Невская пирамида правила. Невская пирамида (Динамичная пирамида). Правила. Штрафы за нарушения

Данный вид игры на бильярде считается одним из сложнейших видов игры в Русском бильярде после классической пирамиды. Так как правила существенно отличаются от обычной для начинающих «Американки».
1. Цель данной игры.

Как можно быстрее набрать восемь очков, раньше соперника. При этом особенным шиком обладает партия, выигранная с кия. Так говорится, когда игрок забивает подряд все восемь шаров.

2. Применяемые и в игре шары.

Как правила используют классические шары игры на бильярде. В количестве шестнадцати штук. В основном это пятнадцать белых шаров и один шар желтого или красного цвета выполняющий роль битка.

3. Расстановка шаров в динамичной пирамиде (Невской).

Шары расставляются в классическом виде. То есть на задней отметке стола выставляется пирамида из пятнадцати шаров. А удар игроки производят из другой части стола «дома», при этом до того времени пока игрок не коснулся битка наклейкой кия, он может перемешать биток с помощью рук или кия. В соответствии правилам игры на бильярде.

4. Розыгрыш права первого удара.

Перед тем как произвести разбой шаров. Нужно определить право первого удара, данное право определяется с помощью небольшого розыгрыша по подкату битка. Для этого игроки, делают удар по шару, который отражаясь от противоположного борта, должен стать как можно ближе к борту, с которого производился удар. Чей шар станнит ближе тот игрок и будет иметь право на первый удар.

Разбой шаров.

Начальный удар, происходит с руки из «дома» согласно правилам игры. Но произвести удар это еще полдела, так как правильным разбоем считается.

а) Забит любой один шар.

б) Минимум три любых шара коснулись различных бортов.

в) Бортов, коснулись два любых шара, при этом один из «прицельных» шаров пересек игровую центральную линию.

Если при разбое шаров нарушены эти и другие правила, соперник может принять расстановку и продолжить игру, либо предложить игроку производившему разбитие шаров самому продолжит игру, так же может расставить шары и произвести разбитие сам. В последнем случае, после того как произвели изъятие штрафного шара, динамичная пирамида (Невская) строится заново. Заполнение происходит от вершины к основанию, а нижняя линия пирамиды, наполняется шарами от центра к краям.

5. Правила игры.

Забивать шары можно, как «биток», так и «прицельный шар», при этом удар все время производится с помощью битка. Классическим шагом данной пирамиды считается забитее шаров в следующей последовательности. Один шаг «свояк», следующий шаг забитее прицельного шара.

При забитее «своего» шара, биток заменяют на указанный игроком шар, с помощью которого в дальнейшем производится удар.

Отыгрыш, если шар не забит в лузу, то существует правила, по которому определяется, правильно ли произведен отыгрыш. А именно один шар на игровом поле, по которому произошел удар, должен коснуться любого одного борта, при этом данный шар должен ударить и второй борт как говорится «противоположного» борта. Так же этот шар должен довести до борта любой другой шар при попадании в него, или коснуться следующего шара, который может плотно стоять у борта.

Как вариант должен пересечь игровую центральную линию стола, либо при попадании в другой шар перевести через нее.
Второй пункт в правилах связанный с центральной линией стола. Шар, при отыгрыше пересекая игровую центральную линию стола, то он должен коснуться любого борта, или довести до борта любой другой шар, так же может просто коснуться шара, который стоит вплотную к данному борту.

6. Штраф в игре динамичная пирамида (Невская)

Штрафом в виде изъятия одного шара наказываются за то:
За неправильный удар по битку.
Касание другого шара.
Проталкивание шара в лузу с помощью кия.
И другие пункты общих правил игры на бильярде в динамическую (Невскую) пирамиду.

Кодекс турниров

Русскому бильярду

(невская пирамида)

любое только

другие

Г)

).

Правила турниров.

Каждый игрок должен стараться сыграть за турнир как можно больше партий

Этикет на турнирах.

Игроку запрещается стоять напротив той лузы

запрещается Нельзя говорить «под руку» , отвлекать своим поведением или словами

Розыгрыш права первого удара.

