Основные идеи в и ленина. Философские идеи ленина. Продолжение агитации и активные действия

Преемник: Имя при рождении:

Владимир Ильич Ульянов

Псевдонимы:

В.Ильин, В.Фрей, Ив.Петров, К.Тулин, Карпов, Ленин, Старик.

Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Гражданство:

подданый Российской империи, гражданин РСФСР, гражданин СССР

Вероисповедание: Образование:

Казанский университет, Петербургский университет

Партия: Организация:

Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

Основные идеи: Род деятельности:

литератор, юрист, революционер

Классовая принадлежность:

интеллигенция

Награды и премии:

Влади́мир Ильи́ч Ле́нин (настоящая фамилия Улья́нов ; 10 (22) апреля 1870 года, Симбирск - 21 января 1924 года, Московская губерния) - российский, советский политический и государственный деятель, выдающийся русский мыслитель, философ, основоположник , публицист, величайший , создатель , организатор и вождь , основатель , Председатель и , создатель .

Один из самых известных политических деятелей XX века, имя которого знает весь мир.

Биография

Детство, образование и воспитание

Владимир Ильич Ульянов родился в Симбирске (ныне Ульяновск) в 1870 году.

Дед Ленина - Н. В. Ульянов, крепостной крестьянин из Нижегородской губернии, впоследствии жил в г. Астрахани, был портным-ремесленником. Отец - И. Н. Ульянов, по окончании Казанского университета преподавал в средних учебных заведениях Пензы и Нижнего Новгорода, а затем был инспектором и директором народных училищ Симбирской губернии. И. Н. Ульянов дослужился до чина действительного статского советника и получил потомственное дворянство. Мать Ленина - М. А. Ульянова (урождённая Бланк, 1835-1916), дочь врача, получив домашнее образование, сдала экстерном экзамены на звание учительницы; всецело посвятила себя воспитанию детей. Сестры - А. И. Ульянова-Елизарова, М. И. Ульянова и младший брат - Д. И. Ульянов впоследствии стали видными деятелями .

В 1879-1887 годах Владимир Ульянов учился в Симбирской гимназии, руководимой Ф. М. Керенским, отцом А. Ф. Керенского, будущего главы . В нём рано пробудился дух протеста против царского строя, социального и национального угнетения. Передовая русская литература, сочинения В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и особенно Н. Г. Чернышевского способствовали формированию его революционных взглядов. От старшего брата Александра Ленин узнал о марксистской литературе. В 1887 году окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Казанского университета. Ф. М. Керенский был очень разочарован выбором Володи Ульянова, так как советовал ему поступать на историко-словесный факультет университета ввиду больших успехов младшего Ульянова в латыни и словесности.

В том же 1887 году 8 (20) мая, старшего брата Владимира Ильича - Александра казнили как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III. Через три месяца после поступления Владимир Ильич был исключён за участие в студенческих беспорядках, вызванных новым уставом университета, введением полицейского надзора за студентами и кампанией по борьбе с . По словам инспектора студентов, пострадавшего от студенческих волнений, Владимир Ильич находился в первых рядах бушевавших студентов, чуть ли не со сжатыми кулаками. В результате волнений Владимир Ильич в числе 40 других студентов оказался следующей ночью арестованным и отправленным в полицейский участок. Всех арестованных исключили из университета и выслали на «место родины». Позднее ещё одна группа студентов покинула Казанский университет в знак протеста против репрессий. В числе добровольно ушедших из университета был двоюродный брат Ленина, Владимир Александрович Ардашев. После ходатайств Любови Александровны Ардашевой, тёти Владимира Ильича, он был выслан в деревню Кокушкино Казанской губернии, где жил в доме Ардашевых до зимы 1888-1889 года. С этого времени Ленин посвятил всю свою жизнь делу борьбы против самодержавия и капитализма, делу освобождения трудящихся от гнёта и эксплуатации.

Начало революционной деятельности

В октябре 1888 Ленин вернулся в Казань. Здесь он вступил в один из марксистских кружков, организованных Н. Е. Федосеевым, в котором изучались и обсуждались сочинения , . В 1924 году Н. К. Крупская писала в :

Плеханова Владимир Ильич любил страстно. Плеханов сыграл крупную роль в развитии Владимира Ильича, помог ему найти правильный революционный путь, и потому Плеханов был долгое время окружен для него ореолом: всякое самое незначительное расхождение с Плехановым он переживал крайне болезненно.

Труды Маркса и Энгельса сыграли решающую роль в формировании мировоззрения Ленина - он становится убеждённым марксистом.

Некоторое время Ленин пытался заниматься сельским хозяйством в купленном его матерью имении в Алакаевке (83,5 десятины) в Самарской губернии. При Советской власти в этом селе был создан дом-музей Ленина. Осенью 1889 года семья Ульяновых переезжает в Самару.

В 1891 году Владимир Ульянов сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Санкт-Петербургского университета.

В 1892-1893 гг. Владимир Ульянов работал помощником самарского присяжного поверенного (адвоката) Н. А. Хардина, ведя в большинстве уголовные дела, проводил «казенные защиты». Здесь в Самаре он организовал кружок марксистов, установил связи с революционной молодёжью других городов Поволжья, выступал с рефератами, направленными против народничества. К самарскому периоду относится первая из сохранившихся работ Ленина - статья «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни».

В конце августа 1893 года Ленин переехал в Петербург, где вступил в марксистский кружок, членами которого были С. И. Радченко, П. К. Запорожец, Г. М. Кржижановский и др. Легальным прикрытием революционной деятельности Ленина была работа помощником присяжного поверенного. Непоколебимая вера в победу рабочего класса, обширные знания, глубокое понимание марксизма и умение применить его к разрешению жизненных вопросов, волновавших народные массы, снискали уважение петербургских марксистов и сделали Ленина их признанным руководителем. Он устанавливает связи с передовыми рабочими (И. В. Бабушкиным, В. А. Шелгуновым и др.), руководит рабочими кружками, разъясняет необходимость перехода от кружковой пропаганды марксизма к революционной агитации в широких пролетарских массах.

Ленин первым из российских марксистов поставил задачу создания партии рабочего класса в России как неотложную практическую задачу и возглавил борьбу революционных социал-демократов за её осуществление. Он считал, что это должна быть пролетарская партия нового типа, по своим принципам, формам и методам деятельности отвечающая требованиям новой эпохи - эпохи империализма и .

Восприняв центральную идею марксизма об исторической миссии рабочего класса - могильщика капитализма и созидателя коммунистического общества, Ленин отдаёт все силы своего творческого гения, всеобъемлющую эрудицию, колоссальную энергию, редкостную работоспособность беззаветному служению делу пролетариата, становится профессиональным революционером, формируется как вождь рабочего класса.

В 1894 году Ленин написал труд «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?», в конце 1894 - начале 1895 гг. - работу «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе)». Уже эти его первые крупные произведения отличались творческим подходом к теории и практике рабочего движения. В них Ленин подверг уничтожающей критике субъективизм народников и объективизм «легальных марксистов», показал последовательно марксистский подход к анализу российской действительности, охарактеризовал задачи пролетариата России, развил идею союза рабочего класса с крестьянством, обосновал необходимость создания в России подлинно революционной партии.

В апреле 1895 года Ленин выехал за границу для установления связи с группой «Освобождение труда». В Швейцарии познакомился с Плехановым, в Германии - с В. Либкнехтом, во Франции - с П. Лафаргом и др. деятелями международного рабочего движения. В сентябре 1895, возвратившись из-за границы, Ленин побывал в Вильнюсе, Москве и Орехово-Зуеве, где установил связи с местными социал-демократами. Осенью 1895 по его инициативе марксистские кружки Петербурга объединились в единую организацию - Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который явился зачатком революционной пролетарской партии, впервые в России стал осуществлять соединение научного социализма с массовым рабочим движением.

