Кто перевел произведения мустая карима. Произведения Мустая Карима. Жизнь и творчество Мустая Карима

Мустай Карим - башкирский народный поэт, советский писатель, драматург, пишущий на родном языке.

Настоящее имя - Мустафа Сафич Каримов - родился 20 октября 1919 года в деревне Кляшево Чишминского района Башкирии. Его родители были простыми не богатыми крестьянами, но это не помешало будущему поэту получить хорошие знания. Мустай Карим сам поступил в Башкирский Государственный Педагогический Институт на факультет языка и литературы. Окончил его в начале Второй Мировой войны в 1941 году. Во время обучения в университете работал в различных печатных изданиях. Начинал свою писательскую деятельность в журнале "Пионер". С 1939-1941 года работал консультантом Союза писателей Башкирии.

Молодого писателя, только получившего диплом, призвали в ряды Красной Армии. По распределению он попал в Муромское училище связи. Война не обошла стороной Мустафу Сафича. В мае 1942, получив звание младшего лейтенанта, писателя отправили в 17-ю мотострелковую бригаду начальником связи артдивизиона. Не пробыв там и трех месяцев, 25 августа под городом Мценском, Мустай Карим получил тяжелое ранение. Рана заживала очень плохо, и более 6 месяцев автора переводили из одного госпиталя в другой.

Мустай Карим не захотел покидать фронт, поэтому с марта 1943 года трудился в фронтовой газете "За честь Родины", корреспондентом. Автор прошел всю войну и встретил побуду в Вене. Каримов удостоен нескольких наград, как участник Великой Отечественной войны: орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалями и многими другими.

Литературную деятельность Мустафа начал еще до войны в 1935 году. Через три года вышел его первый сборник стихов «Отряд тронулся». Он был наполнен радостью, свежестью и молодостью. Вторая книга «Весенние голоса» вышла из под его пера уже в 1941 году. В неё входили тяжелые стихи. Война стала первым и самым суровым испытанием для молодого поэта. Она молниеносно и быстро вошла в его судьбу, пронзив его стихи.

В общей сложности из-под пера Мустафы Сафича вышло более 100 поэтических и прозаических сборников, а драматических произведений насчитывается около десяти. Успешную творческую работу он умело соединял с разносторонней общественной деятельностью.

Мустай Карим умер после двух инфарктов 21 сентября 2005 в лучшей больнице Уфы. Похоронен на Мусульманском кладбище в Уфе. Имя поэта навсегда осталось не только в истории, им назван Национальный молодёжный театр Республики Башкортостан и улица в Уфе.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра литературы

Жизнь и творчество Мустая Карима

(1919г - 2005г)


1. Биография писателя

2. Творческая деятельность

3. Личность Мустая Карима как педагогический феномен

4. Библиография

5. Литература

6. Фотогалерея


1. Биография писателя

Народный поэт Башкортостана Мустай Карим (Мустафа Сафич Каримов) родился 20 октября 1919 года в деревне Кляшево Чишминского района Башкирской АССР в семье крестьянина.

Детство будущего поэта пришлось на время бурное. Оно накладывало свой отпечаток на всю аульскую жизнь, ломало прежние о нём представления. Первым социальным событием, очевидцем которого стал будущий писатель, явилась коллективизация. "Она ворвалась в быт аула неожиданно и стремительно, как весенний разлив... Взбудораженный люд, нередко раздираемый душевными противоречиями, не умом, а скорее сердцем понимал, что перемены в укладе деревенской общины неизбежны... Потому вера в будущее у большинства брала верх над сомнением, и аул в целом в те дни жил с учащённым пульсом, в повышенном тонусе. Даже старые женщины отрезали со своих камзолов и нагрудных украшений серебряные монеты царской чеканки и без сожаления несли в сельсовет кучи серебра "в задаток на трактор". Годы, всколыхнувшие всё и вся в селе, по своему преломлялись и в детском сознании. Двенадцать душ детей родилось в семье Сафы Каримова. Но что сделало именно его, Мустафу, поэтом? Рассказывают, рос ребёнком впечатлительным. Доверчив и раним был... Вбирал в себя легенды, сказки. Великое множество их знала Старшая Мать. Ездил в ночное время с ребятишками-сверстниками, впитывал истории, слышанные у костра. Его ранние стихи о весёлом детстве печатаются в газете "Юный строитель". Трудовую деятельность Мустафа Каримов начал еще в годы учебы в Башкирском государственном педагогическом институте. В 1938-1939 годах он работал в журнале "Пионер", а в 1939-1941 годах был консультантом Союза писателей Башкирии.

