Отцы и дети о чем произведение кратко. Краткий пересказ "Отцы и дети" по главам: описание событий, характеристика героев. Роман Ивана Сергеевича Тургенева

Даже самые впечатляющие книги со временем невольно могут выцвести в вашей памяти, время спешит вычеркнуть из нее незначительные эпизоды. Однако учитель по литературе проверяет именно знание деталей, так он может убедиться в том, что произведение действительно изучено, прочитано и проанализировано (анализ книги , кстати). Именно поэтому мы предлагаем краткий пересказ романа Тургенева «Отцы и дети» по главам. Так вы точно ничего не упустите.

Читатель переносится в 1859 год и видит помещика Николая Петровича Кирсанова. Автор описывает его судьбу: герой рос в семье богатого генерала, а после окончания Петербургского университета женился на любимой женщине. Но после ее кончины дворянин, проживая в деревне, один воспитывал первенца.

Когда мальчик зачислился в университет, они с отцом пребывали в столице, и старший Кирсанов не упускал возможности быть ближе к сыну, поэтому всегда старался знакомиться с товарищами Аркадия.

Автор плавно переходит к завязке, описывая настоящее: сейчас Николай Петрович – 44-летний дворянин, который занимается хозяйством «на новый лад». У него ничего не выходит в этом деле, но он не опускает руки, ведь ждет в помощь молодого сына. Старик в нетерпении бродит по постоялому двору и выглядывает экипаж.

II глава

Наконец, долгожданный гость прибывает, но не один: с ним приятель. Тургенев так говорит о :

в длинном балахоне с кистями… обнаженная красная рука… висячие бакенбарды… лицо выражало самоуверенность и ум.

Сам Аркаша – розовощекий юноша, который очень стесняется проявить радость от встречи с папашей. Перед суровым и молчаливым другом герой явно стыдится своих эмоций.

III глава

Все трое направляются в Марьино – усадьбу Кирсановых. Аркадий в разговоре с отцом упоминает еще одну характеристику Базарова:

Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой… Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает.

Из этого разговора мы узнаем, что Базаров – будущий доктор, естествоиспытатель, а Аркадий пытается походить на своего приятеля, уж очень сильно им восхищаясь. Он даже пытается скрыть собственную радость, связанную с возвращением домой, так как его товарищ не слишком любит выражать эмоции.

Столкновение духовного и материального, а точнее, поэзии и медицины происходит уже в третьей главе: Николай Петрович читает наизусть строки Пушкина, что, несомненно, говорит о его тонкой натуре, а Базаров просто прерывает его. Грубость гостя объяснится его мировоззрением. Герой считает чтение пушкинских стихов абсолютно неуместным и ненужным.

IV глава

Дома их приветствует дядя Аркадия – , пожилой, но очень ухоженный и наряженный мужчина. Он «вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями», но побрезговал пожать красную ручищу гостя. Свою прекрасную кисть он немедленно прячет с карман.

Так зарождается конфликт: мужчины с первого взгляда не понравились друг другу.

V глава

Спозаранку Евгений уходит на болото вместе с крестьянскими ребятишками. Ему срочно понадобились лягушки в качестве подопытного материала.

Аркадий замечает обитательницу флигеля – Фенечку, крепостную девушку. Оказывается, у нее есть сын от барина. Герой рад появлению брата, но недоумевает, зачем отец замалчивал такое счастье.

Аркадий просвещает родственников за столом, объясняя этические и моральные принципы друга. Он – нигилист, который берет на себя смелость отрицать авторитеты, традиционные ценности и общепринятый уклад вещей.

Гость возвращается с болотным уловом.

VI глава

Несбывшееся рукопожатие Павла Петровича и Базарова в шестой главе перерастает во взаимную антипатию героев. Евгений объявляет о своей нелюбви к отечественным ученым авторитетам, а его пожилой собеседник раздражается. Он привык к манерам придворного салона, а обхождение молодого выскочки для него оскорбительно. Особенно ему не нравился грубый и нахальный голос оратора.

В разгар полемики Базаров обнажает свою истину:

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Почувствовав напряжение, Аркадий пытается отвлечь присутствующих рассказом о судьбе его дяди. Так он хочет предотвратить высмеивание родственника, ведь знает о желчном характере и остром языке товарища.

