Молитва перед едой. История установления Рождественского поста

С началом Рождественского поста, дорогие Друзья! Он предваряет собою праздник Рождества Христова. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.Желаю радости духовной, достойно выдержать все искушения, молитвенно потрудиться и с чистым сердцем встретить Рождество Христово! С Богом!

Милостью Божией вступаем мы во Святой Рождественский пост, который продлится с 28 ноября по 6 января и будет духовно приготовлять нас к достойной встрече великого и спасительного праздника Рождества Христова.

В православной традиции этот пост именуют еще Филипповым в знак того, что начало его приходится на день, следующий за празднованием честной памяти святого апостола Филиппа — одного из двенадцати избранных Спасителем учеников. Апостол Филипп вошел в историю Церкви как пламенный благовестник Святого Евангелия, ревностный служитель Божий, добропобедный мученик за веру Христову.


Так верующие будут готовить себя к большому празднованию Рождества Христового - величественному событию в истории христианства. Сначала длительность поста не была определена, и его срок первые христиане определяли на свое усмотрение.

Однако уже на Соборе 1166 года, который имел место в Царьгороде во времена патриарха Луки и византийского императора Мануила, была определена сорокадневная длительность поста, а также утверждено начинать пост от дня памяти святого Филиппа, что по новому стилю приходится на 27 ноября. Именно поэтому рождественский пост в народе нередко называют "Филипповкой" или "Филипповским".

По словам Oтца Андрея, священника Киевского Свято-Ильинского храма, который на Подоле, пост, это, прежде всего, духовная смиренность. Это не просто воздержание от скоромной еды, но и воздержание человеком самого себя на духовном уровне, попытка проявить как можно больше смиренность к окружающим нас людям и обстоятельствам. Поэтому надо, прежде всего, примириться с родными и близкими.


Так как главное в любом посту - это любовь. Все христианское учение и церковь построены на любви. Можно высушить свое тело голодом, но при этом оставаться злым в сердце, не иметь любви ни к Богу, ни к ближним. А пост - это сохранение спокойствия душевного и любви к Господу. Главное - любовь, мир и тишина, спокойствие душевно.


Православная Церковь определенной категории людей позволяет облегчение или полное освобождение от поста. Да, святой Кирилл Иерусалимский говорил, что если женщина носит в утробе своей младенец, то ей пост отпускается. Так же отпускается пост и женщинам, которые еще кормят грудью.


Позволяется послабление поста также больным и тем, кто трудно работают во время поста. Но для этого каждый человек сначала должен лично подойти к священнослужителю и попросить благословение на послабление поста в силу тех или других обстоятельств.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост.

Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.


Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

И все же, не смотря на все эти канонические предписания, пост не означает, по словам митрополита Антония Сурожского, - то, что необходимо еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; а именно приступать к Таинству Причастия чаще обычного. Пост - это время «самобичевания», тщательное испытание собственной жизни, так чтоб не оказаться осужденным, приступив небрежно к Святой Трапезе.

Рождественским постом нам предлагается несколько простых правил, а именно; нельзя приступать к Причастию, не приготовив себя в течение предшествующей недели молитвенным правилом, испытанием совести, примирившись с нашими обидчиками. Если правило велико, чтобы вычитать его в субботу вечером после всенощной, молитвы его можно распределить на всю неделю, присоединяя их к правилу вечерних и утренних молитв. Кроме того, наша альма-матер Православная Церковь учит, что желающие приступить к Причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечером так, чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его Воскресения.


За этими дисциплинарными правилами, звучат призывы, которые ведут нас за руку к более достойной встрече с Господом. Поклоняясь, как учат нас святые отцы, великому таинству вочеловечения Слова Божия, а главным образом, причащаясь Тела и Крови Христовых, мы должны «перехитрить» Ирода, как это сделали волхвы (Мф.2, 12). Св. Никодим Святогорец говорит, что необходимо перехитрить мышление и похоти плоти, обмануть мысленного диавола, стремящегося помешать нам восходить в духовный Вифлеем к Богомлдаденцу Христу воспринявшего в Себя человеческое естество!


