Неуверенное поведение

Очень часто мы ведём себя как неисправный смеситель в ванной комнате — то брызжем струёй кипятка с паром, то течём холодной струйкой, когда надо бы изобразить обычный, несложный, тёплый, приятный душ...

Но это нам сложно. Мы либо ведём себя как «хабалки с привоза», либо стесняемся выразить себя как Акакий Акакиевич... Это сложно не только нам. Для того, чтобы научиться быть уверенным человеком, люди посещают специальные тренинги ассертивности. Какие же люди их посещают? Да те, которые хотят (или которым надо по факту) быть лидерами. Лидер - это уверенный в себе человек. Он никогда не хамит, и не вызывает к себе справедливую ненависть. А при этом он не унижает себя как Акакий Акакиевич. Он никогда не боится призвать команду своего «корабля» к порядку и настоять на своём. А при этом он не устраивает безобразных сцен.

Он научился держаться золотой середины. Не скатываясь в крайности 1) пассивного (по другому - неуверенного) и 2) агрессивного поведения, он остаётся уверенным человеком.

Добиться этого так же трудно, как научиться ходить по канату. Стоит понять, что такому стилю социального взаимодействия действительно - учатся. С ним не рождаются... Так что если Вы никогда этому не учились - то откуда у Вас будут такие навыки? Мы все с Вами в той или иной степени либо агрессивны, либо пассивно-неуверенны.

Но научиться этому можно. Причём даже не посещая никаких тренингов ассертивности. В этой статье Вы и прочитаете, как же научиться быть лидером.

Во-первых, давайте научимся отличать поведение агрессивное от уверенного. А так же, поведение уверенное от неуверенного (да, и это можно перепутать!)

За что борется уверенный человек, выходя свежим утром в социум?

Он борется за свои личные права! Внимание, сейчас я перечислю всё то, что относится к личным правам человека.

  1. Право на одиночество,
  2. Право на независимость,
  3. Право на успех,
  4. Право на получение того, за что оплачено трудом или деньгами,
  5. Право на отказ в выполнении просьб,
  6. Право совершать ошибки.

Так что же такое «уверенный человек»? Внимание ещё раз: это человек, который выдвигает и осуществляет свои собственные цели, притязания, интересы.

Вы хотите сказать, что это - эгоист? Ну конечно, нас так воспитали... Задумайтесь, кому выгодно иметь общество, состоящее сплошь из уверенных людей? Это никому не выгодно. Поэтому их и не воспитывают - пачками. Только на закрытых тренингах для лидеров - надо же всё-таки кому-то руководить большими группами работников?.. Анархия не нужна никому. Поэтому из некоторых воспитывают лидеров - в порядке исключения.

А мы раскроем эти тайны для всех. Всех, кому надо перевоспитать себя. Всех, кому это - дано .

Психологи составили чёткий список тех качеств, по которым узнаётся уверенный человек. Вот они:

Частое использование местоимения «Я » (вместо «мы»). Это считывается как то, что Вы готовы отвечать за свои слова и дела...
- Умение говорить «нет »,
- Умение начинать и (главное) ЗАКАНЧИВАТЬ разговор ,
- Честное выражение собственного мнения, даже если оно идёт вразрез с общим,
- Совпадение между вербальным и невербальным поведением (то, что Вы говорите словами и то, что «говорят» Ваше лицо и тело- должно совпадать)
- Открытое выражение не только мыслей, но и своих чувств (эмоций),
- Спонтанность в поведении (как гнев, так и неуверенность в себе - блокируют подлинную творческую спонтанность).

Чем же отличается поведение Уверенного от поведения Агрессивного?

Тонкий момент.

Уверенное поведение - это когда мы откровенно говорим о желаемом поведении партнёра, НО! Без враждебности и злобы.

Агрессивное поведение - это когда мы стремимся наказать или унизить другого, делая ему замечания о его поведении.

А что делает в таких случаях человек с неуверенным поведением?

