Курдская автономия. Иракский Курдистан: что принесет ему свобода? Население Иракского Курдистана проголосовало за создание независимого государства. Южный Курдистан до вхождения в состав Ирака

Руководство Иракского Курдистана приняло решение провести 25 сентября референдум о независимости — несмотря на возражения центрального правительства в Багдаде. В этой связи возникает закономерный вопрос — сможет ли Курдский автономный район Ирака (КАР) со столицей в Эрбиле реально выйти из состава нынешнего федеративного Ирака? И допустят ли расчленение Ирака ведущие игроки «большой ближневосточной игры»? Остроту этой ситуации добавляет тот факт, что голосование пройдет также на «спорных территориях», в том числе в богатом нефтью Киркуке. Центральное правительство в Багдаде считает эти земли своими, однако в июне 2014 года иракская армия панически покинула их перед лицом наступающих отрядов ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред. ). В результате, оборонять Киркук и другие «спорные территории», где компактно проживают курды, пришли силы курдского ополчения «пешмерга». И вот теперь, когда отряды ИГИЛ отступают, иракские шиитские формирования, подконтрольные Багдаду, вновь приближаются к спорным регионам. Таким образом, общая победа над ИГИЛ может привести к прямому военному конфликту между Багдадом и Эрбилем. Иракские курды уже официально заявили Багдаду, что после победы над «Исламским государством» и взятием Мосула возврата к старым отношениям между центром и автономией не будет. Действительно, в победу над ИГИЛ курды (как иракские, так и сирийские) внесли гораздо больший вклад, чем центральное правительство в Багдаде: погибли тысячи бойцов, регион принял сотни тысяч беженцев.

Какие аргументы приводят организаторы референдума? Они считают, что курдская автономия в Ираке достигла высокой степени экономической, культурной и языковой самостоятельности: курды не желают жить в одном государстве с арабами — как суннитами, так и шиитами. К тому же, курды проявили себя подлинными защитниками своей территории в борьбе с ИГИЛ. В этой связи прописанное в конституции 2005 года пункт о частичной автономии иракского Курдистана теряет свое значение.

Пока что речь не идет о создании «большого Курдистана», а лишь о независимом курдском государстве на севере Ирака. Насколько независимом? Наблюдатели отмечают, что президент Иракской автономии и лидер Демократической партии Курдистана (ДПК) Масуд Барзани тесно сотрудничает с Турцией, и без этого сотрудничества его регион просто не смог бы выжить.

Действительно, турецкий лидер Реджеп Эрдоган сделал в свое время ставку на региональное правительство иракского Курдистана, возглавляемое Барзани, в противовес другим курдским движениям, в первую очередь Рабочей партии Курдистана. Для Анкары этот альянс выглядел как «меньшее зло», нежели попытки образования курдской государственности в самой Турции. Сближение Анкары и Эрбиля наблюдалось как на экономическом, так и политическом уровне. Они сообща выступали против создания курдской автономии на северо-востоке Сирии. Для Анкары и Эрбиля особую опасность представляет тот факт, что что эта автономия в Сирии возникнет под контролем неомарксистского «Демократического союза Курдистана» — союзника «Рабочей партии Курдистана» Абдуллы Оджалана. Сирийский Курдистан — Рожава — может стать прообразом первого на Ближнем Востоке государства, в котором господствует светская революционная идеология марксистского типа, в отличие от полуфеодального режима Барзани. Многие курдские движения обвиняют Барзани в предательстве, поскольку он заключил союз с турками против Багдада и Рабочей партии Курдистана, а также оставил в беде курдов-езидов, которых истребляли игиловцы.

Курдская оппозиция считает, что запланированный референдум отвечает чисто эгоистическим интересам коррумпированного клана Барзани, практически превратившего Иракский Курдистан в свою вотчину. Референдум позволит Барзани консолидировать власть и окончательно оттеснить главного конкурента — тяжело больного Джаляля Талабани, лидера Патриотического союза Курдистана (ПСК). На самом деле, срок президентства Барзани истек более года назад, парламент не заседает. И вот теперь, чтобы разблокировать ситуацию и укрепить свою личную власть Барзани объявляет референдум. Удастся ли ему стабилизировать положение?

Курдская автономия в Ираке переживает серьезный экономический кризис — ввиду падения мировых цен на нефть и расходов на войну с ИГИЛ. Свою роль сыграли и жесткие меры Багдада, который в 2015 году даже приостановил выплату Эрбилю нефтяной выручки от добываемой в Киркуке нефти. Курды пытаются наладить самостоятельный экспорт и продавать нефть по трубопроводу, ведущему в турецкий порт Джейхан. Но этим самым они поставили себя в полную зависимость от Турции. Как можно говорить об экономической независимости в этих условиях? Казна автономии пуста, при этом богатеет кучка местных миллиардеров и миллионеров.

В течение примерно десяти лет — со времени свержения Саддама Хусейна в 2003 году и до начала наступления ИГИЛ в 2014 году — иракский Курдистан переживал экономический подъем. Это было связано с начавшимся экспортом энергоносителей (в том числе нелегальным), крупными программами международной помощи и торговым сотрудничеством с Анкарой. В регион хлынули миллиарды долларов, в том числе турецких инвестиций, в Эрбиле были построены небоскребы и казино. Но значительные доходы от продажи нефти и газа были присвоены узкой группой лиц, связанных с главными партиями — Демократической партией Курдистана (ДПК) и Патриотическим союзом Курдистана (ПСК). В регионе насчитывается девть долларовых миллиардеров и пять миллионеров с состоянием около полумиллиарда долларов, а всего в иракском Курдистане проживает около девяти тысяч долларовых миллионеров. Однако ситуация в корне изменилась после того как десятилетний экономический пузырь лопнул в результате наступления ИГИЛ и падения цен на нефть. Уровень безработицы превысил 20%, треть населения живет ниже уровня бедности.

В условиях экономического кризиса многие политические силы иракского Курдистана выступают против узурпации власти кланом Барзани. Они требуют социальной справедливости и обвиняют Барзани в неспособности провести реформы. В противовес двум старым партиям ДПК и ПСК в иракском Курдистане возникло новое политическое движение «Горран» (перемены) во главе с Ничерваном Мустафой. Действующее под лозунгом борьбы с коррупцией, это движение уже стало второй партией автономии, получив четверть мест в парламенте. Если ведущие политические силы не достигнут компромисса и не согласуют программу социально-политических реформ, отвечающих интересам большинства курдов, в регионе, где население поголовно вооружено, может начаться борьба за власть.

То, что свыше 90% жителей курдской автономии выскажутся за независимость, ни для кого не секрет. Однако это несомненно вызовет негативную реакцию Турции, Ирана, США и центрального правительства в Багдаде. Что касается США, которые до сих пор поддерживали курдов как союзников в борьбе с ИГИЛ, то они могут изменить позицию, опасаясь региональной нестабильности. Но в первую очередь будут резко возражать страны, где присутствует значительное курдское меньшинство: Турция, Иран, Сирия и собственно Ирак. Создание курдского государства со столицей в Эрбиле создает для них опасный прецедент. По оценке французских экспертов, курдское население в регионе распределяется следующим образом: 18 миллионов человек в Турции, восемь миллионов в Иране, семь миллионов в Ираке и два миллиона в Сирии, всего — около 35 миллионов человек. В случае объявления независимости Иракского Курдистана турецкое руководство, которое до сих пор сотрудничало с Эрбилем, может резко изменить позицию и перекрыть трубопровод, ведущий в Джейхан. Это будет означать полную экономическую блокаду.

А как прореагирует мировое сообщество на аннексию «спорных территорий»? Несмотря на проводившуюся Саддамом Хусейном насильственную арабизацию и массовое переселение арабов, большинство в этих регионах (свыше 40 тысяч квадратных километров) все еще составляют курды. Но формально «спорные территории», и прежде всего города Киркук, Синджар и Ханакин находятся под административным контролем Багдада. Это автоматически вынесет проблему спорных территорий на уровень международного судебного разбирательства, и здесь мировое сообщество единодушно встанет на сторону Багдада.

Подпишитесь на нас

Еще никуда я не собирался так долго, как в Ирак. Несколько лет. Все время что-то препятствовало поездке. Отнюдь не страх быть убитым, или похищенным. Исключительно обстоятельства технического плана, а если еще точнее, то дилемма "Стоит ли Ирак затраченных не него денег?". Раз за разом задавал себе вопрос, что исключительного я увижу в этой разрушенной войной стране? Вложив в поездку сумму, эквивалентную путешествию в Юго-Восточную Азию, я очень не хотел оказаться разочарованным. Ехать ради экстрима? Так, или иначе, пришло время и моя нога ступила на иракскую землю. О своих впечатлениях расскажу далее.

Иракский Курдистан и развеяние мифов вокруг него

Прежде всего подчеркну, что посетил лишь северную треть Ирака, более известную как иракский Курдистан. Там абсолютно стабильная и спокойная обстановка. Чего не сказать об арабской части Ирака. Двигаясь от турецкой границы на юг, посетил города Духок, Эрбиль, Мосул и Сулейманию. Плюс несколько интересных мест рядом с упомянутыми городами. В моей поездке существенную помощь оказали отчеты таких туристов побывавших в Курдистане, как varlamov.ru , alware и ivanivanch . Кроме того, проштудировал немалое количество англоязычных отчетов, как блог Joe Trippin , Backpacking Iraqi Kurdistan , плюс разного рода статьи в самых разных ресурсах. Плюс, конечно же раздел Iraq в путеводителе Lonely Planet.

