Названия обителей основанных учениками сергия радонежского. Выставка «Ученики преподобного Сергия Радонежского. Иаково-Железноборовский монастырь. Село Борок, Буйский район, Костромская область

Личность преподобного Сергия Радонежского, с одной стороны, давно является изученной и широко известной. Но, с другой стороны, с нею связан целый ряд вопросов. Например, что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?

Святой жил в XIV веке - в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток еще не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей. А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками.

Все это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты. Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояниебыло даже хуже, чем до крещения Руси - настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества.

Кроме того, на выжженной и опустошенной территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым - народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали. Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог. Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.

Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдаленных русских земель, превратив их во второй очаг православной веры. С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси.

Первое, что сделал преподобный Сергий, - изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению - человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества. Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества. Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига - это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения - это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения. И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет.

Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV - XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители. Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом - создателем северного иночества.

Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь. А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте. Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.

XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества. В течение двух веков - XIV и XV - прославились Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублев. Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имен которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными. Многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь.

Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми. Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.

В XVI веке, когда наша земля стала оправляться от ужасов татарщины, когда Московское государство окрепло и у людей появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, монашество стало клониться к закату. С приходом в страну благополучия и процветания все меньше людей хотело отрекаться от комфорта и достатка, уходить подальше от мира и искать спасение в обители. Подвиг, конечно, продолжал совершаться, многие иноки достигли святости, но в общем потоке монашеского движения уже не было той живой движущей силы, той массовости, которая была присуща иночеству эпохи святого Сергия и его учеников.

Но, несмотря на все дальнейшие перипетии, которые ожидали Церковь и Россию в последующих веках, фигура Радонежского игумена оставалась путеводной звездой для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу. И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге. Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, - и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, - все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.

Ученики и последователи Сергия Радонежского

Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.

Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.

Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.

Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.

Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.

Мефодий, основатель обители Пешношской,1361 г.

Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.

Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.

Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около1373 г.

Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около1374 г.

Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около1378 г.

Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.

Преподобный Афанасий пустынник, где впоследствии был основан Череповецкий Воскресенский монастырь.

Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.

Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.

Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.

Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.

Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.

Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.

Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.

Предлагаем читателям краткие рассказы о монастырях, основанных учениками преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Авраамий Галичский

Один из первых учеников преподобного Сергия. Основал четыре обители на Чухломе и в Галицком районе Костромы: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богородицы, монастырь во имя Собора Богородицы и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Преподобный Павел Обнорский

Келейник преподобного Сергия. Основал на излучине рек Обноры и Нурмы под Вологдой Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь.

Преподобный Сергий Нуромский

Монастырь Преображения Господня

Грек, принял постриг на Афоне. Основал на реке Нурме под Вологдой монастырь Преображения Господня.

Преподобный Сильвестр Обнорский

Основал на реке Обноре под Вологдой обитель Воскресения Христова.

Преподобные Андроник и Савва

Спасо-Андроников монастырь

По просьбе святителя Алексия Московского, преподобный Андроник был направлен преподобным Сергием для устроения обители Всемилостивого Спаса на речке Яузе, в семи верстах от Кремля. Он стал наставником преподобного Саввы и иконописцев преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного.

Преподобный Мефодий Пешношский

Основал на реке Яхроме (Дмитровский район Московской области) Николо-Пешношский
монастырь.

Святитель Феодор, архиепископ Ростовский

Симонов Успенский монастырь

Племянник Преподобного Сергия.
Основал Симонов Успенский монастырь недалеко от Москвы, вниз по течению Москвы-реки. Преподобный Сергий останавливался здесь во время приездов в Москву. Здесь были похоронены герои Куликовской битвы преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Преподобный Кирилл Белозерский

Кирилло-Белозерский монастырь

Выходец из Симоновой обители.
Основал в Вологодской области на берегу Сиверского озера Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь.

Преподобный Ферапонт Белозерский

Основал Ферапонтов Белозерский Богородице- Рождественский монастырь неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря и Лужецкий монастырь под Можайском.

Преподобный Афанасий Высоцкий

Высоцкий Зачатьевский монастырь

Один из ближайших учеников преподобного Сергия. Основал под Серпуховом Высоцкий Зачатьевский монастырь.

Преподобный Роман Киржачский

Первый игумен основанного преподобным Сергием Свято-Благовещенского Киржачского монастыря.

Преподобный Леонтий и Савва Стромынские

Первые игумены основанного преподобным Сергием на реке Дубенке
в 50 верстах от Москвы Стромынского Успенского монастыря. Монастырь основан по обету великого князя Дмитрия Донского в честь победы над татарами на реке Воже, «… чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом».

Преподобные Феодосий и Афанасий

Череповецкий Воскресенский монастырь

Основали Череповецкий Воскресенский монастырь.

Преподобный Ксенофонт Тутанский

Основал под Тверью на реке Тьме Тутанский Вознесенский монастырь.

Преподобный Ферапонт Боровенский

Успенский Боровенский монастырь

Основал в десяти верстах от города Мосальска Калужской области Успенский Боровенский монастырь.

Преподобный Савва Сторожевский

После кончины преподобного Сергия шесть лет управлял Свято-Троицкой Сергиевой Лаврою. Основал под Звенигородом Саввино-Сторожевский монастырь во имя Рождества Богородицы.

Преподобный Иаков Железноборский

Основал под Галичем монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи.

Преподобный Никита Костромской

Богоявленский монастырь

Ученик и родственник преподобного Сергия. Основал в Костроме Богоявленский монастырь.

Преподобный Григорий Голутвинский

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь

Первый игумен Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в Коломне, основанного преподобным Сергием.

Большинству из нас известно, кто такой Сергий Радонежский. Биография его интересна многим людям, даже тем, кто далек от церкви. Он основал под Москвой Троицкий монастырь (в настоящее время это Троице-Сергиева лавра), много сделал для Русской церкви. Святой горячо любил свою Отчизну и немало сил положил на то, чтобы помочь своему народу пережить все бедствия. Нам стало известно о жизни преподобного благодаря рукописям его сподвижников и учеников. Работа Епифания Мудрого под названием «Житие Сергия Радонежского», написанная им в начале XV века, является ценнейшим источником информации о жизни святого. Все остальные рукописи, появившиеся позднее, представляют собой, в основной своей массе, переработки его материалов.

Место и время рождения

Доподлинно не известно, когда и где появился на свет будущий святой. Его ученик Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного говорит об этом в очень затейливой форме. Историки сталкиваются со сложной проблемой интерпретации данной информации. В результате изучения церковных сочинений XIX века и словарей было установлено, что день рождения Сергия Радонежского, скорее всего, — это 3 мая 1319 года. Правда, некоторые ученые склоняются к другим датам. Точное место появления на свет отрока Варфоломея (так звали святого в миру) также неизвестно. Епифаний Премудрый указывает, что отца будущего монаха звали Кирилл, а мать — Марией. До переселения в Радонеж семья жила в Ростовском княжестве. Считается, что родился преподобный Сергий Радонежский в селе Варницы в Ростовской области. При крещении мальчику было дано имя Варфоломей. Родители назвали его в честь апостола Варфоломея.

Детство и первые чудеса

В семье родителей Варфоломея было трое сыновей. Наш герой был вторым ребенком. Двое братьев его, Стефан и Петр, были детьми смышлёными. Они быстро освоили грамоту, научились писать и читать. А вот Варфоломею учеба никак не давалась. Сколько ни бранили его родители, ни старался образумить учитель, отрок не мог научиться читать, и святые книги были недоступны для его понимания. А затем произошло чудо: вдруг познал грамоту Варфоломей, будущий святой Сергий Радонежский. Биография его показательна тем, как вера в Господа помогает преодолеть любые жизненные трудности. О чудесном научении отрока грамоте рассказал в своем «Житии» Епифаний Премудрый. Он говорит о том, что Варфоломей долго и усердно молился, прося Бога помочь ему научиться писать и читать, чтобы познать Священное писание. И однажды, когда отец Кирилл отправил сына искать пасущихся лошадей, Варфоломей увидел под деревом старца в черной ризе. Мальчик со слезами на глазах рассказал святому о своей неспособности к учению и попросил помолиться за него перед Господом.


