Нужно ли христианам платить десятину. Прибыль с десятины

Здравствуйте,

В связи с тем, что эта тема волнует не только вас, отвечу развернуто . Я хотел бы затронуть данную тему под призмой истории христианства.

Ну а непосредственно ответ на вопрос будет в конце текста, после предложения, выделенного жирным шрифтом.

Отношение к десятине в церквях - различное. На то есть свои причины. Одни видят в ней законничество, другие, считают что если в Ветхом Завете люди давали столько, то возрожденным свыше не должно давать меньше. Словом, причин для диспутов - множество.

Многие христиане признают десятину, как библейский путь проявления верности Богу и почтения к нему, обнаруживая, что упоминание о десятине встречается до Закона (Быт.14:20; 28:22), в законе Моисея (Лев.27:30,31 и др.); в пророках (Мал.3:10). О ней говорит Иисус (Мф.23:23), упоминает ап.Павел (Евр.7 гл). В Писании также можно немало прочесть о начатках земли, даваемых Богу.

На мой взгляд, десятина несет в себе признание, что мы не пользуемся для себя частью того, что дал нам Господь, и отдаем это в знак почтения и верности Ему. Аналоги подобного отношения можно найти и в постановлениях Ветхого Завета о седьмом дне, о годе юбилейном. Допускаю, что и дерево познания добра и зла несло в себе подобный смысл - не все, что доступно нам - наше. Хотя все и Божье, но есть то, что принадлежит Ему и только Ему.

Пока церковь состояла из иудеев, уверовавших во Христа, как Господа, вопрос десятины был для них бесспорным и решенным. Современные христиане порой спорят, а была ли десятина частью церковной жизни?

В истории церкви можно найти много свидетельств, что христиане не пренебрегали десятиной. Утверждение, что о десятине проповедуют только в ряде протестантских церквей, восстанавливая ветхозаветные установления, абсолютно неверно.

Так, в "Учении двенадцати апостолов", памятнике раннехристианской письменности рубежа 1-2 века, написано: "Поэтому всякий начаток - от произведений точила и гумна, а также волов и овец, взявши (его), ты должен отдать начаток этот пророкам, ибо они ваши архиреи. Если же вы не имеете пророка, то отдайте (начаток) бедным. Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай (его) по заповеди " (Дидахе 13 глава 3-5).

Ириней Лионский считал десятину минимальным даянием. Он полагал, что Христос не отменил заповеди, а расширил их, дав требования более высокого стандарта: "Поэтому-то Господь вместо: «не прелюбодействуй» заповедал не иметь даже вожделения, и вместо «не убивай» не гневаться, и вместо даяния десятины разделять все имение бедным " (Ириней Лионский. Против ересей. Книга 4. 13-3) "Посему те (иудеи) посвящали Ему десятины своих (имений); а получившие свободу определяют все имущество свое для целей Господних, радостно и свободно давая не меньшее, в надежде получить большее; так бедная вдова все свое состояние отдала в сокровищницу Божию " (Ириней Лионский. Против ересей. Книга 4. 18-2)

В книге "Апостольские постановления", произведении традиционно приписываемом Клименту Римскому, но возможно написанному в 380 г. в Сирии, изложено требование к епископу: "Подаваемые, по заповеди Божией, десятины и начатки пусть расходует он, как человек Божий " (книга первая:25)

В своем толковании на Послание Ефесянам Иоанн Златоуст писал: "Если в ветхом завете так было, то тем более (так должно быть) в новом; если там, где позволено было приобретать, наслаждаться, заботиться (о земном), так много обращали внимания на помощь бедным, то не тем ли более (должно поступать так) здесь, где заповедуется оставлять все? В самом деле, чего не делали израильтяне? Отдавали десятины; потом предоставляли еще другие десятины на вспомоществование сиротам, вдовам и прозелитам. Мне некто с удивлением говорил: такой-то дает десятины. Как нам не стыдно! Мы – христиане удивляемся тому, что не было удивительным у иудеев? Тогда опасно было не раздавать десятины: представь же, каково это (т. е. не гораздо ли опаснее) теперь! " (Творения Иоанна Златоуста, т.11 книга 1. Толкование на послание Ефесянам, Беседа 4:4)

История говорит, что десятину призывали давать Василий Кесарийский, Амвросий Медиоланский, Августин Аврелий.

Идея десятины в различной мере присуща всем христианским конфессиям. Так известно, что князь Владимир Святославович выделил десятую часть своих доходов на поддержании митрополии и строительство церкви, отчего и пошло ее название - Десятинная церковь. (Строительство было в 990/991 - 996 гг). Владимир повелел и другим приносить десятину. Во время татаро-монгольского ига на Руси десятину отменили, чтобы люди не давали дважды - на поддержку церкви и оброк татаро-монголам. Но обычай этот оставался. При епископских кафедрах возникли особые должностные лица - десятильники. Стоглавый собор в 16 веке определил служение десятских священников, они и исполняли служение десятильника, собирая десятину с прихожан. На эти средства содержались храмы, поддерживалось священство. Церковная десятина отделялась и от поступлений княжеского суда. Самое раннее упоминание о такой форме церковной десятины находится в Краткой Правде (XI в). В Новгородском уставе Святослава Ольговича (1137 г.) писалось, что епископы получали десятину не только от дани, но и от уголовных денежных взысканий (вир) и продаж. Документ XIII века "Правило о церковных людях и десятинах", который регулировал права церквей на принадлежащие ей большие материальные средства, увязывал десятину с правом соборных церквей.

Интересно отметить, что в свое время более 10% крепостных крестьян в России также принадлежали церкви, что была своего рода десятина, по словам святителя Филарета. Но время изменилось, и под влиянием различных факторов, государственная церковь утратила многие материально-хозяйственные преимущества и права.

Интересно отметить, что по словам питерского священника Константина Пархоменко, сегодня десятина, официально введена в двух православных соборах Санкт-Петербурга.

Присутствовала десятина и в католической церкви. Вначала в Западной церкви она являлась обычным добровольным приношением десятой части доходов. После Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину; Маконский собор 585 года уже предписал платить десятину под угрозой отлучения. Впоследствии Карл Великий в 770 году ввел ее в качестве повинности и неисполнение ее влекло за собой уголовное наказание. Впоследствии, начиная с Реформации, а потом и после Французской революции Католическая церковь теряла территории, где могла собирать десятины. На сегодняшний день в католической церкви - даяние десятины в свободной воле верующих.

