Лики всех святых. Как молиться иконе всех святых. История иконы «Собор всех святых земли Русской»

К лику святых относятся реальные личности, которые в свое время почитались обычными людьми и творили чудеса. Они были своеобразными помощниками Иисуса, передавали знания о нем и его делах из уст в уста. Принято считать, что к святому можно обращаться по определенному вопросу, волнующему вас. Существует икона «Всех святых», находящаяся в Нарвском Воскресенском кафедральном соборе.

Специфика изображения и происхождение названия

Слово «икона» означает «образ», то есть отзеркаливание реальности в каком-либо виде. Свое название икона «Всех святых» берет из обряда крещения. Когда происходит таинство, за каждым христианином закрепляется небесный защитник, который оберегает его от невзгод на протяжении всей жизни. К покровителю обращаются в любой сложной ситуации. Название «Всех святых» говорит о том, что на иконе изображены все защитники человека, то есть это универсальный образ. Если вы решили обратиться ко всем святым, то выбирайте именно такую икону.

Изображения иконы «Всех святых» можно встретить в разных вариантах. Одни из самых старейших изображений относятся к 5-7 векам. Такие иконы писались в Греции, на острове Афон. Вверху иконы расположена Пресвятая Троица, в центре изображен Отец, справа – Сын, Дух – над Отцом и Сыном. Иногда Дух представлен на иконе в образе голубя. Далее идет ряд фигур ВО ГЛАВЕ С Матерью Божьей (Владычицей Богородицей) и Креститель Иоанн. Также на иконе изображен Иоанн Предтеча и лики других святых.

Подготовка к молитве

Молитва - очень серьезный и важный ритуал. Приведите свои мысли в порядок, устраните негативные эмоции из своего сердца, очистите сознание. Нельзя молиться в состоянии алкогольного опьянения или агрессии. Смоделируйте в сознании то, о чем вы хотите попросить у ваших заступников. Просьба должна быть серьезной и жизненно необходимой. Когда у вас появиться правильный настрой, то встаньте на колени перед иконой. Вслух или шепотом проговорите со всей искренностью молитву, вкладывая в нее все душевные силы. Если вы не можете самостоятельно создать текст молитвы, то можно выучить широко распространённую среди христиан молитву Всем Святым.

«Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася, святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и (имя святого) воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь».

После окончания моления, у вас появиться ощущение легкости спокойствия. Некоторые люди плачут, когда молятся, чтобы испытать состояние некоего катарсиса и духовного очищения.

Старинные иконы - история иконописи на Руси

Икона представляет собой рельефное живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери или Святых. Ее нельзя назвать картиной, поскольку в ней воспроизводится не то, что у художника находится перед глазами, а фантазия или прототип, который нужно учитывать.

История иконописи уходит в далекие времена и берет собственное начало в раннем христианстве на Руси. Это искусство является многогранным и уникальным. И неудивительно, поскольку оно отражает в полной мере славные традиции и духовность российского народа. Это и культовый предмет для православных, и культурное национальное достояние.

Строгая хронология здесь отсутствует, однако, принято считать, что первые иконы на Руси начали использоваться в X столетии, когда было принято христианство. Иконопись оставалась центром древнерусской культуры до XVII столетия, когда в петровскую эпоху её стали вытеснять светские виды изобразительного искусства. Несмотря на то, что христианские храмы присутствовали в Киеве и раньше, только после 988 года была построена первая каменная церковь. Работы по росписи выполнялись специально приглашенными мастерами из Византии. Иногда самые важные части её росписи осуществлялись в технике мозаики.

Князь Владимир I из Херсонеса привез в Киев множество святынь и икон. К огромному сожалению, с годами они были потеряны. Кроме того, из Чернигова, Киева, Смоленска и прочих южных городов до сегодняшнего времени не дошло ни одной иконы того времени. Однако об иконописи можно говорить, учитывая многочисленные настенные росписи. Наиболее древние иконы на Руси смогли сохраниться в Великом Новгороде (на территории Софийского собора).

К началу XIII столетия максимальный расцвет отечественной иконописи наблюдался у художественного центра Владимиро-Суздальского княжества. Однако вторжение на Русь Батыя негативно сказалось на дальнейшем развитии иконописи. Из икон ушла гармония, характерная Византии, многочисленные приемы письма стали упрощаться и консервироваться. Но художественная жизнь целиком не прервалась. Русские мастера продолжали трудиться в Ростове, на Русском Севере и в Вологде. Ростовские иконы характеризовались значительной экспрессией, активностью образов и резкостью исполнения. Эта иконопись всегда выделялась своей артистичностью, тонкостью, а также рафинированным сочетанием красок.

