Ни то, ни другое, - обыкновенный еврей. Александр Невзоров - негодяй или идиот? Александр Невзоров: Человеку необходимо знать, что он опасное существо

Мы призвали Александра Невзорова к ответу, а он, не таясь и не смущаясь откровенных подробностей, рассказал нам всю правду об РПЦ.

Как тебя, ребенка коммунистических родителей, занесло в советское время в церковный хор?

У меня была богатая церковная биография. Это не только хор, это еще и послушничество в монастыре, и обучение иконописи, и прочее.. Тогда ведь церковь воспринималась практически как возможность сбежать к индейцам. То есть вокруг была мрачная, советская, непробиваемая, непобедимая и омерзительная серая реальность, и было нечто внутри этой реальности, ей противоположное и контрастное, - церковь. Но у меня там не получилось. Будь у меня другая сексуальная ориентация - конечно, я бы давно был патриархом, но мне не повезло. Как раз когда я пел в хоре в семинарии, эти идиоты именно в тот год набрали регентский класс. Девочки со всей России - поповские дочки и племянницы. Я, будучи единственным человеком с традиционной сексуальной ориентацией, конечно же отдувался за всю семинарию и впервые понял, что такое жизнь жеребца на конном заводе. Но я по молодости не понимал, что все эти дуры исповедуются под карандаш. И в один прекрасный момент меня вызвал инспектор, кинул мне всю эту кипу исповедей и сказал: что это вообще такое?


Но в Бога ты хоть верил?

Нет, конечно. Я с самого начала воспринимал церковь как экзотику, как своеобразную подливу к имперскому мировоззрению, которое в то время очень крепко владело многими юными умами. Есть советская Россия, что-то серое, скучное, очень неинтересное, - и что-то было в прошлом потрясающее.

И когда развеялись иллюзии?

Да особых иллюзий и не было. Но сейчас есть точное знание, что Россия имперская была той же эпохой застоя, только еще более грязного и грубого, где вместо портрета Брежнева висел портрет Иисуса Иосифовича Христа. На самом деле на протяжении какого-то времени можно быть и верующим, в этом нет ничего страшного. Как вы знаете, на протяжении эволюции почти все были трилобитами, а потом кто-то развивался, а кто-то оставался трилобитом. В конце концов, это личный выбор каждого, кем быть. Но в моем случае трилобиты были без шансов. Я своими глазами видел, во-первых, эту поразительную по силе и масштабу педерастию. Притом надо понимать, что церковники становятся педерастами вовсе не потому, что хотят ими быть. Это здоровые ражие мужики, очень много жрущие, ничем не занятые, ничего в этой жизни не делающие. А физиология - это вам не церковная старушка, она проповедей не слушает. Поэтому, что называется, куда-то надо. Но барышни в этом случае народ наименее пригодный, поскольку барышни беременеют, барышни истерикуют, барышни хотят замуж, барышни хотят подарков, у барышень есть мамы. А зачем барышня, когда под рукой розовые гибкие иподьяконы, которым все равно никуда не деться: если они откажутся от предложения, то могут сломать об коленку рипиду и идти обратно в укладчики асфальта. Ведь чем еще прелестна церковь? Тем, что она дает приют огромному количеству абсолютно бездарных людей - людей, вообще непригодных ни к какой деятельности. И вот это существо, немножко принаряженное и выучившее два десятка архаических и не очень понятных ему самому заклинаний, сразу приобретает и статус, и заработок, и положение, и занятость, и так далее. Я своими глазами видел некоторых из нынешних иерархов, которые делали свою карьеру за счет того, что в молодости были чрезвычайно кудрявы.

У нас не так много знакомых священников, поэтому во время твоего рассказа перед глазами медийные персоны всякие мелькают: Чаплин там, Кураев...

С Кураевым и Чаплиным - отдельная история. Чаплин - несчастнейший мужик, который не имеет возможности сказать от себя ни единого слова. Через него идет только чревовещание Гундяева, он репетирует исключительно гундяевские мысли. А что касается Кураева, будущего патриарха, - он гораздо более подходящий кандидат на эту должность по всем статьям, в том числе и внешне, - то искренность его довольно проблематична, но тем не менее понятно, что патриархом он рано или поздно все-таки станет. Так вот, когда ты видишь этот разврат вокруг, эту жадность дикую, ты спрашиваешь: а зачем это все вообще нужно? Ведь если религия не улучшает человека, то какой в ней смысл?

Вот так ты и стал борцом с РПЦ?

Не могу сказать, что эта тема меня очень сильно увлекает, хотя мне по свойствам характера надо с кем-то воевать, а с попами воевать - святое дело. У меня ведь еще есть определенного рода иллюзии по поводу будущего России. Тут же речь идет об интеллектуальном будущем людей, которые здесь живут. Эти люди не виноваты, что их постоянно пытаются приносить в жертву той или иной идеологии, тому или иному бреду, тому или иному дегенеративному представлению о величии, об особом пути, Третьем Риме и так далее. То, что у нас произошло сейчас с церковью, даже это вот массированное наступление церковников на школу, на государственные институты, на армию, на власть, на все, - это нам обойдется еще лет в двадцать пять тяжелого отставания в самых разных сферах.

ХИТ-ЛИСТ ГЕРОЯ

Может, все-таки дело не в вере, не в религии даже, а в проблемах современной РПЦ?

Не бывает просто веры: она всегда ищет словесного, материального, художественного, сценического воплощения. Если бы эта вера была задвинута на то место, которое ей полагается по 14-й статье Конституции, я со своей стороны мог бы гарантировать полное к ней безразличие. То есть они могут ходить в кастрюлях любого цвета на голове, целовать друг другу руки и мыть ноги, долбить лбом пол, есть мясо своего Бога - могут делать все, что угодно, в специально отведенных местах и за свой счет.

Но все-таки церковь стольким людям дает утешение! Они явно становятся счастливее. И не все ли тогда равно, на чем это основано?

Нет, не все равно. Церковь является очень мощным генератором ненависти и раскола между людьми. И вот это одиночное, разовое удовлетворение, которое она кому-то доставляет, покупается, к сожалению, очень дорогой ценой, ценой дикого регресса. Если мы внимательно посмотрим историю России, то увидим фантастическую вещь, которую никто не замечает. Огромный по численности народ с очень хорошими данными, но он ставит абсолютный рекорд, достойный Книги Гиннесса: за 760 лет с момента принятия крещения этот народ не дает миру ни одного ученого, ни одного философа, ни одного поэта, ни одного писателя, ни одного медика – никого. Полный вакуум. А кому мы обязаны так называемым татаро-монгольским игом? С одной стороны – Европа, готовая организовать крестовый поход и освободить Русь от татар. К этому был готов Даниил Галицкий, который уже подписывал все нужные бумаги с папой, и к этому просвещенная часть русского общества была готова. Но против выступили попы. Почему? Татары свечками не торгуют, а католики – торгуют. Следовательно, мы выбираем татар. И отсюда вся эта поэтизация и героизация Александра Невского, который был, по сути, просто татарским вышибалой. То, как он остервенело жег родной Новгород за то, что в этом Новгороде убили несколько татарских переписчиков, показывает, что это фигура не только не национальная, но и антинациональная.

И каковы прогнозы на будущее?

Я надеюсь, что церковники все же расколются многократно внутри себя, потому что вера – очень хороший бизнес, а попы – народ жадный. И не надо мне приводить в пример каких-то сельских обнищалых батюшек, они меня совершенно не интересуют. Мне говорят: вот, он полжизни потратил на то, чтобы восстановить церковку. Ну и что? Кооператор тоже из кусков картона делает себе ларечек, чтобы торговать шавермой. Они строят себе торговую точку, они там будут зарабатывать. Так что, я думаю, этот бизнес будет многократно расколот, найдется кто-нибудь в достаточной степени волосатый и харизматичный, который умеет искусно имитировать веру – для этого нужны небольшие актерские способности. При этом я вообще не верю в факт наличия веры у большинства людей.

У людей из церкви?

