Культурный Пессимизм (пессимизм В Культуре). Виды трагического: трагедия пессимистическая и оптимистическая

Подобно тому, как свет и тени заката делают предметы более объемными для зрения, так и сознание смерти заставляет человека острее переживать всю прелесть и горечь, всю радость и сложность бытия. Когда мы знаем, что смерть рядом, нам в этой “пограничной” ситуации ярче видны все краски мира, его эстетическое богатство, его чувственная прелесть, величие привычного, отчетливей проступают истина и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческого существования. И не случайно искусство породило такую разновидность трагического, как оптимистическая трагедия, где даже смерть служит жизни.

Мы видим, что конфликт между реальностью и идеалом, приводящий к поражению идеального, может быть осмыслен и в жизни, и в искусстве по-разному.

В творчестве Ремарка, начиная с первого его романа “На западном фронте без перемен” и кончая “Триумфальной аркой” и “Жизнью взаймы” раскрываются трагические судьбы людей, живущих в Германии ХХ века. При этом каждая книга Ремарка вызывает у читателя тяжелое ощущение безысходности и беспросветности, ощущение непреодолимости, всевластности зла и нежизнеспособности доброго, светлого, благодарного. В непримиримом конфликте реальной общественной жизни и гуманистического идеала поражение терпят у Ремарка не только его герои, носители идеальных качеств и устремлений, но и сам идеал. И его поражение не случайное, не временное, а глубоко закономерное, неизбежное и окончательное.

Вспомним в этой связи небольшое полотно П. Федотова “Анкор, еще анкор”. Казалось бы, что может быть трагичного в том, что офицер играет со своей собакой? Но, вглядываясь и вживаясь в картину, мы ощущаем, что нас захватывает ощущение глубокой трагедии. Ведь в атмосфере картины, в этой тупой, бессмысленной и кажущейся нескончаемой забаве с удивительной художественной силой воплощена нелепая, пустая и бесконечно тоскливая жизнь провинциального российского офицерства... Идеальное представление о человеческой жизни, сталкиваясь с пошлой, уродливой реальностью терпит поражение, не оставляя ни малейшей надежды на его возрождение. И это поражение идеала рождает трагедию.

Такое разрешение трагической коллизии, такое мировосприятие, такая философия жизни называются пессимистическими.

Некоторые эстетики и критики утверждают, что пессимизм является порождением современной эпохи. Но как же быть с линией пессимистического мировосприятия и пессимистического разрешения трагических коллизий, проходящей через всю историю культуры и искусства? Пессимистическое мироощущение закономерно развивалось в известные исторические эпохи - в эпохи переломные, когда крушение определенного строя жизни и порожденных им идеалов воспринималось многими людьми как доказательство невозможности победы идеального, благородного, светлого над мрачной и низменной реальностью. Одним из самых потрясающих художественных выражений такого мироощущения в эпоху кризиса ренессансной культуры была картина Питера Брейгеля “Слепые”. Цепочка слепцов, бредущих к обрыву, воспринимается как символ исторического пути всего человечества.

Особенно глубокие корни пустил пессимизм в начале XIX века в эпоху романтизма. Социальные противоречия в эстетике романтизма нашли свое выражение в абсолютном противопоставлении идеала и реальности, возвышенной мечты и низменной действительности, прекрасных и поэтических устремлений и пошлой, вульгарной прозы жизни, причем этот антагонизм казался романтикам непреодолимым.

Подобное отношение к действительности было следствием разочарования в результатах буржуазных революций, ужаса от жестокости, порожденной этими революциями. Оно вылилось в убеждение, что идеалы просветителей вообще не могут быть претворены в жизнь, что они останутся навсегда бесплодной мечтой, неудовлетворенным стремлением. Это рождало у многих представителей романтизма безысходно-пессимистическое отношение к жизни. А. Шопенгауэр говорил, что в мире нет ничего достойного наших желаний, стремлений и борьбы. Его слова для многих стали ключом к пониманию романтического пессимизма. В нашей культуре выразителями этой идеологии стали Чаадаев и Лермонтов. У Чайковского и Чехова тоже нередко прорывались пессимистические нотки, порожденные неверием в возможность торжества счастья на земле, реализации идеала в общественной жизни.

В ХХ веке это направление получило дальнейшее развитие. Необыкновенно показательны даже названия некоторых философских сочинений и произведений искусства того времени - например, трактата Освальда Шпенглера “Закат Европы”, романа Луи Селина “Путешествие на край ночи”.

После первой мировой войны в литературе вновь всплыла лермонтовская тема “потерянного поколения”, укоренившаяся с небывалой ранее прочностью в сознании интеллигенции Европы и Америки. А после второй мировой войны и особенно под угрозой третьей - волна пессимистического осмысления судеб новых поколений обрушилась на культуру с такой мощью, какой не знала еще вся история цивилизаций. Человек перестал понимать, для чего он вброшен в этот враждебный мир, и пришел к выводу, что жизнь абсурдна. Эти настроения и отразились в философии экзистенциализма. Экзистенциализм дал пессимистическому мироощущению теоретическое обоснование. Хайдеггер утверждал, что целью человеческого существования является “ничто”. Ясперс называл жизнь движением из темноты, в которой не был, в темноту, в которой не буду.