Но с конца XIV века в Москве была сосредоточена вся художественная жизнь Руси. Именно тут трудились многочисленные мастера: сербы, русские, греки. Сам Феофан Грек работал в Москве. Иконы того времени смогли подготовить серьёзное основание для расцвета отечественной иконописи начала XV столетия, в частности – гениальных икон Андрея Рублева. Повышенное значение мастера уделяли краскам и цветовой гамме. Неудивительно, что русская древняя иконопись представляет собой сложное и большое искусство.

В иконах тех времен важнейшее место занимали разнообразные пурпурные тона, оттенки небесного, голубого свода (они применялись для изображения зарева, грозы). Новгородская иконопись XV столетия смогла сберечь привычную любовь к легким и ярким краскам. Интенсивное и вызывающее чувство цвета было свойственно Псковской школе. В сравнении со звонким колоритом Новгорода в ней доминируют знаменитые тона, с огромным моральным напряжением в ликах святых. Что касается эпохи Рублева, то её главной задачей было возрождение веры в человека, в его доброту и нравственные силы. Художники того периода всеми возможными способами пытались донести, что иконопись представляет собой искусство, где любая деталь имеет огромный смысл.

На сегодняшний день одними из самых значимых православные считают такие иконы:

«Владимирская богородица» . Во время обращения к этой иконе верующие молятся об избавлении от нашествий врагов, об укреплении веры, о сохранении целостности страны и примирении враждующих. История этой иконы уходит собственными корнями в далекое прошлое. Её принято считать величайшей святыней земли Русской, которая свидетельствует относительно особого покровительства Божией Матери над Российской империей в XIV-XVI столетия во время набегов татарских полчищ. Есть предание о том, что эта икона была создана ещё при жизни самой Богородицы. Любой из дней троекратного торжества иконы Владимирской богородицы современная православная церковь связывает с избавлением народа от порабощения за счет молитв, которые были обращены именно к этой иконе.

«Спас Вседержитель» . Эту икону часто называют «Спас» или «Спаситель». В иконографии Христа это центральный образ, представляющий Его в качестве Небесного Царя. Именно по этой причине её принято ставить во главу иконостаса.

«Казанская богородица» . Во время обращения к этой иконе верующие молятся об исцелении недуга слепоты, просят избавления от вражеских нашествий. Казанская Богородица считается заступницей в тяжкие времена. Ею благословляют молодых, которые приняли решение вступить в брак. У представленной иконы также просят счастья и семейного благополучия. Именно поэтому её часто вешают у детской кроватки. На сегодняшний день икона Казанской Богородицы встречается практически в любом храме. Образ Богородицы также можно найти в большинстве верующих семей. В период правления династии Романовых такая икона являлась одной из наиболее почитаемых и важных святынь, что позволило ей считаться покровительницей царской семьи.

«Спас Нерукотворный» . В соответствии с церковным преданием, первой иконой считался образ Спасителя. Существует легенда, что произошло это во время земного существования Спасителя. Князь Авгарь, являвшийся правителем города Едессы, был серьёзно болен. Услышав об исцелениях, которые совершал Иисус Христос, ему захотелость посмотреть на Спасителя. Он отправил гонцов за живописцем, чтобы тот сделал портрет Христа. Вот только художнику не удалось выполнить поручение, поскольку от лица Господа шло настолько сильно сияние, что кисть творца не смогла передать Его Свет. Однако Господь отер Свой пречистый лик полотенцем, после чего на нём отобразился Его Образ. Только после получения образа Авгарь смог исцелиться от собственной болезни. Сегодня к образу спасителя обращаются с молитвами, а также просьбами наставления на путь истинный, об избавлении от плохих мыслей и спасении души.

Икона святого Николая Чудотворца . Николай Чудотворец известен как покровитель всех, кто постоянно в пути, – летчиков, рыбаков, путешественников и мореплавателей, является наиболее почитаемым во всем мире святым. Кроме того, он является заступником тех, кого несправедливо обидели. Он покровительствует детям, женщинам, невинно осужденным и нищим. Иконы с его изображением являются наиболее распространенными в современных православных храмах.

История обнаружения этой иконы своими корнями уходит далеко в прошлое. Считается, что около четырёхсот лет назад она была найдена на одной из колоколен Церкви Святого апостола Иоанна Богослова в Вологодской области. Тогда, давно страдающий хромотой крестьянин увидел сон, в котором имел долгожданное излечение от своего недуга. Божественный голос во сне сказал ему, что если совершить молитву возле иконы Пресвятой Богородицы, то болезнь покинет его, место нахождения данной святыни также открылось ему.

