Метафорические ассоциативные карты техники работы. Метафорические карты. Техника «Соотнесение со словом»

В чём уникальность метафорических карт?

Психодиагностические карты (метафорические карты) - это новый метод изучения и коррекции личности. Плюс считывание информации из пространства

Дают реальную картину событий на данный момент жизни
Дают ответ: Что делать?
Любая тема клиента становится очевидной за один сеанс!
Предсказывают будущее
Дают веру в светлое будущее
​Карты — это язык бессознательного, посредник между материальным миром и Высшим подсознанием

Для кого?

Для специалистов, работающих с людьми: психологов, коучей, воспитателей, тренеров, медиков, целителей… Также курс полезен для проработки личных профессиональных «затыков».

Для простых людей (непрофессионалов в области коррекции личности): кто хочет проработать свой внутренний мир: узнать причины болезней, неудач, конфликтов, страхов, неуверенности… перевести эти проблемы в задачи и решить их. После курса вы станете для своих близких и родных домашним врачом и психологом!

Чем тренинг уникален?

На тренинге вы освоите два метода работы по Метафорическим картам:

1. стандартный, по средствам обычных метафорических карт;

2. работа с электронными картами по интернету (на удалёнке)!

КРОМЕ СТОИМОСТИ ТРЕНИГА НИКАКИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ на приобретение программ и прочее!!!

  • Для специалиста — эта методика — НАХОДКА , она окупится за НЕСКОЛЬКО сеансов работы!
  • Для человека-обывателя – БЕЗГРАНИЧНЫЙ ДИАЛОГ СО СВОИМ ПОДСОЗНАНИЕМ и ВСЕЛЕННОЙ

Новый метод работы с клиентом расширит ваши возможности!

На тренинге вы получите:

Кроме обычного метода работы с клиентом, методику диагностики через электронные карты в интернете.
Базовый набор электронных карт — восемь калод: 4 шт. Персона и 4шт. Внутренний мир. В том числе карты для работы с детьми.
Освоите метод составления своих колод под разные запросы.
Базовые методики диагностики под разные запросы клиента (программу смотри ниже).
Стандартные вопросы к сеансу с картами.
Мастер-классы с тренером. Вы можете проработать свой запрос с Полиной Суховой.
Рекомендации к методике проведения сеанса диагностики клиента.

Программа тренинга

1 день

Знакомство с картами. Теория. Рекомендации оператору.

Этапы сеанса
Самоидентифекация. Поиск своей уникальности и

предназначения

Налаживание связи со своим глубинным «Я» и

ангелом-хранителем через карты

Сложные отношения и конфликты личности

Мастер-класс с участником тренинга и отработка

техники группой

2 день

Перепрошивка негативных программ и ограничивающих установок

Работа со страхами и фобий всех видов

Низкая самооценка и неуверенность

Сложный жизненный выбор

Работа с целями

Заглядывание в будущее

Мастер-класс с участником тренинга.

Как происходит обучение?

1. Всего 2 дня.

Время обучения: с 11.00 до 18.00

2. Выдаются бесплатно все нужные материалы для

работы: карты, электроннные карты, ручки, блокноты.

3. Участники тренинга отрабатывают друг с другом

техники и упражнения после моего мастер-класса

с одним участником.

4. Ведётся запись тренинга, выдаётся безоплатно, позже, в свободное время, можно просмотреть и отработать материал.

Пример работы с картами

Выдаются сертификаты об обучении!

Стоимость двухдневного тренинга — 6500р.

Для студентов онлайн-курса МАК Полины Суховой вход 500р. за один день

(стоимость аренды помещения)

СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ [email protected]

ОЛЬГА СОРОКИНА

*Помощь в подборе жилья!


Автор и ведущая тренинга

Полина Сухова, эксперт по метафорическим картам, парапсихолог, гипнолог, астролог.

«Мой талант сжимать информацию и делать из неё сухой остаток и в этом виде преподносить людям, именно поэтому за короткий срок вы получите качественный и эффективный ящик с инструментами для работы с любым запросом клиента. А также проработаете свои внутренние блоки, страхи, конфликты личности. Вы будете чувствовать себя «Монстром» знаний для посвящённых!

Моё состояние Души на ДАННЫЙ этап времени дошло до такой ступени Развития, что всё, что со мной происходит — любой опыт — это всё — успех. А раньше было — чёрная и белая полоса, потом перешло в успех и опыт, а теперь — т только успех.

В моей душе полная гармония и согласованность с окружающим миром. Это потрясающее чувство свободы и радости, если я достигла такого внутреннего состояния Души, то могу показать дорогу вам к этому оазису. Ваш выбор остаётся за вами — идти по той дороге, что я покажу, или двигаться к совершенству своим путём. Рано или поздно мы встретимся на одной вершине:)».

Приглашайте на онлайн-курс своих друзей и знакомых

За каждого приведённого человека Вы получите НАЛИЧНЫМИ 20% от стоимости тренинга.

!Чем больше друзей, тем меньше Ваша стоимость!

Географическая карта - это изображение земной поверхности в уменьшенном виде на плоскости, содержащее координатную сетку с условными знаками. Географическая карта представляет собой математически определенный способ отображения поверхности Земли в виде пространственной модели. На ней могут демонстрироваться состояния, отношения и диспозиции различных природных и общественных явлений, а также их развитие во времени.

