Обзор игры risen 2 dark waters

Новый эпизод истории Risen начинается через несколько лет после окончания первой части. Главный герой, одолев огненного титана, теперь проводит большую часть времени в кровати с бутылкой рома. Как почетному члену инквизиции, ему открыты мелкие радости свободной жизни, но внезапно все меняется: на горизонте появляется Титан Воды Мара, с жестоким Кракеном, медленно добивающим остатки человечества. Естественно, одноглазый пьяница, единственный на весь материк секретный агент, способный замаскироваться под пирата, войти в доверие к четырем капитанам, обладающим волшебным оружием, может спасти мир.

События Risen 2 происходят на нескольких островах, разбросанных по океану. Главный герой мечется между NPC, выполняя дикие задания, попутно пополняя свою команду верными напарниками. Кроме спасенной из пены морской дочери капитана “Железная борода ” (привет, Пелевину ), ему предстоит встретить сумасшедшего врача, изгнанную из племени колдунью и склонного к клептомании гнома. Каждый из героев борется за внимание красавца-героя и всячески ревнует конкурентов. Впрочем, все эти заискивания и сцены ревности не влияют на сюжет и действия напарников в реальном бою. Помощники служат бессмертным пушечным мясом, способным отвлечь сильного врага, пока вы перегруппируете собственные силы для очередного удара. Впрочем, если вы хотите, чтобы ваши напарники могли восстановить силы, не дожидаясь финала поединка, то их всегда можно снабдить бутылкой-другой отменного грога.

За выполнение заданий и истребление живности герой получает очки опыта, названные здесь "Glory Points ", на которые можно прокачать один из основных атрибутов. Каждому уровню соответствуют классовые умения. Их можно покупать за золото у многочисленных тренеров. Например, улучшив атрибут “Хитрость ”, вы можете научиться взлому замков, краже и трюкам, вроде тренировки попугая, отвлекающего врага.

Атрибуты Blades и Toughness помогают в рукопашном бою, влияя на контратаки, скольжения, удары ногой и общий уровень здоровья. Voodoo заменяет магию и зельеварение, указывая на силу колдовских способностей. И, наконец, Firearms отвечает исключительно за огнестрельное оружие, которое используется в сражениях в качестве связки между ударами саблей или мечом. В качестве внешнего перка выступают многочисленные Legendary Items , которые навсегда повышают одну из способностей героя. Упомянутые выше зелья служат той же цели, но на короткий промежуток времени.

Боевая система Risen 2: Dark Waters добавлена, как связующее звено и удлинитель времени между квестами. Неудачная с самого начала, она заставляет игрока несколько часов прокачивать уровень, чтобы к середине повествования стать историей без вызова. Главный герой, секретный агент, в начале игры подобно невинной жертве вынужден терпеть издевательства кабанов, ящеров и местных пиратов, которые прекрасно блокируют удары и наносят контрвыпады. Как и в случае с первой частью, весь челлендж пропадает во второй половине игры: упакованный персонаж без труда выкашивает десятки врагов с прямотой сельскохозяйственного комбайна. Все эти навороты с магией, специальными приемами, блоками и контрударами на этом этапе становятся просто не нужными. Даже пистолеты не требуются для уничтожения врагов. Достаточно иметь героя-танка и все также давить “X”, только в отличие от первых игровых часов вы рассчитываете не на удачу, а на остроту собственных клинков.

Все, для чего может вам понадобится та же магия, - это создание кукол вуду для выполнения специальных заданий: необходим минимальный уровень прокачки этого атрибута. Сражения с боссами служат исключением из правил, но даже здесь достаточно иметь большое количество выпивки и еды для восстановления здоровья, и поединок обязательно закончится победой.

В сложных сражениях Risen 2: Dark Waters почти всегда сбой дает управление, которое и так не блещет дружелюбием. Попасть гарпуном в пасть гигантскому монстру иногда можно считать не меньшим достижением, чем битва страдающего рахитом героя одновременно с тремя пауками.

Зато история и многочисленные задания, каждое из которых можно решить несколькими способами, поддерживают интерес к игровому процессу на высоте. Почти всегда взвешенный юмор и отсылки к классике вроде Monkey Island и тем же Корсарам , оставляют у игрока приятное удовлетворение. Сюжет при всей своей каноничности предлагает несколько резких поворотов и непредсказуемых моментов, не говоря уже о приятных сюрпризах некоторых квестов.

Если отмести в сторону короткие схватки и сюжетные нестыковки, Risen 2: Dark Waters напоминает больше классическое приключение с ролевыми элементами, чем прошлые проекты Piranha Bytes . И, наверное, это правильное направление для серии, учитывая резкий рост популярности приключенческих проектов вроде Walking Dead . Единственное, что огорчает - это все те же многочисленные ошибки и шероховатости консольного порта, одна из которых фактически не позволяет закончить игру, в случае использования не той ветки диалога. Впрочем, если вы готовы терпеть часы унизительной прокачки и прорываться сквозь десятки медленных заданий, терпеть все колкости кривого управления, то вы истинный поклонник творчества Piranha Bytes .

Тестировалась версия для Xbox 360

Piranha Bytes не перестают удивлять. Делать умеют только старую добрую "Готику" (исключаем последние части), ничего нового от игры к игре никогда не изобретают, а итог всегда один - получается крепкая RPG. Конечно, можно обвинить разработчиков в топтании на месте и не желании двигаться вперёд, что естественно вызывает некоторые опасения по поводу их нового проекта Risen 2: Dark Waters . Но, начав играть, от этих опасений не остаётся и следа.

Как мы помним, в первой части Risen "безымянный" герой сразил огненного титана. Но человечеству это не сильно помогло, а только ещё больше разгневало оставшихся титанов. Стало быть, всё плохо, однако надежда спасения человечества до сих пор остаётся благодаря существованию оружия, с помощью которого любого титана можно уничтожить. Собственно, поиск этого оружия и является основной сюжетной линией Risen 2: Dark Waters.

