхождения к человеку, милосердие, милость, любовь. Тот, Кто распят на кресте, может только любить. И как же нам не полюбить Того, Кто за нас распинается?

Многие ли из нас продумали в себе Его жизнь? До боли, до слез представляли хоть каплю той тяжести, которую перенес Господь за нас, грешных?

Кто, дорогие мои, испытал жалость к этому странничеству по зною и пыли, к этому короткому, но пронизывающему признанию: Сын Человеческий не имеет где главу подклонити…”

А кто из нас хоть на миг ощутил Его моление до кровавого пота в Гефсиманском саду? А терновый венец и, наконец, Голгофа, и звук молота, пробивающего гвозди через распростертые за нас руки…

“За меня, за меня!” - вопит, терзается сердце, когда проникаешь осознанием этой минуты.

Христос на Кресте .

Жизнь зовет нас могучими призывами, чувственными удовольствиями, наслаждениями… Но, вы помните?

Христос на Кресте. И меркнет все в свете Голгофы. Только она одна освещена страшным светом, и нельзя оторвать от нее глаз. Государство, народ, общественные задачи, планы, должности… А Он один, оставленный на Кресте. В среду преданный, распятый в пятницу. Для христиан эти дни навсегда стали днями поста…

Распятие Христа - это умерщвление греха и смерти, освобождение от них человека. Откроем глаза свои на жизнь. Не эти вот физические глаза, которые, как говорится, далее своего носа не видят, а глаза духовные. А глаза духовные открываются тогда, когда мы поймем, что такое Крест. Крест - это страдание. Не правда ли, страдать так не хочется? Хочется жить легко, беззаботно, весело.

Страдания сами по себе страшны. Страдания же с Богом становятся ношей легкой и благой, они делают человека лучше. Помните, у Федора Михайловича Достоевского?“Жесток человек, и лишь страдания укрощают его”. Да, страдая мы учимся любить. Снося их без ропота, благодарно, становимся постепенно светлее, добрее и приходим к покаянию…

В “Братьях Карамазовых” - завет старца Зосимы : “В горе счастье ищи ”. Откровение, купленное дорогой ценой.

По возвращении из каторги, Достоевский на все вопросы отвечал: “И почем вы знаете, может быть, там, наверху, Самому Высшему, нужно было меня привести в каторгу, чтобы я там что-нибудь узнал, т.е узнал самое главное, без чего нельзя жить. Иначе люди съедят друг друга с их материальным развитием”.

Внучка Н.А. Римского-Корсакова Ирина Головкина испытала все ужасы сталинского предвоенного времени и погибла в концлагере. В своем романе она писала:

“Не падайте духом и не унывайте в дни печалей. Они не так страшны, как кажутся сначала: как раз в их гуще и толще нас посещают новые и самые дивные радости. Где крест - там они вьются вереницами… Мы сами не знаем минуты, когда в нас просыпается тайное, лучшее, внутреннее…

Значит, страдание и есть та минута, которая отрезвляет от опьянения собой и направляет силы души человека на любовь? И даже там, где, казалось бы, надежды нет и быть не может, рождается внутренняя сосредоточенность, спокойствие и примирение…

Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня…

Тяжело мне, замирают ноги…

Друг мой милый, видишь ли меня?..

(Ф.М. Тютчев)

Постепенно выстраивается цепочка, ведущая к очень важному откровению. Беспомощность, ненадеяние на себя, предание всего себя на волю Божию — вот в чем спасение.

Эта мысль прозвучала в фильме Тарковского из уст Сталкера :

Пусть они поверят… станут беспомощными, как дети. Потому что слабость велика, а сила - ничтожна…”

“Будьте, как дети ”, — учит Господь. Как это непросто. Это значит, что нужно научиться простоте души, той простоте, которая, по словам Ф.М.Достоевского, дается в жизни сложнее всего. Но как легко тогда жить, как радостно нести свой крест!

Каждый верующий человек знает великую силу креста. “Оградился крестным знамением - и никакое зло не страшно!” - говаривали наши предки.

Крест с его четырьмя концами, — разъяснял в IV веке Святитель и Богослов Иоанн Златоуст , — означает, что Распятый Бог все вмещает и все объемлет”.

“Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божией держится высота и глубина, долгота и широта, т.е. всякая видимая и невидимая тварь”, - - вторил ему в VIII веке святой Иоанн Дамаскин.