Географическая карта, предназначенная для обучения в качестве наглядного пособия или материала для самостоятельной работы, называется учебной географической картой. Учебные карты различают:

  • - по тематике - топографические и тематические;
  • - назначению - для общеобразовательных и профессиональных учебных заведений (обычно издаваемые в виде серий);
  • - технике использования - настенные (демонстрационные для коллективного обозрения) и настольные (отдельные, приложенные к учебнику или сброшюрованные с ним, для индивидуального использования) .

Содержание учебных карт, их нагрузка и способы исполнения согласованы с соответствующими учебными программами. Чем меньше возраст школьников, тем проще карта, больше ее генерализованность и выше наглядность. Среди учебных школьных карт преобладают мелкомасштабные карты мира, полушарий, материков, стран, своего региона. К учебным относят также одноцветные контурные карты, предназначенные для выполнения географических упражнений. Имеющие общий замысел карты могут объединяться в атлас. Атлас как систематическое собрание географических карт, выполненное по общей программе, имеет определенное назначение и отличается особенностями использования.

Карта наряду с учебником является важнейшим и обязательным средством обучения географии. По выражению Баранского, «карта есть “альфа” и “омега” (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается» . Географическую карту, отражающую «великое многообразие фактов, предметов и явлений, наполняющих собой любое земное пространство, не могут заменить никакие другие способы изображения, а тем более никакое, хотя бы самое подробное, описание» .

Географическая карта обладает очень важными учебно-воспитательными функциями :

Карта выступает основой, на которую накладываются все географические знания. Следовательно, карта развивает географическое мышление, образное восприятие пространства, раскрывает ассоциативный характер объективного мира;

географическая карта позволяет ощутить природную реальность и социальную картину изучаемой действительности. Поэтому карта имеет неограниченные возможности для широкого применения в практической жизни. Она дает возможность моделирования явлений, недоступных непосредственному наблюдению, скрытых в толщах материковых и океанических вод, в недрах земли или происходящих в атмосфере;

Карта является средством воспитания. Она идентифицирует уникальные и феноменальные свойства вмещающего пространства, развивает чувства ответственности, патриотизма и гражданственности.

Указанные обстоятельства сделали карту «наиболее эффективным средством к повышению всей постановки учебного дела по линии географии... Карта есть второй язык географии, и притом язык гораздо более наглядный и гораздо более доступный восприятию учащихся, нежели текст» . Таким образом, карта является незаменимым средством обучения географии.

Дидактическое значение карты имеет тройственный характер: она служит объектом изучения, средством наглядности и источником знаний об изучаемых явлениях. Все три функциональных уровня взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как не зная карты невозможно использовать ее как средство наглядности и в качестве источника знаний.

Исходным элементом картографической подготовки являются знания о самой карге. Они предусматривают изучение способов отображения земной поверхности на плоскости, об измерительных возможностях проекций, особенностях экспликации содержания в зависимости от типологии карт. Знания о карте необходимы школьникам в течение всех последующих лет изучения географии. Только уяснив сущность и специфику карт, учащиеся могут успешно использовать их как средство наглядности и как источник новой информации.

Карта - важнейшее средство наглядности в обучении географии. Восприятие карты формирует пространственные представления о местоположении и метрике изучаемых объектов. На этой основе в дальнейшем возникает образ географического пространства. Для того чтобы учащиеся смогли воссоздавать по карте географическую действительность, необходимо научить их читать карту. «Чтение карты» нельзя отождествлять с воспроизведением написанных на ней названий тех или иных объектов. Сущность чтения карты заключается в понимании смысла картографических обозначений. Цвет, линии, значки, слова, цифры и другая символика на карте говорят о скрывающейся за ними реальности. Следовательно, чтение карты означает умение анализировать содержание и комбинации условных обозначений и представлять географическое пространство в реальных контурах и действительном структурном состоянии. Чтение карты может быть простым (элементарным), сложным (суммативным) и творческим (ассоциативным) в зависимости от уровня подготовки учащихся и решаемых педагогических задач. Таким образом, чтение карты - это соединение знаков картографической азбуки в слова и выражения, с помощью которых происходит «оживление» географического пространства, его мысленное наполнение красочными картинами природы, сложными узорами человеческой практики, потенциальной энергией и разнообразным движением.

Главным направлением работы с географической картой является использование ее в качестве источника знаний. К разряду знаний, извлекаемых из карт, относятся многочисленные метрические характеристики геопространственных объектов, географическая фактура и номенклатура, причинно-следственные связи и закономерности, наконец, географические феномены .

Характер работы с картой существенно изменяется в зависимости от того, используется она как средство наглядности или как источник знаний. В первом случае карта через представления трансформируется в образы, во втором - подвергается тщательному анализу, результатом которого становятся новые теоретические или эмпирические знания. Таким образом, в зависимости от целеполагапия при работе с картой могут доминировать конкретно-образные или абстрактно-логические формы географического мышления.