«Союз борьбы» вёл активную пропагандистскую деятельность среди рабочих, им было выпущено более 70 листовок. В ночь с 8 (20) на 9 (21) декабря 1895 года Ленин вместе с его соратниками по «Союзу борьбы» был арестован и заключён в тюрьму, откуда продолжал руководить «Союзом». В тюрьме он пишет «Проект и объяснение программы социал-демократической партии», ряд статей и листовок, подготавливает материалы к своей книге «Развитие капитализма в России». В феврале 1897 года был выслан на 3 года в село Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии. За активную революционную работу к ссылке была приговорена и Н. К. Крупская. Как невеста Ленина она также была направлена в Шушенское, где стала его женой. Здесь Ленин установил и поддерживал связь с социал-демократами Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Воронежа и других городов, с группой «Освобождение труда», вёл переписку с социал-демократами, находившимися в ссылке на Севере и в Сибири, сплотил вокруг себя ссыльных социал-демократов Минусинского округа. В ссылке Ленин написал свыше 30 работ, в том числе книгу «Развитие капитализма в России» и брошюру «Задачи русских социал-демократов», которые имели огромное значение для выработки программы, стратегии и тактики партии.

К концу 90-х годов под псевдонимом «К. Тулин» В. И. Ульянов приобретает известность в марксистских кругах. В ссылке Ульянов также консультировал по юридическим вопросам местных крестьян, составлял за них юридические документы.

Первая эмиграция -

В 1898 году в Минске состоялся , провозгласивший образование социал-демократической партии в России и издавший «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии». С основными положениями «Манифеста» Ленин солидаризировался. Однако партия фактически ещё не была создана. Происходивший без участия Ленина и других видных марксистов съезд не смог выработать программу и устав партии, преодолеть разобщённость социал-демократического движения. Кроме того, все члены избранного съездом ЦК и большинство делегатов были тут же арестованы; многие представленные на съезде организации были разгромлены полицией. Находившиеся в сибирской ссылке руководители «Союза борьбы» решили объединить разбросанные по стране многочисленные социал-демократические организации и марксистские кружки с помощью общерусской нелегальной политической газеты. Борясь за создание пролетарской партии нового типа, непримиримой к оппортунизму, Ленин выступил против в международной социал-демократии (Э. Бернштейн и другие) и их сторонников в России («экономисты»). В 1899 году он составил «Протест российских социал-демократов», направленный против « ». «Протест» был обсужден и подписан 17 ссыльными марксистами.

После окончания ссылки Ленин 29 января (10 февраля) 1900 года выехал из Шушенского. Следуя к новому месту жительства, Ленин останавливался в Уфе, Москве и других городах, нелегально посетил Петербург, всюду устанавливая связи с социал-демократами. Поселившись в феврале 1900 года в Пскове, Ленин провёл большую работу по организации газеты, в ряде городов создал для неё опорные пункты. 29 июля 1900 года выехал за границу, где наладил издание газеты «Искра». Ленин был непосредственным руководителем газеты. В редколлегию газеты вошли три представителя эмигрантской группы «Освобождение труда» - Плеханов, П. Б. Аксельрод и В. И. Засулич и три представителя «Союза борьбы» - Ленин, и Потресов. В среднем тираж газеты составлял 8000 экземпляров, а некоторых номеров - до 10 000 экземпляров. Распространению газеты способствовало создание сети подпольных организаций на территории Российской империи. «Искра» сыграла исключительную роль в идейной и организационной подготовке революционной пролетарской партии, в размежевании с оппортунистами. Она стала центром объединения партийных сил, воспитания партийных кадров.

В 1900-1905 гг. Ленин жил в Мюнхене, Лондоне, Женеве. В декабре 1901 года впервые подписал одну из своих статей, напечатанных в , псевдонимом «Ленин».

В борьбе за создание партии нового типа выдающееся значение имела ленинская работа «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения». В ней Ленин подверг критике «экономизм», осветил главные проблемы строительства партии, её идеологии и политики. Важнейшие теоретические вопросы были изложены им в статьях «Аграрная программа русской социал-демократии» (1902 год), «Национальный вопрос в нашей программе» (1903 год).

Участие в работе II съезда РСДРП (1903 год)

С 17 июля по 10 августа 1903 года в Лондоне проходил . Ленин принимал активное участие в подготовке съезда не только своими статьями в «Искре» и «Заре»; ещё с лета 1901 года вместе с Плехановым он работал над проектом программы партии, подготовил проект устава, составил план работы и проекты почти всех резолюций предстоящего съезда партии. Программа состояла из двух частей - программы-минимум и программы-максимум; первая предполагала свержение царизма и установление демократической республики, уничтожение остатков крепостничества в деревне, в частности возвращение крестьянам земель, отрезанных у них помещиками при отмене крепостного права (так называемых «отрезков»), введение восьмичасового рабочего дня, признание права наций на самоопределение и установление равноправия наций; программа-максимум определяла конечную цель партии - построение и условия достижения этой цели - и .

На самом съезде Ленин был избран в бюро, работал в программной, организационной и мандатной комиссиях, председательствовал на ряде заседаний и выступал почти по всем вопросам повестки дня.

К участию в съезде были приглашены как организации, солидарные с «Искрой» (и называвшиеся «искровскими»), так и не разделявшие её позицию. В ходе обсуждения программы возникла полемика между сторонниками «Искры» с одной стороны и «экономистами» (для которых оказалось неприемлемым положение о диктатуре пролетариата) и Бундом (по национальному вопросу) - с другой; в результате 2 «экономиста», а позже и 5 бундовцев покинули съезд.

Но обсуждение устава партии, 1-го пункта, определявшего понятие члена партии, обнаружило разногласия и среди самих искровцев, разделившихся на "твёрдых" (сторонников Ленина) и «мягких» (сторонников Мартова). «В моем проекте, - писал Ленин после съезда, - это определение было таково: „Членом Российской социал-демократической рабочей партии считается всякий, признающий ее программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций“. Мартов же вместо подчеркнутых слов предлагал сказать: работой под контролем и руководством одной из партийных организаций… Мы доказывали, что необходимо сузить понятие члена партии для отделения работающих от болтающих, для устранения организационного хаоса, для устранения такого безобразия и такой нелепости, чтобы могли быть организации, состоящие из членов партии, но не являющиеся партийными организациями, и т. д. Мартов стоял за расширение партии и говорил о широком классовом движении, требующем широкой - расплывчатой организации и т. д… „Под контролем и руководством“, - говорил я, - означают на деле не больше и не меньше, как: без всякого контроля и без всякого руководства». Предложенная Мартовым формулировка 1-го пункта была поддержана 28 голосами против 22 при 1 воздержавшемся; но после ухода бундовцев и экономистов группа Ленина получила большинство при выборах в ЦК партии; это случайное, как показали дальнейшие события, обстоятельство навсегда разделило партию на «большевиков» и «меньшевиков».

Тем не менее, несмотря на это, на съезде фактически завершился процесс объединения революционных марксистских организаций и была образована партия рабочего класса России на идейно-политических и организационных принципах, разработанных Лениным. Была создана пролетарская партия нового типа, партия большевиков. «Большевизм существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года», - писал Ленин в 1920 году. После съезда он развернул борьбу против меньшевизма. В работе « » (1904) Ленин разоблачил антипартийную деятельность меньшевиков, обосновал организационные принципы пролетарской партии нового типа.

Первая русская революция (1905-1907)

Революция 1905-1907 годов застала Ленина за границей, в Швейцарии. В этот период Ленин направлял работу большевистской партии по руководству массами.

На , проходившем в Лондоне в апреле 1905 года, Ленин подчёркивал, что главная задача происходящей революции - покончить с самодержавием и остатками крепостничества в России. Несмотря на буржуазный характер революции её главной движущей силой должен был стать рабочий класс, как наиболее заинтересованный в её победе, а его естественным союзником - крестьянство. Одобрив точку зрения Ленина, съезд определил тактику партии: организация стачек, демонстраций, подготовка вооружённого восстания.

