Может ли батюшка жениться второй раз. О повторных браках и венчании


Современные церковные разводы и новые церковные браки среди мирян – явление противоестественное, хотя в некоторых случаях и возможное. Священник – же, своей семейной жизнью обязан воплощать идеал христианского брака и потому каноны Церкви запрещают ему быть двоебрачным. В случае ухода от него матушки, или её смерти, он не имеет право жениться вторично, и тогда продолжить служение. Он может, либо оставаться безбрачным, либо принять монашество, но если женится второй раз, должен будет оставить священство. Что касается отдельных случаев, когда епископы позволяют священнику вступать во второй брак и при этом продолжать священнослужение, считаю это нарушением канонических норм Православной Церкви. На главную страницу < Все вопросы Задать свой вопрос священнику Последние вопросы и ответы Как можно молиться о душе самоубийцы? На мне огромный грех: 7 лет отношений с женатым мужчиной.

Проблемы повторного брака

Все знают, что в советское время, если дипломат или партийный работник разводился с женой, то на его карьере можно было ставить жирный крест. Похожая ситуация существует и в церковных кругах, но только похожая.


Церковное начальство всегда учитывает обстоятельства развода. В тех случаях, о которых я говорила выше, священнику в плане карьеры ничего не грозит.

Важно

Более того, избавившись от жены, батюшка, наоборот, может рассчитывать на серьезный карьерный рост, если примет монашество. Женатому священнику дальше священства путь закрыт, а вот для монаха открываются серьезные горизонты.


В Русской Церкви есть архиереи (очень и очень известные и высокопоставленные), которые в свое время, разведясь с женами, приняли монашество. А не развелись бы они – так и оставались бы в попах на своих приходах. Так что для священника развод – это палка о двух концах.

Может ли священник дважды жениться?

Внимание

Я знаю случай, когда жена оставила мужа буквально в день перед рукоположением – не хотела разделять с ним «прелести» поповской жизни. Вот и поставила супругу ультиматум: либо она, либо сан.


Муж выбрал последнее. Батюшка так и остался один, и уже лет десять служит в одном очень известном московском приходе. Еще одна история – про бракоразводный процесс в гражданском суде, еще в советское время.


Судья спрашивает матушку, почто она желает с мужем расстаться. А жена отвечает: мол, я же женщина, мне, дескать, и как женщине тоже хочется.
А у них (у попов) все службы, им, видите ли, не всегда можно. Вот такие курьезы бывают в поповской жизни, ничего не поделаешь.
Но все же развод в священнической среде большая редкость. Многие супруги, у которых отношения не сложились и давно перешли в разряд, мягко говоря, совсем не теплых, все же предпочитают терпеть друг друга.

Bad request

Тогда-то и нарукополагали кого попало – и второбрачных, и юнцов, у которых молоко на губах не обсохло, и прочих сомнительных личностей, – а потом расхлебывали. Что было, то было, чего греха таить. Нарушение канонов в православии считается тяжким грехом, поэтому оставим его на совести тех, кто его совершает.

Очень часто задают вопрос, может ли жена священника вступить в повторный брак. Конечно, она может выйти замуж и во второй, и в третий раз, но вернуться обратно к супругу-священнику не сможет, а если он пожелает принять бывшую супругу, то по канонам он должен оставить священство.

То же касается и супружеских измен. Если жена изменила мужу-священнику, то муж больше не сможет с ней жить. А супруги-миряне в аналогичной ситуации вполне могут простить друг друга, помириться и жить долго и счастливо.
Всякое же в жизни случается.

Женатый священник

Такие беседы происходят каждый раз, когда наш знакомый дежурит в Патриархии. Существует множество причин для развода, перечислять их мы не будем, так как все это прописано в специальных документах, одним из которых являются «Основы социальной концепции РПЦ».

В отличие от мирян, священник в случае развода во второй брак вступить не может. Правда, в единичных случаях (а иногда и не в единичных) в отдаленных епархиях и на Украине встречаются неканонические второбрачные священники. Архиереи, допускающие подобное в своих епархиях, объясняют это так называемой икономией (послаблениями). Мол, приходится снисходить и на многое закрывать глаза, а что делать, когда служить некому. Когда служить некому – это проблема серьезная. В середине девяностых во всех епархиях массово открывались храмы, а священников катастрофически не хватало.

