Новый гайд по фв 4005. Опытным игрокам World of Tanks о британской ветке. Оборудование для FV4005

За годы Второй Мировой войны танки значительно потяжелели, а также «обросли» толстой и мощной броней. Танковые и противотанковые орудия начала войны уже не могли справиться с защитой боевых машин, появившихся в 1944-45 годах. По окончании войны стало ясно, что подобная тенденция с увеличением уровня защиты танков продолжится и поэтому нужны новые танковые орудия еще большей мощи. Как позже показала , развитие тяжелых танков с толстой и прочной броней в итоге зашло в тупик, а затем и вовсе прекратилось с появлением нового класса бронемашин – основных боевых танков. Тем не менее, до этого ведущие страны мира успели сделать огромное количество экспериментальных и серийных образцов бронетехники, поражавших воображение своими характеристиками.

Вскоре после победы над Германией Великобритания начала готовиться к возможной войне с Советским Союзом. Для этого ей требовалась новая боевая машина, способная бороться с любой советской бронетехникой, в том числе с новейшими тяжелыми танками ИС-3, а в перспективе и с новыми еще более защищенными боевыми машинами. Во второй половине сороковых годов повышение бронепробиваемости танковых орудий в большинстве случаев сводилось к увеличению калибра и других связанных с ним параметров. В соответствии с этой концепцией британские конструкторы начали два проекта самоходных артиллерийских установок с разным вооружением.


Первым появился проект FV4004 Conway. Предполагалось, что эта противотанковая самоходка получит 120-мм нарезное орудие L1, но при этом сохранит ряд положительных черт средних танков. Для упрощения работ в качестве основы для FV4004 выбрали серийный средний танк Centurion. От базовой машины истребитель танков FV4004 получил бронированный корпус, двигатель с трансмиссией и ходовую часть. Таким образом, лобовая броня прототипа FV4004 имела толщину в 76 миллиметров, борта по 51 мм, а корма – 32 мм. 640-сильный двигатель «Центуриона» обеспечивал оригинальному танку максимальную скорость в 35 километров в час на шоссе. Однако после переоборудования в самоходку бронемашина заметно потяжелела. По различным оценкам, после установки новой башни с орудием большего калибра боевая масса истребителя танков достигла 53-55 тонн. Из-за этого скоростные характеристики оставляли желать лучшего.

Вместо родной башни на шасси «Центуриона» установили крупный агрегат характерной угловатой формы. Башня «Конвея» была почти вдвое выше башни базового танка, что соответствующим образом изменило внешний вид машины. Относительно бронирования башни точных данных нет, но можно предположить, что уровень защиты остался на прежнем уровне. Вероятно, башня прототипа FV4004 была, что называется, черновым вариантом и в дальнейшем претерпела бы изменения. Однако по полигонам Британии ездил именно Centurion с новой «коробкой» на месте старой башни.

Большие габариты новой башни были обусловлены размерами и откатом нового орудия. Казенник пушки калибра 120 миллиметров занял немалый объем внутри боевого отделения, что в сочетании с размерами укладок боеприпасов и рабочих мест экипажа повлияло на размеры и компоновку башни. В боевом отделении размещались командир, наводчик и заряжающий. По имеющимся данным, весь боезапас хранился в кормовой нише башни, как на современных западных танках.

Точные данные о характеристиках 120-мм пушки истребителя танков Conway отсутствуют. В различных источниках встречаются цифры в 170-180 миллиметров брони с километровой дальности и даже 200. Вероятно, такие характеристики удовлетворяли требованиям английских военных относительно поражения существующих и перспективных тяжелых танков противника. Стоит отметить, при таких возможностях, в случае столкновения САУ FV4004 и танка ИС-3 исход боя зависел бы исключительно от мастерства танкистов, поскольку обе машины могли поражать друг друга на большой дальности.

Еще на стадии начала проектов новых истребителей танков заказчик предложил оснастить перспективную машину еще более мощным . Самоходка FV4005, в отличие от FV4004, должна была нести пушку калибра 183 миллиметра. Подобное орудие гарантированно могло поражать любые существующие и перспективные танки. Однако установка столь мощной пушки оказалось не слишком простым делом. Во-первых, шасси «Центуриона», будучи использованным в проекте, работало бы, что называется, на пределе своих возможностей. Во-вторых, работа экипажа САУ становилась слишком сложной и нужно было искать некие новые решения.

Первую проблему решили при помощи новых противооткатных устройств повышенной эффективности, которые снизили отдачу до приемлемых значений. Однако она по-прежнему была слишком сильной, и поэтому пришлось значительно ограничить сектор горизонтальной наводки. Согласно расчетам, при повороте башни и пушки на угол, превышающий допустимый, выстрел мог перевернуть боевую машину. Вторую проблему, касавшуюся мощного орудия, решили более интересным и оригинальным способом. Поскольку боеприпасы для орудия были слишком тяжелыми, заряжающего освободили от их перемещения по боевому отделению. Справа от казенной части поместили барабанный автомат заряжания, а заряжающего сделали его оператором.