Этот идеологический и социально-психологический климат объясняет, например, такое крупное художественное явление в культуре ХХ века, как творчество Кафки. Дело ведь не просто в том, что индивидуальные физиологические и психологические особенности этого человека или несчастные условия его личной жизни породили его пессимистическое мировосприятие. Люди подобного склада характера и сходной судьбы встречаются во все времена, и среди них можно найти немало писателей и художников. Существо проблемы заключается в том, что впервые безграничность, бездонность, беспросветность пессимистического восприятия жизни стали фактом истории культуры. Впервые подобное мироощущение получило столь ошеломляющее художественное воплощение, впервые оно вызвало такой широкий и длительный общественный резонанс.

Впрочем, оказалось, что Кафка произнес далеко не последнее слово на этом пути. Открытые им принципы художественного осмысления жизни были развиты с необыкновенной, бесстрашной и в то же время устрашающей последовательностью, вызвав к жизни одно из самых характерных художественных движений - абсурдизм. Здесь исчезают даже те элементы реальной жизненной логики, которые сохранялись в напоминающих страшные сны фантасмогориях Кафки. В произведениях классика театра абсурда С. Беккета, например, в пьесе “В ожидании Годо” - абсурдность оказывается уже не итоговым смыслом изображения жизни, а исходной посылкой этого изображения. Абсурдны здесь не только социальные отношения, как это было свойственно философии Кафки, но даже материальные условия человеческого бытия, его пространственные и временные координаты. Происходящее на сцене не назовешь даже, по Ясперсу, движением из одной темноты и другую, скорее это неподвижное топтание в темноте, лишенное какого-либо действенного начала, пребывание во мраке.

Анализ человеческой психологии, равно как и всей мировой истории культуры, показывает, однако, что осмысление трагических коллизий жизни может быть не только пессимистическим. Люди, отождествляющие пессимизм с трагизмом и испытывающие поэтому страх перед трагедийными произведениями на современную тему, могут повредить естественному процессу развития современного искусства. Именно они вынудили в свое время авторов экранизации повести Э. Казакевича “Звезда” нелепо “реанимировать” в финале погибших героев. Именно они осуждали наших композиторов за тяготение к трагедийным симфоническим темам. По сути, боязнь трагического - это одно из проявлений так называемой теории бесконфликтности, которая нанесла заметный вред русскому современному искусству.

В действительности наряду с пессимистической трагедией в истории искусства всегда существовал и иной тип трагедии, суть которого предельно точно определил Всеволод Вишневский в названии своей пьесы - “Оптимистическая трагедия”.

Оптимистическое мировосприятие коренится в глубочайших основах общественного сознания человека. Деятельность людей была бы лишена смысла, если бы у них не было веры в возможность покорить враждебные им силы природы и победить зло в общественной жизни, то есть веры в лучший завтрашний день для себя лично и для человечества.

На первых порах развития общественного сознания этот стихийный оптимизм выливался в фантастические формы мифа, который переносил разрешение всех жизненных противоречий в потусторонний мир. И все же, несмотря на религиозно-мистифицированную форму, легенда о возрождении героя после его смерти (кто бы ни был этим героем - Озирис, Дионис или даже Христос) была первой оптимистической трагедией в истории художественного осмысления человеком законов жизни. Когда общественное сознание и искусство вышли на путь осмысления реальной человеческой истории, упаднические настроения стали перемежаться оптимистическими концепциями развития общества и попытками оптимистического разрешения возникающих в ходе этого развития трагических конфликтов.

В творчестве Шекспира мы встречаемся с первыми классическими образцами оптимистической трагедии, свободными от мифологических мистификаций. Эстетический смысл “Ромео и Джульетты”, “Гамлета” и “Отелло” состоит в том, что гибель прекрасного человека, воплощающего идеал или борющегося за него, не является гибелью самого идеала. Напротив, трагедии Шекспира дышат неистовой верой в неизбежное грядущее торжество разума, справедливости, красоты свободного чувства, человеческого доверия.

“Над смертью властвуй в жизни быстротечной,

И смерть умрет, а ты пребудешь вечно”.

Эти замечательные слова, завершающие один из сонетов Шекспира, могут быть поставлены эпиграфом ко всем трагедиям.

Но так мыслит в эпоху Возрождения не один Шекспир. Бессмертие “Сикстинской мадонны” Рафаэля состоит именно в том, что традиционная тема мадонны с младенцем была освобождена живописцем от столь характерного для Средневековья религиозного мистицизма и от не менее характерного для ренессансного искусства идиллического воспевания материнского счастья. Рафаэль превратил эту тему в высокую оптимистическую трагедию: мать несет своего сына человечеству, предчувствуя вместе с ним его трагическую судьбу и одновременно сознавая необходимость и оправданность жертвы.

Оптимизм титанов Возрождения был унаследован просветителями XVIII и XIX столетий. Они верили в возможность разрешения основных общественных противоречий, верили в конечное торжество разума, справедливости и красоты. Поэтому драмы Лессинга и трагедии Шиллера оказывались новыми вариантами оптимистической трагедии.

В оптимистической трагедии гибель героя никогда не оказывается гибелью дела, за которое он борется, гибелью идеала, который он утверждает. Смерть героя, его физическое уничтожение оборачивается его нравственной победой, его духовным бессмертием, становится символом непобедимости и грядущего торжества идеала. Это важнейшая специфическая особенность оптимистической трагедии.

Пессимистическая трагедия, по мнению многих исследователей может расслабить человека, воспитывать в нем покорность и пассивность. Оптимистическая же трагедия, как утверждал еще Аристотель, “очищает” человека, побуждает его волю к борьбе за идеал, к самопожертвованию и героическим поступкам. В оптимистической трагедии даже смерть служит жизни.