На IV (1906), съездах РСДРП, в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905) и многочисленных статьях Ленин разработал и обосновал стратегический план и тактику большевистской партии в революции, подверг критике оппортунистическую линию меньшевиков.

При первой же возможности, 8 ноября 1905 года, Ленин нелегально, под чужой фамилией, прибыл в Петербург и возглавил работу избранного съездом Центрального и Петербургского комитетов большевиков; большое внимание уделял руководству газетами «Новая жизнь», «Пролетарий», «Вперёд». Под руководством Ленина партия готовила вооружённое восстание.

Летом 1906 года из-за полицейских преследований Ленин переехал в Куоккала (Финляндия), в декабре 1907 года он вновь был вынужден эмигрировать в Швейцарию, а в конце 1908 года - во Францию (Париж).

Вторая эмиграция ( - апрель )

В первых числах января 1908 г. Ленин вернулся в Швейцарию. Поражение революции 1905-1907 гг. не заставило его сложить руки, он считал неизбежным повторение революционного подъёма. «Разбитые армии хорошо учатся», - писал Ленин.

В 1912 году он решительно порывает с меньшевиками, настаивавшими на легализации РСДРП.

Вышел первый номер легальной большевистской газеты «Правда». Её главным редактором фактически был Ленин. Он почти ежедневно писал в «Правду» статьи, посылал письма, в которых давал указания, советы, исправлял ошибки редакции. За 2 года в «Правде» было опубликовано около 270 ленинских статей и заметок. Также в эмиграции Ленин руководил деятельностью большевиков в IV Государственной Думе, являлся представителем РСДРП во II Интернационале, писал статьи по партийным и национальным вопросам, занимался изучением философии.

С конца 1912 года Ленин жил на территории Австро-Венгрии. Здесь, в галицийском местечке Поронин, его застала Первая мировая война. Австрийские жандармы арестовали Ленина, объявив его царским шпионом. Чтобы освободить его, потребовалась помощь депутата австрийского парламента социалиста В. Адлера. На вопрос габсбургского министра «Уверены ли вы, что Ульянов - враг царского правительства?» Адлер ответил: «О, да, более заклятый, чем ваше превосходительство». Ленин был освобождён из тюрьмы, а через 17 дней был уже в Швейцарии. Вскоре по приезду Ленин огласил на собрании группы большевиков-эмигрантов свои тезисы о войне. Он говорил, что начавшаяся война является империалистической, несправедливой с обеих сторон, чуждой интересам трудящихся.

Многие современные историки обвиняют Ленина в пораженческих настроениях, сам же он объяснял свою позицию так: Прочного и справедливого мира - без грабежа и насилия победителей над побеждёнными, мира, при котором не был бы угнетён ни один народ, добиться невозможно, пока у власти стоят капиталисты. Покончить с войной и заключить справедливый, демократический мир может только сам народ. А для этого трудящимся надо повернуть оружие против империалистических правительств, превратив империалистическую бойню в войну гражданскую, в революцию против правящих классов и взять власть в свои руки. Поэтому кто хочет прочного, демократического мира, должен быть за гражданскую войну против правительств и буржуазии. Ленин выдвинул лозунг революционного пораженчества, сущность которого заключалась в голосовании против военных кредитов правительству (в парламенте), создании и укреплении революционных организаций среди рабочих и солдат, борьбе с правительственной патриотической пропагандой, поддержке братания солдат на фронте. Вместе с тем Ленин считал свою позицию глубоко патриотичной: «Мы любим свой язык и свою родину, мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим своё рабское прошлое… и своё рабское настоящее».

На партийных конференциях в Циммервальде (1915) и Кинтале (1916) Ленин отстаивает свой тезис о необходимости преобразования империалистической войны в войну гражданскую и одновременно утверждает, что в России может победить социалистическая революция («Империализм как высшая стадия капитализма»). В целом, отношение большевиков к войне отражалось в простом лозунге: «Поражение своего правительства».

Возвращение в Россию

Апрель - июль 1917 года. «Апрельские тезисы»

Июль - октябрь 1917 года

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года

После революции и в период Гражданской войны ( -)

Последние годы ( -)

Болезнь и смерть

Основные идеи

Анализ капитализма и империализма как его высшей стадии

Награды Ленина

Официальная прижизненная награда

Единственной официальной государственной наградой, которой был награждён В. И. Ленин, был Орден Труда Хорезмской Народной Социалистической республики (1922 год).

Других государственных наград, как РСФСР и СССР, так и иностранных государств, у Ленина не было.

Звания и премии

В 1917 году Норвегия выступила с инициативой присуждения Нобелевской премии мира Владимиру Ленину, с формулировкой «За торжество идей мира», как ответный шаг на изданный в Советской России «Декрет о Мире», выводивший в сепаратном порядке Россию из Первой мировой войны. Нобелевский комитет данное предложение отклонил в связи с опозданием ходатайства к установленному сроку - 1 февраля 1918 года, однако вынес решение, заключающееся в том, что комитет не будет возражать против присуждения Нобелевской премии мира В. И. Ленину, если существующее российское правительство установит мир и спокойствие в стране (как известно, путь к установлению мира в России преградила , начавшаяся в 1918 году). Мысль Ленина о превращении войны империалистической в войну гражданскую была сформулирована в его работе «Социализм и война», написанной ещё в июле-августе 1915 года.

В 1919 году по приказу В. И. Ленин был принят в почётные красноармейцы 1 отделения 1 взвода 1 роты 195 стрелкового Ейского полка.

Псевдонимы Ленина

  • Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника: В 12 т. - М.: Политиздат, 1970. - 11210 с.
  • Ленин. Историко-биографический атлас / Гл. ред. Г. Голиков. - М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР, 1980. - 96 с.
    • Логинов В. Т. Владимир Ленин. Выбор пути: Биография / В. Т. Логинов. - М.: Республика, 2005. - 448 с.
    - другое издание книги: Логинов В. Т. Владимир Ленин. Как стать вождем / В. Т. Логинов. - М.: Эксмо; Алгоритм, 2011. - 448 с.
    • Логинов В. Т. Неизвестный Ленин / В. Т. Логинов. - М.: Эксмо; Алгоритм, 2010. - 576 с.
    - другое издание книги: Логинов В. Т. Владимир Ленин. На грани возможного / В. Т. Логинов. - М.: Алгоритм, 2013. - 592 с. - ещё одно издание книги: Логинов В. Т. Ленин в 1917 году. На грани возможного / В. Т. Логинов. - М.: Эксмо, 2016. - 576 с.
    • Логинов В. Т. Заветы Ильича. Сим победиши / В. Т. Логинов. - М.: Алгоритм, 2017. - 624 с.

    Воспоминания

    • Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине: В 10 т. [Изданы только 8 томов] / Ред. М. Мчедлов, А. Поляков, А. Совокин. - М.: Политиздат, 1989. [Последнее советское многотомное издание.]

    Художественные произведения

    • О Ленине: Сборник [стихи, поэмы, проза, драматургия] / Редакторы Л. Липатов и И. Гнездилова; автор вступ. ст. И. Сталин. - М.: Молодая гвардия, 1952. - 687 с.
    • Рассказы и очерки о В. И. Ленине / Сост. И. Израильской; Предисл. С. Сарткова. - М.: Изд-во "Правда", 1986. - 464 с.

