Матование

Мы неоднократно подчеркивали важность согласованной игры фигур при матований одинокого короля. Еще большее значение этот принцип взаимодействия сил, выража-ющийся в том, что каждая фигура своей деятельностью на шахматной доске дополняет деятельность других фигур, приобретает при матований слоном и конем. Вообще, матование одинокого короля — хорошая школа для изучения основ взаимодействия фигур.

Рассматриваемый нами здесь эндшпиль представляет определенную трудность не только для начинающих, но и для разрядни-ков. Бывали случаи, что и опытные шахма-тисты не справлялись с матованием слоном и конем за 50 ходов. Во всяком случае, для до-стижения мата при наиболее неблагоприят-ном расположении фигур сильнейшей сторо-не необходимо, как правило, около 35 ходов, а это довольно близко к ничейному пределу (50 ходов). Поэтому процесс матования конем и слоном требует большой точности.

План действий, как и в рассмотренных ранее окончаниях, для сильнейшей сторо-ны заключается в постепенном ограничении подвижности неприятельского короля, а для слабейшей — в стремлении как можно дольше задержаться королем в центре доски.

В этом эндшпиле мат может быть вынуж-ден только на шести полях доски: в одном из двух углов, доступных слону, или на смежных полях.

На диаграммах выше показаны типич-ные заключительные позиции при матований слоном и конем. Обращаем внимание изуча-ющих на два главных условия, без соблюдения которых достижение мата невозможно. Это, во-первых, как и при матовании двумя слонами, король сильнейшей стороны должен обязательно находиться на расстоянии хода коня от углового поля. И, во-вторых, мат вы-нуждается только в одном из двух углов, до-ступных слону.

На диаграммах 1 и 2 белые у самой цели: неприятельский король заперт в нужном углу, и следует лишь аккуратно провести заключи-тельные удары.

Как вы заметили мат можно поставить только в том углу, какого цвета ваш слон. Теперь познакомимся, как осуществля-ется оттеснение одинокого короля в нужный угол. Способ оттеснения, которым мы будем пользоваться, предложен около 200 лет на-зад известным французским шахматистом Ф. Филидором (1726-1795), а методика обучения этому окончанию разработана более 50 лет на-зад польским мастером Д. Пшепюркой (1880-1940).

Позиция, изображенная на диаграмме выше, будет для нас отправной. Ее запомнить не-трудно, так как все четыре фигуры расположе-ны на одной прямой, а конь держит под ударом безопасный для черного короля угол (это обстоятельство должно облегчить запомина-ние, какую фигуру куда ставить, так как слон не может взять под контроль это угловое поле h8). Белый король приблизился к неприятель-скому на самое близкое расстояние и занимает наиболее выгодное положение (оппозицию!). Обратите особое внимание на взаимодействие белых фигур: у каждой из них своя роль, и все они в игре дополняют друг друга.

Задача белых — оттеснить неприятельского короля в белый угол (так как слон белопольный!), то есть в угол а8 (можно и в угол h1, но он дальше угла а8). Черный король будет стремиться прорваться в центр или в один из безопасных углов — h8 или al (там ему мат не грозит — проверьте сами!).

В дальнейшем ходы белого короля и сло-на не требуют особых пояснений: обе фигуры стремятся отрезать поля вокруг черного коро-ля, по которым он мог бы прорваться в нужном ему направлении.

Менее очевидны ходы коня: его маршрут, напоминающий латинскую бук-ву W, показан на диаграмме 4. Других ходов, пока черный король не загнан в угол а8, конь не должен делать, иначе черный король может выскользнуть на свободу.