Самый странный форум "не судьба". флудеры всех стран, соединяйтесь!!!

Возможно ли это? При каких обстоятельствах Архиерей может дать такое благословение? Спасибо! Простите за вопрос! Вопрос задан:20 декабря 2016 На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов Ответ: Согласно 17 правилу святых Апостолов, двоебрачный священник должен оставить сан: «Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина». Согласно посланию ап. Павла к Тимофею: «епископ (разумей: пресвитер) должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим.
3, 2). Почему же, как пишете Вы, священник согрешит, если по смерти первой жены образует новую семью с благочестивой девушкой? – Потому, что идеалом христианского супружества является брак мужчины с женщиной один раз и на всю земную жизнь.
Как правило, клирики уходят за штат по болезни или по старости, – такого понятия, как пенсия, в Церкви не существует. Хотя пенсия ему в таком случае положена. Ныне, в новой экономической системе, каждый гражданин имеет право на пенсионное обеспечение.

Любой приход, как и любая организация, обязан производить отчисления в государственный пенсионный фонд. В советское время Церковь имела собственный пенсионный фонд, который обеспечивал служителей пенсиями, а вдов клира – пособиями в связи с потерей кормильца.

Встречаются заштатные батюшки, которые ранее служили в некой своей епархии, а потом ушли по собственному желанию без отпускной грамоты архиерея, вот и оказались «за штатом». В таком случае священник лишается права самостоятельного служения, несмотря на то, что священный сан за ним сохраняется.

На церковном сленге таких еще называют «шаталова пустынь».

Все слышали о католических страстях по разводу. В православии с разводом дела обстоят проще. Конечно, развод в религиозной семье – это всегда большая трагедия, и сопровождается он некоторыми каноническими затруднениями, например, при желании одной из сторон вступить в повторный брак.

Один наш знакомый священник работает в Патриархии в канонической комиссии, которая занимается, в частности, и бракоразводными делами. В эту комиссию в основном приходят женщины (большинство из которых нерелигиозные), некогда венчавшиеся со своими мужьями и желающие получить церковный развод.

Беседа происходит примерно так: – Батюшка, мне необходимо развенчаться. Батюшка отвечает, что такого понятия, как «развенчание», в Церкви не существует. – Как не существует, – недоумевает барышня, – но мне надо развенчаться! Батюшка отвечает, что Церковь не развенчивает, но существует благословение на второй брак.
Теоретически существует и канонический развод, правда стоит оговориться сразу – канонические разводы в истории практически не случались. Канонический развод – это когда священник обязан оставить жену ради Церкви, например, если его выбирают в кандидаты на епископство. В таком случае после развода оба бывших супруга должны постричься в монашество, а затем новоиспеченного монаха рукополагают в епископы. С бывшей супругой он обязан прекратить даже дружеские отношения, дабы избежать соблазнов. Но, повторяю, история канонических разводов практически не знает; видимо, для кандидатов в епископы хватало и неженатых претендентов. А вот если священник пил горькую и жена оставила его на почве пьянства, и об этом узнает начальство, то священнику грозит если не запрещение в служении, то в лучшем случае «заштат». Что такое «заштат»? Это лишение прихода. «Заштат» далеко не всегда является наказанием.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, священник может и развестись, и жениться, и не одни раз, а десять или двадцать, это зависит от того, сколько ему лет. Но он, к сожалению, перестаёт быть священником. Прот.

