Описание бога осириса. Осирис: история персонажа. Как выглядит бог Осирис

Наумова Анастасия

Осирис

Краткое содержание мифа

Бог Осирис
Роспись из гробницы
Сеннеджема
фрагмент, XIII в. до н.э.

Осирис (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) -величайший из богов в древнеегипетской мифологии, бог производительных сил природы, бог возрождения, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Царствуя над Египтом, Осирис научил египтян земледелию, садоводству, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.

По преданию, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем богини плодородия Исиды, братом «владычицы дома» - богини Нефтиды, братом бога ярости, войны и смерти Сета, отцом бога неба и царственности Хора и бога-покровителя умерших Анубиса.

Осирис был четвертым из богов, царствовавших на земле в начальные времена. Он унаследовал от отца престол двух Египтов. Это было во времена божественных династий. Создатель мира Ра и его потомки Шу и Геб уже правили на земле. Постарев и устав от человеческой неблагодарности, они удалились на небо, не познав смерти. Легенда гласит, что со времен своего сотворения, мятежное человечество ожидало бога, способного привести его в повиновение. Этим руководителем и был Осирис. Когда он родился, "голос провозгласил миру, что Владыка всего сущего появился на свет". Осирис преуспел там, где предки его потерпели поражение, и этим он обязан, быть может, волшебным чарам Исиды, его сестры-супруги. Божественная чета преодолела все препятствия очарованием красоты, мудрости и доброты.

Бог Осирис
Роспись, VIII в. до н. э.

Однако злой бог пустыни, младший брат Осириса - Сет, задумал убить его и стать земным владыкой. Он подготовил ларец по росту Осириса и пригласил к себе на пир. Ларец, украшенный драгоценностями, должен был достаться тому, кому придется впору. Когда Осирис по примеру других гостей лег в него, Сет и его друзья заколотили ларец и бросили его в Нил.

Узнав об этом, Исида отправилась на поиски тела мужа. Вернувшись в Египет, Исида спрятала тело Осириса в дельте Нила. Но охотившийся здесь Сет случайно обнаружил тело брата. Тогда он разорвал его на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту. Однако Исида с помощью богов собрала все части тела Осириса, соединила их и сделала из умершего мужа первую мумию. Обладая знанием тайн колдовства, Исида родила от мертвого супруга сына Гора. Возмужав, Гор сразился с Сетом и дал мертвому Осирису проглотить свое око. Уаджет Гора (охраняющий глаз) воскресил Осириса из мертвых, однако он не пожелал возвратиться на землю и остался царем мертвых, став владыкой подземного мира. Осирис завещал Гору править царством живых, благословив его на борьбу с Сетом.

Образы и символы мифа

Символическая гробница Осириса в Гизе

Осирис — один из наиболее знаменитых и значимых богов древнего Египта, воплощавший собой плодородие и возрождение, побеждающее смерть.

Осирис связан с природой, и связь эта сохранялась на протяжении всей истории Египта. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, иногда обвивающей его фигуру. Цвет тела Осириса может быть белым, подобно погребальным пеленам, но чаще — черным, как плодородная египетская земля или зеленым, как символ возрождения сил природы.

Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, жизненная сила всегда в нем сохраняется, даже в мертвом.

Как бог мертвых и царь загробного мира, Осирис воспринимался судьей загробного мира. Считалось, что перед ним предстает покойный, чье сердце взвешивается на весах, где на одной чаше лежало изображение богини правды Маат, а на другой - сердце умершего. Оправданный попадал на «райские поля» Иару, наслаждался вечной жизнью.

Сначала Осирис отождествлялся только с умершим и возродившимся царем. В «Текстах пирамид» фараон после смерти уподобляется Осирису, его называют именем Осириса. Но начиная с эпохи Среднего царства, каждый умерший египтянин отождествляется с Осирисом. Это объясняется тем, что умерший, подобно Осирису, оживает после смерти. Во всех заупокойных текстах перед именем умершего стоит имя Осириса.

При значимости Осириса как властителя плодородия и заупокойного культа, важнейшей частью его сущности было возрождение жизненных сил в результате победы над смертью и обретение вечной жизни.