В 1941 году он окончил факультет языка и литературы Башкирского государственного пединститута. После окончания института был призван в ряды Красной Армии и направлен в Муромское училище связи. В мае 1942 года в звании младшего лейтенанта направлен в 17-ю мотострелковую бригаду начальником связи артдивизиона. В августе 1942 года тяжело ранен, около полугода находился в госпиталях. После выздоровления вернулся на передовую в качестве корреспондента фронтовых газет «За честь Родины» Воронежского фронта и «Советский воин» 3-го Украинского фронта. Закончил войну в Вене. Об этой войне он позже много писал, говорил о ней с молодежью.

После окончания Великой Отечественной войны Мустай Карим всецело отдался творческой и общественной деятельности. Он принял активное участие в работе Союза писателей СССР и Союза писателей Башкортостана.

В 1951-1962 он являлся председателем правления Союза писателей БАССР, в 1962-1984 годах - секретарь правления Союза писателей РСФСР. Творческая деятельность Мустая Карима началась в середине 30-х годов прошлого столетия. Он автор более ста поэтических и прозаических сборников, свыше десяти драматургических произведений. По праву считается классиком башкирской литературы.

Умер Мустай Карим на 86-ом году жизни 21 сентября 2005 года. Его похоронили на Мусульманском кладбище в Уфе.

2. Творческая деятельность

М. Карим начал писать в середине тридцатых годов. В 1938 г. вышла в свет его первая книга стихов “Отряд тронулся”, вторая “Весенние голоса” - в 1941 году. С тех пор им опубликовано более ста поэтических и прозаических сборников, свыше десяти драматических произведений.

М. Карим относится к той плеяде писателей, которые вносят весомый вклад в золотой фонд нашей многонациональной литературы. Поэзия, драматургия, проза, публицистика – все подвластно его могучему таланту.

Замечательная лирика Мустая Карима отличается самобытностью поэтических образов, высоким накалом чувств, глубиной философского мышления. Его стихи «Цветы на камне», «Мой край возлюбленный навеки», «Здравствуй, завтра!», «Берега остаются», «О березовом листе», «Карусель» циклы стихов «Европа – Азия», о Вьетнаме, Болгарии и другие стали вершинными явлениями в нашей поэзии. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в его сборниках стихов «Мой конь» (1943), «Стихотворения» (1945), поэмах «Декабрьская песня» (19421), «Ульмасбай» (1942-1944), «Черные воды» (1961). В них писатель отразил трагизм войны, героизм наших солдат, гуманистическую миссию Красной Армии.

Пьесы М.Карима многообразны по жанрам: Это драмы «Страна Айгуль» (1967), «Пеший Махмут» (1981), трагедии «В ночь лунного затмения» (1963), «Салават. Семь сновидений сквозь явь» (1971), «Не бросай огонь, Прометей» (1975), комедия «Похищение девушки» (1958). Они вошли в золотой фонд башкирской драматургии. Пьеса «В ночь лунного затмения», например, не сходит со сцены около ста больших и малых театров страны и мира.

М.Карим с первых произведений прозы для детей и юношества «Радость нашего дома» (1951), «Таганок» (1966) до новой автобиографической широкоизвестной повести «Долгое-долгое детство» (1976) воспевает добро, честь и жертвенность во имя торжества разума, во имя справедливости на земле.