В процессе использования географической карты как источника знаний исключительно важную роль играет их сопоставление и наложение. При сопоставлении каждая карта «поставляет» соответствующую, специфическую для ее содержания информацию, а их наложение (синтез) позволяет получить более глубокие выводные знания и модельные представления. Следовательно, успешная работа с картой требует умения не только читать, но также понимать карту. Понимание карты - это толкование географических отношений объектов и явлений, зафиксированных на ней, посредством умозаключений, опирающихся на предметные и метапредмет- ные знания. Понимание карты является высшей формой картографической подготовки, которая достигается путем длительных усилий и упражнений. В результате понимания карты достигается ее познание. Тем самым значение географической карты в процессе обучения заключается в ее предметной и дидактической цикличности и всеобщности.

Картографическая деятельность в современной методике обучения географии характеризуется тремя уровнями:

  • - первый является пропедевтическим (подготовительным), когда учащиеся, опираясь на простейшие знания и жизненный опыт, овладевают элементарным чтением плана и генерализированных карг. Свойства объектов познаются способом визуализации;
  • - на втором уровне школьники учатся соотносить имеющиеся у них географические знания и представления с картой, воссоздавать пространственные представления о размещении и взаимном расположении объектов, составлять простейшие характеристики местности и отдельных объектов. На этом уровне карта используется главным образом как средство наглядности;
  • - третий уровень включает понимание карты, умение пользоваться ею как источником знаний, активно применяя накопленный учебно-теоретический багаж. Учащиеся на этом уровне должны свободно ориентироваться в картографической информации, владеть методом сопоставления и наложения карт, составлять развернутые характеристики различных геопространственных сегментов.

Обучение школьников работе с географической картой требует использования различных вспомогательных картографических средств обучения. Первичные картографические представления формируются посредством глобуса - трехмерной модели Земли. В отличие от карты, на глобусе нет искажений и разрывов, на нем правильно, с одинаковым уменьшением переданы очертания, размеры и взаимное расположение земных объектов. Поэтому он удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. Глобус незаменим при формировании понятия о градусной сетке карты как ее математической основе. Он существенно облегчает отработку умений определять географические координаты.

В понимании географической карты и приобретении умений пользоваться ею значительную помощь школьникам оказывают также контурные карты. Они способствуют восприятию и закреплению картографической символики, представлений, развитию наблюдательности, внимания, активизации географического мышления. На основе контурных карт составляются картограммы, демонстрирующие интенсивность тех или иных географических явлений, картодиаграммы, отображающие суммарные различия явлений, и картосхемы, содержащие определенный аспект объективного познания.

В обучении географии широко используют и другие виды картографических произведений и технологий - профили, рельефные (объемные) карты, карты-анаморфозы, цифровые и электронные карты, космические снимки земной поверхности и г.д.

В целом обученность школьника работе с географической картой определяется тремя признаками: способностью читать, понимать и знать карту. Для достижения указанной степени обученности необходимо добиться следующих картографических умений :

  • - при изучении блока «География Земли» - умений ориентироваться на местности с помощью плана, топографической карты и самостоятельно двигаться по азимуту, определять географические координаты, читать по карте рельеф; умений оценивать отдельные компоненты природы Земли, анализировать, сравнивать и объяснять их значение;
  • - при изучении блока «География России» - умений использовать полученные знания при оценке пространства страны, составлять характеристики ее природно-территориальных комплексов;
  • - при изучении блока «География мира» - умений читать и анализировать политические и социально-экономические карты, устанавливать связи природно-социального свойства, составлять комплексные глобальные, региональные и страноведческие географические характеристики.

При работе с географической картой используются разнообразные приемы, дифференцированное (простое, сложное или творческое) чтение, путешествия по карте, картографические диктанты, самостоятельные работы, изучение номенклатуры и др. Необходимо при этом соблюдать постоянное сочетание практических и умственных действий.

  • Перечень обязательных учебных картографических пособий коллективного пользования для общеобразовательных организаций Российской Федерации представлен в приложении 4.
  • Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1990. С. 218-219.
  • Буданов В. П. Карта в преподавании географии. М., 1948. С. 3.
  • Баранский II. II. Указ. соч. С. 222, 296.
  • Географическая феноменология - это осознанный опыт воплощения пространственной реальности и возможности, представленный уникальными сущностными атрибутами(подробнее см.: Сухоруков В. Д. Когнитивные уровни географии // География в школе. 2015.№ 1. С. 36-44).

«Что наша жизнь-игра»

Игра-это то, что человек сознательно творит в своей жизни. Если человек проигрывает в какой-то ситуации, это приводит к травме, которая остается на всю жизнь. Плохая игра травмирует душу. Травмы забываются, но переживания остаются в подсознании. На результат игры влияют установки человека. Первые установки идут от родителей, далее от всех окружающих. Человек живет по установкам, ограничивает себя и лишает возможности свободы.
Смысл терапии с помощью метафорических ассоциативных карт-заглянуть в человека, найти корневую боль, на нее посмотреть и суметь с ней справиться. Боль уходит и человек становится способным что-то делать в жизни иначе. В любой сфере-работе, финансах, семье.
Способы работы:

    Открытый. Колоду раскладывают картинками вверх. На вопросы психолога человек подбирает карточки самостоятельно, соответственно со своим состоянием.

    Закрытый. Колода картинками вниз. Воспринимается более чувствительно, интригующе, как голос свыше.

