Основные нравственные ценности. Нравственные ценности

Ценности - это общепринятые правила поведения, обусловленные человеческими принципами. Они не регулируются юридически, но в большинстве своем имеют интерпретацию в сводах закона, а значит, обеспечены нам и государством.

С самых древних времен ученые умы вывели ряд качеств, характеризующих «идеального гражданина». Для него во все времена были свойственны такие нравственные ценности, как мужественность, смелость, великодушие, справедливость, доброта, милосердие. К такому светлому образу (по замыслу древних знатоков) должен стремиться каждый. Конечно, хотеть и соответствовать - это разные вещи. Но мечтать и стремиться к лучшему людям хочется всегда.

Религия

Важной движущей силой во все времена была вера. Мусульманство, христианство, ислам, буддизм - все эти религиозные течения в своей основе имеют все те же общепринятые правила поведения в обществе, которые нужно соблюдать. Они собраны в свод законов или заповедей, подкреплены мотивацией последователей той или иной религии.

Не убей, не укради, не обмани, не причиняй зла ближнему своему... Для верующего человека - это как руководство к действию. Кроме того, все заповеди хорошо перекликаются с законодательством. На их основании строятся духовно-нравственные ценности. Кроме всего прочего, для религиозного человека они означают благодать, которая в конечном счете ведет к лучшей жизни.

Воспитание

С самых ранних лет человека, пусть еще даже крохотного, окружает социум со своими правилами и нормами. Именно он с самого детства закладывает нам ту базу, на которой будет происходить формирование нравственных ценностей.

Сначала родители своим собственным примером показывают ребенку, что хорошо, что плохо, что можно и нельзя. Дальше будут влиять на его жизнь учителя, которые, кроме демонстрации собственного примера, в доступной форме доносят до сознания нормы правильного поведения в обществе, показывают границу между добром и злом, объясняют, насколько она бывает тонка.

Подростковый максимализм

В подростковом возрасте часто происходит переоценка. Родители и учителя говорят о том, как нужно делать, но друзья и сверстники считают, что это плохо, а хорошо - совсем другое. Тут и встает вопрос этического выбора: создания своего мировоззрения и определения того, что важно именно для тебя, а чего тебе делать не стоит.

Свобода выбора - одна из гласных свобод человека. Она дана нам природой по факту рождения и даже закреплена законом. Человек сам решает, как ему поступать.

Но свобода одного, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого. Именно в подростковом периоде люди чаще всего совершают какие-то ошибки, иногда нарушают законы, пробуют запретное, принимают неправильные решения. Все это так или иначе помогает в становлении личности со своей собственной системой ценностей.

Доброта

Милосердие, самопожертвование, благотворительность, помощь слабым и немощным - все эти нравственные ценности свойственны хорошему человеку. "Добро" кажется понятием простым и однозначным, но все не так просто. Его можно интерпретировать по-разному. Все зависит от нравственных ценностей человека.

Для каждого критерии добра свои: для одних отсутствие зла - это уже добро, для других оно заключено в конкретных делах. И то, и другое имеет место, и, по сути, является добром. Также существует больше количество примеров, которые описывают не такие уж хорошие поступки, но они объясняются самыми лучшими намерениями. Порой бывает очень сложно определить тонкую границу между добром и злом.

Люди вокруг

Человек, как известно, существо социальное - одному и скучно, и грустно, и поговорить не с кем. Вокруг нас практически всегда очень много людей, самых разных. Это и наши родители, и люди старшего поколения, и те, кто младше нас. Все эти люди вокруг влияют на нас и способствуют пониманию того, что есть нравственные ценности общества, в котором мы находимся.

Индивиды имеют для нас разную ценность и степень авторитета. К кому-то мы прислушиваемся больше и даже идем за советом, на кого-то стараемся быть похожими. Какие-то люди запоминаются нам поступками, другие - сказанными словами, которые оставляют след, заставляют задуматься.

Так или иначе окружение воздействует на каждого. В ходе исторических изменений в обществе происходят и перемены, которые влияют на нравственные ценности. То, что считалось аморальным пару веков назад, сейчас считается нормой, когда-то «дикие» вещи сегодня - каждодневное явление. Есть и спорные нравственные ценности человека, например, сохранение невинности до замужества.

