Ленин хотел чтобы его похоронили. Почему нельзя похоронить Ленина? Кто решил сохранить тело Ленина

С тем или иным постоянством поднимается вопрос о судьбе тела Владимира Ильича Ульянова (Ленина) . Его, как известно, в 1924 году мумифицировали с целью публичного выставления в мавзолее, возведенном на Красной площади, новом погосте советской власти...

Мумифицирование Ленина не таит в себе ничего такого, чтобы не было достоянием истории. Бальзамированием тела Ленина занимались академики В. П. Воробьёв и Б. И. Збарский , разработавшие рецепт «бальзамической жидкости», в которую останки Ленина погружают каждые 18 месяцев . Об этой странице истории есть замечательное интервью с академиком Ильей Збарским, сыном основателя лаборатории при Мавзолее, которая занимается сохранностью тела вождя ( http://www.xenoid.ru/materials/materials_chem/history/lenin.php )...

Вполне точно охарактеризован в научной литературе метод бальзамирования, примененный советскими учеными, как "открытие мирового уровня и значения". Именно продолжение эксперимента, контроль за сохранностью тела продолжает доказывать правильность изобретенного метода и его научную состоятельность...

Другой стороной сохранения Ленина в Мавзолее, о которой стоит сказать, является сохранность исторической правды, которая состоит в том, что созданный в годы советской власти некрополь на Красной площади является наследием эпохи. Даже отказ и осуждение этого периода истории не дает права тревожить могилы усопших и изменять место их упокоения. Проходя по Красной площади, проводя здесь время во время увеселительных массовых мероприятий (практически на могилах предков), мы подтверждаем простую истину, что создание на главной площади страны захоронений предполагало не тишину упокоения, а вечное присутствие похороненных здесь в напыщенных театрализованных представлениях. Те, кто принимал решение о захоронениях, конечно, предполагали, что массовые гуляния и праздники на площади будут практически праздниками на могилах... Их идеология это принимала и позволяла.

Мнение о необходимости предания земле Владимира Ленина, по обычаям христианства (стоит напомнить, что христианская традиция не предполагает мумифицирования), также является не состоятельной. Несостоятельность заботы о христианском захоронении наталкивается на факт отлучения Ленина от церкви и предание его анафеме. В 1970 году Русская Православная Церковь Заграницей анафематствовала Ленина и иже с ним. В 2010 году церковное сообщество митроп. Антония (Орлова) анафематствовало также Ленина и Сталина.

Церковное право рассматривает анафему как форму наказания в виде лишения «прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви», применимого лишь к членам церкви. Предание земле в православной традиции является элементом подготовки к жизни вечной, а сами похороны являются церковным обрядом. В таком понимании захоронению тела Ленина места нет. Даже учитывая его атеистические взгляды и мировоззрение не стоит традиции российского общества переносить на традиции коммунистической идеологии, где погребение усопших является надкультурным, идеологическим явлением. И даже оценка анафемы Ленина, как постыдной политической декларации, которую дает диакон Андрей Кураев diak_kuraev в посте Анафема Ленину не изменяет принятого церковью решения и произнесенного с амвона: "Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовыя Церкве, нечестивым отступникам, поднявшим руки на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязующим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема".

Вот такие три причины оставить тело Владимира Ульянова (Ленина) там, где оно покоится сейчас - в Мавзолее.

Прямо посреди Красной площади, подпирая собой одну из кремлевских стен, стоит склеп, в котором находится тело Владимира Ильича. Ключевая фигура Великой октябрьской революции, перевернувшей всё с ног на голову, нынче возлежит в стеклянном пуленепробиваемом саркофаге, подсвеченном таинственным красноватым сиянием.

Иосиф Виссарионович очень старался сделать из него культ. В новом мире должен был безраздельно править коммунизм, а значит нужен был символ – нетленный, бессмертный, вечный. Возможно, это одна из причин, почему не хоронят Ленина, которой, кстати, сегодня придерживаются власти.

