О весёлом сердце. Как можно всегда радоваться? Доверять ли себе

В мессианской общине я заметила особенность ни в какой церкви я не видела- каждый шабат начинается с симха Тора - радость Торы. В этой песне очень простые слова: радуйся, народ, Бог нам Тору дал и благословений дождь послал. Песни еврейские очень заводящие и жена нашего равина всех вовлекает в танец. Хочешь не хочешь, но если уступаешь приглашению то настроение поднимается и улыбка появляется на лице.

Однажды я помню в связи с войной на Украине, у меня было очень плохое настроение и не хотелось идти на шабат. Но я потащила себя. Это было как Бог ко мне говорил один на один когда Фаина (жена нашего равина) свидетельствовала чью-то историю. Она говорила в тот день о женщине, у которой была больна дочь, и она вся расстроеная не хотела идти на шабат, но пошла и пела и танцевала и проповедь слушала, и на всем служении присутствовала, а когда пришла домой, то узнала что дочка за это время полностью была исцелена.

Бог тогда научил меня радоваться несмотря на внешние обстоятельства. Не играть в эту игру любит, не любит в отношении радости. Если все по-моему я радуюсь, если едет дождь или дует сильный ветер или еще что не подходит моему вкусу, то все я уже сижу как та туча, на которую я же и сержусь. Павел и Сила после избиения, сидя в тюрьме в кандалах, молились и пели гимны Богу (Деяния 16). Почитайте чем это закончилось. Не сверхъестественным освобождением ли? Не покаянием ли их стража?

Неемия 8:10

К Филиппийцам 4:4
Всегда радуйтесь в Господе, и я еще раз говорю: радуйтесь!

Аввакум 3:18-19
я все равно буду радоваться Господу и ликовать о Боге, моем Спасителе. Владыка Господь - моя сила; Он делает ноги мои сильными, как у оленя, и возводит меня на высоты.

Исаия 12:2-3
Истинно, Бог - спасение мое, буду надеяться на Него и не стану бояться. Господь, Господь - моя сила и песнь; Он стал мне спасением. Радостно будете черпать воду из колодцев спасения.

Иеремия 15:16
Твои слова были найдены, и я съел их; Твои слова стали моей радостью и весельем моему сердцу, ведь Твоим Именем я наречен, Господи, Бог Сил.

К Евреям 12:2
Будем неотрывно смотреть на Иисуса. От начала до конца наша вера зависит от Него. Он ради предстоящей радости претерпел смерть на кресте, пренебрегши позор, и сейчас сидит по правую сторону от Божьего престола.

1-е Фессалоникийцам 2:19-20
Ведь кто, как не вы, наша надежда, наша радость, наш венец хвалы перед Господом нашим Иисусом когда Он вернется?! 20 Потому что вы - слава наша и радость!

1-e Петра 4:13
Наоборот, радуйтесь тому, что вы тоже участвуете в страданиях Христа, чтобы вам радоваться и веселиться и тогда, когда откроется Его слава.

Иакова 1:2-4
Братья, когда вы сталкиваетесь с различного рода испытаниями, считайте это великой радостью. Вы знаете, что испытание вашей веры вырабатывает стойкость, а стойкость должна настолько возрасти в вас, чтобы вы стали зрелыми и цельными, без всяких недостатков.

К Галатам 5:22-23
Плод же Духа - это любовь, радость, мир, долготерпение, великодушие, доброта, верность, кротость, умение владеть собой. В Законе нет ничего против этого.

Как у меня обстоят дела в этом отношении?
. Откуда исходит моя радость?
. Насколько мои мысли заняты страхом, непрощением, ревностью, завистью...?
. На каком уровне моя радость когда я предаюсь стрессу, печали, недовольству, раздражению, неудовлетворенности...?
. Могу ли я определить псевдо радость?
. Задумывался ли я над построением стратегии «возвращение радости»?
. Каждый ли я день думаю о радости?

В тексте Писания я насчитала 9 ивритских и 5 греческих слов, которые переведены на русский «радость». Я уже знала что в греческом есть 4 или 5 слов, которые переводятся «любовь» и это разная по качеству «любовь». Я уже знала что в Писании есть 3 греческих слова, которые переводятся на русский «жизнь». С «радостью» оказалось еще интересней.

Симха (H8057) чаще всего использованное слово, которое значит радость, мирт, веселость, празднество, удовольствие, счастливые результаты. Другие слова синонимы имеют тоже значение Хедва (H2304), Шашон (H8342), Гил (H1523), Хара (G5479), Ифрасуне (G2167) или отличаются по виду выражения радости и ее силы проявления Масос (H4885), Агалиасис (G20) - ликование/радость победы например, Ранен (H7442), Ринна (H7440) - петь от радости, Теруа (H8643) - сигналить, шуметь, кричать радуясь, Дутс (H1750) - танцевать от радости, Скиртао (G4640) - прыгать от радости, Калхаотай (G2744) - радоваться, хвалиться, славить за что-то.

На праздники в библеейские времена был обычай помазывания маслом радости в качестве инаугурационной церемонии - эмблеме божественной силы и величественности. Например на это намекается К Евреям 1:9 «Ты возлюбил праведность, а беззаконие возненавидел, поэтому, о Боже, Твой Бог помазал Тебя маслом радостиАгалиасис (G20) больше, чем Твоих сотоварищей.»

От слова Хайро (G5463) - радоваться, приветствовать, процветать - происходят слово Хара (G5479) - радость, упомянутое выше и слово Харес (G5485), переведенное на русский «благодать», что для меня было открытие. Радость и благодать имеют общий источник.