1. Bh7 {сразу отрезая путь неприятельскому королю в желанный для него угол.} Ke8 2. Ne5 {Конь отправляется по своему маршруту. Ключевая позиция, у черных есть два варианта, отойти королем на f8 или d8} Kd8 { черный король пытается прорваться в центр по левому флангу.} (2... Kf8 3. Nd7+ Ke8 4. Ke6 {Вот теперь наступило самое время для хода королем} Kd8 5. Kd6 Ke8 6. Bg6+ Kd8 7. Bf7 Kc8 8. Nc5 {Конь двигается строго по плану} Kd8 9. Nb7+ Kc8 10. Kc6 Kb8 11. Kb6 Kc8 12. Be6+ Kb8 13. Bd7 Ka8 14. Nc5 {Завершающий маневр} Kb8 15. Na6+ Ka8 16. Bc6#) 3. Ke6 {Белый король преследует черного коллегу, не допуская, чтобы тот слишком отдалился.} Kc7 { Кажется, что черным удалось прорваться, однако} 4. Nd7 $1 { Маршрут коня тот же!} Kc6 5. Bd3 { Обратите внимание на то, как взаимодействуют белые фигуры.} Kc7 6. Be4 Kd8 7. Kd6 Ke8 8. Bg6+ Kd8 {Это уже было} 9. Bf7 Kc8 10. Nc5 Kb8 11. Kc6 Ka7 12. Be6 Kb8 13. Kb6 Ka8 14. Bd7 Kb8 15. Na6+ Ka8 16. Bc6# 1-0

Предлагаем вам убедиться и в том, что и другие ходы черного короля сути дела не меняют. Следует только помнить, что фигуры сильнейшей стороны должны согласованными действиями строить барьер на пути не-приятельского короля и гнать его в угол цвета слона. Причем конь передвигается по строго намеченному маршруту. Конечно, во время партии могут возникнуть позиции с фигура-ми, расположенными в менее удобных поло-жениях. Тогда посредством маневрирования необходимо достичь знакомой нам ситуации, чтобы завершить игру по известной схеме.

Как оттеснять централизованного короля на край доски

Когда одинокий король находится в центре доски, сильнейшая сторона, прежде всего старается вытеснить его оттуда. Это достигается посредством централизации сил, чему оди-нокий король не может воспрепятствовать. Он в состоянии продержаться в центральной части доски лишь около десяти ходов.

Сегодня мы рассмотрим мат Конем и Слоном. Эта позиция была хорошо изучена Филидором, очень давно, в 1749 году. Это не самый распространенный мат, он встречается один раз на 5000 игр, но Вам необходимо знать, как использовать вместе коня и слона.

Мне попадалось множество учебников, в которых было написано, как поставить мат одинокому королю при помощи коня и слона, но по ним невозможно было освоить этот прием. Там были показаны движения, даны какие-то объяснения и кажется, что сможешь сделать это самостоятельно. Но когда Вы пытаетесь это сделать – ничего не выходит.

Проблема в том, что для этого вида мата не существует точного руководства, по крайней мере, мне не удалось его найти. Это - основная причина, почему я это пишу, а Вы (надеюсь) это читаете. Я систематически представил известную информацию и составил алгоритм, который поможет вам поставить мат методом треугольников.

Я обещаю, вы сможете поставить мат Слоном и Конем одинокому королю, после того как прочитаете и поймете материал. Вы спрашиваете, почему это сложно? Потому что, иногда, даже гроссмейстеры не в состоянии сделать это за пятьдесят ходов!

Ниже представлен пример, как я играл против Deep Fritz 14 (ЭЛО 3150 +). Если Вы cможете выиграть компьютер в таком окончании, то обыграть человека не составит труда.

Идея №1

Единственный способ поставить мат этими фигурами – загнать короля противника в правильный угол, а именно в угол, цвет которого соответствует цвету Вашего слона. Поэтому, если у Вас белопольный слон , Вам нужно загнать короля в угол a8 или угол h1 , которые являются белыми углами.

Идея №2

Самое безопасное место для короля – угол противоположного цвета , поэтому главная трудность заключается в том, чтобы вынудить его покинуть неправильный угол и перейти в правильный угол.

Идея №3

Давайте попробуем поставить мат программе с рейтингом 3150 при помощи коня и слона. Первым шагом необходимо загнать короля противника в угол с неправильным цветом.

Идея №4

Разделите шахматную доску на три треугольника: большой треугольник, средний треугольник и малый треугольник. Они обведены зеленым , синим и красным цветом. На диаграмме, расположенной ниже, король черных находится внутри большого треугольника. Как Вы уже знаете, единственный способ поставить мат этому королю – заставить его перейти на светлое поле a8 (или h8), если у нас белопольный слон. Мы заставляем короля противника перейти из большого треугольника в средний, а затем в малый треугольник, где ему будет поставлен мат.