Интересно, что первые испытания истребитель танков FV4005 проходил без башенной «коробки». По неким причинам прототип сперва оснастили лишь нижней частью башни с системой крепления орудия, самой пушкой и рядом вспомогательных агрегатов, в том числе автоматом заряжания. Причины этого точно не известны. В различных источниках называются как затянувшаяся разработка, так и необходимость проверить правильность компоновки оружия и оборудования и лишь потом закрыть их бронированной башней подходящей формы.

Обводы готовой башни FV4005 в некоторой мере напоминали форму башни FV4004. Однако ввиду наличия более мощной и крупной пушки с автоматом заряжания она получилась крупнее и массивнее. О бронировании башни данных нет, но некоторые нюансы фото прототипа самоходки позволяют предполагать, что эта машина первоначально оснащалась лишь противопульной защитой кормы и бортов башни и, возможно, более толстыми лобовыми листами. Сравнительно тонкие борта и крыша были усилены характерными ребрами жесткости. Для посадки экипажа и обслуживания орудия в кормовом листе башни предусмотрели люк-дверь.

Боевая масса прототипа FV4005, по некоторым данным, достигла почти 60 тонн. Учитывая старый двигатель «Центуриона», нетрудно представить ходовые характеристики получившегося истребителя танков. Что касается огневой мощи, то FV4005 мог бы гарантированно поражать любой из имевшихся или только разрабатывавшихся танков мира на расстоянии в два-три километра. Главной проблемой в таком случае становилась точность стрельбы.

Оба проекта истребителей танков с рекордно мощным вооружением стартовали в самом начале пятидесятых годов. Первым на полигон вышла машина FV4004. Однако всего через несколько месяцев после начала испытаний, в 1951 году, этот проект был закрыт. FV4005 довели до стадии испытаний только в 55-м. Первые несколько месяцев эта самоходка, как уже говорилось, ездила без броневой защиты башенного оборудования, но в дальнейшем ее «достроили». Испытания боевой машины с 183-мм пушкой продолжались почти два года. В 1957 году проект FV4005 сочли бесперспективным и тоже закрыли.

Вероятно, главной причиной отказа от достаточно интересных и, вероятно, перспективных истребителей танков стали их ходовые качества. Как оказалось, новые башни с мощными пушками были непосильной ношей для шасси танка «Центурион». Разработку специального шасси с достаточной грузоподъемностью, по-видимому, сочли нецелесообразной. Что касается вооружений, то пушки калибра 120 и 183 миллиметра получались слишком сложными в изготовлении и эксплуатации. Кроме того, во второй половине пятидесятых годов ведущие страны мира уже вовсю работали над созданием противотанковых ракетных комплексов, которые обещали быть гораздо более эффективными, чем имеющаяся артиллерия.

В ходе проектов FV4004 и FV4005 было построено всего по одному прототипу. Их активно проверяли в различных условиях и тестировали оружие. После испытаний оба прототипа остались на полигоне, их решили не утилизировать. По некоторым данным, в последующие годы машина FV4005 подверглась некоторым изменениям. Так, базовое шасси лишилось башни и использовалось в других испытаниях. Несколько лет спустя прототип был восстановлен, но с использованием другого бронекорпуса. В настоящее время оба истребителя танков находятся в танковых музеях, но экспонируется лишь один. На САУ с 183-мм пушкой можно посмотреть в танковом музее города Бовингтон.





По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://arcaneafvs.com/
http://armor.kiev.ua/
http://army-guide.com/

1-08-2016, 11:53

Всем привет и добро пожаловать на сайт! Сегодня у нас в гостях очень неординарный агрегат, британская ПТ-САУ десятого уровня, перед вами FV4005 Stage II гайд.

Эта машина не сыскала большой популярности в рандоме в отличие от ее собрата , ведь наш танк имеет гораздо больше слабых сторон и недостатков. Однако довольно много игроков заполучили FV4005 Stage II WoT в свой ангар, да и у вас может появиться такое желание, а потому нужно знать, что она собой представляет.

ТТХ FV4005 Stage II

Сейчас мы будем рассматривать основные параметры данного агрегата и начнем, пожалуй, со слабой стороны танка, его живучести. Дело в том, что наш запас прочности один из плохих на уровне, но что еще хуже, мы напрочь лишены бронирования.

Чтобы вы лучше понимали FV4005 ТТХ, эта машина имеет очень большие габариты, особенно ярко выделяется огромная башня и при этом нас пробивают абсолютно все, а фугасы зачастую наносят полный урон. К тому же из-за сарайности, маскировка у этой ПТ плохая, после выстрела она обычно сразу засвечивается, так что лучше стоять как можно дальше.

В плане подвижности ПТ-САУ FV4005 Stage II тоже не рекордсмен. Тут небольшая максималка, посредственная удельная мощность двигателя и не очень хорошая маневренность. Однако свою максимальную скорость мы, все же, держим уверенно, так что в этом аспекте особо жаловать не приходиться.

Что же касается базового обзора в 390 метров, этой цифры FV4005 World of Tanks вполне хватает, к тому же, вам не составит труда поднять эту характеристику до необходимой величины.

Орудие

Вооружение в нашем случае является сильнейшей стороной танка и в то же время этот момент очень интересен, сейчас сами поймете почему.

FV4005 орудие имеет два вида снарядов на выбор (не считая обычные фугасы) и тут каждому придется решить, что важнее, огромный альфастрайк или стабильность.

