Кто многое любит прощено будет. Кому мало прощается, тот мало любит

Проповедь на Евангелие Лк 7, 36 - 8, 3

В то время: Некто из фарисеев просил Иисуса вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлёг. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром; и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели, чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла. Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор как Я пришёл, не перестаёт целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: Кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя; иди с миром. После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним Двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим. (Лк 7, 36 - 8, 3)

Дорогие братья и сестры!

Иногда даже у грешников мы можем чему-нибудь учиться. Мне очень нравится эта женщина. Как мужественно она прошла в дом фарисея «и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» . Она никого не боялась. Кто любит, не боится других людей. Многие бы испугались того, что подумают люди. Мы часто больше боимся, что о нас подумают окружающие, чем Бог. Когда готовимся к исповеди беспокоимся, что подумает о нас священник. Мы боимся, что он станет относиться к нам плохо. И начинаем менять свои грехи, корректировать формулировки, о чем-то умалчивать. В конце концов и грехов наших не остается вообще, а виноваты всегда другие. Нам так же требуется особое мужество, сказать, что мы грешники. Нужно идти на исповедь, несмотря на то, что другие люди будут думать о нас, что священник будет думать о нас.

Бог освобождает нас от страха людей. Это мне нравится. Но не только это Бог хочет нам сказать через сегодняшнее Евангелие. Ему нравится любовь этой грешницы. Он принимает ее любовь. Это важно. Иисус принимает нашу любовь. Но противопоставляет любовь фарисея и грешницы: «Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла. Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор как Я пришёл, не перестаёт целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги» . Конечно, фарисей тоже любил Иисуса. Если бы не так, то не пригласил бы Иисуса в свой дом. Но его любовь, можно сказать, взвешена и замерена. Это напоминает закон, по которому жили евреи до Иисуса. У них было 260 заповедей запрещающих что-нибудь и 360 заповедей повелевающих что-нибудь. Они четко знали, что им следует делать и чего воздерживаться.

И сегодня многие люди так живут. Кто-то говорит: «Я каждый день читаю «Отче наш» дважды - утром и вечером». И думает, что этого хватит. Конечно, хватит. Некоторым людям этого хватит. Другой говорит: «Я иду каждое воскресенье на Мессу». И больше ничего. Тоже хорошо. Другой говорит: «Я два раза в году иду на Мессу - на Рождество и Пасху». Он сам ограничил, что и сколько дать Богу. Это тоже есть форма служения Богу.

Но Иисус желает другой любви. Любви, которая безгранична. Такой любви, которую пришла дать Ему грешница из сегодняшнего Евангелия. Она все отдала, не смотря на цену. Люди вокруг удивлялись и даже возмущались, когда она потратила алавастровый сосуд масла, который бы можно было продать за большие деньги. Иисус любит нас неограниченной любовью и ждет такой же неограниченной любви в ответ. Поэтому Он так рад был любви этой грешницы. Как она Его любила! Больше чем этот фарисей.

Мы должны подумать, как мы любим Бога. Иисус жаждет нашей любви. Мы имеем такое представление о Боге, что Он великий, всемогущий и Ему нет дела до нашей любви. Но Иисус принял человеческое сердце. Он знает, как в нашем сердце зарождается любовь, как сердце жаждет любви. Будь то сердце старика, который живет один и жаждет любви детей и внуков, которых не видел уже много лет; будь то сердце супругов, которые жаждут любви друг друга и страдают из-за охлаждения в отношениях… Точно так же и Бог, ставший человеком. Он жаждет нашей любви. Потому что и Сам любил нас безгранично. Каждый, кто любит жаждет быть и любимым. Так и Иисус.

Дорогие братья и сестры! Иисус оставил нам Свое тело. Он хочет, чтобы мы не просто любили Его, но и показывали ее. Он ждет нас, чтобы мы посетили Его. Он всегда ждет нас в Святых Дарах. Тело Иисуса - есть и наша Церковь. И в этой Церкви мы тоже можем показать нашу любовь. Заботясь о своей общине и каждом прихожанине. Религия - это не личное дело каждого. Если мы Тело Иисуса, то нам небезразлична судьба тех, кто отошел от веры, кто испытывает трудности, кто погибает, может быть. Мы должны заботиться даже о тех, которые ушли от нас. Ведь, что «вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40) .

Дорогие братья и сестры! Иисус хочет, чтобы Его любили. Ему очень нужна наша любовь. Он страдает без нашей любви и скучает по нам. Недавно мы праздновали торжество Святейшего Сердца Иисуса. Он показывает нам Свое пронзенное сердце, отданное ради нас. Он призывает нас к Себе и за Собой: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11, 29) .

Родители очень стараются, чтобы их дети получили хорошее образование. Это, можно сказать, образование головы. Но образование сердца намного важнее. Это образование сердца дает нам Иисус. Когда мы встречаемся с Ним, даем Ему свое сердце, чтобы Он преобразил сердце наше по образу Сердца Своего. Чтобы мы стали способны вместить Его любовь и любить самим, став солью земли и светом всему миру. Чтобы через нас в этот мир входило милосердие Божие. Чтобы явилось всему миру Царство Божией любви. Потому что весь мир ждет любви Божией. И каждый человек жаждет любви.

Комментарии к главе 7

ВВЕДЕНИЕ К ЕВАНГЕЛИЮ ОТ ЛУКИ
ПРЕКРАСНАЯ КНИГА И ЕЕ АВТОР

Евангелие от Луки было названо самой восхитительной книгой в мире. Когда однажды один американец попросил Деннея посоветовать ему для чтения одно из жизнеописаний Иисуса Христа, тот ответил: "А вы пробовали читать Евангелие от Луки?" По преданию Лука был искусным художником. В одном испанском соборе сохранился до сего дня портрет Девы Марии, якобы написанный Лукой. Что же касается Евангелия, то многие исследователи полагают, что оно - лучшее из когда-либо составленных жизнеописаний Иисуса Христа. По традиции всегда считалось, что автором его является Лука, и мы имеем все основания поддерживать эту точку зрения. В древнем мире книги обычно приписывались известным людям, и никто не противоречил этому. Но Лука никогда не принадлежал к видным деятелям раннехристианской Церкви. Поэтому никому бы и в голову не пришло приписать ему это Евангелие, если бы он действительно его не написал.

Лука произошел из язычников. Из всех авторов Нового Завета только он не был иудеем. По профессии он врач (Кол. 4,14), и может быть, именно этим объясняется внушаемая им симпатия. Говорят, что священник видит в людях хорошее, юрист - плохое, а врач видит их такими, какие они есть. Лука видел людей и любил их.

Книга написана для Феофила. Лука называет его "достопочтенный Феофил". Такое обращение применялось лишь к чиновникам высокого ранга в Римском правительстве. Вне сомнения, что Лука написал эту книгу, чтобы поведать серьезному и интересующемуся человеку больше об Иисусе Христе. И он преуспел в этом, нарисовав Феофилу картину, несомненно пробудившую его большой интерес к Иисусу, о Котором он слышал уже раньше.

СИМВОЛЫ ЕВАНГЕЛИСТОВ

Каждое из четырех Евангелий было написано под определенным углом зрения. Евангелистов часто изображают на витражах церкви, обычно каждого со своим символом. Эти символы правда меняются, но наиболее типичны следующие:

Символом Марка является человек. Евангелие от Марка - самое простое, самое лаконичное из всех Евангелий. О нем хорошо сказали, что его отличной чертой является реализм. Он ближе всего соответствует своему назначению - описанию земной жизни Иисуса Христа.

Символом Матфея является лев. Матфей был иудеем, и писал для иудеев: он видел в Иисусе Мессию, льва "от колена Иудина", пришествие которого предсказывали все пророки.

Символом Иоанна является орел. Орел может летать выше всех других птиц. Говорят, что из всех творений Божиих только орел может не щурясь смотреть на солнце. Евангелие от Иоанна - богословское Евангелие; полет его мыслей выше всех других Евангелий. Из него философы черпают темы, обсуждают их всю жизнь, но разрешают их только в вечности.

Символом Луки является телец. Телец предназначен для заклания, и Лука видел в Иисусе жертву, принесенную за весь мир. В Евангелии от Луки, кроме того, преодолены все барьеры, и Иисус становится доступным и иудеям, и грешникам. Он спаситель мира. Помня об этом, давайте рассмотрим особенности этого Евангелия.

