Кто промолвит тот и съест. Классическая детская игра — «Молчанка

Логопедические игры - молчанки

Игры-молчанки помогают создать охранительный режим для ребенка с заиканием и делают его менее обременительным для детей. Частичное проведение режима молчания (если ребенок посещает детский сад общего профиля, также полезно, так как, приходя домой после насыщенного эмоциями и многоречивостью дня, благодаря режиму охранительного молчания он побудет в тишине и покое перед сном.

«Молчанка». Взрослый ставит на видном месте часы (детям особенно

интересно, если это песочные часы) и объявляет: «Язычок долго болтал, он устал и замолчал. Кто первый заговорит, с того – фант». В течение определенного времени ребенку предлагается молча, спокойно заниматься рисованием, лепкой, игрой с конструктором и т. д. Проигравший ребенок, по предварительному уговору, должен отдать любимую игрушку или значок (фант). Взрослый прячет фант, а потом выдает его как выигрыш в следующей игре.

«Спит добрый волшебник». Условия игры даются в виде сказки: «… Добрый великан много потрудился для людей: засеял поля, построил красивые дома. Он устал и заснул. Поэтому люди во всем городе соблюдают тишину, никто не разговаривает, машины едут без сигналов. Вот и ты не буди его, играй молча в свои игрушки, построй город из кубиков. Займись конструктором. Нарисуй в своем альбоме этого доброго великана, каким ты его себе представляешь, или нарисуй город…» В поощрение ребенку можно присвоить звание «Почетного стража» или наградить «Волшебным жезлом» (заранее приготовленной красивой «волшебной палочкой»), а вечером ему разрешается какое-нибудь «малое волшебство» (например: пускать мыльные пузыри, стать принцессой, надев мамины наряды и др.)

«В кино» («В театре»). Взрослый предлагает ребенку другие условия игры-молчанки: «…Теперь мы отправимся в кино (театр). В зрительном зале полагается сидеть спокойно, не разговаривать, чтобы не мешать другим…» В это время ребенок смотрит сам или показывает своим куклам открытки, альбом, книги, диафильмы. В альбоме в конце игры появляется нарисованный в домике флажок и присваивается звание «Лучший зритель».

«В библиотеке». Взрослый рассказывает о библиотеке и сообщает условия игры: «…В читальном зале все люди молча читают. Разговаривать нельзя, чтобы не мешать другим...» Ребенку можно посоветовать устроить библиотеку для своих игрушек. Кукол, мишек, … рассадить, перед каждым положить книжку, которую библиотекарь обязательно должен сам «прочитать» (просмотреть). Перед игрой можно посетить с ребенком детскую библиотеку. Показать и рассказать ему, как работает библиотекарь (эти сведения потом могут пригодиться в сюжетно-ролевой игре на логопедическом занятии). Во время игры «в библиотеку» можно почитать ребенку новую книгу, но строго по речевым правилам. По иллюстрации задавать вопросы, требующие однословных ответов. Во время других игр чтение новых книг резко ограничивается – это соответствует требованиям общего щадящего режима. В течение всего этого периода речевой материал, в том числе и материал для чтения, подбирается строго по указанию логопеда. В конце игры ребенок получает звание «Отличный читатель». В домике, нарисованном в альбоме для домашних заданий, изображается развернутая книга.

«Аквалангист». Эта игра-молчанка, как и предыдущие, начинается с рассказа взрослого: «… В морях, на разной глубине, очень интересно: там плавают удивительные рыбы, на скалах растут красивые водоросли , кораллы, а под камнями прячутся огромные крабы… Смелые аквалангисты в масках опускаются на дно моря, изучают его обитателей. Под водой нельзя разговаривать – иначе можно захлебнуться…» К этому сюжету хорошо подобрать игровой реквизит: ракушки, камешки, слепить с ребенком водоросли, рыб, подводных жителей или предложить малышу все это нарисовать и вырезать. Можно сделать маску, подводное ружье, ласты. После ряда «погружений» «на берегу» можно рассмотреть собранные дары моря. Дети должны их называть коротко и четко, кратко отвечать на вопросы взрослых. В конце игры ребенок получает звание «Лучший аквалангист». В домик на странице альбома «заплывает золотая рыбка».

«Фотоохота» . Взрослые рассказывают о фотоохоте и знакомят в правилами игры: «… Есть особые охотники – они приходят в лес не с ружьем, а с фотоаппаратом. Они делают снимки диких животных. Для этого надо совсем тихо подойти к животному. Надо уметь молча, спокойно сидеть в укрытии, ожидая, когда появится интересная птица. Нельзя сейчас разговаривать – начинается фотоохота…» К этому сюжету можно вместе с ребенком из готовить «фотоаппарат» из любой коробочки, показать ему иллюстрации из соответствующих книг и журналов («Юный натуралист», «Филя»). Рассказать о повадках диких животных. Ребенок может сделать фотоальбом «Моя охота», т. е. срисовать на отдельные листы бумаги животных (это его «фоторабота») и наклеить их в свой альбом. В конце игры ребенок награждается званием «Умелый фотострелок», а в домик в альбоме «залетает» птица. Если игра длится неделю и всю неделю соблюдается режим молчания, можно в качестве награды совершить поход в кинотеатр на просмотр фильма о животных или подарить книгу о животных и т. п.