Тем, кто предпочитает стабильность лучше остановиться на обычных ББ, так как они обладают просто отличными показателями пробития. При этом разовый урон у них несколько ниже, но все равно очень серьезный.

А теперь внимание, британской ПТ-САУ FV4005 дали голдовые хеш фугасы с огромной альфой, но меньшим пробитием, чем у базового снаряда. Как вы сами знаете, чтобы урон от этого снаряда прошел полностью, он должен пробить броню противника, следовательно, вам придется выцеливать уязвимые места или уповать на то, что при прицеле замаячит картонная цель.

Со снарядами разобрались и теперь поговорим о точности и комфорте стрельбы. Касательно первого, в нашем распоряжении довольно большой разброс и долгое время сведения, стабилизация тоже оставляет желать лучшего.

В остальном танк FV4005 WoT имеет башню, способную поворачиваться на 45 градусов в каждую сторону, что несомненно хорошо для ПТ-САУ, это практически полностью решает вопрос с горизонтальными углами наводки. Но вот УВНы нам дали печальные, пушка как плохо опускается вниз, так и плохо поднимается, так что нужно серьезно задумывать о выборе позиции.

Преимущества и недостатки

Думаю, вы уже догадались, что чуть ли не единственной сильно стороной нашего агрегата является его пушка и недостатков будет больше, нежели преимуществ. Однако мы все же разложим все по полочкам для простоты восприятия.
Плюсы:
Отличное бронепробитие базовым снарядом;
Большой альфастрайк (с любым типом снарядов);
Вращающаяся на 90 градусов башня;
Неплохой обзор.
Минусы:
Сарайные габариты и плохая маскировка;
Картонная броня;
Посредственная подвижность;
Слабая точность;
Плохие углы вертикальной наводки;
Длительная перезарядка.

Оборудование для FV4005

В выборе дополнительных модулей для этого британца мы будем преследовать одну глобальную цель – минимизация слабых сторон. Ввиду этого, нам очень важно повысить наносимый в минуту урон и улучшить точность, а значит, на FV4005 оборудование ставим следующее:
1. – только так можно значительно повысить скорострельность, а соответственно и ДПМ.
2. – иного выбора у нас нет, так что точность будем улучшать за счет ускорения сведения.
3. – этот модуль позволяет убить двух зайцев одним выстрелов, ведь он дает буст сразу нескольким очень важным для нас параметрам.

Третьему пункту есть неплохая альтернатива в виде или , для тех, кто любит полагаться на собственный обзор и играть от своего засвета. Разумеется, предпочтение стоит отдавать в зависимости от своего стиля игры, так что решать вам.

Обучение экипажа

С выбором умений для наших танкистов ситуация примерно такая же, но возможностей больше. Так что упор сделаем на ускорение ремонта, опять-таки, повышение точности и общих характеристик, а также неплохо бы хоть немного поднять маскировку. Так что для FV4005 перки качаем в такой последовательности:
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для FV4005 Stage II

Касательно расходников ситуация довольно стандартная и существует два наиболее верных варианта. Если вы хотите как можно меньше уходить в минус по серебру, можете взять , , . Но хочу заметить, что нам довольно часто при попадании контузят членов экипажа, да и просто из соображений безопасности лучше возить на FV4005 снаряжение премиумное, а огнетушитель предпочтительно заменить на .

Тактика игры на FV4005

Вот мы и подошли к самому непростому аспекту гайда – игры на этом агрегате. Сложность тут в том, что у нас нет брони и мы очень сильно светимся, из-за чего правильную, а самое главное, выгодную позицию занять довольно сложно.

Учитывая эти трудности, на FV4005 Stage II тактика ведения боя заключается в том, чтобы придерживаться второй, а то и третьей линии, вести огонь на дальней дистанции и стараться не светиться.

Занимать позицию всегда нужно на большом расстоянии от цели, выбирать место, где мы будем скрыты кустами и желательно, чтобы артиллерия по нам е могла накинуть. В остальном тактика поведения на ПТ-САУ FV4005 World of Tanks всегда строиться на игре от альфы. Вы делаете выстрел (желательно, чтобы он входил с полным уроном, а не добирал последние 100-200 ХП) и сразу откатываетесь назад или в укрытие. Учитывайте плохие УВНы этой машины, когда будете занимать позицию и не стесняйтесь стрелять по союзному засвету, это чуть ли не единственный верный вариант.

Напоследок скажу, что, выбрав для себя британский FV4005 Stage II танк, важно постоянно анализировать ситуацию в бою, неустанно следить за мини-картой и быстро принимать решения. В определенных ситуациях нужно заранее сменить тип снаряда, ведь перезарядка у нас очень долгая. И что еще более важно, старайтесь не отъезжать далеко от союзников, хоть у нас и есть вращающаяся башня, закрутить FV4005 WoT все равно довольно легко и тогда путь в ангар заказан.

Одним из основных нововведений обновления 9.5 в World of Tanks является новая смешанная ветка британской нации, которая состоит из средних танков и ПТ-САУ. Естественно, большинство игроков задаются вопросом: стоит ли ее прокачивать? Есть ли там «имбы»? Или это очередная ветка, мягко говоря, ненужных машин, что можно сказать о большинстве китайцев. Давайте попробуем разобраться.