Таким образом, если смотреть через призму Писания и христианской истории, то в церквях в разные времена устанавливались различные правила, касательно десятины. Это многообразие обусловлено отсутствием прямого запрета на десятину в Новом Завете, и в то же самое время спорностью в вопросах того, куда, кому давать десятину и на что тратить.

Во всяком случае, из Писания явно следует, что любое даяние не должно быть по принуждению, "ибо доброхотно дающего любит Бог " (2 Кор.9:7). Поэтому, даже давая десятину, важно делать это не по принуждению или из страха проклятия, а из-за любви к Богу и желания быть верным Ему.

Именно поэтому мой ответ на Ваш вопрос о вступлении в членство церкви, где прихожанин обязуется давать десятину, таков:

Следует понимать, что любое церковное объединение или поместная церковь в таких практических вопросах, как условия для членства церкви руководствуются не только Писанием, но и уставом церкви и внутренними решениями. И к этому надо относится с изрядной долей терпимости.

Можно, к примеру, не соглашаться с тем, какие песни поют в баптисткой или харизматической церквях, с говорением на языках в пятидесятнической, с платными ритуальными услугами в православной или учением о Марии в католической, НО тогда какой смысл быть там, где Вы не видите здравости? Вы все равно НЕ СМОЖЕТЕ изменить внутрецерковные правила. В сердце будет рождаться огорчения, а отношения с верующими или церковным руководством будет осложняться.

Для всех таких случаев, хорошо прислушаться к голосу народной мудрости: не стоит идти в чужой монастырь со своим уставом! Существуют церкви, где по внутренним установлениям, финансовая поддержка церкви является одним из условий, чтобы стать членом церкви, а существуют и церкви без такого требования. В обоих случаях посещать церковь не возбраняется.

Но, если в церкви Вам нравится, и Вы видите, что учение здравое, люди благочестивые и Господь там действует, то тогда почему бы не принять внутрецерковные установления и не стать членом такой церкви. Тем более, если Вы и так поддерживаете церковь десятой частью своих доходов.

Пусть Бог даст Вам мудрости!

С уважением,
Денис Подорожный

Десятина – это посвященная Богу десятая часть от материальных ценностей или каких-либо других доходов. Основной принцип десятины – признание того, что все на земле, включая всю частную и общественную собственность, принадлежит Богу, и человек только слуга Его. Десятина является знаком почитания Господа как неоспоримого владельца всего на земле.Традиция приношения десятины пришла в христианскую церковь не как прямая заповедь, но как хорошее правило, подобно многим другим правилам, усвоенным церковью с ветхозаветного времени.

Следует отметить, что Сам Христос осуждал законников, но не за их аккуратное соблюдение религиозных правил. А за то, что они, увлекшись соблюдением буквы закона, перестали оказывать милосердие людям и больше не имели любви к Богу.

Разумеется, нет необходимости долго объяснять, какую практическую пользу приносит делу Божьему десятина. Наши церкви нуждаются в материальной поддержке, и десятина – это один из лучших способов накопления бюджета. Возможно, десятина и не самый большой вклад, который мы можем сделать, но это уже первое благословение, приносимое нами в церковь. Придут и другие благословения, которые будут полезны и нам, например, прекрасные новые церковные здания, образованные компетентные служители, помощь вдовам, сиротам, обездоленным, бездомным, больным.

Задолго до того, как Израиль зарекомендовал себя в качестве нации, Авраам и Мелхиседек были уже знакомы с практикой десятины. «Он (Мелхиседек) был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Аврам бал ему десятую часть из всего» (Бытие, 14:19-20). Мелхиседек выполняет здесь роль священник, благословляя Авраама и снабжая его вином и хлебом для празднования победы над враждебным Кедорлаомером.

Заметим, что десятина была отдана Авраамом добровольно. В то время не было особой заповеди, предписывающей ее уплату, но он сделал это по собственному желанию и чистосердечию.

Следующим человеком, дававшим десятину, был патриарх Иаков: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом: то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим, и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Бытие, 28:20-22). Предполагая, что Бог позаботится о нем и благословит его путь и будет его Богом, Иаков обещает отдавать десятину. Десятина пойдет на поддержку «дома Божия»; здесь мы видим как бы раннее упоминание об основном предназначении десятины – попечение о доме Божьем (храме, скинии).

Слово «десятина» упоминается 32 раза в Ветхом Завете, из них 17 в Пятикнижии Моисеевом. Помимо предыдущих упоминаний в Библии есть немало еще более важных мест, говорящих о десятине. Например, в книге Левит мы читаем: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня» (Левит, 27:30).

Десятина – это «святыня», т.е. отделенная от общего для особой цели часть, и принадлежала она только Господу. Отдавая десятины, израильтяне безмолвно выражали этим свою благодарность Господу за обильное благословение, данное им.

Нам не следует забывать, что десятина во многом связана с тем, в каких отношениях мы находимся с Богом. Десятина отдается не для очистки совести, чтобы потратить остальные 90% финансов, как захочется. Нет, оставшаяся часть также принадлежит Богу, и нас следует согласовывать с Ним наши расходы. Бог никогда не подводит Своих искренних и доброхотно дающих служителей. Долгая история еврейского народа и современные примеры жертвенности верующих людей в достаточной степени подтверждают это. Господь в состоянии излить обильные благословения на церкви, которые предложили свое имущество, финансы и самих себя Ему.

Десятина похожа на первый шаг ребенка. И он очень важен. Первый шаг необходимо сделать, иначе мы никогда не научимся ходить. А, сделав этот шаг в служении Богу, мы уже можем пойти дальше, не ограничиваясь только десятиной. Это, безусловно. Может пойти только на благо нашим отношениям с Богом, уже тем, что мы получаем возможность постоянно подсчитывать и оценивать благословения Его, дарованные нам.

Итак, десятина никогда не приносила ущерба верующим, постоянно практикующим ее, напротив, за ней следовали только благословения от Бога. Тем более в процессе нашего исследования мы убедились, что Бог установил особую заповедь для своих людей – отдавать десятину. И Иисусу Христос не отменял закона. Он не сказал, что мы можем ничего не жертвовать Богу. Да, Он принес на землю благодать, которая означает, что мы получаем спасение не исполнением закона, а по милости Божьей, но это не освобождает нас от соблюдения основных морально-нравственных принципов закона. Ведь мы не можем убивать, говорить неправду, не имеем права красть, тем более не должны обкрадывать Бога.

