Основные источники международного морского права. Международное морское право: понятие, источники и принципы. Международные проливы: понятие, право транзитного прохода

Международное морское право - отрасль международного права, представляет собой совокупность согласованных принципов и норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих отношения между субъектами международного права по использованию Мирового океана, его дна и недр в различных целях.

Трудности в определении понятия "морское право" обусловлены тем, что общее морское право оставляет на себе отпечаток традиций. В прошлом оно приравнивалось к частно-правовых норм, которые касались морского судоходства, и прежде всего морского торгового права. Такое сочетание публично-правовых и частно-правовых норм в морском праве было обусловлено историческим развитием этой отрасли.

Не только средневековые сборники морского права, такие, как "Basili-ка", "Consulate del Mare", законы Висби, Олеронські правила, регулирующие публичные и частно-правовые отношения морского судоходства, но это именно осуществляла первая всеобщая кодификация морского права на примере французского ординансу 1681 p., атома разделение публичного и частного морского права начался в XVIII ст., когда групповые торговые интересы не согласовывались уже с интересами государств и их экономической, стратегической и колониальной политикой. В настоящее время государства начинают обращаться с исками в морских судів119.

Изменение в определении морского права, что приводило к расширению его понятия, была обусловлена расширением человеческой деятельности в морской среде, которое теперь уже не ограничивается лишь деятельностью на поверхности морского пространства, а охватывает также морское пространство (space marine) и дно моря, где находятся минеральные ресурсы

под ними. Деятельность имеет, главным образом, экономический характер, но не только: это касается и научно-поисковых, рекреационных и даже военных действий.

Принцип свободы открытого моря формировался в течение XV - XVII вв. в частой борьбе между феодальными государствами - Испанией и Португалией - и государствами, в которых зарождался капиталистический способ производства, - Англией, Францией, которые выступали за свободу морей. В своем труде "Marc liberum" Г. Гроций отстаивал идею о том, что открытое море не может быть предметом владения государств и частных лиц, а пользование им одним государством не должно препятствовать пользоваться им другим государствам.

В дальнейшем именно потребности развития международных экономических связей были той объективной причиной, которая привела к более широкому признанию принципа свободы открытого моря. Окончательное его утверждение состоялось во второй половине XVIII века.

Одновременно с институтом открытого моря формировались нормы, которые относятся к территориальных вод или территориального моря. Параллельно начались поиски критериев для определения его ширины. В конце XVIII века. итальянский юрист М. Гальяни предложил границу территориальных вод - 3 морские мили, хотя на практике государства устанавливали его ширину в основном в пределах от 3 до 12 морских миль. Именно под влиянием принципа свободы открытого моря возникло и получило общее определение право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море.

Изучая процесс формирования международно-правовых норм, регулирующих режим морских пространств и различные виды деятельности государств по использованию Мирового океана с конца XVIII века. до середины XX века, можно отметить, что это были прежде всего нормы обычного права, часть которых была закреплена в соглашениях, заключенных государствами на двусторонней основе. Вместе с тем имели место попытки кодификации отдельных норм, которые касались предупреждения столкновений на море, безопасности мореплавания и др. Но на то время не было еще заинтересованности международного сообщества в договорном закреплении уже существующих обычных норм в соответствующей универсальной международной конвенции.

Стоит заметить, что виды использования Мирового океана были ограничены судоходством и рыболовством, лишь после Второй мировой войны развитые страны приступили к разведке и использованию природных ресурсов континентального шельфа и за его пределами. Эта многогранная деятельность государств по использованию Мирового океана создала условия для возникновения специфического предмета правового регулирования соответствующей отрасли международного права. А потому завершение процесса становления международного морского права как отрасли общего международного права необходимо связывать с его кодификацией, то есть с вступлением в силу Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., которое совпало по времени с началом научно-технической революции Во второй половине XX века.

Современное морское право можно охарактеризовать как достаточно четкую систему взаимосвязанных и взаимодополняющих принципов и норм, которые соответствуют задачам и интересам укрепления единого и всеобщего правопорядка на морях и океанах.

По своему содержанию и регулятивным назначением нормы международного морского права определяют, прежде всего, правовой режим морских пространств. Эти нормы должны отражать объективную необходимость и потребность использования всеми государствами морских пространств и океанов и вместе с тем учитывать права и интересы прибрежных государств. Поэтому первые морские обычаи касались определения правового статуса морских пространств и исходили из того, что морские воды портов и гаваней, а также прибрежная полоса морских вод, которая получила название "территориальные воды", подчинены суверенитету прибрежных государств и являющиеся частью государственной территории. Остальные морских пространств считались международными, то есть доступными и открытыми для их использования всеми государствами. Ни одно из государств не имеет права посягать на национальное присвоение этих пространств или их подчинение своему суверенитету.

Международно-правовые нормы, определяющие правовой статус морских пространств, дают ответ только на вопрос о том, подчиняются эти просторы суверенитета любого государства, или нет. С целью установления четкого порядка конкретной деятельности государств в рамках соответствующих пространств необходимы еще нормы, которые определяют правовой режим этих морских пространств, а также конкретные права и обязанности государств в отношении юридически допустимых видов использования и освоения государствами тех или иных морских пространств. Поэтому нормы морского права, которые касаются правового статуса и правового режима морских пространств, взаимно дополняют друг друга.

Современное международное морское право стало конвенционным правом. В общем, все основные обычно-правовые принципы и нормы, которые составляют его содержание, были кодифицированы и получили дальнейшее свое развитие и закрепление в письменных международных документах - конвенциях, договорах и др.

Произошли резкие изменения в социально-правовом смысле и в роли современного международного морского права. Наряду с традиционными видами использования морских пространств предметом международно-правового регулирования в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. стали все те новые отношения государств, которые были обусловлены общественно-экономическим и научно-техническим прогрессом в области освоения морских пространств и ресурсов. Вследствие этого появились и утвердились новые правовые понятия и категории в международном морском праве - "континентальный шельф", "исключительная экономическая зона", "воды государств-архипелагов", "международный район морского дна" и др. Возникли новые институты и нормы международного морского права. В тех случаях, когда любые вопросы использования моря не урегулированы международным морским правом, они "продолжают регламентироваться нормами и принципами общего международного права, о чем говорится в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Много норм и институтов, составляющих содержание международного морского права, не встречаются в других сферах международно-правового регулирования. К таковым относятся: свобода открытого моря; исключительная юрисдикция государства флага в открытом море; право преследовать по "горячим следам"; право мирного прохода иностранных судов через территориальное море, право транзитного прохода через проливы, используемые для международного судоходства; право архіпелажного прохода; право на захват пиратских судов и экипажей в открытом море и др.

