Одно из названий игры салки. А в какие игры играли во дворе вы? Правила игры «Салки»

Детская игра "прятки" наверно самая популярная и известная подвижная игра для детей в любом уголке нашей страны. Эта игра развивает внимательность, хитрость и воображение. Для игры нужно хотя бы два участника, но чем больше - тем интереснее.

Правила игры в прятки

Водящий встает спиной к стене (дереву, забору, или просто закрывает глаза) и громко считает до 10, 50 или ста - как дети договорятся. В это время все остальные участники должны спрятаться на заранее обговоренной территории. Когда счет окончен водящий громко кричит: "Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать. Кто не спрятался - я не виноват!".

Водящий ходит и ищет участников игры. Увидев спрятавшегося, водящий должен, громко крикнув имя спрятавшегося, первым добежать обратно до стены. Если спрятавшийся заметил, что его нашли и первый добежал до стены - то он выиграл. Необходимо найти всех игроков. Следующим водящим становится тот игрок, которого первого нашли и который не успел добежать до стены.

Правила игры в салочки (салки)

Салочки - это очень подвижная и поэтому полезная игра. Развивает координацию движений, скорость, гибкость, выносливость, смекалку. С помощью считалки или жребия участники игры выбирают водящего (салку). Водящий должен громко сказать "я-салка" и догонять остальных участников игры в пределах определенной, заранее обговоренной территории. Догнав и дотронувшись до одного из участников, водящий сам начинает убегать, а тот, кого "осалили" говорит "я-салка" и начинает догонять остальных. В эту игру играют пока не устанут.

Существуют вариации игры:

"Салки с домиком" . Рисуется квадрат в определенном месте - дом. Если убегающий заходит к это "дом" его осалить нельзя. Однако долго находиться в домике тоже нельзя.

Салки "ноги от земли" . Если убегающий поднимает обе ноги над землей (залезает на что-либо), его осалить нельзя.

Салки "Дай руку!" . Убегающий с криком "Дай руку!" может взяться за руку с другим убегающим, и тогда водящий не имеет права их осалить.

Играют 3 и более человек. По жребию или по расчету выбирают одного водящего - «салку». Все разбегаются в пределах установленных границ площадки для игры. По сигналу водящий начинает ловить играющих. Тот, до кого дотронется «салка», начинает водить, т. е. ловить, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

Разновидности игры

«Салки с домом». Для убегающих на земле чертится «дом», где могут спасаться от «салки» убегающие, но долго находиться там они не имеют права.

«Салки - ноги от земли» . Спасаясь от «салок», играющие должны оторвать ноги от земли, подтянувшись на дереве, сесть или лечь, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.

«Салка - дай руку» . При этом варианте убегающий от «салки» кричит: «Дай руку». Если кто-то из играющих возьмет его за руку, то водящий не имеет права их салить. Если же за руки возьмутся сразу три человека, то «салка» может осалить любого крайнего.

«Салки - пересекалки» . Убегающие могут выручать друг друга, перебегая дорогу между «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-либо пересечет дорогу, водящий должен его ловить. Тут снова кто-нибудь стремится выручить товарища и перебегает дорогу. Игра заключается в том, что водящий должен быстро переключаться и ловить нового игрока, перебежавшего дорогу.

«Салки на одной ноге» . Водящий, как и остальные игроки, прыгает на одной ноге. Менять ногу, на которой прыгаешь, можно, но только не чаще,чем через 5 прыжков. Задача водящего осалить любого игрока, прыгая на одной ноге. Осаленный становится водящим.

«Волк» . Играют так же, как в обычные «салки», только у каждого играющего, кроме водящего - «волка», в руках пучок травы. Когда играющий, за которым гонится «волк», видит, что его догоняют, он может бросить траву на землю и сказать: «Твоя трава, волк». Водящий должен подобрать траву и только потом продолжать преследование убегающего. Бросать траву можно только один раз. Пойманный «волком» выходит из игры, а пойманный последним в следующей игре становится «волком». Можно назначить двух водящих.

По материалам книги Н. Гуреева "Активный отдых" (М., "Советский спорт", 1991)

Суть подвижных игр в салки для детей 7-12 лет, как и любых других салок, догнать и осалить противника. Но для детей младшего школьного возраста правила и сюжеты игры можно усложнять. Вот такие «усложненные» салки мы и предлагаем вашему вниманию. Игра в салки развивает в детях быстроту, ловкость, выносливость. Кроме того, это веселое времяпрепровожде ние поможет справиться с гиподинамией после напряженного учебного дня, снять мышечную «зажатость». Незаменимы такие активные подвижные игры и во время выезда на природу или в летнем детском лагере.