Дважды крестьянин приходил на колокольню при местной церкви и повествовал о своем сне, но ни кто тогда не верил его рассказам. Только на третий раз, после долгих уговоров, страждущего все-таки пустили на звонницу. Каково же было удивление местных жителей, служителей Церкви, когда на лестнице, вместо одной из ступеней была обнаружена икона, которую все принимали за обычную жердочку. Выглядела она как холст, наклеенный на обыкновенную деревянную доску. Ее отмыли от пыли и грязи, восстановили, насколько это было возможно, а потом провели молебен Семистрельной Богородице. После этого крестьянин исцелился от мучительного недуга, а икона стала почитаться церковнослужителями наравне с остальными. Так, в 1830 году свирепствовала в Вологодской губернии холера, уносившая жизни многих тысяч людей. Верующие местные жители провели крестный ход вокруг поселения, вместе с иконой, совершая молебен Пресвятой Богородице. Через некоторое время количество заболевающих пошло на спад, а далее напасть и вовсе навсегда покинула этот город.

После этого случая икона ознаменовала ещё множество по истине чудотворных исцелений. Однако, после революции семнадцатого года Храм Святого Апостола Иоанна Богослова, где находилась икона был разрушен, а сама икона исчезла. В настоящее время мироточащая Икона Семистрельной Божией Матери находится в Москве при храме Архангела Михаила.

Довольно таки интересно само изображение Божией Матери. Обычно на всех иконах Она предстает со Спасителем на руках, либо с ангелами и святыми, а здесь Богородица изображена в совершенном одиночестве, с вонзенными в Ее сердце семью мечами. Этот образ символизирует Ее тяжелые страдания, неописуемое горе и глубокую печаль за своего Сына во времена пребывания на земле. А написана эта икона на пророчество святого праведного Симеона, приводимое в Писании.

Существует мнение некоторых священнослужителей о том, что семь пронзающих грудь Богородицы стрел олицетворяют семь наиболее главных человеческих страстей, греховных пороков. Также есть мнение, что семь стрел являются семью святыми Таинствами.

Перед этой иконой принято молиться во умилостивление злых сердец, во времена эпидемий болезней, молятся также за военных, отдающих долг Родине, чтобы вражеское орудие обошло их стороной. Молящийся как бы прощает обиды врагов своих и просит о смягчении их сердец.

Днем почитания Иконы Семистрельной Божией Матери считается 13 августа по новому стилю или 26 августа по старому.. Во время молитвы желательно, что бы было поставлено не менее семи свечей, однако это не обязательно. При этом читается молитва Многострадальной Матери Божией и Тропарь.

Дома определенное расположение иконы не предписано, поэтому она может располагаться как на иконостасе, так и в любом другом месте, например на стене при входе в главную комнату. Однако существует несколько советов по её местонахождению: она не должна висеть или стоять возле телевизора, вокруг нее не должно быть никаких фотографий или изображений, плакатов.

Семистрельный образ является отражением евангельского повествования о прибытии в Иерусалимский храм Девы Марии и Младенца Иисуса в 40-й день после Его рождества. Святой старец Симеон, служивший в храме, прозрел в Младенце ожидаемого всеми Мессию и предрек Марии испытания и страдания, которые как оружие пронзят её сердце.

Икона Семистрельная изображает Богородицу одну, без Младенца Иисуса. Семь пронзающих её сердце мечей или стрел (четыре меча слева, три – справа) – это символ скорбей, которые перенесла Матерь Божья в земной своей жизни. Само оружие, символически изображенное семью мечами, означает невыносимые душевные муки и скорбь, которые испытала Дева Мария в часы крестных мучений, распятия и смерти на кресте сына Ее.

Согласно Священному Писанию число семь символизирует полноту чего-либо: семь смертных грехов, семь основных добродетелей, семь церковных таинств. Изображение семи мечей не случайно: образ меча ассоциируется с пролитием крови.

У этой иконы Богородицы существует ещё один вариант иконографии – «Симеоново Проречение» или «Умиление злых сердец», где семь мечей располагаются с обеих сторон по три и один в центре.

Чудотворная икона Богоматери Семистрельная имеет северорусское происхождение, связанное с её чудесным явлением. До 1917 г она пребывала в храме Иоанна Богослова близ Вологды.

Существует предание о её чудесном обретении. Некому крестьянину, многие годы тяжело страдающему неизлечимой хромотой и молившемуся об исцелении, был Божественный голос. Он повелел ему найти среди ветхих икон, которые хранились на колокольне Богословской церкви, образ Богоматери и помолиться ему об исцелении. Икона была найдена на лестнице колокольни, где служила ступенькой как простая доска, покрытая грязью и сором. Священнослужители очистили образ и отслужили молебен перед ним, а крестьянин исцелился.