ПЕССИМИЗМ

ПЕССИМИЗМ

(от лат. pessimum - наихудший) - один из двух основных видов восприятия мира, выражающий негативное, подозрительное, недоверчивое к нему; противостоит оптимизму. В обыденном понимании - подавленное , склонность видеть и подчеркивать отрицательные стороны действительности, безысходности и бесцельности жизни, слишком болезненная на неудачи. В филос. понимании пессимистическое указывает на преобладание в мире страданий и тщетную борьбу добра со злом, на торжество несправедливости, на бессмысленность человеческой жизни и исторического процесса. В филос. размышление пессимистические впервые переходят из некоторых религиозных мировоззрений. Так, утверждая, что « есть страдания», хотя и указывает путь избавления от них и достижения нирваны, но признает природу мира ложной и иллюзорной, а наше - бесцельным вращением в круге постоянных перерождений.
Учитывая всю сложность и многомерность антич. мироощущения, можно обнаружить в нем ярко выраженные пессимистические черты, ставшие основным содержанием греч. трагедии. Софоклу принадлежит , которую можно считать классической формулировкой принципа пессимизма: «Первое - совсем не рождаться, второе - родившись, умереть поскорей». Пессимистические мотивы присущи взглядам Гесиода, сожалевшего, что счастливый «золотой век» остался в далеком прошлом, и Гераклита, презиравшего толпу и учившего о непостоянстве текучего мира, который периодически сгорает в космическом огне. У стоиков, несмотря на героическое стремление к добродетельной жизни согласно логосу, сама жизнь и ее блага считаются безразличными, и мудрец не может рассчитывать ни на земное , ни на посмертное воздаяние.
В некоторых религиозных доктринах (гностицизм , манихейство) пессимистические моменты состоят в признании зла онтологическим началом, не уступающим по силе добру. Глубоким П. отличается ветхозаветная кн. Екклезиаста, наполненная переживаниями суетности повседневной жизни, тщетности человеческих усилий найти счастье в труде, семье, мудрости. Христианская , хотя в главном своем положении о воскресении Богочеловека носит ярко оптимистический , проникнута трагическими переживаниями греховности человека, по вине которого « во зле лежит».
В новоевропейской кроме торжества рационального научного знания можно увидеть и др. интеллектуальные движения, опиравшиеся на иррациональные основания. Так, пессимистические мотивы под влиянием гностицизма звучат в рассуждениях нем. мистиков (И. Экхард, Я. Бёмё), а также в философии близкого к романтизму Ф.В.И. Шеллинга о «темной стороне Бога» и зловещей «бездне» в душе человека. Однако тоже не был односторонне оптимистичен: поздний И. Кант писал о «радикальном зле» в человеческой природе, которое выражается в неспособности индивида противостоять чувственному началу и поступать согласно велениям разума. Философия жизни отвергла оптимистические настроения Нового времени. Наиболее последовательно П. проводит А. Шопенгауэр, распространяя его на свою метафизику. Наш мир и люди в нем есть порождения слепой ненасытной воли, которая ради своей забавы обрекает человека на страдания. Поэтому «наше таково, что лучше бы его совсем не было» « жестока, а люди жалки». Ф. Ницше резко критикует христианскую культуру, полагая, что современный европеец выродился в «домашнее животное» и ближайшие два столетия станут торжеством нигилизма. Ницшеанский «переоценки ценностей» оказал влияние на культурологический П. Согласно О. Шпенглеру, живая «органическая» , подвергнутая «неорганическому» промышленному расширению, превращается в мертвую цивилизацию; такая судьба вскоре постигнет Европу.
20 век с его мировыми войнами и революциями дал богатую пищу для пессимистических настроений. Философия экзистенциализма подчеркивает, что ощущения страха, тревоги, отчаяния, покинутости стали основными умонастроениями эпохи. В мире «овеществления» теряет вникать в глубинные смыслы бытия, убеждается в абсурдности действительности (А. Камю), а все уникальные всплески гениальности душатся господствующей массовой культурой (X. Ортега-и-Гасет).
Сегодня, несмотря на оптимистическое благодушие, связанное с построением гуманистического открытого общества, филос. направлений (традиционализм , постмодернизм) пессимистически оценивают будущее зап. культуры, считая, что в условиях бурного развития материальной стороны цивилизации в ущерб духовной человек теряет свободу и свое предназначение.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ПЕССИМИЗМ

см. Оптимизм и пессимиз.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПЕССИМИЗМ

(от лат. pessimum наихудший, самое плохое)

в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете. Такое личное или философское направление, которое, в оптимизму, рассматривает в мире прежде всего его отрицательные стороны, считает мир безнадежно плохим, а человеческое существование – до конца бессмысленным. Религи-озное пессимизм находит, в частности, в буддизме, Ветхом завете и христианстве. Меланхолия – патологическая пессимизма. Представители философского пессимизма – Шопенгауэр и Гартман. Пессимист – человек, склонный к пессимизму; пессимистически и – проникнутый пессимизмом.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕССИМИЗМ" в других словарях:

    - (от лат. pessimus дурной, скверный, с греч. окончанием). Учение, или убеждение, что в мире все дурно, склонность видеть все в черном цвете, противоположное оптимизму. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    пессимизм - а, м. pessimisme m. <лат. pessimus наихудший. 1. Мнение, что все на свете худо. Мак. 1908. Обозначение наклонности усматривать во всем дурную сторону, рисовать себе будущее во мрачном свете. Павленков 1911. Мироощущение, проникнутое унынием,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Пессимизм - Пессимизм ♦ Pessimisme «– Знаешь, чем отличается оптимист от пессимиста? – Чем? – Пессимист это хорошо информированный оптимист». Этот анекдот, пришедший к нам из Центральной Европы, сам по себе пессимистичен. Очевидно, потому он… … Философский словарь Спонвиля

    Пессимизм, главными выразителями которого служат немецкие философы Шопенгауер (1788–1860) и Гартман (род. в 1842 г.), представляет противоположное оптимизму воззрение на качество мира. Эти философы отнеслись к жизни с неслыханным презрением и… … Справочник по ересям, сектам и расколам

    Мрачность, обреченность, мироощущение Словарь русских синонимов. пессимизм сущ., кол во синонимов: 6 вельтшмерц (7) … Словарь синонимов

    - (от лат. pessimus наихудший) отрицательная оценкачеловеческой и всемирной жизни. Весьма распространенную элементарнуюформу такой оценки мы находим в П. сравнительно историческом, от Гезиодаи до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшею. Что… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    пессимизм - ПЕССИМИЗМ, апатия, равнодушие ПЕССИМИСТ, разг. нытик ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ, апатический, апатичный, безнадежный, депрессивный, мрачный, пессимистичный, унылый ПЕССИМИСТИЧЕСКИ, апатично, безнадежно, мрачно, пессимистично, уныло … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    - (от латинского pessimus наихудший), представление о том, что в мире преобладают негативное начало (хаос и зло), настроения безысходности, неверия в будущее и т.п. Впервые назвал пессимизмом свое учение А. Шопенгауэр. Противоположность пессимизму… … Современная энциклопедия

Пессимизм – это способ мироощущения, пронизанный унынием, негативом, неверием личности в положительные изменения. Значение слова пессимизм походит от слова «pessimus», что с латыни значит – наихудший, следовательно, человек, которому свойственен пессимизм воспринимает мир в наихудшем виде. В философии значение слова пессимизм представляет воззрение, которое утверждает о доминировании зла, рассматривает бытиё индивида, как бессмысленную пытку над собой, что является противоположным оптимизму.

Понятие пессимизм чаще понимается людьми, как жизненный взгляд, пропитанный мрачностью и печалью. Зачастую понятие пессимизм ошибочно приписывают личностям, которые пытаются быть реалистичными в выводах касательно окружающих вещей.

Пессимизм – это способ мировосприятия, который выражает подозрительность, негатив, недоверчивость личности. Этот способ мироощущения характеризуется угнетенным расположением духа, склонностью подчеркивать отрицательные аспекты действительности, переживанием бесцельности бытия, ощущением безысходности, слишком выраженной печальной реакцией на неуспехи.

Пессимизм распространённое явление, он отмечается у личностей различных профессий или социальных категорий, однако воспринимается большинством, как негативное явление, поэтому в обществе доминирует оптимизм. Жизнерадостность действительно помогает пережить трудности легче, это многим известно. Каждый способен избавиться от угнетающего пессимизма, отравляющего его счастливую жизнь.

Что такое пессимизм

Пессимизм, как способ мира считают отклонением, потому что большинство являются , то есть верят в любовь, добро и доброжелательность людей. Но пессимизм это не мрачность взглядов, это возможность быть в некоторых вопросах.

Чтобы оставаться эффективной личностью надо постараться совмещать качества обоих типов – пессимизма и оптимизма. Обобщенно это звучит так: «иметь позитивный настрой, надеяться на наилучшее, не отрицать возможность худшего результата».

Необходимость делать пессимистические прогнозы возникает, когда нужно учитывать всевозможные неприятности и выходить из сложной ситуации. Но при рассмотрении возможных перспектив, особенно при формировании собственной , необходимо настраиваться на оптимизм, чтобы увидеть лучшие варианты.

Пессимизм каждого человека выражается неодинаково. У некоторых проявляется в быстропроходящей и недлительной , у других это длится дольше. При наличии крайне выраженного пессимизма у человека отмечается отрицательное отношение к внешнему миру, он не просматривает в нём ничего хорошего. Несмотря на пессимистическое мировоззрение, не означает, что надо оставаться таким всю жизнь, принимать это за норму, не стараться менять качество жизни к лучшему.

Пессимизм считается болезнью, хотя не каждый мыслит о нём так глобально. Если человек всегда унылый, ходит с плохим настроением, мрачными мыслями, это заметно отражается на здоровье. Спокойные, оптимистичные личности чаще становятся успешными. Они расслаблены, уверенны, поэтому более здоровы. Ведь мысли реально материализуются, поэтому от них очень зависит текущая жизнь. Всё, о чём человек думает, притягивается к нему, поэтому если он ходит хмурым, не стоит удивляться, что и жизнь такая же. Чтобы быть счастливым человеком необходимо ощущать себя таким.

Причины пессимизма бывают самыми разными. Генетические причины пессимизма являются очень весомыми. Хоть насколько бы дискуссионным ни был вопрос, является ли пессимизм врожденной характеристикой. Раз о нём говорят, значит, в этом есть смысл. Даже если приверженцы этой идеи очень серьезны в своих утверждениях, они должны согласиться, что на это вполне можно повлиять. То есть генетическую расположенность ребенка к пессимизму можно скорректировать правильным воспитанием и соответствующей средой общения.

