Кто является святым покровителем ирландии. Святитель патрикий, просветитель ирландии. Не был ирландцем

Ежегодно 17 марта отмечается День святого Патрика – покровителя Ирландии. Праздник Святой Патрик уже давно приобрел большую популярность далеко за пределами Изумрудного острова. 17 марта часть жителей Аргентины, Великобритании, России, США, Японии и других стран становятся “немного ирландцами”.

Святой Патрик. Как всё начиналось.

В конце IV в. в Британии, находившейся тогда под римским владычеством, в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы родился сын – Мэвин Суккат, которого впоследствии весь мир узнал как святого Патрика. Несмотря на то, что его отец был дьяконом местной церкви, Мэвин в ранние годы своей жизни не был приверженцем веры в единого бога. Святой Патрик был захвачен в плен пиратами когда ему исполнилось 16 лет. Его продали в рабство в Ирландию, где он шесть лет пас скот.

Именно там он пришел к христианской вере. Согласно преданию, бог указал ему, как спастись из плена, благодаря чему Мэвин вернулся в Британию, некоторое время перед этим проведя в монастырях Галлии (современная Франция). В Британии ему было видение, которое предписывало ему вернуться в Ирландию, чтобы обратить ее жителей в христианство.

Мэвин вернулся в Галлию, где завершил свое образование, был рукоположен в дьякона под именем Патрик, позже был возведен в сан епископа. Папа Римский Целестин II благословил Патрика на христианизацию Ирландии, и в 30-е гг. V в. будущий святой начал свою миссию.

Считается, что особенность установления христианства в Ирландии состояла в том, что оно стараниями Патрика было принято практически бескровно.

С личностью святого Патрика и его деятельностью в качестве миссионера связано много легенд. Так, считается, что именно Святой Патрик принес письменность в Ирландию, а также изгнал с острова всех змей. В Ирландии действительно не обитают змеи. Ученые объясняют этот факт тем, что в период распространения змей по территории различных материков Ирландия уже была островом. Кроме того, широкое распространение получила легенда о том, как он объяснял язычникам догмат о Троице на примере листка клевера (бог един в трех лицах, как три листка, растущие от одного стебля). Также считается, что за твердость веры бог обещал Патрику, что Ирландия уйдет под воду за 7 лет до конца света, чтобы избежать горя и бедствий, и что святой сам будет судить ирландцев в день Страшного суда.

Умер Патрик 17 марта 493 (по другой версии, 461-го) года. Он был канонизирован до разделения Церкви на западную и восточную, поэтому как святой почитается в обеих. Однако почитание в православных церквах носит местный характер, поскольку вопрос с общим почитанием не решен. Помимо Ирландии, св. Патрик покровительствует Нигерии, поскольку христианство там проповедовали в основном ирландские миссионеры.


Святой Патрик это национальный праздник Ирландии.

Ирландцы начали отмечать День святого Патрика в качестве своеобразного национального праздника еще в X‑XI вв., причем не только на территории Ирландии, но и в других европейских странах, где была ирландская диаспора.

В начале XVII в. этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если день памяти святого выпадает на Страстную неделю (неделя перед Пасхой). Светский праздник практически во всех странах проводится 17 марта, в некоторых он растягивается на несколько дней.

В 1903 г. День Святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии.

В этом же году был издан закон, предписывающий закрывать бары и пабы 17 марта из‑за чрезмерного употребления гражданами алкоголя (закон был отменен в 1970е гг.). Впоследствии 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре (канадская провинция), а также на острове Монтсеррат (остров в Карибском море, территория Великобритании).

С празднованием Дня Святого Патрика связано множество различных традиций, как христианских, так и народных. Вот, к примеру, к христианским традициям относится ежегодное восхождение паломников на святую гору Croagh Patrick, на которой святой молился и постился 40 дней. Также христианским считается обычай прикреплять в этот день к одежде трилистник.

17 марта - , один из ярких весенних праздников в канадском Монреале. Улица Сент-Катрин в Монреале традиционно собирает на парад тысячи участников и зрителей, а после зажигательного шествия в уютном ирландском пабе вы услышите не одну легенду о святом Патрике.