Топ новой британской ветки (машина FV4005 ) можно охарактеризовать так: гибрид Waffentrager E 100 и FV215b (183) . Но качать эту ветку можно не только ради топовой техники!

С миру по нитке…

От немца досталось бронирование, а точнее его отсутствие 76 мм во лбу корпуса и всего 14 мм по кругу у просто огромной башни. Пробиваться FV4005 будет всеми и в любой проекции. Если Waffentrager иногда отбивает хоть какие-то снаряды корпусом (верхнюю лобовую деталь пробить, кстати, вообще практически невозможно), то о FV4005 такого не скажешь. От британского собрата FV215b (183) досталось орудие калибром 183 мм. Бронебойные наносят урон в 1150 единиц (!) при пробитии в 310 мм, но гораздо интереснее «голдовые» фугасы с уроном в 1750 единиц и пробитием 230 мм. Здесь все аналогично FV215b (183) .

Но зато другие характеристики несколько получше: и точность (0.38), и сведение (3 секунды), и стабилизация, даже углы поворота башни значительно комфортнее. FV215b (183) может иногда танковать лбом башни и верхней лобовой деталью, новый же британец бронирования фактически лишен.

Лучше ли он FV215b (183)? Сказать сложно!

Топ-машина FV4005 британской ветки — это гибрид Waffentrager E 100 и FV215b (183)

В засаде

Конечно, для засадной тактики он подходит все-таки лучше, орудие точнее и это обеспечивает большой комфорт при стрельбе на большие дистанции. С другой стороны, в ближнем бою FV4005 будет уничтожаться также быстро, как и Waffentrager . Но если вы любите стоять где-то далеко от противника в кустах, то новый британец может вам понравиться. Все-таки разовый урон у него просто огромный.

Но, естественно, обновленную британскую ветку можно качать не только ради топа. Нередко, скажем, на шестом или восьмом уровне находится крайне комфортная в игре машина (или настоящая «имба). Нередко встречается и «кактус», из-за которого путь к десятому уровню может превратиться в сущее мучение, если у вас нет большого количества опыта. Как с этим обстоит дело в новой британской ветке? Говорить о начальных уровнях смысла нет: они проходятся буквально за пару боев. Хотя нужно отметить, что на четвертом уровне расположился Grant , это британский аналог американского M3 Lee , которые лишен башни (и это средний танк!), зато легко пробиваются в высокую командирскую башенку.

ПТ-САУ и средние танки

На пятом и шестом уровне британской ветки есть как ПТ-САУ , так и средние танки. Причем ПТ-САУ открываются с легкого танка Valentine , а средние – с Grant . Что касается ПТ-САУ пятых и шестых уровней (Арчер и Ахиллес ), то оснащены они одинаковым орудием. Это пушка уже должна быть вам знакома, если вы играли на АТ 8 : 171 мм пробития обычным снарядом, 150 единиц разового урона, хорошая точность и быстрое сведение. Как на ПТ-САУ разных уровней может быть установлено одно и то же орудие? Дело в том, что Арчер представляет собой крайне своеобразную машину, у которой скорость движения назад гораздо больше, чем вперед. Играть на ней будет непросто, скорее всего, для большинства игроков Арчер станет настоящим «кактусом», поэтому он и оснащен орудием от машины на уровень выше.

Ахиллес же является аналогом американского Джексона (тоже шестой уровень), только орудие другое. За наличие башни и неплохое для шестого уровня лобовое бронирование приходится расплачиваться слабой динамикой. Что касается средних танков пятого и шестого уровня (Sherman III и FireFly ), то они очень похожи на американские Шерман и М4А3Е8 . У британцев только получше орудия, но расплачиваться за это приходится сильно ухудшенными углами вертикальной наводки. Хорошо играть на холмах уже не получится, зато пробивать противника (особенно на шестом уровне) вы будете заметно чаще.

Топовые машины новой британской ветки одним игрокам понравятся, другие сочтут их ужасными.

Топы британии

На седьмом уровне британской ветки происходит объединение этих двух небольших веток в одну, дальше пойдут только ПТ-САУ. Фактически на уровнях с седьмого по девятый находятся машины с корпусами от средних танков и пушками от ПТ-САУ. При этом они все оснащены крайне «картонными» и большими башнями, очень плохие также углы вертикальной наводки. Например, Челленджер – это фактически Комет , только с другой башней и увеличенным пробитием. Но крепкой маски уже нет, да и углы вертикальной наводки не радуют.

Машина восьмого уровня (Charioteer ) – это фактически Центурион восьмого уровня с большей башней и пушкой от Центуриона девятого уровня. В качестве голдовых снарядов идут фугасы с увеличенным пробитием. На девятом уровне у Центуриона они не очень актуальны, а вот на восьмом в определенной ситуации с их помощью можно наносить просто огромный урон. Наконец, машина девятого уровня (Comway ) – это опять же Центурион восьмого уровня с огромной «картонной» башней и орудием от Tortoize . Аналогичное орудие стоит и на тяжелом британском танке, только там заметно медленнее перезарядка.