Безнравственность

Что включает в себя понятие «плохо»? Вроде бы все предельно просто, но в современном мире хорошее и плохое так тесно переплелось и перепуталось, что сложно отличить одно от другого. Некоторые духовно-нравственные ценности кажутся незначительными. Сегодня модно быть сильным и властным, презирать слабость и немощность. Для достижения своих целей люди нередко забывают о дружбе, любви, уважении, взаимовыручке, милосердии и многом другом, что принято считать правильным и добрым.

Конечно, каждый человек сам для себя решает, что хорошо, а что плохо, но в любом случае белое всегда остается белым, а черное - черным. И есть вещи, переступая через которые, мы совершаем безнравственные поступки. И их невозможно оправдать, ссылаясь на тонкие границы между добром и злом.

Некоторые люди разделяют понятия морали и нравственности, но чащи они употребляются как синонимы. Как правило, моралью считается совокупность ценностей, а также соответствующих им форм сознания, поступков, отношений. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Определение

Мораль можно рассматривать как внутренний регулятор поведения человека. Предполагается, что личность самостоятельно осознает свой нравственный долг. При этом она ориентируется на обобщенные принципы морали. И на чувство ответственности личности за пренебрежение ими не могут повлиять ни массовые привычки, ни авторитетные примеры. В этом случае на первый план выступает совесть. Моральные ценности человека позволяют ему формулировать свои нравственные обязательства перед близкими, обществом, самим собой, брать на себя ответственность за свое видение добра, зла, смысла жизни, чувства долга, справедливости.

То есть мораль является одним из способов регулирования поведения людей в обществе. Это система норм и принципов, которые определяют характер взаимоотношений между людьми в соответствии с тем, какие понятия о добре и зле, о справедливом и недостойном, приняты в этом обществе. Основная функция морали - регулятивная. Моральные нормы и ценности направляют и корректируют деятельность человека со стороны учета мнения общества. Вспомогательная же функция данного понятия заключается в участии в формировании человеческой личности, самосознания. Мораль способствует появлению и закреплению взглядов человека на смысл жизни, ответственности перед обществом, необходимости уважения к личности и достоинству других людей. Оценку поведению, поступкам дает нравственное сознание с точки зрения соответствия морали. Оценка может быть выражена в одобрении, порицании, симпатии.

Моральные ценности общества особенны тем, что они регулируют сознание и поведение людей во всех сферах жизни: в быту, в семье, в производственной деятельности, в межличностных отношениях. Мы сталкиваемся с ними каждый день. Моральные принципы охватывают всех людей, закрепляют основу культуры, отношений, создаваемых в процессе развития общества.

Для чего людям необходимы моральные принципы

Моральные ценности создают подходящие условия для того, чтобы построить цивилизованное общество. В этом социуме общее благо становится выше личной выгоды, полученной за счет других людей. Можно использовать моральные ценности в качестве ориентира или кодекса поведения. Они помогут оценить последствия поступков до того, как человек решит их совершить. Так, моральные принципы рекомендуют нам думать, прежде чем сказать, считаться с правами и жизнями других людей и т.д. К сожалению, далеко не каждый человек считает нужным соблюдать этот кодекс. Различия в моральных ценностях двух людей могут быть столь кардинальными, что общение может привести к конфликту.

Категории добра и зла

Наиболее общими понятиями морального сознания, разграничивающими нравственное и безнравственное, считаются категории добра и зла. Традиционно принято связывать добро с благом, которое считается полезным людям. Однако любое благо будет относительным, поскольку оно не может нести исключительно положительную функцию. К тому же блага имеют неравную ценность в разные периоды жизни человека.

Как происходит выбор моральных ценностей

Моральные ценности наиболее тесным образом связаны с тем, что беспокоит нас сильнее всего. Зависят они, в первую очередь, от воспитания и личного ощущения того, что для нас является важным. Для того чтобы соответствовать образцу нравственности, человеку необходимо соблюдать определенные условия. То есть придерживаться норм морали. Когда нормы воспринимаются человеком как необходимые и наиболее соответствующие его ценностным установкам, они становятся долгом, обязанностью. В этом случае человек соблюдает морально-нравственные ценности добровольно, из своего уважения к идеалу.

Составляющие моральных принципов

Моральные ценности и нормы выражены в моральных принципах. К ним относят трудолюбие, коллективизм, патриотизм, гуманизм, добросовестное выполнение общественного долга. Коллективизм обязует человека уметь соотносить свои личные интересы и интересы общества, учить уважительно относиться к товарищам, выстраивать с ними отношения на основе взаимопомощи и дружелюбия. Принцип патриотизма выражен в уважении и любви к своей родине, гордости за вклад народа в мировую культуру и его достижения. Принцип трудолюбия выражается в признании нравственной ценности труда как области для самореализации человека, уважении каждого значимого для общества вида труда.

