Наши земляки. Протоиерей Димитрий Дудко: О вере и своей жизни

28 июня, в 5 утра, после продолжительной болезни на 83-м году жизни отошел ко Господу известный духовник и подвижник веры священник Димитрий Дудко. Многим россиянам хорошо известны его многочисленные книги, беседы и труды на благо Православной Церкви и России.

Его жизненный путь - это олицетворение мученической судьбы целого поколения русских исповедников веры XX века.

Мы приводим биографию священника Дмитрия Дудко из предисловия трехтомника его трудов, недавно вышедшего в Сретенском монастыре.

Священник Дмитрий Дудко родился 24 февраля 1922 года в деревне Зарбуда Брянской области в семье крестьянина.

В 1937 году, когда Дмитрию было всего 15 лет, власти арестовывают его отца за отказ вступить в колхоз. Мать остается с тремя маленькими детьми фактически без средств к существованию и возможности получить их. Кое-как перебиваясь, семья доживает до 1941 года и сразу попадает «из огня да в полымя» - в фашистскую оккупацию, длившуюся почти два года. В 1943 году, после отхода немцев, Дмитрия призывают в Красную Армию и слабого, необученного сразу направляют на фронт. Через год, после ранения и тяжелого воспаления в связи с болезнью тифом, его комиссуют из армии.

В 1945 году Дмитрий поступает в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1947 году его переводят в Московскую духовную академию. Однако уже через полгода, 20 января 1948 года, его арестовывают и осуждают по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) к десяти годам лагерей с последующими пятью годами поражения в правах. Лишь через восемь с половиной лет, в 1956 году, его освобождают из заключения и с большими проволочками восстанавливают слушателем академии, которую он заканчивает в 1960 году. После окончания его рукополагают в священники и назначают служить в московский храм Петра и Павла, который, однако, в 1963 году был взорван, явив собой очередную жертву новой волны оголтелых гонений на религию со стороны якобы «обновленной» власти под водительством Хрущева. Отца Димитрия переводят в храм Святителя Николая, что на Преображенском кладбище.

В 1973 году о. Димитрию вообще запрещают служить «за нарушение церковной дисциплины», ибо он, перешагнув рамки дозволенного, «затеял беседы с народом». Но спустя четыре месяца запрещение было снято, и он был направлен священником в Орехово-Зуевский район Московской области в храм Великомученика Никиты. Спустя некоторое время о. Димитрий попадает в автомобильную катастрофу, в результате чего у него оказываются перебитыми в коленях обе ноги, задето легкое. Приговор врач гласил: на ноги больше не встанет, в лучшем случае - костыли, о службе больше нечего и думать. Тем не менее после «чудесного» (по его словам) излечения уже через пять месяцев о. Димитрий приступает к службе в храме СмоленскоТребневской иконы Божией Матери в с. Гребнево Московской области. Через пять лет, 15 января 1980 года, его опять арестовывают и уже по «обновленной» 70 ст. УК РСФСР обвиняют в антисоветской деятельности. То был пик брежневско-андроповского витка спиралевидного развития развитого социализма, объявленного застоем - ни больше ни меньше. Одно в этом «классическом» опреде лении не вызывает сомнения: не было застоя в изощренности издевательств и пыток над душами людей, не застоялся страх в сознании десятков миллионов людей. При аресте у о. Димитрия канула в небытие годами собранная большая личная библиотека. Среди конфискованного - последняя рукопись работы «Каким языком говорить с современным миром», так и не возвращенная до сих пор... Полтора месяца о. Димитрий не разговаривал со следователями вообще, пять месяцев просидел в следственном изоляторе КГБ, и лишь через год и пять месяцев дело было прекращено и закрыто.

Так или иначе, но в сентябре 1980 года о. Димитрий начал служить в храме Владимирской Иконы Божией Матери в селе Виноградове Московской области. Спустя четыре года, перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов, скитаниям его суждено было продолжиться: то ли боясь возможных «контактов» с иностранцами, то ли обучась превентивным «прозрениям» грядущих желаний «светских» властей, церковные власти отправили его сельским священником в село Черкизово (4 часа езды), где он и служил по сей день.