Александр Березовский: То есть, он запрещается в служении? Прот. Димитрий Смирнов: Да. Прот. Александр Березовский: А почему такая строгость к священству? Прот. Димитрий Смирнов: Потому что священник и его семья должны быть образцом для паствы. Если священник двадцать раз женится, то сколько раз можно жениться мирянину? Сорок? И что тогда это будет за Церковь? У нас есть учение о браке в христианской Церкви, которого все должны придерживаться, а священник – выполнять неукоснительно. Прот. Александр Березовский: А в случае смерти супруги? Бывает же, что вот молодые люди поженились, и по болезни супруга вскорости умерла… Прот. Димитрий Смирнов: И даже в случае смерти.
Интереснейшая тема на ДиаконникеСвященник женился второй раз, может ли он вернуться служить? (показывает, до чего могут доходить наши православные барышни на приходах) диакон ИоаннСитуация следующая.От священника ушла жена (она ему изменила). Детей у них не было. Погоревал он некоторое время — тяжело ему было; утешить его смогла только молодая женщина из церковной лавки. На удивление всем, они поженились (но не венчались). Конечно, они после этого сначала перестали появляться в этом храме (видимо, ходили в другой). Но по службе он тосковал. Так прошло года четыре.И вот, после смерти приходского завхоза, настоятель позвал своего бывшего клирика на его место, трудиться для храма, в котором тот раньше служил. Жена его теперь по-прежнему в церковной лавке трудится. Оба замечательные и светлые люди.
Диакон Сергий Ч.Мне известен один случай, когда человек женился, через неделю был рукоположен, а на следующий день у его матушки реально крыша съехала. Отправили в психушку, а брак признали несостоявшимся.

Так он через несколько лет вторично женился, и вроде даже служит. Только как он там это дело у архиерея решал — Бог весть Архидиакон СтефанПрецедент такой мне известен, тихо перевели на другой приход, и всё.

Причем сейчас это священник довольно известный и, смею сказать, хороший. Я ставлю себя на место архиерея: стану ли я из-за какой-то ба.. пардон, дамы разбрасываться хорошими клириками? Да не в жисть. Дисциплинарный канон — это дубинка, и архиерей вправе сам решать — бить этой дубинкой или только погрозить ею. д. Влад ТихомолкинМне тоже известен случай. Одного иерея оставила жена, он сошёлся с другой, она ему детей родила, живут уже долго и счастливо.

Вопрос читателя:

Мне 22, не замужем, 2,5 года назад умерла мама, были с папой в браке 25 лет. Папа никогда не был общительным, всегда был с мамой, уважал ее. Сначала мама пришла в Церковь, потом папа. После смерти мамы мы и подумать не могли, что папа сможет еще раз жениться, но вот прошло это время и он гуляет, общается с женщиной из храма, рассказывает мне какая она хорошая и как они разговаривают про православие, ему с ней хорошо. Я всегда думала, что у моих родителей та самая христианская любовь, которая и по смерти супруга сохраняеться, это было моим ориентиром для своего брака, но вот папа уже с другой и не раз говорил о свадьбе и венчании.

Мы с сестрой в отчаянии, каждый раз, когда он приходит с прогулок с ней, я злюсь и скандалю, не могу в себе держать такую боль, а он ничего не понимает, говорит, все как и прежде. Батюшка, подскажите, как быть? У меня после мамы вся жизнь сбилась, а после папиного – вообще утонула, не знаю, как дальше жить. Как не скандалить и не изводить себя, не возненавидеть отца, как примириться, что он собирается жениться и даже венчаться второй раз после брака длиною в 25 лет? Спаси Бог.

Екатерина

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Дорогая Екатерина, я могу понять Ваши чувства, но давайте разберем все по порядку. Если один из супругов умирает, второй, вдовец, может вступить в брак вторично. И слава Богу, что Ваш отец серьезно относится к отношениям и думает не о чем-то таком легком, а именно о брак – нормальном, хорошем, церковном. Бывает, что после смерти супруга человек может жить только один. Да. Но совершенно нормально и то, что человек ищет пару, что двое взрослых людей не будут жить по одиночке, но соединятся в законном браке, будут друг друга поддерживать, утешать, радовать.

Это не значит, что отец не скучает по маме и не болит о ней его сердце. нет. Но жизнь идет дальше. И долг живых после смерти усопших – жить дальше. Не хоронить себя, но жить, и помня о них. Понимаете?

Конечно, Вы скучаете по маме, Вы болеете о своей потере, о том, что наступило время разлуки с ней… Да разве же перечислишь все чувства! Но Ваш отец поступает достойно, серьезно, с уважением к женщине. Вы уже взрослый человек, Вам – свою жизнь строить. Если отец так ответственно подходит к отношениям, значит, у Вас перед глазами прекрасный пример того, как это может быть. Примите выбор отца и его позицию, тем более что, повторюсь, она очень достойная. И живите свою жизнь, с радостью, с верой, с упованием на счастливую свою семью и добрые, глубокие, настоящие отношения.

