Налоговая политика в году. Основные направления налоговой политики рф. Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников

Власти намереваются усовершенствовать порядок налогообложения НДС, в частности, механизм вычетов по экспортным операциям.

НДС в новом свете

В настоящее время вычеты по таким операциям производятся на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов (п. 3 ст. 172, абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ). Также налогоплательщик вправе принять к вычету НДС, исчисленный с неподтвержденной отгрузки на экспорт (п. 10 ст. 171 НК РФ). В этом случае налог подлежит вычету по мере представления в налоговую инспекцию документов, обосновывающих применение нулевой ставки (абз. 2 п. 3 ст. 172, абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ).

Чтобы сократить срок возмещения налога предложено распространить на операции, облагаемые по нулевой ставке, общий порядок применения налоговых вычетов. Это означает, что компания сможет принять НДС к вычету по мере постановки приобретенных товаров (работ, услуг) на учет и получения от поставщиков счетов-фактур.

Кроме того, чиновники предлагают предоставить право на применение заявительного порядка возмещения НДС налогоплательщикам, предоставившим поручительство материнской компании. При этом к материнской компании предъявляется следующее требование: совокупная налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ), уплаченная за три календарных года до подачи заявления, должна составлять не менее 10 млрд руб. При расчете этого показателя не учитываются налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента.

Также планируются поправки, которые устранят разночтения при применении норм Налогового кодекса РФ. В частности, будет четко определен порядок исчисления НДС с авансов по договорам, заключенным в иностранной валюте или условных единицах, оплата по которым производится в рублях.

важно

В ближайшие три года Правительство РФ не планирует повышать налоговую нагрузку и вносить какие-либо масштабные изменения в структуру налоговой системы».

Помимо этого налоговые агенты получат право принимать к вычету НДС, перечисленный в составе авансового платежа. Механизм вычета будет тот же, что и для налогоплательщиков. Напомним: в действующей редакции Налогового кодекса РФ нормы о вычете «авансового» НДС действуют только в отношении налога, предъявленного покупателю продавцом, и на налоговых агентов не распространяются (Письмо ФНС РФ от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@).

Власти предусмотрели меры для противодействия неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы. Для этого реорганизуемое предприятие (налогоплательщика) обяжут восстановить НДС по имуществу, передаваемому правопреемнику, который не является налогоплательщиком НДС. Также придется восстановить НДС, принятый к вычету с аванса, если поставка не состоялась в течение определенного времени. Ну и, наконец, будет регламентирован порядок определения налоговой базы при реализации имущественных прав на нежилые помещения (кроме гаражей и машино-мест).

Поправки для налога на прибыль

Часть мер, предусмотренных Основными направлениями налоговой политики, уже реализована. Так, с 1 января 2016 года вступают в силу изменения, внесенным в НК РФ Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ. Начиная со следующего года, во-первых, до 100 тыс.руб. повышено пороговое значение стоимости амортизируемого имущества (в настоящее время этот показатель составляет 40 тыс. руб.). Во-вторых, увеличена с 10 до 15 млн руб. средняя величина доходов за квартал, позволяющая уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль поквартально (п. 3 ст. 286 НК РФ). Ну и, наконец, вновь созданные организации смогут платить авансы по прибыли поквартально, если выручка от реализации в месяц и в квартал не превысит 5 и 15 млн руб. соответственно (действующие пороговые значения существенно ниже: 1 и 3 млн руб., п. 5 ст. 287 НК РФ).

Из запланированных поправок заслуживают внимание льготы по налогу на прибыль для новых производств («гринфилды» и специальные инвестиционные контракты).

Для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения, может быть:

  • установлена нулевая ставка налога (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет);
  • снижена до 10 процентов ставка налога (в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ).

Механизм снижения налоговой ставки по налогу на прибыль будет осуществляться в рамках механизма отбора инвестиционных проектов, уже установленного НК РФ в отношении региональных инвестиционных проектов (ст. 288.2 НК РФ).

Однако новая льгота будет применяться на всей территории России (тогда как существующий механизм для региональных инвестиционных проектов действует в отдельных субъектах РФ).

Стимулирование малого бизнеса

Это направление уже реализовано в Федеральных законах № 246-ФЗ от 13.07.2015, от 13.07.2015 № 232-ФЗ. В специальные налоговые режимы законодателем внесены следующие изменения:

  • субъектам РФ предоставлено право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН (объект налогообложения «Доходы»), с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
  • представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право снижать ставки ЕНВД с 15 до 7,5 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
  • расширен перечень видов деятельности, подпадающих под патентную систему налогообложения. В него, в частности, включены: услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей; оказание услуг по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации; ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

Кроме того, установлен запрет на проведение в 2016–2018 годах плановых проверок в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства (норма о трехлетних надзорных каникулах).

Совершенствование механизма контроля за трансфертным ценообразованием

Чиновники предложили ряд мер для исключения излишнего контроля по сделкам между российскими налоговыми резидентами. В их числе можно выделить увеличение суммового порога, при достижении которого внутрироссийские сделки будут признаваться контролируемыми (планируется увеличить доход с 1 млрд руб. до 2–3 млрд руб. с последующей периодической индексацией в зависимости от уровня инфляции).

Также возможно будет введен критерий существенности в целях проведения (непроведения) контроля. Например, сумма доходов по сделке (группе сделок) составляет менее 5 процентов от суммы доходов по совершенным за соответствующий календарный год сделкам между сторонами этой сделки (группы сделок), но не превышает 10 млн руб.

Запланированы изменения самих правил трансфертного ценообразования. В частности, финансисты предполагают:

  • пересмотреть требования к раскрытию информации о контролируемых сделках, содержащейся в документации о ценообразовании в целях налогового контроля и в уведомлениях о контролируемых сделках;
  • уточнить порядок применения методов определения цен для целей налогообложения;
  • уточнить полномочия ФНС РФ и территориальных налоговых инспекций при реализации положений раздела V.1 Налогового кодекса РФ;
  • разработать порядок заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки (если одна из сторон является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения).