Посмотрите на Большой треугольник . Король черных не может сбежать и ограничен всего 8-ю квадратами. Слон расположен на идеальном поле . Идеальное поле находится на диагонали (стороне треугольника), на одно поле выше угла: b3 или f7 . Конь также расположен на идеальном поле. Идеальное поле для коня - d3 , он должен находиться в той – же горизонтали, что и слон, но на одно поле дальше.

Почему я назвал эти поля идеальными? Когда конь и слон расположены на идеальных полях, они образуют стену, через которую не сможет прорваться король черных.

Красными крестами показаны поля, которые находятся под контролем белых.

Мы заставили короля черных переместиться в Средний треугольник. Основная идея состоит в том, что теперь слон находится на новом идеальном поле d7 , которое расположено на стороне треугольника, на расстоянии одного поля от края доски. Конь также находится на новом идеальном поле d5 , на той - же вертикали или горизонтали, что и слон, но на расстоянии одного поля. Король белых находится снизу и оттесняет короля черных в Малый треугольник. Король черных ограничен 6-ю полями.

Мы почти закончили. Король черных теперь внутри Малого треугольника и ограничен всего 2-мя полями . Можно поставить мат в 2 хода. Все должно получиться.

Я надеюсь, мой анализ был полезен, и вы разобрались, как матовать короля Конем и Слоном. Я рекомендую наработать практику, играю против компьютера. У Вас появиться уверенность, после того, как сможете многократно нанести поражение Рыбки, Фритцу, Гуддини и др. Просто выставляйте случайную позицию и попытайтесь загнать Короля в правильный угол. Вы можете несколько раз посмотреть партию и почитать комментарии и «идеи», чтобы отточить алгоритм. Я знаю, что это работает, т.к. сам это делал. Напишите о своих успехах в комментариях.

Мат конем и слоном в шахматах - это очень сложная стратегия, мат при такой игре можно достичь после 35-ти ходов. Это заставляет вспомнить о правиле 50-ти ходов. Поскольку разрешимое число ходов по существующим шахматным правилам 50, такое завершение требует точной игры.

Чтобы поставить мат королю, нужно выполнить следующие условия этой тактики:

Изначально короля сильнейшей стороны отодвигают к краю доски, на расстояние для хода конем на угловом поле.

Мат ставится в самом углу поля, на одном из шести полей: того цвета который совпадает с цветом слона в этих углах.

Сначала разберемся как ставится мат в углу. И так, король поставлен в требуемый для условия угол, и лишен возможности его покинуть. Обратим внимание, как организовано взаимодействуют конь и слон в игре. Эти две фигуры в полной мере дополняют друг друга. Конь занимает чёрные поля, слон - белые. В этой стратегии мат можно поставить менее чем за девять ходов.

1.Король a7
2. Король d7 Kороль b7
3. Король d8 Король b8
4. Слон a6

После всего этого король еще больше ограничен в своих движениях.
5. Король a7 Слон c8 Король b8
6. Конь b4 Король a7

7. Король c7 Король a8
8. Слон b7+ Король a7
9. Конь c6++

Поскольку поставить мат можно только в случае, когда король соперника расположен в углу, соответствующему по цвету слону, сейчас мы рассмотрим ситуацию как можно переместить короля из угла в угол.
1 Конь f7+ Король g4
2. Слон f5 Король f8
3. Слон h7 Король e8
4. Конь e5 Король d8

Черные шахматы хотят пробиться в угол а1.
5. Король e6 Король c7
6. Конь d7 Король b7
7. Слон d3 Король c6
8. Слон a6 Король c7
9. Слон b5 Король d8
10. Конь b6 Король c7
11. Конь d5++.

Способ этой игры, был придуман Филидором, французским шахматистом в 1777 году.

Интересные сведения по этой технике , на 47 шахматном чемпионате в Минске 1979 году между Балашовым и Аникаевым появился эндшпиль "конь и слон против короля". Аникаев за 20 ходов проверил технику матования соперника. Она оказалась удачной: своими действиями Балашов заставил короля двигаться в угол, соответствующих цветам поля, по которым двигался слон. И только после этого Аникаев сдался.

Вы уже научились ставить мат двумя ладьями? Умение использовать ваши ладьи - один из самых важных навыков начинающего шахматиста! Используйте их поочередно, чтобы "подтолкнуть" короля соперника к краю доски и закончить тренировку.

