Начинается петровский пост. Петров пост: когда, сколько длится, календарь питания, как провести, что нужно делать, что можно, что нельзя, приметы, обряды, традиции. Установление Петровского поста

Пост помогает людям очищаться от грехов путем воздержания от телесных благ. Петров пост имеет множество важных традиций и церковных правил, о которых будет не лишним вспомнить сейчас, накануне его начала.

Петров пост — это первый постный период за лето. Конечно, по своему духу он не похож на Великий пост, но он выполняет немного другие задачи. Ранее мы писали о пяти вещах, от которых необходимо отказаться в Великий пост . У периода первого летнего воздержания немного иные приоритеты. Это не случайно: правила каждого поста во многом связаны с историей его появления, а также с событиями, которые он освящает.

История

Другое название Петрова поста — Апостольский пост или пост Пятидесятницы. Он начинается по прошествии семи дней после праздника Троицы, то есть дата начала этого периода не фиксированная. Связан Апостольский пост с двумя самыми почитаемыми и известными святыми в православной церкви — Петром и Павлом.

Апостольский пост проводится у христиан всех конфессий. Утвержден он был впервые Константином Великим в 4 веке. День памяти Петра и Павла — 12 июля. Именно в этот день принято заканчивать Петров пост. В связи с тем, что начало поста может приходиться на разные дни, а конец всегда фиксирован, его длина варьируется от 6 недель до всего одной.

Народное название поста — «Петровка-голодовка». Дело в том, что к этому времени обычно заканчиваются все припасы с прошлого года, поэтому люди потуже затягивают пояса перед первыми сборами урожая.

Есть один интересный вопрос, которым задаются многие христиане: почему пост назван в честь Петра, а не Павла. Это было придумано для удобного сокращения. То есть, значение и Петра и Павла для церкви одинаково, но для благозвучия пост назвали Петровым или Апостольским.

Петр и Павел — абсолютно разные люди, которые пришли к вере совершенно непохожими путями. Петр был обычным рыбаком, семейным человеком, который покинул свой дом ради Христа. Павел же был жестоким, рожденным в ненависти к христианству. Чудо заставило его перейти на другую сторону и умереть в муках за своего Господа.

Эти апостолы являются символом людской веры в Спасителя. Они умерли практически одновременно — Петра распяли вниз головой на кресте, а Павлу отсекли голову.

Церковные традиции и народные приметы поста

Апостольский пост не такой требовательный и строгий, как Великий. Установлен он в честь памяти о молитвах Петра и Павла, прежде чем отправиться проповедовать Христову веру. Они провели много вменении с теми, кто нуждался в их помощи, отдавая себя на благо людей, принося им знания о Христе и наставляя на истинный путь.

  • В пост верующим нельзя употреблять в пищу мясо. Рыбу есть можно в любой день, кроме среды и пятницы. Если вы ослаблены болезнью, правила могут меняться. Главное, чтобы воздержание не приносило дискомфорта и не ухудшало вашего здоровья. Пользуйтесь нашим календарем питания в Петров пост , чтобы разнообразить пищу и легче перенести говение.
  • Священнослужители рекомендуют воздерживаться от просмотра телевизора в Апостольский пост. Телевидение — это нередко источник греха и скверны, которым нет места на время поста. Поэтому если вы смотрите телевизор, ограничьтесь познавательными передачами, а не исполненными негативом или насилием.
  • Одно из требований — молитвы. Общайтесь с Богом, посещайте храм и старайтесь никого не обижать в этот период времени.
  • По традиции, в пост принято причащаться, поэтому найдите время и для этого.
  • Есть народная традиция — готовить дом к 12 июля, празднику Петра и Павла, к окончанию поста. В последние дни убираются и выносят весь мусор и хлам из своего жилья.
  • К концу поста начинаются обычно первые осенние посевы.
  • В последние дни мужчины всегда издревле ходили на рыбалку.

Все мы хотим счастья для себя и для своей семьи. Молитесь о здравии живых и об упокоении мертвых. Просите Бога о том, чтобы он помог справиться с повседневными проблемами и научил нас верить в его силу, дал нам здоровья и сохранял от дьявольской руки.

Помните также, что в Петров пост, впрочем, как и в любой другой, нельзя жениться, венчаться и праздновать бракосочетание. Таковы церковные устои, которые выполняются уже более тысячи лет. О том, почему нельзя жениться в Петров пост , читайте в ранее опубликованной статье. Мы желаем вам удачи, добра и крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

26.06.2016 02:11

13 июля из года в год православная церковь отмечает праздник 12 апостолов, учеников Иисуса Христа. ...

