Надо, надо умываться по утрам и вечерам! ". А ещё и кожу увлажнять. Мой утренний ритуал


Приятного времени суток красавицы! Вот, решила показать как, чем и каким образом я провожу свой каждодневный утренний ритуал.Всем рада, всех люблю.Смотрим)

Что имею: комбинированная кожа, а сейчас, в летний период- даже жирная. Расширенные поры на носу и щеках, которые очень любят забиваться и превращаться в «чёрные точки».Высыпания бывают, но слава звёздам- уже не так часто, а больше в определённые периоды женской жизни)
Что люблю: мыло! Много мыла.Очень много мыла. Я умываюсь в 95% мылом. У меня кожа не сухая, поэтому для меня это идеальный вариант очищения. Люблю щётки.Тоже- в 95% умывания пользуюсь щёточками.
Что хочу: конечно же здоровую и чистую кожу.Максимально светлую, бледную даже. Стремлюсь).А ещё я в постоянном поиске идеальнейших мыл)Если нахожу очень удачное- запасаюсь по возможному максимуму. И ещё поняла очень важную вещь: даже для жирной кожи, которая теоретически дольше остаётся молодой-нужно увлажнение. С поисками средств увлажнения пока не так идеально, как с мылом.
То, что я Вам сегодня показываю- это достойная троица, которая меня только радует
Начнём-с


Название продукта: Grandpa"s. Baking soda soap. All purpose. Мыло с пищевой содой без запаха.
Развернутое мнение: без преувеличений-это моя любовь! Я так долго искала тебя, моя прелееесть. Прошу прощения за сантименты . Мыло чудесное. Для моей кожи оно идеально. В красивой картонной коробочке синего цвета, с портретом дедушки) Внутри запакован в пакетик.


Без красителя (по крайней мере видимого), абсолютно белый брусочек. Он невесомый- меньше 100 гм. Производитель заявляет, что мыльце «без запаха», но это лукавство- запах есть. Но это очень нежный, лёгкий и почти неощутимый запах.Запах соды и детского мыла. Пахнет и коробочка и само мыло- как в сухом, так и влажном виде.На коже этот аромат не задерживается вообще. На мыле видно название.Эти буквы смываются через несколько применений. Брусочек удобно держать в руках.Размер, не то что маленький, но конечно и не огромный (в сравнении с моими другими «товарищами» в 200 и больше гм).Пенится отлично.Я люблю когда пенка густая и её много. Вообще, у меня ощущение будто я лёгким кремом умываюсь- это вот такая нежная пенка! Кожа очищена прекрасно.Свежая и мягкая на прикосновение. А хотя, при слове «сода» так и ждёшь пересушенной кожи.


Мыло универсальное: я им умываюсь, могу помыть тело, при бритье использовать и для интимной гигиены.Мне подходит)Пробовали купать ребёнка- нежную детскую кожу не пересушило это мыло!
Есть конечно и недостатки мелкие.Во-первых мыло мягкое по текстуре- на нём остаются «следы» ногтей, и к середине своего жизненного цикла- оно теряет окончательно форму, и из него можно лепить шарик или другую фигуру. Во-вторых, оно быстро у меня расходуется. Конечно, я им активно и каждый день пользуюсь, но как-то привыкла, что мыла мне хватает уж на месяца 1,5 точно. Здесь на месяц и впритык.Но не выбрасываю обмылок, а вот прям до победного конца извожу.


В закрытой мыльнице не раскисает, но немножко расслаивается. Возможно я и придираюсь, мне ведь хочется чтоб моя «любовь» была идеально во всём Но за эффективную и отличную работу на моей коже- я могу простить и эти мелкие недостатки).
Цена: 235 рублей
Срок тестирования:2 куска мыла- 2 месяца
Оценка:5