И еще, может быть, отцу трудно с Вами говорить о его боли. Ну не может он – увы, это очень и очень жаль… Вы его не переделаете. Разделите Вашу боль от потери мамы и принятие воли и решения своего отца, такого же взрослого человека, как и Вы. Вы увидите, что это вещи не совсем и не так уж связанные друг с другом.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти

– Отец Валериан, как пережить боль от смерти любимого супруга?

– Преподобный Иустин (Попович) сказал: « Любовь к человеку без любви к Богу – самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку – самообман».

Нужно сначала разобраться в своем чувстве. У нас любовью часто называют страстную привязанность к человеку и самолюбивое желание всегда иметь его рядом с собой. Но это – забота не о человеке, а о себе.

Прежде всего, каждый человек должен иметь хотя бы некое представление о смысле жизни. Многие этот смысл видят в достижении земного благополучия, в удовольствиях и развлечениях, в желании жить, как хочется.

Но вспомните даже народную поговорку: «Живи не как хочется, а как Бог велит!» Любая философская система и стремление понять смысл жизни логически, неизбежно приводят к Богу. Кроме материализма, потому что в нем нет логики.

Поэтому сначала нужно определиться с вопросом о смысле жизни. А смысл жизни нашей заключается в том, чтобы человек, насколько возможно, приготовил себя к будущей жизни. Потому что главной является не эта, земная жизнь, а загробная. Земная жизнь – всё равно что студенческие годы.

Молодой человек помимо учебы ходит на студенческие вечеринки. Развлечения допустимы в каких-то разумных пределах. Но вообще-то учатся не для того, чтобы развлекаться, а для того, чтобы стать специалистом и идти по избранному пути. Если так смотреть на жизнь, то всё встанет на свои места.

Известный литературный деятель итальянской культуры Данте утверждал, что «из всех видов человеческого скотства самое глупое, самое подлое и самое вредное – верить, что после этой жизни не будет другой».

А Гете сказал: «Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой». Когда на этой мировоззренческой основе человек строит свою жизнь, он спокойнее переносит происходящее с ним.

Самое главное в жизни – это цель. Если она есть у человека, он преодолевает любые трудности на пути к ней. Этот путь и сам по себе может быть интересным, но он не самоцель. Однако и в пути, как во время студенческой учебы, не нужно пропускать занятия, лениться, обманывать – нужно только трудиться, помогая друг другу.

Ответ на ваш вопрос ищите в Евангелии. Как сказал В.Г. Белинский, «есть Книга, в которой сказано всё, всё решено, после которой ни в чем нет сомнения, Книга бессмертная, святая, Книга вечной истины, вечной жизни – Евангелие.

Весь прогресс человечества, все успехи в науках, философия заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной Книги. Основание Евангелия – откровение истины посредством любви и благодати».

В Евангелии Христос прямо говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Цель, путь к цели и то, как жить на этом пути, – всё должно быть в едином духе. Жизненная установка «все средства хороши для достижения моей цели» – не евангельская, антихристианская, сатанинская.

Попытка построить в этой жизни что-то доброе за счет чьей-то крови, чьих-то слез и страданий не может быть благой. Как цель должна быть благой, угодной Богу, так и средства ее достижения должны быть угодными Богу.

Вот смысл человеческой жизни. А в жизни мы с кем-то трудимся плечом к плечу, но, как на войне, один уходит на фронт, на задание, а другой остается – в надежде на будущую встречу. Да, конечно, разлука, но – временная. Лишь какое-то смертное мгновение, а потом снова – вместе.

Жизнь будущая существует, и все люди, без исключения, туда пойдут, рано или поздно, поодиночке или одновременно – всё равно: когда-нибудь мы все там окажемся. Известный пример – благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Они отправились в будущую жизнь одновременно, поскольку любили друг друга – и Господь дал им такую возможность.

Поэтому пережить земную разлуку – просто. Если ваш супруг раньше отправился к Богу, то вы должны радоваться за него – у Бога-то лучше! А мы за ним потом пойдем, а когда – это уж, конечно, как Господь даст.