Повесть «Помилование» (1986) – о короткой романтической истории любви двух влюбленных, обернувшейся трагедией в годы Великой Отечественной войны на фронте.

В книге «Притча о трех братьях» (1988) М. Карим объединил статьи, воспоминания, беседы, свои раздумья, размышление о творчестве как самого автора, так и собратьев по перу, о драматургии, литературе для детей, о любви к большой и малой Родине, о любви к каждому человеку и т.д.

Славный сын башкирского народа - Мустафа Сафич Каримов внес огромный вклад в сокровищницу мировой литературы, поднял на новый уровень традиции классической башкирской литературы. Он приложил все свои илы и талант, формируя неповторимый образ современного Башкортостана.

Творчество Мустая Карима стало олицетворением башкирской литературы и всей нашей республики. Его книги переведены на десятки языков. И в трудные, переломные для страны моменты он не мог молчать. Его мудрое слово всегда вызывало огромный общественный резонанс. Он был понятен и близок каждому человеку. Люди ценили его за высокое литературное мастерство, талант и редкие человеческие качества.

Его произведения отличаются высоким философским смыслом, истинной гражданственностью, окрыляющими добротой и романтизмом. Он был великим романтиком, сохранившим до своей золотой осени юношеский задор, светлую искренность, доброту и человечность. Человек неиссякаемой душевности, он вселял в нас надежду на лучшее, веру в то, что доброта, высокая гражданственность, искренность могут и должны быть спутниками человека во все времена.

Есть такое понятие - национальное достояние. Мустай Карим - это наше национальное достояние, достояние общечеловеческой культуры нашей большой многонациональной страны. Он был поэтом, писателем, философом, дипломатом. В театрах Татарстана шли спектакли по его произведениям, и сегодня трудно отыскать уголок России, где бы не знали писателя Мустая Карима.

Мустай Карим достойно представлял башкирскую и российскую литературу за рубежом. Его произведения переведены на многие языки мира, стали органической частью многих национальных культур. Деятели культуры и читатели России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Украины, Белоруссии, Турции, Китая, Болгарии и других стран более полувека отдают должное высокому литературному мастерству, богатому творческому наследию Мустая Карима.

Деятельность Мустая Карима высоко оценена государством. М.С.Каримов - Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный поэт Башкортостана, Почетный академик Академии наук Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского, Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, Международной премии имени М.Шолохова, награжден двумя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденом «Знак Почета», Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, «За заслуги перед Отечеством» 2-й и 3-й степени, орденом Салавата Юлаева.

Личность Мустая Карима как педагогический феномен

Менталитет народа, его образ в глазах других народов формируют лидеры - личности, которые представляют разные сферы человеческой жизнедеятельности: спорт, культуру, науку, политику... Личности, на которых равняется вся нация. Они и являются носителями нравственных стереотипов. Причём, чем больше таких личностей, тем сильнее национальный дух. Благодаря национальным лидерам и создаются оценочные категории. Это своеобразный срез общества.

Жизнь великого человека всегда привлекает внимание и современников, и отдалённых потомков - так естественно и сильно желание объяснить происхождение необыкновенных дарований, в чём бы они ни проявлялись: в математике, в философии, в общественной деятельности, в музыке. Но условия, создающие гениальность, остаются неуловимыми, несмотря на целые научные труды, посвящённые этому предмету. Биография гения не выясняет, почему и как данный человек стал гением - и именно потому, что гениями не делаются, а рождаются. Она только исследует условия, направляющие деятельность великого человека и её проявления. Эти условия распадаются на внешние и внутренние. К последним относятся характер человека и такие прирождённые свойства, которые не связаны с гениальностью, но оказывают влияние на её развитие. Внешними же условиями определяются многие особенности деятельности, главным образом в том случае, когда мы имеем дело с писателями, общественными деятелями или философами. Математики и естествоиспытатели в этом отношении являются более независимыми от окружающей их среды.