Есть такое выражение: «самоуничижение Божества». Господь ограничивает Себя для того, чтобы приблизиться к нам. Предвечный Бог нисходит к своим рабам «смирил несмиряемо несмиряемую Его высоту» (св. Иоанн Дамаскин). Трудный путь был у Девы Марии, ставшей Матерью Богомладенца, но подумаем и сами, сколько надо было божественной любви, чтобы не силой, не властью, не суровыми мерами попытаться исправить человека, - а унизить себя, умалить до человеческого естества! Это один из труднейших и самых сложных, может быть даже, богословских вопросов, и многие отцы объясняли его, но понять может только тот, кто сам в душе своей, в чистом сердце переживет эту великую «благочестия тайну».

Апостол Павел говорит: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16). Божественный «кенозис» показывает нам, чем на самом деле является любовь Бога к нам грешным. Любовь - это уничижение, жертва, предложение себя и воспринятие другого. Поэтому, насколько каждый из нас освящается и обоживается, настолько и уничижается… Пределом такого физического и плотского самоограничения (утеснения), является согласно церковным канонам последняя неделя Рождественского поста.


Именно на эти дни приходиться празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы веселием, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста. Начиная со 2 по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками. В Православной Церкви в навечерии совершаются часы, называемые Царскими и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы знамение того, что ныне Спаситель уже не таится в вертепе, но сияет всем народам.


В сам день Рождества Христова во плоти, дорогие братья и сестры мы исполнимся с вами особой духовной радостью и по гласу Церкви, «всяческая радости наполняются. Ликуют Ангелы вей на небеси, и радуются человецы играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки». Рождество Христово именуется Малой Пасхой.


Так пусть пасхальная радость в соединении с благодарением и славословием, пришедшему в мир Спасителю наполнит наши сердца, станет источником мира и любви в наших семьях, в городе и на селе, станет источником надежды и вдохновит каждого человека на все доброе и полезное нам и ближним нашим, и Отечеству нашему! Христос рождается, славите, Христос с небесе, срящите, Христос на земли, возноситеся…да все достойно восхвалим славное и честное Рождество сердцем и устами.
АМИНЬ.

28 ноября пост сорокадневный начинается,
И по народному - Филлиповым он называется,
Цель главная поста -
Приблизить верующих к празднику
Рождества Господа Иисуса Христа.
С началом поста я вас поздравляю,
Благополучия, здоровья и тепла души желаю,
Пускай Господь во всём вам помогает,
А вера в Бога всегда вас утешает!

Согласно предписаниям Церковного Устава в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста предписывается строгий пост (воздержание от употребления «вина и елея»). В то же время во вторник и в четверг разрешено вкушать «вино и елей», а в субботние и воскресные дни разрешается вкушение рыбы. Помимо этого вкушение рыбы разрешается в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря по новому стилю) и на праздники со всенощным бдением (в любой день седмицы). Наконец, разрешается вкушение рыбы во вторник и четверг в случае полиелейного праздника или великого славословия; если же славословие или полиелей случится в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушение «вина и елея». В последние пять постных дней (период предпразднства Рождества Христова, 2 - 6 января) Устав усиливает строгость поста, и в эти дни абсолютно запрещается вкушение рыбы даже в субботу и воскресенье.

Наиболее строгим воздержанием отличается последний день поста, 6 января (по новому стилю), известный под наименованием «Сочельник». Указанное название происходит от слова «сочиво», означающее, как и «коливо», вареные зерна риса или пшеницы. Вкушать сочиво положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Последнее обстоятельство указывает на вечернее время ее совершения. Таким образом, большая часть Сочельника проходит в полном воздержании от пищи. Этот строгий пост ослабляется, если Сочельник приходится на субботу или воскресенье. В таком случае вкушение пищи разрешается ранее вечера — после литургии, которая совершается утром. Однако, по сложившейся практике, в наше время литургия в Сочельник в обоих случаях совершается в первой половине дня.

Интересно обоснование употребления сочива в канун Рождества Христова. Вспомним, что сочиво (то же самое, что и коливо) вкушается в дни поминовения усопших. Поэтому употребление данной пищи в Рождественский Сочельник напоминает нам о том, что Спаситель пришел на землю, родился на ней для спасения людей посредством Своих страданий и крестной смерти. Неслучайно в этот день за богослужением исполняются песнопения, составленные по образцу богослужебных текстов Великой Субботы.