VII глава

Павел Петрович был блестящим офицером, звездой балов и вечеров, желанным гостем всех избранных людей. Но он имел несчастье влюбиться в княгиню Р. , вышел в отставку и всюду следовал за нею много лет. Когда же княгиня Р. умерла, Павел Петрович поселился у своего брата в Марьино.

Душевная история совсем не трогает главного героя, он видит в этом поступке слабость.

Он считает, что «человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился… — не мужчина».

Подтверждая свое мировоззрение нигилиста, он называет весь этот романтизм чушью, которая бесполезна для общества, в отличие медицины.

VIII глава

Павел Петрович навещает Фенечку, хотя обычно не удостаивает ее такой чести. После описания комнаты автор раскрывает цель прихода Кирсанова: он пожелал взглянуть на семимесячного Митю.

В этой же главе мы окунаемся в прошлое и узнаем тайну сближения Николая Петровича и Фенечки – дочери его экономки. Три года назад мужчина решил проявить жалость и забрал к себе двух бедных приживалок, мать и дочь. Не так давно старушка умерла, а мягкая и робкая девушка стала жить с барином в незаконном браке.

IX глава

Базаров умело обращается с младенцем Фенечки, говоря с ней о здоровье Мити. Он готов оказать все необходимые услуги, если ребенку понадобится врач.

Однако Базаров в своем репертуаре: услышав игру Николая Кирсанова на виолончели, Евгений лишь осуждает его. Аркадий недоволен этой реакцией.

X глава

За две недели пребывания Базарова в имении Кирсановых, Павел Петрович еще больше возненавидел Евгения, а Николай Петрович часто заслушивался его речами, смотрел на интересные опыты, но, конечно, побаивался странного гостя.

Евгений снова возмущается в ответ на чтение стихов Пушкина Николаем Петровичем, без стеснения величает хозяина дома «отставным человеком». Тогда Павел Петрович, заступаясь за брата, вновь сталкивается с Базаровым в разгоряченной словесной баталии. Базаров говорит, что «отрицание – полезнее всего», но не встречает поддержки со стороны Кирсановых.

А Николай Петрович, припоминая свое недопонимание с матерью, начинает сопоставлять эту ситуацию со своим сыном Аркадием.

XI глава

Николай Петрович ностальгирует: вспоминает супругу, невольно сравнивает ее с Фенечкой, но понимает, что умершая жена была гораздо лучше. Его мысли приобретают все более сентиментальные нотки, и он страдает от осознания того, что молодые люди осудили бы его за мягкотелость и чувствительность.

Базаров предлагает своему приятелю Аркадию поездку в город: там обитает старый товарищ Евгения.

XII глава

Как было предложено Базаровым в предыдущей главе, они с Аркадием отправились на встречу с учеником Евгения. Отдельные строки посвящены описанию города, где они, наконец, встречаются с суетливым человеком – Ситниковым, считавшим себя последователем Базарова. Так же герои знакомятся с чиновником из Петербурга Колязиным и губернатором, чему поспособствовали связи отца Аркадия.

Ситников приглашает прибывших героев к Кукшиной. Сам он ее называет эмансипированной, передовой женщиной.

XIII глава

Вместе с героями читатель знакомится с Кукшиной, как с карикатурным образом женщины, которая считает себя образованной и прогрессивной. Впрочем, во время беседы девушку не особо увлекают ответы ее гостей, она лишь ведет бессмысленные разговоры, что объясняет некий дискомфорт Аркадия и Базарова в ее обществе.

Впервые за произведение прозвучит немаловажное имя – Анны Сергеевны Одинцовой, которая впоследствии сыграет значительную роль в жизни главного героя.

XIV глава

Благодаря связям отца Аркадий вместе со своим товарищем приезжают на бал у губернатора, где сын Николая Петровича знакомится с . Эта милая, молодая, богатая помещица узнает от своего собеседника о его друге. Девушка заинтригована и просит обоих молодых людей пожаловать к ней в гости.

Базаров впечатлен Анной Сергеевной.

Он говорил, что «у нее такие плечи, каких я не видывал давно».

Так, он решает, что поездка к ней – хорошая затея, и мужчины намереваются нанести визит, не заставляя себя ждать.

XV глава

Аркадий с Базаровым направляются к ней на встречу, тогда-то девушка производит еще большее впечатление на Евгения.