Старец сказал ему, что с сего дня отрок будет разуметь грамоту лучше своих братьев. Варфоломей пригласил святого в дом своих родителей. Перед их посещением они зашли в часовню, где отрок без запинки прочел псалом. Затем он поспешил со своим гостем к родителям, чтобы обрадовать их. Кирилл и Мария, узнав о чуде, стали восхвалять Господа. На вопрос к старцу о том, что означает сие удивительное явление, они узнали от гостя, что их сын Варфоломей был отмечен Богом еще в утробе матери. Так, когда Мария незадолго до родов пришла в церковь, ребенок в чреве матери прокричал три раза, когда святые пели литургию. Этот рассказ Епифания Мудрого нашел отражение в картине художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Первые подвиги

Чем еще отмечен в детстве преподобный Сергий Радонежский в рассказах Епифания Премудрого? Ученик святого сообщает о том, что еще до 12-ти летнего возраста Варфоломей соблюдал строгие посты. В среду и пятницу он не ел ничего, а в другие дни питался только водой и хлебом. По ночам же отрок часто не спал, посвящая время молитве. Все это послужило предметом спора между родителями мальчика. Марию смущали эти первые подвиги сына.

Переселение в Радонеж

Вскоре семья Кирилла и Марии обеднела. Они вынуждены были перебраться на жилье в Радонеж. Произошло это примерно в 1328-1330 годах. Известна и причина, по которой произошло обнищание семьи. Это было тяжелейшее время на Руси, которая была под властью Золотой орды. Но не только татары тогда грабили народ нашей многострадальной родины, облагая его непосильной данью и совершая регулярные набеги на поселения. Ханы татаро-монгольские сами выбирали, кому из русских князей править в том или ином княжестве. И это было не менее тяжким испытанием для всего народа, чем нашествие Золотой Орды. Ведь такие «выборы» сопровождались насилием по отношению к населению. Об этом нередко рассказывал сам Сергий Радонежский. Биография его — яркий пример беззакония, творившегося в то время на Руси. Княжество Ростовское отошло великому князю московскому Ивану Даниловичу. Отец будущего святого собрался и переехал с семьей из Ростова в Радонеж, желая оградить себя и близких от разбоев и нужды.

Монашеская жизнь

Когда доподлинно произошло рождение Сергия Радонежского, неизвестно. Зато до нас дошли точные исторические сведения о его детской и юношеской жизни. Известно, что, еще будучи ребенком, он усердно молился. Когда ему исполнилось 12 лет, он решил принять монашеский постриг. Кирилл и Мария против этого не возражали. Однако они поставили сыну условие: монахом он должен стать только после их смерти. Ведь Варфоломей со временем стал единственной опорой и поддержкой стариков. К тому времени братья Петр и Стефан уже обзавелись своими семьями и жили отдельно от престарелых родителей. Недолго пришлось ждать отроку: вскоре Кирилл и Мария скончались. Перед смертью они, по обычаю того времени на Руси, приняли сначала иноческий постриг, а затем схиму. После кончины родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Там принял иноческий постриг его брат Стефан, к тому времени уже овдовевший. Недолго здесь находились братья. Стремясь к «строжайшему монашеству», они на берегу реки Кончуры основали пустынь. Там, посреди глухого Радонежского бора, в 1335 году Варфоломей возвел небольшую деревянную церковь, названную в честь Святой Троицы. Теперь на ее месте стоит соборный храм во имя Святой Троицы. Брат Стефан вскоре перебрался в Богоявленский монастырь, не выдержав аскетичного и слишком сурового образа жизни в лесу. На новом месте он затем станет игуменом.

А Варфоломей, оставшись совершенно один, призвал игумена Митрофана и принял постриг. Теперь он был известен, как монах Сергий. В тот момент жизни ему было 23 года. Вскоре к Сергию стали стекаться иноки. На месте церкви образовалась обитель, которая в наши дни называется Троице-Сергиева лавра. Отец Сергий стал здесь вторым игуменом (первым был Митрофан). Настоятели являли своим ученикам пример большого трудолюбия и смирения. Монах Сергий Радонежский сам никогда не брал подаяния от прихожан и запретил инокам делать это, призывая жить лишь плодами труда рук своих. Слава обители и его настоятеля росла и дошла до города Царьграда. Патриарх вселенский Филофей с особым посольством прислал преподобному Сергию крест, схиму, параман и грамоту, в которой отдал должное настоятелю за добродетельное житие и посоветовал ввести в монастыре киновию. Внемля этим рекомендациям, радонежский игумен ввел в своей обители общинножительный устав. Позднее он был принят во многих монастырях Руси.

Служение Отечеству

Очень много полезного и доброго для своей Родины сделал Сергий Радонежский. 700-летие со дня его рождения празднуется в этом году. Д. А. Медведев, будучи президентом РФ, подписал указ о праздновании этой памятной и значимой для всей России даты. Почему придается такое значение житию святого на государственном уровне? Главное условие непобедимости и нерушимости любой страны — в единении ее народа. Это очень хорошо понимал в свое время отец Сергий. Это также является очевидным для наших политиков сегодня. Хорошо известно о миротворческой деятельности святого. Так, очевидцы утверждали, что Сергий кроткими, тихими словами мог найти дорогу к сердцу любого человека, воздействовать на самые ожесточенные и грубые сердца, призывая людей к миру и послушанию. Нередко святому приходилось примирять враждующие стороны. Так, он призвал князей русских объединиться, отбросив в сторону все разногласия, и покориться власти князя московского. Это впоследствии стало главным условием освобождения от татаро-монгольского ига. Немалый вклад в победу русских в Куликовской битве внес Сергий Радонежский. Кратко рассказать об этом невозможно. Великий князь Дмитрий, получивший позднее прозвище Донской, перед боем пришел к святому, чтобы помолиться и спросить у него совета, можно ли войску русскому выступить против безбожных. Ордынский хан Мамай собрал несусветную рать, чтобы раз и навсегда поработить народ Руси.

Люди нашей Отчизны были страхом великим охвачены. Ведь никому еще не удавалось побить вражеское войско. Преподобный Сергий на вопрос князя ответил, что защищать Родину — дело богоугодное, и благословил его на великую битву. Обладая даром предвидения, святой отец предрек Дмитрию победу над татарским ханом и возвращение целым и невредимым домой со славой освободителя. Даже тогда, когда Великий князь увидел несметную вражескую рать, ничто не дрогнуло в нем. Он был уверен в будущей победе, на которую его благословил сам преподобный Сергий.

Монастыри святого

Год Сергия Радонежского празднуется в 2014 году. Особенно больших торжеств по этому случаю стоит ожидать в основанных им храмах и обителях. Кроме Троице-Сергиевой Лавры, святой воздвиг следующие монастыри:

Благовещенский в городе Киржач во Владимирской области;

Высоцкий монастырь в городе Серпухове;

Старо-Голутвин близ города Коломны в Московской области;

Георгиевский монастырь на реке Клязьме.

Во всех этих обителях настоятелями стали ученики святого отца Сергия. В свою очередь, последователи его учений основали более 40 монастырей.

Чудотворения

Житие Сергия Радонежского, написанное его учеником Епифанием Премудрым, повествует о том, что в свое время настоятель Троице-Сергиевой Лавры совершил много чудес. Необычные явления сопровождали святого на протяжении всего его бытия. Первое из них было связано с его чудесным рождением. Это рассказ премудрого о том, как ребенок в чреве Марии, матери святого, во время литургии в храме прокричал три раза. И это слышали все люди, находящиеся в нем. Второе чудо – научение отрока Варфоломея грамоте. О нем подробно было рассказано выше. Еще известно о таком диве, связанном с жизнью святого: воскрешение отрока молитвами отца Сергия. Вблизи монастыря жил один праведный человек, который имел сильную веру в святого. Единственный сын его, малолетний мальчик, был смертельно болен. Отец на руках принес ребенка в святую обитель к Сергию, чтобы тот помолился за его выздоровление. Но отрок скончался, пока родитель его излагал свою просьбу настоятелю. Безутешный отец пошел готовить гроб, чтобы положить в него тело сына своего. А святой Сергий начал усердно молиться. И произошло чудо: мальчик вдруг ожил. Когда убитый горем отец нашел своего ребенка живым, он припал к ногам преподобного, вознося похвалы.