Людям необходимо учиться жертвовать Господу. Он хочет, чтобы мы испытывали Его. Кто удерживает нас от того, чтобы испробовать это? Через нашу жертвенность Он покажет всему миру, как велики и прекрасны благословения Его!

  1. 1. Что такое десятина?

Десятина — это десятая часть. Это часть, которая принадлежит Богу.

«И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня» (Левит 27:30).

  1. 2. Откуда взялось понятие о десятине?

Понятие о десятине берёт своё начало с тех пор, как Авраам отдал десятину Мелхиседеку.

«И благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Авраам дал ему (Мелхиседеку) десятую часть из всего» (Бытие 14:20).

  1. 3. Почему Авраам отдавал десятины Богу?

Авраам видел, что у Бога было всё, и что Он благословлял его с избытком. Отдавая десятую часть, Авраам показывал Богу, что он доверяет Ему одному в своём обеспечении.

«Но Авраам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама» (Бытие 14:22, 23).

4. Какое благословение обещал Бог тем, кто отдаёт десятины?

Бог обещал дать избыток тем, кто был послушен в приношении десятин.

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Малахия 3:10).

5. Что означает выражение «дом хранилища»?

Это то место, где мы регулярно получаем духовное питание. В Ветхом Завете скиния или храм были центральным местом поклонения. По Новому Завету, поместная церковь является местом регулярного поклонения.

«При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1 Кор. 16:1-2).

6. Что такое приношение?

Приношение — это дар на дело Божье, который отдаётся сверх десятины. Это пожертвование свободной воли для того, чтобы поддержать какую-то особую нужду или человека, или выразить благодарность.

«После многих лет я пришёл, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения» (Деяния 24:17).

7. Что такое милостыня?

Милостыня — это действие милости или благотворительный дар для того, чтобы оказать помощь бедному и нуждающемуся.

«Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деяния 10:2).

«И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых красными, просить милостыни у входящих в храм» (Деяния 3:2).

8. Чему нас учит Иисус по поводу пожертвования?

Иисус учит, что самой важной частью жертвоприношения является отношение нашего сердца. Он учит:

А. Из-за привязанности к земному богатству мы можем потерять богатство вечное.

«Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает ибо, где сокровище ваше, там сердце ваше будет» (Луки 12:33,34).

Б. Мы должны давать, не ожидая награды от человека.

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Матф. 6:1)

В. Мы должны делиться тем, что имеем.

«Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же» (Луки 3:11).

Г. Приношение настоящей жертвы приятно Богу более, чем приношение большого кол-ва денег, которые отдают люди, не придавая этому особого значения.

«Подозвав учеников Своих Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Марка 12:43,44).

Д. Приношение — это такая же важная часть служения, как молитва и пост.

«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. И когда ты молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф. 6:3,5, 16).

Е. Наше приношение — это мера того, что мы можем получить.

«Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясённою и нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Луки 6:38)

9. Как мы должны давать?

Бог хочет, чтобы мы давали теми путями, которыми можно прославить Его, и которые подготавливают нас к принятию благословения от Него. Поэтому мы должны давать:

А. С желанием.

«Ибо, если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» (2 Кор. 8:12).

Б. Великодушно.

«При сем (скажу): кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт» (2 Кор. 9:6).

В. Охотно.

«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7).

Г. В простоте.

«Увещаватель ли — увещавай; раздаватель ли — раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Римл. 12:8).

10. Что должно быть настоящей причиной для нашего приношения?

Нашей главной ответственностью должна быть поддержка служения и работы в поместной церкви. Затем мы должны уделять нашим братьям и нуждающимся.

«Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Матф. 10:8).

11. Какую ответственность мы имеем сегодня в даянии?

Мы имеем ответственность давать на нужды церкви. Затем мы должны уделять нашим братьям и нуждающимся. Нашей главной ответственностью должна быть поддержка служения и работы в поместной церкви.

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Малахия 3:10)

«В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор. 16:2).

«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10).

12. Требует ли от нас Бог поддерживать служения финансово?

Да. Бог поставляет на служение человека, через которого Он восполняет наши духовные нужды. Такой человек отдает все свое время служению Господу и церкви. Мы же должны заботиться о его материальных нуждах.

«Какой воин служит когда-либо на своём содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печётся Бог? Или конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнём у вас телесное?» (1 Кор. 9:7-11).

«В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо трудящийся достоин награды за труды свои. Не переходите из дома в дом» (Луки 10:7).

13. Почему Бог употребляет нас, чтобы восполнить нужды служения?

Когда мы жертвуем, мы тем самым становимся в позицию принятия, и тем самым мы не остаемся без плода.

«Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу» (Филип. 4:17)

«Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Луки 6:38).

14. Какой урок мы должны получить посредством нашего приношения?

Мы должны понять, что именно Бог является источником обеспечения всего, в чём мы нуждаемся.

«Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе Христом Иисусом» (Филипийцам 4:19).

«Богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны» (1 Тим. 6:17,18).

15. Какие благословения обещаются «щедрому даятелю»?

Мы должны позволить Богу производить щедрость в нашем духе. Если мы делаем так, Он обещает нам следующие благословения:

А. Прибавление.

«Иной сыпет щедро, и ему ещё прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Притч. 11:24,25).

Б. Здоровье

«Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всём, как преуспевает душа твоя» (3 Иоанна 2).

В. Духовное основание на будущее.

«Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6:19).

Г. Плоды праведности.

«Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей» (2 Кор. 9:10).

16. Кто обладает всем?

Писания говорят о Боге, как о полновластном владельце всего. Нам нужно понять этот важный принцип о финансах.

«Господня — земля и что наполняет её, вселенная и всё, живущее в ней» (Пс. 23:1).

«Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его» (Пс. 99:3)

17. Как мы должны обходиться с Божьей собственностью?

Мы должны быть хорошими управляющими Божьей собственностью, присматривать за Его собственностью, как менеджер, работающий на своего начальника.

Это включает:

А. Верность и преданность.

« От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным»

Хороший управляющий должен быть преданным и верным тому, что ему доверено. Он должен поддерживать и защищать интересы своего начальника.

Б. Послушание

Мы должны добровольно оставить свои желания и собственные амбиции для того, чтобы исполнить Божью волю.

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Матфея 16:24).

18. Какова цель денег?

