Нужно ли левшу переучивать. Особенности развития ребенка левши: диагностика леворукости, вопросы переучивания и маленькие подсказки для родителей. Чем отличается левша от правши: психология личности

1 4 819 0

Все дети особенные. Но некоторые “особеннее” других. К ним относятся дети левши. Не своевременное определение этой особенности или неправильные действия, могут навредить вашему малышу. Поэтому, родителям важно знать, почему так происходит, как узнать, что ребенок левша, надо ли переучивать или воспринять все как есть. Советы ниже помогут вам в этом разобраться.

Особенности ребенка левши

Мозг состоит из двух полушарий. Каждое выполняет определенную функцию. Правое полушарие правши работает с образами, а левое – размещает языковые центры и центры распознавание знаков (алфавит, математические, дорожные знаки и т.д.).

В левши полушария полностью поменялись функциями: правое отвечает за речь, левое – образное мышление.

Все эти особенности и преимущества формируются к 5-7 годам. К этому времени ведущая рука может меняться.

И правши, и левши живут относительно комфортно, они без особых усилий овладевают навыками общения, письма и чтения, если только левшу насильно не переучивать писать правой рукой.

Но кроме лево- и праворуких людей, около 50% населения характеризуются так называемой “мозаичной”, или скрытой, леворукостью. Такого левшу могут начать переучивать “не специально”.

Кроме того, скрытая леворукость часто связана с травмами, полученными во время родов. Поэтому, в таких детей могут быть трудности с пониманием речи, грамотным письмом, почерком, координацией движений. В 5-6 лет детям нужна помощь хорошего логопеда – перед тем, как они начнут посещать школу.

Что делать

В повседневной жизни леворукость не очень мешает ребенку. Не так уж сложно научиться кушать или рисовать левой рукой, а ножницы для леворуких уже давно есть в продаже. Но как ребенок будет писать в школе, – вот что сильно волнует родителей!

Здесь действительно есть трудности и секреты:

  • Если учитель не знает об этом, то нужно договориться с ним, чтобы тетради и книги леворукого ребенка отличались от тетрадей и книг его одноклассников, которые пишут правой рукой.
  • В левши глаза двигаются за строкой не слева направо, а справа налево. Поэтому, с чтением слов могут возникнуть трудности. Ребенок может пытаться читать наоборот, искажать буквы и путать части слова во время письма. Обозначайте левую часть слова (предложения, строки) красным карандашом, а правую – синим. И учите читать “от красного до синего”, проводя пальцем по строке. Когда ребенок хорошо освоит этот прием, попросите его самостоятельно находить начало рядка. Но, как раньше, следите, чтобы палец ровно двигался по строке и помогал ребенку во время чтения. Делать это надо к тому времени, пока не сформируется четкий навык чтения в правильном порядке. Никогда не торопите ребенка во время чтения.
  • Повесьте над столом ребенка алфавит с напечатанными и написанными буквами. Попросите посмотреть, как пишется эта буква и скопируйте ее.
  • Для улучшения навыков правильного письма помогут прописи, в которых детям нужно обводить написаны пунктиром буквы (особенно, если в них стрелками отмечено направление, куда должна двигаться ручка). А также упражнения, вроде корректурной пробы. Напишите в строке несколько “правильных” и перевернутых букв вперемешку, и попросите ребенка зачеркнуть все неправильные буквы.
  • Если ребенок пишет левой рукой, научите правильно размещать тетрадь и руки на столе. Чтобы ребенок видел то, что пишет, тетрадь должна лежать на столе с наклоном в правую сторону: правый нижний угол страницы должен быть направлен к середине грудной клетки ребенка, а кисть левой руки с ручкой или карандашом – находиться под строкой.
  • Руки левши должны лежать так на столе, чтобы локоть левой руки несколько выглядывал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а права лежала на столе и придерживала тетрадь, чтобы она не двигалась. При этом буквы будут писаться с наклоном влево.

Переучивать ребенка к наклону вправо не нужно, это даже совсем невозможно..

  • Обозначайте красным цветом левое поле в тетради, а синим – правое. Делайте это до тех пор, пока ребенок не научиться писать слева направо.