Название продукта: Lily of the Desert 99% aloe vera. Gelly soothing moisturizer. 99% желе-гель алое вера, увлажняющий.
Развернутое мнение: т.к ко мне в голову пришла потрясающая, и такая новая мысль, про «обязательное, непоколебимое увлажнение кожи», я решила действовать.А на улице лето.Жара 30 и выше градусов. А в голову мысль-то пришла и чего-то и сопротивляться не могу-надо мазать на себя крем или чего-то ещё, чтоб дольше оставаться молодой И я решила найти увлажнитель, но такой, который подойдёт для адского пекла и не будет толстым слоем лежать на моей запотевшей моське. И я нашла.И очень удачно так, нашла)
Чистый (ладно, на 99% чистый)- желе, он же гель из алое вера. К этому растению у меня претензий нет- оно действительно удачное природное чудо для косметологии. Гель, в удобном, прозрачном, но жёлтого цвета тюбике.С крышкой хорошей. Абсолютно прозрачная субстанция без запаха. Склизкий. Т.е. это действительно гель -меня не обманули . Выдавливаю небольшую горошинку и растираю по лицу. Сразу же появляется ощущение лёгкого ветерка по мокрой коже после душа- о как! Немного стягивает, но это ощущение быстро спадает… Впитывается быстро, и абсолютно нет эффекта тяжести, как от крема.Кожа не жирная, но гладкая, и будто, напитанная влагой.
После походов под адским солнечным пеклом (Куда бы переехать, где круглый год облачно и пасмурно?) моя кожа - и на лице и на теле- пышит жаром и горит.И веснушки тут как тут, которые меня бесят страх как! Так вот-этот гель -спасение.Я думаю.что при солнечный ожогах лёгких, после загара- этот гель как первая помощь необходим!
Я гелем пользуюсь сразу после утреннего умывания, ну и иногда вечерком после жаркого дня. Это моё спасение на лето.Конечно на осень и зиму, нужно искать другой увлажнитель-плотнее.
И да- он безумно экономичный.Горошинки хватит на всё лицо!

Цена: 230 рублей
Срок тестирования: почти месяц
Оценка:5



Название продукта: Ebelin.Brush for face

Развернутое мнение: обыкновенная щёточка для чистки лица. Прозрачный пластик, синтетическая щетина. Щётка лёгкая, в прозрачном чехле (или как?) на щетинке. Удобный размер. Щетинки средней жёсткости- даже больше к мягкости. Вспенивает мыло хорошо.Самое главное- она круто справляется с забитыми порами.Вот это плюс любой щётки для лица. Я одно время подумывала о покупке классной щётки со сменными насадками, которая будет от батареек, сама чистить мне кожу.Сейчас я передумала, ибо моя малышка щёточка ну не уступает, как минимум).Она у меня уже давно, немного не цивильный вид- но она такая хорошая, она труженица в моём тылу))Мыть её легко, да и много места по хранению она не занимает.Люблю.


Цена: 1 или 2 евро.
Срок тестирования:1 год.
Оценка:5

Таким образом, утренний ритуал умывания и ухода за лицом выглядит так: намыливание лица, активная чистка-массаж, смывка пенки, нанесение алое геля.

Спасибо за внимание.Ваша Fish)

Да, и ещё, говоря о позитиве, я говорил о МЕДИТАЦИИ.

Не надо пугаться этого слова - это всего лишь слово, обозначающее состояние ПОКОЯ и МИРА с Собой и Миром, вокруг себя. Состояние Присутствия в Этом мире, а не в том, что выдуман тобой, твоими Желаниями, Эмоциями..., того мира, который в прошлом, либо в будущем, но не в том, который Здесь и Ща.

И медитация - это, в сути своей, не сидение в лотосе, не погружение в безначалие и бесконечность, с атрофированием чувств, а ОСОЗНАННОСТЬ каждого мига жизни во всей, насколько это возможно в данный момент, его полноте.

ПОПЕЙТЕ ГОРЯЧИЙ ЧАЙ, как я прендлагал несколько лет назад, во всей полноте ОЩУЩЕНИЙ вкуса чая, запаха, тяжести чашки и прочего, без единой посторонней мысли о чём - либо постороннем, кроме чая и Вы поймёте и почувствуете о чём я. И эта медитация много действенней, чем многочасовое сидение в лотосе, размышляя о буддийской философии.

Утром, улыбнувшись солнцу, не бросайте это чувство - эмоцию Радости, сохраните ее в себе. Пусть она останется в Вас " В куче дел, в суматохе явлений..." (В, Маяковский). Вот - медитация!

Медитации на Пустоту и Бессамостность, если они пока не Ваши, ничего, кроме разочарования и нигилизма, ВАМ не принесут.

И если Вы сможете не внушать себе что - либо, что почти необходимо вначале практики,если Вы приняли ЭТО, как своё, а просто Увидеть, Понять, Почувствовать то, что Вам хочется чувствовать, КАК СВОЁ, то Вы в сердце практики (Медитации), и если Вы пережили это, то Вы - медитация, которой больше нет, как формальной,и Вы - есть сама медитация.

Всё - очень просто и наоборот. :-)

Лен, и я в этой "фишке" НЕ про - "Разденься", как в песне НАУ. И не про душ - смывающий что -то. "я" вообще ни про что конкретно, и про то, что каждый прочтёт сам для себя. Возможно в себе.

То, что пишу, - это простые, примитивные понятия. Вот и всё. И ничего больше.Поверь.

Для чего пишу?

Просто - прищло и нужно отдать. И отдаю,ЗНАЯ, что ни в одной букве нет зла.

Как и Добра - с МОЕЙ стороны. ПОЧЕМУЧТО если Я стану нести Добро, то Я перестану нести Добро.