«В горах». «…Путешественники идут по горным тропам. Кругом заснеженные вершины. Это очень красивые, но опасные места. Разговаривать нельзя: от звука голоса могут сорваться нависшие шапки снега, начнется обвал. В горах на трудных переходах всегда соблюдают полную тишину…» Здесь можно использовать рюкзак, палку, компас, спортивную обувь . На «привале» можно спеть песни, послушать четкое чтение (рассказ) взрослого. В конце игры участникам присваивается звание «Отважный турист». После игры в альбоме изображается горный цветок.

«В больнице». «…Давай посмотрим, все ли твои игрушки здоровы. Вот у мишки отрывается лапа. У зайца, кажется, болят уши. Надо их подлечить. Кто же может это сделать? Ты? Хорошо! Значит, ты – доктор! Твои игрушки заболели – теперь им нужна тишина…» Доктор спокойно лечит игрушки по совету и с помощью взрослых, перевязывает зайцу уши, пришивает мишке лапу, ставит градусник кукле, укладывает всех спать, чтобы скорее поправились. «А когда больные спят, никто не разговаривает…» Подбирается повязка с красным крестом, игрушечный градусник, шприц, таблетки, пузырьки с лекарствами (атрибуты могут быть изготовлены совместно с ребенком). После игры ребенок получает звание «Добрый доктор». В домике в альбоме появляется красный крест.

«Рыболов» . Перед началом игры взрослый рассказывает: «Рано утром на берегу реки сидит с удочкой рыболов. Насадит червячка на крючок, забросит в воду леску. Тихо сидит, даже не шевелится, чтоб раб не распугать, а смотрит на поплавок. Как рыбка начтет клевать червячка, поплавок зашевелится и уйдет под воду. Тогда рыбак вытаскивает удочку и на крючке награда за молчание и терпение – серебристая рыбка. Ты, рыбак, молча и спокойно полови рыбу, а в конце игры мы вместе посчитаем твой улов и рассмотрим пойманных рыб.

Ребенок один играет в игру «Поймай рыбку». В конце игры сам считает вслух пойманных рыбок и называет их. Если нет этой игры, то во время игры – молчанки можно предложить, чтобы он в своем альбоме нарисовал рыбака с удочкой на берегу реки или слепил из пластилина. Главное, чтобы он был занят и молчал.

Молчаливые игры можно проводить по сюжетам литературных произведений, которые прочитывает взрослый. Ребенок молча слушает, изображает действие персонажа или произносит отдельные слова или звукоподражания. Молча рисует или мастерит поделки по теме прослушанного.

Басня И. Крылова «Ворона и Лисица». …Пока Ворона молчала, у нее был кусочек сыра, а как каркнула, сыр выпал из клюва.

Сказка В. Гаршина «Лягушка-путешественница» … Утки несли на прутике лягушку над лесами, над полями, над реками и селами. Лягушка молча и крепко держалась ртом за прутик. Но вот утки полетели ниже и лягушка услыхала: «Утки лягушку несут, и кто же это придумал?» – кричали взрослые и дети. И тут лягушка громко квакнула: «Это я, это я придумала». Выпустила прутик изо рта. Утки на лету не сумели ее поймать, и лягушка шлепнулась в болото…

Сказка К. Ушинского «Ворона и Рак». …Ворона сидела на вербе над озером и держала во рту рака. Пока рак расхваливал ее родственников, ворона, не раскрывая рта, отвечала: «Угу». Но рак стал расхваливать ворону. Она крикнула: «Ага!» Раскрыла клюв и рак упал в озеро…

Сказка «Дикие лебеди». …Элиза молчала до тех пор, пока не сплела из крапивы одиннадцать рубашек, чтобы спасти своих братьев от чар злой колдуньи…

Сюжетами для игр могут быть диафильмы, мультфильмы, стихи (например, «Поиграем» И. Токмаковой, «Про машину» Л. Берестова, «Никита – охотник» Е. Чарушина и др.)

Молчанка (или молчанки) - хорошая игра для развития терпения и усидчивости. Как нетрудно догадаться, название игры произошло от слова «молчать». Несмотря на простые правила, победить в ней (а точнее, не проиграть) довольно сложно. Особенно много удовольствия доставлял в прежние времена вариант молчанки на тихом часе в пионерском лагере.