Надолго-то обычно и не разлучаются, особенно близкие по духу, как святые Петр и Феврония. Человек, имеющий веру, понимает, что можно и потерпеть какое-то время. Тем более, если есть дети. Ты же не только о себе думаешь, но и о детях. Переживаешь, что любимый «ушел» раньше, а ты остался – так для детей ты тоже «уйдешь», и как их оставишь?

Надо из разлуки вычеркнуть эгоизм. Если будем жить не ради себя, а ради ближнего – то всё станет на свои места. В Евангелии есть замечательный пример воскрешения Лазаря. Четыре дня сёстры были разлучены с братом. Господь сострадал им, даже прослезился. И Он воскресил Лазаря.

После смерти мы соединимся с любимыми, если будем жить с ними в одном, христианском, духе. А потом все воскреснем, как Господь. Для верующего человека всё просто: смерти нет! Господь говорит: «Верующий в Меня не умрет вовек» (Ин. 11:26).

Смерть – лишь временная разлука, переход. А чрезмерная печаль по умершему – это в значительной мере себялюбие. Как сказал святитель Игнатий Брянчанинов: «Все наши добродетели имеют примесь нечистоты».

– Получается, страдать из-за смерти близких не нужно – но разве это возможно? Ведь и святые подвижники, потеряв супруга или супругу, страдали – например, праведный Алексий Мечев. И Господь плакал о Лазаре, но это же не себялюбие…

– Сам Господь сочувствовал, будучи бесстрастным. Бесстрастие – это не бесчувствие! А отец Алексий в то время еще (после смерти матушки) жалел себя. Да и дети у него остались без матери.

Но святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем…»

Я хорошо знал отца Николая Гурьянова, ездил его причащать. Он однажды сказал мне: «Тебе можно умереть – пойдешь к Богу». Я понял, что батюшка по своей любви меня вымолил, и подумал: «Я-то пойду, мне будет хорошо, а дети?» Хотелось им что-то дать, в чем-то поддержать, помочь, как же я их оставлю?

Приезжал к отцу Николаю несколько раз, а он меня спрашивал: «Ты боишься смерти?» – «Нет, батюшка, как-то не думал об этом, да и всё равно – всем умирать, никуда не денешься. Но как детей оставить? Чувствую, не готов, везде должен…» Он отвечает: «Правильно. Долго жить будешь!»

– Батюшка, а кому тяжелее пережить вдовство – мужчине или женщине?

– По-настоящему, мужчине. Всё-таки он лишается заботы. Знаю это по своему папе. Мама заболела, и он не ел, не пил, переживал: «Как я без тебя буду?»

– Еще апостол Павел об этом всё сказал. Жить в чистоте во вдовстве – святое дело, подвиг. Кто не имеет сил, немощен – опять может вступить в брак. Во втором чине венчания так и сказано: «Зане зноя и тяготы дневныя, и плотского разжения немогущее понести во второе брака общение сходятся».

– «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:39-40). Что значит «только в Господе»?

– Это значит угождение не плоти, а Богу. Создавать семью надо по вере и ради Бога. А угождают плоти тогда, когда нужен, простите, мужчина. К несчастью, иногда и в первый брак так вступают…

В книге «Отец Арсений» есть хороший пример того, когда девушка выходит замуж за вдовца, но ради Бога. Если уже есть дети – то из-за детей вступают во второй брак. То есть всегда – ради кого-то, чтобы о ком-то заботиться. Вот это и есть «в Господе».

Расскажу вам случай явления из загробного мира. Один человек овдовел довольно рано, остался с маленькими детьми на руках. Год он держал траур, а потом ради детей женился снова. Да и не старый он был.

И вдруг случилась у него неприятность на работе. Он пришел днем домой: жены дома не было, а рядом со спящими детьми он всегда как-то успокаивался. Вдруг открывается дверь, и со свечой в руках входит его первая супруга, которая умерла…

Он даже не сразу понял, что произошло, так привык с ней всем делиться, что только спросил: «Ты знаешь, что у меня случилось?» Она отвечает: «Знаю». – «Что же мне делать?» – «Молись, и всё пройдет». – «А кто сделал, знаешь?» – «Знаю».

«Кто?» – «А это тебе не нужно знать, иначе у тебя будет нехорошее чувство». Тут он осознал, что она явилась из того мира, и ей всё известно. Спросил: «А ты знаешь, что я второй раз женился?» – «Да». – «Ты не обижаешься?» – «Нет, напротив, ты правильно сделал».