Это - аксиома, проверенная жизнью.

Вот - твой душ. :-)

И представляешь, Лен,такую фишку.....

В прошлом моём ретрите - ноябрь - декабрь 2017, где - то в середине, когда проводил практику Гелуг, т.е. - начитка мантр, церемониалы и прочее - внешнее, не дзадзэн, где внутреннее - медитация, ко мне пришел ТАРАКАН.

У меня их много, мы соседи, не в этом суть.

Представь - горит яркий свет на алтарь, где божества, дым благовония и я в полуметре от статуэтки Будды и выходит таракан, я пою мантры, подходит к Будде и сидит перед ним. Я пою мантры. Он сидит. Я подношу мандалу. Это - мои руки почти в сантиметре от статуэтки Будды - он сидит. Только усы шевелятся. Это - как?

тот таракан был со мной до окончания Посвящения заслуг - почти 40 минут, до конца ритуала. Он прошёл вдоль всех божеств, прошёл по Будде,сидя на его голове и уйдя вниз и опять придя на своё место перед Буддой. Несмотря на мои руки, что были в милиметрах от него.

Кто этот таракан?

И таракан ли он?

То ЕДИНСТВО, что он принёс я давно понял и до этого, а что ещё?

М. б. единство - единства?

Кто - то скажет - Таракан был просто пьян, он надышался дымом благовония. - и это тоже правильно и возможно.Почему нет?

Всё возможно....

И кого Вы боитесь?

Неужто Себя?

Или мнения Других о Себе?

Так оно,то мнение, только в них, не в Вас!

И зачем? бояться себя, когда можно просто стать Собой?

94 просмотра и только ГРЕТА- ЛЕНА открыла кран чистой воды, которой можно умыться и которую можно пить.

Неужели никому из 90 Людей,просмотревших эту тему, нечего сказать? О Себе, о Мире вокруг Вас? О том, КАК Вы видите этот мир?

Ведь почувствуйте,ЗДЕСЬ нет ничего реального и ЕСТЬ тот реал, что возникает внутри нас, читая этот нереал...

И. пожалуйста,поверьте и поймите - в моей теме нет ничего, зовущего куда то и к чему - то. просто говорю об УТРЕННЕМ УМЫВАНИИ Себя, перед выходом в мир. СЕГОДНЯ умывшись, Вам, возможно не потребуется ЗАВТРА умываться....если ВЫ чисты, к чему умывание?

И для всех, кто ищет негатив в позитиве, для тех, кто ищет зацепку для продвижения своего - ПОЖАЛУЙСТА, ПИШИТЕ, мне будет интересно!

Насчёт ответа - не обещаю, только если МНЕ интересно и созвучно. Главное - чтобы ВЫ сказали Своё, так нужное Вам, поверьте!

Есть в интернете такая сеть, называется СПРАШИВАЛКА. Я там задал вопрос, адресованный исключительно верующим христианкам в таком примерно виде " Если вас муж ударит по щеке вы ему подставите другую?" Как вы думаете, сколько верующих христианок написали, что подставят другую щёку?

Вить, привет!

Думаю ни одной по делу - по теме вопроса, от себя лично.в этой ситуации.

И несколько с претензией - Да кто ты такой, чтобы задавать подобный вопрос??

И в их комментах была ЗЛОБА, на ту ситуацию, что ты воспроизвёл в них своим вопросом, злоба на то, что они в своей жизни столкнулись с этим, пережили это. Их Бог им судья! Не мы.

Что касается лично меня, хоть я не женщина, то Я бы подставил другую щёку. В ПРИНЯТИИ больше плюсов для дальнейшей совместной жизни, чем удар мужу сководкой по башке:-) Во - первых женщина, по природе своей - созидательница, хранительница. И что для неё такое - другая щека, просто массаж лица, в сравнении с будущей семейной жизнью с тем же мужем, который "Любит, если бьёт" Это мужику пощёчина в падлу. - Почему ты не сломал мне нос, а ударил ладонью??? Я убью тебя!!! - Фонтан агрессии и без умия....Женщины более умны и практичны в настоящем, хотя, как ни странно, более подвержены фонтанам чувств(эмоций), которые часто ставят мужиков в тупик не сообразующийся с их, мужиков, довольно примитивной логикой.

И уж верующие христианки, буддистки, мусульманки - это полный ПРИВЕТ! И ЭТО - ПРЕКРАСНО!!!

Просто - это их колея. по которой они движутся по жизни, и это много лучше для них и остальных, чем бездорожье активного атеизма!

АТЕИЗМ - это отрицание приятия и тем самым принимающим отрицание, как приятие. Атеист просто пуст, как пустая, выброшенная бутылка из под вина. В ней может свистеть ветер, собираться роса, но вина в ней нет и не будет, до переплавки в что - то другое.