Завершая описание устава пощения в Рождественский пост, необходимо отметить, что с благословения духовника ряду лиц, в силу объективных причин (болезнь, пожилой возраст, тяжелый физический труд и т.д.), режим соблюдения поста может быть несколько смягчен. Не следует забывать и о том, что пост заключается не только (и не столько) в воздержании от пищи животного происхождения, но и в активизации духовной жизни. Поэтому в постный период необходимо, по возможности, чаще посещать богослужение, усилить келейное молитвенной правило, активнее участвовать в делах милосердия, воздерживаться от посещения увеселительных мероприятий, находить время для чтения духовной литературы и т.д.

Согласно предпиасниям Церковного Устава в некоторые седмичные дни Рождественского поста полагается совершение богослужения с чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина и поклонами. В эти дни литургия не положена, а все богослужения суточного круга совершаются по чину, близкому к богослужениям седмичных дней Великого поста. Однако в приходской практике подобные службы в Рождественский пост не совершаются, поэтому богослужение Рождественского поста практически не отличается по своему строю от богослужения непостного периода.

Владимир Алёшков, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии


Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября нового стиля), то этот пост называют Филипповым.

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце.

Правильный пост - это борьба за человеческое в самом себе. Он - попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда это «более высокое» (то есть душа) будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек. Так что правильный пост - это радость. Как и правильно переживаемое православие. диакон Андрей Кураев

Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы - это просто диета.

Правила питания в пост, которые указаны в календарях, относятся к монастырскому Уставу - это идеальная норма. Миряне могут получить послабление у священника в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья.

Рождественский пост. Священное Писание повествует нам о Рождестве Христовом так: повелел римский император Август объявить всенародную перепись и каждому записаться в том городе, из которого происходил его род. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария происходили из дома Давидова, потому и направились они из Назарета в Вифлеем, город Давидов. Не нашлось места Иосифу Обручнику и Пресвятой Деве Марии ни в одной из гостиниц города - велик был город Давидов, многие приехали на перепись; в пещере, куда загоняли скот, укрылись они. Там и родила Пресвятая Дева Сына Своего, Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Спеленала Его и положила в ясли… Первыми о том узнали пастухи, стерегли они стадо свое и предстал пред ними Ангел Господень, и небесный свет осиял их. «Не бойтесь, - возвестил им Ангел, - ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель. Который есть Христос Господь». (Лк. 2:10-11). «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». (Лк. 2:13-14)… Первыми поклонились Богомладенцу пастухи, следом за ними - волхвы, их привела ко Господу чудесная звезда, и принесли они дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку)…

Пришел на землю Христос - источник любви и жизни, пришел, чтобы спасти нас, искупить наши грехи, просветить нас светом евангельским; пришел, чтобы примирить человека с Богом Отцом, избавить людей от вечной гибели и указать путь ко спасению, в Царство Небесное…

Радостно это событие, потому и пост радостный, не строгий: в те дни, когда совершается полилейная служба благословляется рыба.

Душа постящегося человека подобна летящей птице, она свободно поднимается ко Господу, душа непостящегося - подобна птице с перебитыми крылами: хотела бы взлететь, но не может, потому обитает на земле и становится частой добычей хищников - злых духов.

Когда человек постится ради Господа (т. е. соблюдает благословенный Церковью пост, а не просто голодает), душа его успокаивается, умиротворяется и, если во время телесного поста человек ведет чистую жизнь, молится, он чувствует рядом с собой Господа и твердо уверен, что Господь есть.

Тот человек, который не чувствует Господа и говорит, что Бога нет, не лжет, ему можно поверить. Почему? Потому что он живет не по заповедям Христовым: совесть у него нечиста, нечиста и душа, она у него замарана грехами: гордостью, блудом, чревоугодием, сребролюбием, раздражением, злом, мы уже не говорим об убийствах - абортах, измене супругов, не хождении в церковь.., - в такой душе Бога нет и быть не может - грязный сосуд не может быть вместилищем Духа Святаго.