Деятельность о. Димитрия очень многогранна: он и священник, и духовник очень большого числа духовных чад, и организатор постоянных христианских чтений и собеседований, обществ трезвости, и вдумчивый проповедник и писатель. Значительный духовный опыт, огромный опыт общения с людьми о. Димитрий запечатлел во множестве изданных и неизданных работ. Имя его очень известно на Западе: восемь его книг издано там и переведено на многие языки. Сами названия этих книг говорят о многом: «О нашем уповании. Беседы», «Верю, Господи», «Воскресные собеседования», «Вовремя и не вовремя», «Враг внутри», «Премудростью вонмем», «Потерянная драхма», «Литургия на Русской Земле».

Господь да учинит его в селениях праведных! Вечная ему память!

Православие.Ru

Род. 24 февраля 1922 года в деревне Зарбуда Брянской области в семье крестьянина. Отец арестован как кулак в 1937 г., в 1943 призван на фронт, через год комиссован по тифу. В 1945 году Дмитрий поступает в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1947 году его переводят в Московскую духовную академию. Однако, уже через полгода, 20 января 1948 года, его арестовывают и осуждают по ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) к десяти годам лагерей с последующими пятью годами поражения в правах. В 1956 году, его освобождают и восстанавливают слушателем Академии, которую он заканчивает в 1960 году. Поcле окончания его рукополагают в священники и назначают служить в Московский храм Петра и Павла. Храм был взорван в 1963, Д. переведен в храм Святителя Николая, что на Преображенском кладбище. В 1973 году за проповеди, в которых он отвечал на записки (в т.ч. интеллигентов с острыми вопросами) был запрещен. Спустя четыре месяца запрещение было снято, и он был направлен священником в Орехово-Зуевский район Московской области в храм Великомученика Никиты. Через 5 месяцев о. Дмитий приступает к службе в храме Смоленско-Гребневской Иконы Божьей Матери в с. Гребнево Московской области (см. мемуар Соколовой). 15 января 1980 года, его опять арестовывают.Через 5 месяцев заточения он сломался и выступил по телевизору как раз к Олимпиаде 1980 года с публичным раскаянием в антисоветской деятельности. В его позднейших биографиях даже сторонники Д. об этом раскаянии умалчивают. С сентября 1980 года о. Дмитрий начал служить в храме Владимирской Иконы Божьей Матери в с. Виноградово Московской области. Спустя четыре года его отправили в с. Черкизово.

Отец Дмитрий Дудко
Интервью с отцом Георгием Эдельштейном для "Голоса Америки"
Виктор Потапов
03.07.2004

Мы уже сообщали о кончине в минувший понедельник известного священнослужителя Русской Православной церкви отца Дмитрия Дудко.

Я попросил рассказать об отце Дмитрии священника Георгия Эдельштейна

Виктор Потапов:
Отец Георгий, когда и при каких обстоятельствах Вы познакомились с о. Дмитрием Дудко?

Георгий Эдельштейн:
Мы познакомились с отцом Дмитрием Дудко задолго до того, как он стал известен. Это было у отца Владимира Рожкова, будущего настоятеля храма Николы в Кузнецах. У о. Владимира крестили дочь, и туда собрались все священнослужители, которые, как предполагалось, должны подписать письмо патриарху Алексию Первому (Симанскому) против решений Собора 1961 года. Этот собор лишил священников фактически всякого участия в жизни прихода.

В.П.:
Это был какой год, когда Вы собрались?