Коллекция И.Лапиной

Коллекция И.Лапиной

Коллекция И.Лапиной

Ни один национальный праздник не получил такого широкого признания за пределами родины, как День святого Патрика. Маленький европейский остров дал миру самое большое количество иммигрантов. Многие из них выбрали Монреаль. Каждый ирландец с горсткой родной земли увозил с собой в эмиграцию и самый дорогой его душе праздник. Впрочем, теперь этот праздник неофициально отмечают во многих странах мира.

Листая странички интернета я удивилась, что в последние годы парад в честь св. Патрика проходит не только в Ирландии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, где живут потомки ирландских иммигрантов, но и в Хорватии, на Кипре, в Дании, Норвегии, Германии, Италии, Нидерландах, в Турции и даже в Москве! Первый ирландский парад в Москве состоялся в 1992 году.

Традиционно в мартовские дни Монреаль, еще не вырвавшийся из зимнего плена, окрашивается в зеленые цвета: зеленые флаги и шляпы, зеленые веточки, зеленые попоны на собачках, зеленые парики на парнях и девушках. На щечках малышей - зеленые трилистники. И даже пиво пьют зеленого цвета. На празднике – все, как положено: в небо летят зеленые шары, в толпу - зеленые конфеты, в золоченой карете едет Королева праздника в сопровождении свиты принцесс, маршируют духовые оркестры, которые не могут обойтись без знаменитой волынки.

Монреальский парад – один из старейших и самых больших в Северной Америке. Он проходит в Монреале с 1824 года уже 186 раз (2010 г). В первый год пребывания в Квебеке я разговорилась с одной женщиной, стоявшей рядом: "Я люблю этот праздник, хотя я и не ирландка. В этот день все люди ощущают себя братьями. Они забывают о своих религиозных разногласиях, национальной неприязни, языковых проблемах. В это день мы все - ирландцы ". И как символ дружбы подарила мне значок с надписью "Сегодня я- ирландец". А какой-то мужчина, по-моему, поляк, предложил моему мужу пиво. Потом мы все вместе пошли в ирландский паб, пили ирландский кофе, щедро сдобренный ирландским ликером, и танцевали джигу.

Почему праздник носит имя святого Патрика? Расспросив любезных горожан, вы услышите не одну романтическую легенду. А впрочем, все это было на самом деле. И святой Патрик не выдумка, а реальный человек. Вот только могилы у него в Ирландии почему-то две: к ним тянутся паломники, на них всегда свежие цветы.

Дело в том, что о происхождении и жизни главного покровителя Ирландии, достоверно известно очень мало, если не сказать - практически ничего. Некоторые историки утверждают, что св. Патрик – это вообще "собирательный образ", основанный на легендах, как минимум, о двух священниках. Даты рождения и смерти вызывают споры. Многие утверждают, что св. Патрик умер в возрасте 120 лет!

По легенде, святой с помощью трехлистного клевера объяснял людям понятие Святой Троицы. "Так же, как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах", - эти слова святого Патрика уже стали хрестоматийными.

Но у Дня святого Патрика есть и языческие мотивы: лепреконы, герои ирландских сказок, владеющие спрятанным в горшках золотом. Ирландские легенды гласят, что лепреконы населяли остров еще до прихода туда кельтов. Их традиционное ремесло – пошив и ремонт обуви, они носят шляпу и кожаный фартук. Поэтому их еще называют башмачниками. Если удачливый искатель сокровищ поймает лепрекона, то это существо должно рассказать ему, где спрятаны сокровища.

Впрочем, если вы вдруг поймаете башмачника, то помните, что доверять ему полностью нельзя: они очень хитрые и могут легко обмануть доверчивого искателя сокровищ. Лепреконы вошли в празднование Дня святого Патрика совсем недавно. Компаниям, которые продают открытки к празднику, требовался симпатичный нарисованный персонаж, чтобы привлечь внимание покупателей. Суровый, хотя и добрый проповедник святой Патрик не совсем подходил для этой роли.

