Крест евфросинии полоцкой где он. Крест евфросинии полоцкой – утраченное сокровище беларуси. Символичная судьба креста Евфросинии Полоцкой

Крест Евфросинии Полоцкой – одна из драгоценных исчезнувших реликвий. Копия креста сейчас находится в Спасо-Евфросиниевском монастыре в Полоцке, а где оригинал – не известно.

О том, как появился необычный шестиконечный крест, рассказывает церковное предание. Дело было в 12 веке.

Однажды молодой полоцкой монахине Евфросинии (в миру княжне Предславе, внучке полоцкого князя Всеслава Чародея, оставившей своё знатное положение ради монашеской жизни в юном возрасте, в переводе с греческого имя Евфросиния значит «богомыслящая», «радостная») было видение ангела, который сказал, что она должна поселиться в Сельце, что на берегу Полоты, неподалеку от Полоцка, и основать там женский монастырь.

Евфросиния так и поступила и, при поддержке епископа Илии и своих влиятельных родственников, построила в Сельце обитель, каменную Спасо-Преображенскю церковь (1161 год). Строили ее всего 30 недель, очень быстро. Пропорции и форма храма оказали влияние на храмовое зодчество других городов Киевской Руси – Смоленска, Новгорода, Рязани, Пскова. Характерной чертой такой архитектуры стали стремящиеся ввысь пропорции здания.

Евфросиния была праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и дочерью Полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича. Она была очень образованной. С юных лет читала Псалтирь, Священное Писание. Юная девушка любила молиться и в 12 лет решила посвятить себя Богу. Отказалась от знатного брака, к которому её хотели подготовить родители.

После пострига по благословению Полоцкого епископа Илии она удалилась в затвор, поселившись в келье при Софийском соборе города Полоцка. Там монахиня проводила время в молитве, бдении и переписывании духовных книг, насыщаясь премудростью из книг соборной библиотеки. Вероятно, Евфросиния самостоятельно переводила некоторые из книг. Труды и подвиги ради собственного духовного возрастания были неотделимы для Евфросинии от деятельной любви к людям. Переписанные книги она дарила тем, кто искал духовного просвещения.

Но вернёмся в основанный Евфросинией монастырь. Он стал центром просвещения. При монастыре работали учильни, библиотека, скрипторий, богадельня, художественная мастерская, где делали оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых искусных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша – золотых дел мастер (или ювелир). Богша – сокращенная форма имени Богуслав, которое тогда было широко распространено в землях Юго-Западной Руси; имя Лазарь он получил при крещении.

Мастер владел техникой перегородчатой эмали – очень редкой на Руси в то время. Вероятнее всего, Лазарь Богша научился этому искусству в Византии. Перегородчатая эмаль получается, когда рисунок, внешние и внутренние контуры которого очерчены металлическими перегородками, заливают стекловидной массой. Так создается тонкая вязь из металла и стекла. Изделия выглядят ажурно, невесомо, тонко. Зачастую, перегородки крепятся на основе из золота, серебра или меди.

На обратной стороне креста Лазарь Богша сделал следующую надпись:

«Г[оспод]и, помози рабоу своемоу Лазорю, нареченомоу Богъши, съделавъшемоу крьстъ сии црькви стаго Спаса и Офросиньи».

В специальных нишах — гнездах креста хранились святыни из Византии.

Частица Креста Господня с каплями Его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица Гроба Господня и частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, капли крови святого Димитрия.

Святыни для креста, откликнувшись на просьбу Евфросинии, прислали византийский император Мануил Комнин и патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг. И то, какие святыни были отправлены в Полоцк, чтобы быть вставленными в крест, – свидетельство важности этой реликвии для обители Евфросинии, Полоцкого княжества и всей Руси. Изготовленный Лазарем Богшей крест воспринимался и в те времена как не только местная русская, но и общеправославная святыня.

В Полоцке в Спасо-Евфросиниевском монастыре крест хранился больше 60 лет, но в 1222 году смоленский князь Мстислав Давыдович разорил Полоцк и увез реликвию к себе. В Смоленске крест был почти три века. В 1495 году, желая лучше сохранить святыню и чтобы не опускать ее больше в воду при водосвятии, с креста сделали первую копию.

В начале XVI века вновь столкнулись давние соперники: Русь и Литва. Василий III занял Смоленск, тогда центр Смоленского воеводства Великого княжества Литовского и Русского, и, завладев святыней в 1514 году, повелел привезти крест Евфросинии Полоцкой в Москву.

Василий III был государем всея Руси, но впервые на царствование венчался его внук Иван IV Грозный, и Великое княжество Московское стало Царством Русским. Добившись успехов на востоке и присоединив к Московскому государству причинявшие много бед русским землям Казанское и Астраханское ханства, Грозный обратил свой взор на запад. Царь хотел вернуть русскому государству удобный выход к Балтийскому морю. Его соперником был Ливонский орден, ранее захвативший Балтийское побережье. Немцы препятствовали в торговле русским купцам, а в 1557 году Ливонский орден и Великое княжество Литовское заключили военный союз против Царства Русского. В начале зимы 1563 года русское войско, с сильной артиллерией, во главе с самим Иваном IV Грозным подошло к Полоцку. Иван Грозный взял с собой в этот поход крест Евфросинии Полоцкой, решив вернуть его городу, если Господь дарует ему победу.

Полоцк был хорошо укреплен, но продержался всего 16 дней. И крест Евфросинии Полоцкой был возвращен Полоцку – царь сдержал свое слово.

Литовские правители начали переговоры о новой унии с Польшей, заключив в августе 1563 года перемирие с Иваном Грозным. Но перемирие длилось недолго. Литва требовала отдать назад Полоцк, а царь Иван не соглашался, считая, что древнерусская Полоцкая земля должна быть у Царства Русского.

10 января 1569 года начался объединительный польско-литовский сейм с целью обсуждения условий новой унии – государственного объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского и Русского.

В результате 1 июля 1569 года было объявлено о создании нового государства – Речи Посполитой. Могучее в прошлом литовско-русское государство утратило самостоятельность. Теперь у Польши и Литвы был один король и один сейм.

Речь Посполитая теперь рассчитывала обрести себе союзников в Османской империи (Турция) и крымском ханстве. Летом 1572 года хан Девлет-Гирей с огромным 140-тысячным татарско-турецким войском двинулся на Москву.

В начале августа возле села Молоди, в 50 километрах от Москвы, было дано решающее сражение. 20-тысячное русское войско, состоявшее из стрелецких полков, дворянской конницы и донских казаков, наголову разгромило вторгшуюся орду. В Крым вернулось не более 10 тысяч татар и турок. Но платой за эту победу было полное опустошение Московской Руси.

Воспользовавшись этим, в августе 1579 года Стефан Баторий с 42-тысячным польско-литовским войском, в составе которого было 14 тысяч венгерской и немецкой пехоты, подошел к Полоцку.