По устной договоренности между соперниками, либо розыгрыш права первого удара определяется игроками по подкату битка. То есть, оба игрока производят удар из дома, стараясь, чтобы после удара биток отразился от противоположного борта, затем докатился до ближайшего короткого борта и обязательно отразился от него либо остался на этом коротком борту (идеальный вариант). Чей биток окажется ближе к «своему» борту, тот игрок выбирает, кто будет разбивать пирамиду. Если в процессе розыгрыша биток у игрока упал в любую лузу, или сделал только один борт (не докатившись до короткого борта), или сделал более 2-х бортов (3 и более), то в этом случае считается, что в розыгрыше победил соперник.

Правило разбоя пирамиды.

Пирамида считается разбитой правильно в следующих случаях (при наступлении любого из перечисленных событий):

Забит один или более шаров,

Как минимум 2 шара коснулись борта (ов) стола (включая биток),

Как минимум один шар после разбоя должен сделать 2 борта.

Шар, остановившийся внутри зоны лузы целиком или любой своей частью будет считаться шаром, сделавшим 2 борта. В данном случае зоной лузы обозначается зона, вплотную примыкающая к любой лузе и равная по ширине одному диаметру стандартного бильярдного шара.

В случае, если игрок промахнулся по пирамиде (не задев битком ни одного шара), то он штрафуется (см. 8). При этом соперник вправе продолжить игру из сложившейся позиции, либо сделать разбой пирамиды из дома, либо позволить оштрафованному игроку сыграть один из этих вариантов, указав конкретно какой.

Правило отыгрыша.

Отыгрыши считаются исполненными правильно в следующих случаях:

Любой из шаров пересек центральную линию и сделал один борт (и наоборот, разумеется),

Любой из шаров совершил касание 2-х бортов,

Любой из шаров остановился внутри зоны лузы (см. 5),

После удара биток привел в движение не менее 3-х шаров (включая сам биток). Минимальная дистанция движения любого из шаров не должна быть меньше половины диаметра бильярдного шара.

7) Время подготовки к удару.

Учитывая состязательный характер наших турниров (mixfight), не допускается задержка времени игры, вызванная длительной подготовкой к удару. На обдумывание позиции, подготовку к удару и на сам удар игрок должен затратить не более 1-й минуты игрового времени.

Штрафы.

Штрафы в виде выставления шаров (если еще нет шаров, то правило распространяется на следующий забитый шар) применяются в следующих случаях:

Любой из шаров (чужой или свояк, или оба вместе) вылетел(и) за пределы стола,

Игрок не по правилам совершил разбой (см. 5),

После удара биток не дотронулся до других шаров,

Игрок задел какой-либо шар своей одеждой, либо частью кия, не предназначенной для удара,

Игрок не по правилам (см. 9) сыграл «зайцев», или совершил «пропих»,

Игрок совершил удар еще при движущихся шарах от удара своего соперника,

Игрок не выполнил правило отыгрыша (см. 6),

Игрок при выполнении удара оказался в «подвешенном состоянии». Как минимум одна нога (нога при этом должна составлять единое целое с остальным телом) при выполнении удара должна иметь упор на полу.

В случае если игрок забил один из шаров, но при этом во время удара какой-либо шар (или несколько шаров) вылетел (и) за пределы стола, – забитый шар не засчитывается, а игрок штрафуется.

В ситуации, когда игрок должен шар (оштрафован любым из вышеописанных случаев), а его соперник забивает 8 шаров в партии, то итоговый счет записывается не «8:-1», а «9:0», то есть при сухом счёте все штрафные очки проигравшего игрока улучшают результат победившего игрока.

Важно: если игрок забил своего шара и произвел удар следующего чужого шара «с руки», забыв убрать на свою полку забитых шаров любой шар с игрового стола, то «забытый» шар такому игроку не засчитывается. Игрок в этом случае не штрафуется и продолжает играть как обычно.

Сыгрывание «зайцев».

«Зайцами» считаем 2 шара, расположенные вплотную друг к другу на расстоянии, не более половины диаметра шара. Такие шары следует играть на резке под углом 45 градусов и более к линии, соединяющей центры этих шаров, либо на оттяжке, когда биток после соударения обязан откатиться назад.

Запрет помощи.

В течение турнира игрокам не разрешается обращаться к зрителям за помощью (кроме медицинской). Любой человек, кроме соперника и организатора, предложивший игроку какую-либо помощь (кроме медицинской) в устной или письменной форме, должен быть удален из игровой зоны. Игрок не имеет полномочий просить любого другого игрока сыграть за него какого-либо шара (исключение составляет игра «на аферу» со своим соперником, см. 16).