Владимир Ильич умер 21 января 1924 года в подмосковных Горках. Оттуда в Москву, пронзая морозный воздух полным печали гудком, его увез траурный поезд. Температура воздуха достигала -40 по Цельсию, и слезы стыли на щеках провожавших его граждан.


В Доме Союзов, где проходило прощание с вождём, температура была немногим выше – до -20’С. В таких условиях тело полностью замерзло, а народ продолжал прибывать, чтобы проводить своего кумира в последний путь. В 1924 году еще никто не знал, что в последствии он станет мумией, бесспорным доказательством существования самого себя.

Почему сразу не похоронили тело В.И.Ленина

В 1924 году, 23 января, на заседании комиссии по организации похорон В. И. Ленина остро стоял вопрос, можно ли каким-то образом продлить прощание с ним хотя бы на два месяца. Архитектор Щусев заявил, что можно. Речь шла о сооружении, внутри обтянутом тканью, а снаружи представляющим из себя деревянную будку, возведенную в качестве временного склепа до конца зимы. По сути, создание склепа и было частью похорон. Со временем тело бы захоронили, будку убрали, и первая в своем роде могила-трибуна стала бы последним оплотом покоя и тишины для безвременно почившего оратора. Но руководство страны отступилось от намеченного плана.

Мавзолей представляет собой классический пример авангардного архитектурного искусства. Вообще, в 1924 году только об авангарде и говорили. Подчинить себе природу, бросить вызов законам физики или сделать невозможное – научиться оживлять мертвых? Такие идеи тоже фигурировали, может, и хорошо, что не реализовались.

Иосиф Виссарионович впервые поднял вопрос о судьбе тела Ильича еще до его смерти. Представляя себе, что коммунизм захлестнет все человечество, что из всех уголков планеты потянутся руки, жаждущие прикоснуться к идолу, к символу, к великому народному божеству. Но на том заседании никто идею не поддержал, даже наоборот. Вся верхушка политбюро была резко против, в особенности Зиновьев и Троцкий, обозвавшие предложение «поповскими идеями воскресить прах». Оно и понятно – как-то противоречила она зарождавшемуся пролетарскому атеизму, свержению идолопоклонничества, да и сам Владимир Ильич от таких решений был бы не в восторге.

Попытки сохранить тело Ленина

После смерти Ленина об этом заговорили снова. Надежда Крупская неоднократно задавала вопрос «верхушке» почему не хоронят В.И.Ленина? Надежда была против того, чтобы тело мужа было у всех на виду, да и против того, чтобы из его тела делали подобный культ. Но ее заверили, что это временно - всего лишь до первой оттепели. Тем не менее, первым бальзамированием занимался Абрикосов, его состав помог сохранить внешний вид тела до весны.

Вместе с потеплением появились первые признаки разложения. Нужно было срочно решаться на радикальные действия – заморозить тело или забальзамировать. Инженер Красин предлагал заморозить – он еще не знал, что имел ввиду криогенную заморозку, но уже надеялся на успешный исход дела, а Збарский – заслуженный советский анатом, предложил бальзамирование, по его мнению – менее рисковое предприятие. Но и то и другое было делом неслыханным, особенно для все еще верующего населения.

Кстати позже Сталин заявил, что дальнейшие манипуляции с Лениным производились по просьбам трудящихся. Конечно же, это было не так, ведь на тот момент обществом воспринималась в штыки даже процедура кремации, не то что идея консервации человека.

Партийная верхушка склонялась к варианту с заморозкой, Красин настаивал. Он был уверен, что в будущем советская наука достигнет того уровня, который позволит воскресить великого вождя. Для этого из Германии даже были заказаны специальные морозильные камеры, достаточно дорогостоящие и громоздкие. Параллельно проводились эксперименты с заморозкой мертвых тел с целью предотвратить все возможные неприятности с телом Владимира Ильича.