Институт предварительного налогового контроля

Новеллой в отношениях с инспекциями станет институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который позволит налогоплательщику получать информацию о налоговых последствиях сделки. По мнению властей, такой институт поможет значительно снизить налоговые риски, а также предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом (освободит от риска применения санкций).

Также власти предлагают расширить перечень информации, не относящейся к налоговой тайне. Речь идет о сведениях, которые в настоящее время и так публикуются как составная часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Тем самым будут расширены возможности по получению налогоплательщиками данных о контрагентах.

Страховые взносы пока без перемен

На период 2016–2018 годы чиновники предполагают сохранить тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2015 года – в отношении большинства плательщиков – 30 процентов и неперсонифицированного тарифа – 10 процентов (сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФ РФ).

В соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

Амнистия капиталов физических лиц

Это направление уже реализовано в Федеральных законах от 08.06.2015 № 140-ФЗ, от 08.06.2015 № 150-ФЗ.

Законодатель создал механизм добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, а также обеспечил правовые гарантии сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами РФ.

Легализовать капиталы можно, подав специальную декларацию в налоговую инспекцию или ФНС России с 1 июля по 31 декабря 2015 года. На этот документ распространяется режим налоговой тайны.

В декларации раскрываются сведения:

  • об имуществе, собственником или фактическим владельцем которого является декларант. Под имуществом подразумеваются: земельные участки, иные объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, доли участия и паи в уставных (складочных) капиталах российских и иностранных организаций;
  • о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант является контролирующим лицом;
  • об открытых физическим лицом счетах и вкладах в банках, расположенных за пределами России;
  • о счетах и вкладах в банках, если в отношении владельца счета и вклада декларант признается бенефициарным владельцем.

Декларирование не потребует уплаты налогов и освобождает от уголовной, административной и налоговой ответственности. Эти гарантии предоставляются в отношении операций, совершенных декларантом или номинальным владельцем имущества до 1 января 2015 года.

Совершенствование института КГН

Не обошлось и без совершенствования института консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН), регулируемого главой 3.1 Налогового кодекса РФ.

В Основных направлениях налоговой политики обозначены направления, по которым будет произведена доработка норм налогового законодательства. Планируется:

  • уточнить особенности формирования КГН в отношении состава участников;
  • конкретизировать перечень условий для создания КГН, которые должны выполняться в течение всего периода действия группы, а также условий, которые должны соблюдаться только при создании КГН;
  • определить порядок внесения изменений в договор о создании КГН в случае реорганизации ее участников;
  • раскрыть механизм смены ответственного участника КГН;
  • предусмотреть процедуру перерасчета налоговых обязательств, возникших до момента создания КГН;
  • определить порядок зачета ответственным участником КГН налога, уплаченного участниками группы за пределами России, а также порядок распределения налога на прибыль для уплаты в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения участников КГН и их подразделений.

Также власти настаивают на введении ограничения на частоту внесения изменений в состав участников КГН. По их мнению, группа должна создаваться на срок не менее 5 лет, вновь включаемые в группу участники не могут быть исключены из нее ранее, чем через 5 лет после включения, а исключенные участники – не могут быть включены обратно в состав группы ранее, чем через 5 лет после исключения. Одновременно необходимо предусмотреть механизмы, предотвращающие обход предлагаемых ограничений через процедуры реорганизации организаций.

Яна Лазарева, редакция «ПБ»

Налоговая политика РФ на 2016-2018 годы должна отвечать всем современным реалиям экономической жизни страны — новым санкциям со стороны европейских государств, скачкам цен на нефть. В этой статье мы попробуем разобраться, чего нам ждать в ближайшие два года от Министерства финансов РФ.

Налоги и налоговая политика государства, основы налоговой политики

Налоговая политика — это очень важная часть жизни нашего государства. Ею определяется, сколько и когда мы будем уплачивать налогов, какие субсидии и льготы нам предоставит государство, сколько денег получит бюджет. Налоговую политику стоит рассматривать как важнейший инструмент регулирования рыночной экономики.

Есть несколько видов налоговой политики .

  • Политика максимальных налогов — это своеобразная экстремальная для организаций политика, при которой отменяются все послабляющие льготы, ставки налогов достигают максимальных размеров, основной целью становится как можно больший сбор денег без оглядки на последствия. Может проводиться во время войны, например. В нашей стране данной политики придерживались в 1990-е годы, что показало несостоятельность таких действий в мирное, в общем-то, время: большая часть доходов была теневой, сбор налогов не достигал и уровня 50% — налоговая служба показывала несостоятельность своего существования.
  • Политика экономического развития — предусматривает ситуацию, когда государство максимально учитывает не только свои потребности и интересы, но и интересы плательщика налогов. Такая политика обеспечивает благоприятный экономический климат. Налоговое бремя снижено, но и социальные программы уменьшены из-за снижения поступлений денег в казну.
  • Политика разумных налогов — характерно для современной РФ. Означает, что уровень налогообложения достаточно высок, но при этом имеется значительное число государственных социальных программ, существует реальная финансовая защита граждан.

Принципами налоговой политики являются:

  • соотношение прямых и косвенных налогов;
  • непрерывность налогообложения;
  • широта применения налоговых льгот — направления и цели;
  • использование системы вычетов и их целевая направленность;
  • методы формирования налоговой базы.

Кто выступает субъектом налоговой политики?

Говоря о налоговой политике, нельзя не сказать о субъектах налоговой политики. В нашей стране таковыми являются Федерация, республики, края, города Москва и Санкт-Петербург, местное самоуправление. Согласно действующему налоговому законодательству, субъекты Федерации и муниципальные образования на местах могут вводить, отменять налоги, менять налоговые ставки в пределах региональных и местных налогов. Таким образом, проводя свою налоговую политику, субъекты могут влиять на финансово-хозяйственную жизнь своего региона, создавая в целом более благоприятную для деятельности организаций среду.

Например, с 1 января текущего года субъект РФ может варьировать налоговую ставку по УСН с объектом «доходы» от 1 до 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). Прочитать обо всех изменениях этого налога в текущем году можно .