Каримов Мустафа Сафич (под своими произведениями он подписывался псевдонимом Мустай Карим или Мустай Каримов) - известный поэт и драматург, в 1963 году получивший звание Народного поэта Башкирской АССР, а в 1979 году - почетное звание Героя Социалистического труда. Благодаря его активной творческой работе, в 1972 году он был награжден Государственной премией СССР. Немного позже, в 1984 году, он стал Лауреатом Ленинской премии. Мустай Карим был участником ВОВ. С 1944 года состоял в ВКП(б).

Мустай Каримов: биография

Родился Каримов Мустафа 20 октября 1919 году в ауле Кляш, что находился в Уфимском уезде Сафаровской волости республики Башкирии (сегодня это Башкортостан, Россия). Отец его был татарином по национальности и крестьянином из середняков. В родительской семье было 12 детишек. Детство Мустафы прошло в тяжелые годы коллективизации. Татарский народ был полон сомнений и тревог, но все равно жил ожиданиями и мечтами о своем лучшем будущем.

Благодаря матери, много слышал Мустай Каримов. Биография его указывает на то, что его всегда впечатляли легенды и предания. Он любил жизнь в ауле и посиделки возле костра, когда сама обстановка располагала рассказывать много интересных и захватывающих историй.

Военное время

А потом Мустай Карим пошел в школу. Окончив ее, он стал учиться в Башкирском педагогическом институте им. Тимирязева на факультете национального языка и литературы. Однако уже кое-что написал Мустай Каримов. Биография поэта имеет данные, что он к этому времени успел напечатать сборник стихотворений под названием «Отряд тронулся» (1938).

В 1941 году он выпустился из института и сразу был призван в Красную Армию, где получил направление в Муромское училище связи. Вот так выглядел тогда Мустай Карим (фото перед войной ниже).

В том же 41-м вышла его книга стихов «Весенние голоса». В начале мая 1942 года писатель был отправлен на войну в 17-ю мотострелковую бригаду. Служить он пошел младшим лейтенантом, был назначен начальником связи артдивизиона.

Ранение и демобилизация

На войне писателю тоже досталось немало, так как он был серьезно ранен в грудь и практически полгода пролежал в военном госпитале. Потом был демобилизован по инвалидности боец Красной Армии Мустай Карим. Краткая биография дальше указывает на то, что на передовой он уже был в качестве корреспондента фронтовых периодичных изданий, в частности газетах «Советский воин» и «За честь Родины». В 1945 году он был удостоен 2-й степени и

Биография (краткая) Карима Мустай

Литературные критики признаются, что настоящий талант Мустафы был раскрыт именно в военное время. После окончания войны писатель с головой погружается в творчество и занимается общественной деятельностью. Его самобытное творчество не могло не привлечь огромного количества читателей и особенного внимания критиков.

Мустай Карим активно принимается за работу в Союзе советских писателей БАССР и этим делает огромный вклад в воспитание нового поколения молодых литераторов Башкортостана. Вскоре он становится председателем его правления. Затем работает секретарем в Союзе писателей РСФСР. Будучи в составе Союза писателей, он неоднократно становится делегатом съездов КПСС.

Общественная работа

Мустай Карим был депутатом Верховного Совета РСФСР. Потом занимал пост зампреда Верховного совета РСФСР. Затем он некоторое время трудился в Комитете по Ленинским премиям, а также в Комитете защиты мира и в других организациях по работе с общественностью. Чуть позже писатель состоял в членстве Президентского совета республики Башкирии. Практически вся его общественная деятельность была направлена на идеи взращивания гуманности и доброты в обществе, а также искренности и свободы в душе каждого советского человека.

Вот в этом был весь Мустай Каримов. Биография, а точнее жизнь писателя, оборвалась, когда ему было 86 лет, произошло это в кардиологическом диспансере Уфы. Причиной этому был да и старая боевая рана наверняка тоже сыграла не последнюю роль. Его похороны состоялись 23 сентября 2005 года на мусульманском кладбище в городе Уфе. В последний путь проводить его приехало много людей: его родные, близкие друзья, поклонники его таланта и коллеги по общественной и литературной работе. Торжественная церемония похорон была организована на высочайшем уровне. Казалось, что вся страна замерла, чтобы почтить минутой молчания этого великого человека.