Збарский всячески пытался убедить комиссию в том, что разложение неминуемо начнется даже в морозильной камере. В случае перебоев с электричеством, транспортировкой, размораживанием, тело изменится, кожа потемнеет и о том, чтобы демонстрировать его массам не будет идти и речи, и что в итоге придется хоронить Ленина. И как будто в подтверждение его слов наступил март, тело оттаяло и покрылось не отмываемыми пятнами.

Комиссия вызвала из Харькова профессора Воробьева, занимавшегося бальзамированием и консервацией еще при царе Николае ll. Воробьев заявил перед комиссией, что тело удастся сохранить, хотя некоторые изменения, заметные только близким, все же произойдут. Тем не менее, он не хотел браться за это дело. Во-первых, большевикам он не сочувствовал, поддерживал белую армию, во-вторых, риск провала был слишком велик, а значит, велик был шанс быть пущенным в расход. Но каким-то образом Збарский все же уговорил его написать письмо в комиссию с заверениями в том, что бальзамирование гораздо предпочтительнее замораживания. И в конце марта они начали работу.


Как бы слезно вдова Крупская не просила прекратить все манипуляции с телом мужа, какие бы гневные письма не писала, тело Ленина не планировали хоронить, дело продолжалось. Воробьевым и Збарским была проделана колоссальная работа: в течении трех месяцев они держали Ленина в различных составах – это был сначала формалин, потом спиртовой раствор, затем глицерин и, наконец, уксуснокислый калий. В общей сложности в его теле было сделано около 20 надрезов для того, чтобы состав пропитал все ткани, 5 отверстий просверлили в черепе, глаза заменили стеклянными шариками, губы сшили.

В июле комиссия потребовала предъявить результаты работы. Вопреки приступам паники Воробьева, состояние Ильича ее полностью удовлетворило. Вне ванны Ленин оказался 1 августа 1924 года, когда двери нового мавзолея, также деревянного, были торжественно открыты для граждан. Воробьеву и Збарскому выплатили 30 и 40 тыс. червонцев, после чего первый вернулся в Харьков, а второй остался при Владимире Ильиче в качестве его хранителя.


Каменный мавзолей был построен в 1930 году. Здесь же был создан научно-исследовательский институт, вся работа которого была направлена на как можно более качественную сохранность тела.

В начале войны Ленина вместе со Збарским эвакуировали в Тюмень на специальном поезде. Дело держалось в строжайшем секрете, а над мавзолеем был построен маскировочный лже-особняк. Гостеприимные стены Сельскохозяйственного техникума в г. Тюмень переименовались в дом НКВД, были обнесены трехметровым забором и окружены кремлевскими караулом. Туда регулярно доставляли реактивы вплоть до конца войны. Можно себе представить, какие огромные ресурсы затрачивались на то, чтобы Ленин оставался «в тонусе» даже когда вся страна утопала в огне Великой Отечественной войны.

В 1945 году произошло ужасное: во время водных процедур повредился кусочек кожи на ноге Ленина. После этого инцидента все эксперименты с бальзамированием производились исключительно на случайных трупах.

В 1992 году В. Ельцин отменил почетный караул у входа в Мавзолей. Научно-исследовательский институт также пережил кризис, его традиционная деятельность перестала финансироваться. Кстати, по некоторым подсчетам на то, чтобы содержать тело покойного большевика в форме, а также на работу ученых, реактивы, охладительные приборы – тратились суммы около 1,5 миллиона долларов в год.

Мнения народа, надо ли сегодня хоронить В.И.Ленина

В последние годы вяло, но часто ведутся споры по поводу похорон Владимира Ильича. Чем более стойкую позицию занимает в России церковь, тем больше доводов в пользу захоронения, как того требует христианский обряд. Но вряд ли такое решение можно будет назвать мудрым. Даже вооружившись здоровым цинизмом можно представить, насколько красивую сумму мог бы выложить какой-нибудь сумасшедший коллекционер за тело, являющееся символом некогда мощного и великого государства. Хотя на это власти никогда не решатся. Краеведы г. Ульяновск надеются на то, что Ленина отправят к ним, в его родной город - и это будет весьма кстати в контексте места, где он жил последние годы.