Она смотрит на события с духовной точки зрения и радуется, что рядом с ее мужем и детьми есть любящий человек. Муж говорит: «Посмотри на наших деток». – «Я уже сегодня у них была». Она из невидимого мира к ним приходит проведать – вот такое духовное единство. И сказав: «Нас не должны видеть вместе», – исчезла. Лишь на полу остался воск от ее свечи.

Этому мужчине нужна была забота о его детях, и с этой целью он женился. А теперь, к сожалению, нередко и в первый брак вступают не по любви, с целью не послужить кому-то, а чтобы себе иметь обслуживание.

Можно прожить и в чистом вдовстве. Мы знаем немало таких примеров: святая Анна Пророчица, благочестивые вдовицы, русские княгини. Когда дети вырастают и становятся самостоятельными, вдовицы получают возможность больше участвовать в церковных и общественных делах.

Но на первом месте у мужчин и женщин должна быть семья. Особенно у жены и матери: ее главное служение – в семье. В одной московской школе, директором которой был Георгий Иванович Суворов, был очень уважаемый педагог.

А у него в свое время был учитель, который еще в 1920-х годах говорил: «Все желают построить идеальное общество на земле. Я знаю путь к такому обществу: дайте мне воспитанную мать, и такое общество построим». Вот как велико значение матери!

– Батюшка, а как справиться с ревностью со стороны взрослых детей? Для них нередко второй брак родителя – предательство умершей матери или отца…

– Конечно, овдовев, женщине труднее бывает одной воспитывать мальчиков. Если кто-то пойдет второй раз замуж, надо учитывать отношение детей – они могут не принять другого отца. Нужно снова не о себе думать, а о детях. А часто о детях не думают, просто мужчин «меняют». Но это, скорее, не вдовицы, а разведенные…

Прежде чем жениться или выйти замуж, надо подумать – не станет ли это препятствием? Иначе могут испортиться отношения и с детьми, и между супругами. Но для верующего человека один путь – молиться, чтобы Господь указал: есть ли на брак воля Божия? Это самое главное.

– Бывает, что люди считают второй брак предательством усопшего супруга. Нередко боятся и осуждения со стороны близких, друзей, коллег. Но и одному жить тяжело. В результате вступают в неофициальные отношения…

– Неофициальные отношения – это блуд. Завязывая их, люди служат не Богу, а плоти. Начинают с того, с чего сегодня нередко и первый брак начинается – с «гражданского брака», то есть с блуда.

Отношения юридически неоформленные и Церковью не благословенные – просто греховны. И они временны, с возрастом неизбежно прекратятся. Для чего же они были? И что дальше?

А осуждающим близким надо помнить, что осуждать вообще никого нельзя. Никто не знает внутреннего состояния другого человека и силу его искушения. Загляните в жития святых. У одного монаха однажды плотская страсть настолько разыгралась, что он держал руку в огне, пальцы обгорали, а боли он не чувствовал.

Мы даже не представляем, что это такое. Но вспоминайте поговорку: «Не хвались, горох, что лучше бобов – намокнешь и сам лопнешь». Не зря говорят: «В чем осудишь, в том и согрешишь».

Нельзя никого осуждать. Иначе враг потом так нападет… И страшнее всего, если не на тебя, а на бедных твоих детей, и они из-за тебя пострадают. Это для того, чтобы человек, наконец, что-то осознал. Через детей часто люди начинают себя понимать.

– Отец Валериан, возможно и душеполезно ли современным людям – например, одиноким, нуждающимся вдовам после 50 лет – просто дружить с мужчиной, принимая от него помощь, но не вступая в брак? Или же вступить в брак и жить как брат с сестрой?

– Всё чистое и богоугодное возможно с Божией помощью, если оба – твердые христиане. Можно жить в браке при духовном и душевном единстве без плотской близости. Например, за подругой моей мамы жених ухаживал сорок лет! Сёстры ее вышли замуж, и некому было ухаживать за одинокой больной матерью. И эта женщина просто не могла оставить мать.