Харес (G5485) значит Благодать; то что дает радость, удовольствие, восторг, наслаждение, сладость, привлекательность, очарование; Милосердная Доброта с помощью которой Бог влияет на души, приводит их ко Христу, увеличивает веру, знание, любовь, помогает практиковать христианские качества; Благоволение.

Противоположность радости - это скорбь Ягон (H3015) что значит горе, печаль, скорбь, беда, тоска, грусть, страдание, мучение. И Господь преобразует скорбь в радость. Он повторяет опять и опять - радуйся (Филипийцам 4:4). Это можно сказать 11-ая заповедь. Только сердце, переполненное радостью, славит и благодарит Бога по-настояшему. Поэтому дьявол так старается украсть у нас нашу радость, что есть плод Духа (К Галатам 5:22)

Есфирь 9:22
как время, когда иудеи избавились от своих врагов, и как месяц, когда их скорбьЯгон (H3015) обратилась в радость, Симха (H8057) а их плач - в праздник. Он написал им, чтобы они соблюдали эти дни как дни пиршеств и радости, Симха (H8057) и посылали друг другу съестные дары и подарки бедным.

Радость всегда ассоциируется с взаимоотношениями; это блеск в глазах того, кто рад нас видеть; это ощущение что мы особенные даже без единой попытки это доказать - Радость Начинается Здесь

Радость - это не просто счастье, взрыв эмоций, страсть, наслаждение. Она не может быть просто сведена к чувствам, которые приходят и уходят. Радость способствует развитию сильных и преданных отношений между близкоми людьми - Радость Начинается Здесь

Секвойя растет выше 100 метров высотой, шире 7 метров в диаметре; может жить больше 3,000 лет и не горит. Шишки открываются в огне и пепел служит как удобрение. Эти деревья могут расти всего лишь в метровом слое почвы и выдерживать сильный ветер. В чем секрет такой силы? В переплетенных корнях, которые поддерживают друг друга и разделяют общие ресурсы. Делитесь радостью с другими. Не позволяйте кому то портить ваше настроение, а наоборот попытайтесь отвлечь этого человека от черных мыслей. Улыбка и смех - заразительны.

Негативные мысли разрушают радость - злые, критические, осудительные, обвинительные, субъективные. Проверяйте ваши мысли на вшивость. Найдете вшивую - выбросьте из головы.

К Филиппийцам 4:8
И наконец, братья, размышляйте о том, что истинно, благородно, справедливо, чисто, что приятно и восхитительно, о том, в чем есть добродетель, и о том, что достойно похвалы, - пусть это занимает ваши мысли.

Для Бога наши отношения с Ним важнее чем наши недостатки, сопротивление, изъяны и пороки. Для Него отношения с нами и восстановление отношений ценнее чем наши проблемы. Господь знает что наши отношения с Ним есть основа для преодоления греха, непослушания, проступков - Радость Начинается Здесь

Когда мы грешим или кто-то грешит против нас мы реагируем автоматически.
Если мы грешим, то автоматическая реакция - чувство вины
Если кто-то грешит против нас, то автоматическая реакция - чувсто боли
Эти реакции говорят нам что что-то неправильное, несправедливое случилось, что-то сломалось и требует исцеления - ИстинноеЛицо

Большинство из нас не знают что нам делать с этими внутренними реакциями. Как Адам мы чувствуем себя оголеннымы и пытаемся спрятать или перебороть чувство вины или боли. В этот момент это срабатывает как самосохранение. Но такой выбор привносит в нашу жизнь конфуз, смущение, искривление, спешку и вызывает новую волну боли, смятения и заставляет носить маску - ИстинноеЛицо

Как нераспознанная болезнь тихонько разносит яд по кровяному руслу так и выбор прятать или игнорировать/пренебрегать чувствами вины и боли оставляет грех неразрешенным. Мы может быть видим что у нас силы не те что раньше, но мы виним это на что-то или на кого-то и не понимаем что невидимый, внутренний враг истощает нашу энергию и радость. Мы можем пренебрегать или отмахиваться, но хотя и скрытый на время, неразрешенный грех всегда погребен заживо - ИстинноеЛицо
Хорошая новость в том что в любой момент мы можем остановить вред, применяя Божьи способы и силу порешить с грехом. Но если мы не используем Божью помощь, то разрушение продолжается - вина и боль перевоплощаются в дюжину мерзких реакций и послереакций: стыд, обвинения, страх, отрицание, гнев и их ассортимент ядовитых родственников. Что-то под нашей же крышей начинает нас разрушать - ИстинноеЛицо

Как порешить грех в нашей жизни?
Избирая сознательные ответные реакции, а не автоматические

Противоядие чувству вины есть исповедание G3670 - гомологео что значит высказывание вслух, говоря тоже самое, соглашаясь с Богом что соделанное есть грех и покаяние G3340 - метаноэо что значит передумать, иметь противоположное понимание; H7725 - шуув или шува что значит развернуться в обратную сторону, вернуться назад, восстановиться).

Противоядие чувству боли есть прощение H5547 - селиха что значит помилование, оставление без наказания; G859 - афесис что значит освобождение из тюрьмы, отпускать без наказания

2-е Коринфянам 10:4-6
Мы сражаемся не обычным[плотским] оружием, но оружием Бога, которое способно разрушить самые неприступные духовные твердыни. Мы опровергаем доводы и опрокидываем все надменно воздвигаемые препятствия против познания Бога. Мы берем в плен каждую мысль, чтобы сделать ее послушной Христу. Мы готовы наказать всякое непослушание, как только ваше послушание станет совершенным.