Сегодня, как и в июле 1924 года, в Мавзолее все та же прохлада майского утра, Владимир Ильич все также лежит в стеклянном саркофаге, и 15 лампочек розового спектра создают иллюзию здорового цвета его лица.

Зачем? Возможно, чтобы незыблемее выглядели уже давно павшие границы Советского союза. А может, чтобы мир смотрел на нас и боялся – чего ожидать от народа, вот уже 100 лет ревностно охраняющего труп своего лидера, да не просто охраняющего - взымающего плату с желающих увидеть нетленную социалистическую идею во плоти?

Только вот тянутся теперь туда очереди из преимущественно китайских туристов, да еще школьников. Наши соотечественники к нему не спешат – уже привыкли, не удивляются. Нам даже спокойнее на душе от того, что он там лежит – и пусть себе лежит под чуткими очами видеокамер. По результатам опроса, около трети москвичей за то, чтобы отправить великого революционера на заслуженный отдых. Только никто дедушку Ленина хоронить не спешит, потому что революция бессмертна.

Видео почему В.И.Ленина нельзя хоронить

Последние двадцать лет тему выноса из Мавзолея того, что привычно именуется телом Ленина, у нас традиционно поднимают два раза в год. В апреле - по случаю очередного дня рождения пролетарского вождя. И в январе - в связи со смертью Ильича.

На мой скромный взгляд, говорить о необходимости этого процесса надо каждый день. И тогда вода всё-таки сточит камень. Даже красный мрамор Мавзолея.

Но если уж искать особенные поводы к этому разговору, то 31 октября как раз такой и имеется. В этот день, точнее, в ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 года ленинская мумия в Мавзолее вновь оказалась в одиночном заключении.

В 1953 году в склепе появился сосед - мумия Джугашвили (Сталина). И вот по прошествии восьми с лишним лет согласно решению XXII съезда КПСС товарищей по партии и революции разъединили. Ленин остался под крышей, Сталин отправился под землю. Недалече, в нескольких метрах от мавзолейной стены, но всё-таки.

Понятно, что борьба с останками Сталина при Хрущёве носила скорее политический, чем нравственный характер. Но тем не менее борьба была и завершилась неким сакральным действием. На принципиальное решение тогдашним советским лидерам не хватило то ли смелости, то ли уверенности, и Сталин остался у Кремля. Но исчезновение его мумии из Мавзолея стало ярким знаком, подтвердившим, что этот деятель - человек, не более. И Ленин остался единственным коммунистическим божеством, единственным символом советской религии.

Но жизнь, как говорится, меняется. Уже ясно, что советская идеология так и не смогла превратиться в религию. Её стареющие апологеты сегодня не убедительны. И за редким исключением напоминают скорее социалистов, чем пламенных большевиков. Нет веры без Бога, но и Бог без веры - нонсенс. Тем не менее его подобие продолжает лежать в Мавзолее, на главной площади страны, стремящейся иметь как можно меньше общего с тем государством, что было построено по замыслу Ленина.

На специальных сайтах идёт постоянное голосование, выносить или не выносить. Данные разнятся, но тенденция общая: более половины граждан страны за то, чтоб останки Ленина захоронить, менее трети - оставить как есть. Куда более прозаически выглядит точка зрения основной части молодёжи, рождённой после 1985 года и на практике с СССР не сталкивавшейся. Эта основная часть к фигуре Ленина, мягко говоря, равнодушна. И знать его не желает. Хотя к другим значительным фигурам отечественного прошлого относится с интересом разной степени. От Александра Невского до того же Сталина.