Да практически у всех. Это не вера, дружище, это тот восторг сопричастности идеологии, те чувства, которые заставляли людей бросаться под колеса машины фюрера или обрекать себя на десятидневную голодовку с кровавым поносом, когда хоронили недавно северокорейского лидера.

Есть такое мнение, что человеку нужно обязательно во что-то верить.

Знаете, это мнение – бредовое абсолютно. Человеку надо знать как можно больше, поскольку знания являются основой интеллекта.

Не с рациональной точки зрения, а поскольку такова природа человека.

Классическая нейрофизиология давно установила природу человека. И пришла к довольно грустному выводу: человек – это животное, которое становится человеком в нашем понимании лишь в том случае, если он прошел курс социально-этической дрессировки. Иначе это будет маугли. А маугли – это красиво в книжке, а на самом деле приведите сюда маугли, так он наложил бы кучу в углу, потом попытался бы совокупиться с присутствующей дамой и подрался бы с зеркалом. Поэтому говорить о каком-то наличии веры, причем эволюционно заложенной, предельно глупо. Ни один из классиков нейрофизиологии не подтверждает эту точку зрения.

Почему же тогда вокруг столько верующих?

Дело в том, что атеизм – сложная штука. В отличие от веры – это работа. Поскольку вы становитесь атеистом под воздействием естественнонаучных знаний, под воздействием образования, той работы, которую вы проделываете внутри себя. А вера – это готовые клише, она гораздо проще, и ее выбирают многие именно в силу этой простоты. Но не думаю, что верующих на самом деле много. Весь этот фанатизм изображают, как правило, такие не вполне состоявшиеся артистки, которых перестают брать в эпизоды, и тогда они уходят в монастыри и по телевизору поднимают громкий вой о вере и православии.

ХИТ-ЛИСТ ГЕРОЯ

Сейчас многие читатели могут обидеться…

Да пожалуйста, пожалуйста. Если они верят, то для них высшим авторитетом должна являться книжка под названием «Евангелие». А там есть простые, элементарные, четкие тесты на тему «Веришь ты или нет». Поэтому обиженные читатели могут выйти во двор собственного дома, увидеть большую кучу песка и, если они верующие люди, силой веры передвинуть эту кучу. Ибо в Евангелии черным по белому написано, что крупицы веры достаточно, чтобы двигать горы. Также они могут пройти в любой онкологический диспансер и испытать силу собственной веры, потому что у них должна быть способность исцеления больных. Это не я придумал, это Иисус Иосифович четко надиктовал в Тетраевангелии.

Многие говорят, что не надо воспринимать это буквально…

Знаете, если вам говорят, что не надо воспринимать это буквально, всегда спрашивайте фамилию человека, который вам это сказал. А потом поищите его фамилию в списках авторов или соавторов Евангелия.

Александр Невзоров, тот, который из "600 секунд" и автор "Лошадиной энциклопедии" и "Краткой истории цинизма", нынче все свое время посвящает нейроанатомии. Как результат - членство в Российском научном сообществе анатомов, гистологов и эмбриологов. В Петербурге весь сезон была невероятно популярна выставка "Тело человека: мертвые учат живых", проходившая под кураторством Невзорова. Сейчас он пишет книгу о происхождении интеллекта и снимает проект для "Первого канала". "Не про лошадей" - предупреждает Александр Глебович. Одним словом, Невзоров крайне занят, поэтому встречались мы урывками, между кастингом к телепроекту. Первая наша встреча состоялась 8 июля. Это и определило начало разговора…

"Эйнштейн называл Библию собранием примитивных легенд"

Невзоров: Вас ничего не смущает в отношении этого праздника? Дня любви, семьи и верности?

РГ: Нет, а что такое, Александр Глебович?

Невзоров: А вы знаете историю святых Петра и Февронии? Он тяжело болел, она согласилась его лечить только при условии "выходи за меня замуж". Он полечился, полечился и… отказался. А она, девушка хитрая, немножко его недолечила. И он к ней вернулся. Так путем шантажа она и стала его женой. Этот вымученный и, судя по всему, бездетный брак просуществовал некоторое время. Затем они постригаются в монахи и тем самым разводятся. Когда происходит пострижение, всякие связи с земным прерываются. Тем не менее, он, умирая, посылает к ней гонцов с требованием, чтобы она умерла в один день с ним. А дальше происходит удивительное - они умирают, их кладут по разным гробам в разных местах. Но каким-то образом они оказываются в одном гробу - чистый кошмар на улице Вязов. И так происходит дважды. Согласитесь, весьма сомнительная история.

РГ: В вашей интерпретации звучит соответственно. Но почему-то все-таки их выбрали покровителями семейного счастья, супружеской любви и верности?

Невзоров: Потому же, почему в качестве символа России выбрали князя Александра Невского, который для того, чтобы спокойно ездить в Орду и целовать сапоги хану, "защищал" нас от европейского просвещения. Хотя надо заметить, что Александра Невского канонизировала не церковь, а еврейский режиссер Сергей Эйзенштейн в своем фильме.

РГ: Почему вы подчеркнули национальность Эйзенштейна?

Невзоров: Потому что именно таковым он был и этого не скрывал. Подчеркнул же я потому, что еврейство - болезненный вопрос России. Все остальные национальности воспринимаются не так остро. Кстати, прошу не считать меня антисемитом. Для меня, как анатома, вопрос национальности вообще не существует. Анатомическое строение у человека очень вариативно. Могут разниться размеры селезенок, печени, протяженность блуждающего нерва, катастрофически глобально могут разниться размеры головного мозга и т.д. - и все в пределах одной национальности. Все это деление на национальности - абсолютный бред, тем более, что не бывает чистопородных русских или чистопородных кого-либо еще - мы же не результат селекции, как какой-нибудь ирландский сеттер.

Надо понимать, что все это - национальности, "особые пути", литература, вера - всего лишь внутривидовые игры приматов, которые ведут к строго инстинктивным вещам. К доминированию, к возможности пользоваться самками, лучшей едой, лучшей пещерой.

РГ: А как же совесть? Разве она на уровне инстинкта?

Невзоров: Не более чем культурологический миф. Важно понимать реальный масштаб этих игр. И что, как только нас не станет как вида, Земля вздохнет с колоссальным облегчением, и жалеть о нас никто не будет.

РГ: И никакого смысла в нашем существовании нет?

Деление на национальности - абсолютный бред, не бывает чистопородных русских или чистопородных кого-либо еще

Невзоров: Абсолютно. Эволюция - бесстрастная штука. Гораздо правильнее и мужественнее признать свое место в этом мире, смириться с тем, что человек есть всего лишь развившееся животное, причем, недавно развившееся, - как в свое время нам объяснили Чарлз Дарвин, сэр Альфред Уоллес, Томас Генри Хаксли и все остальные эволюционисты. И чем трезвее, тем бережнее мы будем к себе относиться.

РГ: Парадокс.

Невзоров: Да, потому что для человека необходимо знание, что он опасное существо. Что нет никаких сверхъестественных или потусторонних рычагов воздействия на него. Зная про себя правду - что человек очень опасное, конфликтное, предельно жестокое существо, мы договорились о некоей норме поведения. Всякий, кто нарушает конвенцию, подлежит наказанию. Все очень просто.

РГ: Может быть, человек - всего лишь недавно развившееся животное со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но, извините, мне ближе эйнштейновское "Жизнь священна; это, так сказать, верховная ценность, которой подчинены все прочие ценности". И, кстати, вас не смущает то, что великий физик не отрицал метафизику мира?

Невзоров: Эйнштейн называл Библию собранием по-детски примитивных легенд.

РГ: Библию - да. Но он верил в бога Спиноза - бога, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, а не в бога, которого заботят человеческие судьбы и поступки.

Невзоров: Я никогда не видел никакой метафизики в человеческом теле. И, честно говоря, не очень понимаю функцию, роль и предназначение души. Полагаю, что это просто забавный миф. А что касается Эйнштейна, то, о чем вы говорите - это некий, скажем так, честный вывод из недостаточного знания Вселенной. Потому что вера - это всего-навсего отсутствие знания и ничего больше. Эйнштейн был бесконечно честным и гениальным физиком, космологом, человеком, который умел вычислять и формулировать законы происхождения и существования Вселенной, но и он, как мы знаем, не всегда оказывался прав.

