Онлайн тест ситуативной и личностной тревожности спилбергера. Шкала спилбергера-ханина для определения личностной и ситуативной тревожности. Обработка и анализ результатов теста

Цель :дифференцированное измерение тревожности как состояния (ситуационная тревожность - СТ) и как личностного свойства (личностная тревожность - ЛТ).

Описание : опросник по исследованию тревожности состоит из 40 утверждений: 20 предназначены для оценки СТ и 20 для оценки ЛТ. Соответственно эти утверждения представлены в 2-х бланках с разными инструкциями.

Процедура проведения : Исследование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предлагается сначала бланк с вопросами направленными на изучение ситуативной тревожности, а затем бланк с вопросами направленными на изучение личностной тревожности. В опроснике нужно оценить каждое утверждение относительно того, в какой степени они соответствуют представленному состоянию. Возможны 4 варианта выбора, в зависимости от степени выраженности.

Инструкция : Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент (обычно). Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Обработка результатов : подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой шкале. Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20.По некоторым пунктам баллы начисляются в обратном порядке, это пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11. 15, 16, 19, 20, 21, 26, 27, 30, 36, 39. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности.

3,5 – 4,0 балла – очень высокая тревожность;

3,0 – 3,4 – высокая тревожность;

2,0 – 2,9 – средняя тревожность;

1,5 – 1,9 – низкая тревожность;

0,0 – 1,4 – очень низкая тревожность.

Следует осторожно относиться к очень низкому уровню тревожности. Необходимо проанализировать отдельные пункты, характеристики.

Бланк ответов

Шкала ситуативной тревожности

Возраст_________________

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

пп

Суждение

Нет,

это не так

Пожа-

луй так

Верно

Совершен-но верно

Я спокоен

Мне ничто не угрожает

Я нахожусь в напряжении

Я внутренне скован

Я чувствую себя свободно

Я расстроен

Меня волнуют возможные неудачи

Я ощущаю душевный покой

Я встревожен

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Я уверен в себе

Я нервничаю

Я не нахожу себе места

Я взвинчен

Я не чувствую скованности, напряжения

Я доволен

Я озабочен

Я слишком возбужден и мне не по себе

Мне радостно

Мне приятно

Бланк ответов

Шкала личностной тревожности

Ф.И.О.___________________________________.

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя обычно. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

пп

Суждение

Нет,

это не так

Пожа-

луй так

Верно

Совер-шенно верно

2 1

У меня бывает приподнятое настроение

Я бываю раздражительным

Я легко расстраиваюсь

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

Я чувствую прилив сил и желание работать

Я спокоен, хладнокровен и собран

Меня тревожат возможные трудности

Я слишком переживаю из-за пустяков

Я бываю вполне счастлив

Я все принимаю близко к сердцу

Мне не хватает уверенности в себе

Я чувствую себя беззащитным

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

У меня бывает хандра

Я бываю доволен

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

Бывает, что я чувствую себя неудачником

Я уравновешенный человек

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга - Ханина. Методика диагностики самооценки Спилберга - Ханина является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. Методика измерения тревожности и как личностного свойства, и как состояния разработана Ч.Д.Спилбергом, была адаптирована в русском переводе Ю.Л.Ханиным. Ниже представлен опросник Спилберга-Ханина, с помощью которого определяются личностная и ситуационная тревожность. Инструкция: Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и отметьте справа в графах цифры, соответствующие вашему выбору из четырех альтернатив. Над ответами на предложенные суждения долго думать не следует. Выберите тот ответ, который более всего соответствует вашему мнению. Тест-опросник содержит две шкалы: шкалу ситуационной тревожности и шкалу личностной тревожности. Для первой шкалы выбираемые ответы соответствуют четырем альтернативам («Нет, это не так»; «Пожалуй, так»; «Верно»; «Совершенно верно»). Для второй шкалы ответы также соответствуют четырем альтернативам («Никогда»; «Почти никогда»; «Часто»; «Почти всегда»). Шкала ситуационной тревожности