Когда ее мама скончалась, они поженились, но уже не жили вместе, потому что им это уже было не нужно. Они настолько привыкли друг о друге заботиться и по-настоящему любить, что от плотского отказались.

Это возможно и сегодня, если о плотском стараться не думать и просить помощи Божией. Но в молодом возрасте мужчина и женщина – это огонь и сено, как говорят святые отцы.

– Повторно вступившие в брак вдовцы или вдовы могут сравнивать с умершим любимым человеком свою новую «вторую половинку» – и не в ее пользу. Что бы вы им посоветовали?

– С духовной точки зрения сравнение кого-то с кем-то – это часто рассуждение, переходящее в осуждение, и устроение не духовное. Один Бог знает человеческую душу, и только Он может судить о людях. И нет одинаковых людей.

Нужно помнить, что человек нам дается не просто так – в нем есть что-то, что важно для тебя. Герой одного рассказа Диккенса овдовел, а жена у него была очень сварливая. Наверно, как у Сократа – Ксантиппа. И когда ему сосватали женщину смиренную, он просил ее: «Ты хоть поругайся на меня, а то я чувствую себя не в своей тарелке!»

– Батюшка, самые беззащитные, кажется, сегодня вдовы священников: остаются без кормильца и защитника, нередко терпят нападки, а устроиться на хорошо оплачиваемую работу, имея на руках деток, невозможно…

– Думаю, это не совсем так. Если действительно священник старался, его духовные чада так же заботятся о его семье… Не знаю, как будет, когда умру, но пока живу, мои чада так заботятся, что иногда даже стыдно…

Но спокойная жизнь на земле никому не обещана: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Ваш вопрос касается каждой семьи. Но ответ надо искать в Священном Писании: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25).

Есть овдовевшие священнические семьи, на которые никто не «нападает». Потому что это не есть штамп, в каждом случае всё индивидуально. Думаю, бедственное положение и нападки связаны не со вдовами священников, а с тем, какой был батюшка, какая осталась матушка.

Всё в нашей жизни не просто так. Если матушке-вдове посылается какое-то испытание, искушение – то не без духовной пользы. То же самое на любом христианском пути.

– Можно ли вдове священника снова выйти замуж?

– О самом священнике сказано однозначно – не имеет права. А по отношению к его вдове такого канонического запрета или препятствия я не знаю.

– Отец Валериан, так всё-таки не грех ли – вдове второй раз выходить замуж, а вдовцу жениться? С одной стороны, Апостол сказал: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7:8-9); «Она (вдова) блаженнее, если останется так, по моему совету» (1 Кор. 7:39-40); а с другой – «желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим. 5:14). Как будет правильнее?

– Апостол говорит не только о вдовстве, а вообще о вступлении в брак. Для вдовствующих же на все случаи есть лишь один ответ – надо молиться и просить указания Божия.

Основательница Спасо-Бородинского монастыря игумения Мария (в миру Маргарита Тучкова) по благословению святителя Филарета (Дроздова) развелась с первым мужем.

Оказался непорядочным человеком, обманул – бывает всякое. И она вышла замуж второй раз по великой любви за генерала Тучкова – но потом муж погиб в Бородинском сражении, а ребенок умер, и Маргарита Тучкова приняла монашеский постриг.

И преподобная Афанасия игумения, великая подвижница, дважды была замужем. Вот такие судьбы Божии, и я ничего не могу тут сказать. Боюсь ограничивать Промысл Божий.

Вопрос вдовства очень серьезный, но сегодня не так часто встречаются проблемы у вдовствующих, сколько у разведенных. В народе разведенную даже прозвали «соломенной вдовой».

И я подумал, почему соломенная? А потом понял: потому что очень легко «вспыхивает», да быстро «сгорает». Соломенные вдовцы и вдовы, если сопрягаются с огнем страсти, легко воспламеняются – ведь уже есть опыт. А остается потом пепел. Соломенное вдовство – проблема современного человечества.

Беседовала Нина Рядчикова,
православный женский журнал
«Славянка» ,
№4(64), июль-август 2016 г.