Статуя бога Осирис
Новое Царство

Мифы об Осирисе обладают богатой символикой. Обычно Осириса изображали в человеческом облике, облаченного в саван, со скрещенными на груди руками, в которых он держит главные символы высшей власти - царские скипетры хекет и нехеху (скипетр и плеть) - важнейшие атрибуты верховного божества. Важный атрибут Осириса — корона атеф, состоящая из высокой кеглеобразной центральной части, обрамленной двумя высокими перьями, как правило, небесного цвета, что является символом божества и величия. Осириса часто изображают с двумя коронами - Верхнего Египта с солнечным диском и с перьями. На изображениях гробницы Осириса часто присутствует зелень: это может быть дерево, растущее рядом с гробницей, где пребывает душа Осириса в виде феникса; либо дерево, проросшее через гробницу и обвившее ее своими ветвями и корнями; либо из самой гробницы растут четыре дерева.

Важным символом Осириса является священная ладья Нешмет. Во время мистерий во славу Осириса, символическое его воплощение выезжает из храма в начале празднества, чтобы вернуться обратно, пробужденным от смерти. По преданию, Нешмет вместе с возрождающимся божеством приносила вечную жизнь царю и его предкам. Египтяне сами хотели после своей смерти принять участие в поездке Нешмет, чтобы воскреснуть также, как Осирис. Образ солнечного корабля связывался с мыслями о переселении мертвых, что дарило людям надежду на загробную жизнь.

В мифах об Осирисе фигурирует сюжет о соколином оке Гора, которое Сет вырвал у него в бою. Исцеленный богами глаз Гор использовал для воскрешения отца - бога Осириса. После того, как Осирис проглотил око Гора, его расчлененное тело срослось, подобно восстановившемуся глазу. С тех пор око Гора стало амулетом, который носили и фараоны, и простые египтяне.

Коммуникативные средства создания образов и символов мифа

Осирис и Исида с Гором. Эрмитаж

С первых же времён объединённого Египта возникает бог, культ которого распространяется на все города. Этим богом стал Осирис.

Ежегодно в Египте справлялись празднования воскресения Осириса, которое знаменовало пробуждение к жизни всей растительной природы. Пожалуй, самыми главными были празднованиями в честь Осириса. Это объясняется связью Осириса и всего природного мира.

В Абидосе ежегодно проходило великое празднество Осириса, центральная часть которого называлась мистерии. Оно состояло из множества церемоний и процессий, которые символически представляли эпизоды из жизни бога.

Главной частью празднеств, связанных с Осирисом, как правило, была церемония изготовления его «подобий», или «образов». Такие подобия обычно изготовлялись из земли, смешанной с илом, которой придавалась форма тела Осириса. Внутрь помещали священные зерна злаков, которые, прорастая, символизировали победу Осириса над смертью и возрождение жизни. В конце года проросший образ бога, считавшийся величайшей святыней, помещался в саркофаг и особую гробницу в специальном храмовом некрополе, или же в гробницу умершего царя. В мистериях срезание колосьев, означала убийство Осириса; сев зерна - погребение, всходы - его воскресение.

Доказательством почитания Осириса египтянами служат многочисленные центры культа Осириса. По легенде, там, где Исида находила части тела мужа, разорванного Сетом, она возводила святилища в память об умершем супруге. Так появилось 14 святилищ, ставших священными центрами всего Египта. Бусирис считался местом нахождения позвоночника Осириса, или столба Джед, знаменитого символа, одним из основных значений которого была стабильность и незыблемость, а остров Абатон («запретный»), расположенный рядом с островом Исиды Филе — хранилищем сердца бога.

Основной культовый центр Осириса располагался на юге страны. В Абидосе, древнем городе Абджиу была похоронена голова бога.

Главными культовыми центрами считались Бусирис и Абидос (место погребения фараонов), позднее - острова Филэ и Бигэ.

Осирис неоднократно упоминается античными авторами: Геродотом, Тибуллом, Диодором, Плутархом.

Согласно Геродоту, Осирис - бог, которого египтяне считают Дионисом. Диодор отмечает его связь с Приапом (божество плодородия малоазийского происхождения).

Кроме того, как бог подземного царства, Осирис оказал влияние на традиции погребения усопших. По примеру Осириса для обретения вечной жизни тело умершего бальзамировалось, тем самым уподобляясь телу Осириса, из которого Исида и Анубис сделали первую мумию. Таким образом, обряд мумификации - это своеобразная дань уважения великому богу Осирису.