Тест для проверки ребенка

Этот тест поможет вам определить, есть ли у вашего ребенка признаки скрытой леворукости, и своевременно обратится к специалисту. Тест состоит из 9 шагов. Удачи!

Чтобы результаты были объективными, постарайтесь придерживаться таких условий:

  • Желательно, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете. Предложите поиграть, сделать задание.
  • Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть точно напротив ребенка, а все приспособления, книги следует сложить перед ребенком посредине стола. На одинаковом уровне от правой к левой руки.
  • Хорошо, если коробочки, бусинки, мяч, ножницы и др. будут размещены рядом со столом на низком столику, чтобы ребенок не видел их и не отвлекался.

Рисование

Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того, как он закончить рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой.

Часто дети отказываются: «я не умею», «у меня не выйдет». Можете убедить ребенка: «Я знаю, что тяжело рисовать один и тот же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся».

В этом задании нужно сравнить качество исполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался во время выполнения задания, правильно сидел.

Открывание небольшого коробка

Ребенку предлагается несколько коробочек. Задание: «Найди спичку (фигурку) в одной с коробочек».

Управляющей будет та рука, какая открывает и закрывает коробочки.

Игра в мяч

Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно кидать и ловить одной рукой. Мяч ложится на стол прямо перед ребенком. Взрослый просит кинуть ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно кидать мяч в цель, например, в корзину, ведерко, кольцо.

Вырезание рисунка

Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчонка…). Учитывайте, что более активной может быть рука, которой ребенок держит ножницы, и та, в которой он держит открытку. Ножницы могут быть недвижимы, а открытку ребенок будет вертеть.

Вы можете получить неправильный результат, если размер и форма ножниц не отвечает размеру руки ребенка.

Бисер

Можете вместе с ребенком нанизывать бисер или пуговицы на иголку с нитью или шнурок. С помощью ведущей руки малыш и будет выполнять действие.

Круговые движения

Ребенку предлагают открыть несколько баночек (2-3) с крышками, что закручиваются. Учитывайте то, что ребенок может держать банку за крышку, а крутить саму емкость.

Если вы левша или знаете кого-нибудь из них, вы замечали, что левшам приходится приспосаб­ливаться к жизни в этом мире, поскольку мы жи­вем в правостороннем мире.

96 процентов людей праворукие, и, естествен­но, все вещи - от дверных ручек, замков, отвер­ток, автомобилей, музыкальных инструментов и машин до таких мелочей, как пуговицы на нашей одежде - предназначены для праворуких людей. Но тем не менее большинство леворуких людей, кажется, живут довольно хорошо. И конечно, есть примеры левшей, которые добивались в жиз­ни очень многого. Например, Леонардо да Винчи и Микеланджело, двое из величайших гениев ми­ра, были левшами.

В то время как некоторые родители расстраи­ваются, если их дети - левши, большинство ме­дицинских авторитетов считают, что благоразум­нее ничего не исправлять. Лучшее развитие левой руки - это не дефект человека, поэтому ребенка не надо бранить или наказывать и не надо делать никаких усилий, чтобы стараться превратить его в праворукого. Таково мнение авторитетов.

Итак, что же делает большинство людей праворукими?

Долгое время думали, что мы праворукие из-за таких вещей, как тренировка, традиции, и как результат - большинство людей праворукие. По­этому считалось, что у левши что-то не в поряд­ке, потому что они не могут делать вещи так, как делают другие. Сегодня считается, что большин­ство людей праворукие, потому что мозг боль­шинства людей функционирует в определенном направлении. Одна половина мозга доминирует над другой половиной. Левое полушарие мозга контролирует функции правой половины тела, а правое полушарие мозга контролирует функции левой половины тела. И у большинства людей ле­вое полушарие мозга господствует, поэтому пра­вая половина их тела более искусна и лучше раз­вита. Наша правая рука работает лучше, чем ле­вая рука.

Приходилось ли вам наблюдать, как ваш ребёнок, перекладывает ложку из правой руки в левую? Или когда малыш тянется за игрушкой, хватает её левой ручкой? Наверное, вы не раз думали над тем, нужно ли переучивать ребёнка, или оставить всё как есть.