Нельзя не верить ни во что.

И нужно ли истово верить во что - то?

И может лучше просто доверять самому (ой) себе негромко веруя в то, во что веришь и не отрицая вер других?

Из сотни человек, которые прислали ответы нашлась только ОДНА женщина, которая написала, что подставила бы вторую щёку! Все остальные варьировали ответы от " коленом по известному мужскому месту" до "Сковордой по башке". И это писали женщины, которые искренне считают себя последовательницами Христа.Большинство уверены, что про щёку это вообще алегория и НИКТО не подставит в реальности другую щёку, не бывает таких людей, которые не ответили бы на удар ударом!

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Жанна Краснова
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

Конспект занятия по КГН в средней группе

«Надо ,надо умываться по утрам и вечерам »

Провела : Краснова Жанна Викторовна

Цель :

Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. Развивать самостоятельность в выполнении КГН.

Задачи :

Учить детей рассуждать через знакомые ситуации встречающиеся в ежедневной практике;

Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде (мыло душистое, розовое; полотенце пушистое, мягкое; вода горячяя,холодная,теплая) т. д.

Закреплять умение детей выявлять качества, свойства предметов;

Учить использовать в речи слова антонимы, использовать в речи названия предметов и его действия (Самолет летает, пароход плывет) ;

Продолжать работу по отработке воздушной струи;

Закреплять у детей знания последовательности действий в процессе умывания ;

Материал : воздушный шарик, рисунок с Антошкой, 2 ведерка мс водой (горячая, холодная,мыло,деревянный кирпичик, бумажное,тканевое полотенца.

Дети сидят на ковре. Приходит телеграмма «Встречайте, я лечу. Незнайка»

Воспитатель Интересно,на чем же прилетит Незнайка. У меня есть картинки, давайте посмотрим и попробуем отгадать.

Воспитатель показывает картинку с автобусом,лодки,самолета, воздушного шара.

Вопросы к детям по картинкам –Что это? На нем Незнайка может прилететь? Как движется ….?

Дети доказывают, на чём может прилететь, а на чём не может.

Стук в дверь. Влетает Незнайка на воздушном шаре, в руках у него рисунок.

Незнайка Здравствуйте дети, а вот и я!

Воспитатель Здравствуй Незнайка, мы тебя ждём. А что у тебя в руке?

Незнайка Это я нарисовал своего друга Антошку и решил вам показать.

Воспитатель Незнайка,а твой друг Антошка по утрам умывается ?

Незнайка Да, умывается .

Воспитатель Дети,а как вы думаете Антошка умывается по утрам ?

Дети. Нет

Незнайка. А как вы узнали?

Дети. У него грязь на носу, на лбу. На руках, на щеках. Он грязный.

Воспитатель А у нас все дети умываются по утрам ,а ты Незнайка,умываешься ?

Незнайка Нет, а зачем?

Воспитатель Дети расскажите и докажите Незнайке,зачем надо умываться мыться (

рассказы детей о пользе воды мыла и что будет если не мыться)

Воспитатель А еще мы знаем одного мальчика, который не умывался ни по- уторам , ни по -вечерам и с ним случилась вот такая история. Чтение отрывка из «Мойд Воспитатель одыра»

Незнайка Ой! Я буду умываться . Я не хочу, чтоб от меня сбежали вещи.

Воспитатель Ребята давайте научим Незнайку умываться ? Что нам нужно для этого?

Дети Вода тазик мыло полотенце

У воспитателя на столе 2 ведёрка с водой, горячая и холодная. Предложить детям определить, какая вода в ведёрках.

Воспитатель Холодной (горячей) можно умываться ,мыться, почему? А в какой можно?

Дети В тёплой

Воспитатель А у нас нет теплой воды, где взять,как можно сделать теплую?

Дети предлагают смешать горячую с холодной.

Воспитатель Ну вот,вода есть а где мыло?

Незнайка Не надо мыла ,оно кусается я его боюсь

Воспитатель А у нас дети не бояться мыла. Расскажите дети незнайке почему не надо бояться мыла .

Дети Мыло убивает микробы,смывает грязь,а чтобы не щипало надо закрыть глаза .

Воспитатель Вот у меня 2 предмета,какое из них мыло?

Дети сравнивают мыло и деревянный кирпичик. Мыло- душистое, твердое,ароматное, гладкое, скользкое, пенится. Кирпичик- твердый гладкий. Предложить детям сделать пену и подуть на неё.(воздушная струя)

Воспитатель Мыло есть, нужно полотенце. Давайте определим какое из них полотенце (на столе бумажное и тканевое полотенца) . Дети определяют какое из них настоящее полотенце (мягкое, пушистое,хорошо впитывает воду)

Игра «Дед Мазай»

(чистят зубы,расчёсываются,умываются и т . д)

После игры дети умывают Незнайку . Воспитатель обращает внимание детей на рисунок Незнайки.