Избирайте сознательные ответные реакции, а не автоматические, беря в плен каждую мысль, отвергайте, наказывая непослушные мысли, и принимайте послушные мысли. Вину отвергните исповедуясь и каясь; не принимайте боль, прощая.

Неемия 8:10
Он сказал им: - Идите, ешьте лучшую еду, пейте сладкие вина и посылайте долю тем, кто ничего не приготовил. Этот день свят для нашего Владыки. Не печальтесь, ведь Господня радость - ваша сила!

Что было причиной праздника? Народ слушал Закон Божий, после объяснений люди поняли как они согрешили перед Богом и раскаялись, плача. Тогда Бог освятил день и повелел больше не печалиться, а радоваться, простив им их грехи. Отношения с Господом и Его народом были восстановлены.

Спержин так коментирует эту радость: эта радость Божественного происхождения; подразумевает примирение, принятие, поклонение, близкие отношения, уверенность в будущем гарантированном Божественной благостью; символ духовной жизни и источник силы.

1-e Иоанна 1:9 Исповедание - Прощение - Очищение
Отче, Авва, Папочка, я признаюсь что я растерял радость и поддался печали, тоске, страданию, мукам, досаде, недовольству, раздражению.
Пожалуйста прости меня. Я принимаю твое прощение, я прощаю себя и всех, кто способствовал тому.
Я преображаюсь, обновляя мой разум (Римлянам 12:2). Я имею разум Христов (1 Коринфянам 2:16) и мыслю как Христос (Филиппийцам 2:5) теперь. Я покоряюсь Богу, противостаю дьяволу и он бежит от меня (Иакова 4:7).
Я прошу восстанови твою радость во мне чтобы я мог черпать из колодцев спасения. Верою я принимаю исцеление, процветание, здравый ум и восстановление отношений в семье.
Дух Святой, наполни мое сердце, пребывай во мне. Скажи мне истину в отношении радости и скорби.

Среди мирских людей распространено представление о православных христианах как об унылых типах, чуждающихся всего того, чему радуются неверующие.

Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, - впрочем, лишь от того, что связано с грехом, - но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16; Фил. 4: 4). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие.

Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов.

В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Притч. 8: 30).

Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35: 10).

С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым «сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2: 10).

Как пишет святитель Андрей Критский, «является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы - Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: “Радуйся!” (Лк. 1: 28), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?»

И Он же учит их расставлять верные ориентиры в радости: «Однако же не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10: 20).

Господь также указал, что радость Его учеников отлична и даже противоположна радостям мира сего: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20).

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, Господь обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир” (Ин. 16: 21)… Он привел этот пример только для того, чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна» .

Вхождение в Царство Божие Господь Иисус Христос определяет как вхождение в радость: «Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего» (Мф. 25: 21). Также и апостол Павел определяет Царствие Божие как «радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). В другом месте он указывает радость как «плод духа» (Гал. 5: 22).

Апостол Павел дает и заповедь: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15). Комментируя ее, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с плачущими. К последнему влечет нас сама природа, и нет такого каменного человека, который бы не плакал при виде несчастного; но для того, чтобы, видя человека в благополучии, не только ему не завидовать, но еще разделять с ним радость, нужна душа очень благородная. Потому [апостол] и сказал об этом раньше. Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость, и печаль» .

Наконец, апостол Павел записал известные слова: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16).

Наиболее полно эту заповедь, равно как и вообще смысл христианской радости, раскрыл преподобный Иустин (Попович): «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы - совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения - без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость - плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств» .

Достойны внимания также объяснение и совет к практическому исполнению этой заповеди, данный святителем Василием Великим, который говорит: «Апостол приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть… Вообще душа, однажды объятая любовью к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не променяет на разнообразное превращение плотских страстей; но скорбное для других увеличит ее веселье. Таков был апостол, который благоволил в немощах, в скорбях, в изгнаниях, в нуждах (см.: 2 Кор. 12: 10)…

Итак, если когда случится с тобою что-либо неприятное, прежде всего, настроив к тому мысли, не подвергайся смущению, а упованием на будущее облегчай для себя настоящее. Как больные глазами, отвращая взоры от предметов, слишком блестящих, успокаивают их, останавливаясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу; и упование на воздаяние облегчит житейские скорби» .

Возникал вопрос о том, как сочетаются слова «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16) со словами «блаженны плачущие» (Мф. 5: 4)? Преподобный Варсонофий Великий давал такой ответ: «Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и слово - благоприличную веселость» .

Радуются ангелы, радуются и святые. О первом засвидетельствовал Сам Господь: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15: 10). О втором - преподобный Антоний Великий: «Когда мы совершенствуемся в праведности, то доставляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Создателем» .

Это есть истинная радость, святая. Но бывает извращенная, ложная, сатанинская радость, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Не отчаивайся, ибо это доставляет радость диаволу, которою да не даст ему Бог возрадоваться, но скорее да восплачется о спасении твоем чрез Христа Иисуса, Господа нашего» .

Из этих слов видно, что сатанинская радость, которую также называют злорадством, представляет собой искажение, выворачивание наизнанку заповеди «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15), то есть диавол радуется над плачущими в отчаянии и плачет над имеющими святую радость.

Подобная извращенная радость, в отличие от истинной радости, не вечна: «Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна» (Иов 20: 5)

Должно сказать, что не только злорадство, но и вообще земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью. Как свидетельствует блаженный Августин, «никакая временная радость не может нисколько сравниться с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые» .

Более подробно об этом говорит святитель Василий Великий: «Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства… Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того, думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит, распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о таком [человеке] плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное» .