Если вы научитесь ставить мат ферзем, то сможете выигрывать партии со всего одной лишней пешкой! Этот урок покажет вам, что даже ферзь, самая сильная фигура, не может поставить мат в одиночку. Ему должен помочь король. Попробуйте сами освоить самый простой способ матования!

В серьёзных партиях вам придется доказывать, что вы умеете ставить этот мат, гораздо чаще, чем любой другой! Мат королём и ладьёй намного сложнее мата королем и ферзём. Здесь вам придется использовать совместно короля и ладью как атакующую силу. Вы сможете поставить мат только после того, как оттесните короля соперника на край доски. Отточите принципы матования ладьей, и вы будете вооружены и опасны в шахматных турнирах!

Этот эндшпиль можно выиграть, если ваши фигуры будут действовать слажено. Ваши слоны должны загнать неприятельского короля в угол доски, потому что только там он может получить мат. Удобнее всего оттеснять вражеского короля своим собственным, когда слоны стоят бок-о-бок, блокируя ему пути отступления. Осторожно, избегайте случайного пата!

В этой позиции необходима тренировка, чтобы освоить ее полностью! Пока вы не объявите компьютеру мат слоном и конем хотя бы пять раз, вы не будете уверены в том, что сможете сделать это за доской. Мат вражескому королю можно поставить только в углу доски цвета вашего слона. В данном случае, на белых полях h1 и a8. Оттесните короля до поля a8; используйте слона, чтобы атаковать белые поля, и коня, чтобы атаковать черные.

ВНИМАНИЕ: Прежде, чем начать это упражнение, постарайтесь решить предыдущее. Это один из самых сложных эндшпилей! Как вы узнали из прошлого урока, мат можно поставить в углу того же цвета, что и ваш слон. Для начала правильно расположите ваши фигуры (все, включая короля), потом оттесняйте короля противника к краю доски. Потом все будет проще, ведь вы уже знаете как закончить дело.

В этом эндшпиле все сводится к активности короля. По крайней мере, начиная со следующего хода. Метод выигрыша состоит в том, чтобы использовать слабости слона. Приближайтесь к королю противника по белым полям, и черные не смогут вам угрожать. Не забывайте использовать выгодные возможности. Когда король больше не сможет защищать слона, ищите вилки!

Берегитесь вилок! Бороться с конем может быть очень сложно. Технично оттесняйте фигуры противника туда, где им не хватает пространства. Потом заставьте короля и коня разъединиться и выиграйте коня. Помните: часто лучше сделать выжидательный ход, ограничивающий возможности противника, чем давать бесконечные шахи.

Когда наступает эндшпиль, а на доске у противника только один король, до победы остается всего один шаг – поставить мат. Однако, не всегда мат так легко можно поставить и шанс на победу зависит от оставшихся фигур сильной стороны. Доведение эндшпиля до победы, имея в арсенале только слона и коня, является наиболее сложной задачей. В этой статье будет рассмотрена стратегия по матованию одинокого короля противника конем и слоном, а также сравнение позиции с другими комбинациями.

Матование одинокого короля

Не всегда достигается объявление мата на дебютной стадии и партия зачастую переходит в эндшпиль, который в конечном итоге приводит к потере всех фигур одной из сторон. И здесь стоит задача заматовать короля. Необходимо учесть, что задача усложняется правилами ФИДЕ:

  • После 50 ходов, не приведших к изменениям (потеря фигур или мат) в партии, объявляется ничья
  • При трехкратном повторении комбинации также объявляется ничья
  • Вероятность патовой ситуации

При любом эндшпиле, как полагается, в матовании одиночного короля активно участвует и король сильной стороны. Сложность победы также зависит от числа и качества оставшихся фигур. Независимо от первоначальной позиции одинокого короля, мат за 50 ходов достигается при наличии следующих фигур:

  • Ферзя
  • Ладьи
  • Слона и коня
  • Или наличие большего числа фигур, чем у соперника

Следовательно, отвечая на вопрос, можно ли поставить мат слоном и конем? Да, можно, однако, такой вариант является самым сложным, который не всегда могут реализовать даже квалифицированные разрядники.

Как поставить мат конем и слоном

Алгоритм достижения мата включает в себя решение нескольких задач:

  • Ограничение пространства
  • Загон в угол
  • Объявление мата

Ниже рассмотрим подробнее алгоритм мата конем и слоном.