Старая игра в новой упаковке

Разработчики целиком и полностью посвятили игру пиратам. Конечно, герой всё тот же "безымянный", только теперь он остался без одного глаза, да к тому же напивается до чёртиков. Может, он так бы и сгинул в небытие, если бы вновь не повстречал пиратку Пэтти. Тут то и начинаются наши приключения.

Спустя некоторое время "безымянный" становится пиратом, а сама игра начинает чисто внешне походить на некое подобие серии игр "Корсары", только здесь отсутствует прямое управление кораблём. Но за внешней "пиратской" одёжкой скрывается внутри себя полноценная "Готика" с доработанной игровой механикой. И это замечательно! В то время, пока многие другие разработчики занимаются придумыванием никому не нужных одноразовых "аттракционов", Piranha Bytes медленно и верно совершенствуют существующую концепцию, пытаясь довести её до идеала от игры к игре.

Среди тёмных вод прекрасных мир живёт

До сих пор в играх от Piranha Bytes игрокам приходилось до фантазировать в своём мозгу происходящее на экране, но начиная с Risen 2: Dark Waters подача истории поднялась на новый уровень благодаря внедрению как-сцен на движке игры. Вы не поверите! Но героям даже начинаешь сопереживать. А во время сцен гибели некоторых из них пробегает приятная дрожь по телу. Лично для меня, эта "дрожь" и является главным доказательством великолепно сделанной на совесть игры.

Мир - так он получился большим, живым, красивым. Некий аналог Карибского бассейна возвели разработчики. А по размерам он вполне сопоставим с Gothic 3 . В нём имеется несколько островов и частей материков, размеры которых по отдельности чуть ли не превосходят единственный остров "Фаранга" из Risen. Их детальная проработка заслуживает дополнительных благодарностей для разработчиков. В тот момент, когда кажется, что эту красоту уже ничто не испортит, наружу вылезают кривые анимации и кукольная жестикуляция персонажей, которые никак не годятся для игр 2012-го года. Но в остальном всё стало только лучше.

Например, больше нет проблем с быстрыми путешествиями, поскольку никаких магических камней для телепортации искать не надо. Достаточно найти ключевую область на новой территории, и она сразу станет доступна для быстрых перемещений. Но в основном приходится бегать на своих двоих, ведь каждая локация просто огромная, а ключевых точек для возможной телепортации не так уж и много. И это прекрасно так же, как замечательно то, что в игре по-прежнему нет никакой магической стрелки с подсказкой. Ориентируемся лишь по пометкам на карте и дневниках.

Появились интересные QTE, которые могут возникнуть на экране в любой момент. Скажем, идёте сквозь джунгли, как вдруг из неоткуда возникает смертельная ловушка, избежать которой поможет лишь правильная и вовремя нажатая клавиша. А иначе - ты труп! Существует QTE где-то на заднем плане, нам не навязывается и органично вплетается в игру таким образом, что никакого особого значения этому придать просто невозможно. Ну, есть в игре QTE, и пусть! То есть видно, что разработчики сделали не аттракцион, а самый настоящий элемент "геймплея". А это далеко не каждому по силам.

Золото - это всё

Без денег далеко не пройдёшь: будь то плата различным NPC за их услуги, либо приобретение важных навыков для своего персонажа. Поэтому тратить приходится много, но куда больше уходит сил на зарабатывание. Так появляется стимул проходить квесты ради славы и трофеев, а затем некая боязнь потратить всё сразу, потому что никогда не знаешь, когда в очередной раз понадобятся деньги. Порой случается очень грустное осознание того, что карманы оказались пустыми.

Впрочем, это только пол картины, так как деньги напрямую связаны с учителями, а они в свою очередь с очками славы. Итак, мы хотим улучшить навык владения саблей, значит должны потратить очки славы на навык холодного оружия и только после этого заплатить золотом учителю, который обучит "безымянного" героя владеть этим навыком. Но есть и другой способ повысить параметры своему персонажу. Любые вещи, которые одевает персонаж, тем или иным образом влияют на дополнительные параметры персонажа. Так мы становимся хорошим вором, лучше общаемся с собеседниками, ускоряем скорость перезарядки огнестрельного оружия, учимся магии вуду и т.д. Поначалу эта система кажется запутанной, но на самом деле она очень проста и логична.

Кстати, огнестрельное оружие было добавлено впервые, именно поэтому интересно узнать: не портит ли оно баланс? Интересно ли из не стрелять? Как оказалось, это одно из самых лучших нововведений, что только могли придумать разработчики. Баланс ни коем образом ни рушится, а наоборот вносится больше разнообразия в схватки. Но и здесь есть несколько сюрпризов. Из винтовок мы стреляем самостоятельно, как в любом экшене от 3-го лица, а пистолеты, напротив, герой использует без нашей помощи. То есть, поворачиваемся на врага, жмём кнопку, наш герой сам прицеливается и стреляет прямо в лицо.

У пистолетов есть интересный навык, потратив очки на который, можно пристрелить особо надоедливого собеседника прямо во время разговора.

Другое великолепное нововведение - это магия вуду, позволяющая вселиться в другого персонажа и заставить его сделать именно то, чего сейчас хотите вы. Скажем, вы заставите кого-либо выдать вам награду золотом или прикажете охране покинуть свой пост, чтобы открыть дорогу своему персонажу. Вообщем, очень интересная магия, но опять же на её прокачку требуется очень и очень много денег и очков славы. А значит, побегать по различным квестам придётся много.

Закат на острове сокровищ

Risen 2: Dark Water вышла весьма вовремя - нормальных игр о пиратах не выходило давно, четвёртые "Корсары" сгинули где-то в глубинах небытия, а пиратское DLC для Two Worlds 2 под названием Pirates of the Flying Fortress далеко не так хорошо получилось, каким хотелось бы его видеть. Так что пока Risen 2 остаётся потенциально лучшей ролевой игрой 2012-го года. Конечно, игра не лишена недостатков, особенно это касается её технической стороны. Однако во всех остальных аспектах Piranha Bytes показала высший класс.