Многочисленные статуи Осириса, настенная живопись, фрески, мистерии, обряд мумификации - все это способствовало укреплению и процветанию культа Осириса.

Социальное значение мифа

Храм бога Осириса. Абидос, Египет

Осирис позиционируется как благодетельный бог. Его назвали "Существо Благое" (Унефер), т.е. тот, который посвятил себя спасению всех людей. Он отучил человека от людоедства, научил земледелию, медицине и прочим искусствам. Обеспечив людей средствами обороны, Осирис приобщил их к духовной и общественной жизни. Он наделил их столицей - Стовратными Фивами. Осирис подчинил людей законам, научил их познанию и нравственности, поклонению богам. Благодаря ему, люди научились читать на звёздном небе, познавая жизнь, выходящую за пределы земной. Согласно мифам, Осирис редко прибегал к силе оружия: люди сами шли за ним, очарованные словами, чарами танца и музыки.

По преданию, перед Осирисом, как судьей в Загробном мире, предстает каждый умерший, и тогда решается его дальнейшая судьба: ад или рай. Эта часть мифа несла колоссальное социальное значение, поскольку придавала людям мотивацию для несения ответственности за свои поступки в земной жизни, ибо даже после смерти придется отвечать за свои поступки перед грозным и справедливым судьей.

Осирис
Рельеф из Храма в Абидосе

Божественная чета Осириса и Исиды является символом любви, верности, самопожертвования, преодоления препятствий и вечной жизни.

Культ Осириса распространился в завоеванных Египтом странах. В эллинскую эпоху культ Осириса получил широкое распространение в Западной Азии и в Европе, включая Северное Причерноморье.

Соединив в себе в различные времена культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений египетского общества.

Осирис олицетворяет собой величие, благодетельность, справедливость, смену жизненных и природных циклов, возрождение и вечную жизнь.

Имя: Осирис (Osiris)

Страна: Египет

Создатель: древнеегипетская мифология

Деятельность: бог возрождения, царь загробного мира

Семейное положение: женат

Осирис: история персонажа

Мужчина с грозным выражением лица, одетый в лоскуты мумифицирующей ткани, долгое время вызывал страх и трепет у населения Египта. Богатые и бедные жители плодородных земель верили, что Осирис – справедливый правитель подземного царства – знает о проступках каждого. И только бог, познавший великую любовь и неизмеримые страдания, может решать, кто достоин оставаться в живых, а кто так и не покинет мир мертвых.

История происхождения

Первое упоминание царя загробного мира было обнаружено на стене пирамиды. Надпись известна под именем «Тексты пирамид» и датирована серединой пятой династии Древнего Египта.

Особый расцвет культа пришелся на период под названием Среднее Царство. В это время повышенную популярность получил образ Осириса как судьи, решающего, достоин ли смертный вернуться в привычный мир.


До возвеличивания статуса божество воспринималось населением как покровитель урожая и даритель изобилия. Исследователи часто проводят параллель между Осирисом и . Но, кроме общих сфер влияния, богов ничего не связывает. Дионис – веселый обаятельный юноша, в то время как Осирис – взрослый меланхоличный и властолюбивый мужчина.

В 1875 году до Рождества Христова на территории Абидоса была установлена стела Ихернофрета, на которой подробно изложена информация о культах и празднествах, связанных с Осирисом. Торжества проходили в последний месяц разлива Нила и длились 5 дней. Священный праздник проводился на землях рядом с рекой, а под конец переносился в специальные храмы.


Правление династии Лагидов заметно трансформировало образ бога. Чтобы подружить две культуры (жителей Египта и пришедших эллинских переселенцев), фараоны соединили в образе Осириса привычное божество и священного быка Аписа. Слияние египетского образа и греческой внешности породило нового бога – Сераписа. Подобная замена положила начало угасанию некогда популярного культа.

Осирис в мифологии

До того как стать богом возрождения, Осирис долгое время был бессмертным правителем на Земле. Мужчина родился в семье фараона. После смерти отца женился на собственной сестре Исиде и занял трон Египта. Один из ближайших советников будущего бога – младший брат Осириса по имени

Юноша тихо ненавидел Осириса, но не решался на активное сопротивление, выжидая подходящего момента. Помимо притязаний на трон, между братьями встала жена Сета – Нефтида. Девушка влюбилась в фараона, но мужчина не обращал на золовку внимания. Тогда Нефтида приняла образ жены Осириса и соблазнила родственника.