Город подвергся разграблению. Самый большой урон понесли православные храмы: пропала огромная книжница (библиотека), в которой находилось много редких летописей и ценных рукописей, переводы Священного Писания, писанные рукой братьев Кирилла и Мефодия. Но крест Евфросинии Полоцкой не смогли отыскать – его во время штурма православные монахи спрятали.

Впоследствии крест был перенесен в Софийский собор. Но после Брестской церковной унии древний православный Софийский собор отошел к униатам, которые также высоко почитали доставшуюся им святыню.

В 1812 году Полоцк захватили французы. И теперь уже базилиане (католический монашеский орден) замуровали крест в стену Софийского собора, чтобы его не нашли захватчики, достав его лишь когда неприятель покинул пределы Российской империи.

После упразднения унии уникальный крест в 1839 году был возвращен Православной Церкви. Два года спустя по инициативе епископа Василия (Лужинского), перешедшего из унии в Православие, состоялось принесение креста в Москву и Петербург. Столицы встречали святыню с ликованием. В соборной церкви Зимнего дворца реликвию осмотрел император Николай I. Государь подумал было оставить святыню в Петербурге, но затем все же отказался от этого, и крест вернулся в Спасо-Евфросиниевский монастырь, для которого и был изготовлен.

В 1921 году крест Евфросинии Полоцкой изъяли революционеры. В 1928 году минские ученые, понимая ценность реликвии, выехали из Минска в Полоцк и попытались ее отыскать. Это удалось, и крест перевезли вначале в Минск, а затем – в 1929 году – в Могилев, который планировали сделать новой столицей Белоруссии. Там реликвия как музейный экспонат сначала была выставлена в Могилевском историческом музее, но народ, подходивший в музее к кресту, осенял себя возле святыни крестным знамением, и экспонат спрятали.

В 1941 году Могилев заняли немецкие войска, и крест бесследно пропал. После войны его искали, но безуспешно.

Появилось множество различных версий его дальнейшей судьбы.

В 1990 году по линии ООН следы креста искали в США, где он мог находиться в одной из частных коллекций. Вносит путаницу в поиск подлинного креста Евфросинии Полоцкой и существование его копий.

Такой копией является крест Параскевы Полоцкой, который находится в настоящее время в Ярославо-Ростовском музее-заповеднике.

В свое время еще одну копию сделали иезуиты, когда пытались похитить подлинный крест Евфросинии Полоцкой из Софийского собора.

Есть врсия, что крест Евфросинии был закуплен в коллекцию Морганов (Нью-Йорк) на аукционе в Западной Европе после окончания Второй мировой войны.

Интересна и версия, согласно которой крест Евфросинии не покидал Полоцка и находится там, надежно спрятанный, а революционерами была изъята и бесследно исчезла во время войны лишь одна из его копий.

В 1992 году во время празднования 1000-летия Полоцко-Глубокской епархии было принято решение воссоздать реликвию, и брестским ювелиром Николаем Кузьминым в 1997 году по благословлению Иерусалимского патриарха Диодора II и Патриаршего Экзарха всея Белоруссии митрополита Филарета была изготовлена копия креста. Воссозданный крест был освящен в Симеоновском соборе Бреста, а потом торжественно доставлен на прежнее место – в Спасо-Евфросиниевский монастырь.

5 июня, в день памяти преподобной Евфросинии, в монастыре выносится крест Евфросинии Полоцкой, совершается молебен. Крест Евфросинии Полоцкой, повторенный в нескольких копиях, является одной из главных православных святынь Белоруссии.

Ефросинья Полоцкая - первая женщина, которую канонизировала Русская Православная Церковь. По месту своего рождения она относится к Белой Руси, то есть Белоруссии, так сейчас называют земли Древней Руси между Днепром и Друтью. О жизненном пути этой Святой, ее подвигах и благих поступках вы узнаете, прочитав эту статью.

Особенности жизни в Полоцке до появления монголов

Это повествование следует начать с краткого описания жизни жителей Древней Руси, чтобы понять, в какое время родилась Ефросинья Полоцкая - одна из самых образованных женщин своего времени.

XII век был периодом, когда жители древней Руси начали активно принимать православную веру. Новая вера начала находить свое отображение в архитектуре, литературе и искусстве.

Православные храмы были украшены сюжетами из Библии; при многих монастырях открывались скриптории, где работали переводчики с греческого и переписчики книг; актуальными стали ювелирные мастерские.

Сам Полоцк на то время был одним из крупнейших центров по изготовлению книг, а также прекрасным местом для желающих получить образование. Здесь велось летописание, из которого сейчас мы можем почерпнуть знания о выдающихся личностях того времени.

Детство и отрочество святой Ефросиньи

Точная дата рождения Великой подвижницы неизвестна. Историками установлено, что родилась Ефросинья Полоцкая, в миру Предслава, приблизительно в 1101 году. Родословная девочки походила от знатного рода Рюриковичей. Она была внучкой самого Владимира Мономаха, а также дочерью полоцкого князя Георгия.

Отец Предславы с ранних лет позаботился об образовании дочери, ее обучали монахи. В доме князя находилась очень большая библиотека, где было много книг как религиозного, так и светского характера. Именно к чтению девочка имела огромный интерес.Описание Ефросиньи Полоцкой и ее жизни взято из летописей, которые были написаны свидетелями того времени.

Среди ее любимых книг были: Священное Писание и Псалтырь. Помимо чтения, девочка часто и усердно молилась. Слухи о не по годам мудрой девочке быстро распространились далеко за пределами земли Полоцкой, поэтому многие из знатных князей мечтали о такой жене.

Решение стать монахиней

Когда Предславе было 12 лет, ее засватал один из князей. Родители дали свое согласие, а девочка приняла совсем другое решение. Ефросинья Полоцкая, биография которой с этого момента получила новый виток, тайно ушла в монастырь.

Игуменьей этого монастыря была вдова ее дяди Романа. Когда игуменья услышала просьбу о разрешении принять постриг, первым ее решением был отказ. Девочка была еще слишком юна и к тому же очень красива. Все же со временем, видя страстное моление, веру и ум Предславы, игуменья дала свое согласие, не побоявшись гнева отца девочки.

Так Ефросинья стала монахиней.

Постриг

При постриге Предславу нарекли другим именем, теперь она стала Ефросиньей. Выбор этого имени был не случаен. Ефросинья Александрийская, которая жила в V веке, была прекрасным примером для девочки. К тому же это имя означает «радость», так что предпосылок для выбора этого имени было несколько.

Родители Ефросиньи были опечалены таким ее решением и предпринимали попытки вернуть дочь домой. Согласно летописи, князь Георгий плакал о своей дочери, как об умершей, но эти слезы ничего не изменили. Ефросинья Полоцкая осталась в монастыре, где превосходила всех в своем рвении к молитве, посту и ночным бдениям.