Известные произведения

Он печатался под именем Мустай Карим. Произведения его сейчас уже бессмертны для башкирского народа. Насчитывается более 100 прозаических и поэтических сборников и свыше десятка увлекательных драматических произведений. Великим человеком был Мустай Карим. Фото его памятника в Уфе вы можете увидеть ниже.

Наиболее известные произведения, которые были выпущены, вошли в сборники стихов и поэм «Возвращение», «Черные воды», «Времена», «Европа-Азия»; также к ним можно отнести пьесы «Салават. Семь сновидений сквозь явь», «Похищение девушки», «Страна Айгуль», «Не бросай огонь, Прометей», «В ночь лунного затмения»; повести «Таганок», «Долгое-долгое детство», «Помилование», «Деревенские адвокаты», «Радость нашего дома» и т. д.

Многие произведения этого выдающегося писателя переведены на разные языки России и мира. В 2004 была экранизирована повесть «Долгое-долгое детство» в постановке режиссера

Мустай Каримов стал обладателем огромного количества орденов и медалей, среди них два ордена Трудового Красного Знамени, два Знак Почета и т. д.

20 октября 1919 - 21 сентября 2005

Родился 20 октября 1919 года в татарской деревне Кляшево (ныне Чишминского района Башкортостана) в крестьянской семье. В 1941 году окончил БашкГПИ, факультет языка и литературы. С первых дней Великой Отечественной войны и до побед Мустай Карим был на фронте - служил начальником связи.

Мустай Карим начал писать в середине 30-х годов. В 1938 году вышла в свет его первая книга стихов «Отряд тронулся», в 1941 году - вторая «Весенние голоса». С тех пор им было опубликовано более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 10 драматических произведений.

Наиболее известные произведения:
сборники стихов и поэм «Черные воды», «Возвращение», «Европа-Азия», «Времена», пьесы «Страна Айгуль», «Похищение девушки», «В ночь лунного затмения», «Салават. Семь сновидений сквозь явь», «Не бросай огонь, Прометей!», повести «Радость нашего дома», «Таганок», «Помилование», «Долгое-долгое детство». Произведения Мустая Карима переведены на десятки языков России и мира.

С 1951 по 1962 год Мустай Карим являлся председателем правления СП БАССР, с 1962 по 1984 год - секретарём правления СП РСФСР. Член СП СССР с 1940 года. Плодотворную литературную работу Мустай Карим сочетал с многосторонней общественной деятельностью.

Народный поэт Башкирии Мустай Карим скончался после двух инфарктов 21 сентября 2005 года находясь в республиканском кардиологическом диспансере Уфы . Похоронен на Мусульманском кладбище в Уфе.

Звания и награды

  • Герой Социалистического Труда (1979)
  • орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (9 ноября 2004) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (28 апреля 1995) - за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, науке, культуре, искусстве, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
  • два ордена Ленина (1967, 1979)
  • орден Отечественной войны I степени (1985)
  • орден Отечественной войны II степени (1945)
  • орден Трудового Красного Знамени (1955, 1962)
  • орден Дружбы Народов (1984)
  • орден Красной Звезды (1944)
  • орден Знак Почёта (1949)
  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1982)
  • народный поэт БАССР (1963)
  • Почётный академик Академии Наук Башкортостана (1992)
  • Ленинская премия (1984) - за трагедию «Не бросай огонь, Прометей!» и за повесть «Долгое-долгое детство»
  • Государственная премия СССР (1972) - за сборник стихов «Годам вослед» (1971)
  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1967) - за пьесу «Ночь лунного затмения», поставленную на сцене Башкирского АДТ
  • Республиканская премия имени Салавата Юлаева (1967) - за 1-й том «Избранных произведений»
  • Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1999)
  • Почётный диплом Международного жюри имени Г.-Х. Андерсена (1978) - за книгу «Жду вестей»

Память

Именем Мустая Карима назван Национальный молодёжный театр Республики Башкортостан (Уфа) и улица в Уфе.