Миф №1 - для посещения арабского Ирака нужен проводник-гид, который спасет от Аль-Каиды

Да простит меня один из упомянутых авторов, но мы, побывавшие там далеко не герои. На меня произвел впечатление отчет Zyalt"a, где тот за 600(!) долларов договорился с проводником отвезти его в "супер-опасный" город Киркук. Сделав там пару кругов, путешественники вернулись назад на курдскую территорию. На самом деле, как выяснилось, никакой технической проблемы посетить иракские города нет. Приходите на автостанцию в Эрбиле, спрашиваете маршрутное такси в тот же Киркук. Или Мосул. Или Багдад. Ждете пока наберутся другие пассажиры. И за $20 спокойно туда доезжаете за полтора часа. По пути будет мощный воинский пост при выезде за пределы иракского Курдистана. В 3/4 cлучаев у вас даже не спросят документы, а в 1/2 случаев вашу машину даже не остановят. Именно таким образом я совершенно спокойно ездил в Мосул из Эрбиля, о чем расскажу отдельно. А 600 долларов отложил бы для другого путешествия. Безусловно, ребят жёстко обманули, вначале рассказав страсти-мордасти, а потом предложив заплатить за "экстрим".

Безусловно, что перед поездкой категорически необходимо проштудировать новостные порталы и посмотреть, что происходит. Но доводить дело до крайности и платить сумасшедшие деньги прохиндеям за простую поездку в Киркук и Мосул - однозначно нет. Cкажу больше. Чем больше местных жителей вы посвящаете в в планы своей поездки на арабскую часть Ирака, тем больше шансов что у вас будут проблемы. Никакой "проводник" вас ни от чего не защитит. В лучшем случае он убежит в минуту опасности, в худшем - сам сдаст вас террористам за денежное вознаграждение. Из этого возникает следующий пункт -

Миф №2 - в Ираке все террористы и вас несомненно убьют

В Ираке есть и террористы и просто криминальные группировки, для которых вы - возможность получения выкупа. На мой субъективный взгляд, лишь в одном случае из десяти ваши неприятности будут связаны с терроризмом. А в 9 из 10 - с банальным криминалом. Например, забрать у вас дорогостоющую камеру вместе с наручными часами. Иракская полиция не справляется с разгулом уличной преступности, поскольку все силы брошены на подавление террористической угрозы. Еще раз подчеркну, что речь идет об арабской части Ирака, и никоим образом не касается иракского Курдистана где все спокойно.

В любом случае, Ирак это не место для самопрезентации себя широкой общественности. Там почти нет туристов, а в арабской части их нет вовсе. Появляясь там в экстравагантной одежде с необычной прической, например такой , вы изначально ставите себя в группу риска. Безусловно, что кто-то улыбнется, кто-то дружески пожмет руку. Но кто-то увидев вас с другого конца эрбильского базара задумается, что он сможет с вас поиметь. Чем больше вы выделяетесь из толпы, тем больше потенциальных неприятностей обретете в этой стране. Я старался не выделяться, не знаю насколько хорошо это получилось. Вот таким меня сфотографировали во время путешествия -

Вы любите фотографировать необычные вещи и военных? В Ираке, за пределами городов, уберите аппарат подальше и не светите им. В стране, погрязшей в терактах и улицах залитых кровью, праздный турист фотографирующий военных на постах - нонсенс. Первый-второй турист с аппаратом вызвает удивление и интерес. Третий - раздражение, четвертый - злость. Помните, что в вашей камере с точки зрения военных кроется угроза. Вы снимаете где стоит танк, и как устроены укрытия для солдат, а завтра туда прилетит минометный снаряд? Военным простительна некоторая паранойя, но стоит им всерьез рассердиться и мы с вами попали. Как советовал мне американский офицер в Мосуле "Don"t behave suspiciously, otherwise you gonna run into a trouble".

Кстати, в отчетах туристов написано, что через каждые 10-20км встречаются воинские посты, где вас постоянно проверяют. Ответственно заявляю, что проехав большую часть иракского Курдистана, паспорт доставал лишь один раз. При переезде из курдской части в арабскую, следуя в Мосул. Больше никто и нигде не спрашивал у меня документы. Впрочем, я и не выделялся среди моих соседей по такси, натянув банальную китайскую кепку и будучи одетым как местные - мятые брюки и рубашка.

Миф №3 Курды - прекрасный и гостеприимный нaрод, а их край прекрасен

Помните бородатую поговорку "Нет плохих народов, но есть плохие люди"? Тоже самое и здесь. Развею иллюзии распространяемые предудущими авторами - курды абсолютно обыкновенный народ. Просто в силу малого количества туристов, они еще удивляются нам с вами. И улыбаются. И иногда зовут на чашечку чая. Тоже самое вы встретите в горных селах Грузии, Армении, Таджикистана. В любой стране, где туризм еще не испортил местный люд - вам будут рады. К слову, иракские курды уже стали привыкать к людям с фотоаппаратами, и в Эрбиле ко мне дважды клеились назойливые дети "Мани, мани!". Кроме того, вопреки рассказанному в предыдущих отчетах, я не встретил особенного гостеприимства и радости при своем появлении. Люди живут обычной жизнью. За 6 дней в Ираке меня ни разу не звали в гости, всего дважды общался с местными (в такси) и дважды пытались обсчитать, вначале в обменнике, а затем в магазине. Иными словами, все в рамках обычного.

Прекрасен ли курдский край? Предлагаю взглянуть на ситуацию трезво. Если вы более-менее поездили по миру, то иракский Курдистан вас не впечатлит. Это лысоватые горы, схожие как две капли воды с горами в прилегающей Турции, где горы еще выше. Несколько небольших рек, плюс порядком пересохший Тигр, который вы увидите в Мосуле. Две трети территории Курдистана - пустыня, точно такая же как в соседней Сирии. В плане достопримечательностей - их относительно немного: сохранившаяся крепость в Эрбиле (такие же вы встретите в сирийском Алеппо, турецких Газиантепе, Урфе и Диярбакыре), несколько сильно разрушенных сторожевых замков в горах (куда без такси не попасть) и достаточно второсортные курорты в горах, категорически уступающие всем вам известным. Из этого возникает вопрос, зачем же ехать в иракский Курдистан? Итак -

Зачем ехать в Курдистан?

Cкажу, зачем поехал я сам. Затем, что интересен Ближний Восток, мне интересно своими глазами увидеть становление нового государства. Мне интересна политическая и общественная ситуация, мне хочется своими глазами видеть то, о чем читал в газетах и интернете. И я не питал никаких иллюзий на тему того, что увижу нечто исключительное. Не увидел. И вы не увидите. Вам интересны громадные классические замки - вам в Британию, или Индию. Хотите горы и снежные вершины - вам в Тибет, хотите древние города и узкие улочки - вам в Европу.

В качестве краткого путеводителя

Границы Курдистана

Они не столь очевидны, как может показаться. По сути границ две: территория подконтрольная курдскому правительству и граница этническая. Первая зона находится под полным военным и административным правлением курдов. Вторая зона это совместный контроль курдской армии и армии арабской части Ирака. Посмотрите как это выглядит на карте, кликнув для увеличения дважды -

Не сложно заметить, что многие автодороги ведущие из одного курдского города в другой, пересекают вторую зону. Путеводитель Lonely Planet не рекомендует брать прямой транспорт из того же Духока в Эрбиль, или из Эрбиля в Сулеманию, поскольку немалая часть пути проходит по территории со смешанным населением и не вполне ясным контролем. Я ездил по кратчайшему пути, в первом случае сделав пересадку в Мосуле (и погуляв там часа полтора), а во втором случае мы проехали через Киркук, точнее обогнув его по кольцевой автодороге. Никаких проблем замечено не было.

Виза

Не требуется. На границе с Турцией (КПП Ибрагим Халиль) вам просто ставится штамп в паспорт, дающий право на 10-и дневное пребывание в иракском Курдистане. Формально Ирак является единым государством, въехав в страну, вы имеете право перемещаться по всей ее территории. Таким образом, штамп полученный в иракском Курдистане дает как минимум формальное право посещения всего Ирака. Предлагаю ознакомиться с отрывком текста с портала travel.ru, где очень четко и правильно рассказывается о посещении Ирака -

...Между контролируемой курдами территорией Курдистана и собственно арабским Ираком существует самая настоящая граница с проверкой документов и багажа. В каждом случае вопрос будет решаться индивидуально и, вопреки заявленному на ряде туристических сайтов, нередко туристы достаточно легко проезжают из Курдистана в направлении Багдада. Более серьезной проблемой (нежели визовые вопросы) является безопасность, в связи с чем поездки за пределы Курдистана категорически не рекомендуются.