От внебрачной связи родился ребенок, которого коварная девушка назвала . Опасаясь реакции Сета, Нефтида выбросила новорожденного в камыши. Позже малыша нашла Исида и воспитала ребенка.

Неизвестно, узнал ли о связи Сет, но терпение молодого человека закончилось. Юноша жаждал заполучить трон. Сета раздражала любовь народа, которой пользовался правящий фараон, поэтому младший брат разработал план убийства.

Однажды Сет пришел в тронный зал и заявил, что создал саркофаг, который подарит тому, кто поместится в гроб. Больше всех саркофаг подошел Осирису. Пока брат примерял гроб, Сет захлопнул крышку и залил саркофаг свинцом. После этого замурованного Осириса бросили в реку. Позже темница бога пристала в берегу и моментально обросла деревом, надежно скрыв мужчину от посторонних.


Исида, обеспокоенная отсутствием Осириса, отправилась на поиски возлюбленного. Розыск слишком затянулся, и женщина обнаружила фараона уже мертвым. С помощью заклинания Исида ненадолго воскресила Осириса. Времени хватило лишь на любовный акт, после которого у богини родился сын Гор.

Не желая расставаться с любимым, Исида спрятала тело мужа в пустыне. Увы, именно там охотился Сет, который случайно наткнулся на брата. В порыве ненависти мужчина растерзал останки бывшего фараона и разбросал части по всему Египту.

Жена Осириса и Анубис собрали все, что осталось от правителя Египта. Не сохранился только детородный орган будущего бога. Фаллос Исида слепила из глины (другой источник – из золота). Вместе с собственным воспитанником женщина собрала и забальзамировала тело любимого.


Младший ребенок Осириса, став взрослым, отомстил родному дяде. Во время сражения Сет вырвал глаз Гора, а юноша заставил мертвое тело отца поглотить глаз. Животворящий орган зрения вернул Осириса к жизни. Но фараон решил остаться в обители мертвых, за что получил титул царя загробного мира. Теперь в обязанности Осириса входило проведение судебных заседаний, на которых решалась судьба простых смертных. Править и разрешать вопросы на суде богу помогал любимый сын Анубис.

Посредине тронного зала бог установил весы, позволяющие взвесить сердце умершего. Если орган перевешивал перо богини , которое лежало на соседней чаше, то человек отправлялся в неизвестность. Сердце же честного и непорочного человека по весу равнялось необычному перышку. Такого праведника отправляли на поля Иару, и человека ожидало скорое возрождение.

Экранизации

Могущественный бог нередко появляется в различных блокбастерах и мистических многосерийных фильмах. Зачастую герой исполняет свою непосредственную роль – решает судьбу простых смертных.

Необычный внешний вид принимает Осирис в сериале «Звездные врата». Воскресший дух божества вселяется в тело девушки и отправляется на поиски возлюбленной Исиды. Роль женственного Осириса исполнила Анна-Луис Палмер.


В 2016 году режиссер Алекс Пройас снял фильм «Боги Египта», основанный на древнеегипетской мифологии. Кинокартина рассказывает о Горе, который намерен отомстить собственному дяде, убившему родителя бога. Роль Осириса досталась актеру Брайану Брауну.

  • Египтяне считали, что после второго воскрешения у Осириса появилась зеленая кожа – олицетворение растительного мира.
  • Все атрибуты бога изготовлены из папируса: корона, джет и священная ладья выполнены из разных частей растения.
  • Осирис стал четвертым богом, который начал карьеру на посту фараона.
  • Усыпальница великого бога обнаружена в древнем городе Абидос.

15.01.2017

Одной из самых главных фигур в древнеегипетском пантеоне богов был Осирис. В египетской мифологии он ассоциируется с плодородием и земледелием, ежегодно умирая и воскресая, подобно растительному миру. Кроме того, царствуя в загробном мире, он вершил суд над умершими.