Став монахиней, девушка посвятила себя разным наукам. Она изучала книги, которые находила в церковных хранилищах, а это были произведения славянских богословов, древние летописи, а также труды византийских и римских просветителей.

Благодеяния Святой

Святая Ефросинья о своем предназначении узнала из сна. Сам Ангел, явившийся во сне, приказал ей основать новую обитель рядом с Полоцком, в местности под названием Сельцо. Увидев такое предзнаменование несколько раз, Ефросинья узнала, что такой же сон видел и епископ полоцкий Илия. Эти Божие знамения послужили тому, что епископ Илия передал ей Преображенский храм для того, чтобы там был основан женский монастырь.

Описать Ефросинью Полоцкую можно как женщину, которая прославилась основанием и попечительством монастырей. Ведь помимо женского монастыря, она была попечительницей и основательницей Богородского мужского монастыря.

При монастырях святая открывала школы, где послушниц учили разным ремеслам, грамоте и искусству переписывания книг.

Ефросинья прославилась как советчица, она никогда не отказывала в совете тем, кто нуждался в руководстве на пути к вере. Сила ее молитвы была настолько велика, что к ней часто обращались за помощью желавшие измениться и жить благочестивой жизнью. Многие приходившие к ней получали духовную поддержку и помощь. Она способна была унять ссоры и разборки, которые на то время часто происходили между князьями.

Мечта Ефросиньи

У Преподобной Ефросиньи была своя заветная мечта - она очень хотела побывать на святых местах Палестины. Это желание она решила осуществить, будучи далеко в преклонном возрасте.

Раньше жизнь Ефросиньи Полоцкой была посвящена переписыванию и написанию собственных книг и учений мирянам, а также налаживанию жизни монахов при монастырях. Достигнув запланированного, она, оставив обитель на свою сестру Евдокию, отправилась в путешествие.

На пути к Иерусалиму она встречалась с Константинопольским патриархом Лукою. А прибыв к месту назначения и посетив Живоносный Гроб Господень, остановилась в Русском монастыре.

Именно здесь ее настигла болезнь. 23 мая 1173 года, так и не излечившись, Ефросинья отошла в мир иной. Согласно завещанию святой, ее тело было захоронено в обители Преподобного Феодосия, недалеко от Иерусалима.

С 1187 года ее мощи хранились в Киево-Печерской лавре, а в 1910 году они были возвращены на родину Ефросиньи в Полоцк, где находятся и сейчас.

Ефросинья Полоцкая: интересные факты

Святая была известной меценаткой. Она приложила свои усилия для того, чтобы не было прекращено полоцкое летописание; заботилась о постоянном пополнении новыми книгами библиотеки Софийского собора.

Одной из главных достопримечательностей, связанных с ее именем, считается крест Ефросиньи Полоцкой.Этот шедеврдревнерусскойкультуры был создан по ее заказу и назван ее именем.

Крест обладал чудодейственной силой, его использовали только в особо торжественных богослужениях. Существует предание, что крест Ефросиньи Полоцкойбрал с собой впоход на Полоцк Иван Грозный. Он пообещал, что в случае победы вернет реликвию на место, и, несмотря на огромную ценность креста, сдержал свое слово.

К сожалению, реликвия была утеряна во время Великой Отечественной войны, но в 1997 году, согласно сохранившимся описаниям, копия креста была изготовлена брестскими ювелирами.

Ефросинья была канонизирована в 1547 году, в 1984 году ее причислили к Собору белорусских святых. С 1994 года день смерти святой стал Днем святой Ефросиньи и широко отмечается в Белоруссии.

создан в 1161 г. как ковчег для христ. святынь по благословению прп. Евфросинии Полоцкой золотых дел мастером Лазарем Богшей ; вложен в Спасо-Преображенский собор полоцкого Евфросиниева монастыря . Создание креста связано с такими деяниями прп. Евфросинии, как сооружение 2 каменных храмов: во имя Спасителя и Богородицы. Для 1-го предназначался воздвизальный, напрестольный крест-реликварий. Для 2-го, как следует из Жития святой, она пожелала получить из Византии чудотворный образ Богородицы из Эфеса (см. ст. Эфесская икона Божией Матери). В XII в. связи полоцких князей и дома Комнинов носили родственный характер, что, вероятно, обусловило возможность прямой просьбы к имп. Мануилу I (1143-1180) и патриарху Луке Хрисовергу (1157-1170) «отпустить» Эфесскую икону. Очевидно, именно при передаче Эфесской иконы в К-поле полоцким послам и были получены святыни для Е. к. В крест были вложены: с лицевой стороны, в верхнем перекрестье,- капля Крови Спасителя, в нижнем перекрестье - частица Древа Креста Господня, с оборотной стороны, в верхнем перекрестье, - частицы камней от Гроба Пресв. Богородицы, в нижнем перекрестье,- частицы камней от Гроба Господня, в стволе креста (сверху вниз) - капля крови вмч. Димитрия Солунского, мощи архидиак. первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона.

Упоминание и краткое описание Е. к. впервые встречаются в Никоновской, или Патриаршей, летописи (XVI в.) под 7071 (1563) г. в связи с походом царя Иоанна IV Грозного на Литву. Летописец упоминает, что на то время «крест Полотцкий» находился в «царской казне» и был взят в поход вместе с такими общерус. святынями, как Донская и Колочская иконы Божией Матери «и иные многие чюдотворные образы и кресты». Далее он с формулой «нецыи же поведают» сообщает историю привезения креста в Москву: «...в прежние некогда… меж себя Смолняне и Полочане воевахуся, и тот крест честный Смолняне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск; егда же… благочестивый государь князь великий Василий Иванович всеа Руси вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот крест обновити велели украсити, и… взя с собою» (ПСРЛ. 19653. Т. 13. С. 347). Упомянутое в летописи перемещение креста из Полоцка в Смоленск, очевидно, произошло в период военных действий между этими княжествами в нач. XII - сер. XIII в. В Смоленске крест мог находиться в Успенском соборе или в одном из мон-рей (Алексеев, Макарова, Кузьмич. 1996. С. 33). Там в 1495 г. была сделана копия Е. к., для того, чтобы не опускать крест со святынями в воду при водосвятии, в надписи на копии креста упомянуто имя окольничего смоленского Александра Васильевича. В 1514 г. вел. кн. Василий Иоаннович захватил Смоленск и крест был вывезен в Москву в царскую казну. Поход Иоанна Грозного в 1563 г. вернул Полоцку его святыню: 15 февр. город был отбит у поляков, и 18 февр. царь «повеле… итти во град Полотеск с пречюдным образом пречистые Богородицы Донским и с ыными образы чюдотворными и с честными кресты. Сам же царь… идяше за чюдотворными образы и с честными кресты» (ПСРЛ. 19653. Т. 13. С. 359). Но уже в 1579 г. Полоцк был захвачен войском кор. Стефана Батория, а в 1582 г. Спасский мон-рь был передан в руки католич. ордена иезуитов. Е. к. был заблаговременно перенесен верующими в Софийский собор, который в кон. XVI в. (после Брестской унии 1596) уже принадлежал униатам (базилианам) и оставался в их ведении до 1841 г. В период войны с Наполеоном крест сохранялся в стене Софийского собора - в нише, наглухо замурованной кирпичом. В 1833 г. генерал-губернатор Смоленский, Витебский и Могилёвский кн. Н. Н. Хованский ходатайствовал перед имп. Николаем I о перенесении Е. к. из униатского в правосл. храм, однако получил отказ. В 1839 г. в Полоцке был подписан акт о воссоединении западнорус. униатов с правосл. Церковью. В 1841 г. архиеп. Полоцкий и Витебский Василий (Лужинский) повез святыню на поклонение в Москву и С.-Петербург (владыка также рассчитывал собрать пожертвования для восстановления храмов епархии). В Москве Е. к. пребывал в Успенском соборе Московского Кремля, где для него соорудили специальный аналой. По пути следования из Москвы в С.-Петербург молебны совершались в губернских городах. В С.-Петербурге по благословению св. Филарета (Дроздова), митр. Московского, Е. к. поместили в Синодальную церковь, но имп. Николай I распорядился перенести его для поклонения в Казанский собор. По возвращении креста в Полоцк 26 окт. 1841 г. он торжественным крестным ходом из Софийского собора в Спасо-Евфросиниев монастырь был определен на свое историческое место.