Г.Э.:
По-моему это был 1963-й. Там присутствовали о. Александр Мень, священники Николай Эшлиман, Глеб Якунин, Сергий Хохлов, Георгий Кондратьев, Николай Ведерников и о. Дмитрий Дудко. После крестин мы сели за стол. Отец Александр Мень посадил меня рядом с о. Дмитрием и попросил меня, чтобы я ему популярно рассказал об этом будущем письме. Я начал рассказывать и через 5-7 минут мы с ним разругались совершенно в пух. Я категорически отрицал его идеи, он категорически отрицал те идеи, которые высказывал я. Отец Александр Мень нас немножко примирил. После этого я был два или три раза на его проповедях. Отец Дмитрий служил тогда на Преображенке в Москве. Если вы помните, он выступал по воскресеньям, после вечернего богослужения. Отец Дмитрий был ярким и искренним человеком. Большинство русских, классических интеллигентов, особенно интеллигентов XIX века сжигали то, чему поклонялись, и начинали поклоняться тому, что они сжигали. Но они всегда были искренни. Если они куда-то шли, они шли, отдаваясь целиком. Они отдавали свой ум, душу, сердце, отдавали свою жизнь. Отец Дмитрий не был интеллигентом, но по своему духу, по своему мировосприятию он был вот таким человеком. Он не мог делать что-то наполовину…"

Примером мифологизации Дудко является спрака о нем Павла Басинского: "Отец Дмитрий Дудко с 1980 года служит в церкви святого Николая в Старках под Коломной, участник Великой Отечественной войны, не раз подвергался репрессиям за проповедь христианства и отсидел в общей сложности что-то около двадцати лет" (Октябрь, №3, 1999; http://novosti.online.ru/magazine/october/n3-99/basin.htm).

Воспоминания о нем и критика А.Нежный, ; критикует Меня и получает за это сполна, ;

Автор книг: "О нашем уповании. Беседы", "Верю, Господи", "Воскресные собеседования", "Вовремя и невовремя", "Враг внутри", "Премудростью вонмем", "Потерянная драхма", "Литургия на Русской Земле". Умалчивают его почитатели и о том, что первые книги Д. выходили в эмигрантском издательстве. Забыто ими как его "диссидентство", так и предательство. Дудко выступал против о. Глеба Якунина, с апологией Сталина, стал духовником газеты "Завтра", но при этом изображает из себя "умеренного", критиковал Душенова. Еще один Солженицын, но в рясе.

Из изречений Дудко 1990-х гг.:

"Государственность причисляется к какому-то пороку, преступлению. Так осудили государственника Ивана Грозного, расширившего границы России, обвинив его в жестокости. Хотя стоило бы задуматься, мог ли молиться за всех казненных жестокий человек? Hе есть ли здесь акт любви? Как это ни странно, за многие годы за Ивана Грозного подали голос только Сталин и в наше время - митрополит Иоанн Санкт-Петербургский, Так же - осудили святого Иосифа Волоцкого, победившего ересь жидовствующих и, может быть, надолго удержавшего духовный разброд России. Он тоже в лице судей оказался жестоким, хотя был добрейшей души человек. Теперь вот настало время реабилитировать Сталина Впрочем, не его только, но само понятие государственности".

Интервью о. Глеба Якунина (http://portal-credo.ru/site/?act=authority&id=226):

Портал–Credo.Ru: Отец Глеб, что Вы можете сказать в связи с кончиной отца Димитрия Дудко? Ведь Вы его хорошо знали…

О. Глеб Якунин: Да, мы были с отцом Димитрием Дудко друзья и коллеги по диссидентской церковной борьбе. Мы не только жили по соседству на ул. Дыбенко, но и в Лефортовской тюрьме оказались рядом. Я вспоминаю эпизод, когда меня водили на допрос в Московское управление КГБ, то мой следователь однажды, когда увидел, что я не слушаю его, а внимательно прислушиваюсь к громким голосам, раздающиеся за стенкой, прокомментировал: "Это что, Вы слышите, как Ваш приятель Дудко там разговаривает со своим следователем?" Я даже не знал, что это он, но подумал и обрадовался, что раз следователь изъясняется на повышенных тонах, значит Дмитрий держится.

К сожалению, потом его сломали и он "раскололся", "потек". Его следователь Подкопаев, кажется, тогда он был капитаном, за то, что он "расколол" Дудко, получил орден Красной Звезды. Тем, что он сдался и сделал это свое позорное заявление на телевидении, он сыграл "на руку" Московской патриархии, поддержал ее политику.