    Фотоальбомы и наборы открыток

    • Ленин: Альбом фотографий. 1917 - 1922. - М.: Гос. изд-во изобразительного искусства, 1957. - 144 с.
    • Владимир Ильич Ленин: Фотопортреты: . - М.: Изд-во "Плакат", 1986.
    • Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле: [Комплект из 8 открыток] / Авторы вступ. ст. Л. Кунецкая, З. Субботина; фото С. Фридлянда. - М.: Изд-во "Советский художник", 1964.
    • Квартира В. И. Ленина в Париже на улице Мари-Роз: [Комплект из 12 открыток] / Автор текста А. Н. Шефов; худ. А. П. Цесевич. - М.: Изд-во "Изобразительное искусство", 1985.
    • Владимир Ильич Ленин: [Комплект из 24 открыток] / Художник и автор текста Н. Жуков. - М.: Советский художник, 1969.
    • Шушенский дом-музей В. И. Ленина: [Комплект из 16 открыток] / Художник А. Цесевич; автор текста Н. Городецкий. - М.: Изобразительное искусство, 1980.
    • В. И. Ленин в Казани: [Комплект из 24 открыток] / Цв. фото В. Киселёва, М. Кудрявцева, В. Яковлева; авторы-составители Ю. Бурнашева и К. Валидова. - М.: Изд-во "Плакат", 1981.

    Введение

    Юность и молодость

    В.И. Ленин как политический деятель

    2 Первая русская революция. Подготовка ко второй попытке захвата власти

    4 Гражданская война, красный террор и попытка построения коммунизма

    Заключение

    Список литературы


    Введение


    Фигуры множества политических, военных и религиозных деятелей человечества всегда крайне противоречивы. Не является исключением и фигура Владимира Ильича Ленина. Для большинства людей старшего поколения - это великий вождь, указавший путь, по которому страна продвигалась долгие семьдесят лет к светлому будущему. Для среднего поколения - это крайне не однозначная личность, принёсшая народу больше горя и страдания, чем процветания. Для молодёжи - это лишь один из политических деятелей прошлого.

    С малых лет мне запомнились книги, портреты и знамёна с лицом Ленина. Ленин был везде. Хорошо помню слова в букваре - «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!». С началом 90-ых и развалом СССР отношения к Ленину кардинально изменилось. Появилось множество информации о политической и личной жизни Ленина, порой крайне не объективной, порой просто мерзкой. Преобладающим стало негативное мнение о личности этого человека. Сейчас о В.И. Ленине напоминают лишь обветшалые памятники, и мавзолей на главной площади страны, неловко прикрываемый ширмой, при проведении государственных праздничных мероприятий.

    Тем не менее, личность Ленина оставила в истории нашей страны глубокий след. След гораздо более глубокий, чем многие правители до него и после него. В данной работе мы постараемся разобраться, какую же всё-таки роль сыграл Ленин, как политик в развитии нашего государства.


    1. Юность и молодость


    Владимир Ульянов родился в 1870 году в городе Симбирск (нынешний Ульяновск). Здесь прошло его детство и юность. В 1887 году Ульянов заканчивает местную гимназию с золотой медалью. В том же году для семьи Ульяновых стал страшным ударом арест и казнь старшего сына Александра в связи с участием в покушении на царя Александра III. Вопреки широко распространенным в советское время сведениям Владимир не был в особенно близких отношениях со своим старшим братом. До поступления в Петербургский университет у самого Александра, по всей видимости, не было радикальных идей, он считался весьма талантливым биологом. 8 мая 1887, в день казни Александра, Владимир сдавал экзамен по географии, и его знаменитая фраза: «Мы пойдем другим путем», якобы произнесенная в этот день, стала неотъемлемой частью советской мифологии. Этот факт не нашел своего документального подтверждения (1).

    В 1887 году, по окончании гимназии, Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета; а в декабре исключен из университета и выслан в имение матери за участие в студенческой сходке. В 1889 году семья Ульяновых переехала в Самару, где в руки Ленина попал список марксистской литературы, рекомендованной для самообразования. С этого начинается фундаментальное знакомство Ленина с марксизмом, который воспринимается молодым Ульяновым как ключ к постижению мира и универсальный инструмент к его преобразованию (2).

    В 1889 году семья Ульяновых переехала в Самару, где в руки Ленина попал список марксистской литературы, рекомендованной для самообразования. С этого начинается фундаментальное знакомство Ленина с марксизмом, который воспринимается молодым Ульяновым как ключ к постижению мира и универсальный инструмент к его преобразованию (3).


    2. В.И. Ленин как политический деятель


    1 Формирование и развитие революционных взглядов


    С 1894 года Владимир Ленин уже чётко сформулировал свои политические взгляды, и выражал их в письменных работах. Марксизм в них признавался единственным верным путём развития, и рассматривались пути его распространения в российских условиях. Первоочередной задачей социал-демократов Ленин считал организацию социалистической рабочей партии, способной возглавить пролетариат в борьбе против царизма, а затем и капитализма. В этом же 1894 году Ленин знакомится со своей будущей женой Н.К. Крупской.

    В 1898 году в Петербурге состоялся первый съезд который учредил Российскую социал-демократическую рабочую партию. Все участники, в количестве 9 человек, были тут же арестованы и отправлены в ссылку.

    Возвратясь из ссылки и желая развития своих идей и не находя возможности для этого в России, в 1900 году Ленин выезжает за границу, где создаёт первую общерусскую нелегальную газету «Искра». Лично готовит номера газеты и статьи, где всячески изобличает царизм и капиталистов. В 1901 году Владимир Ульянов впервые использует псевдоним Ленин, который закрепится за ним до конца его жизни и получит широчайшую известность после его кончины. По инициативе Ленина и под его руководством в России и за рубежом возникают группы содействия "Искре" и сеть ее агентов (4).

    Ленин страстно желает революции и всячески готовит её. В 1903 году в Лондоне проходит 2 съезд РДСП, где Ленин формирует жёсткую позицию на свержение царизма и установление диктатуры пролетариата. В партии происходит раскол на меньшевиков, не поддерживающих предлагаемые Лениным методы борьбы, и большевиков, разделяющих его идеи.


    2.2 Первая русская революция. Подготовка ко второй попытке захвата власти

    ленин революционный гражданский коммунизм

    Начало революции 1905 года застало Ленина за границей. Он тут же понял, что развитие событий надо попытаться взять под контроль. Стачки и демонстрации он не считал действенным методом, поэтому готовил план вооружённого восстания.

    Осенью 1905 года он тайно возвращается в Россию, где проводит кипучую подготовительную деятельность. Апогеем революции становится московское вооружённое восстание в декабре 1905 года, закончившееся полным поражением восставших. Тем не менее волнения, стачки и революционные выступления не заканчивались ещё в течение двух лет.

    После поражения вооружённого восстания Ленин выезжает сначала в Финляндию, затем далее за границу, где в течение нескольких лет, в условиях жёсткой конспирации, работает над укреплением и развитием партии. Партия постепенно растёт и крепнет, она становится влиятельность силой в среде пролетариата. Поражением первой русской революции не только не сломило его уверенности, но и заставило вдвойне усерднее готовиться ко второй попытке захвата власти. К 1912 году Ленин решительно рвёт отношения с меньшевиками, как идеологическими соперниками его монополии на власть в партии (5).

    Удивительно, но в 1912 году большевикам удаётся создать и начать выпускать легальную газету «Правда». Ленин активно использует этот орган для популяризации своих идей в массах. Ленин решительно не хочет идти не на какие компромиссы, и всячески доказывает безальтернативность пролетарской революции (3).

    Первую мировую войну (1914-1917) Ленин рассматривает как империалистическую, чуждую рабочему классу. Активно высказывает идею превращения империалистической войны в гражданскую, что по всем разумным заключениям можно приравнять к государственной измене.

    При помощи немецкой агентуры Ленину и группе его соратников удаётся вернуться в Россию в апреле 1917 года. К этому времени в России уже произошла буржуазная революция, утвердившая у власти временное правительство. В своём первом выступлении перед партийцами Ленин чётко формирует основные тезисы по захвату власти. Из-за активной антиправительственной позиции и выступлений большевиков Ленину снова пришлось уйти в подполье и скрыться в Финляндии.