Многие родители ошибочно считают, что левшество – это чуть ли не дурная привычка, которую можно искоренить у ребёнка жёсткими мерами, а дальше всё пойдёт, как надо. Но в том-то и дело, что это не привычка, не результат ошибок педагога и не болезнь.

Левшество – это один из вариантов нормального развития организма и чаще всего зависит от врождённых генетических особенностей этого организма, а точнее – от особенностей строения мозга ребёнка.

Психологи установили, что у детей правшество и левшество в основном формируется к четырём годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Для выявления ведущей руки психологи используют специальные тесты. Родители и педагоги могут отнести ребёнка к левшам или правшам, наблюдая за ним изо дня в день: какой рукой ребёнок обычно берёт мелкие предметы, какой машет на прощание, какой рисует, бросает мячик и т.д.

Посмотрите, как относится ребёнок к тому, что вы доброжелательно и с улыбкой перекладываете ложку из левой ручки в правую. Если вы видите, что ребёнку это неприятно, что он пытается переложить ложку снова в левую руку, начинает капризничать, то это сигнал вам, что вы нарушаете естественный ход развития организма и рискуете причинить ему непоправимый вред.

Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа. Действительно, доказано, что леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они часто хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу.

Леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т.е. более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одарённых.

При обучении леворукие дети более ориентируются на чувственные ощущения, а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах в строгих

условиях. Их стихия – индивидуальная работа, важна собственная инициатива и интуиция.

Как вы думаете, много ли левшей среди выдающихся людей?

Да, много! Леворукими были: Пабло Пикассо, Гай Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Бетховен и Чарли Чаплин. А леворукий Эрне Рубик придумал кубик, которым до сих пор увлекаются во многих странах мира.

Может, и ваш ребенок один из одаренных детей? Зачем идти наперекор природе и переучивать, только для того, чтобы он был таким, как все? Природа умна, знайте: ваш ребенок обладает такими уникальными задатками, которых нет у многих других и которые являются сильными сторонами его личности. Любите своего ребенка таким, какой он есть.

Статью подготовила учитель прогимназии д/c "ЛУЧиК" на Остоженке

Васюкова Юлия Васильевна.

Вы когда-нибудь задумывались, почему леворукие люди долгое время подвергались угнетению со стороны общества, вплоть до признания слугами дьявола и сожжению на костре? Почему до сих пор в некоторых странах остались пережитки давних стереотипов, согласно которым быть левшой – это физическое отклонение или даже уродство? Дело в том, что люди не любят тех, кто на них не похож, кто выделяется из толпы.

С детьми-левшами бывает непросто. Они медленнее осваивают элементарные навыки, позже начинают говорить и требуют большого внимания. Поэтому вполне резонно мамы и папы задаются вопросом – надо ли переучивать левшу?

Природа умнее нас

Наше тело полностью подчинено главному координационному центру – головному мозгу. С точки зрения физиологии развитие леворукости связано с перекрёстностью системы взаимосвязей полушарий мозга с левой и правой стороной тела. Лишь у 1% людей в мире эти связи равноценны. В остальных случаях наблюдается преобладание одного из полушарий – какого именно, зависит от генетических особенностей строения головного мозга. Все попытки человечества перевоспитывать детей из левши в правшу оказались бессмысленными.

У 90 человек из 100 левое полушарие берёт верх. Оно управляет правой стороной тела, отвечает за логику, анализ, точное, рациональное мышление, речевые способности, чтение и письмо. Алгоритм осознанного действия правши следующий: левое полушарие направляет прямой сигнал правой руке (ноге, глазу), орган мгновенно реагирует.

У левши путь нейронного импульса усложняется тем, что ему предстоит пройти через межполушарное ядро обмена информацией, мозолистое тело. Отсюда замедление речевого развития, трудности с письмом. Но это не повод для беспокойства. Прежде, чем решить для себя, стоит ли переучивать левшу, необходимо взвесить все плюсы и минусы особенностей развития правополушарного ребёнка. Головной мозг человека – уникальный, мудрый орган. Он сам ищет способы облегчить себе работу, поэтому со временем формирует в правом полушарии левши собственный речевой центр. В результате левша опережает правшу по скорости обработки и запоминания информации, благодаря невербальному восприятию. Кстати, именно эта особенность ума свойственна людям, обладающим хорошим чувством юмора.