Плюсы: много интересных квестов, пиратский юмор, хорошо поставленные диалоги и отлично проработанные персонажи, хороший сюжет без провисаний.

Минусы: деревянная анимация и некоторые недоработки в технической стороне.

Будь анимации более современными, игра могла бы получить дополнительно 0,5 баллов.





































Меня зовут героем Фаранги и лейтенантом. Точнее, звали до того, как я принужден был в целях конспирации начать скрывать свою связь с Инквизицией. Вас, кстати, не удивляет, что такое название носит организация, очень мало похожая на все эти религиозные ордены с обязательными воскресными службами, умерщвлением плоти и регулярным сжиганием еретиков по пятницам? Меня - нет. Привык. Я твердо знаю, что Инквизиция - это воинская дисциплина, цивилизация, голубые мундиры и превосходство белой расы над черными туземцами. Может, в других местах инквизиторы действуют и одеваются иначе, но здесь, на островах, есть две главные религии: ром и вуду. Обе к Инквизиции отношения не имеют.

Так или иначе, с момента, когда пиратская дочь Пэтти вывалилась на берег в Кальдере, где я как раз напивался в свое удовольствие, жизнь моя снова пошла кувырком. Кальдера, если кто не в курсе, - последний оплот «голубых мундиров», город, защищенный магическими кристаллами. От чего защищенный? Как же - от водоплавающей титанши Мары и ее прислужников. Огромные кракены, морские зомби и земляные титаны у нее прямо-таки на побегушках. Неудивительно, что весть о существовании сверхсильного оружия, способного уничтожить Мару, взбудоражила сознание моего непосредственного начальника, коменданта Карлоса. Меня отправили в стан врага, то есть к пирату Стальной Бороде, которому Пэтти как раз и приходится наследницей. Именно этот тип якобы нашел гарпун, который должен заставить титаническую помесь женщины и осьминога отправиться к праотцам, если они у нее, конечно, есть.

Встретились два одиночества. И одно одиночество прикарманило второе.

Этические трудности

Только инквизиторские умы просчиталась. Стальная Борода оказался душкой и своим в доску парнем, а к Пэтти я был неравнодушен еще с прошлой встречи. Так что, добравшись до пиратского логова на острове Такаригуа, что, между прочим, оказалось совсем непросто, я понял: мне - по пиратскому пути. Тем более что повязка на глазу у меня и так уже есть, бандану найти - не проблема, а с ромом и прочими спиртными напитками я вообще всегда дружил.

Вот дальше уже начались сложности. Острова - суровое место, где сидеть на двух стульях искателю приключений никто не позволит. Молукки, или Шаганумби, как они сами себя называют, - чернокожие туземцы, которых представители Инквизиции используют в качестве рабов, - лютой ненавистью ненавидят своих угнетателей. Угнетатели, в свою очередь, не склонны воспринимать местных чернокожих в ином качестве. Либо рабы, либо мятежники, которых необходимо истребить. Так что в погоне за чудесным гарпуном мне пришлось выбирать между необразованными и поначалу даже не слишком дружелюбными, но милыми аборигенами и хорошо знакомыми, но аморальными рабовладельцами. Выбор был бы очевиден - в пользу рабовладельцев, конечно, - если бы не магия вуду, овладеть которой может только большой друг Шаганумби, причем в качестве особого исключения.

Оно ведь как тут, на островах: приезжаешь поначалу слепым котенком, даже если считаешь себя великим воином. На местные замки смотришь, как баран на новые ворота. Я уже не говорю о том, чтобы уговорить хорошенькую цыпочку оказать тебе внимание или угрозами добиться от упорствующего торговца, чтобы он продал тебе припасы в обход эмбарго.

Поймал я как-то ворюгу и пропойцу по имени Джим в лагере чернокожих. Попросил научить азам воровского ремесла. Так этот пройдоха запросил пятьсот полновесных золотых только за то, чтобы сказать мне: «Прежде всего следи за тем, чтобы тебя не поймали». Ну да, сам бы я никак до такого не додумался! И ведь что я вам скажу: пятьсот - это самое малое, что могут запросить все эти доморощенные наставники. За все надо платить. Хочешь научиться лучше держать саблю - плати. Хочешь уметь управляться с копьями туземцев - раскошеливайся. То же с убеждением, угрозами, воровством. С экипировкой полегче - в крайнем случае ее можно содрать с убитых. Или сделать самостоятельно, что, вообще-то, совсем даже не плохая идея, особенно если в пути попадется пара деталей для легендарного оружия.


Солнечный день, сахарные плантации, жара - прекрасная обстановка для глупой, нелепой смерти, как вы считаете?

Финансовые трудности

Денег все время не хватает, хотя поначалу и кажется, что они буквально под ногами лежат. Хочешь - грабь древние могилы на свой страх и риск. Риск - потому что незадачливого охотника за сокровищами в старинных руинах часто подстерегают ловушки, кровожадные гули, гигантские пауки и здоровенные стражники. Если тебе больше по душе промыслы, ты можешь охотиться на животных, сдирая с них не только шкуры, но и когти, перья, кости. Правда, для того чтобы обчищать тушки как следует, придется постоянно таскать с собой нож для снятия шкур, пилу для костей и другие приспособления, но не такая уж это и проблема, учитывая, что заплечный мешок способен уместить в себя целый мир и не лопнуть. Кстати, поместив в рюкзак еще и кирку, можно добывать золото в пещерах, где иногда попадаются жилы.

Еще один способ заработать на пропитание и обучение - кладоискательство. Острова нафаршированы кладами как утка - яблоками. Без карт в этом деле - никуда. Хорошо, что их можно найти не только на трупах убитых пиратов, но и в продаже у некоторых торговцев. Кстати, покупка карты сокровищ решает сразу две проблемы: денежную и топографическую. При первом попадании на каждый из островов мне приходилось ориентироваться по неровностям рельефа, по убитым животным, по солнцу и мху на деревьях. Сам я картографическими навыками не владею, поэтому я мог оббегать весь несчастный клочок суши пять раз подряд - и все равно не иметь под рукой никакой схемы местности. Обычную карту, как правило, тоже можно купить непосредственно на острове, но поверьте: брать сразу карту сокровищ - гораздо выгоднее.