гимназия №158 имени Мустая Карима

Произведения Мустая Карима переведены на многие языки мира и достойно представляют башкирскую литературу по всему свету. Это не удивительно, ведь созданные на территории Башкортостана, пропитанные его культурой и менталитетом, они тем не менее звучат интернационально. И это благодаря доступности текстов, в которых подаются почти в проповедническом русле, но легко и ненавязчиво. Писатель понятен каждому: от взрослого до самого маленького ребенка. Сказки Мустая Карима обожают дети по всей планете. Он был поэтом, прозаиком, драматургом, дипломатом, философом и человеком с большой буквы.

Летопись жизни Мустая Карима

Мустай Карим, настоящее Сафич Каримов, родился в тогдашней Уфимской губернии, в деревне Кляшево. В семье было много детей, но именно Мустафу судьба наделила даром стихосложения. Мальчик проявлял пытливость ума, живость и тягу к знаниям. Видимо, так природой было заложено, что у родителей, которые были малограмотными, вырос сын, ставший одним из величайших поэтов Башкортостана.

После окончания школы Мустай успешно завершил обучение на филологическом факультете Башкирского государственного педагогического института имени К. А. Тимирязева. Практически со студенческой скамьи юношу забирают на фронт, потому что началась Великая Отечественная война. Через год, в августе 1942 года, лейтенанта Каримова тяжело ранили, и он вынужден был находиться в госпитале почти полгода. Но Мустафа не сдается и при первой же возможности возвращается на фронт. Правда, уже в качестве газет «Советский воин», «За честь Родины».

Война перевернула мировоззрение Каримова и повлияла не только на его творчество, но и на весь жизненный путь. Стихи того времени пронизаны болью тысяч погибших, душевными переживаниями, тоской оставшихся в живых и великим духом патриотизма. Своим творчеством поэт помогал солдатам справиться с проблемами и мотивировал идти вперед.

После фронта

По возвращении с фронта Мустай начинает активную политическую и литературную деятельность. В послевоенный период, до самой смерти, Мустафа не был вне общественной жизни, писал статьи, эссе, стихотворения, рассказы и пьесы. Его произведения неслучайно стали бессмертными. Не только глубокое содержание, которое основано на ценностях гуманизма, патриотизма, чувстве прекрасного, но и подача событий - просты и понятны, легки в восприятии.

Умер Мустай Карим в 2005 году, был похоронен как один из лучших людей Башкортостана.

Сейчас произведения Мустая Карима введены в школьную программу. А ежегодно ко дню его рождения устраиваются всевозможные вечера чтения поэзии, недели на тему творчества литератора.

Благодаря упорному труду и неутомимой музе гений Башкортостана подарил нам свыше 100 сборников стихов и поэм, больше 10 пьес, множество эссе и сказок для детей. Многие из них до сих пор ставятся не только на сценах башкирских театров, но и в других регионах России.

Стихи Мустая Карима переведены на разные языки мира и по-прежнему остаются предметом обсуждения в таких крупных университетах, как Гарвардский и Болонский. Причин тому несколько. Во-первых, необычный слог. Во-вторых, особое восприятие реальности, где человек способен влиять на ход истории.

Истоки творчества

Говоря об обстоятельствах, сформировавших будущего классика башкирской литературы, можно называть и Партию, и Сталина. Но это как раз тот случай, когда человек формирует себя сам, черпая то, что ему интересно, близко и дорого.

Так как первые стихи Мустая Карима были услышаны, еще когда мальчик был в шестом классе, то стоит ли говорить о политической или гражданской подоплеке его гения? Как признавался сам Мустафа, он был "слеплен из окружающего". Рос на песнях матери, деревенских сказках и древних культурных традициях своего народа. Отсюда и фольклорные основы его творчества. Эти мотивы были основой многих его произведений: как прозы, так и стихотворений.