В целом, машины с седьмого по девятый уровень британской ветки занимают промежуточное положение между ПТ-САУ и средними танками . От последних они получили корпуса и хорошую подвижность, в качестве же ПТ-САУ они обладают прекрасными орудиями. Хотя разовый урон у них невелик, но это компенсируется великолепной точностью, быстрым сведением и очень хорошим уроном в минуту. А подвижность позволяет занимать удобные позиции и играть активно. С другой стороны, совмещать тактики разных классов неопытному игроку может быть тяжело.

Топ британской ветки – это облегченная версия FV215b (183) . Мощное орудие обладает просто гигантским разовым уроном, но из-за крайне слабого бронирования и больших размеров придется стоять далеко сзади и стрелять преимущественно по чужому засвету. Средние танки ветки похожи на свои американские аналоги, только оснащены более пробивными орудиями, за что расплачиваются ограничением подвижности и плохими углами вертикальной наводки. ПТ-САУ Арчер – явный «кактус», вы будете постоянно путаться с направлением движения. Машины с седьмого по девятый уровень сочетают черты средних танков и ПТ-САУ , они довольно оригинальные, так что кому-то сильно понравятся и он сочтет британские танки всех уровней лучшими, другим же они могут показаться просто ужасными. Выбор за вами!

Post Views: 2 494

История мощнейшей английской противотанковой САУ началась в конце января 1951 года, когда в дополнение к САУ FV4004 Convay, вооружённой 120-мм пушкой L1A1, было решено запустить в разработку ещё более мощный истребитель танков. Ему суждено было стать самой мощной противотанковой САУ в мире из числа созданных в металле. Согласно требованиям заказчика, вооружение новой конструкции должно было уверенно поражать на расстоянии почти в 2 километра цель, имеющую броню 150 мм под углом наклона в 60 градусов. В качестве этой самой цели англичане в первую очередь рассматривали советский тяжёлый танк ИС-3. После появления на Параде победы в Берлине осенью 1945 года в течении почти десятилетия он считался на Западе самым страшным противником из числа танков.

«Противоисовая» пушка QF L4 и варианты САУ с ней

Чтобы их детище соответствовало предъявленным требованиям, конструкторам было необходимо гораздо более мощное орудие, чем L1A1. Англичане не стали мелочиться и остановились на калибре 7,2 дюйма (183 мм). Использование столь внушительного калибра было неслучайным: новое орудие базировалось на наработках по 183-мм гаубице BL 7,2-inch Howitzer, история создания которой восходит ещё к Первой мировой войне. Исходно гаубицы имели длину ствола 22,4 калибра, но уже с версии Mk.VI ствол удлинили до 33,1 калибра. Впрочем, и этой длины для борьбы с советскими тяжёлыми танками было недостаточно.

В 1950 году началась работа над QF L4 - самой мощной в мире танковой пушкой. Вес пушки составил чуть менее четырех тонн, а сила отдачи достигала почти 87 тонн. Для того, чтобы избавить расчёт от облака пороховых газов в боевом отделении, на стволе установили эжектор. Предполагался всего один тип боеприпаса – фугасно-бронебойный со сплющивающейся головкой (High Explosive Squash Head, сокращённо HESH). Поражает не только калибр L4, но и масса использовавшихся для пушки боеприпасов. Заряжание сделали раздельным, но и это не особо облегчило работу расчёта: масса снаряда составляла 72 килограмма, а заряда - 32,8 кг.

9 ноября 1950 года в Военном Министерстве состоялось совещание, посвящённое вопросу создания боевой машины, которую предполагалось оснастить сверхмощным орудием. По итогам совещания были определены 4 варианта перспективной САУ:

  1. полностью забронированная боевая машина (фактически танк) с вращающейся на 360 градусов башней;
  2. самоходная установка с мощным бронированием лобовой части, но с ограниченными по горизонтали углами наводки;
  3. самоходная установка с круговым обстрелом, но с минимальным бронированием;
  4. самоходная установка без бронирования.

Вариант 1/2: FV215

Контракт по разработке первого варианта изначально достался компании Morris, позже он перешёл к Vickers-Armstrongs. В качестве базы использовалось шасси тяжёлого танка FV200 с усиленной ходовой частью от тяжёлого танка FV214 Conqueror. Проект имел несколько наименований – Heavy Gun Tank No.2, Heavy Anti-Tank SP No.2, FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2, или просто FV215. Индекс Heavy Gun Tank No.2 был неверно интерпретирован историками, и в результате в информационном поле появился мифический проект, известный как FV215B. На самом деле под всеми этими индексами скрывалась одна и та же машина, вооружённая 183-мм пушкой L4.

В этом проекте соединились первый и второй варианты новой машины. Теоретически её башня имела возможность кругового вращения, но для стрельбы угол горизонтальной наводки ограничили 90 градусами. Чтобы огромный ствол не выступал далеко вперёд, башню разместили в кормовой части корпуса. Боезапас составлял всего лишь 20 выстрелов. По проекту скорострельность должна была составить 6 выстрелов в минуту, но те, кто указал подобные требования, оказались очень большими оптимистами. Внутренние размеры башни не позволяли разместить внутри механизм заряжания, а вручную достичь такой скорострельности орудия было нереально. Помимо пушки, вооружение составляли два пулемёта: первый из них был спарен с орудием, а второй выполнял функцию зенитного вооружения.


FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2, первый носитель 183-мм пушки L4. Дальше полноразмерного макета этот проект не продвинулся. Обратите внимание на рубленые формы орудийной маски. Они такие потому, что при помощи фанеры литьё показать весьма проблематично

65-тонную машину предполагалось разгонять до 31,7 км/ч, для чего в FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 планировалось установить 810-сильный двигатель Meteor Mk.12. Что касается бронирования, то оно в ходе проектирования постоянно менялось. Толщина верхнего лобового листа корпуса варьировалась от 125 то 152 мм, борта имели толщину 50 мм (плюс бортовые экраны). Что касается башни, то конкретика в её бронировании была лишь в отношении лобовой детали, толщина которой составила 254 мм, то есть 10 дюймов.

Судьба FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 оказалась несчастливой. Morris должна была изготовить сначала полноразмерный макет, а затем два прототипа – один для ходовых испытаний, а второй для обстрела. В июне 1954 года Vickers-Armstrongs, к которой перешёл контракт, получила аналогичное задание. Разработка самоходной установки продолжалась до января 1957 года. К тому моменту был изготовлен полноразмерный деревянный макет и 80% чертёжной документации. Но в Военном Министерстве Великобритании завёлся свой Хрущёв: разработка FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 оказалась остановлена в угоду разработке управляемых противотанковых ракет.


FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 в представлении художника Валерия Петелина. Эта картинка находится на обложке коробки для модели японской фирмы Amusing Hobby, которая не нашла ничего умнее, чем без разрешения взять за основу игровую модель из World of Tanks. Японцы бездумно скопировали все ошибки игровой модели: лобовая часть башни САУ планировалась как литая, а её рубленые формы в игре связаны с лимитом по полигонам и недостатком информации на момент создания

Вариант 4: FV4005 Stage I

Что касается главного героя этого материала, САУ FV4005, то работы по ней были запущены чуть позже. Интересно, что от третьего проекта изначально отказались, перейдя сразу к небронированному варианту. Связано это с тем, что для достижения скорострельности 6 выстрелов в минуту без автомата заряжания было не обойтись. Vickers-Armstrongs не стала изобретать велосипед и разработала систему механизированной подачи боеприпасов, аналогичную той, что применили на 104-мм зенитной пушке QF 127/58 SBT X1, более известной как Green Mace. Установка 183-мм орудия с механизмом подачи боеприпасов известна как FV4005 Stage I. В качестве базы было использовано шасси танка Centurion Mk.3, которое соответствующим образом переделали. В кормовой части оборудовали массивный сошник, опускаемый при стрельбе, а на лобовом листе появились крепления для установки орудия по-походному.

После проведения испытаний, связанных, прежде всего, с исследованием стабильности машины при стрельбе, от такого воплощения идеи противотанковой САУ отказались. Было решено, что САУ подобных размеров, полностью лишённая брони – это чересчур, и даже механизм заряжания не стоит такого высокого риска для членов расчёта. Кроме того, на деле круговой обстрел оказался условным, так как мощная отдача ограничивала углы горизонтальной наводки орудия.


FV4005 Stage I в заводском цеху

Вариант 3: FV4005 Stage II

В июле 1955 года появилась спецификация на более простой вариант 183-мм САУ, известный как FV4005 Stage II . От громоздкой системы подачи снарядов отказались, посчитав, что двух заряжающих вполне хватит. С учётом того, что даже в этом варианте больше 12 выстрелов на борту не помещалось, это решение выглядело вполне разумным. Взамен машина получила массивную башню. Общая высота 50-тонной САУ достигла 3,6 метра, что сделало её самой высокой боевой машиной, построенной в Англии.

Толщина башенной брони составляла всего 14 мм, так что даже против крупнокалиберного пулемёта она защищала не наверняка. С другой стороны, это было гораздо лучше, чем вообще ничего. Кроме того, Stage II получила спаренный с пушкой пулемёт, что было серьёзным подспорьем для борьбы с пехотой. Для загрузки боекомплекта в корме башни была предусмотрена большая дверь. Создатели FV4005 Stage II предусмотрели систему быстрой подачи запасных снарядов с грузовиков, что в определённой степени компенсировало небольшой боекомплект. Новая орудийная башня также базировалась на шасси Centurion Mk.3, на который установили опускаемый сошник и крепление орудия по-походному.


FV4005 Stage II в ходе испытаний, 1956 год

В марте 1956 года САУ FV4005 Stage II прошла огневые испытания, связанные с определением стабильности машины при стрельбе. В ходе первого этапа испытаний было произведено 32 выстрела на разных углах возвышения орудия. При стрельбе на угле возвышения 0 градусов раскачка носовой части машины достигала 22 см, а кормовой 12 см. Максимальные колебания достигались при возвышении 3 градуса и составили 27 см носовой части и 19 см кормы. Всего же в ходе испытаний было произведено 133 выстрела. Стрельба проводилась без экипажа, его роль исполняли манекены. Испытания показали, что стрельба не наносит манекенам увечий.