В 1921 г., в период кампании по изъятию церковных ценностей, Е. к. был реквизирован из Спасо-Евфросиниева мон-ря и в том же году передан в Полоцкий финотдел. Озабоченность о судьбе Е. к. как выдающегося памятника древнерус. культуры в период гонения на Церковь проявляли сотрудники Оружейной палаты (ОП) Московского Кремля. Дважды, в 1924 и в 1925 гг., ученым советом ОП направлялись запросы в отдел музеев Главнауки Наркомпроса с просьбой «снестись с местным Полоцким губисполкомом и выяснить местонахождение этого Креста и степень обеспеченности его целости» (1925). Ко 2-му запросу была приложена записка с художественным анализом Е. к., сделанным Н. Н. Померанцевым . В 1927 г. в Полоцк для переговоров с властями приезжал сотрудник ОП В. К. Клейн. В 1928 г. стала возможна специальная экспедиция Минского гос. музея во главе с директором В. У. Ластовским, которая и доставила Е. к. в Минск, где он нек-рое время находился в музее. Оттуда в 1929 г. в связи с намерением перенести столицу Белоруссии из Минска в Могилёв (не осуществлено) Е. к. был передан в Могилёвский краеведческий музей. В 1933 г. в здание музея въехали Могилёвский обком и горком партии. По словам директора музея И. С. Мигулина, в старом помещении музея до начала войны оставался сейф с экспонатами, среди к-рых находился Е. к. Могилёв был занят нем. войсками 26 июля 1941 г. (оккупация продолжалась до 28 июня 1944), и сейф с ценностями эвакуировать не успели. Согласно этой версии, сейф был вскрыт и опустошен немцами, местонахождение его содержимого в наст. время неизвестно (Мигулин. Правда о кресте). Однако могилёвские старожилы сообщают о том, что в июле 1941 г. в здание вошла группа людей в форме НКВД, к-рые открыли сейф ключом, сложили ценности в подготовленные заранее мешки и отбыли в неизвестном направлении (Животворный символ Отчизны. 1998. С. 195). Согласно версии, предложенной Н. В. Петровским на основании части сохранившихся архивных документов, сейф был эвакуирован в Смоленск, который также вскоре был занят фашистами. В 1943 г. Е. к. вместе с др. ценностями был вывезен в Германию, дальнейшая его судьба неизвестна (Петровский Н. В. Кто же похитил Крест Евфросинии? // Он же. По следам утраченных шедевров. М., 2007. С. 68-76).

Е. к. являлся не только шедевром искусства Др. Руси, но и памятником письменности. Надпись, выгравированная на боковых пластинах, сообщает время создания, имя вкладчика и место вложения креста ( 6669 (1161.- Авт. ) ); в свидетельство высокой ценности названа главная святыня Е. к.- частица Древа Креста Господня, далее приведены цена работ и материалы; затем следует запрет завещательницы выносить крест из мон-ря; завершает надпись похвальное слово его заказчице. На оборотной стороне Е. к. внизу помещалась молитвенная надпись с указанием имени мастера:

Облик утраченного креста зафиксирован на рисунке худож. Н. М. Менцова, сделанном в сент. 1841 г., в период пребывания Е. к. в Казанском соборе С.-Петербурга, судить о его цвете можно по хромолитографии с акварели М. Брукса (опубл. в кн.: Петров, Городецкий. 1890. С. 24. Вклейка). Известно, что в кон. XIX в. членом Совета Полоцкого церковного братства свящ. Михаилом Дубровским была сделана опись Е. к. Согласно описи, из 20 эмалевых иконок, находившихся в кресте, отсутствовала тогда одна, 5 других были повреждены. Как свидетельствует акт передачи Е. к. от 21 нояб. 1929 г., составленный Ластовским, изображения 3 святых были выломаны, а 13 был нанесен значительный ущерб. Из драгоценных камней уцелели 2 - аметист и гранат, на месте других остались пустые гнезда, в нек-рых находились кусочки разноцветного стекла. На верхней поперечине не хватало 2 пластин золота и дерева. Главным источником для изучения и последующего восстановления Е. к. стали негативы 1896 г., обнаруженные Л. В. Алексеевым в архиве историка лит-ры и палеографа И. А. Шляпкина (ныне архив Ин-та истории материальной культуры РАН). Е. к. представлял собой напрестольный 6-конечный крест длиной 113/6 вершка (51 см), верхнее перекрестье - 3 вершка (13,3 см), нижнее - 45/8 вершка (20,6 см). На кипарисовую основу были набиты пластины: золотые - на лицевую и оборотную стороны (по 11 на каждую), серебряные позолоченные - на боковые. Каждую из пластин (кроме боковых) украшали изображения святых и пальметты, выполненные в технике перегородчатой эмали, в той же технике были сделаны надписи на верхнем средокрестье. В средокрестьях помещалось 2 небольших креста (4-конечный вверху и 6-конечный в центре), декорированные треугольными и ромбовидными отверстиями. В лицевую сторону были вмонтированы драгоценные камни (для 8 больших сделаны сквозные отверстия в пластинах), по контуру крест оправлен жемчугом. На оборотной стороне - 4 прямоугольные выемки для мощей.