Ей, этой основной части, равно как и многим сторонникам сохранения «статус кво» в отношении мавзолейной мумии, невдомёк, что массовый политический террор в России развязал вовсе не Сталин, интерес к которому в обществе сохраняется, прежде всего, «благодаря» репрессиям его имени. Автором кровавой концепции борьбы с политическими противниками был как раз тот человек, которого из Мавзолея пока не вынесли. Это он редактировал и подписывал декреты советской власти, призывающие уничтожать дворянство и казачество, успешное крестьянство и священнослужителей, офицерство и предпринимателей. Не выборочно, по личной вине перед новой властью, а массово, как явления. Строилось государство пролетариев. То есть неимущих. И никто не должен был им мешать превращаться в имущих. В первую очередь, бывшие имущие. Правда, как показало время, превращение так и не состоялось. Имущим стало государство, а народ так и остался пролетарским. Но об этом - в другой раз.
А сейчас - о мумии.

Можно возразить, что во многих странах, считающихся цивилизованными, стоят памятники властителям разных эпох, не всегда приносившим своему народу благоденствие. Тот же Наполеон Бонапарт, чей прах покоится в центре Парижа в Доме инвалидов, навлёк на Францию столько бед, что и до сих пор аукается. Но, во-первых, французы помнят этого человека, неравнодушны к нему до сих пор. Чего не скажешь о массовом отношении к Ленину в нашей стране. А во-вторых, могилы и памятники - в российской гуманитарной традиции. Пирамиды и фараоны, пожалуй, нет.

Наверное, не стоит о метафизике. Хотя есть и такая точка зрения: пока останки главного пролетария не обретут покоя, не обретёт его и сама Россия.

Точно стоит о другом: 30 октября - День памяти жертв политических репрессий. То есть тех страшных ошибок власти, к которым Ленин имел самое прямое отношение. Значит, и в этот день есть повод поговорить о Невыносимом.

Михаил Быков

Согласно последнему опросу, проведенному в апреле Фондом общественного мнения, более половины наших сограждан (56%) считают, что останки Ленина следует срочно убрать с Красной площади. Примечательно, что этот показатель на 10% выше, чем еще несколько лет назад: такие данные были оглашены на конференции, прошедшей 24 апреля в РИА «Новости» на тему: «Владимир Ленин: когда захоронят тело вождя?»

Данные недавних опросов в социальных сетях еще более показательны. Так, за вынос тела «вождя» и его захоронение проголосовали 67% пользователей сети «ВКонтакте» и 85% пользователей Facebook, принявших участие в соответствующих опросах, проведенных на площадках РИА «Новости». Как же сдвинуть с мертвой точки вопрос, волнующий очевидное большинство граждан страны, вне зависимости от их политических и религиозных убеждений? Об этом и шла речь на пресс-конференции.

Четкая программа на сей счет есть у Российского клуба православных меценатов, имеющего на сегодняшний день свои отделения более чем в 50 регионах страны. Сейчас на сайте клуба www.rkpm.ru идет голосование – ответить на вопрос, надо ли захоронить тело Ленина, можно до 30 мая.

Как разъяснил председатель правления Клуба Андрей Поклонский, идея очень проста: вначале провести опрос, а затем, если за захоронение проголосует подавляющее большинство, направить письмо президенту РФ с тем, чтобы внести на законодательном уровне соответствующую инициативу в Государственную Думу. При этом Клуб готов профинансировать процедуру выноса и захоронения тела Ленина, обещая грамотно и тактично выполнить все необходимые действия. Если останки Ленина наконец захоронят, тем самым будет поставлена точка в определенном историческом этапе, говорит Поклонский, а Красная площадь – сердце России – освободится от «языческо-некрофильской миссии», как определил недавно пребывание останков Ленина в мавзолее один из депутатов Госдумы.

Сегодня многие говорят: есть дела поважней, чем те, что давно канули в прошлое. Но ведь для того, чтобы навсегда распрощаться с ужасающими последствиями коммунизма, как раз и необходим этот символический шаг.

Свою позицию по дискутируемому вопросу высказал и руководитель пресс-службы Московской Патриархии, протоиерей Владимир Вигилянский. Он напомнил, что еще в начале 2000-х годов у Святейшего Патриарха Алексия II поинтересовались его мнением относительно захоронения тела Ленина. И тот согласился, что это необходимо, но потом эту тему больше не поднимал, дабы «не восстанавливать людей друг против друга.