Иерархия ценностей

Моральные ценности могут классифицироваться по степени их значимости для общества в целом, для разных групп людей, для отдельного человека: общечеловеческие, групповые и индивидуальные, соответственно. По способу их связи друг с другом ценности делятся на альтернативные (взаимоисключающие) и комплементарные (дополняющие друг друга). По месту расположения в иерархии отдельного внимания заслуживают высшие моральные ценности. Поговорим о них подробнее.

Высшие ценности

Основная идея современного мышления заключается в том, что большую значимость приобретает приоритет общечеловеческих ценностей перед групповыми, в первую очередь, классовыми. Наличие высших ценностей напрямую связано с выходом за рамки личной жизни индивидуума. Они являются составной частью духовных, материальных и социально-политических ценностей. Имеют, как правило, общенародное значение. Они определяют общественный порядок, представления о свободе, справедливости, праве и т.д. При изменении внешних условий ценности могут переходить из одного вида в другой. С течением времени появляются новые ценности, а какие-то из старых утрачивают былую значимость.

Жизнь, основанная на моральных ценностях

Для того, чтобы сделать себя немного лучше, психологи советуют каждый день стараться следовать принципам нравственности. Так, следует становиться чуть более внимательным, заботливым, ответственным. Полезно будет завести дневник, куда можно записывать хорошие дела, которые раньше человек по каким-то причинам не совершал, а теперь начал. Дневник будет отражать каждодневные изменения в лучшую сторону и работу человека над собой.

Основные правила, придерживаться которых рекомендуют психологи:

  • Стараться быть надежным и честным, воздерживаться от обмана, предательства, воровства. Честность подразумевает искренность как перед собой, так и перед окружающими.
  • Быть смелым. Делать то, что необходимо, даже если это чревато личными неприятностями или возможностью быть отвергнутым или непонятым.
  • Контролировать себя. Управлять своими словами, мыслями, эмоциями и поступками. Особенно находясь в состоянии стресса.
  • Быть принципиальным. Уметь отстаивать свои убеждения, подтверждать слова поступками, выполнять обещания.

Ценности - это общепринятые правила поведения, обусловленные человеческими принципами. Они не регулируются юридически, но в большинстве своем имеют интерпретацию в сводах закона, а значит, обеспечены нам и государством.

С самых древних времен ученые умы вывели ряд качеств, характеризующих «идеального гражданина». Для него во все времена были свойственны такие нравственные ценности, как мужественность, смелость, великодушие, справедливость, доброта, милосердие. К такому светлому образу (по замыслу древних знатоков) должен стремиться каждый. Конечно, хотеть и соответствовать - это разные вещи. Но мечтать и стремиться к лучшему людям хочется всегда.

Религия

Важной движущей силой во все времена была вера. Мусульманство, христианство, ислам, буддизм - все эти религиозные течения в своей основе имеют все те же общепринятые правила поведения в обществе, которые нужно соблюдать. Они собраны в свод законов или заповедей, подкреплены мотивацией последователей той или иной религии.

Не убей, не укради, не обмани, не причиняй зла ближнему своему... Для верующего человека - это как руководство к действию. Кроме того, все заповеди хорошо перекликаются с законодательством. На их основании строятся духовно-нравственные ценности. Кроме всего прочего, для религиозного человека они означают благодать, которая в конечном счете ведет к лучшей жизни.

Воспитание

С самых ранних лет человека, пусть еще даже крохотного, окружает социум со своими правилами и нормами. Именно он с самого детства закладывает нам ту базу, на которой будет происходить формирование нравственных ценностей.

Сначала родители своим собственным примером показывают ребенку, что хорошо, что плохо, что можно и нельзя. Дальше будут влиять на его жизнь учителя, которые, кроме демонстрации собственного примера, в доступной форме доносят до сознания нормы правильного поведения в обществе, показывают границу между добром и злом, объясняют, насколько она бывает тонка.

Подростковый максимализм

В подростковом возрасте часто происходит переоценка. Родители и учителя говорят о том, как нужно делать, но друзья и сверстники считают, что это плохо, а хорошо - совсем другое. Тут и встает вопрос этического выбора: создания своего мировоззрения и определения того, что важно именно для тебя, а чего тебе делать не стоит.