Во время Петрова поста следует воздерживаться от продуктов животного происхождениям, а по средам и пятницам еще и от рыбы. Совсем строгий монастырский устав предполагает более строгие ограничения в рыбе и отказ от растительного масла в некоторые дни. Но это строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся в Петров пост мягче. Традиционно установилось правило исключения животной пищи во все дни поста и рыбы по средам и пятницам.

При этом, если в среду или пятницу празднуется память святого храма или святого, которому положено «всенощное бдение», то в эти дни также разрешается употребление рыбы.

Также мы должны понимать, что у каждого могут быть свои личные обстоятельства, влияющие на меру поста. Такие ситуации лучше всего обсуждать со своим духовником.

Петровский (Петров) пост - летний многодневный пост, готовит христиан к дню памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который православная церковь празднует 12 июля

Апостолы Петр и Павел были призваны на служение Иисусу Христу и Церкви по-разному, однако по преданию оба окончили свою жизнь мученически - апостол Петр был распят вниз головой на кресте, а Павел - обезглавлен мечом. Поэтому Петров пост еще называется Апостольским.

Начало Петровского поста не имеет постоянной даты - он всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) – в 2018 году выпадает на 4 июня.

А дата Троицы зависит от дня празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты и длится от 8 до 42 дней.

Суть и значение поста

Петров пост установлен в апостольские времена и относится к самым первым временам православной церкви. Раньше его называли постом Пятидесятницы. Петровским или Апостольским пост стал после возведения храмов Святым апостолам Петру и Павлу в Константинополе и Риме.

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями и готовит христиан постом и молитвой к празднованию дня Святых апостолов Петра и Павла.

Священнослужители считают, что духовная жизнь без поста невозможна - эта истина подвижническая, за которую заплачено кровью. Но Петров пост - это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов.

Согласно Евангелию, главный враг не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. История помнит случаи, когда крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам, а пост напоминает о такой опасности, отмечают служители церкви.

Для христианина голод, отказ от пищи сами по себе не являются благом, так как потребность в пище естественна для человека. Пост служит воспитанию воли, которая важна для нравственности, так как постясь человек учится подчинять свои телесные потребности духу.

В дни поста церковь призывает задуматься о смирении и мученичестве, а также оценить духовный подвиг каждого из апостолов. Мученичество в православии - одно из ключевых явлений. Именно пойти на муки и смиренно их принять - высший духовный подвиг.

Петров пост также дан для того, чтобы наверстать упущенное в Великом посту. Это выход для тех, кто по болезни, в путешествии, или по другим причинам не смог соблюдать Великий пост перед Пасхой.

Что можно и нельзя есть в Петров пост

Петров пост, в отличие от Великого, не такой строгий. Начинается он в понедельник, на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы). В 2018 году он выпадает на 4 июня, а последним днем поста является 11 июля. Соответственно в 2018 году он длится 38 дней.

В этот период также нельзя есть мясо, молочную продукцию, яйца, но разрешается рыба в некоторые дни недели. Основу постного стола составляет овощи, зелень и блюда, приготовленные из них, а также крупы, фрукты, ягоды и сухофрукты.

Во время этого поста на понедельник предписано употребление горячей пищи без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям разрешена рыба, в среду и пятницу – сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед). А в выходные дни допускается немного вина.

День памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который празднуют 12 июля, не входит в пост. Однако, если он выпадает на среду или пятницу, то является постным, но невысокой степени строгости – разрешена пища с маслом, рыба и вино.

Святой Серафим Саровский говорил, что «истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему (голодному, жаждущему)… Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много».

Как нужно поститься

Петров пост считается самым легким постом за весь календарный год. Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником и лечащим врачом, если у вас есть какие-либо хронические заболевания.

Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам, для которых Уставом предусмотрены более строгие правила. Во время поста из меню также следует исключить продукты быстрого приготовления, то есть фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку.

В тоже время следует помнить, что пост - это духовное очищение и только на втором месте стоит воздержание от пищи. Оно должно способствовать не потере веса, а укреплению в человеке духовного начала. Поэтому очень важно во время поста молиться, исповедаться и причащаться.

Но, если мирянину по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста, он может ограничивать себя в иных, негастрономических вещах. Например, не смотреть в пост телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.

Традиции и обычаи

По церковным канонам, таинство брака - венчание не совершается в период церковных праздников, постов и индивидуальных храмовых праздничных дней. Соответственно, свадьба во время Петровского поста и в Петров день не разрешена.

Чтобы прожить долгой и счастливой семейной жизнью, рекомендуется переждать Петров пост. Также нужно отложить зачатие детей до окончания поста. Согласно народным обычаям, свадьба в Петров пост не проводилась и по другим причинам.