    В конце октября 1917 года Ленин тайно возвращается в Петроград, а 6 ноября приступает к руководству вооружённым восстанием, подготовленным его соратником Троцким. Ленин предлагает действовать решительно и немедленно арестовать членов временного правительства. Арест произошёл 7 ноября 1917 года. Арест прошёл без серьёзного сопротивления, не смотря на разрекламированное в дальнейшем кровавое сражение солдат и матросов большевиков с юнкерами временного правительства, которого по факту не было. Тут же был выпущен манифест о низложении временного правительства, а вся полнота власти перешла к совету народных комиссаров во главе с Лениным. Свершилось то, к чему он готовился долгие годы, он получил власть. Теперь оставалось самое сложное - удержать её (6).

    В январе 1918 года открылось учредительное собрание большинство в котором досталось партии эсеров, представляющих интересы самого многочисленного класса России того времени - крестьянства. Такое развитие событий ставило под удар большевистскую монополию на власть и на власть Ленина в том числе. Учредительное собрание было распущено.

    В марте 1918 года большевистское правительство во главе с Лениным переезжает в Москву, Петроград перестает по факту быть столицей государства (3).

    2.4 Гражданская война, красный террор и попытка построения коммунизма


    Угроза голода заставила правительство с конца 1917 года направлять в деревню для заготовки хлеба продотряды, а с мая 1918 ввести продовольственную диктатуру. Ленин был сторонником жёстких, принудительных мер против "саботажников", "спекулянтов" и "кулаков", основных, по его мнению, держателей хлеба и виновников голода. Борьба за хлеб ускорила летом 1918 перегруппировку классовых сил в деревне. Суть её состояла в том, что власть в деревне была передана от общекрестьянских советов комитетам бедноты. Это внесло острый раскол в деревню (5).

    Жестокая диктатура пролетариата, позорный Брестский мир с Германией и продовольственная диктатура в деревне привела к расколу в правительстве и народных массах. Левые эсеры, бывшие сторонниками Ленина подняли в начале лета 1918 года вооруженное восстание в Москве, затем в других городах. В дальнейшем эсеры переходят к покушениям на лидеров большевиков, в том числе и Ленина 30 августа 1918 года. Начинается гражданская война. Красный террор по устранению наиболее опасных оппонентов, действовавший до этого момента избирательно становиться государственной политикой. Все кто против нас должны быть уничтожены - вот его проста суть. Ленин видит в терроре неизбежную и необходимую роль защиты революции. Наиболее массово террор проявился в период 1919-1920 годов (6).

    С осени 1918 года Ленин мобилизует все силы на борьбу с внутренними врагами. В это время он проявляет себя как талантливый организатор способный координировать хозяйственные, социальные и военные ресурсы государства и направить их в единое русло для достижения цели, а именно победы в гражданской войне. Этот период принято называть периодом военного коммунизма. Ленин живёт идеей построения социализма даже в это тяжелейшее время. Военный коммунизм он рассматривает как огромный шаг на пути построения социализма в России. Тем не менее, победа в гражданской войне, завоеванная ценой жесточайших людских и материальных жертв обернулась политическим и экономическим кризисом. Население, измученное политикой «военного коммунизма» и беспощадной продразвёрсткой уже в массе своей не хотело никакого социализма, а желало лишь немедленных перемен к лучшему.


    5 Новая экономическая политика


    Ленин ясно понимал, что к исходу гражданской войны, страна и народ крайне истощены, и двигаться к построению социализма жёстким путём больше не возможно. В 1921 году принимается решение о новой экономической политике. Новая экономическая политика предусматривала постепенный переход к социализму на основе смешанной экономики (включавшей социалистический, госкапиталистический, частнокапиталистический, мелкотоварный, патриархальный уклады), широкого использования товарно-денежных отношений. Несмотря на тяжелейшие последствия голода 1921, начался процесс быстрого восстановления экономики страны (3).

    Ленин настаивал на развитии предприятий государственного типа, на электрификации (план ГОЭЛРО ), на развитии кооперации . Ленин считал, что в ожидании мировой пролетарской революции, удерживая всю крупную промышленность в руках государства, необходимо понемногу осуществлять строительство социализма в одной стране. Всё это могло бы, по его мнению, способствовать тому, чтобы поставить отсталую Советскую страну на один уровень с наиболее развитыми европейскими странами. В 1922 году на карте мира появляется новое государство СССР, тоже заслуга Ленина.

    Не смотря на существенные послабления в экономике с принятием НЭПа, в политике Ленин всё также оставался монополистом. Утвердившаяся в стране монополия на власть одной партии не могла и не подвергалась сомнениям. В 1921-1922 Ленин активно боролся и против интеллигенции и против православной церкви. Вообще последние годы жизни, а скончался Ленин в 1924 году характеризуются его беспощадной борьбой со всякими оппонентами и с теми, кто таковым может стать.


    6 Внешняя политика В.И. Ленина


    Первым шагом во внешней политике Ленина стало проведение переговоров с Германией с целью заключения сепаратного мира. 3 марта 1918 года, не смотря на острейшее сопротивление со стороны многих его сторонников, Ленин добивается заключения Брестского мира с Германией. Условия мирного договора были крайне не выгодны нашей стране, но Советская республика получила передышку.

    Понимая шаткость положения Советской республики, окружённой капиталистическими государствами, Ленин проводил крайне миролюбивую внешнюю политику. Сразу после захвата власти Ленин отказался от амбиций по захвату Константинополя и получения контроля над Черноморскими проливами. Эта мечта нескольких поколений Русских царей и полководцев была им навсегда отвергнута. Отказался он и от распространения влияния Советского государства на ближнем Востоке. Сразу после революции была признана независимость Финляндии, до этого являющейся частью Российской империи.

    Гражданская война показала враждебные планы стран Антанты, бывших вчерашних союзников, против Советской России. Благодаря их военной и экономической поддержке внутри страны крепло белое движение. В обмен на выплату царских долгов удалось достигнуть соглашения со странами Антанты о прекращении помощи белогвардейцам (5).

    К 1920 году у Ленина полностью сформировалась уверенность, что Мировой революции придётся ждать долгие годы, поэтому необходимо защитить достижения социализма в России, а для этого отвлекать империалистические страны от желания расправиться с первым в мире социалистическим государством, всячески стравливая их друг с другом. Поскольку расширение революции на страны запада не произошло, Ленин предложил полагаться на народы востока. Спустя 80 лет мы видим, что на востоке идеи Ленина прижились и имели широчайшее развитие. Так в настоящее время на карте мира в Азии существует несколько коммунистических государств: КНР, КНДР, Вьетнам.

    После окончания Гражданской войны Советской России удалось прорвать экономическую блокаду благодаря установлению дипотношений с Германией и подписанию Рапалльского договора (1922) . Были заключены мирные договоры и установлены дипломатические отношения с рядом пограничных государств: Финляндией (1920), Эстонией (1920), Польшей (1921), Турцией (1921), Ираном (1921), Монголией (1921). Наиболее активно шла поддержка Турции, Афганистана и Ирана, сопротивлявшихся европейскому колониализму (3).


    Заключение


    В.И. Ленин, бесспорно, одна из выдающихся политических фигур мира. Этому человеку не просто удалось добраться до верхушки власти самой большой страны на планете, но и создать первое в мире социалистическое государство. Государство построенное на, как считалось, утопических идеях всеобщего равенства и братства. Идеи Ленина оказались жизнеспособны и в современных условиях глобализации. Китайское экономическое чудо очень сильно похоже на новую экономическую политику, а КНДР до сих пор живёт по принципу натурального обмена между городом и деревней. Благодаря вектору развития, заданному Лениным в самом начале, СССР вступил во вторую мировую войну индустриально развитой, современной страной, и, не смотря, на огромные потери выстоял и принёс всему человечеству победу над фашизмом. Старшие поколения с ностальгией вспоминают времена СССР. Эти времена характеризуются всеобщей занятостью, предсказуемостью жизни, равными возможностями для всех и каждого. Но коммунизм принёс нашему народу также много бед и страданий. Для достижения социальных идеалов коммунисты и лично Ленин, не сомневаясь, жертвовали тысячами жизней. За время существование Ленинской политической модели многие десятки и сотни тысяч наших соотечественников лишились жизни, были расстреляны, как семья последнего русского царя, погибли от голода, замученные продразвёрсткой, умерли от холода и непосильного труда в лагерях.