Глубокий смысл существования земных, плотских радостей раскрывает в своей «Исповеди» блаженный Августин: «Страсти кипели во мне, несчастном; увлеченный их бурным потоком, я оставил Тебя, я преступил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смертных ушел? Ты всегда был рядом, милосердный в жестокости, посыпавший горьким-горьким разочарованием все недозволенные радости мои, - да ищу радость, не знающую разочарования. Только в Тебе и мог бы я найти ее» .

В аскетической православной литературе имеются свидетельства о том, что христианин, ведущий подлинную духовную жизнь, обретает вышеуказанную святую радость. Например, преподобный Зосима Верховский, говоря о практике Иисусовой молитвы, описывает в качестве одного из первых ее действий то, когда подвижник, «сидя долгое время, в одну только молитву углубившись… вдруг внезапно восчувствует ни с чем не сравнимую радость услаждающую, такую, что уже более и молитва не творится, но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он» .

Преподобный Григорий Синаит, в свою очередь, указывает, что это духовное чувство бывает разных видов: «Радость имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием [духа], восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в божественную воздушную сферу» .

Вместе с тем святые отцы предупреждают, что, пытаясь соблазнить подвижника, диавол во время молитвы может фальсифицировать радость, и это ложное чувство всевать в него, дабы выдать за истинное: «Иногда враг внутри природных чресл мечтательно видоизменяет духовное как хочет, предлагая одно вместо другого. Он… вместо веселья возбуждает животную радость и мокротное наслаждение, отчего явно происходят самомнение и тщеславие» .

Истинная радость доступна для человечества только во Христе и через Христа, благодаря Его воплощению, смерти, воскресению и вознесению. О ней говорил святитель Григорий Чудотворец: «Днесь Адам обновлен и, вознесенный на небо, ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святого Духа к людям… Днесь исполнилось предречение Давида, которое говорит: “Да веселятся небеса и да торжествует земля… да возрадуются поля и все дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет” (Пс. 95: 11-13)… Господь наш Иисус Христос возвестил неиссякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: “Увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин. 16: 22)» .

Когда я встаю из-за стола в День Благодарения, то последнее, что я хочу – это еще немного индейки.

Переживали ли вы когда-нибудь духовные опасности? Если да, то как вы это понимали?

Одним из ключевых признаков духовной опасности является потеря радости. Слова Павла из заключительной части послания к Филлипийцам 3:1 не утратили своей актуальности и сегодня: «Наконец, братья, радуйтесь в Господе! Мне не трудно писать об этом еще и еще раз, потому что для вас это будет надежней» (в анг. «безопасно»). Павел напоминает им радоваться, чтобы пребывать в безопасности.

Радость - один из жизненно важных «сигнальных индикаторов» на приборной панели христианской жизни. Когда стрелка прибора падает - потеря радости - мы должны принять это к сведению. Чтобы пребывать в безопасности, необходимо отслеживать наличие радости в нашей жизни.

Спасительные канарейки

Представьте себе такую картину.

Работники угольных шахт знают, что опасные газы скапливаются в тоннелях беззвучно и незаметно. Угарный газ может вызвать удушье, а метан взрывоопасен.

В 2006 году взрыв метана унес жизни 12 человек на шахте «Саго» в Западной Вирджинии. В 1906 году около 1 100 шахтеров погибли на шахте Courrières во Франции во время серии взрывов.

Но на заре угольной промышленности, было найдено очень простое и эффективное решение этой проблемы: во время работы в шахте, шахтеры брали с собой канареек. Организм этих птиц очень чувствителен к качеству воздуха. Пока ярко желтые птички пели и чирикали, шахтеры знали, что они в безопасности. Как только уровень концентрации газов в воздухе возрастал, канарейки прекращали петь, раскачиваться на жердочках и падали на пол клетки.

Радость христианина подобна этой маленькой птичке. Одним из первых признаков последствий греха или доктринальных искажений является потеря радости во Христе. Когда ваше сердце перестает петь, это один из первых сигналов, чтобы внимательно исследовать его и то, во что вы верите.

Радость Христа в вас

Сам Иисус указал на прямую связь между нашей каждодневной христианской жизнью и радостью.

«Если вы послушны Моим заповедям, то вы будете жить в Моей любви... Я говорю вам это, чтобы вы испытали Мою радость и чтобы ваша радость была полной».
(Иоан.15:10-11)

Если вы находите удовлетворение во Христе, вы будете радоваться во Христе. Но как только вы отводите свой взгляд от Него, вы теряете радость. Радость - это барометр вашей духовной жизни.

Но не путайте эту уникальную радость с чувственными приливами оптимизма. Подлинная радость Христова не является следствием позитивного мышления. Эта радость не является простым человеческим оптимизмом. Такая радость не результат того, что жизнь идет по моему плану. И это также не означает взгляд на жизнь сквозь розовые очки.

Иисус говорит, что это Его радость - в нас. И Павел призывает радоваться в Господе. Эта радость является эмоциональной составляющей спасения. Это радость созерцания, познания, любви и доверия Христу. Мы не можем воспроизвести эту радость сами. Она является плодом Святого Духа, пребывающего в нас (Гал.5:22). Радость - это славное ликование и величайшее наслаждение самим Христом.

Такая радость не может быть подавлена жизненными обстоятельствами. Эта радость исходит от Бога и она больше и сильнее любых жизненных трудностей. Как сказал пророк Аввакум:

«Даже если инжир не расцветет, и не будет винограда на лозе, если маслины не принесут плода, и поля не дадут урожая, если не останется овец в загоне и волов - в стойлах, я все равно буду радоваться Господу и ликовать о Боге, моем Спасителе».
(Ав. 3:17-18).

