Крест на въезде в деревню. О поклонных крестах. Чин освящения поклонного креста

Наверное, каждый из нас, хоть раз видел большие деревянные кресты вдоль дорог, на въезде в город (иногда в его черте), да и просто в поле. И наверняка, не все знают, зачем они там установлены. Вот как раз с этим моментом и будем разбираться в этой статье.

Поклонные кресты. Что это такое?

Для начала стоит отметить, что стоящие вдоль дорог кресты имеют, помимо некоего сакрального значения, и свое название – Поклонные, и даже свои виды, в зависимости от целей, которые преследовали те, кто их воздвигал.

Традиция установки Поклонных крестов очень и очень древняя и уходит своими корнями к временам становления христианства на Руси. Считается, что одними из первых Поклонных крестов были те, которые воздвигали по приказу княгини Ольги на месте уничтоженных языческих идолов, перекрестках дорог и отдаленных деревнях в Псковских и Киевских землях.

Золотой стандарт ответственно устанавливает исторические размеры православного поклонного креста. Это руководство по его изготовлению и установке.

«Ранее кресты устанавливали по разным причинам: на въезде в деревню, обетные кресты в честь рождения первенца, охранные, перед строительством церкви. Смысл в том, что где считали нужным, там и ставили. Это и есть дар свободной воли, которую даёт Бог человеку. Есть навигационные кресты на побережье морей. Даже ставили межевые кресты для видимого определения границ. Сейчас большинство крестов устанавливают на въезде в город, селение и перед началом строительства храма. Также устанавливают кресты в памятных местах. В данном золотом стандарте приведен пример установки поклонного православного креста в сердце деревни на видном месте. Преимущества очевидны: из большинства домов видно крест. Безликая деревня, каких много, приобрела сокровище в сердце деревни. Будет на этом месте жизнь и благодать».

КУПИТЬ КНИГУ

По своим функциям Поклонные кресты можно разделить на несколько, скажем так, видов:

  1. Миссионерские.

    Вот как раз кресты, воздвигнутые Ольгой, и есть миссионерские. Своего рода символ победы христианства над язычеством.

  2. Навигационные (они же «приметные»).

    Высота таких крестов достигала 14 метров, так как они служили ориентиром для путешественников, в том числе и моряков. Так что такая высота вполне оправдана, ведь приметить такой ориентир нужно было издалека.

  3. Межевые или, как их еще называют – придорожные.

    Были весьма популярны в дореволюционной России. Ставились такие кресты рядом с селениями, вдоль дорог (как раз их мы и видим чаще всего). Делалось это для того, чтобы путник по прибытии в город(или село-деревню и тому подобное)мог воздать молитву Всевышнему за окончание трудного пути. Так же такими Поклонными крестами обозначались границы крупных сельскохозяйственных угодий.

    У таких крестов даже своя особая конструкция: крест венчался двускатной крышкой из двух дощечек. Нередко под «крышей» этой устанавливали киот с иконой и лампадкой. Такой крест назывался «голубец». Иногда такими крестами отмечались освобожденные от захватчиков селения и города. Места, в которых уже безопасно и жители могут возвращаться обратно.

  4. Памятные (благодарственные, обетные).

    Это, пожалуй, самый распространенный вид Поклонных крестов, по ним буквально можно читать историю Руси. Устанавливались в качестве благодарности Всевышнему (за удачный исход войны, рождение наследника и тому подобное). Иван Грозный и Петр Первый устанавливали такие кресты. Первый за рождение сына, второй – как благодарность за спасение в шторм.

    Само слово «обетный», говорит нам о том, что воздвигался крест по «обету», то есть, обещанию, и нередко в отдаленных местах, укромных уголках (лесах, полях и т.п.). Но чаще всего, на перекрестках и вдоль дорог, где кресты было хорошо видно прохожим.

  5. Охранные.

    Ни для кого не секрет, что крест для православного человека – символ святости, чистоты. И силу он имеет немалую: охранят места, очищает их от скревны. Люди считали, что установив Поклонный крест при въезде в город, уберегут его жителей от болезней, разбойников и нечисти. Некоторые огорода отмечены аж с четырех сторон подобными символами.

    Такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».

  6. Кресты – заместители церквей, храмов и часовен.

    Такие кресты устанавливались на месте разрушенных(сгоревших) храмов и часовен, чтобы оставить верующим людям возможность воздать молитву в святом месте. Крест воздвигали именно в том месте, в котором когда-то стоял престол.

    Иногда же, наоборот, сначала ставили крест, а потом на его месте воздвигали храм.

  7. Поминальные.

    Такие кресты не всегда ставят в месте погребения человека, иногда Поминальный крест воздвигают на месте его гибели. В современном мире все чаще и чаще можно встретить такой крест: в месте, где произошел террористический акт, авто-или авиакатастрофа, и так далее.

Как воздвигали Поклонные кресты

Установка таких крестов в древние времена была особым ритуалом, к которому подходили со всей серьезностью, ответственностью и почтением. Обычно, люди собирались всей деревней для совершения этого обряда.

Вы, наверняка видели, что стоят Поклонные кресты на небольшой горке (символ Голгофы), так вот, чтобы создать такое возвышение, каждый селянин приносил горсть земли и водружал ее на место будущего подножия креста.

Традиционно такие кресты изготавливали из дерева, реже из камня и совсем редко из металла. При установке ориентировались на стороны света: плоская часть креста обращалась на восток, а приподнятый конец нижней перекладины – на север.

Подытожим: зачем устанавливают Поклонные кресты?

Чуть выше мы с вами выяснили, что Поклонные кресты устанавливали в определенном месте:

  • Место утраченной церкви или кладбища;
  • Святой источник;
  • Место, на котором стояли языческие идолы;
  • Гиблые, опасные места;
  • Въезд в город;
  • Место гибели;
  • Место массовых крещений и так далее.

И то, что функции у них тоже были различны, в зависимости от места установки, и целей, которые преследовали создатели «памятника». И то, что традиция эта очень и очень древняя, даже если не брать в расчет Русь, а заглянуть еще дальше – в Римскую Империю, во времена правления Константина (312 год). По легенде, накануне его сражения с Максенцием (заклятый враг, кстати), Константину приснился сон, в котором он увидел крест с посланием: «Сим победишь!». Действительно, победил, а после своей триумфальной победы установил на главной площади Рима памятник, изображающий, естественно, себя любимого с копьем, а копье это было увенчано, как раз, крестом и надписью: «Этим спасительным знамением я спас город от ига тирана».