Справа - печати иракского Курдистана

Наличие израильских виз, либо любых других отметок не является препятствием для посещения иракского Курдистана. Более того, Курдистан не препятствует вьезду самих граждан Израиля, которые тоже получают визы по прибытию. При этом очень важно иметь в виду, что подобный либерализм является особенностью исключительно Курдистана, и в остальной части Ирака проблемы с властями вполне могут быть. В данном случае имеет место двоевластие, поскольку американские власти фактически управляющие Ираком не препятствуют вьезду туристов посетивших Израиль, но иракские чиновники на местах по старой традиции могут создать значительные сложности...

Как добраться до иракского Курдистана?

Только через Турцию, поскольку во всех остальных случаях вам потребуется иракская виза. Долетаете (либо, если времени не жаль - доезжаете) до ближайшего к границе турецкого города Силопи. Если лететь, то идеальный вариант это Мардин, что в 200км к западу от границы. Менее оптимален перелет в Диярбакыр, от которого до границы 300км. Можно лететь в Батман, но мной этот вариант не проверен, поскольку туда летел через Диярбакыр, а обратно через Мардин. Самолет обойдется в $35-50 в одну сторону из Стамбула, что равноценно стоимости автобуса, если, разумеется покупать билет задолго заранее. Мне повезло вдвойне, ибо уложился менее чем в $80 в обе стороны, угадав с акцией от Turkish Airlines и Anadolu Jet.

Из любого из перечисленных городов идут рейсовые автобусы до пограничного с Ираком города Силопи. Из Диярбакыра 4 автобуса в день, из Мардина - 5. Стоомость проезда 15-20 турецких лир ($10-15), время в пути составляет 3 часа из Мардина и 5 часов из Диярбакыра.

Приехав на автовокзал Силопи, садитесь в долмуш и за 1 лиру доезжаете до центра города. Скажите шоферу, что вам нужно такси в Ирак, он вас высадит где нужно. Там будут дежурить таксисты, везущие через границу, поскольку переход пешком не разрешается. Такая вот мафия. Набирается полная машина, каждый платит по 20 лир и водитель берет на себя все формальности.


Таксист заполняет анкеты для перехода границы


Граница между Турцией и Ираком

В течении 2-4 часов (как повезет) вас перевозят через границу и высаживают на курдистанской стороне. Оттуда идут потрепанные автобусы (500 ираксих динаров, или $0,50) в близлежащий городок Захо. Там вы можете переночевать, либо, если позволяет время - сразу же выехать дальше по маршруту.

Транспорт внутри Курдистана

Только маршрутные такси. В каждом городе есть условные точки (в крупных городах - автостанции) где такситы ищут своих пассажиров, выкрикивая направление. Цены стабильны и всем известны. Когда набирается полный автомобиль - едете, если нет времени и желания ждать - платите за всю машину.


Автостанция в Захо

Настоятельно рекомендую ознакомиться с великолепным путеводителем по иракскому Курдистану, написанному коллегой ivanivanch . Используйте мой отчет в качестве дополнения, поскольку со времени написания отчета Иван Иваныча прошло два года и многое изменилось. В частности, тарифы на проезд возросли примерно на четверть от цифр, указанных им.

Гостиницы

На удивление, отелей тьма-тьмущая. В Захо, Духоке, Эрбиле и Сулемании их десятки в каждом из городов. Самого разного уровня сервиса и цен. От простейших ночлежек за $10 с общими удобствами на этаже и вентилятором до вполне респектабельных отелей уровня 3-4* со всеми регалиями. Я выбирал среднее: чистый номер, кондиционер, удобства, чистая постель.


Мой отель в Эрбиле


Мой отель в Суламании

Это обходилось в среднем в $25 в сутки. Хочу подчеркнуть, ездил один, что вынуждало платить немногим меньше, чем стоимость двухместного номера. Иными словами, вы живете в комнате на двоих, и платите 70% цены. Ездить вдвоем дешевле, это прописная истина.

Обмен денег

Либо в банке, либо у уличных менял. Курс примерно одинаковый. С учетом того, что банков очень мало, а часы их работы крайне непредсказуемы, то скорее всего менять придется на улице. Выглядит это так -

Вопреки сказанному в путеводителе от Иван Иваныча (там написано, что все четко и не обсчитывают), рекомендую менять деньги осторожно - меня пытались обсчитать в одном случае из трех долларов на 20, уповая на усталость и невнимательность. Ошиблись.

Типичная для стран Ближнего Востока и Турции: кебабы, курица в гриле, баранина, рис, картошка, салаты. Порция стоит в среднем $6-8, включая мясо, рис, салаты, хлеб, суп и чай.

Другие отчеты про Ирак:



June 13th, 2017

Везде все уже уши прожужжали про курдов и Курдистан, давайте посмотрим на карту где же это непризанноое образование
находится. Ага, судя по карте занимают они территорию как минимум 4-х стран!

Конфликт в Курдистане занимает видное место на страницах газет и журналов. К курдской проблеме с завидной периодичностью обращаются крупнейшие телеинформационные компании мира. События, происходящие в Курдистане, оказывают большое влияние на политику не только тех стран, которые в силу своего географического положения вынуждены сосуществовать с этим очагом напряженности (Турция, Ирак, Иран, Сирия), но и более отдаленных держав, до границ которых докатились отголоски бурных политических событий, связанных с обстановкой в этом горном регионе. Речь, в частности, идет о недавней истории с задержанием в римском аэропорту лидера Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллы Оджалана и последовавшими за этим требованиями турецкого правительства выдачи этого “лидера международного терроризма” Анкаре.

В разразившемся дипломатическом скандале так или иначе выступили многие европейские страны, не исключая и России, в столице которой прошел целый ряд манифестаций, организованных представителями курдской диаспоры. В результате акта демонстративного самосожжения у здания Государственной Думы погибло двое активистов РПК.

Какая же территория является предметом этих драматических событий? Курдистан — это исторический район, расположенный на стыке Армянского и Иранского нагорий, с крайне запутанным рисунком горных хребтов и межгорных котловин. Основная часть территории Курдистана входит в состав Турции, Ирака, Ирана, меньшая захватывает Сирию и Армению. Из всех этих стран только Иран признает за частью этого географического пространства историческое название “Курдистан”.

Курдистан — это не физико-географический, а этногеографический ареал. Вся его территория населена курдами. Название “Курдистан” в переводе с персидского означает страна курдов.

Курды являются четвертой по численности этнолингвистической группой Среднего Востока. Точное их число указать трудно по целому ряду причин. Во-первых, Курдистан — это сравнительно изолированная и труднодоступная горная территория, учет населения которой проводить сложно. Во-вторых, военные действия последних десятилетий вызвали массовые переселения беженцев как в пределах Курдистана, так и вне его. В-третьих, в ряде стран подсчет этнических курдов вообще не ведется. Например, Турция на государственном уровне проводит политику, направленную на полную ассимиляцию национальных меньшинств.

Анкара не считает курдов особым народом, именуя их в официальных документах горными турками, а курдскому языку в Турции, несмотря на его принадлежность к другой языковой семье, присвоен статус диалекта турецкого языка.

При всем при этом общее количество курдов на планете оценивается примерно в 17—20 млн чел. Основными странами их расселения являются Турция (6,5 млн), Иран (5,5 млн), Ирак (4 млн), Сирия (0,72 млн). Курдский язык относится к иранской группе индоевропейских языков и близок к фарси — государственному языку Ирана. Большинство курдов — мусульмане-сунниты.

Курды до настоящего времени остаются слабо интегрированным народом, для которого издавна была характерна строгая клановая структура. Сохраняется сильное влияние племен, возглавляемых шейхами или племенными вождями — ага. Традиционное курдское общество патриархально. Строго соблюдаются традиции эндогамии. Многоженство, допускаемое исламским правом, практикуется лишь иногда. Традиционно курдские женщины играли в общественной жизни более активную роль, чем турчанки и персиянки. Да и сегодня в рядах вооруженных повстанцев женщины — не редкость. Курдская культура основывается на сельских архетипах.

Курдов-горожан все еще очень немного.

Древняя история курдов пока что изучена слабо, но можно с уверенностью говорить о том, что этот горный народ существует на своей этнической территории уже более тысячелетия. О племенах, зовущихся “курд”, упоминают письменные источники древней Месопотамии. Курдская династия Шададидов в X—XII вв. господствовала в закавказских городах Ани и Гянджа. Египетский правитель конца XII в. Салах-ад-Дин, или Саладин, возглавивший сопротивление мусульман крестоносцам, также был курдом.

Последние шесть столетий своей истории Курдистан служил пограничьем между Персией (Ираном) и Османской империей (Турцией) со всеми вытекающими последствиями: частые войны, экономическая и культурная периферийность и др. При этом некоторые курдские феодальные владения смогли сохранить элементы политической самостоятельности вплоть до первой половины XIX в. Среди них можно выделить Бохтан, Хаккяри и Соран в Турции, а также Мукри и Арделан в Иране.

Несмотря на долговременное присутствие в одном определенном регионе мира, курды вплоть до сегодняшнего дня не смогли создать свою государственность (мелкие феодальные домены не в счет). Отчасти в этом повинны сами курды, не сумевшие преодолеть клановые разногласия и не объединившиеся во имя национальной идеи. С другой стороны, антикурдская позиция великих держав (прежде всего США и Великобритании) не позволила в свое время создать необходимое внешнее давление на правительства Анкары, Тегерана и Багдада.

