Личностное развитие ребенка. Становление ребенка как личности Формирование личности ребенка на основе его возможностей

Личность начинает формироваться ещё в детстве. И понятий личности в психологии очень много. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития . Ещё сам Л.С. Выготский сформулировал понятие «личность» как принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона - развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.


Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения. Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей". Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.


Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит". Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой". О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности. Развитие ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Развитие и формирование личности ребенка

О том, каким образом происходит формирование личности ребенка, и в чем именно заключается значимость этого этапа, знают, увы, немногие родители. А зря – этот этап можно считать своего рода отправной точкой, с которой, в идеале, должно быть связано изменение многих аспектов во взаимоотношениях родителей и малыша. Ребенок, ощущающий себя как личность, требует иного воспитательного подхода, он по-другому выстраивает коммуникацию с окружающими его людьми. Многие путают понятая “личность” и “индивидуальность”. “Мой ребенок – уже полноценная личность, у него есть свои предпочтения, он терпеть не может слушать попсу, а классику обожает”, – с гордостью рассказывает мама четырехмесячного карапуза. Между тем, психолог поправил бы ее: любовь к определенной музыке у грудного малыша говорит об особенностях не его личности, а его индивидуальности. Также, как и черты характера, коммуникативные способности и т.д. Индивидуальные характеристики человека, такие, как темперамент, одаренность, особенности восприятия и обработки информации (внимание, память), во многом влияют на формирование личности, но они не определяют всецело ее структуру. Когда же можно говорить о том, что ребенок осознает себя как личность? Психологи выделяют несколько важных критериев: малыш полноценно употребляет личные местоимения; он способен, пусть даже на самом простом уровне, описать себя (внешность, характер), рассказать о своих эмоциях, мотивах и проблемах; он обладает навыками самоконтроля; таким образом, детские истерики по самому незначительному поводу вроде вашего отказа купить игрушку или продолжить прогулку в парке свидетельствуют о недостаточном развитии личности; он имеет базовые представления о том, что такое “хорошо” и “плохо” и способен отказаться от “плохого” во имя “хорошего” и поступиться своими сиюминутными желаниями во имя общего блага. К какому же возрасту ребенок обладает более-менее сформировавшейся личностью? Исходя из перечисленных выше критериев, становится очевидно: не раньше, чем к достижению двухлетнего возраста (как правило, после того, как научите ребенка говорить и он сможет не только делиться мыслями с окружающими, но и рефлексировать над своими поступками). Обычно психологи указывают на возраст три года как на некую значимую точку, связанную с появлением у ребенка самосознания. При этом к 4-5 годам он полностью осознает себя как личность, обладающую определенными характеристиками и “встроенную” в систему отношений с окружающим миром.


Почему родителям важно иметь представление о процессе формирования личности ребенка, и как этот процесс связан с выбором эффективных воспитательных подходов? От того, насколько малыш осознает себя как личность, обладающую определенными качествами и способную к самоконтролю, зависит и масштаб требований, которые стоит предъявлять ему. Чтобы правильно воспитывать ребенка, необходимо иметь представление об особенностях его психологии на разных этапах развития. Вот, например, типичная ситуация: шестимесячный малыш раскричался в коляске, а мама пытается увещевать его: “немедленно замолчи, как же тебе не стыдно”! Между тем, подобные внушения ни к чему не приведут: естественно, в таком возрасте карапуз и понятия не имеет о том, что такое “стыдно”. Более того, он не способен контролировать свое поведение – он сконцентрирован только на своих сиюминутных желаниях и требует их немедленного выполнения. И на этом этапе для мамы важно понять – это не говорит о том, что ребенок испорчен или избалован; это совершенно нормальное поведение крохи шести месяцев, которое не требует ни наказания, ни какой-либо психологической и педагогической коррекции. Теперь возьмем другой случай: ребенку год и три месяца. По мнению родителей, он уже достаточно взрослый, потому что он ходит, говорит отдельные слова, периодически пользуется горшком. В принципе, он уже способен контролировать свои эмоции: иногда он прекращает кричать после маминой суровой отповеди, он способен быть ласковым, когда хочет добиться родительского внимания. Но почему-то навыки самоконтроля он применяет избирательно: не в тех случаях, когда этого требуют родители или ситуация, а когда это кажется необходимым самому ребенку. И вот на семейном совете опять ставится вопрос об избалованности чада. Между тем, подобное поведение в этом возрасте, опять же, закономерно: обладая начальными навыками самоконтроля, ребенок еще не имеет достаточной мотивации, чтобы с их помощью в чем-то себя ограничивать. Он не знает, что такое хорошо и что такое плохо, пока еще он мыслит категориями “я хочу”, “я не хочу”, “мне нравится” и т.д. Некоторая моральная зрелость проявится в нем только после двух лет (а у некоторых детей и ближе к трем годам), и будет связана с активной наработкой им социального опыта, овладением речью и приобщением ребенка к культуре, важными составляющими которой и являются моральные и нравственные ценности.


Таким образом, согласно современным представлениям о формировании личности ребенка, воспитание малыша до года должно строится исключительно на создании ему оптимальных условий для физического, интеллектуального и эмоционального развития: ограничения и попытки морализаторства в этом возрасте будут неэффективны. После года карапуза уже можно и нужно начинать знакомить с определенными социальными и этическими нормами, но требовать их немедленного соблюдения бесполезно. Условно говоря, если малыш дергает кошку за хвост, то нужно объяснить, что он неправ, но не стоит ждать, что в следующий раз он поменяет свое поведение: легче будет на время изолировать животное от хулигана. После двух лет апеллировать к моральным нормам можно более настойчиво, а после трех лет родители уже вправе требовать их соблюдения. Если ребенок в возрасте 3,5 – 4 лет систематически обижает малышей или бьет игрушки в магазине, это говорит либо о его психологических проблемах, либо о пробелах в воспитании.