На вопрос Если бы вдовым священникам было разрешено жениться, то моральный облик православной церкви был бы выше? заданный автором Ёын Сварога лучший ответ это Это серьёзная проблема в православной церкви. Православный священник может жениться до рукоположения один раз. Вдовый священник не может жениться второй раз. (Вдовый мирянин может жениться до трёх раз.) Если он женится второй раз, управляющий епископ лишит его священнического сана
Святитель Лука, архиепископ Красноярский и Енисейский в прошлом был женат и у него было четверо детей. Его жена умерла в молодом возрасте от туберкулёза. Он не мог жениться второй раз, так как был священником православной церкви. Он оставил детей на чужих людей и ушёл в монастырь... Позже он стал архиепископом и спустя годы он был причислен к лику святых православной церкви
Но вернёмся к запрету жениться второй раз вдовым священникам. В Библии нет таких запретов, их позже придумали люди на церковных соборах. До правила Юстиниана (4 в) епископы имели право жениться
Мужчина может жить длительное время в полном плотском воздержании только если он болящий или старец. Мне несколько раз приходилось видеть вдовых православных священников -это глубоко несчастные люди. Они остались вдовцами в молодом возрасте. Молодой мужина остался один. Он не может заключить второй брак под страхом извержения из сана. Одиночество, попытки залить душевную тоску вином, прелюбодействие втихушку, страх, что епископ всё узнает и его лишат сана-он ещё больше начинает топить горя в вине, становясь алкоголиком. Дети вдового священника никогда не узнают материнского тепла и заботы. Да и мужчине нужна и хозяйка в доме, и верная подруга, которая поймёт и поддержит в трудную минуту, но и плотский аспект... (Как я уже говорила, длительное сексуальное воздержание под силу только болящим и старцам)
Католики в своей практике целибата уже дошли до педофилии
Обязательный целибат католической церкви несёт за собой много трагедий
Организация "Церкви Британии и Ирландии вместе" (ЦБИВ) опубликовала доклад, в котором назвала традицию целибата священников главной причиной педофилии в Церкви. По мнению авторов доклада, озаглавленного "Время действовать", католические священники находятся в состоянии "подавленного психологического развития" из-за невозможности интимных отношений. "Безбрачие и тяжелый характер священнического служения делает этих мужчин подавленными, неудовлетворенными и замкнутыми, - говорится в докладе. - В результате у священников появляется склонность к сексуальным преступлениям, часто основанная на сексуальной одержимости"
Запрет женится вдовым священникам снижает моральный облик церкви, и приводит к очень трагическим последствиям: алкоголизму и разврату православного духовенства. Ведь законный брак (ПО БИБЛИИ) -лучшее средство от блуда
Например, у протестантов вдовый священник может жениться. У лютеран (одно из традиционных направлений протестантизма) епископ может жениться. Когда я писала дипломную работу по культуре различных народов, мне давелось пообщаться с семьёй лютеранского епископа. Он женат. У него прекрасная счастливая семья, жена, дети.
Но, к сожалению, неженатые (целибатные) епископы никогда не отменят запрет жениться вдовым священникам. Вдовые священники будут спиваться и втихушку блудить в надежде, что епископ не узнает (Как говориться "Не пойман не вор"). А если священник решит жениться, то его сана лишат. Да и он сам не пойдёт на это-ведь у него обычно нет светского образования. Он боиться, что в светской жизни не сможет зарабатывать деньги, пропадёт. Вот и блудит втихушку, да в вине горе топит...

Ответ от Бабочки в моём животе [гуру]
а как же тогда выражение Нехорошо человеку быть одному, ибо если замёрзнет кто согреет (дословно не помню, это где то в Библии) Да и как можно вообще мужчине прожить всю жизнь без женщины? У него что нет естественных потребностей? Это же вполне нормальное явление...и присуще всем..Как этот священник одинокий с этим справляться будет???



Ответ от Ли L-1 [гуру]
Б е з у с л о в н о!!!))


Ответ от Sten ** [гуру]
Моральный облик зависит от отношений с Богом, а не от запретов или разрешений.


Ответ от таракановвмоейголовесожралабелка [гуру]
выше уровня плинтуса!?


Ответ от Malachiev Malachi [гуру]
Супружеские обязанности никогда не являлись тягостью для нормального человека. И от служения Богу никак не отвлекают, а наоборот дают успокоение души. Я не думаю что жениться на вдове является большим грехом. Наоборот это хороший поступок, не могу понять этого запрета.