В истории курдского народа были три неудачные попытки создания государственности Курдистана.

Первая датируется 1920 г., когда в результате агонии Османской империи, на ее обломках появилась сильно урезанная территориально Турецкая Республика.

Создание независимого курдского государства (наряду с соседней суверенной Арменией) гарантировалось севрским мирным договором, подписанным представителями Антанты и султанской Турции. Этот договор так и не был ратифицирован, оставив лишь на бумаге проекты учреждения на территории Мосульского вилайета государства Курдистан.

Мирный договор, подписанный в 1923 г. в Лозанне, уже не содержал упоминаний ни о Курдистане, ни о курдах. Территория бывшего Мосульского вилайета была в 1924—1925 гг. поделена по так называемой “Брюссельской линии” (кстати, до сих пор не признаваемой некоторыми националистическими кругами в Анкаре) между Турцией и Ираком — вновь созданной британской подмандатной территорией.

Ко второй попытке создания государственности Курдистана можно отнести образование в 1946 г. советскими оккупационными властями северного Ирана Курдской Мехабадской республики со столицей в Мехабаде. Президентом этого недолго просуществовавшего марионеточного “государства” стал Мустафа Барзани, известный впоследствии как лидер национального движения в Иракском Курдистане.

Республика прекратила свое существование после вывода советских войск в 1947 г. Барзани вынужден был временно укрыться в Советском Азербайджане.

Третья попытка имела место в середине 70-х годов, когда на северо-востоке Ирака был создан Курдский автономный район, включавший три мухафазы (провинции): Дахук, Эрбиль и Сулейманию. Автономия охватывала всего около половины населенной курдами территории Ирака, за ее пределами оказалась, например, богатая нефтью мухафаза Киркук. Опыт автономизации оказался неудачным и был вскоре прерван багдадским правительством, сформированным партией Баас и возглавляемым Саддамом Хусейном.

Не использовав по разным причинам представившиеся им возможности, курды продолжают борьбу за свою автономию. Чаще всего эта борьба продолжается насильственными методами с использованием военных действий и террористических актов. Так как Курдистан всегда входил в состав крупнейшего на планете ближневосточного узла конфликтов и изначально являлся геополитически ключевым регионом, курдами часто манипулировали внешние силы. Наиболее ярким примером может служить использование курдских группировок противостоящими сторонами в годы ирано-иракского вооруженного конфликта 1980—1990 гг.

За время, прошедшее после окончания второй мировой войны, национальное движение курдов в каждой из частей Курдистана развивалось в отрыве от других частей.

В Турецком Курдистане активность курдских повстанческих группировок стала резко возрастать с 70-х годов, что было напрямую связано с массовыми антиправительственными выступлениями турецких коммунистов. После 1980 г. эти столкновения получили исключительно курдское направление. Выдвигаемые курдами в адрес Анкары требования варьируют от признания культурной автономии до предоставления полной независимости.

Важнейшей политической и военной группировкой турецких курдов является Курдская рабочая партия (КРП), стоящая на марксистских позициях. КРП ведет вооруженную борьбу с правительственными силами с 1983 г., пользуясь при этом базами, расположенными на территории Северного Ирака и Сирии. Боевики КРП, численность которых оценивается в 5—10 тыс. чел., совершают нападения, целями которых служат правительственные объекты, представители местной администрации, этнические турки, проживающие в Курдистане, курды, обвиненные в сотрудничестве с “оккупационным режимом”, иностранцы и турецкие дипломаты. КРП получает поддержку со стороны Сирии и многочисленной курдской диаспоры, а также использует денежные средства криминального происхождения.

Курдским повстанцам противостоит отлично вооруженная, отвечающая всем высоким стандартам НАТО, турецкая армия, группировка которой в юго-восточной Анатолии к 1993 г. достигла
200 тыс. чел. Турция использует в боевых действиях тяжелую артиллерию и авиацию, время от времени бесцеремонно вторгаясь на территорию Ирака для того, чтобы уничтожить лагеря и базы КРП. Во время подобной операции в конце 1992 г. участвовало около 20 тыс. турецких солдат, в 1995 г. — 35 тыс. военнослужащих. Подобные попытки предпринимались еще дважды: в мае и октябре 1997 г.

Турецкое правительство подавляет усилия курдской политической агитации в восточных провинциях и поощряет миграцию курдов в урбанизированные западные районы страны, считая, что это сможет разбавить их этническую концентрацию в горных местностях.

По приблизительным оценкам, в период с 1982 по 1995 г. в турецкой части Курдистана погибли около 15 тыс. чел., главным образом гражданских лиц курдской национальности, уничтожено множество поселений, тысячи местных жителей были вынуждены покинуть свои дома.

Развитие конфликта в Иракском Курдистане шло по похожему сценарию. Курды со времен образования Ирака (20-е годы) сопротивлялись насильственному включению своих земель в новое искусственное государственное образование. Кратковременные вспышки военных действий на севере Ирака отмечались в 1931—1932, 1944—1945 и 1958 гг. С 1961 по 1975 г. иракские курды при военной поддержке Ирана находились в открытом вооруженном противостоянии с багдадским режимом. В это время под их контролем находилась почти вся территория иракской части Курдистана.

В 1974 г. правительство Ирака в одностороннем порядке учредило Курдский автономный район, что вызвало раскол в руководстве курдского национального движения. Около 130 тыс. иракских курдов, не согласных с решениями своих лидеров по вопросам диалога с правительством, переселились в Иран. Курдское восстание внезапно прекратилось в 1975 г., когда Тегеран, достигнув выгодного для себя соглашения с Багдадом по поводу участка совместной границы в районе русла реки Шатт-эль-Араб, прекратил поддержку курдских сепаратистских группировок.

С 1976 г. иракское правительство стало проводить программу насильственной эвакуации приблизительно 800 курдских поселений в 20-мильной зоне вдоль границы с Ираном. Освободившиеся территории заселялись арабами из центральных районов страны.

Война с Ираном (80-е годы) отсрочила военные операции Багдада в Курдистане, но по ее окончании жестокие репрессии против курдов, сопровождающиеся разрушением поселений и массовыми переселениями жителей, возобновились. По меньшей мере 300 тыс. курдов были депортированы из сотен поселений, располагавшихся не только в приграничной зоне. Депопуляции подверглась почти треть территории Иракского Курдистана. Кроме того, был отмечен вопиющий по своей преступности случай использования химического оружия против мирного населения в городе Халабдже. В столкновениях с правительственными войсками погибли более 15 тыс. курдских боевиков, многие курды вынуждены были бежать в Турцию и Иран.

Курдское национальное движение в пределах Ирака далеко от единства. Оно расколото на две крупные группировки: Демократическую партию Курдистана (ДПК), руководимую Масудом Барзани, и Патриотический союз Курдистана (ПСК), лидером которого является Джалаль Талабани. Первая пользуется поддержкой режима Саддама Хусейна и Турции, которая руками вооруженных формирований ДПК пытается расправиться с укрывшимися в Иракском Курдистане частями повстанческой армии КРП. Подобные контакты не способствуют авторитету ДПК и сильно ее компрометируют в глазах курдской диаспоры. ПСК — организация более традиционалистского плана, заключившая стратегический альянс с руководством Ирана.

Давняя вражда между двумя курдскими партиями вылилась в августе 1996 г. в кровопролитные братоубийственные столкновения. 31 августа, откликнувшись на призыв Барзани, иракские правительственные войска захватили курдский город Эрбиль, в котором несколько дней продолжалась беспощадная резня политических противников С. Хусейна. 9 сентября возглавляемые Барзани части ДПК без особого кровопролития овладели оплотом ПСК — городом Сулейманией. Отряды Талабани укрылись на территории Ирана, пополнив число иранских курдов. Временное перемирие, заключенное между противостоящими сторонами в октябре 1996 г., было нарушено спустя год, что ознаменовалось новыми военными операциями на севере Ирака.

Иран — государство, которое этнически и культурно наиболее близко курдам. Однако конфликт в Иранском Курдистане также далек от своего разрешения, хотя в последнее время там и были достигнуты определенные успехи по взаимному сближению политических позиций. Иранские курды так же, как их соотечественники в Турции и Ираке, испытывают жесткий пресс правительственной ассимиляционной программы. Это давление усугубляется религиозными преследованиями со стороны преимущественно шиитского населения Ирана (напомним, что курды в основном исповедуют ислам суннитского толка).

Курды составляют большинство в трех останах (провинциях) Ирана: Курдистане, Западном Азербайджане и Бахтаране. Этот регион до сих пор остается экономической периферией страны, здесь господствует низкотоварное сельское производство, уровень жизни низок даже по иранским меркам. В 60-е и 70-е годы центральное правительство следовало политике индустриализации Курдистана, что способствовало определенному развитию его промышленности и транспортной сети.

Центрами курдского сепаратизма в пределах Ирана являются города Мехабад и Сенендедж. Первый короткое время даже находился под полным контролем курдов во время Исламской революции 1979 г. В этих городах сильны позиции официально запрещенной Демократической партии Иранского Курдистана (ДПИК), которая с 1979 г. ведет борьбу за предоставление курдам автономии в рамках Ирана. Численность отрядов ДПИК оценивается в 8 тыс. боевиков.