Перед образом Семистрельной Богоматери молятся об умиротворении враждующих, об обретении дара терпения при озлоблении сердца, при вражде и гонениях.

Икона Святого Архангела Михаила

Михаил считается очень важной персоной в небесной иерархии, слово Архангел означает «предводитель ангелов». Он является главным лидером среди ангелов. Имя Михаил означает «один, который подобен Богу».

Архангелы всегда считались воинами и защитниками Неба. Конечно же, главный покровитель и защитник Христианской веры великий Архангел Михаил. Стоит заметить, что Святой Архангел Михаил является одним из самых знаменитых ангелов, также он называется Архистратигом, что означает, что он самый Главный всех бесплотных сил.

Согласно Священному писанию и преданию он всегда заступался, за человечество и всегда будет продолжать служить одним из главных защитников веры. Перед иконами с Архангелом Михаилом люди просят защиту от вторжения врагов, гражданской войны, и для поражения противников на поле боя.

Собор Михаила и всех бесплотных сил небесных празднуется 21 ноября, 19 сентября празднуется чудо Архангела в Колоссах. Упоминания о Михаиле впервые можно заметить в Ветхом Завете, хотя Михаил не упоминается по имени в тексте, но было сказано, что Иисус Навин “посмотрел вверх и увидел человека, стоящего перед ним с мечом обнаженным в руке”.

В книге Даниила, Михаил появляется вместе с Архангелом Гавриилом, чтобы помочь победить персов. В более позднем видении он сказала Данилу, что “в то время (конец времени) Михаил, князь Великий, будет защищать народ. Время настанет тяжкое, какое не было от начала времен…” Таким образом можно понять, что Михаил играет одну из ключевых ролей в качестве защитника Израиля, его избранного народа, и Церкви.

Отцы Церкви также приписывают Михаилу следующее событие: Во время Исхода израильтян из Египта он шел впереди них, в виде столпа облака днем, и ночью в виде огненного столпа. Сила великого главнокомандующего проявилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского императора Сеннахериба, также нечестивого вождя Гелиодора.

Стоит упомянуть, что чудесных случаев связанных с Архангелом Михаилом много, защита трех юношей: Анании, Азарии и Мисаила, которых бросили в раскаленную печь за отказ поклониться идолу. По воле Бога, главнокомандующий Архангел Михаил транспортирует пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу в ров львиный. Архангел Михаил спорил с дьяволом над телом святого пророка Моисея.

Во времена Нового Завета, святой Архангел Михаил показал свою силу, когда он чудесным образом спас молодого человека, которого бросили в море разбойники с камнем на шее, на берегах Афонских. Эта история находится в Афонском патерике, из жизни Санкт Неофита.

Возможно, самое известное чудо, связанное с великим святым Архангелом Михаилом, это спасение церкви в Колоссах. Ряд язычников пытались уничтожить эту церковь, направляя поток двух рек непосредственно на нее. Архангел появился среди вод, и, неся крест, направил реки под землю, так что церковь осталась стоять на земле и не была уничтожена благодаря Михаилу. Весной вода этих рек после этого чуда события, как говорят, имеет целительные силы.

Русские люди почитают Архангела Михаила наряду с Божьей Матерью. Пречистую Богородицу и Михаила всегда упоминают в церковных песнопениях. Многие монастыри, соборы, церкви посвящены главнокомандующему сил небесных Святому Архангелу Михаилу. На Руси не было города, где не было церкви или часовни посвященной Архангелу Михаилу.

На иконах Михаил, чаще изображен держа меч в руке, а в другой он держит щит, копьё, или белое знамя. Некоторые иконы Архангела Михаила (или архангела Гавриила) показывают ангелов держащими шар в руке, и посох в другой.

Икона Казанской Божьей Матери

Наиболее распространенные и почитаемые на Руси православные иконы – это иконы Богоматери. Предание гласит, что первый образ Богородицы был создан евангелистом Лукой при жизни Богоматери, она одобрила икону и сообщила ей свою силу и благодать. В русской православной церкви насчитывается около 260 богородичных образов, прославленных чудесами. Один из таких образов – икона Казанской Божьей Матери.

По иконографии этот образ относится к одному из основных шести иконографических типов, который называется «Одигитрия» или «Путеводительница». Древнерусский вариант этой иконы, написанный монахом-иконописцем по образу византийской Одигитрии, отличается теплотой, смягчающей царственную осанку оригинала из Византии. Русская Одигитрия имеет не поясной, а оплечный образ Марии и Младенца Иисуса, благодаря чему их лики будто вплотную приближаются к молящимся.