А он действует исподтишка, НЕПРЯМО. Он тоже хочет добиться своего, но всегда с помощью манипуляции, интриги, сложной многоходовки - и при этом чаще всего остаётся в дураках, либо тратит слишком много сил на то, чтобы добиться пустякового результата.

Откуда берётся неуверенное поведение?

Психологи называют это замечательным термином, внимание: ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ .

Когда кто-то (или мы сами себе) навязывает мысль, что мы вот этого не можем, и вот этого, и вот эщё этого - тоже не можем.

Некогда женское воспитание давало в приданое всем барышням именно ВЫУЧЕННУЮ БЕСПОМОЩНОСТЬ. Поэтому они никогда не действовали напрямую, а всегда строили козни, пока их не обвиняли в хитрости как черте присущей их полу вообще. А всего лишь - коллективная психологическая травма, требующая индивидуальной психологической коррекции...

Многие национальные диаспоры , живущие годами в окружении чужаков и испытывающие некоторые притеснения, с молоком матери впитывали опять-таки ВЫУЧЕННУЮ БЕСПОМОЩНОСТЬ.

И поэтому они тоже никогда не действовали напрямую, пока сожительствующие с ними бок о бок национальные большинства не начинали обвинять их в хитрости как в национальной черте. А всего лишь - коллективная психологическая травма, требующая индивидуальной психологической коррекции.

Неуверенные люди страдают о т того, что не умеют ни

Выразить,
- ни проконтролировать свой гнев.

Поэтому они теряют спонтанность - главный ресурс творческого человека.

При этом неуверенные люди вполне могут вести себя ОЧЕНЬ ВЫСОКОМЕРНО. Дело в том, что так называемый «комплекс превосходства» это часто прикрытие «комплекса неполноценности».

Помните семнадцатилетнего Д,Артаньяна, каким описал его Дюма?

Д,Артаньян был страшно неуверенным в себе провинциальным подростком, ехавшим в Париж на позорной лошади...

Как пишет Дюма: «Каждый взгляд он принимал за вызов, каждую улыбку - за оскорбление».

Со стороны он не показался бы Вам неуверенным человеком. Однако высокомерие - это всегда признак запущенной неуверенности в себе.

Помните! Неуверенность, уверенность и агрессивность - проявляются сразу же в наших: мимике,

  • осанке,
  • жестах,
  • взгляде и
  • интонации речи.

Самое печальное - то, что никому не нужно быть психологом, чтобы с пяти секунд знакомства чётко определить нас как человека:

  • уверенного,
  • неуверенного,
  • агрессивного.

Этот психологический расклад способен сделать за пять секунд в своей голове - деградировавший бомж, собака, лошадь, человек с двумя классами образования, девяностолетняя бабушка, никогда не выезжавшая из родного села.

Никто не называет то, что почувствовал умными психологическими словами, но Вы будете сразу же взвешены и... найдены лёгкими. Не дай бог...

Как бороться со своей прозрачностью «народными средствами»:

Взгляд можно спрятать под стёклами тёмных очков,
- мимику уничтожить равномерными жевательными движениями челюстей, засунув в рот жевательную резинку и не выпуская её оттуда,
- Жесты минимизировать, всегда держа руки в карманах, а ходить научившись под ритм музыки из плеера,
- осанку спрятать под свободной одеждой-балахоном,
- интонацию речи уничтожить взяв манеру говорить нечётко, растянуто. Приблатнённо.

Вот. Перед нами портрет АБСОЛЮТНО НЕУВЕРЕННОГО В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА.

Но когда жизнь вытаскивает нас из куртки-балахона, отнимает плеер и заставляет войти в мир взрослых, тут-то и обнаруживается вся наша беспомощность. Без доспехов мы не умеем выглядеть как потенциальный лидер. Многие из нас не умеют...

Давайте посмотрим, что из нашего поведения выдаёт в нас принадлежность к тому или иному типу.

Как же со всем этим бороться?