Формирование самооценки ребенка, его ценностной системы – то есть важных компонентов личности – в значительной мере зависит от родителей. Вот несколько правил, которым детские психологи рекомендуют следовать мамам и папам, чтобы со временем ребенок не столкнулся с проблемами, связанными с его восприятием себя или с отношением к нему окружающих. 1) Формируйте адекватную самооценку. Никогда не сравнивайте карапуза с другими детьми – ни в худшую, ни в лучшую сторону. Особенно это касается сопоставления личных качеств. Если уж очень хочется утихомирить разбушевавшееся чадо, скажите ему: “посмотри на Васю, как он спокойно себя ведет”! В то же время вариант “посмотри на Васю, какой он хороший мальчик, а ты непослушный ребенок” – недопустим. Малыш должен понимать, что он ценен сам по себе, а не в сравнении с другими детьми. Если хотите похвалить карапуза, характеризуйте его как “умного”, “доброго”, “красивого” и т.д. – не употребляя степеней сравнения. 2) Поощряйте коммуникацию. Обеспечьте ребенку максимум возможностей для общения с другими детьми и взрослыми: так он быстрее социализируется, на собственном опыте усвоит правила поведения в обществе. 3) Не игнорируйте гендерный аспект воспитания. Примерно с 2,5 до 6 лет ребенок переживает так называемую эдипову фазу, во время которой у него должна сформироваться правильная половая самоидентификация и первые представления о взаимоотношениях полов. На этом этапе будьте предельно внимательны к своему ребенку, дарите ему свою любовь, но не поддавайтесь на провокации, на собственном примере демонстрируйте ему, как строятся гармоничные отношения супругов. В этом случае чадо выйдет из сложной фазы с четкой мотивацией строить “правильную” любовь с представителем противоположного пола. Неверное поведение родителей может привести к формированию у ребенка пресловутого комплекса Эдипа/Электры или к другим нарушениям. 4) Учите его этике и морали. Подробно поясняйте ему, какие этические принципы лежат в основе взаимодействия людей – что такое “честно”, “справедливо”, “хорошо”, “плохо”. Некоторые родители считают, что не нужно “пудрить мозги” малышу подобными объяснениями – “вырастет и поумнеет”. Между тем, неумение ребенка соизмерять свое поведение с социальными нормами может привести к многочисленным конфликтам и дальнейшим проблемам в общении.

Воспитание личности ребенка

Воспитание личности ребенка - очень сложный и трудоёмкий процесс. В данной статье мы расскажем о воспитании вообще и более детально рассмотрим вопрос воспитания личности ребенка. Что же такое воспитание личности ребенка? Как оказалось, у каждого из нас есть собственное базисное понятие, которое мы вкладываем в слово "воспитание личности". Для кого-то это просто дисциплина и послушание, для других воспитание равно наказанию, для некоторых это активное развитие способностей ребенка. Когда вы хвалите ребенка - это воспитание личности? А когда ругаетесь с мужем при своем малыше? Это тоже воспитание личности ребенка, но никак не супруга, а именно ребенка. Вся проблема заключается в том, что мы чрезмерно часто не придаем значение тому, что воспитание личности просто не может быть сегодня, завтра, сейчас или через время, поскольку воспитание происходит постоянно и непрерывно, все время. В связи с этим следует задуматься, как мы ведём себя, будучи рядом со своим чадом, какие ценности прививаем. А в случае если весьма часто вас просто нет дома, то хорошо поразмыслите кто и каким образом воспитывает малыша и кому Вы доверяете его.

Всё идёт из семьи, и это действительно так. Школа, общество, друзья, естественно, накладывают отпечаток, но базис, модель поведения, манеру общения все берётся из семьи. Что в детстве видит и слышит ребёнок- то для него и будет нормой и эталоном поведения. Поскольку правила поведения в обществе ему пока не известны, его эталон - это родители и остальные члены семьи, собственно, именно их модель поведения он и копирует, о чем напоминает воспитание личности ребенка. В младшем возрасте часто можно заметить как, к примеру, дочь начинает обращаться к кому- то из членов семьи теми же словами и с такой же интонацией, что и мама, а сын полностью копирует стиль поведения отца. Так проявляется воспитание личности ребенка. Чем старше малыш становится тем больше у него возникает схожих с родителями черт характера и поведения.

Воспитание личности ребенка являет собой процесс целенаправленного, формирования полноценной личности с целью подготовки её к участию в общественной, производственной, а также культурной жизни. Главная цель воспитания - дать путёвку в жизнь. По этой причине не следует создавать чрезмерно мягкие условий и предоставлять готовые решения, почаще давайте ребенку "удочку, а не рыбу" и не следует бояться стать при этом "плохим" родителем. Цель - воспитать полноценную самодостаточную и уверенную в себе личность, а без самостоятельных решений это просто невозможно. Давайте посмотрим на нюансы воспитания личности ребенка, которым следует уделить особенное внимание.


До трех лет ни в коем разе нельзя игнорировать ребёнка! Поскольку этим Вы наносите непоправимый урон психике. Реагируйте на его слёзы, призывы, вопросы и любые обращения. В случае если малыш плачет, обязательно пожалейте, успокойте, обнимайте столько, сколько ему это необходимо. В данном возрасте мама и ребёнок являются одним целым, на что указывает воспитание личности ребенка. Предпочтительнее в данный период как можно реже, а желательно - вообще не оставлять ребёнка с другими, только мать, а отдавать в детский сад тем более не следует.


Не ограничивать познавательную деятельность. Употребляйте слово "нельзя" лишь в самых крайних случаях - утюг, плита, розетки. И обязательно объясняйте причину. Постоянный запрет на всё чрезмерно ограничивает деятельность малыша, что приводит к замедлению развития, да к тому же высок риск формирования невроза. Просто изучите свой дом с точки зрения малыша и уберите подальше всё, что может стать опасным. В электрические розетки желательно вставить специализированные заглушки. Чайник, кастрюли с горячей едой обязательно должны стоять как можно дальше от края стола и плиты. Важен непрерывный присмотр, не оставляйте ребёнка наедине с самим собой никогда! Просто переключайте внимание с опасных занятий на какие-либо более увлекательные.


Два - три года - это именно то время, когда формируется по умолчанию прогноз на успех или на неудачу. На этом этапе очень важно правильное и разностороннее воспитание личности. В данном возрастном периоде, когда малыш только начинает сталкиваться с самыми первыми трудностями, очень важно акцентировать внимание малыша на преодолении трудностей и вместе радоваться его победам. При этом ни в коем разе не заостряйте внимание на неудачах. Со сформированной в данном возрасте установкой на успех или на неудачу он проживет всю свою жизнь.


Начиная с возраста приблизительно трех лет, ребёнок начинает потихоньку хитрить и может начать манипулировать вами в своих целях. С данного возраста следует прекращать потакание и плавно переходить к разъяснительно-договорной системе.


В пяти–семи летнем возрасте, а в некоторых случаях и раньше у ребенка возникают первые детские страхи. В данном возрасте формируется образное мышление и в результате - появляются разнообразные "монстры" по углам.


План

1.Основные понятия (индивид, человек, личность, индивидуальность…).

2. Основные факторы развития ребенка.

3. Возрастная периодизация детства.

Литература

1.Рос.пед.энциклопедия. В 2-х томах, 1998 -2000г.

2.Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М.: Новая школа, 1996.– с.8-14.

3.Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик и др. – М.: Просвещение, 1988. – гл.7.

4.Миронов А.И. Критические периоды детства. – М.: Знание, 1979г.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. С.65-68.

6. Солоухин В. Камушки на ладони.

В. Солоухин: «Каждый человек с его инди­ви­ду­альной судьбой, словно камешек на морском берегу. Двух одина­ковых не найдешь. И хотя все вместе они есть масса, галь­ка, и для каких-нибудь строительных нужд можно черпать ковшом экскаватора, исчисляя на тонны, все же каждый камешек про себя знает, что он есть отдельный, самостоятельный камешек, что он сам по себе: этот в розовых про­жилках, этот прозрачен, этот, хоть и сер, но уникален сквозной дырочкой в нем, этот черен, как агат. А ведь бы­вает и вправду - агат».

