Кто и как крестил русь. Князь Владимир: человек, который крестил Русь. Не крестил ли Русь князь Ярополк

Православие на нашей земле установилось после крещения Руси. Объединение разрозненных восточнославянских племен, появление городов вынуждали искать новые цементирующие идеи, которыми языческая вера, в силу своего многобожия, не располагала. Прежняя религия оказалась к моменту крещения Руси в кризисе, поскольку разрешать растущие в государстве протесты, политические трудности, возникающие во взаимоотношениях с племенами, она не могла. Помимо этого, язычество тормозило начавшийся процесс объединения государства, делала невозможными укрепление связей со странами, где христианская вера являлась единой религией. Но кроме этого, в христианстве светская власть преобладала над церковной. Таким образом, монотеистическая религия и ее ценности предопределили выбор и одержали победу над язычеством.

Предпосылки крещения

Отвечая на вопрос «в каком году было крещение Руси, стоит выяснить, почему выбор князя был осуществлен в пользу христианской веры. Еще в греческих колониях Причерноморья были христиане, а небольшие христианские общины были организованы и в Древнерусском государстве. Потому христианство не стало новой и неизвестной религией, а киевлян обряд крещения не пугал и не удивлял. Начало крещения Руси в православную веру было положено еще княгиней Ольгой, которая стала и предтечей Владимира-первокрестителя, приняв христианство и развернув активную деятельность по борьбе с языческими требищами. Первые христианские храмы появились при Ольге.

Летописи содержат сведения о том, что утверждению православия предшествовал долгий и вдумчивый выбор князя. Владимир принимал миссионеров из Волжской Булгарии с предложением обратиться в мусульманскую веру. Миссионеры с Рима рассказывали о католичестве, хазары – об иудаизме. В числе послов был и философ из Греции. После этого князь отправил мужей с Киева в разные страны, чтобы они присмотрелись к чужой вере. Те вернулись и сказали князю, что нет во всем мире веры лучше греческой. Пребывая в Константинопольской Софии, мужи были поражены внутренним великолепием храма и церковным пением. Потому сказали они Владимиру, что, видимо, сам бог находится среди христиан.

Выслушав мудрецов, Владимир принимает решение креститься. Но существовала опасность попасть в зависимость от Византии в вопросах политики и идеологии. Чтобы этого не произошло, Владимир захватил славный и богатый греческий Херсонес в 988 году, и сообщил Византийским императорам, что он хочет стать супругом их сестры Анны, но в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь. В решении такого унизительного мезальянса для Константинополя был найден компромисс. Поскольку Анна могла выйти замуж только за крещеного, Владимир принял обряд крещения в Херсонесе (в Корсуне), а с ним и некоторые его дружинники.

Время и точное место Владимирового крещения до сих пор вызывает дискуссии. И напротив, вопросы «в каком году произошло крещение Руси» и «при каком князе произошло крещение Руси» не оспариваются в среде историков. Точные ответы нам дает летопись.

Кто крестил Русь в 988

После возвращения из Херсонеса в родной Киев вместе с корсунскими и греческими священниками, Владимир повелел сжигать языческие требища, рубить деревянных идолов. Киевляне плакали, видя как Перуна, после надруганий, сбросили в Днепр. Далее последовало принудительное обращение в православие всех жителей Киева. Над согнанными к берегу Днепра и рыдающими людьми независимо от возраста, византийские священники провели обряд крещения и благословили всех. Тех же, кто противился, князь объявил своими личными врагами. После крещения киевлян, обряд крещения был проведен во всех остальных городах и селах. Это был важный момент в истории, Крещение Руси, картинки передают нам всю торжественность.

В каком году Владимир Великий крестил Русь

Как повествует летописец, год крещения Руси 988. и сопровождалось это событие «радостью большой». В этом описании процесса крещения летописец преувеличил, ведь киевляне оказывали противодействие, долго еще почитая языческих богов. Жителей Новгорода, например, крестили только через год, и, как утверждает летописец, в «злой сече», а почти через столетие здесь возникали очаги языческой реакции. А на остальной территории Киевской Руси христианство устанавливалось медленно, преодолевая народные протесты и возмущения.

Православная церковь и государство проводили попытки установить год крещения Руси, дату события. Руководитель Синода в 1888 году внес предложение о праздновании 900 даты со дня крещения Руси, потому именно 988 год официально признан годом, когда киевляне впервые приняли христианство. Дата крещения, которую установили историки, а именно 28 июля, — это день памяти святого Владимира.

Крещение Руси: причины и последствия

Являясь отражением процесса установления феодализма в Древнерусском государстве, введение христианства и принятие нового христианского мировоззрения повлияло на дальнейшее развитие литературы, искусства, культуры в целом. Достижения национальной культуры, которые имели место в древнерусском государстве Х века, привели к возникновению мощного государственного образования – Киевской Руси.

Плюсы и минусы крещения Руси

Дальнейшему развитию Киевской Руси способствовали идеи христианской идеологической системы и нового вероучения:

  1. Благодаря новой вере, в государстве стал разлагаться родовой уклад и развивались феодальные отношения.
  2. Самодержавное и могучее государство было невозможно создать без надежной опоры на православие.
  3. Международный авторитет страны возрос после принятия православия. Киевская Русь вошла в круг самых могущественных Европейских держав.
  4. Власть правителя дана ему от Бога. Такую мысль несет христианство. Это и служило усилению центральной власти князя.
  5. Развитие письменности стало возможным после создания азбуки славян Кириллом и Мефодием, когда они были направлены с миссией на земли Киевской Руси. Начало школьному образованию положил именно Владимир, предлагая знатным мужам отдавать их детей на учение книжное. Появление «книжных людей» повлекло за собой создание первых памяток русской «книжности».
  6. Распространение и утверждение единой идеологии среди разноплеменного населения объединяло их в единую древнерусскую народность.