ЛУКА - ВЗЫСКАТЕЛЬНЫЙ ИСТОРИК

Евангелие от Луки является прежде всего результатом тщательной работы. Его греческий язык изящен. Первые четыре стиха написаны лучшим греческим языком во всем Новом Завете. В них Лука утверждает, что его благовествование написано "по тщательному исследованию". Он располагал для этого большими возможностями и надежными источниками. Как доверенный спутник Павла, он, должно быть хорошо знал всех крупных деталей раннехристианской Церкви, и они, несомненно, рассказали ему все, что знали. Два года он вместе в Павлом находился в тюрьме в Кесарии. В те долгие дни у него несомненно было много возможностей все изучать и исследовать. И он сделал это основательно.

Примером тщательности Луки приведем датировку появления Иоанна Крестителя. При этом он ссылается, ни много ни мало, на шесть современников. "В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря (1), когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее (2), Ирод был четвертовластником в Галилее (3), Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахотнитской области (4), а Лисаний четвертовластником в Авилинее (5), при первосвященниках Анне и Каиафе (6), был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне" (Лук. 3,1.2). Несомненно, мы имеем дело со старательным автором, который будет придерживаться максимально возможной точности изложения.

ЕВАНГЕЛИЕ ДЛЯ ЯЗЫЧНИКОВ

Главным образом Лука писал христианам из язычников. Феофил, как и сам Лука, был из язычников; и в его Евангелии нет ничего, чего язычник не осознал и не понял бы, а) Как видим, свою датировку Лука начинает римским императором и римским губернатором, то есть, на первом месте стоит римская манера датировки, б) В отличие от Матфея, Лука меньше заинтересован в изображении жизни Иисуса в смысле воплощения иудейских пророчеств, в) Он редко цитирует Ветхий Завет, г) Вместо еврейских слов Лука обычно употребляет их греческие переводы, чтобы каждый эллин смог понять содержание написанного. Симон Кананит становится у него Симоном Зилотом (ср. Мат. 10,4 и Лук. 5,15). Голгофу он называет не еврейским словом, а греческим - Краниева гора, значение же этих слов одно и то же - Лобное место. Он никогда не употребляет по отношению к Иисусу еврейское слово - раввин, а греческое слово, означающее наставник. Когда Лука приводит родословную Иисуса, он прослеживает ее не до Авраама - основателя народа Израиля, как это делает Матфей, а до Адама - праотца человечества (ср. Мат. 1,2; Лук. 3,38).

Именно поэтому Евангелие от Луки читается легче всех других. Лука писал не для иудеев, а для людей, таких же как и мы.

ЕВАНГЕЛИЕ МОЛИТВЫ

Евангелие от Луки уделяет особое внимание молитве. Более других Лука показывает нам Иисуса погруженного в молитву перед важными событиями в Его жизни. Иисус молится во время Своего крещения, (Лук. 3, 21) перед первым столкновением с фарисеями (Лук. 5, 16), перед призванием двенадцати апостолов (Лук. 6, 12); перед тем, как спрашивает учеников, за кого почитают они Его (Лук. 9,18-20); и перед тем, как предсказывает свою смерть и воскресение (9,22); во время преображения (9,29); и на кресте (23,46). Лишь Лука говорит нам о том, что Иисус молился за Петра во время его испытания (22,32). Лишь Лука приводит притчу-молитву о друге, приходящем в полночь (11,5-13) и притчу о неправедном судье (Лук. 18,1-8). Для Луки молитва являлась всегда открытой дверью к Богу, и самым драгоценным во всем мире.

ЕВАНГЕЛИЕ ЖЕНЩИН

Женщина занимала в Палестине второстепенное положение. Утром иудей благодарил Бога за то, что Он не сотворил его "язычником, рабом или женщиной". Но Лука отводит женщинам особое место. Рассказ о рождении Иисуса ведется с точки зрения девы Марии. Именно у Луки мы читаем о Елисавете, об Анне, о вдове в Наине, о женщине, помазавшей ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Лука дает нам яркие портреты Марфы, Марии и Марии Магдалины. Очень вероятно, что Лука был уроженцем Македонии, где женщина занимала более свободное положение, чем где-либо.

ЕВАНГЕЛИЕ ПРОСЛАВЛЕНИЙ

В Евангелии от Луки прославления Господа встречаются чаще, чем во всех остальных частях Нового Завета. Эта хвала достигает своего апогея в трех великих гимнах, которые пели все поколения христиан - в гимне Марии (1,46-55), в благословении Захарии (1,68-79); и в пророчестве Симеона (2,29-32). Евангелие от Луки распространяет радужный свет, как будто небесное сияние осветило бы земную юдоль.

ЕВАНГЕЛИЕ ДЛЯ ВСЕХ

Но самым важным в Евангелии от Луки является то, что оно является Евангелием для всех. В нем преодолены все преграды, Иисус Христос явился всем людям, без исключений.

а) Царствие Божие не закрыто для Самарян (Лук. 9, 51-56). Лишь у Луки мы находим притчу о милосердном самарянине (10,30-36). И тот один прокаженный, возвратившийся, чтобы возблагодарить Иисуса Христа за исцеление, был самарянином (Лук. 17,11-19). Иоанн приводит поговорку о том, что иудеи не общаются с самарянами (Иоан. 4,9). Лука же никому не преграждает доступ к Богу.

б) Лука показывает, что Иисус с одобрением говорит о язычниках, которых ортодоксальные иудеи сочли бы нечистыми. У него Иисус приводит вдову в Сарепте Сидонской и Неемана Сириянина как образцовые примеры (4,25-27). Римского сотника Иисус восхваляет за его великую веру (7,9). Лука приводит великие слова Иисуса: "И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием" (13,29).

в) Лука уделяет большое внимание бедным. Когда Мария приносит жертву за очищение - это жертва бедных (2,24). Вершиной ответа Иоанну Крестителю являются слова "нищие благовествуют" (7,29). Лишь Лука приводит притчу о богаче и нищем Лазаре (16,19-31). И в нагорной проповеди Иисус учил: "Блаженны нищие духом" (Мат. 5,3; Лук. 6, 20). Евангелие от Луки также названо евангелием обездоленных. Сердце Луки с каждым человеком, жизнь которого неудачна.

г) Лучше других Лука изображает Иисуса другом изгнанников и грешников. Лишь он рассказывает о женщине, которая помазала миром ноги Его, обливала их слезами и вытирала их своими волосами в доме Симона фарисея (7,36-50); о Закхее начальнике мытарей (19,1-10); о кающемся разбойнике (23,43); и лишь Лука приводит бессмертную притчу о блудном сыне и любящем отце (15,11-32). Когда Иисус послал своих учеников проповедовать, Матфей указывает, что Иисус велел им не ходить к самарянам или к язычникам (Мат. 10,5); Лука же ничего не говорит об этом. Авторы всех четырех Евангелий, сообщая о проповеди Иоанна Крестителя, цитируют из Ис. 40: "приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему"; но лишь Лука доводит цитату до ее триумфального конца: "И узрит всякая плоть спасение Божие". Ис. 40,3-5; Мат. 3,3; Мар. 1,3; Иоан. 1,23; Лук. 3,4. 6). Из авторов Евангелий Лука настоятельней других учит, что любовь Божия беспредельна.

ПРЕКРАСНАЯ КНИГА

Изучая Евангелие от Луки, следует обратить внимание на указанные особенности. Уж как-то из всех авторов Евангелий больше всего хотелось бы встретиться и поговорить с Лукой, потому что этот врач из язычников, удивительно прочувствовавший беспредельность любви Божией, был по всей вероятности человеком прекрасной души. О беспредельной милости и непостижимой любви Господней писал Фредерик Фабер:

Милость Божья беспредельна,

Как безбрежный океан.

В правосудии неизменном

Избавленья выход дан.

Не постичь любви Господней

Нашим немощным умам,

Лишь у ног Его находим

Мир измученным сердцам.

Евангелие от Луки наглядно показывает правдивость этого.

ВЕРА СОТНИКА (Лук. 7,1-10)

Центральным образом нашего текста, является римский сотник; и он был необычным человеком.

1) Уже кто ранг доказывает это. Сотник римской армии соответствовал старшине, и эти сотники составляли спинной хребет армии. Где бы о них в новом Завете ни шла речь, о них говорят с уважением (ср. Лук. 23, 47; Деян. 10,22; 22,26; 23,17.23.24; 24,23; 27,43). Историк Полибий так характеризует сотников римской армии: Они должны быть "не охочими до опасных ситуаций, но надежными людьми, осуществляющими командование и постоянное руководство; они не должны рваться в битву, но в случае большой опасности, быть готовыми до конца удерживать свою позицию, и, если нужно, умереть на своем посту". Сотник должен быть мужественным из мужественных, иначе он не получил бы этого звания и не смог бы долго его оправдать.