Слава богу, в науке можно и даже нужно ошибаться, поскольку даже ошибки представляют большую ценность. Как-то Вольфганга Паули спросили, не кажется ли ему, что одна статья ошибочна. Он ответил, что это определение слишком мягко - статья даже не ошибочна. Так и ошибки Эйнштейна - гениальные ошибки. И у него было недостаточно знаний. Оно и у Стивена Хокинга недостаточно, и у Эрвина Шредингера. Если мы посмотрим на Ньютона, то убедимся, что, да, он был религиозным человеком, хотя исповедовал арианство (согласно которому Христос - божественный посредник между Богом и человеком, подчиненный создавшему его Богу-Отцу), проклятое христианской церковью. То, что не понимал в мироустройстве, он заменял гипотезой Бога. Иначе говоря, там, где не хватает знаний, образовывается вера. И это естественно. Если бы вы понятия не имели, что такое керосин, и вдруг увидели горящую воду, вы бы начали верить во что-нибудь сверхъестественное. Но сегодня все сложнее и сложнее сохранять незнание.

РГ: Вы говорите об отсутствии знаний. Но и вы тоже не можете однозначно говорить об отсутствии метафизики. Как заметил профессор Филип Джонсон, один из самых уважаемых критиков теории эволюции, не существует неопровержимых экспериментальных доказательств, что эволюция не управлялась неким Божественным планом.

Невзоров: Я, к сожалению, не видел ни одного авторитетного свидетельства о каком бы то ни было событии, имеющем в основе своей метафизику.

РГ: Как говорила Сьюзен Зонтаг, нас окружает "неопределенная набожность". И ведь не случайно… Стоит ли лишать нас какого-либо смысла и опоры?

Невзоров: Если вы хотите видеть тайну - пожалуйста. Верьте во влюбленность, в совесть, в патриотизм, который считается чем-то вроде сексуально-географического влечения, а на самом деле это контракт, который заключается с удобным тебе местом. Верьте в Артемиду, в Иисуса, в кого хотите. Я совершенно не хочу вам в этом мешать и ни в чем разубеждать. Я прекрасно понимаю, что люди очень дорожат своими иллюзиями. Ведь стереотипы существуют не только потому, что они удобны, но и потому, что они любимы. Но могу заметить только одно - научно в наличии какой-либо метафизики вы не убедитесь.

РГ: Вам самому-то не страшно жить в пустыне бессмысленности?

Невзоров: Я объяснил свою позицию. Нет, мне не страшно, потому что я абсолютно доверяю той научной точке зрения, которая сложилась к XXI веку уже основательно. И не вижу никаких причин искать другие гипотезы для объяснения жизни. Гипотеза Бога имеет право на существование так же, как и любая другая. Но она настолько слабая, настолько чисто декларативная, что всерьез ее принимать не следует.

РГ: И все же о метафизике - британские ученые установили, что человек рождается с верой в Бога, что ход мышления ребенка включает интуитивную веру в сверхъестественное.

Невзоров: Имена этих ученых? Человек приходит на свет после 9 месяцев вынашивания, имея уровень спинального животного. С полным отсутствием каких бы то ни было знаний, представлений о мире, с очень ограниченной сенсорикой. Он только начинает воспринимать звуковой мир. Что касается прецепции, ощущения самого себя, да, оно есть, но ведь что такое наше сознание? Это сумма внешних ощущений.

РГ: Но разве нельзя отнести к метафизике врожденное чувство человека к красоте?

Невзоров: Представление об эстетике, как вы знаете, варьируется в зависимости от эпохи и географии. Понятно, что мы с вами иначе воспринимаем красоту, нежели жители VII века. Это вариативность, не закрепленная эволюционно, нейрофизиологически.

РГ: Хорошо. У древних людей, по сути, была одна задача - выживание, продолжение рода. Но археологические открытия середины XX века доказывают, что им были свойственны эстетические чувства.

Невзоров: В совершенно ничтожной форме. Эстетика - это для очень сытых людей, живущих в сложившемся социуме с определенными предпочтениями.

РГ: Но подождите - неужели надо быть сытым, чтобы выйти на берег реки и испытать чувство потрясения от великолепия пейзажа? У вас никогда не захватывает от такой красоты дух?

Невзоров: Не особо. Сходите в скверик напротив, найдите там паука и рассмотрите: как, в принципе, функционально и неплохо с точки зрения дизайна придумана его форма. Но главное здесь то, что дизайн абсолютно неразрывен с морфологией. Потому что если бы у паука было на три ноги меньше, или у него был бы глаз в попе вместо тех восьми, что у него в голове, то, вероятно, вы бы не любовались столь совершенным дизайном. Он был бы алогичен. Я отмечаю этот дизайн и эту эстетику всегда только как следствие природного эволюционного совершенства. Все в нас объясняется исключительно физиологией. И в случае с видом на реку тоже.

"Не надо морочить себе голову всякими глупостями об общественном благе"

РГ: О вашем отношении к эвтаназии и спрашивать не стоит.

Невзоров: Нормально отношусь к эвтаназии. Человек имеет полное право распоряжаться своей жизнью. И умереть не обязательно на койке с проводками, а выбрать гораздо более красивый способ. Человек имеет право на самоубийство. Каждая женщина имеет право делать со своим плодом все что угодно. Человек - не собственность государства.

РГ: Пусть он ничья собственность, но нельзя быть эгоцентричным и забывать о своих близких. Когда из жизни уходит подросток, что делать его матери?

Невзоров: Да, он имеет право на этот выбор, но он и несет за это ответственность. Данный выбор продиктован, вероятно, несознательностью, продиктованной в свою очередь малым количеством знаний. Задача родителей - дать как можно больше знаний, чтобы этот выбор не был сделан. Но вы все пытаетесь драматизировать, пытаетесь осмыслить с социальной точки зрения. А надо просто принять, что есть человек, есть его выбор. И я полагаю, у каждого человека должно быть достаточно душевных сил, чтобы эту трагедию пережить. Вспомните спартанских матерей.

РГ: Нашли пример - Спарта! Что же хорошего в истории о мальчике, внутренности которого прогрыз лисенок?

Невзоров: Это было не бессмысленно. Потому что это было примером великолепного воспитания и потрясающим вкладом в человеческую цивилизацию. Возможно, более ценным, чем Гомера, Гесиода или изнеженных афинских мужчин. Если вы вспомните замечательные слова, что когда я пишу то, что хочу и говорю то, что хочу, в этом есть частичка вклада спартанского царя Леонида, который прежде всего ценил безграничную человеческую личную свободу и умение противопоставлять себя любому диктату.

Я против того, чтобы в стране, которая мне не безразлична, опять насаждали какую-то религиозную доктрину

РГ: И где они, ваши спартанцы?

Невзоров: В каждом из нас. И говорить с вами на эту тему мы можем и благодаря им тоже.

РГ: Они существовали не так уж долго, значит, не прошли естественного отбора.

Невзоров: 400 лет существовала Спарта, и за это время свое дело они сделали. Их вклад в культурологическую эволюцию человечества как раз и заключался в том, чтобы погибнуть. Самое сильное, неоспоримое доказательство, которое может представить человек - это способность пожертвовать жизнью.

РГ: Александр Глебович, вы говорите о внутривидовых играх, но при этом довольно активно участвуете в социальной жизни.

Невзоров: Где же это я активно участвую? Абсолютно никак не участвую. Меня звали в программу на НТВ, не поленитесь, позвоните редактору и узнайте, сколько они меня уговаривали.

РГ: Но вы же не отказались.

Невзоров: Потому что находятся рычаги воздействия на меня. Либо меня просто побеждают занудством. Но я никуда не хожу, не бегу со своими взглядами и не предлагаю их. Меня спрашивают - я отвечаю. А это огромная разница.