В центре внимания педагогической науки – человек , ребенок , его поступательное развитие в процессе жизни и взаимодействия с социумом. Развитие и формирование личности ребенка – главная задача практической педагогики. В связи с этим существенное значение для нас имеет уяснение самого понятия «личность», соотнесение его с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность».

«Индивид (уум)» (от лат. неделимое) – 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек. Индивидом, особью может называться любой представитель животного мира. Чем же тогда отличается человек?

В общем развитии человека проходят две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная. Рождение ребенка – это рождение человека как биологического существа, но это не рождение личности. Затем биологические задатки развиваются, идет процесс функционального созревания и формирования человека. Развивается скелет, мускулатура, внутренние органы и системы. Процесс биологического созревания проявляется в возрастных этапах его развития.

Одновременно с процессом биологического созревания идет приобретение социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо (в 1,5 месяца начинает улыбаться близким, постепенно овладевает речью, прямохождением, навыками обращения с предметами, вещами, навыками поведения). Все эти социальные приобретения бывают различны у детей одной национальности, одной местности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, т.е. социальные качества формируются прижизненно и зависят от многих факторов, влияющих на развитие ребенка. Таким образом, человек, будучи изначально биологическим существом, в процессе жизнедеятельности вырабатывает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность, он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. активное, действующее лицо исторической действительности и познания. Следовательно, понятие «человек» синтезирует в себе как его биологические, так и социальные качества и свойства. Если биологическая составляющая человека характеризуется понятием «индивид», то необходимо определить и его социальную составляющую.

Понятие «личность » включает в себя только социальные свойства и качества человека: речь, сознание, навыки и привычки, которые делают его общественным существом. Социальные качества и свойства человека – речь, сознание, навыки, привычки, мировоззрение… – делают его общественным существом и определяются понятием личность. Биологическая характеристика человека в это понятие не входит. Свойство быть личностью связано не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами. Таким образом, понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств. У каждого человека различные качества формируются по-разному. Как же определить, когда человек становится личностью? Каковы признаки и критерии, которыми характеризуется степень развития личности, по которым можно судить о мере личностного развития человека?

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн считает, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет определить у нее следующие признаки:

Сознательное управление собственным поведением и деятельностью;

Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них;

Способность к автономной деятельности.

Отечественный философ советского периода В.П. Тугаринов назвал такие основные признаки личности: - разумность, - ответственность, - свобода, - личное достоинство, - индивидуальность, и как дополнительные это - общественная активность, - твердость мировоззрения.

Как видно, становление личности связано с возрастной и психической зрелостью. Личность характеризуется не только присвоенными качествами и усвоенными достижениями общественного прогресса, но и специфическим их выражением, своеобразно-творческим характером деятельности, т.е. ее индивидуальностью.

Понятие «индивидуальность» включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает им своеобразную красоту и неповторимость. Индивидуальность характеризуется непохожестью, своеобразием, отличием одного от другого. Индивидуальность обозначается особыми чертами характера, темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Индивидуальность присуща и индивиду, и личности, и человеку.

Таким образом, понятие человек более широкое, объединяющее в себе и понятие индивид (как биологическую составляющую), и понятие личность (как социальную составляющую), при чем каждое из рассмотренных понятий характеризуется индивидуальностью.

Характеризуя личность, мы отмечаем прижизненное формирование и развитие личностных свойств и качеств. Рассмотрим понятия, обозначающие эти явления.

Развитие (в философии) – существенное, необходимое движение, изменение, процесс количественных и качественных изменений.

Развитие происходит в различных направлениях: - физический рост, - физиологическое взросление, - появление речи и рост словарного запаса, - приобретение социально-бытовых умений, - трудовые навыки, - привычки, но главное в развитии человека происходят качественные изменения: развитие речи, повышение интеллектуальных, познавательных способностей, становление абстрактного мышления, логической памяти, формированию мировоззрения, как системы взглядов и убеждений на окружающую действительность. В поведении происходит переход от реактивных форм к формам активно преобразующим, проявляется способность управлять своим поведением. В педагогике развитие определяется как взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений в свойствах и качествах личности и человека. Эти изменения происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы, психики, а также его познавательной, творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений, т.е. развитие можно рассматривать в разных аспектах - физическом, психическом, социальном и др.

Развитие происходит под влиянием определенных факторов как социальных, так и биологических. Педагоги разделяют факторы, влияющие на развитие ребенка, на две группы – внутренние и внешние по отношению к самому ребенку. К внутренним факторам относится наследственность и активность личности ребенка, а к внешним - среда и воспитание. Какой из названных факторов будет наиболее важным? Для ответа на этот вопрос надо охарактеризовать каждый из них.

Наследственность - воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Наследуются физические особенности, специальные способности и задатки, т.е. особые качества, позволяющие выделиться в какой-либо деятельности. У рождающегося ребенка имеются задатки, чтобы они развивались и превращались в способности, надо пробовать себя в различных видах и направлениях деятельности. Именно воспитание может и должно создать условия для разносторонней деятельности ребенка. Особенность среднего школьного возраста – смена увлечений, кружков и секций – ни что иное, как поиск себя.

(Вопрос для самостоятельного размышления: Передаются ли по наследству умственные способности?)

Активность личности – личность не пассивный реципиент в воспитательных воздействиях. Воспитание будет эффективным лишь тогда, когда оно вызывает положительную реакцию у личности, когда личность начинает активно работать над собой. Сущность воспитания состоит в принятии ребенком социальных ценностей, выработке на их основе своих убеждений, в соответствии с которыми строится своя деятельность и поведение. Это иллюстрируется такой поговоркой: Можно лошадь силой привести к реке, но заставить ее силой пить – невозможно.

Среда – комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека: географическая среда, социальная, экономическая… В нашем случае более значимо влияние социальной среды, что по сути явления называется социализацией. А.В. Мудрик называет следующие факторы социализации: - микрофакторы (семья, класс, сверстники); - мезофакторы (этнос, средства массовой информации), - макрофакторы (отечество, государство, социум);- планета; - космос.

Воспитание как фактор развития ребенка имеет следующие черты:

– если воспитание – создание условий для развития личности ребенка, то без воспитания задатки не проявятся;

– воспитание – процесс целенаправленный, четко организованный (ставим цель, подбираем методы);

– воспитание осуществляется педагогами-профессионалами и родителями, заинтересованными в развитии ребенка;

– устранение недостатков возможно только путем разнообразной деятельности;

– нежелательное влияние среды нейтрализуется или усиливается воспитанием.

Таким образом, воспитание является ведущим, наиболее важным фактором развития ребенка.

