Методики по психологической готовности ребенка к школе. Папка методы психологической диагностики готовности к обучению в школе

С поступлением в школу для ребенка начинается новый возрастной период – младший школьный возраст, а учебная деятельность становится в нем ведущей. Коренные изменения происходят в жизни недавнего дошкольника, и основное изменение касается социальной среды за пределами семьи. В особенности сильно это влияет на тех детей, которые не посещали детский сад и которым предстоит, таким образом, впервые стать членами детского коллектива.

В семье положение ребенка также меняется, у него появляются новые обязанности, возрастают требования к нему. В связи с формальными оценками успехов и неудач ребенка родители, так или иначе, на них реагируют. Возникают новые для младшего школьника отношения – сложное посредничество между институтами семьи и школы. Как уже говорилась, учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, также на первый план теперь выходит и трудовая деятельность. Но по-прежнему в жизни ребенка большое значение имеет игровая форма деятельности. Подготовка ребенка к школе – серьезный вопрос, который исследуется психологами, педагогами, медицинскими работниками, который всегда волнует родителей . В данной статье мы поговорим о диагностических методах, позволяющих оценить степень психологической подготовки ребенка к обучению в школе.

Напомним, что слово «диагностика» пришло к нам из греческого языка и означает оно «науку о методах распознавания болезней и процесс постановки диагноза». Психологическая диагностика, таким образом, являет собой постановку психологического диагноза, то есть квалифицированное распознавание психологического состояния человека.

Готовность ребенка к школе с точки зрения психологии

Под психологической готовностью к систематическому обучению в школе понимается достаточный для усвоения школьной программы уровень психологического развития ребенка, принимая во внимание обучение в коллективе ровесников. Это результат развития ребенка в дошкольном периоде его жизни, сформированный постепенно и зависящий от условий, в которых происходило это развитие. Учеными выделяются интеллектуальная и личностная готовность к обучению. Личностная готовность, в свою очередь, подразумевает определенную степень развития нравственных, волевых качеств ребенка, а также социальных поведенческих мотивов. Также в исследованиях были выделены три аспекта школьной зрелости – интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Рассмотрим каждый аспект более подробно.

Интеллектуальный аспект школьной зрелости

Отражает функциональную зрелость структуры головного мозга . Ребенок должен уметь концентрировать внимание, выделять фигуры из фона, мыслить аналитически, постигая основные связи между явлениями, демонстрировать сенсомоторную концентрацию, тонкие движения рук, умение воспроизводить образцы и запоминать логически.

Эмоциональный аспект школьной зрелости

Подразумевает способность ребенка выполнять не слишком увлекательные задачи в течение длительного времени, сдерживать свои эмоции и управлять волей. В раннем возрасте, как известно, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Но к школьным годам психика маленького человека меняется, развивается произвольность его поведения. Ребенок уже умеет распознавать эмоции по различным признакам (интонация, жесты, мимика), регулировать их. Для определения готовности к школьному обучению этот аспект особенно важен, поскольку в школе ребенку предстоит столкнуться с различными не всегда приятными ему жизненными ситуациями (взаимоотношения с одноклассниками, учителями, неудачи, оценки и т.п.) Если ребенок будет не в силах контролировать свои эмоции и управлять ими, то он не сможет корректировать собственное поведение и налаживать социальные связи. Учить ребенка адекватно реагировать на эмоции других людей нужно еще с дошкольного возраста.

Социальный аспект школьной зрелости

Выражает сформированность у ребенка готовности принимать свою новую социальную позицию имеющего определенные права и обязанности школьника. Ребенок должен ощущать потребность в общении с ровесниками, должен уметь соотносить свое поведение с законами детского коллектива и правильно воспринимать свою роль ученика в обстановке школьного обучения. Также сюда относится и сфера мотивации к обучению. Ребенок в том случае считается готовым к школе, когда она привлекает его не внешней стороной (возможностью носить красивый ранец, пользоваться яркими принадлежностями, тетрадями, пеналами, ручками и т.п.), а содержательной стороной (возможностью получить новые знания). Если иерархическая система мотивов ребенка сформирована, он сможет управлять своей познавательной деятельностью и своим поведением. Развитая учебная мотивация, таким образом, важный признак для определения степени готовности ребенка к школе.

Готовность ребенка к школе с точки зрения физического развития

Уклад жизни ребенка с началом его обучения в школе меняется, старые привычки нарушаются, умственные нагрузки возрастают, формируются взаимоотношения с новыми людьми – учителями, одноклассниками. Все это способствует возрастанию нагрузки на ребенка, на все функциональные системы организма, что не может не сказываться на здоровье в целом. Случается и такое, что некоторые дети не могут адаптироваться к новому режиму в течение всего первого года обучения. Это говорит о том, что в дошкольный период жизни физическому развитию малыша не уделялось достаточно внимания. Организм ребенка должен находиться в активном и бодром состоянии, малыш должен быть закаленным, его функциональные системы – тренированными, трудовые навыки и двигательные качества – в достаточной степени развитыми.

Специфика учебной деятельности

Для успешной учебы ребенок должен обладать рядом определенных навыков и умений, которые понадобятся ему на различных уроках. Различают специфические и обобщенные навыки. Специфические навыки необходимы для определенных уроков (рисование, чтение, сложение, письмо и т.п.) Обобщенные навыки пригодятся ребенку на любых занятиях. Эти умения разовьются в полной мере в старшем возрасте, но их предпосылки закладываются уже в дошкольный период. Наибольшее значение для учебной деятельности имеют следующие навыки:


Очень желательно, чтобы к началу обучения в школе у ребенка были сформированы пять следующих мотивов.