Проблема курдов в Сирии не так актуальна, как в соседних с ней странах. Отчасти это объясняется небольшой их численностью, что не позволяет вести диалог с центральным правительством с позиции силы; отчасти тем, что Дамаск сам ищет пути по налаживанию контактов с лидерами курдского национального движения. Сирия, испытывающая давние политические разногласия и территориальные споры с Турцией, предоставляет убежище активистам Курдской рабочей партии, за что неоднократно обвинялась Анкарой в поддержке международного терроризма.

Как уже отмечалось, некоторое количество курдов (сложно оценить их численность) выехало за пределы своей этнической территории и образовало диаспоры в различных странах мира. Эта политически очень активная часть курдского этноса солидарна со своими соотечественниками на Ближнем Востоке, участвует в борьбе за самоопределение Курдистана. Наиболее тесные связи живущие за границей курды поддерживают с КРП, что совсем недавно подтвердилось массовыми выступлениями по поводу ареста Абдуллы Оджалана в Риме. “Европейские” курды весьма организованно и координированно проводят антитурецкие политические акции, например, такие, как осада и попытки штурма дипломатических представительств Турции в Германии, Швейцарии, Франции и Дании 24 июня 1993 г.

Курдская диаспора в странах СНГ не столь обширна, но достаточно влиятельна. Богатую историю и традиции межнационального общения имеют курдские общины в Армении (56,1 тыс.), Грузии (33,3 тыс.) и Азербайджане (12,2 тыс.). В последнее время курды стали селиться и в России. По данным переписи 1989 г., в нашей стране их насчитывалось 4724 чел., но можно с уверенностью сказать, что с того времени их число резко возросло, причем главным образом за счет нелегальной иммиграции. В Москве существует отделение КРП, а на территории бывшего пионерского лагеря в Ярославской области действует пункт по приему и размещению курдских беженцев.

Говоря о нынешнем состоянии и перспективах курдской проблемы, необходимо отметить крайнюю заинтересованность большинства политических сил мира в скорейшем ее разрешении. Это связано как с грандиозными проектами создания сети транскаспийских нефтепроводов, так и с опасениями по поводу дальнейшей судьбы крупного очага нестабильности, расположенного в непосредственной близости от Средиземноморья — нового внеевропейского ядра консолидации.

Сегодня на политической карте мира существуют “черные дыры”: Нагорный Карабах, Абхазия, Сомали, Приднестровье. Эти зоны “транзитной государственности” (в терминологии А.И. Неклессы) характеризуются специфическим государственным устройством, имеющим все атрибуты полной самостоятельности и суверенитета, не признаваемого, впрочем, никем в мире, кроме них самих. Курдистан нельзя отнести к этой категории. Все его части в большей или меньшей степени находятся под контролем национальных правительств Турции, Ирака, Ирана и Сирии, на всей его территории (даже в северной части Ирака) местные администрации представляют исключительно интересы легитимной центральной власти.

Есть ли будущее у курдского национального государства, того самого единого и неделимого Курдистана, охватывающего всю этническую территорию курдов (почти 300 тыс. км 2 ), о проектах создания которого говорят их национальные и военные лидеры? Несмотря на отчетливо выразившуюся в последнее время тенденцию к потеплению отношения мирового сообщества к курдам, что, в частности, выразилось в одобрении действий правительства Италии, не выдавшего лидера КРП Абдуллу Оджалана правоохранительным органам Турции, ответ скорее будет отрицательным. Этого не может произойти по нескольким очевидным причинам:


    во-первых, вряд ли мировое сообщество допустит прецедент изменения государственных границ на Ближнем Востоке — наиболее конфликтном регионе мира, что может моментально разрушить хрупкую стабильность политических сил в этом геополитическом пространстве;


    во-вторых, как уже было отмечено, курдское национальное движение разобщено на несколько военизированных партий (как минимум четыре), имеющих между собой серьезные разногласия;


    в-третьих, курды никогда не имели своей государственности и им необходимо начинать ее выстраивать практически на пустом месте;


    в-четвертых, у курдов нет консолидирующего ядра — города, способного стать общепринятым культурным центром этноса, его национальной святыней, тем, чем служит, например, Кербела для иракских шиитов и Амритсар для сикхов;


    в-пятых, курды, не имеющие выхода к морю и окруженные исключительно недружественными народами, геополитически крайне уязвимы: даже если независимый Курдистан будет создан, он неминуемо окажется в жестокой блокаде.


Выходом из конфликта может быть только создание в каждой из трех основных частей Курдистана (турецкой, иракской и иранской) широких национально-культурных курдских автономий, имеющих органы местного самоуправления и, возможно, национальные парламенты.

В перспективе на основе этих автономных образований, не затрагивая суверенитета “больших” государств, возможно создание надгосударственной общекурдской территориально-политической структуры по образцу с успехом действующих уже сейчас трансграничных еврорегионов. Правда, для воплощения этого проекта потребуется не одно десятилетие и подобный сценарий может стать реальностью не скоро.


В мире есть много стран, не отмеченных на карте, но обладающих всеми атрибутами независимого государства. Всем известны Приднестровье, Абхазия, Тайвань, Косово. Однако названия эти на карте отыскать невозможно: многие народы, хоть и успели создать свои государства, до сих пор не признаны мировым сообществом.

Один из таких народов – курды. До недавнего времени они были самым многочисленным народом мира, не имеющим собственной государственности. Курдов в мире насчитывается до 30 млн человек, но территория их расселения, условно называемая Курдистаном, разделена между Турцией, Ираком, Сирией и Ираном. Положение курдов напоминает судьбу поляков после раздела Польши: один народ разделен границами и пограничными переходами.

Однако пятнадцать лет назад у курдов, живущих в Ираке, появился шанс создать собственное государство. Иракский Курдистан, он же «курдистанский регион» – курдское государственное образование в составе Ирака, существующее с 1991 года под мандатом ООН. После свержения Саддама Хусейна в 2003 году Иракский Курдистан получил широкую автономию и стало де-факто полунезависимым. На то, как строится это государство и так ли уж оно независимо, я захотел посмотреть во время своей поездки по Ближнему Востоку.

«Нет никакого Курдистана!»

В иракский Курдистан я попал в июне 2007 года в компании с польской девушкой Мартой после долгого путешествия автостопом по Турции. Знакомые, побывавшие на курдских землях годом ранее, рассказывали, что регион очень интересный, населен дружелюбными людьми, а попасть туда можно, даже не имея визы.

Надо сказать, что путешествовали мы и по турецкому Курдистану - территории на юго-востоке Турции, где курдское население составляет большинство. Впрочем, турки отрицают факт существования какого бы то ни было Курдистана. Курды не имеют даже автономии в составе Турции, и все мои попытки провести аналогии с Россией (я говорил, что у нас есть Tatarstan, Bashkortostan и даже Chechenistan) не приводили к успеху. «There is no Kurdistan» - эту фразу, как мантру, повторяли мне все англоговорящие турки.

Чувства турок легко понять. Бойцы Рабочей партии Курдистана уже много лет ведут террористическую борьбу за независимость. Стоит только заехать в этот регион, как через каждые 20-30 километров начнут попадаться блокпосты, а солдаты будут проверять документы у всех подозрительных незнакомцев.

Турки, особенно те, которые обитают далеко от Курдистана, охотно расскажут вам о диких курдах, которые живут по средневековым законам и взрывают турецких солдат.

Аллергия на слово «Курдистан» чуть было не привела к неприятностям на границе. Единственный пограничный переход между Турцией и иракским Курдистаном находится между турецким городом Силопи и курдским городом Закхо. Когда мы с Мартой доехали до турецко-иракской границы и дали свои документы на проверку турецким пограничникам, я неосторожно заметил, что мы едем в иракский Курдистан. Реакция была незамедлительной: «Нет никакого иракского Курдистана, есть только Ирак!»

После этого нас еще долго не хотели отпускать. Пограничники рассматривали наши паспорта и на смеси турецкого, английского и русского отговаривали нас от перехода границы:

В Ираке опасно, там война. Зачем вам туда идти?

Хотим попутешествовать, - устало отвечал я.

У вас нет иракской визы. Вас не пропустят.

Хорошо. Если не пропустят, мы вернемся обратно.

В конце концов пограничники из «первого эшелона» дали добро. Специально для нас они остановили такси и попросили водителя бесплатно подбросить нас до территории Ирака. Однако при подъезде к пограничникам, ставившим выездные штампы, возникли новые проблемы. Пограничник, сидящий в кабине, постарался выдумать целый букет причин, лишь бы не пустить нас через границу. Он даже сказал, что моя 23-летняя попутчица слишком молода для поездки в такую страну.

Нас развернули в обратном направлении и отправили к уже знакомым пограничникам. Там словесная перепалка длилась еще минут десять. Однако вскоре очередной таксист-турок, услышав о нашей проблеме, согласился поговорить с начальником пограничного перехода. Когда мы сказали, что едем в иракский Курдистан и виза нам не нужна, он насторожился:

Эй, аккуратней. Нет никакого Курдистана!

