Можно ли в пост праздновать день рождения. Что можно и что нельзя делать в петров пост


Можно ли во время поста праздновать семейные торжества?
- Сама сущность поста заключается в сдерживании своих телесных желаний. Христианский пост непременно связан с покаянным настроением. Понятно, что по большей части это несовместимо со светской веселостью. Если есть возможность избежать развлечении во время поста или же перенести празднование памятных семейных дат на другое время, то желательно это сделать. Но прежде всего нужно помнить о братолюбии и любви, чтобы попыткой личного духовного и телесного поста не оскорбить своих близких, которые могут не разделять наших духовных порывов. Чрезвычайно метким является в этом случае совет святого апостола Петра: «Прилагая все старание, покажите в вере нашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1, 5-7).
Если день рождения приходится на пост, как его правильно отпраздновать?
- Существует благочестивая православная традиция воздерживаться от празднований в течение поста. Ибо у человека, который пребывает в покаянии и искуплении грехов, должно быть и настроение соответствующее. Потому лучше было бы перенести празднование дня рождения на Светлую седмицу - первую неделю после Пасхи, когда весь православный люд празднует и радуется.

Но если вы все же решили праздновать свой день рождения в пост, то и проводить его желательно соответственно. Постный стол тоже может быть праздничным. а постные кушанья вкусными и изысканными. От избыточного употребления алкоголя христианам необходимо воздерживаться не только в постные дни. А развлекательную музыку и танцы для молодежи можно заменить музыкой классической и братским общением.

И такой праздник может стать настоящей действенной проповедью для ваших друзей, которые еще не живут церковной жизнью.

Если в пост пригласили на праздник, отказаться невозможно, а на столе непостная еда? Как надо себя вести?
- Святое Евангелие учит нас, что пост, прежде все-го, должен быть перед Богом, а не перед людьми. Поэтому, если нет возможности воздержаться от участия в праздновании, всегда есть возможность воздержаться от употребления непостной (скоромной) еды. И это необходимо сделать, не привлекая к себе внимание окружающих. Помните, что от вашего поведения будет зависеть, возникнет ли желание жить христианской, жизнью у того, кто пока еще не постится. Если люди находящиеся рядом с вами, знают, что вы поститесь, но все равно уговаривают вас попробовать скоромной то лучше отказаться, без злости, но убедительно. Знайте, что это искушение не столько для вас, сколько для этих людей, которые по вашему поведению будут судить о Церкви и церковных людях. А как учит Священное Писание. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18, 7).

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Великий пост, как понимать нам его?

Вот и приближаются дни вхождения многих христиан в дни Великого поста. И именно в эти дни мы можем больше приблизиться к Богу, как никогда. Известно, что Иисус прежде, чем начал своё служение на земле вошёл в сорокодневный пост в пустыне. Для чего это нужно? Не просто потому, что это традиция наших отцов и церковный обряд. А тем более ошибочное мнение, что пост – это отказ от определённой пищи и развлечений .

Пост – это смирение своей плоти, это полное изолирование себя от мира и приближение к Богу . Именно во время поста, когда вы слабы телесно и душевно приходят сильные искушения диавола. Именно в эти дни наши друзья зовут нас на разные развлечения, именно тогда очень сильно хочется съесть чего-то мясного или молочного, и тем более, быть в раздражении. Но и именно тогда мы приобретаем силу от Духа Святого, когда преодолеваем все эти соблазны.

Понимание ребёнком поста.

И многие родители теперь задают себе вопрос: «Как отметить день рождение ребёнка, если он выпадает в Великий пост?». Давайте поговорим на эту тему сегодня. Прежде всего, мы должны сами понимать, что вхождение ребёнка в пост должно быть осознанным. Ребёнку необходимо понимать, почему он это делает и у него должно быть именно своё желание смирения перед Богом, а не желание родителей.

Если так не будет, ребёнок будет мучиться от того, что он не получает в своём возрасте именно то, к чему так привык. Он не сможет противостоять натиску родителей, и вынужден будет исполнять их волю. Но внутри его сердца будет расти бунт, который в итоге вырвется наружу в подростковом возрасте.