Петров пост проводится летом, в сезон разгара полевых работ, поэтому сложилась многовековая традиция не проводить свадьбы в это время. Этой традиции придерживается и современная сельская молодежь.

Еще более древняя традиция утверждает, что души умерших в это время посещают Землю, и веселые празднования являются неуважением к их памяти.

Приметы на Петров пост

Во время поста не стоит стричься - волосы будут редкими. В пост не шьют и не занимаются рукоделием - руки будут слабые. Кто в Петров пост деньги даст в долг, тот сам три года из долгов не вылезет.

Брак, заключенный в пост, - недолгий, в семье не будет согласия, и она скоро распадется. Если в Петров пост, на исходе луны, дотронуться бородавкой до сухой ветки, сказав при этом: как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто, - то бородавка засохнет и отпадет. Если поминки совпали с постом, то по правилам и помины должны быть постными. Но нет ничего страшного и в том, что на столе в такой день стояла скоромная еда. Если во время поста, при застолье, кто-нибудь будет уговаривать постящегося человека поесть мяса, высмеивая его или пост, то он будет тяжело и долго умирать.

Петров пост - не время для гаданий, обрядов, выполнения магических ритуалов. Так вы можете накликать беду на себя и своих близких, оставшись без поддержки высших сил. Лучше посвятить время молитвам и искренне попросить желаемого у Неба.

Если в первый день поста идет дождь, то урожай будет отменным. Три дождя за один день - год обещает быть богатым на радостные события.

Данный календарь приводится в соответствии со строгим монастырским уставом. На его основе можно понять, какие дни в пост являются более строгими, какие - менее. Но каким именно ограничением будет измеряться ваша мера строгости поста следует опредять из личного опыта, обстоятельств и посоветовавшись с духовником или знакомым священником.

Петров пост по дням

Петров пост - один из двух летних постов. Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. В течение самого поста каждый день тоже имеет свое особое значение. Подробно о каждом дне Петрова поста — в нашем материале.

В ответ на вопрос «Как правильно провести Петров пост?», в первую очередь, я бы посоветовал читателям сайта «Фомы» не пропустить этот пост вовсе. Не будем делать вид, что в это время летнего поста мы также будем готовы сосредоточиться на личном покаянии, как в дни печальные Великого поста. Но это не значит, что нужно махнуть на него рукой. Здесь стоит подойти с несколько иной стороны. Найти некую цель, помимо пищевых ограничений, которые тоже должны быть согласованы с вашими силами.

Вспомним, что Петров пост посвящён памяти апостолов. Апостолы – первые проповедники христианства, первые миссионеры. Так вот, если бы мы в эти недели несколько больше сосредоточились на том, чтобы своей жизнью не давать соблазна людям, не отталкивать их от церкви – это то, что точно может сделать каждый. Постарались бы свою веру сделать более сознательной. Несколько расширили свои познания относительно церковных традиций, чтобы ответы окружающим были не от ветра головы, а от некоторого знания церковного предания. Если мы хотя бы 2-3 книжки прочитаем, которые сделают несколько глубже наше осознание православия, потрудимся немного вместо сидения в социальных сетях или перед телевизором, тогда смысл поста будет этим исполнен.

Петров пост - один из двух летних постов. Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. В течение самого поста каждый день тоже имеет свое особое значение. Предлагаем читателям «Фомы» небольшой рассказ о каждом дне Петрова поста со ссылками на публикации сайта о некоторых святых и святынях.

Первый день Петрова поста.

Мч. Василиска (308). Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540).
Свв. отцов II Вселенского Собора (381). Сщмч. Михаила пресвитера (1942).

Прп. Михаила исп., еп. Синадского (821). Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых. Прмч. Михаила черноризца (IX). Прп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Прп. Паисия Галичского (1460).Обретение мощей мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (2001).

Прп. Симеона столпника Дивногорца (596). Прп. Никиты, столпника Переяславльского (1186). лж. Ксении Петербургской (прославление 1988). Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста, и с ними 1218 воинов с женами и детьми (ок. 218).

Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850) . Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (IV). Свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского (1857).Прмц. Елены (1938). Прмч. Тавриона (1939).

Апп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Прп. Варлаама Хутынского (1192). Мч. Георгия Нового (1515). Мчч. Аверкия и Елены (I). Прп. Иоанна Психаита исп (IX). Обретение мощей прп. Макария Калязинского (1521).Табынской и «Знамение» Курской-Коренной икон Божией Матери.

Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского (III). Обретение мощей прп. Нила Столобенского (1667). Прав. Иоанна Русского, исп (1730).
Мчч. Феодоры девы и Дидима воина (304). Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472). Прп. Ферапонта Монзенского (1597).