Мертвая душа Бога не чувствует, она не нуждается в добрых делах, в молитве, любви к Богу и ближним. И в такой душе живет злой дух, он требует себе пищи и ждет, чтобы исполняли его злую волю. И когда человек становится послушным рабом злых духов, душа его страдает, впадает в уныние, отчаяние и человек подумывает о самоубийстве. И что бы такой человек не имел, даже если бы ему отдали весь мир и поставили царем, он ни в чем не может найти упокоение, ни чем не может насытиться. И только если он пойдет в Церковь, покается, вспомнит все грехи от самой юности, будет молиться, поститься, только тогда его душа может почувствовать Господа, успокоиться, - душа нашла то, что она всю жизнь искала.

Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Для того нам и дается пост, чтобы мы остановились, осмотрелись вокруг себя, заглянули себе в душу: кто там обитает, злой дух или добрый? Если злой, надо изгнать его, очистить душу покаянием, приготовить место в душе для Новорожденного Богомладенца.

Две тысячи лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Богомладенцу дары: золото, смирну и ладан, и мы должны придти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва, добрые дела и любовь.

Рождественский пост радостный, он предваряет великий праздник Рождества Христова и потому нестрогий, благословляется рыба (кроме среды и пятницы). Этот пост продолжается 40 дней - от 28 ноября до 7 января. Строгий пост - в Рождественский Сочельник - канун Рождества Христова, благословляется вкушать коливо после вечерней звезды.

«Истинный пост есть устранение от злых дел»

(святитель Василий Великий)

Сегодня Святая Православная Церковь вступает в Рождественский пост, который продлится 40 дней до самого праздника Светлого Христова Рождества. Предназначение этого зимнего поста в предуготовлении христиан к освящению оставшейся части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и подготовкой к празднованию Рождества Христова.

Когда был установлен Рождественский пост

Говоря об истории его возникновения, следует отметить, что Рождественский пост вошёл в обиход Православный Церкви в IV веке. Первое упоминание о нём мы находим у святителя Амвросия Медиоланского. Продолжительность поста, в разных местах соблюдавшаяся неодинаково, была установлена окончательно - сорок дней - только в 1116 году на Константинопольском соборе при патриархе Луке и византийском императоре Мануиле. Длительность Рождественского поста неслучайна: число сорок - сакральное. Сорок дней и сорок ночей постился Господь наш Иисус Христос в пустыне, где его искушал дьявол, это было перед тем, как Спаситель явил Себя миру и начал Свой путь служения людям.

Начинается Рождественский пост 28 ноября. Накануне, 27 ноября, Церковью празднуется память святого апостола Филиппа, потому наступивший пост имеет ещё и другое название - Филиппов пост, в честь воспоминаемого апостола Христова. В этот день он принял мученическую кончину в городе Иераполисе Фригийском (греч. Ἱεράπολις; также - Иераполь, Гиераполис или «Священный город» (находился на юго-западе современной Турции)). Случилось это ок. 81–95 гг. во времена царствования римского императора Домициана.

Как питаться в Рождественский пост

Устав Рождественского поста следующий. Нельзя вкушать пищу животного происхождения - будь то мясо, молоко, кисломолочные продукты и так далее. Разрешены лишь растительная пища и рыба. В период со 2 по 7 января (с 20 до 25 декабря старого стиля) - дни особо строгого поста (без рыбы).

Говоря о постном рационе, надо, разумеется, учитывать состояние здоровья желающего поститься. Есть церковный устав - достаточно строгий, но существует и более мягкая практика, приемлемая для людей немощных в телесном или душевном отношении. Во всём нужен индивидуальный подход - необходим совет священника, у которого человек исповедуется. Всякое дело необходимо творить с рассуждением, а потому общий подход таков: для человека, чьё здоровье не позволяет поститься в полной мере в соответствии с уставом, возможно снисхождение. А тому, кто здоров, пост пойдёт только на пользу. Ещё в посте, как и во всяком добром деле, необходимо вырабатывать навык, привычку.