2) Сотник по-иному относился к своему рабу. Он любил своего раба и был готов сделать все, чтобы спасти его. По римскому закону раб был живым бесправным орудием; его хозяин имел полные права над ним и мог даже убивать его. Один римский автор рекомендует фермеру проводить ежегодную инвентаризацию сельскохозяйственных орудий и выбрасывать старые и сломанные; он советует поступать так же и с рабами. Обычно нетрудоспособного раба выбрасывали на улицу умирать. Отношение же сотника к своему рабу было совершенно другим.

3) Он был глубоко религиозным человеком. Человек должен быть не только заинтересованным, чтобы построить синагогу. Римляне, правда, поощряли религиозные верования людей, цинично считая, что содействуют сохранению порядка. Они рассматривали религию как опиум народа. Исходя из этого, император Август рекомендовал строить синагоги. Как это выразил английский историк Гиббон в ставшем знаменитым высказывании: "Различные религии, существовавшие в Римской империи, простые люди считали равно истинными, философы - равно ошибочными, а власти одинаково полезными". Но этот сотник не был циничным представителем административной власти - он был искренне религиозным человеком.

4) У него были дружеские отношения к иудеям. Поскольку иудеи презирали язычников, язычники ненавидели иудеев. Антисемитизм - вовсе не новое явление. Римляне называли иудеев мерзкой расой, говорили об иудаизме как о варварском предрассудке, об их презрении к человечеству, обвиняли их в поклонении ослиной голове и, якобы, они каждый год приносят в жертву своему Богу чужеземца Правда, многие язычники, разочарованные многочисленными богами и распущенными нравами язычества, принимали иудейское монотеистическое вероучение и строгую этику иудеев. Но сам дух этого рассказа указывает на наличие дружественных связей между сотником и иудеями.

5) Он был скромным человеком. Он хорошо знал, что ортодоксальному иудею запрещается посещать дом язычника (Деян. 10,28); как и ему не позволялось принять язычника в своем доме и общаться с ним. Сотник даже не смел лично прийти к Иисусу, а попросил своих друзей-иудеев пойти за Ним. Человек, привыкший командовать другими людьми, проявил изумительную скромность перед истинным величием.

6) Сотник был верующим человеком. Его вера основывалась на самых разумных доводах. Опираясь на собственное восприятие Бога, он проводил аналогию между настоящим и грядущим миром. Если уже его власть имеет такую силу, то насколько могущественнее должна быть власть Иисуса? Он пришел к Иисусу с тем совершенным доверием, которое говорит: "Господи, я знаю, что Ты можешь исцелить слугу". Если бы мы тоже могли так верить, и для нас свершались бы чудеса и жизнь стала бы иной.

СОСТРАДАНИЕ ХРИСТА (Лук. 7,11-17)

В этом тексте, как и в предыдущем, в Луке снова заговорил доктор. Слово в стихе 10, переведенное как выздоровевший означает цели невредим, а слово в стихе 15, поднявшись сел, означает больного, сидящего в постели.

Город Наин находился в день путешествия от Капернаума и лежал между городами Ендор и Сонам, где Елисей воскресил ребенка сонамитянки (4 Цар. 4,18-37). До сего дня, в десяти минутах ходьбы от Наина, по дороге к Ендору сохранилось кладбище скальных могил, где похоронены мертвые.

Во многих отношениях это самая милая история во всех Евангелиях.

1) В ней рассказывается о печалях и страданиях в жизни. Во главе похоронной процессии обычно шел оркестр и хор профессиональных плакальщиков с цимбалами и флейтами, причитывая визгливыми голосами. В строгом и простом предложении: "Он был единственным сыном у матери, а она была вдова", звучит извечная мировая печаль.

"Еще не было такого дня, который бы не надрывал чье-то сердце".

Английский поэт Шелли, оплакивая своего собрата по перу Джона Китса, писал:

Доколе небо голубей, поля зеленеют,

Вечер уходит и за ночью утро приходит,

Месяц за месяцем народ горем удручает,

И год вручает другому году новую скорбь.

Римский поэт Вергилий написал бессмертную фразу: "и предметы плачут". Мы неизменно живем в мире разбитых сердец.

2) В добавление к страданиям человечества Лука описывает сострадание Иисуса. Он сжалился, то есть, был тронут до глубины души. В греческом языке нет слова, которое сильней передавало бы это сочувствие, и оно часто употреблено в Евангелиях (Мат. 14,14; 15,32; 20,34; Мар. 1,41; 8,2).

Для древнего мира это было потрясающим чудом. Благороднейшим учением античности был стоицизм. Стоики считали, что для Бога более всего характерны безразличие и неспособность чувствовать вообще. Они рассуждали следующим образом: если один человек может вызвать печаль или сожаление, радость или веселье в другом, то он хотя бы на какой-то миг может повлиять на другого человека. Если он может повлиять на него, то он сильней его. Но никто не может быть сильнее Бога; следовательно, никто не в силах повлиять на Бога; и следовательно, Бог лишена всяких чувств. Здесь же люди столкнулись с поразительным понятием Сына Божия, Которого до глубины души тронуло человеческое горе.

В терзаньях наших острой болью

Муж скорбей принял Свою долю.

Для многих это действительное сострадание Иисуса является драгоценнейшим свойством Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

3) Лука говорит не только о жалости Иисуса, но и о Его изумительной власти. Иисус подошел к одру и прикоснулся к нему: это был не гроб, потому что на востоке не хоронили людей в гробах; часто для этого использовали длинные плетенные корзины. И вот настал напряженный момент. Как сказал один комментатор: "Иисус предъявил свои права на то, чем смерть завладела как своей добычей".

Иисус предъявил Свои права на жизнь юноши, который был уже отмечен печатью смерти. Иисус не только Господин жизни, Он также и Господин смерти, ибо Он восторжествовал над смертью и могилой и Он сказал: "Ибо я живу, и вы будете жить" (Иоан. 14,19).

ПОСЛЕДНЕЕ ИСПЫТАНИЕ (Лук. 7,18-29)

1) Иоанн послал к Иисусу спросить, действительно ли Он Мессия, Которого они ждут, или же должны они ждать, пока придет другой.

Это обстоятельство озадачило многих исследователей из-за явного сомнения у Иоанна Крестителя. По этому поводу высказывались различные соображения.

а) Одни предполагали, что Иоанн послал учеников не для личного убеждения, а для укрепления своих же учеников. Он сам был вполне убежден, но их терзали сомнения, и он хотел, чтобы они тоже увидели неопровержимые доказательства.

б) Другие предполагали, что Иоанн хотел тем самым поторопить Иисуса, потому что он считал, что настало время приступить к решительным действиям.

в) Но самое простое объяснение - самое лучшее. Вспомним, в каком положении находился в это время Иоанн. Иоанн, дитя пустыни и безграничных просторов, был заключен в темницу. О его состоянии мы можем судить по сохранившейся до наших дней темнице, в которой был заключен один из вождей шотландских горцев. В темнице имелось лишь одно маленькое окошко; на каменной стене до сего дня видны следы рук и ног, где он ежедневно подтягивался к окошку, дабы устремить взгляд, полный страстного желания, на долину и гряду холмов, зная, что ему больше не придется ходить по ним. Заключенный в темницу, душимый узкими стенами, Иоанн задал этот вопрос, потому что жестокое заключение надломило его.

2) Обратите внимание на ответ Иисуса. Он указывал на факты. Больные, страдающие и нищие слышали слово благой вести и ощутили на себе Его силу и власть. В своем ответе Иисус якобы говорит: "Милость Божия с нами". Вспомним, что Царство Божие там, где боль облегчается, печаль обращается в радость, где побеждены страдания и смерть. Иисус ответил: "Возвращайтесь и скажите Иисусу, что любовь Божия с нами".

3) По отшествии посланцев, Иисус отдал должное Иоанну и его деятельности. Люди толпами отправлялись в пустыню, чтобы увидеть и услышать Иоанна, а не колеблемую ветром трость. Это может означать одно из двух:

а) На берегах Иордана самым типичным зрелищем был тростник, колеблемый ветром. Собственно говоря, это вошло в поговорку. Следовательно, люди ходили туда, чтобы смотреть на необычное явление.

б) Но Иисус мог иметь в виду и непостоянство. Другими словами, народ отправлялся в пустыню не для того, чтобы увидеть там непостоянного, переменчивого человека, колеблющегося как тростник под ветром, а человека непоколебимого, как могучее дерево.

Они ходили не для того, чтобы увидеть изнеженного человека, одетого в шелка из королевского дворца. Но что же они тогда хотели увидеть?

