Не буква но дух значение. Буква и дух, логос и рэма, знание и познание

Святой Церковью читается Второе послание к Коринфянам. Глава 3, ст. 4-11.

7. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, –

9. Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.

10. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.

11. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.

(2 Кор. 3, 4–11)

Как я и сказал, в этой части Послания – с конца 2-й главы по 6-ю мы находим самые интересные, глубокие, тонкие мысли апостола Павла богословского характера. Уже потом, во второй части Послания, будет больше практических советов и рекомендаций Павла, в том числе связанных со сбором пожертвований, более земной частью жизни Церкви. А здесь мы видим великолепные образы, великолепное богословие в Павловом стиле, где он как всегда говорит о преимуществе Нового Завета – того времени, которое открылось с пришествием Христа.

4. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,

5. не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.

6. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

Знаменитая мысль апостола Павла о том, что закон может только идентифицировать преступление, это только лакмусовая бумажка. Он показывает человеку, где неправда, где зло; иногда провоцирует его, потому что запретный плод всегда сладок, и в конце концов наказывает человека. Человек не преображенный, в своей греховной сути, греховном состоянии не может выполнить закон. Получается, человек обречен, когда встречается с законом. Эта мысль постоянно скользит во всех фундаментальных посланиях апостола Павла. И здесь то же самое: буква закона убивает, она не может дать человеку ничего положительного, кроме указания на то, что это плохо, так делать нельзя. Человек по своей греховности все равно это делает, и конец всему – смерть, казнь человека.

А вот дух животворит, и апостол Павел пишет, что он дал апостолам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, которая убивает, но духа, который животворит. Христос изменяет человека изнутри, делая его способным выполнить постановление закона, причем уже не только формально, по факту, но даже внутри себя человек уже не желает ничего противного закону.

Мы с вами не так давно говорили о 13-й главе Послания к Римлянам, где как раз было сказано, что любовь и есть исполнение закона, потому что любящий ближнего никогда не делает ему зла. В этом смысле все очень просто. Мы должны быть во Христе, Христос должен жить в нас, как Павел говорит в Послании к Галатам: «Не я уже живу, но живет во мне Христос» или в Первом послании к Коринфянам: «Мы имеем ум Христов». Чем глубже мы в это состояние вошли, чем больше в нас действует Дух и мы, соответственно, являемся водимыми Духом Святым, тем в большей степени мы являемся уже новозаветными людьми. Мы исполняем закон, поскольку это исходит из нашего сердца, делать хорошо, делать добро, нести любовь и свет становится потребностью нашего сердца. Причем мы исполняем закон, даже если иногда это нарушает формальные постановления закона. Вспомните Самого Господа: Он ради любви позволял в субботу ученикам растирать колосья, исцелял больных, заставляя их поднимать свою постель и нести ее. То есть формально Иисус Христос где-то в чем-то мог быть нарушителем закона, но, конечно, не Божьего, а закона, составленного людьми, человеческих преданий. Поэтому любой закон, даже если очень хороший, человека спасти не может.

Кроме того, множество законов человек придумывает исключительно по своей человеческой ограниченности. Иногда даже, к сожалению, законы придумываются не на пользу, исходя не из здравого смысла, а, наоборот, чтобы подтолкнуть человека в определенном направлении, сделать его жизнь в чем-то более сложной ради того, чтобы он преодолевал эти сложности через определенные мздовоздаяния. Мы все это прекрасно понимаем, иногда скорбим по этому поводу, но ничего не поделаешь. Если человек руководствуется греховными побуждениями, то он и закон поставит себе на службу. Вот в чем еще минус закона, братья и сестры, – закон всегда можно повернуть так, как удобно. Кажется, что он вроде незыблем, фундаментален, но стоит написать несколько поправок и определенным образом пересмотреть какие-то моменты, получится, что закон будет работать на руку не очень порядочному человеку. Закон, может быть, будет нечестно обогащать такого человека, хотя вроде бы все будет по закону. Поэтому, братья и сестры, закон никогда не может изменить человека, и неправильному человеку он может даже непроизвольно подыграть.

А вот внутреннее преображение – смысл христианства, Нового Завета. Помните: Новый Завет по-гречески – Καινὴ Διαθήκη [Кени́ Диафи́ки]. Смысл слова Καινὴ, или καινός [кено́с] отличается от другого греческого слова νέος [не́ос], которое означает что-то новое просто хронологически, например, когда вместо старой рубашки купил новую, но качественно они могут мало чем отличаться. Καινός – значит новый в своей сути, то, чего еще никогда не было. Это Сам Христос, Который преображает нас изнутри. Бог становится человеком, чтобы человек стал богом, – вот что происходит через Христа. И становясь обо́женным, человек, конечно же, становится, с одной стороны, исполнителем закона, а с другой стороны, независимым от закона, потому что он уже под благодатью, как пишет Павел в Послании к Римлянам.

7. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, -

8. то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?

Павел напоминает о таком моменте: когда Моисей получил закон Божий и спускался с Синайской горы, его лицо имело такое свечение, сияние, что он вынужден был закрывать его покрывалом, чтобы не ослепить своих сородичей. Но здесь апостол Павел трактует немного по-другому, переворачивая смысл тех событий. Сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей. По мнению Павла, через какое-то время лицо Моисея переставало светиться, то есть сияние Божественной благодати оставляло его, но он все равно прикрывал лицо, и люди думали, что свечение все еще сохраняется, тем самым Моисей вводил их в заблуждение. Он видел, что сияние заканчивается (славы лица его преходящей), – что делать? Если он снимет покрывало, люди увидят, что лицо больше не сияет, и подумают, что время закона истекло. Моисей понимал, что это чревато некими последствиями, впадением в какое-то беззаконие, поэтому не раскрывал людям тот факт, что его лицо уже не светится. Так апостол Павел по-своему интерпретирует эти события ветхозаветной истории.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Спрашивает Александр
Отвечает Руслан Фазлеев, 22.02.2010


Здравствуйте, Александр!

Вы пишете:

Павел пишет что буква убивает а дух животворит.
Опишите, пожалуйста, как Павел это понял что буква убивает. Как происходит этот процесс: заповедь и закон убивает не возрожденного свыше человека? В духовном смысле понимать это или же сказано прямо. Объясните мне этот процесс подробней?

Давайте для начал рассмотрим контекст отрывка.
1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?
2 Вы-- наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;
3 вы показываете собою, что вы-- письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,--
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы [последующего].
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, [который] полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господня, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

.

Интересно, что в начале главы Павел сравнивает письма с людьми. Причем письма от апостолов с теми, кто поверил апостольскому учению. Из этого можно сделать вывод, что апостольские послания, как и Писания Ветхого завета, не могут отразить всей сути Евангелия без двух условий:

1. Руководство и влияние Святого Духа.

2. Свидетельство изменившейся жизни человека благодарю влиянию Слова Божия и Духа Святого.

Обратите внимание, что Павел, говоря о том, что буква убивает, затем использует очень много букв! А значит, сами по себе буквы не являются смертоносными. Отношение человека к ним является опасным!

Почему буквы, написанные на скрижалях, названы смертоносными? Они указывают нам на грех. Плохо ли это? Это прекрасно, т.к. мы не искали бы Иисуса, как Спасителя мира, если бы не знали, что согрешили и лишены славы Божией. Именно поэтому закон является детоводителем ко Христу ().

В отрывке также сказано, что служение этим смертоносным буквам было настолько славным, что лицо Моисея сияло. Мы понимаем, что пророк и лидер Израильского народа светился потому, что был исполнен Духом Святым после общения с Богом. И именно Господь начертал заповеди на скрижалях и дал их Моисею. Почему это сияние вызвало страх у других? Почему они просили одеть покрывало на лицо Моисея? Уж точно не потому, что начали служить смертоносным буквам! Наоборот, в течение 40 дней они отвергли и живого Бога, и Его закон, и Моисея.

Важно так же отметить, что закон не имеет смысла без первой заповеди:

"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим."

.

Это заповедь о великой Божьей благодати! Сначала Он должен вывести меня из дома рабства, а уже затем Он даст мне и желание и способности исполнить Его закон, потому что впишет его в наши сердца Духом Святым!
И вся слава принадлежит Иисусу, благодаря жертве Которого мы можем быть свободными!

Буквально буква никого не может убить. Это духовный образ, который выбрал Павел, чтобы показать: Писания не откроются нам без влияния Святого Духа, Который открывает нам истинный смысл пророчеств о Христе (). И жизнь наша не измениться, если мы не подчиним себя Богу, не примем жертву Христа, не будем слушаться Духа Святого.

Рождение свыше не подвластно человеку, как и рождение по плоти. Мы можем только просить Бога о нем. Все остальное в Его руках и Он не замедлит! Ведь Господу так хочется всех нас спасти! Мы Его дети, Он желает всю вечность провести с нами! Да исполнится Его воля в нашей жизни!

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Мы должны понимать, что Слово Божье, которое мы читаем и имеем, есть вернейшее и пророческое, как говорит об этом апостол Пётр.