Основные направления налоговой политики на 2015-2017 и 2018 годы

Итак, давайте рассмотрим основные направления налоговой политики РФ на 2016-2018 годы .

  1. Повышение порогового значения амортизируемого имущества до 80-100 руб.

ВАЖНО! Данная мера уже работает, с 1 января 2016 года все предприятия могут в налоговом учете единовременно списывать расходы на недорогое оборудование. При этом в бухгалтерском учете порог в 40 000 руб. не изменился, отсюда в учете могут возникнуть разницы. Подробно узнать о разницах между бухгалтерским и налоговым учетом можно в .

  1. Мораторий на увеличение налоговой нагрузки — таким образом обеспечивается некая стабильность налоговой системы.
  2. Работа над системой специальных «упрощенных» налоговых режимов (будет расширен список возможных видов деятельности для ПСН, рассматривается вопрос о снижении ставок по УСН и ЕНВД).
  3. В плане НДС возможно упрощение порядка начисления и вычета налога, уплаченного в составе аванса, также должно упроститься подтверждение обоснованности освобождения от уплаты НДС.

ВАЖНО! С 1 июля 2016 года «экспортный пакет» облегчился: восстанавливать НДС, принятый к вычету, уже не требуется, что является большим послаблением для компаний, ведущих экспортную деятельность. Подробнее читайте об этом .

  1. Планируются налоговые льготы вновь создаваемым предприятиям промышленности, осуществляющим капитальные вложения.
  2. Будет конкретизирован механизм проведения контроля за трансфертным ценообразованием (повышение суммового порога до 2-3 млрд руб. для признания сделки контролируемой).
  3. Планируется увеличение акцизов на вина, электронные сигареты, индексация акцизов на табачную продукцию постепенно, равными шагами каждый год в период 2017-2018 гг.
  4. Планируется к изменению порядок расчета пеней. Как ожидается, ставка будет зависеть от длительности просрочки и сможет достигнуть до 1/150 от ключевой ставки.

Итоги

Как мы видим, налоговая политика на 2017 год — это некий «поход навстречу» бизнесу, при этом она рассчитана как на некоторое послабление налогового администрирования, так и на увеличение нагрузки по некоторым сборам. Как на практике будут реализованы эти направления, мы увидим уже очень скоро.

Налоговая политика - это совокупность всех фискальных платежей и правил их взимания, устанавливаемых государством на своей территории. В России данное направление деятельности правительства на основании ст. 165 Бюджетного кодекса находится в ведении Минфина.

Концепция планирования развития любой страны состоит из набора различных элементов, одним из которых является налоговая политика . Все мероприятия по организации функционирования и развития государства находятся в неразрывной связи друг с другом, поэтому невозможно рассматривать налоговую политику изолированно от других направлений общей стратегии правительства. Получить наиболее полное представление о текущих взглядах на перспективы развития экономических и социальных систем позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

В дополнение к указанному закону нельзя не упомянуть выпущенный Минфином РФ документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», состоящий из трех обширных разделов:

  1. Определение, анализ налоговой нагрузки и ее влияния на уровень деловой активности в России и зарубежных странах.
  2. Оценка результатов проведенных за последние несколько лет на территории РФ мероприятий в области налоговой политики .
  3. Перспективы развития и перечень мер налоговой политики, которые планируется реализовать в ближайшие 2–3 года.

Исходя из текста документа, можно сделать вывод, что государство непрерывно совершенствует уже имеющиеся фискальные институты и осуществляет планомерную модернизацию всей системы сбора налогов с целью повышения ее эффективности и оптимизации налоговой нагрузки на компании. При этом единый подход к решению как существующих, так и возникающих проблем сохраняется на протяжении всех последних лет.

Как эволюционировала налоговая политика в современной России?

Долгое время налоговая система в России была основана на законах, изданных отдельно для каждого вида налога. Прекращение подобной практики произошло только в 1998 году, когда была принята первая часть НК РФ. Она стала лишь первым шагом к выстраиванию функционирующей на данный момент налоговой политики и регулировала лишь некоторые общие положения:

  • классификацию налогов;
  • определение их плательщиков;
  • порядок налогового администрирования;
  • виды налоговых преступлений.

Конкретные условия начисления, уплаты и предоставления льгот по каждому отдельному налогу появились только во второй части НК. Каждому налогу в ней отводилась отдельная глава, в которой четко описывался процесс взимания: база обложения, обязанные его уплачивать субъекты, порядок расчета и сроки перечисления в бюджет.

Новый этап развития налоговой политики можно связать с введением гл. 25 НК РФ, вступившей в силу в январе 2002 года и направленной на регулирование вопросов взимания налога на прибыль. Это событие можно считать началом выделения обособленного вида хозяйственного учета, а именно налогового. С этого момента в нем появились первые отклонения от бухгалтерского учета в порядке принятия активов, включения в себестоимость затрат, в вариантах расчета обязательств, в деловой оборот были введены понятия ОНА, ОНО.

На сегодняшний день Налоговый кодекс - это базовый нормативный акт, на основе которого выстраивается вся система налоговых отношений в РФ. При изменении вектора налоговой политики именно в его текст вносятся изменения и корректировки.

Проанализировав существующую нормативную базу, систему администрирующих и надзорных институтов, влияние отчислений в бюджет на предпринимательский климат, можно сделать вывод, что налоговая политика эволюционирует, и выделить ряд важных изменений, к которым относятся:

  1. Утверждение достаточно статичного, не изменяющегося перечня налоговых платежей со строго ограниченным числом их видов.
  2. Ликвидация перекосов и неясностей в области расчета налогов, внесение изменений только в строгой увязке с иными актами законодательства, введение более корректных, не взывающих двоякого толкования определений.
  3. Уменьшение размеров ставок налогов, например, налог на прибыль был уменьшен до 20%, максимальный размер НДС не превышает 18%. Хотя в этой связи несколько неоднозначно выглядит введение гл. 34 НК РФ, в которой планируется с 2019 года увеличить взносы в Пенсионный фонд до 26%.
  4. Оптимизация, упрощение, сокращение сроков налогового контроля.
  5. Публикация в печати правил осуществления налоговых проверок.
  6. Появление возможности введения режима налоговых каникул.