  1. Познавательный. Это стремление читать с целью узнавать интересные и новые факты об окружающем мире (про космос, динозавров, животных, птиц и т.п.)
  2. Перспективный. Желание читать для более интересной и легкой учебы в школе.
  3. Мотив личностного роста. Ребенок хочет читать, чтобы стать похожим на взрослых, или чтобы взрослые гордились им.
  4. Деятельностный. Читать для того, чтобы потом было можно играть в игры с придумыванием сказок, увлекательных историй и т.п.
  5. Мотив общения с ровесниками. Стремление читать, чтобы потом рассказывать друзьям о прочитанном.

Уровень речевого развития ребенка также определяет степень его готовности или неготовности к обучению в школе. Ведь система школьных знаний усваивается именно с помощью устной и письменной речи. Чем лучше развита устная речь ребенка к моменту поступления в школу, тем проще и быстрее он овладеет письмом, а его письменная речь в дальнейшем будет полноценнее.

Определение психологической готовности к обучению в школе

Эта процедура бывает различной в зависимости от того, в каких условиях работает психолог. Самым благоприятным временем для проведения диагностики считаются апрель и май . Предварительно на доске объявлений в детском саду размещается лист, где родители могут увидеть информацию о типах заданий, предлагаемых ребенку на собеседовании с психологом. В общем виде эти задания обычно выглядят следующим образом. Дошкольник должен уметь:

  1. Работать по правилу
  2. Воспроизводить образцы
  3. Распознавать отдельные звуки в словах
  4. Выкладывать сюжетные иллюстрации последовательно и составлять рассказ на их основе

Как правило, обследования психолог проводит в присутствии родителей, чтобы исключить их опасения по поводу предвзятости или строгости специалиста. Родители своими глазами видят, какие задания предлагаются их ребенку. Когда ребенок выполнит все задания, родители при необходимости получают комментарии психолога и советы, как за оставшееся время лучше подготовить ребенка к школе.

С дошкольником во время собеседования должен быть установлен дружественный контакт, а само собеседование должно восприниматься им как игра, что позволит малышу расслабиться и снизит стресс. Тревожный ребенок требует особенной эмоциональной поддержки. Психолог даже может обнять малыша, погладить его по голове, ласково убедить его в том, что со всеми играми он обязательно справится. В процессе выполнения заданий нужно постоянно напоминать ребенку, что все хорошо, и он все делает правильно.

Некоторые практические методики для диагностики готовности ребенка к школе

Уровень бытовых знаний и ориентации детей в окружающем мире можно проверить, задавая следующие вопросы:

  1. Как тебя зовут? (Если вместо имени ребенок назовет фамилию, не считать это ошибкой)
  2. Как зовут твоих родителей? (Ребенок может назвать уменьшительные имена)
  3. Сколько тебе лет?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Как называется улица, на которой ты живешь?
  6. Назови номер своего дома и номер квартиры
  7. Каких ты знаешь животных? Назови диких и домашних животных (Ребенок должен назвать не менее двух домашних и не менее двух диких животных)
  8. В какое время года появляются листья на деревьях? В какое время года они опадают?
  9. Как называется то время суток, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься спать?
  10. Какими ты пользуешься столовыми приборами? Какими предметами одежды пользуешься? (Ребенок должен перечислить не менее трех столовых приборов и не менее трех предметов одежды).

За каждый правильный ответ ребенок получается 1 балл. По данной методике максимальное количество баллов, которое может набрать дошкольник – 10. На каждый ответ ребенку дается 30 секунд. Отсутствие ответа расценивается как ошибка и в этом случае ребенок получает 0 баллов. По данной методике ребенок считается полностью психологически готовым к школе в том случае, когда правильно отвечает на все вопросы, то есть получает в итоге 10 баллов. Ребенку можно задавать дополнительные вопросы, но не подсказывать ответ.

Оценка отношения ребенка к обучению в школе

Целью предлагаемой методики является определение мотивации учения у поступающих в школу детей. Заключение о готовности или неготовности ребенка к обучению в школе не может быть вынесено без данного вида диагностики. Если дошкольник умеет взаимодействовать с другими людьми (взрослыми и сверстниками), если с его познавательными процессами все в порядке – нельзя делать окончательный вывод о том, что к школе он готов полностью. Если желание учиться у ребенка отсутствует, его, конечно, можно принять в школу (при условии познавательной и коммуникативной готовности), но, опять же, с условием, что интерес к обучению непременно должен проявиться в течение первых нескольких месяцев.

Задайте ребенку следующие вопросы:

  1. Ты хочешь пойти в школу?
  2. Зачем нужно учиться в школе?
  3. Чем обычно занимаются в школе?
  4. Что такое уроки? Чем занимаются на уроках?
  5. Как себя нужно вести на уроках?
  6. Что такое домашнее задание? Зачем его нужно выполнять?
  7. Когда ты придешь из школы домой, чем ты будешь заниматься?
  8. Когда ты начнешь учиться в школе, что в твоей жизни появится нового?