Некоторые колоды карт

ОH - универсальная колода, содержит картинки и рамки со словами.
Persona и Personita - для работы с субличностями. На картах изображены лица.
ECCO - для тех, кто быстро придумывает истории. Помогает достать из подсознания самую суть текущего процесса.
Saga - разрешает рассказывать сказки нашей жизни и помогать строить будущее.
Mythos - сюжеты и картинки для раскрытия образов.
Morena - дает ресурсы, чтобы преодолевать препятствия. Настраивает на позитив.
Cope - колода для работы с посттравматическими элементами. Позволяет вытащить переживания из сундука прошлого-проработка детских травм.
И много других видов.

Техники работы с метафорическими картами

1. Начальная стандартная

Можно использовать колоды Mythos, Saga или другие.
Клиент вытаскивает из предложенной колоды одну или несколько карт. Анализирует изображение. Рассказывает, что на карте изображено, где видит себя, что это за история. Что этот сюжет значит и о чем дает понять.

2. Предназначение

Человек хочет найти свое предназначение в жизни. Перед сеансом клиент произносит запрос и вытягивает карту из колоды «Персона». Далее анализирует, насколько изображение соответствует личности пациента, какой это человек. Если изображение неприятное, находим ресурс, взяв вторую карту. Во втором варианте может быть изображение, которое наталкивает на решение проблемы. Если этого недостаточно, клиент вытаскивает другую картинку в открытую. Следующая картинка должна быть более приятная. Человек расслабляется, включается подсознание и начинает понимать, почему первая картинка вызвала неприязнь. Получает ответ, что надо изменить в делах и поведении.

3. Проблемы рода

Даем запрос: какие проблемы мы получили из рода. Как улучшить взаимоотношения в семье.

Из колоды «Персона» вытаскиваем папу, маму, себя. Может оказаться, что мама в образе мужчины или папа в женском образе. Выбираешь себя. Анализируя образы, видишь недостатки и несоответствия с желаемым. Разрешается расставлять карточки. Последующие вытянутые картинки дают ответ, что изменить, как измениться.

4. Препятствия и возможности

Техника в виде игры. Использовать можно колоду Morena.

Ведущий предлагает игрокам вытащить из колоды по 5 карт. Первый игрок берет одну карту из своего набора с изображением трудности или препятствия. Второй игрок выкладывает картинку с возможным решением проблемы. Если решение недостаточно, второй игрок предлагает еще возможности. Участники анализируют проблемы и способы решения.

5. Выход из тупика

Для решения задачи выхода из сложной ситуации. Использовать колоду по желанию.

Из разложенной открытой колоды клиент выбирает картинку, которая затрагивает какие-то чувства. Ведущий просит описать ситуацию на картинке. Следующее действие-выбрать дверь, в которую можно выйти и что находится за ней. В следующем раскладе пациент выбирает карточки с изображениями препятствий, которые мешают выйти из тупика. Человек связывает их со своими проблемами и находит пути решения.

6. Визитка

Предложить клиенту выбрать из открытой разложенной колоды свою одну карту или несколько. Ответить на вопросы: что изображено, где я, что для меня значит этот сюжет. Что это за история, как она влияет на мою жизнь.

7. Очеловечивание

Для того, чтобы посмотреть на проблему издалека.

Клиент в открытую выбирает картинку, которая соответствует его проблеме. Ведущий предлагает поговорить с проблемой. Спросить, чего она боится, что ее ослабляет или усиливает. Подойти к изображению как к мудрому советчику. О чем говорит изображение? Что советует сделать.

8. Римский мост

В основе образ арки.

Клиент выбирает несколько карт по желанию. Выкладывает слева камни прошлого, справа-камни будущего. Будущее-это цели и желания. В центре-настоящее. Жизнь представляем себе, как надежный мост, связывающий прошлое и будущее.

Существует множество техник работы, которым всегда есть место на семинарах "Я Центра" и в авторских путешествиях . Выбирайте, фантазируйте, погружайтесь в сказочный мир метафор и ассоциаций.

Волшебные метафорические карты раскроют вам ошибки и изменят вашу жизнь к лучшему!

Метафорические карты служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу, рассматривая любую картинку на карте как зрительную метафору, подобную двери, открывающейся во внутренний мир человека.

Выбирая ту или иную карточку, человек на самом деле рассказывает о себе, что для него важно. Из его рассказа и нам, и психологу становится понятнее, откуда он черпает силы, какова его система ценностей, чего он боится и во что верит.

OH-карты это целая семья МАК. Каждая колода уникальна, она может использоваться совместно со всеми другими колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для игр и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения.

Сам механизм работы с картами – это проекция.

Что такое проекция?
Проекция – это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у меня внутри.
И именно за счет этой проективности карты позволяют увидеть внутренний мир клиента.

Принципы работы с метафорическими ассоциативными картами

Психолог или психотерапевт никогда не спорит с тем, что происходит с клиентом.
И, таким образом, возвращаем клиенту то, чего у него очень мало – власть. Работая с картами, он смотрит, он что-то видит, у него идут какие-то ассоциации — он выступает у нас экспертом.

Карты - это не средство для постановки диагноза и составления заключения, а источник информации о человеке.