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,
(2Пет.1:19)

Когда Пётр говорил об этом, Новый завет не был написан и собран в одну книгу. Пётр говорил о законе, пророках и псалмах. Апостол Павел вторит ему и утверждает ту же истину, говоря: - «Все Писание богодухновенно и полезно…»
(2Тим.3:16)

Итак, ВСЁ Писание Пророческое и Богодухновенное. Оно живое и имеет Дух! Творец и Источник Писания - Отец, сердце Писания - Господь Иисус, Дух Писания – это Святой Дух. Мы должны усвоить эту истину и поверить в неё. Дорогие друзья, Библия – это буква и дух, логос и рэма. Логос – это написанное Слово Божье, (информация), а Рэма – это откровение, жизнь, отношения. Мы не переживаем логос, мы переживаем рема. Адам не был Адамом в тот момент, когда Бог вылепил его из глины, он стал Адамом тогда, когда Бог вдунул в него дыхание жизни. Вот в чём разница между буквой и духом. И мы должны чётко знать и понимать эту разницу. Это очень важно, потому что апостол Павел писал, что служение нового завета это служение не буквы, но духа, чтобы мы изъясняли слово Божье не от своего ума, а от Духа Божьего.

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным.
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.
(1Кор.2:12-14)

Итак, Бог желает чтобы мы ЗНАЛИ дарованное от Него, а не просто информацию. Наши слова должны быть изучены от Духа Святого, то есть мы должны быть научены Духом Святым через откровение.
Что значит «соображая духовное с духовным»? Это значит, что Слово Божье (духовное) должно иметь толкование от Духа Святого (от духовного), а не от нашего плотского ума.

не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
(2Кор.3:5,6)

Мы должны правильно обращаться с Божьим Словом не забывая, что буква УБИВАЕТ, а дух ЖИВОТВОРИТ. Забывая об этом, мы часто легкомысленно разбрасываемся Словом, говоря его, как попало, забывая наставление апостола Петра который сказал:

- «Говорит ли кто. Говори как слова Божии». 1Петра 4:11 .
Что это значит? Это значит, что наши слова должны доставлять благодать слушающим. Наши слова должны приносить плод Духа, Галатам 5:22-23. Когда мы даём своё (плотское) толкование которое исходит от нашего ума, и упорно доказываем его и навязываем, мы представляем Бога таким же. В Притчах написано:
- «Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча в устах глупцов.
(Прит.26:7)

Мы становимся глупцами, когда без должного понимания (откровения) учим людей Слову Божьему. Вот почему учителя будут судимы гораздо строже. Потому что те, кто учат Слову Божьему, представляют Бога, а не собственные суждения. Бог не разбрасывается откровениями, потому что они, очень драгоценны. Он даёт их тем, кто ищут их, жаждут и ценят. Вот почему Господь Иисус учил:

- «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Матф.7:6) Свиньи и псы – это прообраз человеческой плотской природы. Свиньи и псы никогда не оценят священного и драгоценного.

Господь Иисус упрекнул законников в том, что они:
- «взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».
(Лук.11:52)

Писание это ключ разумения, открывающий вход в реальность Царства Небесного и войти в эту реальность можно только через откровение Духа Божьего. Они знали букву, но не имели Духа Святого. Это говорит о том, что знание и познание - разные вещи. Иуда просто знал Господа Иисуса, а Пётр имел откровение о Нём. И он получил его не от людей, а от Самого Отца. И Господь похвалил его, сказав: -« блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
и дам тебе ключи Царства Небесного : и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
(Матф.16:17-19)

Откровения привязывают нас к небесам. Получая познание о Боге, мы собираем себе сокровища на небесах, потому что понимаем, что является истинным богатством.

Свт. Василий Великий

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что

Различие духа и буквы апостол также показывает в форме изречения, когда сравнивает закон и Евангелие: буква убивает, а дух животворит. Буквой он называет закон, как это подтверждается из предыдущего и последующего, а духом - учение Господа, поскольку сам Господь сказал: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6:63) .

О крещении.

Свт. Амвросий Медиоланский

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Верно говорит Павел, что буква убивает, а дух животворит . Ведь буква обрезает небольшую часть тела, а понимающий дух обеспечивает обрезание всей души и всего тела, дабы, лишившись ненужного - а что еще так не нужно, как греховная алчность и вожделение, которые не природа дала, а произвел грех? - и поста держаться, и умеренность возлюбить. Телесное обрезание - это знак, обрезание же духовное - истина; первое отнимает часть тела, второе отнимает грех.

Послания 68.

Что же удивительного в том, что Дух , Который животворит как Отец, Который животворит как и Сын, есть податель жизни? И более: кто же станет отрицать, что давать жизнь - свойство вечного Величия?.. Итак, посмотрим, животворится ли Дух или Сам животворит. Но написано: буква убивает, а дух животворит . Значит, животворит Дух . А чтобы ты понимал, что животворное действие Отца, Сына и Святого Духа нераздельно, запомни, что существует единство животворения, поскольку Сам Бог животворит через Дух. Павел так сказал: Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим. 8:11) .