Помните, как одежда и аксессуары помогают скрыть нашу неуверенность? Но как только мы остаёмся голыми или нам выдают другую одежду - вся наша защита рушится. Значит, работать нужно с телом, а не с одеждой. Здесь поможет телесно-ориентированная терапия. И то, что её заменяет - плавание, любые приятные Вам танцы, фехтование, конный спорт, восточные единоборства.

Нужно научить своё тело быть уверенным - без тёмных очков, без жвачки, без вульгарной позы «с района» - руки в брюки.

Что ещё может помочь помимо телесно-ориентированной терапии?

Намеренное и частое употребление слова «Я»,
- свободное выражение и демонстрация своих эмоций,
- намеренное столкновение себя с пугающими социальными ситуациями и тренировка уверенного поведения в них,
- импровизация вместо чёткого планирования. (Не надо вот этих: «Я ему скажу то, А он мне - это. А я ему в ответ...»)

А зачем быть лидером?

А зачем быть лидером? Так спросят меня некоторые читатели... А действительно, зачем? Не все хотят командовать людьми, некоторым интересно быть одним или с парой друзей. Не все же «Тимуры»... Не всем позарез нужна «команда»...

Ошибочка вышла...

Лидер - это необязательно тот, с кем ходит «дворовое кодло».

Это не обязательно курица-наседка, всегда окружённая своим выводком.

Лидер вполне может быть одиноким человеком. Но посмотрев на него в первые пять секунд, любой незнакомец (с каким угодно уровнем интеллектуального развития) сразу же поймёт - этот человек способен в случае необходимости взять на себя ответственность за других, организовать этих «других» и спланировать, например, спасение. Или хотя бы не провалить запланированный пикник.

А к таким людям всегда тянутся. Про таких говорят: «Уважаю».

Ну а что же делать нам с агрессивными людьми? С теми, кто думает про себя, будто бы они демонстрируют окружающим «уверенное поведение»?

Нам с Вами ничего не нужно делать с такими людьми. Агрессивность излечивается сама собой - жёсткими уроками Природы и Общества...

Елена Назаренко

Урок 9.

Тема: Уверенное поведение

Цель: приобретения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, познакомить с признаками уверенного и неуверенного поведения.

Игра « Контакт глаз»

Все встают в круг и пытаются встретиться с кем-то взглядом; когда двоим это удаётся, они меняются местами.

Упражнение « Уверенность, неуверенность»

Сейчас мы будем кидать друг другу мяч и при этом говорить ассоциации, связанные со словом « уверенность» (спокойствие, сила…) А теперь почувствуем состояние уверенности в себе: походим уверенной походкой, сядем уверенно на стул, посмотрим друг на друга уверенно, пожмём уверенно руку соседу.

Обсуждение.

Затем психолог предлагает прочувствовать неуверенное поведение.

Обсуждение.

Лекционный материал психолога.

Уверенное поведение зависит от внутренней позиции человека. Признаки уверенного поведения (я - хороший, ты - хороший) , у человека есть три потребности: в понимании, в уважении, в принятии. Только удовлетворив эти потребности, мы войдём в контакт с человеком, а удовлетворяются они при уверенном поведении. Уверенный человек:

· Использует « Я – высказывание»;

· Применяет эмпатическое слушание;

· Умеет говорить о своих желаниях;

· Отражает чувства;

· Умеет просить;

· Умеет отказать;

· Умеет принимать отказ;

· Говорит прямо и открыто;

· Склонен к компромиссам, предлагает их сам.

Признаки неуверенного поведения (я – плохой, ты – хороший):

· Человек смотрит в пол;

· Не может отстаивать свою позицию;

· Первое «нет» приводит к его отказу от дальнейших попыток добиваться своего;

· Не умеет просить;

· Не может отказать;

· Ему трудно убеждать собеседника, приводя аргументы;

· Отвечает односложно «да», «нет»;

· При разговоре не садится;

· Прячет ноги под стул;

· Держится на большой дистанции от собеседника;

· Мнёт руки, говорит тихо.