Нет карточек правильных и неправильных, нет выборов верных и неверных. Не стоит делать прямолинейных выводов из выборов своих клиентов, и уж точно нельзя оценивать их.
Нет четко расписанной последовательности действий, вопросов, которые непременно нужно задать в определенном порядке. Более того, нет жесткого соотнесения того или иного вида карточек (материала) с той или иной проблематикой.

Основные стратегии работы с метафорическими картами

Существуют две основные стратегии работы. Клиент может выбирать карточки:

— произвольно, открыто;
— вслепую, наугад, когда они перевернуты, и он не видит изображения.

Работа с открытыми карточками более безопасна, она предполагает больший контроль над ситуацией и соответственно снижает тревогу. Поэтому на начальных стадиях работы имеет смысл выбирать именно эту стратегию, постепенно, по мере создания безопасной атмосферы и расслабления клиентов, предлагая им процедуры с закрытыми карточками.

В то же время люди обычно рассматривают процедуры с закрытыми карточками как возможность «положиться на судьбу», «получить послание свыше» и пр. И многих это привлекает, так как создает интригу, подстегивает любопытство, привносит в работу ощущение игры.

Вынужденный работать с представленным ему «случайно» материалом, человек анализирует себя более глубоко, отвечает на более сложные вопросы.

Предъявление клиенту открытых и закрытых изображений – не единственная возможность разнообразить работу с карточками.

Прочитывая, таким образом, одни и те же слова, люди воспринимают их по-разному, вкладывая в них различные внутренние смыслы. Выстраивая параллели между словами и представленными на ассоциативных картах визуальными образами, они начинают лучше понимать, что имеют в виду, когда используют те или иные слова для обозначения своего состояния.

В работе с терапевтическими карточками слова играют роль второстепенную – поддерживающую, расширяющую диапазон возможностей. Они вводятся в работу как дополнение к карточкам «изобразительным». Считается, что используя одновременно и карточки с картинками, и карточки со словами, мы вовлекаем в работу оба мозговых полушария, тем самым развивая межполушарные связи. Описано много процедур, в которых клиенту предлагается работать одновременно и с одним видом карточек и с другим. Однако здесь, как и в любой другой психологической работе, надо придерживаться золотого правила: работа будет эффективной только тогда, когда клиент сам захочет её выполнить. Обычно соединения картинки и слова – задача нетривиальная.

Техники работы с ассоциативными метафорическими картами

Те же принципы, которые применяются при работе с метафорами в разных видах терапии, применимы и в работе с карточками как метафорами визуальными. Метафора позволяет приблизиться к внутреннему миру, ощутить проблему как отдельно существующую, увидеть перспективу преодоления как путь со своими преградами, ощутить ресурсы. В этом её сила.

Работа с картами может проходить в двух вариантах: диссоциированном – когда я на карту смотрю, и ассоциированном – когда я этим становлюсь.

Когда мы работаем с чем-то тяжелым, сложным, неприятным – мы начинаем с диссоциированного состояния, для начала нам надо на это просто посмотреть.
А когда нам надо взять какой-то ресурс или изведать нашу тень (т.е. то на что мы избегаем смотреть) – мы можем перевести клиента в ассоциированное состояние, чтобы он этим становился.

Техника «Очеловечивание»

Например, клиент жалуется вам на свою нерешительность: «У меня много планов, много идей, но жизнь проходит, а я так ничего и не делаю. Откладываю на потом, но “потом” не наступает никогда. Я в отчаянии…»

Консультант может попросить его выбрать карту, представляющую эту его проблему. Клиент выбирает картинку и называет ее «Нерешительность». Консультант просит клиента поговорить со своей проблемой, расспросить, каким образом ей удается контролировать ситуацию, с помощью чего?
— Когда она чувствует себя сильнее, когда слабее?
— Что ее ослабляет? Чего она боится?
Клиент самостоятельно исследует проблему, говорит с ней, пусть проблема сама ему расскажет про себя.

Техника «Одушевление»

Можно ведь не только проблему «оживить», можно и рисунок на карточке рассмотреть как мудрого советчика и послушать, что он скажет. Например, на карточке нарисована птица (кошка, собака, какой-то человек, окно, дверь, дорога). Можно спросить клиента: И что говорит тебе эта птица? Что она сейчас хочет сделать? А что можешь и хочешь сейчас сделать ты?» Таким образом, человек обращается к спрятанным в нем самом ресурсам.

Техника «Озвучивание»

Раз клиент заставил говорить картинку, можно пойти дальше и заполнить картинку музыкой. Предположим, вы работаете над темой «жизненный путь» с помощью «дорожных карточек», клиент рассказывает вам о своем детстве, о родительском доме, об уходе из дома. Спросите его, какая музыка звучит во время каждого из этапов его жизни? Кто эту музыку «заказывает»? кто выбирает исполнителя, кто дирижирует? Она тихая? Громкая? Приятная? Навязчивая?

Техника «Очки»

Над чем бы психолог ни работал, всегда полезно взглянуть на проблему с разных сторон, сквозь разные объективы, разные призмы. После того как человек выбирает карточку, символизирующую какую-то проблему, надо посмотреть на неё с помощью разных очков: «А что бы по этому поводу сказал ваш папа (если бы он увидел эту картинку)? Мама? Муж, жена, дети, начальник на работе? Эта карточка задела бы их? Произвела бы впечатление? Чье мнение вы бы хотели узнать?»

