Не нам, господи, не нам, но имени твоему дай славу. «Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу

Цитата из Псалтирь 113, строка 9 - "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей".

В России фраза было широко известна до революции 1917 года в варианте " Не намъ, не намъ, а имени Твоему" (слава).

Эти слова нанесены на медали, в память Отечественной войны 1812 года и освобождения России от нашествия Наполеона I. Эта фраза также была указана на серебрянной монете 1 рубль (1798, 1799, 1800, 1801 гг.).

Фраза указана в "Ходячие и меткие слова". М.И. Михельсон (1896-1912 гг.).

Девиз Тамплиеров

Эта фраза была девизом религиозного ордена Тамплиеров (Knights Templar), который просуществовал период с 1119 по 1312 годы (в 1312 году орден был запрещен).

Официальным девизом Тамплиеров была эта фраза на латыни - Non nobis, non nobis, Domine Sed nomini tuo da gloriam, что означает "Не нам, Господи, не нам, но имени твоему дай славу" (анг. Not to us, not to us, O Lord, But to thy name give glory) и имеет тот же источник - Псалтирь 113, строка 9.

Иногда девизом ордена Тамплиеров называют по ошибке "Да направит нас отец понимания". Видимо это один из неудачных переводов указанной выше фразы.

Легендарный религиозный орден Тамплиеров (Knights Templar) просуществовал период с 1119 по 1312 годы. Его члены учавствовали в нескольких крестовых походах. Зафиксирован случай, когда всего 500 рыцарей ордена успешно обороняли город от 26 000 войска саладинов (1177 год, битва при Montgisard). Орден изобрел одну из первых банковских систем. Как известно, путешествие на Святую землю было очень опасным, так как паломники подвергались нападениям бандитов. Отправляясь в паломничество, паломник мог сдать ордену свои деньги и имущество и взамен получить расписку ордена. По прибытии в Святую землю, по расписке можно было получить эквивалент сданного на своей родине.

Как выяснили историки, причиной закрытия ордена стало то, что король Филипп задолжал орденам Тамплиеров огромную сумму денег, взятую им на неудачную войну с англичанами. Именно это побудило его закрыть орден и избавиться таким образом от кредитора.

Изображения

Дополнительно

Примеры

"Война и мир" (1863 - 1869 гг.) (Эпилог, 1, 4):

"Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве, теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов, в то время как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том, как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть, Александр I, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей и говорит только:

- «Не нам, не нам, а имени твоему! » Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о боге."

Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу. По-видимому, дает разуметь отпадение народа из обрезанных, и сообщает им молитву для исповедания, что не имеют уже посещающей их силы Божественной. Учит же, говоря: хотя недостойны мы благодати, какой сподобляется всякий народ, однако же ради имени Твоего сотвори с нами, что от начала призвано было на нас, но не воздай нам по правде, как Бог истинный, а не подобный идолам. Почему и присовокупил Псалмопевец:

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Не для нас, говорит, не для того, чтобы нас сделать более славными и знаменитыми, но чтобы стала известною сила Твоя. А имя Его как тогда про­славляется, когда Он защищает и помогает, так просла­вляется и тогда, когда мы живем добродетельно и блистаем своим поведением. «Так да светит свет , сказал Господь, ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16) . И как добродетельною жизнью нашею оно прославляется, так напротив по­рочною жизнью хулится. Указывая на это, Он сказал через пророка: «вас ради… имя мое хулится во языцех» (Ис.52:5) . Та­ким образом, не имея возможности ничем оправдать их, псалмопевец прибегает к этому, как делал и Моисей.