А. Восполнять наши нужды

Бог даёт нам деньги для наших основных нужд, таких как пища, жильё, одежда и другие основные нужды. Он хочет, чтобы мы доверяли Ему в финансовом плане. Деньги очень важны и необходимы, но к ним нужно иметь правильное отношение.

«Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Матфея 6:11).

«Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Матф. 6:26, 28-30).

Мы должны иметь отношение благодарения, благодаря которому мы сможем всегда принимать Божьи благословения в нашей жизни.

Б. Удовлетворять нужды других

Бог даёт нам так, что мы можем делиться с другими. Христиане должны иметь отношение даяния, потому что это черта, характерная для Иисуса Христа. Мы должны давать Богу и на Его работу. Посредством нашего приношения осуществляются замыслы Божьи и его планы на этой Земле.

«При сём (скажу): кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, то щедро и пожнёт» (2 Кор. 9:6)

«Чти Господа от имения твоего и от начатков вех прибытков твоих; и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (Притчи 3:9,10).

Подготовила Ирина Боярских

Откуда Церкви брать деньги на социальные, миссионерские и иные проекты? Что лучше – торговать в храме и искать спонсоров или обложить прихожан налогом? Насколько реально в нашей стране и в наше время обязать христиан платить десятину?

Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

Тот, кто этого не делает, должен покрыть себя позором

Протоиерей Всеволод Чаплин призвал православных христиан нести финансовую ответственность за Церковь.

“Люди, которые именуют себя православными христианами, – это довольно большое количество людей в России – вообще должны, на самом деле, нести ответственность, в том числе финансовую, за свой храм, за своего священника, за свою Церковь”, – заявил он в ходе “.

Он отметил, что не случайно люди всегда самое дорогое несли в храм, и посоветовал тем, кто считает, что Церковь обогащается за счет прихожан: если они христиане, они должны отдавать десятую часть своего дохода на церковь.

“Тот, кто этого не делает и при этом пытается еще считать деньги в том или ином храме, на самом деле, должен себя покрыть позором”, – заявил священник.

По словам отца Всеволода, зачастую священник, настоятель не может позволить себе даже самого маленького ремонта, поэтому он должен постоянно ходить попрошайничать.

“Вот этого быть не должно, прихожане должны добиться того, чтобы приход ни в чем себе не отказывал не только в плане украшения храма, но и в плане школы, спортивного зала, библиотеки, молодежного кружка, социальной работы”, – убежден священник.

Комментирует , проректор Богословского института ПСТГУ.

«Ну, и чего они в жизни добились?»

Каждая историческая эпоха формирует свои способы церковной жизни, в том числе ее экономической составляющей. Эти способы зависят от очень многих обстоятельств и факторов и могут быть очень разнообразными.

Так и сейчас, в Русской Зарубежной Церкви многие приходы содержатся на регулярные взносы членов прихода.Напротив, в России, как и на всем постсоветском пространстве, содержание приходов осуществляется, как правило, на пожертвования.

Какая из этих практик правильней или лучше?

Ответить очень трудно, т.к. эта сторона церковной жизни очень зависит от внешних ее условий. Что полезней для Церкви в данный момент, то и лучше.

В этом вопросе есть два принципиальных момента, которые следует учитывать всегда. Первый связан с тем, что христианство по природе своей жертвенно. Если христианин ничего не жертвует, или жертвует тем, что никак его не стесняет, то это влечет за собой неминуемые трудности в духовной жизни. Они неизбежны.

Все семьдесят лет советской власти идеал жертвенного служения ближнему активно дискредитировался. Достаточно вспомнить советскую школьную программу и тягучий роман «Что делать?» Учитель литературы обязан был объяснять школьникам, что по словам героя этого идеологического произведения «жертва – это сапоги всмятку», т.е. бессмыслица.

С другой стороны, жертва на храм – это свидетельство ответственности христианина за Церковь и его доверия к ней. Без такого доверия и ответственности настоящая христианская жизнь тоже невозможна.

Я как-то спросил одного очень состоятельного прихожанина, помогает ли он кому-нибудь, и получил совершенно сногсшибательный ответ: «Да, я очень много помогаю, я маме помогаю!» Наверное, излишне напоминать, что в христианском миропонимании помощь маме – это не жертва, а долг. Этот долг имеет такую значимость, что Господь запрещает отдавать в жертву на храм то, что ты должен потратить на родителей (Мф. 15:5).

Традиционные механизмы взаимопомощи, общей ответственности даже на семейном уровне в советское время были разрушены и, наверное, не скоро могут быть восстановлены.В современном обществе очень трудно говорить о жертвенности. Ведь жертва – это не «помощь маме», это даже не благотворительность, это что-то гораздо большее.

Я хорошо помню разговор с одним человеком, много лет работавшем в госпитале в Тунисе. Госпиталь был католическим. Госпиталь построил и содержал священник, который сумел собрать на это большие средства. В классификации моего знакомого ­ это был «очень успешный человек», вызывавший у него восхищение своей ловкостью, но по его глубокому убеждению, конечно, вор. В этом же госпитале работали монахини, которые прямо там же и жили всю жизнь, бескорыстно служа больным. В классификации моего знакомого они были обозначены очень емкой фразой: «Ну, и чего они в жизни добились?» Правда, он признавал, что никакой личной корысти эти монахини не имели. При таком подходе всякий разговор о жертвенности становится бессмысленным.

К счастью, всегда были и будут люди, которые понимают, что жертвовать очень важно и как много это человеку дает. Господь сказал, что «каждый, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или достояние свое ради имени Моего, тот получит в сто раз больше и наследует Жизнь Вечную » (Мф. 19:29).

Часто эти слова сбываются буквально, человек получает ровно в сто раз больше того, что отдал. Что бы это ни было.

Я знаю многих людей, которые жертвуют гораздо больше десятины от того, что зарабатывают.

Знаю человека, который по первой просьбе о помощи отдал весь месячный доход своей компании, чтобы помочь многодетной семье купить квартиру.

Мне известна прихожанка, отдавшая всю свою очень небольшую, но единственную зарплату, женщине, попросившей ее о помощи на улице. Кстати, эта женщина потом деньги вернула и очень благодарила.

Знаю прихожанина, который неоднократно тратил основные средства своей компании, когда не хватало средств на тот или иной церковный проект. Знаю очень состоятельного человека, который несколько лет жил в недостроенном доме, потому что каждый раз, когда собирался достраивать, его просили пожертвовать на стройку очередного храма.