В России существовали три главные чудотворные иконы Казанской Божьей Матери. Икона первая – это чудом явленный в 1579 г в Казани первообраз, который хранился в казанском Богородичном монастыре до 1904 г и был утрачен. Вторая икона является списком казанского образа и была подарена Ивану Грозному. Позднее эта икона Божьей Матери была перевезена в Санкт-Петербург и перенесена в Казанский собор при его освещении 15 сентября 1811 г. Третья икона Казанской Богоматери является списком с казанского первообраза, была передана ополчению Минина и Пожарского и хранится ныне в Москве в Богоявленском соборе.

Кроме этих основных икон Казанской Богоматери было сделано большое количество её чудотворных списков. Молитва перед этим образом помогает во всех людских печалях, скорбях и невзгодах. Русские люди всегда молились ей о защите земли родной от врагов-иноземцев. Присутствие этой иконы в доме защищает его домочадцев от всех бед, она указывает, как Путеводительница, верный путь в принятии сложных решений. Перед этим образом Богоматери молятся при глазных болезнях. Согласно преданию, при чудесном обретении первообраза в Казани случилось чудо прозрения от слепоты нищего Иосифа, который три года был слеп. Этой иконой благословляют молодых на брак, чтобы был он крепок и долог.

Празднование Казанской иконы Богоматери совершается дважды в году: в честь обретения образа 21 июля и в честь освобождения Руси от польской интервенции 4 ноября.

Иверская икона Божьей Матери

Иверская икона Божьей Матери, почитаемая на Руси как чудотворная, является списком с древнейшего образа, который хранится в Иверском монастыре в Греции на Афоне и датируется 11-12 веком. По иконографическому типу она является Одигитрией. Согласно сказанию, икона Богородицы, спасаемая от иконоборцев во времена царствования императора Феофила (9 век), явилась чудесным образом иверским монахам. Они поместили её в надвратной церкви и назвали Портаитисса или Вратарница.

В этом варианте Одигитрии лик Девы Марии обращен и склонен к Младенцу Иисусу, который представлен в легком повороте к Деве Марии. У Богородицы на подбородке изображена кровоточащая рана, которую, по преданию, нанесли образу противники икон.

Чудотворный образ был хорошо известен на Руси. При царствовании Алексея Михайловича монахами Иверского монастыря был сделан список с первообраза и доставлен в Москву 13 октября 1648 г. В 17 в. Иверская Богоматерь была особо почитаема на Руси.

Икона Пресвятой Богородицы Иверская помогает раскаявшимся грешникам найти путь и силы к покаянию, за нераскаявшихся молятся родные и близкие. Образ защищает дом от нападения врагов и стихийных бедствий, от пожара, исцеляет от телесных и душевных недугов.

Празднование Иверской иконы проводится 25 февраля и 26 октября (прибытие иконы с Афона в 1648 г).

Икона Покров Богородицы

Икона Покров Богородицы посвящена великому церковному празднику в русском православии – Покрову Пресвятой Богородицы. На Руси слово «покров» означает покрывало и покровительство. В день празднования 14 октября православные люди молятся Заступнице Небесной о защите и помощи.

Покровская икона изображает чудотворное явление Богоматери, случившееся в 10 веке во Влахернском храме Константинополя, осажденного врагами. Во время всенощной молитвы блаженный Андрей увидел чудесное явление Богородицы в окружении ангелов, апостолов и пророков. Матерь Божия сняла с главы своей покров и простерла над молящимися.

Два века спустя, в 14 в. в честь этого святого события на Руси было составлено богослужение, главной мыслью которого стало единение русских людей под Покровом Пресвятой Богородицы, для которой русская земля является Ее земным уделом.

Существовало два основных типа икон Покрова: среднерусский и новгородский. В среднерусской иконографии, которая соответствует видению блаженного Андрея, Богоматерь сама несет покров. На новгородских иконах Богоматерь является в образе Оранты, а покров удерживают и простирают над нею ангелы.

Молитва перед образом Покрова Богородицы помогает во всем, если помыслы молящегося добры и чисты. Образ помогает одолеть наших внешних и внутренних врагов, является духовным щитом не только над нашими головами, но и над нашими душами.

Икона Николая чудотворца

Среди многочисленных икон святых в Православии одним из самых любимых и почитаемых верующими является образ Николы Угодника. На Руси после Богоматери это самый почитаемый святой. Почти в каждом российском городе существует Никольский храм, а икона Николая Чудотворца есть в каждой православной церкви в одном пределе с образами Богоматери.

На Руси почитание святого начинается со времени принятия христианства, он является покровителем русского народа. Нередко в иконописи его изображали от Христа по левую руку, а по правую – Богоматерь.