Негативные явления:

  1. Влияние Византии, как цивилизующего начала, к моменту принятия христианства стало затухать.
  2. Богатая мировая культура была недоступной для большей части населения Киевской Руси.
  3. Новая религия не защищала представителей из низких социальных слоев.

В вопросе престолонаследия в Киевской Руси не было выработано единой системы. Потому каждый новый правитель рисковал столкнуться в неравной битве с очередным претендентом. Реальная власть верховного правителя часто подвергалась сомнениям. Христианство же несло утверждение о том, что в небесном царстве существует строгая система подчинения и эта система распространяется на царство земное. Начинаясь как религия угнетенных, христианство стало провозглашать власть земного правителя как божественную волю.

Решение о крещении Руси было прогрессивным явлением, после которого началось церковное строительство. Киев стал духовным центром распространения христианства и деятельности православной церкви. Древнерусские зодчие начали возводить храмы, что способствовало развитию монументальной и станковой живописи. Таким образом, выступая частью средневековой цивилизации, культура Киевской Руси, формирование общественной мысли происходило на базе идеологии христианства.

Язычество со своим пантеоном богов формировало в сознании людей разрозненность и хаос. Каждый идол, которого наделяли человеческими качествами, был равноправным вершителем судеб. Будучи безгранично своевольными, идолы внушали страх человеку перед явлениями природы и стихиями. Придя на смену старой веры, христианство принесло с собой новое мироощущение в души людей: мир перестал быть враждебным, а природа стала дружественной к нему. Христианство с его единобожием раскрыло перед язычниками монистическую Вселенную, где все связано одной первопричиной, одной духовной сущностью.

В каком году было крещение Руси? Это событие является одним из важнейших в отечественной истории. Ведь оно не просто определило дальнейшее духовное развитие всего народа, но также и преобразило сам облик русского государства, задав последнему вектор геополитического развития на столетия вперед.

Перове появление христиан: в каком году было?

Крещение Руси вовсе не являлось одномоментным актом. Ему предшествовали долгие годы проникновения в эти земли христианских проповедников. Так, например, именно с их деятельностью связано возникновение письменности у славян. Ведь кириллица и

глаголица были разработаны греками конкретно для того, чтобы переложить для моравских славян священное писание на понятный им язык. Несколько позже этот алфавит дошел через Балканы и до русских территорий, где весьма прочно укрепился. Говоря о том, в каком году было крещение Руси, также не следует забывать, что еще до реформаторской деятельности Владимира в здешних землях было уже немало местных христиан. Самой известной из них, пожалуй, была бабка правителя-реформатора - знаменитая Точно известно, что в середине X века, еще до общегосударственного принятия православия, в Киеве появилась Правда, не известно точно, это в каком году было. Крещение Руси, таким образом, стало лишь логичным следствием многолетнего проникновения христианских идей и культурной эволюции самого общества.

Геополитические предпосылки

Кроме отмеченных причин, князь имел и более веские, чтобы провести эту реформу. Без сомнения, духовный поиск князя имел место. Однако всегда следует помнить о том, что Русь к середине X века превратилась в достаточно масштабное территориальное образование, объединив под своей властью значительные Для правителя должно было быть очевидным, что государству для процветания необходимы незримые нити, которые его скрепят. Что-то большее, чем просто военная сила дружины. Такими нитями в истории часто становилось создание единого чиновничьего аппарата, введение единых законов и правил, податей по всей территории страны. В случае Руси необходимо было навязать всей стране единых богов. Первой такой попыткой стало утверждение единого пантеона за несколько лет до крещения. Однако она потерпела крах. И взоры князя были обращены на самые популярные на тот моменты монотеистические религии: ислам и христианство. Широко известна история о том, что именно церковная служба православных греков впечатлила его больше всего. Выгодным было еще и по геополитическим причинам: оно буквально давало пропуск Руси в круг передовых западных государств того времени. Таким образом, Владимир перестал считаться для христианских правителей темным отсталым варваром и стал на одну цивилизационную ступень с ними. В практическом воплощении это позволило ему взять в жены византийскую принцессу.

Так в каком году крещение Руси состоялось?

В 988 г. христианизация восточных славян стала насильственным делом. Как свидетельствует летопись, население буквально силой загоняли в реку Почайну (приток Днепра в для совершения обряда. Конечно же, языческая вера еще долгие десятилетия и даже столетия сохраняла свое влияние. Более того,
многие местные божки вошли в православный пантеон русских в качестве святых, находясь там до сегодняшнего дня. Однако переломный момент произошел. Год крещения Руси стал стартом новой эпохи как для государства, так и для его населения. О политических выгодах для государства и самого князя уже было сказано. Не менее важным стало дальнейшее влияние христианства на становление трех восточнославянских народов, которые в тот момент окончательно обособились в отдельную нишу, одновременно став крайне близкими друг для друга. Крещение определило развитие цивилизационного облика русских на все последующие столетия. Буквально во всех сферах культуры отечественного средневековья - в живописи, архитектуре, литературе - очевидны византийские каноны.

Значимость крещения Руси для истории славянских народов нельзя переоценить. Именно оно стало основой культурного развития русского, украинского и белорусского народов.

Крещение Руси как выдающееся событие для всех славянских народов

Крещение Руси - это выдающееся событие в мировой истории. Оно оказало влияние не только на Русь, но и на окружающие ее государства, и изменило ход многих культурных процессов.