А еще у нас в храме есть одна очень ревностная прихожанка, которая когда – то была адвентисткой и привыкла платить десятину очень строго. Она все время обличает христиан и спрашивает: «Почему вы все время жалуетесь, что на телевидении столько насилия и разврата? В чем здесь проблема? Платите десятину, и мы купим все каналы, тогда там будут показывать только приличные фильмы!» Не думаю, что это самое действенное решение всех проблем, но в некоторой логичности ему не откажешь.

Наконец, следует отметить, что проблема десятины, церковного налога, приходских взносов требует очень серьезного исследовательского подхода. Ее невозможно решить ни путем простого политического или административного воздействия, ни собирая отзывы священников. Существует огромный опыт во всем мире, связанный с этой проблематикой. Известно, что церковная экономика и церковные проекты во многих сферах общественной жизни оказываются гораздо более эффективными, чем государственные и даже чисто общественные.

Так, может быть, и правда можно разработать такой набор мер и комплекс механизмов, которые будут экономически поддерживать благотворные и продуктивные начинания и сделают их экономически устойчивыми и независимыми? Наверное, это будет не десятина. Хотелось бы, чтобы в этой исследовательской области государство и Церковь объединили свои усилия.

Комментирует Председатель Миссионерской комиссии Московской епархии иеромонах Димитрий (Першин).

По-настоящему наше – это то, что мы отдали

Я знаю людей, которые отдают Церкви десятину или гораздо больше. Они помогают конкретным храмам или людям, которые оказались в трудной ситуации. Некоторые из них помогают нашему Братству Православных Следопытов. Наши друзья помогают нам покупать палатки, обвязки, карабины, крупу и тушенку. Сегодняшний Георгиевский парад, в котором участвовали представители далеких епархий, удалось провести благодаря участию многих людей, потративших свои силы, время и деньги.

Иногда люди инвестируют не деньги, а силы и время. Я считаю, что эта идея правильная, но при одном условии – все это надлежит делать без принуждения. Это желание должно идти из сердца человека, из его любви к Церкви и к людям. Если он раздает свое имущество свободно, то он, как Закхей, раздаст гораздо больше, чем десятую часть, чтобы только ощутить свою правду, свою сопричастность Творцу мироздания в путях Его промысла о всех наших нуждах и скорбях.

Такие люди говорят, что на саване карманов нет, что на тот свет мы ничего забрать не сможем. По-настоящему наше – это то, что мы отдали. То, что мы схомячили, связывает нас по рукам и ногам, отгораживает от Бога, от людей, уволакивает в такие бездны, с которыми дело лучше не иметь. Любой думающий человек это понимает.

Есть еще один момент – наша фиксированная ежегодная жертва даст Церкви ту точку финансовой опоры, которая позволит ей совершенно иначе выстраивать отношения и с обществом, и с государством. В этом я с о. Всеволодом Чаплиным совершенно согласен.

Если приходы обретут независимость от региональных властей, если прихожане, став членами общины, а тем самым – инвесторами, начнут участвовать в планировании общинной жизни, содержа и священника, и всю храмовую инфраструктуру, и все миссионерские проекты, то многое изменится к лучшему в нашей Церкви. Подобную картину можно наблюдать в православном русском зарубежье, в протестантских общинах России.

Но главное, десятина – это мера не денег, а мера любви. Десятина – это прием ветхозаветной педагогики, его задача – научить ветхозаветного человека быть благодарным Богу за Его дары. Но мы – христиане, и Евангелие призывает нас отдать не десятину, а самого себя Богу. Всю жизнь положить, все, что у тебя есть.

Напоминать об этом надо, а требовать этого нельзя. В таких вопросах лучший проповедник – совесть.

Комментирует профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев (в эфире программы Вести-ФМ).

Это будет экономической базой политической независимости Церкви

Если говорить о том, какую часть дохода верующие должны отдавать Церкви – не думаю, что это должно быть формализовано. Конечно, есть библейская заветная традиция десятины, однако в истории Русской православной церкви такого не было. Даже десятинная церковь в Киеве, построенная князем Владимиром, содержалась за счет десятой части доходов лично князя, но не его подданных.

Я думаю, что здесь логика должна быть такой. Первое – это восстановление поименного членства в приходской общине, потому что сегодня приходская община – это некая фикция. Реально никто из прихожан не знает, что он член той или иной общины, не участвует в приходских собраниях. А вот если будет поименное членство, то в этом случае у человека появятся свои права и обязанности.

То есть, соответственно, обязанности, скажем, уплаты той же самой десятины или какой-то иной суммы ежегодно, но с другой стороны, у него появится право контроля над расходованием этих средств. А в перспективе может быть и то, что было в древней церкви – право выбора священников. И, естественно, право делегировать членов от прихода для работы в церковных соборах разных уровней – от епархиального до поместного.

Прихожане и будут контролировать расходование средств. Это и благотворительные проекты, и просветительские проекты, образовательные. Собственно обслуживание храмовой инфраструктуры, то есть реставрация, ремонт, строительство приходских помещений. Естественно, зарплаты служащим храма, в том числе и хору, сторожам и так далее.

Вот всё это может стать прозрачным, наконец. И в свою очередь, если это действительно будет так, если церковь сможет, как это, скажем, бывает в жизни так называемых “свободных церквей” (этот термин возник в Западной Европе – это неопротестантские церкви, которые, в отличие от лютеранской церкви или от католиков, например, не связаны с государством, вот они называются “свободными”, у них как раз есть принцип десятины), если будет опора на самих прихожан и их пожертвования, если действительно всё это будет, отец Всеволод совершенно прав – в этом случае это и будет экономической базой политической независимости Церкви. И от госбюджета, и от государственных лидеров, и от влиятельных спонсоров.

Постепенно десятина приобретает другой смысл. Моисей устанавливает ее как обязательный налог для израильтян, получивших землю в Ханаане , в пользу левитов , храмовых служителей, не имевших земельных наделов и поэтому им нужны были средства для существования. Десятина в данном случае составляла своеобразную компенсацию, выделялась им вместо отсутствующего надела земли. Одну десятую часть от полученной десятины Левиты вносили на содержание первосвященника. (Чис. 18: 21-32). Под десятиной понималась десятая часть из всего, что добывает своим трудом человек:

Но не только десятина была способом жертвы Богу - существовали и другого рода пожертвования. Так, в Исходе (22: 29-30) записано:

Первенцы людей посвящались Богу , а первенцы от животных приносились на восьмой день в жертву Богу.