Левшей сложно не узнать, поскольку чаще всего это одарённые, необыкновенно талантливые люди. Пабло Пикассо, Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Аристотель, Г. Х. Андерсен, Исаак Ньютон, Юлий Цезарь, Людвиг Ван Бетховен, Лев Толстой, С. Рахманинов были левшами.

Отличительные особенности правополушарных людей:

  • неординарность;
  • музыкальность;
  • феноменальная память;
  • выраженный творческий потенциал;
  • высокая чувствительность, эмоциональность;
  • смекалка, гибкость и быстрая умственная реакция;
  • развитая интуиция.

Действуя чаще всего интуитивно, ребёнок-левша быстрее вникнет в суть проблемы, сделает правильный вывод и найдёт нестандартный путь её разрешения. Способность развязывать одновременно несколько задач тоже принадлежит левшам. Исследования показали, что среди людей с уровнем IQ 140 и выше большинство являются правополушарными, так зачем переучивать левшу?

Что делать если ребёнок левша?

С тех пор, как были изучены особенности работы головного мозга и причины доминирования одного из полушарий, вопрос, надо ли перевоспитывать ребёнка с явно ведущей левой стороной, не корректен. Правильнее будет разобраться, можно ли переучивать левшу.

Учёные провели десятки исследований, чтобы понять, что будет, если переучить левшу. В результате выяснилось: большинство неврологических отклонений, которые ранее считались спутниками переходного возраста, являются последствиями насильственного подавления активности правого полушария. Это нарушение сна, укачивание, утрата аппетита, развитие фобий, медлительность и пр. Очевидно, что переучивание левши в правшу, может иметь серьёзные, порой опасные последствия. Специалисты не рекомендуют переучивать левшу, ни при каких обстоятельствах!

– при правильной настройке деятельность полушарий становится синхронной. Попытки добиться доминирования левого полушария, наоборот, приводят к бесследной потере исключительных способностей малыша.

Воспитание ребёнка-левши – процесс, требующий от родителей большой любви и терпения. Малыш нуждается в постоянной поддержке, ведь ему каждый день приходится учиться жить в мире, приспособленном в первую очередь для правшей. Правостороннее движение транспорта, компьютерная мышь, дверные ручки, прописи, ножницы – пользоваться этими вещами детям-левшам намного сложнее.

Полноценное развитие правополушарного ребёнка подразумевает тренировку моторики рук, речи, улучшение памяти, аналитического мышления, коммуникативных способностей, психоэмоциональное воспитание. Школа устного счёта Соробан предлагает самую удобную и эффективную программу для маленьких левшей, которая помогает реализовать явные гуманитарные, творческие задатки, одновременно раскрывая способности, управляемые левым полушарием: вербальная память, логику. Регулярные занятия помогают им стать более сконцентрированными, усидчивыми, учат их управлять эмоциями, рассуждать, планомерно достигать намеченных целей.

Соробан опровергает общепринятое мнение, что быстрый устный счёт для ребёнка-левши – неосуществимая задача. Благодаря хорошо развитому воображению, правополушарные дети, напротив, раньше других осваивают ментальную арифметику, лучше понимают математику.
Дорогие родители, левшество у ребёнка – это абсолютно нормальное явление, которое делает малыша особенным, способным глубоко чувствовать этот мир и менять его к лучшему.

Читайте ещё:


Меня всегда удивляло желание людей соответствовать каким-то стандартам, кем-то придуманным эталонам и при этом стараться «вылепить» из своего ребенка идеального, которого требует общество. Причем уже спустя четверть века пережитки «Совка» нет-нет, да проглядываются в обществе. Страны то нет давно, а устои остались в тех, кто в ней жил и рос когда-то.