Суждение

Выбираемые ответы

Нет, это не так

Пожалуй, так

Совершенно верно

Я спокоен

Мне ничто не угрожает

Я нахожусь в состоянии напряжения

Я внутренне спокоен

Я чувствую себя спокойно

Я расстроен

Меня волнуют возможные неудачи

Я ощущаю душевный покой

Я встревожен

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Я уверен в себе

Я нервничаю

Я не нахожу себе места

Я взвинчен

Я не чувствую скованности и напряжения

Я доволен

Я озабочен

Я слишком возбужден, и мне не по себе

Мне радостно

Мне приятно

Шкала личностной тревожности

Суждение

Выбираемые ответы

Почти никогда

Почти всегда

У меня бывает приподнятое настроение

Я бываю раздражительным

Я легко могу расстроиться

Я хотел бы быть таким же удачливым, как другие

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

Я чувствую прилив сил, желание работать

Я спокоен, хладнокровен и собран

Меня тревожат возможные трудности

Я слишком переживаю из-за пустяков

Я бываю вполне счастлив

Я все принимаю близко к сердцу

Мне не хватает уверенности к себе

Я чувствую себя беззащитным

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

У меня бывает хандра

Я бываю доволен

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

Бывает, что я чувствую себя неудачником

Я уверенный человек

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Оценка результатов тестирования. Для того чтобы подсчитать сумму баллов, полученных за ответы на суждения по шкалам ситуационной и личностной тревожности, необходимо воспользоваться ключом к методике оценки тревожности. Порядковым номерам выбранных альтернатив по каждому из номеров суждений в ключе соответствует определенное количество баллов. Например, для первого суждения первой альтернативе («Нет, это не так») присвоено 4 балла, второй альтернативе («Пожалуй, так») - 3, третьей альтернативе - 2, четвертой альтернативе - 1 балл, и так далее. Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной тревожности и личностной тревожности). Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного испытуемого. При этом показателями уровней тревожностей будут: 3,5-4,0 балла - очень высокая тревожность 3,0-3,4 балла - высокая тревожность 2,0-2,9 балла - средняя тревожность 1,5-1,9 балла - низкая тревожность 0,0-1,4 балла - очень низкая тревожность. Следует обращать внимание не только на тех, кто имеет высокий и очень высокий уровни тревожности, но и на субъектов, отличающихся «чрезмерным спокойствием» (то есть тех, у которых очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы во многом зависят от желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору. Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным «криком о помощи», и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой человек по разным причинам не хочет сообщать. По каждому ученику следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и необходимые рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Для низкотревожных людей требуются пробуждение активности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач. Ключ к методике определения ситуационной и личностной тревожности

Номер суждения

Ситуационная тревожность (ответ)

Номер суждения

Личностная тревожность (ответ)

Под тревожностью понимают состояние, возникающее в ситуациях неопределенности, когда невозможно предсказать время или характер угрозы. Человек при этом ощущает непонятное чувство растущей опасности.

Данное состояние имеет ситуативный характер, то есть оно чаще всего возникает в определенных ситуациях, однако может быть индивидуальной особенностью личности.

Оценить уровень тревожности проще всего при помощи теста Спилбергера-Ханина, состоящего из двух шкал - шкалы личностной тревожности и шкалы реактивной тревожности.

Реактивная тревожность - напряжение, беспокойство, даже нервозность, которые возникают в конкретных ситуациях. Определить уровень данного показателя вы можете в отдельном тесте.

Личностная тревожность - этот термин употребляют для описания устойчивого состояния восприятия большого круга ситуаций как угрожающих.

Она может возникать в ответ на любые раздражители, например, на незначительные колебания в состоянии здоровья (как соматического, так и психологического), необходимость как-то изменить жизненную позицию, особенности восприятия некоторых аспектов действительности.

Личностная тревожность в основном представляет собой особенность конкретной личности, то, как человек реагирует на внешние и внутренние изменения. Это готовность человека к тревожным реакциям, заключающаяся в неуверенности в будущем, постоянном беспокойстве о нем.

Хорошо это или плохо?

Безусловно, волноваться о том, что нас ждет в будущем, какие будут последствия наших действий, нужно. Это стимулирует человека быть собранным, ответственным, стараться лучше выполнять свою работу, ставить перед собой определенные цели.

Но не стоит забывать и об обратной стороне медали - высокий уровень личностной тревоги нарушает нормальную жизнедеятельность человека, мешает ему концентрироваться на поставленных целях, здраво мыслить. Все силы при этом уходят на изматывающие волнения, а не на конкретные действия.

Личностная тревога может повышаться при следующих патологиях:

  • и некоторых других.

Рекомендации по выполнению теста для оценки уровня личностной тревожности

Чтобы оценить уровень личностной тревожности, вам необходимо ответить на 20 вопросов, представленных в опроснике.

Прочитайте предложенные высказывания и выберите те из них, которые наиболее точно описывают ваше состояние в данный момент. Самое важное правило - давать тот ответ на вопрос, который первым приходит в голову.

Чувство тревоги является самым распространенным среди людей. Можно назвать сотни, а то и тысячи причин, которые заставляют человека нервничать и беспокоиться. Чувствовать тревогу - это нормально. Но если это чувство не проходит и, более того, усугубляется, тогда стоит обратиться за помощью.