  • 5. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве
  • 2. По сфере действия:
  • 7. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • Тема 3. Принципы международного права 8. Понятие и классификация принципов между­народного права
  • 9. Содержание основных принципов междуна­родного права
  • Тема 4. Субъекты международного права
  • 12. Признание, его виды и юридические последст­вия. Правопреемство в международном праве
  • Тема 5. Мирное урегулирование международных споров 13. Международно-правовые средства разреше­ния международных споров
  • 14. Судебное разрешение международных спо­ров. Разрешение споров в рамках междуна­родных организаций
  • Тема 6. Международные договоры f
  • 15. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных догово­ров 1969 г.
  • 16. Стадии заключения международных догово­ров. Ратификация. Вступление в силу. Регист­рация
  • 17. Форма и структура международных догово­ров. Оговорки
  • Тема 7. Права человека и их защита 19. Понятие прав и свобод человека и их класси­фикация
  • 20. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: содержание и оценка
  • 23. Международные стандарты прав человека. , Международные процедуры и механизмы за- f щиты прав человека
  • 25. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
  • 26. Дипломатические представительства. Дипло­матические привилегии и иммунитеты. Дипло­матический корпус
  • 27. Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии
  • Тема 9. Право международных организаций 28. Понятие, классификация, правовая природа и
  • 29. Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и со­держание Устава оон
  • 30. Генеральная Ассамблея оон. Совет Безопасности оон. Экономический и социальный совет оон
  • 31. Краткая характеристика организации Северо­атлантического договора (нато) и Организа­ции американских государств (оаг) как регио­нальных международных организаций по Ус­таву оон
  • 32. Организация по безопасности и сотрудничест­ву в Европе: становление и развитие, источ­ники, органы
  • Тема 10. Обеспечение международной безопасности 33. Право международной безопасности: понятие, системы, цели
  • 34. Коллективная безопасность (универсальная и региональная)
  • 35. Разоружение, сокращение вооруженных сил и вооружений
  • 36. Международное право и ограничение ядер­ных вооружений. Конвенции
  • 37. Конвенции о запрещении бактериологическо­го и химического оружия
  • Тема 11. Международно-правовое регулирование экономического сотрудничества
  • 38. Международное экономическое право: поня­тие и субъекты, цели и принципы
  • 39. Международные организации, действующие в сфере экономических отношений
  • Тема 12. Территория и другие пространства 40. Территория в международном праве: понятие,
  • 42. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны
  • 2) Обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;
  • 3) Обмен небольшими участками в случае демаркации границы.
  • 43. Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.
  • Тема 13. Международно-правовой статус l арктики и антарктики
  • 44. Юридический статус и правовой режим Аркти­ки. «Секторная теория»
  • 45. Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ре­сурсов. «Система Договора об Антарктике»
  • Тема 14. Международное морское право
  • 47. Внутренние морские воды- Территориальное f море. Открытое море
  • 48. Континентальный шельф. Исключительная экономическая зона
  • 50. Международные проливы: понятие, право транзитного прохода
  • Тема 15. Международное воздушное право f 51. Международное воздушное право. Понятие,
  • Тема 16. Международное космическое право
  • Тема 17. Международное экологическое право f
  • 55. Международное экологическое право. Понятие, специальные принципы
  • 56. Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя. Конвенции
  • 57. Международно-правовая защита животного и растительного мира
  • 58. Международно-правовая охрана Мирового океана. Конвенции
  • Тема 18. Международное уголовное право f
  • 60. Международные преступления: субъекты, объ­екты. Понятие и виды международных престу­плений
  • 61. Виды и формы сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями между­народного характера
  • Тема 19. Вооруженные конфликты
  • 63. Начало войны и его правовые последствия. F Театр войны. Нейтралитет в войне f
  • 64. Запрещенные средства и методы ведения войны
  • 66. Международно-правовые последствия окон­чания войны
  • Тема 20. Ответственность в международном f праве f 67. Понятие и основания международно-право­вой ответственности субъектов международ­ного права
  • 68. Виды и формы международной ответственно­сти
  • Тема 14. Международное морское право

    46. Международное морское право. Понятие, принципы, источники

    Международное морское право (ММП) - совокупность норм МП, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

    ММП является органической частью общего МП: оно руководствуется предписаниями последнего о субъек­тах, источниках, принципах, праве межд. договоров, от­ветственности и др., а также взаимосвязано и взаимо­действует с другими его отраслями (межд. воздушное, право, космическое право и т. д.). Разумеется, субъекты МП при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов МП, должны действовать не только в соответ­ствии с нормами и принципами ММП, но также с норма­ми и принципами МП в целом, включая Устав ООН, в ин­тересах поддержания межд. мира и безопасности, раз­вития межд. сотрудничества и взаимопонимания.

    Для ММП характерны следующие принципы:

    принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все. государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т. д., а также свободу воздушного поле­та над открытым морем;

    принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;

    принцип общего наследия человечества;

    принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;

    принцип охраны морской среды.

    Кодификация ММП впервые была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре Конвенции: о террито­риальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране жи­вых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положе­ния этих конвенций в той степени, в которой они декла­рируют общепризнанные нормы МП, в частности межд. обычаи, должны уважаться и другими государствами. Но вскоре после принятия Женевских конвенций по морско­му праву 1958 г. новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потре­бовали создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств. Эти изменения и нашли от­ражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря. Ранее предел территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль. Новая конвенция закрепила право государств, не обла­дающих морским побережьем, на эксплуатацию эконо­мической зоны в пределах 200 миль наравне с государ­ствами, имеющими выход на побережье.

    Помимо указанных конвенций, вопросы ММП отражены в:

    Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.;

    Конвенции о межд. правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.;

    Межд. конвенции о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954 г.;

    Конвенции о грузовой марке 1966 г.