По апостольскому установлению крест стал основой всех совершаемых церковных таинств. Испокон веков крест воспринимался в христианском мире как религиозный носитель особой “крестной” силы.

Уже в “Повести временных лет” (XII век) читаем, что за нарушение крестного целования Ярославичами Всеславу Полоцкому “Бог яви силу крестную… и наведе … поганые (т.е. половцев) на земли русские” .

Крест - начало преображенного мира. Глядя на пересечения, перекрестья дорог, повсюду чуткий человек видел знак креста. И называл потому то, что его окружает, о-крест-но-сти .

Все освящено крестом. Мы с вами, дорогие друзья, люди крещеные, носим на груди православный крестик - значит, защита у нас есть. Без молитвы, без креста мы легко побеждаемы, обольщаемы и внушаемы.

Надо обязательно носить нательный крестик и не снимать его никогда, до самой смерти. Христианин без креста - воин без оружия, и враг может легко одолеть его. Крест нужно почитать, правильно осенять себя крестным знамением.

***

Три девушки шли по железнодорожным путям и оказались между двумя встречными поездами. Все трое остались живы.

Когда прошли поезда, девушки, словно воочию увидели трех бесов, споривших между собой.

“Ты что ее под поезд не толкнул?— говорят двое третьему. - Такой момент был удобный, была бы душа наша!”

А тот отвечает: “Не мог. На ней был крестик, и ничего у меня не вышло. А ты свою почему не погубил? Она же без креста была?”

Вот какую силу имеет крест, крестное знамение и благословение матери!

***

Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы в храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас. *** Могилу его за огромные деньги матери указали сами чеченцы. Она опознала сына по его нательному крестику…

У Жени была возможность остаться в живых. Для этого нужно было просто снять нательный крестик и назвать себя мусульманином. Он этого не сделал. Евгений претерпел мучения, но не предал Христа, свое Православное Отечество и вошел в сонм святых мучеников за веру…

Как обжигает врагов Православия Крест Господень! Как попаляет он их! Как боятся они Креста!

У каждого у нас в жизни свой крест, свое служение, свое предназначение на земле. Помоги нам, Господи, остаться верными Тебе и христианскому нашему долгу. Помоги не поддаться искушениям мира, не забыть о Вечности, на пороге которой стоим…

Нести свой крест

Книжн. Высок. терпеливо переносить страдания, невзгоды, мириться со своей печальной участью. ФСРЯ, 212; ЗС 1996, 151; БМС 1998, 315.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Нести свой крест" в других словарях:

    Первоисточник Библия. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Иисус сам нес крест, на котором его должны были распять (гл. 19, ст. 17): «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по еврейски Голгофа». Иносказательно: терпеливо… …

    См. терпеть... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

    Нести свой крест - крыл. сл. Нести свой крест. Тяжелый крест Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого либо. Выражение это возникло на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять (Иоанн, 19, 17) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    нести свой крест - Терпеливо переносить страдания, испытания, тяжёлую судьбуСловарь многих выражений

    Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого либо. Выражение это возникло на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять (Иоанн, 19, 17). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

    Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? креста, чему? кресту, (вижу) что? крест, чем? крестом, о чём? о кресте; мн. что? кресты, (нет) чего? крестов, чему? крестам, (вижу) что? кресты, чем? крестами, о чём? о крестах 1. Крест это предмет,… … Толковый словарь Дмитриева

    Выдерживать, терпеть, нести свой крест Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Толковый словарь Ушакова

    КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

    КРЕСТ, креста, муж. 1. Предмет христианского культа, представляющий собой длинный вертикальный стержень, пересеченный у верхнего конца перекладиной (по евангельскому преданию на кресте из двух бревен был распят Иисус Христос). Нательный крест.… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Царский Путь Креста Господня , Тобольский И.. 412 стр. Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга Царский путь Креста Господня. В…
  • Царский путь Креста Господня , . Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга «Царский путьКреста Господня». В ней…

Нести крест Высок. Терпеливо и последовательно переносить испытания, страдания, превратности судьбы. Она не отходила от него ни на минуту, где могла, вливала слово утешения, чаще всего молилась и несла свой крест со смирением христианина (Герцен. Елена).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Нести крест" в других словарях:

    нести крест - выдерживать, терпеть, нести свой крест Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Нести крест свой - Нести крестъ свой. Ср. Тебя угнетаетъ сознанье, Что шатко общественный крестъ Ты несъ, получая даянье Съ пятнадцати прибыльныхъ мѣстъ. Некрасовъ. Современники. 2. Герои времени. Ср. Мой крестъ несу я безъ роптанья: И то, и это наказанье. М. Ю.… …

    нести крест свой - Ср. Тебя угнетает сознанье, Что шатко общественный крест Ты нес, получая даянье С пятнадцати прибыльных мест. Некрасов. Современники. 2. Герои времени. Ср. Мой крест несу я без роптанья: И то, и это наказанье. М.Ю. Лермонтов. Валерик. Ср. Где… …

    КРЕСТ - муж. крыж, две полосы или два бруска, один поперек другого; две черты напересечку одна другой. Крест бывает: прямой, косой (андреевский), равноконечный, длинный и пр. Крест есть символ христианства. По различию исповеданий, чтится крест… … Толковый словарь Даля

    Крест - У этого термина существуют и другие значения, см. Крест (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с пр … Википедия

    Крест - - евр. цлав. Распятие. Крест. Распятие. Слово крест, лат. «крукс», первоначально обозначало вообще позорный столб или столб мучения, который мог иметь различную форму. У некоторых* древних народов преступников привязывали к столбу за руки над… … Словарь библейских имен

    КРЕСТ (БОЛЬШОЙ) - ♠ Испытание, из которого вы выйдете с честью. Железный проявите непреклонность и наберитесь терпения. Деревянный простота решений является залогом к успеху. Золотой вы обретете поддержку влиятельного человека. Серебряный вы найдете… … Большой семейный сонник

    крест - (иноск.) мирские бедствия, судьба Тяжел крест, да надо несть. Бог по силе крест налагает. Ср. Иному жизнь одна игрушка, Другому жизнь тяжелый крест. Кн. П.А. Вяземский. Заметки. См. нести крест … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Крест - Крестъ (иноск.) мірскія бѣдствія, судьба. Тяжелъ крестъ, да надо несть. Богъ по силѣ крестъ налагаетъ. Ср. Иному жизнь одна игрушка, Другому жизнь тяжелый крестъ. Кн. П. А. Вяземскій. Замѣтки. См. Нести крест свой … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Нести свой крест. Тяжелый крест - Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого либо. Выражение это возникло на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять (Иоанн, 19, 17). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

Книги

  • Царский путь Креста Господня , . Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга «Царский путьКреста Господня». В ней… Купить за 396 руб
  • Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную , . Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга "Царский путь Креста Господня" . В ней…

Чтобы вылечить больное человечество, нужно горькое лекарство, уверен иерей Андрей Чиженко.

Жизнь все бежит,

Жизнь все течет,

И жизнь несется

От слова «несу»…

В Евангелии написано: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» (Мф. 16:24). В Синодальном переводе Библии на русский язык над словом «крест» стоит пометка, а в сноске указано, что под крестом подразумевается жизнь человеческая.

То есть в данном контексте слово «крест» и слово «жизнь» – синонимы. Потому выражение «нести свой крест» можно заменить фразой «нести свою жизнь». Отсюда выплывает вполне логичный вопрос: «Куда ее нести?» и вполне логичный ответ: «К Богу». Почему Господь определил жизнь нашу человеческую как крест?

Ведь мир и тысячи лет назад, и сейчас воспринимает ее совсем по-другому: как карнавал, фейерверк, море удовольствия и «вечный» праздник. Но православие говорит нам о том, что зачастую это пир во время чумы. И чтобы вылечить больное человечество, нужно горькое лекарство: крест – одновременно как орудие казни греха и страстей и как орудие воскресения, спасения рода человеческого.

«Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями», – точно сказал святой первоверховный апостол Павел (Гал. 5:24). Выразительна символика крестоношения в Таинстве Крещения. Почему в нем используется вода? Она – символ земли, а земля – символ смерти и погребения. Троекратное погружение в воду при Крещении – образ смерти ветхого человека, а также первородного и всякого другого греха. Троекратное восстание во имя Отца и Сына и Святаго Духа – символ воскресения нового обновленного духовного человека – новой твари. Но для того чтобы стать таким, нужно последовать за Христом, подняв на плечи свой крест – на личную СВОЮ Голгофу, без которой не бывает и воскресения.

Под крестом (крестоношением) каждого человека подразумевается все в его жизни – таланты, способности, обстоятельства и события, с ним случающиеся, люди, которые его окружают, и вообще все то, что формирует душу человека.