Одна из самых красивых легенд о святом Патрике связана с изгнанием им из Ирландии всех змей. На самом деле, это не стоит воспринимать буквально. У древних кельтов был бог плодородия Сернуннос, изображавшийся в виде змеи. Патрик "запретил" "змеиного" бога, а не изгнал настоящих змей, поскольку змей в Ирландии никогда не было.

Возвращаясь в Монреаль, отметим, что здесь много достопримечательностей, памятных мест, связанных с ирландцами. Ирландских историй и легенд наберется на целую книгу. Поведаем вам две из них.

В Монреале есть особое место, где можно постоять на подлинной ирландской земле! В 1893 году Патрик Джон Рафферти привез со своей родины 200 тонн (!) земли и сбросил ее позади своего монреальского дома на улице Нотр-Дам-Ист (район Ошлага). Добряк Рафферти поделился ирландской землей с соседом Денисом Мерне. Мерне завещал похоронить его в ирландской земле. На кладбище Нотр-Дам-де-Неж его могила (лот N 316 секция Н) - это маленький клочок земли, привезенной из Ирландии.

И все же самым ирландским местом города является скромный монумент у въезда на мост Виктория. "Ирландский камень" - наиболее простой из монументов в Монреале, но и наиболее впечатляющий. Эта глыба стоит на страже останков ирландских иммигрантов, похороненных под ней и поблизости. Каждый проезжающий по улице Бридж, может остановиться и подойти к этому камню, на котором золотыми буквами написаны следующие слова:

Охраняйте от осквернения
Останки 6000 иммигрантов,
которые умерли от корабельной лихорадки
в 1847 - 48 годах
Этот камень
воздвигнут рабочими
Пето, Брасси и Беттс,
занятыми на строительстве
моста Виктория
1859 год

Это случилось неожиданно. Группа рабочих, которая рыла котлован у берега, там, где сейчас начинаются пролеты моста Виктория, наткнулась на массовые захоронения людей. Сильно разволновавшись, строители прекратили работы и вызвали управляющего. Когда, спустя несколько дней, они узнали причину столь массовых захоронений, порыв у всех был единым. Рабочие стали бережно выносить останки людей на более высокое место, недоступное для размыва речному потоку.

Каждый день из уст в уста передавались новые печальные подробности о том, как десятью годами ранее умирали в этом месте приезжающие в Монреаль иммигранты из Европы. Смахивая скупые слезы, рабочие, многие из которых тоже были иммигрантами, собрали вместе останки тысяч людей. Так возникла братская могила, и достойным памятником над ней стала громадная природная глыба, которую с большим трудом, сдирая в кровь мозолистые ладони, удалось поднять с ложа реки.


17 марта - День святого Патрика - Национальный праздник Ирландии, который многие годы отмечается по всему миру. А недавно на заседании Священного синода в Даниловом монастыре в Москве было принято решение, что РПЦ будет отмечать день этого святого ежегодно 30 марта. В этом обзоре малоизвестные и весьма любопытные факты об этом Святом, день которого празднуют без особой святости.

1. 17 марта - день смерти


Святой Патрик - святой католической церкви, праздник в честь которого отмечается в день его смерти и вознесения на небо, а не в день его рождения. Большую часть своей земной жизни Патрик обращал язычников Ирландии в христианство. Святой Патрик умер 17 марта 461 г.н.э.

2. Не был ирландцем


Хотя сегодня Святого Патрика считают покровителем Ирландии, сам он не был ирландцем, и даже не был рожден на изумрудном острове. Родители Патрика были римлянами и жили на территории современной Англии, а если точнее - то в Шотландии или Уэльсе (ученые не могут прийти к согласию, где именно). Он родился в 385 году нашей эры. К тому времени, большинство римлян были христианами, и христианская религия быстро распространялась по всей Европе.

3. Рабство


В возрасте 16 лет Патрика похитили ирландские разбойники, которые продали его в рабство. Он прожил несколько лет в Ирландии, пас овец, а в возрасте 22 лет ему удалось бежать. После этого он добрался до монастыря в Англии, где и провел 12 лет.