Ответ будет считаться правильным, если он точно и полно соответствует смыслу заданного вопроса. Можно задавать дополнительные наводящие вопросы. Обязательно следует убедиться, что вопрос ребенок понимает правильно. Ребенок будет считаться готовым к обучению в школе, если ответит на большинство заданных вопросов (как минимум на половину из них) максимально осознанно, четко и емко.


Определение готовности ребенка к школе

I. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти

Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.

Инструкция. "Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю."

Затем четко произнесите подряд 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке.

Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените следующие характеристики ребенка:

A) если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;
Б) зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания;
B) "кривая" в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

II. Методика Джекобсона по определению объема памяти

Названные вами цифры ребенок должен повторить в том же порядке.
Инструкция. "Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь."


Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по данной
строке повторяется из другого столбца.

При воспроизведении:

III. Методика по определению концентрации и распределения внимания

Подготовьте лист бумаги 10x10 клеток. В клетках поместите в случайном порядке 16-17 разных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок и пр.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания ставить на одну фигуру крестик, а на другую - нолик.

Инструкция. "Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь".

При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую нолик. В остальные ничего не ставить.

Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно ребенок выполняет задание.

IV. Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации

Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.

Изготовьте 6 кружков разной величины: от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток нижнего ряда слева направо. То же проделайте с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала шестиугольники (по убыванию размеров), а потом пятиугольники, прямоугольники (или квадраты), трапеции и треугольники.

В результате получается таблица с геометрическими фигурами, расположенными по определенной системе (по убывающей величине: в левой крайней колонке наибольшие размеры фигур, а в правой - наименьшие).


Теперь уберите фигуры из середины таблицы (16 фигур), оставьте только в крайних рядах и колонках.

Инструкция. "Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в определенном порядке: каждая фигура имеет свое место, свою клетку.

А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У тебя внизу под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5). Для них есть свои места в таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке должна стоять эта фигура? Положи ее. А эта фигура в какой клетке должна быть? "

Оценка ведется из 10 баллов. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла.

V. Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать

Подготовьте по 5 карточек, изображающих мебель, транспорт, цветы, животных, людей, овощи .

Инструкция. "Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом". Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.

Оценка: 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа; 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу оценка снижается на 2 балла.

VI. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет

Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков):

1) 4 рисунка зверей; один рисунок птицы;
2) 4 рисунка мебели; один рисунок бытовой техники;
3) 4 рисунка игр, один рисунок работы;
4) 4 рисунка наземного транспорта, один рисунок воздушного транспорта;
5) 4 рисунка овощей, один рисунок с изображением любого фрукта;
6) 4 рисунка одежды, один рисунок обуви;
7) 4 рисунка птиц, один рисунок насекомого;
8) 4 рисунка учебных принадлежностей, один рисунок детской игрушки;
9) 4 рисунка с изображением продуктов питания; один рисунок с изображением чего-то несъедобного;
10) 4 рисунка с изображением разных деревьев, один рисунок с изображением какого-нибудь цветка.

Инструкция. "Здесь изображены 5 рисунков. Рассмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит к остальным."

Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.

Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.

Из 10 баллов за каждое невыполненное задание оценка снижается на 1 балл.

VII. Методика для выявления уровня развития образных представлений

Ребенку поочередно даются 3 разрезанные картинки. Инструкция дается для каждой разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется.

А) Мальчик. Перед ребенком лежит разрезанный на 5 частей рисунок мальчика.
Инструкция. "Если правильно сложить эти части, то получится красивый рисунок мальчика. Сделай это как можно быстрее."

Б) Медвежонок. Перед ребенком лежат части рисунка медвежонка, разрезанного на части.
Инструкция. "Это разрезанный на части рисунок медвежонка. Сложи его как можно быстрее".

В) Чайник. Перед ребенком лежат 5 частей рисунка чайника. Инструкция. "Сложи рисунок как можно быстрее" (Название объекта не дается).

Из трех полученных оценок вычисляется средняя арифметическая.

VIII. Название цвета по показу

Приготовьте 10 карточек разного цвета: красного , оранжевого , желтого , зеленого , голубого , синего , фиолетового , белого, черного , коричневого .

Показывая ребенку карточку, спросите: "Какого цвета карточка? "

За 10 правильно названных карточек - 10 баллов. За каждую ошибку снижать 1 балл.

IX. Исследование качества звукопроизношения

Предложите ребенку назвать то, что изображено на картинках, или повторить за вами слова, в которых встречаются звуки, относящиеся к группам:

А) свистящих: [с] - твердое и мягкое, [з] - твердое и мягкое

Самолет - бусы - колос Заяц - коза - воз
Сито - гуси - лось Зима - газета - витязь

Б) шипящих: [ж], [ш], [щ], [ч], [ц]

Цапля - яйцо - нож Чашка - бабочка - ключ
Жук - лыжи - нож Щетка - ящерица - нож
Шишка - кошка - мышь

В) небных: [к], [г], [х], [й]

Крот - шкаф - замок Халва - уха - мох
Гусь - угол - друг Йод - зайка - май

Г) Сонорных: [р] - твердое и мягкое, [л] - твердое и мягкое

Рак - ведро - топор Лопатка - белка - стул
Река - гриб - фонарь Лейка - олень - соль

При подборе других слов важно, чтобы звук встречался в начале, середине и конце слова.