О Святом Духе.

Свт. Феофан Затворник

Иже и удоволи нас служители быти Нову Завету, не писмене, но Духу: писмя бо убивает, а Дух животворит

«Что значит: удоволи нас ? – То, что Бог сделал нас способными к таковому служению. Ибо великое дело – сообщить вселенной такие скрижали и писмена, которые гораздо важнее первых. Потому присовокупил: не писмене, но Духу . Вот различие ветхих и новых скрижалей! Моисей принес не Дух, а писмена, а нам вверено преподание Духа» (святой Златоуст). «Сам Бог всяческих преподал нам силу, достаточную к тому, чтобы служить благодати Духа. Ибо предлагаем не ветхие писмена Закона, но новый дар Духа» (Феодорит). «Бог удоволил нас, исполнил силою Своею, сделал нас служителями, пригодными к такому великому и Божественному делу, служителями Нового Завета, не писмене, но Духа . И Закон был духовен, но Духа не подавал, как подает Новый. Нам, говорит, вверено преподание не писмени, как Моисею, но Духа. Апостолы не учение только о духовном и Божественном преподавали, но подавали Духа, возлагая руки на верующих» (Феофилакт).

Вот существо Нового Завета – одуховление верующих. Слово, исходившее из уст Апостолов, было такое же, как и ветхозаветное; и если б апостольское служение одною проповедию ограничивалось, то Новый Завет не был бы выше Ветхого, хотя бы понятия, сообщаемые проповедию, были и выше ветхозаветных. Не в понятиях сила Нового Завета, а в благодати Духа. Слово благовестия только приготовляло к принятию Духа; но дело новозаветное совершал Дух, приемлемый чрез Божественные таинства, коих первыми служителями были Апостолы. Дух, вошедши в сердце, не писал только Новый Завет, но совершал его, преобразуя внутреннего человека по духу Нового Завета. Дух все делал: Он и веру воображал; Он и новую жизнь устроял; Он пути жизни направлял. И тут Апостол не новое что возвещает, а указывает исполнение того, что предвозвещено издревле пророками. Пророк Иеремия предрекал: се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их.., дая законы моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иер. 31, 31–33) . Пророк Иезекииль дополняет сие пророчество: И дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно, яко да в заповедях Моих ходят, и оправдания Моя сохранят и сотворят я: и будут Ми в люди, и Аз им буду в Бога (Иез. 11, 19–20) . Предсказания сии исполнились, когда Господь излил Духа Своего Святого на святых Апостолов, а потом ими, чрез посредство Богоучрежденных таинств, и на всех верующих. Верующие все принимали Духа и становились новы в самых исходищах жизни. Так это и всегда бывает со всеми, которые искренно веруют и нелицемерно идут путем веры. Вот, говорит, какого завета быть служителями удоволил нас Бог,– не писмене, но Духа !

Писмя бо убивает, а Дух животворит . «Апостол о том и другом выразился, взирая на конец, потому что закон наказывал преступающих, а благодать животворит верующих» (Феодорит). «Письмом здесь называет он закон, угрожающий наказанием преступникам закона, а Духом – благодать, чрез таинство крещения животворящую умерших грехами. Прежде сказал он, что один завет написан на скрижалях каменных, а другой на сердцах плотяных. Но ему показалось, что такое различие еще невелико, а потому присовокупил, что прежний Завет написан буквами и чернилами, а Новый – Духом. Но как и сие различие еще не вполне могло возбудить его слушателей, то он указывает в них еще нечто такое, что сильно было окрылить их, то есть то, что писмя убивает, а Дух животворит . Что же это значит? – По ветхому закону грешник подвергается наказанию, а по новому он прибегает к крещению и становится праведным; а соделавшись правым, он оживает, освободившись от смерти греха. Закон, если поймает убийцу, то осуждает его на смерть; а если постигнет убийцу благодать, то она освящает и оживляет его. Но что я говорю об убийце? Закон и того схватил и побил камнями, который собирал дрова в субботу (Числ. 15, 32–36). Вот что значит: писмя убивает ! Напротив, благодать ловит бесчисленных человекоубийц и разбойников и, омывши их водами крещения, разрешает от прежних зол. Вот что значит: Дух животворит ! Закон кого поймает, того из живого делает мертвым, а благодать преступника из мертвого (духовно) соделывает живым. Благодатию крещения омываются грехи, заглаждаются прежние неправды; человек оживает, и всякая благодать напечатлевается в его сердце, как на скрижали» (святой Златоуст).