    47. Внутренние морские воды- Территориальное f море. Открытое море

    Внутренние воды - это: а) воды, расположенные в сторону берега от исходной линии для отсчета ширины территориальных вод; б) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые со­оружения; в) воды заливов, берега которых принадле­жат одному государству, а ширина входа между отметка­ми наибольшего отлива не превышает 24 морских миль; г) так называемые исторические заливы, например Гуд-зонов (Канада), Бристольский (Англия) и др.

    Внутренние воды - это государственная территория прибрежного государства, находящаяся под его полным суверенитетом. Правовой режим таких вод устанавлива­ется прибрежным государством с учетом норм МП; оно же осуществляет в своих водах административную, гра­жданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех су­дов, плавающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства. Порядок захода иностранных су­дов определяется прибрежным государством (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов).

    Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод, называется территори­альным морем, или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного госу­дарства. Внешняя граница территориального моря яв­ляется морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего

    отлива вдоль берега: Может также применяться и ме­тод прямых исходных линий, соединяющих соответст­вующие точки.

    Согласно Конвенции 1982т. «каждое государство име­ет право устанавливать ширину своего территориально­го моря до предела, не превышающего 12 морских миль», отмеряемых от установленных ею исходных ли­ний. Однако и сейчас около 20 государств имеют шири­ну, превышающую лимит.

    Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальное моря иностран­ных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако при­брежное государство вправе принимать в своем терри­ториальном море все меры для недопущения прохода, который не я шляется мирным.

    Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно име­новались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверени­тет государства.

    Главным принципом в отношении открытого моря ос­тается принцип свободы открытого моря, который в на­стоящее время понимается не только как свобода судо­ходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовст­ва, свободу полетов над морским пространством и т. д. Никакое государство не вправе претендовать на подчи­нение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету.

    Международное морское право - одна из наиболее древних и развитых отраслей международного права, представляющая собой систему принципов и норм, определяющих правовое положение морских пространств и регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования морей и океанов.

    Принципы международного морского права. Правовую основу деятельности государств в Мировом океане составляют основные принципы общего международного права, а именно: принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного отказа от применения силы или угрозы силой, принцип нерушимости границ, принцип территориальной целостности государств, принцип мирного разрешения споров и другие принципы, закрепленные в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права и в других международно-правовых актах.

    Важнейшим принципом международного морского права стал принцип свободы открытого моря. Он означает, что морские пространства, расположенные за пределами национальных границ (за пределами "национальной юрисдикции), являются пространствами общего пользования на равных и взаимоприемлемых условиях.

    В настоящее время принцип свободы открытого моря закреплен в Конвенции об открытом море 1958 г. и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

    Другим специальным принципом международного морского права является принцип суверенитета государств над внутренними и территориальными водами . Основные положения этого принципа стали складываться в XV-XVI вв. в период борьбы государств за раздел Мирового океана. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. положения этого принципа сформулированы так:

    1. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага - его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем.

    2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.

    3. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права.

    Принцип суверенитета государств над внутренними и территориальными водами в настоящее время никем не оспаривается. В соответствии с этим принципом каждое государство имеет право устанавливать национальный правовой режим во внутренних и территориальных водах, регулировать все виды деятельности в них и на морском дне под ними, а также в воздушном пространстве над ними.

    Международно-правовое обеспечение деятельности государств непосредственно связано с этим принципом. Так, основываясь на положениях этого принципа, государства имеют право:

    Устанавливать правовой режим морских государственных границ и обеспечивать их охрану;

    Реализовывать право на самооборону в соответствии с Уставом ООН (ст. 51 Устава) в случае вооруженного посягательства на границу;

    Создавать необходимые системы обороны в своих внутренних и территориальных водах и закрывать их для плавания иностранных судов;

    Регулировать и контролировать проход иностранных судов через эти воды, если они следуют через них на праве "мирного прохода";

    Осуществлять другие действия в соответствии с национальным законодательством.

    Третьим специальным принципом международного морского права является принцип иммунитета военных кораблей и государственных судов . Основные положения этого принципа являются производными от принципа суверенного равенства государств. В силу юридического равенства государств равноправны во взаимоотношениях друг с другом и их полноправные органы. Военные корабли, суда обеспечения и государственные суда, осуществляя свои права, действуют в соответствии с принципом "равный в отношении равного не имеет власти" ("Par in Parem non habet imperium"). В силу иммунитета военные корабли и суда обеспечения имеют особые права и привилегии:

    Они свободны от принуждения и других насильственных действий со стороны иностранных властей (задержание, арест, обыск, конфискации, реквизиции и т.п.);

    Они освобождаются от административной, уголовной и гражданской юрисдикции иностранных властей, на них не распространяется действие иностранных законов, кроме законов государства флага;

    Они имеют льготы и привилегии как органы своих государств, освобождаются от всех видов сборов, санитарного и таможенного осмотров и т.д.

    Источники международного морского права .

    Источниками международного морского права выступают:

    Договоры разработанные в рамках Международной морской организации и относящихся к обеспечению безопасности человеческой жизни на море, в частности, к устройству судов и стационарных сооружений для добычи морских природных ресурсов;

    Конвенции, регулирующие предотвращение загрязнения моря с судов, путем захоронения отходов и в случаях аварий;

    Соглашения, регулирующие рыболовство в различных районах Мирового океана;

    Договоры, ограничивающие или регулирующие военное использование Мирового океана и его дна.

    Важным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г, она внесла новые элементы в регулирование деятельности государств в Мировом океане:

    Определен статус Международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов;

    Зафиксирован правовой режим исключительной экономической зоны и архипелажных вод;

    Введен институт транзитного прохода судов через международные проливы, перекрытые территориальными водами;

    Усилена защита морской среды и исследований в различных по правовому режиму частях Мирового океана;

    Разработана система мирного урегулирования международных споров.

    Международные отношения в сфере международного морского права регулируют также:

    Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года;

    Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);

    Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;

    Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты (Лондон, 7 июля 1978 года).

    Помимо многосторонних договоров государства заключают локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

    Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;

    Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;

    Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;

    Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;

    Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;

    Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.

    51. Субъекты международного праваПонятие виды, содержание и особенности международной правосубъектности.