Процесс биологического, психического созревания человека и социальных преобразований проявляется в возрастных этапах его развития.При выявлении возрастных особенностей учитываются анатомические показатели, особенности протекания физиологических процессов, качественные изменения роста, развитие психики, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер личности, степень духовно-нравственной зрелости. В становлении ребенка отмечается 2 стадии: 1. биологическая – 9-месячная стадия внутриутробного развития, изучением которой занимается не педагогическое, а медико-биологическое направление; 2. социальная – первые 18 лет жизни в условиях социального воспитания.

Рассмотрим периодизацию социальной стадии развития.

I - от рождения до 1 года – период раннего младенчества. Внутри него выделяются две ступени: первый месяц жизни – период новорожденности, а со второго месяца до года – период грудного возраста. Для периода раннего младенчества характерно первоначальное приспособление и приведение в готовность сущностных сил организма к первоначальной адаптации. Ведущий род деятельности младенца – это рост: за год рост ребенка увеличивается в 1.5 раза (в среднем от 50 до 75см.), вес увеличивается в 4 раза. Тип мышления – предметно-действенный, референтные лица – родители. За первый год жизни ребенок осваивает первоначальные самостоятельные умения: ходьба, речь (10-15 слов), самостоятельный прием пищи, приемы личной гигиены.

II – от 1 года до 3 лет – собственно младенчество. Это один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов. За эти три года ребенок овладевает навыками самообслуживания (самостоятельно ест, одевается, соблюдает личную гигиену), овладевает связной автономной речью, формируется уверенная ходьба, бег, прыжки, самостоятельная игра с игрушками, рисование и другие первоначальные творческие занятия. Тип мышления – предметно-образный, референтные лица – родители, ведущий род деятельности – игра, но игра самого с собой. До трех лет дети не умеют сотрудничать, играют в одиночку.

III – от 3 до 6 лет – раннее детство или дошкольный возраст. Время перехода из младенчества в детство. Это период интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирование основных черт характера и отношения к окружающему миру. После трех лет дети постепенно становятся «коллективистами» - вместе играют, сюжетно-содержательно разговаривают друг с другом. Ведущий род деятельности – игра, тип мышления – наглядно-образный, способны удерживать внимание в течение 10-15 минут, референтные лица – родители, воспитатели. Полная психо-физиологическая, нравственно-волевая готовность к систематическому учебному труду, к интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает в 7 лет.

IV – от 6(7) до 10 лет – собственно детство или младший школьный возраст. На этом этапе происходит завершение первоначального созревания физиологических и психических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду. Ведущей деятельностью становится учебная, но наравне с игровой, которая еще не сдает свои позиции лидерства. Тип мышления – наглядно-образное, развивается и абстрактное. Внимание удерживается 15-20 минут. Референтным лицом становится учитель, на втором месте – родители.

V – от 11 до 14 лет – отроческий, подростковый, средний школьный возраст. Это новый качественный этап в становлении человека. Характерные черты: в физиологическом отношении – половое созревание, гормональная буря, интенсивный рост, формирование фигуры в соответствии с половой дифференциацией. На фоне этих изменений ухудшается самочувствие, повышается усталость, раздражительность, эмоциональная неустойчивость. В психологическом плане – это период самосознания, самооценки, самоутверждения, сознательного проявления индивидуальности – противоположные желания и стремления «быть как все» и «не быть как все». Ведущая деятельность – интимно-личностное общение. Завершается формирование абстрактного мышления, устойчивого произвольного внимания. Референтные лица – ровесники: одноклассники, товарищеская компания.

VI – от 15 до 18 лет – ранний юношеский, старший школьный возраст – период завершения физического и психического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности, способность предвидеть результаты своих поступков. Мышление – абстрактное, внимание произвольное, устойчивое. Референтное лицо – «я сам», дорожит своим мнением, способен аргументировано отстаивать его. Ведущая деятельность – самореализация, профессиональная ориентация.

Итак, каждый возрастной этап жизни ребенка вносит свой незаменимый, необходимый вклад в развитие и становление человека. Педагоги в организации учебно-воспитательной работы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности и ориентироваться на «зону ближайшего развития ребенка» (термин Л.С. Выготского).

Формирование личности ребенка главным образом является задачей родителей. Но все ли зависит от них? Какие существуют особенности в воспитании малышей дошкольного возраста? Как правильно подходить к развитию личности ребенка? На эти и некоторые другие вопросы мы постараемся ответить в статье.

Психологические особенности развития личности

Известные отечественные и зарубежные психологи уделяли значительное внимание изучению дошкольного периода у детей. Это связано с тем фактом, что в таком периоде складываются так называемые «психологические механизмы личности». Это является важнейшей составляющей для дальнейшего вливания в общество и процесса социализации.

Но помимо этого, развитие личности ребенка имеет и другие особенности, зная и учитывая которые родители могут добиваться более эффективного воспитания, избегая распространенных ошибок:

1. Эгоцентризм. Эта особенность личности в раннем детстве неотъемлема. Её суть заключается в том, что едва начавший выделять себя и окружающих, ребенок считает, что он находится в центре событий. «Все вокруг считают так же, как и я», – уверен он. Характерным признаком эгоцентризма является эгоцентрическая речь, которая наиболее часто встречается у малышей в раннем возрасте (2-3 года) и после 7 лет пропадает. Используя эгоцентрическую речь, дошкольник часто употребляет местоимение Я, словно других вовсе не существует, может разговаривать сам с собой. С возрастом эгоцентрическая речь перерастает во внутреннюю. Таким образом, явления эгоцентризма – совершенно естественные особенности, которые не должны восприниматься как эгоизм.
2. Основная деятельность детей в раннем дошкольном возрасте – игровая. Наиболее часто встречающейся является ролевая игра, очень интересная и полезная для наблюдения со стороны взрослых. В игре дети отражают окружающую действительность, ведь им еще не хватает собственного опыта, чтобы что-то придумать самим. Они могут изображать курящих, использовать ненормативную лексику, ругаться друг с другом, совсем не понимая, что это плохо, ведь основной образец для них – взрослые. Наблюдая за играми детей, взрослые с легкостью могут узнать себя.
3. Изменение соотношения мысли и действия. Если в более раннем периоде ребенок сперва осуществлял какое-либо действие, а потом уже это им обдумывалось, то теперь все работает с точностью наоборот. Сначала появляется мысль, затем её воплощение. Этот процесс можно назвать творческим. С ним связаны такие особенности детей, как тяга к рисованию, лепке, игре с конструктором и т.д.
4. Очень важная особенность, еще не развившаяся (но развивающаяся) у детей, – способность к самоконтролю. В раннем детстве дошкольники в малой степени способны к тому, чтобы сдержать себя от истерики, вытерпеть долгую очередь и т.д. Это значит, что родителям нужно аккуратно подходить к развитию выработки у детей самоконтроля, ненавязчиво способствовать этому, а не отпускать ситуацию на самотек.
5. Развитие личности в дошкольном возрасте характеризуется также расширением видов деятельности, которые будут интересны, полезны и эффективны для малыша. Например, работа с наставником, в роли которого может выступать и родитель. Обязательное условие – поощрение. Если все сделано верно, детей обязательно нужно хвалить и поощрять, а если нет – то показать еще раз процесс выполнения, сказать, что в другой раз будет ещё лучше и т.п. Эта особенность способствует развитию желания учиться у ребенка, которое крайне необходимо в предшкольный период.