Что же касается Московской патриархии, то очень характерно ее поведение в отношении о. Димитрия Дудко уже в наши, постсоветские времена. Несмотря на его покаяние, они его заставляли служить в его преклонные лета где-то в Подмосковье, кажется в районе города Воскресенска, где очень много химических и цементных заводов, выкидывающих в воздух массу вредных веществ, где просто дышать-то вредно. Да еще его храм был в деревне, куда было далеко ездить. Они никак не могли его простить за прошлое диссидентство и так и не перевели в Москву. Он там жил не только в ужасных экологических, но и в тяжелых материальных условиях. И это несмотря на то, что его сын – мой крестник, работает в Отделе внешних церковных связей Московской патриархии и занимает там немалую должность.

Я с двойственным чувством встретил известие о его смерти. Он в последние годы хотел со мной встретиться. Но после тех знаменитых слов, которые он сказал о том, что не чекисты должны просить прощения у Солженицына и Сахарова, а те должны прощения просить у чекистов, после того, как он вдруг проникся любовью к чекистам, я не мог себя пересилить. Хотя, это выглядит на грани психопатологии.

Мне не хочется его осуждать – КГБ и ГУЛАГ ломали немало людей. Но потом то, всего-навсего, ему надо было, когда рухнул этот безбожный строй и государство, и как мы сейчас видим, не рухнул а только надломился КГБ, обратиться к своим духовным чадам и сторонникам и сказать: "Извините! Не выдержал!" Действительно второй арест многие не выдерживали и ломались. Мало кто бы его за это осудил. Ведь мы знаем, что трудно было осудить двух также публично раскаявшихся диссидентов Петра Якира и Виктора Красина. Их надо по христиански жалеть. Но и они должны покаяться. Дудко не смог этого сделать. Видимо, гордыня помешала. Всего-навсего надо было попросить прощения и его с любовью бы простили, принялии обняли бы. Очень трагично, что этого так и не случилось.

– Какова была Ваша первая реакция на телепокаяние о. Димитрия Дудко?

– Моя реакция была запоздалой. Ведь во время его выступления по телевизору, я сам сидел в тюрьме. Но для многих его духовных чад и почитателей это стало трагедией. Более того, выйдя на волю, он стал строить какие-то конструкции и мостики для оправдания своего покаяния и успокоить свою совесть. Ему не хватило самого простого, что доступно самому грешному человеку, а тем более, христианину, сказать: "Прости, Господи, грех, который я совершил!" А он, человек с такими талантами, духовно чуткий, не сумел пройти этот путь. Не менее печально, что его прибежищем стала газета "Завтра" и компартия.

– Обычно не принято критиковать недавно усопшего человека, даже если некоторые поступки в его жизни давали для этого веские основания. Вы считаете по-другому?

– Я считаю, что когда человека справедливо критикуют, особенно с душевной горечью, даже сразу после смерти, даже на свежей могиле – это его очищает. Здесь неуместны обычные подходы.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"