Будучи духовным барометром, радость не зависит от внешних обстоятельств. Свет лица Христова сияет во мраке ночи. Иисус сказал, что никто не сможет отнять у нас эту радость (Ин.16:22).

Радость - противоядие против религиозности

Как радость, фокусирующаяся на Христе и даруемая Духом, хранит нас в безопасности? Здесь есть два аспекта:

Во-первых, радость хранит нас в нашем служении Богу. Если вы потеряли радость, то это может быть первым признаком того, что ваше служение уже не прославляет Христа. Радость бережет вас от служения Богу с неверными мотивами.

Джорж Мюллер был евангелистом и директором сиротского приюта в Бристоле, Англия. Он известен за свою выдающуюся веру и эффективное служение. Он заботился о более чем 10 000 сирот на протяжении всей своей жизни. И радость была его главным каждодневным приоритетом.

«Яснее чем когда-либо, я видел, что главная и величайшая цель, к которой я должен стремить каждый день, это иметь в душе радость о Господе. Первое о чем я должен заботиться - это не то, как много я могу сделать для Господа, а то как моя душа может пребывать в радости и возрастать в ней. Усердное служение Христу - даже забота о тысячах сирот - может стать лишь формальной обязанностью, если мы теряем теплоту нашей любви ко Христу. Радость хранит нас от религиозности в нашем служении».

Радость хранит от искушений

Во-вторых, радость хранит вас от искушений. Метью Генри сказал: «Радость в Господе защитит вас от пустых удовольствий, которые искуситель использует как приманку».

Радость защищает вас, потому что она происходит от удовлетворения самим Христом. Мне нравится то, что сказал Джонатан Эдвардс.

«Наслаждение Богом - единственное счастье, в котором наши души находят удовлетворение. Прийти в небеса и в полной мере насладиться присутствием Божьим - в тысячу крат лучше, чем самое приятное земное переживание. Матери, отцы, жены и мужья, дети иль друзья - лишь тени; Богом наслажденье - сущность бытия. Все они - лучи, Бог же солнце правды. Все они - ручьи, Бог - всего источник. Все они лишь капли, Он - простор безбрежный».

Когда я встаю из-за стола в День Благодарения, то последнее, что я хочу - это еще немного индейки. Вы не сможете соблазнить меня еще одним кусочком. И точно также, сатане будет сложно искушать радующегося верующего, предлагая ему удовольствия этого мира.

Верующий, наполненный радостью, более чем удовлетворен Господом. Чего же еще он может желать? Сделайте это важной частью каждого дня вашей жизни - наслаждаться и находить удовлетворение во Христе, чтобы радоваться в Нем и вы найдете защиту и силу в вашей битве с грехом.

Шахтеры знают, что если канарейка перестала петь, значит жди беды.

Поэтому радуйтесь! И писать об этом еще раз не трудно, так как это послужит вашей безопасности.

Жизнерадостность - это не просто свойство темперамента. Это качество, которое очень нужно мне и нашим сестрам в работе, поэтому мы должны научиться радоваться, выращивать радость в наших сердцах.

Радость умножает наши силы, душевные и физические.
Радость - лучшая защита от искушений диавола. Диавол подобен носильщику, который тащит на плечах мешок с грязью. Он использует любую возможность, чтобы бросить в нас грязью. Радостное сердце знает, как защититься от этой грязи.

Бог может полностью завладеть нашей душой, только если душа с радостью отдается Ему. "Святой, который печален, - плохой святой, - любил повторять Святой Франциск де Салес. Святая Тереза волновалась о своих сестрах только тогда, когда замечала, что они в плохом настроении. Детям и бедным, всем тем, кто страдает и одинок, не нужны наши кислые физиономии. Им нужны наши счастливые улыбки, радость, исходящая из наших сердец, влюбленных в Бога. Радость очень заразительна, поэтому я всегда призываю сестер "наполнить" сердце радостью перед тем, как идти к людям.

Радость - это сила, радость - это любовь. Лучший способ выразить свою благодарность Богу и людям - это принимать все, что случается в жизни, с радостью. Если все проблемы и неприятности принимать стойко, с радостью и улыбкой, Бог поможет вам справиться с трудностями. Сердце, в котором живет любовь, радостно.

СЛОВО "РАДОСТЬ" В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ОЗНАЧАЕТ ЕЩЕ И СЛОВО "СЧАСТЬЕ". ЧЕЛОВЕК БЕЗ БОГА СЧАСТЬЯ НЕ ИМЕЕТ, ИБО ПЕЧАЛЕН ЕГО УДЕЛ И ТРАГИЧЕН ФИНИШ ЖИЗНИ, ЗАКАНЧИВАЮЩИЙСЯ ВЕЧНЫМИ МУКАМИ В АДУ. ГРЕШНИК НИКОГДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ, ИБО ДУХ ЕГО ДЕМОНИЧЕСКИ УГНЕТЕН. А МЫ С ГОСПОДОМ ИДЕМ РАДОСТНО И ВЕСЕЛО, ДАЖЕ УЛЫБАЯСЬ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ. ГОСПОДЬ В ДУШЕ-ЭТО НЕИЗРЕЧЕННАЯ РАДОСТЬ И ПРИБЛИЖЕНИЕ К ДОЛГОЖДАННОЙ РАДОСТНОЙ ВСТРЕЧЕ С НАШИМ СПАСИТЕЛЕМ. ВЕЧНАЯ СЛАВА НАШЕМУ ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ.
«Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет.» Прит. 10:28
«Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев.» Прит. 12:20
«человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость;» Еккл. 2:26
«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.» Рим. 14:17
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:» Мф. 5:12
«Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.» Лук. 10:20
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.» Фил. 4:4

Радость является исключительно важной составляющей христианской жизни. Нам заповедано не просто радоваться, а радоваться всегда.
Мы читаем в Библии:
"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь." (1Фес. 5.16-17) Можно ли после этих слов молиться без радости?