Как показывают исследования, слишком высокий уровень тревоги может отрицательно сказаться на здоровье. Чтобы избежать негативных последствий и своевременно определить личный существует методика Спилбергера-Ханина.

Базовые понятия

Методика Спилбергера-Ханина основана на таких понятиях, как «тревога» и «тревожность». Под тревогой принято подразумевать некое эмоциональное состояние, при котором возникает сильное волнение, беспричинное или вызванное определенными факторами беспокойство. Достаточно часто эти симптомы могут наблюдаться у человека без любого повода. Такое состояние является естественным, только если не дезорганизует жизнедеятельность.

Вторым понятием методики Спилбергера-Ханина считается тревожность. Ее принято рассматривать как процесс переживания тревоги, что имеет низкий порог проявления реакции. Смотря на то, чем было обусловлено возникновение тревожности, различают два ее подвида: ситуативную и личностную.

Из названий уже понятно, что ситуативная тревожность - это изменения эмоционального фона из-за изменившейся ситуации (ссора с другом, свадьба, смерть родственника и т. д.). Личностная тревожность может возникнуть, если можно так выразиться, на пустом месте. Это стабильная характеристика личности. Есть люди, которые могут подавлять свои эмоции, а есть и те, у кого настроение меняется от малейшего дуновения ветра.

Методы психодиагностики

В психодиагностике существует не так уж и мало методов, чтобы оценить степень тревожности пациента. Как правило, их применяют при работе с детьми, в частности, если ребенок из неблагополучной семьи, а также в клинической психиатрии и консультативной психологии. Самыми популярными методиками определения степени тревожности считается прием Тейлора и методика Спилбергера-Ханина.

Помимо них, востребованными являются:

  • Тесты депрессивных настроений (Жмуров, Зунге).
  • Методы изучения уровня стрессоустойчивости и адаптации в социуме (Раге, Холмс).
  • Тесты определения социальной фрустрации (Вассерман).
  • Методика диагностики степени субъективного контроля (Роттер).

Для более детального изучения состояния пациента может быть использован комплекс, состоящий из нескольких методик.

Шкала тревожности

Несмотря на обилие методов только методика Ч. Спилбергера и Ю. Ханина может одновременно измерить тревожность как самочувствие и как характеристику личности. Методика была разработана американским клиническим психологом Чарльзом Спилбергером, адаптирована под отечественные реалии Юрием Ханиным, из-за чего и получила свое название.

Считается, что это одна из лучших диагностик. Методика Спилбергера-Ханина состоит из опросника, в котором есть 40 утверждений. Пункты с 1 по 20 ориентированы на определение уровня ситуативной тревожности. Позиции под номерами 21-41 будут характеризовать личную тревожность.

Кстати, этот опросник адаптирован на 52 иностранных языка и признан международным методом определения степени тревоги и тревожности.

Ситуативная тревожность

Методика Спилбергера-Ханина представляет собой опросник-таблицу, в которой слева написаны утверждения. Напротив каждого из них есть ряд цифр от 1 до 4. Они показывают уровень согласия пациента с утверждением. Чем выше цифра, тем больше уровень согласия. В конкретном тесте присутствуют такие оценочные критерии:

  • Очень редко (почти никогда) - 1 балл.
  • Редко - 2.
  • Часто - 3.
  • Очень часто (практически всегда) - 4.

В этой шкале утверждений сделан специальный акцент на том, чтобы определить состояние пациента в конкретный момент. Это помогает психологу быстро понять, каким образом те или иные изменения влияют на человека.

Личная тревожность

Это нельзя сказать о шкале личной тревожности, которая ориентирована на познание внутреннего мира человека. Второй блок вопросов методики Спилбергера-Ханина состоит из таких утверждений:

  • Я могу находиться в приподнятом настроении.
  • Временами чувствую раздражительность.
  • Меня легко расстроить.
  • Хочется, чтобы мне везло так же, как остальным.
  • Длительное время беспокоюсь из-за неприятностей.
  • Ощущаю, что полон энергии.
  • Всегда беспристрастный и спокойный.
  • Беспокоюсь из-за будущих трудностей.
  • Даже пустяки заставляют меня нервничать.
  • Иногда ощущаю прилив счастья.
  • Все события воспринимаю слишком серьезно.
  • Хочется иметь больше уверенности.
  • Чувствую свою беззащитность.
  • Стараюсь не ввязываться в трудные ситуации.
  • Временами хандрю.
  • Иногда чувствую себя довольным.
  • Отвлекают и беспокоят мелочные дела.
  • Временами ощущаю себя неудачником.
  • Беспокоюсь всякий раз, когда задумываюсь о своих делах.