Е. к. украшали следующие эмали (по состоянию на 1841): на лицевой стороне на верхней оконечности креста и поперечинах представлен 5-фигурный Деисус, в нижней части ствола помещены образы небесных покровителей семьи прп. Евфросинии, что говорит о поминальном характере вклада,- самой заказчицы (прп. Евфросиния Александрийская), ее отца (вмч. Георгий Победоносец) и матери (мц. София); на оборотной стороне, вверху, изображены свт. Иоанн Златоуст, на верхней поперечине - святители Василий Великий и Григорий Богослов (пластина утрачена, заменена другой с чеканными изображениями), на нижней поперечине - апостолы Петр и Павел (сохр. фрагменты), в нижней части ствола - вмч. Димитрий, архидиак. первомч. Стефан и вмч. Пантелеимон. Поздние чеканные вставки с оборотной стороны, в т. ч. в средокрестьях (верхняя с образом Богоматери, нижняя с орнаментом в виде равноконечных крестов), возможно, были выполнены в период реставрации Е. к. в XVI в.

Лазарь Богша, в совершенстве владевший приемами визант. техники перегородчатой эмали, «нарисовал» тончайшими перегородками образы святых и орнаментальные композиции и создал один из наиболее выразительных в христ. искусстве образов Иисуса Христа. Тонко очерченный строгий лик Спасителя визант. типа отличается подробной, точной разработкой, мастерски исполнена даже раздваивающаяся прядь волос на лбу.

Практическая работа по воссозданию креста попечением Белорусской Православной Церкви МП, Правительства Республики Беларусь, при содействии частных лиц началась в янв. 1996 г. Ей предшествовал 3-летний подготовительный период, в течение к-рого брестскому художнику-ювелиру Н. П. Кузьмичу удалось приблизиться к технологии времен Лазаря Богши и раскрыть тайну создания визант. перегородчатой эмали. 24 авг. 1997 г. в кафедральном соборе во имя прп. Симеона Столпника в Бресте митр. Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Белоруссии Филаретом (Вахромеевым) было совершено освящение креста. В 1997 г., в канун праздника Воздвижения Креста Господня, воссозданный крест был торжественно привезен в Спасскую обитель, где хранится в наст. время. 23 июня 2001 г. крест, доставленный на несколько дней из Полоцка в Брест, в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был вложен в ставротеку, созданную Кузьмичом по его авторской разработке. Крест выносится для поклонения по воскресным дням во время совершения Божественной литургии, а также в отдельные дни по просьбе многочисленных почитателей. Ежегодно в праздник Воздвижения Креста Господня за всенощным бдением совершается чин Воздвижения Е. к.

Ист.: Архив ОП. Ф. 20. 1925. № 6. Л. 8.

Лит.: Сербинович К. С. Ист. сведения о жизни прп. Евфроcинии, кн. Полоцкой, с описанием изображ. креста, принесенного ею в дар Полоцкой Спасской обители. СПб., 1841; Говорский К. А. Жизнь прп. Евфросинии, кн. Полоцкой, с ист. описанием основанного ею девичьего Спасо-Преображенского мон-ря и с прил. изображ. Св. Креста, устроенного ею для монашеской церкви // Вестн. юго-зап. и Зап. России. К., 1863. Т. 4. Май. Отд. 2. С. 24-42; Июнь. С. 88-100; Сапунов А. П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего мон-ря в Полоцке // Полоцкие ЕВ. 1885. № 8-10; Петров Н. И., Городецкий М. И. Белоруссия и Литва / Изд.: П. Н. Батюшков. Спб., 1890. С. 24, 26, 28-30, 39-40; Дубровский М., свящ. Житие прп. Евфросинии, княжны Полоцкой, с кр. описанием основанного ею в Полоцке жен. мон-ря. Витебск, 18943; Довгялло Д. И. Крест прп. Евфросинии, кн. Полоцкой // Полоцкие ЕВ. 1895. № 11-12; Алексеев Л. В. Лазарь Богша - мастер-ювелир XII в. // Сов. Арх. 1957. № 3. С. 224-244; Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Др. Руси. М., 1975. С. 68-73, 95, 99; Мигулин И. С. Правда о кресте // Вестн. Могилёва: Газ. 1991. № 38; Багадзяж М. Лазар Богша: Праз смугу стагоддзяў: Сб. Минск, 1993; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест - Хранитель всея Вселенныя // Вестн. Белорус. Экзархата. Минск, 1996. № 15; Шалина И. А. Богоматерь Эфесская-Полоцкая-Корсунская-Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотв. иконы // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 201-205; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П., Дышиневич В. Н. Крест - Красота Церкви: История создания и воссоздания Креста прп. Евфросинии Полоцкой. Минск, 1998; Животворный символ Отчизны: история Креста св. Евфросинии Полоцкой. Минск, 1998; Мон-рь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь от древности до наших дней. Минск, 2007; Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиниева мон-ря и ее фрески. М., 2007.

Ольга Тарасевич

Крест Евфросинии Полоцкой

Александру, с признательностью и любовью.

Сюжет книги связан с историей православной церкви. В ходе работы над романом мне пришлось общаться с монахинями и священниками, и возникло впечатление, что любое художественное толкование канонических событий для глубоко верующих людей неприемлемо. Но я очень старалась, чтобы книга получилась светлой, а упоминаемое в ней зло было лишь объективным отражением жизни, в которой немало грехов и ошибок. Если же цель осталась недостигнутой и что-то будет восприниматься оскорбительно, я приношу свои глубокие извинения.

Он, Москва, 2007 год


Весна, даже московская, наполняла его сердце чарующим умиротворением.

Да, в Москве пыль, смог. Шум вечно текущих по проспектам автомобильных рек. Суетливые толпы людей, разбивающие утреннюю тишину звонками мобильных телефонов. Яркий неон рекламы, пожирающей сиреневую вуаль первых теплых сумерек.

А природа все равно упрямо прорастает через тлен мегаполиса. Взорвались салатовыми комками почки деревьев. Красно-желтые пятна – тюльпаны, нарциссы раскрасили клумбы, нежатся на солнце. Сквозь истошный скрип тормозов авто как звоночки, как колокольчики заливаются пташки. Тонкие голоса, пронзительные трели. И все это так прекрасно, что душа распускается, подобно цветку. Раскрывается, радуется. Воистину непостижимо щедр этот мир! Как прекрасно – жить, видеть. От умиления жизнью, от восторга, от красоты и преклонения замирает сердце, сбивается дыхание.

Он не любил такое настроение. Но ничего не мог поделать: неожиданный ливень всегда внезапен, холодит, отрезвляет. Очищает? Нет… Болото нельзя вычистить. На свалке не бывать порядку. Эпидемия распространяется быстро, заполоняя всех и вся.