В нагорной проповеди Иисус объясняет как правильно поститься:
"Также, когда поститесь, не будьте унылы,
как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и
Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." Мат 6.16-18

Почему столько внимания уделено радости?
Служение Богу невозможно без радости.

"За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя." Второзаконие 28.47-48

Это важно для нашего здоровья. Мы сотворены Богом, чтобы жить в радости!
"Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости." Притчи 17.22

Радость придает нам силы.
"И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас." Ниемия 8.10

В радости достигается понимание и единство с людьми.
"Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена- в книге жизни. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь." Фил 4.2-4

Как можно всегда радоваться?

Прежде всего это Сам Господь Бог! Невозможно пребывать в общении с Богом без радости.
"Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем." Псалом 31.11

Обещание вечной жизни с Богом для верующих.
"но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах." Луки 10.20-21

Жизни других верующих.
"Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы-- слава наша и радость." 1 Фес 2.19-20
Радуйтесь!

Призыв апостола к "всегдашней радости" нередко вызывает некоторое недоумение и смущение: как же возможно смиренному христианину, постоянно пребывающему в состоянии сердечного сокрушения и "плача о грехах своих", тем не менее "всегда радоваться"? Непонимание, как же совмещать эти два, казалось бы, несовместимых состояния души, приводит зачастую к полному отрицанию самой возможности присутствия какой-либо радости в жизни православного христианина. Иногда само упоминание о радостном чувстве в церковной среде признается недопустимым (например, в греческом тексте знаменитого песнопения "Свете тихий…" говорится вовсе не о "тихом", а о "радостном" свете (ilaron - веселый, радостный )).
Для "обоснования" такого "безрадостного" мировоззрения часто приводятся многочисленные места Свщ. Писания и творений свв. Отцов, с одной стороны осуждающих радость и веселье, а с другой - восхваляющих сетование о гресех: "Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья" (Еккл.7:4), "горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лк.6:25), "Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь" (Лк.6:21). Исходя из подобной эклектической экзегезы Свщ. Писания можно прийти к выводу, что любые проявления радости в принципе недопустимы, а скорбь душевная является несомненной добродетелью.

1. Два типа "радости" и "печали"
Тем не менее, опыт Церкви говорит о существовании двух родов "радости" и "печали": "о Господе", т.е. имеющие свой источник в Боге, и "мирские", ведущие к отрыву от Божественной жизни.
1.1. Мирская радость
Действительно, "мирская радость" часто несовместима не только с покаянными чувствами, но и вообще с памятованием о Боге: "Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: "будем есть и пить, ибо завтра умрем!" (Ис. 22:13). Для такой "радости концом бывает печаль" (Прит. 14:13) и именно такая "радость" неприемлема для христианина: "Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль" (Иак. 4:9).

1.2. Чрезмерная печаль
С другой стороны, "чрезмерная печаль" (2Кор. 2:7) также осуждается Церковью, ибо граничит с проявлениями таких смертных грехов как уныние и отчаяние. По словам архим. Кирилла "Павлова), "человеку в унынии все в жизни показывается лишь с темной стороны. Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет, обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет, по всякому поводу раздражается - словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость… очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни" . По словам ап. Павла "печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7:10).

1.3. Печаль ради Бога и подмены на пути к ней
Если же говорить о "печали и радости" в религиозном контексте, то необходимо признать, что настоящим христианином, может стать и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет исцеления. Только такой, смирившийся внутри себя человек способен к правильной, спасающей вере во Христа. Именно это является "печалью ради Бога", которая "производит неизменное покаяние ко спасению", в то время как неумеренная скорбь о грехах, сопровождаемая внешней "суровостью" и "угрюмостью" очень часто свидетельствует скорее об ущербности покаяния или же об его полном отсутствии: "те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения... они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Посему когда (смиренный) впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость" (Невидимая брань) .
Внешнее сетование часто есть лишь признак самолюбования. Ведь намного проще вместо подвига самоиспытания, ведущего к сердечному сокрушению и к обновлению души, иметь просто "вид благочестия" (2Тим. 3:5), "принимая на себя мрачные лица, чтобы показаться людям" (Мф. 6:15-18) - а иногда и самим себе - кающимися. Подобный самообман и лицемерие во "всплеске эмоций" не имеют никакого отношения к истинному покаянию, которое есть поворот, обращение к Богу в глубине своего "я". Таким образом "сетование" не довлеет само по себе - оно лишь средство к достижению Богообщения: "печаль по Богу не ввергает человека в отчаяние, напротив того, приносит радость и утверждает человека в воле Божией", - говорит авва Исаия . А все внешние проявления покаяния являются лишь средством или следствием этой личной встречи человеческой души со своим Спасителем. По слову преп. Серафима Саровского "не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего".

1.4. Радость духовная как следствие искреннего покаяния
И как бы естественным следствием обращения к Богу является радость духовная: "Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня" (Пс. 50:14). Даже пост - время сугубого покаяния - должен проявляться не в духовным бесплодии, а в особом подъеме на пути к Богу. И Бог Сам обращает это время сетования в радость: "так говорит Господь Саваоф: пост … соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир" (Зах. 8:19), "им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его" (Ис. 61:3, 58:14).