Зарождение христианства на восточнославянских землях

Согласно многочисленным историческим источникам, распространение христианства на Руси началось задолго до ее крещения. Крещение Руси, дата которого всеми признается как 988 год, на самом деле началось еще в самом начале нашей эры. Это предсказал апостол Андрей Первозванный, который в первом веке нашей эры путешествовал по русским землям. «Повести временных лет» сообщают об этом так: Андрей со своими учениками плыл в лодке по Днепру и увидел горы и холмы. И он сказал своим ученикам, что на этом месте будет стоять город, осененный Благодатью Божией. И на этих горах он установил крест.

Личность князя Владимира - крестителя Руси

Великий Владимир, князь, крестивший Русь в 988 году, был неординарной личностью. Его бабушка, княгиня Ольга, была окрещена и пыталась уговорить своего сына Святослава принять крещение, но неудачно. Святослав и его дружина так и остались язычниками. А вот внук Ольги Владимир пошел по другому пути. Во многом это было обусловлено тем, что Ольга занималась его воспитанием и сумела внушить ему христианские понятия.

Еще в юности князь, крестивший Русь, не очень придерживался христианских моральных норм. У него было несколько жен, и у всех этих жен были дети. Христианские заповеди о непротивлении злу и запрет убивать своих ближних тоже были в диковинку для языческого властелина, который привык ходить в походы и беспощадно мстить врагам за любые обиды. Он принимал участие в междоусобных распрях на Руси, и именно благодаря этому сел на киевский престол.

Личность того, кто крестил Русь, находилась под влиянием разных культурных традиций. Но после своего тридцатилетия он все же решил принято христианство. Его собственное крещение произошло или в городе Херсонесе (недалеко от нынешнего Севастополя), либо в его резиденции в городе Василев. Сейчас на месте этого поселения находится город Васильков в Киевской области.

Учитывая, что князь Владимир обладал в народе большим авторитетом, народ охотно пошел за князем и сменил веру. Легкость распространения у нас христианства облегчалась еще и тем, что все службы проводились на славянском языке.

Религиозные обычаи славян до крещения Руси

Крещение Руси нельзя считать совершенно новой формой духовной жизни. До него на Руси существовала стройная система языческих верований. И тот, кто крестил Русь, понимал, что совершенно новую и необычную религию привить здесь не удастся. Ведь еще до появления христианства на Руси существовал культ бога Рода, который был небесным богом, правил тучами, вдыхал жизнь во все живое. По сути дела, крещение Руси только подтолкнуло переход славянских народов от политеизма, то есть многобожия, к монотеизму, то есть единобожию.

Выбор религии для славян

Тот, кто крестил Русь, понимал, что стране нужна сильная религия, которая объединит народ, и не будет при этом противна ему. Но какую религию выбрать? О выборе веры князем Владимиром подробно рассказывается в «Повести временных лет».

Понимая, что нужно уходить от язычества и приходить к одной из монотеистических религий, князь Владимир долго размышлял, какую из религий ему лучше взять. Сначала он расспросил волжских болгар, которые к тому времени исповедовали ислам, об их вере. Болгары рассказали ему о том, что их вера запрещает употребление спиртных напитков. Владимир подумал и сказал, что веселье на Руси состоит в питье вина, а поэтому такая религия ему не подходит. Дело в том, что все важные дела обсуждались русской знатью по время пиров у князя, и отказ от распития спиртных напитков выглядел на этом фоне странно.

После болгар к Владимиру пришли немцы. Они были посланы Папой Римским и предлагали Владимиру католичество. Но Владимир знал, что Германская империя всеми силами пытается завоевать славянские земли, поэтому отверг их предложения.

Приходили к Владимиру и иудеи, рассказывали о праведности своей древней веры. Это были хазары. Но Хазарии к тому времени как государства не существовало, и Владимир не хотел принимать религию народа, который не имел своего государства и своей территории.

Самым последним к Владимиру пришел грек, учитель философии. Он рассказал Владимиру об основах православного вероучения и почти убедил его в своей правоте. Князь решил еще спросить совета у своих бояр.

Бояре захотели узнать больше о богослужении в этих верах, и греческое православное богослужение пришлось им по душе больше всего. Русские после рассказали Владимиру, что им очень понравилось в храме в Царьграде. Поэтому и стал поворотным для российской истории 988 год, крещение Руси произошло именно в этом году.

Причины крещения Руси

Существуют разные мнения по поводу причин крещения Руси. Историк Н. М. Карамзин считал, что князь, крестивший Русь, стремился к ее просвещению. Он рассылал по городам и весям Руси священников, которые проповедовали Слово Божие, и люди постепенно изучали христианскую религию. Князь Владимир приказал отобрать у семей знатных людей в Киеве детей и отправить их изучать грамоту, и матери этих детей плакали по ним и голосили. Такой поступок Владимира был продиктован необходимостью развития государства. Для того чтобы правильно вести учет в сельском хозяйстве и в торговле, нужны были люди, умеющие читать и писать.

Историк С. Ф. Платонов считает, что главными причинами крещения Руси были экономические. Тот, кто крестил Русь, хотел, чтобы усилилась роль государства, чтобы государственные традиции возобладали над общинными традициями. К тому же языческая Русь рисковала остаться в изоляции посреди христианских народов, которые не хотели общаться и вести торговлю с язычниками.

Значение крещения Руси

Крещение Руси оказало на страну огромное влияние. Начала развиваться материальная культура. После крещения на Руси развилась иконопись, мозаика, дома стали строиться из кирпича - более долговечного материала, чем дерево. Тот, кто крестил Киевскую Русь, рассчитывал, что христианство изменит суровые языческие нравы. И оказался прав. При христианстве запретили работорговлю и принесение людей в жертву.

Принятие христианства сделало Русь равной другим европейским государствам. Европейцы больше не смотрели на русских как на варваров, а стали вести с ними диалог. Но Русь все равно ощущала себя изолированной, оттого, что христианство в ней было православным и пришло из Византии, а в Западной Европе в это время господствовал католицизм. И тот, кто крестил Киевскую Русь, не знал того, что греческая Византия скоро падет, и поэтому Русь останется единственным православным государством.