Впрочем, Бог, пекущийся о спасении людей, не всегда так поступает. Если бы Он всегда так поступал, то многие из людей беспечных сделались бы еще худшими, имея вели­чайшую надежду на безопасность от бедствий в том, что Бог будет постоянно спасать их для Своей славы. Но этого не бы­вает, потому что Бог заботится не столько о своей славе, сколько о спасении людей. Если люди иногда презирают славу, то тем более Бог, Который ни в чем от нас не нуж­дается. Но пророк, принимая на себя ходатайство за них, как я сказал, представляет в защиту их то, что было возможно, и два раза повторяет выражение: «не нам, Господи, не нам , по­казывая великое недостоинство спасаемых, а имени Твоему дай славу» . Мы достойны бесчисленных бедствий, но «по милости Твоей и истине Твоей!». Другой пере­водчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «по милости твоей» (διά τό έλεόζ σου). Видишь, как ясно и сам пророк знал, что Бог часто, забывая о собственной славе, заботится только об исправлении грешников. Поэтому он и присовокупляет: «по милости Твоей и истине Твоей», т.е. по милости Своей окажи нам помощь; если Ты не желаешь Себе славы от людей, то – «по милости Твоей и истине Твоей» . Бог мо­жет, да – может, не только милуя, но и наказывая, достигнуть славы; но не так, говорит, поступи с нами, а «по милости Твоей» . Нам следовало бы воздать славу имени Твоему своею жизнью и поведением; но так как мы этого не сделали, то по­ступи с нами по Своему снисхождению, по милости и человеко­любию.

Беседы на псалмы. На псалом 113.

Прп. Иоанн Лествичник

Прп. Серафим Саровский

Всякий успех в чем-либо мы должны относить ко Господу и с Пророком говорить: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждъ славу .

Поучения.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей

Все доброе и славное христианин относит не к себе – своим способностям и трудам, но к Богу. Его славят и кланяются Ему… Это так и по существу, потому что без Бога ничего мы не можем делать. Весь смысл человека и всей мировой жизни – в том, чтобы люди познали, что только с Богом имеет значение все: вся трагедия людей в уклонении от Бога, когда человек, гордо рассчитывая на свои силы, на каждом шагу делает ошибки, погружаясь в злобу, ненависть и другие страсти, и в конце концов приближается к вечной своей гибели, которая и будет в вечной жизни без Бога (Мф. 25:41, .

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 9-10 «Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей»: «Да не когда рекут языцы: где есть Бог их?». Сущим древле от обрезания, прося Божией помощи и воспоминая прежние дары, прилично было говорить это: не отврати от нас взора Твоего, Владыка, и не презри нас по многим прегрешениям нашим; потому что неведущие справедливости наказания в рабстве нашем будут предполагать Твое безсилие, и скажут: «где есть Бог их?».

Евфимий Зигабен

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о (чрез) милости Твоей и истине Твоей.

Изложив выше древние благодеяния, оказанные Богом евреям, теперь Давид молится здесь Богу о современных ему иудеях, и говорит: не для нас, Господи, делай милость, не за наши добродетели; ибо мы не имеем добродетелей и вовсе недостойны сего, как недостойны были и древние наши предки, пользовавшиеся выше упомянутыми благодеяниями, но дай, т. е. сделай, чтобы прославилось имя Твое. Чем? милостью Твоею и притом милостью и истиною, т. е. оказав нам милость и истинно помиловав нас. Ибо Давид милостью и истиною часто называет милость истинную (т. е. существенную), употребляя последнюю (истину) вместо прилагательного и собственно Божию в сравнении с человеческою (милостью), которая по отношению к Божией ложна и есть милость только по участии в первой.

Евсевия : Быть может Давид здесь принимает на себя лице израильтян, просящих о сопричислении их к призванным народам, и говорящих: мы недостойны той благодати, которой удостоились все народы. Но, Владыко, сделай сие не для нас, но для имени Твоего, которым мы наречены в начале, и не ради правд наших, но даруй сие, по Твоей милости и истине. Златоуста : Не для того, чтобы сделать нас славнейшими и знаменитыми, но чтобы сделать известным везде Твое могущество. Имя же Его прославляется как тогда, когда Он заступает нас и помогает нам, так и тогда, когда мы живем и блистаем жизнию добродетельною. Исихий под милостью и истиною разумеет, Христа; и славою называет ту, которую Отец дал самому Cебе чрез воплощение Единородного, чрез которого прославился и сделался известным. Так Господь говорил и в Евангелии: Отче! прославь Твое Имя. Как же Он прославил? Чрез спасение нас.

Лопухин А.П.

Ст. 9-10 Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей: да не когда рекут языцы: где есть Бог их?

Помоги нам, Господи, чтобы высоко чтилось Твое имя, чтобы язычники не смеялись: где же Бог их?