Я так заболтался с этими картами, что почти забыл написать о самом главном методе заработка - о заданиях. Почти каждому человеку, которого я знал по имени, было что-нибудь от меня нужно. Часто разные люди просили меня собрать остатки груза с разбитых кораблей. Хорошенькая дочка коменданта раз предложила мне приносить ей охотничьи трофеи, чтобы… создавать из них наряды для великосветских дам. Всем, кто связан с производством и сбытом рома, нужны были курьерские услуги. Собрать мешки с сахаром, доставить мешки с сахаром, забрать ром, доставить ром. И ведь за каждое поручение мне платили золотом. Спиртное здесь вообще больной вопрос. Его катастрофически мало даже у тех торговцев, которые промышляют продажей провианта. На одном из островов я вообще не смог найти человека, готового продать мне хотя бы бутылочку грога, не говоря уже о роме. А ведь без алкоголя - смерть. Натурально смерть, потому что «горючее» бодрит кровь, восстанавливает жизненные силы и помогает забыть о ранах в бою. Примерно такой же эффект оказывают зелья, восстанавливающие здоровье, на материках.

Я слышал, что искателям приключений из параллельных вселенных повезло с золотом гораздо больше. Будто бы его даже не на что тратить толком. Здесь - не так. Каждая серебряная тарелка, каждый золотой идол - на счету, потому что количество ресурсов не бесконечно, а научиться нужно многому, не забыв при этом о снаряжении и «зеленом змие».


Иногда спиритический сеанс заканчивается плачевно: призванный дух начинает подрабатывать Капитаном Очевидностью.

Лексические трудности

Речь на островах - причудливая и необычная. Шаганумби, с которыми я довольно много общался, говорят на своем языке - странном, но довольно благозвучном. Вместо «да» они говорят «чи», женщин, владеющих вуду, называют «кики» и очень много внимания уделяют обрядам, ритуалам и всякой мутной ерунде, связанной с мудрыми предками. Но их вуду - действительно мощная штука, у которой нет аналогов. Вся эта материковая магия, о которой здесь пришлось забыть, - детский лепет по сравнению с вуду. Я мог, например, при помощи куклы переселить свое сознание в чужое тело и заставить другого человека действовать так, как мне нужно. Что самое удивительное, бедняга, подвергшийся злобному «колдунству», даже не замечал, насколько нехорошо с ним только что обошлись.

Конечно, магия аборигенов отнюдь не ограничивается куклами. Можно создавать кольца, амулеты и скипетры. Можно использовать проклятия прямо в бою. У них даже существует своя собственная разновидность алхимии, и, хотя ингредиенты для зелий добыть подчас весьма непросто, результат использования котлов серьезно облегчает жизнь. Какой-нибудь настой, благодаря которому я начинал вдруг изъясняться в пять раз более убедительно, не раз приносил мне новые задания, которые в противном случае недоверчивые жители даже не попытались бы мне поручить. Чтобы достичь такого же уровня убедительности без использования зелий, мне пришлось бы долго и упорно тренироваться, забросив боевые навыки, поскольку на них попросту не хватило бы денег.

Локализация от «Акеллы», на которую нам довелось взглянуть одним глазком, выполнена довольно добротно. Однако стоит учитывать, что в русском переводе в значительной мере теряется впечатление от разнузданности пиратского языка: диалоги причесаны, уложены и покрыты лаком. Даже характеристика «cunning», которая могла бы в русской версии звучать как «хитрость» или «коварство», была переведена нейтрально - «ловкость». Такой подход, безусловно, делает игру пригодной для более широкой аудитории, но неизбежно стирает некоторые оттенки смысла, составляющие особую прелесть Risen 2.

Несмотря на торжественную и наивную серьезность людей, которых называют «молукками», юмор порой не чужд им так же, как и пиратам. Как-то я советовался с моей спутницей Шани, вызывающей, по всей видимости, нешуточную ревность у Пэтти. Я пожаловался на невозможно трудную, как мне тогда казалось, задачу - заставить обитателей Пуэрто Изабелла загрузить корабль водой. Знаете, что ответила Шани? «Ерунда, даже дурак справится с этим». А когда я почувствовал себя задетым и переспросил, она уточнила: «Если дурак - местный комендант». И ведь действительно оказалась права - комендант неплохо послужил нам, когда мы обстряпывали это дельце.


Какая мелочь может погубить личную жизнь женщины: стоит ей оказаться ниже пояса осьминогом - и вот уже никто не хочет на ней жениться!

У пиратов тоже есть свое наречие. Они безбожно ругаются и постоянно угрожают друг другу различными болезненными операциями насильственного характера. Если какие-то другие боги рассказывали вам про романтичных ребят в треуголках, которые грабят богатых и отдают бедным, галантно обращаются с женщинами или сражаются против тиранического режима, - забудьте все эти бредни. Пираты - разношерстная компания, которая состоит из воров, жуликов и негодяев различной степени отъявленности. Светлые исключения из общего правила встречаются, конечно. Пэтти и ее отец, например. Но общая масса флибустьерского народца - далеко не те ребята, с которыми вы хотели бы скоротать вечерок. Честное слово.

Боевые трудности

Острова - это место, где нужно каждую секунду быть готовым к неожиданностям. Идешь, бывало, себе по широкой дороге, никого не трогаешь, и вдруг - бац! - тебя пронзают острые колья - капкан, расставленный то ли на человека, то ли на вепря. Доля секунды отделяет тебя от смерти: успеешь вовремя откатиться - молодец. Не успел - прости, приятель, твой гроб отправят твоей матери. Хотя нет. Не отправят, потому что даже не найдут тела. В джунглях всякого зверья валом - сожрут.