Причины пессимизма могут скрываться в особенностях воспитания. Родители легко могут воспитать пессимистическую личность сами того не желая. Так, они любят сравнивать ребенка с другими, акцентируя, что он хуже, указывать на каждую оплошность, подавляя при этом индивидуальность, но удовлетворяя своё желание воспитать его по-своему.

Деструктивным образом на психику ребенка воздействует также критика, если еще при этом присутствуют другие. Убеждая его, что он глупый, безответственный, невменяемый, бестолковый и не способный, это не поможет ему стать успешным и позитивным человеком. Немалое значение имеет жизненный уклад родителей. Отношение к жизни значительно воздействует на процесс формирования мировоззрения. Ребенку тяжело быть оптимистом, если у его родителей пессимистический жизненный настрой.

Довольно часто встречается ситуация, когда пессимизм буквально «передаётся» поколениями. Родители живут по жизненному укладу своих родителей, обучая эму своих детей. Если воспитание было очень строгим, тогда эту цепочку будет сложно прервать. Они просто не знают, как им жить по-другому. Хотя очень часто встречаются случаи, когда родители из неблагополучных семей становятся для своих детей стимулом для положительных изменений. Такие дети очень смелые, ведь они бросают вызов установившемуся жизненному укладу и поступают очень правильно, воспитывая своих детей иначе, в любви и радости.

Депрессии и стрессы также причины пессимизма. Даже очень успешного человека способен сломить постоянный стресс, переживание горя, неудач, потерь. Человек, переживший несчастье, не способен искренне радоваться жизни, по крайней мере, первое время, поэтому для него пессимизм становится образом мышления. Зависимо от личности период пессимистического настроения будет проходить дольше или меньше.

Также способна спровоцировать появление пессимистического настроения у человека. Однообразность дней становится испытанием, которое человек может не выдержать. Его личность «ломается» и он перестаёт видеть просвет в будущем.

Возраст также является фактором риска для возникновения пессимистического настроя. Оптимизм чаще ассоциируют с молодостью. В молодости есть возможность более резко изменить жизнь, поскольку есть больше сил и времени.

При наступлении кризиса среднего возраста силы, и время, да и здоровье становится уже не то. Человек начинает больше думать о старости и смерти, что конечно, не внушает оптимизма. Не все могут в силу природного оптимизма противостоять подобным перспективам, поэтому старость является отдельной причиной пессимизма. Хотя нередко можно встретить позитивных людей пожилого возраста, которых пессимизм обходит стороной, они не прекращают радоваться жизни.

Как избавиться от пессимизма

От пессимизма можно избавиться, но не за один день. Он становится образом жизни, образом человеческого мышления. Если человек понимает, что готов изменить жизнь, тогда должен научиться следовать рекомендациям.

Пессимисты в основном имеют . Поднять её можно обращаясь к простому способу: необходимо вспомнить достижения детства. Насколько сложным казалось когда-то научиться писать, пользоваться техникой, но всему ведь научились и школу окончили.

Перед сном необходимо анализировать каждый прошедший день, вспомнить все позитивные мгновения. Сначала покажется, что ничего подобного не происходило. Но, даже такие вещи, как вкусный обед, согревающий чай, тёплый ветер, сияющее солнце дарят положительные эмоции. Необходимо представлять себе, как в идеале должно было выглядеть будущее во всех деталях и между этим сфокусироваться над достижимыми вещами. Подумать, как замечательно провести время, что сделать такого, что могло бы принести душевное удовлетворение (рыбалка, пикник, спорт).

Стремление к переменам поможет бороться пессимистическому с его навязчивыми мрачными мыслями. Новые знакомства, непривычная обстановка поспособствуют вытеснению и негатива и вызовут любопытство. Периодически также необходимо заниматься новыми интересными занятиями.

Если пессимизм проявляется в основном при воспоминании о работе, видимо, пришло время, чтобы её сменить. Дать себе отдохнуть, выделить время, чтобы подумать, чем действительно можно заняться. Если накатывает волна плохого настроения, необходимо разобраться, почему так происходит, проследить связь изменения настроения и реальных обстоятельств, под воздействием которых оно изменяется.

Как избавиться от пессимизма? Необходимо отвлекаться от сильных переживаний о здоровье своём и близких. Если пессимистические мысли являются слишком изнуряющими и стали постоянными в жизни, тогда с ними тяжело справиться самому и следует обратиться к специалисту психологу.

Необходимо избегать негатива: не смотреть печальных и угнетающих фильмов, не читать политических новостей, избегать компании пессимистов. Следует делать всё точно наоборот – смотреть комедии, читать жизнеутверждающие истории, общаться с оптимистами. Главное, не терять надежды, выходить из того, что есть, развивать свои способности и заниматься любимым делом.

суперэффективный план того, как не проиграть, и в результате все живое на Земле превращается в пепел. В «Цельнометаллической оболочке» (Full Metal Jacket) Корпус морской пехоты сталкивается с нелегкой задачей: как убедить людей пренебречь присущим им от рождения внутренним запретом на убийство себе подобных. Самое легкое решение - «промыть мозги» новобранцам и заставить их поверить, что врага нельзя считать человеком: тогда убивать становится проще, даже если это твой инструктор по строевой подготовке. Кубрик знал: дай человечеству достаточное количество оружия, и оно убьет себя.

Выдающееся произведение - это яркая метафора, которая говорит: «Жизнь такая». На протяжении многих веков классики дают нам не решения, а понимание, не ответы, а поэтическую беспристрастность; они выявляют проблемы, выход из которых необходимо искать всем поколениям, чтобы оставаться людьми.