Фото поклонных крестов

Вопрос-ответ

Друзья, мне частенько задают некоторые вопросы, касающиеся поклонных крестов, их установке и так далее. Чаще, конечно, про установку. Так вот, я решила на некоторые из них дать ответ. Ответы не с потолка беру, с различных сайтов (авторитетные источники, между прочим) православной тематики.

  • Могут ли верующие миряне сами установить такой крест?

    Нужно благословение. И сама установка происходит с обязательным участием священнослужителя. Существует специальный чин освящения поклонного креста, на него возливается святая вода, священник читает молитвы.

  • Можно ли устанавливать кресты в городе, допустим, рядом с развлекательными центрами, как бы наперекор неверующим?

    Нет, поклонные кресты не ставят там, где над ними легко могут надругаться. Кресты - для верующих, а не вопреки неверующим.

    Крестовский Мост - Православная газета (www.krest-most.ru)

Но я отвлеклась. Так вот, традиция эта древняя, но жива до сих пор(и даже больше, чем жива). Поклонные кресты до сих пор продолжают оберегать наши города, и напоминать о прошлом, иногда печальном, иногда нет. И думаю, что еще очень и очень долго мы будем встречать деревянные кресты, возвышающиеся вдоль дорог.

В России началось безумие - сторонники скандальных феминисток пилят поклонные кресты. Знают ли они, что творят? О том, в чем подлинный смысл поклонного креста -- корреспондент НС Александр ЛАНИ.

Кому кланяются на Поклонной горе
Многие москвичи и гости столицы видели на Поклонной горе одиноко стоящий высокий деревянный крест. Именно здесь Наполеон ждал в 1812 году ключи от «поверженной» Москвы. Большинство опрошенных корреспондентом «НС» прохожих из тех, кто был в День города на Поклонной горе, связывают установку креста с памятью погибших в годы Великой Отечественной войны. Действительно, крест был поставлен в ночь на 22 июня 1991 года в память начала войны общиной расположенного неподалеку храма Живоначальной Троицы в Голенищеве. По мнению опрошенных, такой крест напоминает об исконной вере, многие считают крест духовным символом нации, памятником культуры. Поэтому две трети респондентов против установки крестов в местах автокатастроф родственниками погибших («иначе вся страна превратится в виртуальное кладбище»), а «за» только 20 процентов («это повышает бдительность водителей»). Но откуда пошла традиция установки больших крестов на открытых местах и связаны ли они как-то с крестами на кладбищах?

«Сим победиши»
Называть все отдельно стоящие кресты «поклонными» не совсем верно. Современные исследователи - ставрографы называют такие кресты монументальными. Внутри этой группы кресты различаются по своим функциям. При этом поклонным может стать и могильный, и миссионерский, и памятный, и другие кресты. Но об этом чуть позже.

Первые монументальные кресты появились в апостольские времена. Их водружали святые апостолы, возвещая жителям о начале в их землях христианской проповеди. В частности, Нестор-летописец в «Повести временных лет» упоминает о водружении крестов святым апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, а также на Валааме после свержения идолов Перуна и Велеса. Примером миссионерского креста вполне можно считать и крест святой равноапостольной Ольги, поставленный на берегу реки Великая вблизи Пскова, в месте, где святая княгиня и ее спутники увидели три небесных луча, сходящихся на земле. А также крест святителя Стефана Пермского на месте его первой проповеди пермякам.

Во времена гонений стремление христиан к исповеданию своей веры нашло выход в изображениях на надгробных памятниках и их форме. И если в центральной части Римской империи христиане не решались изображать крест на надгробиях (там могилы христиан узнают по рисунку рыбы, виноградной лозы, голубя с оливковой ветвью, монограмме имени Христа:


то на окраинах, где власти были менее бдительными (например, в Карфагене), археологи обнаружили фрагменты мраморных плит с изображением креста. Известно, что святитель Григорий Армянский, ставил кресты над могилами христианок-мучениц и учил новообращенных почитать эти памятные знаки.

В 312 году римский императора Константин Великий у Мульвиева моста вблизи Рима одержал победу над своим главным конкурентом за власть Максенцием. По преданию, накануне этой битвы Константину было видение креста и глас: «Сим победишь!». Император-победитель распорядился поставить на римской площади свою статую с высоким копьем, заканчивающимся крестом, с надписью: «Этим спасительным знаменем я спас город от ига тирана» (в 313 году Константин Великий совместно с восточным императором Лицинием эдиктом о веротерпимости отменил преследование христиан). Подражая императору, правители городов разрушили изображения местных богов, заменяя их крестом. Так, в Александрии в IV веке изображение Сераписа (египетского божества, чей культ был широко распространен в античном мире) на стенах, воротах, колоннах домов и площадях заменили крестом в знак падения язычества и утверждения христианства. Через два века по установленному на холме кресту можно было узнать о массовом поселении христиан. Так, в начале VI века в Аравии восставшие иудеи осадили город Награн и требовали от жителей под страхом смерти отречься от веры и уничтожить «стоящий на возвышенности крест». Христиан становилось все больше, и крестами начали отмечать те места на берегах рек и водоемов, где происходят массовые крещения. И даже когда крещальни перенесли в храмы, прежние кресты оставались и поддерживались как памятный знак.
Кресты в полях и у дорог часто напоминают и о заброшенных поселениях: благоговение требовало отметить крестом или даже часовней место покинутого кладбища или храма.

Знак благодарности или надежды
У жившего в XIX веке автора популярной статьи о придорожных крестах старосты одного из киевских храмов Ивана Малышевского есть версия, что в России возникновение крестов возле деревень и городов связано с татарским игом. Якобы наиболее смелые из жителей, укрывшихся в лесах от «хищных гостей», возвращались в разоренные жилища и ставили кресты на возвышенных местах в знак благодарности Богу. Одновременно кресты служили знаком и для остальных «беженцев», что беда миновала.