Техника «Зум» (Хоот)

Подобно объективу фотоаппарата, мы можем приближать и удалять изображение на карточке. После того как клиент выбрал карточку, надо попросить его выбрать другие (со словами или картинками) и расположить их вокруг основной на том расстоянии, которое отражает их степень влияния и близость к центральной картинке. Т.о. становится видна вся картина в целом. И наоборот, можно выбрать карточку и после этого как бы разделить ее на более мелкие части - выбрать другие картинки, отражающие ее составные части, уровни развития, фон и фигуру. Можно проранжировать эти части по важности. Но главное - обсудить после этого, какой смысл скрывается за всем этим? Какие чувства? Что болезненно? Что, напротив, вызывает радость и удовольствие?

Техника «Раскрашивание»

После того как человек выбирает карточку, которая для него пред-ставляет какую-то проблему, скажите ему: «Представьте, что эта карточ¬ка нарисована простым карандашом, и мысленно раскрасьте ее так, как вам хочется».

Клиент может использовать любые цвета - те, которые на самом деле представлены на карточке, и совершенно другие, которых там нет. Пусть он делает это, как хочет, ведь этот процесс отражает его внутреннее состояние. И можно поговорить об этом. А можно и не говорить, иногда достаточно просто «увидеть» ситуацию по-новому.

Техника «Расширение рисунка»

Делается это таким образом: карточка кладется на середину листа, и вы просите клиента продолжить рисунок, причем таким образом, чтобы был заполнен весь лист. Если это сюжетный рисунок, можно продолжить развитие сюжета, если это ложные пятна и узоры, как в наборе «ЭККО», то - продолжить узор, эта техника позволяет сделать выбор карточки еще более личным, углубить взгляд, погрузить пациента в метафору. При этом, поскольку он сам рисует продолжение, его тревоги и защиты ослабляются, а чувство контроля над ситуацией, наоборот, растет.

Также, поскольку сама техника расширения рисунка напоминает технику «Сквигель», придуманную английским психологом Д. Винникоттом, процедуру по расширению рисунка можно проводить точно по такой же схеме. Д. Винникотт использовал эту технику в работе с детьми, отказывающими сотрудничать., настаивающими на том, что они не умеют и не хотят рисовать, не откликающимися на просьбы что-нибудь сделать самим. В таких случаях психолог может сам начать рисование. Изобразив что-нибудь простое (линию, геометрическую фигуру), он просит ребенка продолжить рисунок, нарисовав что-нибудь аналогичное.

1 Урок. Что такое метафорические карты?

Предмет курса

Предметом изучения данного курса является работа психолога с помощью метафорических карт. Это то, чему будут посвящены ближайшие 200 страниц текста.

Глубина изложения предмета курсом

Берясь за описание любого предмета автор прежде всего должен решить насколько подробна будет его модель.

Кто-то хочет, к примеру, научиться водить автомобиль. Кто-то желает не просто водить, а побеждать в гонках. Другой планирует водить, побеждать и самостоятельно ремонтировать. Четвертый уже все это умеет и решил освоить тюнинг. Пятый мечтает стать инженером и научиться создавать автомобили.

Каждый из этих людей нуждается в разных по подробности моделях такого предмета, как автомобиль.

Угодить всем невозможно. Подробная модель окажется слишком сложной для того, кто хочет побыстрее и попроще. В свою очередь простая покажется примитивной любителю разобраться как следует.

Поэтому, прежде чем начать писать, любой автор должен сделать выбор.

Все обучающие курсы по метафорическим картам в России - это обучение вождению. Вот газ, вот тормоз, вот техника для поворачивания направо, вот техника для паркования. Покупай колоду и трогай. Что там под капотом - не твое дело.

Я решил сделать что-то противоположное, потому что сам в свое время нуждался именно в фундаментальном руководстве. Я тогда даже не был психологом.

Таким образом, берясь за написание этого курса, я исхожу из двух допущений:

1.Вы почти ничего не знаете о метафорических картах.

2.Вы почти ничего не знаете о психологии.

Это курс для чайников.

Начнём мы с первого пункта. С метафорических карт.

Что такое метафорические карты?

Если максимально просто, то метафорические(проективные, ассоциативные) карты - это наборы карточек из плотной бумаги или картона с нанесёнными на них рисованными или фотографическими изображениями.

Вот, например, колода метафорических карт “Тан Ду”.

Чаще всего метафорические карты выполнены в формате игральных с одинаковой для всех обложкой, хотя бывает по-разному.

На данный момент мне известно примерно о 80-ти различных более менее популярных колодах, которые выпускаются в Германии, Израиле, Голландии, России и Украине.

Сами по себе метафорические карты никакой ценностью не обладают. Если дать вам колоду, вы и за десять лет не поймете, как извлечь из них пользу. Карты всего лишь инструмент. Они становятся полезны только в руках того, кто знает что с ними делать. Это может быть любой человек с одной важной особенностью - он должен разбираться в психологии. Поэтому картами пользуются в основном психологи.

Для чего же им эти карточки с картинками?

Если коротко, психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции проблем человека.

Объяснить, как проходит такая работа, дело не одной сотни страниц, но главный принцип прост:

Основной принцип действия метафорических карт

Каждая метафорическая карта - это визуальный стимул, рассматривание которого вызывает в сознание человека “материал” из его психики.