Оценка 10 баллов - за чистое произношение всех слов. Невыговаривание одного звука снижает оценку на 1 балл.

X. Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили)

Ребенку предлагается альбом из 12 листов, в котором 10 заданий. На левой стороне (при развороте каждой позиции) вверху и внизу расположены 2 кружка диаметром 3 см, на правой - цветные картинки (пейзажи, звери, птицы, машины и т.д.).

Инструкция. "Вот альбом, в нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок, сначала на верхний. И так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя ." (Последнее слово интонационно подчеркивается.)

Выполнение всех 10 заданий без отвлечений на картинки оценивается в 10 баллов. Каждое невыполненное задание снижает оценку на 1 балл.

XI. Методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга (изучается посредством графического диктанта и метода Керна - Йерасека)

Образец графического диктанта

Ребенку дают листок бумаги в клеточку и карандаш. Показывают и объясняют, как нужно проводить линии.

Инструкция. "Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Сначала я покажу тебе, как нужно рисовать, а потом я буду тебе диктовать, а ты внимательно слушай и рисуй. Давай попробуем."

Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.

"Видишь какой рисунок получился? Понял? Теперь выполни задание под мою диктовку, начиная вот от этой точки." (Ставится точка в начале строки.)

Первое графическое изображение

Инструкция. "Теперь внимательно слушай меня и рисуй только то, что я буду диктовать:

Одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз."

Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Второй графический диктант

Инструкция. "Теперь нарисуй еще один рисунок. Слушай меня внимательно:

Одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо."

Оценка: за все задания - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Третий графический диктант

Инструкция. "Теперь нарисуем еще один узор. Слушай меня внимательно:

Одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо."

Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 0,5 баллов.

XII. Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)

Инструкция. "Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где)."
Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков.
За каждое правильно выполненное задание - 1 балл. Максимально - 10.

XIII. Методика Керна - Йерасека

Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

Методика состоит из трех заданий:

1. Срисовывание письменных букв.
2. Срисовывание группы точек.
3. Рисование мужской фигуры.

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

А. Копирование фразы "Ей дан чай"

Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же."

10 баллов - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

7-6 баллов - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

5-4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.

3-2 балла - каракули.

Б. Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.

Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где).

10-9 баллов - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

8-7 баллов - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

6-5 баллов - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

4-3 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.

1-2 балла - каракули.

В. Рисунок человека

Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

При оценке рисунка человека учитывается:

Наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

10-9 баллов - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища.

8-7 баллов - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги.

6-5 баллов - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4-3 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек".

1-2 балла - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

XIV. Методика определения уровня развития коммуникативной сферы

Уровень развития общительности ребенка определяется в детском саду воспитателем во время общих детских игр. Чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы.

10 баллов - сверхактивный, т.е. постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.
9 баллов - очень активный: вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.
8 баллов - активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.
7 баллов - скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.
6 баллов - трудно определить, активный или пассивный: позовут играть - пойдет, не позовут - не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.
5 баллов - скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.
4 балла - пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.
3 балла - очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.
2 балла - замкнутый, не реагирует на игры сверстников.

XV. Методика по определению состояния долговременной памяти

Попросите ребенка назвать ранее заученные слова через час. Инструкция. "Вспомни те слова, которые я тебе читал".

Оценка 10 баллов - если ребенок воспроизвел все те слова. Каждое невоспроизведенное слово уменьшает оценку на 1 балл.

Оценка результатов

Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребенка к школе определяется отношением суммы оценок к числу методик. При этом КПГ до 3 баллов оценивает неудовлетворительную готовность, до 5 баллов - слабую, до 7 баллов - среднюю, до 9 баллов - хорошую и до 10 баллов - очень хорошую готовность.

Статья подготовлена по методической разработке А.И. Фукина и Т.Б. Курбатской

Светлана Бузанова
Определение готовности детей к школе. Методы диагностики

Диагностическая деятельность начинается с постановки цели и задач, после чего формируется гипотеза и подбираются адекватные методы для её проверки . Завершающим этапом является установление диагноза . Заказчиком психодиагностического исследования может выступать сам психолог и другие заинтересованные лица, например родители, педагоги, различные организации.

Программа диагностики (по методической разработке Фукина А . И. и Курбатской Т. Б.):

Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребёнка к школе определяется отношением суммы оценок на число методик .

При этом КПГ до 3 баллов оценивается - неудовлетворительно,

до 5 баллов - слабо,

до 7 баллов - средне,

до 9 баллов - сильно,

до 10 баллов - очень сильно.

Описание методик .

1. Методика А . Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.

Приготовьте 10 односложных , не связанных непосредственно между собой слов. Например : игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.

Инструкция : «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов ? Читаю»

Затем одновременно и четко произнести 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке. Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените.

Обратите внимание и на следующие характеристики ребенка :

Если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшаться, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости.

Зигзагообразная форма «кривой» - указывает на рассеянность, неустойчивость внимания.

«Кривая» в форме ПЛАТО наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

2. Методика Джекобсона по определению объёма памяти .

Названные вами слова ребенок должен повторить в том же порядке.

Инструкция : «Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь.»

4,7,2,5,9 1,4,9,6,0

6,0,7,5,9,2 3,8,1,5,7,2

1,7,4,2,8,3,9 9,0,3,8,5,2,7

Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по заданной строке повторяется из другого столбца.