Сама Русь получила от христианства еще и письменность. Стали открываться школы, появились рукописные книги, увеличилось количество грамотных людей.

Как славяне восприняли крещение Руси

Крещение Руси явилось для части тогдашнего русского народа драмой. В «Повести временных лет» указывается, что князь Владимир крестил Русь силой. Сначала был дан указ всем киевлянам явиться на реку Днепр для крещения. Те, кто хотел отказаться от крещения, были объявлены врагами князя.

Крещение различных русских земель сопровождалось разными вооруженными конфликтами. Иоакимовская летопись сообщает, что жители Софийской стороны Новгорода с оружием в руках сопротивлялись крещению. В 989 году была проведена расправа с прихожанами Спасского храма, и он был подожжен.

Та часть народа, которая не особенно поддерживала язычество, восприняла распространение христианства относительно спокойно. Христианство на Руси вводилось при помощи Болгарской Церкви, и поэтому все богослужения проводились на славянском языке, доступном для понимания. Тогда главным русским городом считался Киев. Крещение Руси началось именно здесь. Киев поддерживал тесные связи с Первым Болгарским Царством, и оттуда на Русь прибывали миссионеры, которые и осуществляли катехизическую программу. Надо сказать, что Болгария была крещена в 865 году, то есть столетием раньше, чем Русь, и к моменту крещения Руси там уже были развитые христианские традиции и богатая библиотека. Поэтому, когда пришел год 988, крещение Руси стало вполне закономерным явлением.

Последствия крещения Руси

После крещения Руси не все были согласны с утверждением власти киевского князя. Отдельные регионы были против, в частности, Новгород. Во главе несогласных стояли волхвы.

Крещение Руси, дата которого приходится на 988 год, дало начало обширному культурному развитию. Были построены множество монастырей, в частности, Киево-Печерский монастырь. В начале 12 века он стал Киево-Печерской Лаврой. В 1037 году начинается строительство Софиевского собора в Киеве. Он строится при поддержке князя.

Мифы о Крещении Руси

Крещение Руси, как любое значительное историческое событие, окружено вымыслами и фальсификациями. Самый известный миф утверждает, что христианство на Руси уничтожило высокоразвитую языческую культуру. Но почему тогда от этой высокой культуры не осталось никаких следов?

Второй известный миф утверждает, что христианство на Руси прививалось насильно, так сказать, огнем и мечом. Но при этом ни в каких исторических источниках нет сведений о том, чтобы происходили массовые убийства русских язычников. Князь Владимир не заставлял креститься непокорные города, такие, например, как Ростов или Муром. При этом большинство горожан воспринимали спокойно крещение Руси, имя князя Владимира - инициатора крещения - воспринималось ими с уважением.

Третий миф говорит о том, что даже после крещения Руси по стране господствовало язычество. Это утверждение в чем-то верно. Языческие волхвы и после крещения управляли народными массами, особенно в селах. На протяжении ста лет после крещения многие еще поклонялись идолам и занимались жертвоприношениями. Окончательное утверждение христианства произошло в 13 и 14 веках, когда русское общество столкнулось с необходимостью объединения перед лицом наступления Золотой Орды.

Православие на Руси имеет более чем тысячелетнюю историю и неразрывно связано с ее культурой. Это и чудесные памятники архитектуры, и великие святые подвижники и просветители, оставившие после себя бесценное духовное и культурное наследие, и православные князья, цари и императоры, оставившие свой след не только в российской, но и в мировой истории. Известно, что большая часть населения России и примыкающих к ней славянских стран исповедует православное христианство. Но ведь в древние времена среди славян были широко распространены языческие верования. Как удалось христианству вытеснить язычество и при этом не ассимилироваться с ним? Кто крестил Русь и когда это могло произойти?

Крещение Руси связывают, в первую очередь, с именем князя Владимира Святославича. Тем не менее, христианство существовало здесь еще до крещения князя Владимира. Бабка Владимира княгиня Ольга приняла крещение еще в 944 году. В договоре с Византией 944 года упоминается соборная церковь святого пророка Илии, в это же время Повесть временных лет свидетельствует, что многие горожане Киева были христианами. Ее сын Святослав был в зрелом возрасте, когда Ольга приняла крещение, он не крестился до конца жизни, но оказывал покровительство христианам. На своих внуков княгиня Ольга имела большее влияние, поскольку воспитывала Ярополка до 13 лет, а Владимира еще с малолетства.

По сведениям церковных источников, Князь Владимир был язычником, но пытался выбрать вероисповедание, которое бы объединило все его земли. Он приглашал к себе разных проповедников, но более всего его привлекло православие. Его делегация, прибыв в Византию, посетила богослужение в Софийском храме. Послы были поражены красотой богослужения и сообщали князю, что не знали, где они находятся: на земле или на небе. Документальных свидетельств выбора веры Владимиром не сохранилось, но есть большая вероятность, что многие чужеземцы склоняли Владимира к принятию своей веры, в первую очередь, по политическим причинам. Хазары были разбиты его отцом и могли предлагать ему принять иудаизм, волжские булгары были магометанами и хотели, чтобы единая вера помогла заключить мир с восточными славянами. Приезжала к Владимиру и делегация от римского папы, отправленная немецким императором Оттоном, но князь Владимир отказался принимать римскую религию, сославшись на то, что его отцы эту веру не приняли. Зато женитьба на византийской принцессе Анне и принятие православия подняло бы престиж Киевской Руси и поставило бы ее в ряд с ведущими мировыми державами.

Почему датой крещения Руси считается 988 год.