Основа всякого поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Речь идёт именно о воздержании, а не изнурении тела. Пост - аскетический подвиг, требующий хорошей подготовки и постепенности. Для того, кто никогда не постился, начинать можно с малого - хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые опрометчиво и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно и строго, в своей ревности не по разуму стремясь подражать великим подвижникам-аскетам. Но вскоре таковые или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, - злятся на всех и на вся, очень скоро пост становится для них невыносимым и они бросают
его. Каждый для себя сам должен определить нужную меру - сколько требуется ему в сутки пищи. И потом понемногу необходимо уменьшать количество вкушаемой пищи и довести этот объём до того, что больше уже нельзя сокращать своё питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, и как следствие - неспособности к основному делу поста. А это, прежде всего, борьба со своими страстями и сугубая молитва.

Слово в начале Рождественского поста (митрополит Антоний Сурожский)

«Мы вступили в Рождественский пост, в период, когда мы шаг за шагом подымаемся к дивному дню, когда мы будем созерцать Бога, ставшего человеком ради спасения нашего. И в сегодняшнем Послании, в преддверие этого поста, апостол Павел нам говорит, что Христос разрушил средостение, которое отделяло Бога и человека, как бы закрыл Собой пропасть, которая лежала между Богом и Его тварью.

…Средостение пало, пропасть закрыта, путь отверст, и сейчас мы идём к тому времени, к той светозарной и таинственной ночи, когда Бог становится человеком и начинается этот путь Господень ко кресту, к смерти, во ад, и к воскресению, которым Он нас возводит к жизни вечной, потерянной ещё нашими праотцами.

Поэтому будем идти к этому празднику благоговейно, готовиться, чтобы и в нашем сердце пало средостение, чтобы и в нашей жизни закрылась пропасть, которая нас отделяет от Бога, от любви, от человека, от жизни. И тогда радостно, благоговейно, трепетно встретим Младенца Христа, отдающего Себя в немощи, в ласке, в любви, предоставляющего нам сделать с Ним, что только мы захотим, для того, чтобы нас спасти. Слава Ему за Его любовь, за Его отдачу, за Его бесконечное к нам терпение! Ответим же на Его любовь - любовью, на Его надежду, на Его веру в нас - ответим!»

Пост. 89 сочинение из самой известной книги святителя Тихона Задонского « Сокровище духовное, от мира собираем ое»

«Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост - когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты.

Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения.

Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия.

Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце своё - от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла.

Видишь, христианин, пост душевный. По­лезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост ду­шевный нужен непременно, потому что и те­лесный пост без него ничто.

Многие постятся телом, но не постятся ду­шой.

Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов - и ка­кая им от того польза?

Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения постить­ся не хотят.

Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают - и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но прости­рают их на мздоимство, хищение и грабёж чу­жого добра - и какая им от того польза?

Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, что­бы тебе пост полезен был, то, постясь теле­сно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево своё, так наложи на злые мысли свои и прихоти.

Да постится ум твой от суетных помышле­ний.

Да постится память от злопамятства.

Да постится воля твоя от злого хотения.

Да постятся очи твои от худого видения: «отврати очи твои, чтобы не видеть суеты» (См. Пс. 118:37).

Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.

Да постится язык твой от клеветы, осуж­дения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова.

Да постятся руки твои от биения и хище­ния чужого добра.

Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори добро (Пс. 33:15; 1 Петр. 3:11).

Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всяко­го злого слова, дела и помышления, учись вся­кой добродетели, и будешь всегда перед Бо­гом поститься.

Если вы поститесь в ссорах и распрях, и бьёте рукою смиренного, зачем предо Мной поститесь, как ныне, чтобы голос ваш был услышан. Не такой пост Я избрал и день, в ко­торый смирит человек душу свою, когда согнёт шею свою, как серп, и подстилает под себя ру­бище и пепел. Не такой пост назовёте постом приятным, не такой Я избрал, - говорит Гос­подь. - Но разреши всякий союз неправды, раз­рушь все долги, записанные насильно, отпусти сокрушенных на свободу, всякое писание непра­ведное раздери, раздробляй с алчущими хлеб твой, и нищих, не имеющих крова введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокров­ного твоего не укрывайся.

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрас­тёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и сла­ва Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я! Когда ты удалишь из сре­ды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодно­му душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис. 58: 4–10)».

Сил духовных и телесных на время поста! Да пройдёт он для каждого из нас с максимальной духовной пользой!

Как был установлен Рождественский пост?

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост?

Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

«Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Когда начали праздновать Рождество Христово?

Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri). Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост?

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. – Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: «Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…»

По материалам сайта