а) Во-первых, Иисус одобрительно отозвался об Иоанне. Все они ожидали, что перед тем, как явится помазанный Богом Царь, вернется Илия, чтобы подготовить для Него путь и возвестить о Нем (Мал. 4,5). Иоанн был предвестником Всевышнего.

б) Но, во-вторых, Иисус ясно указывает на его ограничения: меньший в Царствии Божием больше его. Почему? Некоторые комментаторы относили это за счет того, что Иоанн якобы - проявил сомнение, хотя и лишь на мгновение, в своей вере. Но дело не в этом, а в том, что Иоанн явился поворотным моментом, разделявшим историю на две части. После того, как Иоанн провозгласил учение о покаянии, Иисус явился в мир, вечность вторглась в время, небо вмешалось в земную жизнь, Бог явился в Иисусе на землю и жизнь на земле должна была измениться. Мы делим историческое время на эру до Рождества Христова и после Рождества Христова. Христос стоит на грани, которая отделяет прошлое от настоящего и будущего человечества. Поэтому все, Жившие после Него и принявшие Его, наследуют больше блаженства, нежели те, жившие до Него. Явление Иисуса в мир делит время, а также и жизнь на две части. "Кто во Христе, тот новая тварь" (2 Кор. 5, 17).

Как сказал мученик Билни: "Когда я читал, что Иисус явился в мир, чтобы спасти грешников, для меня как будто среди темной ночи засиял день".

СВОЕНРАВИЕ ЛЮДЕЙ (Лук. 7,30-35)

В этом отрывке два предостережения.

1) Во-первых, в нем говорится об опасности свободы воли. Книжники и фарисеи преуспели в расстройстве намерений Божиих по отношению к ним самим. Великая истина христианства состоит в том, что Бог набирает своих последователей не Своей властью, а любовью. В этом проявляется Божья скорбь. Ведь и наши переживания трагичней всего, когда видишь возлюбленного на пути к погибели, но он не позволяет помочь себе, так что остается только сожалеть о том, кем он мог бы стать, что свершилось бы, какая роль ожидала бы его. Это душераздирающая боль.

Смысловой перевод стихотворения "Потерянный свет" Уильяма Уотсона указывает на фарисейскую опасность:

Нежные верные руки

Смогли бы мягким касаньем

Усмирить строптивую душу.

Правдивые светлые очи

Смогли б успокоить упрямое сердце

И направить его к Отцу.

Но самодовольные руки и очи

Как дальние звезды холодны;

К страданиям блудного сына.

И действительно правда, что "Среди слов, когда-либо произнесенных или написанных, самые трагичные "и это было бы так возможно". Как сказал Гильберт К. Честертон: "Бог написал не столько поэму, сколько пьесу, которую Он идеально задумал, но в которую ее исполнители - актеры и режиссеры внесли неисправимую путаницу". Да избавит Господь нас от того, чтобы нам самим разбить свою жизнь и Его сердце, воспользовавшись свободой воли для отвержения Его намерений.

2) Во-вторых, в нем говорится о своенравии людей. Явился Иоанн, вел аскетическую жизнь отшельника, но книжники и фарисеи заявили, что он - безумный чудак; у которого какой-то бес отнял разум. После него явился Иисус; Он жил жизнью простых людей и вникал во все их дела и заботы, а книжники и фарисеи упрекали Его в том, что Он чересчур привержен земным наслаждениям. Всем известно, что бывают дни, когда детям ничто не нравится, или когда мы всем недовольны. Человеческое сердце может настолько погрязнуть в своенравии, что оно в своем детском и своевольном недовольстве будет отворачиваться от любого призыва Божия.

3) Но некоторые отвечают на призывы Божий, и мудрость Его, в конечном счете, оправдана Его чадами. Люди могут злоупотребить своей свободой воли, отвергнуть волю Божию и в своем упрямстве и своенравии могут остаться слепы и глухи ко всем Его призывам. Если бы Бог, применив насилие, наложил на людей железные оковы Своей воли, которую они не могли бы нарушить, мир оказался бы полон автоматов и в нем не было бы никаких проблем. Но Бог избрал более опасный путь - путь любви, и любовь в конце концов восторжествует.

ЛЮБОВЬ ГРЕШНИЦЫ (Лук. 7,36-50)

Это событие изображено так живописно, что оно доказывает мастерство Луки и как литератора.

1) действие происходит в доме фарисея Симона. Дом состоятельного человека строился в виде квадрата, и находился в центре открытого со всех сторон внутреннего двора. Во дворе часто был сад и фонтан, где в теплое время года кушали. Когда на обеде в таком доме присутствовал раввин-учитель, то обычно приходили самые разные люди; им позволялось слушать сокровища премудрости учителя. Этим и объясняется присутствие на обеде этой женщины.

Три обычая соблюдались при приеме гостя: хозяин встречал его, клал руку на его плечо и в знак мира целовал его. Это уважение хозяин непременно оказывал знаменитому равнину. Дороги были пыльными, а обувь состояла обычно из сандалий - подошв с ремешками для прикрепления на ногах. Поэтому ноги гостя всегда омывали холодной водой, чтобы смыть с них пыль и освежить их. Кроме того, сжигалась палочка приятно пахнущего ладана, либо же капали на гостя каплю розового масла. Правила хорошего тона требовали исполнения всех этих обычаев, но в данном случае ни одна из них не соблюдалась.

На востоке люди не сидели, а возлежали за столом. Они ложились на низкие ложи, опираясь на локоть левой руки, Правая рука оставалась свободной, причем ноги вытягивали назад; и сандалии снимались. Этим объясняется, почему женщина стала позади у ног Иисуса.

2) Симон как фарисей был одним из "обособленных". И почему он вообще пригласил Иисуса к себе в дом? Для этого может быть три причины.

а) Возможно он просто восхищался Иисусом и симпатизировал Ему, потому что не все фарисеи были враждебно настроены к Нему (ср. Лук. 13,31). Но вся атмосфера его неучтивого поведения указывает на то, что такое предположение необоснованно.

б) Также не исключено, что Симон пригласил Иисуса с намерением выманить у Него слова или действия, на которых можно было бы затем построить обвинение против Него. Возможно, Симон выступал в роли провокатора. Но и это маловероятно, потому что в стихе 40 Симон обращается к Иисусу, называя Его "учителем".

в) Вероятней всего Симон тщеславный человек, приглашающий знаменитых людей, и с полу покровительственным презрением пригласил и молодого Галилеянина пообедать с ним. Этим лучше всего можно объяснить странное сочетание некоторого уважения с пренебрежением обычными нормами поведения.

3) Это была пошлая женщина и слыла дурной славой публичной женщины. Вне сомнения она в толпе народа слушала Иисуса, и увидела в Нем ту руку, которая поможет ей выбраться из позорной жизни. Как и все иудейские женщины, она имела на шее пузырек с благовонным алавастровым маслом, которое стоило очень дорого. Она хотела излить его на Его ноги, а это все ее достояние. Но когда она увидела Его, она заплакала, и слезы полились на Его ноги. Появление иудейской женщины с распущенными волосами было верхом неприличия. Вступая в брак, невеста повязывала свои волосы и уже больше никогда не появлялась среди людей с распущенными волосами. Тот факт, что эта женщина распустила открыто длинные волосы, показывает, насколько она забыла о всех, кроме Иисуса. Это указывает на различные отношения разума и сердца к Иисусу.

1) Симон не чувствовал никакой нужды, и, следовательно, у него не было чувства любви, и поэтому он не получил прощения. Сам Симон считал себя достойным человеком в глазах людей и Бога.

2) Женщина же ощущала лишь одно чувство крайней нужды, и, поэтому она была переполнена любовью к Нему, Кто мог удовлетворить ее нужду, и получила прощение.

Самодовольство отвращает людей от Бога; но странно и то, что чем искренней человек, тем больше он ощущает свою греховность. Апостол Павел, говоря о грешниках, мог сказать "из которых я первый" (1 Тим. 1,15).

И Франциск Ассизский сказал: "Нигде нет более гнусного и жалкого грешника, чем я". И верно подмечено, что самый гибельный грех - считать себя безгрешным; но чувство нужды всегда откроет грешнику дверь прощения; потому что Бог есть Любовь, а любовь торжествует более всего тогда, когда в ней кто-то нуждается.