Конечно, любое возрастное деление подвижных игр очень условно. Поэтому вы можете поискать подходящий вариант игры в статьях , .

«Морские салки» – подвижная игра для детей 7-12 лет

Любой детской считалкой одного игрока выбирают «акулой» (или «пиратом»). Остальные дети – «моряки». Задача «моряков» – убежать от «акулы», а «акула» хочет их поймать. На площадке чертят несколько небольших кругов – «островов». Стоящий на «острове» «моряк» находится в безопасности – его нельзя осалить. Вместо нарисованных кругов можно использовать в роли «островов» естественные камни или оборудование детской площадки – качели, скамейки и т.п.

Правила подвижной игры «Морские салки»

    Ведущий не имеет права салить игроков, находящихся на «острове».

    На одном «острове» может помещаться только один «моряк».

    Для того чтобы игрока нельзя было осалить, он должен стоять на «острове» сразу двумя ногами.

    Нельзя долго стоять на одном «острове», нужно покинуть его, досчитав максимум до десяти.

    Пойманный «акулой» «моряк» меняется с ней ролями.

«Господин волк» – подвижная игра в салки для детей 7-12 лет

Выбирают водящего – «волка». На земле у края игровой площадки чертят линию. Все игроки, кроме волка, встают за черту. Это их «дом», здесь они в безопасности. «Волк» встает с другой стороны линии, спиной к игрокам и начинает медленно двигаться вперед. Остальные дети следуют за волком, подходя настолько близко, насколько позволяет смелость. Дети спрашивают у «волка»: «Сколько времени, господин Волк?» «Волк», не оборачиваясь, отвечает им, называя любое время. Например, половина восьмого, полночь, пятнадцать часов сорок восемь минут – все, что придет в голову. Но когда «волк» вдруг скажет «Время ужинать!», то он поворачивается и начинает ловить игроков, которые убегают от него, стараясь попасть за безопасную линию – в домик. Тот, кого поймали, становиться новым «волком». Основная прелесть этой игры — неожиданность, внезапность начала погони.

Обезьяньи салки — подвижная игра для детей 7-12 лет

Играют как в обычные салки, но, когда водящий догоняет кого-нибудь из игроков, то игрок может неожиданно начать двигаться каким-нибудь необычным способом. Например, прыгая на одной ноге или бегая на цыпочках. Водящий должен тут же начать двигаться точно так же. Если водящий осалит игрока, не успев при этом сменить способ бега, то даже если и он и осалит участника игры, то это «не считается». Тот, кого осалит водящий, меняется с ним ролями.

«Яд» – подвижная игра в салки для детей 8-12 лет

Как и предыдущая игра, этот вариант салок включает элемент внезапности, тренирует реакцию и концентрацию внимания. Играют небольшой компанией – от трех-четырех до одиннадцати человек. Выбирают водящего. Он встает в центре площадки, перекрещивает руки на груди и растопыривает пальцы. Остальные игроки встают вокруг него и берутся за пальцы водящего – каждый игрок за один палец. Держаться нужно, слегка прикасаясь, но, все-таки, не теряя контакта. Водящий начинает говорить: «Сегодня я ходил на базар и купил… машину, дом, ботинки» – называет любую покупку. Игроки никак не должны на это реагировать. Но, как только водящий скажет «…и купил ЯД!», все дети должны отпустить его пальцы и разбегаться в разные стороны, а водящий стараться их поймать. Тот, кого он поймает, становиться водящим вместо него. Так же водящим становиться игрок, который отпустил палец до того, как прозвучало слово ЯД. Водящий, в свою очередь, может провоцировать игроков на это. Например, говорить, растягивая букву «я»: «… и купил я-я-я-яблоко!»

«Великая китайская стена» – подвижная игра в салки для детей 7-12 лет

В середине игровой площадки на расстоянии метра друг от друга чертят две параллельных линии длиной 6-7 метров. Пространство между двумя этими линиями и есть Великая китайская стена. Ее охраняет «стражник»-водящ ий. Остальные игроки – нарушители границы. Они выстраиваются вдоль одной из линий. Водящий поворачивается вокруг себя и кричит: «Смена караула!» Это сигнал для игроков, что нужно перебежать на другую сторону. «Стражник», конечно, пытается кого-нибудь поймать. Причем, ловить он может даже того, кто стоим на «стене» хотя бы одной ногой. Сам стражник всегда должен оставаться на «стене» двумя ногами. Если он поймал кого-то, случайно заступив за линию, то это «не считается». Тот, кого поймали становиться новым «стражником».