При воспроизведении :

7 знаков оцениваются в 10 баллах,

6 …. в 9 баллах,

5…. в 7 баллах,

4…. в 4 баллах,

3…. в 1 балл.

3. Методика по определению концентрации и распределения внимания.

Подготовьте лист бумаги 10*10 клеток. В эти 100 клеток поместите в случайном порядке по 16-17 разных фигурок : круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить в заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания : ставить в одну фигуру крестик, а в другую минус.

Инструкция : «Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь.»

Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно выполняется задание.

4. Методика , выявляющая уровень развития операции систематизации.

Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.

Изготовьте 6 кружков разной величины : от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток верхнего ряда слева направо. То же проделайте и с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала квадрат (по убыванию размеров, а потом трапецию, прямоугольник, шестиугольник и треугольник.

В результате получается таблица с геометрическими фигурами, располагающимися в определенной системе (последовательности) по величине. Причем в левой колонке наибольшие размеры фигур, а в правой наименьшие.

Теперь уберите все фигуры из середины таблицы (16 фигур, оставляя только в крайних рядах и колонках.

Инструкция : «Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в определенном порядке , каждая фигура имеет свое место, свою клетку.

А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У тебя внизу под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5) . Для них есть свои места в таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке должна стоять эта фигура? Положи ее. А эта фигура, в какой клетке должна быть?»

Оценка из 10 баллов. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла.

5. Методика по определению способности обобщать, абстрагировать и классифицировать.

Подготовьте по 5 карточек , изображающих :

1. Мебель,

2. Транспорт,

4. Животные,

Инструкция : «Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, что бы каждую группу можно было назвать одним словом».

Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.

Оценка 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа. 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу снижается по 2 балла.

6. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет .

Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков) :

1. животные (среди них дерево,

2. мебель (транспорт,

3. игры (работа,

4. транспорт (дерево,

5. собачки (кошка,

6. кружки с одним сегментом (с 2 сегментами,

7. квадраты с двумя диагоналями (с 1 диагональю )

8. рисунки по 3 красных фигуры (квадрат с одной диагональю ,

9. рисунки по 3 больших фигуры (3 маленькие фигуры,

10. рисунки по 2 треугольника (с 2 квадратами) .

Инструкция : «Здесь нарисованы 5 рисунков. Посмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно там быть, который не подходит к остальным».

Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.

Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.

Из 10 баллов за каждое не выполненное задание оценка снижается на 1 балл.

7. Методика для выявления уровня развития образных представлений.

Ребенку поочередно даются 3 разрезанные картинки. ИНСТРУКЦИЯ дается для каждой разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется секундной стрелкой часов.

А. МАНЕКЕН (мальчик) . Перед ребенком лежит разрезанный на 5 частей РИСУНОК мальчика.

ИНСТРУКЦИЯ : "ЕСЛИ правильно сложить эти части, то ПОЛУЧИТСЯ мальчик. Сложи его как можно быстрее". ОЦЕНКА :

10 6 - до 15с.

9 6 - до 20с.

8 6 - до 25с.

7 6 - до 3,0с

6 6 - до 40с.

Б. МЕДВЕЖОНОК.

Перед ребенком лежат части рисунка медвежонка, разрезанного на части. ИНСТРУКЦИЯ : "ЭТО разрезанный на части медвежонок. Сложи его как можно быстрее".

ОЦЕНКА :

106 - до 20с. 56 - до 80с.

96 - до 30с. 46 - до 100с.

86 - до 40с. 36 - до 120с.

76 - до 50с. 26 - до 130с.

66 - до 60с. 16 - до 180с.

В. ЧАЙНИК.

Перед ребенком лежат части рисунка чайника, разрезанного на 5 частей.

ИНСТРУКЦИЯ : «СЛОЖИ это вместе как можно быстрее» (Название объекта не дается)

ОЦЕНКА :

10 б - до 35 с. 5 б – до 100 с.

9 б – до 45 с. 4 б – до 120 с.

8 б – до 55 с. 3 б – до 140 с.

7 б – до 65 с. 2 б – до 160 с.

6 б – до 80 с. 1 б – до 180 с.

Из трех полученных оценок высчитывается средняя.

8. Название цвета по показу.

Приготовьте 10 карточек различного цвета : красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого.

Показывая ребенку карточку, спросите : «Какого цвета карточка?»

За 10 правильно названных карточек - 10 баллов. За каждую ошибку снижать 1 балл.

9. Исследование качества звукопроизношения.

Предложите ребенку назвать то, что изображено на картинках или ПОВТОРИТЬ за вами слова, в КОТОРЫХ встречаются ЗВУКИ, относящиеся к группам.

А. Свистящих : с - твердое и мягкое, 3 - твердое и мягкое.