Упражнение « Нет»

Разбиться на пары, у одного в руках любой предмет, задача второго любыми способами выпросить предмет. Задача первого игрока не отдавать предмет, при этом чётко и уверенно говорить « нет». Меняются ролями. Обсуждение. Легко ли было просить? Легко ли было отказывать?

Отработка навыков уверенного поведения.

Психолог предлагает ситуации, они разыгрываются желающими и затем анализируются всей группой.

Если подростки предлагают свою, актуальную для них, ситуацию, можно разобрать её.

1. Вы со своим другом собрались в кино, встречаетесь с ним у входа, и тут выясняется, что он забыл билеты.

Проиграть эту ситуацию с учетом следующих характеристик:

· Вы не очень уверены в себе, а друг – душа любой компании, немного эгоистичен;

· Вы – лидер, друг – робкий и застенчивый.

Обсуждение зависит от того, как будет разыграна ситуация. Устраивает ли подростков предложенный выход, какие чувства испытывают герои ситуации?

2. Девушка уже сорок минут ждёт юношу, он появляется очень расстроенный.

3. твой друг взял у тебя учебник на время. Завтра зачёт, и учебник необходим. Ты звонишь другу и просишь срочно вернуть учебник. Друг отвечает, что сейчас принесёт, проходит час – друга нет. Твои действия.

Упражнение « Символ»

Подростком предлагается на листах нарисовать символическое изображение « Вера в себя». Затем по желанию рассказывают о своих символах.

Упражнение « Копилка»

Психолог рассказывает о том, что человек чувствует себя уверенным, опираясь на внутренние(умственные способности, душевные качества, умения) или внешние(семья, друзья, природа, хобби) источники силы. Совместно с подростками собирается их « копилка» - называются те качества, способности, достижения, которые могут помощь человеку осознать свою уверенность.

Упражнение « Мои ресурсы»

Подросткам раздаются карточки с позитивными утверждениями, ребята отмечают те, которые им подходят:

Я могу это сделать.

Я всегда думаю, что одно маленькое усилие – и будет результат.

Я достаточно умелый, чтобы сделать работу хорошо.

Я могу измениться так, как считаю нужным.

Я имею право вслух говорить о своём мнении.

Моё мнение может отличаться от остальных.

Я ощущаю свою ценность и уникальность.

Я понимаю, что способен на многое.

Я осознаю богатство своего внутреннего мира.

Рефлексия

Ритуал прощания.

Уверенное поведение — поведение, выражающее внутреннюю силу и спокойствие. Это расслабленное тело без зажимов, отсутствие суеты в движениях, спокойное выражение лица, спокойный, прямой, не «бегающий» взгляд, четкая, не сбивчивая речь. Корсет уверенности: не сутулится, привычка держать прямой спину (королевская осанка), расправленные плечи, высокая шея, уверенная походка, четкие жесты. Уверенный человек — смотрит прямо, шагает спокойно, руками жестикулирует смело. У уверенного человека свой стиль общения и характерные обороты, демонстрирующего его статус и уверенность. Уверенность — это смелость заявить о себе: не "писклявый", не скованный зажимами голосовых связок звучный голос, громкая уверенная речь, определенность в формулировках, решительность в выводах, способность заявить о своих желаниях и настоять на своих законных правах, готовность отдавать распоряжения и требовать их выполнения.

Заметим: прямое (смелое) выражение своих желаний у уверенного человека не сопровождается агрессией в сторону собеседника. Агрессивное поведение, когда нарушаются права другого — уже не уверенное поведение.

Уверенное поведение помогает душевному здоровью, а неуверенное — источник внутренних проблем. Опущенные плечи, тоскливый взгляд и брови домиком обеспечат вам неотъемлемое от жизни огромное количество проблем, трудностей, страхов, ужасов, неприятностей и прочих развлечений. Те, кто привыкли держать осанку – у тех обычно вопросов меньше, а сил и позитива больше. Добавьте к этому внимательный собранный взгляд, уверенные жесты, и вы готовы к встрече с трудностями. Приучите себя к уверенной походке и осанке!