Идеологической основой современной налоговой политики становится постепенная модернизация без коренных изменений и разрушительных, пугающих население нововведений.

В целом можно констатировать, что налоговая политика сегодня поддается прогнозированию и стала более устойчивой.

Налоговая политика 2015–2017: основные направления на ближайшее время

Наиболее полно вопросы о текущем положении дел в области налоговой политики , а также перспективы ее совершенствования в ближайшие 2–3 года раскрывает документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», изданный Минфином и утвержденный Правительством РФ еще в июне 2014 года.

В последнем разделе указанного документа в полном объеме освещаются обозначенные вопросы. Так, в нем описывается последовательность выполнения положений послания Президента РФ Федеральному собранию от 12.12.2013. Одним из итогов этой деятельности стала возможность введения пятилетних налоговых каникул для частных предпринимателей на территориях опережающего развития по некоторым видам фискальных платежей. Еще одной мерой налоговой политики , призванной создать благоприятный климат для развития деловой инициативы в стране, стала возможность введения местными властями для ИП, подпадающих под определенные требования, нулевой ставки налогообложения.

Большим препятствием для своевременного наполнения бюджета всегда были схемы ухода от уплаты налогов. Они реализовывались разными способами, как формально законными, основанными на поиске лазеек и прорех в законодательстве, так и откровенно преступными, базирующимися на подлоге и умышленном занижении базы для взимания налогов. В указанном документе отражены как уже реализованные, так и планируемые мероприятия в области налоговой политики по пресечению подобной деятельности и ликвидации путей для ее осуществления.

В ближайших планах, в целях дальнейшего развития налоговой политики государства, предусмотрена корректировка некоторых разделов законодательства:

  1. Внедрение четкого определения резидентов и нерезидентов в РФ.
  2. Определение правил и условий взимания налогов с прибыли зарубежных компаний, если доля в них принадлежит резиденту РФ, для противодействия использованию оффшорных счетов.
  3. Закрепление порядка обмена информацией с фискальными органами зарубежных стран с целью создания возможности участия ФНС в контрольных налоговых процедурах за пределами РФ.
  4. Введение механизма налогообложения зарубежных фирм.
  5. У органов ФНС появится право требовать предоставление документации по контролируемым сделкам с организаций - резидентов иностранных государств без проведения проверки.

Учитывается в документе и тот факт, что взвешенная налоговая политика поможет создать действенный механизм привлечения зарубежного капитала в страну. Одним из направлений деятельности подобного рода стало создание дорожных карт, связанных с упрощением порядка старта и последующего осуществления предпринимательской деятельности. В частности, предпринят ряд шагов в следующих областях:

  • существенно облегчен процесс постановки на учет и получения регистрационных документов для создаваемых компаний;
  • уменьшен уровень затрат по использованию кассовых аппаратов;
  • оказывается содействие со стороны государства экспортерам продукции, прошедшей полный цикл переработки;
  • сокращено количество различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Пристальное внимание в налоговой политике 2015–2017 годов уделено уровню налоговой нагрузки на частных лиц. Так, именно в указанном документе впервые было предложено в качестве базы по налогу на имущество применять стоимость недвижимого имущества, указанную в кадастре. Планируется, что налоговая политика в отношении платежей для граждан будет предусматривать изменение порядка применения льгот по поступлениям от реализации имущества.

Для увеличения объема капитальных вложений и количества новых компаний налоговая политика включает в себя положения о предполагаемом снижении уровня налогообложения прибыли в значимых инвестиционных программах. Разработаны меры по содействию развитию предпринимательства в области туризма, виноградарства и производства вина.

В целях стимулирования отказа населения от курения в налоговую политику включено положение о будущей индексации ставок акцизов на табачные изделия. Сделано это с учетом Концепции противодействия потреблению табака, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1563-р, а также закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

Есть у законодателей замыслы и относительно регулирования деятельности в области добычи полезных ископаемых, для этого налоговая политика предусматривает снижение налогов на добычу ресурсов до 0% при соответствии компании ряду требований, правда, только на полуострове Ямал. В то же время с 2015 года идет увеличение размера ставки водного налога.

В целях обеспечения стабильности наполнения государственной казны налоговой политикой предусматривается ряд мер, противодействующих сокрытию налоговой базы в случае реализации компаниями движимого имущества. Речь при этом идет об объектах, приобретенных до января 2013 года.

Для поддержания исполняемости бюджетных программ в налоговой политике государства планируется пересмотреть подходы к порядку предоставления освобождения от уплаты, а также снижения ставки налогов субъектов РФ в доле от федеральных платежей, поступающей в местные бюджеты.

Направления налоговой политики на 2016 год: основные элементы

Курс государства в области налоговой политики в текущем году предусматривает некоторые положительные изменения и дополнения:

  • Перераспределение части прав на администрирование и регулирование местного налогообложения между субъектами РФ.
  • Увеличение порога для списания приобретаемых средств производства сразу в расходы до 80–100 тыс. руб.
  • Корректировку ряда положений по НДС. Это нужно для исключения ситуаций, когда НДС с авансов подается покупателем к возмещению, а продавцом налог не начисляется. Законодатели желают сравнять уровень возврата и начисления НДС по предоплате. Кроме того, чиновники хотят облегчить жизнь экспортерам, сделав процесс оформления вычетов более простым. Полный перечень изменений по НДС можно посмотреть в документе о направлениях налоговой политики , приведенном выше.
  • Упорядочение признаков, по которым будут подпадать под усиленный контроль компании, практикующие трансфертное ценообразование.
  • Впервые в налоговой политике рассматривается вероятность создания органа предварительных консультаций.
  • Либерализацию налоговой политики в области предоставления инспекциями данных о других компаниях.
  • Дальнейшее содействие развитию объединений налогоплательщиков (консолидированных групп). Возникли они не так давно, но Минфин заинтересован в их развитии, в связи с чем включил дополнительные положения по ним в налоговую политику .
  • Расширение возможностей местных органов власти по регулированию налога на имущество физических лиц, при этом в сферу их влияния попадут не только проценты выплат и уровень льгот, но и порядок расчета суммы по облагаемым объектам. В частности, им дано право до 2020 года оставить в качестве цены, принимаемой к учету, инвентарную стоимость объекта.
  • Корректировку порядка определения суммы, подлежащей обложению при реализации имущества частных лиц.
  • Введение стандартной ставки НДФЛ для граждан из зарубежных стран и беженцев.
  • Увеличение налогового обременения по операциям с сырой нефтью и его уменьшение по сделкам с продуктами переработки.
  • Последовательный рост ставки водного налога.
  • Расширение мер по содействию развитию новых производств не только на территориях опережающего развития.
  • Расширение сферы применения системы взимания налогов на основе патентов, передачу полномочий по регулированию ставки в регионы с предоставлением возможности снижать ее до 1%.

Перспективы развития налоговой политики до 2018 года

Налоговая политика на 2016–2018 годы характеризуется своей направленностью на противодействие кризисным явлениям в экономике России. Для достижения этой цели в ней появилось несколько новых пунктов:

  1. Властям субъектов РФ предлагается предоставить право на установление пониженных ставок налогообложения. Подобные шаги должны способствовать развитию производства не только в особых экономических зонах, но и по всей территории РФ. Помимо этого, для территориальных органов управления будет введено ограничение на уровень взимаемого процента по местным налогам, а также по части налога на прибыль, направляемой в их бюджет для вновь создаваемых промышленных компаний. Для производственных машин, относящихся к группам амортизации с 1 по 7, предполагается разрешить применять режим ускоренного начисления с коэффициентом 2, если они приобретены по специальному инвестиционному договору.
  2. По мнению чиновников, не лишним в налоговой политике России будет изменение максимальной стоимости приобретаемого имущества для единовременного включения в затраты до 80–100 тыс. руб. Таким образом предполагается дополнительно поддержать развитие бизнеса.
  3. Изучаются способы совершенствования специальных налоговых режимов.
  4. Для граждан, обеспечивающих себе источник дохода самостоятельно, налоговая политика предполагает смягчить регистрационную процедуру и порядок начисления и уплаты взносов.
  5. Сумма оборота, при котором налог на прибыль можно платить каждый квартал, также станет больше.
  6. Увеличивается срок действия возможности применения беспроцентных займов между дочерними компаниями. При этом в законодательство о налогах и сборах добавляют определение капитализационного займа, осуществляемого между головной российской компанией, являющейся заимодавцем, и зависимой компанией. Подобные операции будут рассматриваться как инвестиционные, выплата процентов будет приравнена к перечислению дивидендов.
  7. В целях облегчения процедуры учета НДС с предоплаты также произойдет некоторое смягчение налоговой политики в части порядка принятия к учету налога по авансам. Прежде всего данное решение нацелено на продавцов, не желающих доначислять налог с авансов. Это поможет существенно снизить потери и увеличить наполняемость бюджета.
  8. По мнению законодателей, не мешало бы сделать процедуру получения льготы по акцизу при экспорте продукции более простой и быстрой, сократив требования по отношению к сбору доказательной базы.
  9. В то же время требуется ужесточить контроль за ценообразованием в сделках между взаимозависимыми лицами, при этом не планируется увеличивать бремя сбора доказательств для плательщиков.
  10. Также в целях стимулирования экспортной торговли чиновники хотели бы сделать более удобным механизм принятия к возмещению НДС по подобным операциям.

Как видно из приведенного списка, значительная часть программы налоговой политики на 2016–2018 годы ориентирована на оптимизацию механизмов начисления и уплаты НДС. Будет усовершенствован порядок учета и оформления налога по авансам, операциям с имущественными правами. Одновременно с этим ужесточится контроль за предумышленным занижением базы по НДС и его возмещением.

Резкого всплеска уровня налоговой нагрузки по акцизам также не планируется, в то же время будет введена авансовая уплата акциза для изготовителей алкогольной продукции посредством покупки специализированных акцизных марок.

В сфере добычи природных ресурсов также не предвидится ухудшения положения компаний. Некоторым изменениям подвергнется порядок определения налоговой базы по добыче драгоценных камней, черных, цветных и радиоактивных металлов. Возможно, в ближайшее время руководству местных правящих органов будет перепоручено определять объем налоговой базы и порядок расчета НДПИ.

Сложно представить эффективную налоговую политику, сформированную без определения механизмов контроля точности и своевременности уплаты фискальных сборов. В связи с этим в состав надзорных органов может быть добавлена служба предварительного контроля. В нее компания сможет обратиться для получения консультации еще на стадии подготовки хозяйственной операции и четкого представления ее результатов в сфере налогообложения. Будет сокращен перечень сведений, составляющих налоговую тайну, что благотворно скажется на осведомленности налогоплательщиков в отношении своих партнеров.

Борьба с оффшорными схемами также не ускользнула от кураторов налоговой политики: представители финансового ведомства всерьез озабочены сокрытием части прибыли для уклонения от уплаты налогов подобными путями. В связи с этим в обновленной налоговой политике значительно усовершенствованы процедуры налогового контроля над данным направлением.

Стремясь не ухудшить положение плательщиков страховых взносов, налоговая политика 2016–2018 годов коснулась и данной темы. В связи с этим до начала 2019 года страховые тарифы не будут повышены.

Налоговая политика РФ на современном этапе формируется Минфином, который ежегодно публикует информацию о планируемых направлениях ее развития. В ней приводятся данные о том, какой же будет налоговая политика в последующие 2 года. В частности, подобный проект на 2016–2018 годы был размещен на сетевом ресурсе ведомства 27 июля 2015 года. Получается, что фирмы могли на протяжении нескольких месяцев изучать информацию о нововведениях в области налоговой политики и готовиться к грядущим переменам.