Читателю раскрывается история обогащения и вдовства Анны Сергеевны: после получения ею образования в Петербурге, ее разорившийся отец умирает, и она от безысходности принимает предложение Одинцова – богатого пожилого помещика. Однако ее муж умирает через шесть лет, и Анна Сергеевна остается с его состоянием.

Частая тема в беседе Анны и Евгения – наука. Герои быстро сближаются, им интересно общаться. По окончанию встречи Анна Одинцова пригласила героев к себе в усадьбу.

XVI глава

Одинцова знакомит мужчин со своей сестрой Катей.

Базаров поучает окружение, заявляя, что все люди одинаково устроены, органы идентичны, как и то, что человек гордо именует внутренним миром. Все нравственные болезни исходят от общества и его заблуждений, поэтому достаточно исправить его, чтобы никаких недугов больше не было.

Автор описывает Одинцову. Это опустошённый и равнодушный ко всему человек. Она думала, что хотела всего, но, на самом деле, ничего не хотела. У нее не было предрассудков, но и как таковых привязанностей тоже не было.

XVII глава

В имении Одинцовой (Никольском) друзья пробыли около пятнадцати дней. Базаров считал любовь глупостью, а «рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни». Однако он с негодованием отметил, что сам попадается в силки Анны. Слишком уж хорошо ему было наедине с этой дамой. Впрочем, Аркадий нашел свой идеал в Катерине.

В этой же главе Базаров встречает управляющего своего отца. Тот передает ему, что родители Евгения взволнованы его задержкой и заждались сына.

XVIII глава

К восемнадцатой главе прежнего Евгения можно не узнать: отрицающий всякий романтизм или признающий любовь чушью Базаров осознает возникшие чувства к Анне Одинцовой.

Мужчина объясняется с женщиной, но она отвергает его. Ей дороже покой одинокой жизни. Евгений в унынии отправляется в родительское имение.

XIX глава

Герои покидают Одинцову, чтобы навестить своих родителей. Перемены в Евгении замечает не только читатель, но и приятель Аркадий: уж больно друг стал загружен.

Проводив гостей, Анна Сергеевна все-таки надеется, что в ближайшем времени беседа с Базаровым вновь состоится, хоть и расстались они весьма холодно.

XX глава

Друзья приезжают к родителям Евгения. Тургенев описывает восторг родителей персонажа, связанный с долгожданным прибытием сына, хоть они и тщились быть немного сдержаннее, прекрасно зная о мировоззрении Евгения.

Базаров не видел родителей три года, и, несмотря на это, не спешит уделить отцу и часа беседы. Он сетует на усталость с дороги, отправляется на ночлег, но не смыкает глаз.

XXI глава

Не прошло и недели, как Евгений решает уехать. В лоне семьи Базаров думает, что все отвлекает его, и, хоть Аркадий старается донести другу, как это неправильно, Евгений стоит на своем.

Нам представлены мрачные мысли главного героя:

Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает.

Конечно, родители героя абсолютно не обрадовались решению сына уехать так скоро. Они горевали, еле осмеливаясь обнаружить досаду.

XXII глава

Герои приезжают обратно в Марьино, где им рады.

Однако Аркадию не так просто усидеть на месте. Через некоторое время он вновь уезжает в город, не сумев миновать Никольское, где его прекрасно приняли Анна и ее сестра. Тем временем Евгений с головой уходит в медицину, пытаясь излечиться от любовного пыла.

XXIII глава

Базаров осознает, куда и зачем все-таки едет Аркадий, и усмехается над его отговорками. Но сам Евгений предпочитает удариться в работу.

Единственный человек в имении Кирсановых, к кому у Базарова осталось положительное отношение, — это Фенечка. Она видела в нем простого человека, поэтому не стеснялась его так, как господ. Даже при Николае Петровиче ей не было так спокойно и вольно. Доктор всегда рад был поговорить о ее малыше.

Как-то раз Базаров поцеловал девушку, но эту сцену случайно застал Павел Петрович.

XXIV глава

Тогда старик идет на отчаянный шаг: вызывает молодого гостя на поединок. Истинного мотива он не сообщает, однако оскорбляет Евгения, заявляя напрямик, что он здесь лишний. Аристократ в нем презирает этого грубого и неотёсанного мужлана.

Дуэль не оказывается ни для одного из персонажей смертельной, однако без жертв не обходится, и Базаров простреливает сопернику ногу. Однако, как настоящий лекарь, он сразу же оказывает дяде Аркадия медицинскую помощь.