Всякий раз, когда будет происходит что-то для вас неприятное (пусть даже мелкое – кто-то раскритиковал, случилась мелкая неприятность), встречайте это расправляя плечи и создавая себе красивую осанку. Отследите, как изменится ваше мировосприятие…

Ощущение уверенности и уверенное поведение — взаимосвязаны. Уверенному поведению помогает правильное внутреннее состояние, а состояние уверенности укрепляется при уверенном поведении. Попробуйте! Чтобы ощущать себя уверенно, начинайте вести себя уверенно. Тот, кто ведет себя уверенно, кто держит себя уверенно — начинает ощущать себя увереннее. Ведя себя уверенно, вы своей уверенностью убеждаете сами себя. Ничто так не убеждает человека, как его собственное поведение. Из всех видов самогипноза гипноз собственным телом - один из самых действенных . Кроме того, ведя себя уверенно, вы своей уверенностью убеждаете окружающих, и они начинают соответственно относиться к вам. Что для вас уже максимально убедительно.

Откуда люди знают, кто в данной ситуации Хозяин и как им нужно относиться именно к вам? Они не знают, а вы им — сообщите. Сообщите своим поведением. Большинство людей живет по шаблонам, и их обычно устраивает шаблон любой - лишь бы он был им уверенно предложен. Вот и подскажите им, что к вам нужно относиться с уважением, как к одному из Хозяев Жизни, а чтобы они не мучились сомнениями, сделайте это максимально уверенно.

А основа уверенного поведения — тренировка. Чтобы ваше поведение стало уверенным — тренируйтесь. В любой, самой тревожной ситуации, за обедом ложкой вы себе в рот попадете. Почему? Потому что вы так едите уже несколько десятилетий, потому что этот навык — отработан. Когда вы таким образом, тренировкой, приучите себя к естественно уверенному для вас поведению, то тогда даже в тревожной ситуации вы будете вести себя уверенно — просто потому, что вы ведете себя так всегда. Начните с того, что распрямите спину и начните говорить громко. Громче, чем раньше. А почему бы и да? Другие говорят громко, им можно. Попробуйте и вы, и посмотрите что получится. Скорее всего, страшного ничего не произойдет, а уверенность у вас начнет прибавляться.

Пометьте себе: новое поведение вам будет легче выработать в новой компании (новом окружении). Подумайте, может быть, записаться на какие-то курсы, или в секцию? Удобно отрабатывать новое, уверенное для вас уверенное поведение в магазинах или на рынке — там, где люди вас не знают. Там вашему громкому голосу и уверенным высказываниям никто не удивится, а постепенно свой новый навык вы перенесете и в свое привычное окружение.

Уверенное поведение надо просто осваивать, себя к нему приучать.

Детство у меня было трудное. До 5 лет я думала, что меня зовут… ЗАТКНИСЬ… (Анекдот)

По статистике, крайне неуверенными в себе являются лишь 34 % людей.
Ситуативную неуверенность испытывают примерно 58 % людей, час от часа чувствуя сомнение, колебание, растерянность.

И только 8 % людей в мире действительно знают, чего хотят и как этого достичь.

Так уж сложилось, что мы постоянно оцениваем те жизненные события, которые с нами происходят. Из этих оценок формируются наши убеждения, которые руководят нашим поведением. И это абсолютно естественная реакция нашей психики, заложенная природой. Даже в животном мире уверенное поведение часто выигрывает перед большими размерами, демонстрируя превосходство и силу.

Чарльз Дарвин утверждал, что уверенное поведение обезоруживает соперника, вселяя в него сомнение, страх или даже панику. В результате более уверенные особи получают больше материальных благ, в связи с чем становятся более жизнеспособными. Известный ученый и психолог Альфред Адлер считал, что в основе жизненной борьбы человека лежит чувство неполноценности и неблагополучия, которые свойственны всем.