Происхождение Осириса

Жрецы одного из древнеегипетских религиозных центров Гелиополя в основе происхождения вселенной и человека представляли девятку самых главных богов – Энеаду. Согласно «Текстам пирамид» - надписям, найденным на стенах внутри пирамид пятой династии, Осирис был старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба, являясь представителем четвертого поколения богов. В день его появления уже было известно о том, что он станет самым могущественным владыкой на земле и на небе, и что он сын бога солнца Ра. Местом рождения Осириса считается пустыня, расположенная к западу от Мемфиса, место, где по мнению древних египтян начиналось загробное царство.

Египтяне изображали Осириса как человека с зеленой кожей, у которого ноги и нижняя часть туловища обмотаны как у мумии, а в руках находятся символы царской власти: цеп и крюк. Отличительной чертой божества была высокая корона с перьями по бокам. Часто бога изображали в окружении вьющихся растений, или же сами стволы растений обвивали тело Осириса.

Кроме Осириса богиня Нут родила бога Хора, злого бога пустыни Сета, богиню любви, материнства и супружеской верности Исиду и богиню-покровительницу мертвых Нефтиду. Исида и Осирис полюбили друг друга еще во чреве матери, и впоследствии стали мужем и женой. Эти две фигуры занимают центральное место в древнеегипетской мифологии.

Жизнь, смерть и возрождение Осириса

Унаследовав трон у своего отца Геба, Осирис правил на земле вместе с Исидой. В те времена в Египте царили мир и покой. Осирис обучил людей земледелию, орошению земель, ремеслам, искусству врачевания, письму и строительству городов. Очень важными стали исполнение людьми законов и почитание богов. После установления порядка в Египте, Осирис решил отправиться в другие страны для обучения иных народов. Править страной осталась Исида, которая продолжала обучать египтян медицине и магии, а женщин - ведению домашнего хозяйства и сохранению семьи.

Сет завидовал брату и ненавидел его за любовь людей к своему правителю. К тому же, Сет был тайно влюблен в Исиду. Задумав убить Осириса, Сет приказал смастерить саркофаг по меркам его тела, и по возвращению брата из путешествия созвал пир. В разгар ужина слуги внесли саркофаг, украшенный драгоценными металлами и камнями. Сет предложил гостям по очереди ложиться в сундук, и кому тот придется в пору, тому и будет дорогим подарком. Когда в саркофаг лег Осирис, демоны, помогавшие Сету в заговоре, захлопнули крышку, обвязали саркофаг ремнями, запаяли свинцом и бросили его в реку.

Саркофаг не утонул, его течением отнесло к берегам Библоса, где он застрял в ветвях вереска. Когда дерево разрослось, саркофаг оказался внутри ствола. Царь Библоса, увидев сильное дерево, приказал срубить его и сделать из него колонну для дворца.

Узнав о происшедшем с мужем, Исида отправилась на поиски его тела. Дети, повстречавшиеся ей на пути, подсказали, где видели саркофаг. Устроившись в услужение к правителю Библоса, Исида уговорила правителя отдать ей колонну. Разрубив ствол дерева, Исида извлекла из него тело мужа. Сам ствол Исида окропила маслом и обернула льном. С тех пор столб из дерева Джед является символом Осириса.

Тело мужа Исида втайне доставила в Египет, где спрятала в зарослях камыша на берегу Нила. Однажды, отправившись на охоту, Сет наткнулся на тело Осириса. В гневе он разрубил брата на четырнадцать частей и раскидал их в разные стороны по всему Египту.

Исида вновь отправилась искать мужа. В этом ей помогали Нефтида и шакалоподобный бог Анубис. Когда какая-либо часть тела Осириса находилась, в этом месте Исида совершала погребальный обряд и ставила надгробную стелу. Этим объясняется наличие нескольких захоронений, претендующих на гробницы Осириса. Единственная часть тела, которая не была найдена – это фаллос Осириса, который съели рыбы. Исида слепила фаллос из глины и прирастила его к воссоединенному телу Осириса. Анубис помог запеленать и забальзамировать тело. Так появилась первая мумия в Египте.