Вручение призов.

Призы (в виде бильярдных аксессуаров или др. мужских подарков) будут вручаться в следующих случаях:

Тому, кто первый забьет 4 шара «с кия»,

Тому, кто первый забьет 5 шаров «с кия»,

Тому, кто первый забьет 6 шаров «с кия»,

Тому, кто первый забьет 7 шаров «с кия»,

Тому, кто первый забьет 8 шаров «с кия» (первым 3-м разным игрокам),

Тому, кто первый забьет 2 шара в разные лузы с одного удара (включая «дурака»);

Тому, кто первый забьет 2 шара в разные лузы с одного удара при условии предварительного заказа таких шаров (если играемые 2 шара очевидны, то игрок вправе перед ударом кратко сказать: «на 2 лузы»);

Тому, кто первый забьет 3 и более шаров с одного удара,

Тому, кто первый с разбоя забьет 2 и более шаров,

Тем первым нескольким игрокам, которые займут первые места в турнирной таблице по разнице выигранных и проигранных партий и по разнице забитых и пропущенных шаров.

Игроку не запрещено продолжать результативную серию после окончания игры, то есть забития 8-и шаров (то есть, если на момент сыгрывания 8-го победного шара игрок забил второго (или более) шара в серии). В этом случае все забитые шары засчитываются и записываются в победный счет в игре такого участника.

Призы вручаются только присутствующим на турнире игрокам. На призы могут рассчитывать только те игроки, которые провели турнир до его официального окончания (объявленного организатором).

Окончание турнира.

Игрок, по каким-либо причинам желающий досрочно покинуть турнир, обязан предупредить об этом организатора и настоять на коллективной фотографии со всеми участниками турнира.

После окончания турнира игроки обязаны в сплоченных рядах со своими киями застыть на месте для производства коллективной фотографии на долгую память.

Присутствие болельщиков, аккуратно и не мешая игрокам ведущим фото- и видеосъемку – приветствуется.

Открытие и закрытие игровых столов в течение турнира производится ТОЛЬКО с разрешения организатора. Если по каким-либо причинам участник турнира произвел несанкционированное (не спросив организатора) закрытие или открытие бильярдного стола – такой участник берет на себя все возможные финансовые потери (вызванные, например, неиспользованной скидкой, неиспользованным абонементом или любыми др. договоренностями между организатором и арендодателями бильярдных столов) и оплачивает все убытки, ставшие результатом такого поступка.

Игра «на аферу».

В течение игры не запрещено предлагать своему сопернику сыграть любого шара «на аферу». При согласии игроков взять шара «на аферу» - соперник может вне очереди сыграть выбранного шара «на аферу». При удачном сыгрывании такого шара, все другие шары, упавшие в лузы при таком ударе – также засчитываются забившему их игроку. Такой игрок продолжает игру до следующего промаха или отыгрыша. В том случае, если при договоренности взять шара «на аферу», вызвавшийся сыграть шара – промахивается или не забивает выбранного шара – такой игрок штрафуется одним шаром со своей полки на полку соперника, и ход игры переходит его сопернику.

Право новичка.

Учитывая достаточно любительский уровень наших турниров, где участвуют не профессиональные бильярдисты, а игроки довольно среднего уровня, любой НОВЫЙ игрок на наших турнирах может воспользоваться «правом новичка». Заявив о таком праве, данный игрок может не оплачивать вступительный взнос за турнир при условии, что он выиграет у всех соперников в течение турнира. В случае первого проигрыша одному из соперников, новый игрок обязан 50% взноса отдать победившему его сопернику, остальные 50% взноса – организатору за турнир. Заявление о праве новичка делается организатору турнира в свободной форме не менее чем за 24 часа до начала турнира.

Благотворительные цели.

В случае экономии и возможной спонсорской помощи после пройденного турнирного сезона будут отложены финансовые средства, которые должны будут использоваться ТОЛЬКО на благотворительные цели. Под благотворительными целями понимаются, например, такие, как покупка детских подарков и развоз их по садикам и др. детским учреждениям СПб и России. Организацию и отчет по благотворительности в канун Нового Года должны будут взять на себя участники турниров, входящие в лучшую тройку рейтинга. Фотоотчет по благотворительности обязателен и будет вывешиваться на наших информационных ресурсах в интернете (по-возможности, и в др. СМИ).

Статус Кодекса.