Это центральное ядро неуверенности. Уверенное поведение человека зарождается еще в детстве, благодаря правильному воспитанию родителей.

Адлер считал, что маленький и беспомощный ребенок неизбежно считает себя неполноценным сравнивая себя со взрослыми людьми. Ребенку недостаточно опыта, чтобы сформировать правильное представление о себе. Поэтому оценивая себя ребенок ориентируется на мнение и реакцию взрослых.

Кроме уверенности психологи различают такие связанные с ним чувства и черты характера как самоуверенность, уверенность в себе, самооценка и самоценность.

Самоуверенное поведение

Самоуверенность проявляясь в определенном возрасте и помогает человеку определить границы личностных возможностей.

Самоуверенное поведение в долгосрочной перспективе может только навредить человеку в адекватном самоутверждении себя в социуме. Так как самоуверенность – это признание отсутствия своих недостатков и преувеличение собственных возможностей.

Самоуверенный человек зачастую идет на неоправданные риски и берется за выполнение непосильных для него задач.

Самоуверенный человек живет так, как будто хочет себе доказать, что он уверенный человек, который может все и даже больше. Но на самом деле в основе самоуверенности, безусловно, лежит глубокое чувство неуверенности, которое сформировалось у человека еще в детстве.

С помощью своей самоуверенности человек компенсирует свои прошлые неудачи или заниженную самооценку, а иногда самоуверенное поведение выступает как средство защиты от ощущения своей уязвимости.

Самооценка и уверенность в себе

Самооценка – самая уязвимая и оберегаемая личностная категория. Это постоянный процесс сравнения и оценки себя и своих действий со своим внутренним идеалом.

Если человек переоценивает или недооценивает свои личные способности, тогда решения и действия человека будут не успешными. И как следствие такая неудача снижает самооценку и уверенность в себе. Оценивая реально свои способности и возможности, мы тем самым повышаем вероятность успеха. И только накапливая успешный опыт мы формируем состояние устойчивой уверенности в себе.

Уверенное поведение нуждается в постоянных подтверждениях и успехах Кроме успешных результатов деятельности уверенное поведение человека зависит от ряда других немаловажных факторов.

Факторами уверенного поведения выступают:

  • Здоровье, привлекательность, правильное питание, физические удовольствия, признание окружающих, внутренняя сила и физическая выносливость.
  • Чувство любви и заботы, ощущения внимания со стороны близких и друзей, совместное времяпровождение повышает уверенность в себе.
  • Позитивные мысли о будущем, внутренняя свобода, мечты, духовность и сила духа, личностный рост, убеждения и вера, религиозные принципы придают уверенности в себе не меньше, чем деньги и признание.

Отдавая свое время и внимание определенной сфере деятельности, в результате получаем надежные опоры, которые добавляют энергию уверенного поведения, стремление жить и двигаться дальше.

Наивысший уровень уверенного поведения – это самоценность

В отличие от уверенности или самооценки, самоценность не нуждается в доказательствах.

Самоценность – это позиция человека, а не его ощущение.

Позиция человека, который признает свою значимость. А обеспечивают ему значимость и благополучие такие важные сферы жизни как семья или связь с родителями, дружба, любимое дело, природа, материнство или отцовство и др.

Самоценность – устойчивое чувство собственной ценности вне зависимости от каких-либо негативных обстоятельств, которые происходят с человеком.