Прп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX). Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Прп. Елены Дивеевской (1832).
Сщмч. Евтихия, еп. Мелитинского (I). Мц. Еликониды (244). Свт. Германа, епископа Парижского (576). Сщмч. Елладия, епископа (VI-VII). Свт. Геронтия, митрополита Московского и всея Руси (1489). Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших.
Прмч. Макария, Дионисия, сщмч. Николая диакона, мчч. Игнатия и Петра (1931). Прп. Ираклия, исп. (1936). Прмц. Гермогены (1942).
Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери.

Прмц. Феодосии девы, Константинопольской (730).Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Обретение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса Анзерского (2000).Мц. Феодосии девы, Тирской (ок. 307-308). Память I Вселенского Собора (325). Собор святых Красноярской митрополии. Сщмч. Иоанна диакона и мч. Андрея (1938). Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961).
Икон Божией Матери, именуемых «Споручница грешных» и Недремлющее Око

Память Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской, сщмч. Василия пресвитера.

Память ап. от 70-ти Ерма Мч. Ермия. Мч. Философа. Сщмч. Философа пресвитера и сыновей его мчч. Бориса и Николая.

14 июня:
Память мчч. Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана. Прп. Дионисия, игумена Глушицкого. Прав. Иоанна Кронштадтского. Прп. Агапита Печерского, врача безмездного. Прп. Иустина Поповича, Челийского. (Серб.) Сщмч. Василия пресвитера, мц. Веры.

Память свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского. Вмч. Иоанна Нового, Сочавского. Сщмча Пофина, епископа Лионского и с ним пострадавших Мц. Бландины и мч. Понтика Лионских. Обретение мощей прав. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской. Киево-Братской иконы Божией Матери.

Память мчч. Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и мц. Павлы девы, прп. Варлаама Хутынского. Сщмчч. Лукиана еп., Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии прмч. Киприана. Сщмч. Михаила пресвитера.

Также в этот день Церковь вспоминает перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву и чествует образы Югской иконы Божией Матери, Табынской и «Знамение» Курской-Коренной икон Божией Матери.

Собор Новгородских святых, Собор Белорусских святых, Собор Псковских святых, Собор Санкт-Петербургских святых.

В Вологде этот день празднество всем преподобным отцам Вологодским.

Память Свт. Митрофана, патриарха Константинопольского. Прп. Мефодия, игумена Пешношского, мчч. Фронтасия, Северина, Северина и Силана, мч. Конкордия. Сщмч. Астия, еп. Диррахийского. Прп. Зосимы, еп. Вавилона Египетского, сщмч. Георгия пресвитера (Серб)., сщмч. Иоанникия, митр. Черногорско-Приморского (Серб.), сщмч. Петра пресвитера. Обретение мощей сщмч. Петра, архиепископа Воронежского.

Память сщмч. Дорофея, еп. Тирского, Мчч. Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона. Прп. Анувия, пустынника Египетского. Прп. Феодора чудотворца. Прп. аввы Дорофея, из обители аввы Серида. Перенесение мощей блж. Игоря, вел. кн. Черниговского и Киевского. Свт. Константина, митр. Киевского и всея России. Блгв. кн. Феодора Ярославича (брата св. Александра Невского), Новгородского. Обретение мощей прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев. Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших. Сщмч. Михаила пресвитера. Сщмч. Николая пресвитера.
Также в этот день Церковь чествует образ Игоревской иконы Божией Матери.

Память прп. Виссариона, чудотворца Египетского. Прп. Илариона Нового, из обители Далматской. Прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны. Свт. Ионы, еп. Великопермского. Прп. Паисия Угличского. Прп. Ионы Климецкого. Прп. Рафаила исп.

Также в этот день Церковь чествует образ Пименовской иконы Божией Матери (принесена в Москву в 1387).

В этот день Церковь прославляет Собор Иваново-Вознесенских святых и чтит память сщмч. Феодота Анкирского. Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина. Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны. Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской. Сщмч. Андроника, архиеп. Пермского. Сщмч. Александра, Александра, Валентина, Вениамина, Виктора, Александра, Павла, Владимира, Игнатия, Михаила, Николая, Павла, Николая пресвитеров, Григория диакона и мчч. Афанасия и Александра. Сщмчч. Николая и Петра пресвитеров.

Память вмч. Феодора Стратилата. Прп. Ефрема, Патриарха Антиохийского. Прп. Зосимы Финикийского. Свт. Феодора, еп. Суздальского. Обретение мощей страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских.

Также в этот день Церковь чествует образ Ярославской и Урюпинской икон Божией Матери.

Память свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Прав. Алексия Московского. Прп. Кирилла, игумена Белоезерского. Мцц. Феклы, Марфы и Марии Персидских. Прп. Александра, игумена Куштского и вспоминает обретение мощей прп. Рафаила исп (2005).