А настоятель велел подняться ему с колен, объяснив, что чуда здесь нет: просто отрок озяб и ослабел, когда отец нес его в монастырь, а в теплой келье согрелся и начал двигаться. Но мужчину было не переубедить. Он уверовал в то, что святой Сергий явил диво. В наши дни находится немало скептиков, сомневающихся в том, что преподобный творил чудеса. Их интерпретация зависит от мировоззренческой позиции истолкователя. Вероятно, что человек, далекий от веры в Бога, предпочтет не заострять внимания на подобной информации о чудесах святого, найдя им иное, более логичное объяснение. Но для многих верующих повествование о жизни и всех событиях, связанных с Сергием, имеет особое, духовное значение. Так, например, многие прихожане молятся о том, чтобы их дети постигли грамоту, благополучно сдали переводные и вступительные экзамены. Ведь отрок Варфоломей, будущий святой Сергий, поначалу также никак не мог одолеть даже азы учебы. И лишь усердное моление Богу привело к тому, что свершилось чудо, когда мальчик дивным образом научился грамоте.

Старость и смерь преподобного

Жизнь Сергия Радонежского являет для нас беспримерный подвиг служения Богу и Отечеству. Известно, что дожил он до глубокой старости. Когда лежал он на смертном одре, предчувствуя, что скоро явится на суд Божий, в последний раз призвал он братию для наставления. Своих учеников он призвал прежде всего «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную». Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен он в Троицком соборе.

Почитание преподобного

Нет никаких документально подтвержденных данных о том, когда и при каких обстоятельствах люди начали воспринимать Сергия как праведника. Некоторые ученые склоняются к мнению, что настоятель Троицкой обители был причислен к лику святых в 1449-1450 годах. Тогда в грамоте митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным, причисляя его к чудотворцам и святителям. Но есть и другие версии его канонизации. День Сергия Радонежского празднуется 5 (18) июля. Об этой дате говорится в трудах Пахомия Логофета. В них он повествует о том, что в этот день были обретены мощи великого святого.

За всю историю Троицкого собора эта святыня покидала его стены только в случае серьезной угрозы извне. Так, два пожара, случившиеся в 1709 и 1746 году, послужили причиной выноса мощей святого из обители. Когда русские войска оставили столицу во время нашествия французов во главе с Наполеоном, останки Сергия были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1919 году атеистически настроенное правительство СССР издало постановление о вскрытии мощей святого. После того как это не богоугодное дело было совершено, останки были переданы Сергиевскому историко-художественному музею в качестве экспоната. В настоящее время мощи святого хранятся в Троицком соборе. Есть и другие даты памяти его настоятеля. 25 сентября (8 октября) — день Сергия Радонежского. Это дата его преставления. Также поминают Сергия 6 (19) июля, когда прославляются все святые иноки Троице-Сергиевой Лавры.

Храмы в честь преподобного

Одним из самых почитаемых святых на Руси издревле считается Сергий Радонежский. Биография его изобилует фактами самоотверженного служения Богу. Ему посвящено множество храмов. Только в Москве их насчитывается 67. Среди них такие, как храм Сергия Радонежского в Бибиреве, собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре, храм Сергия Радонежского в Крапивниках и другие. Многие из них построены еще в XVII-XVIII веках. Существует множество церквей и соборов в различных областях нашей Родины: Владимирской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Смоленской и так далее. Есть даже за рубежом обители и святилища, основанные в честь этого святого. Среди них храм преподобного Сергия Радонежского в городе Йоханнесбурге в ЮАР и монастырь Сергия Радонежского в городе Румия, в Черногории.

Изображения преподобного

Стоит вспомнить также множество икон, созданных в честь святого. Самое древнее его изображение – это шитый покров, выполненный в XV веке. Сейчас он находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.

Одна из самых известных работ Андрея Рублева – «Икона преподобного Сергия Радонежского», на которой также присутствуют 17 клейм о житии святого. Писали о событиях, связанных с настоятелем Троицкого монастыря не только иконы, но и картины. Среди советских художников здесь можно выделить М. В. Нестерова. Известны следующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Юность Сергия», «Видение отроку Варфоломею». Сергий Радонежский. Краткая биография его вряд ли сможет рассказать о том, каким незаурядным человеком он был, как много сделал для своей Отчизны. Поэтому мы подробно остановились на жизнеописании святого, сведения о котором взяты преимущественно из работ его ученика Епифания Премудрого.

Во время бедствий русского народа, вызванных татарским на­шествием, Православная Церковь не ограничивалась одними нравственными поучениями, а давала обществу высокие примеры христианского подвига. Ранее всех и более всех святых, явивших­ся в Московской земле, приобрел всеобщее народное почитание Преподобный Сергий, основатель знаменитой Троице-Сергиевой Лавры. Он получил в глазах всего народа значение Богом данного покровителя, заступника и молитвенника за всю землю Русскую. Поэтому можно согласиться с отцом Павлом Флорен­ским, который сказал об этом так: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни "чюдного старца, святаго Сергия", как свидетельствуют о нем его современники» .


Миниатюра из лицевого жития преподобного Сергия Радонежского

У благородных и знатных ростовских бояр Кирилла и Марии в начале XIV века родился второй сын, нареченный при креще­нии Варфоломеем. Годы младенчества и детства ознаменовались чудесными проявлениями в нем благодати Божией. К великому удивлению всех окружающих родившийся младенец с первых же дней своей жизни соблюдал строгое воздержание в пище. В сре­ду и пятницу он не принимал молока матери, то же случалось и в другие дни, когда мать употребляла мясную пищу. С годами отрок Варфоломей возрастал не только телесно, но и духовно. Строгий пост, любовь к храму Божиему и молитве и другие хри­стианские добродетели знаменовали собой начало великого слу­жения Варфоломея Богу.

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, его отдали учиться грамоте. Но грамота не давалась мальчику. Как он ни старался, проводя целые ночи над книгой и усердно молясь Богу о помощи, все же никак не мог научиться читать и отставал от сво­их сверстников. Но благочестивый отрок не оставлял надеж­ду на милосердие Божие и продолжал возносить горячие молит­вы о помощи.

И вот благословение ангелоподобного старца, которого встре­тил Варфоломей в лесу, открыло его ум к восприятию учения, в котором он наконец стал преуспевать. При этом неведомый старец предрек родителям отрока: «Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь. Он многих приведет за собою к разумению Божественных заповедей» . После этого мальчик всей душой и сердцем прилепил­ся к чтению Священных книг, совершенно забыв все забавы, свой­ственные детям.

Вскоре Кирилл, разоренный частыми поездками с ростов­ским князем в Орду и постоянными набегами татар, переселил­ся со всей семьей в тихий городок Московского княжества Ра­донеж. Здесь юный подвижник Варфоломей принимает решение навсегда оставить мирскую жизнь и удалиться в монастырь.

Но просьба родителей упокоить их старость заставила его отложить исполнение своего намерения. Через некоторое вре­мя, приняв монашеский постриг, преставились в жизнь вечную Кирилл и Мария . Молитвенно проводив родителей в вечность, Варфоломей, передав земное наследство младшему брату Петру, уговорил старшего брата Стефана, который к тому времени овдовел и принял монашество, пойти вместе искать удобного места для пустынножительства. Они остановились в десяти километрах от Хотькова на возвышенности, именуемой Маковцем, окруженной со всех сторон лесом, полным диких зве­рей. Здесь они поставили келью и небольшую церковь, кото­рая по благословению митрополита Феогноста была освящена во имя Пресвятой Троицы. Но недолго были братья вместе. Ско­ро Варфоломей в одиночестве стал переносить тяготы и ли­шения пустынной жизни, которых не смог вынести Стефан, удалившийся в московский Богоявленский монастырь. В 23 го­да Варфоломей был пострижен игуменом Митрофаном в мона­шество с именем Сергий.

В течение нескольких лет молодой инок проводил жизнь в полном одиночестве; один Бог и безмолвная пустыня были сви­детелями его подвигов. День и ночь пребывал Сергий в посте, мо­литве и борьбе с невидимыми врагами, которые прилагали все усилия, чтобы изгнать его из пустыни. Но вскоре слух о святой жизни пустынника разнесся по окрестностям, и к нему ста­ли приходить и селиться первые ученики. Вокруг Преподобно­го собралось двенадцать иноков, и это число долгое время было неизменным. Но потом число братии возросло; сюда же пришел игумен Митрофан, благодаря чему в храме стала регулярно со­вершаться Божественная литургия.