Ни кто из нас не желает этого своему чаду. Поэтому нам, как родителям необходимо в первую очередь явить Бога своему ребёнка через нашу заботу, любовь, дружбу и уважение к нему. Прежде, чем малыш призовёт Бога в своё сердце, ему нужно осознавать, что он рождён в природе греха.

А для этого мы и учим своих детей через личное общение, воскресные школы и свой пример хождения с Христом, Кто такой Бог-Отец и какова жертва Христа для нас. Ребёнок должен понимать, что без прощения грехов мы не сможем войти в Царство Бога.

А как вы думаете, сможет ли человек смиряться перед Тем, Кого не знает? Нет. Конечно, он сможет перетерпеть эти сорок дней, но его сердце останется неизменённым. Богу такой пост не нужен. Ему не нравятся религиозные ритуалы, где нет настоящей жизни. Бог желает искреннего покаяния и смирения, а не внешнюю атрибутику.

Когда же можно ребёнку поститься?

Так с какого же возраста можно входить ребёнку в пост? С того возраста, когда было искренне покаяние и принятие Иисуса в своё сердце. У всех людей это происходит в разное время. Вы сами можете видеть, что Иисус вошёл в пост на сорок дней только лишь в 33 года. Наблюдайте за своими детьми. Я видел и случаи, что детки и в 7 лет намеренно идут в пост и сердце радуется, когда можно это наблюдать.

Что же нам делать, родителям, когда ребёнок не готов поститься, а мы хотим этого? Мы должны соблюдать все правила Великого поста, но по отношению только к себе. Мы обязаны объяснить ребёнку, почему мы это делаем и почему он не может пока в этом принимать участие. Жизнь ребёнка должна течь в том же русле, как и обычно. Тем самым, мы будем наглядным примером через, что придётся проходить человеку во время Великого поста.

Как отметить день рождение, чтоб быть в воле Бога и ребёнка не обидеть?

Теперь давайте разберём, а как же правильно отмечать день рождение вашего дитя, если он принял своё спасение и считает себя маленьким христианином? Как можно провести праздник, если ребёнок осознал всю необходимость поста? Здесь тоже не нужно впадать в крайность. День рождение может быть только лишь раз в году. И если мы его не будем отмечать, может получиться так, что наш малыш утратит свою значимость здесь на земле для всех, даже для Бога.

Нам нельзя этого допустить. Поэтому праздник должен состояться. Сейчас можно найти в интернете большое разнообразие постных блюд. Можно сделать больше разных кулинарных шедевров и украсить их яркими фруктами или овощами. Обязательно развесить шарики и написать плакат с рисунком и поздравлением.

Очень уместно будет здесь присутсвие свечей, которые можно будет задуть.

Не переживайте, что подумает об этом Бог. Он будет счастлив, ведь одна из заповедей звучит так: «Возлюби ближнего, как самого себя». Этим вниманием и заботой мы покажем нашему любимому малышу свою любовь к нему и любовь Бога. А так, как в той же Библии написано, что эти две заповеди: возлюби Бога и ближнего, являются самыми главными, наш Творец будет радоваться вместе с нами.

Перед застольем обязательно помолитесь вместе с гостями, чтоб они видели, что в вашем доме главное место занимает Бог. Поблагодарите в молитве Его за чудное дитя, которое Он вам подарил, помолитесь за вашего ребёнка, чтоб Господь был помощником ему в новом году его жизни. И обязательно воздайте хвалу Творцу за этот прекрасный стол.

Конечно, не обойдётся и праздничный стол без радостного общения. Так как день рождение приходиться в период поста и наша задача приближаться к Богу, можно это делать и в игровой форме. В том же интернете можно найти массу детских христианских игр. Продумайте этот вопрос за несколько дней до праздника, чтоб у вас было время подготовиться.

Очень интересно можно провести время и за христианским караоке. Здесь вы и Бога прославите песнями, и настроение всем подымите, ведь интересно передавать микрофон по очереди и петь.