Как сказал отец Владимир, он предлагает избранному президенту после инаугурации отдать коммунистам их «святыню», то есть тело Ленина, и пусть они, что хотят, то с ним и делают: хотят – хоронят, хотят – выставляют в Шушенском, Разливе, Ульяновске, etc, или пускают смотреть на него за деньги, или без денег, или предают останки земле.

Еще с 90-х годов, отметил глава патриаршей пресс-службы, его поражало то, что в стране продолжается жизнь многих слов и символов, принятых в советское время, что порождает принцип двойственности или тройственности, – когда думают одно, говорят другое, а делают третье. Сегодня многие символы потеряли свое значение, а слова не соответствуют собственному смыслу, – так, например, «самыми демократическими газетами» называют «Московский комсомолец» и «Комсомольскую правду».

«Государство не может существовать с таким сорняком “как бы”, – констатировал о.Владимир, – и мавзолей на Красной площади – это тоже огромное «как бы», и мы «как бы» не идолопоклонники. Нужно уничтожить все эти «как бы», которые делают нашу жизнь двусмысленной».

До сих пор мы не можем определиться, сказала вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская,чем является для нас Красная площадь – местом проведения парадов, площадкой для катков, концертной площадкой или же обителью усопших. В этой путанице запечатлен некий срез нашего общественного сознания, с ней надо наконец разобраться и начать, по мнению Елены Зелинской, следует с того, чтобы «убрать труп с главной площади страны». Подходящим местом захоронения, считает вице-президент «МедиаСоюза», является Волково кладбище в Санкт-Петербурге, где покоятся родственники Ленина, – отложенные на 88 лет похороны пролетарского «вождя» помогут российскому обществу, наконец, перевернуть страницу темного прошлого.

В Государственной думе снова поднялся вопрос о захоронении Ленина. Предполагается, что в случае принятия законопроекта сроки захоронения Ленина, а также порядок осуществления процедуры будет принят межведомственной комиссией.

Инициаторы законопроекта выступили с инициативой погребения останков Владимира Ильича Ленина. Для этого должен быть разработан специальный правовой механизм, позволяющий это сделать. Законопроект рассматривается не как самостоятельный закон в будущем, а как правка к закону о погребении и похоронном деле.

Захоронить останки Владимира Ильича пытаются не в первый раз. В основном такие предложения вносятся в Государственную думу в связи с социальными опросами. Согласно результатам, россияне преимущественно высказываются за необходимость захоронения Ленина.

Однако в прошлые разы, например, в апреле и мае 2017 года, такой законопроект не был принят. Правительство отклонило запрос партии ЛДПР. Сделано это было по одной причине – нехватка средств. Возможное погребение должно проходить за счет финансов, поступивших из государственного бюджета. Иные источники финансирования в документе не были предусмотрены, что не дало полную оценку экономических последствий погребения Ленина.

Кроме того, действующие законы России гласят, что решение о перезахоронении, погребении и других форм могут принимать только родственники.

В том случае, если новые инициативы будут внесены в соответствии с указаниями и недочетами прошлых лет, возможно, стоит рассчитывать на одобрение со стороны правительства и последующее захоронение Владимира Ильича Ленина.

Почему Ленина не похоронили в 1924 году

Похороны Ленина состоялись 27 января 1924 года. Была ли исполнена последняя воля Ильича? Почему неоднократно переносилась дата похорон? Кто был инициатором идеи бальзамирования? Последний путь Ильича до сих пор окружен ореолом тайны.

Последняя воля

В конце 80-х годов прошлого столетия появилась версия о том, что Ленин оставил письменное завещание, в котором просил похоронить его на питерском Волковском кладбище, рядом с матерью. Автором версии считается историк Аким Арутюнов, который со слов хозяйки петроградской конспиративной квартиры Ленина заявлял, что вождь просил Крупскую «постараться сделать всё, чтобы его похоронили рядом с мамой». Однако документального подтверждения такой воли Ленина не обнаружено. В 1997 году Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории на запрос о том, существует ли завещание, дал исчерпывающий ответ: «У нас не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно «последней воли» Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище».