Крест у дороги

По мнению Светланы Гнутовой, кандидата искусствоведения, ведущего эксперта в области ставрографии, эту гипотезу еще нужно проверять. Но точно известно, что кресты возле сел и городов, а также на развилках дорог существовали еще до нашествия татар, в XI-XII веках. Правда, до нас дошли только те из них, что были высечены из камня. Наиболее известные -- поклонный Боголюбовский крест, по преданию, поставленный во времена святого Андрея Боголюбского (на отмели реки Нерли неподалеку от церкви Покрова на Нерли), Стерженский крест -- в истоках Волги, при ее впадении в озеро Стерж, и Лопастицкий крест, стоявший на берегу пролива, соединяющего озера Лопастицы и Витбино. Оба последних креста, установленные в XII веке, находились в нынешнем Пеновском районе Тверской области и освящали водные пути. По мнению историков, первый напоминал о тяжелых работах по углублению и расширению русла Волги, второй -- об искусственном канале от истоков реки Кудь к истокам реки Полы. Все эти кресты сейчас в музеях.

В 1694 году при паломничестве в Соловецкий монастырь в Унской губе на Белом море едва не погиб во время бури царь Петр I. В благодарность Богу за спасение монарх поставил на берегу бухты деревянный крест. Когда его перенесли в Пертоминский мужской монастырь (основание креста подгнивало, и он падал), то на этом месте крестьянин Петр Челищев установил еще один деревянный крест -- в память о первом кресте. Такая традиция поновления приходящих в негодность крестов была очень распространена (прежний крест переносился в храм), причем новый крест старались вырезать точно таким же.

«На Руси было много так называемых обетных крестов, -- рассказывает Светлана Гнутова. -- Например, во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота в надежде на избавление люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм. Обратите внимание: не по окончании напасти, а именно во время нее. И болезни прекращались. Такие обетные кресты (а иногда и часовни) стояли при дорогах, на развилках, переправах, на месте слияния и истока рек, родников, одновременно обозначая узловые точки сухопутных и водных путей. Место для них выбирали самое заметное -- чтобы каждый идущий мимо почтил крест крестным знамением и молитвой. И то что с ранних веков до нас не дожили кресты деревянные, вовсе не значит, что их не было». Известно, что в холерном 1817-м было много крестных ходов по селам, и они, как правило, заканчивались водружением креста. В западных русских землях много крестов ставилось и в холерный 1831 год.

У поморских рыбаков и Соловецких монахов была традиция ставить обетный крест перед выходом в море, чтобы благополучно вернуться домой. А по счастливом возвращении они ставили уже благодарственные кресты. В северных краях кресты часто служили навигационными знаками (верхний конец наклонной перекладины указывал точно на север), сведения о них содержались в морских лоциях. Иногда попавшие в беду на дальних становищах ставили кресты, чтобы подать о себе весть проходящим мимо судам. Такие кресты стояли, например, на Новой Земле.

Были случаи, когда кресты ставились просто в опасных и гиблых местах. Иван Малышевский приводит факт, когда такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».



В Литве, в городе Шауляй, есть Крестовая гора, на которой стоит около 3 тыс. обетных католических крестов. Ни о времени ее появления, ни о причинах возникновения нельзя ничего сказать с точностью. Некоторые исследователи считают, что до крещения Литвы, которое произошло только в XIV веке, на этом холме находилось языческое капище

Крест как призыв Иногда кресты ставили, чтобы было где молиться, пока не построен храм или часовня. Именно такие кресты и называют поклонными. Их высота была не менее четырех-пяти метров, и возле них служились молебны и другие службы. Поклонные кресты ставились и в местах разрушенных храмов -- там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое). Эту же традицию продолжают и современные миссионеры, посещающие далекие села на севере и северо-западе нашей страны. Вместе с местными жителями они устанавливают поклонный крест там, где когда-то был алтарь разрушенного храма. Если же храма не было, то крест ставится там, где стоял во время похода миссионерский храм-палатка и был престол. С этого момента такой поклонный крест становится местной святыней. В карельской деревне Шуньга некий предприниматель, проезжая мимо и увидев установленный миссионерами крест, выделил средства для постройки в этой деревне часовни.


В 2003 году в деревне Шолохово под Москвой около Музея танка Т-34 был установлен поклонный крест в честь конструкторов танка и всех его боевых экипажей. Около него служат молебны и панихиды


Сегодня поклонные кресты устанавливают еще и на местах, где пострадали новые мученики и исповедники российские. Такой 17-метровый деревянный крест, привезенный из Соловецкого монастыря, установили на Бутовском полигоне в память о массовых репрессиях 30-х годов (с августа 1937 года по 19 октября 1938 года там были расстреляны 20 765 человек). Крест резали около полугода, он, как и тот, на котором был распят Спаситель, состоит из трех пород дерева: кипариса, кедра и сосны. В основание положен камень с Соловков, так что крест символически соединил две русские голгофы: Бутовский полигон и Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). На самом кресте вырезаны молитвы, прославляющие подвиг новомучеников, пострадавших за веру. «Крест -- это призыв и напоминание нам всем, чтобы мы, наконец, проснулись и осмыслили, что с нами происходило тогда и что происходит сейчас, -- считает один из авторов . -- Сами подумайте, здесь только 900 священников было расстреляно. А сколько просто верующих, не отрекшихся от Бога? Этот крест -- дань нашего поколения тем, кто мученически за нас пострадал, чтобы мы сейчас могли жить и спокойно исповедовать свою веру. Напоминание, что это право оплачено кровью тех, кто лежит в этих рвах и других братских могилах по всей русской земле».


Поклонный крест соловецким узникам

При подготовке статьи использовались материалы книг:
Ставрографический сборник. Крест в православии / Под ред. Гнутовой С. В. -- М.: 2001. Т. 1
Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре: Очерк русской монументальной ставрографии. -- М.: 2005
Гнутова С. В. Крест в России. -- М.: 2004

Геометрическая конфигурация креста скрывает в себе древнюю тайну. Символ тесно взаимосвязан с жизнью всего человечества, её возникновением и смертью. Отголоски поклонения кресту в многообразии своих форм находят по всей планете мира. Чем же так притягивал к себе интерес людей этот загадочный многофункциональный символ?