Комментарии (введение) ко всей книге «От Луки»

Комментарии к главе 7

"Самая прекрасная из существующих книг". (Эрнест Ренан)

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ

Самая прекрасная из существующих книг - это высокая оценка, особенно из уст скептика. И все же именно такую оценку дал Евангелию от Луки французский критик Ренан. И что может возразить на эти слова отзывчивый верующий, читающий вдохновенный шедевр этого евангелиста? Лука, пожалуй, единственный языческий писатель, избранный Богом для записи Его Писания, и это частично объясняет особую его привлекательность для наследников греко-римской культуры на Западе.

В духовном смысле мы были бы намного беднее в своей оценке Господа Иисуса и Его служения без уникальной выразительности врача Луки.

Он подчеркивает особый интерес нашего Господа к отдельным личностям, даже к бедным и изгоям, Его любовь и спасение, предложенные Им всем людям, а не только евреям. Лука также особо акцентирует внимание на славословии (когда приводит образцы раннехристианских гимнов в гл. 1 и 2), молитве и Святом Духе.

Лука - родом из Антиохии, а по профессии врач - долгое время был спутником Павла, много беседовал с другими апостолами и в двух книгах оставил нам образцы лекарства для душ, которые он получил от них.

Внешнее свидетельство Евсевия в его "Истории Церкви" об авторстве третьего Евангелия согласуется со всеобщим раннехристианским преданием.

Ириней широко цитирует третье Евангелие как принадлежащее перу Луки.

Другие ранние свидетельства в поддержку авторства Луки включают Юстина Мученика, Гегезиппа, Климента Александрийского и Тертуллиана. В чрезвычайно тенденциозном и сокращенном издании Маркиона Евангелие от Луки - единственное, которое принял этот известный еретик. Фрагментарный канон Муратори называет третье Евангелие "от Луки".

Лука - единственный евангелист, написавший продолжение своего Евангелия, и именно из этой книги, Деяний апостолов, наиболее ясно видно авторство Луки. Отрывки со словом "мы" в Деяниях апостолов - это описание событий, в которых писатель принимал личное участие (16,10; 20,5-6; 21,15; 27,1; 28,16; ср. 2 Тим. 4,11). Перебрав всех, только Луку можно признать участником всех этих событий. Из посвящения Феофилу и стиля написания вполне ясно, что Евангелие от Луки и Деяния апостолов принадлежат перу одного и того же автора.

Павел называет Луку "врач возлюбленный" и говорит о нем особо, не смешивая с христианами из евреев (Кол. 4,14), что указывает на него как на единственного языческого писателя в НЗ. Евангелие от Луки и Деяния апостолов по объему превосходят все послания Павла, вместе взятые.

Внутреннее свидетельство усиливают внешние документы и церковные предания. Лексика (часто более точная в медицинских терминах, чем у других новозаветных писателей), наряду с литературным стилем греческого языка, подтверждает авторство культурного христианского врача из язычников, который к тому же хорошо и детально ознакомлен с еврейскими характерными особенностями. Любовь Луки к датам и точным исследованиям (например, 1,1-4; 3,1) выдвигает его в ряды первых историков Церкви.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Наиболее вероятная дата написания Евангелия - самое начало 60-х годов I века. Некоторые все же относят его к 75-85 гг. (или даже ко II веку), что вызвано, как минимум, частичным отрицанием того, что Христос мог в точности предсказать разрушение Иерусалима. Город был разрушен в 70 г. н.э., поэтому пророчество Господа должно быть записано прежде этой даты.

Поскольку почти все согласны в том, что Евангелие от Луки должно по времени предшествовать написанию книги Деяний апостолов, а Деяния заканчиваются пребыванием Павла в Риме около 63 г. н.э., то верной кажется более ранняя дата. Большой пожар в Риме и последующее преследование христиан, которых Нерон объявил виновниками (64 г. н.э.), а также мученичество Петра и Павла едва ли были бы оставлены без внимания первым церковным историком, если бы эти события уже произошли. Следовательно, наиболее очевидная дата - это 61-62 гг. н.э.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Греки искали человека, наделенного Божественным совершенством и одновременно сочетавшего в себе наилучшие черты мужчин и женщин, но без их недостатков. Таким представляет Лука Христа - Сына Человеческого: сильным и одновременно исполненным сострадания. Он подчеркивает Его человеческую природу.

Например, здесь больше, чем в других Евангелиях, акцентируется Его молитвенная жизнь. Часто упоминаются чувства симпатии и сострадания.

Возможно, именно поэтому здесь такое особое место занимают женщины и дети. Евангелие от Луки известно также как миссионерское Евангелие.

Это Евангелие направлено к язычникам, а Господь Иисус представлен как Спаситель мира. И, наконец, это Евангелие - пособие по ученичеству. Мы прослеживаем путь ученичества в жизни нашего Господа и слышим его подробное изложение, когда Он наставляет Своих последователей. В частности, именно эту черту будем прослеживать и мы в своем изложении. В жизни совершенного Человека мы будем находить элементы, создающие идеальную жизнь для всех людей. В Его несравненных словах мы будем находить путь Креста, к которому Он нас призывает.

Приступая к изучению Евангелия от Луки, давайте прислушаемся к призыву Спасителя, оставим все и последуем за Ним. Послушание - это инструмент духовного познания. Смысл Священного Писания станет яснее и дороже для нас, когда мы вникнем в описанные здесь события.

План

I. ПРЕДИСЛОВИЕ: ЦЕЛЬ ЛУКИ И ЕГО МЕТОД (1,1-4)

II. ПРИХОД СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И ЕГО ПРЕДТЕЧА (1,5 - 2,52)

III. ПОДГОТОВКА СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО К СЛУЖЕНИЮ (3,1 - 4,30)

IV. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДОКАЗЫВАЕТ СВОЮ СИЛУ (4,31 - 5,26)

V. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБЪЯСНЯЕТ СВОЕ СЛУЖЕНИЕ (5,27 - 6,49)

VI. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАСШИРЯЕТ СВОЕ СЛУЖЕНИЕ (7,1 - 9,50)

VII. ВОЗРАСТАЮЩЕЕ ПРОТИВЛЕНИЕ СЫНУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ (9,51 - 11,54)

VIII. УЧЕНИЕ И ИСЦЕЛЕНИЕ НА ПУТИ В ИЕРУСАЛИМ (Гл. 12 - 16)

IX. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ НАСТАВЛЯЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ (17,1 - 19,27)

X. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ В ИЕРУСАЛИМЕ (19,28 - 21,38)

XI. СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (Гл. 22 - 23)

XII. ПОБЕДА СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (Гл. 24)

VI. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАСШИРЯЕТ СВОЕ СЛУЖЕНИЕ (7,1 - 9,50)

А. Исцеление слуги сотника (7,1-10)

7,1-3 Закончив Свою речь, Иисус оставил народ и вошел в Капернаум. Там Его искали иудейские старейшины, пришедшие просить, чтобы Он помог слуге языческого сотника. Очевидно, этот сотник был особо милостив к еврейскому народу и даже построил для него синагогу. Подобно всем другим сотникам в НЗ, он представлен в хорошем свете (Лк. 23,47; Деян. 10,1-48).

Очень необычно, что хозяин столь по-доброму расположен к рабу, как этот сотник. Когда слуга был болен, сотник попросил иудейских старейшин умолять Иисуса, чтобы Он его исцелил. Насколько нам известно, этот римский офицер - единственный человек, искавший у Иисуса благословения для слуги.

7,4-7 Старейшины народа оказались в странном положении. Они не верили в Иисуса, однако дружба с сотником заставила их в момент нужды идти к Иисусу. О сотнике они сказали, что он достоин. Но когда сотник встретил Иисуса, он сказал: "Я не достоин", что означало: "Я не столь важный".

Согласно Евангелию от Матфея, сотник пошел прямо к Иисусу. Здесь, у Луки, он послал старейшин. В этом нет противоречия. Вначале он послал старейшин, а затем сам вышел к Иисусу.

Смирение и вера сотника вызывают удивление. Он не считал себя достойным, чтобы Иисус вошел под кров его дома. Он также не считал себя достойным прийти к Иисусу лично. Однако у него было достаточно веры, чтобы признать, что Иисус может исцелять без личного присутствия. Одно Его слово устранит болезнь.

7,8 Далее сотник объясняет, что имеет представление о власти и ответственности. В этой области у него есть значительный опыт. Он сам подвластный человек римского правительства и отвечает за исполнение его приказов. Кроме того, у него самого есть в подчинении воины, которые тотчас повинуются его приказам. Он осознавал, что Иисус имеет такую же власть над болезнями, как римское правительство имело над ним, и что у Него есть подчиненные.