А ещё, очень интересно детям показать мини-театр или постановку снова же христианскую. Тут уже родителям придётся потрудиться на славу. Вот именно в такой жертве вы особенно нравитесь Богу. Я не поверю, что невозможно найти время для своего ребёнка, чтоб подготовиться к его празднику.

Поверьте, вспоминая такие дни, ваша кровинушка и в старшем возрасте будет с умилением вспоминать эти переживания и конечно благодарить Бога, за то, что именно таких родителей Он дал им.

И ещё, подобным поведением мы можем показать милость и безусловную любовь Отца. И ваш ребёнок будет всю жизнь вам благодарен за проявленное терпение и заботу. А Отец-Бог будет для них той защитой, куда они могут в любую минуту прийти.

Ну, как, вы в пятницу собираетесь справлять день рождения дочки? Я была крайне удивлена, услышав вопрос коллеги. Ведь двухлетие моей девочки приходилось как раз на . Коллега была не единственной среди многочисленных православных знакомых, которые, узнав о переносе семейного праздника, строго отчитывали, что мы лишаем ребенка детства, что он все равно ничего не понимает в «церковных делах».

В общем, оказалось, что тема «Семейные праздники в Страстную седмицу» имеет место быть. Именно о ней – разговор с , настоятелем храма вмч. Георгия Победоносца Патриаршего подворья в Грузинах.

Протоиерей Феодор Кречетов

– Что делать, если какие-то важные семейные праздники приходятся на Страстную седмицу?

– Если в семье супруги верующие, между ними согласие и понимание, такого вопроса просто не возникает. Я сам с детства привык к тому, что любые семейные торжества, выпадающие на Пост, переносились на ближайший воскресный день или на или даже на время после Пасхи. Это было естественно и никому просто в голову не могло прийти, что, скажем, день рождения можно отмечать в один из дней Страстной. И никто не чувствовал себя ущемленным, если его личное торжество переносилось…

Вопрос приобретает актуальность в тех семьях, где один из супругов – неверующий или просто «либерально» смотрит на вопросы церковной жизни. Тогда согласия достичь бывает сложно, и порой просто нужно идти на разумный компромисс: хотя бы не трогать вторую половину седмицы: четверг, пятницу, субботу… Потому что это особые дни, и проводить их православному христианину, по возможности, все-таки желательно в храме.

– Мне приходилось слышать такие возражения: ради чего лишать маленького ребенка праздника, если он еще не в состоянии понять, что за События мы вспоминаем на …

– На самом деле, ребенок впитывает, запоминает общий настрой своих близких. А вот что касается празднования дня рождения маленького ребенка, здесь как раз не имеет смысла настаивать на конкретной дате: когда взрослые устроят ему праздник, тогда он и будет рад. А в дальнейшем, когда он станет взрослее, ему и в голову не придет ожидать для себя веселья в напряженные и скорбные для каждого христианина дни. Если, конечно, перед ним будет пример старших.

Я помню, переносил празднование своего Дня Ангела, потому, что он пришелся на Первую седмицу Великого Поста. Это пример всем нам, что ради общецерковных событий можно сдвинуть свои собственные, даже такие значимые, как День Ангела.

– А как по Вашему, почему вообще сегодня у людей возникает мысль, что семейные торжества и Страстная седмица – вполне совместимы?

– Просто сейчас все чаще наблюдается зацикленность людей на собственном «я», на его значимости. И еще – это результат отсутствия чувства меры, впадение в некоторые крайности. Одна крайность бывает обычно в начале обращения к Богу, так называемый дух неофитства, когда люди еще не умеют рассчитывать свои силы и обычно пытаются поступать по букве, например, поститься очень строго, хотя ни сил, ни условий для этого нет.

Другая крайность обычно бывает позже, когда люди уже набрались опыта и, поняв, что по букве духовная жизнь не строится, решают, что не будут «слепо подчиняться букве», ведь главное – дух. И начинают слишком легко и неосмотрительно отрицать правила, традиции, часто в итоге – саму церковную жизнь, произвольно подстраивая ее под свои личные желания и требования.