То же бывает и в бою. Леопарды любят прижать жертву к земле, гули запрыгивают на плечи, аллигаторы сосредоточенно пережевывают врага, а результат один - смерть, если не получилось вовремя освободиться и нанести ответный удар: рубануть саблей, выстрелить, бросить в голову кокос или натравить на противника ручную обезьянку. Не легче и с «человеческими» соперниками - они нападают толпами. Один раз мне пришлось сражаться сразу с восемью умелыми воинами одновременно. Хорошо, что со мной была Шани.

Спутники, а в особенности спутницы, немного скрашивают непритязательный быт искателя приключений. Обычно я мог взять с собой только одного компаньона, даже если на корабле в моем распоряжении и была целая команда. Однако глупо было бы считать, будто в нашей связке я выглядел безоговорочным командиром. В пылу битвы каждый мой помощник самостоятельно решал, что ему делать и когда.

Раз уж мы заговорили о команде, стоит сказать пару слов и о корабле. Понятно, что поначалу - и довольно долго, между прочим, - корабля у меня не было. Поэтому, прибыв на какой-нибудь остров, я застревал там до тех пор, пока какая-нибудь сердобольная душа не подбирала меня на борт. В конце концов мне это надоело. Водный транспорт, которым я обзавелся в результате небольшой махинации, позволил мне путешествовать между островами в любой момент в любой последовательности. Только тогда я смог ощутить себя по-настоящему свободным…


Пиратские притоны похожи друг на друга. Только расположение красных фонарей помогает отличать притон в Антигуа от притона на Такаригуа.

На этом текст обрывается. Найденное в бутылке письмо, написанное безымянным путешественником, адресовано безымянным адресатам и, по всей видимости, служит своеобразным путеводителем по островам. Мы же можем добавить ко всему сказанному вот что. Пожалуй, самой высокой оценкой от рецензента может быть вот такая форма обзора - когда вживание в образ и атмосферу становится настолько сильным, что даже в рецензии не хочется с ними расставаться. Когда хочется закрыть глаза на откровенное несоответствие графики современному уровню технических возможностей, простить разработчикам странную анимацию, перестать рассуждать о ролевых системах и геймплее. Risen 2: Dark Waters подобна настоящему пиратскому рому. Она будоражит воображение и опьяняет терпкой, насыщенной, горячей атмосферой островной романтики. Этот мир, пожалуй, глубже, чем мир «Пиратов Карибского моря», многограннее, чем повесть о Гайбраше Трипвуде. И даже исключительно «сухопутная» динамика игрового процесса не портит общего впечатления.

Итак, перед нами одна из самых успешных «пиратских» RPG. Не удивляйтесь, если в процессе игры у вас отрастут сабля и треуголка.

Плюсы : динамичный и логически выверенный сюжет; атмосфера островной романтики; стройная и оригинальная ролевая система; необычное решение «магического» вопроса; высокая квестовая насыщенность локаций; нелинейность и свобода выбора.
Минусы : не самая современная графика.

Бывают актеры одной роли, музыканты одной песни, а есть разработчики одной игры. Такими долгое время были немцы из студии Piranha Bytes, которые годами делали одну и ту же су ровую RPG под названием Gothic. Даже потеряв права на этот бренд, в новом проекте Risen они снова сделали то же самое. И вот пришло время анонса сиквела Risen 2: Dark Waters - неужели опять? В пятый раз?! Кажется, нет.


Бочонок рома
«Мы делаем пиратскую ролевую игру. В ней вы найдете все непременные атрибуты этой темы - сокровища, попугаев и, конечно, много рома! А также сабли, пушки и огнестрельное оружие». - рассказывает в интервью «Игромании» Михаэль Хоге, один из руководителей проекта. Да, пираты были и в предыдущих проектах студии (вспомните дополнение «Ночь ворона» для Gothic 2 или некоторые квес- ты из первой Risen), но теперь авторы решили посвятить флибустьерам целую игру. Действие сиквела развернется на нескольких островах, между которыми можно будет плавать на собственном корабле. Мир игры станет намного больше. Piranha Bytes довольны работой, проделанной над Risen («Нам удалось создать насыщенный мир. как в самой первой «Готике»), и теперь хотят пойти на эксперимент. Каждый остров должен быть не менее насыщен заданиями и персонажами, чем любое поселение из Risen. Главный герой вместе с симпатичной девушкой-пираткой Пэтти (знакомой нам по оригинальной Risen) будет искать ее отца, старого буканьера по кличке Стальная Борода, кото рый знает секретный путь через опасные моря. В самом начале наш протеже пребывает в жуткой депрессии. Он прекрасно помнит все свои прежние подвиги (уникальный случай для Piranha Bytes) и знает, что победа над огненным титаном в финале первой части не принесла миру избавления. Море пожирает все более крупные участки суши, а подводные титаны нападают на корабли, разрывая торговые связи между островами. Вместо того чтобы пожинать плоды заслуженной славы, герой тихо спивается в одном из кабаков портового города Кальдера (должно быть, именно там в одной из драк он потерял правый глаз). Из-за свирепых штормов и морских чудищ до этого города практически не доходят суда с продовольствием и оружием. Единственное, что остается в такой ситуации, - работать за выпивку, разбирая в порту обломки потерпевших крушение кораблей. Во время очередной такой шабашки мы и встречаем чудом выжившую Пэтти. после чего новая история резко набирает обороты...