САМОЛЕТ - БУСЫ - К ОЛОС ЗАЯЦ – КОЗА - ВОЗ

СИТО-ГУСИ-ЛОСЬ ЗИМА – ГАЗЕТА - ВИТЯЗЬ

Б. ШИПЯЩИХ : Ж, Ш, Щ, Ч, Ц

ЦАПЛЯ – ЯЙЦО - НОЖ ЧАШКА – БАБОЧКА - КЛЮЧ

ЖУК – ЛЫЖИ - НОЖ ШЕТКА – ЯШЕРИЦА - НОЖ

ШИШКА – КОШКА - МЫШЬ

В. Небных : К, Г,X,И

КРОТ- ШКАФ- ЗАМОК ХАЛВА - УХ А - МОХ

ГУСЬ-УГОЛ-ДРУГ ЙОД-ЗАЙКА-МАЙ

Г. СОНОРНЫХ : Р - твердое и мягкое, Л- твердое и мягкое

РАК-ВЕДРО-ТОПОР ЛОПАТКА-БЕЛКА-СТУЛ

РЕКА- ГРИБ- ФОНАРЬ ЛЕЙКА- ОЛЕНЬ- СОЛЬ

ПРИ подборе ДРУГИХ СЛОВ важно, чтобы ЗВУК встречался, В начале, середине и конце слова.

Оценка 10 баллов за чистое произношение всех слов. Не выговаривание одного звука снижает оценку на 1 балл.

10. Методика Керна - Йерасека .

Ребенку дается лист чистой нелинованной бумаги. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его правой или левой рукой.

А. Срисовывание фразы "ЕЙ ДАН ЧАЙ".

Ребенку выдается карточка 7X14 см. На карточке рукописная фраза "Ей дан чай". Высота заглавной буквы 1.5см., остальных-1см. Карточка кладется ЧУТЬ выше рабочего листа.

ИНСТРУКЦИЯ : "ПОСМОТРИ, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, ПОЭТОМУ попробуй это нарисовать. Хорошенько ПОСМОТРИ, как это написано, и напиши также".

БУКВЫ не более чем в 2 раза больше образца. БУКВЫ образуют ТРИ слова. Строка отклонена от ПРЯМОЙ линии не более чем на 30 градусов.

7-6 баллов-БУКВЫ разделены не менее, чем на 2 ГРУППЫ. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

5-4 балла - С образцом схожи не менее 2 буквы. Вся группа имеет вид письма.

3-2 балла- Каракули.

Б. Срисовывание точек. л

Ребенку выдается бланк с изображением ГРУППЫ точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали-1см. Диаметр точек 2мм. Карточка с точками кладется так, чтобы ОСТРЫЙ УГОЛ ПЯТИУгольника был направлен вниз.

ИНСТРУКЦИЯ : "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь. (Показать где) .

10-9 баллов - Точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не КРУЖКИ. Соблюдена симметрия ФИГУРЫ по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение ФИГУРЫ, увеличение же возможно не более, чем наполовину.

8-7 баллов - Возможно незначительное нарушение симметрии. Однако точка может выходить за рамки столбца или СТРОЧКИ. ДОПУСТИМО изображение КРУЖКОВ вместо точек.

6-5 баллов - ГРУППЫ точек грубо похожи на образец. Возможно нарушение симметрии всей ФИГУРЫ. Сохраняется подобие пятиугольника. Возможно большее или меньшее количество точек, но не менее 7 и не более 20.

4-3 балла - Точки располагаются группами. Их ГРУППЫ напоминают любые геометрические ФИГУРЫ. Величина и количество точек не существенны. Недопустимы другие изображения, например линии.

1-2 балла - Каракули.

Коэффициент психологической готовности /КПГ/ ребенка , к школе определяется отношением СУММЫ оценок на число методик .

ПРИ этом КПГ до 3 баллов оценивается - неудовлетворительно,

до 5 баллов - слабо,

до 7 баллов - средне,

до 9 баллов - сильно

до 10 баллов - очень сильно.

Процедура определения психологической готовности детей к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия - это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений в детском саду заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога.

Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление уровня психического развития, наличия необходимых навыков и умений, состояния мотивационного отношения к школьному обучению.

Чтобы составить общее представление об уровне развития готовности ребенка к школьному обучению, можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасика. Этот тест обладает рядом существенных достоинств:

  • - во-первых, данный тест требует непродолжительного времени при его использовании;
  • - во-вторых, его можно применять как для индивидуальных, так и для групповых обследований;
  • - в-третьих, тест имеет нормативы, разработанные на большой выборке;
  • - в-четвертых, не требует специальных средств и условий для своего проведения;
  • - в-пятых, позволяет психологу-исследователю получить информацию о ребенке.

Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасика является модификацией теста А. Керна. Он состоит из трех заданий (субтестов):

  • 1. Рисование мужской фигуры по представлению. Данное задание дает возможность выявить зависимость между избирательной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, ориентировочную оценку общего умственного развития.
  • 2. Подражание письменным буквам.
  • 3. Срисовывание группы точек.

Второе и третье задания связаны с уровнем развития у ребенка способности к определенному поведению (он должен проявить волевое усилие, выполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение необходимого времени), что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению. При срисовывании написанных слов должны быть обеспечены одинаковые условия как и при срисовывании группы точек, объединенных в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания. Все три задания предъявляют требования в плане тонкой моторики руки.

После того, как субтесты выполнены, психологи собирает бланки и проводит первичную группировку их по результатам тестирования, отбирая детей с очень слабым, слабым, средним и сильным уровнем готовности к школьному обучению.

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от трех до шести баллов. Группа детей, получивших семь-девять баллов, представляет собой средний уровень готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного обследования для получения более объективных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей, набравший 12-15 баллов, что говорит о развитии ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.

Полученные результаты характеризуют ребенка со стороны общего психического развития: развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности. Что же касается развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, то эти свойства довольно четко диагностируются в опроснике Я. Йирасика.