Несомненно, поклонный крест изначально не являлся христианским или античным изобретением. Его возникновение нельзя сопоставить ни с одним историческим этапом или народностью. Среди многих версий существует предположение, объясняющее космическое происхождение креста. Ещё в доисторические времена в Солнечной системе произошла колоссальная катастрофа, после чего сместились планетарные полюса, исказился наклон земной оси.

Сама же планета перешла на новую орбиту. Иными словами, люди обнаружили, что светило на небе стало передвигаться по более широкому радиусу. До катастрофы круг, описываемый Солнцем, соответствовал экваториальной плоскости. Впоследствии…

Все стоящие отдельно кресты не совсем правильно называть поклонными. Исследователи — ставрографы считают их монументальными. Самые первые поклонные кресты стали ставить ещё в апостольские времена. Нестор в «Повести временных лет» пишет, что Андрей Первозванный устанавливал поклонный крест на Киевских горах. Отличаются кресты и по своим функциям. Поклонным крестом может стать миссионерский крест, памятный или могильный. Есть ещё обетные кресты, кресты, предупреждающие об опасных или гиблых местах. Если в каком — то месте негде молиться, не построен Храм или хотя бы часовня, то там могут поставить поклонный крест. Высота таких крестов обычно 4 — 5 метров, возле них служили молебны, вели службы. Ставили поклонные кресты на месте престола разрушенного Храма. Труворов крест в Изборске. Крест-кенотаф на месте гибели вел. кн. Сергея Александровича Романова бомбистом Каляевым в Кремле. Он был разрушен по указу Ленина на субблтнике в 1918 году, Теперь восстановлен в Новоспасском монастыре,…

Наверное, каждый из нас, хоть раз видел большие деревянные кресты вдоль дорог, на въезде в город (иногда в его черте), да и просто в поле. И наверняка, не все знают, зачем они там установлены. Вот как раз с этим моментом и будем разбираться в этой статье.

Поклонные кресты. Что это такое?

Для начала стоит отметить, что стоящие вдоль дорог кресты имеют, помимо некоего сакрального значения, и свое название – Поклонные, и даже свои виды, в зависимости от целей, которые преследовали те, кто их воздвигал.

Традиция установки Поклонных крестов очень и очень древняя и уходит своими корнями к временам становления христианства на Руси. Считается, что одними из первых Поклонных крестов были те, которые воздвигали по приказу княгини Ольги на месте уничтоженных языческих идолов, перекрестках дорог и отдаленных деревнях в Псковских и Киевских землях.

По своим функциям Поклонные кресты можно разделить на несколько, скажем так, видов:

Миссионерские.

Вот как раз…

Однажды, много лет назад, путешествуя на дорогах по России, я начал фотографировать Поклонные Кресты, с целью их изучения.

Чтобы понять: какими должны быть Поклонные Кресты, каких размеров, куда устанавлывают, что на них пишут, итд.

Со временем, в архиве набралось пара десятков фото.

Возникла тогда идея, во время путешествия для «коллекции» их фотографировать. Но так получается, что ездить я стал все меньше и меньше. Задумка отложилась.

А задумка то интересная! Поклонных Крестов по Руси много. Сейчас их больше и больше установливают, их много встречается особенно в сибирской части России.

По их виду, по местам установки, по надписям, можно предположить отношение к ним.

И хоть Поклонные Кресты на дорогах отличаются размерами, цветами, изготавлеваемыми материалами, местами установки и прочее…

Их всех объединяет одно..

От их появления на пути, многие путники задумываются, о сегодняшнем, завтрашнем дне, и о вечном..

Популярное на канале:

Cache created: 20.03.2017 06:01
Древнегреческие богини
еще 9 фото В давние времена, по верованиям древних греков на Олимпе проживали 12 богов олимпийцев, 6 мужчин и 6 женщин. С них и начались родословные всех олимпийских богов, полубогов и и героев греческих мифов. Эти олимпийские боги проделали странное путешествие из еще более древних времен в будущее. Г…
больше Молитвенный щит для ребенка
На двенадцать лет от двенадцати бед. Молитвенный щит для младенца может изготовить мать ребенка, его бабушка или крестные родители. Желательно, чтобы в изготовлении молитвенною щита принимали участие отец и дед младенца. Ибо для сотворения щита нужны две энергии: мужская и женская. Так же как и при…
больше Символы и знаки. Христианские символы
Есть сайт, где собрана информация про символы и знаки в христианстве. http://uznaipravdu.ru/forum/viewtopic.php?t=1392 Авторы сайта пытаются представить христианство, как навязанную…

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Покло нный крест - монументальное сооружение в виде креста.

Имеют восьмиконечную или четырехконечную форму. Иногда имеют «крышу» и содержат иконы. Своей плоскостью такой крест ориентировался на восток, при этом приподнятый конец его перекладины должен был указывать на север. Часто при установке креста у его подножия делалось возвышение, символизировавшее Голгофскую гору - место распятия Господа Иисуса Христа. Основанием подобного возвышения служили горсти земли, приносимые на место установки креста участниками этой христианской традиции. Возводятся на открытой часто возвышенной местности из камня или дерева и достигают высоты нескольких метров (4-12 м). Возле поклонных крестов обыкновенно совершаются молебны. Ставятся поклонные кресты по случаю избавления от напастей, на месте гибели христиан, для ориентировки на местности (в поморской культуре). Часто поклонные кресты ставятся на месте уничтоженного или…

Даже среди церковных людей далеко не все знают, как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась. Об этом рассказывает кандидат искусствоведения Светлана ГНУТОВА, автор-составитель книги «Крест в России» и научный редактор серии сборников, посвященных исследованиям истории креста в России.

Как возникла традиция

Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила».

Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости - это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало…

Поклонные кресты в России

Под старой березой - крест. Большая дорога, белая…. Крестик совсем гнилой, в крапинках желтой плесени. Что тут было - никто не знает. Береза, может, видала, да не скажет. Федя говорит - давайте споем молитву, за упокой. И начинает, а мы за ним. На душе делается легче.

И.С. Шмелев. «Богомолье»

Из глубины веков

Поклонными крестами принято называть отдельно стоящие кресты на перекрестках дорог, примечательных местах, неподалеку от храмов и т.д. По сути, такой крест – это максимально сконцентрированное воплощение часовни – места молитвы и памяти. Эти малые архитектурные формы заимствованы нашими предками у христианской Европы, где кресты у дорог пришли на смену языческим идолам.