7,9-10 Не случайно Иисус удивился при виде веры этого языческого сотника. Никто в Израиле не исповедовал абсолютную власть Иисуса с таким дерзновением. Такая большая вера никогда не остается без награды. Когда посланные вернулись в дом сотника, то нашли слугу выздоровевшим. Это один из двух случаев в Евангелии, когда мы читаем о том, что Иисус удивился. Он удивился вере этого языческого сотника, и Он удивился при виде неверия Израиля (Мк. 6,6).

Б. Воскрешение сына вдовы (7,11-17)

7,11-15 Наин - это городок к юго-западу от Капернаума. Когда Иисус приблизился к нему, то увидел похоронную процессию, выходящую из города. Хоронили единственного сына вдовы. Господь сжалился над лишившейся надежды матерью. Прикоснувшись к носилкам, на которых лежало тело, - очевидно, для того чтобы остановить процессию,- Иисус велел юноше встать. Тотчас жизнь вернулась в тело, и парень сел. Таким образом Тот, Кто есть Господь над смертью, как и над болезнью, вернул парня его матери.

7,16-17 Всех присутствующих объял страх. Люди стали свидетелями небывалого чуда. Мертвый вернулся к жизни. Они уверовали, что Господь Иисус - это великий Пророк, посланный Богом. Однако, говоря: "Бог посетил народ Свой", они, вероятно, не понимали того, что Иисус - это Сам Бог. В их понятии чудо свидетельствовало о том, что Бог трудился среди них, но не лично. Их мнение о чуде распространилось по всей окрестности.

Врач Лука записывает истории о воскрешении Иисусом трех "единственных детей": сына вдовы, дочери Иаира (8,42) и ребенка, одержимого бесами (9,38).

В. Сын Человеческий ободряет Своего предтечу (7,18-23)

7,18-20 Вести о чудесах Иисуса просочились к Иоанну Крестителю в темницу замка Махар на восточном побережье Мертвого моря. Если Иисус действительно Мессия, то почему Он не проявит Свою власть, чтобы освободить Иоанна из рук Ирода? Итак, Иоанн послал двоих из учеников своих, чтобы они спросили у Иисуса, действительно ли Он Мессия или Христу еще надлежит прийти. Нам может показаться странным то, что Иоанн вообще задает вопрос о мессианстве Иисуса.

Однако мы должны помнить о том, что даже самые лучшие из людей переживают краткие упадки веры. Также и физические страдания могут привести к серьезной душевной депрессии.

7,21-23 Иисус ответил на вопрос Иоанна, напомнив ему, что Он совершал чудеса, какие, по предсказанию пророков, должен был совершать Мессия (Ис. 35,5-6; 61,1). Затем, как постскриптум, Он добавил Иоанну: "Блажен, кто не соблазнится о Мне!" Это можно понимать как укор: Иоанн соблазнился о том, что Иисус не взял бразды правления и не явил Себя так, как этого ожидал народ. Однако это можно также истолковать как призыв к Иоанну не оставлять своей веры. С. Дж. Мур говорит:

"Я не знаю других более трудных моментов испытания веры, чем те, когда Иисус умножает свидетельство Своей власти и не использует ее ... Нужно большое доверие, когда посланцы возвращаются со словами: "Да, Он обладает всей властью, и Он именно Тот, за Кого ты Его принимаешь; но Он ни единого слова не сказал о твоем освобождении из темницы..." Никаких объяснений; вера поощряется, темничные двери остаются закрытыми; и, кроме всего, это слово: "Блажен, кто не соблазнится о Мне!" И это все!" (C. G. Moore, quoted by W. H. Griffith Thomas, Outline Studies in the Gospel of Luke, p. 129.)

Г. Сын Человеческий с похвалой отзывается о Своем предтече (7,24-29)

7,24 Что бы ни говорил Иисус Иоанну лично, перед народом Он мог лишь его похвалить. Когда народ во множестве собирался в пустыне у Иордана, то что они намеревались найти? Ненадежного, непостоянного, колеблющегося и ищущего выгоды человека? Никто никогда не мог обвинить Иоанна в том, что он трость, колеблемая ветром.

7,25 Ожидали ли они увидеть его в шикарной модной одежде, живущего в роскоши и удобствах? Нет, такие люди обитают при дворах царских, стремясь насладиться всеми доступными при дворе удовольствиями и завести бесконечные контакты для личной выгоды и успеха.

7,26 Они ходили смотреть пророка - воплощенную совесть, - который возвещал Слово Бога Сущего, невзирая на то, чего это будет ему стоить. Он был больше пророка.

7,27 Он сам был субъектом пророчества и обладал уникальной привилегией представлять Царя. Иисус сослался на Малахию (3,1), чтобы показать, что обетование об Иоанне было дано в ВЗ. Однако при этом Он произвел очень интересную замену местоимений. В Мал. 3,1 читаем: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною". Иисус же выразил это так: "Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою". Местоимение "Мною" заменено на "Тобою".

Годет объясняет эту замену следующим образом:

"С точки зрения пророка Тот, перед Кем приготовлялся путь, был одним и тем же - Иеговой. Отсюда у Малахии "предо Мною". Но Иисусу, Который, говоря о Себе, никогда не смешивал Себя с Отцом, необходимо внести различие. Он не Иегова, Который говорит о Себе, но Иегова, говорящий к Иисусу; отсюда форма "пред лицем Твоим". Согласно этому свидетельству, разве не следует из данной цитаты, что в представлении и пророка, и Иисуса приход Мессии - это приход Иеговы?" (F. L. Godet, Commentary on the Gospel of Luke, I:350.)

7,28 Иисус продолжил похвалу Иоанну, заверив, что из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя. Это превосходство указывает не на его личный характер, а на его положение как предтечи Мессии. Были и другие мужи, которые в усердии, чистоте и самоотверженной преданности были столь же велики, как он. Однако никто другой не обладал привилегией возвестить о приходе Царя. В этом - уникальность Иоанна.

7,29 Иисус, вероятно, продолжает говорить об Иоанне и в стихе 29, поэтому добавленное слово "Его" следовало бы писать с маленькой буквы. Он напоминает о том, как была принята проповедь Иоанна. Весь народ, а также такие общепризнанные грешники, как мытари, покаялись и были крещены в Иордане. Поверив услышанному от Иоанна и поступив согласно его проповеди, они воздали славу Богу, то есть они признали за Богом право требовать, чтобы народ израильский покаялся прежде, чем Христос сможет царствовать над ними. Использованное здесь словосочетание "воздали славу" показывает, что оно не может означать "прославить"; никто не может дать славу Богу. Оно скорее означает признание Бога справедливым в Своих постановлениях и требованиях.

Д. Сын Человеческий критикует сей род (7,30-35)

7,30-34 Фарисеи и законники отказались от Иоаннова крещения и тем самым отвергли Божье изволение в отношении их блага. Фактически было невозможно угодить тому роду людей, над которыми они начальствовали.

Иисус уподобил их детям, сидящим на улице. Они не хотели играть ни в свадьбу, ни в похороны. Они были капризны, своенравны, непредсказуемы и упрямы. Какое бы служение ни являл среди них Бог, они находили на него возражение. Иоанн Креститель показал им пример неприхотливости, аскетизма и самоотречения. Им это не понравилось; более того, они критиковали его как одержимого. Сын Человеческий ест и пьет с мытарями и грешниками, то есть с теми, кого Он пришел благословлять. И этим фарисеи не довольны. Они назвали Его чревоугодником и пьяницей. Пост или пир, похороны или свадьба, Иоанн или Иисус - ничто и никто не может угодить им! Райл предостерегает:

"Мы должны отказаться от стремления угождать каждому. Это невозможно, и попытка делать это - напрасная трата времени. Мы должны довольствоваться тем, чтобы идти вслед за Христом, и пусть мир говорит все, что ему вздумается. Что бы мы ни делали, мы никогда их не удовлетворим и не сможем воспрепятствовать их злобным замечаниям. Они сначала нашли, в чем обвинить Иоанна Крестителя, а затем его благословенного Учителя. Они будут продолжать придираться и искать вину учеников Учителя, пока хоть один из них останется на земле". (Ryle, St. Luke, I:230.)

7,35 "И оправдана премудрость всеми чадами ее". Премудрость здесь подразумевает Самого Спасителя. Небольшое меньшинство учеников, которые почитают ее, являются ее чадами. И хотя основная масса народа отвергает Иисуса, все же Его истинные последователи оправдают Его заявления, живя в любви, святости и посвящении.

Е. Грешница помазала Спасителя миром (7,36-39)

7,36 Ниже следует событие, которое может послужить нам примером того, как мудрость оправдана одним из своих чад, а именно грешной женщиной.