    Под субъектом международного права понимается лицо, которое является участником международных отношений, обладая международной правосубъектностью, являясь коллективным образованием, создающее нормы международного права.
    Виды:
    -(первичные) основные – государства
    -(вторичные) производные – международные межправительственные организации, государственно-подобные образования, борющиеся за независимость
    -нетрадиционные – международные неправительственные организации, субъекты федеративных государств, международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица, физические лица.
    В зависимости от видов субъектов м/д правосубъектность может быть
    -универсальной,
    -функциональной (целевой)
    -специальной.

    Содержание международной правосубъектности включает такие элементы, как способность обладать правами и обязанностями, нести ответственность в случае нарушения международно-право- i вых норм. Международная правосубъектность предполагает, что t образование как субъект международного права обладает способ- I ностью защищать свои права путем предъявления претензий в случае нарушения его прав. Иными словами, международная правосубъектность предусматривает также возможность привлечения субъектов международного права к ответственности.

    Международная правосубъектность проявляется и в том, что субъекты вступают в международные отношения, которые регулируются международным правом. Правоотношения могу возникать лишь между субъектами права. Только вследствие вступления в правоотношения субъекты могут реализовать свои права и обязанности. Исходя из изложенного можно дать следующее определение субъекта международного права.

    Субъект международного права - это образование, способное обладать правами и обязанностями, вытекающими из международного права, защищать их и вступать в международные отношения, регулируемые международным правом.

    Понятие «международное морское право». Субъекты международного морского права. Объект (правового регулирования) в международном морском праве. Основные источники международного морского права. Режимы правового регулирования современного международного морского права: правовой режим открытого моря; внутренних морских вод; территориального моря; так называемой прилежащей зоны; континентального шельфа; исключительной экономической зоны; вод архипелага; международного района морскогодна. Основные проблемы современного международного морского права.

    Международное морское право (международное морское публичное право) - это отрасль современного международного права, совокупность принципов и норм которой устанавливает правовые режимы морских пространств и регламентирует отношения между государствами по вопросам использования пространств и ресурсов так называемого Мирового океана.

    Исторически международное морское право, также как и право внешних сношений - это одна из старейших международно-правовых отраслей. Столь продолжительная история морского права связана с тем, что сами различные международные отношения в данной сфере человеческой деятельности активно осуществлялись, начиная с самого момента возникновения мореплавания. С развитием мореплавания развивалось и развивается современное ему морское право.

    В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.

    Данная Конвенция регулирует все основные виды морской деятельности современных государств, а именно:

    • 1) международные судоходство и рыболовство;
    • 2) разведку и разработку различных районов морского дна Мирового океана;
    • 3) проведение морских научных исследований;
    • 4) защиту, сохранение морской среды;
    • 5) охрану живых ресурсов Мирового океана, а также иные виды морского промысла и человеческой деятельности в морском пространстве.

    Все остальные международные договоры (в том числе различные двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой международно-правовой отрасли, в основном, дополняют или детализируют нормы данной Конвенции.

    Субъектами международного морского права являются основные субъекты современного международного права - государства.

    Объектом (правового регулирования) в международном морском праве является весь комплекс различных отношений между субъектами морского права, совершаемых и осуществляемых в пространстве вод Мирового океана.

    В настоящее время основным источником международного морского права является уже указанная выше Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. Также, международные отношения в сфере международного морского права регулируются следующими Конвенциями и международными договорами:

    • 1) Женевскими конвенциями 1958 г.;
    • 2) Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г.;
    • 3) Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.;
    • 4) Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.;
    • 5) Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 г.;
    • 6) Конвенцией о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г.;
    • 7) Договором об Антарктике 1959 г. и многими другими международными правовыми документами.

    При этом необходимо особо отметить, что длительное время единственным источником международного морского права являлись активно применявшиеся субъектами морского права международные морские обычаи.

    В современном международном морском праве необходимо выделить определенные режимы правового регулирования, а именно правовые режимы:

    • 1) открытого моря;
    • 2) внутренних морских вод;
    • 3) территориального моря;
    • 4) так называемой прилежащей зоны;
    • 5) континентального шельфа;
    • 6) исключительной экономической зоны;
    • 7) вод архипелага (или так называемых архипелажных вод);
    • 8) международного района морского дна.

    Каждый из правовых режимов современного международного морского права имеет особую специфику, собственные правовые институты; регулируется определенными международно-правовыми нормами в целях достижения конкретного результата, а именно: упорядочивания деятельности международно-правовых субъектов в данной сфере международного права и достижения компромисса в их нередко противоречащих друг другу политико-экономических интересах.

    Правовой режим открытого моря регулирует межгосударственные отношения во всех частях моря, которые, в соответствии с нормами и принципами международного права, находятся в свободном и равноправном пользовании всех государств. В свою очередь, согласно стандартам современного морского права, в свободном и равноправном пользовании всех государств находятся те части Мирового океана, которые расположены за пределами внутренних и территориальных вод, а также за пределами экономической зоны и архипелажных вод.

    Согласно основополагающим положениям Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, воды открытого моря ни при каких условиях не могут находиться под суверенитетом какого-либо государства. Это вызвано главенствующей ролью в современном международном морском праве принципа свободы открытого моря, включающего в себя такие основополагающие политико-правовые требования, как:

    • 1) свободу судоходства (как для торговых, так и для военных кораблей);
    • 2) свободу рыболовства;
    • 3) свободу полетов над открытым морем;
    • 4) свободу международно-правовых субъектов возводить искусственные острова и другие подобные конструкции;
    • 5) свободу проведения научных исследований и т.д.

    Правовой режим внутренних морских вод определяется национальным законодательством различных государств, с учетом действующих норм международного права. Каждое государство осуществляет в собственных внутренних водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию во всей полноте, в отношении всех находящихся в этих водах судов, независимо от их национальной принадлежности.

    Также каждое государство само устанавливает все действующие в настоящем времени условия судоходства в собственных внутренних водах. Заход любых иностранных судов во внутренние воды определенного государства осуществляется, как правило, с разрешения этого государства (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов).

    Военные корабли других государств могут заходить во внутренние воды либо по разрешению, либо по приглашению прибрежного государства. Иностранные суда, находящиеся во внутренних водах другого государства, обязаны соблюдать правила судоходства; законы и обычаи прибрежного государства.

    Территориальное море в современном международном морском праве - это полоса моря шириной в 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или к внешней границе внутренних вод. Территориальное море также является полосой моря, всегда находящейся исключительно под суверенитетом прибрежного государства.