Успешным личностное развитие дошкольников будет только тогда, когда рядом с ребенком окажется не только взрослое окружение, но также и окружение ровесников. Детский сад, школа раннего развития, кружок или детская площадка – выбора сегодня достаточно. Общение с ровесниками, появление друзей будут способствовать развитию общительности, ускоренному осознанию себя во внешнем мире и переходу эгоцентрической речи во внутреннюю. Важная для данного периода возможность игры будет способствовать большему пониманию окружающего мира и развитию фантазии.

Что такое хорошо?

Сформировавшаяся личность – это сознающий себя человек с оформившимися взглядами, мировоззрением, а также обладающий сознанием и самосознанием. Начинается формирование личности ребенка с воспитания, которое дается ему родителями. Становление личности начинается уже в раннем детстве, поэтому, прежде чем ребенок напрямую столкнется с влиянием общества, своего рода «фундамент» должен быть уже заложен. Именно мать и отец обязаны объяснять малышу, что хорошо, а что плохо.

В раннем детстве у детей начинается процесс осознания «меня» в окружающем мире. Они начинают знакомиться с ребятишками со двора, прохожими, домашними животными и многим другим, что для них ново и неизвестно.

Давать ребенку возможность высказываться. Так малыш будет чувствовать себя значимым, понимать, что его мнение важно. Часто допускается ошибка, когда идеи и мысли ребенка не принимают всерьез, не выслушивают, что становится причиной замкнутости, скрытности.
Люди бывают разными. Важно объяснить, что все мы живем в обществе, где у каждого имеется личное пространство, которое нужно уважать. Например, нельзя бежать по улице, сбивая прохожих, но можно играть в салки на детской площадке, нельзя громко разговаривать, когда бабушка (мама/папа/брат и т.д.) спит и т.п. В таком направлении будет происходить социально-личностное развитие дошкольников.
При этом крайне важно не ограничивать возможности ребенка к исследованию всего, что его окружает. Развитие личности дошкольника только тогда будет полноценным, когда он на своем опыте поймет, почему плохо споткнуться и упасть, правда ли, что соль невкусная и т.д. Конечно, тут тоже важно не переусердствовать.
Показывать хорошие примеры. У детей-дошкольников еще очень мало жизненного опыта, поэтому они черпают повадки и фразы в основном от взрослых, которых они считают для себя образцом поведения. К примеру, ругань рядом с ребенком может поспособствовать тому, что он вырастет конфликтным. Добрый пример можно найти в хорошей книжке или мультфильме. Кстати, намного эффективнее будет совместный просмотр мультфильма. Объясните ребенку, что этот персонаж поступает хорошо, этот – плохо. Так у ребенка начнут развиваться положительные личностные качества – доброта, понимание, отзывчивость, искренность и другие.
Подготовка к школе. Заниматься этим можно дома или в специальном учреждении. Главная задача – появление у ребенка желания учиться, узнавать новое. Развитие личности в дошкольном возрасте будет гармоничнее, благодаря поощрению. Поощряйте интересы малыша в изучении чего-либо, в тяге к знаниям и новому. Рассказывайте ему, что такое школа, зачем она нужна, почему в ней интересно. Если у ребенка имеются старшие сестра либо брат, которые уже ходят в школу – это станет для него очень хорошим примером.

Таким образом, уже в старшем дошкольном возрасте одной из основных особенностей личности становится критичность и оценочность мышления. Ребенок начинает оценивать свои поступки и поступки окружающих. Появляются и связываются между собой мотивы, которыми он руководствуется. Именно в раннем детстве у детей закладывается эмоционально-чувствительная составляющая личности, дошкольник учится сочувствовать и сопереживать.

Личностное развитие дошкольников происходит еще и на основании темперамента, заложенного в них при рождении. Определить темперамент со 100% точностью невозможно, но сделать это приблизительно вполне реально. Можно обратиться за этим к психологу. Допустим, если ребенку не нравится в шумной компании, то это не обязательно значит, что он асоциален, возможно, что это особенность его темперамента, и наоборот.

Влияние различных факторов на личность ребенка

Развитие личности ребенка – долгий и трудоемкий процесс, в котором задействованы не только разные внешние факторы, окружение, но и сам малыш. Не существует сомнений в том, что важнейшую роль в закладывании личностного фундамента у дошкольника играют именно родители, но и влияние со стороны упускать нельзя. Какие факторы оказывают влияние на развитие личности? Нужно и важно ли это контролировать?

Биологический фактор. Под ним подразумевается наследственность. Болезни, особенности темперамента, повадки, даже привычки родителей – все это может отразиться на малыше. Здесь имеют значение и задатки. Если вы поете либо занимаетесь игрой на музыкальном инструменте, то вполне возможно, что у вашего ребенка будет любовь и склонность к музыке.

Социальный фактор. Социум, окружающий ребенка в раннем детстве, всей своей массой оказывает влияние на него. Это не только семья, друзья и его наставники, но и СМИ, которых сейчас очень много повсюду. Ребенок слушает новости, читает ваши газеты и журналы, которые может найти (в возрасте 6-7 лет) и т.д. Ему все интересно, он еще не способен фильтровать получаемую информацию и многое принимает на веру. Если вы считаете, что какая-то информация ребенку не нужна, не пытайтесь его слепо оградить, а объясните, почему это плохо или не нужно ему. Ведь запретный плод сладок.

Помимо прочего важно и то, в какой стране родился ребенок, какой менталитет у её граждан, какова политическая ситуация. Хотя на первый взгляд данные факторы и кажутся слишком масштабными, но мы можем с уверенностью говорить, что дети, воспитанные в разных странах – совершенно разные.

Экологический фактор. Конечно, в большей степени климатическая ситуация влияет на физиологические особенности детей, но и для личности тоже играет не последнюю роль. Расскажите ребенку, что климат разный на всем земном шаре, зимой не везде холодно и т.д.

Отклонения в развитии

Развитие личности дошкольника не может проходить одинаково у всех детей. В основном, существуют определенные особенности и специфические направленности. Но какие из них возможно называть отклонениями и когда пора бить тревогу? С чем это может быть взаимосвязано?

Существуют разные негативные отклонения, но на формирование личности ребенка наиболее существенно влияют отклонения в социальной и психической сферах. Как ни странно, но влияние оказывается именно со стороны общего здоровья дошкольника. То есть на психическом состоянии могут сказаться недоношенность, болезни в младенчестве, вредные привычки у какого-либо родственника (тем более родителей) и другое. Важно обратить внимание и на психологическую обстановку в семье. Роль играет культурно-образовательный уровень семьи, сложная материальная ситуация, тяжелые бытовые условия, злоупотребление алкоголем, наркотиками и табаком. Ребенок из такой семьи находится в зоне риска.