Если нам так кажется проще и легче, почему бы так и не сделать? Ведь главное, чтоб «в душе все было по-настоящему». Насколько «настоящее в душе» при расставляемых таким образом приоритетах, говорить не стоит.

Если я считаю себя церковным человеком, то всегда должен свою личную жизнь подчинять жизни церковной. Не должно быть произвола собственной воли людей.

– А нет в этом случае риска уйти как раз в формальное выполнение неких правил и установок?

– Человек всегда должен искать свою меру, исходя из осознания того, чем он готов пожертвовать ради Бога. И это чувство четко дает понять, что допустимо, а что – нет. А мы как раз сегодня часто наблюдаем потерю чувства меры… Она возникает чаще всего в том случае, когда человек внешне – принял православие, его захватывает новизна ощущений, он пробует жить церковной жизнью, но она не становится ему глубинно – близкой, оставаясь чем-то формальным.

А церковная жизнь не должна быть формальной. Зачастую такой она была, скажем, в предреволюционное время, когда многие люди воспринимали все, связанное с верой, как обычай. Потеря благоговения, а в итоге – и самого смысла привела к тому, что потом легко утерялись и все обычаи. Или они трансформировались, иногда настолько бессмысленно, что люди не знают, зачем они совершают те или иные действия.

Раньше, после Пасхи, в Радоницу, люди, помолившись в храме, шли на кладбища, к своим ушедшим близким и клали на могилы куличи, яйца, чтобы потом нищие ходили, подбирали это приношение как милостыню и, поминали усопшего, чье имя указано на кресте. А сейчас это превратилось в какую-то обязательную нагрузку: , зачем, почему – сами не знают. Но надо – положено: все так делают. Как раз произошла потеря смысла.

То же самое – и с семейными праздниками на Страстную. Человек говорит себе: «Главное, что я – внутренне – верю. Для чего мне тогда соблюдать обычаи. И воспоминания, о которых говорит Церковь, мне не нужны. Я и так все помню». Человек настаивает на какой-то своей личной вере. Баланс между личной верой и церковным сознанием оказывается не просто нарушенным, но потерянным вовсе.

– Какова цена потери?

– В итоге теряется живое ощущение, живое присутствие Христа в жизни. Страстная Седмица – это время, когда человек зримо и выпукло ощущает схождение времени, всемирной истории в одной точке. И ощущает свою причастность к этому. Через молитвы, через весь настрой служб Страстной седмицы мы переносимся, вне времени и пространства в то, что произошло более 2000 лет назад и одновременно – происходит сейчас, сопереживаем и участвуем в тех Событиях, ведь каждый день Страстной седмицы соответствует дню земной жизни Спасителя. Через это мы соприкасаемся с Вечностью.

А если человеку это не близко, ему не хочется никуда переносится, службы для него превращаются просто в нахождение внутри храма, где долго стоят и чего-то читают. Конечно, это тягостно и человек успокаивает себя: «Богу не нужно этого нудного стояния. Богу нужно, чтобы я любил Его. И ради чего тогда переносить день рождения дорогого для меня человека ради того, чтоб несколько часов провести на ногах в душном храме?» Происходит потеря чувства, но при этом человек продолжает называть себя православным.

Совершается разделение сознания. Нормальному человеку не придет же в голову устраивать праздник, веселиться, когда у него только что умер кто-то из близких. А вот из-за потери чувствительности, живого ощущения присутствия, Евангельские События начинают восприниматься чем-то отвлеченным. Что и приводит к вопросам, наподобие того, который мы сейчас обсуждали.

Какие формы досуга предпочесть в пост, чтобы не потерять духовный настрой? Как быть, если на Рождественский пост выпадает день Ангела или день рождения? Можно ли звать гостей и чем их угощать? И вообще совместимы ли пост и праздники? На эти вопросы отвечае протоиерей Павел Гумеров , настоятель московского храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино.

- Отец Павел, что такое досуг? Каким он должен быть?

Досуг - это свободное время, которое человек может использовать по своему разумению. У каждого из нас есть обязательные для исполнения дела - по службе и работе или связанные с заботой о семье и детях. А досуг - это некий приятный бонус, который человек может провести себе в утешение - и самыми различными способами. Но для христианина важно, чтобы досуг не был связан с грехом, особенно сейчас, в дни Рождественского поста. Об этом нужно помнить.