Главный смысл принесения десятины в Ветхом Завете - научиться бояться Господа:

Ветхозаветная человек была убеждена, что земля и ее плоды принадлежат Богу , который дал их Израиль во владение:

Именно поэтому пророк Малахия называет неуплату десятины "обворовыванием Бога":


2. Десятина в Новом Завете

В Новом Завете заповедь о десятине прямо не отменяется, но не предлагается. Христос обличает буквализм соотечественников:

Интересно, что десятиной хвастается фарисей из евангельской притчи:

" "... Из всех моих доходов даю десятину". (Лк. 18: 12). "

В апостольских посланиях отсутствуют требования или указания для христиан следовать системе десятин. Однако Апостол Павел неоднократно пишет о необходимости материальной поддержки Церкви, в частности ее служителей. Так, в Первом послании к Коринфянам он говорит:

Следует отметить, что Апостол не определяет конкретную сумму или часть дохода, которую должны собирать христиане на нужды Церкви, но предлагает:

Такие пожертвования должны происходить верующими добровольно:


3. Десятина в истории Церкви

3.1. Десятина в католической церкви

До начала III ст. регулярная десятина в Церкви не практиковалась. Однако уже тогда иерархи выражали сожаление, что христиане не хотят даже десятую часть своего имущества передать Церкви для поддержки. Как обязанность для каждого христианина десятина была установлена ​​в Западной Церкви в в. Церковная десятина упоминается в 14 проповедях епископа Цезария Арльского. Широко вопрос представлено и в 33-и проповеди, созданная примерно в году. Проповеди обосновывают ключевые положения - справедливость и целесообразность уплаты прихожанами церковной десятины, их прямую для себя выгоду.

" "Приближаются жатвы, самое время подумать об уплате десятины от всех плодов и доходов Господу нашему, ибо ее справедливо получает и.... имеет право на нее рассчитывать. Что если скажет Бог: ты, человек, мой, я тебя создал, моя земля, которую ты обрабатывает, и семена мое, сеешь, мои животные, которых утомляет работой, и рабы, мои дожди и ливни, веяния ветров, солнечное тепло, словом, все жизненные элементы мои собственные, а когда же так, неужели ты, прилагая лишь труд рук своих, сам заслуживаешь хотя бы десятины? Подавая пример милосердия, Бог оставляет нам девять десятых. Как отказать в десятине тому, кому мы обязаны всем? " "

Начиная с VI века, десятина становится обязательной для крепостных , неуплата которой угрожает отлучением от Церкви: Турский собор года предлагал верным вносить десятину, Маконський собор года уже приказывал платить десятину под угрозой отлучения. Император Карл Великий указом года ввел десятину в государственное законодательство, распространив ее только на землевладельцев, при этом ее неуплата считалась уголовным преступлением и каралась иногда казнью. Вместе с тем законы Карла Великого предусматривали разделение десятины на три части: на строительство и содержание храмов, на помощь путешественникам и паломникам, на нужды духовенства. В позднем средневековье римо-католические епископы распространили десятину на все прибыльные занятия, включая и самые аморальные. При этом церковная благотворительность была почти полностью забыта, зато значительная часть доходов шла на нужды Папы Римского (особенно века , при папе Александре III). С усилением королевской власти духовенству пришлось делиться десятиной и с ними. Из-за того, что десятина в сумме составляла большие доходы, возникали резкие столкновения между отдельными категориями средневекового общества (так, например, вековая борьба за десятину в Польше между шляхтой и духовенством, о чем сообщает Любович в книге "История реформации в Польше"). В эпоху реформации католическая церковь потеряла в большей части протестантских стран свои мирские владения и доходы, которые стали теперь достоянием светской власти и дворянства. Состоялась секуляризация церковных владений. В Англии десятина сохранилась, и попытка ее отменить, сделанная в эпоху первой революции века , не увенчалась успехом, поскольку в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя ее, приходилось искать вместо нее другой источник дохода. В католических странах десятина продолжала существовать как и раньше, и, например, в Франции перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая обычно оставалась в руках высшего духовенства. С года началась эпоха отмена десятины, примером стала Франция , где революция отменила десятину, отдав духовенство на содержание государства. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и в Франции , была отменена без какого-либо вознаграждения для тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегали к системе выкупа. В XIX веке десятина удержалась в Англии , где в году по англ. Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (англ. prediales ) Уплата натурой была заменена определенной суммой, которая называлась англ. tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой было принято среднее количество за 7 лет) и стоимость ежегодно официально определялась по рыночным ценам и выплачивалась деньгами. Кроме того, отменено десятину с рыбного промысла, горного промысла и др.. Сейчас в ряде западных стран существует церковный налог, который в обязательном порядке выплачивается верующие разных конфессий.


3.2. Десятина в православной церкви

Корни десятины выходят из практики обеспечения языческих святилищ. Официально возникла в ст. и сохранялась до XIX в. Церковная десятина в Киевской Руси появилась после принятия Владимиром Великим христианства в году. Он отдал десятую часть своих доходов на строительство Десятинной церкви (церкви Богородицы) - первой каменной церкви Киевской Руси Это источник дохода "священства" было привнесено с Византии и опиралось на давнюю первохристианские традицию. Десятина закреплялась 59-м апостольским правилом церковного устава Владимира , который провозглашал, что церковное богатство -

" "Нищих богатство, церквам, монастырям, пустыням поднятия, живым приют и утешение, мертвым память". "