История поклонных крестов в России начинается со времен древнейших. В наших летописях есть упоминание, как проезжая русскими землями (а вернее – землями, которым предстояло в недалеком будущем стать русскими), святой Апостол Андрей Первозванный заночевал…

Что творится с нашими женщинами? В пятницу, 17 августа 2012 года, активистки женского (феминистского) движения FEMEN спилили бензопилой и повалили на землю поклонный крест, который стоял на холме в центре Киева недалеко от Международного центра культуры и искусств (Октябрьский дворец). «В день вынесения приговора, феминистское движение FEMEN высказывает поддержку и уважение своим российским коллегам из группы Pussy Riot. В знак солидарности с жертвами кремлевско-поповского режима участницы FEMEN свалили поклонный крест…», – говорится в пресс-релизе движения. (Фотографии: REUTERS)

Мнения обывателей Интернета:

Я сегодня была шокирована этой новостью. Похоже они решили переплюнуть пусек. Неужели этот бесовской беспредел останется безнаказанным?!

Следующая на очереди ота колонна коринфского ордера с золоченой капителью. И откуда она в Киеве взялась? А крест непонятно зачем спилили. Шиза.

Самое интересное, что та анархия которую они культивируют, в…

Что такое поклонный крест?

Мы продолжаем рассказывать нашим читателям о символах Православия. В предыдущем номере мы рассказали, что такое часовня. Следующий вопрос, на который нам ответил Иерей Сергий Свирепов, настоятель Троицкого собора и клирик Богоявленского храма Серпухова:

Что такое поклонный крест?

Православие немыслимо вне поклонения Кресту Христову. Крест сопровождает христианина, начиная с крещения. Нательный крестик носят на шее, крест венчает купол храма, покоится в алтаре на престоле, ставится как моленный, поклонный, благодарственный – возле храма, у дорог, в поле и других, самых неожиданных местах…

Вне храмов и кладбищ кресты ставили и ставят прежде всего с религиозными целями. Крест – знак нашего спасения. И как о спасении мы должны думать не только в храме, так и место креста в нашей жизни не может ограничиваться только храмом. Мне самому, к слову, не раз приходилось совершать восхождение на две кавказские горы, вершины которых также…

Издавна сложилась традиция устанавливать монументальные кресты вне храма на земле. Они изготавливаются из камня или дерева и имеют высоту до нескольких метров. Такие кресты призывают к молитве и поклонению Спасителю, поэтому часто именуются поклонными. Ставятся они по различным причинам.

Обетные (памятные благодарственные) кресты ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского до сих пор стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 г наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Придорожные, межевые кресты устанавливались у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. В наше время стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог. Такими крестами отмечали въезд в город…

Четыре храма по четырем сторонам Украины по благословению старцев (и поклонный крест при храме), несут в себе особую благодать…

Об этом знают многие, а где именно они установлены на территории Украины, знают не все.

Итак, первый такой храм и поклонный крест — Свято-Ильинский храм в закрытой Чернобыльской зоне;

второй — на подворье Свято-Никольского храма в небольшом селе Кулевча под Одессой, примерно в 120 км от города-героя Одессы,

третий — на подворье храма Покрова Пресвятой Богородицы в Старом Почаеве (на Тернопольщине), где и установлен один из четырех поклонных крестов. А о том, что в Почаеве есть еще Свято-Духов скит, знают не все…

и четвертый — под Харьковом, на месте крушения императорского поезда

http://www.vsesdelki.kiev.ua/content/visitor/images/201101/f20110105110639-pochaev.jpg храм Покрова Пресвятой Богородицы в Старом…

О поклонных крестах

Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство
(тропарь Кресту Господню).

Отрадно видеть возрождение традиций русского Православия в современном мире. Многие верующие, прихожане больших и малых храмов, жители городов, сел, деревень начинают осознавать как это важно – сохранить православную веру,передать духовное начало своим детям и внукам.

Однако у многих людей возникает и ряд интересующих вопросов: откуда и с каких времен на Руси пошла традиция устанавливать Поклонные кресты, какие материалы используются в изготовлении, где они могут быть установлены и какое значение они имеют в духовной жизни населенного пункта?

Поклонный крест – укрепленный над входом или установленный при дороге крест, предназначенный для молитвенных поклонов перед ним. Поклонные кресты издревле устанавливались на Руси на въезде в города, станицы, и другие населенные пункты с…

Статьи — Церковь и Общество

Осатанелые FEMEN спилили поклонный крест в центре Киева

Вслед за своими коллегами из Pussy Riot невменяемые бесовки из движения FEMEN решили атаковать Православие в своей стране.

17 августа 2012 года активистки из украинского движения «FEMEN» провели очередную кощунственную акцию, оправдывая ее поддержкой панк-группы Pussy Riot.

Кощунницы из FEMEN в порыве очередного своего безумия спилили бензопилой и повалили поклонный крест, который находился возле Октябрьского дворца в центре Киева, прямо над Майданом Незалежности. Одна из участниц движения, раскинув руки, сама встала на место креста. «Данным актом FEMEN призывает все здравые силы общества нещадно выпиливать из мозга трухлявые религиозные предрассудки, служащие опорой диктатуре и препятствующие развитию демократии и свободы женщин», – заявили феменистки.

«FEMEN предупреждает Путина-Гундяева, что если активистки будут приговорены к тюремным срокам, то…

Вера у наших предков проявлялась во всем - в ремеслах, в народном песенном творчестве, в орнаменте одежды. Не везде возводились храмы, а вот обычай ставить поклонные кресты из дерева даже в самой маленькой деревушке хранится с древних времен. Сегодня крест - место молитвы и памяти. Один раз в году - перед Пасхой - кресты принято обновлять. Одевать, как говорят сельчане. Что за чудо такое - поклонный крест, мне рассказали сельские жители Каменецкого и Березовского районов.

В деревне Угляны Каменецкого района на перекрестке восемь крестов! Заглянула в ближайший дом. Анна Ивановна Кузько встречает на пороге, по–деревенски простодушно приглашает меня - незнакомку - зайти:

Кресты? Расскажу. Им много–много лет.