В документ входит своеобразный отчет об уже проделанной работе и реализации ранее задуманных проектов. Так у плательщиков создается четкое представление о том, что у чиновников слова не расходятся с делами. Регулирование политики налогообложения призвано решить комплекс задач по стимулированию деловой активности, противодействию кризисным явлениям, повышению наполняемости казны.

Министерство Финансов РФ

Согласно документу, в течение очередного трехлетнего периода приоритетами Правительства РФ будут:

  • недопущение увеличения налоговой нагрузки на экономику,
  • применение мер налогового стимулирования инвестиций,
  • проведения антикризисных налоговых мер,
  • дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.

Эксперты АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" проанализировали проект налоговой политики, представленный Министерством Финансов РФ, выделили основные направления и прокомментировали наиболее важные моменты.

Авторы комментариев: Лариса Рожкова, Директор Депарамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI) иИрина Дудкина, Ведущий специалист Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI).


Успешной реализации приоритетов налоговой политики РФ на ближайшие 3 года призваны способствовать следующие меры :

1. Меры, направленные на легализацию капиталов и активов, в том числе их возврат в РФ

  • Добровольное декларирование физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках) и предоставление таким декларантам внушительного объема госгарантий
  • Налоговая амнистия на возврат капиталов

Комментирует Лариса Рожкова , Директор Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI):

«С одной стороны, меры направленные на деофшоризацию российской экономики, позволят исключить возможность использования низконалоговых юрисдикций для получения компаниями, применяющими данные инструменты в целях получения необоснованной налоговой выгоды и преференций, усилить налоговый контроль, обеспечить прозрачность совершаемых экономических операций и внешнеэкономических сделок. С другой стороны, данная мера, на наш взгляд, позволит российским компаниям «выйти из тени» и вернуть капитал в Россию, что даст дополнительный стимул для ее развития и повышения предпринимательской активности».


2. Антикризисные меры

  • Льготы по налогу на прибыль для организаций для новых производств на своей территории («гринфилды») в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат по аналогии с льготами Дальнего Востока.

Предусматривается предоставление субъекту РФ права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта. Также предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций 0% в части, поступающей в федеральный бюджет.

Предполагается, что указанные нормы вступят в силу с 2016 года.

  • Повышение порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80- 100 тыс. рублей, что позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации.

Как отметила Ирина Дудкина, «повышение порога амортизируемого имущества является хорошей антикризисной мерой, которая может помочь снизить убытки предприятий, деятельность которых требует наличия оборудования стоимостью от 40 до 80-100 тыс. руб. Чаще - это средние, малые и микро предприятия. При этом нужно предусмотреть внебалансовый учет такого имущества».

  • Меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы
  1. расширение перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;
  2. распространение права на применение 2-летних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;
  3. предоставление субъектам РФ права снижать ставки налога на доходы с 6% до 1% для налогоплательщиков, применяющих «упрощенку», в зависимости от категории налогоплательщиков и видов деятельности;
  4. предоставление права представительным органам муниципальных образований, законодательным органам Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15% до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов деятельности
  • Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников

Такая система по своему замыслу должна позволить этим лицам уплачивать налог и обязательные платежи по страховым взносам по принципу «одного окна» одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса ИП), а также регистрироваться по упрощенной процедуре на срок, за который уплачен соответствующий платеж.

Система необходима также и для того, чтобы избежать привлечения к уголовной и административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации самозанятыми лицами.

  • Повышение порога по выручке, которая позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль организаций только по итогам квартала, в 1,2-1,5 раза.
  • Продление меры, в рамках которой в 2015 году была снижена до 0 минимальная величина процентной ставки по займам между взаимозависимыми лицами, совершаемых внутри России, при выходе за которую необходимо обосновывать рыночный уровень процентной ставки.
  • Введение в законодательство о налогах и сборах понятия займа, направленного на капитализацию дочерних предприятий, при котором такой договор займа, где кредитором выступает российская организация, в налоговых целях рассматривается как инвестиция в дочернее общество, проценты в налоговых целях облагаются как дивиденды, включая предоставление льготы при стратегическом участии.

Принятие подобного решения снимет часть проблем как с контролем за трансфертным ценообразованием по внутригрупповым займам, так и с налоговым контролем за «тонкой капитализацией».

  • Применение НДС к авансовым платежам

Комментирует Ирина Дудкина : «НДС с авансов от покупателей (и как обратная сторона – НДС в авансах поставщикам) – в определенной степени «головная боль» бухгалтеров. Так как аванс – это любая оплата до отгрузки, даже если отгрузка на день позже, и все в пределах одного налогового периода по НДС. И если не нарушать законодательство, на каждый «рубль», перечисленный авансом продавцу, нужно выписать счет-фактуру на аванс. Потом он зачитывается при отгрузке. Средняя оптовая фирма, торгующая недорогим товаром, должна выписывать до 500 сч-ф в месяц только на аванс.

Решением здесь могло бы быть предоставление права предприятиям начислять (зачитывать) НДС только на увеличение (уменьшение) остатка аванса от покупателя.

Кроме того, нельзя часто менять правила работы с НДСпоскольку каждый раз это перестройка бухгалтерских программ (с недоделками, отладкой и т.п.), программ электронной отчетности, обучение персонала, и др. Что мы наблюдали, например, при включении в декларацию по НДС книг покупок и продаж.

В то же время – работа без освобождения от НДС (по каким-либо статьям НК РФ) – прерогатива среднего и крупного бизнеса. И создавать им дополнительные проблемы – не в интересах государства».

  • Упрощение процедуры подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при экспорте.

Освобождение крупнейших налогоплательщиков от уплаты акцизов по товарам, реализуемым на экспорт, без представления банковских гарантий.