Исида очень сожалела, что не родила сына Осирису. Тогда, превратившись в самку коршуна, она распластала крылья по мумии своего мужа, с помощью магии извлекла из него жизненную силу и забеременела. Рожденного сына Исида назвала Гором. Когда Гор вырос, он смог отомстить Сету за смерть своего отца. Свое око, вырванное Сетом в самом начале битвы, Гор дал проглотить отцу, после чего Осирис воскрес. Но на землю Осирис не возвратился, а стал правителем загробного мира. На земле остался править Гор, передавший впоследствии трон фараонам.

Земледельческий культ Осириса

Описание в мифах смерти и возрождения Осириса связано с его функциями в качестве бога плодородия и земледелия. Сев ассоциировался с похоронами зерна - Осириса, всходы – с его возрождением, жатва – с умерщвлением.

В конце зимы – начале весны в Египте проводили обряд, во время которого воссоздавались эпизоды мифов об Осирисе. Жрицы, олицетворявшие Исиду и Нефтиду, изображали поиски и оплакивание смерти бога. После этого инсценировался бой Гора и Сета, заканчивавшийся водружением столба «джеда», посвященного Осирису и означавшего его возрождение (и воскрешение природы).

Обряды коронации фараона также были связаны с Осирисом. Молодой царь изображался Гором, а умерший фараон становился самим Осирисом, предполагая, что он также оживет после смерти. Другой, ставший известным историкам, обряд олицетворяет Осириса как бога растительности.

Во время обряда статуя Осириса, расположенная в храме, засыпалась зерном и ко времени наступления праздника появлялись всходы растений, символизировавшие возрождение божества. Найдено множество рисунков, на которых изображен жрец, поливающий мумию Осириса с проросшими из нее колосьями. Функции Осириса, связанные с земледелием, во время обрядов выполнял фараон. Перед началом подъема воды в Ниле фараон бросал в реку свиток с указом воде разлиться, на празднике урожая срезал первый сноп и приносил жертвы в благодарность богам.

Основным древнеегипетским центром культа Осириса был Абидос, где ежегодно проводился фестиваль в честь божества. Считается, что в Абидосе расположена гробница Осириса. В городе Джеду также был распространен культ Осириса. Кроме того, со временем Осириса стали почитать как одного из важнейших богов не только по всему Египту, но и за его пределами.

Осирис – правитель загробного мира

Древние египтяне верили, что подобно Осирису они возродятся после смерти. Попадая в загробный мир Дуат, умерший должен был преодолеть много препятствий и предстать перед вратами Чертога двух истин, в котором вершил суд Осирис. Согласно Книге мертвых, во время суда Осирис восседал на троне в окружении 42 богов (по числу номов или провинций), а боги Анубис и Тот взвешивали на весах сердце умершего, олицетворявшее душу. Противовесом служила Правда - перо богини правосудия Маат.

Грешников поедало чудовище Амат с телом льва и головой крокодила. Праведников ждала безоблачная жизнь в полях Иалу. Любой египтянин знал и учил заклинания, которые смогут помочь ему в путешествии по Дуату, и слова оправдательной речи, которую предстоит сказать на суде Осириса.

Родственники умерших должны были обеспечить необходимые материальные блага для существования в загробном мире. Позднее больший перевес над жертвенными благами получили молитвы и заклинания, обращенные к Осирису и другим богам с просьбой о содействии умершему в обеспечении его всем необходимым.

Поскольку суд перед лицом Осириса был неизбежен для любого египтянина, культ этого божества был самым доминирующим, а сам бог воспринимался как наиглавнейший из всех других. Большинство жителей древнего Египта верили в справедливость высшего суда правителя загробного царства и в то, что самым главным на суде являются не богатство и положение, а моральные качества и поступки.

Заключение

Образ бога Осириса впитал в себя все многообразие эволюции религии древнего Египта, соединив в себе культ царя, воскресающего бога и судьи загробного мира. В то же время с его именем связано объяснение наиболее значимых для египтян воспроизводительных явлений растительного мира, а также появления у человека его знаний и умений. Влияние этого божества распространилось и на древнегреческую мифологию, и даже находит отголоски в христианстве.

Египетский бог Осирис

1.5 (30%)

Осирис – главный правитель царства мертвых в мифологии древнего Египта. Его уважали и боялись, пытались умилостивить и ждали встречи с ними. Именно бог Египта Осирис решал, чья душа после смерти получит вечную жизнь, а чья окажется в забвении. Все самые интересные факты об этом великом и могучем собраны в данной статье.