Можно играть и чуть по другому – тот, кого ловят, не сменяет «стражника», а присоединяется к нему. Команду «Смена караула!» подает самый первый водящий, а остальная «стража» поворачивается вокруг себя по этой команде, прежде чем начать ловить «нарушителей». Победителем в игре становиться последний участник, сумевший не попасться «страже». Он и становиться новым водящим.

«Короли, валеты, дамы» – подвижная игра в салки для детей 9-12 лет

На земле чертят довольно большой круг. В центр его встает водящий. Остальные игроки размещаются за пределом круга. Водящий в произвольном порядке выкрикивает «Короли!», «Валеты!» или «Дамы!». После этого крика-сигнала игроки должны пересечь круг, а водящий их поймать. Если водящий крикнул «Короли», то пересекать круг нужно просто бегом; если «Дамы» – прыгая на одной ноге; а если «Валеты» – «гусиным шагом», на корточках. Точно таким же способом двигается и сам водящий. Осаленный игрок сам становится водящим.

В моём советском детстве не было компьютера с безлимитным интернетом. Кабельного телевидения с выбором из 70 с лишним каналов. И хитроумных развивающих игрушек тоже не было. И – как ни удивительно – детство было бесконечно счастливым. В нём был мяч, взлетающий в небо одновременно со звонким «Хали-Хало!». Тёплые ладошки соседских девчонок в обеих руках и разноголосое: «Калим-бам-ба! На что слуга?..». Истрепанная бельевая резинка (то ещё сокровище в эпоху тотального дефицита!) и жестяная банка из-под монпансье, набитая песком, - чтобы прыгать в «резиночку» и классики. Сегодняшних девочек за подобными занятиями увидишь редко. Не хотят? Да нет, скорее, просто не знают правил игры… Что ж, готовьте мелки, резиночку и банку из-под леденцов. Попробуем «вспомнить всё».

САЛКИ

Правила игры в салки (они же «пятнашки», «ловитки» и «ловишки») просты: один или несколько водящих ловят игроков и, когда поймают, меняются с ними ролями. Водящий-«салка» выбирается по жребию или считалкой. Перед началом игры устанавливаются границы площадки, за которые нельзя выбегать: покинувший их автоматически становится водящим. Игроки разбегаются по площадке, и водящий с криком «Я салка!» начинает их ловить. Чтобы осалить игрока, нужно дотронуться до него рукой или заранее оговоренным предметом, но не хватать и не тащить. Каждый новый водящий должен высоко поднять руку и объявить: «Я салка!», чтобы дети знали, от кого им спасаться на этот раз.

По желанию можно немного разнообразить условия игры. Например, начертить в пределах площадки «домик», в котором дети спасаются от водящего, - вот у вас и «салки с домом» . Только не забудьте предупредить детей, что долго «отсиживаться» в домике нельзя! В «салках-пересекалках» убегающие могут выручать друг друга: нужно перебежать дорогу между водящим и тем, кого он догоняет. Если кто-то перебежит дорогу, то «салка» должен ловить именно его. Салки «Давай руку!» улучшают взаимодействие между детьми. Убегающий может крикнуть: «Дай руку!», и если кто-то из ребят возьмет его за руку, водящий не имеет права осаливать эту «сладкую парочку». Но если к ним присоединится еще один ребенок, то есть взявшихся за руки деток будет трое, то «салка» имеет право поймать любого крайнего игрока.

КЛАССИКИ

Некогда популярные, а сегодня почти забытые, «классики» - не просто занимательная игра. Это еще и превосходный способ развития глазомера и чувства равновесия, тренировка хорошей координации движений и прекрасная нагрузка на ноги. Для игры нам понадобится: сухой асфальт (прямоугольник примерно 2м х 1м), мелки и бита. Биту при желании можно заменить шайбой или плоским камнем, но куда интереснее сделать её собственноручно! Берем плоскую металлическую баночку (из-под гуталина, крема для обуви или леденцов – от чего найдете) и плотно набиваем ее песком. Бита должна получиться довольно тяжелой. Она не должна раскрываться от удара об асфальт, поэтому знатоки «классиков» биту слегка деформируют (вгибают). Если не нашли подходящую баночку – не беда: можно сделать биту из двух крышек – капроновой и жестяной. Насыпьте между ними песок и закрепите (для прочности можно обмотать изолентой).