Много чего хорошего там было, но и много странного. К примеру, левшевство считалось патологией, непоправимым нарушением, которое требовало искоренения, переучивания, и не дай боже, чтобы кто-то брал ручку левой рукой, тут же следовал шлепок линейкой и двойка.

Выросшие в такой среде дети, а сейчас уже взрослые, родители, замечая такую особенность у своего чада, пугаются не на шутку, мол, ребенок левша, нужно ли переучивать и вообще караул! Такое отношение к ведущей руке у человека, отличной от правой, по крайней мере сейчас, мягко говоря, удивляет. Травля какая-то, дискриминация. И пусть в средние века левшей считали посланниками Дьявола, но сейчас 21 век на дворе, между прочим! Критиковать левшу за то, что он предпочитает пользоваться иной рукой, все равно, что травить человека за то, что у него карие глаза или, например, веснушки… Давайте разберем тему левшества в общем и поговорим о поведении родителей, если ребенок левша.

Ситуация раньше

Чтобы иметь представление о том, почему некоторые сейчас особенно беспокоятся на этот счет, следует вкратце привести некоторые исторические справки. Так, для полноты картины.

Праворукий мир никогда не принимал других людей, отличных от них, до недавних пор. Левшей считали приспешниками нечистой силы, изолировали от общества, подвергали даже телесным наказаниям, на Руси у них не было права голоса. В исламе, например, левая рука считается «грязной».

Тотальная дисциплина в советские времена, обязательное соответствие общепринятым нормам, строгие требования к чистописанию допускали так называемое переучивание левшей, т.е. всеми возможными способами запрещали использовать удобную руку и заставляли писать, манипулировать и везде применять именно правую. Методы использовались всякие, даже физическое наказание или механическое предотвращение использования левой руки путем привязывания последней к телу ребенка (кошмар!).

В конечном итоге благодаря многочисленным исследованиям, в частности, немалый вклад внес советский ученый А. Чуприков, в 1985 году был внесен законопроект о прекращении преследований левшества и защите леворукого письма.

Физиология леворуких

Способность писать левой рукой обуславливается доминированием правого полушария мозга. Как известно, каждое из двух полушарий отвечает за определенные способности и качества человека, а механизм работы носит перекрестный характер.

Так, левое полушарие контролирует правую половину тела и отвечает за логику, способность производить расчеты, речь .

Правое же ответственно за абстрактное и образное мышление, творческую составляющую и умение быстро найти выход из критической ситуации .

Про таких еще говорят: «нестандартно мыслит». Это можно объяснить, почему среди левшей очень много талантливых, гениальных, одаренных и неординарных личностей.

Так почему ребенок левша? В подавляющем большинстве случаев это объясняется тем, что у него более активно правое полушарие мозга, соответственно левая половина тела, в том числе и рука, является преобладающей, ведущей. Ему удобно прыгать на левой ноге, отталкиваться от нее при старте, пинать мяч, есть, писать и брать предметы левой рукой, смотреть в подзорную трубу левым глазом и прислушиваться к шороху левым ухом.

Но ученые выделяют несколько разновидностей левшества и леворукости. Среди них:

Генетическое

Особенность передается из поколения в поколение. Наиболее высока вероятность рождения ребенка-левши у леворуких родителей. Если только мама или только папа предпочитают левую руку, то шанс снижается до 12 %;

Компенсаторное

Леворукость (именно леворукость) развивается в утробе или же при рождении вследствие травм конечностей, повреждения или изменений в левом полушарии мозга. Родовая травма, болезни матери при беременности, повышенный уровень тестостерона и прочие изменения приводят к образованию леворукости. Банальный перелом правой руки вынуждает использовать оставшуюся руку в качестве основной. Так, примерно за полгода человек способен полностью овладеть письмом и манипуляциями другой конечностью;

Ложное

Такое явление малораспространенное и носит временный характер. Проявляется в виде временном использовании левой руки у детей-правшей, которые подражают взрослым или просто экспериментируют с возможностями своего тела.