Перенос даты

Владимир Ленин скончался 21 января 1924 года. Организацией похорон занималась специально созданная комиссия под руководством Дзержинского. Первоначально церемония была назначена на 24 января – похороны, вероятно, предполагалось провести по «скромному сценарию»: вынос тела из Дома Союзов, митинг на Красной площади и процедура погребения у Кремлевской стены, перед могилой Свердлова. Но этот вариант был отвергнут, скорее всего, по причине того, что к этой дате не успевали «подтянуться» делегаты из дальних регионов и большинства республик. Тогда же появилось новое предложение: назначить похороны на субботу, 26 января. Вечером 21 января были разосланы телеграммы с сообщением о смерти Ленина и установленной на 26 датой похорон. Но 24 января стало понятно, что к этой дате не будет подготовлено место захоронения: работы затрудняла не только мерзлая земля, но и коммуникации, в том числе якобы обнаруженные подземные помещения и ходы, которые пришлось заделывать. Был установлен новый срок обустройства склепа – не позднее 18.00 26 января, а новую дату похорон перенесли на 27.

Отсутствие Троцкого

У переноса даты вполне могли быть и другие причины. Например, широко известен так называемый «фактор Троцкого» — якобы Сталин, опасаясь сильного соперника, специально «мудрил» с датой и запрещал (!) Троцкому возвращаться из Тифлиса, где тот проходил лечение. Однако одним из первых телеграмму о кончине Ленина получил именно Троцкий. Сначала он выразил готовность вернуться в Москву, а затем, по каким-то причинам, передумал. О смене его решения, правда, можно судить только по ответной телеграмме Сталина, в которой тот сожалеет «о технической невозможности прибыть к похоронам» и предоставляет Троцкому право самому решить: приезжать или нет. В воспоминаниях Троцкого зафиксирован телефонный разговор со Сталиным, когда тот якобы сказал: «Похороны в субботу, все равно не поспеете, советуем продолжать лечение». Как видим, никакого запрета, только – совет. Троцкий мог легко успеть на похороны, если бы, например, воспользовался военным самолетом, а также, если бы действительно этого захотел. А причины не возвращаться у Троцкого были. Он вполне мог считать, что Ленина отравили заговорщики во главе со Сталиным, и он, Троцкий, следующий.

Причины смерти

На протяжении всего 1923 года газеты отчитывались о состоянии здоровья Ленина, создавая новый миф о вожде, который стойко сражается с недугом: читает газеты, интересуется политикой, охотится. Известно, что Ленин пережил ряд инсультов: первый превратил 52-летнего Ильича в инвалида, третий – убил. В последние месяцы жизни Ленин почти не говорил, не мог читать, а его «охота» выглядела как прогулки в инвалидном кресле. Практически сразу после смерти тело Ленина вскрыли, чтобы определить причину смерти. После тщательного изучения мозга установили — кровоизлияние. Трудящимся объявили: «дорогой вождь умер потому, что не щадил своих сил и не знал отдыха в работе». В дни траура пресса всячески подчеркивала жертвенность Ленина, «великого страдальца». Это было еще одной составляющей мифа: Ленин, действительно, много работал, но он был и достаточно внимателен к себе и своему здоровью, не курил, и, как говорится, не злоупотреблял. Практически сразу после смерти Ленина появилась версия, что вождя отравили по приказу Сталина, тем более, что не были сделаны анализы, которые позволили бы обнаружить в организме следы яда. Предполагали, что другой причиной смерти мог стать сифилис – препараты в то время были примитивными, а порой, и опасными, а венерические болезни в ряде случаев, действительно, могут провоцировать инсульт, но симптомы вождя, а также посмертное вскрытие опровергли эти домыслы.