Затем расчерчиваем асфальт на «классики» - их может быть 8 или 10 (в каждом дворе были свои особенности игры, поэтому единых правил нет). Рисуем прямоугольник с двумя рядами по 4 или 5 клеточек соответственно. Нумерация начинается с левой нижней клеточки (класса) до левой верхней и продолжается с правого верхнего до правого нижнего класса. Если хотите усложнить игру – добавьте клетку «огонь». Если бита случайно попадет в нее, то все достижения «сгорят» и придется начать игру с самого начала.

Первый игрок начинает игру, бросая биту в «первый класс» - левую нижнюю клеточку. Затем, прыгая, он толкает ногой биту во второй «классик», в третий и так далее. Одновременно нужно самому перепрыгивать, не задевая линий. Из последнего «классика» нужно вытолкнуть биту за пределы поля. После успешного окончания первого кона игрок бросает биту во второй квадрат, после окончания второго кона – в третий, и так далее.

В первом уровне, который состоит из 8 или 10 конов соответственно, игроки просто перешагивают из клеточки в клеточку, стоя на двух ногах. Затем следуют более сложные уровни с тем же количеством конов. Например, такие:

Второй – прыгаем по «классикам» на одной ноге.
Третий – «кочерга». Прыгаем на правой ноге, а биту пинаем всегда влево. Можно отдохнуть на пятом квадрате, стоя на двух ногах.
Четвертый – прыгаем на левой ноге, а биту пинаем вправо. "Переменка" - на шестом квадрате.
Пятый - прыгаем и пинаем биту двумя ногами сразу.
Шестой - прыгаем и перебрасываем биту через одну клетку (1-3-5-7-9).
Седьмой - нельзя смеяться. Все вокруг в это время пытаются рассмешить.
Восьмой - можно кидать биту из пятого класса (квадрата).
Девятый - кидаем биту на "9" и прыгаем с закрытыми глазами.
Десятый - ручеек (10 раз на одной ноге из первого - в десятый), а биту при этом можно не трогать.

При этом в одном классе нельзя стоять двумя ногами (за исключением первого и пятого уровня и оговоренных «переменок»): даже самое легкое касание второй ногой означает переход хода. Также нельзя топтаться и подталкивать биту в пределах одного класса. Если бита попала на линию, вылетела за пределы поля или угодила не в тот «класс» - ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот игроков, который прошел все уровни от начала и до конца.

РЕЗИНОЧКА

Еще одно сокровище из времен советского детства – это обычная бельевая резинка длиной от 2 до 4 метров, связанная в кольцо. Если одновременно в одной точке пространства оказывались 2-3 девочки и резиночка, то моментально начиналась игра – «на радость» учителям в школьных коридорах и соседям снизу, если скакали дома.

Для игры в резиночку требуется не меньше трех игроков (третьего игрока может заменить стул, столб или дерево, подходящее по диаметру). Двое игроков растягивают резиночку и надевают себе на ноги, а третий должен пропрыгать через эту преграду определенные комбинации. Если попытка оказывалась удачной, то резинка поднималась выше. Если прыжок не удался, то игрок меняется местами с одним из держащих резиночку (если играют две пары, то игрока может попробовать «выручить» партнер по команде). Теоретически существует семь уровней, но обычно удавалось доходить максимум до четвертого:

- первые – резиночка на уровне щиколоток
- вторые - на уровне колен
- третьи - на уровне бедер
- четвертые - на уровне пояса
- пятые - на уровне груди
- шестые - на уровне шеи
- и даже седьмые - резинка держалась руками на уровне ушей.

Жестких правил и комбинаций прыжков нет – в каждом дворе игра шла по своим правилам. Обычно те, на ком держится резиночка, имели право «заказывать» фигуры. Начинали с «простых » (надо прыгать так, чтобы ноги оказывались по обе стороны то одной, то другой резинки - как бы садиться верхом на каждую резинку). Наступать на резинку нельзя. Можно заказывать любое количество: «двое простых», «десять простых», «с остановкой» или без. Если удалось успешно проскакать «простые» на каждом уровне, то переходим к следующим комбинациям. Например, к «пешеходам » - нужно наступить каждой ногой на резинку и в прыжке поменять ноги 4 или 5 раз, проговаривая «пе-ше-хо-ды» или «пе-ше-хо-ди-ки». Или к «ступенькам » - прыгаем двумя ногами (вместе) - подпрыгиваем, зацепляем одну резинку, наступая на другую, потом одним прыжком освобождаемся от резинки и выпрыгиваем с другой стороны.