  • Контроль за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам
  1. увеличение суммового порога, при превышении которого внутрироссийские сделки будут признаваться контролируемыми, с 1 млрд руб. до 2-3 млрд руб. с последующей периодической индексацией в зависимости от уровня инфляции
  2. введение суммового критерия или иного критерия существенности в целях представления документации или в целях проведения (непроведения) контроля (например, если сумма доходов по сделке (группе сделок) составляет менее 5% от суммы доходов по совершенным за соответствующий календарный год сделкам между сторонами этой сделки (группы сделок), но не превышает 10 млн руб.)
  3. не признание контролируемыми внутрироссийские сделки налогоплательщиков, у которых есть обособленные подразделения, не оказывающие существенного влияния на деятельность налогоплательщика


3. Совершенствование порядка налогообложения НДС

Предполагается:

  • распространить на операции, облагаемые по нулевой ставке, общий порядок применения налоговых вычетов по мере постановки приобретенных товаров (работ, услуг) на учет и получения от поставщиков счетов-фактур
  • предоставить право на применение заявительного порядка возмещения налогоплательщикам, предоставившим поручительство материнской компании, у которой совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд рублей

Для обеспечения единообразного толкования норм Кодекса:

  • требуется установить порядок определения налоговой базы в отношении исчисления НДС при получении авансов в рамках договоров, заключенных в иностранной валюте (условных единицах), оплата по которым производится в рублях
  • предлагается установить право налоговых агентов принимать к вычету сумму НДС, перечисленную в составе авансового платежа, по аналогии с налогоплательщиками
  • следует уточнить нормы Кодекса, касающиеся вычетов по имущественным правам

В целях противодействия неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы предлагается:

  • установить обязанность при реорганизации восстанавливать НДС по имуществу, передаваемому правопреемнику, не являющемуся налогоплательщиком НДС
  • уточнить размер НДС, подлежащего восстановлению покупателем в случае перечисления авансовых платежей
  • уточнить порядок определения налоговой базы при реализации имущественных прав на нежилые помещения, кроме гаражей и машино-мест
  • установить обязанность налогоплательщика восстанавливать НДС, принятый к вычету по авансовому платежу, в случае если поставка не состоялась в течение определенного времени

При этом, как отметила Ирина Дудкина , «желательно, чтобы «определенное время» устанавливалось не принудительно законодательством, а исходя из вида деятельности и обстоятельств сделки».


4. Меры в части акцизного налогообложения

  • Индексация ставок акцизов

На 2016 и 2017 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом ИПЦ, заложенного в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития РФна 2016 год и на плановый период 2017-2018 гг. В тоже время отдельные решения по индексации ставок акцизов могут быть приняты с учетом принятия соответствующих решений на уровне государств-членов Таможенного союза о гармонизации ставок акцизов.

  • Порядок исчисления и уплаты акцизов

В планируемом периоде предлагается внести изменения в Кодекс, предусматривающие:

  1. установление акциза на средние дистилляты при одновременном введении порядка, при котором судовое топливо, направляемое на бункеровку судов, будет реализовываться без акциза
  2. уточнение действующего порядка освобождения от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции в части мер налогового контроля, применяемых в случае неисполнения налогоплательщиками, представившими в налоговые органы банковские гарантии, обязательств по уплате акциза
  3. выдачу специальных марок налогоплательщикам акциза на алкогольную продукцию только в случае предоставления ими банковской гарантии на уплату соответствующих сумм акциза
  4. порядок исчисления и уплаты акциза на биоэтанол, используемый для производства моторного биотоплива, согласно которому реализация биоэтанола в данном случае должна осуществляться без акциза


5. Меры в части налогообложения природных ресурсов

  • анализ практики применения НДПИ в отношении драгоценных и полудрагоценных камней и камнесамоцветного сырья с целью изменения существующих в настоящее время подходов к определению основных элементов налогообложения НДПИ при добыче драгоценных камней и камнесамоцветного сырья
  • подготовка предложений о приведении положений главы 26 Кодекса в соответствие с нормативной правовой базой в части классификации запасов углеводородного сырья
  • проработка возможности определения объектом налогообложения НДПИ при добыче руд четных, цветных, драгоценных и радиоактивных металлов химически чистого металла, содержащегося в добытой руде или в конечной продукции разработки соответствующего месторождения полезных ископаемых
  • рассмотрение целесообразности передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы по видам полезных ископаемых, относящимся к общераспространенным полезным ископаемым


6. Совершенствование налогового администрирования

  • Введение института предварительного налогового разъяснения (контроля).
  • Расширение перечня информации, не относящейся к налоговой тайне
  • Совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков как по вопросам формирования группы, так и по вопросам расчета и уплаты ее налоговых обязательств


7. Борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения

  • Обеспечение возможности автоматического обмена информацией по финансовым операциям для налоговых целей с иностранными юрисдикциями
Реализация данной меры позволит в 2018 году осуществить запланированное присоединение РФ к многостороннему соглашению по автоматическому обмену финансовой информацией, предусмотренному Единым стандартом отчетности (ЕСО) по финансовым операциям для налоговых целей, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и начать обмен.
  • Изменение порядка налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов)
  • Совершенствование правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний

Двум последним вопросам посвящена работа в рамках Рабочей группы № 11 по вопросом агрессивного налогового планирования в целях реализации пунктов 3 и 4 Плана BEPS. По результатам окончательной выработки рекомендаций ОЭСР / «Группы двадцати» в отношении ключевых положений будет принято решение о необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации по налогам и сборам.

  • Совершенствование правил налогообложения при трансфертном ценообразовании
  1. пересмотр требований к раскрытию информации о контролируемых сделках, содержащейся в документации о ценообразовании в целях налогового контроля и в уведомлениях о контролируемых сделках, в том числе с учетом предложений, опубликованных ОЭСР в рамках Плана BEPS;
  2. уточнение порядка применения методов определения цен для целей налогообложения, предусмотренных главой 143 Кодекса
  3. уточнение условий, при которых внешнеторговые сделки товарами составляющими основные статьи экспорта РФ (нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни), признаются контролируемыми
  4. уточнение полномочий Федеральной налоговой службы и территориальных налоговых органов при реализации положений раздела V1 Кодекса
  5. разработка порядка заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства

«Анализируя Основные направления налоговой политики РФ до 2018 года, можно сделать вывод, что в целом указанный документ содержит основные неотложные меры, направленные на дальнейшее развитие налогового законодательства, его стабилизацию, а также совершенствование налогового администрирования, что не может не сказаться положительно на развитии бизнеса и предпринимательской инициативы, улучшении инвестиционного климата в России», - заключила Лариса Рожкова, Директор Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI).