По итогам испытаний был составлен список переделок, но до них в итоге дело не дошло. В августе 1957 года программу FV4005 закрыли. В различных изданиях фигурируют разные теории, почему британцы отказались от сверхмощного истребителя танков. На самом деле причина была той же, что и в случае с FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2. Уже в 1958 году на вооружение английской армии поступили противотанковые ракеты Malkara, установленные на лёгких бронемашинах Humber Hornet. Система получилась на порядок компактнее и мобильнее, и на её фоне 183-мм самоходная пушка выглядела анахронизмом из прошлого.


FV4005 Stage II возле восточного въезда в танковый музей в Бовингтоне

После завершения испытаний оба варианта FV4005 оказались разукомплектованы. Корпуса Centurion Mk.3 отправили на другие программы, а орудийные системы оказались в учебных центрах. Башня FV4005 Stage II долгое время находилась возле стоянки Tank Museum Bovington, и лишь недавно её установили на шасси Centurion Mk.8. Даже в таком виде САУ представляет огромный интерес, являясь своеобразной эпитафией английским истребителям танков. Сейчас FV4005 Stage II находится у восточного въезда в музей. Возможно, что спустя какое-то время найдутся средства на её косметическую реставрацию и установку внутри помещения.

Источники:

  • Bill Munro, The Centurion Tank, The Crowood Press Ltd, 2005
  • David Flether, The Big Gun Centurions, Classic Military Vehicles, 10–2012, Key Publishing Ltd.
  • Документы The Tank Museum, Bovington (TTM).

В обновлении 9.5 в World of Tanks выбор британской техники будет расширен новыми средними танками и противотанковыми самоходками, а в конце новой ветки будет ожидать своеобразная и любопытная машина – FV4005 Stage 2 . В игре она представляет собой в некоторой степени брата FV215b (183) , но при этом не близнеца – сходство есть, но эти пт-сау все же разошлись в геймплее. При этом, после проведенной перебалансировки 183-его, которую кто-то называет апом, а кто-то нерфом, он стал больше походить на тяжелый танк. В то время как данная машина – исключительный снайпер, заточенный на игру издалека, из укрытий и желательно не попадая в засвет противника. Играть на нем в ближнем бою – достаточно сложно и потребует определенного опыта и навыков.

В чем же была главная особенность орудия FV4005 Stage 2? Эта огромная пушка стреляла исключительно HESH-фугасами. Никаких бронебойных или других боеприпасов, исключительно снаряды вошедшие в моду в тот период времени, особенно в Великобритании и США. Мощность выстрела можно представить себе, сравнив один лишь вес снаряда – у советских 152-мм гаубиц снаряды весили до 50 килограмм, в то время как боеприпасы для данного орудия обладали весом около 90-100 кг. Данную особенность можно перенести и в реалии нашей игры, сравнив, к примеру, урон от ИСУ-152 и урон от HESH-фугаса топовых британских ПТ. Урон получается фактически удвоенный.

Что такое HESH-фугас? Небольшая историческая справка:
HESH-фугасы – это британская маркировка снарядов, обозначающая фугасные со сплющивающейся головкой (High Explosive Squash Head). Основная задача снарядов данного типа – распространение пластичной взрывчатки по максимальной площади брони, сжигание внешних слоев брони, выведение из строя оборудования танка, а также повреждение экипажа осколками брони, отлетающими внутри кабины. Однако против комбинированной брони он уже не оказывал такого действия, равно как и против пехоты – разлет осколков был слишком мал в сравнении с фугасами, поэтому в 1970-х годах от него отказались. Строение таких снарядов схоже с обычными ОФ, но главное его отличие в корпусе с тонкими стенками, который деформируется при соприкосновении с целью, а в заряде используется пластичная взрывчатка, которая при ударе о преграду растекается по всей поверхности. При этом хорошие углы брони, обеспечивающие защиту от бронебойных и прочих привычных снарядов, для HESH – лишь на руку, ведь дают еще большую площадь для соприкосновения с взрывчаткой при ударе. В таких снарядах используется только лишь донные взрыватели, которые при детонации освобождают силу давления до нескольких десятков тонн на квадратный сантиметр брони, создают импульсный удар, выводя из строя экипаж и отрывая оборудование, заставляют внутреннюю поверхность разлетаться на осколки, опасные для экипажа. В очень редких случаях случаются и сквозные пробития брони.

В результате разработок было создано несколько прототипов этой машины в разных модификациях, как подсказывает само название, это уже вторая версия комплектации. В первом варианте башни как таковой вообще не было, но при этом установлена немаленькая система кассетного заряжания, которая ни в какую бы башню не влезла. К счастью или сожалению, но кассетная версия этой машины в игру введена не была, так как 12 уровня танков в ветках развития пока не планируется.

Что же мы имеем в игре? На данный момент еще продолжается открытое тестирование обновления 9.5 на тестовом сервере, но как можно судить по патч-ноутам, балансировка техники уже была произведена, и уже можно ожидать, что приблизительно такими машины появятся и на основе. В целом, пройдя ветку новых британских самоходок, мы получим еще одну бабахалку, такую же как на 183 -ем, только лучше. Время полного сведения – 3 секунды (вместо 3,4), разброс на 0,02 м на каждых 100 м меньше. Правда сама ПТ немного проигрывает в плане обзора - не смотря на большие габариты, обзор 390 метров, вместо 400.