Молитва писателя о ниспослании милости евреям есть ревность по славе имени Иеговы. Тяжелое положение евреев в означенное время, неудачи, постигшие их при устроении своей жизни по возвращении из плена и при построении второго храма, и зависимое положение от иноземных правителей могли возбудить у язычников пренебрежение к Богу, как бессильному защитить и поддержать своих чтителей. Такой вывод от гражданско-политической слабости народа к суждению о слабости и бессилии бога этого народа, было обычным на Востоке, где военные удачи и политическое могущество народа объясняюсь степенью силы его национального Бога. Таким национальным богом евреев язычники считали Иегову.



Не нам, не нам, а имени Твоему

Ср. Не нам, а имени Твоему! я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человек, и думать о своей душе и о Боге.

Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. Эпилог. 1, 4.

Эти слова находятся на медали, в память Отечественной войны и освобождения России от нашествия Наполеона I.

Ср. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.

Пс. 113, 9. Ср. Паралипом. 16, 35.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "не нам, не нам, а имени Твоему" в других словарях:

    Не намъ, не намъ, а имени Твоему (слава). Ср. Не намъ, а имени Твоему! я человѣкъ тоже, какъ и вы; оставьте меня жить, какъ человѣкъ, и думать о своей душѣ и о Богѣ. Гр. Л. Н. Толстой. „Война и Миръ“. Эпилогъ. 1, 4. Поясн. Эти слова находятся на… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (т. е. слава). См. БОГ ВЕРА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    НАМ, дат., мест. мы. Куда туда нам, где впору и ва!/ Где нам, тут дай Бог и вам! Не нам, не нам, но имени Твоему (т. е. слава). Дай Бог умереть хоть сегодня, только не нам. В чужих руках ломоть (пирог) велик; а как нам достанется, мал покажется.… … Толковый словарь Даля

    Медаль «В память Русско турецкой войны 1877 1878» … Википедия

    Праздничный хор Свято Никольского женского монастыря (г.Могилёв) православный молодёжный певческий коллектив, существующий при Свято Никольском женском монастыре Белорусского экзархата Русской православной церкви. Праздничный хор Свято… … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Запрос «Акиндинов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Алексей Акиндинов Алексей Акиндинов … Википедия

    Георгий Апполонович Гапон Дата рождения: (5 февраля (17 февраля) 1870, Место рождения: Российская империя, Полтавская губерния … Википедия

Понимая, что текст Псалтири, написанный в другом тысячелетии, на другом языке, непрост для восприятия современным человеком, издательство «Никея» попросило библеиста Владимира Сорокина дать пояснения на самые сложные места. Так появилась книга «Живая Псалтирь день за днем» . И вот небольшой отрывок из книги для сегодняшнего дня.

Псалом 113
[Аллилуия.]

1 Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова - из народа иноплеменного,
2 Иуда сделался святынею Его, Израиль - владением Его.
3 Море увидело и побежало; Иордан обратился назад.
4 Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.
5 Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад?
6 Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?
7 Пред лицом Господа трепещи, земля, пред лицом Бога Иаковлева,
8 превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.
9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.
10 Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»?
11 Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет.
12 А их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих.
13 Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
14 есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;
15 есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.
16 Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.
17 [Дом] Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
18 Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
19 Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.
20 Господь помнит нас, благословляет [нас], благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов;
21 благословляет боящихся Господа, малых с великими.
22 Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим.
23 Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.
24 Небо - небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.
25 Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;
26 но мы [живые] будем благословлять Господа отныне и вовек.
Аллилуия.

Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 113: 1–26):

9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу,
ради милости Твоей, ради истины Твоей

Псалом 113 может показаться образцом яхвистской антиязыческой полемики, в чем-то напоминающей памфлет. Боги с глазами, которые не видят, с ушами, которые не слышат, с руками, которыми ничего нельзя сделать, и ногами, которыми невозможно ходить, - все они очень напоминают таких же языческих богов из проповедей пророка Иеремии.

Возможно даже, что и сам псалом был написан приблизительно в те же времена, а значит, сравнительно незадолго до Вавилонского плена. В эту эпоху язычество стало не таким, каким оно было прежде, еще столетие назад. Наступала эпоха посттрадиционализма, которая не могла не отразиться на умах людей.