Как узнать бога Осириса: описание внешнего облика

Изображения этого бога сохранились до наших дней на фресках. Египтяне боялись загробной жизни и своей участи после смерти, поэтому готовились к ней заранее. Поэтому особо почитаем был Осирис как владыка царства мертвых.

Характерные черты изображения бога Осириса:

  • Белая корона из папируса «атеф» с красными перьями страуса.
  • Руки и лицо зеленого или темного цвета, что символизировало плодородие почвы Нила.
  • Ноги замотаны в специальную ткань – мумию.
  • Самый высокий среди всех остальных богов.

Осирис считается покровителем земледельцев и виноградарей, всех тех, кто работает на земле.

По легенде, бог Осирис был сыном Геба, бога земли, и богини неба Нут. Стал мужем Исиды, известной богини плодородия. Во времена, когда Египтом правили боги, он был великим царем. Считалось, что именно он принес египтянам знания о садоводстве, земледелии и виноделии, врачебном деле, строительстве.

Но младший брат Осириса Сет хитростью заманил его в ларец, закрыл крышку, чтобы тот не смог никогда выбраться, и бросил в воды Нила. Богиня Исида, узнав об этом, спрятала тело умершего мужа в дельте реки. Сет, когда обнаружил это, разорвал труп брата на 14 частей, но с помощью богов верная жена собрала останки и создала мумию. Тогда Исида чудесным образом родила от мужа сына Гора, которому было суждено воскресить отца. Но Осирис не пожелал вернуться на землю, оставшись царем в мире мертвых.

Судья умерших

В представлении древних египтян смерти нет, есть лишь глубокий сон. Поэтому людей погребали со всем необходимым для полноценной жизни в загробном мире. Первое, что ожидало покойника, - была встреча с богом Осирисом. Именно он вместе со своими подчиненными (42 божественными судьями) совершал посмертное правосудие, которое проходило в несколько этапов:

  1. Исповедь. Строилась она на отрицании своих грехов: «я не украл, не убивал и т.д.».
  2. Взвешивание души. На одну чашу весов помещалась душа, а на другую – перо богини истины, которое было очень легкое. Считалось, что чем больше дурных дел совершил человек при жизни, тем больше будет весить душа, отягощенная этими деяниями.
  3. Осирис решал судьбу страдальца, и в случае оправдания тот получал вечную жизнь в райских кущах богини Иару. Те, кто был проклят богами за свою грешную жизнь, подлежал полному забвению и небытию. Ада, огненного котла не существовало в представлении древних египтян.

Осирис, или как его называют на родине Усури, был одним из самых почитаемых богов Египта. Поэтому неудивительно, что его образ в полной мере и в мельчайших подробностях сохранился до наших дней.

В Древнем Египте существовало много центров, где служители культа богу Осириса проводили ритуалы и жертвоприношения. Всего было около 14 святилищ.

Столь большая популярность вышла за пределы страны, в Древнем Риме и Древней Греции об Осирисе не только знали, но и упоминали в своих произведениях. Среди них были Тибулл, Диодор, мыслитель Плутарх и Геродот. Последний связал античного бога земледелия и виноделия Диониса с Осирисом, найдя в них много общего.

Именно с легенды об Осирисе в Египте появилась тенденция к мумифицированию и бальзамированию тела после смерти.

В культуре египтян и всех народов планеты Египта Осирис остался как «благодетель», мудрый, таинственный и талантливый, который не просто строг и справедлив, но и милостив к людям. До сих пор сохранился культ этого бога, потому как он олицетворяет собою силу, возрождение и тайну вечной жизни, которая навсегда останется притягательной загадкой для многих поколений людей.

Осирис — царь Египта. Были это очень давно, уже после того как покинул бог Ра землю и вознесся на небо. Не умели ещё египтяне разводить скот, возделывать поля, собирать урожай, не знали, как лечить самые простые болезни. Люди враждовали, между ними то и дело случались кровопролитные схватки.

Но вот царем Египта стал Осирис. Он призвал бога мудрости Тота и с его помощью научил египтян сеять злаки, разводить виноград, выпекать хлеб, готовить пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото, лечить болезни, строить жилища, дворцы, храмы, читать и писать, заниматься астрономией (изучением звезд), математикой и другими науками. Он научил людей законам и справедливости. Это было счастливое время, «золотой» век в жизни Египта.