В этот день Церковь прославляет Собор Рязанских святых, Собор Сибирских святых.

Также в этот день Церковь вспоминает обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609).

Память свт. Иоанна, митр. Тобольского. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Мчч. Александра и Антонины девы. Прп. Феофана Антиохийского. Свт. Вассиана, еп. Лавдийского. Прп. Силуана, схимника Печерского. Сщмч. Тимофея пресвитера.

Собор преподобных отцев Псково-Печерских.

Память апостолов Варфоломея и Варнавы. Сщмч. Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих (1900). Прп. Варнавы Ветлужского. Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского.

Также в этот день Церковь чествует образ иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая»).

Память Прп. Онуфрия Великого. Прп. Петра Афонского. Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Фиваидских. Прп. Арсения Коневского. Прп. Онуфрия Мальского, Псковского. Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских. Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких. Прп. Стефана Озерского, Комельского. Обретение мощей и второе прославление блгв. вел. кн. Анны Кашинской.

Память Мц. Акилины. Прп. Александры Дивеевской. Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской. Мц. Антонины. Прп. Анны и сына ее Иоанна. Прпп. Андроника, Саввы, иконописцев Московских. Сщмч. Алексия пресвитера. Мц. Пелагии.

Память преподобного Мефодия, игумена Пешноского. Прославляет собор Дивеевских святых , а также вспоминает пророка Елисея и Святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского.

Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца. А также вспоминает святого пророка Амоса.

В этот день церковь вспоминает перенесение мощей святителя Феофана Затворника. А также чтит память святителя Тихона, епископа Амафутинского, преподобного Тихона Медынского, преподобного Тихона Луховского, преподобного Моисея Оптинского.

Память святых мучеников Халкидонских - Мануила, Савела и Исмаила.

Память преподобного Варлаама Хутынского, мучеников Триполийских - Леонтия, Ипатия и Феодула, а также чествует образ Боголюбской иконы Божией Матери.

Память апостола Иуды, брата Господня, святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси, святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.

Второе воскресенье по Пятидесятнице. День памяти Всех святых в земле Российской просиявших.
Церковь вспоминает священномученика Мефодия, епископа Патарского, Благоверного князя Глеба Владимирского. А также прославляет Собор всех преподобных отцов во Святой Горе Афонской просиявших.

В этот день Церковь вспоминает обретение мощей преподобного Максима Грека, а также чтит память святого мученика Иулиана Тарсийского.

В этот день церковь вспоминает священномученика Евсевия, епископа Самосатского.

В этот день церковь чествует образ Владимирской иконы Божией Матери.
А также вспоминает Собор Владимирских святых и чтит память мученицы Агриппины Римляныни.

Церковь празднует Рождество честного славного Пророка и Крестителя Господня Иоанна.

В этот день церковь особым образом чтит память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев.

В этот день Церковь чествует образ Тихвинской иконы Божией Матери. А также вспоминает преподобного Давида Солунского.

В этот день Церковь вспоминает обретение мощей святого преподобного Амвросия Оптинского.

Память праведной Иоанны мироносицы и преподобного Сампсона странноприимца. А также прославляет: Собор Вологодских святых, Собор Новгородских святых, Собор Белорусских святых, Собор Псковских святых, Собор Санкт-Петербургских святых.

Память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, а также вспоминает перенесение мощей святых мучеников Александрийских - Кира и Иоанна.
Завершается Петров пост.

Митрополит Антоний (Паканич) рассказал о важности Петрова поста для верующих .

Начинается Петров пост в понедельник, через неделю после Троицы. Дата начала поста не зафиксирована и зависит от Пасхи. Пост может длиться от одной до шести недель. В этом году Петров пост начинается 4 июня и продолжается до 11 июля.

«Отправить в игнор»

Петров пост не является таким строгим, как Великий. Однако это не повод его игнорировать.

Во все дни поста, кроме среды и пятницы, разрешается вкушать рыбу. Болеющие, беременные и люди в возрасте могут поститься не так строго, как предписано в Уставе. Благодаря летнему сезону, на который выпадает пост, можно активно использовать для приготовлений блюд овощи, грибы, ягоды и фрукты.

Петров пост соблюдали христиане еще с первых веков существования Церкви. Окончательно он утвердился уже позднее, во времена воздвижения Константинопольского храма во имя апостолов Петра и Павла в Риме в 337 году.

Смысловой центр поста

Так, в «Апостольском предании» III века, раскрывающем перед нами во всей полноте картину жизни Церкви в тот период, существует упоминание о Петровом посте. В то время этот пост восполнял, компенсировал Великий пост всем тем верующим, кто не смог соблюсти Его перед Пасхой.