Я. Йирасик ввел в данную методику дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов)1. При помощи данного опросника диагностируется развитие социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций. После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, набранных по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

  • 1 группа - плюс 24 и более;
  • 2 группа - плюс 14 до 23;
  • 3 группа - от 0 до 13;
  • 4 группа - от минус 1 до минус 10;
  • 5 группа - менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Таким образом, можно говорить, что методика Керна- Йирасика дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.

В связи с выделением в психологической готовности детей различных видов отношений, влияющих на развитие учебной деятельности, имеет смысл диагностировать детей, поступающих в школу, через показатели психического развития, наиболее важные для успешности обучения в школе.

Методика «Графический диктант» разработана Д.Б. Элькониным и направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, умения правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Инструкция по проведению теста и оценка результатов указаны в приложении Е.

Для определения психологической готовности к школьному обучению необходимо также определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, выяснить, есть ли у них интерес к обучению. Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при двух признаках психологической готовности - познавательного и коммуникативного, позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течении нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению появится. Имеется ввиду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы. В данной методике ребенку предлагается ответить на вопросы1. При оценке ответов не стоит ограничиваться только оценками в 0 баллов и 1 балл, так как, во-первых, здесь встречаются сложные вопросы, на один из которых ребенок может ответить правильно, а на другой - неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и отчасти неверными. Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 балла. С учетом введенной промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования по данной методике) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов.

Таким образом, наиболее распространенными и эффективными методиками диагностики готовности детей к школьному обучению являются следующие:

  • 1. «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасика», включающий в себя:
    • - рисование мужской фигуры по представлению;
    • - подражание письменным буквам;
    • - срисовывание группы точек;
    • - опросник Я. Йирасика.
  • 2. Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин).
  • 3. Опросник «Отношение ребенка к обучению в школе».

Методики для изучения психологической готовности к школе.

Методика "Графический диктант» (разработана Д.Б.Элькониным).

Цель : направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, то есть действовать по правилу, произвольно управлять своей деятельностью.

Оборудовании: тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками, карандаш.

Описание выполняемой методики : ребенок сидит за партой. По внешнему виду заметно, что ребенок волнуется. После объяснения инструкции приступили к рисованию тренировочного узора. Объяснения ребенок слушал внимательно, старательно вырисовывал каждый узор. Следующие узоры он выполнял смелее, активнее, старался не ошибиться.

Оценка результатов: ребенок точно воспроизвел узоры и за выполнение диктанта получил – «4» балла.

За самостоятельное продолжение узора – «4» балла.

Вывод:

Таким образом, за выполнение диктанта ребенок получает 8 баллов, что говорит о том, что ребенок умеет внимательно слушать, действовать по правилу, произвольно управлять своей деятельностью, точно действовать инструкции взрослого.

Ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йирасека

Субтест№1, Вербальное мышление.

Цель: определить уровень развития мышления ребенка 6-7 лет, умение устанавливать причинно-следственные связи, процессы анализа, обобщения, сравнения

Описание проводимого теста.

Ребенок ведет себя спокойно, внимательно слушает задаваемые вопросы. Дает полные правильные ответы.

Обработка полученны х данных:

Количественный анализ : подсчитывается сумма балловполученных при ответах на вопросы.

Ребенок набрал 25 баллов, что говорит о высоком уровне готовности к школе.

Вывод: ребенок умеет обобщать материал, устанавливать причинно-следственные связи, владеет мыслительными операциями как анализ, синтез, сравнение, умеет рассуждать на предложенные темы, обосновывать свои ответы и т.д.

Субтест № 2.Рисунок мужской фигуры.

Ребенку предлагается чистый лист бумаги, карандаш. Дается инструкция; "Здесь нарисуй какого-нибудь человека так, как ты это сумеешь, но обязательно мужчину". Рассматриваются только рисунки мужской фигуры.

Во время работы ребенок улыбался, покусывал карандаш.

Вывод:

Нарисованнаяфигура иметь голову, туловищеиконечности. Голова с туловищем соединены посредством шеи и она не больше туловища. На голове имеются волосы и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги со ступнями. Воспроизведение одежды. Это соответствует – 1 баллу.

Субтест № 3. Подража ние письменным буквам.

Перед ребенком - образец написанной фразы.Хорошенько посмотри, как это написано, и на пустом месте напиши также".

Вывод:

Удовлетворительное подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Буквы хорошо соединены в три слова Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более, чем на 30° . Это соответствует – 1 баллу.

Субтест № 4. Срисовыв ание группы т очек.

Перед ребенком образец группы точек. Посмотри, здесь точечки. Попробуй, нарисуй рядом такие же

. Обработка результатов:

Рисунок параллелен образцу. Это соответствует – 1 баллу.

Общий результат теста.

Это сумма баллов по всем трем заданиям и она равна 3 балла – высокий результат.

Вывод: ребенок имеет представление о строении фигуры человека. Владеет навыками работы с письменными принадлежностями.

Может воспроизводить написание букв по образцу. У ребенка развиты мышцы кисти руки.

У ребенка имеется пространственное мышление.

Это говорит о том, что ребенок готов к обучению в школе.

Изучение мотивационной готовности. Беседа с ребенком.

Цель: определить особенности отношения ребенка 6-7 лег к школе и учению.

Вопрос экспериментатора.