В отрыв
Главный вопрос - перейдут ли разработчики последнюю черту и увидим ли мы морские битвы? - пока остается открытым. Официально сражения на воде пока не заявлены, но есть надежда, что их все-таки включат в игру. Так, уже известно, что мы как минимум сможем стрелять из корабельных пушек. Но даже если управлять судном не получится, Risen 2 вы ни за что не спутаете с первой частью. Пистолеты вместо луков и арбалетов (по одному в каждой руке), фехтование на саблях и совершенно новый визуальный стиль - Dark Waters не стесняется заимствовать все лучшее у Fable. «Магия была переработана полностью. То. что вы видели в оригинальной Risen, никак не соответствует пиратскому сет- тингу, поэтому мы изменили практически весь набор заклинаний». Судя по промелькнувшей в трейлере кукле вуду, Piranha Bytes и правда переделали магию с нуля. Risen становится все более раскрепощенной. «Поскольку в нашей игре теперь есть огнестрельное оружие, прежняя система управления не годится. Раньше камера была жестко закреплена за спиной героя - на этот раз мы хотим освободить персонажа, отцепить его от камеры. Так игроки получат больше простора для действий, им будет проще сражаться с несколькими врагами сразу. Для массовых схваток мы полностью меняем механику: если раньше, находясь в окружении, вы только выбирали направление атаки, то теперь сможете мгновенно, на ходу менять тактики», - продолжает Хоге. Под сменой тактик подразумевается плавный переход от огнестрельного оружия к использованию мечей и магии. Куда больше будет свободы и при определении специализации героя - по сути, мы будем сами создавать классы персонажа, комбинируя различные умения. Впрочем, один из главных фетишей любого «готикомана» - наставники, которые могут обучать героя различным умениям, - никуда не денется.


Вместе веселее
Ну и важнейшая на данный момент подробность о Risen 2 - впервые в истории серии нас ждет система взаимоотношений с сопартийцами. Позвать на помощь соседа и атаковать стайку стервятников - подобное было еще в первой «Готике». Разработчики обещают куда большее. «Компаньоны - важнейший аспект нашей новой игры. Мы чувствовали. что эту часть геймплея нужно улучшить, и потому усилили партийную систему. Могу сказать, что создание значимых, интересных персонажей было одним из главных приоритетов. Мы строим именно систему отношений, а не командный интерфейс. В игре надо общаться с героями, а не рыться в меню - основная часть взаимодействий происходит в диалогах. Вам придется говорить компаньонам, чего вы от них хотите, а не просто кликать по меню с командами». - поясняет Михаэль Хоге. Разговорам уделяется повышенное внимание. Вслед за TES IV: Oblivion в Risen 2 появится возможность подслушивать, о чем беседуют окружающие, и узнавать таким образом что-то важное - например, где находятся сокровища или у кого можно взять очередное задание. Еще один пример, который приводят разработчики: чтобы уговорить одного из ремесленников продать нам упомянутую корабельную пушку, герой может дать ему крупную взятку, достать для него семейную реликвию, которой владеет оружейник-конкурент. или даже поработать свахой, устроив личную жизнь несговорчивого мастера.


Пользуясь случаем, мы поинтересовались у разработчиков, следят ли они за судьбой Jowood и не намерены ли выкупить права на «Готику». «Конечно, мы в курсе того, что сейчас происходит с этой компанией, но думать о выкупе бренда сейчас нет времени. Все наше внимание уделено Risen 2 ». На наш взгляд, это самая верная позиция. Давно пора забыть о «Готике» и перестать переделывать ее раз за разом. Piranha Bytes, похоже, это поняли.

В тени игры на букву «Г»

Все вы прекрасно знаете, откуда растут ноги у недавно вышедшей «Risen 2 ». Прародительница её, старушка «Готика », и по сей день живее всех живых, так как живы сотни и тысячи её преданных фанатов. Она для серии «Risen » как старший брат, которого неустанно ставят в пример. Вот, мол, он, Василий, и швец, и жнец, и на дуде игрец, а у тебя, Гаврила, рыло свиное и дудишь ты так себе.

Потому, начиная писать обзор «Risen 2 » и боясь получить на выходе очередное готофагское брюзжание и нытьё, я решил начисто выкинуть из головы Готику как эталон. Решил, что буду оценивать игру как отдельный, совершенно независимый продукт, что буду холоден и нейтрален. Я, в общем, много чего решил. Но из этого ровным счётом ничего не вышло. Хорошо, что поводов для брюзжания оказалось мало, а для нытья - и вовсе не нашлось.


Помните первую «Risen »? Она шаблонно повторяла почти все основные аспекты своей прародительницы, в то же время не дотягивая до неё по части сюжета, наполнения мира и харАктерности окружающих персонажей. Потому игра оказалась интересной для узкого круга людей - фанатов Готики.

Зато количество изменений, которые разработчики запланировали во второй части, поражало. И глобальная смена сеттинга, и введение в игру огнестрельного оружия, и полноценные сопартийцы, и изменение схемы прокачки. Казалось, что перед нами предстанет совершенно другая игра, не похожая на привычный продукт от «Piranha Bytes». Всё это походило на то, что разработчики решили доказать всему миру, будто могут сделать современную игру, свободную от штампов самокопирования. Что из этого вышло, я вам попробую рассказать.

А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2


А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2

Джунгли сюжета

Всё те же освобождённые из заключения титаны всё так же бушуют. За тем небольшим исключением, что теперь дела человечества плохи как никогда. Континенты во власти чудовищ, люди прячутся на островах, как тараканы по щелям. Игра начинается в разрушенной крепости, где наш одноглазый альтер-эго коротает деньки в обнимку с бутылкой спиртного. За первые десять минут вступления нас погружают в сценарную завязку, заодно напоминают основные события первой части, а также рассказывают, к чему они привели. Это не погружение даже - нас окунают головой в холодную воду. Игроку, несведущему в истории мира, тут не грех и запутаться. Благо это вступление проносится мимо молниеносно.

Сюжет игры силен и полон неожиданных поворотов. Вращается он вокруг легендарного оружия, способного поразить надоедливых титанов. Найти этот всемогущий артефакт предстоит, конечно, нашему герою. Для этого его засылают шпионом к пиратам - выкидывают на небольшой остров, который можно считать стартовой площадкой игры. Его прохождение линейно, но, несмотря на это, интересно и задаёт темп всей последующей игре.