ИДЕАЛИЗМ, ПЕССИМИЗМ, ИРОНИЯ

Писателей и их истории можно поделить на три большие категории в соответствии с тем эмоциональным зарядом, которым обладают их управляющие идеи.

Позитивные кульминации сцены, эпизода или акта

Негативные кульминации сцены, эпизода или акта

КУЛЬМИНАЦИЯ

ПОСЛЕДНЕГО АКТА ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ

УПРАВЛЯЮЩАЯ ИДЕЯ

КУЛЬМИНАЦИЯ ПОСЛЕДНЕГО АКТА

ПЕССИМИСТИЧЕСКАЯ

УПРАВЛЯЮЩАЯ ИДЕЯ

КУЛЬМИНАЦИЯ

ПОСЛЕДНЕГО АКТА ИРОНИЧЕСКАЯ

УПРАВЛЯЮЩАЯ ИДЕЯ

Идеалистические управляющие идеи

Эти идеи присутствуют в фильмах с «хорошим концом», выражающих оптимизм, надежды, мечты человечества и позитивное представление человеческой души; они говорят о том, что жизнь такая, какой мы хотим ее видеть. Приведем несколько примеров.

«Любовь наполняет нашу жизнь, когда мы преодолеваем иллюзии разума и следуем своим инстинктам» - «Ханна и ее сестры» (Hannah and Her Sisters). В этой мультисюжетной истории несколько людей, живущих в Нью-Йорке, пытаются найти любовь, но безрезультатно, потому что постоянно думают, анализируют и пытаются расшифровать смысл таких вещей, как сексуальная политика, карьера, мораль или безнравственность. Однако постепенно они справляются со своими интеллектуальными заблуждениями и начинают прислушиваться к своему сердцу. И тогда каждый из них находит свою любовь. Это один из наиболее оптимистичных фильмов, созданных Вуди Алленом.

«Добро торжествует, когда мы обманываем зло» - «Иствикские ведьмы» (The Witches of Eastwick). Ведьмы изобретательно направляют грязные козни дьявола против него самого и обретают добро и счастье в виде трех розовощеких малышей.

«Смелость и талант человека одолевают враждебность природы». Фильмы о выживании, поджанрбоевика / приключенческого фильма, представляют собой истории «со счастливым концом», которые рассказывают о борьбе и выживании в природных катаклизмах. На грани гибели главные герои вступают в сражение с матерью-природой и выдерживают это испытание благодаря силе воли и находчивости: «Приключения Посейдона» (The Poseidon Adventure), «Челюсти» (Jaws), «Битва за огонь» (Quest for Fire), «Боязнь пауков» (Arachnophobia), «Фицкарральдо» (Fitzcarraldo), «Полет Феникса» (Flight of the Phoenix), «Выжить» (Alive).

Пессимистические управляющие идеи

Это истории с «плохим концом», выражающие скептицизм, чувство утраты и горя, показывающие упадок культуры и темные стороны личности человека - жизнь, которой мы страшимся, но знаем, что зачастую так и бывает.

Например: «Страсть приводит к насилию и разрушает нашу жизнь, когда мы используем людей в качестве объектов удовольствия» - «Танец с незнакомцем» (Dance with a Stranger). В этом фильме, снятом британскими кинематографистами, влюбленные считают, что им мешает классовое различие, хотя бессчетному количеству пар подобную проблему удается преодолеть. На самом деле суть конфликта в том, что их связь отравлена желанием владеть друг другом как объектом удовлетворения невротических желаний. В конце концов один из них добивается абсолютной власти над своим любовником - отнимает у него жизнь.

«Зло торжествует, потому что оно является частью человеческой натуры» - «Китайский квартал» (Chinatown). На первый взгляд это фильм о том, что богатые могут избежать наказания за совершенное ими убийство. Так действительно и происходит. Но на более глубоком уровне понимания можно рассуждать о вездесущности зла. В реальности добро и зло составляют равные части человеческой натуры, поэтому зло побеждает добро так же часто, как добро торжествует над злом. Каждый из нас одновременно и ангел, и дьявол. Если бы человеческая натура хотя бы слегка склонялась в сторону того или другого, все социальные дилеммы были бы разрешены много веков назад. Но из-за нашего раздвоения мы никогда не знаем, кем будем завтра: сегодня строим собор Парижской богоматери, а на следующий день - Освенцим.

«Несмотря на все усилия человечества, последнее слово остается за силами природы». Когда в сюжете о выживании контридея становится управляющей, речь идет о фильме «с плохим концом», где люди снова вступают в сражение с окружающей средой, но на этот раз победа остается за природой - «Скотт из Антарктики» (Scott of the Antarctic),

«Человек-слон» (The Elephant Man), «Землетрясение» (Earthquake) и «Птицы» (The Birds). Подобные фильмы встречаются довольно редко, потому что пессимистический подход связан с суровой правдой, которой некоторым хотелось бы избежать.

Иронические управляющие идеи

Это истории с «хорошим/плохим концом», отражающие наше ощущение сложной, двойственной природы существования и показывающие одновременно позитивное и негативное отношение к жизни, которая предстает в наиболее сложном и реалистичном проявлении.