Можно изменять не только высоту, но и ширину резиночки. Обычно она натягивалась на ширине плеч, но можно попробовать поскакать "узенькие " (те, кто держит резиночку, сдвигают ноги близко-близко) или "совсем узенькие " (резинка на одной ноге, чтобы прыгать через нее было совсем неудобно). В общем, если подключить фантазию, то можно скакать, не повторяясь, целое лето все дни напролет!

«А вот мы прыгали совсем не так…», - задумчиво сказали Вы, прочитав эту статью. Так выключите компьютер, возьмите мелки или бельевую резинку и выходите со своей дочкой на улицу! Расчертите «классы», натяните резиночку, - и ноги сами вспомнят, как оно было тогда, в далеком и солнечном детстве…

Эта подвижная игра имеет много названий – салки, пятнашки, ловишки. Но суть от этого не меняется: догонять и убегать.

Обучаться «правилам» этой игры малыши начинают очень рано. Ведь когда мама говорит малышу: «Ой, догоню, догоню!» и «бежит» за ним – это уже салки. В самые простые салки-догонялки самостоятельно играют детки от четырех лет. Правила элементарные. Водящий-салка (или пятнашка) должен догнать и осалить (запятнать) игроков, то есть дотронуться до них рукой. Как только это удалось, салкой становиться пойманный игрок. Но у этой простой игры есть огромное количество вариантов. Представляем вам некоторые из них.

Салки с «сюжетами» – подвижная игра для детей с 4 лет

Для детей постарше и сюжеты будут посложнее. Познакомиться с такими салками вы можете в статье и

«Салки с домиками» – подвижная игра для детей с 5 лет

Перед началом игры на площадке чертят круги-домики. Если игрок, убегая от водящего, забегает в круг, то он находится в безопасности. Перед началом игры лучше договориться о том, что нельзя находиться в «домике» слишком долго. Например, можно прятаться только до счета десять. Домики можно и не рисовать. Например, использовать в качестве «домиков» камни, скамейки, инвентарь детской площадки. Разнообразить сюжет игры можно, сыграв в или

Можно обойтись и вовсе без «стационарных» домиков. Игрок может считаться в «домике», если он остановиться, поднимет руки над головой, как крышу (или служит руки крестом перед грудью) и произнесет: «Чик-трак! Чур, я в домике!». Можно договориться, что «в домике» считается тот, кто встал с любым другим игроком в пару.

«Салки – ножки на весу» – подвижная игра для детей с 6 лет

Похожа на игру «Салки с домиками». Здесь игрок, чтобы оказаться в безопасности, должен оторвать от земли обе ноги. Сделать это можно по-разному: сесть на скамейку или на землю, повиснуть на руках, уцепившись за ветку или перекладину спортивной стенки и т.п. Если вы договоритесь, что оторвать ноги от земли можно только повиснув на руках, то максимальное время нахождения в безопасности можно не оговаривать – все равно слишком долго никто в такой позе не проведет – устанет.

«Колдунчики» – подвижная игра в салки для детей с 6 лет

С помощью считалки выбирают водящего-«колдун а». Остальные дети убегают от него, а он их догоняет. Тот, кого осалили, считается заколдованным. Такой игрок должен остановиться на месте и расставить руки в стороны. «Заколдованного» игрока можно освободить от чар, если кто-нибудь из детей дотронется до его руки. Выигрывает последний оставшийся игрок. Он и становиться новым «колдуном».

Очень хорошо получается играть в эту игру командами, особенно если детей много. Ребята делятся на две одинаковые группы. «Колдунов» можно как-нибудь отметить. Например, повязать ленточки, галстуки, дать в руки «волшебный предмет». Роль волшебного предмета могут выполнять любые мягкие предметы – мячики, мягкие игрушки. Для предотвращения травм от любых палочек, даже волшебных, лучше отказаться. Играют до тех пор, пока все игроки не будут «заколдованы». После этого команды меняются ролями.