В это время старый «ваншот» FV215b (183) в новых обновлениях потерял свою динамику из-за пониженной проходимости и прибавил брони в бортах и лбу и стал чем-то схож с тяжелым танком – все такое же страшное орудие в сочетании с пусть и не абсолютной, но ощутимой броней. Стал ПТ, позволяющей иногда ошибаться. К тому же и количество HP у нее 2000, против 1850 у нововведенной.

FV4005 Stage 2 – машина для нанесения урона, требующая поддержки союзников или опыта игры с долей везения. Каждый ее выстрел будет неприятен для противника, но имбой назвать ее нельзя. У нее нет барабана, а значит, не удержав дистанцию или оставшись наедине с несколькими противниками, пусть даже забрав с одного выстрела один танк, Вы останетесь в неприятной компании, на длительной перезарядке и полностью беззащитны. У нее нет даже брони, чтобы выжить. Но у нее есть огромная башня с 14 миллиметрами брони, которая защитит разве что от пулемета, а промахнуться мимо которой сложно. Поэтому данная самоходка – исключительно для игры на пределе видимости или же на средних дистанциях, второй-третьей линией на фланге за спинами своих союзников, исполняя функцию снайпера, который снимает опасных противников и от которого при умелой игре в немалой степени зависит исход боя. Даже характеристики орудия сами нам подсказывают – время сведения, перезарядки и стабилизация лучше чем у аналога, хоть орудие и то же самое.

Что кроме орудия? Что еще бросается в глаза?
Новый британский топ заметно динамичнее своего родственника, что несомненно, играет большую роль в нашей игре. Средняя скорость около 32 км/час и набирается достаточно быстро. Да и расположение башни ближе к центру корпуса, а не заднее, что также дает свои преимущества в определенные моменты. Немного правда неприятны углы вертикальной наводки – дуло поднимается не особо высоко, хотя с таким калибром и мощностью лучшие результаты вряд ли технически возможны. Да и башня поворачивается не полностью, но приноровиться к этому можно.

При своей относительной картонности, машина все равно остается механизмом сдерживания – хоть выстрел от Вас последует и один, а не очередь и 4-5 снарядов из барабана, но скорее всего любое массовое наступление остановится, заметив Вас на горизонте. Вряд ли кому-то захочется рисковать, тем более, что влететь от Вас может не только бронебойный, но и исторический HESH- фугас, а он ведь заметно больнее! Но и за вашими выстрелами будут следить, стараясь застать врасплох на перезарядке. Взводная же слаженная игра, к примеру со средним танком, сможет спасти от многих неприятных моментов.

Оборудование:

Оборудование, желательное к использованию на данном танке, никого не удивит. Орудийный досылатель снизит время перезарядки, что при скорострельности в 2 выстрела в минуту – весьма полезно. Усиленные приводы наводки – сократят время сведения и без того достаточно точного орудия – необходимо! Улучшенная вентиляция – прибавит 5% к уровню владения экипажем основной специальностью и дополнительными навыками – приятно.

Навыки экипажа:

Из обязательно необходимых данной машине навыков естественно Ремонт на весь экипаж, а также Шестое чувство командиру, Плавный поворот башни наводчику и Плавный ход механику-водителю, для повышения точности и минимализации разброса орудия от передвижения или поворота башни. Так как присутствуют два заряжающих – одному можно выбрать в качестве умения Бесконтактную боеукладку (никогда лишней не бывает), а другому, к примеру, Отчаянного, так как больше особо интересных перков для них и нет. Очередность же выбора умений зависит уже от того с каким экипажем Вы пришли к этой машине, и что уже успели ему прокачать. На момент выбора третьего перка желательно выбрать на всем экипаже Боевое братство – повышение эффективности в бою от него будет заметно.

Специальность Умения 1 Умения 2 Умения 3
Командир «Шестое чувство» «Ремонт» «Боевое братство»
Наводчик «Ремонт» «Плавный поворот башни» «Боевое братство»
Механик «Ремонт» «Плавный ход» «Боевое братство»
Заряжающий «Ремонт» «Бесконтактная боеукладка» «Боевое братство»
Заряжающий «Ремонт» «Отчаянный» «Боевое братство»

И напоследок, сравним сильне и слабые стороны обеих машин:

FV4005 Stage 2 FV215b (183)
Время перезарядки
Время сведения
Разброс
Обзор
Бронирование
Динамика/проходимость
Расположение башни
УГН
Количество HP
Итог 6 4

Как результат, заметно, что новая топовая машина ветки британских ПТ обладает всем необходимым для хорошей игры, хотя насколько она будет увлекательна именно для Вас – это уже зависит от ваших личных вкусов и предпочтений. Результативной же она с таким орудием не может не быть!

Сходство же с FV215b (183) , которая в реальной жизни так и не обрела данное орудие, все же относительно. Эти две машины разнятся по геймплею – одной орудие позволяет (а броня даже заставляет!) стоять дальше всех за спинами союзников, другой же для результативности лучше подбираться поближе. Но дуло обеих – это вероятно последнее, что Вы успеете увидеть в бою.