Здесь происходит слияние оптимизма/идеализма и пессимизма/цинизма. История не выделяет их по отдельности, а рассказывает сразу обо всем. Идеалистическая идея «Любовь торжествует, когда мы жертвуем своими потребностями ради других» - фильм «Крамер против Крамера» (Kramer vs. Kramer) - объединяется спессимистической идеей «Любовь разрушает, когда преобладают личные интересы» - фильм «Война супругов Роуз» (The War of the Roses), и в результате появляется ироническая управляющая идея: «Любовь - это одновременно удовольствие и боль, сладкая мука и нежная жестокость, к которой мы стремимся, потому что без нее жизнь не имеет смысла», как в картинах «Энни Холл» (Annie Hall), «Манхэттен» (Manhattan), «Дурман любви» (Addicted to Love).

Непреодолимое стремление к обретению современных ценностей - успеха, богатства, славы, секса, власти - разрушит вас, но если вы вовремя поймете, в чем истинная правда, и откажетесь от своей навязчивой идеи, то сможете спастись.

До 1970-х годов «хороший конец» можно было определить примерно такой фразой: «Главный герой получает то, что хочет». В кульминационный момент объект желания главного героя превращался в своего рода трофей, оцениваемый в зависимости от степени риска, - любимый человек из мечты (любовь), мертвое тело злодея (справедливость), свидетельство достижения (богатство, победа), общественное признание (власть, известность), - и герой его получал.

Однако в 1970-е годы Голливуд создал весьма ироничную версию истории успеха,сюжет искупления, в котором главные герои стремятся к таким однажды признанным ценностям, как деньги, известность, любовь, выигрыш, успех, но делают это с чрезмерным упорством и безрассудством, что приводит их на грань саморазрушения. Они готовы пожертвовать если не жизнью, то по крайней мере своими человеческими качествами. Однако им удается осознать разрушительную природу своей одержимости, остановиться на краю пропасти, а затем броситься прочь, отказавшись от того, о чем грезилось. Эта модель обуславливает появление ироничного финала: в кульминационный момент главный герой жертвует своей мечтой (позитивное), той ценностью, которая превратилась в разрушающую душу одержимость (негативное), чтобы вернуться к честной, разумной и уравновешенной жизни (позитивное).

«Бумажная охота» (The Paper Chase), «Охотник на оленей» (The Deer Hunter), «Крамер против Крамера» (Kramer vs. Kramer), «Незамужняя женщина» (An Unmarried Woman), «10» (10), «Правосудие для всех» (And Justice for All), «Язык нежности» (Terms of Endearment), «Электрический всадник» (The Electric Horseman), «Уйти красиво» (Going in Style), «Телевикторина» (Quiz Show), «Пули над Бродвеем» (Bullets Over Broadway), «Король-рыбак» (The Fisher King), «Большой каньон» (Grand Canyon), «Человек дождя» (Rain Man), «Ханна и ее сестры» (Hannah and Her Sisters), «Офицер и джентльмен» (An Officer and a Gentleman), «Тутси» (Tootsie), «Кое-что о Генри» (Regarding Henry),

«Обыкновенные люди» (Ordinary People), «В трезвом уме и твердой памяти» (Clean and Sober), «Северный Даллас, сорок» (North Dallas Forty), «Из Африки» (Out of Africa), «Бум вокруг младенца» (Baby Boom), «Доктор» (The Doctor), «Список Шиндлера» (Schindler"s List) и «Джерри Магуайер» (Jerry Maguire) - все эти фильмы держатся на иронии, и каждый из них выражает ее оригинально и ярко. Как видно из названий, эта идея всегда притягивала тех, кто решал судьбу премии «Оскар».

С точки зрения техники кульминационное действие в данных фильмах выполнено очень интересно. Исторически сложилось так, что позитивная концовка представляет собой сцену, в которой главный герой совершает действие, позволяющее ему получить то, что он хочет. Тем не менее во всех названных картинах главный герой или принимает решение не следовать своей навязчивой идее, или отказывается от того, к чему раньше стремился. Он (или она) одерживает победу, «проигрывая». Подобно решению загадки дзэн-буддизма о звуке хлопка, выполняемого одной ладонью, сценарист каждый раз вынужден был добиваться того, чтобы отсутствие действия или негативное действие казалось позитивным.

В кульминации фильма «Северный Даллас, сорок» (North Dallas Forty) во время «Матча звезд» крайний нападающий Филлип Элиот (Ник Нолти) разводит руки в стороны, позволяя футбольному мячу отскочить от своей груди и показав этим жестом, что он больше не играет в эту детскую игру.

«Электрический всадник» (The Electric Horseman) заканчивается сценой, когда бывшая звезда родео Сони Стил (Роберт Редфорд), который теперь торгует в розницу хлопьями для завтраков, отпускает на волю призового жеребца своего спонсора, символически освобождая себя от жажды славы.

«Из Африки» (Out of Africa) - это история женщины, живущей в соответствии с правилом 1980-х годов: «Я есть то, что имею». Первые слова Карен (Мерил Стрип) звучат так: «У меня была ферма в Африке». Героиня перевозит свою мебель из Дании в Кению, чтобы построить здесь дом и плантацию. Накрепко связывая себя с тем, чем владеет, она называет работников «своими людьми», пока ее возлюбленный не замечает, что на самом деле эти люди не являются ее собственностью. Когда муж заражает ее сифилисом, она с ним не разводится, поскольку воспринимает себя в качестве «жены», которая «обладает» мужем. Однако со временем она понимает: мы не то, что имеем; мы - это наши ценности, таланты, умение что-то делать. Когда ее возлюбленного убивают, она скорбит, но не чувствует себя потерянной, потому что она - не он. Пожав плечами, она оставляет мужа и дом, отказываясь от всего, что у нее есть, но обретая себя.