Свобода выбора - одна из гласных свобод человека. Она дана нам природой по факту рождения и даже закреплена законом. Человек сам решает, как ему поступать.

Но свобода одного, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого. Именно в подростковом периоде люди чаще всего совершают какие-то ошибки, иногда нарушают законы, пробуют запретное, принимают неправильные решения. Все это так или иначе помогает в становлении личности со своей собственной системой ценностей.

Доброта

Милосердие, самопожертвование, благотворительность, помощь слабым и немощным - все эти нравственные ценности свойственны хорошему человеку. "Добро" кажется понятием простым и однозначным, но все не так просто. Его можно интерпретировать по-разному. Все зависит от нравственных ценностей человека.

Для каждого критерии добра свои: для одних отсутствие зла - это уже добро, для других оно заключено в конкретных делах. И то, и другое имеет место, и, по сути, является добром. Также существует больше количество примеров, которые описывают не такие уж хорошие поступки, но они объясняются самыми лучшими намерениями. Порой бывает очень сложно определить тонкую границу между добром и злом.

Люди вокруг

Человек, как известно, существо социальное - одному и скучно, и грустно, и поговорить не с кем. Вокруг нас практически всегда очень много людей, самых разных. Это и наши родители, и люди старшего поколения, и те, кто младше нас. Все эти люди вокруг влияют на нас и способствуют пониманию того, что есть нравственные ценности общества, в котором мы находимся.

Индивиды имеют для нас разную ценность и степень авторитета. К кому-то мы прислушиваемся больше и даже идем за советом, на кого-то стараемся быть похожими. Какие-то люди запоминаются нам поступками, другие - сказанными словами, которые оставляют след, заставляют задуматься.

Так или иначе окружение воздействует на каждого. В ходе исторических изменений в обществе происходят и перемены, которые влияют на нравственные ценности. То, что считалось аморальным пару веков назад, сейчас считается нормой, когда-то «дикие» вещи сегодня - каждодневное явление. Есть и спорные нравственные ценности человека, например, сохранение невинности до замужества.

Безнравственность

Что включает в себя понятие «плохо»? Вроде бы все предельно просто, но в современном мире хорошее и плохое так тесно переплелось и перепуталось, что сложно отличить одно от другого. Некоторые духовно-нравственные ценности кажутся незначительными. Сегодня модно быть сильным и властным, презирать слабость и немощность. Для достижения своих целей люди нередко забывают о дружбе, любви, уважении, взаимовыручке, милосердии и многом другом, что принято считать правильным и добрым.

Конечно, каждый человек сам для себя решает, что хорошо, а что плохо, но в любом случае белое всегда остается белым, а черное - черным. И есть вещи, переступая через которые, мы совершаем безнравственные поступки. И их невозможно оправдать, ссылаясь на тонкие границы между добром и злом.

Все мы живем в обществе, взаимодействуем ежедневно с множеством людей: близкими, коллегами, да и просто посторонними людьми: прохожими на улице, в общественных местах – магазинах, кафе, кинотеатрах. Чтобы это взаимодействие было максимально комфортным, обществом приняты определенные правила поведения, которые обычно называют общественной моралью. С одной стороны понятно, что если каждый индивидуум будет делать исключительно то, что хочет, невзирая на удобство окружающих, жизнь в обществе таких людей значительно усложнится и даже станет опасной. Как спокойно можно существовать, если не знаешь, чего ждать от окружающих? Поэтому моральные нормы является защитой для людей. С другой стороны, общественная мораль в некоторых вопросах зачастую является камнем преткновения, а иногда находятся и такие, которые объявляют себя свободными от всякой морали. Таких людей мы обычно называем безнравственными, общественно опасными, а иногда они заслуживают называться злодеями или тиранами.

Если мораль – это некие рамки, нормы, которыми человечество регулирует взаимоотношения внутри общества, и они, как правило, продублированы в законодательстве любой цивилизованной страны, то нравственные ценности – это то, чем руководствуется каждый человек, когда ведет себя так, а не иначе. Это маяки, на которые ориентируются люди на своем жизненном пути. Ну, или не ориентируются – тут, конечно, возможны варианты.