Желающий участвовать на турнире обязан полностью ознакомиться с настоящим Кодексом до момента регистрации на турнире. Регистрацией на турнире считается запись своего имени (ФИО или всем известной клички, или любых других понятных для всех обозначений такого игрока) в турнирную таблицу. Регистрация (запись в турнирной таблице) игрока на турнире означает полное и безоговорочное принятие настоящего Кодекса в соответствии со ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Настоящий Кодекс может быть изменен и/или дополнен организатором турниров в одностороннем порядке. Любой игрок вправе получить последнюю обновленную версию Кодекса по предварительному запросу у организатора. Настоящий Кодекс является открытым и общедоступным документом. Действующая редакция Кодекса доступна в сети Интернет в нашей официальной группе: http://vk.com/russianbilyard. Организатор турниров рекомендует игрокам регулярно проверять условия настоящего Кодекса на предмет его изменения или дополнения. Участие игрока на турнире означает принятие и согласие такого игрока со всеми изменениями и/или дополнениями Кодекса.

Кодекс турниров

Русскому бильярду

(невская пирамида)

Основные правила по невской пирамиде.

А) Игра ведется одним шаром (битком).

Б) После каждого забитого своего шара игрок продолжает игру, поставив биток в любое место на бильярдном столе. При этом после забитого своего шара разрешается играть только чужого шара в любую лузу. Соперник при этом должен убрать указанный забившим свояка игроком шар на бильярдном столе (где проходит игра, что очевидно) и поставить такой шар на полку забитых шаров своего визави.

В) В случае если при ударе чужого шара (после забитого своего шара) будет сыгран прицельный шар в прицельную лузу и при этом упадет шар (или шары) в другие лузы, то все забитые шары засчитываются. В случае если прицельный шар в данной позиции не забивается, но при этом падают «дураки» в прицельную и/или другие лузы – такие забитые шары не засчитываются и выставляются (см. 11). Штраф при этом не налагается, но ход переходит к сопернику. Соперник продолжает игру с любой точки стола и играет только чужого шара.

Г) Если при игре чужого шара после забитого своего шара биток накатом или любым другим способом падает в прицельную лузу – то забитые при таком ударе шары не засчитываются и выставляются, штраф при этом не налагается, но соперник продолжает игру с любой точки стола, выцеливая чужого, как указано выше.

Д) Игра ведется до 8-ми забитых шаров (может засчитываться и большее кол-во забитых шаров, см. 13).

Е) В случае нарушения правил игрок штрафуется (см. 8) выставлением ранее забитых шаров (пусть простят меня все поклонники невской пирамиды, но для подсчета рейтинга в наших турнирах важной составляющей стоит разница между забитыми и пропущенными шарами. При выставлении штрафных шаров с полки нарушителя мы немного изменили правила, так как обычно штрафной шар забирался прямо со стола и ставился сопернику, что, на взгляд организатора, меняет всю концепцию по забитым шарам, ввиду «нечестного» появления «как бы сыгранного» шара ).

Ж) После выставленного штрафного шара возможны следующие варианты развития событий. Соперник оценивает сложившуюся позицию на столе и может: 1) при неудобном расположении битка отдать удар оштрафованному игроку; 2) сам продолжить игру из сложившейся позиции; 3) выставить биток на любое место стола, но при этом играть только чужого (прицельного) шара (см. В) и Г)). Последний (третий) вариант возможен только в том случае, если при штрафе игрока биток вылетел за пределы бильярдного стола или при ударе не задел другие шары (кикс или промах).

Правила турниров.

Каждый из игроков должен постараться за игровое время успеть сыграть со всеми остальными игроками.

При этом после каждой партии игроки должны выбрать новых партнеров. Если игрок сыграл по одной партии с каждым из остальных игроков, то он имеет право начать следующий круг в зависимости от продолжительности турнира. Каждый игрок должен стараться сыграть за турнир как можно больше партий и пройти как можно больше кругов.

В случае, когда все игровые столы заняты, освободившаяся пара игроков может начать играть очередную партию. Данная партия может быть доиграна до конца, если хотя бы один из соперников будет иметь на своей полке не менее 5 сыгранных шаров к моменту освобождения первого стола с игроками.

Если в течение турнира один или несколько столов простаивает(ют) по разным причинам, то любой свободный игрок из участников турнира вправе потренироваться, дожидаясь своего соперника. Все партии, сыгранные в течение турнира, должны быть записаны в турнирную таблицу и учтены. Запрещается играть партии, которые не будут учтены в турнирной таблице.