Отклонения у детей могут проявляться в состоянии тревожности уже в раннем детстве. Это непрерывное, постоянное состояние, при котором ребенок взволнован, переживает, напуган. Не всегда данные особенности проявляются ярко, но если есть какие-либо признаки, лучше всего связаться с врачом-специалистом.

Помимо этого, существуют такие отклонения, как задержка психического развития, слабое развитие эмоционально-волевой сферы, нарушения речи. Зная особенности развития в каждый возрастной период, отклонения всегда можно выявить, пусть и не сразу. Хотя, чем раньше будут выявлены эти негативные особенности, тем проще их будет устранить и избавиться от их источников.

Если речь заходит о воспитании ребенка, то обязательно говорится о необходимости развития его личности. Давайте разберемся, из каких составляющих складывается личность ребенка и как ее развивать?

Ребенок не рождается личностью, а постепенно становится ею под влиянием множества факторов (генетических предпосылок, семейного воспитания, социального опыта, накопленных знаний, умений, навыков и т.д.).

И если у ребенка и родителей сложились близкие, доверительные отношения, малыш будет лучше контактировать с мамой и папой, с удовольствием подражать их примеру, охотнее прислушиваться к их советам и требованиям. А родители смогут своевременно отслеживать поведение своего ребенка, активизировать положительные начала и притормаживать негативные проявления, помогая тем самым развитию личности своего сына или дочери.

Личность - это особое сочетание индивидуальных душевных качеств ребенка, его облик, сознательность, интересы, таланты.
Основными свойствами личности является темперамент, характер, способности и ведущие мотивы.

Темперамент - проявляется в эмоциональности, подвижности, быстроте мышления, темпе речи, мимике, преобладающем настроении, манере общения и поведения. Темперамент определяется генетически, поэтому нельзя медлительного ребенка заставить стать быстрым, а замкнутого переделать в общительного. Нужно научиться принимать своего ребенка таким, какой он есть.

В реальности чаще всего эти четыре типа темперамента встречаются в смешанном виде. Но всё же, в каждом ребенке зачастую превалируют признаки, близкие к одному типу.

Сангвиники - отличаются живостью, горячностью, подвижностью, склонностью к лидерству, общительностью, доброжелательностью, сильным характером, имеют высокую работоспособность и самоконтроль.

Флегматики - отличаются спокойствием, уравновешенностью, неспешностью, постоянством, упорством, немногословностью.

Холерики - отличаются быстротой, порывистостью, неуравновешенностью, инициативностью, решительностью, конфликтностью, общительностью.

Меланхолики - отличаются повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, нерешительностью, ранимостью, застенчивостью, замкнутостью, отзывчивостью, быстрой утомляемостью.

Характер - набор конкретных черт и особенностей ребенка. Как сказал известный психотерапевт Э. Фромм: "Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер". Другими словами, характер закладывается природой. Но в то же время на характер ребенка влияет .

При попустительском стиле воспитания, когда родители совершенно безразличны к ребенку - ребенок будет испытывать трудности в общении, установлении эмоционального контакта с близкими людьми, у него появляется недоверчивость, настороженность, а также вседозволенность, непредсказуемость поведения, и даже возможно, жестокость. Из-за чрезмерной опеки и родительского внимания ребенок растет пассивным, недостаточно самостоятельным, боится трудностей и может иметь проблемы в общении.

Ребенок может обладать следующими чертами характера:

Отношение ребенка к самому себе - чувство собственного достоинства, скромность; или наоборот - самомнение, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм.

Отношение ребенка к людям - общительность, отзывчивость, уважительность; или наоборот - замкнутость, черствость, бездушие, грубость.

Отношение ребенка к труду - трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность, ответственность, инициативность, настойчивость; или наоборот - лень, склонность к однообразной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность.

Отношение ребенка к окружающим предметам - аккуратность, бережливость; или наоборот - неряшливость, небрежность.

Способности - индивидуально - психологические особенности, помогающие ребенку приобретать знания, умения и навыки, а также успешно выполнять различные виды деятельности.

У каждого ребенка есть свои врожденные предрасположенности (задатки) к какой-либо деятельности. Чтобы превратить задатки в способности, их нужно развивать и формировать.

Способности делятся на:

Общие - интеллектуальные, эмоциональные и творческие, которые находят свое проявление во многих видах деятельности.

Специальные - определяются по отношению к отдельным специальным областям (математике, музыке, конструированию, литературе, рисованию и т.д.).

Мотивация - это причины, управляющие поведением ребенк а.

Мотивация имеет под собой интеллектуальную, этическую и волевую подоснову - ребенок должен научиться сам делать выбор в своих действиях и поступках в соответствии с заложенными в нем ценностными убеждениями и психологическими установками. Поэтому, формируя личность ребёнка, столь важно заботиться о развитии в нём сознательности, а не пытаться воспитывать его силой и постоянными запретами.

Существует два типа мотивации

Внешняя - основана на поощрениях, похвалах, наградах, наказаниях, которые исходят от родителей и других взрослых. Например, малыш не хочет убирать за собой игрушки. Тогда вы грозите ему наказанием, и малыш нехотя, но раскладывает игрушки по местам. Хотя можно и по другому стимулировать ребенка к уборке игрушек, например, предложить увлекательную игру - соревнование - кто быстрее уберет игрушки и т.п. То есть превратить внешнюю мотивацию во внутреннюю.

Внутренняя - проистекает из собственного желания ребенка, когда ему действительно интересно этим заниматься тем делом, которым он занят. Надо сказать, что довольно мало найдется таких занятий, к которым маленьких детей нужно принуждать - им итак всё интересно, у них очень сильно развито стремление к познанию.

И тут очень важный момент. Потому что, если родители искренне не поддерживают интерес своего сына или дочки, заставляют его заниматься только тем, чем «надо» ( , кружок рисования, ), а не к чему лежит детская душа, то к 4-5 годам внутренняя мотивация угасает, ребенку становится лень играть, лень ходить на кружок, лень убирать игрушки, потому что он уже устал от бесконечных интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок.

Воспитание ребенка в семье

Воспитание детей весьма трудоёмкий процесс. Видите, сколько всего надо учесть, воспитывая в своем подрастающем ребенке достойную всесторонне развитую личность, готовую к самостоятельному общению с людьми. Но многие родители пускают воспитание ребенка на самотёк, стараясь обходить ситуации, когда надо что-то запретить (например, бить других детей), или на чем-то настоять (например, что пора уже ложиться спать), или что-то объяснить (например, почему мама сейчас не может поиграть с ним (варит суп).

И напрасно, дети чувствуют себя увереннее, когда знают границы дозволенного. Они интуитивно осознает, что за родительскими запретами скрыта любовь и забота о нём. Ребенок все равно столкнется с запретами и ограничениями за пределами семьи, и чем позже это произойдет, тем болезненнее он будет их переживать.

В статье больше теоретической информации, а как использовать её на практике - вы можете решить сами.