Простой пример. Посмотрите, пожалуйста, на эту карту:

Взгляд на нее наверняка вызвал в вашем сознании понимание, что перед вами изображение стула.

Вам кажется это естественным. И в самом деле, - скажете вы, - вот это новость, глядя на фото стула, я вижу стул. Офигеть чудо!

На самом деле все не так просто. Если вы покажете ту же карту младенцу, он не увидит на ней стул. Для него это будет просто твердая бумажка с цветными пятнышками, возможно съедобная. Тоже самое произойдет при предъявлении карты представителю примитивного племени откуда-нибудь с Амазонки.

Понимаете? Вы видите на карте стул только потому, что стул уже есть в вашей голове. Так устроено человеческое восприятие - мы видим, слышим, обоняем, чувствуем только то, что знаем.

Когда корабль Колумба приплыл к островам в Тихом океане, находящиеся на берегу индейцы не обратили на него внимания. Им показалось что это какая-то странная маленькая лодка. Они просто не представляли, что такое европейский корабль и какого он размера. В их опыте не было ничего похожего кроме их собственных лодченок, поэтому они и решили, что к ним в бухту заплыла такая же лодка и очень удивлялись как на ней поместилась такая прорва испанцев.

Вот именно с содержимым памяти человека, с его личным опытом, а в целом с нейронными связями в его мозгу и позволяют работать метафорические карты.

Каждая метафорическая карта - это визуальный стимул, предъявление которого позволяет вызвать в сознание человека смыслы, содержащиеся в его психике, а затем проводить с ними манипуляции в соответствии с замыслом психолога.

Образы, смыслы, извлекаемые из памяти человека с помощью метафорических карт, в дальнейшем мы будет называть материалом .

Про манипуляции поговорим позже, а сейчас посмотрим, как происходит сам процесс вызывания материала в сознание с помощью метафорической карты. Заодно освоим первую технику, которую я называю “Искренний разговор обо мне”.

Техника: Искренний разговор обо мне

Здравствуйте! Меня зовут Затей. Мне 32 года. 4 из них я работаю психологом-консультантом в одном из московских центров. Психологическое образование я получил в Российском университете дружбы народов на кафедре “психологическое консультирование”. Но по основному образованию я химик-технолог нефти и горючего. Я не женат, детей нет. В свободное время танцую хастл, посещаю секцию муай-тай. Люблю научную фантастику, пару лет работал сценаристом на телевидении.

Примерно так я рассказал бы о себе, придя к вам на консультацию в качестве клиента.

После того, что вы обо мне узнали, как вы думаете, я смогу платить за ваши услуги? Я настроен на решение своих личностных проблем или мне просто некому пожаловаться? Вам вообще стоит пытаться мне помочь или лучше направить меня к психиатру?

Согласитесь, если бы вы были психолог, а я ваш клиент на первой консультации, из моего представления выше вы бы не поняли обо мне ничего действительно важного.

Именно такими и бывают абсолютное большинство рассказов людей о самих себе. Тот материал, который мы выдаём сознательно, часто лжив, неполон, состоит из социальных штампов(учился, женился, работал) и не несёт особой ценности для психолога.

Но не всегда. Сейчас я попробую рассказать о себе с помощью метафорических карт. Конкретная техника, которую я для этого использую, называется “Искренний разговор обо мне”. Я всегда использую её на первой сессии чтобы познакомиться с новым клиентом, объяснить ему принцип работы карт и изменить его внутреннее состояние на более заинтересованное и открытое.

Описание техники “Искренний разговор обо мне”

Цель техники: знакомство с новым клиентом. Создание атмосферы доверия и близости. Обучение клиента основным способам работы с картами.

Порядок выполнения : взять любую колоду метафорических ассоциативных карт и предложить клиенту наугад извлечь из неё произвольное количество карт рубашками вверх(обычно хватает штук 5-ти). Затем попросить клиента по очереди переворачивать карты и откровенно рассказывать, какие мысли о его собственной жизни приходят ему на ум при разглядывании изображения на обороте.

Пример выполнения техники : я прямо сейчас возьму колоду метафорических карт “Ох” и проделаю эту технику.

Вот, что у меня получилось:

Переворачиваю первую карту:

Тут всё просто. Это квартира, которую я снимаю в Москве. 10-го числа надо платить.

Переворачиваю вторую метафорическую карту:

Неприятная карта. Мне кажется этот человек переживает отчаяние, ему кажется, что он потерпел полное поражение, не справился с жизнью. Он чувствует, что обречён, больше у него нет сил на то, чтобы встать и продолжать пытаться всё изменить. У меня был такой эпизод в жизни - полное поражение вообще во всех сферах жизни. Как-то так получилось, что родители не научили меня вообще ничему, не создали никакой материальной базы. Отец в 40 лет сгорел от водки. Мать всегда была беспомощной и одержимой иллюзиями. В 27 лет я работал карамельщиком на конфетной фабрике. Разливал расплавленный карамель на линию - руки до сих пор в ожогах. Всего имущества - одна пара протёртых кроссовок, старые джинсы, несколько футболок, квартирная аренда в Москве, на которую уходила вся зарплата, долги. А ещё мать, сестра и брат на содержании. Никогда не было девушки.