Ах да, простите. Я хотел сказать - в северный Ирак.

Ладно, я вас довезу.

Таксист доставил нас к зданию у пограничного перехода, забежал внутрь на полчаса, затем вышел и сказал, что скоро придет большой начальник и поможет нам.

Внутри здания было прохладно и темно. Несколько человек сидели в очереди и ждали, когда чиновники помогут им разрешить какие-то проблемы. В конце концов нас отвели к большому начальнику, и тот, осмотрев наши паспорта, дал добро. Так спустя полтора часа мы покинули территорию Турции.

Курдские пограничники оказались доброжелательнее, чем их турецкие коллеги. Нам пожелали приятного пути и сразу же поставили штамп о пересечении границы. Как и предупреждали мои знакомые, никакой визы для проезда в иракский Курдистан не потребовалось.

Если учесть, что в Ирак виза все-таки нужна, становится очевидна степень независимости курдского правительства: багдадские власти не помешали им установить свой визовый режим. При этом на том же штампе красуется надпись «Republic of Iraq - Kurdistan Region». То есть, добившись фактической независимости, формально курды признают, что находятся в составе единого Ирака.

"Дахук - бе пара, Эрбиль - пара"

Иракский Курдистан состоит из трех провинций: Эрбиль, Дахук и Сулеймания. Их общая площадь - около 40 тысяч квадратных километров, население - 3,5 млн человек. Курды, правда, живут и в других иракских провинциях, и теоретически иракский Курдистан мог бы быть приблизительно в два раза больше. Однако курдские провинции Киркук, Мосул и Дияла не входят в состав автономного региона, и для поездки на эти территории уже требуется виза Ирака.

Мы же въехали в ближайшую к Турции провинцию Дахук с одноименной столицей. Водитель, провезший нас через границу, остановился у выезда из приграничного города Закхо, и далее мы продолжили наше путешествие самостоятельно.

Продолжить его удалось не сразу: к нам тут же подошли солдаты и попросили пройти на блокпост. Кое-кто из них знал турецкий, поэтому я, используя слабые познания в этом языке, объяснил, что нам нужно в Эрбиль, но денег у нас немного, поэтому мы едем автостопом.

Это, кстати, главная особенность путешествия по иракскому Курдистану: полиция и военные часто задерживают и допрашивают путешественников. Но при этом ведут они себя очень дружелюбно и гостеприимно. Гостя из другой страны ждет непременная чашка чая в стеклянном стаканчике и любая помощь, которую военные по силам оказать.

Так и случилось: выслушав нас, солдаты сказали, что поймают для нас бесплатную машину. Они остановили первый попавшийся автомобиль и попросили водителя довести нас до города Дахук. Водитель ни слова не понимал ни по-английски, ни по-турецки, ни по-русски. Я же на курдском успел выучить только две фразы: «бе пара» (без денег) и «зор супас» (большое спасибо). Тем не менее мы с помощью жестов и интернациональных слов каким-то образом общались.

Водитель объяснил, что едет в Сулейманию. Я спросил, может ли он нас довести до Эрбиля, который будет ему по пути. Он попросил меня достать блокнот и написал на чистом листе бумаги: "$100». На мое удивление, мол, солдаты попросили подвезти нас бесплатно, он ответил:

Дахук - бе пара. Эрбиль - пара, - и кивнул на цифру.

Чуть позже он снизил цену до $30 и огорчился, узнав, что мы не заплатим даже этого.

Если не считать дискуссии с водителем, въезд в страну развеял все опасения, которые у меня были. Вот уж не думал, что на границе Ирака я увижу придорожные фонтанчики, клумбы с цветами и газоны. Впрочем, по дороге также попадались развалины и непонятные серые сооружения. Но все-таки иракский Курдистан совершенно не напоминал страну, в которой идет война. Впрочем, настоящей войны в этом районе не было уже более 15 лет.
В надписях у дороги использован арабский алфавит. Один из ощутимых результатов разделения двух народов: хотя язык у курдов один, турецкие курды имеют письменность на основе латиницы, а иракские - на основе арабcкой вязи (к слову сказать, в Советском Союзе также жило немало курдов, и советские лингвисты создали для них алфавит на основе кириллицы).

Меркантильный водитель вскоре привез нас в Дахук и оставил у станции такси. Таксисты тут же вытащили наши вещи из багажника, занесли внутрь, налили нам чаю и стали выяснять, откуда мы здесь взялись.

Мы с Мартой пили чай, объясняли, что ничего не понимаем, и только спрашивали: «Is there anybody who speaks English?» Рано или поздно такой человек нашелся. К таксистам зашел интеллигентный курд в белой рубашке. Он сказал, что по Курдистану путешествовать автостопом невозможно, и добавил, что нас посадят в какую-нибудь машину бесплатно. Нас действительно посадили в такси, где уже сидели два пассажира, и через несколько минут мы отправились в путь.

По дороге мы смогли в полной мере оценить уже центральные районы иракского Курдистана. По правде сказать, впечатление сложилось скорее негативное. По сравнению с оживленной, бурлящей, торгующей, строящейся Турцией эта страна выглядела довольно серо и безжизненно. По открывавшимся за окном пейзажам никак нельзя было сказать, что это - "житница Ирака». А между тем иракский Курдистан - один из основных сельскохозяйственных районов Ближнего Востока. В нем выращивалась большая часть иракской пшеницы, фруктов и почти весь табак. Но за окном была только холмистая пустынная местность без всяких признаков жизни.

Города по пути попадались нечасто. Редкие придорожные кафе, сколоченные из подручных материалов, чередовались с блокпостами, где в ожидании очередного автомобиля скучали солдаты с автоматами наперевес.

Блокпосты в иракском Курдистане, как и на юго-востоке Турции, попадаются через каждые 20-30 километров. Обычно солдат или полицейский заглядывает в салон, спрашивает о том, куда и зачем едут водитель и пассажиры, и пропускает мимо.

За время пути от Дахука до Эрбиля у нас трижды проверили документы. Нашими попутчиками были пожилой курд в чалме, отдаленно напоминающий бен Ладена, и солдат с бинтовой повязкой на глазу. Последний немного говорил по-английски и рассказал, что недавно подорвался на мине.

Курдские водители - это нечто необыкновенное. Такой стиль вождения редко встретишь в цивилизованной стране. Выезд на встречную полосу перед несущейся в противоположную сторону машиной, или, наоборот, езда на черепашьей скорости 50 километров в час в крайнем левом ряду - в порядке вещей. Наш водитель оказался редким лихачом, подрезал своих коллег, обгонял автомобили по встречной, успевая проскочить прямо перед носом 40-тонного грузовика.

Уже затемно мы приехали в Эрбиль - столицу иракского Курдистана. Таксист созвонился с нашим знакомым и привез нас в центр города. Здесь нас встретил Мохаммед - инженер из местной телекоммуникационной компании, с которым мы заранее списались по интернету. Он покатал нас по Эрбилю и вскоре привез к себе домой.

Дом Мохаммеда находился на окраине города в достаточно зажиточном спальном районе: повсюду стояли двухэтажные дома, обнесенные ограждением. Жил он с матерью, а еще к нему на несколько недель приехала погостить сестра с ребенком. За все время путешествия это было, пожалуй, самое шикарное место, в котором я только останавливался, а путешествовал я по гораздо более развитым странам.

День выдался насыщенным. Еще утром мы выехали из Диярбакыра, неофициальной столицы турецкого Курдистана, и вот уже находились в центре страны, не отмеченной на карте мира и официально являющейся частью самой горячей точки планеты - Ирака.

Эрбиль - столица Курдистана

Эрбиль, столица иракского Курдистана, - один из древнейших городов мира, существующий, по данным археологов, с 4 тысячелетия до нашей эры. Неподалеку от Эрбиля, в местечке Гавгамелы, Александр Македонский в 331 году до нашей эры одержал победы над персидским царем Дарием. Античные историки даже называли ее битвой при Арбелах (древнее название Эрбиля).

Позже город попадал под власть арабов, монголов, турок, англичан, а в 20-х годах прошлого века вошел в состав Ирака. В начале 1990-х годов, с обретением независимости, город был объявлен столицей иракского Курдистана. Население Эрбиля составляет почти 1 млн человек, здесь есть международный аэропорт и ряд важных предприятий.
Эрбиль - город одновременно новый и старый, ветхий и строящийся. Но это все-таки Азия, и европейский налет, который есть в соседней Турции, здесь ощущается гораздо меньше.

Дома в Эрбиле имеют характерный светло-коричневый цвет, словно все здесь сделано из песка. Центр города - странное сочетание трущоб и новых домов, чистых улиц и запущенных и забитых мусором переулков. Особое место, как и во всяком ближневосточном городе, здесь занимает рынок. Торгуют всем: стройматериалами, продуктами, одеждой, бытовыми электроприборами, книгами, детскими игрушками. Кажется, что у жителей города нет больше других занятий, кроме как стоять за прилавком и торговаться с покупателями, весьма редко подходящими к товарам.