В этой статье:

Воспитание и развитие личности ребенка - это два взаимосвязанных процесса. В семье они имеют ситуативный характер, то есть напрямую связаны с обстоятельствами, настроением родителей и ребенка. Так, например, если отец пришел с работы усталый и раздраженный, он, скорее всего, ограничит свое с общение с малышом – это в лучшем случае, а в худшем найдет причину на нем оторваться. Часто то же самое касается и мам.

На развитие личности также влияют такие вещи, как средства массовой информации, общение с другими взрослыми и сверстниками, компьютерное игры и даже книги, которым современные дети уделяют все меньше внимания. Формирование нравственных качеств малыша является важным этапом в процессе развития его личности, поэтому остановимся на этом моменте.

Какие предпосылки имеет появление личностных особенностей у ребенка? Конечно
же, это тот фундамент, на котором растет и развивается малыш, получая точные представления о нормах поведения, ценностях во время общения с близкими и в коллективе. В момент становления личности ребенок особенно заинтересован в изучении собственного поведения и поведения окружающих его людей, он задает много вопросов касательно поступков и ждет на них исчерпывающих и правдивых ответов.

В момент становления и развития личности ребенка родители должны относиться с пониманием к его любопытству. Оно вовсе не праздное. Анализируя полученные ответы, малыш учится оценивать действия окружающих, прежде всего чтобы соотнести их с известными ему нормами. Главным мотиватором для малыша на этом этапе станет личный положительный пример родителей.

Как происходит формирование личности малыша?

Что собой представляет процесс формирования личностных качеств у ребенка? Для начала отметим, что это многоэтапный процесс. Начинается все с острого желания малыша познакомиться ближе с социальной действительностью. Следующий этап - формирование новых личностных качеств.

Довольно часто малыш копирует манеру поведения взрослых, более того, указывает им на ошибки, которые они, на его взгляд, делают. Например,
дети часто могут поставить родителей в неловкое положение, когда в присутствии посторонних разоблачают их в легкой лжи, ссылаясь на то, что врать плохо и это они узнали именно от взрослых.

Когда в сознании малыша сформируется понятие о главных личностных качествах человека, он сможет перейти к новому этапу - овладению навыками, умениями, выработке привычек.

Родителям нужно осознать, какая ответственность на них возложена на этом этапе жизни ребенка. Они обязательно должны помочь ему справиться со всеми сложностями и найти свой путь. У ребенка должны быть возможности проявить себя в общественно-значимой деятельности, например, он может иметь собственные обязанности дома либо получать задания творческого характера в школе, кружке, секции.

Многие родители напрасно беспокоятся о том, что
ребенок не повторяет ту модель поведения, которую они ему стараются прививать. На самом деле это нормально, если учитывать, что воспитание дает свои плоды, но с некоторой отсрочкой во времени. Поэтому ждать сиюминутных результатов не стоит. Куда более правильным будет постепенное приобщение малыша к тем нормам и ценностям, которые чтят и соблюдают в семье.

Фундамент личности закладывается в раннем детстве. Но до этого момента появляются преобладающие мотивы, свойства и установки. Происходит это в периоды, когда мозг ребенка в силу своей незрелости не готов адекватно воспринимать все то, что происходит вокруг него. Именно в эти периоды главное для малыша - это «хочу».

Одними из факторов, влияющих на формирование личностных качеств, являются:

  • биологические свойства организма;
  • генетика;
  • особенности окружающей среды.

Если сравнивать ребенка с чем-то неодушевленным, то в период раннего детства он может напоминать каменную глыбу, которая имеет внутри определенные природой свойства, форму же приобретает
в зависимости от внешнего воздействия природной среды: ветра, осадков и т.д.

Социальная среда - наиболее важный инструмент, воздействующий на формирование и личности ребенка. Крайне важно правильным образом настроить семейное взаимодействие с малышом, от которого, по сути, будет зависеть его поведение и общение с окружающими.

Формирование личности на каждом возрастном этапе

Итак, на каждом возрастном этапе у ребенка формируются те или иные личностные качества.

В два года дети уже понимают, что они - личности. Они выделяют себя из круга окружающих, но пока только на уровне физического восприятия. Позже,
в семь лет, когда уровень самоанализа возрастет, ребенок научится интересоваться внутренним миром человека, но пока это не то, что его волнует.

Первое желание дать себе оценку у крохи появляется в три года. Предпосылкой к этому является умение сравнивать себя с окружающими, в первую очередь с родителями. Чем старше будет становиться ребенок, тем выше будет уровень его волевой регуляции и самосознания.

Тем не менее уже в три года ребенок имеет собственную внутреннюю позицию и готов освоить новую для себя социальную роль - ученика. Именно на основе этого психологического новообразования формируются и совершенствуются личностные качества крохи, который становится заметно более целеустремленным, самостоятельным и упорным.

В трехлетнем возрасте можно наблюдать за тем, как личность ребенка обретает четкие контуры. Этот этап в его развитии один из самых важных, прежде всего потому, что кроха учится иметь своя «я», быть самостоятельным. Родители должны поддержать его инициативу.
Малыш уже имеет достаточно знаний, навыков и готов к тому, чтобы применять их на практике. Тем не менее его физиологические и психические особенности пока не позволяют полноценно выполнять различные действия, на таком же высоком уровне,
как это делают взрослые. Это задевает малыша. Поэтому родители должны помогать крохе справиться с проблемой, предлагая ему выполнить работу взрослых, но посильную для него: например, привлекать к приготовлению простого блюда или уборке дома.

А вот в среднем дошкольном возрасте малыши уже не только соотносят себя с окружающими, оценивая их поступки и выделяя особенности. В этот период дети проявляют особый интерес к познанию собственного внутреннего мира. Они оценивают себя теперь уже опираясь не только на мнение окружающих, но и на своё собственное.
В старшем дошкольном возрасте дети все так же перенимают манеру поведения взрослых, они наблюдают за действиями родителей и стараются принимать участие в процессе. Родителям важно не препятствовать такой совместной деятельности, так как она оказывает огромное влияние на дальнейший процесс социализации ребенка. Чем чаще малыш будет вместе с родителями заниматься посильной для него взрослой работой, тем быстрее он освоится в культурной среде, примет правила поведения в обществе.

Ниже рассмотрим основные принципы, которых взрослым стоит придерживаться для того, чтобы помочь детям вырасти самодостаточными личностями.

Принимайте детей такими, какие они есть

В младшем дошкольном возрасте уже можно наблюдать за тем, как у малыша формируется характер.

Взрослые должны
понимать, что каждый малыш - это индивидуальность, и по большей части на его поведение оказывает влияние темперамент. Скажем, если родители мечтают о том, чтобы ребенок был активным, самостоятельным, уверенным в себе, тогда как он скромный, тихий и любит одиночество, то последнее, что им нужно делать - пробовать его изменить, настаивая на занятиях, которые не будут приносить ему удовольствия.