Воспитатель Дети, посмотрите,у Антошки исчезла вся грязь, теперь он чистый как Незнайка.

Незнайка Спасибо, ребята, я теперь всегда буду умываться и Антошку научу . Досвидания!

В конце чтение отрывка из «Мойдодыра» «Надо ,надо умываться по утрам и вечерам…

Публикации по теме:

«Чтобы полюбить природу – ее надо узнать!» Природа написала для нас, ее детей, интересную, познавательную, научную, приключенческую книгу,.

" Дружбой надо дорожить" В рамках проекта " Дружбой надо дорожить", целью которого является воспитание дружеских чувств - доверия, взаимовыручки,.

Развитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у ребенка- первый шаг к здоровью человека. Это основа для физически крепких и здоровых.

Консультация «Если ребенку надо выучить стихотворение…» Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты».

Консультация «Надо ли учить детей давать сдачи?» «Надо ли учить детей давать сдачи?» Часто бывает так, что, став свидетелем ссоры и драки с участием своего ребенка, мама пребывает в растерянности.

В шла речь ситуации в городе с точки зрения санитарно-гигиенических условий. Поэтому логично будет продолжить этот же разговор, но в несколько ином разрезе. Как же в те времена обстояло дело с личной гигиеной, уборкой, стиркой и прочими бытовыми мелочами? Хорошо или плохо? И что понималось под этим «плохо» и «хорошо»?


Миниатюра XV в., на которой изображены средства для гигиены и макияжа - ракушки, коралл и каракатица и т.д.

Как бы это странно не звучало, но некоторые историки, основываясь на дошедших до нас документах, высказывают мнение, что в Средневековье состояние дел с точки зрения гигиены было гораздо лучше, чем в Новое время. Хотя споры об этом по-прежнему не утихают. Археологические раскопки, миниатюры, а также посмертные инвентарные списки свидетельствуют о наличии в домах состоятельных людей деревянных ванн для мытья, бассейнов для купания, чанов для стирки белья, бадеек и кувшинов для воды, подтверждающих, что гигиена занимала большое место в жизни средневекового общества. Одновременно с тем существовали слои населения, практически не знавшие гигиены, - это были городские бедняки, голодающие крестьяне, а также воины, отправившиеся в военный поход.

Что касается и поддержания порядка в жилище, до нашего времени дошёл трактат о ведении домашнего хозяйства «Le ménagier de Paris», составленный в конце XIV в., который подробно рассказывает, как следует содержать дом. Историки очень любят ссылаться именно на этот трактат, где содержится множество любопытных сведений, свидетельствующих о том, что домашнему порядку уделялось пристальное внимание. Чистота и опрятность в доме считалась одним из главных элементов комфорта. Резиденции знати и особняки буржуа поддерживались в идеальном порядке с помощью целого штата слуг и работников, которые занимались стиркой, мойкой посуды, уборкой, т.е. приведением дома в надлежащий вид.

В одном из манускриптов говорится о том, как следует жене заботиться о своём муже, чтобы он не покинул её: «... муж не побоится ни холода, ни дождя, ни града, если знает, что вернётся в уютный дом, где его разуют у жаркого очага, омоют ноги, подадут новые штаны и башмаки, хорошо накормят, хорошо напоят, хорошо обслужат, обойдутся с ним по-хозяйски, уложат на чистое бельё, наденут чистый колпак, хорошо укроют добрыми мехами...». Самой часто выполняемой работой по дому была уборка полов. Полы в простых скромных жилищах на первом этаже были земляные, на втором - дощатые, а в богатых домах пол выкладывали плиткой. Их подметали с помощью берёзового веника или метлы, а пыль с тканевой обивки удаляли щёткой и лозой. Для смахивания паутины с потолков использовали специальные щётки с длинной ручкой.

В «Le ménagier de Paris» особо подчеркивалось: «... чтобы рано утром подметали у каждого входа в дом, залы и другие места, куда входят люди, останавливаются для разговора, и чтобы содержалось всё в чистоте, и ступени у скамеек также; обивка, подушки, ковры на скамьях чтобы были выбиты, чтобы в них не было пыли; и чтобы и прочие комнаты, где не бывают посетители, тоже убирали и содержали в чистоте, - и так изо дня в день, как подобает в доме при нашем положении». Полы мыли тщательно и не жалея воды. В том же трактате говорилось о том, что кухню необходимо убирать каждый день, поэтому в кухне выложенный плиткой пол иногда делали с небольшим уклоном - таким образом вода легче стекала и пол быстрее высыхал.