Тяжелых впечатлений и эмпирических знаний добавила и Великая Отечественная война, заставившая Карима иначе посмотреть на мир. Но поэт не сдался, а наоборот, заново открыл для себя силу человеческого духа и понял истинную ценность жизни. Так, даже стихи о наиболее тяжелых событиях войны не лишены надежды и оптимизма.

Взгляды и убеждения

Какую бы книгу, анализирующую творчество Мустая Карима, вы ни открыли, в первых же предложениях будет написано, что вне зависимости от званий и достижений Мустафа всегда был в первую очередь человеком.

Под этим простым, казалось бы, определением скрывается то, что он являлся истинным патриотом своей страны. Никогда не прятался за чужие чины и открыто говорил о своей позиции. Особенно трудно он переживал распад Советского Союза, так как это была та страна, во имя которой он жил, воевал и творил.

Отстаивая идеалы Коммунистической партии, он не был слепцом, который с пеной у рта доказывает заложенные кем-то извне истины. Основная его идея заключалась в том, что в мире существует единственная настоящая и правильная политическая сила - это партия надежды. Пока человек верит в лучшее, он будет жить.

Помимо этого, Мустай Карим всегда был добрым и отзывчивым человеком. С удовольствием встречался с читателями, с которыми вел себя просто и непринужденно. Он не знал гордыни. Это при том, что уже в 70-х за его плечами были и признание, и награды, и слава. Гуманизм и общечеловеческие ценности всегда оставались на первом месте в его произведениях.

Тематика творчества

Творчество Мустая Карима настолько разнообразно, что выделить в нем основную мысль очень сложно. Весь пласт тематики писателя похож на ткань: как нити плотна, переплелись в нем разные идеи и сюжетные линии. Рассказы Мустая Карима максимально приближены к жизни, где ничего не существует без причинно-следственных связей.

Если попытаться выделить основные направления творчества, то получим следующий перечень тем:

  • философские вопросы;
  • гражданская лирика и проза;
  • пейзажная лирика;
  • произведения социальной направленности, то есть повседневные, но вечные темы;
  • отдельный пласт составляют произведения военной тематики;
  • педагогические труды - не отдельные работы, а элементы дидактики в произведениях;
  • публицистические эссе;
  • произведения Мустая Карима для детей.

Если учитывать соотношение жанров и тематики, то четкой закономерности не последует. Это означает, что стихи писались не только на тему интимных переживаний или красот Башкортостана, а рассказы не ограничились повествованиями о войне или приключениях. Сказки носят явно выраженный дидактический характер.

М. Карима

В своей философской лирике Мустафа Каримов не дает нам ответов на вечно тревожащие человечество вопросы. Он как бы спрашивает нас самих. А вопросы эти заданы в такой простой и непосредственной манере, что становятся риторическими. Автор не навязывает свое мнение, он подводит нас к нему через сомнения и размышления, таким образом, что ответ является очевидным уже после прочтения.

Философия Карима строится на педагогических принципах, так как он шесть лет проучился в пединституте и знаком с вопросом изнутри. Огромное значение он придает такой категории, как личность, не выделяя ее как сугубо философское понятие.

Так, личность с точки зрения педагогики - это результат воспитания и непосредственных достижений человека. Философия же трактует это понятие как величину, существующую либо вне человека, либо определяющую его. Мустафа Каримов предлагает нам взглянуть на личность с другой стороны. Это магнит, талант, который присущ каждому в большей или меньшей степени.

Личность кристаллизуется постоянно: в труде, в стремлении к высшей цели, в творчестве. Другими словами, Каримов перенес принципы в свою доктрину. Жизнь состоит из множества хаотичных случайностей, каждая из которых оставляет след в душе человека. В зависимости от его отношения к этим мелочам формируется характер, привычки и принципы.