За местной валютой надо обращаться не в обменные пункты, а к уличным менялам. Предприниматели сидят прямо на тротуаре, разложив на перевернутой вверх дном коробке пачки купюр разных стран. При предъявлении валюты они высчитывают на калькуляторе нужную сумму и отдают ее вам. Не слишком безопасный способ обмена: все видят, сколько денег и в какой карман ты положил.

А связь осуществляется посредством уличных телефонов-автоматов. Впрочем, автоматами их назвать сложно: рядом всегда находится специальный человек, которому нужно заплатить за пользование аппаратом немного денег.

Автобусов в Эрбиле очень мало, и это не самый популярный вид транспорта. Для поездок по городу жители предпочитают использовать такси. Таксисты перевозят сразу несколько человек, поэтому стоимость поездки для каждого из них сильно снижается. Так что короткая поездка в пределах города обойдется в 0,5-1 тысячу динаров (1,2 тысячи динаров приблизительно равны $1). Если же вы не любите тесноту и предпочитаете одиночество, можно заказать такси только для себя, но оно, разумеется, будет стоить намного дороже.

Иностранцев тут видят довольно редко, поэтому белый человек с фотоаппаратом вызывает бурные эмоции. Казалось, появление инопланетянина вызвало бы меньший интерес, чем наша прогулка рядом с курдами. Мы постоянно чувствовали себя в центре внимания. По улицам словно шла невидимая волна: плотники прекращали работу, мужчины за столиками уличного кафе прерывали разговор, торговцы отвлекались от своих товаров. Все устремляли взгляды на нас и только через несколько минут, осмыслив увиденное, возвращались к своим занятиям.

Особым успехом пользовалась Марта. Мусульмане вообще редко видят обнаженные женские ноги, а юбка моей попутчицы достигала лишь колен. Поэтому курды, широко раскрыв глаза, рассматривали эту раскрепощенную европейскую женщину, без стеснения разгуливающую с непокрытой головой и в юбке, которая по здешним меркам выглядит как самое радикальное мини.

Впрочем, любых женщин, не только раскрепощенных, на улицах Эрбиля встретишь редко. 80% прохожих составляют представители сильного пола. А женщины, как и положено в мусульманской стране, сидят дома с детьми и готовят ужин. Мужчины же торгуют, подметают улицы, готовят и разносят еду в ресторанах или просто сидят на низеньких стульях и обсуждают важные политические вопросы. Напоминают такие мужчины российских бабушек, сидящих весь день у подъезда и обсуждающих нравы современной молодежи.

Одежда местных жителей сочетает элементы европейского и восточного стиля. Кто-то носит джинсы и рубашку, кто-то - традиционный костюм с широкими штанами, несколько раз обернутым вокруг живота поясом и головным убором, который с некоторых пор ассоциируется с исламским терроризмом.

Над всем этим многообразием возвышается главная достопримечательность, которую видно почти из любой точки в центре Эрбиля. Исторический центр города, обнесенный высокой стеной, - цитадель, отдельные фрагменты которой, по некоторым данным, были построены еще в доисламские времена.

Собственно, когда-то весь город помещался в цитадели. Даже до недавнего времени здесь жили люди. Но несколько лет назад правительство переселило их вниз, в другие районы города, и сейчас это место стало совсем мертвым: если не считать парочки музеев и помещений для солдат, все остальные здания заброшены.

Согласно грандиозным планам местных властей там со временем появится огромный туристический комплекс, включающий рестораны, отели, музеи и магазины сувениров. Но пока все совершенно пустынно, и можно долго гулять по улицам, заваленным камнями и кирпичами, заходить в дома, заросшие сорняками, подниматься по полуобвалившимся лестницам на крыши и осматривать город с высоты. Всюду тихо, только ветер с шелестом разносит мусор.

Все-таки есть своя прелесть в таком месте, не испорченном туристским ажиотажем. Нет ни специальных дорожек, ни указателей, ни табличек с поясняющими надписями. Чувствуешь себя первопроходцем, который видит то, что до тебя почти никто еще не видел.

Один из немногих жителей, оставшийся здесь, - владелец магазина-музея у ворот цитадели. Он встретил нас у входа в музей, долго водил по залам и показывал экспонаты. Множество вещей: старинная утварь, книги, портреты исторических деятелей. Мы обнаружили путеводитель по Ираку, изданный еще в 1982 году, с улыбающимся Саддамом Хусейном на третьей странице. Пожалуй, позже ничего подобного в этой стране уже не выпускали: сначала регион затронула ирано-иракская война, потом война в Заливе, потом химическая атака на курдов, а затем американское вторжение и партизанские вылазки, продолжающиеся по сей день. Сейчас иракцам уже не до туризма.

Кстати, в музее среди записей в книге отзывов мы обнаружили запись археологов с Урала, побывавших здесь незадолго до нас.

Другая достопримечательность - Минарет-парк, который еще недостроен и готовится в будущем стать главным местом отдыха для эрбильцев. Днем он совершенно пуст. Деревья здесь посадили недавно, и они еще не выросли настолько, чтобы отбрасывать большую тень, так что почти везде в парке было жарко и сухо. Минарет, большая башня с отломленной вершиной, одиноко стоял в окружении газонов и низеньких деревьев.

Довольно далеко от центра находится большая мечеть, построенная совсем недавно. Внушительное здание песочного цвета с двумя высокими минаретами украшено отрывками из Корана. Во дворе и внутри почти никого не было, а чтобы попасть туда, нужно было попросить охранника отворить ворота. Он поинтересовался, какой телеканал мы представляем, но, узнав, что мы туристы, все-таки пропустил.

Из вещей, которые прочно связывают регион с Ираком, главное место занимает валюта - здесь в ходу иракские динары. Старые купюры с Саддамом Хусейном уже изъяты из обращения, вместо них напечатали новые деньги, на которых изображены известные иракские достопримечательности. А вот иракского флага в Эрбиле не встретить, везде висят курдские флаги - горизонтальные красная, белая и зеленая полосы с солнцем посередине.

В качестве сувенира можно купить карту Курдистана. Этот образчик картографической фантазии заслуживает особого внимания. На нем обозначены территории, где проживают курды, - от Кавказа на севере до Киркука на юге, от Сирии на западе до Ирана на востоке. Это то государство, которое пока можно представить только в воспаленном воображении, ибо сложно предположить, что Иран, Сирия, Турция согласятся уступить хотя бы пядь своей земли.

По всему городу стоят памятники, посвященные различным деятелям курдского народа, мечети, новые торговые центры и магазины. А люди хоть и удивляются визиту заграничных гостей, но настроены очень дружелюбно и стараются показать, что вы находитесь в столице непризнанного и маленького, но гордого и независимого государства.

Турецко-иракская граница. Сидим на погранпереходе










Дахук





Эрбиль




У входа в цитадель










































































Карта Курдистана - включает часть территории Ирака, Турции, Сирии, Ирана и даже кусочек Армении

+3

Ира́кский Курдиста́н - под этим именем известны:

а) область этнического расселения курдов в Ираке (у курдов обычно именуется «Южный Курдистан»);

б) «Курдистанский регион » (курд. حكومه تى هه ريمى كوردستان, Ḧikumetî Herêmî Kurdistan , араб. اقلیم کردستان ‎‎) - курдское государственное образование в составе Ирака . По новой конституции Ирака имеет статус широкой автономии (отчасти напоминающий положение члена конфедерации); де-факто полунезависим.

Территория

Если этнический Иракский Курдистан включает в себя мухафазы Эрбиль , Дахук , Сулеймания и Киркук , а также области Ханекин (мухафаза Дияла), Синджар и Махмур (мухафаза Найнава), с территорией 80 000 км² и общим населением около 10 миллионов человек (что составляет 1/4 по территории и 1/3 по населению от всего Ирака), то «Курдистанский регион» - только три первые мухафазы с территорией 38 000 км² и населением 5,5 миллиона; судьба остальных территорий находится в «подвешенном» состоянии, хотя предполагалось, что в конце 2007 года будет проведён референдум , который окончательно определит их принадлежность. Фактическое положение этих областей также двусмысленно, так что их нельзя однозначно назвать ни включёнными в состав «Курдистанского региона», ни исключёнными из него, а скорее зависимыми от него территориями. На особом положении находится Киркук , где позиции курдских партий также достаточно сильны, но среди местного некурдского населения (арабов и туркоманов) в свою очередь сильны антикурдские настроения.

Природные условия

Иракский Курдистан отличает горный рельеф и обилие рек и озёр . Самая высокая гора - Чик Дар (3611 м). Леса (например, в провинциях Эрбиль и Дахук - 770 га); курдским правительством проводятся интенсивные лесопосадки .

Климат

Иракский Курдистан делится на три природные зоны :

  1. равнинный юг с субтропическими климатом , мягкими дождливыми зимами и жарким сухим летом с температурой до 40 °C;
  2. нагорья , где лето жаркое, но зимы холоднее, со снегом ; однако температура почти не опускается ниже 0 °C;
  3. высокогорья с холодными зимами , температурами ниже 0 °C и снегом , который окончательно сходит лишь в июне -июле .