Об этом говорится в 33-й главе «Апостольского предания»:

«Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы».

На протяжении 50 дней после Пасхи поститься считалось невозможным.

«Петровским» пост наименовался позднее, и его смысловым центром стало подражание апостолам в их служении, которые постом и молитвой готовились к своей величайшей миссии – проповеди Евангелия.

Метафизика в действии

Но до осуществления возможности апостольской проповеди миру святые мужи вначале прошли сложный путь личного познания Бога и рождения истинной веры в своем сердце.

Затем апостолы осознали Воскресение Господне как праздник победы над смертью, победы абсолютной, высшей справедливости над человеческим разумом, далее наступило Вознесение – праздник установления пути познания и общения с Богом, и наконец пришел День Святой Троицы – День рождения Церкви Христовой, точки отсчета новой эры. Апостолы мужественно преодолели за короткий период основные стадии Богопознания, открытые для ищущей души.

Пережив все это и возрастая в вере и в Духе Святом, они приступили к выполнению заповеданного им Господом: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19).

Поэтому следующей логичной ступенью в бесконечном постижении метафизического смысла бытия, сразу же после праздничной Триоди, стало величание апостольского служения. Именно Петровым постом, посвященным верховным апостолам, мы подытоживаем период Богопознания и Богооткровения.

Что важно сделать в Петров пост

Во-первых, учитывая, что с давних времен была возложена особая миссия на Петров пост как восполнение упущенного в Великий пост, то данному предписанию можно следовать и в наши дни. Это прекрасная возможность довести до ума начатое и незаконченное до Пасхи. Простить ближнего, измениться самому, помочь нуждающемуся, побороть зло и увеличить хоть на йоту добро, в первую очередь в своем сердце.

Во-вторых, пройти дорогой апостолов – пережить Воскресение Господа, Его Вознесение, ощутить единство Троицы. В-третьих – выполнить завещанное нам апостолами.

В частности, наставление Павла всем нам из Первого Послания к фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

И радость, и благодарность, и непрестанная молитва – это все плоды Духа Святаго, которые нам заповедано стяжать всю свою жизнь.

Митрополит Антоний (Паканич)
Записала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (1041) раз

Петров пост (Апостольский пост, Петровка ) - это один из четырёх многодневных годовых постов, который установлен в честь святых апостолов Петра и Павла, постившихся с целью приготовления себя к евангельской проповеди (Деян. 13, 3). Петров пост начинается через неделю после и, в отличие от всех прочих многодневных постов, имеет различный период по продолжительности: от 8 до 42 дней, в зависимости от пасхального цикла. Заканчивается он всегда в день , 12 июля (29 июня ст. ст.).

Петров пост в 2018 году: 4 июня - 11 июля

«В царствование того Нерона пришел некто, Симон по имени, египтянин, волхв, творя видения многие, и назывался Христом. Слышал же Петр апостол о нем, и пришел в Рим. Когда он шел в Рим через Антиохию Великую, прилучилось умереть Евводу, епископу и патриарху Антиохийского града. И принял чин епископский Игнатий, и святой Петр повиновался. Случилось умереть в те годы Марку апостолу в Великой Александрии, епископу бывшему там и патриархом. И принял от него епископство Аниан, ученик его, как Феофил написал. Поспешил же апостол Петр в Рим. И узнал, где пребывает Симон волхв, и пошел к нему; и обрел пса великого у врат его, цепями привязанного. Симон его из-за прихода Петра привязал, и приказал, чтобы не входили к нему, если только не повелит Симон. И сей обнюхивал хотящих войти к Симону. Петр же увидел пса, такого великого и страшного, и узнал от стоящих пред вратами, что, если не повелит Симон псу, то не даст войти сей пес никому; но, наскочив, пес умерщвляет всякого входящего. Петр же взял пса за цепь, отвязал его и сказал ему: «Иди к Симону и скажи ему человеческим голосом: Петр, раб Бога Вышнего, войти хочет». Пес же пошел; и прибежал, когда тот учил некоего волшебным прелестям, и, став посредине, человеческим голосом глаголал к Симону: «Петр, раб Бога Вышнего, прийти хочет к тебе». Они же, слыша пса, глаголющего человеческим голосом, удивились, глаголя: «Что есть этот Петр, или какова сила его, о котором глаголет пес? Как (он) сделал пса человеческим голосом (говорящим), сотворив его послом?» И сказал Симон к стоящим и дивящимся Петру: «Человек сей пусть вас не устрашает. Ибо, вот и я велю ему тем же человеческим голосом ответ творить». И сказал Симон псу: «Велю тебе, иди и скажи Петру человеческим голосом: Симон тебе говорит, приди и войди». И пришел к Симону Петр. И боролся с Симоном Египетским Петр, когда творил он чудеса. И одолел Петр Симона волхва, и творил исцеления, и веровали Петру многие и крестились. И поэтому в Риме мятеж великий восстал и буря из-за Симона; и творили чудеса (оба).