С первых дней жизни ребенка нужно быть готовыми к тому, что он будет таким, каким его запланировала природа, нуждаясь при этом в любви и поддержке взрослых. Нельзя сравнивать малыша с другими детьми и рисовать для себя и крохи образ какого-то идеального ребенка, на которого ему нужно равняться.

Терпение - важное качество для родителей

Наблюдая за поведением малыша, за его реакцией на те или иные события, родители должны деликатно вносить коррективы в формирование его характера. Если во нраве дошкольника начинают проявляться первые отрицательные качества, то главное, чего не стоит делать, это впадать в панику.

В самом начале
своей более или менее осознанной жизни каждый ребенок может «дать слабину»: показать себя непослушным, капризным, раздражительным и даже упрямым. Особенно остро негативные черты характера проявляются в период возрастных кризисов малыша, например в возрасте трех лет.

Такие кризисы и связанные с ними неудобства быстро проходят, поэтому родителям нужно проявить терпение и продолжать воспитывать ребенка правильно, окружив его любовью и заботой, стараясь сократить количество запретов. Со временем такое воспитание даст свои плоды.

Лучший пример - личный пример

Все свое осознанное детство малыши видят перед собой родителей, запоминают, как они говорят, как поступают. Для детей поведение родителей считается образцовым. Именно поэтому взрослые должны быть для ребенка только положительным примером. Объясняя крохе, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя, родители должны подтверждать это личным примером.

Хотите,
чтобы малыш вырос добрым, отзывчивым, умел сочувствовать и помогать? Значит, нужно именно так вести себя по отношению к нему. Агрессия, критика, раздражение никогда не смогут породить в душе маленького человека доброту, сострадание, терпимость по отношению к окружающим. В ребенке будут заложены только те качества, которые имеют в себе взрослые.

Очень важен для нормального развития малыша комфортный микроклимат в доме. Только гармония в семье обеспечит адекватное формирование целостной, уверенной личности ребенка. В семье малыш должен чувствовать надежный тыл и поддержку. Регулярные ссоры и раздражение членов семьи станут одной из причин развития закрытой, недоверчивой личности ребенка с задушенными на корню положительными качествами.

Самостоятельность для развития самоорганизации

Деятельность ребенка должна быть организована таким образом, чтобы он умел занимать себя самостоятельно. Родители не должны постоянно все делать за кроху, оберегая его, развлекая и так далее. Нужно, чтобы родительская деятельность носила направляющий характер – тогда от нее будет толк. Так, если ребенок не умеет сам играть и не знает, во что поиграть, ему можно предложить несколько игр на выбор или вместе с ним придумать правила.

То же касается и прогулок на улице. Не нужно везде подсаживать кроху, поднимать, переносить его через препятствия. Правильно будет показать ему, как перешагнуть через барьер, скатиться
с горки или залезть на лестницу безопасно и эффективно, вместе с ним радуясь его первым самостоятельным попыткам и успехам.

Такое поведение взрослых позволит выработать у ребенка чувство уверенности в себе, своих действиях, а наряду с этим чувство ответственности и личной значимости.

Можно ли целенаправленно развивать в ребенке какие-то определенные качества? Что нужно для этого делать и каким рекомендациям следовать? Опять же, самый простой способ - личный пример. Но есть и другие методы, выбор которых будет зависеть от качеств, которые родители хотели бы привить ребенку.

Развитие доброты в малыше

Можно ли целенаправленно развить в характере ребенка доброту? Конечно, можно и нужно! Причем начинать это делать следует с первых лет жизни. Малышу нужно обязательно рассказывать о том, как поступать хорошо, почему в жизни такую важную роль играют сострадание и терпимость.

Отличный вариант для развития в ребенке добрых чувств - это чтение соответствующей литературы, преимущественно сказок. Именно там лучше всего описаны добро и зло, которые борются друг с
другом на протяжении всего сюжета. Победа добра в схватке сил обязательно мотивирует малыша быть именно на «светлой» стороне.

Воспитание уверенного в себе ребенка

Уверенные в себе люди - это плод трудов их родителей, которые знали и понимали тонкости и нюансы воспитания. Основной метод воспитания таких детей - это позитивное оценивание. Необходимо слушать мнение малыша и не насмехаться над ним, хвалить за хорошо проделанную работу и вообще за любые успехи.

Очень важно не переусердствовать, придумывая для ребенка разносторонние занятия. Слишком большая загруженность (спорт, музыка, рисование,
иностранные языки) ограничит право выбора малыша. Пусть он сам выберет для себя то, чем бы хотел заниматься и что будет приносить ему настоящее удовольствие.

Можно ли воспитать уверенного в себе человека из застенчивого от природы малыша? На самом деле можно, если принять особенности его характера и не пытаться его переделать. Достаточно будет подстроить деятельность малыша под эти особенности, и процесс развития в нем уверенной в себе личности обязательно начнется.

Пусть голос ребенка так и останется тихим и одному ему будет интереснее, чем в кругу детей, зато он будет чувствовать себя вполне уверенно и комфортно, понимая, что его поддерживают, ему доверяют, к нему прислушиваются.

Ребенок - лидер

О том, чтобы ребенок был лидером, мечтает чуть ли не каждый второй родитель. Для того, чтобы развить в малыше качества лидера, есть свои методы. Например, с детства можно определить малыша в спортивную секцию, где он будет соревноваться с другими детьми, постоянно стремясь к победе. Параллельно с
этим нужно будет уделять внимание развитию социальных навыков малыша, воспитанию в нем уверенности в себе.

Если, несмотря на все усилия родителей, для ребенка быть первым не так уж важно, то развитие его должно протекать согласно тем же правилам, но с учетом его личностных особенностей, без демонстрации родителями разочарования и недовольства по поводу того, что малыш не проявляет в себе лидерские качества. Такое отношение негативным образом повлияет на его самооценку.

Позвольте развиваться тем качествам, которые заложены в малыше природой, и дайте ему самому принимать решения в отношении того, чего хотеть от жизни.

Роль семьи в развитии личности ребенка

Доказано, что повлиять на становление личности ребенка родители могут, только объединившись в единую команду, члены которой не спорят, а взаимодействуют и поддерживают друг друга, видя перед собой единую цель.

Мамина любовь, ласка и забота необходимы ребенку для удовлетворения его врожденной потребности в эмоциональном общении, помогут ему стать уверенным в себе человеком, который чувствует поддержку любящих людей.

Важную роль играет и отец семейства. Именно он является образцом рациональности и дисциплины в семье, подкрепляя любовь матери последовательными действиями и твердостью характера.

Сын, наблюдая за отцом, выделяет для себя важные паттерны мужского поведения, а дочь получает представление о том, какова роль мужчины в семье.

Основная задача семьи - научить ребенка жить в обществе. Именно поэтому родители должны сделать все для расширения круга общения малыша, организации его досуга, учебы, общения со сверстниками. Только благоприятные условия в семье помогут ребенку вырасти успешным, спокойным, уверенным в себе и разносторонне развитым человеком, готовым жить в современном обществе.