После случившегося Евгений уезжает к семье, а его соперник просит брата взять в жены Фенечку. Раньше он противился неравному браку, а теперь осознал его необходимость.

XXV глава

Аркадий все время был в тени своего старшего товарища, слепо подражал ему и повторял его слова. Но после знакомства с Катей все переменилось. Девушка указала кавалеру, что он без Базарова гораздо добрее и милее. Это и есть он настоящий.

По пути Евгений заезжает в Никольское, встречает приятеля и говорит ему, что без него произошел полный разрыв Базарова с его родственниками.

XXVI глава

Катя с Аркадием влюблены, молодые люди обменялись признаниями. Юноша просит у нее согласия выйти за него замуж. Взволнованная и романтичная Катя соглашается на предложение Аркадия.

Мы с вами ошиблись… сначала мы заинтересовали друг друга, любопытство было возбуждено, а потом…» — «а потом я выдохся» — отвечает ей Базаров.

Евгений уезжает навсегда: и друг, и любимая женщина навсегда для него потеряны.

XXVII глава

Герой приезжает к семье. В деревне о нем ходит дурная молва, люди не понимают его учености, народу чуждо его отрицания, хотя сам он искренне полагал, что они-то его поддерживают.

Этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был чем-то вроде шута горохового.

Евгений был в апатии, забросил науку. Он лишь помогал отцу лечить окрестных людей. Но даже это ему не давалось. Во время вскрытия он порезался и заразился тифом. Он знает, что его ждет гибель. Теперь он просит одного – послать за Анной.

Приезжей гостье он поверяет свои чувства, сетует на то, что никому не нужен, что люди его не поняли и не приняли, а ведь он хотел быть обществу полезным. И вот не смог.

XXXVIII глава (Эпилог)

Все пары поженились: Николай Петрович взял в жены Фенечку, Аркадий – Катю. Даже Анна выходит замуж за умного, но холодного человека, который соответствует ей полностью.