После смерти Митрофана братия единодушно стала про­сить Сергия принять на себя сан пресвитера и игуменство над ними. Сознавая себя недостойным, Сергий долго отказывался, но братия настояла. В 1354 г. епископ Афанасий, пребывавший в Переяславле-Залесском, посвятил Сергия в священный сан и ут­вердил его в звании игумена . Так была основана Тро­ицкая обитель, ставшая впоследствии великой святыней рус­ского народа.

Став игуменом, Сергий не искал славы и чести, но лишь уси­лил строгость к себе, подавая всем пример в трудах и молитве. Преподобный сам рубил дрова, приносил воду, копал огород, пек хлебы, шил одежду и обувь, помогал другим строить кельи, при­готовлял просфоры и все необходимое для священнодействия. В первое время монастырь был очень беден. За неимением свечей часто пользовались лучиной, богослужебные книги писали на бе­ресте, богослужебные сосуды были деревянные, облачения шили из простой крашенины. Игумен и братия иногда жили впрого­лодь. Но могучий дух Преподобного не допускал братию до уны­ния, и в трудные моменты помощь всегда приходила.

В дальнейшем доступ в монастырь для искавших иноческого жития был расширен. Среди вновь пришедших был смоленский ар­химандрит Симон, оставивший городской монастырь ради несе­ния иноческого послушания в обители дивного подвижника. О его благоразумном смирении святитель Филарет (Дроздов) так ска­зал: «Он довольно рано понял, что полезнее быть послушником Пре­подобного Сергия, чем начальником в другом месте» . На его средства был построен более просторный храм обители.

Преподобный игумен всегда помогал нуждающимся. Мона­стырские врата были открыты для паломников и странников. Всем оказывалось гостеприимство, материальная помощь и ду­ховное наставление.

Глубокое смирение и труды Преподобного Сергия стали из­вестны за пределами Родины. Константинопольский Патриарх Филофей (Коккин) прислал игумену Троицкому благословение, крест и грамоту, в которой просил ввести в обители общежительный устав. Посоветовавшись с митрополитом Алексием, святой Сер­гий с радостью принял и исполнил желание Патриарха, так как раньше и сам желал этого. По новому уставу инокам запрещалось иметь личное имущество, вводилось общее владение имуществом, общая для всех трапеза и обязанность трудиться в монастыр­ском хозяйстве по мере сил. Но нелегко было изменить сложивший­ся до этого порядок. Среди иноков появились недовольные, неко­торые даже ушли из обители. Среди таких оказался и старший брат Сергия Стефан, который, вернувшись из Москвы в Троицкую обитель, стал оспаривать право Преподобного на игуменство. Уз­нав об этом, смиренный Сергий тайно удалился из своей обители и на берегу реки Киржач основал новый монастырь. Отсутствие святого игумена сразу сказалось на всем строе жизни монастыря. Братия стала просить святителя Алексия вернуть им игумена Сергия. Только после усиленных просьб братии и архипастырско­го благословения основатель вернулся в святую обитель.

Преподобный Сергий еще при жизни был отмечен Богом да­ром чудес и духовной прозорливости. По его молитве близ мона­стыря появился обильный источник воды. Он воскресил умершего мальчика и исцелил бесноватого. Однажды во время литургии ви­дели сослужащего игумену анге­ла; в другой раз был виден таин­ственный огонь, который вошел в Святую Чашу. Известен слу­чай, как Преподобный Сергий, на­ходясь в монастыре за трапезой, встал и приветствовал святи­теля Стефана Пермского, кото­рый в тот момент благословил его, проезжая мимо монастыря на значительном расстоянии. Самым большим благодатным утешением Преподобного ста­ло посещение его Пресвятой Бо­городицей с апостолами Петром и Иоанном. Божия Матерь пред­стала своему угоднику в его ке­лье и возвестила, что милость Ее неоскудно будет источаться в его святой обители.

Знавший святость Преподобного Сергия святитель Алексий хотел видеть в нем своего преемника. На настоятельные убежде­ния святителя Троицкий игумен отвечал просьбой не отгонять его нищеты от своей святыни, так как он считает себя недо­стойным архиерейства . После смерти митрополи­та Алексия (f 1378) святой Сергий возвысил свой голос против незаконных притязаний на митрополичий престол Митяя (ар­химандрита Михаила) и считал законным митрополитом свя­тителя Киприана.


Святитель Алексий Московский

Подходил к концу путь земной жизни Преподобного Сергия. За полгода до кончины он удостоился откровения о времени своего отшествия к Богу. После этого блаженный старец передал управ­ление обителью своему ученику Никону, а сам стал безмолвство­вать. Осенью 1392 г. Преподобный собрал вокруг своего смертного ложа учеников и дал им последние наставления. 25 сентября, ис­полненный благодатного утешения приобщением Святых Хри­стовых Тайн, авва Сергий отошел ко Господу. Через 30 лет были чудесно обретены его нетленные мощи, и вся Святая Русь ста­ла горячо почитать и возносить молитву прославленному угод­нику Божию . Заветы Преподобного Сергия своим уче­никам - хранить веру православную, единомыслие и мир между собою, любовь нелицемерную, смирение и гостеприимство - ста­ли важнейшими заветами для всей последующей жизни троицкой братии и всего русского общества.

Гражданские и церковные историки высоко оценивают значе­ние деятельности Преподобного Сергия Радонежского. Его слав­ное имя навсегда вошло в летопись нашего государства. Удаляясь от мирской суеты, пустынножитель не удалялся сердцем от свое­го земного отечества. Он всегда был радетелем своей родной зем­ли, печальником за свой родной народ, молитвенником за него и ходатаем пред Богом.

Время монгольского ига, в которое жил Преподобный Сергий, было ознаменовано не только материальным разорением и внеш­ними бедствиями, но также и состоянием духовной опустошен­ности и нравственного упадка. Историк В.О. Ключевский так ха­рактеризует состояние русского общества того времени: «Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упру­гость и безнадежно предавались своему прискорбному положению, не находя и не ища никакого выхода. Что еще хуже, ужасом отцов, переживших бурю, заражались дети, родившиеся после нее» . Для того, чтобы сбросить ненавистное иго и построить проч­ное независимое государство, русскому народу надо было под­нять и укрепить нравственные силы. Эту внутреннюю миссию - нравственное воспитание народа, - послужившую подготовкой и обеспечением успехов внешней исторической миссии русско­го государства, принял на себя Преподобный Сергий .

Жизнь, полная подвигов, смиренного служения ближним и благодатных явлений, дала основателю Троицкого монастыря то большое нравственное влияние, которое он оказывал на своих современников. Слава о необычном игумене далеко разошлась за пределы монастырской ограды. В Троицкий монастырь стекались князья и бояре, простые горожане и крестьяне, и никто не уходил без утешения и без мира в душе. Таким образом, пустыня превра­тилась в место благодатной помощи для всех. «Любовь нелицемер­ная» воплотилась в страннолюбии и благотворении, которыми от­личалась обитель Святой Троицы с самого ее основания.

Преподобный Сергий, подобно святителю Алексию и другим лучшим людям того времени, чувствовал всю пагубность удель­ного разделения Русского государства. Поэтому он первый храм обители посвятил Святой Троице, видя в этом призыв к единству всей Русской земли. «Строит храм Пресвятой Троицы, "чтобы по­стоянным взиранием на него" - по выражению жизнеописателя прп. Сергия - побеждать страх перед ненавистной раздельно­стью мира. Троица называется Живоначальной, то есть началом, истоком и родником жизни, как единосущная и нераздельная, ибо единство в любви есть жизнь и начало жизни, вражда же, раздо­ры и разделения разрушают, губят и приводят к смерти. Смер­тоносной раздельности противостоит живоначальное единство, неустанно осуществляемое духовным подвигом любви и взаим­ного понимания. По творческому замыслу основателя, Троичный храм, гениально им, можно сказать, открытый, есть прототип со­бирания Руси в духовном единстве, в братской любви» .

Храмовая икона Пресвятой Троицы, написанная кистью зна­менитого иконописца преподобного Андрея Рублева, выражала духовную сущность самого храма. По мысли отца Павла Флорен­ского, «в ней среди мятежного времени безмирия, междоусобных распрей и татарских набегов духовному взору русского человека открылся бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, "свышний мир" Горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся (...) в вечном единстве сфер Горних» .