В то же время, по ее словам, «малому бизнесу все еще не приходится рассчитывать на реальное и ощутимое снижение фискальной нагрузки, поскольку "налоговые каникулы" предлагаются только для тех, кто вновь начал заниматься предпринимательской деятельностью. Что касается среднего и крупного бизнеса, то их также ждет пересмотр налоговых льгот, что может сказаться на реальной налоговой нагрузке».


Налоговая политика - это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Основные направления налоговой политики на 2015–2017 годы

Раздел «Меры в области налоговой политики » начинается с исполнения Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 12.12.2013. Вводятся особые условия для деятельности предпринимателей на территориях опережающего развития, а именно каникулы сроком на 5 лет по ряду налогов, и определяются эти территории.

Стимулируется развитие малого предпринимательства. Для этого субъектам РФ будет дано право устанавливать индивидуальным предпринимателям, подходящим под определенные критерии, налоговую ставку 0%.

Отдельно обозначена проблема уклонения от налогообложения, в том числе с использованием офшоров. В связи с существующей проблемой разработаны мероприятия по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефециарных собственников.

В соответствии с налоговой политикой в законодательство, связанное с налогами и сборами, будут внесены следующие изменения. Будет:

  1. Определено понятие налогового резидентства.
  2. Разработан механизм налогообложения прибыли иностранных компаний, в которых участвует налоговый резидент РФ. Такой механизм необходим из-за высокого риска вывода дохода в офшоры.
  3. Определены и согласованы порядки обмена информацией с низконалоговыми юрисдикциями, участия налоговых органов РФ в проверках за рубежом.
  4. Совершенствоваться налогообложение иностранных компаний.
  5. Разрешено требовать документы по контролируемым сделкам с налоговыми резидентами других государств вне рамок налоговых проверок.

Налоговая политика может быть одним из инструментов улучшения инвестиционного климата. Для этого разрабатываются дорожные карты - комплексы мер по совершенствованию процедур ведения бизнеса. Результатом реализации дорожных карт должны стать:

  • упрощение правил регистрации юридических лиц и ИП;
  • сокращение издержек при применении ККТ;
  • поддержка экспорта несырьевых товаров;
  • сближение налогового и бухгалтерского учета.

В налоговой политике на 2015–2017 годы отдельно выделено налогообложение физических лиц. Именно в «Основных направлениях налоговой политики на 2015–2017 годы» появились планы о том, что налоговой базой по налогу на имущество для физических лиц станет кадастровая стоимость недвижимого имущества. Также налоговая политика предусматривает в отношении физических лиц изменения к подходу по освобождению доходов от продажи имущества.

В рамках налоговой политики для стимулирования инвестиций планируется предоставить льготы по налогу на прибыль при реализации крупных региональных инвестпроектов. Также предполагается поддержать туристическую отрасль, виноградарство и виноделие.

Отдельно в налоговой политике обозначены ставки акцизов с учетом их индексации. А в части табачной продукции учитывается Концепция противодействия потреблению табака (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1563-р) и ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

Налоговая политика государства на 2016–2018 годы

Отличительной особенностью налоговой политики на рассматриваемый период является ее антикризисная направленность. В связи с этим:

  1. Планируется развивать новые производства не только на территориях опережающего развития, как в 2015 году, но и во всех субъектах РФ. Для этого субъектам РФ будет предоставлено право принимать решения о налоговых льготах для таких производств.
    Кроме того, с 2016 года налоговой политикой предполагается законодательно закрепить ограничения для региональных и местных властей по увеличению ставок региональных и местных налогов и региональной части ставки налога на прибыль в отношении вновь создаваемых предприятий промышленности. А также предусмотреть возможность применять для таких производств повышающий коэффициент 2 по оборудованию 1–7-й амортизационных групп, которое было изготовлено в рамках специального инвестиционного контракта.
  2. В плане налоговой политики предполагается поддержать развитие бизнеса путем повышения стоимости оборудования, которое можно списать единовременно, до 80 000–100 000 руб.
  3. Рассматривается стимулирование малого предпринимательства через спецрежимы.
  4. Предполагается упрощение процедуры регистрации и уплаты страховых взносов самозанятыми лицами.
  5. Планируется повышение порога по выручке в 1,2–1,5 раза, что позволит платить авансовые платежи по налогу на прибыль только поквартально.
  6. Продлевается использование величины процентной ставки 0% по займам между зависимыми обществами. В законодательство вводится понятие займа, направленного на капитализацию дочерних предприятий, где кредитор - российская организация, которое рассматривается в налоговых целях как инвестиции. Полученные при этом проценты с точки зрения налогообложения будут рассматриваться как дивиденды.
  7. Для исключения отказов со стороны продавцов от включения в налоговую базу по НДС полученных авансов в налоговой политике планируется упростить начисление и принятие к вычету НДС, уплаченного в составе аванса. А также решить другие вопросы, связанные с исключением потерь бюджета, которые возникают, когда покупатели ставят на вычет НДС по авансу, а продавцы не включают его в налогооблагаемую базу.
  8. Рассматривается возможность упрощения процедуры предоставления освобождения от уплаты акциза при продаже подакцизных товаров на экспорт, а также подтверждения обоснованности такого освобождения.
  9. Планируется оставить контроль за трансфертным ценообразованием, но при этом ввести критерии проверки, которые позволят снизить издержки налогоплательщиков.
  10. Для поддержания экспортеров налоговой политикой предусматривается упрощение процедуры получения вычета по НДС. Порядок получения вычета планируется сделать таким же, как по внутренним операциям (http://nalog-nalog.ru)