Анне Ивановне самой 95–й пошел. А кресты в деревне поставили, говорит, еще до ее рождения:

Мать рассказывала, что «при Литве» появились эти кресты. В безбожные годы их сняли и увезли в болото. Потом люди забрали их оттуда и поставили на месте…

Издавна сложилась традиция устанавливать монументальные кресты вне храма на земле. Они изготавливаются из камня или дерева и имеют высоту до нескольких метров. Такие кресты призывают к молитве и поклонению Спасителю, поэтому часто именуются поклонными. Ставятся они по различным причинам.

Обетные (памятные благодарственные) кресты ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского до сих пор стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 г наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Придорожные, межевые кресты устанавливались у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. В наше время стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались «голубцами».

Поминальные кресты не совпадают с местом захоронения христианина, а ставятся на месте его внезапной гибели, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест.

Приметные кресты служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м. Были распространены в северной поморской культуре. Приметный крест недавно был установлен на вершине г. Афон.

Кресты - заместители храма ставятся на месте сгоревшего или разрушенного храма или отмечают место, на котором закладывают камень в основание будущего храма. Известен т. н. Святославов крест, установленный при закладке Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском. Это Распятие с предстоящими, которое является подлинным шедевром древнерусского искусства.
Много таких крестов - заместителей появилось в эпоху возрождения Русского Православия после празднования 1000-летия Христианства на Руси.

"Крест - хранитель всей вселенной"

Увековечение памятных Церкви мест уходит корнями в древний Иерусалим, где храмы, часовни и святые места напоминают о наиболее значимых, в истории Церкви, событиях. Так были некогда воздвигнуты храм Соломона (ныне не существует), храм Рождества Иисуса Христа, часовня Гроба Господня, Стена Плача и т.п. Эта традиция была почерпана Русской Православной Церковью у Византии еще в Х в. н.э. и сохраняется по сей день.
Традиция установки поклонных крестов на Руси существовала издревле. Поклонный крест мог ставиться в любом месте (чаще на возвышенном) по различным причинам: в случаях переселения деревни (на старом месте и на том, которое хотят заселить), на перекрестках дорог и за селением (как знак родовых границ), на курганах.

В истории раскола Русской Православной Церкви XVII в. наблюдается разное отношения к восьмиконечному кресту противоборствующих сторон. Последователи реформ патриарха Никона (имевшие прокатолическую ориентацию) резко отрицательно относились к сему древнему Православному изображению креста и даже наложили на восьмиконечное (в древности - "осьмиконечное") изображение анафемы (проклятия). Сторонники древнего Православия (старообрядцы или староверы) напротив, с особой ревностью хранили "осьмиконечный крест" и относились к нему, как к символу чистоты веры. Со временем отношение новообрядцев ко кресту изменилось. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви Московского Патриархата 1971 г. анафемические клятвы (проклятия) были отменены. Старообрядцы же по сей день не изменили своего благоговейного отношения к восьмиконечному кресту, считая его символом торжества Православия.
… В подножье креста уложили камни так, чтобы получилась небольшое возвышение. Это каменное возвышение в Православии символизирует гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос.
… Крест было решено устанавливать большего размера, т.к. первый из отдаленных точек центра города не был заметен на сопке. Его размер был более 7 метров в высоту, изготовлен из бруса 20х20 см.

Основатель и главный мастер кресторезной мастерской Соловецкого монастыря - Георгий Кожокарь.
- Раньше во всех православных монастырях были собственные кресторезные мастерские, а мастера назывались “крестичниками” или “резами”. Крестами благословлялись благотворители и жертвователи, их изготавливали и просто на продажу. Конечно, с закрытием монастырей эта традиция прервалась.

Восьмиконечный крест - самый распространенный в России, традиционный для нее. Вот как он выглядит. Над средней, самой длинной перекладиной этого креста находится короткая перекладина, а под ней - короткая косая, верхний конец которой обращен на север, нижний - на юг. Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках: «Иисус Назорей Царь Иудейский», нижняя - подножие, на которое опирались ноги Иисуса, изображенное в обратной перспективе. Форма этого креста более всего соответствует тому, на котором реально был распят Иисус, поэтому он уже не только знамение, но и образ Креста Христова...

Восемь концов его означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой - это жизнь будущего века, Царство Небесное. Тот конец, который указывает вверх, - символ пути в Небесное Царство, открытого Христом. Косая перекладина, к которой были прибиты ноги Спасителя, означает, что c его пришествием в земной жизни людей было нарушено равновесие пребывания всех без исключения во власти греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения, путь человека из области тьмы в область света небесного. Вот это движение от земли к небу и обозначает косая перекладина восьмиконечного креста.

Когда на нем изображен распятый Христос, крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и содержит в себе всю полноту Крестной Силы. Поэтому на Руси восьмиконечный нательный крестик издревле считался самой мощной защитой от всякого зла - как видимого, так и невидимого.
Семиконечный крест. Верхняя перекладина одна и косое подножие, имеющее глубокий мистический и догматический смысл.

До пришествия Христа священники приносили жертву на золотом подножии, приделанном к престолу, который освящался, как это и сейчас делается у христиан, через миропомазание. Значит, крестное подножие - это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя, добровольно заплатившего своей смертью за чужие грехи. Подножие Святого креста открывает одну из его таинственных сторон. У пророка Исаии, за сотни и сотни лет до рождения Христа, читаем, как говорит сам Господь своему избраннику: «Прославлю подножие ног Моих» (Исх. 60, 13).

Семиконечный крест часто можно видеть на иконах северного письма, подобные кресты воздвигались на куполах русских храмов. И именно такой крест возвышается над входом Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.

Шестиконечный крест. Это - тоже один из самых древних русских крестов. Например, поклонный крест, установленный в 1161 году преподобной Евросинией, княжной Полоцкой, был шестиконечным, с наклонной нижней перекладиной. Почему она наклонная здесь, в этом варианте креста? Смысл символичен и глубок.