Об этом же пишет наш современный историк: Сергий Радо­нежский «своей маковецкой общиной-киновией (...) дал Руси жи­вой пример любви и единомыслия. Высшим воплощением этих спасительных для человечества начал стал излюбленный Серги­ем образ единосущной Троицы» .

Всякий приходящий в обитель на Маковце попадал в обста­новку любви, доброжелательности и порядка. Здесь «каждый де­лает свое дело, каждый работает с молитвой, и все молятся после работы; во всех чуялся скрытый огонь, который без искр и вспы­шек обнаруживался живительной теплотой, обдававшей каждо­го, кто вступал в эту атмосферу труда, мысли и молитвы. Мир ви­дел все это и уходил ободренный и освеженный... Слагавшееся из этих наблюдений настроение нравственной сосредоточенно­сти и общественного братства» побывавшие в этой обители лю­ди вместе с водой из источника Преподобного разносили по сво­им углам и по каплям делились с другими .

«Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем до­верие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее» . Русский народ, воспринявший от Преподобного чувство духовной крепости и нравственной бодрости, восстал против своих поработителей и после долгой и упорной борьбы победил.

Особенно широко распространилась слава Преподобного Сер­гия ко времени княжения Московского великого князя Димитрия Донского, который глубоко чтил Преподобного и даже пригласил его быть крестным отцом своих детей. Московский князь и свя­титель Алексий видели в Троицком игумене своего ближайшего сподвижника и поэтому часто в трудных обстоятельствах прибе­гали к нему за помощью и советом. Большую поддержку оказал им святой Сергий в деле объединения русских земель вокруг Мо­сквы, которая постепенно накапливала силы для решительной борьбы с татарами. Отец Сергий, «выходец из Ростова, сам непо­средственно наблюдавший печальную судьбу своей Родины, тер­заемой татарами и не огражденной в силу слабости ростовского князя от внутренних феодальных раздоров, естественно воспиты­вался в духе идей единства русских земель и борьбы против мон­голо-татарского ига. Конечно, он вполне сознательно должен был оказаться среди активных сторонников Москвы» , так как считал, что только объединившись под властью одного князя, Русская земля может достигнуть славного будущего. Чуждый вме­шательства в житейские дела, игумен появляется, однако, на поле общественной деятельности, когда это становится необходимым.

В связи с этим необходимо отметить, что Преподобного Сергия иногда называют политиком. Такое определение обще­ственной деятельности святого не совсем верно, так как вся его «политика» исходила из чувства горячей любви к страждуще­му русскому народу и Отечеству. Поэтому вернее будет игумена Сергия характеризовать как пламенного патриота своей Родины.

В 1358 г. игумен Сергий ходил в родной Ростов и уговорил князя Константина признать над собой власть Московского ве­ликого князя . Другой раз, в 1365 г., пустынник-примиритель ходил по поручению великого князя Димитрия Иванови­ча в Нижний Новгород к князю Борису, который не признавал власти московского князя и отнял нижегородский удел у своего брата Димитрия Константиновича. Когда Борис отказался от при­мирения, то авва Сергий, по данной ему от митрополита власти, грозил остановить богослужение во всех нижегородских храмах .

Тенденции к преодолению удельной раздробленности Руси, ясно наметившиеся в XIV в. и поддержанные всеми слоями рус­ского общества, создали предпосылки для достижения ее государ­ственной независимости. В то время как Москва усиливалась, в Зо­лотой Орде происходил обратный процесс: ослабление ханской власти и разделение на отдельные части. Доказательством этого служит тот факт, что за двадцать лет (1360-1380) там сменилось четырнадцать ханов . Это создавало благоприятные усло­вия русскому народу для борьбы за освобождение от зависимости. В 1378 г. русская рать разбила на реке Воже (правый приток Оки) рядом с Переяславлем Рязан­ским ордынское войско. Это уже означало открытую вой­ну. Хан Мамай стал готовить новый поход на Русь и с этой целью заключил союз с Литвой и договор с рязанским князем Олегом - постоянным сопер­ником Москвы за великое кня­жение . Князь Димитрий Ива­нович решился идти на битву с ордынцами. В поход собра­лось огромное русское войско, носившее характер всенарод­ного ополчения.

Радонежский подвижник особенно прославился своим активным участием в подго­товке Куликовской битвы, по­ложившей начало освобож­дению и возрождению Руси. Можно сказать, что Преподобный Сергий нравственно и психо­логически подготовил эту первую крупную победу русского на­рода над татарами.

Перед выступлением в поход великий князь, полный тревог и раздумий, отправился в Троицкий монастырь за советом и бла­гословением. Здесь Преподобный Сергий после обедни и трапе­зы благословил святым крестом князя и сказал: «Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» - а за­тем тихо добавил, обращаясь к одному Димитрию: «Победиши враги твоя...» . По просьбе великого князя Димитрия святой Сергий для моральной поддержки русских ратников благо­словил на битву с ордынским войском двух своих иноков - быв­ших воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Ободренный предсказанием и благословением Преподобного князь Димитрий во главе русского войска выступил в поход. Пе­ред переправой через Дон был созван военный совет. Здесь одни предлагали переправляться, а другие говорили князю Димитрию: «Не ходи, потому что врагов много, не одни татары, но и литва, и рязанцы». Князь стал колебаться. «Тут приспела грамота от Пре­подобного игумена Сергия с благословением от святого старца ид­ти на татар: "Чтоб еси, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и святая Богородица", - писал Сергий» . Димитрий под влиянием грамоты переправил свое войско. Перед началом сра­жения князь обратился к соратникам со словами: «Отцы и бра­тья! Ради Господа подвизайтесь за веру христианскую и за святые церкви. Смерть тогда - не в смерть, а в живот вечный» .


В.М. Васнецов. "Поединок Пересвета с Челубеем"

Перед битвой выступил из татарского войска исполинско­го роста богатырь Челубей и стал звать русских на поединок. На­встречу ему вышел троицкий инок Александр Пересвет. Голова его была накрыта не шлемом, а схимой, возложенной на него свя­тым Сергием. На прощание он сказал: «Отцы и братья, прости­те меня грешного! Брат Ослябя, моли за меня Бога! Преподобие Сергие, помогай мне молитвою твоею!» . После этого он сразился с татарином, и оба пали замертво. Подвигом самопо­жертвования инок Сергиевой обители показал русским воинам пример евангельской любви, положив душу свою за ближних. Ку­ликовская битва, как и предсказывал игумен Сергий, закончилась полной победой русского оружия. Враги были разбиты и бежали. Во время грозной битвы святой игумен Сергий возносил с брати­ей в храме сердечные молитвы, а душой своей был на поле брани и ясно видел ход сражения, называя имена павших. После победы князь Димитрий Донской прибыл с благодарностью Богу и Троиц­кому игумену в монастырь. Вместе они вознесли молитвы об упо­коении павших воинов.


"Дмитрий Донской, получивший рану в битве с Мамаем, на Куликовом поле".
Гравюра Б.А. Чорикова

Уже будучи старцем, Сергий по просьбе великого князя хо­дил пешком в Рязань, чтобы примирить князя Олега Ивановича с Москвой. Этот воинственный князь часто опустошал москов­ские владения и не хотел слушать разговоров о мире. И только святому Сергию удалось переменить свирепость его на кротость . Олег заключил с московским князем вечный мир, ко­торый впоследствии был даже скреплен семейным союзом: сын Олега женился на дочери Димитрия . 19 мая 1389 г. ав­ва Сергий присутствовал при смерти князя Димитрия Донско­го. Здесь он подписал его завещание, где впервые устанавливал­ся новый порядок наследования великого княжения - от отца к сыну .

Такова была многотрудная и многополезная патриотическая и миротворческая деятельность Преподобного Сергия, направ­ленная на благо дорогого ему Отечества и русского народа. Он был при жизни великим печальником за Русь и по своей блажен­ной кончине стал молитвенником за нее пред Богом.

Протоиерей Анатолий Лазарев. Троице-Сергиева обитель в истории Русской Церкви и государства. - М., Издательский дом «Никея», 2015.