Дудко Димитрий Сергеевич, протоиерей.
Родился 24 февраля 1922
в деревне Забруда (ныне Березина) Брянской области. в простой и глубоко верующей крестьянской семье. В 1937 году его отец, отказавшийся от вступления в колхоз, был репрессирован; мать осталась одна с тремя малолетними детьми, обреченная на нищенское полуголодное существование. С началом войны семья оказалась на оккупированной территории, а в 1943 году, после отхода немцев, Димитрия призывают в советскую армию и отправляют на фронт. Там он был тяжело ранен, вследствие которого был освобожден от воинской службы.
В 1945 году Димитрий Дудко поступает на Богословско-пастырские курсы, которые спустя год были преобразованы в Московскую Духовную семинарию, а в 1947 году он начинает учебу в Московской Духовной академии.
20 января 1948 арестован в Сергиевом Посаде. В том же году кровавой советской властью он был осуждён по статье 58-10 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ и 5 годам последующего поражения в правах по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде (сочинение антисоветских стихов). С 1948 по 1956 находился в заключении, в 1956 был освобождён.
С 1956 продолжил обучение в Московской духовной академии, которую окончил в 1960. В 1960 рукоположен в сан священника. С 1960 по 1963 служил в московской церкви во имя св.апостолов Петра и Павла (по другим данным, с 1960 1960г. после окончания Духовной Академии был назначен служить в московский собор Преображения Господня, где располагалась кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича); собор был взорван в 1963 по указанию коммунистических властей).
С 1963 служил в московской церкви Святителя Николая на Преображенском кладбище. Здесь его пастырская деятельность приобрела исключительно широкий миссионерский характер. За год ему удавалось крестить до 400 взрослых людей, большинство из которых становилось ревностными прихожанами. В своих проповедях отец Димитрий затрагивал больные темы современной жизни: падение нравов, разрушение семьи, пьянство, и называл корень этих зол - насильственно насаждаемое безбожие. По окончании богослужений он устраивал беседы с паствой, отвечал на любые задаваемые ему вопросы. Отец Димитрий призывал отказаться от пьянства и сквернословия, от роскоши, наставлял хранить и укреплять семью. Будучи священником храма святителя Николая, отец Димитрий вел активную проповедническую деятельность, которая явилась нарушением неписанных, но жестких запретов КГБ. Кровавая коммунистическая власть, слуги безбожного советского режима начали активную борьбу с батюшкой. Через своих агентов среди священноначалия они добились наложения на о. Димитрия временного запрета на священнослужение. Через 4 месяца запрещение было снять и отца Димитрия перевели служить в Орехово-Зуево.
С 1973 по 1979 служил в церкви великомученика Никиты в городе Орехово-Зуево. Отец Димитрий продолжал проповедническую и миссионерскую деятельность. Он заявлял свое мнение не только по вопросам религиозной жизни, но осудил расстрел царской семьи большевиками и несколько раз открыто солидаризировался с борцами за гражданские права в случаях, выходивших за рамки чисто религиозных проблем. 10 декабря 1975 в День прав человека отец Димитрий подписал коллективное заявление правозащитников, адресованное мировой общественности, в котором обрисовывалось положение с правами человека в СССР. В 1976 под руководством отца Димитрия проводился "Христианский семинар по проблемам русского религиозного возрождения"; в семинаре участвовали православные диссиденты. В 1978 он стал издавать еженедельно церковную самиздатскую газету "В свете Преображения".
Безбожная власть продолжила свою борьбу с ревностным батюшкой. В 1979 отец Димитрий попал в автокатастрофу, подстроенную КГБ, и в результате неё сильно пострадал (у него оказались перебитыми в коленях обе ноги, задето легкое). После аварии он долго болел, медики считали, что он не сможет самостоятельно передвигаться, однако через 5 месяц чудесным образом отцу Димитрию стало лучше и он смог снова встать у алтаря Божия.
С 1979 по 1980 служил в храм Смоленско-Гребневской иконы Божией Матери в селе Гребнёво Московской области. Отец Димитрий был внимательным и заботливым душепопечителем своих многочисленных духовных чад. Он продолжал вести активную миссионерскую деятельность. До 1980 отец Димитрий входил в число постоянных авторов самиздатского журнала «Вече».
15 января 1980 арестован в селе Гребнево по обвинению в «антисоветской деятельности». Заключён в следственный изолятор КГБ, в котором провёл 5 месяцев. Падонками – сотрудниками КГБ на него было оказано изощрённое давление, применены пытки и издевательства. В 1981, через 17 месяцев, дело былозакрыто. Слугам кровавого и безбожного режима не удалось сломить ревностного служителя Божия.
С сентября 1981 по 1984 служил во Владимирской церкви в селе Виноградово Московской области, близ станции Долгопрудненская. Накануне проходившего в Москве Всемирного молодежного фестиваля был направлен служить в село Черкизово в 4-х часах езды от Москвы (подальше от Москвы и от контактов с иностранцами), не без участие кровавых советских спецслужб.
С 1985 по 2004 служил во Владимирской церкви в селе Черкизово Коломенского района Московской области. В селе Черкизово отец Димитрий служил почти до последних своих дней.
С 1993 отец Димитрий активно выступал в печати на стороне патриотических сил. В 1998 он вошел в редакционную коллегию газеты «Православное книжное обозрение». Всего им написано более 30 книг, в основном, проповеднические. На кинофестивале «Золотой витязь» в 1997 было представлено несколько документальных кинокартин с проповедями отца Димитрия. У отца Димитрия было множество духовных чад из разных социальных слоев, включая интеллигенцию. Несколько десятков его учеников стали православными священнослужителями. «Если бы меня спросили: за что я благодарен Богу? Я бы ответил: за страдания во имя Его» , - сказал отец Димитрий в одном из своих последних интервью.
Скончался 28 июня 2004 в Москве.