Жизнь никогда не останавливается, не замедляет ход, не дает возможности отдохнуть, подумать и взвесить все обстоятельства каждого конкретного случая. Поэтому важно в любой ситуации видить свет в конце туннеля и верить в добро.

Интимная лирика

В таких произведениях стирается граница между лирическим героем и самим автором. Причем это происходит в двух направлениях.

В первом - лирический герой становится автором, то есть поэтом. Его также тревожат извечные вопросы, он готов отстаивать свое мнение до конца, если это дело чести. Также лирический герой чувствует ответственность за свою роль на земле, убежден, что многое в будущем всего человечества зависит от него самого.

Второе направление такой замены - "Я"-автор на "Я"-герой, происходит в том плане, что лирический герой становится автором, повторяя его жизненные установки, живя его приоритетами. Таким образом, он выходит за рамки произведений и становится отчасти реальным.

Пейзажная лирика Мустая Карима

Родившись в деревне, он все детство провел в единстве с природой, наслаждался пейзажами Башкортостана. Рассказы Мустая Карима пронизаны глубокой привязанностью к родному краю.

Можно проследить и фольклорную основу. Будучи еще маленьким мальчиком, он часто сидел с семьей у костра и слушал рассказы о мифических существах, сказочных событиях и представлял свои картины с их персонажами.

Стихи Мустая Карима о Башкортостане написаны в романтическом ключе. В них лирический герой встречает свое отображение в природе, или же она ему вторит, что усиливает впечатление от прочтения.

Патриотические стихотворения

Патриотические стихи Мустая Карима о Родине пронизаны глубокой любовью как к Башкирской ССР, так и к СССР в целом. Прошедший войну, активно принимавший участие в общественной жизни, он всегда бурно реагировал на изменения, несправедливость.

Стихи Мустая Карима о Башкортостане написаны в ключе его политических взглядов. Это означает, что он верит в идеологию Коммунистической партии. Но не как политического движения, а как организации, которая дарит надежду на благополучие страны.

Военная лирика - отдельный этап творчества поэта

Побывав на фронте и в качестве лейтенанта, и в качестве корреспондента, он узнал военную кухню изнутри.

Стихи Мустая Карима о Родине перекликаются с военной тематикой.

Несмотря на то что он сам был награжден орденом "За Отвагу", он никогда не говорил о собственных подвигах. Произведения Мустая Карима не пронизаны бренностью жизни, как у того же Ремарка или Хемингуэя. Вера в победу, рассказы о простых людях, которые готовы на все ради Родины, геройство рядового солдата - вот основной мотив рассказов и стихотворений о войне Мустая Карима.

Проза Мустая Карима

Повести Мустая Карима пронизаны возвышенными чувствами к Башкортостану. Он рассказывает о родном крае, как бы невзначай, но четко прослеживается образ Родины как фона и в то же время основы.

В своих повестях он рассказывает о детстве. Откровенно, честно и легко. Это своего рода исповедь детства. Мустай не боится быть смешным и нелепым. Потому что в этом видит настоящую суть детства. Изображать ситуацию идеализированной - это врать читателю, как говорил сам Карим. А ввиду его честности, как писательской, так и человеческой, это просто непозволительно.

Произведения для детей

Произведения Мустая Карима для детей составляют небольшую часть во всем творческом наследии писателя. Но ценность их от этого не умаляется.

Сказки и единственная повесть для детей Мустая Карима основаны на реальных случаях из детства писателя. В них четко прослеживается дидактический характер.

Сюжеты не только взяты из жизни, но и замешаны на фольклорных рассказах.

Богатство речи

Творчество Мустая Карима получило высокие оценки едва ли не с самого своего начала. Но парадокс состоит в том, что интеллектуальность произведений обходится без особенных, высокопарных стилистических фигур. Персонажи в стихах и прозе разговаривают простым и доступным языком, приближенным к народному.

Это делает писателя понятным каждому. А то, что печатаются стихи Мустая Карима на русском, английском, немецком и многих других языках мира, - прямое тому доказательство.