2. Тема перемены плача в радость в Свщ. Писании
Можно заметить, что тема перемены плача в радость является одной из ключевых в Свщ. Писании. Особо изобилуют подобными обетованиями мессианские пророчества Ветхого Завета. И вот, приходит исполнение обетований и архангел Гавриил взывает к Деве Марии: "радуйся, Благодатная!" (Лк. 1:28). В греческом тексте слово c¼r= (корень слова "радость") звучит дважды: в слове "радуйся" (ca_re) и в слове "Благодатная" (kecaritwm1nh). Получается, что-то напоминающее русское "радуйся, обрадованная" или "радуйся, полная радости" - ведь с приходом Христа миру действительно была дарована полнота радости и "радости вечной" (Ис. 35:10). Эту же радостную весть принес ангел и вифлеемским пастухам "не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк. 2:10-11).
Пасха же Христова без всякого сомнения является самым радостным, самым светлым "праздником праздников и торжеством всех торжеств" для всех православных христиан. В этот светлый день каждый приобщается небесной радости по обетованию Христа: "радость Моя в вас пребудет, и… радости вашей никто не отнимет у вас" (Ин. 15:11; 16:22).

3. Феноменальность христианской радости. Источник истинной радости - в Боге
Эта Божественная радость не обусловлена никакими житейскими факторами, наоборот, - она помогает перенести все житейские испытания: по слову пророка Аввакума "хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего" (Авв. 3:17-18). Ап. Иаков советует при впадении в различные искушения принимать их "с великою радостью" (Иак. 1:2). "Радуйтесь и веселитесь", - говорит Христос Спаситель мученикам за Имя Его (Мф. 5:11-12) - в этом и заключается феноменальность христианства: христиане "при всей скорби… преизобилуют радостью" (2Кор. 7:4), причем "радостью неизреченною и преславною" (1Пет. 1:8). Св. Игнатий Богоносец в Послании к эфесянам назвал ее "радостью непорочною о Иисусе Христе" .
Таким образом, именно благодать Божия является источником "радости о Господе", той пасхальной радости, которая наполняет любящее сердце и "изливается" на всех окружающих. Человек становится как бы проводником благодати Божией. По свидетельству ап. Павла такая радость является "плодом Духа" (Гал. 5:22 в пер. еп. Кассиана), причем именно "радость во Святом Духе" является одним из признаков воцарения Бога в сердце человеческом (Рим. 14:17). "Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни прикоснулся", - говорит преп. Серафим Саровский , который всей своей жизнью показал возможность "совместимости" горечи покаяния и самоуничижения с глубокой радостью "о Господе". То, что такая радость имеет свое начало в Боге подтверждает и то, что Самому Богу приписывается радость о Своем народе: "Господь Бог возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием" (Соф. 3:17).

6. Житейские радости
Следует отметить, что и в повседневной жизни не всякую радость можно отождествить с грехом. Если человек воспринимает окружающий мир как чудесное творение Божие, а ближних как детей Его, то и в обычных "житейских мелочах" он будет радостно замечать проявление благости Божией. Так что такая радость опять-таки иметь источником Божию благость: "когда благодать Божия с человеком, тогда всякое явление в мире поражает душу своею непостижимою чудесностью, и душа от созерцания видимой красоты приходит в состояние чувствования Бога, живого и дивного во всем" .

Заключение
Таким образом, рассмотрение проблемы совмещения в духовной (и житейской) жизни христианина покаянных чувств с непрестанной радостью показывает, что эти два состояния не противоречат, а органично дополняют друг друга, ибо в конечном счете покаяние означает, что прощение дает возможность жить, что снова можно стать чадом Божиим, поэтому покаяние - это радость. Эта "радость о Господе" имеет духовную природу, ибо даруется благодатью Святого Духа. Но человек не должен удерживать этот дар в себе. Познав пасхальную радость он должен его дарить окружающим, "радуясь с радующимися и плача с плачущими" (Рим. 12:15). Ведь только в новом эоне все верные Христу войдут "в радость Господина" своего (Мф. 25:21), а "печаль и воздыхание удалятся" (Ис. 35:10).

РАДОСТЬ
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18)
Радость - внешнее проявление любви, действие благодати Святого Духа в сердце человека. Радость и любовь является признаком того, что человек находится на правильном пути в деле спасения.
Радость в христианстве носит не пассивный, но деятельный характер. Первичное значение старославянского и русского рад – это «готовый к благодеянию – его совершению или восприятию».
В современном русском языке понятие радость противопоставляется понятию удовольствие по признакам «духовное» – «телесное». Радость – это чувство, живущее в душе человека. Удовольствие воспринимается в первую очередь как «радость тела».
святитель Василий Великий: Сколько Божиею великодаровитостью дано нам поводов разумно радоваться! Мы из небытия приведены в бытие, сотворены по образу Создавшего, имеем и разум, и слово, которые составляют совершенство нашей природы, и которыми познали мы Бога. Тщательно же изучая красоты творения, по оным, как по некоторым письменам, объясняем себе великий Божий о всем промысл и Божию премудрость. Мы можем различать доброе и худое; самою природою научены избирать полезное и отвращаться вредного. Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства. А надежда воскресения, а наслаждения ангельскими благами, царство на небесах, обетованные блага, превосходящие силу разумения и слова! Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о нем плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное».
"Русский дом" ***