Ограничение пространства

Когда на доске остается одинокий король против короля, слона и коня противника, план действий обеих сторон акцентирован на центре поля, только с разной задачей:

  • Сильнейшей стороне необходимо ограничивать пространство короля, оттесняя от центра
  • Слабой стороне, наоборот, требуется как можно дольше задерживаться в центре поля.

Одинокий король не способен сопоставить себя централизованной силе нескольких фигур и вынужден будет отступить от центра в течении 10 ходов.

Однако, опытный шахматист, играя слабой стороной, всегда будет стремиться в угол, не соответствующий требованиям для мата, тем самым обезопасит своего короля. Перевод одинокого короля в необходимый угол происходит достаточно просто:

Допустим, на четвертом ходу черные решили подольше задержать короля в районе угла h8, в таком случае:

  1. … Кр f8
  2. К d7+ Кр е8
  3. Кр е6 Кр d8
  4. Кр d6 Кр с8
  5. С g6+ Кр d8
  6. С f7 Кр с8
  7. K c5 и далее по вышеуказанному алгоритму.

В конечном итоге принудительная передислокация одинокого короля в нужный угол будет достигнута.

Загон в угол

Необходимо учесть, что мат возможен только в углу, который находится в области поражения слоном:

  • При наличии белопольного слона король противника загоняется в угол а8 или h1
  • Если слон чернопольный, тогда загон осуществляется к клеткам а1 или h8

Стратегия заключается в постепенном приближении короля к краю доски слоном с поддержкой короля. Конь выполняет задачу блокировки ходов короля слабой стороны на безопасные клетки, недоступные слону.

Более наглядно можно ознакомиться с достижением мата конем и слоном, посмотрев видео ниже.

Сравнение комбинаций

Для наглядного сравнения и оценки сложности розыгрыша эндшпиля с наличием слона и коня, рассмотрим другие комбинации матования одиночного короля.

Мат ладьей и королем

Можно ли поставить мат ладьей и королем? Да, безусловно, для этого достаточно одной ладьи.

Как сделать мат ладьей и королем? Методом сокращения пространства ладьей, заставляя одинокого короля отступать на край доски. При этом король сильной стороны блокирует выход к центру одинокому королю.

Данная стратегия актуальна независимо от исходного положения фигур, поэтому, когда шахматист задается вопросом «как поставить мат ладьей и королем?», сложностей не возникает.

Мат ферзем и королем

Как ставить мат ферзем и королем? Точно по такому же алгоритму, как и ладьей с королем. При этом ограничение пространства одинокого короля сокращается проще и быстрее,однако следует избегать патовой ситуации.

Поэтому, когда возникает вопрос «как поставить мат ферзем и королем?», шахматист исходит из стратегии сокращения пространства одинокому королю.

Матование с ферзем- самая простая задача и даже новичок знает ответ на вопрос «можно ли поставить мат ферзем и королем?».

Из этого следует отметить, что матование конем и слоном достаточно сложная задача, по сравнению с другими комбинациями, однако выполнимая, независимо от исходного положения фигур на доске.

Для достижения мата, независимо от первоначального положения фигур, достаточно 35 ходов.

Опять же любой неверный ход даст возможность королю слабой стороны вернуться ближе к центру, а достижение мата займет 4-5 лишних ходов. Следует проявлять осторожность и терпение, чтобы не совершать ошибок, ведь для матования отведено всего 50 ходов.

Что необходимо учесть

Когда заходит речь о достижении мата конем и слоном, следует учесть несколько правил:

  • Безошибочная тактика завершает эндшпиль в 33 хода;
  • Загон одинокого короля происходит только в угол с клеткой, цвет которой соответствует цвету слона.

Чтобы отточить мастерство по матованию короля конем и слоном, необходимо больше практики:

  • Розыгрыш комбинации с партнером. Более опытный шахматист сможет указать на ошибки при достижении мата и предложить варианты решения.
  • Проработка розыгрыша с компьютером. Программное обеспечение не дает грамотного обучения, однако не упустит ни один вариант вероятных ходов и тем самым усложнит достижение мата. В условиях игры с более сложным противником достигаются более совершенные навыки.

После изучения алгоритма матования и проработки стратегии на практики, завершение любого эндшпиля с одиноким королем противника станет легкой задачей.