А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2


А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2

Мир для войны

Уже на этом маленьком островке начинаешь понимать, какой интересный и необычный мир удалось создать «Piranha Bytes». В этом чудесном мире уживаются: инквизиция, с её жирными вороватыми губернаторами и жестокими солдатами; пираты, с их бездонной жаждой к попойкам, потасовкам, воровству и обману; туземцы, с их раболепным поклонением древним идолам и загадочной магией вуду. По мере прохождения игры этот мир будет расти, не забывая удивлять глубиной своей проработки. В конечном итоге в нашем распоряжении будет несколько островов для исследования. Они представляют собой небольшие, но уютные локации, путешествовать между которыми придется на собственном корабле. Он же служит пристанищем для наших сопартийцев.

А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2


А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2
А ещё, сухопутные крысы, мир «Risen 2 » живой. Не верите? Потыкайте в него палкой, он обязательно шевельнётся! В селениях кипит жизнь, NPC усердно занимаются своими делами: рабы трудятся на плантации, убирают с раннего утра до глубокой ночи сахарный тростник; охранники следят за ними, зевают, скучая, а вечером сопровождают бедолаг на их грязные нары; пираты надираются в кабаке до чёртиков и, шатаясь, бредут ночевать у костра; туземцы моют золото, добывают еду, а вечером устраивают ритуальные танцы. NPC ревностно относятся к своей собственности - забегите в чужой дом и вас обругают матом, задержитесь там чуть дольше и на вас накинутся с кулаками.

А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2


А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2
Каюсь, грешен, считал, что Пираньи сделают в своей игре красивую женщину только после того, как на горе свистнет рак. Я искренне полагал, что они либо от этого зареклись, либо просто прокляты. До сих пор у меня ёкает сердце, когда я вспоминаю «прелестных» кривоногих танцовщиц из Готики номер три. Как бы то ни было, зарок нарушен, проклятие снято. Конечно, здесь мы не встретим роковых красоток из «Mass Effect », на которых роняют слюнки стройные ряды обладателей мужских гонад. Но мамзели второй части «Risen » как минимум милы и симпатичны. Туземки, к слову, даже очаровательны.

А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2


А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2
Окружающая природа по-настоящему красива. Иногда она сочна и полна красок - закатное солнце обагряет небеса , по голубой глади воды пляшет небольшая рябь, неистово зеленеют пальмы. Но всего этого в меру. Знаете, были опасения, что излишняя цветастость убьёт характерную тёмную атмосферу «игры от Пираний». Так вот, порой джунгли «Risen 2 » мрачнее тёмных пещер.

А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2


А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2
Исследовать этот мир интересно: где-то в джунглях прячется шайка сбежавших рабов, усеявших окрестности смертоносными ловушками, темнота пещер скрывает опаснейших монстров, а развалины древних храмов хранят сокровища. Хотя в поселениях ещё интереснее - можно пить наперегонки с пиратами на деньги, торговать и воровать, выполнять побочные квесты.

Квесты в «Risen 2 » интересны и разнообразны. Приходится не столько убивать, сколько убеждать, хитрить, следить… Зачастую квесты многоступенчаты: чтобы угнать у инквизиции корабль, нужно избавиться от его охраны, собрать экипаж, обеспечить запас воды и испортить береговые орудия. Некоторые квесты имеют несколько решений, но чаще всего эти решения заключаются в банальном выборе между «Уговорить», «Запугать» и «Набить морду». Право по-настоящему большого выбора нам предоставляют не так часто, зато этот выбор довольно ощутим и значим. Заключается он в том, за какую из враждующих сторон впряжется наш беспокойный альтер-эго. У каждой фракции свои цели и свои методы их достижения. Да-да, всё, как в старой доброй игре на букву «Г».

А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2


А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2
Все фракции, заселяющие острова, находятся между собой в крайне натянутых отношениях - миру приходит конец, а люди и тут умудрились перессориться. Пираты используют туземцев как источник дешевого золота и военную силу. Туземцы, ненавидя пиратов, заключают с ними договор, чтобы вместе насолить ненавистной всем инквизиции. Инквизиция превращает туземцев в рабов, называя их, правда, «неоплачиваемой рабочей силой», а заодно треплет нервы пиратам. А некоторые особенно шустрые людишки предали человечество и встали на сторону титанов в надежде сохранить свою шкуру целой. Каждый считает, что он прав, и пытается это доказать, приводит свои доводы. В общем, нам придется делать выбор, с кем дружить, а с кем воевать, от этого в «Risen 2 » не отвертеться. Тут-то и проявляется тот самый классический отыгрыш роли «от Пираний».

Долгие разговоры за бутылкой грога

Геймплей также узнаваем. Чтобы стать пиратом, требуется втереться в доверие к капитану, а для этого нужно побегать с поручениями, доказать свою силу, кого-то перехитрить, кого-то подмаслить... Естественно, огромное количество игрового времени проходит в прослушивании диалогов.

Диалоги построены в привычном для ПБ стиле - в определенные моменты разговора приходится выбирать один из нескольких вариантов фразы, обычно ни на что особо не влияющей. Несколько разнообразят возможность выбора специальные варианты - запугивание и красноречие - возможные при определенном уровне прокачки этих навыков.

А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2


А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2
Визуальное оформление диалогов значительно шагнуло вперед - камера теперь частенько меняет ракурс, а в разговоре может участвовать больше двух человек. Это значительно оживляет повествование.

Но тут есть одно «но»… Неписи смотрятся довольно органично ровно до того момента, пока с ними не вступаешь в диалог. Стоит им открыть рот, как все огрехи предстанут перед вами как на ладони. Их лица зачастую амимичны, жесты порой неестественны, как движение марионеток. В пору игр от «BioWare», в которых компьютерные болванчики играют роли не хуже актёров кино и театра, это, несомненно, выглядит значительным минусом. Порой хочется выкрикнуть: «Не верю!». Также довольно часто встречаются клоны - разные личности с совершенно одинаковыми лицами.