РГ: Могли бы и отказаться. Помните, как римский император Диоклетиан, который отказался от власти и остаток своих дней выращивал капусту.

Невзоров: И он отмахивался от всех предложений вернуться. Поверьте мне, я также отмахиваюсь от большинства предложений, а их много.

РГ: И неужели вам не хотелось бы вернуться на ТВ, скажем, в качестве ведущего конфликтных программ, подобных "ГордонКихоту" или "К барьеру"?

Невзоров: Мне не интересно заниматься телевидением. Зачем мне все это, собственно говоря, сегодня, когда я в свое время все это телевизионное пространство прошел и покорил? Уже нет дикого леса, где можно истреблять дикарей, нет сражений - повсюду дыма, пашни, трактора. Люди живут своей жизнью. Мне как профессиональному завоевателю там делать нечего.

РГ: И что же, молодому амбициозному журналисту сегодня на телевидении негде развернуться?

Невзоров: Да нет, конечно, найдется где развернуться. Надо только иметь запас жестокости, цинизма, беспринципности, храбрости, готовность рисковать и умение терять. Но прежде всего, не надо морочить себе голову всякими глупостями об общественном благе.

РГ: Вы не хотите возвращаться на телевидение и отказываетесь от всех предложений. Но достаточно активно оппонируете православной церкви. Ваше мнение о том, что церковь не должна иметь собственность, яростно обсуждалось общественностью. Зачем вам эта борьба?

Невзоров: Потому что надо было прорывать блокаду.

РГ: Блокаду?

Невзоров: Да, потому что существовала блокада, когда о церкви можно было говорить только комплиментарно.

РГ: Но зачем вам эта возня? Очередные "внутривидовые игры"?

Невзоров: Не люблю блокады. Опять же, я не делаю это навязчиво или предлагая кому-то прорвать эту блокаду. Просто меня спрашивают, а я не буду же двурушничать и лукавить. Я ни с кем не воюю. Поймите, я не имею ничего против веры, как таковой. Ничего не имею против Иисуса Христа, христианства. Мне что Христос, что летающий макаронный монстр…

РГ: Еще у религиозных скептиков есть пародийный символ - "невидимый розовый единорог"…

Невзоров: Есть еще какое-то газообразное позвоночное. Так вот они для меня все равноценные фигуры. Я ведь только против того, чтобы в стране, которая мне не безразлична, опять насаждали какую-то религиозную доктрину, я против появления православной медицины. В чем ее отличие от обычной медицины? Я против того, чтобы церковь не облагали налогами. Почему один платит налоги, а другой - нет, но при этом точно также пользуется дорогами, здравоохранением и прочим? Почему есть некая профессия, которая избавляет ее представителей от уплаты налогов? Меня это категорически не устраивает. Как только церковь займет положенное ей по Конституции место, любые претензии тут же отпадут.

РГ: А ведь был период, когда вы сами хотели податься в монахи.

Невзоров: Во-первых, это было в самой ранней молодости. Во-вторых, во многом родилось во мне протестно. Больше всего я ненавидел всевозможные проявление коллективности, и у меня было желание отгородиться и не принимать участие в жизни общества. И, наконец, мало ли что было раньше. Существует такая вещь, как персональная эволюция. Она совершенно неизбежна, поскольку существуют книги, события, люди, которые меняют человека. Если он остановился на каком-то этапе, уже, скорее, достоин определенного рода жалости, а не восхищения.

РГ: Вы все-таки нашли место, где можно опять сражаться…

Невзоров: Да нет же, я вовсе не воюю против кого-либо. Я лишь подставляю свои бока. И не случайно - ведь с моей репутацией все вопросы давно решены. Достаточно ее один раз основательно испортить, чтобы жить в абсолютной свободе. Чтобы понимать, насколько мне наплевать на мою репутацию, надо прожить мою жизнь, иметь то количество разоблачительных, проклинающих, осуждающих публикаций, сколько их было в пору "600 секунд". После всего этого вырабатывается такое веселое равнодушие. Единственно, что меня смущает немножко - когда меня долбасят, то все время перебирают замусоленные фактики двадцатилетней давности. Мне обидно - у меня в биографии есть гораздо более кошмарные, с точки зрения общественного мнения, и гораздо более живописные факты из разных эпох моей жизни. Я даже думаю, не устроить ли что-нибудь вроде аукциона и несколько особенно омерзительных фактов из своей биографии продать подороже?

РГ: И куда деньги?

Невзоров: Мне, конечно.

РГ: А как же благотворительность?

Невзоров: Я ею не занимаюсь. Меня это не интересует.

"Всякая война приводила к торжеству дворников над интеллектуалом"

РГ: Кстати, в одном издании прочла вашу реплику по поводу затонувшего судна "Булгария" - мол, поскольку моих родственников там не было, мне все равно. Правда, так сказали?

Невзоров: Да. И заметьте, меня спросили, и я ответил, а не лез к кому-то: "А давайте я вам расскажу, как я отношусь к крушению корабля". Там, действительно, никого из моих родственников и друзей не было - почему я должен переживать?

РГ: А элементарное сочувствие?

Невзоров: Сочувствие возможно… Но все же это не имеет никакого отношения ко мне, и меня это, правда, мало волнует.

РГ: Вы же живете в этой стране, должны быть созвучны происходящему в ней.

Невзоров: Почему? Я нигде не подписывался на созвучие. У меня нет этой обязанности.

РГ: Подобная дистанцированность и эгоцентризм чреваты анархией.

Невзоров: Но ведь мы и без того перегрызаем друг другу горло, защищая свою территорию. Но мы это делаем с произнесением никому не нужных слов, а так будем делать это молча. Это гораздо симпатичней, поверьте.

А вообще, вы все очень глобально пытаетесь обобщить. Во-первых, не думаю, что мой опыт может кому-то показаться настолько соблазнительным, что все захотят стать Александром Невзоровым. А во-вторых, для этого нужно все-таки прожить настолько же извилистую, сложную, богатую черт знаем чем биографию. Приобрести навыки идеологического гладиатора и вообще много чего. Это не всем доступно.

В этом благополучном XIX веке и вы, и я могли оказаться в качестве тех, кого продают на невольничьем рынке

И еще - для того, чтобы так жить, как я, нужно иметь серьезные интересы в какой-то узкой специальности, или узкой профессиональности. В этом случае ты не можешь позволить себе вычитывать новости из интернета, потому что у тебя на столе лежит груда из 28 книг, которые надо не только прочесть, но еще переложить закладочками, что-то отдать на ксерокопирование, что-то отсканировать и т.д. Я вообще не интересуюсь тем, что не имеет ко мне или к моей работе прямого отношения. Я, например, как-то с большим удивлением узнал, что убили какого-то Ладена. И поскольку он ко мне не имеет отношения, я тотчас о нем забыл. Или что мне за дело до каких-то отдыхающих, которых смыло в большом количестве на Бали или еще где-то…

РГ: О Японии тоже не слышали?

Невзоров: Об этом мне теща рассказала - она очень боится АЭС. Это такой информационный наркотик, на который все подсажены. Но я счастливо это избегаю. И знаю многих серьезных, ответственных людей, которые живут в естественном "вакууме" своих собственных мыслей, представлений, идей, знаний. И не интересуются всей этой суетой, вроде тайфунов, АЭС, кораблей.

РГ: Которые для большинства из разряда "хлеба и зрелищ"?

Невзоров: Конечно же. Нельзя же говорить о новостях, как об источнике знаний. То, что нам с экранов ТВ рассказывают про ту же самую Фукусиму - это не знания. Для того, чтобы ситуацию знать, надо туда отправиться, провести там 2-3 месяца, полностью владеть вопросами ядерной, радиационной безопасности, технологий и производств и т.д. Изучать вопрос глубоко, вдумчиво, чтобы иметь право хотя бы рот открыть на эту тему.

РГ: В каком-то смысле новости хороши для поддержания беседы. Представим ситуацию, когда за одним столом оказываются несколько человек, каждый из которых "заточен" на чем-то своем. Как им найти контакт?