Не без сожаления он закрыл жалюзи, отгородился от оранжевых полос заката в наливающемся темнотой небе. И щелкнул пультом телевизора.

Красивая темноволосая женщина со строгими глазами гневно сообщила: в Эстонии все же демонтировали памятник Бронзовому солдату. Зато Президент России распорядился оставить советскую символику на Знамени Победы.

«Игры, все одни игры, – с раздражением подумал он. – Как будто бы никто не догадается, почему самая многочисленная фракция в Государственной думе принимала такое решение. Все это уже было много-много раз. Хороший царь, плохие бояре. И никого не волнуют переживания ветеранов, думавших накануне празднования годовщины Победы, что их знамя уничтожено».

С экрана телевизора, разрывая на клочки человеческие судьбы, гремели взрывы очередных терактов.

Аварийная посадка самолета, массовое заражение гепатитом…

«Это агония, – мысленно констатировал он. – Последний стон угасающего мира. Но все равно надо пытаться отсрочить катастрофу».

От недавнего умиления в душе не осталось и следа.

Он выключил телевизор, подошел к письменному столу, отодвинул высокую стопку книг и включил компьютер.

Очень сложно было научиться пользоваться этой техникой. Потом стало боязно: а вдруг этот способ поддержания связи небезопасен, и содержание его разговоров узнают посторонние. Он до конца не понимал, как удается обеспечить конфиденциальность. Но его заверили – оснований для беспокойства нет.

Многочисленные пользователи уже находились в он-лайне. Рядом с их никами указывались города: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Красноярск, Самара.

Его всегда радовала столь обширная география. Причины, по которым в организацию приходили люди, были самыми разными. Кто-то искал правду, кто-то бежал от разочарования, кто-то хотел денег. Очень мало посвященных четко знали о том, над достижением какой цели ведется работа. Но сама цель – о, это единственно правильный ориентир в совершенно неправильном мире!

«Приветствую вас! Какие новости?»

Он отправил первое сообщение и сразу же нахмурился.

Из Москвы поступила тревожная информация. Надо было срочно что-то предпринимать. Потерев ноющее колено – застарелая травма мениска давала о себе знать, – он встал из-за стола и, расхаживая по комнате, погрузился в обдумывание плана…

Полоцк, 1116 год

Как она жила прежде без книг? Неужели это было: сплошные ровные рядки букв на пергаментной странице, и ничего не понять, не разобрать? Только радовался глаз витому орнаменту у заглавных литер да кожаным тисненым окладам с драгоценными каменьями, с жемчугом. И сердце замирало в предвкушении и ждало, ждало…

…С самого утра княжеский двор полон людей. В терем то и дело приходят гонцы из Киева, Новгорода. Случается, и из самой Византии. И тогда матушка укоризненно качает головой, завидев, как Предслава норовит проскользнуть в покой князя Святослава-Георгия.

– Не отвлекай батюшку, – говорит она, поправляя синюю тунику под алым, расшитым золотом плащом.

Предславе не хочется расстраивать матушку. Она бы с радостью осталась в ее светлице и смотрела бы, как челядница вплетает в толстую русую косу атласные ленты. А вот уже и жемчужная корона венчает красивое, строгое чело княгини Софии.

С матушкой хорошо. Она знает множество историй. И Предславе начинает казаться, что она видит и седовласого князя Рогволода, и его дочь, своенравную красавицу-княжну Рогнеду.

Лицо княжны Рогнеды вспыхивает гневом: «Не хочу розувати рабынича, а Ярополка хочу». Не снес Владимир обиды, пошел войной на Полоцк, мечом взял себе жену, нарек Гориславою. За родную разоренную землю, за убиенного отца, за неволю – за все решила отомстить Горислава-Рогнеда, отомстить кровью. Но увидел рабынич занесенный над ним меч. Увидел, осерчал. Только заступничество сына Изяслава спасло княгиню от неминуемой смерти, и они вернулись в Полоцк, и княжили.

Но больше, чем про Рогволода и Рогнеду, Предслава любит слушать про деда, Всеслава Чародея. Ведь он приказал построить Софийский собор! Чудесный каменный собор, со звонкими колоколами, со сверкающими золотом куполами! Он ходил на Новгород, он остановил войско киевских князей. Победил в честном бою, а Ярославовичи отплатили ему коварным обманом. Но дед лишь сильнее сделался после плена, и стала процветать земля полоцкая, и расширились границы княжества.

Негромкий голос матушки журчит ручейком. Предславе нравится его слушать, но… В покое Святослава-Георгия все же интереснее. И князь никогда не серчает, что дочь наблюдает за тем, как он принимает гонцов, беседует с дружинниками и разбирает жалобы. Любимице дозволяется все.

А по вечерам начинается чудо из чудес. Батюшка достает из сундука книгу, пододвигает поближе свечу, и… читает. Из Святого Писания, из Жития Святых. И сердце Предславы замирает от благоговения. Великая мудрость сокрыта в тех пергаментных листах. Великое счастье. Чудо!

А когда она осмелилась сказать об этом, самом заветном, желании, голубые глаза батюшки погрустнели.

– Мужской ум у тебя, дочка. Но надлежит жить как женщине. Тяжело тебе будет. Я же вижу, ты – другая, не как сестры. Им бы все наряжаться. Височные кольца, перстни, гривны, да серьги примерять. Ты – другая, книги тебе нужны. Но доля-то твоя женская, – сказал Святослав-Георгий. Потом рассмеялся над ее потухшим личиком: – Ладно, будь по-твоему, дочка! Выучат тебя и читать, и писать. Иди завтра в софийский скрипторий скажи, я велел, чтобы научили.

Как стрела, выпущенная из лука, понеслась Предслава на берег Двины, в заветную Софию. Стучат красные туфельки по бревенчатой дороге, а громче шагов стучит сердце, торопится к счастью.

И очень скоро таинственные литеры кириллицы и глаголицы, написанные ровным уставом, с титлами открыли все свои тайны. Монахи диву давались, как быстро Предслава научилась читать и писать. Всего лишь пару дней провела она, склонившись над березовыми дощечками, заполненными мягким воском. Писало в ее руках выводило ровные безукоризненные литеры, почти не приходилось пользоваться закругленным кончиком, чтобы исправить ошибку.

Дощечки, воск, писало – а взгляд притягивает и настоящее, тонко заточенное гусиное перо, и чернильница. Предслава украдкой наблюдает за делающим список летописи монахом. Он аккуратно выводит литеры, рисует орнамент, а после на пергаментную страницу сыплется мелкий речной песок. Сыплется, сдувается, рождая мудрость, сохраняя великие знания.

Сегодня мы отправимся по следам одной из главных святынь Беларуси — креста преподобной Евфросинии Полоцкой. Куда же исчез наш главный символ?