В ходе исследования леворукости выявлено много чего интересного. Например, было установлено, чем старше возраст родителей, тем выше вероятность рождения у них ребенка-левши. Статистика твердит следующее: у родителей возрастом за 30 шанс рождения левши на четверть выше, чем у молодых мам и пап до 25 лет от роду. А у беременной старше 45 лет есть почти 100 % вероятность, что малыш будет использовать именно левую ручку как ведущую.

Хоть точное возникновение левшества не изучено в полной мере, хорошим аргументом в пользу того, что это именно врожденный фактор, обусловленный генетически, является преобладание левшей среди однояйцевых близнецов, детей с хромосомным нарушениями (синдром Дауна и т.д.), аутизмом.

Особенности развития

Итак, ваш ребенок левша, особенности развития такого малыша мало чем отличаются от развития детей-сверстников. Но все же могут быть некоторые последствия преобладания правого полушария (как мы помним, оно у нас «творческое»). Последствия эти никаким образом не носят негативный характер, просто стоит их учитывать.

Такие ребятишки часто имеют явные творческие наклонности. Они более ранимы, мечтательны, забывчивы, обидчивы, изобретательны и креативны. В раннем возрасте они могут показывать свою одаренность и делать что-то лучше и раньше своих сверстников, например, читать или считать до 100.

Бытует мнение, что у таких детей могут возникнуть проблемы с запоминанием информации (запомнить буквы алфавита или стих им сложнее). Конечно, не все левши плохо учат стихи и получают двойки по литературе, но такая тенденция есть. Занимаясь с ребенком, важно предоставлять ему информацию в образах, он так лучше запомнит. Заучивая алфавит, родителям советуют показывать ребенку, на что похожи буквы, а разучивая стих можно рисовать картинку разворачивающихся там действий.

Кто-то поговаривает, что и с точными науками у них «туган». Детям сложно считать в уме, решать арифметические задачи, чертить. Такие особенности встречаются часто, но, опять же, не в 100 % случаев. Юного всемирно признанного гения Альберта Энштейна (а он тоже левша) хотели отчислить из школы за неуспеваемость по физике и другим точным предметам. К слову, он так и не получил аттестат зрелости.

В любом случае, не стоит делать из этого трагедию, поскольку ее просто нет. При домашнем обучении или при освоении школьной программы желательно делать упор на гуманитарную и творческую составляющую. Поощряйте то, что ваш ребенок делает особенно хорошо.

Первые признаки преобладания той или иной руки

Замечая признаки преобладания другой ручки у малыша, родители, возможно, захотят узнать, как определить левша или правша ребенок. Это сделать не трудно, ведь достаточно просто понаблюдать за своим ребенком или попросить сделать какие-то простые движения, например, прыгнуть на одной ноге, дать пожать руку или попросить нарисовать цветок на бумаге.

К слову, хоть многие дети и рождаются с доминированием левой половины тела, проявляется это далеко не сразу. Многие дошколята одинаково хорошо управляются обеими ручками. Таких всеумельцев называют амбидекстрами или обеерукими. Это обусловлено тем, что полушария мозга развиваются неравномерно, одно позже, другое раньше. Поощрять обеерукость полезно, но если сам малыш не противится этому. Истинное левшество можно заметить ближе к 4-5 годам, когда ребенок не только рисует левой рукой, но и использует ее как основную в манипуляциях.

Если обращаться к статистике, то левшей на свете около 8-15 %, т.е. примерно каждый седьмой из нас. Немало, согласитесь. А вот амбидекстры – настоящая редкость – 2 % населения земного шара.

Надо ли переучивать?

Хотелось бы, что дойдя до этой главы, вы бы сами ответили на этот вопрос. Устои прошлых лет требовали каких-то одинаковых качеств, стандартизации и следования общепринятым правилам. Всех «чесали под одну гребенку», чуть выделяешься из толпы, то тут же клеймят «белой вороной», травят, угнетают твои особенности. Это порождает миллион комплексов, неуверенность в себе, ненависть к людям и к своему телу. Это стресс, хронический и тяжелый. Говоря ребенку, что пользоваться левой рукой плохо и неправильно, вы самостоятельно взращиваете комплексы, проблемы с самооценкой, неврологические и психические проблемы.