Посттрадиционализму свойственна известная атомарность общества, которое распадается на множество отдельных личностей, каждая из которых сама определяет и свою систему ценностей, и, в значительной степени, свои поведенческие модели. И, уж конечно, свое мировоззрение.

Прежде, во времена традиционализма, все перечисленное было достаточно устойчивым, общепринятым, не подвергалось ни сомнению, ни критике - не потому, что они были запрещены, а потому, что ни то ни другое в таком обществе было психологически невозможно. Соответственно, и религиозность в нем была более-менее устойчивой, по крайней мере в том, что касалось форм - о собственно духовной жизни в случае больших коллективов или целых народов что-то определенное, разумеется, сказать трудно. Теперь же каждый сам выбирал себе религию.

Конечно, государственная религия продолжала существовать повсеместно (в Иудее таковой во все времена ее истории оставался яхвизм), но, учитывая наметившееся разделение частной и общественной жизни, это никому особенно не мешало: официальные культы продолжали существовать и минимальную формальную дань им отдавал каждый, для себя же, для души и сердца, человек вполне мог выбрать что-нибудь еще, что было ему действительно близко.

С одной стороны, такую относительную свободу религиозного выбора можно было только приветствовать, с другой же, как бывает всегда в падшем мире, она породила целый ряд духовных проблем. Главная из них заключалась в том, что человек даже в религии, которая, по логике вещей, должна была помочь ему установить контакт и вступить в общение с высшими силами, стал видеть в первую очередь средство для достижения своих целей, направленных на собственный комфорт и благоустройство. Он принялся изобретать себе богов по собственному образу и подобию - точнее, по образу и подобию того, чего недоставало ему самому. Такие боги были бесконечно далеки от Бога живого, Который никогда не ставил Себе целью устроить человеку комфортную жизнь в падшем мире. Истинный Бог стремится спасти человека и преобразить мир, а человек обычно хочет спокойствия и удобства в том, что есть - и при этом он даже готов терпеть множество проблем и неудобств, ставших привычными. Бог такой выбор поддержать не может, а потому боги, созданные человеком для собственного комфорта, могут получить жизнь лишь от самого же человека. Без него они мертвы, и никакого постепенного перехода от мертвых богов к Богу живому нет и быть не может. Необходимо обращение, поворот на сто восемьдесят градусов - от бесполезных идолов к Богу, Который один может помочь по-настоящему.

Такой поворот, однако, предполагает не просто замену одного божества, созданного человеком по своему разумению, другим. Просто перейти от придуманного людьми баала к придуманному ими же «Яхве» (вернее, к тому, что они принимают за Него) - дело вполне бессмысленное. То, что выдумано человеком, всегда остается человеческим изобретением -даже если предметом «творчества» станет «Единый истинный Бог». Чтобы прийти к Богу живому, надо прежде всего уйти от всяких попыток как-то себе Его представить, вообразить, смоделировать.

В этом и заключается смысл второй заповеди, запрещающей священные статуи и изображения -не только внешние, но и внутренние, которые мы создаем в собственной душе. Потому и выходит на первый план священное имя, которому и просит Бога псалмопевец «дать славу», причем здесь под славой подразумевается реальное Божье присутствие. Священное имя открыто Богом, использование его для обращения к Богу не превращает такое обращение во внутреннее идолопоклонство. Оно, наоборот, придает интенции человека, направленной к Богу, ту форму и то качество, которые нужны ей для непосредственного богообщения, для встречи двух воль - Божьей и человеческой. Не случайно с именем оказываются связаны «милость и истина»: они и являются ключевыми понятиями, описывающими отношения между Богом и человеком. Отношения, в которых нет места ни ложным богам, ни фантомам, мешающим человеку общаться с Богом живым.

А наша душа, наша жизнь - свободны ли они от идолов?

Книга «Живая псалтырь» – живой опыт молитвенного чтения Книги Псалмов, который доступен каждому. Издание поможет любому христианину, серьезно относящемуся к своей духовной жизни, открыть путь к пониманию текста Псалтири, живой и глубокой молитве.