Тусклое пламя свечи мягко освещало небольшую каморку. Мастер сощурил подслеповатые глаза и смахнул невидимую пылинку с изделия. Он аккуратно перевернул массивный поклонный крест и осмотрел его. «Хорошая все-таки работа вышла!», – похвалил себя пожилой мужчина. Шестиконечный крест на кипарисовой основе переливался златом и драгоценными камнями… И в этот момент в каморку кто-то вошел.

Это была невысокая пожилая женщина, смиренно и покорно остановившаяся на пороге. Чувствовалось, что ей уже немало лет и только светлый блеск спокойных глаз выдавал ее колоссальную энергию.

– Мир вам, игуменья!

– Храни Господь, мастер Богша!

Лазарь Богша почтительно поприветствовал вошедшую монахиню, а затем подвел ее к столу.

Евфросиния изумленно воззрилась на крест, изготовленный по ее заказу. Вышло даже лучше, чем она думала. Крест был словно живой и от него исходила подлинная божественная энергия. Полоцкая монахиня с трудом подняла тяжелое изделие и перевернула. Искусная работа. Этот Богша и вправду был мастером.

– Воистину, светлую работу вы проделали.

Богша улыбался.

– До сподобы пришлось, значит. Больше такого креста до самого Царьграда не найдете – по их секретам и изготовлен. Святыня!

Игуменья Полоцкая бережно завернула крест в прихваченную ветошь и спрятала за пазуху.

– А не боитесь, матушка? Вдруг как украдут?

Евфросиния терпеливо достала и перевернула крест.

– Но как же это, мастер?

Богша снова прочитал проклятие, которое сам же и выгравировал:

Да нѣ изнесѣться из манастыря никогда же, яко ни продати, ни отдаті, аще се кто прѣслоушаеть, изнесѣть и от манастыря, да не боуди емоу помощникъ чьстьныи кр(е)стъ ни въ сь вѣкъ, ни въ боудщии, и да боудеть проклятъ С(вя)тою Животворящею Троицею и с(вя)тыми отци 300 и 18 семию съборъ с(вя)тыхъ от(е)ць и боуди емоу часть съ Июдою, иже прѣда Х(ри)с(т)а. Кто же дрьзнеть сътвори с[ие], властелинъ или князь, или пискоупъ, или игоумѣнья, или инъ которыи любо ч(е)л(о)в(е)къ, а боуди емоу клятва си. Офросинья же раба Х(ри)с(то)ва, сътяжавъши кр(е)стъ сии, прииметь вѣчную жизнь съ всѣ[м]и с[вятыми].

Виноват, позабыл. Доброго пути вам, матушка.

Евфросиния спрятала крест и перекрестила помещение, а затем неслышно выскользнула в темный апрельский вечер 1161-го года.

Примерно так началась история креста Евфросинии Полоцкой.

Символичная судьба креста Евфросинии Полоцкой

Страдания, которые выпали на долю креста Евфросинии Полоцкой, в полной мере отражают бедствия, затрагивавшие наш народ на протяжении тысячи лет. Крест был изготовлен ювелиром Лазарем Богшей, который владел особым искусством перегородчатой эмали. Эта таинственная техника ведет свое происхождение из самой Византии и в настоящее время утрачена. После освящения крыж хранился в Свято-Преображенской церкви, основанной Евфросинией Полоцкой. Там он находился более 60 лет, вплоть до 1222 года. Во время междоусобных войн его увез из Полоцка смоленский князь Мстислав Давыдович. В Смоленске крест хранился без малого три века.

Затем начинаются странности. В 1495 году с креста снимают первую копию (очень далекую от оригинала, поскольку византийским искусством в то время уже никто не владел). В 1514 году крест святой Евфросинии присвоил себе Московский князь Василий III. «У царя за пазухой» (то есть в личной казне) крест хранился вплоть до восшествия на престол Ивана IV Грозного. Последний же предпринял поход на Полоцк, имея вроде бы как благородное намерение – вернуть крест городу в случае победы. Этакий жест победителя. Полочане прослышали об этом и несмотря на то, что у них было все для надежной обороны, сдали город через 16 дней.

Царь сдержал слово – крест был возвращен городу. В ходе сложных и долгих политических распрей, Стефан Баторий, уже от имени Речи Посполитой, выдвинулся к Полоцку и захватил его в 1579 году. Крест спрятали местные монахи, а затем, когда все успокоилось, перенесли его в Софийский собор. Там он и хранился вплоть до начала интервенции Наполеона под чутким надзором униатов.

Французы заняли Полоцк в 1812 году, но крест к тому времени был замурован в стену, откуда его извлекли только после изгнания «корсиканского людоеда» из Российской империи. Затем реликвия кочевала в Москву и Санкт-Петербург, но впоследствии вернулась в родной Полоцк.

Дальнейшие испытания, связанные с крестом, приходятся на Октябрьскую революцию. В 1921 году он был реквизирован большевиками и… исчез. Находят его только в 1928 году. К 1929 году крест Евфросинии Полоцкой перевозят в Могилев, который должен был стать столицей БССР. Долгое время он выставлялся в Могилевском историческом музее, но посетители столь неистово крестились при виде святыни, что его спрятали в одном из сейфов горкома партии. Фактически, с тех самых пор нашу главную святыню никто не видел…

Хольман небрежно открыл дверь ногой, обмахиваясь платком. Офицеры и солдаты вытянулись и крикнули: «Хайль Гитлер!». Эсэсовец небрежно махнул рукой. Все расслабились. Хольман посмотрел на календарь. 26 июля 1941 года. Жара.

– Ну, что тут у вас?

– Вот-с, господин штурмабаннфюрер, извлекли из спецхрана.

Двое потных солдат поставили перед Хольманом тяжеленный ящик, который характерно звякнул, явно заполненный чем-то металлическим. Один из солдат ловко откинул крышку и перед Хольманом открылось содержимое.

Наряду с кубками, иконами и бусами, в ящике лежал массивный золотой крест, из которого явно выковыривали драгоценные камни. Хольман резко наклонился и извлек крест из груды изделий. Перевернул.

– Хорошая железка, – немец легкомысленно поиграл с ним, как с дубинкой.

– Так точно-с.

– Ювелирная работа. И наверняка старая. Сейчас такого не делают. Советы продолжают удивлять, – Хольман снова хмыкнул. – Что ж, очередное достойное украшение в ожерелье сокровищ Третьего рейха.

Все заулыбались.

– Итак, гауптман, мне пока некогда заниматься разбором этого металлолома. Вы сделайте все по форме – присвойте инвентарный номер, сфотографируйте, опечатайте и телеграфируйте в спецбатальон, который базируется в Минске. Пусть специалисты разбираются. А у нас Москва впереди!

Хольман выпил стакан воды, громко глотая прохладную жидкость и вышел, все так же обмахиваясь платком. Солдаты прокричали вслед «Хайль Гитлер!» и принялись разбирать ящик.