Уборка в домах обеспеченных горожан завершалась его ароматизацией. В комнатах раскладывали растения и увлажняли их, чтобы придать воздуху приятный запах мха, свежей травы или цветов - ирисов, лепестков роз или маргариток в соответствии с сезоном. Комнаты в доме достойного сеньора или буржуа должны быть хорошо проветрены, пол увлажнён, а вредные насекомые изгнаны. Считалось, что от клопов помогает опрыскивание комнаты люпиновой водой, а мух ловили с помощью мухоловок, обмазанных медом, или выкуривали дымом от сжигаемого сена. Для этих же целей советовали держать комнаты закрытыми, при этом затянув окна вощёной тканью или промасленным пергаментом, которые предположительно выполняли ещё одну дополнительную функцию. Дело в том, что в некоторых домах уже появились оконные стекла, представляющие собой соединённые металлической сеткой стеклянные кружочки, по сути, являющиеся линзами. Проникающие через них солнечные лучи сильно нагревали воздух, поэтому его пытались хоть немного охладить, обтянув рамы тонким холстом или бумагой.

Хозяйскую утварь хранили на полках или в сундуках. Стенные полки позволяли разместить посуду и продукты на высоте, тем самым предохраняя их от излишней грязи. Сосиски, колбасы, окорока подвешивали на крюки, чтобы домашние животные не могли их стащить. Столы, сделанные из нескольких сколоченных досок, установленных на козлы, разбирали после каждой трапезы и прислоняли к стене. Посуду чистили песком и водой, а затем сушили на треугольной каменной кладке, расположенной над дверями дома или на кухне. Ничего не должно было валяться кое-как, тем более дорогостоящая и, следовательно, ценная одежда. Её развешивали на шестах или складывали в сундуки. Платяные шкафы ещё не существовали, разве что в церковных ризницах или в больших лечебницах.

Постель перестилали каждый день, простыни и покрывала тщательно расправляли с помощью специальной палки. В тех домах, где средства это позволяли, использовали матрасы, сделанные из дорогого гусиного пуха или перьев. Матрас застилали покрывалом, а поверх клали белое полотнище, на котором легко можно было заметить вшей или клопов и избавиться от них. Ещё можно было накинуть на матрас овечью шкуру, в кудряшках которой оставались вредные насекомые. Если матрас был сделан из дешёвых материалов, то проще было его выбросить. В домах аристократии и королевских апартаментах покрывала использовали ещё и для того, чтобы защитить роскошные стеганые одеяла от грязи, которую приносили собаки, ведь господским собакам позволялось спать на кроватях. Эти покрывала периодически стирали или чистили вручную, чтобы избавиться от блох. Нательное белье кипятили в воде, обогащённой золой, а затем терли мылом, сделанным из говяжьего жира. Простыни кипятили, затем отбеливали и сушили, раскладывая на траве или растягивая на специальных шестах. Что касается верхней одежды, её не стирали, а регулярно проветривали, чистили щеткой и очищали от жира в проблемных местах.

Развитие средневековой медицины послужило причиной тому, что принципы персональной гигиены (пусть на довольно примитивном уровне) распространились не только в аристократической среде, но и в обществе в целом. Чистота стала одним из важных элементов образа человека, признаком цивилизованности. Считалось, что сохранение здоровья напрямую зависит от соблюдения гигиены. По мнению медиков, здоровье - это результат уравновешенности четырёх составляющих: жары, холода, сухости и влаги. Все больные люди - горячие и сухие, поэтому они должны быть уравновешены влажными компонентами. И врачи предписывали ванны чуть ли не от всех болезней.

Посещение бань и парных было одним из способов лечения, который обычно дополнял процедуру кровопускания. Помимо принятия ванн, врачи советовали чистить зубы каждый день и мыть волосы раз в неделю, правда, ни больше и ни меньше. Купальни занимали особое место в средневековой жизни, как с медицинской точки зрения, так и с сакральной. Купальни использовались людьми всех возрастов, но с разной частотой. Младенцев купали несколько раз в день перед очагом. Беременные женщины и хворающие пожилые люди погружались в ванны с настойками лечебных трав. Также были ритуальные купели для мужчин перед их посвящением в рыцари и для омовений дам через 30 – 40 дней после родов.

В каждом средневековом городе работали бани и парные. Известно, что в Париже в 1297 г. действовало 26 парных, а ремесло банщика было признано наряду с другими. С самого утра на улицах города раздавались бодрые крики банщиков, которые зазывали посетить свои заведения. Посещение было платным: поход в баню обходился в 4 денье, в парную - 2 денье. Здесь же трудились брадобреи, а в некоторых банях предлагали принять лечебную ванну. В одни ванны можно было погрузиться полностью, в других сооружали сидения. Бани были как и отдельные для мужчин и для женщин, так и смешанные, куда мужчин и женщин пускали по очереди. Примерно с XII в. во Франции в Бурбон-л"Аршамбо в Оверни, в Пломбьере и в Пуотзолли в Италии появились водные курорты, пользовавшиеся большим спросом. Там были обустроены гостевые номера, банные кабинеты, сопряжённые с комнатами отдыха.