4. Трилистник - символ Святой Троицы


Многие утверждают, что трилистник представляет собой веру, надежду и любовь, но он на самом деле использовался Патриком, когда он рассказывал ирландцам о Святой Троице, т. е. на примере трилистника он объяснял, как Отец, Сын и Святой Дух могут быть отдельными личностями и одновременно единым целым. Очевидно, что языческие правители Ирландии сочли Патрика убедительным, поскольку быстро приняли христианство.

5. Изгнание змей из Ирландии


Согласно легенде, Святой Патрик изгнал всех змей (или в некоторых переводах «жаб») из Ирландии. На самом деле нет никаких доказательств того, что змеи вообще существовали в Ирландии, поскольку там для них слишком суровый климат. Некоторые ученые предполагают, что термин «змеи» может быть образным и ссылаться на языческие религиозные верования и практики.

6. Не зеленый... Синий!


На самом деле со Святым Патриком ассоциируется синий цвет, а не зеленый, как это принято считать. На ряде работ, изображающих святого, можно увидеть его синие одежды. Король Генрих VIII первым использовал в качестве флага Ирландии золотую арфу на синем фоне. С того времени синий стал символом страны.

Зеленый цвет начал ассоциироваться со страной гораздо позже, предположительно, из-за ее зеленых пейзажей (в Ирландии очень большое количество осадков). Сегодня страна также известна как «Изумрудный остров».

7. Трилистник не является символом Ирландии


Трилистник - популярный ирландский символ, но он не является символом Ирландии. Уже в период средневековья на ирландских надгробиях и рукописях появилось изображение арфы. Тем не менее, ученые уверены, что арфа была популярна в ирландских легендах и культуре даже задолго до этого периода. В средневековый период арфа символизировала Ирландию.

Король Генрих VIII использовал изображение арфы на монетах уже в 1534 г. Позже, арфа была использована на ирландских флагах и ирландских гербах. Арфа также использовалась как символ ирландского народа во время их долгой борьбы за свободу. Когда Ирландия стала независимой страной в 1921 году, арфа стала национальным символом.

8. В США больше ирландцев, чем в Ирландии


По оценкам, около 34 миллионов американцев имеют ирландские корни. Некоторые из них являются чистокровными ирландцами, то есть они или их родители приехали из Ирландии, но гораздо больше людей имеют сегодня смешанное происхождение. В самой Ирландии живут всего 4,2 миллиона человек.

Объясняется это «картофельным голодом» в Ирландии, когда миллионы ирландцев покинули страну, эмигрировав в США. Переселение ирландцев продолжалось на протяжении большей части XIX века.

9. День Святого Патрика в России


К слову, в этом году РПЦ приняла решение тоже отмечать День святого Патрика. Но не сегодня, а 30 марта (17-го по старому стилю). Для православных верующих новый праздник придется на Великий пост. Впрочем, Церковь предполагает, что в этот день люди будут не танцевать и пить, а все же ходить на службы и молиться. Протоиерей Александр Сорокин, председатель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятель Феодоровского собора в паять 300-летия Дома Романовых: «Святой Патрик, Святой Патрикий - по-славянски. Почитание этого святого в РПЦ началось не сегодня. И даже не позавчера. А совсем давно, когда наши церкви еще составляли единое целое, восточные и западные церкви ».

10. 17 марта, до 1970 года, не пили


Помимо зеленого цвета, День Святого Патрика ассоциируется с алкогольными возлияниями. Тем не менее, в Ирландии с 1903 по 1970 годы День Святого Патрика считался религиозным праздником. Все пабы были закрыты в течение дня. Это было отменено в 1970 году, когда День Святого Патрика был классифицирован как национальный праздник.

Recordid=33844#frame width="640" height="360" src="https://www.youtube.com/embed/tWkFGZSDFHE" frameborder="0" allowfullscreen>

Лучше всего в этот день, конечно, оказаться в Дублине! А знакомство с эти городом можно начать, посмотрев .

Апостол Крайнего Запада святой Патрикий (Патрик) родился в Британии около 383 года в галло-римской семье, которая уже давно приняла христианство. Его отец Кальпурний был диаконом и в то же время исполнял обязанности декуриона. У него было процветающее поместье, и он позволил сыну провести первые годы жизни легкомысленно, нисколько не заботясь о божественных предметах.