Невзоров: А в чем проблема-то? Всегда есть общие темы, на которые я беседовал с людьми, которые совершенно ничего не понимали в том, чем я занимаюсь в настоящую минуту, неважно, что это было - лошади, мозги, каббала или масоны. Вот теперь появилась прекрасная тема - дети.

РГ: Вас интересуют чужие дети?

Невзоров: Да. Мне интересно сравнивать развитие и характеры, отмечать особенности собственного ребенка.

РГ: А прежде какая тема объединяла столь разных людей?

Невзоров: Дамы. Это в высшей степени универсальная тема, вызывающая интерес у людей любых сословий. К тому же она крайне вариативна.

РГ: Недавно случайно подслушала разговор в кафе двух двадцатилетних людей - для них были откровением такие слова, как Хиросима, Освенцим. Вас это не пугает?

Невзоров: Нет, мне совершенно все равно, о чем не знают те или иные молодые люди. Мой сын будет знать и что такое Хиросима, и что такое Освенцим, и все остальное.

РГ: Но вы осознаете, что в принципе, он будет "белой вороной"?

Невзоров: И что? Во-первых, сложно говорить за то, каким мир будет через 15-20 лет, когда ему придется с ним столкнуться всерьез. Но поверьте мне, уравнивать его с той серостью, о которой вы говорите, я не собираюсь. Опять же, не надо драматизировать. Была и есть некая серая масса и интеллектуалы, между ними всегда была четкая демаркационная линия. Сейчас серая масса получила возможность легализовать свою культуру. И ею упивается. Но в чем проблема? Если вы относитесь к этой референтной группе, вы слушаете Киркорова, а если нет - то не слушаете?

РГ: Но речь идет о доминировании того, кого Дмитрий Мережковский в начале прошлого века назвал "грядущий хам", имея в виду, разумеется, не пролетария, крестьянина, а именно "мурло мещанина", говоря словами Маяковского. Того, кто отдавит ногу на улице и не только не извинится, но еще и порадуется.

Невзоров: Вы опираетесь на XIX век. Уверяю вас, были века, когда дворники не только ноги отдавливали у дам, но и насиловали на пороге их же собственных домов, среди зарезанных барчат.

РГ: Это же экстремальная ситуация…

Невзоров: Мы можем с вами насчитать 169 лет мира за всю историю человечества. А всякая война, неважно, религиозная она, территориальная или этническая, приводила к торжеству дворников над любым интеллектуалом. Обратное происходило, но в редких случаях. Не идеализируйте прошлое. Не сравнивайте с относительно благополучным XIX веком. При этом помните, что в этом благополучном XIX веке и вы, и я могли оказаться в качестве тех, кого продают на невольничьем рынке...

Так что как замечательно писал Пушкин, "Кто жил и мыслил, то не может в душе не презирать людей…" Вот это презрение надо изначально внедрить, объяснить.

РГ: Вы сына настраиваете на определенный камертон? Между тем он сам должен сделать выбор - презирать ему или нет людей.

Невзоров: Нет, я его не настраиваю, я ему говорю правду. А дальше пусть он сам выбирает.

РГ: Представьте себе ситуацию - спустя годы к вам приходит сын и говорит: "Папа, я решил стать священником".

Невзоров: Да и ладно. Каждый имеет право играть в те игры, в которые он хочет.

РГ: Но вы-то вкладывали в него совсем иное.

Невзоров: Ну и что? Это его право.

РГ: И напоследок. Если вы так мизантропически смотрите на "сегодня" человечества, никаких надежд не возлагаете на его будущее?

Невзоров: Что-то изменится, когда люди перестанут ощущать себя овцами, рабами, чьей-то собственностью. Когда власть не будет навязывать национальные идеи, пытаться вмешиваться в личную жизнь.

РГ: И каким же образом повысится наша сознательность?

Невзоров: Она повышается естественным образом.

РГ: Ага, все-таки божественная эволюция...

Невзоров: Нет, это внешняя локальная эволюция той погремушки мозга, которую мы называем интеллект. И которая есть следствие прогресса, накопления знаний, которое поневоле затрагивает всех.

Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшими различиями между человеком и животным.

Чарльз Дарвин

Сегодня Александр Глебович Невзоров вызывает нормальную для здоровых людей реакцию, которую пробуждает любой психически больной и агрессивный человек - возмущение, отторжение, негодование. Но ведь было время, когда миллионы людей смотрели «600 секунд», слушали речи этого журналиста, и он не вызывал такой реакции. Почему же сегодня в его взгляде читается ненависть, злоба и гордость? Почему от него отвернулись многие, кто знал его близко? Почему он стал так активно и публично лгать и нападать на Православную Церковь? Что же произошло? А может он был таким всегда? Что бы сделать объективные выводы надо достойно оценить его поступки и его слова, которых он, на свою беду, сделал и наговорил, за свою жизнь, слишком много. Внимательно изучая бурную деятельность этого гражданина на поле общественной деятельности нашей страны, проявляется путь фатальной и трагической личностной деградации человека. А именно, путь превращения человека в живое существо без совести - в циничное и злобное животное.

Родители

« Почитай отца твоего и мать твою и долголетен будешь на земле, которую Господь, Бог твой, даст тебе » . (Десять заповедей, "Исход", гл. XX, ст. 12.)

Александр Глебович Невзоров родился 3 августа 1958 г. в Ленинграде. Отца Александр никогда не видел, о матери Галине Георгиевне - тогда студентке театрального института, - вспоминать не любит, а вот о деде Георгии Владимировиче Невзорове, возглавлявшего управление НКВД и отличавшегося беспримерной жестокостью, всегда говорит с удовольствием. Галина Георгиевна стыдилась отца и даже не пришла на его похороны. Александр Глебович прекратил все контакты с матерью.

В 1975 году Александр заканчивает школу с углубленным изучением французского языка. Он носит длинные волосы, ниспадающие на плечи, ходит в старой долгополой шинели. Работает где придется: в музее Пушкина, на конюшне, санитаром в городском морге, грузчиком, объезжает низкорослых казахских лошадей в совхозе «Ручьи». Далее Александр делает несколько попыток поступить в театральный институт, но актером он не становится вследствие «профнепригодности». В начале 80-х годов он не прошел по конкурсу на должность телевизионного диктора.

Ложь

« Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына ». (1 Иоанна 2:22)

В 1984 году Невзоров стал много времени уделять церкви и в этом же году он впервые появляется на телевидении. Он пел в церковном хоре, учился на богословских курсах, собирался даже принять постриг, внешне являлся человеком верующим, и своими пороками считал то, что «недостаточно часто бывал на исповеди и к причастию ходил редко». Но потом он совсем ушёл из церкви, но не сразу стал ярым богохульником. Вначале он начал постигать школу безответственной лжи. Зачем? Прежде всего для того что бы оправдать свою гордость, своё нежелание смирится с Божьими заповедями и, по ходу, самореализоваться.

Человек неспособный искренне сказать «Господи помилуй!», вначале попытается убедить себя, в том, что его миловать не за что, а когда это не получается, он будет пытаться убедить себя и других в том, что «Бога нет, а все попы - воры». Уход из церкви он оправдывает, якобы, увиденной им мерзостью в православном храме. Очень удобная ложь. Она, как бы, снимает все вопросы и даже сподвигает посочувствовать потерпевшему. Надо сказать, что подобные штучки часто придумывали люди, взявшие на себя иноческий подвиг в монастыре, а потом, по маловерию, сбежавшими в «мир». Я слышал подобное не раз. Кстати никто из них не стал после этого нормальным человеком. Кто спился, кто сошёл с ума, а кто вскоре погиб. Александр Невзоров пока ещё живёт, но в отношении его психического здоровья есть масса вопросов…

Диагноз

« Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же: начало слов из уст его — глупость, а конец речи из уст его безумие » . (Екк 10:12,13)

27 июля 1991 г. ленинградская газета «Невское время» опубликовала, а «Независимая газета» перепечатала, выдержки из истории болезни Александра Глебовича Невзорова за 1975 год, связанной с прохождением им медицинской комиссии «в связи с сомнением в психической полноценности и решением вопроса о годности к военной службе».