Доктор Г. С. Вудринг весьма верно сказал: "Если Бог не может заставить религиозных вождей ценить Христа, то это сделает блудница". Симон фарисей пригласил Иисуса в свой дом вкусить с ним пищи, возможно, из любопытства, а может, из враждебности.

7,37-38 В это самое время в комнате появилась грешная женщина. Мы не знаем, кто она; предание указывает, что это была Мария Магдалина, но это не подтверждается Св. Писанием. Эта женщина принесла алавастровый сосуд с миром. Когда Иисус прилег на диване для принятия пищи, повернувшись головой к столу, она стала позади у Его ног. Она начала обливать ноги Его слезами и отирала волосами головы своей и целовала ноги Его непрерывно. Затем она мазала Его дорогими благовониями. Такое поклонение и жертва показали ее убеждение в том, что для Иисуса нет ничего слишком хорошего.

7,39 Отношение Симона было совсем другим. Он думал, что пророки, как и фарисеи, должны отделяться от грешников. Если бы Иисус действительно был пророк, заключил он, то не позволил бы грешнице оказывать Ему такую любовь.

Ж. Притча о двух должниках (7,40-50)

7,40-43 Иисус прочел мысли Симона и вежливо попросил у него разрешения нечто сказать ему. Чрезвычайно умело Господь поведал историю о заимодавце и двух должниках. Один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, то он простил долг обоим. В этот момент Иисус спросил Симона, который из должников полюбит заимодавца больше. Фарисей правильно ответил: "Думаю, тот, которому более простил". Признав это, он осудил себя, как показал ему далее Иисус.

7,44-47 С того момента, как Господь пришел в дом, женщина изливала на Него свою любовь. В противоположность ей фарисей оказал Ему весьма холодный прием, не позаботившись даже о соблюдении обычной вежливости, такой как помыть гостю ноги, поцеловать его в щеку и дать масла для помазания головы. Почему он так поступил? Причина в том, что женщина сознавала, как много ей прощено, в то время как Симон вовсе не ощущал себя великим грешником. "Кому мало прощается, тот мало любит".

Иисус не допускал, что фарисей не был великим грешником. Он скорее подчеркнул, что Симон никогда по-настоящему не признавал обширность своей вины и не был прощен. Если бы он осознал это, то возлюбил бы Господа столь же глубоко, как и блудница.

Мы все большие грешники. Мы все можем познать великое прощение. Мы все можем возлюбить Господа.

7,48 Затем Иисус при всех объявил женщине, что грехи ее прощаются. Она не была прощена благодаря своей любви к Христу; ее любовь была результатом прощения. Она много возлюбила, потому что ей много было прощено. Иисус воспользовался этим случаем, чтобы при всех объявить о прощении ее грехов.

7,49-50 Другие гости спрашивали про себя о праве Иисуса прощать грехи. Плотское сердце ненавидит благодать. Однако Иисус вновь заверил женщину в том, что вера ее спасла ее, и отпустил ее с миром. Это то, чего не могут сделать психиатры. Они могут объяснить комплекс вины, но не могут дать радости и мира, которые дает Иисус.

Некоторые христиане неправильно истолковывают поведение нашего Господа, Который вкушал пищу за столом фарисея, защищая практику поддерживать близкие отношения с необращенными людьми, посещать их развлечения и участвовать в их удовольствиях. Райл предупреждает:

"Тому, кто пользуется подобным аргументом, хорошо бы помнить то, как вел Себя Господь в этом случае. Он исполнял "дело Своего Отца", с которым и пришел к столу фарисея. Он обличил фарисея в запинающем его грехе. Он объяснил ему природу прощения грехов по благодати и секрет истинной любви к Нему. Он провозгласил спасающую суть веры. Если христиане, которые приводят аргументы в пользу близких взаимоотношений с необращенными, будут посещать их дома в духе нашего Господа, будут говорить и вести себя так, как делал это Он, то пусть они всячески продолжают эту практику. Но говорят ли они и ведут ли себя за столами своих необращенных знакомых так, как поступал Иисус за столом Симона? Хорошо бы им ответить на этот вопрос". (Ibid., p. 239.)

02.04.2017На08:25

Добрый день, Алина! Похоже, Вас привел в смущение тот факт, что в Синодальном переводе Лук. 7:47 звучит следующим образом: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Читая этот стих, особенно вне контекста всей истории, может сложиться впечатление, что прощение является следствием проявления большой любви. Однако Христос в беседе с фарисеем хотел показать как раз таки обратное: большая любовь есть РЕЗУЛЬТАТ (а не условие) прощения больших грехов. А если быть еще более точным – результат ОСОЗНАНИЯ прощения больших грехов (можно получить прощение грехов, но не до конца осознавать, сколько на самом деле было прощено). На примере двух должников Иисус ясно дал понять, что любовь каждого из них напрямую зависела от того, сколько каждому из них было прощено. И хозяин дома, которому Иисус адресовал вопрос, дал правильный ответ: больше любить будет тот, кому больше прощено. Эту же мысль Иисус подытоживает во второй половине ст. 47: «а кому мало прощается, тот мало любит».
Исходя из контекста этой истории, современные переводы, на мой взгляд яснее передали смысл ст. 47: «ей прощено много грехов, поэтому она так сильно любит» (РБО, 2011; ср. переводы МБО, ИПБ и другие). В проповеди использовался именно этот перевод, при чтении которого не возникает вопросов, а потому мы не останавливались долго на истолковании ст. 47.
Впрочем, можно было бы взять за основание и Синодальный перевод, но читать его обязательно в контексте истории. Иначе можно сделать вывод, что сначала нужно сильно возлюбить Бога, и лишь тогда Он нас простит. Это, конечно же, не библейский взгляд. Библия учит нас тому, что мы неспособны возлюбить Бога. Наша любовь – это всегда СЛЕДСТВИЕ осознания и принятия той любви, которую проявил и проявляет к нам Бог. А принятию Божьей любви всегда предшествует осознание нашей глубокой греховности. Но для этого, – отвечая на Ваш (надеюсь, риторический) вопрос, – вовсе не нужно больше грешить. Это никак не поможет осознанию собственной греховности. Многие люди в этом мире грешат, но чувствуют себя вполне комфортно и не осознают себя большими грешниками. Осознание греховности приходит к человеку не тогда, когда он что-то сделал, а когда он входит в Божье присутствие, во свет Божьего Слова. Именно в свете Слова Божьего каждый из нас начинает видеть себя погибшим грешником. Каждый из нас уже достаточно согрешил, чтобы заработать на смертный приговор. Писание говорит, что в нас в принципе «не живет ничего доброго» (Рим. 7:18). Его нет смысла в себе искать. Проблема только в том, что не все это осознают. Да, на примере этой истории показано, что иногда людям, совершившим «большие» грехи, легче признать себя грешниками, их не нужно в этом убеждать. Однако нам всем нужен свет истины Божьего Слова, чтобы, с одной стороны, осознать свою греховность, а с другой – ту неизмеримую любовь и благодать, какую явил нам Бог.
Возвращаясь к нашей истории, можно сказать, что слезы женщины были показателем того, что она осознавала себя грешницей. И в ответ на любовь и принятие со стороны Христа, т.е. в ответ на Его прощение, в ее сердце загоралась любовь.
Давайте попробуем сделать практическое применение. Бог во Христе возлюбил и простил нас, «когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Когда под влиянием истины Божьего Слова и воздействия Духа Святого мы это осознаем, в нас возникает осознание греховности, ведущее к покаянию. Покаяние, сделанное с верой, как отклик на Божью любовь, производит в нас возрождение, которое и является той отправной точкой, в которой мы начинаем любить Бога.
С уважением, Геннадий Пшеничный.

Некто из фарисеев просил Иисуса вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Мы слышим сегодня в Евангелии рассказ о грешной женщине. «Господи, яже во многие грехи впадшая жена, – воспоет о ней Церковь в Великую Среду, – Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит». Она стоит, эта женщина, исполненная смирения, позади Христа, не смея взглянуть Ему в лицо. Она слезами омывает Ему ноги, и волосами своими отирает их. И она возливает драгоценное миро на ноги Спасителя. Глаза ее, которые когда-то были входами и выходами греха, теперь – источники слез. Лицо ее от рыданий потеряло всякую привлекательность и красоту, о которой она столько всегда заботилась. Теперь это не имеет для нее никакого значения. Все прежние грехи, которые как камень носила она в душе своей, изливаются сейчас плачем перед Спасителем. Святая Церковь дает нам образ кающейся и любящей Господа человеческой души.