Досуг - это время, когда мы хотим расслабиться, снять напряжение, стресс. Это понятно, ведь жизнь людей сегодня, особенно тех, кто живет в мегаполисах, весьма преисполнена всевозможными стрессами: прессинг со всех сторон, цейтнот, в котором мы постоянно находимся. В желании сбросить это напряжение нет ничего греховного. Но, к сожалению, мы видим, что досуг многих людей не полезен ни душе, ни телу.

Как у нас традиционно проводят выходные? Есть такая светская поговорка: «Пятница - пьяница». То есть люди после трудовой недели вечером в пятницу начинают потреблять всякие снимающие, как им кажется, стресс крепкие алкогольные напитки, в субботу продолжают, в воскресенье опохмеляются, потому что надо как-то в себя прийти перед новой рабочей неделей, а в понедельник снова на работу. Вот такой цикл - и к сожалению, у очень многих. А ведь цикл этот совершенно неправильный. И не для этого даны нам выходные.

А кто-то не пьет, но все дни отдыха сидит у компьютера или перед телевизором. И это вредно и для души, и для тела, и для гармоничных отношений в семье. Твои домочадцы - дети и жена - хотят, чтобы ты , а не играя в компьютерные игры или смотря по телевизору всё в подряд. Досуг всё же должен быть деятельный. Тебе в выходные необходимо получить заряд бодрости для следующей рабочей недели.

Мы, христиане, знаем: седьмой день - Господу Богу твоему. Это заповедь, ее нужно стараться исполнять, несмотря ни на что. Конечно, есть профессии - врачи «Скорой помощи», например, или водители общественного транспорта, - которые требуют работы и в воскресенье. Но, как правило, эти люди имеют скользящий график, и хотя бы в одно воскресенье месяца у них выходной. И его, а также по возможности и другие свои свободные от работы дни нужно посвящать Богу. Это главное.

- А как проводить свободное время в пост?

Постом мы больше молимся, стараемся чаще бывать в храме. В пост необходимо исключить те способы досуга, которые либо находятся на грани греха, либо могут нас к греху легко привести: к лености, к праздности, к пьянству.

Я бы посоветовал воздерживаться от чтения светских журналов и газет, от бесконечного общения в соцсетях

Стараться воздерживаться от компьютера и телевизора, хотя в канонах Церкви такие ограничения и не прописаны - просто потому, что в то время, когда составлялись каноны, не было ни того, не другого. Но каноны предписывают в пост воздерживаться от развлечений, а что такое телепередачи и фильмы, как не развлечение? И я бы посоветовал также воздерживаться от чтения светских журналов и газет, от бесконечного общения в соцсетях.

Пост нам дан как школа духовная, как время «боевых учений», в которое мы очень многому должны навыкнуть. Если мы ограничим себя только в пище, то душе от этого будет мало пользы. Пост должен быть не только постом для тела. Это и воздержание от мирской суеты - а в нее нас втягивают как раз СМИ.

Я положил себе за правило постом не смотреть никаких художественных фильмов, стараться поменьше обращаться к интернету, прежде всего светскому, - только если нужно ответить на письма или найти какую-то информацию, чтобы подготовиться к проповеди, к занятиям в школе или написать статью.

В несколько недель поста ты прочитываешь книг намного больше, чем за весь оставшийся год

Если значительно ограничить себя в просмотре телепередач и в интернет-зависании, высвободится много времени для досуга духовного - . Опыт - и мой, и других людей, так поступающих, - свидетельствует: в несколько недель поста ты прочитываешь книг намного больше, чем за весь оставшийся год. И это могут быть не только книги духовного содержания, но и классическая литература не возбраняется.

Остается время и для общения с семьей, а наши близкие очень нуждаются в нашем внимании, особенно дети.

На Рождественский пост выпадает время каникул и новогодних праздников. Как их лучше проводить? Куда можно сходить с детьми?