ПРИМЕЧАНИЯ

Точное время рождения преподобного Сергия не установлено. Истори­ки относят это событие к периоду с 1314 по 1324 г. Так, профессор Е.Е. Голубинский называет 1324 г.; митрополит Макарий (Булгаков), протоиерей А. В. Горский и иеромонах Никон (Рождественский) - 1319 г.; В.О. Ключевский и Н.С. Тихонравов - 1322 г. Известный современный ученый, доктор исторических наук Н. С. Борисов в результате тщательного рассмотрения данного вопроса пришел к выводу, что Преподобный Сергий родился 3 мая 1314 г. По при­чине расхождения во мнениях многие события из жизни Преподобного Сер­гия датированы у историков по-разному. Бесспорным признается лишь то, что в 1354 г. Сергий стал игуменом своей обители. Также многие исследователи счи­тают датой преставления Преподобного 1392 г.

Флоренский Павел, свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия. Напечатана в материалах ЦАК МДА. Сб. 9. - М., 1919. (Машинопись).

Никон (Рождественский), иеромон. Житие и подвиги Преподобного Сер­гия. Изд. 2. - М., 1891.

Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители игуме­на Сергия, были причислены к лику святых Русской Православной Церковью на Архиерейском соборе 31 марта - 4 апреля 1992 г.

Никон (Рождественский), иеромон. Житие и подвиги преподобного Сер­гия. Изд. 2. - М., 1891.

Филарет (Дроздов), митр. Сочинения. Т. 4. - М., 1882. С. 195.

Летописный сборник, именуемый Патриаршею, или Никоновскою, лето­писью. IV. - СПб., 1897. С. 63-64.

Никон (Рождественский), иеромон. Житие и подвиги преподобного Сер­гия. Изд. 2. - М., 1891. С. 218.

Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. - М„ 1916. С. 8.

Ключевский В.О. Значение прп. Сергия для русского государства и на­рода // Ключевский В.О. Очерки и речи. - М., 1913. С. 206.

Флоренский Павел, свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия. Напечатана в материалах ЦАК МДА. Сб. 9. - М., 1919. (Машинопись). С. 246.

Флоренский Павел, свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия. Напечатана в материалах ЦАК МДА. Сб. 9. - М., 1919. (Машинопись). С. 248.

Борисов Н.С. Сергий Радонежский. - М., 2009. С. 102.

Ключевский В.О. Благодатный воспитатель русского народного духа // Троицкий цветок. № 9. Изд. 2. - Троице-Сергиева Лавра, 1899.

Ключевский В.О. Благодатный воспитатель русского народного духа // Тро­ицкий цветок. № 9. Изд. 2. - Троице-Сергиева Лавра, 1899. С. 20-22.

Сообщения Загорского музея. Вып. 3. 1960. С. 16.

Краткая история СССР. Ч. 1. Изд. 2. АН СССР. - Л., 1972. С. 52.

Составитель жития преподобного Сергия архиепископ Никон (Рожде­ственский) сообщает, что Радонежскому игумену удалось заставить нижегород­ского князя Бориса примириться с братом князем Дмитрием. В то вре­мя как современный исследователь Н.С. Борисов считает, что нижегородский князь не послушал Преподобного и из-за своего нежелания идти на примирение впоследствии лишился свободы и умер в заточении.

Краткая история СССР. Ч. 1. Изд. 2. АН СССР. - Л., 1972.

Рязанский князь Олег Иванович пошел на этот шаг не ради военного со­юза с татарами, а для сохранения от разорения врагами своего княжества, находившегося на их пути к Москве. В Куликовской битве на стороне русских хра­бро сражались и рязанские дружины. По свидетельству автора «Задонщины», среди погибших оказалось 70 рязанских бояр.

Мы собрали все (или почти все) сохранившиеся и даже плохо сохранившиеся монастыри, основанные Сергием Радонежским и его учениками.

Сергий Радонежский, самый чтимый русский святой, основал за свою жизнь десять монастырей. Многочисленные ученики продолжили его дело и основали ещё 40 обителей. У этих учеников были свои ученики, многие из которых также основывали монашеские общины - в XV веке Московская Русь сделалась страной монастырей.

Ферапонтов монастырь, Кирилловский район, Вологодская область

В 1397 году в Белозерское княжество пришли двое иноков Симонова монастыря – Кирилл и Ферапонт. Первый вырыл келью у Сиверского озера, второй – между озёрами Пасским и Бородавским, и с годами из этих келий выросли самые известные монастыри Северной Фиваиды. Ферапонтов монастырь гораздо меньше, но древнее (в нём вообще нет зданий моложе середины XVIIвека), и входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО благодаря комплексу фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы (1490-1502).

Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, Московская область

Главный русский монастырь Сергий основал, еще будучи набожным мирянином Варфоломеем: с братом-монахом Стефаном поселился на холме Маковец в Радонежском бору, где своими руками построил церковь Святой Троицы. Пару лет спустя Варфоломей принял монашество с именем Сергий, а дальше вокруг него сложилась иноческая община, оформившееся к 1345 году в монастырь с общежительным уставом. Сергий был чтим при жизни, ходил по Руси и мирил враждующих князей, и наконец в 1380 году благословил на битву с ордынцами Дмитрия Донского и дал ему в помощь двух иноков-воинов Александра Пересвета и Родиона Ослябю.

В Троицком монастыре в 1392 году Сергий и преставился, а тридцать лет спустя были обретены его мощи, к которым потянулся народ. Монастырь рос и хорошел вместе с Россией, пережил в 1408 году разорение ордой Едигея, а в 1608-10 годах – осаду польско-литовским войском пана Сапеги. В 1744 году монастырь получил статус лавры – второй на Руси после Киево-Печерской. Ныне это грандиозный архитектурный комплекс, достойный крупнейших российских кремлей – около 50 зданий за неприступной стеной длиной 1,5 километра. Старейшие храмы – Троицкий собор (1422-23) и Свято-Духовская церковь-колокольня (1476), причём именно для первого Андрей Рублёв написал свою великую "Троицу". Успенский собор (1559-85) – один из самых больших и величественных на Руси. Колокольня (1741-77) выше Ивана Великого, и на ней висит крупнейший в России 72-тонный Царь-колокол. Храмы, жилые и служебные палаты, учебные и административные заведения, мощи и могилы исторических личностей, музей с уникальными экспонатами: Лавра – это целый город, а также "градооборазующее предприятие" немаленького города Сергиев Посад.

Благовещенский Киржачский монастырь. Киржач, Владимирская область

Порой Сергий покидал Троицкий монастырь на несколько лет, но где бы он ни поселился – возникала новая обитель. Так, в 1358 году на реке Киржач Сергий и его ученик Симон основали Благовещенский монастырь, где остался игуменом другой ученик Роман. Ныне это небольшой уютный женский монастырь на высоком берегу – с одной стороны город Киржач, с другой – бескрайние луга. В центре – белокаменный Благовещенский собор начала XVI века и церковь Всемилостивого Спаса (1656).

Бобренев монастырь. Коломна, Московская область

Один из героев Куликовской битвы Дмитрий Боброк-Волынский приехал в Москву из мест, ныне известных как Западная Украина и сблизился с князем Дмитрием настолько, что они вместе готовили план битвы с Мамаем. Боброку отводилась военная хитрость: когда через 5 часов боя русские начали отступать, его засадный полк ударил в тыл татарской рати, тем самым решив исход сечи. Возвращаясь с победой, Боброк с благословением Сергия основал монастырь у Коломны. Ныне это небольшая уютная обитель в поле между Новорязанским шоссе и Москвой-рекой с собором Рождества Богородицы (1757-90) и другими постройками XIXвека. К монастырю лучше всего пройти из Коломенского кремля по живописнейшему пути через Пятницкие ворота и понтонный мост.

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Коломна, Московская область

Большой монастырь на окраине Коломны хорошо виден с железной дороги, привлекая внимание тонкими ложно-готическими башенками ограды (1778), похожими на минареты. Его Сергий основал в 1385 году по просьбе Дмитрия Донского, и оставил игуменом своего ученика Григория. До 1929 года в монастыре был родник, по легенде забивший там, где сказал Сергий. В Средние века обитель была крепостью на дороге в Степь, но большинство нынешних построек, включая Богоявленский собор, относятся к XVIIIвеку.