Диагноз Невзорова, газета почерпнула из истории его болезни (N 1613/683, 1975 год): «Невзоров Александр Глебович, 1958 года рождения, не работает, не учится, находится на обследовании в психиатрической больнице N 3 имени Скворцова-Степанова с 22 февраля по 15 марта 1975 года. Направлен медкомиссией райвоенкомата в связи с сомнением в психической полноценности для уточнения диагноза и решения вопроса о годности к военной службе. В направлении отмечаются три совершенные в прошлом демонстративные суицидные попытки (резал кожу на предплечьях, травился амиталнатрием), увлекался наркотиками и другими медикаментозными средствами. Во время осмотра на медкомиссии держался вызывающе, был демонстративен (кривлялся, предъявлял галлюцинации). Предварительный диагноз направления: шизофрения (?), психопатия (?)».

Этот документ редакции «Невского времени» предоставил психиатр названной психбольницы Михаил Васильев, который изложил в газете причину своего интереса к истории. При наблюдении Невзорова в литовском репортаже «600 секунд» психиатру показалось, что он ведет прием пациента: Невзоров выглядел на экране «натянутым и демонстративно направленным…».

Впрочем, диагноз Невзорову ставили не только врачи психиатры, но и он сам, так в одном интервью он сказал: «Понятие «человек» - не более чем диагноз. Очень тяжелый диагноз. Мы обязаны знать, до какой степени человек является болезненным и сложным существом, крайне опасным для окружающих, да и для себя тоже. Я прекрасно понимаю, что тоже принадлежу к этому виду. К этому виду приматов, млекопитающих животных, к подотряду человекоподобных высших, к секции узконосых, ну и т. д. Я не вижу в этом ничего страшного. Ну, вот так получилось…».

Тут дело не только в том, по какой причине Невзоров посещал психбольницу, а в том, что все его рассуждения на общие темы, это просто продукция истероидного психопата, цель которого не говорить по существу, а эпатировать окружающих, чтобы привлечь к себе внимание. И судя по поведению Невзорова, к его болезни стоит относиться серьёзно. Являясь, помимо оружия, страстным собирателем книг о лошадях, Невзоров как-то заявил: «Человека, который при мне раскрывает книгу более чем на 90 градусов, я действительно могу убить…».

600 секунд

« Беpегитесь, возлюбленные, употpеблять во зло слово. Если за всякое пpаздное слово мы дадим отчет в будующей жизни» (Матф.ХII,56)

В 1987 году Невзоров стал сначала ведущим, а потом и редактором телепрограммы «600 секунд» имевшую феноменальную популярность. В этой программе циничность и наглость Невзорова просто обескуражили народ, который никак не ожидал увидеть такой напор и дерзость с экранов телевизоров после застойной жвачки. Но ему этого было мало. Вспомнив свои театральные амбиции, Невзоров стал переигрывать самого себя… 12 декабря 1990 на него, при невыясненных обстоятельствах, было совершено «покушение»: в него стреляли из пистолета и легко ранили серебряной (!!!) пулей.

На одном из ленинградских пустырей Невзоров встречался с неизвестным, который пообещал представить компромат на одного из государственных деятелей.. Однако вместо информации Александр получил пулю в грудь. Пуля прошла навылет, около левой подмышки, не задев сердца и крупных сосудов. Случай, как отмечали специалисты, с точки зрения медицины, почти невероятный: это практически единственное место в верхней части туловища, где пуля не причиняет организму серьезного вреда. Невзоров достаточно быстро оклимался. В прессе появляются обвинения Невзорова в «самостреле». Газета «Смена» проведя расследование, сообщила, что сценарий разрабатывался 5 месяцев. Невзоров, якобы, даже привез из-за границы какие-то особо стерильные пули. Нужно это было ему для того, чтобы подкрепить пошатнувшийся авторитет и пресечь слухи о незаконном выделении ему квартиры в центре города. Пострадавший встает и указывает на множество мест на теле, в которые стрелять было бы безопасней. Коллега по цеху Невзорова, телеведущий Кирилл Набутов, назвал эти его действия - провокацией. А народ дал очередную кличку Глебычу, НЕВРОЗов…

По поводу страсти Невзорова к оружию в своей книге написал старый знакомый телезвезды Юрий Шутов: «У Невзорова есть комплекс неполноценности, рожденный сознанием на уровне «кожаной куртки», помноженной на психические пороки пожизненного санитара городского морга, вдобавок помешанного на разнокалиберном оружии, ежедневно ощупывая которое, Саша... испытывает совершенное удовлетворение, как от некоего милитаристского онанизма, сокрушающего до помрачения его сознание маниакальной нежностью белобилетника к стрелковому вооружению».
Благодаря своей популярности ведущего программы «600 секунд», Невзоров приобрёл огромное количество связей, в том числе и путём шантажа. Юрий Шутов сообщает, что в тот период Невзоров однажды вышел на окружение Собчака и прямо заявил о том, что у него есть компромат на жену мэра. Состоялись переговоры между Невзоровым и помощником Собчака, после чего сюжет в эфир не пошел (о причинах такого поведения «неподкупного» журналиста попробуйте догадаться сами). Впрочем, дружба мэра с Невзоровым вскоре закончилась, после чего в «Секундах» Собчак незамедлительно превратился из борца с коррупцией в тупоумного подлеца и взяточника.

Но Александр Глебович нашел себе новых друзей. В 1991 г. он снял известный репортаж «Наши» о противостоянии вильнюсского ОМОНа с литовскими сепаратистами. В столкновениях милиции с толпой погибли несколько человек, которых литовцы немедленно объявили жертвами русских десантников. Всех погибших убили из огнестрельного оружия, причем экспертиза показала, что пули поражали людей не спереди или сзади, а сверху вниз. При этом одна из пуль вообще была выпущена из допотопной «трехлинейки», снятой с вооружения несколько десятилетий назад. Из таких фактов можно было сделать только один вывод - стреляли не военные, а неизвестные люди с крыш или из окон близлежащих домов. Недавно бывший начальник службы безопасности «Саюдиса» Андрюс Буткявичюс в интервью литовскому журналу «Обзор» заявил о том, что таинственными снайперами, открывшими огонь по толпе, были его подчиненные. Невзоров не мог не знать о снайперах хотя бы потому, что КГБ сразу заявило о действиях неизвестных стрелков, а Сергей Кургинян опубликовал статью «Литовский синдром», где также говорилось об этом. Однако вместо того, чтобы рассказать о конкретных фактах, журналист показал шеренгу милиционеров в ярко освященном помещении с большими окнами. Благодаря таким кадрам омоновцы были выставлены кучей идиотов, прячущихся от каких-то мифических стрелков, не принимая никаких мер предосторожности. Зато рейтинг программы «600 секунд» взлетел до небес, а Невзоров стал кумиром русских националистов. Но ненадолго, сегодня он просто ненавидит Русских, как носителей православия. И сегодня Невзоров открыто заявляет с экранов телевизоров,что «600 секунд», это была его заказная роль, сыгранная по приказу его начальников из спецслужб. Сексот разоблачает самого себя, в том, что по наводке КГБ он и вел эту передачу. По наводке КГБ он встречался с митрополитом Санкт-Петербуржским и Ладожским Иоанном, по наводке КГБ дружил с Львом Гумилевым, с газетой «Завтра», с русскими патриотами. Вот откуда у него такая смелость, которую многие, по ошибке, приняли за честность.

И всё же «600 секунд» закрыли. Но вскоре на центральном телеканале у Александра Глебовича появилась новая программа. Дело в том, что Невзоров быстро уяснил одну простую вещь: дружить с олигархами в новой России куда выгодней, чем быть антисемитом. Александра Глебовича взял в оборот Борис Абрамович Березовский, и скоро «Железный Шурик» стал одним из самых верных «подберезовиков». В 1998 г. в питерском ночном клубе «Грибоедов» ОМОН обнаружил наркотики у одной из посетительниц. Скоро выяснилось, что неприметная девушка - это дочь Березовского Лиза. Из отделения ее вытаскивали друзья папы, среди них был и Невзоров.