Как же формируются нравственные ценности каждого человека? Изначально, разумеется, они начинают оформляться в семье. Именно родственники говорят малышу, что – хорошо и правильно, а что – нельзя делать. Нравственные чувства дошкольников формируются согласно принятым моральным нормам в семье – а они могут быть разными в зависимости от социального статуса, страны проживания, исповедуемой религии и многих других аспектов. Дети в таком возрасте еще не подвергают сомнению сказанное взрослыми, ориентируются на поведение родителей и старших, поэтому определенный фундамент нравственности закладывается уже тогда.

Ребенок растет, идет в школу, начинает общаться с одноклассниками, с учителями. Приходит время, когда именно авторитет ровесников может определять поведение школьника. Как правило, случается это в подростковом возрасте, и в той или иной степени затрагивает любых, даже самых «правильных» и домашних ребят. Дело в том, что в таком переломном возрасте ребенок еще не в состоянии ориентироваться на внутреннюю свободу и собственные желания и понятия, ему важнее не отличаться от сверстников, а родители и учителя, как ему кажется, его свободу лишь ограничивают.

Влияние на формирование нравственных убеждений и правил поведения продолжается и во взрослом возрасте. Окружение в институте, на работе, и, наконец, нескончаемый поток информации с экранов телевизоров, из интернета – все это просто невозможно игнорировать.И это, несомненно, определяет рамки того, что человек считает дозволенным, а что – неподобающим. Люди среднего возраста и старше в большинстве своем считают свои нравственные установки незыблемыми, чего не скажешь о более молодых членах общества. Если наркомания, например, или жестокое обращение с детьми порицаются сейчас так же, как и десятки лет назад, то отношение к некоторым другим порокам стало более терпимым.

Нравственность основной массы общества в стране – такой параметр, важность которого не стоит недооценивать. Он определяет духовное состояние целой нации, а это тесно связано и с ее безопасностью, и с демографической ситуацией, и, в конечном счете, с уровнем благополучия народа.

Сейчас подавляющее большинство стран, считающих себя цивилизованными, ориентируются на построение гуманного общества, то есть такого, в котором наивысшей ценностью является человеческая жизнь. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности в гуманном обществе основана на той идее, что все люди имеют равные права и обладают равной степенью свободы. На этом же фундаменте стоит концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. Несмотря на то, что в нашей стране в последние десятилетия произошло существенное изменение ценностей, основные, высшие духовно-нравственные ценности остаются незыблемыми. Каким бы ни был политический строй, какие бы изменения не происходили в обществе, хочется верить, что такие ценности, как добро, справедливость, милосердие, честность, любовь, семья и верность всегда будут цениться превыше всего. Именно эти понятия наполняют человеческую душу светом, делают человека счастливым.

Как бы ни ценились в современном обществе сила, власть, богатство, в глубине души все понимают, как все это зыбко, насколько это наносное, тогда как истинные ценности остаются с человеком всегда, ведь именно они делают человека существом высшим, достойным уважения. Особенно заметно, кто чего стоит в сложных для выживания условиях. Только личность, имеющая внутренний стержень, четко понимающая, что есть для него хорошо, а что – зло, способна не потерять в такой ситуации человеческий облик.

Когда происходит нравственная деградация, человек обречен на гибель, ибо для него уже нет ориентиров, смысла и наполнения жизни. В конце концов, истинный смысл в жизни появляется только тогда, когда человек приносит пользу, когда он нужен: близким или хотя бы самому себе. К такому выводу приходили еще древние философы. Они же утверждали, что человека вернее всего удержит от дурного поступка вовсе не страх наказания, а совесть – самый суровый судья.

Широко известное высказывание немецкого философа Гегеля: «Нравственность – это разум воли» и по сей день остается справедливым. Каждый день мы делаем выбор: поступить, так или иначе — руководствуясь именно своими внутренними установками. Морально-нравственные ценности, на которые мы при этом ориентируемся, и являются ограничением нашей свободы, согласно им мы контролируем свои действия. Что же при этом важно, что стоит над нашими желаниями? Как правило, выбирая линию поведения, нравственный человек будет взвешивать не только степень своих желаний, но и согласовывать их с тем, насколько результат его поведения отразится на свободе, самочувствии, настроении другого человека. Нравственное поведение – это поведение, скорректированное таким образом, чтобы не принести вреда ближнему, ведь личная свобода, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Иногда очень сложно бывает сделать выбор, именно потому, что трудно просчитать и взвесить возможные последствия. Да и любой поступок человеческого существа можно трактовать совершенно по-разному. Есть черное, и есть белое, а оттенков, как известно, великое множество. Легко осудить какое-то действие, показавшееся жестоким или легкомысленным, не зная всех нюансов. Стоит начать разбираться глубже – и вскрываются моменты, которые заставляют задуматься и понять, что все не так просто. Поэтому нравственный человек не только сам никогда не поступит во вред другому человеку, но и не позволит себе резкое осуждение в адрес другого. Разумеется, есть поступки, являющие абсолютное зло, с какой стороны на них не смотри. Связаны они обычно с насилием, убийствами, массовым уничтожением людей, но речь сейчас не об этом, а о тех проявлениях нравственности, которые встречаются нам повседневно.