Свято-Троицкий монастырь, Рязань

Одной из миссий Сергия была своего рода «дипломатия общего авторитета» – он ходил по Руси, примиряя враждующих князей и убеждая их в единстве русского дела. Самым непокорным был Олег Рязанский: с одной стороны, Рязань соперничала с Москвой за лидерство, с другой – была открыта ударам Орды, и потому Олег вёл двойную игру на грани предательства. В 1382 году он пособил Тохтамышу, отхватил у Дмитрия Коломну… Дело шло к новому распаду Руси, но в 1386-ом в Рязань пришёл Сергий и каким-то чудом предотвратил войну, а в знак мира основал малый Троицкий монастырь. Ныне это скромная городская обитель с декоративной оградой и церквями XVII(Троицкая), XVIII(Сергиевская) и XIX(иконы Божьей Матери "Знамения-Кочемная") веков.

Борисоглебский монастырь. Пос. Борисоглебский (Борисоглеб), Ярославская область

Ещё несколько монастырей Сергий основал как бы "в соавторстве" – не с учениками, а с монахами своего поколения. Например, Борисоглебский в 18 верстах от Ростова, где Сергий родился, – вместе с новгородцами Феодором и Павлом в 1365 году. Позже живший здесь затворник Иринах благословлял Кузьму Минина на защиту Руси. Великолепный архитектурный комплекс сложился в XVI-XVIIвеках, и снаружи, особенно при взгляде на ворота (коих у обители двое), башни или трёхпролётную звонницу, напоминает слегка упрощённый Ростовский кремль. Внутри несколько церквей, в том числе собор Бориса и Глеба 1520-х годов.

Богородице-Рождественский монастырь. Ростов Великий

Эту обитель ученик Преподобного Сергия инок Фёдор основал на родине учителя, и в сказочном пейзаже Ростова она заняла своё место за квартал от кремля. Первую каменную церковь основал митрополит Иона Сысоевич в 1670-ом году. Ныне это большой, но на первый взгляд не слишком зрелищный (тем более на фоне Ростовского кремля!) ансамбль храмов, корпусов и ограды XVII-XIXстолетий. Тем более стоит к нему приблизиться и присмотреться.

Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Московская область

После смерти Сергия новый игумен Троицкого монастыря Никон почти сразу ушёл в шестилетний затвор, оставив настоятелем другого Сергиева ученика Савву. Сразу после возвращения Никона в 1398 году Савва ушёл в Звенигород и по просьбе местного князя основал монастырь на горе Сторожка. Как видно из названия, место было стратегическим, и в XV-XVIIвеках монастырь превратился в мощнейшую крепость. Но эту обитель особо чтили русские цари, порой уединявшиеся в ней для молитв и покоя: дорога сюда из Москвы называлась Царский путь, а ныне это не что иное, как Рублёвка. Монастырь стоит в чрезвычайно живописном месте, и за неприступными стенами скрывает образцовый "сказочный город" времён Алексея Михайловича – вычурные палаты, изящные звонницы, кокошники, шатры, изразцы, бело-красная гамма ансамбля. Есть тут даже свой Царский дворец, а также отличный музей. А в центре – маленький белый собор Рождества Богородицы, освящённый в 1405 году, при жизни Саввы-чудотворца.

Николо-Пешношский монастырь. Село Луговое, Дмитровский район, Московская область

Один из красивейших монастырей Подмосковья, основанный в 1361 году Сергиевым учеником Мефодием, оказался незаслуженно забыт – с 1960 года в его стенах обитал психоневрологический интернат, закрытый для посторонних. Внутри скрыты Никольский собор начала XVIвека, очень изящная колокольня, еще несколько храмов и палат. Интернат сейчас в процессе переезда, а храмы – в начале реставрации.

Спасо-Прилуцкий монастырь. Вологда

Вологодчину называли Северной Фиваидой за обилие уединенных и сказочно красивых монастырей, основанных в годы расцвета Русского Севера – страны купцов, рыбаков и монахов. Прилуцкий монастырь на окраине Вологды своими мощными гранеными башнями похож на кремль куда больше самого Вологодского кремля. Его основатель Дмитрий повстречал Сергия в 1354 году, будучи основателем и игуменом Никольского монастыря в Переславле-Залесском, и не без влияния Сергиевых идей ушёл на Север, надеясь обрести уединение где-нибудь в лесной глуши. В 1371 году он пришёл в Вологду и построил там большой монастырь, средства на который выделил сам Дмитрий Донской, и все последующие века обитель оставалась одной из богатейших в России. Отсюда Иван Грозный брал святыни в поход на Казань; в Смуту обитель трижды разоряли; в 1812 году сюда эвакуировали реликвии подмосковных монастырей. Главные святыни – икона Дмитрия Прилуцкого с житием и принесенный им же из Переславля Киликийский крест, ныне хранятся в вологодском музее. За мощными стенами 1640-х годов – Спасский собор (1537-42), Введенская церковь с трапезной палатой и крытыми галереями (1623), ряд зданий XVII-XIXвеков, пруд, могила поэта Батюшкова, деревянная Успенская церковь (1519), принесенная 1962 году из закрытого Куштского монастыря – старейший шатровый храм России.

Павло-Обнорский монастырь. Грязовецкий район, Вологодская область

Монастырь в верховьях реки Обноры в Вологодской области основал в 1389 году Сергиев ученик Павел, за плечами которого было 15-летнее затворничество. Он и здесь 3 года прожил один в дупле старой липы... Когда-то Павло-Обнорский монастырь был одним из крупнейших на Руси, но ему особенно не повезло при Советах: погиб Троицкий собор (1510-1515) с иконостасом Дионисия (уцелели 4 иконы, разошедшиеся по музеям), обезглавлена Успенская церковь (1535). В уцелевших постройках находился детский дом, позже пионерлагерь – поэтому и село, где стоит монастырь называется Юношеским. С 1990-х годов обитель возрождается, на месте Троицкого собора построена деревянная часовня с ракой мощей Павла Обнорского.

Воскресенский Обнорский монастырь. Любимовский район, Ярославская область

Небольшой монастырь в глухих лесах на реке Обноре в 20 километрах от городка Любим основал Сергиев ученик Сильвестр, проживший на этом месте много лет в уединении и случайно обнаруженный заблудившимся крестьянином, после чего молва о пустыннике разнеслась, да потянулись туда другие монахи. Монастырь упразднён в 1764 году, сохранились святой источник Сильвестра Обнорского да Воскресенская церковь (1825).

Спасо-Преображенский Нуромский монастырь. Спас-Нурма, Грязовецкий район, Вологодская область

Спасо-Преображенский Нуромский монастырь

Ещё один монастырь на реке Нурма в 15 километрах от Павло-Обнорского основал в 1389 году Сергий Нуромский, ученик Сергия Радонежского. Упразднен в 1764, Спасо-Сергиевская церковь в стиле "северного барокко" построена в 1795 уже приходской. Сейчас монастырская жизнь в этом лесной заброшенной обители постепенно возрождается, постройки восстанавливаются.

В калужском Боровске наиболее знаменит, конечно, Пафнутьев монастырь, но его основатель вышел из другого, ныне исчезнувшего Покровского монастыря в предместье Высокое, основанного в 1414 году Сергиевым учеником Никитой, и упразднённого опять же в 1764 году. Осталась лишь деревянная Покровская церковь XVIIвека на монастырском кладбище.

Спасо-Андроников монастырь. Москва

"Совместный проект" Сергия – Андроников монастырь на Яузе, ныне почти в центре Москвы. Его основал в 1356 году митрополит Алексий в честь чудесного спасения от шторма по пути в Константинополь. От Сергия он получил благословение да в помощь ученика Андроника, ставшего первым игуменом. Ныне Андроников монастырь известен своим белокаменным Спасским собором (1427) – старейшим сохранившимся зданием всей Москвы. В те же годы одним из иноков обители был Андрей Рублёв, а ныне здесь действует Музей древнерусского искусства. Вторая крупная церковь Михаила Архангела – образец барокко, 1690-ых годов, также в ансамбль входят стены, башни, корпуса и часовни XVI-XVII веков, и немного новостроек, точнее, восстановленных построек.

Симоновский монастырь, Москва

Другой "совместный проект" – Андроников монастырь на Яузе, ныне почти в центре Москвы. Его основал в 1356 году митрополит Алексий в честь чудесного спасения от шторма по пути в Константинополь. От Сергия он получил благословение да в помощь ученика Андроника, ставшего первым игуменом. Ныне Андроников монастырь известен своим белокаменным Спасским собором (1427) – старейшим сохранившимся зданием всей Москвы. В те же годы одним из иноков обители был Андрей Рублёв, а ныне здесь действует Музей древнерусского искусства. Вторая крупная церковь Михаила Архангела – образец барокко, 1690-ых годов, также в ансамбль входят стены, башни, корпуса и часовни XVI-XVII веков, и немного новостроек, точнее, восстановленных построек.