РАДОСТЬ ВЕРЫ
Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Хотя все люди стремятся к радости, однако мало кто из них по-настоящему знает, что такое радость, где путеводная звезда, указывающая путь к ней, по какой дороге следует идти, чтобы достигнуть ее".
Для верующего человека это не сокрыто. У верующего есть дар Божий, который освещает ему все стороны многогранного бытия и никогда не обманывает в выборе целей и средств, приводящих к радости и блаженству. Дар, сходящий свыше, от Бога, есть вера наша святая, православная. Она облекла нас в светлую одежду Божественной благодати в святых таинствах Крещения и Миропомазания, она освящает и укрепляет нас в других таинствах, ее мы сохраняем, проходя через все трудности земной юдоли, плавая в волнах житейского моря. Этот дар Господень просвещает нас, умно¬жает знание и освящает чувства, открывает тайну жизни временной и вечной, дает счастье соприкасаться с тем, что свято и блаженно.
Самая совершенная радость, которую дает нам вера - это знание о Боге; верой мы постигаем Его бытие, Его неприступность и вездесущность, Его величие и снисхождение, Его любовь и мздовоздаяние.
Вера открывает нам Христа Спасителя, в Котором - жизнь и свет для людей (Ин.1,4). Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, явил Его нам (Ин.1,18). Мы верим Его слову и Его делам. "Верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Ин. 1,12). Мы знаем, что Он пришел на землю ради спасения людей, освятив ее Своими стопами и благодатию Духа Святого. Он принес на землю евангельскую правду, Он-наш Спаситель, страдавший, погребенный и воскресший. Верующий в Него если и умрет, оживет (Ин.11,25).
Христос указал нам путь, по которому мы должны следовать, возносясь сердцем к горнему, к вечной радости. Вера соединяет нас со Христом и друг с другом: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа" (Деян.4,32). Вера объясняет нам смысл жизни с ее победами и поражениями, с удачами и неудачами, с ее радостями и скорбями. Все посылается к нашему благу и совершенству. Терпением и добродетелью человек созидает себе доброе, злом - злое. На земле даны нам все возможности созидать свою будущность.
Вера дает нам радость молитвы, беседы с Богом. Молитва, и частная и общественная, окрыляет верующих людей, соединяет их со святыми небожителями в общем славословии, прошениях и благодарениях, воссылаемых Богу, на которые Господь всегда по-отечески отвечает.
Только вера может привести к искреннему и спасительному покаянию, которое прощает и очищает нас. Вера приводит нас к великой радости единения с Господом в таинстве святого Причащения, единения с Тем, Который не перестает призывать людей: "Придите ко Мне все... и Я успокою вас" (Мф.11,28).
Не исчесть тех радостей, которые дает христианину вера. И потому, чтобы в жизни ни случилось с нами, верующими людьми, всегда и всюду надо радоваться, радоваться о Господе (Флп.3,1; 4,4), радоваться в скорби (1 Петр. 1,6), радоваться с радующимися (Рим. 12,15) радостью неизреченною (1 Петр. 1,8), радоваться в огорчении (2 Кор.6,10), радоваться в немощи (2 Кор. 13,9), в страданиях (Кол. 1,24), всегда радоваться (1 Фес.5,16).
Необходимо благодарить Бога за радость веры, радоваться и беречь веру. Вера никогда не посрамит нас, а возвеличит и прославит. Живя здесь, на земле, с верой, мы уже предвкушаем вечное блаженство в Царствии Небесном:
"Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17,21). Царство Божие и есть плод веры христианской, дарующей нам все святое, радостное, чистое, временное и вечное.
в русской поэтической картине мира в образе радости сопрягаются языческие и христианские представления. По мнению ученого, в русском языке представление о радости сформировалось «под влиянием великой христианской идеи Радости и с участием мощных токов европейской культурной традиции. В русской поэтической картине мира, - пишет автор, - сложился и достроился мифологический образ радости». Согласно этому мифологическому представлению, радость – «прекрасное женственное существо, живущее на грани двух миров, земного и небесного, с лицом неземной красоты, с глазами-очами, излучающими небесный свет, с несущим тепло «легким дыханием», с добрыми теплыми руками, с легкими ногами-стопами, на которых радость приходит и уходит, и с легкими, но мощными крыльями-крылами, на которых она улетает и прилетает, окрыляя человека и одаряя его способностью лететь на крыльях радости. Легкий и мягкий свет, который может усиливаться до степени ослепительного сияния восторга, и мягкое живительное тепло, способное превращаться в очистительный огонь, - две основные эманации Радости и одновременно две стихии, которые образуют двуединую […] субстанцию Радости в двух ее взаимосвязанных ипостасях: радости души и радости сердца. Первая одухотворяет и освящает человеческое, поднимая его к горнему свету. Вторая вочеловечивает небесное, принимаемое и постигаемое умным сердцем» .
Определения к слову радость, которые встречаются в православном дискурсе, дают представление о природе христианской радости. Она здесь всегда небесная, неземная, духовная, несказанная, благодарная (Господу), пасхальная, вечная, дивная…
Таким образом, можно сказать, что в православно-христианском дискурсе Бог является одновременно и причиной радости, и ее целью, и ее объектом..: Воспринимая благодатный свет, духовный человек ищет его источник, чтобы поклониться ему. Еще не зная Его […], он несет Ему радость и благодарность, призывая Его к усилению и умножению Его лучей (Ильин. Аксиомы…).
В христианской картине мира радость имеет божественную природу, ибо это Господь нам завещал радость. В основе данного чувства лежит любовь к Богу и благодарность Ему за жизнь. «в древнерусских текстах радость представлена как благодать, исходящая от Бога […], такая благодать дает здоровье и силу, а это и есть счастье» . Получается, что не радоваться о Господе, то есть унывать, - значит грешить.