Могила:
Погребён на Пятницком кладбище в городе Москва . Могила на девятнадцатом участке . Вместе с ним погребены Нина Дудко (†1988) - скорее всего, супруга священнослужителя, и Виктор Томозов (†1940).
Как найти могилу:
Идти по асфальтовой дорожке, которая идёт по возвышенной части 17-го и 19-го участков, по холму вблизи западной границы этой части кладбища. Идти по ней до конца, до бетонного забора границы кладбища. Повернуть направо в глубь участка. Идти далее, через несколько рядов в глубь в первом ряду от неё направо будет могила Дудко.

Источник:

Предлагаем прослушать запись беседы с протоиереем Димитрием Дудко. Формат записи mp3, объем 14,05MB. Файл можно скачать или прослушать потоковое аудио

Священник Дмитрий Дудко родился 24 февраля 1922 года в деревне Зарбуда Брянской области в семье крестьянина.

В 1937 году, когда Дмитрию было всего 15 лет, власти арестовывают его отца за отказ вступить в колхоз. Мать остается с тремя маленькими детьми фактически без средств к существованию и возможности получить их. Кое-как перебиваясь, семья доживает до 1941 года и сразу попадает «из огня да в полымя» - в фашистскую оккупацию, длившуюся почти два года. В 1943 году, после отхода немцев, Дмитрия призывают в Красную Армию и слабого, необученного сразу направляют на фронт. Через год, после ранения и тяжелого воспаления в связи с болезнью тифом, его комиссуют из армии.

В 1945 году Дмитрий поступает в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1947 году его переводят в Московскую духовную академию. Однако уже через полгода, 20 января 1948 года, его арестовывают и осуждают по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) к десяти годам лагерей с последующими пятью годами поражения в правах. Лишь через восемь с половиной лет, в 1956 году, его освобождают из заключения и с большими проволочками восстанавливают слушателем академии, которую он заканчивает в 1960 году. После окончания его рукополагают в священники и назначают служить в московский храм Петра и Павла, который, однако, в 1963 году был взорван, явив собой очередную жертву новой волны оголтелых гонений на религию со стороны якобы «обновленной» власти под водительством Хрущева. Отца Димитрия переводят в храм Святителя Николая, что на Преображенском кладбище.

В 1973 году о. Димитрию вообще запрещают служить «за нарушение церковной дисциплины», ибо он, перешагнув рамки дозволенного, «затеял беседы с народом». Но спустя четыре месяца запрещение было снято, и он был направлен священником в Орехово-Зуевский район Московской области в храм Великомученика Никиты. Спустя некоторое время о. Димитрий попадает в автомобильную катастрофу, в результате чего у него оказываются перебитыми в коленях обе ноги, задето легкое. Приговор врач гласил: на ноги больше не встанет, в лучшем случае - костыли, о службе больше нечего и думать. Тем не менее после «чудесного» (по его словам) излечения уже через пять месяцев о. Димитрий приступает к службе в храме СмоленскоТребневской иконы Божией Матери в с. Гребнево Московской области. Через пять лет, 15 января 1980 года, его опять арестовывают и уже по «обновленной» 70 ст. УК РСФСР обвиняют в антисоветской деятельности. То был пик брежневско-андроповского витка спиралевидного развития развитого социализма, объявленного застоем - ни больше ни меньше. Одно в этом «классическом» опреде лении не вызывает сомнения: не было застоя в изощренности издевательств и пыток над душами людей, не застоялся страх в сознании десятков миллионов людей. При аресте у о. Димитрия канула в небытие годами собранная большая личная библиотека. Среди конфискованного - последняя рукопись работы «Каким языком говорить с современным миром», так и не возвращенная до сих пор… Полтора месяца о. Димитрий не разговаривал со следователями вообще, пять месяцев просидел в следственном изоляторе КГБ, и лишь через год и пять месяцев дело было прекращено и закрыто.