Богоявленско-Анастасиин монастырь. Кострома

Детище ученика Сергия - старца Никиты – Богоявленский монастырь в Костроме. Не столь известный, как Ипатьевский, он древнее и в самом центре города, а его святыня – Фёдоровская икона Богоматери. Обитель пережила многое, в том числе разорения Иваном Грозным и поляками в Смуту, но фатальным стал пожар 1847 года. В 1863 году храмы и палаты передали женскому Анастасьинскому монастырю. Собор состоит теперь из двух частей: белокаменный старый храм (1559) превратился в алтарь краснокирпичного нового (1864-69) – у этой конструкции 27 главок! На месте угловых башен – Смоленская церковь (1825) и шатровая колокольня. Если удастся заглянуть внутрь – можно увидеть бывшую трапезную (ныне семинарию) XVIIвека и очень красивый настоятельский корпус.

Троице-Сыпанов монастырь. Нерехта, Костромская область

Живописный монастырь на Сыпановом холме в 2 километрах от городка Нерехта основал в 1365 году Сергиев ученик Пахомий – как и многие другие ученики, и сам учитель, он ушёл в леса искать уединения, выкопал келью… и вскоре монастырь вокруг него сложился сам собой. Ныне это по сути просто Троицкая церковь (1675) в ограде (1780) с башнями и часовней – в 1764-1993 годах это и был приходской храм вместо упразднённой обители. А теперь – снова монастырь, женский.

Иаково-Железноборовский монастырь. Село Борок, Буйский район, Костромская область

Село Борок близ города Буй – крупного железнодорожного узла – в старину называлось Железным Борком, так как здесь добывали болотные руды. Основанный Сергиевым учеником Иаковом в 1390 году монастырь сыграл роль в двух русских Смутах: в 1442-м Василий Тёмный сделал его своей "базой" в походе на Дмитрия Шемяку, а в начале XVIIвека тут принял постриг Гришка Отрепьев – будущий Лжедмитрий I. Ныне от обедневшей в XIXвеке обители остались церкви Рождества Богородицы (1757) и Рождества Иоанна Предтечи (1765), колокольня - "карандаш" между ними, ограда и кельи.

Авраамиев Городецкий монастырь. Село Ножкино, Чухломской район, Костромская область

Одним из ярчайших продолжателей Сергиева дела был монах Авраамий, основатель четырех монастырей в глухой галицкой стороне (речь, конечно, не про Галицию, а про Галич Костромской области). Сохранился лишь Авраамиев Городецкий монастырь в селе Ножкино, где святой упокоился. Храмы видны из Чухломы и с солигаличской дороги за озерной гладью: Покровская и Никольская церкви XVIIвека и собор иконы Божьей Матери "Умиление" с колокольней, построенные Константином Тоном в стиле его московского "шедевра". Руины двух церквей еще одного Авраамиева Новоезерского монастыря сохранились напротив Галича, в селе с ласковым названием Умиление.

Череповецкий Воскресенский монастырь. Череповец

Сложно поверить, что индустриальный гигант Череповец когда-то был тихим купеческим городком, выросшим в XVIIIвеке у монастыря, основанного Сергиевыми учениками Феодосием и Афанасием. Монастырь упразднили в 1764 году, но его Воскресенский собор (1752-56) остаётся старейшим зданием, историческим сердцем Череповца.

Кирилло-Белозерский монастырь. Вологодская область, Кирилловский район

В 1397 году в Белозерское княжество пришли двое иноков Симонова монастыря – Кирилл и Ферапонт. Первый вырыл келью у Сиверского озера, второй – между озёрами Пасским и Бородавским, и с годами из этих келий выросли самые известные монастыри Северной Фиваиды. Кирилло-Белозерский монастырь ныне крупнейший в России, и на площади в 12 гектар размещается полсотни построек, в том числе 10 церквей, из которых лишь две моложе XVIвека. Монастырь так велик, что делится на "районы" – Большой Успенский и Ивановский монастыри слагают Старый город, к которому примыкает обширный и почти пустой Новый город. Все это – под защитой мощнейших стен и неприступных башен, а когда-то в обители была и своя цитадель Острог, служившая также "элитной" тюрьмой. Еще тут множество палат – жилых, учебных, больничных, хозяйственных, также почти сплошь XVI-XVIIстолетий, одну из которых занимает музей икон. В Новом городе – деревянные мельница и очень старая (1485) Ризоположенская церковь из села Бородавы. Добавьте сюда славную историю и красивейшее расположение – и получается одно из самых впечатляющих мест России. Кирилло-Белозерский монастырь дал больше всего "учеников третьего порядка": его иноками были идеолог "нестяжательства" Нил Сорский, основатель Соловецкого монастыря Савватий и другие.

Лужецкий Ферапонтов монастырь. Можайск, Московская область

Белозерский князь Андрей Дмитриевич владел несколькими городами на Руси, в том числе Можайском. В 1408 году он попросил инока Ферапонта основать там монастырь, и Сергиев ученик вернулся в Подмосковье. Ныне Лужецкий монастырь на окраине Можайска – небольшой, но очень цельный ансамбль с собором Рождества Богородицы (1520), ещё парой церквей помоложе и шатровой колокольней за декоративными, но внушительными стенами и башнями.

Успенский Боровенский монастырь. Мосальск, Калужская область

Самый южный монастырь Сергиевых учеников основал тезка «северного» Ферапонта – инок Ферапонт Боровенский. Калужская земля в те времена была неспокойной окраиной, на которую покушались то Литва, то Орда, и уйти сюда жить беззащитному монаху – уже был подвиг. Монастырь, однако, пережил все войны… чтобы закрыться в 1760-е годы. Заложенную в 1740-е Успенскую церковь, одну из красивейших на Юге, освятили уже как приходскую. Ныне она стоит среди полей, заброшенная, но незыблемая, и внутри видны росписи, сделанные украинскими мастерами, в том числе "Всевидящее Око" на сводах.

Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь. Усть-Вымь, Республика Коми


Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь

Стефан Пермский родился в купеческом Великом Устюге в семье батюшки и крещёной зырянки (так в старину называли коми), и в историю вошел тем, что в одиночку присоединил к России целый край – Малую Пермь, страну коми-зырян. Приняв постриг и поселившись в Ростове, Стефан выучился наукам, и не раз беседовал с Сергием Радонежским, перенимая его опыт, а затем вернулся на Север и пошёл за Вычегду. Коми тогда были народом воинственным, с миссионерами их разговор был короткий, но когда они связали Стефана и стали обкладывать хворостом, его спокойствие так потрясло зырян, что они не только пощадили его, но и вняли к его проповедям. Так, обращая в Христову веру село за селом, Стефан дошёл до Усть-Выми – столицы Малой Перми, и там встретился с памой – верховным жрецом. По преданию, исход решило испытание: прикованные друг к другу цепью инок и жрец должны были пройти сквозь горящую избу, нырнуть в прорубь на одном берегу Вычегды и вынырнуть на другом… По сути они шли на верную смерть, и в готовности к ней была суть: пама убоялся, отступил и тем самым спас и Стефана… но враз потерял доверие своего народа. Это было в год Куликовской битвы. На месте капища Стефан построил храм, и ныне в центре Усть-Выми стоит небольшой, но очень ландшафтный монастырь из двух церковок XVIIIвека (и третьей 1990-ых годов) и деревянной монашеской обители, похожей на маленькую крепость. Из двух других монастырей Стефана выросли нынешние Котлас и Сыктывкар.

Высоцкий монастырь. Серпухов, Московская область

Монастырь на окраине Серпухова – одна из главных достопримечательностей древнего города. Его основал в 1374 году местный князь Владимир Храбрый, но для выбора места и его освящения позвал Сергия с учеником Афанасием, который и остался за игумена. Монастырь невелик, но красив: стены с башнями XVIIвека, изящная надвратная колокольня (1831), Зачатьевский собор времен Бориса Годунова и еще несколько церквей и корпусов. Но более всего обитель славится иконой "Неупиваемая Чаша", избавляющей от алкоголизма, наркомании и прочих пагубных пристрастий.