Как писал преподобный Серафим Вырицкий: «От Меня это было». Все, что ни случается с человеком в жизни, – от Господа. Это можно сравнить с тем, что Бог – наш Учитель, мы на земле – ученики. Все, что происходит с нами в жизни – от Бога, и люди, которых мы встречаем во время своего земного пути, тоже посланы Им. Даже враги. В великой книге православной аскезы «Добротолюбии» сказано, что нужно любить своих врагов. Для падшего, запутавшегося в грехах человеческого сознания это почти не возможно. Но святые отцы поясняют, вернее, указывают тот путь, с которого нужно начать дело любви к врагам. Они пишут о том, что мы должны воспринимать наших врагов как орудие в руках Господа, служащее для нашего исправления. Образно выражаясь, враги (и вообще все люди) – хирургический скальпель в ладони Всевышнего, которым он вскрывает глубоко закоренелую рану нашей гордыни, чистит гной грехов да страстей.

Вспомним великолепную меткую фразу героя сельского православного батюшки (его роль играет Сергей Маковецкий) в фильме «Преображение», которую он сказал о своей матушке: «Она – мой точильный камень». Развивая эту мысль, можно сказать, что мы все друг для друга точильный камень.

Господь, как ЛУЧШИЙ Врач, моделирует для каждого из нас именно те жизненные обстоятельства и посылает именно тех людей, которыми в целокупности нас исправляет и направляет на верный путь.

Мне очень нравится выражение «Земная жизнь – училище для души». Точно сказано!

Мы ученики на земле. Наш жизненный крест, кажущийся порой очень тяжелым, нужен для того, чтобы распять наши страсти, пронзить гвоздями событий наши пороки и похоти, вознести руками встречающихся нам по жизни людей, нашу душу от земли с тем, чтобы умер ветхий наш плотский человек и воскрес-восстал новый – духовный гражданин Царства Небесного.

Это необходимо. И крест – основа нашего спасения.

Именно потому грех самоубийства – тягчайший. Ведь человек добровольно лишает себя креста. Он внутренне будто говорит Богу:

– Мне то, что Ты даешь, не нужно. Не хочу этого знать. Ну и что, что спасительно?! Я не желаю. Если Ты не даешь мне того, чего я хочу, хотя и знаю, что для меня это губительно, то я не приму и того, что Ты мне даешь.

В этом грех сатанинской гордыни.

Потому, дорогие братья и сестры, накануне Крестопоклонной недели хочется сказать о том, что нужно смиренно и терпеливо нести свой крест. Умер близкий родственник – Божья воля. Попал в больницу – Божья воля, посмотри, проанализируй, следствием какого греха явилась болезнь. Может, Господь тебя останавливает в земном суетном беге, чтобы ты поднял голову ввысь: помолился, попостился, пособоровался, поисповедовался, причастился. Родился ребенок – Божья воля. Приняли на работу – радуйся! На то Божья воля! Уволили с работы. Ничего, радуйся! На то тоже Божья воля. А Он то, как любящий Отец, тебя не оставит.

Просто прими своей крест. Прими Божью волю – и ты увидишь, как Он все устроит. Одна игуменья говорила о том, что просит у Бога только двух вещей: полностью предаться Его воли и покаяния. А еще она говорила, что не нужно искать земной справедливости. Ее нет. А небесная справедливость на земле пригвождена ко кресту. И это космический вселенский закон. Ведь недаром Крест называют Честным и Животворящим. В нем – источник жизни для человеков. Важно это понять. И когда это осознаешь, получишь радость Богообщения, которую никто и никогда у тебя не отнимет. И крест откроет тебе новую прекрасную жизнь.

Иерей Андрей Чиженко

Писатели и поэты, пытаясь украсить свои произведения красивым словом, часто заимствовали некоторые выражения из Библии. Красота требует жертв и литературная интерпретация порой искажала истинный смысл, заложенный в первоисточнике. А христиане, которые мало читают Библию, как попугайчики, не задумываясь, перенимают эти искаженные трактовки.

В этой статье мы поговорим о том, что на самом деле означают слова "нести свой крест" .

Сегодня они воспринимаются как синоним трудностей выпадающих на долю человека, которые тот должен мужественно претерпевать до смерти, чтобы за это получить награду.

  • У кого-то сын алкоголик,
  • кто-то инвалид с детства,
  • а кто-то всю жизнь бедный,

и все они якобы несут свой крест.