Крест в жизни каждого человека служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния, души и совести. Так было и в момент реального распятия Иисуса на кресте - между двумя разбойниками. В литургическом тексте 9-го часа службы Кресту есть слова о том, что «между двоих разбойников мерило праведное обретется». Мы знаем, что во время казни один из разбойников хулил Иисуса, второй - напротив, говорил о том, что сам он понес казнь справедливо, за грехи свои, а Христа казнят невинно.

Знаем, что Иисус в ответ на это искреннее покаяние сказал разбойнику, что грехи с него снимаются, что «сегодня же» он будет вместе с Господом в раю. И в шестиконечном кресте наклонная перекладина нижним концом символизирует страшную тяжесть нераскаянного греха, влекущего во тьму первого из разбойников, вторая, устремленная вверх, - освобождение покаянием, через которое и пролегает путь в Царство Небесное.

Чаще всего воздвигали высокие (до 9-10 метров в высоту} деревянные восьмиконечные кресты, а также так называемые трехчастные (голгофские) кресты с копием и тростью, к которым по чтимым церковным праздникам православные шли крестными ходами для молитвы и поклонения. Нередко на месте водружения креста впоследствии воздвигали часовни и храмы, ведь с освящением креста освящается и защищается от всего нечистого сама местность.

Поклонный крест изготовлен из бруса лиственницы длиной 6 метров (1,5 м - в земле и 4,5 м - над землей). Надпись "Спаси и сохрани" сделал Александр Быстрых, руководитель творческой мастерской Серовского металлургического завода.

Под старой березой - крест. Большая дорога, белая…. Крестик совсем гнилой, в крапинках желтой плесени. Что тут было - никто не знает. Береза, может, видала, да не скажет. Федя говорит - давайте споем молитву, за упокой. И начинает, а мы за ним. На душе делается легче.

И.С. Шмелев. «Богомолье»

Из глубины веков

Поклонными крестами принято называть отдельно стоящие кресты на перекрестках дорог, примечательных местах, неподалеку от храмов и т.д. По сути, такой крест – это максимально сконцентрированное воплощение часовни – места молитвы и памяти. Эти малые архитектурные формы заимствованы нашими предками у христианской Европы, где кресты у дорог пришли на смену языческим идолам.

История поклонных крестов в России начинается со времен древнейших. В наших летописях есть упоминание, как проезжая русскими землями (а вернее – землями, которым предстояло в недалеком будущем стать русскими), святой Апостол Андрей Первозванный заночевал на днепровском берегу. «И заутро встав и рече к сущим с ним учеником: «Видите ли горы сии? – Яко на сих горах воссияет Благодать Божия; имать град велик бытии и церкви многи Бог воздвигнути имать». И вшед на горы сия, благослови я, и постави крест , и помолился Богу, и слез с горы идее же послеже бысть Киев, и поиде по Днепру горе».

В XIX веке археолог К.А. Лохвицкий произвел раскопки в Киеве с целью найти возможное место установки апостольского креста, но не преуспел в этом. Многие историки считают упоминание о путешествии апостола Андрея по славянским землям недостоверным, сомневался в нем и автор «Повести временных лет» преподобный Нестор летописец, который в своем труде прямо указывал, что «апостолы к словенам не ходили». Однако, для христианского народа само появление легенды об апостольской проповеди в его землях или хотя бы о посещении учеником Христа этих земель – уже важный этап в истории.

Судя по данным археологии, поклонные кресты попали на Русь из Скандинавии, почти одновременно с принятием Христианства и утверждением во главе русского государства варяжской правящей династии. Не случайно один из древних каменных крестов предание связывает с именем брата легендарного Рюрика – Трувора. «Труворов крест» находится на кладбище, расположенном рядом со старым городищем Изборска, примерно в 5 верстах от существующей и поныне крепости. Специалисты считают его не поклонным, а могильным и относят к XIV – XV вв. Но сам наличие предания говорит о том, что возможно некогда на городище существовал и крест, действительно поставленный во времена князя Трувора. Всего на псковских и новгородских землях археологи насчитывают несколько сотен каменных крестов, поставленных в XII – XVII вв., а также несколько деревянных, которых, без сомнения, в прежние времена было гораздо больше.

Наиболее древним из них специалисты считают каменный крест, поставленный в самых верховьях Волги при впадении ее в озеро Стерж. На нем удалось разобрать следующую надпись:

В лето 6641 (1133)

Месяца июля 14 день

Почах рыти реку сю

Аз Иванко Павлович

I крестъ съ поставихъ

Иванко Павлович – был одним из посадников Господина Великого Новгорода, а этим крестом он отметил начало гидротехнических работ на важном торговом пути.

Но надписи на крестах отмечали не только памятные события, но часто содержали молитвы, в том числе и покаянные. Такие кресты часто встраивали в стены храмов. Например, на одном из крестов, вделанных в стену Борисоглебской церкви в Новгороде Великом, можно прочесть следующее:

«Исус Христос Царь Славы. Ника.

Господи, спаси и помилуй раба своего (оставлено место для имени)

Дай, Господи, ему здравие и спасение, отданье грехов, а в будущий век – жизнь вечную».

Археологи установили, что первоначально этот крест был установлен где-то в открытой местности, а затем, в 1377 году, перенесен и встроен в стену храма.

Возможно, перенос этого и других крестов поближе к храмам был вызван их, говоря современным языком, техническим состоянием. Есть также версия, что эти кресты использовали сторонники еретического учения стригольников, для своих тайных встреч, вот церковные власти и перенесли их к храму поближе.

В церкви Фрола и Лавра на Людогощинской улице в Новгороде сохранился богато отделанный деревянный поклонный крест, изготовленный, в 1359 году жителями Людогощинской улицы. В настоящее время святыня находится в Новгородском музее. На кресте можно увидеть 18 медальонов с изображениями святых, а вся поверхность - покрыта искусно сделанным орнаментом. Возможно, в древности он был еще и раскрашен яркими красками. Перед нами фактически часовня в миниатюре, сохранившаяся только благодаря пребыванию внутри храма.

Поклонные кресты на дальнем севере

Новгородские деревянные кресты дали начало поморской традиции. Пожалуй, ни в одном из регионов России не ставили так много крестов, как в окрестностях Белого моря. Поморы – потомки колонистов Господина Великого Новгорода, что переселились в эти края в XIII – XIV вв. - сохранили многие обычаи и предания домонгольской Руси. Именно в этих краях были собраны знаменитые русские былины, именно здесь дольше всего держался чистый древнерусский говор.