Лошади

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». (26 Бытие)

Вся жизнь Александра Невзоровапропитана эгоизмом, ложью, провокациями, болезненной дерзостью,и умением извлекать пользу из любой ситуации. Не деньги, так скандал, не скандал так нужные связи… Но может быть хоть кто-то есть в жизни Невзорова, кого он ценит или любит? Многие думают, что это лошади, которыми Невзоров стал заниматься профессионально после бурной карьеры телеведущего. А именно стал учить их читать и создал некую теорию суть которой состоит в том, что до Александра Глебовича все люди на земле над лошадьми издевались, а он, «великий дрессировщик и укротитель», нашёл способ их воспитывать без кнута и уздечки. Так думают многие, особенно те, кто поверил очередным его лживым и провокационным «киношедеврам» про лошадей, но верить Невзорову нельзя, он это доказывал и доказывает всей своей жизнью.

Вот, что он сам, несколько лет назад, поведал в интервью журналу «Интербизнес»: «У меня был конь Итог - вороной, красоты невероятной. Я бил его даже не палкой, не доской, а целой секцией от забора... В детстве, помню, я показал трюк, который всех потрясал. Я останавливался задом к заду лошади, брал хвост в руку, дергал из всех сил еще и при этом бил ее ногой».И при этом Невзоров заявляет, что спортсмены и другие конники вставляют лошади в зубы железку, а это страшно больно. Для того чтобы вставить железку, они выбивают (!) лошади боковые зубы.

А вот что говорят честные специалисты занимающиеся лошадьми: «Железка в зубы (трензель) - может, и не лучшее средство управления лошадью, но других человечество, к сожалению, до сих пор не придумало. Все остальные ещё хуже. Железка в зубах - это НЕ больно при условии, что у всадника нормальные «мягкие» руки, и он не дёргает поводья. Она причиняет некоторое неудобство, это правда, но не более того. Про зубы - это вообще дикость. Тут Невзоров пользуется тем, что его слушатели просто-напросто не знакомы с анатомией лошади. У лошади от природы беззубый край челюсти, куда и кладётся трензель…».

Вот ещё один из множества характерных для Невзорова поступков, ярко показывающих его умение провоцировать, подставлять, и извлекать из этого пользу. Как-то Александр Невзоров проводил в Токсово съемки своего очередного фильма и вошел на территорию вольера, где содержатся зубробизоны. В нарушение всех правил техники безопасности сделал он это один, тогда как по правилам в вольер должны заходить минимум двое.
Зубробизоны насторожились и стали приближаться к знаменитому журналисту. Тогда в вольер вошли двое служителей питомника, чтобы отвлечь животных, так как их поведение не сулило ничего хорошего. Один молодой зубробизон напал на лесничего, лбом повалил его на землю и попытался поддеть рогом. К счастью, человек отвлекавший бизона от Невзорова почти не пострадал, отделался несколькими ушибами, ссадинами и синяками., а гражданин Невзоров отснял нужный ему материал и, почти как у Ильфа и Петрова, отделался лёгким испугом. Он просто, как всегда, всё чётко просчитал, а то, что могли реально пострадать люди, ему, как всегда, было глубоко наплевать…

Вот он я, смелый герой, вожак, все за мной! - кричит Невзоров и совершает «остросюжетный поступок». Народ ломится за ним, а тут народу и рогами, и копытами, и ногами, и дубинками, и из винтовок и из танков по Белому Дому!... А где же сам «тореодор»? Он благополучно соскочил в нужный момент. Эдакий «Александр Бендер» с морализаторским лицом - чемпион страны по прыжкам в сторону…

И подобными провокациями и ложью пропитана вся его лошадиная, впрочем, как и другая, деятельность. «Я выезжаю лошадь без железа и шпор…» - ложь! - «Лошадям противопоказана верховая езда...» - ложь!!! И такой, выявленной специалистами лжи, океан! Правда лишь то, что в промежутках между обучением лошадей грамоте и хулой на церковь, он целует копыта своим питомцам, и кружится с ними в вальсе… болезнь прогрессирует!

Хула

«Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек». (Мк. 3, 29)

Невзоров как-то заявил, что «эволюционисты достаточно тактично объяснили человечеству, что оно есть всего лишь… животное, причем недавно развившееся», и «говорить о совести» нет никакого смысла». С Невзоровым который, наверное, единственный раз в жизни сказал правду, признавшись в том, что он бессовестный скот, мы спорить не будем. Но есть один нюанс. Даже скоты не позволяют себе изрыгать хулу на святыни, на Господа Бога, на Церковь, на священников. Но Невзоров позволяет. Видимо, по его же теории, он не простое животное, а озлобленное и больное, с внешними признаками психически нездорового человека.

О Невзорове правильно сказал один мусульманин на форуме: «В нём шайтан сидит». Православные же в своём большинстве понимают, что богохульники всегда одержимы. И в этом смысле ему врачи уже не помогут. А того Врача, который его действительно может исцелить, бывший мальчик из церковного хора Сашенька Невзоров, предал, как это сделал, в своё время, его отец - диавол. У него есть дочка от первого брака. Кто-то сказал, что Невзоров её любит. Не обольщайтесь, он так же «любил» всех своих жён. Он рано или поздно проявит свою гнилую сущность и предаст дочку, если уже не предал, как предал всех в своей жизни, родителей, коллег, Бога… И хотя верующим людям наблюдать за такой деградацией личности прискорбно и больно, но, ни в коем случае, нельзя обижаться на этого негодяя.

Святой Иоанн Златоуст в «Слове о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может», говорит: «Так везде тому, кто сам себе не хочет сделать вреда, никто другой не может повредить; и напротив, кто не хочет бодрствовать и использовать должное с своей стороны, тому никогда никто не доставит пользы». Если внимательно просмотреть деятельность Невзорова, становится очевидным то, что он, лучшая антиреклама. Что вся его жизнь - это фирма «рога и копыта» в которой рога от лукавого, а копыта от, так и не научившихся читать и говорить, лошадей. И все кого он ругает, скорее всего, достойные люди, а все кого рекламирует, скорее наоборот.

«Невзоровщина» сама по себе скоро рассыплется, и ничего не останется на земле от этого, уже не человека и не животного, а так, неудачника - богохульника, создавшего вокруг себя лишь ООО «От Эколь» имени себя любимого, со всеми признаками религиозной секты, и повторяющую печальную славу дешёвых провокаций в стиле «600 секунд».