Когда Патрикию было 16 лет, его вместе со многими другими жителями округи взяли в плен пираты. Они продали его в Ирландию одному землевладельцу, который поручил Патрикию охранять в горах свои стада. Суровые условия изгнания в этих чужих краях, бывших почти полностью во власти язычества, а также общение с природой обратили его сердце к Богу. Он начал вести жизнь, полную покаяния, пребывая дни и ночи в молитве на коленях на замерзшей или размокшей от дождей земле, и не испытывал при этом никаких страданий, настолько его душа была полна божественным утешением.

Через шесть лет плена, превратившегося в райское блаженство, он однажды ночью услышал голос, который сказал ему: «Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль!» Полностью доверившись, он совершил тогда побег и, пройдя наугад больше 320 километров, достиг порта и сел на корабль языческих торговцев.

Через три дня они высадились в пустынном и неизвестном краю и отправились на поиски какого-нибудь поселения. Они странствовали почти месяц, терзаемые голодом, и наконец попросили Патрикия обратиться к его Богу, чтобы Он спас их. Как только юный христианин воздел руки, сразу появилось стадо свиней - люди смогли убить нескольких животных и насытиться. После различных бедствий Патрикию удалось достичь родины, где он снова был захвачен пиратами, но два месяца спустя вновь обрел свободу, как ему было предсказано раньше.

Когда он возвратился в отчий дом, ему было видение: перед ним предстал некий небесный муж по имени Викторий и показал пачку писем. Он открыл первое и прочитал: «Глас Ирландии! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас». Патрикию послышались тогда голоса людей из Фоклутского леса, где он провел годы своего плена. Почувствовав в этом призыв Божий, он решил подготовить себя к просвещению этих варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет провел святой Патрикий в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона.

Когда святой Герман вернулся из поездки в Британию, где боролся с еретиками-пелагианами (429), перед ним вновь встала неотложная задача: найти миссионеров для Ирландии. Чуть ранее папа Келестин I (431) рукоположил диакона Римской Церкви святого Палладия в епископа, дабы он организовывал рассеянных по Ирландии христиан и управлял ими. Палладий немедленно столкнулся с большими трудностями, основал всего лишь три церкви, а через несколько месяцев был настигнут смертью. Поэтому святой Патрикий принял посвящение в епископа из рук святого Германа, дабы нести свет истины варварам Ирландии. Действительно, он был хорошо подготовлен к выполнению этой задачи не только потому, что его призвал Бог, но и потому, что он знал язык и нравы этих племен. Помня о грехах юности, он не решался принимать рукоположение, но новое видение утвердило его в том, что такова воля Божия.

Во главе небольшого числа клириков он высадился на острове в том самом месте, куда приплыл и святой Палладий. Святой Патрикий не мешкая отправился на большое собрание, которое регулярно устраивали предводители родов. Перед свирепыми воинами он произнес смелую проповедь о Христе. Ему удалось обратить некоторых старейшин, а вслед за ними и людей из их племен. Миссионеры получили земельные участки, чтобы основать там церкви и монастыри. Святой Патрикий обошел всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Именно так он смог обратить королей Дублина, Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта.

Проповедник столкнулся, однако, с противодействием жрецов-друидов, которые использовали против апостола колдовство. Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие, сделал их бессильными и даже обратил некоторых ко Христу. Новообращенные стали затем благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев.

После проповеди в королевстве Ориэл он основал монастырь в Армаге, который впоследствии стал архиепископской кафедрой Ирландии. Именно из этой обители начинались его длительные миссионерские поездки. Патрикий противостоял насилию, угрозам и каким бы то ни было опасностям с полным пренебрежением к своей жизни и пересекал эти негостеприимные земли, позволяя Богу говорить через него с людьми. Проповедник не придавал никакого значения собственным способностям, и, несмотря на то, что он пренебрегал законами риторики, его речь, насыщенная цитатами и отсылками к Священному Писанию, обладала божественной силой приводить людей ко Христу. Среди покоренных проповедью святого Патрикия были, помимо простых людей, также барды-филиды. Барды были одной из высших каст кельтского общества в Ирландии, хранителями и интерпретаторами священных устных преданий народа и по своему положению были близки языческим жрецам. Они, став монахами, отдавали служению Благой Вести свои поэтические таланты. Их песнопения были столь прекрасны, что, как говорили, ангелы преклонялись с небесной высоты, чтобы их послушать.