Поморские кресты – в основном деревянные, в этих северных краях дерево стоит долго. Ставили их и на местах ловли рыбы, и на приметных островках и мысах в качестве навигационных знаков, и рядом с жилищами, и по обету – за спасение на море. Два таких креста поставил на Соловках сам государь Петр Великий. Здесь традиция установки крестов продержалась дольше всего, некоторые кресты помечены 30-ми годами ХХ века.

Крестов в этих краях было множество, на одних Соловецких островах их было около 3000, поэтому иные из них дожили до нашего времени.

Поклонные кресты - памятники

Хотя в наибольшей степени поклонные кресты получили распространение на русском севере, они встречались и в центральной России. Так, неподалеку от города Переславля Залесского на обочине дороги путники и по сей день могут видеть изящную шатровую часовню на четырех пузатых столбах. По преданию, она была поставлена царем Михаилом Федоровичем на том месте, где стоял памятный крест, воздвигнутый будто бы Иваном Грозным на месте рождения своего младшего сына – будущего царя Федора Иоанновича. Возможно, под сводом часовни первоначально действительно находился крест, но уже к XVIII веку от него осталось только название.

Переславская часовня является своеобразной отметкой смены традиций. На смену поклонным крестам стали приходить небольшие часовни, стоящие у перекрестков дорог или отмечающие памятные события. Возможно, это связано с тем, что к XVII веку одиноко стоящий крест стал у большинства жителей ассоциироваться с могилой.

Одним из последних поклонных крестов, поставленных уже в начале XVIII века, является Демидовский крест на берегу реки Чусовая. Надпись на нем свидетельствует, что на этом самом месте 8 сентября 1724 года родился Никита Акинфиевич Демидов, продолжатель славного рода уральских промышленников.

Итак, традиция постепенно прервалась, но ненадолго. При сооружении в 30-е годы XIX века памятников, посвященных событиям 1812 года, был выбран проект чугунной колонны, увенчанной золотой церковной главкой с крестом. По сути это было возвращение на новом художественном уровне к идее поклонного памятного креста. Увенчанная церковной главой колонна представляет собой часовню без здания, то есть тот же поклонный крест.

В более поздних памятниках, поставленных на полях сражений 1812 года, идея поклонного креста проявляется более отчетливо. Вообще, на рубеже XIX – XX веков русское общество все чаще начинает обращаться к истории. Все большее распространение получает русский стиль в архитектуре, и с течением времени здания, построенные в этом стиле, становятся все ближе к древним образцам. В качестве примера тут можно привести Федоровский собор в Царском селе или храм - памятник на Куликовом поле.

Поэтому, неудивительно, что в это время возрождается и традиция памятных крестов. В 1908 году был поставлен памятный крест на месте убийства командующего войсками московского военного округа Великого Князя Сергея Александровича. Памятник был выдержан в древнерусских традициях и представлял собой бронзовый крест с эмалевыми вставками с изображённым на нём распятым Христом. У подножья креста была надпись: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят», а по всему кресту шла надпись «Аще бо живем, Господеви живем, аще же умираем, Господеви умираем: аще бо живем, аще умираем Господеви есмь. Вечная память Великому Князю Сергею Александровичу, убиенному 4 февраля 1905 года. Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Крест был уничтожен большевиками в 1918 году, но в настоящее время его копия восстановлена в московском Новоспасском монастыре.

Возрождение традиции установки поклонных крестов

В советское время поклонные кресты и часовни безжалостно уничтожались, в лучшем случае – извлекались из места установки и помещались в музеи.

После 1991 года традиция установки поклонных крестов буквально пережила новое рождение. Ставят кресты и на месте уничтоженных в советское время храмов, и, по подсмотренному у западных соседей обычаю, на въезде и выезде в населенный пункт, ставят кресты и как памятники, много крестов было поставлено и в честь начала 3-го тысячелетия христианской эры…..

Возродилась и древняя традиция отмечать крестами на обочинах дорог места аварий со смертельными исходами и этих крестов у нас, увы, больше всего.

Современные поклонные кресты часто имеют весьма значительные размеры (до 10 метров в высоту) и изготавливаются из самого разнообразного материала, причем, каменные встречаются довольно редко и имеют небольшие размеры.

Бутовский поклонный крест

Одним из самых больших поклонных крестов в современной России, является крест, находящийся в подмосковном Бутово. Здесь на окраине столицы располагалось одно из самых зловещих мест советского времени – Бутовский полигон, на котором чекистами были расстреляны десятки тысяч русских людей. Почему-то именно Бутово облюбовали большевики для расстрелов священно и церковнослужителей – более двух тысяч человек были убиты именно здесь.

Возможно, именно поэтому в настоящее время исторический памятник федерального значения «Бутовский полигон» передан под управление Русской Православной Церкви. Рядом с местом захоронений воздвигнут большой храм, а около храма – огромный деревянный крест.

Его сделали в 2007 году на Соловецких островах из крепкой северной древесины. Поначалу планировали отправить его в Москву самолетом, но Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил вести его по воде, крестным ходом. Крест погрузили на баржу, и он поплыл, по Белому морю, по Беломоро-Балтийскому каналу, по Волге, над затопленным городом Мологой, по каналу имени Москвы дошел до столицы. Здесь его перегрузили на грузовик и по МКАДу провезли вокруг города в Бутово. Основанием кресту стал курган, насыпанный из разбитых камней снесенных московских храмов.

Огромный деревянный крест, прошедший тысячи верст по пути из одной русской голгофы на другую стал памятником всем русским людям, сгинувшим в большевистское время.

Иные специалисты составляют типологию поклонных крестов – эти вот памятные, поставленные в честь какого-то события, эти – поклонные, поставленные во славу Божию, но сами же признают – по сути никакого разделения нет. Для православного христианина, любой увиденный крест – повод осенить себя крестным знамением и помолиться. И не так важно находится ли перед нами древний камень, которому благочестивые руки придали форму креста несколько столетий назад, или соединенные сваркой два куска железа, изготовленные в какой-то придорожной мастерской. Крест остается крестом – напоминанием о Боге и символом нашего Спасения.