Переворачиваю третью метафорическую карту:

Это наверно аура, всякие там тела, которые якобы окружают наше материальное тело. Сразу вспоминается моя мама. Всю жизнь она боится сглаза, пустых вёдер, свистеть в помещении, верит любому, кто рассказывает про “тонкий план”, чакры. Сейчас пошло увлечение семинарами очередного гуру, пришедшего в наш мир “с высоких мерностей”. Влетает это в копеечку, а вот полечить свой варикоз или заменить зубную коронку на керамическую у неё денег нет. И это бесит.

Переворачиваю четвёртую метафорическую карту:

На этой карте я вижу себя идеального. Это метафора того состояния, к которому я когда-нибудь хочу прийти. Спокойный, мудрый и счастливый человек, каким-то очень сложным способом служащий чему-то, что несравнимо больше его самого. Для меня это мой народ.

Переворачиваю пятую метафорическую карту:

Сразу приходит на ум моё недавнее желание научиться играть на укулуле - это такая маленькая гавайская гитара с четырьмя струнами. Проблема в том, что я уже хожу на хастл, который тогда придётся бросить. Ну и чёрт бы с ним, но… я довольно часто бросаю дело не доделав. Навык мобилизовываться и делать то, что должно быть сделано, хочешь ты этого или нет, сейчас самый важный для меня. Пусть написание этого курса будет ещё одним упражнением в этом.

Вот и вся техника.

Как вам кажется, теперь вы знаете обо мне больше? Это значимая для психолога информация?

Очевидно, что да. А если таких карт будет 20? К концу беседы вы будете знать обо мне больше, чем моя тётя из Винницы.

Эту технику я использую на самой первой сессии при знакомстве с клиентом. Выкладываю себе 5 карт, даю выбрать ему. Затем мы по очереди переворачиваем свои карты и рассказываем, что видим. Я - он, я - он...

Одновременно решаются три задачи - знакомство, создание атмосферы доверия и обучение нового человека работе с метафорическими картами. Я уже не говорю про диагностику проблем клиента. Как видите, материал поднимается важный.

А теперь посмотрите видеопример выполнения той же техники в исполнении Ники Верниковой. Смотрите с 12-ой минуты:

Опять же, согласитесь, клиентка озвучила очень важный материал, который другим способом, возможно, получить бы не удалось.

А теперь проделайте технику “Искренний разговор обо мне” сами.

Упражнение на отработку техники “Искренний разговор обо мне”

Я прямо сейчас наугад достану для вас 5 карт из метафорической колоды Ох. Каждый раз перед тем как взглянуть на карту, спросите себя: “На что в моей жизни указывает эта карта?”

Чтобы увидеть лицевую сторону карты просто кликните по ней.

Первая метафорическая карта:

Говорите первое, что приходит в голову, когда вы смотрите на карту вне зависимости от того как вы к этому относитесь. Если эта мысль появилась первой, значит она действительно важна и давно хотела оказаться в фокусе вашего внимания.

Вторая метафорическая карта:

Третья метафорическая карта:

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

Четвёртая метафорическая карта:

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

Пятая метафорическая карта:

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

Ну как, получилось?

Теперь осталось попрактиковать эту технику на живых людях. Вы можете проделать это с любыми своими знакомыми или близкими. Обычно она воспринимается как интересная игра, потому что, скажем прямо, искренних разговоров в нашей жизни не так уж много, да и говорить о самих себе мы все очень любим.

Играть могут двое и более человек. Главное чтобы у вас была колода.

Если дело касается обычного среднестатистического клиента, в процессе “искреннего разговора” он интуитивно понимает как с помощью метафорической карты извлечь из себя “материал” для работы и дальше консультация продолжается без сучка и задоринки в соответствии со структурой сессии.

Но так происходит не всегда. Иногда клиенту непонятно как разглядывание карты привело к воспоминанию о том, как в детстве меня забыли в универмаге. Интуитивное понимание не приходит.

Клиент смотрит на метафорическую карту и не знает что сказать.

Что ж, такое тоже бывает.

В этом случае передо мной встаёт задача быстро обучить его способам извлечения “материала” из своей психики.

Всего таких способов 5. Ими мы и займёмся в следующем уроке.

Домашнее задание

Выполнить технику “Искренний разговор о себе” с 5-ю разными людьми.

Резюме урока

Метафорические(проективные, ассоциативные) карты - это наборы карточек из плотной бумаги или картона, с нанесёнными на них графическими изображениями.

Психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции психогенных проблем человека.

Основной принцип работы метафорических карт следующий: каждая карта - это визуальный стимул, который позволяет вызвать в сознание человека смыслы содержащиеся в его психике.

Эти образы и смыслы принято называть материалом.

Благодаря вызыванию материала из психики клиента в сознание с помощью карт становятся возможными манипуляции психолога с этим материалом так чтобы решить проблему клиента.

Самый простой пример извлечению материала из психики человека с помощью метафорических карт - техника “Искренний разговор обо мне”. С помощью этой техники до того незнакомые психолог и клиент знакомятся, извлекая из своей психики искренний рассказ о самих себе, очень отличающийся от того, что они рассказывали бы без карт. Заодно клиент обучается такому извлечению, что понадобится ему в дальнейшей работе.