Святой Николай Угодник жил в 4 веке. С юных лет служил Богу, позднее стал священником, а затем – архиепископом Ликийского города Миры. При жизни это был великий пастырь, который давал утешение всем скорбящим и приводил к истине заблудших.

Молитва перед иконой Николая Угодника защищает от всех напастей и помогает при решении всяких проблем. Образ Николая Чудотворца охраняет путешествующих по суше и по морю, защищает невинно осужденных, тех, кому грозит напрасная смерть.

Молитва Святителю Николаю исцеляет от болезней, помогает в просвещении ума, в благополучном замужестве дочерей, в прекращении междоусобиц в семье, между соседями, военных конфликтов. Святитель Николай Мирликийский помогает в исполнении желаний: недаром он явился прообразом Деда Мороза, исполняющего рождественские пожелания.

День памяти Николы Угодника отмечается трижды в году: 22 мая вешний Никола (перенесение мощей святого в г. Бари в Италии во избежание их осквернения турками), 11 августа и 19 декабря – зимний Никола.

«Русские иконы в высоком разрешении». Создание альбома: Андрей (zvjagincev) и Константин (koschey).

Киево-Печерская лавра основана праведным Антонием и Феодосием в 1051 году. Русские иноки стали первыми самоотверженными тружениками монашества, один из которых был Захария постник. Их духовные деяния в будущем вдохновили потомков на аскетический образ жизни.

Киево-Печерская лавра – родина русского монашества

В дальних пещерах не хранятся мощи первых основателей Антония и Феодосия Печерских, только их символические гробы в кельях. При вторжении хана Батыя в четырнадцатом столетии останки святых были надежно спрятаны и до настоящего времени неизвестно где.

Обитель существовала на пожертвования князей и простых людей, монахи помогали сиротам, обездоленным и нищим. Вблизи от лавры был построен приют для больных. Также из …

Как образец для православных христиан служит жизнь и смерть Матроны Солунской. Эта мученица предпочла умереть, никакие муки и побои не заставили ее отказаться от веры в Господа и Спасителя, который всегда придет на помощь в любых обстоятельствах.

Житие мученицы

Девушка была прислугой у еврейки Пантиллы, супруги военного командующего города Фессалоники. Служанка исповедовала православную веру и молилась тайно от хозяйки, чтобы не привлекать ее внимание. Ежедневно госпожа ходила в синагогу и брала с собой Матрону:

  • девушка всегда шла с ней до дверей;
  • как только Пантилла заходила внутрь, девушка бежала в храм молиться Господу.;
  • когда хозяйка выходила из синагоги, ждала у выхода.

История православия величественна и бесконечна, а образы святителей поражают сознание примерами своих жизней во благо Господа и людей. Их огромное количество, и каждый – отдельный пример для восхищения и подражания. Одним из таких можно назвать святителя Иону, имя которого мало известно, но его деяния стали ярким образцом праведной жизни. А тропарь Ионе, митрополиту Московскому и сегодня читается в храмах и помогает христианам обрести свой духовный путь.

Житие святого

Иона родом из Галича, потомок семьи, отличающейся особым благочестием. В 12 лет юнец принял сан монаха в монастыре родного города, а вскоре перешёл в известный Симонов монастырь (Москва), где длительное время был …

Московские святители Петр, Иона, Филипп, Алексий были митрополитами в разные времена, но тяжелые периоды для России. Они заботились о своей пастве, строили храмы и монастыри, содействовали распространению православной веры.

Московские митрополиты Петр, Иона, Филипп, Алексий

Святой Петр в раннем возрасте поселился в монастыре. За послушание и достойные труды Патриарх Константинополя Афанасий возвел его Московским митрополитом. Тяжелое бремя выпало Святителю – управление митрополией во времена татарских нашествий.

Святой много духовных и физических сил потратил для утверждения православной веры:

  • призывал прекратить вражду князей;
  • перенес кафедру митрополии из Владимира в Москву, что было важным событием в те смутные времена.

Святой Алексий по происхождению …

Еще при жизни Феодор Трихин Власяничник сделал большое количество чудес, помогая страждущим. Миро, которое исходило от его мощей, помогает справится со многими сложными ситуациями.

Житие святого Феодора

Родился Феодор в достаточно обеспеченной константинопольской семье. Достигнув юного возраста, он принял решение отправится в обитель во Фракию. Там и был принят в монахи. Все время он посвящал строгому соблюдения законов Господних, постов и прочих учений. Признавал он только грубую одежду, а точнее колючую власяницу. Он старался всегда прийти на помощь тем, кому была необходима его помощь.