Время Рождественского поста - время очень больших соблазнов. Почти две недели выходных! В эти дни очень многие дают слабину, впадают в леность… Но всё, что нам Господь дает, нужно сохранять как дар Божий и этот дар использовать с пользой.

Это время зимнее, и можно с детьми кататься на лыжах, на санках, на коньках. В Москве, например, сейчас много катков открывается. Ходить в музеи, на выставки, на концерты духовной и классической музыки…

Мы забыли старые хорошие настольные игры, в которые мы все играли в детстве, когда не было компьютеров и работали всего два-три телеканала, и то ограниченное время. А ведь эти игры очень развивали и смекалку, и умение думать. Когда у меня есть время, я с удовольствием играю с детьми в эти игры и возвращаюсь немножко в детство.

Больше быть с семьей, с друзьями, с единомышленными тебе людьми

Можно встречаться и с друзьями, но без каких-то шумных застолий и пьяных посиделок, ведь дружеское общение предполагает не только такое времяпрепровождение. С друзьями можно делать добрые дела. Помогать храму, например.

В Москве постом храмы и монастыри организуют лектории, православные встречи, лекции, семинары, так что для москвичей есть и такая форма досуга в пост, очень полезная. И не только приходы в Москве организуют подобные мероприятия, но и в других городах.

- Существуют ли какие-то послабления для людей, в пост празднующих свой день рождения или день Ангела?

Рождественский пост и так не строгий, если сравнить его с . В нем очень много дней, когда по Уставу можно есть рыбу. Но вообще христианин меру своего поста должен определить, посоветовавшись с духовником: у каждого своя мера поста, в зависимости от состояния здоровья и духовного уровня.

Если ты не смог в день своего Ангела причаститься, потому что работаешь, причастись в ближайший выходной

А день Ангела нужно праздновать общением с твоим Ангелом. Чем порадовать своего Ангела? Тем, что ты пришел в храм на Литургию, причастился. Если ты не смог в этот день причаститься, потому что работаешь, причастись в ближайший выходной после своего дня Ангела. Это будет подарок твоему Небесному покровителю, в честь которого ты крещен.

День рождения смело можно перенести на ближайшую субботу-воскресение, когда разрешается рыба. Да так и делают многие, потому что в выходные легче собрать на свой праздник родных и друзей. И день Ангела совершенно не возбраняется отпраздновать в ближайший выходной.

Ассортимент наших супермаркетов позволяет отпраздновать эти дни, не нарушая пост и не впадая в чревоугодие. Вино дозволяется по Уставу. Если человек хочет справить эти праздники день в день, то вкушение вина и елея позволительны во все дни, кроме среды, пятницы и понедельника.

- Назовите три самые, на ваш взгляд, подходящие вида досуга в пост.

Во-первых, молитва. Для большинства людей именно выходные - единственное время, когда они могут пойти в храм, когда они могут дома . Я думаю, что это самое главное. Не нужно думать, что, выстояв службу в церкви, мы сильно устанем, потому что есть общеизвестное правило: если человек не ленится в храм Божий ходить по воскресным дням, Господь больше сил ему дает, больше благословляет его труд. Ведь сила - качество относительное. Можно целыми днями лежать дома, и у тебя не будет никаких сил, а можно очень активно работать и в храм ходить, и у тебя силы будут, потому что ты делаешь хорошее дело и Господь тебя благословляет, ибо ты исполняешь Его заповедь.

Во-вторых, чтение духовной литературы. В-третьих, общение с ближними.

Вот три самых важных вида досуга: молитва, чтение, общение - семейное, с детьми, с супругами, с папами, с мамами, которые в это время особенно нуждаются в нашем внимании.

Как «совместить» светские праздники и православные посты - вопрос из разряда вечных, в том смысле, что вечно с ним сталкиваются священники, слыша его снова и снова от начинающих воцерковляться людей. С другой стороны, нет на этот вопрос единого и жесткого «догматического» ответа: когда-то стоит поступить так, когда-то — иначе, исходя из обстоятельств жизни. И здесь священник может что-то подсказать, скорее, из своего опыта. Тем, кому предстоит отметить какую-либо праздничную дату нынешним Великим постом, адресована наша беседа с клириком Петропавловского храма священником Василием Куценко.