Православие не было чужой религией для Владимира, поэтому его выбор был не случайным. Владимир принимает крещение в 988 году, но делает это без лишней помпезности. Поэтому источники не указывают, в каком именно месте это произошло. Тем не менее, 988 год Церковь считает годом Крещения Руси, так как в Повести временных лет это событие смешивается с походом Владимира на Корсунь (Херсон). Датой Крещения Руси скорее можно было бы назвать 990 год, 31 июля, день, когда князь Владимир венчался с княжной Анной в Херсоне и произнес речь, согласно которой всякий, кто не будет крещен в Православии, будет ему противен. С этого времени Православная Церковь на Киевской Руси становится государственной. В данном случае, говоря о том, кто крестил Русь, мы имеем в виду утверждение христианства как государственной религии Киева.

В свите княжны Анны прибывают в Киев поставленные для русских кафедр в Константинополе архиереи с сопровождением, облачением и священными книгами. Далее начинается активный процесс христианизации Руси.

Этот процесс проходил довольно успешно, благодаря тесным связям Киева с Моравией (современной Болгарией), где уже была письменность. Славяне Киевской Руси получили возможность совершать богослужение, изучать священные книги на родном славянском языке.

Но во многих городах, особенно селах, приходилось сталкиваться с сопротивлением распространению христианской веры, принимались даже жесткие меры. Процесс распространения христианства на Руси не мог пройти быстро, конечно, для этого потребовалось несколько веков. Для объяснения некоторых понятий христианству пришлось прибегнуть и к языческим корням славянской культуры. Например, церковные праздники замещают распространенные ранее на Руси праздники языческие: коляды, масленицу, купалье, внося в них совершенно иное содержание.

Роль князя Владимира в христианизации Руси очень велика, поэтому, рассуждая о том, кто крестил Русь, следовало бы отметить, что во время его правления христианство на Руси приняло статус государственной религии. Между тем, важно также помнить, что в христианизации Руси есть еще огромная заслуга святой равноапостольной княгини Ольги и первосвященников, проповедовавших на этой земле.

Выбирая Бога, мы выбираем свою историю!
В.А. Пономарёв

Рейдерский захват.

Сразу оговорюсь. Я не воинствующий атеист, но и к верующим отнести себя не могу. Все, что вы прочтете в данной работе, прошло через боль сердца. Я глубоко уважаю Русскую Православную Церковь. Уважаю за её искреннюю любовь к русскому народу и государству. Её евангельская любовь была не раз продемонстрирована конкретными делами. Но что было, то было и свершившееся не отменить. Знание истории дает нам силы сегодня и начинает будущее.

Я не ставил перед собой задачу формировать какие-либо комплексы, чувства озлобления или самоуничижения. Я не сторонник вспоминать замшелые мифы и не поддерживаю глупые штампы о Руси и народе русском.

Наши предки оставили нам страну, в которой можно жить с гордо поднятой головой, не прогибаясь перед иными государями. Великое им за то спасибо. Теперь забота очередного поколения передать свой опыт молодежи, и научить, не глотать все без разбора, а фильтровать даже то, что имеет метку «историческое».

«Религия - опиум для народа». Этим штампом много десятилетий пользовались коммунисты идеологические противники православия.

Сегодня множество статей, рефератов и даже трудов сообщают о переходе Руси к христианству как единственной возможности дальнейшего развития в X веке н.э. Русь пребывала в вековой дикости, а рядом, разумеется, был тот, кто мог подарить просвещение.

Перед нами ещё один идеологический штамп. На этот раз другого идеолога Византии.

Соедините оба лозунга и улыбнитесь от сознания того, как очевидна их предвзятость и как далеки они от истины. От вековой дикости мы перешли к опиуму для народа, но каким-то непостижимым образом от всего этого безобразия образовалось великое государство Россия.

Штампы и лозунги, явные спутники борьбы за чьи-то интересы. А кто и за что боролся? Почему крестилась Русь?

Объяснения в учебниках выглядят неубедительно. Сообщается, что вот так запросто ни с того ни с сего при киевском князе Владимире была заменена одна религия на другую, и началась эпоха рассвета, а между тем…

С момента крещения Киевского княжества прошло десять веков. А христианство на Руси и сегодня до конца не принято. Посещая церковь и монастыри одеваем условную каноническую одежду … женщины надевают платки и фартуки-юбки, а выходим и снова мы в своей обычной одежде и с бытовыми заботами далекими от церкви. Кого мы обманываем Бога или себя. Соблюдая внешнее, соблюдаем ли внутреннее.

Ответьте без лукавства хотя бы себе, разве ушел из нашей жизни старинный уклад? Если да, то откуда сегодня языческие обряды с гаданиями и предсказаниями, посещение колдунов, цветы на местах катастроф, символические захоронения и венки вдоль автомобильных и железнодорожных трасс, почему мы совершаем тризны на могилах и дома, а обращение к древним велесовым камням за исцелением и т.д. и т.п. Ведь это все не христианское, а ведическое. Это то чем жили наши предки задолго до князя Владимира.

В христианском писании сказано: «Отдай Богу божье, а Кесарю кесарево». Славянские Веды не разделяли жизнь на светскую и религиозную. Образ жизни славян был неразделим.

Человеческое общество начинается со Слова, описывающего традицию. Традиция становится идеологией. И наконец возникает письменность и документы как вещественное подтверждение закона, сначала религиозного, затем светского т.н. Римское право. Но это право мы видим ещё раньше в «глиняном праве» у хеттов, шумеров и праславян.

К чему эта вся философия, а вот к чему. Общество и религия развиваются неразрыно, т.е. путем эволюции. На Руси в X веке н.э. произошла настоящая религиозная революция. Причем революция сверху не от народа, и не просто сверху, а из заграницы от Византии.