Детальный отчет

В первом публичном бюллетене, который был обнародован сразу после вскрытия, содержалось только краткое изложение причин смерти. Но уже 25 января появились «официальные результаты вскрытия» с многочисленными подробностями. Кроме детального описания мозга, были приведены результаты исследования кожи, вплоть до указания каждого шрама и повреждения, описывалось сердце и указывался его точный размер, состояние желудка, почек и остальных органов. Британский журналист, руководитель московского отделения Нью-Йорк Таймс Уолтер Дюранти удивлялся, что на русских подобная детализация не произвела удручающего впечатления, напротив, «умерший вождь являлся объектом такого пристального интереса, что публика желала знать о нем все». Однако есть сведения, что у беспартийной московской интеллигенции отчет вызвал «потрясенное недоумение» и в нем увидели характерный для большевиков сугубо материалистический подход к природе человеке. У такой детальной анатомии и акцентах, смещенных на неизбежность смерти, могла быть и другая причина – врачи, «не сумевшие» спасти пациента, просто-напросто пытались себя обезопасить.

Товарищи из провинции

Впервые бальзамирование было выполнено 22 января, почти сразу после вскрытия, которое провела группа врачей под руководством доктора Абрикосова. Сначала тело предполагали сохранить до похорон, затем «переиграли», проведя новую процедуру, действие которой было рассчитано уже на сорок дней. Идея бальзамирования была высказана впервые еще в 1923 году, но документов, в которых бы уточнялось, как было принято решение, не обнаружено. Превратить захоронение Ленина в главную святыню – стремление вполне понятное: стране нужна была «новая религия» и «нетленные мощи нового святого». Интересно, что Горькой сравнил Ленина с Христом, который «взял на себя тяжелую ношу по спасению России». Подобные параллели просматривались в газетных статьях и высказываниях многих авторитетных людей того времени.
Возможно, когда Сталин высказал пожелание похоронить Ленина «по-русски», он имел в виду как раз православный церковный обычай выставлять мощи святого на публичное обозрение, что может быть объяснимо — Сталин учился в духовной семинарии и, возможно, эта идея не была для него случайной. Троцкий раздраженно возражал: партии революционного марксизма не пристало идти подобной дорогой, «заменять мощи Сергея Радонежского и Серафима Саровского мощами Владимира Ильича». Сталин же ссылался на загадочных товарищей из провинции, которые выступили против кремации, противоречащей русскому пониманию: «Некоторые товарищи полагают, что современная наука имеет возможность с помощью бальзамирования надолго сохранить тело усопшего». Кто были эти «товарищи из провинции» — так и осталось загадкой. 25 января в «Рабочей Москве» были опубликованы три письма «представителей народа» под заголовком «Тело Ленина надо сохранить!» Летом 1924 года, несмотря на протесты Крупской и ближайших родственников Ленина, в прессе было опубликовано сообщение о решении «не предавать тело Владимира Ильича земле, а поместить его в Мавзолее и продлить доступ желающим».

Живее всех живых!

Еще после покушения на Ленина в 1918 году возник дуализм его образа: смертного человека и бессмертного вождя. Скорбь по скончавшемуся Ильичу должна была смениться воодушевленной борьбой, во главе которой по-прежнему стоит бессмертный Ленин. Газеты писали: «Ленин умер. Но Ленин жив в миллионах сердец… И даже самой физической смертью своей отдает Ленин свой последний приказ: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Траурные шествия, воющие сирены и пятиминутные остановки работы – все эти действия во время похорон Ленина стали важными звеньями создания его культа. Проститься с Лениным приехали миллионы трудящихся со всей России. В 35-градусный мороз люди грелись у костров, ожидая своей очереди, а затем в полной тишине, изредка нарушаемой несдержанными рыданиями, проходили мимо гроба. Их объединяло одно: скорбь и горячая вера в обещанное светлое будущее. Закончится ли оно и чьей «победой» — это пока главная тайна похорон Ильича.