Так или иначе, но в сентябре 1980 года о. Димитрий начал служить в храме Владимирской Иконы Божией Матери в селе Виноградове Московской области. Спустя четыре года, перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов, скитаниям его суждено было продолжиться: то ли боясь возможных «контактов» с иностранцами, то ли обучась превентивным «прозрениям» грядущих желаний «светских» властей, церковные власти отправили его сельским священником в село Черкизово (4 часа езды), где он и служил по сей день.

Деятельность о. Димитрия очень многогранна: он и священник, и духовник очень большого числа духовных чад, и организатор постоянных христианских чтений и собеседований, обществ трезвости, и вдумчивый проповедник и писатель. Значительный духовный опыт, огромный опыт общения с людьми о. Димитрий запечатлел во множестве изданных и неизданных работ. Имя его очень известно на Западе: восемь его книг издано там и переведено на многие языки. Сами названия этих книг говорят о многом: «О нашем уповании. Беседы», «Верю, Господи», «Воскресные собеседования», «Вовремя и не вовремя», «Враг внутри», «Премудростью вонмем», «Потерянная драхма», «Литургия на Русской Земле».

Мир зашел в тупик. Все развращается, гибнет. Природа не выдерживает греха человеческого и сопротивляется тем, что проявляются необычные грозные явления в природе, истощаются жизненные ресурсы. Это сопротивление природы, болезнь ее - не к смерти, а к жизни. Она хочет жить и показывает лицо смерти человеку, чтобы он понял свой тупик. Ни какие бы то ни было перевороты, революции, войны не имеют значения, разве только те, чтоб человек, почувствовав страдания, одумался.

Мир приходит к своему роковому концу, и стараться сейчас в целом спасать мир бессмысленно. Нужно спасать отдельного человека. Чем больше спасем людей в отдельности, тем больше будет спасен мир.

*** Мир зашел в такое гибельное состояние, что человеческими усилиями гибель не предотвратить. Ни войны, ни восстания, ни протесты не поправят положения: все развратилось. Нужно как частное, так и общее покаяние.

В наше время главная задача - объединиться, не так, как мир этот объединяется: на съездах, по количеству, на словах. Объединиться так, чтобы понять друг друга. Оттого, что мы не понимаем друг друга,- и вражда, и мы чужие друг другу...

На земле правды нет. Весь мир во лжи лежит. Поэтому ссылаться на то, что там вон лучше - строить мыльные пузыри.

И не особенно надо носиться со своей правдой. Нужно прислушиваться к голосу других. И не стесняться признать себя виноватым там, где нам кажется - мы правы. Если строго посмотреть, то мы виноваты во всем.

Часто мы живем сиюминутным, оттого нетерпеливы, торопим время и делаем глупости. А жизнь не сиюминутна, требует терпения и никакой спешки.

Надо научиться понимать не только громкие слова, а даже шепот, вздох, даже молчание. Научиться довольствоваться малым. Принимать все, как все полюбить,- заключает в себе самом все. Все нам и дает радость. Вот в чем настоящая мудрость!

Если ты, как тебе кажется, защищаешь истину, а пылаешь ненавистью к падшему человеку, то ты защищаешь не истину, а свою самолюбивую мечту об истине. Истина как раз есть любовь, снисхождение к человеку, к его заблуждению. Подумай, не от ненависти ли твой огонь об истине.

Ко всем нужно относиться с любовью, к врагам своим - тем более. Среди людей, кто бы они ни были, нет врагов. Враги наши - духи злобы поднебесной. И если люди исповедуют их идеологию, не нужно их ненавидеть, а просто то, что они исповедуют. И с этим бороться, а людей надо спасать.

К сожалению, у нас теперь часто узкопартийные, сектантские взгляды, мы забываем, что надо сострадать, понимать немощи друг друга, прощать, не осуждать, а помнить, что все мы грешны, что если ты заметил в другом грех, покопайся, он же есть и в тебе.

Стихи, а также избранные мысли позаинствованы с http://www.unecha.net/htm/zeml/dmitriy.htm