Она слезами своими омывает пречистые ноги Спасителя, прозревая, что скоро они будут пробиты гвоздями, которые есть ее грехи и грехи каждого человека. Грех кажется сладким, но он всегда беспощадно, смертельно жесток. И эта убийственность греха направлена на Самого Господа. Когда она так предстоит пред Господом, другой человек – Симон фарисей – думает: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7, 39). Господь, читая его мысли, обратился к нему: «Симон! Я имею нечто сказать тебе». Он говорит, что эта женщина действительно грешница, но – прощеная. Это значит, что она глубоко покаявшаяся грешница. Глубина ее покаяния определяется любовью ко Господу, и, в свою очередь, исходит из осознания, как много Господь прощает ей. То, что уже никогда нельзя простить, и от чего, кажется, не может быть избавления.

Чем больше грехов прощается этой женщине, тем большая любовь у нее ко Господу. И Христос рассказывает Симону фарисею притчу о двух должниках. Один был должен в десять раз больше другого. Но поскольку оба не имели, чем заплатить, заимодавец простил тому и другому. «Который из них более возлюбит его?» – спрашивает Господь. «Думаю тот, – отвечает Симон, – которому более простил» (Лк. 7, 42–43). Мы все грехами своими неоплатные должники перед Господом. Один должен больше, другой – меньше. Один должен пятьсот динариев, а другой только пятьдесят. Фарисей был меньший должник, но он тоже был должник. И, на самом деле, гораздо больший должник, чем он думал. И каждый человек больше должен Богу, чем он может заплатить.

Никакие наши труды, никакие посты, никакие подвиги не могут дать нам возможность расплатиться с нашими грехами. Никакие слезы не могут омыть их. Прощение – непостижимый дар бесконечной любви Господа. Оно предлагается всем, но принимают его только те, кто глубоко и искренне приносит покаяние. И здесь нам открывается великая тайна: чем большие грехи нам были прощены, тем больше мы должны возлюбить Господа. И еще нечто совершенно неожиданное: кто пришел к Богу от больших грехов, тот должен стремиться достигнуть большей святости. Мы знаем пример апостола Павла – бывшего гонителя Церкви, того, кто больше всех потрудился для Господа. Преподобная Мария Египетская – бывшая блудница – обретает такую чистоту, перед которой не может не поклониться подвизающийся всю жизнь в подвиге поста и молитвы преподобный Зосима. И всякий, кто узнаёт, что такое грех и как любит Господь кающегося грешника, всего себя отдает Господу.

Чем святее человек, то есть, чем больше у него любовь к Богу, тем яснее он видит свои грехи. Чем глубже человек видит себя, тем больше понимает, что это он – неоплатный должник. Не кто-то другой, а именно он первый среди грешников. Не та плачущая у ног Спасителя грешница, а он должен пятьсот динариев. И пятьсот – это на самом деле условная сумма, потому что грехам нет числа. Как говорит преподобный Петр, святой пятнадцатого века, начало святости – видеть свои грехи бесчисленные, как песок морской.

Все совершается по дару Христа. Когда человек приближается к свету истинного добра, он начинает видеть себя таким, каков он есть на самом деле. Узнав этот свет, он ничего не пожалеет для Господа, не испугается никаких трудов и скорбей. Мы видим Симона фарисея, мнящего себя праведником. Каждый из нас, кто как будто все исполняет и уверен, что ему не в чем особенно каяться, подобен ему. Но Господь говорит этому фарисею сегодня: неужели Я приму твою мнимую праведность и отвергну любовь, которая отдает все, что у нее есть. «Ты Мне воды на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги, и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает, всей душей своей, разрывающейся от горя и любви, целовать Мне ноги. Маслом главы Моей не помазал, а она изливает драгоценное благоуханное миро на Мои ноги».

Как страшно ошибается тот, кто рассчитывает недорогой ценой, легко и просто приобрести прощение и Царство Небесное! Да, кто много возлюбил, тому много прощается. Но признак полного прощения грехов – когда человек уже никогда к ним не возвращается. Не потому, что так складываются внешние обстоятельства, не потому, что потерян вкус ко греху, а потому что так он возлюбил Господа. Снова и снова мы будем возвращаться к грехам, в которых каялись, потому что наше покаяние было поверхностным. Оттого, насколько глубоко наше покаяние, будет зависеть, в какой мере мы сможем противостоять непрестанно искушающему нас греху. И чем решительнее мы будем ему противостоять, тем глубже будет наше покаяние. И так до конца жизни, пока мы не достигнем того покаяния, которое являет эта грешная жена – в совершенной любви ко Господу, в готовности отдать Ему всю свою жизнь.

Прощаются ей многие грехи, потому что она возлюбила много. Но не мы первые возлюбили Господа, как Он Сам говорит, а Он первым возлюбил нас. И Он жизнь Свою отдает, чтобы нам открылось подлинное понимание жизни. Чтобы мы узнали, что такое грех и что такое любовь и покаяние. Ничего великого никогда не приобретается без скорбей, без крови, без отдачи себя. И Господь Крестом Своим, Своими страданиями открывает нам путь к истинному покаянию.

Вспомним эту сцену, когда грешница своим поведением нарушает трапезу у фарисея. Она помазывает Христа миром, целует Его ноги, омывает их слезами и отирает волосами своими. Мы наблюдаем недовольство хозяина. И затем Христос рассказывает притчу о двух должниках: одному был отпущен долг в пятьсот динариев, а другому в пятьдесят. Припомним, наконец, как Христос оценил поступок грешной женщины. Он обратился к фарисею: "Видишь ли ты эту женщину?" . Ты Мне недодал многого, а она же, напротив, "не перестает" всячески свидетельствовать о любви своей. И далее произносится решающее заключение: "А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит". И только после этого следует обращение ко грешнице: "Прощаются тебе грехи".

Итак, сначала мы слышим слова Иисуса: "Ей прощаются многие грехи", и только затем указывается причина прощения: ее великая любовь. А затем следует второе недвусмысленное речение: "Прощаются тебе грехи". Если первая фраза - это обычная объективная констатация, то из второй "возлежавшие с Ним" справедливо делают заключение, что отпущение грехов совершил Иисус Христос лично. Первое - констатирующее - слово прощения является следствием из небольшой притчи: прощенный больший долг (пятьсот динариев) вызывает большую любовь из благодарности. Притча, однако, рассказана Иисусом, она неотделима от Его личности. Следовательно, лишь от Него отягощенная грехами женщина узнаёт, что и для нее не закрыто искупление. Она узнаёт об этом, правда, не на примере рассказанной притчи, а благодаря прозрению, полученному ею ранее, когда она наблюдала за Господом. Если бы не прозрение, то она не осмелилась бы на, по-видимому, бесстыдный поступок в доме знатного хозяина. Женщина распростерлась перед Христом, она открыла Ему все свое бытие. В глубочайшем покаянии она исповедала всю свою жизнь. И ей было решительно все равно, что другим людям она давно известна как откровенная грешница.

Вот здесь-то мы и наблюдаем парадигму таинства исповеди. Если грешник имеет волю ничего не утаивать во время таинства, если он готов покаяться из любви к прощающему Богу, увиденному им во Христе, то такой грешник уже получил отпущение своих грехов. Действительно, когда в покаянии содержится также и воля к искреннему предъявлению грехов, - а такая воля требует большого мужества, - то произносимая во время таинства отпустительная формула на самом деле изглаживает старые грехи. Своей притчей и вытекающими из нее следствиями Христос ни в коем случае не говорит, будто бы имеется некое общее, от Него не зависящее взаимодействие между Богом-Отцом и человеком. Нет, Ему одному передал Отец власть судить мир, а также, принимая на себя грехи мира, и спасти мир. Конечно, от этого возникает недоумение у окружающих. И оно такого же рода, как переданная Церкви власть отпускать грехи. Мы видим, что Христос наделен властью разрешать грехи еще до распятия на кресте. Пусть нас это удивляет столь же мало, как и то, что Господь также до распятия раздает становящейся Церкви Свое - лишь на кресте преданное - Тело и Свою - лишь там пролитую - Кровь.

Если фарисея и можно сопоставить с человеком, который должен всего лишь пятьдесят динариев, т.е. значительно меньшую сумму, все же по контексту не следует, что он меньше грешен перед Богом. Об этом допустимо судить на основе удивительного речения: "Кому мало прощается, тот мало любит". Если теперь применить его к таинству исповеди, то сказано следующее: если человек приступает к нему, имея в душе слишком мало раскаяния, то в его сердце Божественное прощение вмещается лишь поверхностно, а из полученного отпущения грехов будет вынесена лишь малая любовь.