    Правовой режим территориального моря в современном международном морском праве основывается на следующих базовых положениях данной международно-правовой отрасли:

    • 1) прибрежное государство распространяет на пространство собственного территориального моря свой суверенитет;
    • 2) за судами всех других государств, зашедших в территориальное море какого-либо другого государства, признается право мирного прохода через пространство этого иностранного территориального моря.

    Осуществляя суверенитет в собственном территориальном море, прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в его территориальном море. Целями таких правовых актов являются: обеспечение безопасности судоходства; защита различных видов и разновидностей навигационных средств; охрана всех живых ресурсов моря; предотвращение загрязнения морских вод и т.д.

    Государство в соответствии с положениями современного международного морского права также может объявить определенные районы собственного территориального моря закрытыми для плавания иностранных судов, например, при проведении военно-морскими силами данного государства каких-либо собственных или совместных военных учений в пространстве территориального моря.

    Прилежащая зона в современном международном морском праве - это морская территория, включающая в себя примыкающие к территориальным водам определенного государства водные пространства, совместно с последними имеющие ширину не более 24 морских миль.

    В пределах прилежащей зоны прибрежное государство осуществляет правовой и административный контроль, необходимый для предотвращения различных таможенных, фискальных и санитарных нарушений, а также для наказания международно-правовых субъектов, нарушивших вышеупомянутые правовые стандарты, законы и правила, установленные определенным государством в пределах его прилежащей зоны (ст. 33 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву).

    В современном международном морском праве действуют следующие виды прилежащих зон:

    • 1) таможенные прилежащие зоны;
    • 2) фискальные прилежащие зоны;
    • 3) иммиграционные прилежащие зоны;
    • 4) санитарные прилежащие зоны;
    • 5) так называемые зоны уголовной и гражданской юрисдикции.

    Таможенные прилежащие зоны устанавливаются для борьбы с

    контрабандой, а также с незаконной торговлей оружием, торговлей наркотиками и т.п.

    Фискальные прилежащие зоны устанавливаются с целью предотвращения нарушения различных финансовых правил, что должно обеспечивать экономическую безопасность прибрежного государства.

    Иммиграционные прилежащие зоны предназначены для контроля за соблюдением законов в отношении въезда и выезда иностранцев.

    Санитарные прилежащие зоны созданы в целях предотвращения распространения различных инфекционных заболеваний и/или эпидемий через морские границы.

    Так называемые зоны уголовной и гражданской юрисдикции созданы для задержания нарушителей, совершивших установленные уголовным и гражданским законодательством прибрежного государства правонарушения и/или преступления.

    Прилежащие зоны не входят в состав государственной территории и суверенитет прибрежного государства в полном объеме на них не распространяется. Этим прилежащие зоны и отличаются от территориального моря.

    Однако прибрежное государство пользуется в пределах собственной прилежащей зоны ограниченной юрисдикцией, распространяющейся на выполнение определенных специальных задач.

    При этом, если прилежащая зона была установлена государством исключительно в целях таможенного надзора, то прибрежное государство не вправе осуществлять в данной зоне санитарный или какой-либо иной (кроме таможенного) контроль.

    Прилежащая зона относится к районам открытого моря, так как она расположена за пределами территориальных вод. Прибрежное государство осуществляет в ней лишь целенаправленный контроль, что отличает прилежащую зону от других районов открытого моря.

    Континентальный шельф прибрежного государства - это морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы территориальных вод прибрежного государства на расстояние в 200 миль (ст. 76 Конвенции).

    Согласно положениям международного морского права, прибрежные государства обладают суверенными правами в деле разведки и разработки природных ресурсов континентального шельфа. Эти права являются исключительными: если прибрежное государство не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может этого делать без его согласия (ст. 77 Конвенции).

    Кроме того, прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать, например, бурильные работы на континентальном шельфе (ст. 81 Конвенции).

    Однако все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе, если это не противоречит положениям указанной Конвенции (ст. 79).

    Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф несколько уже суверенитета государства на территориальные воды и их недра, являющиеся уже непосредственно частью государственной территории.

    Право на проведение морских научных исследований на собственном континентальном шельфе, а также на правовое регулирование подобной деятельности, принадлежит также прибрежным государствам. Особо необходимо отметить, что указанные выше права прибрежного государства не затрагивают правового статуса воздушного пространства над этими водами континентального шельфа и, следовательно, никак не влияют на правовой режим воздушной навигации.

    Исключительная экономическая зона в современном международном морском праве - это район морского пространства, находящийся за пределами территориальных вод определенного государства и составляющий вместе с ними не более 200 морских миль.

    Необходимо отметить, что экономические зоны - это относительно новая категория морских пространств, имеющих в современном международном морском праве особый правовой режим.

    В отличие от находящегося под суверенитетом прибрежного государства и входящего в состав его государственной территории территориального моря, исключительные экономические зоны не находятся под суверенитетом прибрежного государства. Согласно особенностям данного политико-правового режима, юрисдикция и весь комплекс прав прибрежного государства, а также права и свободы других государств в пространстве экономических зон, регулируются определенными положениями Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву.

    Так, прибрежное государство, не обладая абсолютным суверенитетом в исключительной экономической зоне, пользуется, тем не менее, определенными суверенными правами, призванными обеспечить данному государству возможность осуществлять разведку, разработку и сохранение природных ресурсов экономической зоны, а также способствовать наиболее эффективному управлению этими ресурсами (ст. 56 Конвенции).

    При этом, все другие государства не могут использовать ресурсы исключительной экономической зоны без согласия прибрежного государства. Данные государства пользуются в экономической зоне свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, но только в том случае, если они учитывают в своей деятельности гарантированные положениями указанной Конвенции права прибрежного государства.

    Данное международно-правовое предписание действительно даже в том случае, когда само прибрежное государство не использует (или мало использует) в своей практической деятельности ресурсы исключительной экономической зоны.

    Свобода судоходства в пространстве исключительной экономической зоны распространяется и на военные корабли, так как свобода военного мореплавания - это составная часть свободы судоходства. Согласно международным правовым стандартам современного морского права, все осуществляющие собственное право на свободу военного мореплавания государства при этом должны уважать правовой режим исключительных экономических зон, установленный прибрежным государством и гарантированный положениями рассматриваемой Конвенции.