Внуки бога славяне в одночасье были объявлены божьими рабами, была нарушена неразрывность общества и религии. Вы только вдумайтесь - рабы в стране, которая не знала рабовладельческого строя. Строя, который не признавался славянским законом Ведами: «Умерший рабом идет рабом в загробный мир». Вот вам и объяснение почему после крещения народ носил и крестики и змеевики-обереги, и почему христианской церкви пришлось на самом деле много веков завоевывать место под русским солнцем.

То, что когда-то произошло, конечно, не отменить, да и не о том речь. На территории России уже много веков живут вместе народы разных религий и культур. Каждый народ и страна в целом только выиграли от этого многообразия, но история должна быть правдива, а не излагаться красивой сказкой. Общество без прошлого обречено, поэтому нас и пытаются лишить настоящей истории. Так людей легче сталкивать друг с другом. Потому и учебники вызывают недоуменные вопросы, которые остаются без ответа.

Киевское крещение очевидное нарушение естественного процесса эволюции славянского общества. Давайте отойдем от штампов и посмотрим историю христианства на Руси, как крестили государство, и что происходило вокруг этого события.

Сведения о крещении при князе Владимире в иностранных источниках отсутствуют. Наши историки объясняют это тем, что впервые акт введения христианства в Киевском государстве состоялся в 860 г., при князе Аскольде. После его убийства варягом Олегом в 882 г. в глазах Зарубежья Русь осталась христианской страной. Б. Рыбаков уверенно говорит о церковной митрополии Византийского Патриарха на Киевской земле ещё во времена Аскольда.

Тоже подтверждает и Влесова Книга: «Аскольд после Дира уселся как непрошенный князь и стал вождем Огнебога. Отвратил Огнебог от нас лик свой, за то, что имели мы князя, крещёного греками». Последние слова Книги: «И крещена Русь сегодня» . Было это до Игоря и тем более до Владимира.

А нам говорят, что Владимир устроил «Выбор веры» и выбрал на его взгляд самую красивую из числа ему предложенных.

Разная оценка события в разных источниках, включая зарубежные, наводит на мысль, что не все так гладко как принято считать.

Известный сюжет «Выбор веры» - красивая сказка поздних времен. Очевидный идеологический штамп просто добавили при переписывании летописей. Недаром подлинники не сохранились.

Первые христианские общины появились на славянской земле задолго до Владимира.

Бытует устоявшееся мнение, что Апостол Андрей побывал в Новгороде на р. Волхов и в Киеве на р. Днепр, а между тем…

В I веке н.э. жил и проповедовал апостол Андрей Первозванный. Согласно Евангелию, по жребию между первыми учениками Христа, апостол Андрей посетил Крым и побывал на Северном Кавказе в стране Аланов. Новгорода на Волхове и Киева на Днепре тогда не существовало. В начале новой эры в Приэльбрусье стоял Киев Русколанский (Кияр), а в Крыму был построен Новгород, который именовался Неаполь Скифский (в окрестностях нынешнего Симферополя). В этих местах археологи обнаружили следы православных храмов, датируемые именно I веком н.э., здесь возникли первые христианские общины славян. Вот какие города на самом деле посетил Апостол Андрей, вот где он строил первые храмы на земле будущей Руси.

Иван Грозный так говорил послам Папы Римского, пытавшихся в очередной раз склонить Русь к католичеству: «Мы приняли христианскую веру с самого начала церкви христианской». Это говорилось в смысле - не вам нас учить вере. И действительно Римская империя в обеих своих частях приняла христианство только в IV веке н.э.

От апостола Андрея Русская Православная Церковь стала именоваться Апостольской.

Из множества житий и древних преданий известно, что Андрей проповедовал Слово Божие антам, русам-казакам, аланам, абхазам и адыгам. Апостол посетил города Диоскурию (нынешний Сухум) и Боспор (Керчь). Только один народ, который в житиях назван «джигитами» не стал внимать его проповеди.

В IV веке христианство приживается на Дону и в Тмуторокани (современный Краснодарский край). На известных сегодня монументах князей антов видна символика ранних христиан, представляющая собой равносторонний крест.

Однако большая часть славянского мира до IX века видела в христианах византийцах и римлян иноверцев и врагов.

Позднее уже из летописей мы узнаем о других крещениях. Крестился Блаженный князь Киева Аскольд, который, став христианином и оставаясь жрецом Огнебога, начинает насильственное крещение киевлян, но погибает от руки варягов Олега. Крестится и Равноапостольная Великая княгиня киевская Ольга.

С момента зарождения христианства, т.е. с I века н.э. в Европе начался процесс вытеснения славян на Восток язычниками готами и германскими племенами под руководством римской Курии. Курия как союз богатых семейств существовала задолго до христианства. С IV века став христианским, Рим продолжил политику экспансии в отношении славян по всей Центральной, Южной и Западной Европе.

В этот процесс вклинилась и Византия, распространяя каноническое влияние на Восток Европы, захватывая колонии вокруг Черного моря.

В русском обществе до X века мы не видим объективных предпосылок для крещения. Принимают христианство отдельные личности и население ромейских колоний на берегах Черного моря. Но общенародного признания на Руси эта новая вера не получила.

В свете последних открытий исторической науки возникла необходимость отдельно рассмотреть отношение к христианству Вещего Олега - варяжского сподвижника Рюрика.

Во время княжения Олега в Киеве возникла серьезная угроза государственности и самобытности Руси со стороны Хазарского Каганата. Стояла и вторая задача, решение которой обещало Олегу честь и богатство - создание транзитных торговых путей «Из варяг в греки» по Днепру и «Из варяг в персы» по Волге. Но и здесь то же препятствие - хазары.

Столкнувшись с хазарской проблемой, Олег ищет выход и как ему кажется, находит в военном союзе с Византией. В проекте договора 912 года об этом говорится недвусмысленно.