Отчасти это согласуется со словами апостола Иакова, что мы с великой радостью должны претерпевать различные испытания.

2. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3. зная, что испытание вашей веры производит терпение… (Послание Иакова 1:2,3)

Однако нужно остерегаться паранаидального мышления и во всем видеть испытания от Бога. Если попал ты под трамвай и тебе отрубило ноги, то не Бог тебе их отпилил, чтобы потом смотреть с небес, будешь ли ты нести этот свой крест. Просто невнимательный пешеход встретился с невнимательным водителем - время и случай.

Также, говоря о тяготах как о кресте, мы неправомерно приписываем их себе в заслугу, как некую праведную деятельность, христианский подвиг веры.

Но что на самом деле имел ввиду Иисус, когда побуждал всех, кто хочет идти за ним брать крест?

24. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною , 25. ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; 26. какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? 27. ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. (Св. Евангелие от Матфея 16:24-27)

Давайте рассмотрим контекст. Немного ранее Господь собрал учеников и начал открывать им, что ему необходимо идти в Иерусалим, чтобы быть схваченным, казненным и затем воскреснуть.. Апостол Петр, которому мама в детстве вместо сказок читала истории о Данииле, избавленном от пасти Львов и о том, как Бог спас трех друзей из огненной печи и о многих других чудесных избавлениях, подумал, что Иисус, возможно, упал духом или что-то в этом роде, и по-дружески решил его ободрить, сказав, что ничего страшного не случится, ведь Бог с тобой и он защитит тебя как и всегда этот делал для своих праведников.

Господь резко осадил Петра, а затем сказал ему, что тот перечит замыслу Бога, и добавил, что не только он (Иисус) умрет, но такая судьба ожидает и многих его учеников. Никто не должен служить Богу в надежде спасти плоть. И лишь потеряв душу ради него, они обретут ее в истинном смысле. Ученики должны также как и их учитель осознанно пойти на смерть за веру, если так понадобится и именно этот смысл Иисус вкладывал в слова "нести свой крест". Но давайте поразмышляем подробнее и попытаемся разобраться, почему же Петр не понял Господа.

Как я уже говорил ранее, в Библии в Ветхом Завете очень много случаев чудесного избавления от смерти. Но если честно, то все эти спасенные в конце концов состарилсь и умерли. Поэтому воздействие Бога было скорее временным отдалением неизбежного.

Истинное спасение заключалось в том, что Иисус Христос, придя на землю, отдаст жизнь за наши грехи и таким образом искупит человечество и избавит от власти смерти.

И только Веруя в него мы можем спастись.

Но что значит верить? Нельзя просто так сказать "Верю" и думать, что Бог автоматически даст долгие годы жизни и богатство, как Аврааму, жен и детей, как Иакову, и будет отгонять врагов.

Вспомните историю с Иовом. Сатана упрекает Бога в том, что тот оградил его от всех бед и именно поэтому Иов старается быть праведным. В результате Бог допускает, чтобы сатана испытал Иова через страдания.

Мораль этой истории тесно пересекается с нами и мы должны понимать, что мало сказать Верю, что вера без дел мертва, что нужно еще на делах показать, чего ты стоишь на самом деле.

  • Бог показал свою любовь тем, что отдал сына своего единородного за мир, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Св. Евангелие от Иоанна 3:16)

  • Иисус проявил свою любовь тем, что добровольно согласился умереть за тех, кто его гнал, чтобы этой смертью они имели жизнь.

6. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. 7. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. (Послание к Римлянам 5:6,7)

  • И если мы хотим быть истинными Сынами Божьими, то подражая Христу, должны возлюбить мир, посвятить себя делу проповеди, чтобы каждый мог уверовать. Понимая, что не все нас будут слушать, что будем сталкиваться с преследованиями, мы не замолчим, не отречемся, но с радостью будем верны даже до смерти, благославляя гонящих нас и моля Бога о том, чтобы простил им грехи. Вот это и есть истинное понимание того, что значит "нести крест".

Болезни, нищета и войны - обычные явления нашего мира. С этим сталкиваются все люди на земле. Поэтому если мы чудом от этих бед не избавлены, то это не крест, а данность - каждому своя. Духовные богатства такими страданиями не заработаешь.

9. Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; 12. и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения . 21. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. (Первое послание Петра 2:9,12,21)