К настоящему времени и христианство все заключено в письмена. Духодвижное слово апостольское составляет наше откровение новозаветное; духоносные таинства обставлены благолепною обрядностию; руководительные мановения Духа исполняются в отношениях пастырей и пасомых. И все сие определено уставом. Но устав – писмя, буква; исполнение его – форма внешняя. Во всем этом можно и не быть духу жизни. Можно двигаться в жизненных формах без жизни. Можно знать на память и понимать весь Новый Закон, и не иметь Духа, просвещающего верою живою; можно строго исполнять все чины церковные и не иметь Духа оживляющего, или не иметь жизни духовной; можно пребыть и в полном подчинении пастырству, не встречая руководства, истинно от Духа исходящего. Истинно духовная жизнь движется во всех этих порядках, но не необходимо ими предполагается. Все живем по установившемуся чину; но одни одуховлены, а другие нет. Из двух стоящих в храме, и даже действующих, один может быть духоносен, а другой нет. Итак, как же? И тут писмя убивает ? – Писмя, буква, форма везде одну цену имеет; и когда нет при них Духа, они ничто. Дух же идеже хощет дышит, и не веси, откуду и как приходит. Без веры и таинств не приходит; но и они могут быть исправляемы лишь по форме, без проявления внутренней силы. Что все это так, повсюдные опыты удостоверяют. Они у нас пред глазами. Но как и почему так делается, тут мы ума приложить не можем. Великим секретом закрыл Господь зарождение и спеяние жизни от Духа. Так Его воле угодно; воля же Его свята, и праведна, и блага. Одно утешение: ищите и обрящете .

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Прп. Антоний Великий

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Не надо смотреть на написанное так, чтобы закрывать для себя Божественное, а согласовываться тому, что сказано возвышенным апостолом: «…буква убивает, а дух животворит» . А говоря наоборот, написанное не убивает смотрящих прямо, а Дух не оживляет относящихся к написанному пренебрежительно. Итак, почтим Дух, чтобы разуметь написанное.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 38.

Блж. Августин

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Как же животворит дух ? Он обеспечивает исполнение буквы, так чтобы она не убивала.

Пусть Дух соединится с законом, ибо, если ты принял закон, но помощи Духа не имеешь, ты не исполняешь того, что в законе, ты не исполняешь того, что тебе повелевается… Пусть присоединится Дух, пусть Он помогает: так исполнится то, что требуется. Если же Дух отсутствует, то буква убивает тебя… Незнание не извиняет тебя, потому что ты принял закон. Теперь, узнав, что ты должен делать, незнание не прощает тебя… Почему же апостол говорит: буква убивает, а дух животворит ? Каким образом Дух дает жизнь? - Он делает возможным исполнение буквы так, чтобы она не убивала. Святы те, кто исполняет закон Божий даром Божиим. Но закон может повелевать - он не может помогать. Дух же приходит как помощник, и тогда заповедь Божия исполняется с радостью и удовольствием. Конечно, многие соблюдают закон из страха, и те, кто держится закона из страха наказания, предпочли бы, чтобы того, чего они боятся, не было. Соблюдающие закон из любви к праведности радуются и тогда, потому что закон им не враждебен.

Проповеди 251.

Итак, вы, боящиеся Господа, восхваляйте Его, а чтобы чтить Его не как рабы, но как свободные, учитесь любить Того, Кого вы боитесь, и тогда вы будете в состоянии восхвалять то, что любите. Боясь Бога, люди ветхого завета, в силу буквы , которая устрашает и убивает , и не имея духа , который животворит , бежали в Храм с жертвоприношениями и предлагали кровавые жертвы. Они и не знали, что было прообразовано этими жертвами, - грядущая кровь [Христа], которой мы искуплены.

Послания 140.

Итак, Бог повелевает нам быть сдержанными и дает нам сдержанность; Он повелевает через закон, дает через Дух; ибо закон без благодати ведет к умножению преступления (ср. Рим. 5:20), а буква без духа убивает (Ср. 2 Кор. 3:6 ). Он повелевает так, чтобы научить нас испрашивать помощи благодати, когда мы пытаемся соблюдать Его заповеди и в силу слабости нашей, изможденные, падаем под законом; а также быть благодарными Тому, Кто помогает нам, когда нам удается совершить какое-либо доброе дело.

Послания 157.

Разве закон не от Бога? Такое подумать может лишь нечестивец. Но поскольку закон повелевает через букву и не помогает через дух, то слушающий закон так, что ему кажется, будто он достаточно понимает, что закон предписывает или запрещает, а также верящий в силу своей свободной воли, достаточную для исполнения закона, и не ищущий прибежища в вере, дабы обрести помощь в приближении к духу , который животворит , и не предстать виновным пред буквой , которая убивает , - такой человек ревнует о Боге, но не согласно знанию.