В последних строках произведения Тургенев описывает могилу на сельском кладбище, куда часто приходит лишь пожилая чета к своему любимому сыну.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1 глава. 20 мая 1859 года на крыльце постоялого двора Николай Петрович Кирсанов ждет сына. Кирсанову сорок с небольшим, он помещик в имении на двести душ. Николай с братом должны были пойти по стопам отца – генерала. Брат Павел пошел по военной службе, а Николай сломал ногу перед отправкой на службу и поэтому поступил в университет. Вскоре родители умерли, тогда же Николай Петрович счастливо женился, у него родился сын Аркадий. После смерти жены Кирсанов погрузился в заботы о хозяйстве. Аркадий подобно отцу окончил университет и возвращается домой. 2 Аркадий приезжает не один, его отец знакомится с Евгением Васильевичем Базаровым. У Базарова мужественный голос, длинное, худое лицо с широким лбом и спокойной улыбкой. Его облик выражает самоуверенность и ум. Все вместе они едут в имение. 3 Николай Петрович узнает, что Базаров учится на доктора. Аркадий радуется возвращению в родные края, но притворяется равнодушным. Его отец чувствует неловкость из-за странного поведения сына и из-за того, что вынужден признаться ему - в доме он содержит девушку Фенечку. Аркадий снисходительно успокаивает отца. В дороге он замечает, что люди в его имении совершенно измучены и обнищали, он думает о преобразованиях, но не знает, как подступиться к этому делу. Наконец, они прибыли в Марьино. 4 Дома Аркадия встречает дядя Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович, несмотря на свои сорок пять, моложав, ухожен и модно одет. Они знакомятся с Базаровым. За ужином Аркадий ведет себя развязно, чтобы продемонстрировать свою взрослость. В разговоре с Аркадием Базаров высмеивает его дядю как пустого щеголя, отца же его считает славным добряком, хотя и упрекает в излишней чувствительности и романтизме. 5 С утра Базаров с дворовыми мальчишками отправился за лягушками для опытов. Аркадий знакомится с Фенечкой и выясняет, что у него есть сводный брат. За завтраком он рассказывает отцу и дяде, что Базаров – нигилист, человек, который не принимает ни одного принципа на веру. Это вызывает резкое неприятие у Павла Кирсанова, который убежден - без принципов даже вздохнуть нельзя. 6 За столом Павел Петрович нападает на Базарова за отсутствие убеждений. Базаров не хочет поддерживать спор, хотя и высказывается в пользу науки, противопоставляя ее «бесполезному» искусству. Дядя Аркадия с досадой говорит, что для молодежи все, выученное им в жизни – вздор, а полученные знания делают его отсталым. Аркадий просит Базарова быть справедливым к дяде и рассказывает его историю. 7 Павел Петрович в молодости полюбил загадочную княгиню Р. Когда княгиня скрывается от него за границей, Кирсанов бросает военную службу и следует за ней. Отношения окончательно не складываются, и Кирсанов возвращается в Россию. Через несколько лет княгиня умирает, а Павел Петрович пытается найти покой в имении брата, оставаясь закоренелым холостяком. Базарова история Павла Кирсанова не трогает, он считает, что человек, потерявший все из-за любви – не мужчина. Аркадий оправдывает дядю воспитанием и временем, в котором он жил. Базаров отвечает, что человек должен воспитать себя сам, а не зависеть от своего времени. 8 Павел Петрович навещает Фенечку. Фенечка – дочь экономки, после смерти матери доброта и заботливость отца Аркадия пленили ее сердце. Павел Петрович просит показать ему Митю, племянника. Николай Петрович находит брата в комнате девушки. Павел Петрович тотчас уходит и закрывается в своем кабинете с выражением отчаяния на лице. 9 Во время прогулки по саду Базаров знакомится с Фенечкой, ему нравится ее безыскусность. В разговоре с Аркадием Базаров говорит, что все пустяки, кроме дважды два четыре, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Он высмеивает отца Аркадия за игру на виолончели. Аркадию это не нравится. 10 Николай Петрович случайно услышал, как Базаров назвал его «отставным человеком». «Старичкам Кирсановым» обидно, что молодежь списывает их со счетов. Особенно Павлу Петровичу, который видит в Базарове непримиримого врага. Он решает осадить нигилиста и вступает с ним в ожесточенный спор. Базаров парирует нападки Кирсанова. Он говорит: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем», - не только искусство, поэзию, но и вообще все. Прежде чем что-то строить, «сперва нужно место расчистить» - считает Базаров. Николай Петрович хоть и не согласен с Базаровым, чувствует, что он – представитель нового поколения, в котором есть какая-то сила. Павел Петрович же уверен, что правда за ним и что без принципов не будет порядка в России. 11 Николай Петрович после случившегося спора погрузился в грустные думы. Он вспоминает юность, переживания и эмоции, которые его переполняли тогда, на глаза невольно наворачиваются слезы. Он ощущает пропасть между собой и сыном, прекрасно осознавая, что беспричинные слезы сорокачетырехлетнего человека могут вызвать только насмешку у молодых людей. Тем временем Базаров и Аркадий решают ехать в гости к родственнику Кирсановых.

Отцы и дети
Краткое содержание романа
20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.
Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался “хроменьким”). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.
Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.
Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребенка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.
Дома их ждет Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.
Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причем ее инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные “ощущения” и хотят добиться “пользы”. Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него “художественного смысла” и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: “Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других”. Для Базарова не существует ни одного “постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания”. О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную – “сперва надо место расчистить”.
Павлу Петровичу “нигилизм”, исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует “в пустоте”.
Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошен. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.
Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все “силлогизмы” противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.
Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с “учеником” Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведет их в гости к “эмансипированной” даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду “прогрессистов”, которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на “свободомыслие”. Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своем “нигилизме” оставляют далеко за собой и Аркадия и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной “занимается больше шампанским”.
Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: “Пожива есть… “
Аркадию кажется, что он влюблен в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у нее.
В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с ее младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и “глядел сердито”. Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.
Чувство, внушенное Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления “романтизма”, вдруг обнаруживает “романтика в самом себе”. Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что “спокойствие лучше всего на свете”.
Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалеку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: “… Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это все вздор”.
Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного “Енюшу”, а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.
От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав ее одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок “этого волосатого”. Он особенно негодует еще и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.
Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим (“С теоретической точки зрения дуэль – нелепость; ну, а с практической точки зрения – это дело другое”).
Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.
Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.
И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них – чужой, потому что “он хищный, а мы с вами ручные”.
Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстается с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: “Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич… ” Аркадий огорчен, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.
Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней “лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством”. Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то “вроде шута горохового”.
Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.
Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. “А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану”. С горечью говорит он, что не нужен России. “Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… “
Когда Базарова по настоянию родителей причащают, “что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице”.
Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, “точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию”.
Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, “жить ему тяжело”.
Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает “дело” Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то темном журнальчике.
На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…