Этикет на турнирах.

Каждый игрок должен придерживаться стандартных норм этикета и быть благосклонен к другим участникам. Опоздание на турнир ничем не карается, но и не приветствуется.

Каждый прибывший на турнир игрок обязан записать своё имя в турнирную таблицу по традиционной схеме.

После каждой сыгранной партии игроки должны дважды записать свой результат в турнирную таблицу согласно установившейся традиции. При этом партнеры должны перепроверить записи друг друга, чтобы не допустить ошибок при дальнейшем подсчете игровой статистики.

После каждой сыгранной партии игроки-соперники обязаны пожать друг другу руки.

По установившейся традиции, каждый игрок следит за счетом своего противника, но для невской пирамиды игрок сам за собой собирает забитые шары и кладет на свою полку . Верхняя полка забитых шаров закрепляется за тем игроком, который в этой партии произвел разбой пирамиды. При 7 забитых шарах в партии - соперник обязан устно предупредить об этом игрока.

Каждый игрок на турнирах должен стараться вести себя скромно и не создавать вокруг себя излишнюю шумовую завесу, даже если он по природе такой.

Игроку запрещается стоять напротив той лузы , куда играет шара соперник по партии.

Во время партии, когда игрок старается сделать серию шаров (2 и более), сопернику запрещается отвлекать игрока каким-либо способом. Нельзя говорить «под руку» , отвлекать своим поведением или словами . Лучшим поведением будет считаться: тихонько отойти в сторонку, или присесть на отдаленный стул и ничем не мешая сопернику, ждать своей очереди (при этом подсчитывая забитые противником шары).

При нарушении сложившегося кодекса поведения и описанного выше этикета (например, отсутствие рукопожатия после сыгранной партии, лишние и громкие разговоры во время игры, любые действия соперника, мешающие игроку выполнить удар по шарам и т.д. и т.п.) каждый участник вправе сделать устное предупреждение такому игроку, попросив рядом играющих участников засвидетельствовать данный факт. Если предупреждение повторяется, то с полки игрока-нарушителя забирается шар в виде штрафа (см. 11), и/или (на усмотрение организатора) отнимается одно очко при подсчете рейтинговых баллов после турнира. В дальнейшем может быть рассмотрен вопрос о продолжении участия такого игрока на турнире.

Динамичная пирамида правила «Невская»

При игре в «Динамичную пирамиду» следует руководствоваться , а также нижеследующими правилами.

1. Цель игры

Первым (раньше соперника) набрать восемь очков.

2. Используемые шары

Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости), используемых в качестве прицельных, и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера, используемый в качестве битка.

3. Исходная расстановка шаров

4. Начальный удар (разбитие пирамиды)

Начальный удар производится с руки из дома в соответствии с п.11 и п. 12 «Общими правилами пирамиды» .

5. Правила ведения игры

5.1. Забивать в лузу можно как любой прицельный шар, так и биток от любого прицельного шара.
5.2. Взамен забитого битка играющий снимает со стола один из прицельных шаров по своему выбору, кладет его на свою полку и получает право на премиальный удар битком с руки с любого места стола. При этом забивать в лузу можно только прицельный шар. Упавший в лузу биток не засчитывается. При этом штраф не налагается. Соперник продолжает игру ударом с руки с любого места стола.
5.3. Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитываются все упавшие в лузы шары.
5.4. Любой удар (за исключением начального) должен завершиться в полном соответствии с п. 20 . В противном случае — штраф.

6. Ведение счета

За каждый правильно забитый в лузу шар игроку присуждается одно очко. В случае нарушения правил к текущему счету соперника нарушителя прибавляется одно очко.

7. Штрафы за нарушения

В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право:
снять со стола любой шар (по своему выбору), положить его на свою полку и продолжить игру с руки (ударом битка с любого места стола), при этом забивать в лузу можно только прицельный шар.

8. Выставление шаров

Все неправильно забитые и выскочившие прицельные шары выставляются в соответствии с п.25 .

Общие законы российского бильярда применимы к «Невской пирамиде», однако у неё есть и некоторое своеобразие.

Цель соревнования
Задача играющего в том, чтобы, соблюдая условия, раньше всех выиграть восемь шаров.