И услышав о мятеже, Агриппа-епарх поведал царю Нерону, говоря: «Есть некие в сем городе, чудеса творящие друг против друга. Один нарицает себя самим Христом, а другой глаголет, что (тот) не Христос, но волхв, ибо я - Христов ученик». И тогда царь Нерон повелел привести пред собой Симона волхва и Петра, и Пилата привести из темницы. И введены были к царю, и вопросил Симона Нерон: «Ты ли Христос?» Он же сказал: «Я». И сказал Петр: «Это не Христос. Ибо я - Его ученик и при мне на небеса взошел». И после этого призвал Пилата и спросил его о Симоне: «Сей ли Тот, Кого предал ты на распятие?» И, приступив, Пилат сказал: «Это не Христос». Также и о Петре вопросил его: «А сего знаешь ли, ученик ли Его есть»? Он же сказал: «Истинно. И ввели его ко мне иудеи как ученика Его, и отвергся (он), говоря – я не ученик Его. И отпустил (я) его». И тогда Нерон и Симона, как солгавшего, нарекшись Христом, которым он не был, а также и Петра, обличенного Пилатом, как отвергшегося от Христа, повелел изгнать. И изгнаны были из дворца. И пребывали в Риме, творя чудеса друг против друга.

Симон же повелел привести быка великого и сказал (нечто) в ухо быку, и тотчас умер бык. И чудно было (это). Петр же, молитву сотворив, пред всеми сделал ожившим быка, что было большим чудом. Симон же, понимая, что Петр препирает его Писанием и Божьим словом, испытанию быть (другому) захотел. Ушел со многим срамом, побежденный, ибо был скверный многоумелец диявольским деяниям, неумелец же духовному учению. Ибо был научен волхованию и козням сатанинским, как никто иной до него. Не сомневался, так как (был) диавольским зломышлением и злодеяниями славен, ибо кумиров творил, и в огне валяясь, не обжигался, по воздуху летал из каменья хлебы творил, змеем бывал и в золото превращался, двери затворенные и запертые отворял, и железные узы сокрушал; на вечерях идолов, всякие страсти представляющих, творил, и сосудам, сущим в доме, самим носиться на службу творил, как бы кому-то носящему их, невидимому; тени многие пред собою устраивал, глаголя, что это души умерших. Многие же как отравителя и прелестника его обличить пытались, но изменяли (это мнение) после празднеств, когда, волов заклав и напитав их различно, так, что невозможно (было) исцелиться, в (то же) беснование прелагались. И иное множайшее творил при помощи служащих ему бесов, и с их помощью не только себя в иные образы человеческие и скотские преображал, (но) что хотел, то и творил.

И некогда искал его кесарь, (чтобы схватить) как волшебника; и чтобы избежать этого, облик свой переложил на Фафста (Фавста) ученика Петрова. И в таком образе (тот) пришел к Петру, гоним будучи всеми, из-за такого непреподобного вида, в который был обличен. Воззрел же Петр на него и увидел его в печали и слезами одержимого, и сказал: «Симоном волхвом, Фавст, изменение твое было (сделано), ибо кесарь его ищет; (он же) убоялся и убежал, свой образ на тебя возложив, чтобы тебе быть пойманному и убитому, и скорбь великую нам, и печаль сотворить. Но Бог (этого) людей соблазнителя и врага истине изменит; и изменит тебя от Симонова образа, и первый (образ) тебе подаст вскоре». И вдруг со словами (этими) так и стало, всем нам видящим (это). Такое и тому подобное насылать, (как) говорит Климент, (был) обучен и творил в Сирии. И в Риме же, по изгнании от лица Неронова, как и прежде речено было и написано в Деяниях святых апостолов.