А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2


А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2

Война за мир

Другой немаловажный аспект геймплея, боёвка, подвергся куда большим изменениям. Она, конечно, не идеальна, но всё же это лучшая боевая система, созданная «Piranha Bytes». В ней есть как сильные, так и слабые стороны. Схватки с врагами на первых порах ограничиваются монотонным закликиванием, но позже становятся сложнее. Протагонист изучит различные приёмы, начиная с банального парирования и заканчивая броском кокоса в голову или горсти песка в глаза. Это делает бои красочными, энергичными и интересными. Особо хорошо смотрятся битвы «толпа на толпу». Проблемы возникают в сражениях с несколькими врагами, одновременно нападающими с разных сторон, - переключиться между нападающими бывает сложно. Так же сложно использовать дополнительные приёмы - наш протагонист иногда словно увалень. Огнестрельное оружие реализовано удачно. Даже самостоятельная перезарядка не раздражает.

Восполнять количество крови (местная шкала здоровья) можно даже во время боя, просто покушав. Аналогом аптечек здесь являются спиртные напитки - ром и грог. Никакой анимации приёма пищи и спиртных напитков больше нет - не грызёт теперь главный герой гигантские растения и циклопические буханки хлеба, вынимая их из бездонного кармана.

Противники ведут себя по-разному. На примере двуногих: солдаты опасны мушкетами и искусно владеют рапирами, дикари лихо орудуют копьями и обучены подобию капоэйры, утопленники мощны и агрессивны. Ну а зверьё, оно и есть зверьё - когти, клыки и лобовая атака. Особого подхода к уничтожению рядовых вражин вырабатывать не приходится, за очень редким исключением. Иногда, впрочем, на нашем пути встретятся боссы. Обычно они очень крупные и, чтобы их убить, приходится изрядно попотеть.

А вот одно из любопытных нововведений - лихие фаталити - оказалось крайне неуклюжим. Подобные эффектные добивания мы видели в других играх не раз и не два, но здесь они порой выглядят просто смешно. Почему? Посудите сами: время матрицеподобно замедляет ход, герой отчаянно машет рапирой в метре от врага, даже его не задевая, а из невидимого пореза на теле бедолаги фонтаном брызжет кровь. Ни о какой расчлененке - вроде эффектного лишения головы или ампутации конечности - речи, к величайшему сожалению, тут не идёт. Впервые увидев подобную картинку, я не сразу понял, что вообще происходит на экране.

А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2


А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2

Школа юного корсара

Новая система прокачки проста и понятна. Очки опыта теперь можно тратить самостоятельно, увеличивая одну из пяти характеристик: холодное и огнестрельное оружие, выносливость, ловкость или (внимание!) владение магией вуду. В зависимости от этого увеличатся определенные навыки героя. А вот для того, чтобы изучить какое-либо умение, будь то карманная кража, парирование или обращение с пистолетом, необходимо будет найти учителя - вора или оружейника. За приобретенные знания придется платить звонкой монетой, большим количеством звонких монет. Выучить всё и вся нам не позволят; чтобы изучить самые интересные навыки, нужно хорошенько прокачать основные характеристики. Пытаетесь отвалить деньги за могущественное заклинание с нулевым знанием вуду? Такие фокусы здесь не пройдут.

Среди умений встречаются довольно интересные, такие, каких я не встречал ни в одной игре ранее. Чего только стоит обучение прирученной мартышки. А вот реализация карманных краж показалась мне крайне неудачной. Кража осуществляется через дополнительный вариант фразы в диалоге. Никакого тебе подкрадывания с ковырянием в пожитках жертвы, а, следовательно, никакого адреналина, - воспринимается как данность. И дорогостоящая прокачка этого навыка, кажется, не окупается - всех не обдерешь. Вскрывание замков реализовано при помощи небольшой мини-игры.

А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2


А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2

Ещё одна мини-игра.

Введение в игру соратников выстрелило не хуже мушкета. Сопартийцы сделаны на совесть, у каждого из них за спиной своя история, пусть небольшая и не очень трагичная, но всё же. У каждого свой характер. У каждого свои способности, которые в той или иной мере пригодятся нам в путешествии. Переживать в пылу битвы за их жизни совершенно не обязательно; дело в том, что они бессмертны - полежат в отключке, пока не минует опасность, и снова встанут на ноги. Поведение их весьма просто, но в битвах их помощь бывает значительной, хотя бы в роли приманки для врагов. Особых проблем и мороки они не доставляют, за исключением разве что того момента, когда мешаются, встав в дверном проёме.

Изменениям также подвергся вещмешок. Количество предметов, встречаемых нами в игре, всё так же велико, но теперь находки аккуратно разложены в сумочке по категориям. Все продукты, к примеру, объединены в один слот - «провиант». Так что теперь найти необходимый предмет в бездонной сумке протагониста очень просто.

И таких небольших изменений в игре ещё очень много. Рассказать о каждом в деталях просто невозможно - такая стена текста совершенно ни к чему. Изменения эти не вызывают никакого неприятия, в то же время они избавляют игру от множества ненужных пустяков, без которых стало проще и интереснее.

К слову, багов при прохождении замечено минимум, а вылетов и вовсе не наблюдалось.

А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2


А я буду пиратом-гадом... Обзор Risen 2

Якорь мне в тёмную гавань! Завершающее слово

«Risen 2 » получилась крепкой игрой, сильной сюжетом и персонажами, - как попутчиками, так и врагами, - с совершенно необычным, свежим пиратским антуражем, живым миром и магией вуду! Эта игра затягивает - одна из немногих игр за последнее время, которой удалось сие со мной провернуть. А ещё «Risen 2 » на голову выше первой части и на тысячу лье глубже неё. И, несмотря на все эти изменения, «Risen 2 »… уж прости меня, читатель… напоминает Готику, в самом лучшем смысле этого слова. Особый дух «игры от Пираний» не делся никуда.

Специально для вас составлял слова в предложения Exstas . Особая благодарность за вычитку неказистого текста объявляется Surt у. "Ра ковые красотки" не пройдут!