    Разграничение пределов экономической зоны осуществляется субъектами современного международного права на основе соответствующих соглашений.

    Новейшим правовым режимом международного морского права является непосредственно установленный Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. режим так называемых архипелажных вод.

    Архипелажные воды в современном международном морском праве - это воды, разделяющие и окружающие группы островов; составляющие единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства.

    Институт архипелажных вод был введен в действие современным международным морским правом именно в интересах государств-архипелагов (в качестве самого наглядного примера такого государства можно назвать Индонезию).

    Суверенитет государств-архипелагов распространяется на омывающие их территорию воды; воздушное пространство над ними; их дно и недра, а также на весь комплекс имеющихся там живых и неживых природных ресурсов.

    Определенные ограничения по суверенитету государств-архипелагов, тем не менее, существуют в современном международно-правовом пространстве в вопросе о праве морских и воздушных судов других государств на мирный проход и пролет надданными территориями. Государства-архипелаги должны устанавливать для этой цели в архипелажных водах специальные морские коридоры, а также воздушные коридоры над поверхностью вод архипелага.

    Международный район морского дна в современном международном морском праве - это расположенное за границами континентального шельфа государств морское дно. На данные территории в современном международно-правовом пространстве распространяется действие правового режима общего наследия человечества.

    Данный район открыт для свободной эксплуатации всеми государствами. Единственное существующее ограничение - мирные цели предпринимаемой деятельности.

    Управляющим органом, осуществляющим контроль за действиями государств в пространстве международного района морского дна, является так называемый Международный орган по морскому дну. В своей деятельности данный орган призван обеспечивать справедливое распределение финансовых и иных экономических выгод, получаемых государствами от деятельности в пространстве международного района морского дна.

    Кроме того, Международный орган по морскому дну контролирует непосредственную разработку недр района, а также процессы транспортировки, переработки и сбыта добытых в международном районе морского дна полезных ископаемых.

    Свободно и без обязательности непосредственного участия в данной деятельности указанного Международного органа современные государства могут осуществлять любые научные исследования мирного характера на территории международного района морского дна. Размещение оружия массового уничтожения на дне международного района морского дна современным международным морским правом запрещено.

    Также стоит особо отметить, что важная роль в пространстве современного международного морского права принадлежит Международному трибуналу по морском праву - специализированному судебному органу по урегулированию различных споров, касающихся толкования и применения норм и правил Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.

    Местом пребывания Трибунала является г. Гамбург. Свою работу данный международный судебный орган начал в 1996 г.

    Наконец, необходимо указать на безусловную значимость в пространстве международного морского права такой политико-правовой категории, как экипаж того или иного морского судна. Проблематика правовой регламентации деятельности экипажа достаточно подробно прописана в существующих стандартах по морскому праву.

    Например, уклонение от помощи экипажу терпящих бедствие морских судов со стороны капитана и экипажа определенного (иного) морского судна признается современным морским правом преступлением, а сама эта помощь - обязательной и безвозмездной.

    При этом каждое судно в современном морском праве обладает национальной принадлежностью того государства, под флагом которого оно плавает.

    Колоссальной проблемой современного международного морского права, очень часто встречающейся на практике и нередко принимающей прямо гротескные формы, является практика нарушения прав членов экипажей и несоблюдения контрактных обязательств перед ними со стороны владельцев и/или компаний арендаторов различных судов.

    К сожалению, права членов экипажей, перевозящих самые различные грузы в многообразные точки земного шара судов, недостаточно урегулированы современными правовыми стандартами в сфере международного морского права.

    По крайней мере предусмотренные различными правовыми стандартами компенсационные выплаты за допущенные судовладельцами в отношении моряков различные нарушения заключенных между ними договоренностей и иных прав моряков если и выплачиваются, то далеко не всегда; почти всегда - через долгий промежуток времени; слишком часто - не в полном объеме, а нередко - вовсе не выплачиваются.

    Кроме того, нередко судовладельцы и/или арендаторы бросают экипажи принадлежащих им (нанятых ими) судов в таких ситуациях, которые прямо угрожают жизни, здоровью и безопасности моряков.

    К сожалению, в числе наиболее неблагоприятных с точки зрения соблюдения прав моряков, наряду с компаниями из стран «третьего мира», выступают и судовладельцы (арендаторы) из стран-бывших советских республик.

    Также подобные «безответственные» компании нередко практикуют и различные прямо незаконные перевозки (контрабанда, перевозка наркотиков и т.д.), в которые, естественно, вовлекают тех же самых моряков, часто и несущих правовую ответственность в случаях обнаружения представителями правоохранительных структур различных государств подобных грузов.

    При этом в целом проблема борьбы с нелегальной торговлей оружием, наркотиками и другими незаконными товарами перевозимыми по морю в международном масштабе вряд ли может быть решена исключительно нормами и практикой международного морского права.

    Данная проблема требует комплексного политико-правового подхода, ответственной позиции государств - ведущих «игроков» в современном мировом политическом пространстве; эффективной и координированной работы спецслужб и разведывательных структур различных государств, а также наличия единой политической линии и одинакового отношения к подобной противозаконной практике у этих самых влиятельных мировых «игроков». Что на самом деле на данный момент представляется несколько проблематичным.

    Кроме того, нередки и обратные случаи необоснованных и/или сомнительных в плане действительности совершенных правонарушений претензий со стороны правоохранительных органов ряда стран (чаще всего в этой роли также выступают страны «третьего мира») к иностранным морякам, выдвигаемых по поводу нарушения теми определенных таможенных и/или административных правил. Истории такого характера, к сожалению, нередко случаются с российскими моряками.

    При этом, если нарушение прав моряков, допущенное компанией, с которой они сами заключили контракт - вопрос (во многом) из сферы международного частного права (хотя и не исключительно, поскольку здесь имеет значение и принадлежность судна тому или иному государству, тем более что моряки работают и на прямо государственных невоенных судах), то указанные выше действия силовых структур, например, стран «третьего мира» - международно-правовая проблематика.

    Также чрезвычайно актуальной в последнее время проблемой, которую можно было бы решить только в пространстве международного морского права, является проблема пиратства. С точки зрения международного права, пиратство - крайне опасное преступление международного характера.