Неизвестно, насколько досконально выполнил распоряжение эсэсовца гауптман вермахта, выполнил ли он его вообще и был ли в тот июльский день вообще кто-то в Могилеве, кто видел подлинный крест Евфросинии Полоцкой…

Куда исчез крест Евфросинии Полоцкой? А главное – когда

Версий, касающихся исчезновения креста Евфросинии Полоцкой и его предполагаемого местонахождения, довольно много. Вспомним основные.

  1. Крест у немцев . Это самая очевидная и официальная версия. В ее пользу говорит то, что у немцев были специальные команды, которые оценивали произведения искусства, обнаруженные на занятых территориях, и решали, что с ними делать и куда их отправлять. Классическим примером деятельности таких зондер-команд стала история с Янтарной комнатой, которая также бесследно исчезла в годы Второй мировой войны. Вполне возможно, что крест действительно был вывезен нацистами, спрятан в какой-то штольне и до сих пор банально не обнаружен и не возвращен. Версия с «эхом войны» всех устраивает и всем приятна, поскольку она самая простая.
  2. Крест у русских . Эта версия растянута не только в пространстве, но и во времени. Во-первых, из-за обилия подделок креста, есть вероятность, что крест Евфросинии Полоцкой находится в России чуть ли не со времен Ивана Грозного! Ведь тот мог вернуть полочанам копию и вообще приказать им молчать, обещая в отместку сжечь город. Затем копию спрятали от Стефана Батория и, пока суть да дело, забыли, что у них хранится дубликат. Крест также мог пропасть во время большевистской разрухи и в Могилев мог быть завезен его «младший брат». Ну и наконец, крест могли эвакуировать в Москву в 1941 – все-таки это была главная святыня тогдашней БССР – где он и остался, и пролежал всю войну в каком-нибудь спецхране. Руководил эвакуацией лично Пантелеймон Пономаренко, который вручил крест самому Сталину. Кроме того, есть версии, что его нашли у немцев и опять-таки тайно вывезли в Москву после окончания войны. Слишком уж много возможных дорожек протянулось в соседнее государство, у которого была масса возможностей присвоить себе крест. Впрочем, никаких явных доказательств и следов креста нет и в России.
  3. Да у нас крест, у нас . Новые, и оттого довольно фантастичные версии, гласят, что крест никогда и не покидал Беларусь. Что подлинник могли спрятать еще в 16-ом веке (ибо специалистов по оригиналу к тому времени не было), либо в 19-ом, либо после революции, либо до вступления немцев в Могилев. И лежит сейчас где-то наша главная святыня и символ, в полном соответствии с поверьем оберегая нашу страну от основных напастей. Ведь считается, что в Беларусь вернется «золотой век» аккурат в тот момент, когда на родину прибудет творение Лазаря Богши. Но если судить глобально, то с Беларусью и так не происходит никаких масштабных катаклизмов, не считая корявого управления финансами и экономикой. Впрочем, в 1100-ые гг. о ценах на нефть, курсе доллара и складах, забитых тракторами никто не слышал, может, он просто «не заточен» оберегать нас от экономических проблем? Мне эта версия представляется ничуть не менее правдоподобной, чем остальные. Вопрос только в том, знает ли у нас кто-либо о местонахождении креста или нет.
  4. Крест у Морганов, в частной коллекции, в США. Если принять на время в качестве рабочей гипотезу о том, что полоцкий крест был вывезен немцами, то возникает вопрос – в чьей зоне оккупации он впоследствии оказался? Ведь он мог попасть далеко на Запад и его захватили американские части. Мало смысля в исторических драгоценностях, они скорее всего передали его командованию, которое либо толкнуло православный золотой крест с молотка, либо приняло его в качестве уплаты репараций и заперло под замок. Возможно, пока пишутся эти строки, кто-нибудь из американских олигархов с гордостью демонстрирует шестиконечную реликвию своим гостям…
  5. Крест уничтожен. Нет, серьезно. Каким-бы элитным не было это изделие, ему уже почти 900 лет! Оно перенесло такое, что и более прочная вещь не устояла бы. Вмуровывание в стену, переезды из города в город, разграбление, попытки разобрать его по камешку, небрежное швыряние и падения. Да и вообще его уже очень давно никто не видел. Последние спецы, которые могли отличить подлинник от подделки, как представляется, умерли в 16-ом веке. С тех пор его мог присвоить кто угодно, чтобы пустить на переплавку и навсегда забыть о святыне одного маленького, но гордого народа.

…Двое мужчин неторопливо прошагали в огромный зал, украшенный барельефами, скульптурами львов, картинами и изысканными занавесками. Шаги их дорогих туфель звонко отдавались в колонном зале и казалось, что даже слышно их нетерпеливое дыхание.

Тот, который был повыше и носил густые черные волосы с пробором, подошел к ничем не примечательной плитке и плавно нажал на нее. В ту же секунду почти половина стены бесшумно отъехала в сторону и мужчины вошли в небольшой, но ловко организованный тайник. Здесь, пронумерованные и спрятанные за пуленепробиваемыми стеклами, хранились редкие экспонаты: черепа, монеты, кубки и копья. Среди них резко выделялся массивный крест со слегка стершейся позолотой. Высокий подошел к нему и извлек крест из-под бронестекла.

– А это точно он? – спросил мужчина с глубокими темными глазами и впавшими скулами.

– Тот самый – крест Евфросинии Полоцкой, православная святыня и символ Беларуси. Вывезен во время Второй мировой войны, переправлен… впрочем, дальше вы знаете.

– Это хорошо, хорошо, – гость бережно принял крест и перевернул его. – О, и надпись присутствует. Это годится.

– Надеюсь, заказчики будут довольны?

– Да, для совершения обряда как раз то, что нужно.

– Умоляю, будьте аккуратны – аналогов этой святыне в мире просто нет. Разве что копье Лонгина и туринская плащаница.

– Оригиналы которых тоже хранятся не совсем там, где все думают, – со зловещей улыбкой произнес гость.

Оба нехорошо рассмеялись.

Учитывая бесплодные поиски креста, которые длились почти полвека, Полоцкой епархией, с благословения Белорусской православной церкви и иерусалимского патриарха Диодора, было принято решение о воссоздании креста Преподобной Евфросинии Полоцкой. Произошло это в 1992 году. А всего через пять лет Н.П. Кузьмич представил результаты своей работы. Копию креста освятил митрополит Филарет и в настоящее время она хранится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря.

Нам же только остается рассчитывать на то, что подлинник однажды все-таки вернется на белорусскую землю и принесет долгожданный «золотой век». Впрочем, не стоит забывать, что благополучие и процветание зависит и от нас самих, потому что каждый по-прежнему остается кузнецом своего счастья, невзирая на присутствие креста.