Краткое содержание "Отцы и дети" - романа, написанного Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1862 году, понадобится вам, если нужно быстро познакомиться с сюжетом для сдачи экзамена. Также им могут воспользоваться люди, которые просто хотят познакомиться с творением великого классика, не тратя на это много времени. Итак, Тургенев, "Отцы и дети": краткое содержание, по главам не разбитое.

Начало романа

В первой сцене Николай Петрович Кирсанов - немолодой помещик средней руки - ждёт на постоялом дворе приезда своего сына Аркадия, который не так давно окончил университет. Кирсанов воспитывал сына один, поскольку мать Аркадия скончалась, когда тот был ещё совсем маленьким. Аркадий приезжает, однако он не один. С ним компаньон - стройный высокий молодой человек, представившийся Евгением Васильевичем Базаровым. Он решает остаться у Кирсановых и погостить некоторое время.

Немного о Тургеневе

Отвлекаясь, скажем, что это довольно увлекательная книга - "Отцы и дети". Тургенев (краткое содержание этого, к сожалению, не отразит) был замечательным писателем. Благодаря его творчеству были подняты важные проблемы, которые актуальны до сих пор.

Основной конфликт

Итак, продолжим излагать краткое содержание "Отцы и дети" - книги, ставшей для многих любимой. На первых порах у отца и сына отношения не клеились, тем более что Аркадия смущала Фенечка - сожительница отца, имеющая от него ребёнка. Аркадий обращался к Николаю Петровичу снисходительно, и это было неприятно отцу. Дома наши герои встречаются с Павлом Петровичем - дядей Аркадия. Отношения у Базарова и Павла Петровича не сложились. Уже на следующее утро у них вышла ссора. Базаров, известный нигилист, утверждает, что химия важнее искусства. Он за практический результат и даже гордится тем, что у него нет "художественного смысла". Кирсанова раздражает Базаров, и он обрушивается на него с критикой нигилизма - того, что существует в "пустоте". Однако противник умело парирует ему. Николай Петрович же успокаивает себя тем, что они, старики, просто отстали от жизни и не понимают взглядов молодёжи.

Поездка в город

Друзья знакомятся в губернском городе, куда они отправились на следующий день, с красоткой Одинцовой. К ней Базаров начал испытывать живой интерес, пускай и циничный. Однако потом его охватывает подлинно романтическое чувство. Раньше он не знал его в себе. Одинцова же отвергает его ухаживания, и Базаров решает уехать к своим отцу и матери. Те в нём души не чают, но вскоре он решает вернуться к Кирсановым, поскольку у родителей ему было слишком скучно.

Смерть Базарова

Приехав в имение, Базаров случайно встречается с Фенечкой и целует её. Увидевший это Павел Петрович глубоко оскорблён, поскольку Фенечка напоминает ему его первую любовь. Мужчины стреляются, Базаров ранит Кирсанова, но тут же оказывает ему помощь, будучи врачом. Он порывает с Аркадием, поскольку чувствует себя чужим в этой семье. Евгений уезжает к родителям и вскоре получает смертельное заражение крови после вскрытия трупа тифозного больного.

Последние страницы

Финал романа

Теперь у каждого своя жизнь - Аркадий поднимает имение, а его отец живет в Дрездене с молодой женой. И только на могилу Базарова приходят два старичка - его родители, чтобы оплакать безвременно ушедшего сына.

Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное - ценность семьи. Во второй - демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.

Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.

История создания

Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.

Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.

(Имение Кирсановых из к/Ф "Отцы и дети", место съёмок усадьба Фряново, 1983 )

Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.

Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.

Анализ произведения

Основной сюжет

Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.

Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.

После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.

Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.

Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.

Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.

В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.

Герои тургеневского романа

Евгений Васильевич Базаров

Базаров - студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.

Самый интересный момент в романе - это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Один из центральных героев тургеневского романа - это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.

В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.

Одинцова Анна Сергеевна - рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.

Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.

Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.

Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.

В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.

Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.

Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.

Анализ сюжета романа

Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.

Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии - во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

Противопоставление - это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.