1. Характеристики уверенного поведения

Уверенное поведение Неуверенное поведение
· Легко высказывает и отстаивает свою точку зрения, даже если она конфликтует с мнением окружающих;
· Открыто говорит о позитивных и негативных чувствах;
· Легко устанавливает контакты, начинает и заканчивает беседу;
· Ориентация на свои потребности, желания;
· Легко принимает решение;
· Признает свою уникальность;
· Готовность и способность к импровизации;
· Знает и стремится к достижению своих целей и ориентируется на ценности
· Предпочитает промолчать, даже если не согласен, ищет одобрения окружающих;
· Затрудняется говорить о чувствах;
· Трудно входит в контакт с незнакомыми людьми;
· Ориентация на потребности окружения;
· Трудно принимает решения;
· Сравнивает себя с другими;
· Шаблонность поведения;
· Живет без понимания собственных целей, ценностей.
· Страх и тревожность

Поведение характеризуется невербальными проявлениями:
1) мимикой, жестикуляцией (интенсивность, органичность, закрытость, открытость);
2) зрительным контактом;
3) осанкой (прямая, сутулая);
4) характеристики речи (темп, интонация, громкость, экспрессивность).

В поле обсуждения и рассмотрения хотелось бы еще внести слова «самоуверенный», «сомневающийся», «в чем то (не)уверенный». «социально гибкий». Еще есть ряд прилагательных описывающих грани уверенного / неуверенного поведения – «хамский», «наглый», «мягкий», «лояльный», «толерантный», «целеустремленный», «пассивный», «активный», «проактивный», «инициативный» и т.п.

Всем вышесказанным я хотел проиллюстрировать не чёрно-белую парадигму уверен/не уверен, а цветную палитру этой темы.


2. Причины возникновения неуверенности в себе:

  • Альберт Бандура

В соответствии с теорией Альберта Бандуры новый репертуар агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания – копирования ребенком тех стереотипов, которые он наблюдает вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат «моделями» для копирования. В результате уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий «слепок» образцов поведения, доминирующих в среде, окружающей ребенка.

  • Джозеф Вольпе
Страх и связанное с ним поведение выучивается, автоматизируется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на смежные социальные ситуации. Основные страхи - критики, быть отвергнутым, оказаться в центре внимания, показаться неполноценным; начальства, новых ситуаций, предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании, не суметь сказать "нет".

  • Мартин Селигман
На формирование личности ребенка влияют не только «модели», служащие для копирования, но и реакция родителей, и шире – всей окружающей социальной среды – на то или иное поведение ребенка. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с разными реакциями социальной среды. В зависимости от качества обратной связи ребенок может ощущать «выученную беспомощность». Например, если ребенок либо вообще не получает никакого отклика на свои действия (ситуация, например, детского дома, где внимание воспитателей распределено на большое количество детей); либо получает однообразную негативную («все равно накажут») или однообразную позитивную («маменькин сынок») обратную связь. Здесь может формироваться недостаток веры в эффективность собственных действий и как следствие низкая самооценка.

3. Помощь психолога в развитии уверенности в себе:

Социального успеха, на мой взгляд, достигает не тот человек, который самозабвенно уверен в себе, а социально гибкий. Понимающий, где и какое поведение можно и нужно демонстрировать. Именно в развитии такого рода понимания я вижу свою роль. Когда клиенты приходят ко мне с темой неуверенности в себе, я пытаюсь в диалоге с ним определить, какие грани уверенности мы будем укреплять. Что являет собой клиентский «идеал» уверенности в себе, какое поведение и в каких ситуациях проявляется сейчас.

Психодрама, как метод действия позволяет не просто обсудить ситуации вызывающие дискомфорт, жалобы клиента, а увидеть их вживую, в ролях, «здесь и теперь».

У клиента есть возможность побыть, прожить в разных ролях:
– себя в различных жизненных ситуациях, проявлениях, возрасте и «Я-состояниях» (стыд, страх, печаль), интроетов (мыслей чувств других людей, воспринимаемые как свои собственные);
– своих оппонентов, зрителей наблюдающих его выступление, девушки с которой хочется познакомиться;
– в разном времени (настоящее, прошлое, будущее) и пространстве (вымышленное и настоящее);

Это позволяет опробовать (натренировать) новые модели поведения, осознать первопричины своей неуверенности и выйти из привычной культурной консервы, добавить в свою жизнь спонтанность.