Для устроения новой Церкви святой Патрикий рукополагал священников и епископов, относясь с уважением и мудростью к самобытному характеру ирландского народа. Кафедры его епископов располагались, как правило, не в городах, а в монастырях, которые при следующих поколениях достигли расцвета и превратили Ирландию в новую Фиваиду. Из них вышло множество монахов, смелых миссионеров и неутомимых путешественников, внесших значительный вклад в дело нового просвещения Европы Благой Вестью после варварских нашествий .

Святой Патрикий никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, был ли он в одном из этих монастырей-епископий или в путешествии. Правило состояло в прочитывании вслух всей Псалтири, вместе со всеми библейскими песнями, а также других богодухновенных текстов, таких как Откровение святого Иоанна Богослова. Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался перед ним. В миссионерских поездках он не раз мог быть убит своими противниками, но ангел Ирландской Церкви избавлял его от опасности ради пользы верующих.

Познав лично страдания, причиняемые рабством, Патрикий стал защитником населения, подвергавшегося нападениям пиратов. Он отлучил Коротика, предводителя отряда бриттов, который, высадившись на землях племени, крещенного накануне, убил некоторых из новообращенных, а других захватил для продажи в рабство. Несколько месяцев спустя Коротик, отказавшийся раскаяться, был поражен умопомешательством и умер в отчаянии.

По прошествии почти 30 лет епископского служения святой Патрикий, которому было уже 80 лет, написал в своей «Исповеди»: «Я исповедую это пред моим Господом и не испытываю чувства стыда в Его присутствии: с того времени, как я узнал Его в юности, любовь Божия росла во мне, и вплоть до сего дня, по благодати Господней, я сохранял веру… Он, Который так часто прощал мне мою глупость и небрежность в ответ на то, что Святой Дух мне внушал, помилует меня благодаря тысячам и тысячам людей, потому что Он видел, что я нахожусь в Его власти. Пусть на то будет воля Божия, чтобы мои чада превзошли меня в делах возвышенных и в плодах спасения! В этом будет для меня слава, поскольку сын мудрый радует отца (Притч. 10: 1). Мои возлюбленные, я искал вас, а не ваши богатства. То, что мне давали даром, я так же и раздавал: вам - ваши блага, а себе - утомление и опасности, и я шел к вам и повсюду ради вас, и даже в те края, куда никто никогда не приходил крестить. По благодати Божией ради вашего спасения я все перенес в трезвении и великодушии… Христос Спаситель стал бедняком ради нас, и я, бедный и несчастный, каждый день ожидал, что меня убьют, что я попаду в ловушку или буду обращен в рабство, но благодаря небесным обещаниям я не боялся ничего из всего этого, предав себя в руки Всемогущего Бога, Который выбрал меня для выполнения этой задачи… Как я воздам Ему за все Его благодеяния по отношению ко мне? И если мне удалось совершить какое-нибудь доброе дело для моего Бога, Которого я люблю, пусть никто не говорит, что это сделал такой невежда, каким я являюсь, но это был дар Божий. Я просил Его разрешить мне пролить свою кровь за Его имя: пусть даже я был бы лишен могилы, и мой труп, разодранный в клочья, был бы оставлен на корм птицам и в добычу хищным зверям» .

Прежде своего упокоения, о котором ему возвестил Бог, Патрикий предпринял последнюю поездку, дабы проверить церковные дела. Увидев на краю дороги куст, который горел, не сгорая, он приблизился и услышал слова ангела, возвестившего ему, среди прочих обещаний, что он будет судить ирландский народ в последние дни.