Например, на таком курорте лечили ревматизм с помощью тёплых ванн, причём лечение проводилось в зависимости от фаз Луны. Многие владельцы замков и дорогих особняков имели в своих домах даже не простые ванные комнаты, а отапливаемые, так как их устанавливали рядом со спальней или кухней. Ванну застилали простыней, чтобы не касаться телом её деревянных стенок, наполняли горячей водой, которую затем разбавляли холодной, чтобы достичь приятной температуры. В случае, если надо было устроить влажную парную, то ванну сверху накрывали ещё одной простыней. Чтобы не ходить по холодному полу босыми ногами, иногда на пол стелили коврик. Рядом с ванной обустраивали полочку для банных принадлежностей. Если денег совсем было некуда девать, то могли делать специальную комнату для переодевания. Для умывания использовали каменную раковину, встроенную в стену, или таз.

Обычные жители были лишены подобной роскоши. В лучшем случае один раз неделю они ходили в общественные купальни и/или к цирюльнику для бритья и мытья волос, а чаще сами мылись в тех же лоханях, где стирали белье. Мужчины и дети купались в речках и озерах, иногда даже во рвах, окружающих городские стены (но там было не слишком уж и чисто), купались не только для удовольствия, но и чтобы смыть грязь с тела. Сельчане были менее придирчивы к телесной чистоте, чем жители городов. Тем не менее, всем и каждому предписывалось мыть ноги вечером, руки перед едой и после, а каждое утро умывать лицо. Среди крестьянских вещей были обнаружены бадьи, кадушки, банные полотенца. Кроме того, некоторые профессии требовали соблюдения чистоты. Например, врачи-хирурги должны омыть руки перед операцией, как священники перед чтением мессы. Но надо заметить, что эта процедура носила чисто ритуальный характер. В XV в. для этого нередко приглашали банщиков. Также купание было обязательно для виноградарей, которые мяли виноград в бочках. Но не всё было так хорошо. Процесс нагрева воды был сопряжен с большими проблемами: дрова все дорожали, а сам огонь мог привести к пожару.

Бродячие торговцы продавали различные туалетные принадлежности - бритвы, маленькие зеркала, пинцеты для удаления волосков, лопаточки для чистки ушей, а также зубочистки. У лавочников или в аптеке горожане могли приобрести мыло - сарацинское (чёрное) или французское (белое). Французское мыло было по консистенции либо мягким, похожим на пластилин, либо в твердых кусках, клеймённых крестом. Мыло делали, смешивая пепел и животный жир или оливковое масло. Мыло использовалось прежде всего в медицинских целях, а для ежедневной гигиены чаще брали разные мылящиеся растения. Например, из сапонарии (мыльнянки) делали брикеты под названием «herbacos» (травяные), которые в высушенном виде применяли в качестве мыла. Чтобы удобнее мылить себе спину купальщики пользовались губкой, закреплённой на длинной палке.

Какие ещё были средства для купания, принятия ванн и умывания? В помещении, где проходило купание, раскладывали ароматные цветы и травы. Воду в ванне тоже ароматизировали травами, маслами или розовой водой. Из трав использовали петрушку, укроп, подорожник, ромашку, сельдерей, дикий лён, ракиту, овсяные зёрна и многие другие, названия которых мне ничего не говорят. Кроме этого различные сочетания трав добавляли в воду, которой опрыскивали горячие камни парилен. Наш любимый «Le Menagier de Paris» настоятельно советует: «Сделайте воду для мытья рук за столом: вскипятите шалфей, затем процедите воду и охладите её, пока она не станет чуть тёплой. Или используйте ромашку, майоран или розмарин, вскипятив их с кожурой апельсина. Лавровые листья тоже хороши».

Волосы, как один из определяющих факторов привлекательности и мужчин, и женщин, были предметом особых хлопот. В состав шампуней входили такие ингредиенты, как зола папоротника или виноградной лозы, яичные белки. Женщины, главным образом в Италии, старались осветлить себе волосы. Мужчины красили седину и боролись против облысения. Для расчёсывания волос изготавливались щётки и гребни из дерева, кости, слоновой кости. Расчески представляли собой двусторонний гребешок. С одной стороны гребешка были редкие и крупные зубья для распутывания и приглаживания волос, а с другой - более частые и мелкие для вычесывания вшей и гнид.