История

Ассирийская церковь в Иракском Курдистане

Южный Курдистан до вхождения в состав Ирака

Согласно предположениям учёных (в частности О. Л. Вильчевского), территория Иракского Курдистана (треугольник Эрбиль -Киркук -Сулеймания в горах Загроса) стали местом формирования современного курдского этноса из ряда живших здесь иранских (мидийских) племён. Под Сулейманией найден первый известный текст на курдском языке - так называемый «сулейманийский пергамент» VII века, с небольшим стихотворением, оплакивающим нашествие арабов и разрушение ими святынь зороастризма . После Чалдыранской битвы 1514 года нынешний Иракский Курдистан вошёл в состав Османской империи . В Позднем Средневековье на его территории существовало несколько полунезависимых эмиратов : Синджар (езидский эмират с центром в Лалеше), Бахдинан (столица - город Амадия), Соран (столица Равандуз) и Бабан (столица Сулеймания). Эти эмираты были ликвидированы турками в 1830-х годах.

В первой половине XIX в. в Южном и Юго-Западном Курдистане (Бахдинан, Соран, Джазира, Хакяри) происходили восстания против османского владычества, которые были жестоко подавлены (так называемое «вторичное завоевание» Курдистана турками).

Административно территория Иракского Курдистана составляла Мосульский вилайет . Впрочем, из-за слабости османской власти многим племенам, особенно жившим в труднодоступных горных районах, удавалось сохранять полу- или почти полную независимость.

На заключительном этапе войны (1987-1988 года) Саддам Хусейн предпринял «чистку» Курдистана, известную как операция «Анфаль ». 182 тыс. курдов было «анфалировано» (вывезено на армейских грузовиках и уничтожено), ещё 700 тыс. депортировано из Курдистана в особые лагеря; по подсчётам Масуда Барзани к 1991 году из 5000 населённых пунктов в Курдистане было уничтожено 4500. Деревни и небольшие городки сносились бульдозерами; для того чтобы сделать среду непригодной для обитания, вырубались леса и бетонировались колодцы, Так например был полностью уничтожен в июне 1989 года 70-тысячный город Кала-Диза (район Ханекин): население было изгнано, все строения взорваны динамитом и сровнены бульдозерами, так что на месте города осталось только три старых дерева.

Сразу же после окончания войны Саддам Хусейн начал массированное наступление на пешмерга (25-30 августа 1988 года), в ходе которого полностью вытеснил их из Ирака в Иран. Всего было убито 5 тыс. человек, 100 тыс. жителей бежало в Турцию.

«Свободный Курдистан»

Парламент Иракского Курдистана. Внутренний вид.

Курдские партии, объединившиеся в 1987 году в «Национальный фронт Иракского Курдистана», вновь активизировались с началом кувейтского кризиса -1991 годов . Поражение Саддама в Войне в Заливе вылилось в общеиракское восстание. Массовое восстание в Курдистане началось 5 марта ; уже 7 марта была освобождена Сулеймания, 11 марта - Эрбиль и 13 марта - Дахук. С освобождением Киркука (20 марта) пешмерга контролировали уже весь этнический Курдистан.

Однако Саддам Хусейн, к тому времени заключивший мир с коалицией, сумел перегруппировать свои силы, перебросил на север элитные дивизии Республиканской гвардии и неожиданно для курдов начал наступление. Особо дезорганизующее действие оказали слухи, что иракцы вновь применят химическое оружие. 3 апреля иракцы взяли Сулейманию, после чего Саддам Хусейн официально объявил о «подавлении мятежа». В страхе перед новым «анфалем», курды кинулись к границам с Ираном и Турцией. По оценке Генсека ООН в конце апреля в Иране находилось около 1 млн беженцев из Ирака, в Турции - 416 тыс.; от 200 тыс. до 400 тыс. чел. искали укрытия в высокогорной местности Ирака. Из районов Киркука и Эрбиля бежало до 70 % населения.

Перед лицом гуманитарной катастрофы, ООН принимает 5 апреля 1991 года резолюцию № 688, объявляющую территорию к северу от 36 параллели «зоной безопасности». США, Великобритания и Франция в рамках гуманитарной операции «Provide Comfort» ввели в Иракский Курдистан свои войска, после чего от Саддама Хусейна ультимативно потребовали оставить три курдские провинции. К октябрю иракцы полностью оставили эти провинции, при этом подвергнув Сулейманию артиллерийскому обстрелу и бомбардировкам с воздуха. В результате на территории автономии возникло фактически независимое курдское государственное образование под мандатом ООН - так называемый «Свободный Курдистан».

В то же время, в подконтрольных Багдаду областях продолжался процесс арабизации. Всего с по 1998 годы из Киркука было изгнано 200 тыс. курдов и 5 тыс. туркоманов; на их место было поселено 300 тыс. арабов. Такими действиями Саддам Хусейн достигал сразу двух целей: собственно арабизации и подрыва «Свободного Курдистана» с помощью масс беженцев.

Процесс формирования курдской государственности застопорила гражданская война между ДПК и ПСК , начавшаяся летом 1994 года . ПСК предъявлял претензии экономического характера, обвиняя ДПК в дискриминации контролируемого им Сулейманийского региона (в частности утверждалось, что ДПК обращает в свою пользу сборы с таможенного пункта в Захо на турецкой границе - в то время главный источник финансовых поступлений в бюджет образования). По мнению же противников ПСК, эти претензии стали выдвигаться лишь «задним числом», реальной же подоплёкой войны была надежда Талабани неожиданным переворотом овладеть властью во всём Курдистане. Опираясь на поддержку Ирана, Талабани сумел добиться крупных успехов, вытеснив Барзани с большей части территории «Свободного Курдистана». В такой ситуации, Барзани обратился за помощью к Саддаму Хусейну. 9 сентября 1996 года иракские войска взяли Эрбиль. В тот же день, пешмерга ДПК без особого кровопролития овладели «столицей» ПСК - Сулейманией. Пешмерга Талабани бежали в Иран. В начале октября 1996 года под давлением США обе партии заключили перемирие, а иракские войска были выведены из Курдистана. В 1997 году бои возобновились и прекратились только в мае следующего года, когда при активном посредничестве Госдепартамента США между двумя лидерами начались мирные переговоры. Окончательно мир был заключён 17 сентября 1998 года в Вашингтоне. Всего в войну с обеих сторон погибло 3 тыс. человек.

Миру между Барзани и Талабани сильно способствовало вступление в действие программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие », потребовавшее от курдских лидеров кооперации для получения средств программы; именно реализация этой программы была главной темой переговоров в Вашингтоне. Хотя Вашингтонские соглашения предусматривали новое объединение «Свободного Курдистана», фактически области Эрбиль-Дахук (зона ДПК) и Сулеймания (зона ПСК) оставались отдельными государственными образованиями с собственными парламентами и «региональными правительствами». Тем не менее, дальнейшее развитие событий требовало от курдских лидеров тесной кооперации в своих же собственных интересах. В 2002 году возобновил работу единый парламент.

Согласно программе «Нефть в обмен на продовольствие», на помощь Курдистану выделялось 13 % нефтяных доходов Ирака, так что к 2003 году . курды получили по программе 8,35 млрд долл. (ещё более 4 млрд, выделенные на нужды Курдистана, не были потрачены из-за саботажа багдадских чиновников и «зависли» на счетах ООН). Результатом был относительный подъём экономики Курдистана, резко контрастировавший с нищетой, в которой находилась основная часть Ирака. Так, если в 1996 году в зоне ДПК было 26 птицеферм, то в 2006 году - 396. К 2004 году уровень жизни в Курдистане (в отличие от остального Ирака) был выше, чем до 1991 года , а доход на душу населения превышал общеиракский на 25 %.

Новой проблемой «Свободного Курдистана» стали исламисты, а именно организация «Ансар аль-Ислам », поддерживаемая Тегераном, связанная с Багдадом и Аль-Каидой и превратившая в свой ополот город Халабджу . В феврале 2001 года исламисты совершили первый крупный теракт, убив видного руководителя ДПК Франсо Харири (губернатор Эрбиля, христианин). Осенью 2001 года Талабани послал против них 12 тыс. пешмарга (Барзани также предлагал свою помощь), но вмешательство Ирана не допустило окончательного разгрома группировки. Она была уничтожена только в конце марта 2003 года при помощи американцев. Однако исламистское подполье существует до сих пор, время от времени устраивая теракты. Так, во время крупного взрыва у штаб-квартиры ДПК в сентябре 2003 года погиб вице-премьер Сами Абдель-Рахман - второй по значимости человек в ДПК.

Настоящее время

Нефтяные месторождения Иракского Курдистана: Атруш , Тоуке .

Важным природным богатством региона в условиях Ближнего Востока являются запасы пресной воды .

Сельское хозяйство

Промышленность

Население

Культура

Праздники

Главный национальный праздник Иракского, как и всего, Курдистана - древнейший, не только доисламский, но и дозороастрийский иранский праздник Нового года - Ноуруз (21 марта). Вообще же официальный календарь насчитывает 60 праздников и памятных дат (включая траурные - как например день смерти Мустафы Барзани 1 марта); кроме мусульманских праздников официально отмечаются ассирийские (ассирийский Новый Год - 1 апреля и Рождество); езидские («езидские дни» 6-13 октября) и международные (1 января , 8 марта , 1 мая) .

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт Регионального Правительства Курдистана (англ.)