17 марта 461 года святой прибыл в местечко Саул, в области Улад (Ольстер). Там он почил в мире, сопровождаемый гимнами небесных воинств. Тело Патрикия положили на повозку, которую влекли два диких быка. Они остановились в некоем месте, которое было названо впоследствии Даун-Патрик . Там ему вырыли могилу.

Благодаря трудам святого Патрикия Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться Островом святых. Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрикию посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Который проводится в честь знаменитого покровителя этой страны. По легенде, именно он принёс в страну христианство, искоренив язычество, а ещё он прогнал с острова змей. Для ирландцев это весёлый, красочный, весенний праздник.

Когда Патрика празднуется? Происходит это ранней весной, 17 марта, когда молодые листья и трава отличаются особой свежестью и зеленью. Хотя изначально этот праздник отмечался только в Ирландии, сейчас традиция распространена по всему миру.

Известная шутка гласит: "В этот день каждый, кто захочет, может стать ирландцем". Каковы же обычаи этого праздника?

История возникновения легенды

Хотя считается, что христианизацию Ирландии провёл именно святой Патрик, есть признаки того, что эта религия существовала там и до него. Более того, некоторые учёные вообще склонны считать, что святой Патрик - это не более чем персонаж легенд. Достоверно известно, что в 373 году нашей эры в Британии родился мальчик Мэвин Суккат. Он был весьма далёк от христианства, но в шестнадцать лет его взяли в рабство и увезли в Ирландию. Именно в условиях тяжкой неволи он пришёл к религии, и новая вера помогла ему выжить.

Когда же наконец ему удалось освободиться, он уехал в Галлию, где стал служителем церкви и получил имя Патрик. После чего вернулся в родную страну в качестве миссионера, проповедуя христианство.

Обычаи праздника

Несмотря на то, что, по логике, День святого Патрика тесно связан с христианством, этот праздник является переплетением как языческих, так и христианских традиций. К почитанию деяний святого, например, можно отнести восхождение на гору Кро-Патрик, на которой, по легенде, святой изгнал всех змей из страны.

Еще одна дань христианству - украшение домов и одежды зеленым трилистником, который символизирует крест.

К народным традициям относится то, что в День святого Патрика нужно выпить хотя бы рюмку спиртного в ирландском пабе, а перед этим нужно положить в неё листик трилистника. Это называется «осушить трилистник». После этого обязательно нужно вынуть лист из рюмки и выбросить через левое плечо.

Традиционный цвет одежды в этот день - зелёный. Он символизирует Ирландию, весну и трилистник. Вообще, ирландцы руководствуются правилом: чем больше зеленого - тем лучше! А в Чикаго даже реку каждый год красят в зеленый цвет!

В День святого Патрика в Ирландии и по всему миру устраиваются массовые парады в экстравагантных костюмах, в которых принимают участие и знаменитые духовые оркестры с волынками.

Кроме всего этого, неизменным образом праздника являются лепреконы - мифические персонажи, у каждого из которых, по легенде, есть мешочек с золотом. Но если золото попадёт в чужие руки, то тут же растворится в воздухе, поэтому просить или отнимать у лепреконов их богатство смысла никакого нет. В честь забавных персонажей участники праздника всегда надевают высокие зелёные цилиндры.

Праздничная кухня

Хотя День святого Патрика и приходится на Великий Пост, ирландцы наедаются мясными блюдами досыта, не нарушая при этом ограничений. Как такое возможно? Это еще одно волшебство праздника. По католической традиции, постным блюдом считается рыба, поэтому возникло поверье, что мясо, положенное в кастрюлю в этот день, святой Патрик делает рыбой. Так и люди довольны, и пост не нарушен.

Традиционным блюдом раньше считалась капуста с беконом, но позже она сменилась солёным мясом, которое привнесли в ирландскую иммигранты.

Еще одной характерной особенностью является то, что практически во все праздничные блюда в этот день, даже сладкие, добавляется… пиво!

День Святого Патрика невозможно пропустить. Если вы вышли весной на улицу, а все вокруг зеленого цвета, рекой льется пиво и громко звучит волынка - не сомневайтесь, настал любимый праздник всех ирландцев!