Повреждённую ярким солнцем или агрессивным макияжем кожу средневековые красавицы очищали и смягчали с помощью губки, пропитанной кашицей из семян дыни, а для отбеливания кожи наносили на неё молочную сыворотку. В аристократической и буржуазной среде каноны женской красоты отвергали веснушки и пятна на коже, которая должна быть белоснежной, подобно листьям лилии, хрусталю или снегу. Этого добивались с помощью пудры из морских улиток, маленьких белых ракушек или свинцовых белил, которые сильно портили кожу. Не меньшую опасность для здоровья представляла собой и паста для депиляции на основе извести, предающая коже гладкость и столь ценимую белизну. По одной из версий этот способ избавления от волос принесли в Европу рыцари, вернувшиеся из крестовых походов.

Белизна зубов и свежесть дыхания ценились не меньше, чем белизна кожи. Для чистки и отбеливания зубов использовали шарики зубной пасты из костей каракатицы или толчённого белого коралла. Для укрепления дёсен делали отвар из чертополоха. Розовая вода, мята, корица приятно освежали дыхание. Но зубная боль доставляла людям нестерпимые мучения - всем нам понятно на каком уровне находилась «стоматология».

А как же поживали бедные средневековые монахи, которых обвиняют в том, что они сами не мылись и другим не давали? Как всегда у каждой медали есть две стороны. Действительно, существовали монашеские ордена, имеющие очень строгие уставы, или отшельники, которые стремились подвергать себя всякого рода испытаниями, в том числе крайне суровым постом или телесной нечистотой. Однако большинство орденов проявляли бОльшую заботу о чистоте и опрятности своих братьев. Начнём с того, что во многих монастырях была проложена канализация - подземные трубы для стока хозяйственных вод, а также водопровод, по которому вода поступала в кухню и в монашеские кельи. Ещё с VII в. в некоторых монастырях начали действовать бани с горячей водой. Бани часто располагались рядом с помещениями, где спали монахи. Надо отметить, что монахам не всегда позволялось мыться горячей водой во избежание «получения чувственного удовольствия».

Среди утвари, которая использовалась на монастырской кухне, были такие предметы, как лохань для горячей воды для бритья, корыто или ведро, в котором постоянно находилась мыльная вода для частого мытья рук, и котёл на железной треноге для стирки. На территории монастырей стояли фонтанчики для мытья рук. Час, день и сам процесс мытья, бритья и стирки (в меньшей степени) был регламентирован: когда можно разговаривать, когда нельзя, когда надо петь псалмы, какие можно делать движения, а процесс мытья проходил под наблюдением старшего брата. Причём монахам строго-настрого запрещалась опаздывать в баню!

Уставы некоторых орденов дозволяли мыться несколько раз в год, в других - «банные» дни были раз месяц. Эти ограничения касались монахов находящихся в добром здравии, больные же имели право мыться в любой момент. В некоторых орденах запрещали купаться в реках и озёрах, но это было обусловлено «рамками приличия» - нельзя показываться на людях в таком виде, однако монахи при этом имели горячую воду в монастырских помещениях. Например, в монастыре Клюни монахи умывались каждый день, брились перед большими праздниками (14 раз в год), мылись, правда, всего 2 раза в год, а по субботам мыли ноги и чистили обувь. Монахи сами стирали свою одежду, поэтому в монастырях были оборудованы прачечные и имелся запас мыла и щёлока. В орденах, где монахам дозволялось ношение сорочки, их выдавали по 2 штуки: «Одну - носить, а вторую - стирать», - так было сказано в уставах. В среднем стирка сорочек проходила каждые две недели. Иногда одежду предварительно замачивали в горячей воде. Стирка скатертей, салфеток, полотенец и носовых платков проводилась еженедельно. Любопытно, что в некоторых монастырях было запрещено развешивать выстиранную одежду, тогда её либо раскладывали на траве, либо сушили в помещениях.

Для мытья головы могли использовать воду со щёлоком после того, как в ней кипятили белье, а мыльные брикеты тратили бережно - их использовали после того, как грязь была удалена с рук или тела обычной водой. В одном из текстов 1305 г. упоминается о душистой воде, которую монахи настаивали на шалфее, майоране, базилике, мяте, руте и розмарине, а затем использовали в гигиенических целях. Поэтому к родоначальникам лосьонов с полным правом можно отнести и монахов. Так что, монахи не были такими уж грязнулями (для своего времени, не для нашего). Например, в картезианских монастырях, где использованию горячей воды и поддержанию порядка уделялось особое внимание, не было клопов. Правда, среди современников бытовало и другое объяснение этого чуда - клопы отсутствовали либо по причине того, что эти монахи не употребляли мясо, либо это была особая милость Небес!