На Руси десятина изначально представляла собой 1/10 часть княжеских доходов, которые передавались в пользу церкви (иногда заменялась деньгами или угодьями). Для ее сбора существовали специальные должностные лица - десятники , которые могли быть людьми как духовными, так и светскими. В обязанности десятников , кроме сбора налогов, входили и другие обязанности, главным образом наблюдение за благопристойной поведением священнослужителей и добросовестным исполнением ими своих служебных обязанностей. В чистом виде, как княжеская дань десятина существовала с до конца XII в. Десятая часть урожая отдавалось церковными (монастырскими) крестьянами в пользу монастыря , который выступал как феодальный владелец. Такая ситуация могла вызвать недовольство крестьянства. В г. состоялось восстание в Новгороде против Юрьевского монастыря, которое закончилось убийством архимандрита, в - г.г. - Восстание крестьян Волоколамского монастыря. К XVI - XVII ст.. получила развитие система специальных сборов в пользу церкви, которая была независимой от государственной власти. Собрание из приходских дворов (воеводских, вотчинных, гостеприимных) составили 6 денег, с подьячих, лучших людей посадских - 4, с других - 2 гроша. С г. система была официально обязательным для всех епархий . Имели место дополнительные доходы: установлены пошлины с новопоставленный лиц и церквей, передача определенного количества земли прихода для собственноручно возделывания. Православная Церковь особое значение десятине не оказывала, поскольку ее доходы без были и так достаточно. Благочестивые русские князья, купцы и самые простые люди жертвовали на содержание церкви большие средства без какого-либо специального принуждения. Это были не только деньги, но, в первую очередь, чудотворные иконы , драгоценную утварь, земли для основания монастырей . В необходимых случаях к финансовой помощи церкви прибегала светская власть. Однако, начиная с царствования Петра Великого , благосостояние церкви начал беспокоить светскую власть, которая мечтала о полном отлучении церковного имущества. Первая, робкая попытка

О десятине знают все. Но обычно считается, что это пережиток прошлого — некая заповедь Ветхого Завета, исполнять которую в новозаветные времена уже не обязательно. А как оказалось, есть такие христиане, кто десятину отдает и сегодня. Зачем они это делают и что получают взамен — они рассказали нам сами.

«Удивительное дело!»

«Десять лет назад материально было трудно всем, и мне в том числе, — рассказывает Вера Дробинская, врач из Астрахани. — Со мной жила сестра с мужем и маленьким ребенком, муж тяжело болел, сестра не работала, а мою зарплату задерживали месяцами. Мы были полуголодные. Но несмотря на это, все чаще и чаще в Библии мне попадались слова о десятине: “Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «Чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями” (Мал. 3: 8). Дальше там было написано, что Господь предлагает проверить, не откроет ли Он Своих хранилищ и не засыплет ли благословениями, после того как положенные десятины будут принесены в храм.

Не ответить на такой призыв было невозможно. Получив однажды аванс в 50 рублей, я понесла 5 рублей в ближайший храм. Стояла перед ящиком с пожертвованиями, старалась не думать — “что ты делаешь? кому все это надо?” — и молилась: “Господи, это так мало, я вся в долгах перед Тобой. Прими же эту малую жертву с милостью”. Как только я положила деньги в ящик — покой наполнил мое сердце. Не скажу, что денег у нас стало больше, но с этого дня их стало хватать. Кто-то намного более могущественный взял на Себя заботу о моих финансах.

Но муж сестры был против, чтобы мы отдавали свою десятину в храм, потому что он не верил священникам, и тогда мы с сестрой стали жертвовать детям-сиротам — помогать в детской больнице, где лежали отказники, и эта милостыня стала нашей десятиной. Так все началось. И с тех пор, как только я забываю про десятину, денег сразу перестает хватать, а как вспоминаю и отдаю — все выравнивается. Удивительное дело!»

На храм или на бедных?

История Веры Дробинской свидетельствует о том, что милостыня может заменить жертву на храм, но некоторые современные священники все-таки не разделяют это мнение. Например, иерей Тигрий Хачатрян, руководитель миссионерского отдела Курской епархии, считает так: «Милостыня — дело добровольное, поступайте по совести. А жертва на храм — предполагает обязанность человека-прихожанина по отношению к своему приходу, общине. Прихожанин, вносящий некоторое добровольное подаяние, не будет столь равнодушен к нуждам прихода».

Как же было устроено во времена Ветхого Завета? В десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли. Годы делились на семь, как и дни недели. Шесть лет подряд десятину отдавали, а каждый седьмой год считался субботним: земля покоилась и десятину не отделяли.

Ветхозаветная десятина состояла из трех частей и составляла не 10%, как все привыкли считать, а 19%. Первая часть всегда (кроме седьмого года) отдавалась левитам и священникам — 10 от 100% (см. Вт. 12: 19; 14: 27). Другая часть отдавалась на праздники и составляла 10 от оставшихся 90% (ее собирали на 1, 2, 4 и 5-й годы). Третья часть отдавалась бедным и откладывалась только на 3-й и 6-й годы, вместо праздничной (см. Вт. 14: 22-29; 26: 12-15; Ам. 4: 4-5).

Итак, получается, что милостыня (часть на бедных) входила в понятие «десятина» и была обязательной заповедью: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год, и клади в жилищах твоих… и пришелец, и сирота, и вдова… пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор. 14: 28-29). Неудивительно после такого обещания, что, хотя в Законе не сказано, какое наказание следует за неуплату десятины, каждый израильтянин считал своим долгом поддерживать это установление и отдавать все положенное.

Н овый Завет — призыв к совершенству

Жертвенная смерть Христа и Его воскресение положили конец иудейскому Закону с его обрядовыми заповедями, «упразднив… закон заповедей учением». Теперь каждый христианин сам может определить, сколько он готов пожертвовать на храм, а сколько на бедных; каждый должен поступать так, как он «решил в своем сердце». Но при этом апостол Павел ясно пишет в одном из своих посланий: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет… Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело… на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9: 6, 8, 11).

«Новый Завет не имеет предела, — объясняет настоятель храма св. блгв. царевича Димитрия при ГКБ № 1 епископ Пантелеимон (Шатов), председатель московской Комиссии по церковной социальной деятельности. — Заповеди Нового Завета призывают к совершенству, чтобы не только деньги, а все свое тело, душу, сердце, ум — все отдать Богу и ближнему! Господь говорит: “…Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). В новозаветное время мы никак не можем ограничиваться десятиной — это просто другой уровень, более низкий, ветхий! Господь призывает нас отдавать все больше и больше, кто успеет до этого дорасти — тот будет блаженным. Нам надо так жить, чтобы сердце было спокойно. Чтобы совесть не обличала. Каждый должен отдавать, сколько он может: кто-то может все раздать, кто-то служит нищим, кто-то отдает десятину».

Пожертвования в раннехристианской Церкви принимались «смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8: 12–13). Апостол Павел не поощрял жертвовать в ущерб «домашним» (1 Тим. 5: 8).