Для достижения своей цели Олег не возражает включить в Договор пункт о крещении Руси. До отдалённых ли последствий такого деяния князю, если хазары просто достали. Кроме угрозы существованию Руси от хазар и иная беда - встал Великий шелковый путь из Китая в Европу. Хазары богатеют, «снимая пенки» и на западе и на востоке, а Русь слабеет, платя дань и деньгами и кровью, поставляя своих воинов на Каспий для интересов той же Хазарии.

Решая эти задачи, Олег столкнулся с серьезным препятствием у себя дома. Возникло противоречие между его интересами и волхвами, которые после крещения народа потеряют власть.

Но ему ли бояться волхвов, ведь он и сам Вещий. «Волхвов боятся к Велесу не ходить» говорит древняя поговорка. Как известно Олег трагически погибает. И теперь становится понятно почему.

В Киеве 2 сентября Олег подписывает проект договора с греками и направляет посольство в Византию. В договоре, внимание , князь клянется уже не Перуном и Велесом, как клянутся язычники, а «предлежащим святым крестом и святою единосущною Троицей». Это означает, что 2 сентября 912 года Олег крестился и теперь собирается крестить Русь, для чего отправляет посольство в Византию с проектом договора. Но как оказалось, вместе с договором Олег подписал и свой приговор. Волхвам уже терять было нечего. Так появилась красивая легенда о гибели Вещего Олега подтверждающая «правильное» предсказание волхвов о будущей гибели князя «от коня своего». Так или иначе, но смерть Олега случилась для волхвов вовремя даже слишком вовремя. Вот и не успел Олег «Отмстить неразумным хазарам».

Освобождение от ига хазарского отодвигается до победы князя Святослава при Итиле. Крестится в тайне от волхвов вдова погибшего Игоря Великая княгиня Ольга. Не сразу находит женщина княгиня признание и поддержку константинопольской власти. Она вынуждена, не смотря на крещение обратиться к волхвам для подготовки в скрытых лесных лагерях оружия и ополчения против хазар. Ольга затеяла то, до чего не догадался Олег. Победа Святослава над хазарами это и её Ольгина победа.

Как видим для решения насущных задач князья и княгини не особенно раздумывали о религии. Князья явно следовали персидской мудрости: «У необходимости свои законы».

Князь киевский Владимир согласно имеющейся информации не первый креститель Руси, и далеко не первый христианин на земле будущей России.

И есть ещё один интересный вывод. Во времена княгини Ольги Византия всерьез Русь не принимала. Потому и отказался император выполнить просьбу Ольги о династическом браке её сына князя Святослава с императорской дочкой.

Замена религии это замена ранее существовавшей культуры народа. По существу это означает, что вместо одного народа возникает другой. Отсюда путаница и как представляю намеренная. Кто такие и откуда взялись славяне? А если мы потомки славян, то откуда взялись эти непонятные русские после крещения славян?

Та же «непонятка» и с Византией. Когда-то это были православные греки, а чьи потомки сегодня населяют Турцию? Только ли одни турки, а куда подевались те греки православной Византии?

А ответ на заданные вопросы лежит на поверхности. «Те греки» вместе с турками и составили народ Турции, исповедующий уже другую религию и невизантийскую культуру. Прежняя была заменена внешней силой. Много веков назад пала Византия. Теперь в бывших православных храмах устроены храмы иной религии. В стране действуют, конечно, турецкие, а не византийские законы.

Аналогичная ситуация и со славянами и русскими. Под действием опять-таки внешней силы принята иная культура, и народ стал другой, и этот другой возникает как бы из воздуха без корней и предков, без своей истории, без храмов древней веры, ну и на всякий случай возникает без письменности. А то вдруг возьмет свою письменность, вспомнит древние корни, и перестанет верить в басни про славянскую и русскую дикость.

Русь и Рось.

Кстати при замене религии Византия заменила нам и наше самоназвание Русь на Рось , Россию . Здесь тоже много споров вокруг государственного топонима. А истина спрятана не так уж и далеко.

В наших источниках об этом говорится весьма скупо, зато за рубежом русско-славянская история сохранилась. В арабских источниках упоминается Остров Руссов на Карельском перешейке. Отсюда пришли варяги, отсюда «от тех варяг прозвалась Русская земля». Это нам сообщает уже наша Повесть временных лет.

Россия - греческий синоним Руси. В Византии — Росия (греч. Ρωσία) впервые использовано в середине X века Константином Багрянородным.

В южной Руси после крещения начинают применяться оба названия и Русь и Россия . С XV века после падения Византии во всех частях государства появляются термины "Росия", "Российский" и распространяются всё больше, пока окончательно не утверждаются в русском языке.

Ну и кто из русских князей в X веке мог такое запланировать на Руси?

До крещения в славянском обществе присутствуют князья, витязи, ведуны, волхвы, поляницы, веси, судры. Кроме витязей существовали и богатыри. Слово богатырь первоначально имело смысл грабитель . От «бог» - богатство, а «тырь» - тырить, воровать.

После крещения структура общества начинает меняться. Ведуны, волхвы, уступают место греческим священнослужителям, вместо весей и судров появляются крестьяне и смерды, грабитель богатырь переходит на службу к князю и становится положительным персонажем.

Теперь рассмотрим, а что приобрела Русь, вместо прежней многовековой веры.

Христианство, став при Владимире государственной религией, выразилось не только в проповеди и изменении обрядов богослужения. В Киеве поселился греческий митрополит, назначаемый патриархом Константинополя, в городах Русской земли поставлены подчиненные митрополиту епископы, по началу тоже греки. В Киеве и во всех епархиях (сначала их было организовано 4) строятся церкви и устраиваются монастыри.