    Ленин не был гуманистом. Все жертвы в его глазах были необходимы для развития революции, те, кто гибли на пути к социализму, были лишь структурным препятствием этому, и их нужно было устранить. Построения равноправного социалистического государства, государства рабочих и крестьян было главной целью Ленина, о жертвах на этом пути он не сильно задумывался.

    Список литературы


    1. Елизарова-Ульянова А.И. Ленин Владимир Ильич. // Деятели СССР и революционного движения России: энциклопедический словарь Гранат. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - С. 498.

    Логинов. В.Л. Владимир Ленин. Выбор пути: Биография. - М.: Республика, 2005. - С. 36-37.

    Ленин, Владимир Ильич «Электронный ресурс Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленин,_Владимир_Ильич

    4. Волкогонов В. Ленин. Политический портрет. - М.: Новости, 1995. - С. 78

    Карр Э. История Советской России. - М.: Прогресс, 1990. - С.23-28

    Большевики приходят к власти «Электронный ресурс Ленин: революционер, мыслитель, человек» http://leninism.su/books/4055-bolsheviki-prixodyat-k-vlasti.html


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Владимир Ильич Ленин (1870 - 1924) - последовательный продолжатель марксистского учения. Его вклад в теорию оказался таким, что в XX в. марксистское учение с полным на то основанием называют марксизмом-ленинизмом.

    В области диалектического материализма Ленин развил материалистическую диалектику, теорию познания (обобщил достижение общественных наук, главным образом в области физики). В области социальной философии В. И. Ленин дал философский анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в мире на рубеже XIX - XX вв., выявил тенденции в развитии мирового революционного и освободительного движения, разработал основные принципы социалистического строительства в России. Нельзя не сказать и о последовательной защите В. И. Лениным марксистских идей в теоретической и политической борьбе с теми, кто пытался ревизовать или исказить учение Маркса. Среди трудов, в которых разрабатываются теоретические проблемы марксизма, следует прежде всего отметить: “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?”, “Материализм и эмпириокритицизм”, “Философские тетради”, “Государство и революция”, “Очередные задачи Советской власти”, “Великий почин”.

    А теперь рассмотрим более подробно ленинские идеи. В области диалектического материализма - это развитие марксистского учения о материи, познании, абсолютной, относительной и объективной истине, о единстве диалектики, логики и теории познания.

    Значителен вклад В. И. Ленина в разработку теории познания. Он развивает марксистскую теорию познания , опираясь на диалектико-материалистическую теорию отражения, суть которой состоит в том, что все наше знание есть не что иное, как более или менее достоверное отражение действительности.

    Важную роль в познании играет выяснение сущности объективной абсолютной и относительной истины. Под истиной В. И. Ленин понимает верное отражение в человеческом сознании объективно существующего мира, законов его развития и процессов, происходящих в нем. Весьма существенный вклад внес Ленин в развитие марксистского учения о практике. Ленин показывает, что практика имеет как абсолютное, так и относительное значение, т. е. не все в этом мире можно проверить с помощью практики.

    Материалистическую диалектику Ленин разрабатывает как теорию развития и метод познания. Наиболее глубоко это раскрыто в “Философских тетрадях”.

    Большая роль принадлежит Ленину в теоретическом осмыслении великих открытий в естествознании, происшедших в конце XIX - начале XX вв.

    Помимо чисто философских вопросов Ленин разработал и глубоко обосновал необходимость тесного союза между философами и учеными-естествоиспытателями.

    Социальная философия марксизма получила дальнейшее развитие в трудах Ленина и это в немалой степени обусловлено новыми историческими условиями и в первую очередь переходом капитализма в империалистическую стадию, возникновением первого социалистического государства - Советской России. Ленин неоднократно отмечал: “Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни”.

    Одной из оригинальных идей, получивших в трудах Ленина всестороннее развитие, является учение о соотношении субъективных и объективных факторов в истории . Уже в одной из первых работ “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” острой критике подвергается трактовка общественных явлений народниками, в соответствии с которой исторические события осуществляются благодаря деятельности “критически мыслящей” личности. Такому подходу Ленин противопоставляет свою позицию, заключающуюся в том, что при радикальных общественных преобразованиях решающая роль принадлежит народным массам, передовому классу. Одновременно определяются условия, при которых становится результативной деятельность выдающихся исторических личностей, реализуются выдвинутые ими цели и задачи. В других работах Ленин подвергает критике различные концепции о стихийности рабочего движения во время кардинальных общественных преобразований. Он считает, что огромное мобилизирующее значение принадлежит в этих процессах революционной теории, целенаправленной организующей деятельности классов и политических партий. Ленин выдвинул и обосновал идею о неравномерности развития капитализма в эпоху империализма. Причиной этого он считает господство частноэкономических интересов, политику империалистических кругов в колониях, полуколониях, да и в отношениях между собой, и как результат - неравенство экономического положения различных стран. Это, в свою очередь, способствует появлению кризисной ситуации в общественно-политической жизни, а в дальнейшем и формированию революционной ситуации. Однако происходит это не сразу во всех странах, а в зависимости от обострения социально-политических противоречий.

    Заслуживают внимания ленинские идеи о социальной революции. Как свидетельствует история, социальная революция - один из способов перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Опираясь на марксистскую теорию и осмысливая революционную борьбу интеллигентных классов в первую очередь в России, Ленин разрабатывает учение о революционной ситуации, которая формируется в процессе обострения социальных антагонизмов до такого состояния, когда разрешение противоположных интересов становится возможным только через социальный взрыв: “Основной закон революции, - писал Ленин, - подтвержденный всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции не достаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы осознали невозможность жить по-старому, и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому. Лишь тогда, когда “низы” не хотят старого и когда “верхи” не могут по-старому, лишь тогда революция может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса”.

    Итак, по Ленину, необходимым условием для осуществления социальной революции является наличие в стране общенационального кризиса. Без него ни политическая партия, ни передовой класс не могут завоевать политическую власть и осуществить революционные преобразования.

    Плодотворной оказалась идея Ленина об историческом сосуществовании двух противоположных социально-экономических систем - социалистической и капиталистической. Идея о мирном сосуществовании была представлена как диалектическое противоречие между двумя противоположными системами.

    В заключение можно сказать, что и в наше время ленинское философское наследие помогает глубже понять происходящие в мире события.

    Оставаясь на словах (и во многом в действительности) верным Марксу, Ленин по существу оторвался от него и открыл в истории марксизма новую страницу. Однако все новое, что он ввел, можно свести к следующим принципам: Значительное упрощение марксизма, полное сращивание его с материализмом; В области диалектики - упор на антитезис в ущерб синтезу.

    Антитезис (политический символ революции), противоречие, есть главное в диалектике, синтез же носит временный, переходящий характер; В области философии истории - учение о примате политики над экономикой, по крайней мере - в революционные эпохи (согласно классическому марксизму - политика есть лишь активизированное выражение экономики); Огромная роль партии, которая фактически из средства зашиты интересов превратилась в самоцель, в самостоятельно существующую силу. Философия в творчестве Ленина (как у всякого революционного марксиста) занимает особое место.

    Она представляет собой часть единого марксистского мировоззрения, фундаментальные принципы которого не подлежат никакому сомнению.

    Творческое развитие марксизма возможно лишь в сфере применения его на практике, конкретизации теории в свете новых исторических реалий и т.д. однако марксизм не только теория, но и связанная с ним практика - дело с конкретными историческими целями революционной борьбы и деятельности. Теория в марксизме не автономна и не самоценна, но всегда ориентирована на конкретные цели и обязана представлять интересы пролетариата, наделенного исторической миссией могильщика капитализма и строителя нового бесклассового общества.