Неразумное даяние

Преподобный Иоанн Лествичник (VI век) рассказывает историю одной девушки, родители которой умерли и оставили ей большое имение. И однажды она увидела, как в ее саду какой-то человек хочет повеситься. Она подошла и спросила, почему он это делает, а он ответил, что у него огромный долг и таким образом он хочет избавить от него свою семью. Девушка спросила, сколько точно, и оказалось, ровно столько, сколько стоит ее имение. Она продала имение и помогла этому человеку отдать долг, а сама стала блудницей, потому что ей не на что было жить. Долгие годы она провела в блуде. Эта девушка тогда не знала ничего о Христе, а когда узнала и захотела креститься — все отказывались стать ее поручителями, потому что знали о ее жизни (в то время, чтобы креститься, обязательно был нужен поручитель). И однажды ее нашли мертвой, лежащей на берегу океана. В крещальной рубашке. Ее покрестили ангелы. Господь, помня ее поступок, спас ее в конце жизни. Иоанн Лествичник пишет, что иногда и неразумное даяние, но сделанное по горячности сердца, Господь принимает и вознаграждает.

А следующую историю, из которой видно, что Господь по Своему милосердию награждает даже «сеющего» с неохотой, рассказала одна из добровольцев православной службы «Милосердие»: «Я получила небольшое наследство — 100 тысяч рублей. Это произошло как раз в самый разгар нашей акции, когда я в качестве добровольца кругом проповедовала о необходимости становиться другом милосердия и отдавать один процент дохода на добрые дела. Выходило, что и мне самой нужно один процент от наследства отдать! Сначала я даже хотела так и поступить, но потом мне вдруг стало жалко своих денег. Зарплата-то у меня маленькая. Но совесть меня продолжала обличать, и я пошла к духовнику, думаю, сейчас он мне скажет: зачем ты будешь тратить свои денежки на милосердие — оставь их себе, ты же и так доброволец, — и моя совесть успокоится.

Но не тут-то было. Батюшка на исповеди, перед крестом и Евангелием, сказал мне как ни в чем не бывало, что надо не только отдать один процент на милосердие, но еще и десять процентов на Церковь. Ну, думаю, зачем пошла спрашивать! Пришлось отдавать и десять процентов тоже — а это десять тысяч. Погоревала я, погоревала, но что делать, сама ввязалась. Не прошло недели — звонит мне начальник по работе и говорит: “Не хочешь ли еще работу одну поделать и получать за нее дополнительно десять тысяч каждый месяц?” Получилось, за то, что я, даже искренне сопротивляясь, отдала десятину, Бог мне тут же ее вернул, и не одноразово, как это сделала я, а ежемесячно!»

«Не искушай Господа Бога твоего»

Слыша о чудесах, подобных описанным выше, находятся люди, которые пытаются заранее рассчитать свою «прибыль» от жертвы на храм или милостыни: «Когда мы однажды приехали к известному старцу Тавриону (Батозскому), он жил под Ригой, — рассказывает епископ Пантелеимон (Шатов), — один человек, мой знакомый, зная, что отец Таврион всем уезжающим дает с собой денег, взял и по дороге роздал все, что у него было накоплено на дорогу, нищим. А отец Таврион ему ничего и не дал. Пришлось просить деньги на дорогу домой у знакомых».

Однажды святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, будучи еще мальчиком, увидел во сне в образе прекрасной девицы Милосердие: «Я — старшая дочь Великого Царя, — сказала она ему. — Если ты сделаешь меня своею подругою, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я». Из ее слов святитель Иоанн понял, что, если кто желает обрести милость у Бога, тот сам должен быть милосердным к ближнему, но решил все же это проверить.

По пути в церковь святитель встретил нагого нищего, дрожавшего от холода, и отдал ему свою верхнюю одежду. Не успел святитель Иоанн дойти до церкви, как к нему подошел человек в белых одеждах, протянул мешочек с серебряными монетами и исчез — это был ангел. «С того времени, если я что подавал убогому, хотел испытать, воздаст ли мне Бог за это, как Он говорил, сторицею. И, многократно испытав, я убедился, что это действительно так. Наконец я сказал себе: “Перестань, душа моя, искушать Господа Бога твоего!”»

Ответственность за приход В современной Германии существует церковный налог, взимаемый в пользу некоторых общин — католических, иудейских, евангельских (не все евангельские Церкви Германии пользуются этим правом, в некоторых считают, что оно нарушает принцип отделения Церкви от государства) и др. Атеисты и верующие всех других религиозных общин, в том числе православные (принадлежность к конфессии указывается в налоговой декларации), этим налогом не облагаются.Церковный налог составляет основную часть (около 70%) дохода германских религиозных общин. Его размер напрямую зависит от начисляемого подоходного налога, а т. к. в Германии подоходный налог начисляется только на доход, превышающий определенный уровень, то такая привязка церковного налога к подоходному автоматически учитывает платежеспособность верующего. В итоге только 35% верующих обязаны платить церковный налог, в число остальных входят дети, взрослые с низким доходом и пенсионеры.Десятина как форма обеспечения Церкви встречалась и на Руси. Так, святой князь Владимир на десятую часть своих доходов построил Десятинную церковь и содержал ее. На Руси собирали десятину, как и в древнем Израиле, натурой, на пользу храма и его служителей. Была даже должность «десятильник», а после Стоглавого собора — «десятский священник», в ведении которого был сбор десятины. Но в XVIII веке эти должности были упразднены.

«Когда я служил в деревне, — рассказывает епископ Пантелеимон Шатов, — в храме стояли тарелочки для сбора денег, и я даже по молодости с этим боролся, мне казалось, что это как будто продавать благодать за деньги. А теперь я всех наших прихожан призываю жертвовать на храм — потому что они должны участвовать в жизни общины. Многие сейчас думают: “Что с меня взять — я и так бедный!” Но хотя формы участия могут быть разными, участвовать в жизни прихода, в том числе и в ее материальной стороне, должны все. Чтобы у каждого была ответственность за свой приход. Раньше на литургию люди всегда что-то с собой приносили (“просфора” ведь и значит “приношение”): кто-то — хлеб, кто-то — вино. По одному из древних чинов литургии даже дети, у которых ничего нет, должны были приносить в храм воду, чтобы не приходить с пустыми руками!»

Десятина в Ветхом Завете

В ветхозаветную десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли.

Семилетний цикл

Десятина Левитам (%) Праздничная (%) Бедным (%) Всего (%)
1-й год2-й год3-й год4-й год 10 от 10010 от 10010 от 10010 от 100 10 от 9010 от 90Нет10 от 90 НетНет10 от 90Нет 19191919