В чем помогает

Как и прочие святые, он проявляет свою силу в некоторых определенных ситуациях. Чаще …

Святитель Иннокентий – поистине великий человек в мировом православии. Его подвиги благородны и честны, ибо их основа – праведная вера в Господа. А икона святителя Иннокентия, архиепископа Иркутского и до сегодняшнего дня поражает силой своей чудотворности.

Житие святитель Иннокентия Иркутского

Будущий епископ родился в семье священнослужителя. При крещении был наречён Иоанном и воспитывался в духе великой благости и доброты.

С отличием окончил духовную академию в Киеве. К концу учёбы принял постриг и получил имя Иннокентий, с которым и оправился в мир духовенства. После преподобный работал в Москве учителем, оттуда переехал в только основанный Невский монастырь, дабы служить там настоящим примером …

Зосим и Савватий Соловецкие — эти святые никогда не пересекались, но своими деяниями творили общее дело. Именно поэтому и почитаются у православных как единое целое. Основным достоянием для них есть то, что они были основателями и важными деятелями Соловецкого монастыря.

Житие святых

Так как они входят в лидирующие позиции наиболее почитаемых святых то и не удивительно, что дней памяти Зосима и Савватия есть несколько. Вот их перечень:

  • 30 апреля;
  • 3 июня;
  • 7 июля;
  • 12 августа;
  • 21 и 22 августа;
  • 20 октября.

Относительно жития Зосимы и Савватия Соловецких, то стоит знать, что они были ревностными последователями христианства и занимались длительное время …

Святой мученик Василий Анкирский и Кесарийский относился к знатным гражданам города Аниры, что в Турции. На протяжении всей своей жизни он помогал людям. О нем знали все в ближайшей округе как о глубоко верующем и набожном человеке.

Житие мученика Василия Анкирского

Василий служил священником в Анкирской церкви. В те времена епископ впал в противоположную ересь, которую не поддерживал, не разделял святой. Он стойко веровал в Всевышнего и проповедовал только одну веру Иисуса Христа. Когда на престол императора заступил Юлиан, он начал восстанавливать язычество. Почувствовал неведомую поддержку Василий удвоил свои силы на проповеди и укрепление веры.

Тогда преподобного обвинили в том, …

Святитель Иннокентий Вениаминов, митрополит Московский и Коломенский– особа известная и уважаемая в Русской Церкви. А его общественная и духовная деятельность на благо Господа и народа стала достойным примером для многих истинно верующих людей, что и доныне используется в истории и культуре мирового православия для утверждения веры и Слова Божьего для каждого, нуждающегося в них.

Житие Иннокентия Московского

Родился будущий митрополит в семье служителя церкви, к которой и был приобщён достаточно рано. Позже закончил духовную семинарию. Именно там ему, как самому прилежному ученику, была дана фамилия Вениаминов, в память об ушедшем из жизни архиепископа. После он был возведён в сан священника.…

История о сестрах Агапии, Ирин и Хионии известна многим. Они своей отверженной верой в Христа проявили непокорность языческим принципам, за что и приняли мученическую смерть.

Житие святых мучениц

События происходили достаточно давно, но память о них сберегается и передается из поколения к поколению. Рождены они были неподалеку от итальянского города Аквилеи. В достаточно раннем возрасте они остались сиротами. Девушки вели богоугодный образ жизни и хотели посвятить себя служению Господу. Однажды старцу Зинону было видение, в котором говорилось о том, что он скоро умрет, а святая Агапия с сестрами будут преданы мукам.

Он поведал об всем этом Анастасие Узорешительнице. Она поддержала …

Помимо образов, на которых изображены те или иные конкретные духовные лица (Иисус, Матерь Божья, апостолы-евангелисты, мученики и пророки), есть иконы собирательные. На них символически нарисовано всё Воинство Божие, и, молясь перед ними, мы можем обратиться за помощью к своему как если бы это была икона именная.

Суть названия

Почему называется образ «Икона Всех Святых»? При крещении каждый христианин получает себе личного небесного защитника, покровителя, который оберегает его на жизненном пути и к которому воцерквлённый может обратиться в молитвах с любой нуждой, просьбой. В честь этого покровителя даётся ему и новое имя. Однако икона Всех Святых - образ универсальный, в этом и заключается суть его названия. Кем бы ни был ваш небесный хранитель - архангел Михаил, Николай Чудотворец или матушка Матрона - ваша молитва перед этим образом будет услышана каждым из них. Попросите поддержки на всех жизненных перепутьях - и вы почувствуете её обязательно! Какие чаще всего молитвы слышала икона Всех Святых? Наверное: «Отцы небесные, заступники милостивые, молите Бога за нас!»