Власть греческого митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла церковная письменность. На Руси возникают школы с греческими учителями священниками. В школах изучается Евангелие, т.е. история не славянского народа, а иудейского, римлян и греков. Митрополит и духовенство управляют и судят подчиненных им людей на основании греческого сборника законов Номоканона, получившего на Руси название Кормчей книги. В этом сборнике находились не только церковные правила, но и гражданские законы византийских императоров. Церкви получили земли, на которых духовенство и монастыри вели хозяйство, руководствуясь византийскими обычаями и законами.

На Руси народная культура объявлялась языческой со всеми вытекающими из этого последствиями. Традиционные славянские имена заменялись греческими, иудейскими и римскими.

Процесс христианизации Руси идет долго. Общество постепенно меняется и вот первые серьезные результаты. В наказах монастырским приказчикам XVII века предписывалось наблюдать, чтобы крестьяне «в бесовские игры, в сопели и в гусли, и в гудки и в домры, и во всякие игры не играли». Против тех же обычаев предостерегает и царская окружная грамота 1648 года. В грамоте записано: «чтобы православные не призывали к себе скоморохов с домрами, волынками и всякими играми, чтобы медведей не водили, и по ночам на улицах и полях, и во время свадеб песен не пели и не плясали». Женские пляски, признавались грехом. Церковные подвижники проповедовали: «О лукавое жены многовертимое плясание! Пляшущи бо жена любодейница диаволя, невеста сатанина!». Даже смотреть на пляски - грех: «не зрите плясания и иные бесовских игр злых прелестных, да не прельщены будете, зряще и слушающе игр всяких бесовских, нарекутся сатанины любовницы».

Вместе с новым вероучением появилась новая власть, греческие законы и суды, новая письменность, новые землевладельцы -церкви и монастыри с новыми обычаями владения землей.

В результате крещения Русь получила от Византии все византийское и утратила все самобытное, которое было запрещено под предлогом, что это языческое и дикое. И где же тут славянской письменности уцелеть.

Такие последствия смены религии наши князья явно не ожидали, но пути назад уже не было.

Рейдерский захват Руси был назван приобщением к культуре. Позднее таким же приобщением к культуре будут названы колониальные захваты в Африке, Азии и Америке.

Каждый здравомыслящий человек понимает, жизнь во всем её многообразие надлежит сохранять. Сегодня на уровне государств объявлена политика мирного восприятия иных религий. На государственном уровне приняты программы сохранения всех видов растений, животных и птиц, даже змей, а тут уничтожение культурного наследия целого народа и это объявляется приобщением к культуре.

Ну ладно это говорили тогда, но почему и теперь. У людей с такой логикой, что-то сбилось в голове. Вы представьте в ваш дом пришли, поселились, установили свои порядки, ликвидировали милые вашему сердцу безделушки, запретили плясать на свадьбах и говорят - это мы вас приобщили к культуре, а свою прошлую дикость забудьте. Сегодня от таких действий любой суд защитит. А нам, не моргнув глазом, этот кошмар называют приобщением к общечеловеческим ценностям.

Какая же эта культура, если запрещены пляски и игры, сжигаются музыкальные инструменты, уничтожается упоминание о прежней истории, детям даются чужестранные имена, которые в переводе на родной язык означают растения и животных. Например, Тамара - по-гречески Пальма , Онуфрий - Священный египетский бык . Ну и чем это лучше наших Прибрана или Ярослав? Это ещё вопрос кто тогда был более диким.

После принятия христианства в Римской империи по отношению к своей истории таких жестких мер не принимали. Всем сегодня известны древние боги языческих Рима и Греции их эпические повествования. Мы видим сохранившиеся языческие памятники и храмы в современной Италии, Греции, Турции.

Согласно общепринятой точке зрения после крещения на Руси началась эпоха рассвета. Но все слышали о «Ледовом побоище», о шведах на Неве, о раздроблении Руси на отдельные княжества и т.д. и т.п. А как вам утрата грамотности новгородцев 100%-й ещё в XI веке. Все эти неприятности произошли не до, а как раз после крещения. Что-то мало похоже на эпоху рассвета.

Настоящий рассвет начался после создания Московской Руси и России, когда была возвращена независимость Украине и Белоруссии от Польши и Литвы, оказана помощь в освобождении от иностранного ига братьям болгарам. Вот как раз в этих процессах церковь сыграла ключевую роль. Но церковь не византийская, а автокефальная Русского народного православия.

Это Православие значительно отличается от первоначального Византийского обряда. Утешительная религия рабов, пришедшая из Византии, не подошла в полной мере как объединительная идея для славян внуков богов.

Только когда Православие приняло русскую окраску, оно распространилось по Руси, и было принято всем народом. Со времени Преподобного Сергия Радонежского, государство уже Московская Русь и её государственная идеология становятся едиными в общественном процессе развития. С этого времени начинает таять двоеверие. Это уже процесс объективный и его никакими авторитетными мнениями и «правильными» историями не затуманить.

В период становления христианства родился латинский термин для обозначения дохристианских верований Европы - Religio paganorum . Нарочито уничижительное осмысление этих слов привело к ошибочной его трактовке. В древнерусских летописях появился термин «поганые», которым именовали и чужих и своих ещё не принявших христианства.

На самом деле авторы термина имели в виду совершенно иное. Religio paganorum - религия тех, кто близок к земле, кто близок к реальным скрытым силам Природы. Ошибка в трактовке термина привела к серьёзным последствиям.

На перекрестке истории перед нашей цивилизацией были переведены стрелки, и мы вместо Religio paganorum направились в сторону техногенного развития. В итоге сегодня вместо духовности преобладает светский прагматизм как естественный результат техногенной эволюции.

Христианство заменило религиозно-природную доктрину Веды. Вот что следует понимать под словами «Крещение Руси».