Послания 186.

Если ты отнимешь Дух, какая будет польза от закона? Он делает преступником. Потому и сказано: буква убивает . Закон повелевает, ты же не следуешь ему… Что-то повелевается законом, а ты этого не делаешь; что-то им запрещается, а ты делаешь это. Отсюда - буква убивает .

Проповеди 250.

Блж. Феофилакт Болгарский

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Ориген

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

В Св. Писании слово «дух» употребляется обыкновенно тогда, когда нужно бывает обозначить что-нибудь противоположное настоящему грубому и плотному телу. Так, напр., в Писании говорится «письмя убивает, а дух животворит» (2Кор 3:6) . Здесь, без сомнения, выражением «письмя» Писание обозначает телесное, а словом «дух» - умственное, что иначе мы называем духовным. Ведь и апостол говорит: «даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит, внегда же обратятся ко Господу, взимается покрывало. (Господь же дух есть) а идеже Дух Господень, ту свобода» (2Кор 3:15-17) Действительно, пока кто-либо не обратится к духовному пониманию, на сердце его лежит покрывало, каковым покрывалом, т. е. грубым пониманием, и закрывается самое Писание. Такое-же покрывало и лежало на лице Моисея, когда он говорил к народу (Исх. 34:36) , или что то же - когда закон читался для народа. Если же мы обратимся к Господу, у Которого есть слово Божие и у Которого Дух Святой открывает духовное знание, то тогда покрывало снимется, тогда с открытым лицом мы будем созерцать в Писании славу Божию.

О началах. Книга 1.

Даже и в Евангелиях, не только в Ветхом Завете, говорится о том, что буква убивает . Буква , которая убивает , - тот, кто не воспринимает в духе сказанное. Если по букве будешь следовать написанному: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь (Ин. 6:54) , - убивает эта буква . Желаешь ли тебе и другую из Евангелия приведу букву , которая убивает ? Кто не имеет меча, да продаст тунику и купит меч (Лк. 22:36) . И это также есть буква Евангелия, но при этом убивает. Если же духовно ее поймешь, тогда не убьет, поскольку присутствует в ней и дух животворящий - дух животворит . И потому сказанное и в законе, и в Евангелии понимай в духе, поскольку духовный судит о всем, а о нем судить никто не может (1 Кор. 2:15) .

Гомилии на Книгу Левит.

Амвросиаст

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Буква дана была Моисею для того, чтобы презревших закон лишать жизни согласно праву природы. Дух же, то есть неписаный закон веры, который содержится в разумной душе, оживляет даже повинных в смертных грехах, обращая их в истинную веру, чтобы, сделавшись правоверными, более не грешили.

На Послания к Коринфянам.

Пелагий

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Закон убивает грешника, но милость оживляет его, если раскается. Есть люди, которые говорят, что буквальный смысл Писания и есть то, что убивает, но не следует забывать, что не все Писание нужно воспринимать буквально, как и не везде уместно искать аллегории. Ведь в то время, как одни вещи выражены аллегорически, другие, к примеру, заповеди, если их истолковать аллегорически, вообще потеряют смысл и уведут в сторону. Духовный смысл Писания обнаруживается не в аллегории, а в том, что значение текста объясняет саму суть истины.

Близость Ап. Павла к Коринфянам (1–5). Величие новозаветного, Апостольского служения пред ветхозаветным, Моисеевым, по его результатам по сравнению с результатами служения ветхозаветного (6–18).

Ап. Павла противники его упрекали в том, что он выставляет на вид свою личность, рекомендует сам себя. В ответ на это Ап. иронически говорит, что, кажется, он не нуждается ни в какой рекомендации: Коринфская церковь, им основанная, – лучшая для него рекомендация. – Впрочем, он не хочет хвалиться своими успехами, зная хорошо, что эти успехи – дело помощи Божией ему, Павлу.

. Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?

"Нам" , т. е. мне и Тимофею. – «Как для некоторых» . Здесь Ап. вероятно имеет в виду своих противников – иудействующих, которые могли найти себе рекомендационные письма у представителей Иерусалимской церкви и получить таковые же от Коринфян.

. Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;

«Вы – наше письмо» . Ваше обращение ко Христу и ваша христианская жизнь – достаточная для нас рекомендация (ср. ) – «Написанное в сердцах наших» , т. е. мы имеем внутреннюю уверенность в том, что вы и другие христиане хорошо нас знают. – «Узнаваемое и читаемое всеми человеками» . Здесь указано другое свойство письма, о котором говорит Ап. Это именно – его доступность для всех. Все церкви могут видеть, чем обязаны Коринфяне Павлу и Тимофею – об этом говорит добрая жизнь Коринфян.

. вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

«Письмо Христово» , т. е. письмо составленное Христом. Здесь Коринфская названа вообще письмом, а не одобрительным письмом, как выше, т. е. созданием Христовым. Апостол Павел и Тимофей являются только орудиями в руках Христовых, как писцы пишущие под диктовку. Чернила – это орудие письма – заменяет собою Дух Св. Материал, на котором писано письмо, – живые сердца Коринфян. О «скрижалях каменных» вместо пергамента Ап. упоминает потому, что ему здесь предносилось воспоминание о скрижалях закона. – «Плотяными» названы «скрижали сердца» для того, чтобы обозначить живую восприимчивость читателей послания к проповеди Евангелия.

. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,

. не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.

«Такую уверенность» , т. е. такое убеждение, какое выразил Ап. во 2 и 3-м ст. – «Имеем в Боге» – правильнее: в отношении к Богу. Ап. питает такую уверенность потому, что состоит в тесном общении с Богом, в Нем полагает всю свою опору. – «Чрез Христа» . Ап. все свои достоинства получил чрез Христа. Точно также и уверенность в пользе своего дела он обосновывает на том, что эта уверенность возникла в нем под действием Христа. – «Помыслить что» Ап. и способность судить о себе и своих усилиях получил от Бога. – «Способность» , т. е. способность помыслить о себе и своем деле, способность правильно рассудить об этом.

Ап. сначала высказывает главную мысль своего рассуждения: есть служение смертоносной букве, новый – служение оживляющему духу. Раскрывая эту мысль, он говорит: было величие и у служения Ветхого Завета, но что значит это величие по сравнению с величием ново-заветного служения? Ведь новозаветное служение – не престающее и ведет не к осуждению, как ветхозаветное, а к прославлению. В виду этого Апостол радуется и в противоположность людям Ветхого Завета, которые не могли прямо смотреть на величие Божие, открытым лицом взирает на славу Господню и все более и более просвещается этою славою. И это Ап. говорит не только о себе, а и о всех истинных христианах.

. Он дал вам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

«Нового Завета» . В Новом Завете условием получения спасения является не исполнение закона Моисеева, а вера в Искупителя (; Рим 10и сл.). – «Не буквы, но духа» . назвав буквою (γράμμα ) потому, что он представляется существующим в письменных памятниках и притом не имеющим в себе животворящего начала. Новый же Завет назван духом (πνεύμα ) потому, что в нем действующим началом является животворная сила Св. Духа. Не буквою, а Духом руководятся и проповедники Евангелия. Хотя и закон по своему существу также духовен () и его слова – "живые" (Деян VIÏ38), но сила греха парализовала эту силу закона. – «Буква убивает» . Ап. здесь указывает причину, по которой не сделал его служителем буквы. Умерщвление, производимое буквою закона, нужно понимать в том смысле, в каком говорит Ап. о законе в VII гл. посл. к Рим ( и сл.; ср. ). Чрез заповедь закона сила греха, дотоле бездействовавшая в человеке, пробуждена была к жизни и произвела в человеке всякую похоть, которая и привела человека к духовной смерти, т. е. к удалению от Бога.

. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, –

. то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?

«Служение смертоносным буквам, начертанное на камнях» – правильнее: «служение смерти (служение, способствующее расширению господства), буквами начертанное на камнях». Ап. имеет в виду здесь Десятословие, которое обязано было своим происхождением служению Моисея (). Ап. прибавляет, что Десятословие было начертано буквами и этим еще резче оттеняет недуховный характер его. – «Не могли смотреть» . В кн. Исход () сказано только, что евреи «боялись подойти» к Моисею. Разъяснение свое Ап. делает, очевидно, на основании иудейского предания. – «Преходящей» . Ап. прибавляет это выражение для того, чтобы выставить на вид превосходство славы новозаветного служения, как это и делает он прямо ниже (см. ст. 11). – «Служение духа» , т. е. посвященное Св. Духу служение проповедников Евангелия.

. Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.

«Служение осуждения» , т. е. ведущее к осуждению (ср. Рим 7и сл.; ). – «Служение оправдания» , т. е. ведущее к оправданию (ср. , 3и сл.).

. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.

«То прославленное» , т. е. «ибо в этом отношении – т. е. в отношении величия Моисеева служения по сравнению с названным (ср. ст. 9) – можно сказать, что прославленное – не прославлено».

. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.

«Преходящее» – именно служение Моисея. Моисей перестал быть законодателем (). – «Пребывающее» , т. е. – служение проповедников Евангелия, которое (служение) будет продолжаться до конца мира ().

. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,

. а не так, как Моисей который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.

«Имея такую надежду» . Ап. выражает здесь уверенность в том, что величие его служения не уничтожится. – «Действуем» – конечно, в отношении к тем, с кем христианский учитель имеет дело. – «А не так, как Моисей» . Мы ничего не скрываем и не походим на Моисея, который скрывал от Израильтян сияние своего лица (см. ). Ап., впрочем, не унижает этим сравнением Моисея, а только указывает здесь на его педагогическую мудрость, которая побудила его принять меры для сокрытия от евреев сияния своего лица. – «На конец преходящего» , т. е. чтобы они не пришли к убеждению в том, что закон и законное служение должно иметь конец. Это, конечно, заставило бы их пренебрежительно относиться к требованиям закона. А о том, что закон со временем должен потерять свою обязательную силу, они могли догадаться в том случае, если бы заметили ослабление сияния на лице Моисея. – Таким образом, Ап. здесь пополняет, конечно, на основании предания иудейской Церкви, объяснение мотивов, какие руководили Моисеем тогда, когда он закрывал лицо свое. Подобные толкования встречаются у Ап. в 1-м посл. к Коринф. (1Кор.10сл.), и в посл. к Галатам (Гал.4и сл.).

. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

Отсюда и до конца главы речь идет о последствиях, какие имело для Израильтян то обстоятельство, что Моисей закрывал свое лицо покрывалом. – «Но умы их ослеплены» – правильнее: «но ожесточились» (έπωρώθη или, как читает блаж. Феофилакт, – έπωρώθησαν ) мысли их (νοήματα ). – «Ибо то же самое покрывало» . Здесь находится доказательство указанного сейчас факта «ожесточения». Под покрывалом разумеется здесь неспособность убедиться в том, что служение Моисея должно окончиться. – «При чтении» – точнее: «на чтении». Ап. представляет дело так. Когда в субботу в иудейской синагоге () совершается чтение Ветхого Завета, то этот акт происходит как бы под прикрытием, которое не дает возможности иудеям всмотреться в . – «Оно снимается Христом» , т. е. только во Христе люди понимают преходящее значение Моисеева служения.

. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;

«На сердце их» . Сердце здесь означает центр душевной жизни (ср. ; ).

. но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

«Обращаются к Господу» , т. е. становятся верующими во Христа. Ап. здесь имеет в виду сообщение кн. Исход о том, что когда Моисей являлся пред Богом, то снимал с своего лица покрывало (Исх 34и сл.). Также снимется покрывало с сердец тех иудеев, которые обратятся, придут ко Христу.

. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

Здесь – заключение к мысли, выраженной в 16-м стихе. Здесь собственно находится силлогизм такого рода. Положение: «где Дух Господень, там свобода» . Меньшая посылка: но этот Дух имеет только обратившийся к Господу, потому что «Господь есть Дух» . Заключение: вследствие этого у обращенного не может быть означенного покрывала, а только свобода. – "Господь" (ό κύριος ) – это подлежащее (этого признания требует связь с 16-м стихом). Под Господом здесь разумеется Христос: войти в общение со Христом – все равно что войти в общение со Св. Духом. Еще в посл. к Римлянам Ап. говорил, что Дух Св. принадлежит Христу и в Нем Христос приходит к верующим (). Почему, однако, здесь Ап. выставляет на вид абсолютную духовность Христа? Надо полагать, что он хотел этим показать, что Христос и не связаны с буквою и не имеют обязательств пред законом Моисеевым. – «Там свобода» , т. е. свобода мыслить, чувствовать и действовать. Дух Господень, как Единый владыка в душе обращенного человека, уничтожает все покрывала, все преграды, принадлежащие посторонней силе.

. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

"Мы же все" , т. е. христиане. Ап. говорит теперь о лицах, на которых свобода проявляет свою силу. – «Открытым лицом» . Ап. меняет образ. Он говорит здесь не о слушающих (как в 15 ст.), а о смотрящих, почему и заменяет слово "сердце" (в ст. 15) словом "лице" . Для смотрения нужно иметь открытыми глаза. – , т. е. видим Христа как Главу Церкви, Ходатая за нас на небе, Победителя всех врагов Своих и т. д. – «Преображаемся в тот же образ» , т. е. так изменяемся, что становимся похожими на прославленного Христа еще здесь, на земле. – «От славы в славу» , т. е. с одной ступени величия переходим на другую (ср. ; ). – «Как от Господня Духа» – правильнее: «от Господа, Который есть Дух» (ср. ст. 17-й). Преобразование наше идет постольку, поскольку посылает нам силы Господь – Дух (πνεύματος – родит. качества).