    Данный вид преступной деятельности существовал в истории человечества на всем ее протяжении. При этом с развитием технических возможностей и вооружений, а также возможностей современной экономической системы (быстрый перевод денег через банковские учреждения делает значительно более реальным для занимающихся пиратством организованных преступных групп получение выкупа за захваченные ими суда, лица и имущество) соответствующим образом развивается и пиратство (но и увеличиваются возможности эффективной борьбы с ним со стороны современных государств).

    На данный момент пиратство наиболее развито в Индийском океане (в первую очередь у побережья Сомали, а также побережья Маврикия и в меньшей степени Индии), хотя встречается и в ряде других точек земного шара. Политические и экономические проблемы государств региона, а также распространение в нем радикальных религиозных и политических идеологий, постоянно порождают большое число новых участников пиратской деятельности.

    Современные международное морское и, в целом, международное право позволяют государствам захватывать пиратские суда в открытом море и арестовывать находящихся на них лиц, предписывая осуществлять судебные разбирательства совершенных пиратами деяний в национальных судах захватившего пиратов государства.

    Однако соответствующие действия государств во внутренних морских водах другого государства запрещены, что само по себе не дает окончательно «решить» вопрос пиратства, так как слабые и/или тесно «завязанные» на пиратстве (как на постоянном источнике прибыли) государства сами не в состоянии (или просто не хотят) решать данную проблему.

    Кроме того, доказательная база при рассмотрении вопроса об участии конкретного лица в пиратской деятельности для современных европейских судов, чаще всего, недостаточна, а выносимые последними судебные приговоры не способны испугать пиратов и способствовать их отказу от продолжения занятия данной преступной деятельностью.

    К тому же решение проблемы пиратства, например, в современном Сомали, вообще невозможно без масштабных превентивных комплексных военно-политических, политико-экономических и политико-правовых действий, решиться на которые могут только действительно могущественные (в политическом, экономическом и военном плане) государства.

    Причем в случае если подобное решение все же будет принято, необходима и соответствующая серьезности проблемы мировая политико-правовая и экономическая поддержка его практического осуществления, а также решимость самих приступивших к проведению данной политики государств потратить на данные действия колоссальные финансовые и административные ресурсы. Что на самом деле маловероятно.

    На данный момент, представляется целесообразным «включить» в современные стандарты международного морского права и международного гуманитарного права положения о допустимости привлечения серьезным образом вооруженной частной охраны для защиты торговых судов, танкеров и иных невоенных судов, с безусловным разрешением для охранников указанных судов топить пиратские суда при нападении последних на охраняемые сотрудниками служб безопасности невоенные суда.

    При наличии международного политико-правового разрешения для охраны невоенных судов не брать пиратов в плен в случае нападения последних на охраняемые невоенные корабли в качестве меры, могло бы частично решить проблему пиратства, уменьшив число конкретных актов пиратства.

    В настоящее время, влиятельные современные государства решают вопрос пиратства, осуществляя патрулирование военными кораблями наиболее опасных в этом отношении пространств Мирового океана.

    В частности, корабли военно-морского флота (ВМФ) РФ в настоящее время патрулируют побережья Сомали и Аденского залива.

    Международное морское право - это отрасль современного -международного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой статус и режим морских пространств и регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане. Для международного морского права характерны следующие принципы:

    Принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т.д., а также свободу воздушного полета над открытым морем.

    Принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы

    Принцип общего наследия человечества

    Принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов

    Принцип охраны морской среды.

    Отличие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. от Конвенции 1958г. В 1958 г. было принято четыре конвенции по морскому праву: и об открытом море, территориальном море и прилежащей зоне, континентальном шельфе, рыболовстве и охране живых ресурсов, открытого моря. Однако ряд актуальных вопросов остались неразрешенными в этих конвенциях. Поэтому в 1972 г. началась работа Конференции по морскому праву, которая завершилась в 1982 г. подписанием новой конвенции по морскому праву. Однако, данная конвенция не вступила в силу, т.к. не была ратифицирована необходимым числом государств, ввиду разногласий по вопросам, относящимся к режиму морского дна, устанавливаемым конвенцией.

    Конвенция 1982 г. утвердила основные принципы морского права. Конвенция установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря. Ранее предел территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль.

    Новая конвенция закрепила право государств, не обладающих морским побережьем на эксплуатацию экономической зоны в пределах 200 миль наравне* с государствами, имеющими выход на побережье.

    В отличии от конвенции 1958 г., новая конвенция ввела новые институты: исключительную экономическую зону, концепцию архипелажного государства, режим свободного прохода через международные проливы.

    Особое значение принадлежит нововведению режима исследования и эксплуатации режимов морского дна за пределами национальной юрисдикции.

    Помимо указанных конвенций вопросы международного морского права отражены в:

    Конвенции по охране человеческой жизни на море I960 г.

    Конвенции о международных правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.

    Международная конвенция о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954г.,

    Конвенция о грузовой марке 1966 г. Правовой режим территориального моря и внутренних морских вод

    Территориальное море - полоса морского пространства определенной ширины, начинающаяся у берега суши или у границы внутренних морских вод, на которую распространяется суверенитет государства. Территориальное море (территориальные воды) - часть государственной территории.

    Ширина территориального моря исчисляется от прямых исходных линий, между выступами берега.

    Ширина территориального моря - 12 морских миль. Если расстояние между берегами противолежащих государств менее 24 миль, то территориальное море разграничивается равностоящей линией.

    Все иностранные гражданские суда пользуются правом свободного прохода через территориальное море. При этом проход должен быть мирным, непрерывным и быстрым. Военные суда вправе пересечь территориальное море с предварительного уведомления, при этом подлодки следуют на поверхности и с поднятым своим флагом. При проходе суда должны соблюдал, правила прохода, установленные прибрежным государством.

    Прибрежное государство вправе осуществлять свою уголовную юрисдикцию в отношении иностранного невоенного и дегосударственного судна - правонарушителя лишь в том случае, если:

    1. Последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

    2.. Совершенное преступление нарушает спокойствие в стране «ли добрый порядок в территориальном море;

    3. Капитан судна или консул страны флага судна обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи в задержании лиц, свершивших преступление;

    4. Принимаемые меры направлены против пиратства, торговли рабами или наркобизнесом.