Саркофаг Сета. Осирис был старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба. Потом у них родился второй сын — Сет, злой бог пустыни. Осирис как старший стал правителем Египта, чему Сет очень завидовал. Он сам так сильно хотел править страной и людьми, что задумал хитростью погубить старшего брата. Замыслили он против Осириса заговор, и помогали ему в этом 72 демона. Как-то Осирис вернулся после удачного военного похода и решил устроить пир в честь своей победы. Сет сумел воспользоваться случаем. Тайком измерив тело Осириса, он приказал по этой мерке изготовить саркофаг, украсить его золотом, серебром, драгоценными камнями. Этот саркофаг Сет принес на пир богов. Все пришли в восторг от такой замечательной вещи; каждому захотелось стать ее обладателем.

Сет приводит злой замысел в исполнение. Сет, как бы в шутку, предложил участникам пира по очереди лечь в саркофаг — кому он придется впору, тому и достанется. Все начали примериваться, но саркофаг никому не подходил. Осирис, ни о чем не подозревая, наблюдал за происходящим. Богатство его не интересовало, и он вряд ли стал бы ложиться в саркофаг только для того, чтобы его заполучить. Однако Осирису не хотелось обидеть брата. Он подошел к саркофагу, лег в него, а Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку, задвинули засов, залили свинцом и бросили саркофаг в воды Нила. Унесло саркофаг течением Нила в море, а там волны отнесли его к городу Библ и там выбросили его на берег рядом с кустом вереска. Быстро вереск разросся и скрыл саркофаг внутри своего ствола. А потом этот ствол срубили по приказу царя Библа и сделали из него колонну для царского дворца.

Исида ищет тело мужа. Исида, преданная и верная жена Осириса, отправилась на поиски мужа. Плакала она и причитала:

«Сливается небо с землею, тень на земле сегодня, Сердце мое пылает от долгой разлуки с тобой. О владыка, отошедший в края безмолвия, Вернись к нам в прежнем твоем облике».


Мумия Осириса, приготовленная
к погребению Анубисом

Обезумев от горя, она шла и шла, расспрашивая всех, кого встречала, не видели ли они Осириса и, наконец, узнала, что саркофаг с телом ее мужа прибило к морскому берегу у города Библа. Исида отправилась туда. Никто в Библе не узнал, что она богиня и пошла она во дворец работать служанкою. Служила она царице Библа, нянчила ее маленького сына. А по ночам, когда все спали, клала она царского сына в огонь и произносила заклинания, чтобы сделать его бессмертным. Но однажды увидела это царица Библа и закричала от страха. Разрушил этот крик чары Исиды, и не смогла она сделать царевича бессмертным. Назвала Исида свое настоящее имя, разрубила колонну, достала из нее саркофаг с телом Осириса и вернулась с ним в Египет. Там спрятала она саркофаг в дельте Нила и, прикрыв его ветками так, чтобы не было видно, пошла к своей сестре, вместе с которой хотела оплакать Осириса и похоронить с почестями.

Богиня Исида
и бог Гор

Тем временем на охоту вышел Сет. Любил он охотиться по ночам при луне. Злодей наткнулся на саркофаг, удивился, увидев тело своего несчастного брата, разрубил его на куски и разбросал их по всему Египту. Вскоре вернулись сестры, открыли саркофаг, а он — пуст. Горю Исиды не было предела, двенадцать дней она искала останки своего мужа, пока не нашла их и не похоронила. А там, где находила она части тела Осирис, ставила она каменную стелу, и от этого пошло в Египте почитание Осириса.

У Исиды рождается Гор, будущий мститель. Потом Исида ушла в болота дельты, чтобы скрыться от преследований коварного Сета. Там у нее родился сын Гор. Ей удалось вскормить и спасти младенца. Однажды, когда Гор остался один, его укусила ядовитая змея. Вернувшись, Исида увидела бездыханное тело своего маленького сына. Несчастная мать подняла страшный крик, умоляя богов и людей прийти ей на помощь. Бог мудрости Тот успокоил ее и своими чудодейственными заклинаниями исцелил малыша.

Гор вырос, возмужал и решил отомстить за смерть отца.