Применяемые шары
Для «Невской пирамиды» берутся шестнадцать бильярдных шаров, причем один из них различается от других по цвету – это биток. Остальные пятнадцать - прицельные.

Расположение шаров
Все 15 применяемых шаров выкладываются вместе очень плотно один к другому в виде пирамиды при помощи особого приспособления треугольной формы. Необходимо, чтобы её верхушка находилась на последней метке игровой плоскости бильярдного стола. Причем, только битком (коричневым шаром) можно ударить по пирамиде.

Ход соревнования
Отличие этого состязания - использование двойного заказа, то есть можно заказывать сразу и собственный и какой-нибудь еще шар. Даже если забивается всего лишь один из этих шаров, то этот удар все равно считается. В случае, когда кроме заказанных шаров в лузы попадают и другие шары, которые были на игровом столе, то и они считаются (разумеется, если соблюдены условия состязания). Когда собственный шар отыграет, участник, бивший по нему, может выставить этот шар на плоскость бильярдного стола куда угодно. Однако в последующий раз он не может бить по этому шару, а только по другому шару. Когда от этого удара забиваются и биток, и прицельный шар, то происходит засчитывание битка, и в состязании начинают действовать предшествующие условия. Если забивается только биток, то ходит противник, который осуществляет удар с руки по произвольному шару на игровой плоскости. Удержания штрафа в этой ситуации не происходит.

Соударение
В бильярде понятие хорошо выполненного (правильного) удара предполагает обязательное ударное соприкосновение (соударение) битка с одним из шаров на столе. Подробности соударения не важны. Это может быть игра в борт стола (касания борта) или игра напрямую в шар. Если эти требования игроком не выполнены, то на него налагается штраф (штрафное очко).

Выставление шаров
Любой шар, который забывается с нарушением правил, выскочивший за пределы бильярдного стола, должен быть выставлен на поверхность стола. После произведение удара, игрок, нарушивший правила, выставляет шар заднюю поверхность бильярдного стола.

В случае, когда нужно выставить несколько штрафных шаров, их располагают в произвольном порядке между задней отметкой и задним бортом стола по продольной линии. В правилах предписано выставлять шары как можно близко, но при этом они не должны касаться друг друга. В случаях, когда игровое расположение шаров не позволяет установить шары в указанных правилами местах, их выставляют на отрезке между задней отметкой и центральной точкой стола на продолжении продольной линии.

Первым забить восемь шаров.

  • Используемые шары

Биток и пятнадцать прицельных шаров. Биток должен отличаться от прицельных шаров цветом или особой разметкой.

  • Расстановка шаров

Пятнадцать прицельных шаров расставляются в форме пирамиды с вершиной на задней отметке.

  • Начальный удар (с руки из дома)

Этот удар разрешается производить из любого положения, в том числе и выходить за внешнюю сторону длинного борта, но не заходя за продолжение передней линии (линии дома). При правильном ударе засчитывается все шары, сыгранные в любую лузу, после выхода битка из дома, либо его соприкосновения с прицельным шаром, находящимся вне дома.

  • Ведение игры

Игра идет с двойным заказом, т.е. можно заказывать и свой, и чужой шары одновременно; заказ засчитывается, если упадет даже один шар.

В ходе игры после любого сыгранного по заказу шара, любые, случайно упавшие шары, засчитываются. После забивания своего шара игрок ставит свой шар на любое место стола обязательно под чужой шар, т.е. играет с руки.

Если при игре с руки свой шар падает вместе с чужим, то свой засчитывается и следующий удар опять с руки.

Если при игре с руки падает только свой шар, а не чужой, то это не штраф, но удар с руки переходит к сопернику.

  • Выставление шаров

Все неправильно забитые, выскочившие, а также шары, снятые с полки за штраф, устанавливаются на заднюю отметку (третью точку). Если же это место занято, то шары выставляются на продольной линии как можно ближе, но не вплотную к мешающему шару в сторону заднего борта, а если и эта линия занята, то в сторону центральной отметки. Если одновременно выставляется несколько шаров, то они ставятся вплотную друг к другу.

  • Штрафы за нарушения

За каждое нарушение правил с игрока взимается штраф в размере одного шара. Если на момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после первого забитого им шара.

Вот и все, теорию вы прошли и можете показать свои знания на практике. При следующем походе в бильярдный клуб, вы уже будите знать как себя вести и что делать. Приятно игры!