Обработка данных

На вопросы нужно отвечать без раздумий. Чтобы получить результат, нужно суммировать все полученные числа по каждой из шкал. В пределах одного этапа диагностики человек может набрать от 20 до 80 баллов. Соответственно, чем выше итоговое число, тем выше степень тревожности.

Так, можно определить, что пациенты с количеством балов от 20 до 30 обладают низким уровнем тревожности. Тем, кто получил от 31 до 43 баллов, имеют тревожность на среднем уровне. У тех, чьи показатели превышают отметку в 65 баллов, могут наблюдаться психосоматические расстройства на фоне повышенной тревожности. Очень часто они потребуют психологической (а нередко и медицинской) помощи.

Но практикующие психологи, работающие с методикой И. Спилбергера и Ю. Ханина, обращают внимание еще на один нюанс - это низкий уровень оценок. Ведь нельзя исключать тот факт, что пациенту просто хотелось представить себя в более выгодном свете. Кроме того, полная эмоциональная невосприимчивость и пассивность могут свидетельствовать о затяжной депрессии, апатии, эмоциональном выгорании или переутомлении.

Таким образом, тест Спилбергера-Ханина может отлично диагностировать уровень тревожности человека. Кроме того, его можно использовать и самостоятельно для определения своего эмоционального состояния в конкретный промежуток времени.

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)

В психодиагностике разработано немало методов оценки уровня тревожности. Эти методы применяются, главным образом в консультативной и клинической практике, при работе с детьми.

Тревога – эмоциональное состояние , чувство сильного волнения, беспокойства, нередко без всякого внешнего повода. Состояние тревоги часто возникает и в норме. О патологической тревоге можно говорить, тогда, когда она дезорганизует всю жизнедеятельность человека.

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Различают ситуативную тревожность (связанную с конкретной внешней ситуацией) и личностную тревожность (которая является стабильным свойством личности).

Наиболее известными и широко применяемыми методами диагностики уровня тревожности являются тесты Ч.Д.Спилберга и Ханина, а также методика Тейлора.

Кроме этого разработаны и адаптированы тесты оценки депрессивных состояний (Зунге, В.А. Жмурова), методики диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмса и Раге), уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассермана), уровня субъективного контроля (Дж. Роттера) и др.

Для наиболее полного представления об особенностях эмоциональной сферы и психических состояний индивида используется комплекс психодиагностических методов: как основанные на самооценки состояний, так и проективные методики.

Методики Ч.Спилберга

Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности.

При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Шкала ситуативной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 – отсутствие тревожности).

Результаты подсчитываются по ключу.

Обработка и интерпретация результатов:

до 30 – низкая тревожность;

31-45 – умеренная тревожность;

46 и более – высокая тревожность.

Испытуемому необходимо оценить свое самочувствие в данный момент. Предлагаются, например, такие утверждения: «Я спокоен», «Мне ничто не угрожает», «Я расстроен» и т.д.

В методике есть нормативы, указывающие на высокий уровень тревожности, средний и низкий. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению тревоги в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Также разработана шкала для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), которая также состоит из 20 высказываний.

Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Здесь предлагаются, например, утверждения:

«Я испытываю удовольствие»,

«Я очень быстро устаю»,

«Я вполне счастлив» и др.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкалы ситуативной и личностной тревожности можно использовать в консультативной практике, при оценке результатов коррекции эмоциональных состояний, оценке динамики эмоциональных состояний у работников и т.д.

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

Бланк суждений

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

Я спокоен

Мне ни что не угрожает

Я нахожусь в напряжении

Я внутренне скован

Я чувствую себя свободно

Я расстроен

Меня волнуют возможные неудачи

Я ощущаю душевный покой

Я встревожен

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Я уверен в себе

Я нервничаю

Я не нахожу себе места

Я взвинчен

Я не чувствую скованности, напряжения

Я доволен

Я озабочен

Я слишком возбуждён, мне не по себе

Мне радостно

Мне приятно

У меня бывает приподнятое настроение

Я бываю раздражительным

Я легко могу расстроиться

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

Я чувствую прилив сил, желание работать

Я спокоен, хладнокровен и собран

Меня тревожат возможные трудности

Я слишком переживаю из-за пустяков

Я бываю вполне счастлив

Я всё принимаю близко к сердцу

Мне не хватает уверенности в себе

Я чувствую себя беззащитным

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

У меня бывает хандра

Я бываю доволен

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

Бывает, что я чувствую себя неудачником

Я уравновешенный человек

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Ключ к методике оценки ситуационно и личностной тревожности

Номер суждения

Ситуационная тревожность

(ответы)

Номер суждения

Личностная тревожность

(ответы)