Ответ ребенка, его поведение.

Анализ полученных данных.

1. Хочешь ли ты идти в школу?

Да, хочу.(радостное, улыбчивое)

У ребенка положительное отношение к школе.

2. Почему ты хотел идти в школу?

Там интересно, весело.

У ребенка положительные ассоциации в отношении к школе, желание идти в школу.

3.Г отовишься ли ты к школе? Как ты готовишься?

Готовлюсь. Делаю зарядку, рисую,учу буквы. (ответил гордо, подняв голову)

Ребенок осознает действия относящиеся к подготовке к школе.

4. Как ты думаешь, понравится ли тебе в школе? Что тебе понравится больше всего?

Понравится. Компьютер, новые друзья.

Ребенок выявляет элементы школьной действительности, наиболее привлекательной для него.

Вывод: ребенок проявляет интерес к школе. Школу он воспринимает как продолжение детского сада.. Ребенок имеет представления о видах деятельности ожидающих его в начальной школе. Он имеет свои интересы связанные со школьной жизнью, привлекательные для него.

Методики для изучения познавательных процессов дошкольника.

Методика "Заучивание десяти слов".

Цель: исследование кратковременной и долговременной памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал : ряд из десяти односложных и двусложных слов, не связанных по смыслу.

Примерный набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Инструкция: " Сейчас я прочту 10 слов, слушать надо внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнил. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно? ".

После первого воспроизведения следует продолжение инструкции: "Сейчас я снова прочту т e же самые слова, и ты опять должен повторить их и те, которые ты уже называл, и. которые в первый раз пропустил; все вместе, в любом порядке".

Ход_ исследования: после пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим методикам, а в конце исследования, то есть примерно спустя5060 минут снова. Спрашивает у испытуемого эти слова. Ответы испытуемого фиксируются в протоколе.

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

Проба 1

Проба 2

Проба 3

Проба 4

Проба 5

Отсроченное

воспроизв.

Вывод : на протяжении всего исследования наблюдалась высокая активность внимания. Преобладает кратковременная память. Через час ребенок воспроизводит более 50% слов. Что характеризует способность сохранять в памяти изучаемый материал продолжительное время. У ребенка низкая утомляемость памяти.

Методика "Исследование непроизвольной зрительной памяти

Цель : определение объема непроизвольной зрительной памяти.

Оборудование: набор из 10 предметных картинок (например: рыба, ведро, кукла, молоток, портфель, санки, елка, чашка, часы, телевизор).

Инст рукция: "Я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них".

Обработка: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу. Общее количество баллов = 4 слова это является показателем объема непроизвольного зрительного запоминания.

Методика "Исследование произвольной зрительной памяти".

Цель : определение объема произвольной зрительной памяти.

Оборудование: набор из 10 предметных картинок (например: мяч, яблоко, гриб, морковь, бабочка, шапка, матрешка, цыпленок, цветок, машина).

Инст рукция : "Я тебе буду показывать картинки, а ты постарайся запомнить, что на них нарисовано".

Обра ботка: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу. Общее количество баллов = 8 это является показателем объема произвольного зрительного запоминания.

У ребенка преобладает произвольная зрительная память.

Методика "Классификация ".

Цель : изучение процесса классификации.

Оборудование: предметные картинки для составления классификационных групп (игрушки, посуда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты и т.п.).

Инструкция: "Разложи по группам, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему картинки подходят одна к другой".

Группа 1 Игрушки. (я в них играю)

Группа 2 Обувь. (одевают на ноги)

Группа 3 Одежда (одевают на тело)

Группа 4 Часы (есть стрелки)

Группа 5 Фрукты (растут на дереве)

Ребенок легко разложил предметные картинки по группам, опираясь на существенные признаки. Ребенку было легко выделить такие классификационные группы: игрушки, обувь, одежда.

Методика «Четвертый лишний»

Цель: изучить некоторые элементы логического мышления (анализ, сравнение, обобщение, выделение лишнего)

Оборудование: 5 карточек с изображением 4-х предметов, 3 из которых относятся к одной группе, а 1 к этой группе не подходит.

1карта: помидор, огурец, морковь, яблоко.

2 карга: лиса, медведь, волк, собака.

3 карта: пальто, платье, юбка, сапоги.

4 карта: машина, автобус, троллейбус, лошадь.

5 карта: портфель, пенал, ручка, кукла.

Инструкция: «Посмотри внимательно на карточку. На каждой из них один изображенный предмет является лишним. Какой это предмет? Почему? Как назвать все предметы одним словом? К какой группе относится лишний предмет?

Ребенокс этим заданием справился легко, дал правильные ответы. Это говорит о том, что ребенок может логически мыслить, делать анализ предметов, определять, сравнивать и выделять основные группы предметов. Умеет мотивировать свой ответ,какие признаки предмета являются ведущими при определении лишнего.

Восприятие формы предметов у детей дошкольного возраста.

Цель: Выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам (для детей 6 лет).

Проведение исследования:

ребенок получил тетрадь. Дается инструкция: «Рассмотри внимательно на этой странице все картинки и фигурку под ними. Выберите картинки, которые больше всего похожи на эту картинку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда ты отметишь все картинки, похожие на фигурку, переверни страниц) и на следующей странице тоже отметь крестики, которые уже похожи на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так ты должен отметить картинки на всех четырех страницах».