Описание образа

Существует множество различных списков изображения иконы. Самые старые относятся ещё к 5-7 векам, а сделаны они были на Афоне. Вот, например, как выглядит икона Всех Святых на одном из русских образцов 18-го века: вверху - Пресвятая Троица и Святой Дух). Отец изображён в центре, Сын - справа, а Дух (в образе Голубя) сверху над Обоими. Второй ряд фигур, т. е. несколько ниже, составляют Матерь Божья, которую называют Владычицей Богородицей, Заступницей всех грешников, и Кроме них, икона Всех Святых, описание которой мы делаем, включает в себя Иоанна Предтечу и лики других агнцев Божьих.

Праздник в честь образа

Памяти Всех Святых - так называется день особого прославления иконы. Отмечается он обычно после Троицы, в первое же воскресенье. Ещё его называют Пятидесятницей. Ведь икона Всех Святых значение особое приобретает на пятидесятый день после Пасхи Христовой. Молебны в её честь проходят всю неделю вплоть до 8-го послепасхального воскресенья. Таким образом, праздник этот переходящий, не имеющий закреплённого за собой определённого календарного числа.

Наши незримые заступники

Кто же они, наши незримые спасители? Рассмотрим внимательнее фото иконы Всех Святых и поразмышляем о личностях, которые строго и одновременно кротко и сострадательно взирают на нас. Святые - это люди, ещё при жизни угодившие Господу своими поступками, твёрдостью в вере и делами, прославлявшими Всевышнего, совершавшимися во славу Его. После своей смерти физической они были взяты Богом на небо, чтобы молиться перед Ним о нашем заступничестве.

Иерархия небесная

К относятся, в первую очередь, пророки. От самого Бога они получили чудный дар - прозревать будущее, видеть события, которые должны произойти сотни и тысячи лет спустя. Самое главное из них - возвращение Спасителя на землю. Среди пророков более всего почитается Илья (молитва иконе Всех Святых и ему именно действенна в июле-августе, 20-го и 2-го числа, в зависимости от стиля). Кроме того, православные христиане уважительно относятся к Иоанну Предтече, дни почитания которого - 24 июня (7 июля) и 29 августа (11 сентября).

Апостолы - посланники Божии

Апостолы - это те люди, которые лично знали Христа, были его учениками, сопровождали Сына Божьего по земле Иудейской, записывали его поучения. Мы знаем 12 апостолов, поимённо, каким образом они познали Бога Живого и как нашли себя во Христе. После гибели своего учителя апостолы отправились в разные концы мира проповедовать новые знания. Среди них тоже есть своя иерархия. Главными, или первоверховными, признаны Павел и Пётр. Евангелистами, т. е. составителями Священного Писания, являются Лука, Матфей, Иоанн, Марк. Некоторые святые приравниваются к апостолам по выполняемой миссии. Они не были личными учениками Христа, но в разные эпохи пропагандировали Его учение. Это греческие цари Константин и Елена, русские князья Владимир и Ольга, грузинская просветительница Нина.

Клан мучеников

Многие святые, изображённые на иконе, столь великую честь заслужили не только тем, что несли Свет Правды в массы, но и жестоко страдали за это. К ним относятся христиане-мученики. Те, кто претерпел страшные издевательства, надругательства и пытки, названы великомучениками. Это и знаменитый чей образ в народном сознание сросся с архангелом Рафаилом, врачевателем Божьим; и св. Георгий, носящий громкое имя Победоносец; а также страдалицы-христианки - Екатерина и Варвара. В канонических текстах говорится о первомучениках - христианах, т. е. тех, кто первыми из огромного количества пострадавших приняли на себя удар гонений и преследований - Стефан и Фекла. Особое место среди святых на иконе занимают исповедники - христиане, которые собственной праведной жизнью доказывали справедливость заветов Бога.

Люди «Христа ради»

К ним относятся святые сподвижники, угодившие Господу своими делами:

  • Это столь уважаемый и православными, и католиками Николай: наделённый большими способностями, он, во славу Бога, творил множество чудес, за что и получил звание Чудотворца. Григорий Богослов и другие, названные учителями Церкви Христианской.
  • Ставшие Богу подобными, т. е. преподобные - Сергий Радонежский, Серафим Саровский, любимые всем людом православным. И по сию пору вера в них крепка и неколебима.
  • Праведники - люди семейные, жившие по законам христианства и старавшиеся всеми силами соблюдать заветы Бога. Это, в первую очередь, ветхозаветные пророки, родители Марии, муж её, Иосиф, Петр и Феврония Муромские и многие другие.
  • Юродивые и бессребреники, помогающие другим морально и материально без оплаты, не ожидая никакого вознаграждения, Христа ради: Василий Блаженный и матушка Матрона, Ксения Петербуржская и другие.

Вот такая она удивительная - икона Всех Святых!