    Для Ленина теория вообще - прежде всего процесс и результат исследования определенных, вполне конкретных областей действительности.Философия, предоставленная самой себе, конституирующая себя в качестве свободного поиска истины, представляла в глазах Ленина небольшую ценность.

    Академическая, профессорская философия - предмет откровенной насмешки. Вполне понятно, что сама возможность какого-либо академического философского творчества в жесткой и иерархически выстроенной системе марксизма, всецело подчиненной достижению определенных целей, проблематична в высшей степени.Для Ленина все вопросы, возникающие не по собственной воле, а по логике революционного дела, были «текущими». Тем не менее Ленин, будучи материалистом, не только не тяготеет к релятивизму Релятивизм - философское учение, утверждающее относительность и недостоверность знания в связи с тем, что мир постоянно меняется.

    Таким образом невозможно познать то, что находится в постоянном развитии (постоянное развитие абсолютизируется), а иметь мы можем лишь отражение какого-то момента, истинность которого уже утеряна, как и он сам. и скептицизму Скептицизм - древнегреческое учение, утверждавшее о неистинности знания, полученного нашими органами чувств и, как следствие, непознаваемость мира такими «чувственными» способами но ненавидит их (по словам Бердяева) как порождение буржуазного духа. Ленин- абсолютист, он верит в абсолютную истину; хотя материализму очень трудно построить систему знания, опирающуюся на абсолютную истину, Ленина это не слишком беспокоит.

    Что касается философского понятия материи, то оно зачастую у Ленина совпадает с понятием бытия вообще.Например "материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях". Материя вообще признается неопределимой через род и вид, именно потому, что она есть всеобъемлющая реальность.

    Т.о. материальное признается единственным и объективным основанием человеческого духа, практики, объективного изменения в природе и обществе, базисом всякого изменения, способом, каким сознание, идеальное или субъективное, может быть не только выявлено, но и внешне организовано, объективировано и социализировано, обращено на достижение новых социальных отношений, на расцвет индивидуальности, а в конечном счете и на "самовозрастание" духа. Ленин-теоретик всецело полагается на суверенность объективноо мира, на мощь народных масс - творцов истории, на способность материи мира коренным образом меняться под воздействием целенаправленной, одухотворенной (в смысле правильно идеологически поставленной) и научно организованной человеческой практики.

    Ленин одним из первых заявил о своем видении проблемы революционности и революции в России.Если ортодоксальные марксисты, в духе последовательного марксизма, должны были бороться за капитализм с его эксплуатацией рабочих в России - за тем, конечно, чтобы потом, в неопределенном будущем, стать на сторону рабочих и повернуть фронт против капитализма.

    Ленин, напротив, сразу выступил за пролетарскую революцию в России, в надежде, что она будет поддержана мировым пролетариатом (главным образом - немецким). Отличает Ленина и вера в то, что Россия может миновать буржуазно-демократическую стадию развития, или предельно сократить ее, стремление к совершению именно к пролетарской революции. Фактически прав оказался именно Ленин (а не Плеханов и другие классические марксисты), но именно потому, что учение его не было ортодоксальным марксизмом, а своеобразным неомарксизмом, или даже русским марксизмом.

    Общечеловеческой морали для Ленина не существовало. Морально, утверждал он, все, что способствует осуществлению социализма; аморально все, что этому препятствует.Идеи добра и зла, справедливости и несправедливости были только идеалистическими выдумками, которые существовали для прикрывания благочестивыми сентенциями факт "эксплуатации трудящихся". Ленин признавал человека деятельным существом, т.е. действующим, активным, преобразующим себя и окружающий мир. однако поиск человеческого счастья и борьба за него должны основываться на строжайшем и трезвом анализе действительности, т.е. на научном учете и знании того, что есть человек, каковы реальные закономерности и условия его существования.

    Развивая материалистическое понимание истории, Ленин уделял большое значение исследованию таких феноменов XX века, как Мировая война, мировой революционный процесс, антиколониальное движение, мировое коммунистическое и рабочее движение.

    Обобщая, можно сказать, что Ленин построил классический марксизм в "боевой порядок", внес определенные дополнения там, где это было необходимо для полкрепления революционной теории.Ленинский этап в истории марксистской философии органично включил в себя не только закономерное завершение радикального замысла Марксовой революции и философии, но и богатое содержание отечественной, прежде всего - леворадикальной традиции.

    Владимир Ильич Ленин (1870–1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как "Что делать?" (1902), "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916), "Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции" (1917), "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918), "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920).

    Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф первой главы "Государства и революции" – по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически-системное изложение соответствующих ленинских представлений.

    Сугубая классовость – врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них – воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому "государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Вторая половина этого тезиса ("проявление непримиримости классовых противоречий") в высшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия (в особых институциональных формах) классово-антагонистического общества.

    Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением, – комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев.

    Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой (вернее, организацией господствующего класса), – осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т. д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.

    Конкретное содержание феномена "диктатура класса" Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т. е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса, прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая "раскрепощенность", совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. Вот его слова: "Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами". "Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть". Ленин тем самым от имени марксизма выдает прошлым, современным и будущим государствам индульгенцию являться антиправовыми и даже противозаконными социальными установлениями.

    Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки сущности государства как классовой диктатуры -– это восприятие и оценка демократии, свободы, права, принципов гуманизма, в частности сложившихся в досоциалистическую эпоху, как малозначащих компонентов общественно-политической жизни. С точки зрения Ленина, почти все, на что они способны, – быть проводниками диктатуры класса, прикрывать ее внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение трудящихся, народные массы, пряча от них угнетательский характер государства. Различные демократически-правовые институты и нормы достойны разоблачения и отрицания. В лучшем случае некоторые из них (скажем, парламентаризм) следует стараться использовать в борьбе против диктатуры господствующего класса.

    Во времена Ленина ими были; в первую очередь, институты и нормы демократии, сложившейся в развитых капиталистических странах. "Буржуазная демократия, – писал он, – будучи великим историческим прогрессом по сравнению со средневековьем, всегда остается – и при капитализме не может не оставаться – узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных". Ленин считает: в капиталистическом обществе демократия потому является демократией для богатых, что она не обеспечивает фактического равенства эксплуататора с эксплуатируемым, что в данном обществе представитель угнетенной массы лишен таких материальных возможностей практически пользоваться свободой слова и собраний, правом участвовать в делах государства и проч., какими располагают имущественно состоятельные люди.

    Анализируя проблему "государство и революция", Ленин писал: "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значений этого понятия". Применительно к социалистической революции прежде всего встает вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному государству – олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются, абстрактно рассуждая, две возможности. Ленин видит их. Одна – пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая – пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность: "...все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве".

    Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. Конструирование образчика такой республики считалось одним из открытий, сделанных Лениным в политической теории. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы – учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что.означает (по крайней мере, должно означать) выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т. д.

    Политико-юридические, конституционно-правовые аспекты устройства системы Советов сравнительно мало интересуют Ленина. Главное для него – насколько Советы фактически в состоянии быть инструментами диктатуры пролетариата или, что одно и то же, находиться под беспрекословным руководством большевистской партии. Без этого Советы, в глазах Ленина, никакой ценности не имеют. Лозунг "Советы – без коммунистов!" представляется ему контрреволюционным, смертельно опасным для диктатуры пролетариата. Достаточно лишь этой ленинской установки, чтобы сильно усомниться в Советах как власти, способной и намеренной дать "невиданное в мире развитие и расширение демократии именно для гигантского большинства населения, для эксплуатируемых и трудящихся".

    Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: "Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков". В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро). А вот и главное: "Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии". На упреки в том, что он и его партийные товарищи установили диктатуру одной (большевистской) партии, Ленин отвечает: "Да, диктатура одной партии. Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем".

    Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демократии, о соотношении коммунистической партии и советского государства, об экономических функциях такого государства, его территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственности. Однако чересчур долгой жизни Ленин этой государственности не прочит. Он как правоверный марксист стоит за отмирание государства: "...по Марксу, пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т. е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не отмирать". Ленин неоднократно повторяет эту мысль: "...пролетарское государство сейчас же после его победы начнет отмирать, ибо в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно". Разумеется, окончательное отмирание государства Ленин увязывает с выполнением ряда высоких социально-экономических и общекультурных условий. Но сама идея отмирания государства остается в марксизме-ленинизме незыблемой и сугубо важной.

    Предпринимавшиеся как будто попытки двигаться по стезе, ведущей в итоге к отмиранию государственности, привели, однако, вовсе не к деэтатизации общества и формированию системы коммунистического, общественного самоуправления. Обернулось это полной анемией собственно государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур (компартия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами. Подобная власть всегда бесконтрольна и безнаказанна. Ее не сдерживают общепринятые порядки и стандарты цивилизованной государственной жизни с ее демократически-правовыми установлениями.

    Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на "технологию" осуществления политического господства и т. д., его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали главное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс. В XX в. ими так или иначе вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения разного толка.

    Смотрите также:

    Эпоха.

    Конец XIX – начало XX в.

    Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924) (инициатор и вождь Великой Октябрьской социалистической революции, основатель советского государства и международного коммунистического движения, творец его идейной основы (ленинизма), которое рассматривал как восстановление революционных традиций марксизма, очищение наследия Маркса и Энгельса от наслоений, внесенных оппортунистами II Интернационала).

    «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?», «Развитие капитализма в России», «Что делать?», «Две тактики социал-демократической революции», «О лозунге Соединенных Штатов Европы», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Военная программа пролетарской революции», «Государство и революция», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», «Пролетарская революция и ренегат Каутский» и др.

    Происхождение государства. (–).

    Характеристика государства (определение государства). (–).

    Формы государства (идеальное государство). (–).

    Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).

    Особенности теории.

    Выдвинул идею авангардной пролетарской партии (партии нового типа) как главного средства подготовки и осуществления революции (самостоятельно, в ходе борьбы за свои материальные интересы рабочий класс может выработать только экономическое, тред-юнионистское, а не политическое сознание, а это означало бы порабощение рабочего класса буржуазией; сознание политическое, ориентированное на политическую борьбу, свержение существующей власти и социально-экономического строя в рабочую среду способна внести только передовая социалистическая интеллигенция, вооруженная революционной теорией).

    Партия призвана внести в рабочее движение также организованность (должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат; партия – боевой авангард пролетариата).

    Партия – объединение профессионалов, руководствующаяся в своей деятельности принципом демократического централизма.

    Выдвинул идею перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую (предполагала высокую активность и самостоятельность пролетариата, готовность довести революцию до конца вопреки колебаниям и нерешительности российской буржуазии, использование пролетарских методов борьбы, вплоть до вооруженного восстания).

    В мелкобуржуазной массе крестьянского населения видел союзника пролетариата в буржуазной революции (в случае победы революция провозглашает республику, для чего созывается Учредительное собрание на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права; подготовку к его созыву осуществляет временное революционное правительство (по классовой сути представляет собой революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства); правительство многопартийное, РСДРП входит в него, при возможности возглавляет).

    На демократическом перевороте дело не заканчивается (начинается переход к социалистической революции; пролетариат должен довести до конца демократический переворот, присоединяя к себе массу крестьянства, а также совершить социалистический переворот, присоединяя к себе массу полупролетарских элементов, чтобы сломить сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии).

    Признаки империализма (не сводит его к колониальным захватам, выявляя глубинные социально-экономические процессы):

    1) концентрация производства и капитала, образование монополий;

    2) слияние банковского капитала с промышленным, возникновение финансового капитала, финансовой олигархии;

    3) вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает особо важное значение;

    4) образование международных союзов монополистов, делящих мир;

    5) завершение территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами.

    Империализм – неизбежность, результат всего предшествующего развития капитализма (не подлежит реформированию, его можно только уничтожить; империализм – эпоха насилия и реакции; отрицание демократии; обострение классовых и национальных противоречий; войны за передел мира).

    Мысль о неравномерности экономического и политического развития капитализма (закон капитализма – вывод (победа социализма возможна первоначально в одной отдельно взятой стране; социализм не может победить одновременно во всех странах)).

    Классовая оценка двоевластия, сложившегося после Февральской революции (Временное правительство сосредоточившее в своих руках все органы власти, представляет буржуазию; Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и другие местные советы – есть революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, опирающаяся на непосредственную силу вооруженных масс населения).

    Задача изменения классового существа власти и ее формы (в годы первой русской революции выступал за создание в России парламентской демократической республики; в апреле 1917 г. заявляет, что Советы – единственно возможная форма революционного правительства).

    Советы (исторически сложившаяся в ходе первой русской революции форма народовластия, тесно связанная с массами, позволяющая сочетать выгоды парламентаризма и непосредственной демократии, облекающая выборных представителей народа законодательной и исполнительной властью) (устранение полиции, чиновничества; замена постоянной армии всеобщим вооружением народа; выборность и сменяемость всех должностных лиц).

    Суть Советов – представляли собой органы власти определенных классов (рабочих и крестьян), а не всего населения (предполагали отказ от всеобщего и равного, а как оказалось на практике, и прямого избирательного права).

    Диктатура трудящихся предстала как классовая суть власти и как юридическая форма , предполагающая лишение нетрудящегося населения прав (с введением в 1936 г. всеобщего и равного избирательного права Советы как форма диктатуры пролетариата прекратили свое существование, осталось только название).

    Вопросы внутренней и внешней политики (Ленин призывает отказаться от поддержки империалистической войны, конфисковать все помещичьи земли, национализировать все земли в стране и передать распоряжение ими в руки местных Советов, слить все банки в общенациональный банк и поставить его под контроль Советов).

    Экономическая сфера (переход к контролю за общественным производством и распределением продуктов со стороны Советов).

    «Государство и революция» (книга проникнута идеей классовости государства).

    Государство – продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классового господства (буржуазное государство – диктатура буржуазии, оно должно быть уничтожено).

    Мысль об исторической неизбежности диктатуры пролетариата (диктатура понимается не только как классовая суть, но и как форма власти).

    Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть.

    Диктатура пролетариата – упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская против сил и традиций старого общества.

    Не скрывал диктаторского характера режима перехода от капитализма к социализму (убежден, что это первый в истории случай, когда подавление осуществляется в интересах большинства, против эксплуататорского меньшинства; другим оправданием диктатуры является ее временный и сравнительно краткосрочный характер; третье оправдание – сочетание диктатуры с демократией).

    Всякое государство имеет две стороны (демократическую и диктаторскую, буржуазная республика – демократия для меньшинства; социалистическая – для трудящихся масс).

    Национальные отношения (признавал право наций на самоопределение; в период подготовки договора об образовании СССР настаивал, чтобы национальные отношения строились на демократических началах).

    Демократия и диктатура не противоречат друг другу (уживаются в рамках одних и тех же государственных форм; подлинная, совершенная демократия возможна только при коммунизме, но, став совершенной, она отмирает, уступает место безгосударственному обществу).

    Демократизм, допускающий насильственное подавление противников, даже с отступлением от закона, носит революционный, а не конституционный характер (он вполне совместим с диктатурой не только класса, но и партии и ее отдельных представителей).

    Схема политических взглядов Ленина (попытка приспособления марксизма к своеобразным условиям страны со средним уровнем развития капитализма, большой неравномерностью социального, экономического и культурного развития и сильнейшими пережитками феодализма и дофеодальных отношений во всех областях жизни).