    От территориального моря следует отличать прилежащую зону -полосу открытого моря, прилегающую к территориальному морю, в которой государство осуществляет специализированную юрисдикцию. Эта юрисдикция распространяется на необходимость государства осуществлять таможенный, фискальный, эмиграционный и санитарный контроль. Ввиду быстроходности современных судов, которая не дает порой возможность застать и подвергнуть их контролю в пределах территориального моря, и установлена прилежащая зона. Ширина прилежащей зоны устанавливается государством, но не может быть больше 24 морских миль, которые исчисляются от тех же линий, что и территориальное море.

    Внутренние воды - все морские пространства, расположенные 1ежду берегом и исходной линией территориальных вод государства ; таковым относятся:

    Воды, находящиеся между берегом государств и прямыми сходными линиями, от которых исчисляется ширина территориальное море;

    Акватории морских портов в пределах, ограниченных с моря линией, проведенной между наиболее выдающимися в море портовыми учреждениями;

    Воды заливов, имеющих ширину входа, считая между отметками наибольшего отлива, не более 24 миль. Если ширина входа превосходит 24 мили, то к внутренним водам относится только часть залива, находящаяся ближе к берегу от линии протяженностью 24 или, проведенной между двумя отметками наибольшего отлива и отграниченной при этом наибольшее водное пространство.

    Воды признаваемые внутренними по историческим основаниям «историческими водами» может быть признано пространство, которым государство непрерывно обладает длительное время и это очевидно для других государств, которые занимают географическое сложение вне экономических путей, играют существенную роль для экономики прибрежного государства, затрагивают оборонные-интересы последних..

    Режим внутренних вод определяется и устанавливается по смотрению прибрежного государства. Так, последнее может полностью запретить или ограничить вход иностранных судов в свои внутренние воды. При этом государство обязано обеспечить в своих внутренних водах безопасность судоходства. Во внутренних водах государство вправе в полном объеме осуществлять свою уголовную, гражданскую, административную юрисдикцию над иностранными удами.

    Военные и государственные морские суда изъяты из под головной, административной и гражданской юрисдикции государства, в каких бы водах они не находились. Однако при входе о внутренние воды государства она должны истребовать соответствующее разрешение у его властей. Они не могут быть- арестованы, задержаны, конфискованы, подвергнуты досмотру. Правовой режим экономической зоны Исключительная экономическая зона - район, прилегающий к территориальному морю. шириной не свыше 200 миль, для которой МП установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от тех же линий, что и ширина территориальное море. Права государства в пределах экономической касаются разведки, разработки и сохранения, как живых, так и неживых ресурсов, как в одах. так и не дне и в его недрах. Прибрежное государство вправе управлять экономической деятельностью в зоне. Таким образом, в пределах экономической зоны государства обладают ограниченным суверенитетом. Данный суверенитет предоставляет право прибрежному государству задерживать и досматривать иностранные уда, занимающиеся незаконной деятельностью в пределах экономической зоны. Однако они могут распространять полный суверенитет на искусственные острова в пределах экономической зоны. Вокруг этих островов может быть установлена 500-метровая зона безопасности. При этом, искусственные острова не могут иметь своего континентального шельфа и территориального моря.

    Правовой режим международных проливов и правовой ежим международных каналов

    Международный пролив - пролив, используемый для морского судoxoдcmвa, ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую, а.также применяются качестве международных в течении длительного времени.

    В отношении международных проливов действует принцип свободы транзита через него судов.

    Конвенция 1982 г. не затрагивает проливов, режим которых пределен специальными конвенциями. Так, например, режим Черноморских проливов оговорен в конвенции Монтре 1936 г. Через Черноморские проливы могут беспрепятственно проходить гражданские суда. Военные корабли перед проходом должны уведомлять правительство Турции. Только черноморские страны могут проводить через проливы линейные корабли и подводные лодки.

    Помимо указанных Черноморских (Босфор и Дарданеллы), важнейшими международными проливами считаются: Балтийские проливы. Гибралтарский пролив, Малакский и Сингапурский проливы, Магелланов пролив.

    Международные каналы и проливы делят на две группы:

    1. Проливы и каналы, соединяющие открытые моря

    2. Проливы и каналы, соединяющие открытое море с закрытым.

    Важнейшими международными каналами являются - Суэцкий канал (режим определен Константинопольской конвенцией 1888 г.), Панамский канал (режим определен договором между США и Панамой 1903 г.), Кильский канал (режим определен Версальским договором 1919г.)

    Правовой режим континентального шельфа.

    Континентальный шельф - естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Шельф включает дно и недра.

    Прибрежное государство осуществляет над шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов, а именно, минеральных ресурсов дна и недр, а также живых организмов, относящихся к «сидячим видам». Однако государство не распространяет в данном случае свой суверенитет на водное и воздушное пространство над континентальным шельфом. Все государства также вправе прокладывать подводные кабели на «чужом» континентальном шельфе. Разграничение континентального шельфа между прибрежными государствами производится на основе взаимных соглашений.

    Морское дно и его недра являются общим достоянием человечества и открыты для экономического и научного использования государств.

    Континентальный шельф и морское дно являются демилитаризованной зоной.

    Определение режима моря за пределами исключительной -Экономической юны

    За пределами экономической зоны расположено пространство, называемое открытым морем.

    Открытое море находится в общем, равном и свободном пользовании народов всех стран. Здесь нет какой-либо иной юрисдикции, кроме юрисдикции государства над своим национальным судном.

    Национальность судна определяется его флагом. Порядок получения судном флага государства, установлен внутренним законодательством последнего. Национальность судна определяет юрисдикцию, распространяемую на судно. В пределах открытого моря на судно и экипаж распространяются законы его флага. Арест либо задержания судна возможно только с согласия властей государства флага судна. В территориальном море уголовная юрисдикция прибрежного государства распространяется на судно в случае, если действия судна или команды затрагивают интересы прибрежного государства или его граждан.

    Универсальная юрисдикция государств возможна в случаях преследования пиратского судна, которое любое государство вправе преследовать и наказать. Досмотру может быть подвергнуто любое судно, если есть основание полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг.

    В открытом море возможно преследование иностранного судна, в случае нарушения им законов прибрежного государства во время нахождения в его внутренних, территориальных водах, а также в прилежащей зоне. Преследование должно быть непрерывным и прекращается входом иностранного судна в территориальное море иностранного государства.