«Язык нежности» (Terms of Endearment) рассказывает о другой мании. Аврора (Ширли Маклейн) живет, следуя эпикурейской философии, согласно которой счастье означает отсутствие страданий, а секрет жизни заключается в том, чтобы избегать всех негативных эмоций. Она отказывается от двух известных источников душевных мук - карьеры и любовников. Она так боится боли, которую причиняет старение, что носит одежду, более подходящую женщине моложе ее лет на двадцать. Ее дом выглядит нежилым и напоминает кукольный домик. Единственная связь с жизнью - телефонные разговоры с дочерью. Однако когда ей исполняется пятьдесят два года, она начинает понимать, что глубина испытываемой в жизни радости прямо пропорциональна той боли, которую мы готовы перенести. В последнем акте героиня отказывается от пустоты жизни без боли и выбирает детей, любовника, возраст и все те удовольствия и огорчения, которые они несут с собой.

Второй пример - негативная ирония:

Если вы не откажетесь от навязчивой идеи, то сможете добиться исполнения своего желания, но потом это вас уничтожит.

«Уолл-стрит» (Wall Street), «Казино» (Casino), «Война супругов Роуз» (The War of the Roses), «Звезда-80» (Star "80), «Нэшвилл» (Nashville), «Телесеть» (Network), «Загнанных

“Стоический пессимизм” Как принцип устойчивости душевного состояния

Не только надежда, но и пессимизм могут удерживать человека в жизни. Причем пессимизм - это тоже способ избавиться от пут надежды, правда, без счастливых мгновений, как это возможно при избавлении от надежды при "жизни одним днем". Надежда - ожидание лучшего. Пессимизм - ожидание худшего. Привлекательность пессимистического взгляда на жизнь - в полном избавлении себя от такого верного спутника несчастья, как разочарование. Более того, когда мы решительно ничего хорошего от жизни не ждем, то мы не только избавлены от разочарований, но и можем с радостью удивляться благоприятным событиям, поскольку они будут происходить сверх наших пессимистических ожиданий. В этом, думаю, смысл выражения: "чем хуже, тем лучше". Когда у нас все неплохо, мы можем сохранять надежду и в меру страшиться бед. Когда нам становится все хуже и хуже, наступает момент, когда единственным выходом может быть только, как я бы сказал, "стоический пессимизм".

Замечу, что есть и дополнительные толкования феномена "чем хуже, тем лучше". Например, он объясняется тем, что "чем безысходнее ситуация, тем легче ее преодолеть, чем меньше привязанность к настоящему, тем больше упование на будущее" [Анисимова, 1994]. Думаю, более чем сомнительно то, что легче преодолеть более безысходную ситуацию. Не легче, а просто в силу безвыходности ситуации либо преодолевается скорейшим образом, либо человек погибает. Дополнительно к этому надо сказать, что в безысходной ситуации ломка жизни такова, что резко увеличивается вариантность путей дальнейшего развития, т.е. больше "спектр" надежд.

Пессимизм имеет в первую очередь интеллектуальное измерение. Это знание, это взгляд на мир, это особое мировоззрение, когда человек видит в настоящем мире преимущественно зло, и предвидит в будущем мире преимущественно неблагоприятные для жизни обстоятельства. В экзистенциальном измерении к пессимизму присоединяется чувственное отношение к неблагоприятным событиям -спокойное без страха или тревожное со страхом.

Пессимизм, сочетающийся со спокойным, стоическим отношением к жизни, - не худший вариант экзистенциального состояния человека. Такой вариант пессимизма я назвал "пессимизм стоический". Античные стоики учили, что миром правит высший разум -Логос, и человек не в силах влиять на обстоятельства своей жизни, но человек имеет силы над ними духовно возвыситься. В этом случае человек не разочаровывается от встречающихся неприятностей и сохраняет душевное равновесие. В философии Шопенгауэра проповедуется отрешение от мира людей как источника зла; философ говорил, что человек в жизни может сделать выбор только между одиночеством и пошлостью. Пессимизм Шопенгауэра можно отнести к "пессимизму стоическому". Шопенгауэр писал, например, что самоубийство - величайшая глупость, которую делает разочаровавшийся в жизни человек. Это все равно, как если бы человек кончает жизнь самоубийством от страха неизлечимой болезни как раз тогда, когда нашлось целительное лекарство. Ожидание худшего в жизни -лучшее по Шопенгауэру состояние.

Другими словами, пессимизм является неплохой философско-мировоззренческой терапией: он поддерживает жизненный тонус, избавляя от череды разочарований, радуя неожиданными очарованиями. При этом необходимо условие - это должен быть "пессимизм стоический", то есть ожидание худшего должно сочетаться с силой духа, отсутствием страха перед ожидаемыми невзгодами, бедами, моральным и физическим злом во всех проявлениях. Таким образом, человек даже при крайне неблагоприятных, "обвальных" событиях в его жизни может сохранить жизненный душевный тонус, даже распростившись с надеждой, если он принял позицию стоического пессимизма.

Если пессимизм сочетается со страхами от ожидаемых невзгод, то это уже пессимизм, который можно назвать упадническим. При пессимизме упадническом, если человек атеист, его удерживает в жизни только животный инстинкт самосохранения и ответственность перед близкими; если он христианин, - самоубийство - смертный грех и это душевно-духовное метафизическое чувство, конечно, неизмеримо более сильный фактор, чем инстинкт или рационализация необходимости жить.