— Батюшка, вот что интересно: мы говорим о том, как во время поста разделить праздничную трапезу с неверующими родственниками, и кажется порой, что этот вопрос возник именно в наших житейских реалиях. Но ведь в истории Церкви эта проблема, наверное, не нова?

— На самом деле этот вопрос возникает уже в апостольские времена. За неделю до начала Великого поста в храмах читается фрагмент из Первого послания святого апостола Павла к христианам древнего города Коринфа (см.: 1 Кор. 8, 8 - 9, 2), и там апостол отвечает на вопрос: можно ли христианам употреблять в пищу продукты, освященные в языческих храмах? Он связан с тем, что христиан могли приглашать на обеды по случаю каких-либо торжеств их родственники или друзья — язычники. При этом все праздничные угощения освящались по языческим ритуалам, а нередко и сами трапезы могли устраиваться при языческих храмах. В своем ответе апостол Павел пишет: мы знаем, что идол в мире ничто (1 Кор. 8, 4). Он напоминает нам о том, что пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 8), но призывает христиан не злоупотреблять своей свободой. Хорошо, если христианин осознает ничтожность идолов и языческих обрядов и понимает, что вкушение пищи из языческого храма не причинит ему никакого вреда. Но грех в том, что новоначальный или немощный в вере христианин может соблазниться, увидев своего старшего собрата вкушающим идоложертвенное. Поэтому апостол пишет: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13).

— А если «соблазнять» некого, потому что никто в семье больше не постится? И при этом на время поста приходится юбилей супруга, кого-то из родителей, родственников?

— С днями рождения, юбилеями и другими торжествами нужно поступать, руководствуясь христианской любовью к тем людям, которые на этом торжестве будут, чувством меры и собственной совестью. Если отказ от участия в дне рождения или юбилее может вызвать обиду, то лучше прийти на праздник. Но при этом мы вполне можем заранее сказать о том, что сейчас время поста, и попросить приготовить наряду со скоромными и постные блюда.

— Руководствоваться совестью… У меня одна знакомая на юбилее руководителя-атеиста выпила за его здоровье фужер шампанского. А после коллеги ей высказали: какая же ты верующая, если пьешь в пост?

— Это случай из разряда тех, о которых можно прочитать в Евангелии слова Господа Иисуса Христа: пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Мф. 11, 18-19). Думаю, что просто надо иметь в виду, что действительно может быть и так: откажешься от участия в празднике — будут осуждать, пойдешь на праздник — все равно осудят. И относиться к этому спокойно.

— А что делать, если на период поста выпадает день рождения ребенка?

— Отвечу из своего личного опыта. День рождения моего младшего сына всегда будет попадать на Великий пост. Мы его празднуем. День рождения воспринимается маленькими детьми как очень важное личное событие, поэтому, думаю, не следует проявлять здесь чрезмерную строгость.

— Хорошо, когда дети маленькие. Но как быть с подростками — они ведь хотят в свой праздник не просто посидеть за столом, где может быть и относительно постное меню, но и куда-то пойти, развлечься?

— Ответ зависит от того, верующий подросток или нет, посещает ли он храм или нет. У верующих подростков обычно есть такие же верующие друзья, и тогда будет гораздо проще найти какой-то компромисс. Если при храме, например, есть молодежное общество, то можно отпраздновать свой личный праздник там — в кругу единомышленников, весело и в то же время вполне благочестиво.

Если друзья у подростка нецерковные и он хочет в свой день рождения пригласить их домой, то, думаю, опять же не нужно в этом отказывать. И превращать застолье в «поминки» тоже не стоит. Хорошие, добрые конкурсы или игры вполне уместны. Если же говорить о невоцерковленных подростках, я не могу здесь дать какого-то определенного совета. Одно дело, если эти дети прислушиваются к мнению своего верующего родителя, другое — если нет. Полагаю, что важным моментом здесь будет хотя бы то, что решение по поводу программы праздника будет совместным, а не решением единолично родителя или единолично ребенка.