Петр апостол молитвою своею уморил Симона волхва, хотящего вознестись. Ибо сказал Симон Петру: «Ты глаголешь, что Христос, Бог твой, вознесся на небеса. И вот, я возношусь». И увидел Петр его, возвышающегося в воздух (действием) волхования своего, посреди града Рима. И помолился Петр, и тотчас упал Симон волхв на землю посреди дороги, и разбился, и умер. И кости его лежат и до ныне там, где он пал. Место же, принявшее мерзкое и скверное тело, существует с тех пор, и окрест его ограждение каменное, и слывет как «место Симона». Об этом в Апостольский постановлениях великий Петр так глаголет: «Начало же новых еретиков было от Симона волхва. Тот в Сирии многое сотворил недостойное, и, в Рим придя, во многом церковь извратил волшебством и дьявольскою хитростью, и деяниями. Ибо в Кесарии Стратонской со мной, Петром, беседовал, желая развратить Слово Божие, и с бывшими со мною святыми чадами, Закхеем, когда-то бывшим мытарем, и Варнавой, и Акилой, братом Климента, римлянина, учившегося у Павла, соапостольника нашего и содетельника, о Евангелии, то есть о Благовестии. Трижды с ним о пророческих словесах о нем с ним прелся, и о Божием единоначалии; и победил его силою Господа нашего Исуса Христа, и в безгласие ввел, и бежать его в Италию заставил. Бывшему же ему, как сказано, в Риме, во многом церковь возмутил и многих обратил, к себе привлекая. Язычники же дивились волхованию, и козням, и бесовским деяниям. Тогда некогда в полдень, войдя в театр, Симон сказал: «На воздух поднимусь», перед всеми, дивящимися о сем. Я, Петр, про себя молился; когда он поднимался, бесами летящими несомый по воздуху, и говорил: «На небеса должен я взойти, оттуда же людям благо подать», народ же восхвалял его как бога, простер и я руки на высоту, и помолился Богу: «Да низринется губитель, и сила его да разрушится». И тогда (я) сказал Симону: «Если я - апостол Исуса Христа, а не льстец, как ты, Симон, повелеваю неприязненным силам, да перестанут тебя держать!» И когда я сказал это, и тотчас низпал (он) с шумом великим и разбился. И возопил народ: «Един Бог, коего Петр проповедует»! Так разрушилась впервые Симонова ересь в Риме и большую угасила. Того ради тот день субботний особым именуют римляне, ибо это была та суббота, в которую и молитва, и пост верным. Обычай есть, что молится церковь о своем дидаскале (учителе), трудящимся и печалующемся; так в Деяниях святых апостолов написано, что молитва бывает прилежная в церкви Петра ради, так как в тот день субботний свершилась Христова победа и низпал антихрист Симон».

Услышал же Нерон-царь, что умер Симон из-за Петра; и взят был Петр тогда. И передал, и поставил в епископство Римское Аина (Лина) по имени, из учеников его. И последовал ему, когда его взяли. Петр же сам был телом среднего роста, с короткими волосами, весь седой, и с главою, и с бородою белою, бледный, с припухшими очами, с красивой бородой, долгоносый, бровистый, невысокий, мудрый, вспыльчив, но скоро отходчив, ясен, беседу вел (как бы) Святым Духом и чудеса творил.

И повелел Нерон распять Петра. Петр же умолил епарха, чтобы не прямо во весь рост распятому ему быть, как и Господу, но стремглав (вниз головой). Сего ради распялся Петр так, как изволил, и это было от многого (его) смирения. И был после Петра епископом в Риме Лин, как Евсевий Памфил пишет. Петр же апостол муки принял, будучи распят стремглав, ибо сам апостол заклинал епарха: «Да не как Господь мой распят буду». И скончался святой Петр в консульство Прониана».

Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас.


...поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть".

1. Что такое Петров пост.

Петров пост (Апостольский пост, Петровки, Петрово говение ) - православный, летний пост, раньше называвшийся постом Пятидесятницы . Петров пост установлен в память об апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди (Деян.13:3 ).
Петров пост начинается через неделю после Дня Святой Троицы , в понедельник, а заканчивается в День Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла - 29 июня (12 июля).
Православная церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
Продолжительность Петрова поста зависит от того, когда бывает Пасха . Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день. Таким образом в зависимости от даты празднования Пасхи может продолжаться от 8 до 42 дней.

2. История возникновения и установления Петровского поста.

История возникновения Петрова поста уходит корнями во времена раннего христианства. С IV века многие святые отцы писали в своих трудах об Апостольском посте: например, Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий, Феодорит Кирский. В середине пятого века святой Лев Великий писал: "После продолжительного праздника Пятидесятницы (День Святой Троицы) пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением ".
Блаженный Симеон Солунский (Фессалоникийский) пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания и воздержания.

3. Как себя вести во время Петрова поста

В Петров пост православные люди стремятся к самосовершенствованию, к победе над своими грехами и страстями. Достичь того, чтобы тело устремилось к душе , душа к духу. А сам человек должен быть устремлен к Богу. Петровский пост призывает православных людей пройти по этому пути. Так как Петровский пост объединяет людей, верующих во Христа. Постясь, они ощущают себя членами единой Церкви, тем самым, признают, что все, что проповедовал Христос - истина. Каждый может соблюдать пост в меру своих сил и со всей искренностью, согласовав меру поста со своим духовником.