Правила игры в Молчанку

В классическом варианте молчанки игроки рассаживаются в кружок так, чтобы видеть друг друга. Но, конечно же, играть можно не только сидя, но и занимаясь своими делами, играя в игрушки. Начинается игра с «аппетитного» стишка:

Ехали цыгане (бояре), кошку потеряли.
Кошка сдохла, хвост облез.
Кто слово промолвит, тот ее и съест!
А кто улыбнется - кошкиной крови напьется

Или попроще:

Кошка сдохла, хвост облез.
Кто промолвит, тот и съест!

Есть ещё более политкорректный «народный» вариант:

Первенчики, червенчики
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок - молчок!

После того, как произнесено последнее слово стиха, все игроки замолкают. Проигравшим считается тот, кто, забывшись, заговорит, засмеётся или даже просто улыбнётся. Он должен будет исполнять желание товарищей. А тот, кто продержался дольше всех - молодец, он считается победителем.

Вдобавок, особенно вредные игроки пытаются рассмешить своих товарищей. Для этого все средства хороши: они корчат рожи, изображают всякие смешные позы, передразнивают серьёзные лица друзей. Нельзя лишь щекотаться, щипаться, да вообще прикасаться!

Напоследок - ещё несколько вариантов стихов для молчанок. В скобках - различные варианты слов:

Чок, чок, чок,
Зубы на крючок,
Кто слово скажет,
(Кто заговорит) —
Тому в лоб щелчок!

Шел Молчан
По крутым горам.
Кто не молчал —
Того за уши драл!

Кони-кони, мои кони, мы сидели на балконе,
Чай пили, чашки мыли, по-турецки говорили:
«Чаб-чаляби, чаб-чаляби!»
Прилетели журавли, и сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрет - тот получит шишку в лоб!
Не смеяться, не болтать, а солдатиком стоять!

Кони-огони сидели на балконе,
Чай пили, чашки били,
По-туречки говорили:
«Чоби, ачоби, челяби и чоби».
Начинается игра!
Мы набрали в рот воды и сказали всем:
- Замри!

Шел Молчан
По всем городам:
Кто стукнет-брякнет —
За волосы драть,
До слез добивать.
Последнее слово - тпру-у!

У гражданки Соколовой
Бегемот сидит в столовой,
Чешет вилкою живот,
Скатерть новую жует.
Он кричит: «Ри-ри-ри-ри!»
Кто играет, тот - замри!

Тише, мыши, кот на крыше:
Кошку за уши ведет,
Кошка драна, хвост облез…
Кто промолвит, тот и съест!

Эта игра отлично подойдёт в том случае, когда ребятишки сильно расшумелись. Эта забава несёт не только развлекательный характер. Она научит малыша контролировать свои эмоции и способствует развитию силы воли.

Игра в молчанку развивает у малышей такое качество, как терпение.

Требования к игре достаточно просты. После определённого сигнала участники начинают молчать. Во время игры разрешается смешить своих соперников, но при этом касаться друг друга нельзя. Малыши показывают рожицы, высовывают язык. Когда один участник засмеётся или заговорит, игра считается законченной.

Чтобы «Молчанка» была ещё интереснее, можно придумывать какое-нибудь наказание для проигравшего. Например, помяукать или станцевать.

Игра для детей «Придумай рассказ»

Для этой игры понадобится мобильный телефон с функцией диктофона. Предложите малышам представить себя радиоведущими, которые должны придумать для слушателей рассказ. Это может быть придуманная сказка или описание путешествия. Перед началом игры необходимо определить время, который каждый будет записывать свою часть рассказа. Чтобы ребятам было легче, можете начать сами. Часто ребята играют в «Придумай рассказ» продолжительное время, многие любят после прослушивать запись. Такая игра способствует развитию у малыша фантазии, умению формировать свои мысли в слова.

Основные понятия. Сечки: механизм действия, различие между сечкой и считалкой, классификация (основные точки зрения), происхождение, содержание, особенности (ритм, мелодика, образная система, простота построения, специфика словаря, синтаксис).

Молчанки: методика организации игры, особенности, функциональное предназначение.

Сечки . Сечки представляют собой «стишки, сопровождаемые ударами по дереву каким-либо твердым или острым предметом.

Секу, секу сечку,

Высеку дощечку.

Сек, сек, сек, сек,

Шесть – шестнадцать.

На дереве остаются зарубки – сечки. В текстах сечек содержится зашифрованный счет. Данная особенность характерна и для считалки.

Термин введен Г.С. Виноградовым, до сих пор остающимся автором единственной работы, посвященной изучению сечки. Название зависит от характера исполнения данных произведений. Сечками нередко сопровождали посильный детский труд в доме.