Носителем моральных норм выступает религия, и недооценивать ее нельзя, ведь она тоже регулирует и взаимоотношения людей, и нормы повседневного поведения, а не только отношение человека к Богу и церкви. В большинстве мировых религий Бог – воплощение добра и справедливости, а основные заповеди и представляют собой самые главные жизненные ориентиры: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй. Пожалуй, в тот момент, когда происходит определенное смещение или подмена ценностей, повышается роль религии в жизни общества – она способствует объединению людей, являет собой точку опоры в нестабильном мире. Нравственность и религия, безусловно, самым тесным образом связаны между собой, но при этом, история знает немало примеров, когда под лозунгом «Богу угодно» творилось самое чудовищное зло.

Итак, нравственные и духовные ценности – это тот фундамент, без которого не выстоит никакое, даже самое высокотехнологичное общество.

Нравственные ценности was last modified: Январь 9th, 2016 by Елена Погодаева

Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

Какие бывают ценности?

  • 1. Материальные (способствуют жизни):
    • - простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления);
    • - более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).
  • 2. Духовные - ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.

И материальные, и духовные ценности - результат человеческой деятельности. Духовные ценности особые.

Что это и какое воздействие они оказывают?

Книги, картины, скульптуры - не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической - они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.

Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы - без овладения ими не может быть человека духовного.

Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек - это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется наиболее необходимым.

Какого человека мы называем нравственным?

Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности.

Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества?

Нравственное самовоспитание - это воспитание всех вышеперечисленных чувств и качеств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится.

Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни - утверждения добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу, дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.

«Вся нравственность человека заключается в его намерениях» (Ж.Ж. Руссо).

«Хорошо и нравственно - это одно и то же» (Л. Фейербах).

«Нравственность - наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки - счастье наибольшего числа людей» (К. Гельвеций).

Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так?

«Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другому - в этом суть нравственности» (Шамфер).

Что определяет норму человеческой жизни?

Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.

Что должно быть определяющим в человеческой жизни - материальное или духовное? Почему?

Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична.

Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «все дозволено!». Ни преград, ни запретов - беспредел.

Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда все совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон.

Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие ее и человека как высшую ценность.

Два мира есть у человека:

Один - который нас творил,

Другой - который мы от века,

Творим по мере наших сил (Н. Заболоцкий).

Вот несколько простых правил для человека, стремящегося идти по духовному пути. Эти правила основаны на взглядах на духовные ценности:

  • 1. Ежедневно, ежечасно, ежесекундно учись любви - всеобъемлющей, самоотрекающейся, искренней, мудрой. Учись любить все живое: себя, окружающих людей, природу, свою планету, не требуя ничего взамен;
  • 2. Всегда помни, что рядом другие люди и любое твое действие или бездействие затронет их и изменит: как минимум - настроение, как максимум - жизнь. Никогда не делай другим того, чего не пожелаешь себе, и не используй человека как средство;
  • 3. Совершай любое свое действие осознанно. Ищи радость и смысл даже в простых будничных делах: ходьбе, разговоре, работе. Это подарит тебе ощущение настоящей жизни;
  • 4. Умей принимать на себя ответственность начиная от последствий мелких поступков и заканчивая своей жизнью. Судьба человека - во многом следствие его собственных действий;
  • 5. Изо дня в день трудись, чтобы изменить себя. Стремись стать чище, добрее, милосерднее. Учись жертвовать своими желаниями и амбициями ради других. Ищи возможности развивать свой ум, сердце и тело;
  • 6. Во всем ищи гармонию. Истина, как правило, находится посередине между крайностями;
  • 7. Воплощай свои мысли о духовном в поступки: помогай конкретным людям конкретными делами.