Мальчики в нержавейке Говоря о происхождении т. н. исторической реконструкции, сами гг. реконструкторы обычно начинают рассуждать об экспериментальной археологии, о патриотических клубах, вспоминают военно-историческую миниатюру, совершенно упуская из виду, что некоторая массовость, да и вообще возможность подобного явления, связана с одним-единственным фактом. Этот факт – смена отношения к психически больным. Прежде пациентов закрытых отделений психоневрологических диспансеров не выпускали так надолго и так запросто. Прежде разрешенные замороченные горадминистрацией на праздники не ходили толпы ряженых, страдающие целым букетом парафилий, перверсий, девиаций и просто деменций. По улицам не бродили усатые девочки в домотканых простынках, требующие обращаться к ним строго по их фантазийно-историческим, и истеричные мальчики в нержавейке или гусарских доломанах, то есть «реконструкторы-переодеванцы». Вообще, причин появления т. н. Исторической реконструкции несколько. Первая и главная причина находится, увы, строго в области чистой патологии и будет подробно рассмотрена чуть ниже. Вторая, менее значимая, но все же существенная – это трагическая потеря чувства реальности у групп подростков от 14 до 40 включительно. Подростками (разного возраста) управляет очень инфантильная, но маниакальная жажда «героики», жажда «приобретения значительности» без всякой решимости реально рисковать жизнью или здоровьем или прикладывать долговременные усилия для приобретения реальной «социальной или профессиональной значительности». Но жажда героики и значительности настолько сильна, что субъект избирает путь «просто переодевания» в персонаж (исторический или социальный), который вызывает у него восхищения, и этим полностью удовлетворяется. Безусловно, наклонности такого типа можно охарактеризовать, минимум, как «очень специфические». Понятно, что в иное, более строгое время т. н. реконструкторы, как и все люди с очень специфическими наклонностями, изначально были обречены на положение изгоев в обществе или на безрадостное существование за стенами специальных интернатов, где делом жизни становился увлекательный процесс склеивания коробочек. Но до поры до времени ситуация контролировалась благодаря наличию специальных школ, столь же специальных программ и интернатов. Резко отстающих в развитии, но, что называется, вовремя «ухваченных» детишек там учили убирать за собой посуду, стирать носки, даже читать по слогам и выполнять нехитрую, но такую важную, как обслуживание общественных уборных или вывоз мусора. А этих – «не ухватили». Вероятно, по причине ослабления всех социальных программ в лихие девяностые годы, когда народное образование и социальное обеспечение нищенствовало и закрывало интернаты и спецшколы. В результате получили «викингов», «драгун», «гусар», «рыцарей» и «дам» (так в реконструкторской среде называется самка «рыцаря»). Получили историческую реконструкцию – особую форму трансвестизма. ТРАНСВЕСТИЗМ Что бы здесь ни было написано о т. н. переодеванцах или «реконструкторах», все равно ничего более безжалостного и точного, чем статья в Большой Медицинской Энциклопедии вы не увидите. Сущность проблемы заключается в том, что действительно существует определенное количество людей разного возраста, получающее чрезвычайно сильное удовлетворение от различных «переодеваний», демонстрации себя в переодетом виде публике и объединения этих людей, образовавшиеся в результате пристрастия к «переодеваниям». Можно все что угодно говорить о прошлом или будущем, о любви к рыцарям или космонавтам 24 века, но суть вопроса останется неизменной – и эта суть заключается именно в пристрастии к «переодеваниям». Без переодеваний, частичных, но чаще всего полных, не существует т. н. исторической реконструкции. Хочется того или нет, но здесь мы вступаем в зону компетенции психиатрии и сексологии. Возможно, это шокирующий и жестокий поворот темы, но на данный момент действия «переодеванцев» классифицируются именно так, как указано ниже. Никакого другого объяснения их действиям и пристрастиям в науке и медицине, увы, не существует. Страсть к переодеваниям имеет и свое точное и четкое медико-психиатрическое обозначение обозначение, т. е. ТРАНСВЕСТИЗМ. Смотрим энциклопедию: «Трансвестизм – перверсия, характеризующаяся переодеванием в несвойственную индивиду одежду с целью достижения психологического комфорта или возбуждения. Процесс переодевания нередко является необходимым условием коитуса или мастурбации. Как правило, трансвеститы используют несколько предметов, а порой располагают целым гардеробом соответствующих вещей, включая парики. Переодевание может проявляться в виде одиночных актов либо достигать широкого размаха, слагаясь в определенную субкультуру». К переодеванию готовятся заранее, годами тайком обдирая пуговицы со старушечьих ночнушек, ленточки с детских застиранных чепчиков и перышки с канареек. Очень исторично, при свете лучины деревянной иглой пришивают домоплетеные геральдические тесемочки к наследственным домотканым портянкам. Создают гусарские, уланские и прочие «мундиры». «Переодеванцы» очень выручают спившихся электиков, нуждающихся в сбыте ворованной проволоки. Они покупают ее много, складывают в сарае, где и закрываются на ближайшие три-четыре года для ритуального плетения кольчуги.

В Александр Невзоров - негодяй или идиот?

Наблюдаю время прогрессирующей шизофрении и массового помутнения рассудка. Уж слишком много клоунов и нездоровых людей вдруг повылезало из всех щелей. Один из таких пациентов - бывший журналист Александр Невзоров, у которого, по всей видимости, недавно случилось психическое обострение. Вывод делаю на основании следующих наблюдений.

Помню его по 90-м - особо не интересовался, но он был достаточно известным журналистом, затем подался в Думу депутатом, где проработал несколько сроков до 2007(говорят, на заседания вообще не ходил), а потом был период затишья - умер, уехал, спился - непонятно. Все его и забыли. Видать, такое положение вещей бывшую знаменитость не устроило и он перешел на политический эпатаж. В споры за власть вмешиваться не стал, просто заделался ярым антисоветчиком, да таким буйным, что сама Новодворская позавидовала бы.

И вот последний год я постоянно слышу его перлы с комментариями о советском периоде (его "любовь" к религии раньше). Есть у нас такие, кто считают Сталина злодеем, есть те, кто считают советскую историю преступной. Этот же рассказывает про советский период просто альтернативную историю, которую латыши своим детям побоятся на ночь рассказывать, а то те раньше времени поседеют.

И тут я не очень понимаю, что происходит, читаю биографию Невзорова в Вики - дед генерал МГБ. Мать - журналистка, расхваливающая советскую действительность. Сынок, значит, был воспитан в нужных традициях. А спустя 20 лет после распада СССР вдруг заделался ярым антисоветчиком. Откуда?

Подобные же метаморфозы произошли и с верой - пел в церковном хоре, учился в духовной семинарии и вдруг стал атеистом-богохульником. Как это так? Это вам не кульбиты с переходом политиков из партии в партию, это что-то более глубокое.

Вот читаю свежую публикация в его блоге на ЭХО Москвы . Невзоров ввязался в спор за Зою Космодемьянскую, ту, что фашисты в 1941 замучили под Москвой. Пишет, что будет примирителем между двумя сторонами (спор идет кем ее считать, недавно круглая памятная дата была). И тут бывшего журналиста заносит в область изощренной фантастики. Оказывается, что советская власть создавала армии умалишенных детей и кидала их на баррикады в бой. При этом для Невзорова Космодемьянская - фигура мифическая, стоит в одном ряду с гномами и некими аркольскими знаменами.

Тут сразу можно говорить о раздвоении сознания автора, то он несколько абзацев пишет, что про Зою ничего не известно, одни мифы и легенды (В "деле Зои"...следует отбросить всякие научные методы и оценивать дело по канонам мифологии ), хотя историки как бы не спорят, что она была, проникла к немцам, где ее поймали, пытали и казнили. А дальше он рассказывает о Зое - как о примере нездорового ребенка, которого советское правительство специально направило в тыл. И все это подается под соусом широких познаний в исторической науке. Чего стоит только эта фраза - "Душевнобольных, слабоумных и детей использовали для диверсий во все времена. Их использовали китайцы викинги буры, австро-венгры, et cetera". Нормальный человек читает сначала о непонятном народе "китайцы викинги буры", потом понимает, что маститый журналист просто не умеет ставить запятые. Затем пытается разобрать, когда китайцы с викингами использовали душевнобольных детей в войнах. И что Невзоров знает о бурах? Интересно, сможет ли он без интернета сказать, кто это такие и где живут, точнее жили. И таких экскурсов в историю в тексте хоть отбавляй. Но еще больше там дозировок лекарств, которые сам, без 5 минут больной, рекомендует проколоть тех или иных исторических личностей. Шизофрения прогрессируют, человек мнит себя историком, врачом, психологом, журналистом...того и гляди пророком объявит. Здесь бы поставить точку и обратить внимание врачей. Но нет..

Вот фраза, которая выдает негодяя - "Подвиг - примитивное, а часто и преступное действие. На него способны даже алкоголики, дикари и террористы". И не скажешь уже, что он за Зою так, просто подвиг сам по себе для него - это плохо. Лучше сидеть на стуле и, извините, пердеть во все четыре стороны. И дальше тоже много в том же духе. Благо даже слушатели/читатели ЭХО уловили суть - "бредом" окрестили сие творение Невзорова.

Но вот как к нему относиться? Текст опубликован сразу после новогодних праздников. Жесткая синька все дни напролет? Или негодяй? Но это как-то просто и даже примитивно.. Может просто идиот? Я не могу определиться, помогите разобраться и назначить лечение.