Само слово сечка обозначает мелко нарезанную солому с добавлением муки и отрубей, подготовленную на корм скоту. Поэтому можно согласиться с исследователем, что сечки – такой же древний жанр фольклора, как трудовые песни. Ритм помогал облегчать труд. Об этом говорит и название формы, и начальные слова «секу, секу сечку». Из взрослой среды они некогда перешли к детям и стали увлекательной игрой. В сечки начинали играть в первые весенние дни, когда таял снег, но из-за грязи еще нельзя еще было играть в подвижные игры. В сечки играют преимущественно мальчики. По форме сечки можно отнести к словесным играм. В них присутствуют все элементы игры: завязка, ход и концовка.

Происхождение сечек . Поскольку в сечках элементы словесных игр разработаны менее, чем в других формах, Г.С. Виноградов относил их к переходным формам. Он выводил происхождение сечек от заговоров. Однако ни один источник (записи В.И. Даля, А. Можаровского, А. Кудрявцева и самого Г.С. Виноградова) не показывает полного соответствия текстов сечек и заговорных формул. М.Н. Мельников даже высказал сомнение в правомерности подобного сближения.

По-видимому, сечки так давно бытуют в русском фольклоре, что их связь с первоисточниками уже практически неощутима. Действительно, наблюдения этнографов, сделанные в некоторых странах Африки выявили существование подобных произведений, входивших в ритуалы инициации. Постоянным компонентом данных обрядов являются различные испытания, которым подвергаются кандидаты. Одним из них и служат словесные игры. А. Хоуитт приводит английский эквивалент, в котором легко угадывается ритм сечки:

Timothy Titus took two ties

To tie two taps to two tall trees

To terrify the terrible Thomas a Tullamees

В настоящее время уже невозможно установить, являются ли подобные стихи творчеством самих детей или перешли к ним от взрослых. Ссылаясь на бытование аналогичных игр у плотников, лесорубов Урала и Алтая, Г.С. Виноградов разделяет второе предположение. Английские исследователи отметили бытование аналогичных текстов у индийских рубщиков сахарного тростника, а итальянский ученый – у резальщиков табачных листьев.

Строение сечек традиционно: в них есть завязка, ход игры и концовка. Обычно они строятся в виде четверостиший, реже встречаются шестистишия, восьмистишия и более крупные формы. Каждая сечка имеет счетное число, зашифрованное в количестве ударений. Самым распространенным является 15 ударений. Известны тексты, в которых содержится счет на 22, 23, 26, 31, 41. Четные числа встречаются редко. Видимо, здесь также проявляются следы древних представлений о том, что четные числа приносят несчастье.

Принципиальное различие между сечками и считалками заключается в том, что в считалке счет является вспомогательной частью игры, своеобразной прелюдией к ней. Сечка же составляет саму игру. В считалке результат не известен, он зависит от количества участников игры, а в сечке он предопределен ее текстом.

Изменение повседневного труда крестьян привело к постепенному исчезновению сечек из детского фольклора. М.Н. Мельников приводит тексты, использовавшиеся в качестве забавы школьников, но не выполняющие прежних задач. В них традиционный рефрен «секу, секу…» заменен новым «пишу»:

Я пишу, пишу, пишу,

Пятнадцать палок напишу,

Если вы не верите,

Возьмите и проверьте.

Молчанки. Название объясняется порядком действий во время самой игры: один из детей начинает читать текст, чаще всего комического содержания:

Тише, мыши:

Кот на крыше

Кошку за уши ведет.

Кошка драна,

Хвост облез,

Кто промолвит,

Тот и съест.

Обычно во время игры ведущий старается задеть участников определениями, добиваясь, чтобы один из них не выдержал и заговорил или рассмеялся. Сигналом к молчанию становятся следующие формулы: «Кто промолвит», «Кто скажет», «С этих пор молчать», «С этих пор говорить бросим» и др.

Особенности . Рифма усиливает или эмоционально окрашивает значение слов. Наиболее распространена парная рифма, хотя постоянная ритмическая основа встречается не всегда.

В отличие от считалок молчанки не содержат зауми, все тексты имеют ясное и логически построенное содержание. С помощью молчанки вырабатывается умение владеть своими эмоциями, сдерживать желания. Уговор сохранять молчание используется для установления тишины и порядка.

Голосянка, или волосянка также сочетает в себе свойства игры и потешного фольклора. Участники соревнуются в том, кто дольше протянет тот или иной звук, не переводя дыхания. Обычно они повторяют рифмованный текст вслед за водящим:

Станем ли мы, братцы

Волосяночку тянуть,

А кто не дотянет,

Того самого…

Если кто-то остановится и не сможет протянуть дольше последний звук о, он и считается проигравшим. Игра способствовала формированию навыков правильного дыхания, но со временем практически забылась.