В современном мире все проще, слава богу. Индивидуальность, непохожесть на серую массу однотипных людишек, наличие пусть маленькой, но особенности, поощряется и оборачивается из недостатка в достоинство. Зачем лишать своего чада уникальности? Хотя, лично мне, к примеру, леворукость не кажется чем-то из ряда вон выходящим, требующим коррекции или какого-либо вмешательства. Это действительно, как цвет волос, как веснушки, как тонкие «музыкальные» пальчики на руках. Это просто особенность тела, это ни порок, ни патология, ни недостаток. ЭТО НОРМАЛЬНО.

Но, никакие аргументы не действуют на любителей «старой школы» и следования стандартам. В их жизни все должно быть «как у людей», и, встречаясь с левшеством у своего ребенка, они по привычке или, может, в силу авторитарного воспитания, или под давлением старших родственников, или еще черт знает почему, стараются переучить ребенка работать только правой рукой. Бывает, что родители вовсе не против такой особенности, но педагоги в школе, воспитатели в садике думают иначе.

Так вот переучивать ребенка не только бессмысленно, но и чревато. Нет, можно впоследствии переучить ребенка писать только правой рукой. Но он писать будет правой, а делать все равно по-своему. Или станет правшой, но какой ценой! Научно доказано, что насильное переучивание крайне негативно сказывается на детской психике и является прямым следствием появления:

✓ нервного тика;

✓ заикания;

✓ дислексии;

✓ ночных недержаний (энурез);

✓ проблем с ориентацией во времени и пространстве;

✓ трудностей в учебе;

✓ раздражительности и упрямости;

✓ психосоматических заболеваний и т.д.

А теперь представьте, что всего этого можно избежать, просто отпустив какие-то свои представления об «идеальном ребенке» и о том, что «так правильно, а так не правильно». Зачем калечить психику малышу по причине своих убеждений? Он сам без вас разберется.

Воспитание левшей практически ничем не отличается от деток-правшей. Они одинаковы практически во всем, за исключением преобладания разных половин тела. И то, и другое – варианты нормы. Но все же некоторые рекомендации стоит дать:

✓ развивайте творческие особенности ребенка, поощряйте занятие, которые ему нравятся. Он обязательно в этом преуспеет;

не акцентируйте внимание на левшестве. Это не зачем, это порождает в голове малыша сомнения («со мной что-то не так», «я не такой, как все», «я неправильный»);

не ругайте ребенка и не старайтесь насильно заставить использовать неудобную для него руку. Детки волнуются и сильно устают от этого, могут жаловаться на усталость в правой ручке и рассеянность;

впрочем, вы можете попытаться стимулировать развитие правой руки и поощрять за желание манипулировать обеими конечностями. Это очень полезное и универсальное качество пригодится в жизни. Но никогда не заставляйте, если ребенок не хочет этого сам;

занимаясь дома, организуйте рабочее место правильно: свет должен быть справа от ребенка, стол ровный, стул со спинкой. Научите держать ручку, покажите, как правильно наклонить тетрадь;

предупредите педагогов об особенностях ребенка. Они грамотно организуют его рабочее пространство. Обязательно скажите, что вы категорически против порицания левшества;

научите малыша приспосабливаться в праворуком мире: купите ему ножницы, компьютерную мышку и другие предметы, ориентированные на левшей;

поддержите ребенка во всех начинаниях и примите его таким, какой он есть. Он уникальный и самый лучший для вас, пускай немного рассеянный и мечтательный, но это же здорово!

Заключение

Вообще тема левшества и леворукости очень интересная! Мы с вами смогли вкратце разобрать, почему ребенок левша, чем обусловлено преобладание другой половины тела, последствия насильного переучивания и каковы они – левши.

Относитесь к такой особенности своего ребенка, как к дару, таланту, норме, если хотите, но не как к недостатку или пороку ни в коем случае! Примите левшевство как данность, которую вы не можете изменить. Сейчас в праворуком мире для левшей создают все условия для максимального комфорта: дверные ручки, кнопки в лифте, клавиатуры и мыши, смартфоны, что угодно. Проблем с этим нет, не должно возникать и у вас, а тем более, у малыша.