Когда родился святой патрик. Святой Патрик изгнал из Ирландии всех змей. Изгнание змей из Ирландии

Это христианский миссионер и епископ романо-британского происхождения, который в V веке популяризировал христианство в Ирландии.

Звали его, по разным версиям, Майвин Суккат или Магон, а Патрик или Патрикий (Patricius - «знатный человек, патриций») было прозвищем, которое ему дали ирландские пираты, захватив его в плен и продав в рабство.

Сейчас святой Патрик ассоциируется с ирландской культурой. Он стал национальным символом вместе с трилистником, на котором, согласно легендам, объяснял ирландцам принцип тройственности Бога.

Почему День святого Патрика начали праздновать по всему миру?

День святого Патрика начали праздновать в в XVII веке в честь годовщины смерти святого Патрика. Позже этот праздник проник в Америку вместе с ирландскими иммигрантами, которые продолжали праздновать День святого Патрика и носить зелёный цвет, чтобы подчеркнуть свою любовь к родине.

В 1990-х правительство Ирландии начало кампанию по пропаганде культуры страны в мире с помощью Дня святого Патрика. В 1996 году был проведён фестиваль, приуроченный к этому празднику, а позже такие фестивали распространились по всему миру.

Сейчас День святого Патрика отмечается фестивалями и парадами в разных странах: Канаде, Малайзии, Великобритании, Швейцарии, Южной Корее, Японии и России.

Как День святого Патрика проник в Россию?

Летом 1991 года в Москве открылся «Ирландский торговый дом на Арбате», и через год в День святого Патрика решили провести парад под руководством ирландцев, которые участвовали в этом проекте. Напротив «Ирландского дома» сделали трибуну и устроили парад по всем правилам - так, как он уже проводился во всём мире.

С тех пор в Москве проходят парады с национальной ирландской музыкой и танцами. Шествия и фестивали кельтской культуры также можно увидеть в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Калуге, Екатеринбурге и других городах России.

Ирландская музыка и танцы, изображение трилистника, лепреконы и очень-очень много зелёного цвета.

Как святой Патрик связан с зелёным цветом?

Поскольку святой Патрик стал ассоциироваться с Ирландией, праздник окрасился в зелёный цвет, который можно считать национальным цветом этой страны.

Впервые зелёный флаг использовали ирландские повстанцы во время восстания в 1641 году, затем зелёный цвет стал отличительным знаком членов Общества объединённых ирландцев, которые боролись против английского владычества в 1790 году.

Сейчас во время Дня святого Патрика люди одеваются в зелёную одежду и даже пьют .

РПЦ признала святого Патрика?

Да, и совсем недавно. На заседании Священного Синода 9 марта 2017 года было решено добавить в православный календарь 15 святых, почитаемых на Западе.

Их выбирали по нескольким критериям: чтобы святого почитали ещё до разделения церкви на католическую и православную (великой схизмы), чтобы его имя не упоминалось в трудах по борьбе с восточной церковью и чтобы его почитали православные прихожане в западноевропейских епархиях РПЦ.

Святой Патрикий, просветитель Ирландии, или просто святой Патрик, подошёл по всем параметрам, и его тоже включили в этот список, а днём его памяти установили 30 марта.

Почему вообще решили признать западных святых?

Есть несколько версий, почему РПЦ неожиданно решила признать западных святых:

  • Ради сближения двух христианских церквей - православной и католической - и, возможно, налаживания политических отношений с Западом. В феврале 2016 года состоялась первая встреча патриарха Кирилла и Папы Римского в аэропорту Гаваны для подписания совместной декларации. Можно считать признание католических святых продолжением работы по сближению.
  • Из-за увеличения православных иммигрантов в странах Запада. Поскольку они живут в сложившейся культурной среде с почитанием своих святых, епархии православной церкви должны как-то подстроиться под эту среду и выразить отношение к почитаемым святым.

И как признание святого Патрика отразится на этом празднике в России?

Скорее всего, никак. День святого Патрика в России решили праздновать 30 марта (17 марта по юлианскому календарю), а в это время у верующих продолжается пост. Поэтому пить алкоголь, есть недозволенную еду и радоваться в этот день запрещено.

Другое дело - люди, которые празднуют День святого Патрика как весёлый праздник, посвящённый кельтской культуре, ходят на парады и одеваются в зелёное. В таком случае это не имеет никакого отношения к религии и признанию святого Патрика церковью. Поэтому нет никаких ограничений на зелёное пиво, виски, костюмы лепреконов и безудержное веселье.

(кон. IV в. – V в.)

Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни Св. Патрика, известно нам из его сохранившихся писаний («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Св. Патрика», некоторые другие) и из стихотворных гимнов, написанных вскоре после его смерти. Достоверно известно нам о Св. Патрике сравнительно немного - зато о нем помнят многие легенды, описывающие его чудесные дела.

Родился Патрик (тогда его звали Суккат) примерно в 387 году, в Британии. Он был, как он сам пишет, внуком христианского священника и сыном диакона Кальпурния, который принадлежал к знатному семейству и был римским декурионом (ранг чиновника). Он был из бриттов, а мать мальчика, близкая родственница Св. Мартина Турского, покровителя Галлии, - из франков. Шестнадцати лет святой был угнан в рабство из имения своего отца. Напавшие на имение (это были изгнанные сыновья бриттского короля) убили его отца, сестры его пропали без вести. Святой Беда Достопочтенный рассказывает, что в те годы все британские воины отправились по приказанию римских властей к Риму, чтобы оборонять город, оставив свои земли беззащитными. Это привело ко многим беззакониям и опасностям в тех краях. Патрик был продан в рабство в Ирландию, где и пребывал в повиновении у хозяина, пока не бежал, выполняя полученное в откровении от Бога повеление. Он и потом нередко получал такие откровения от Виктора, ангела Божьего, часто являвшегося ему в образе птицы.

В рабстве святой пас овец в уединенных местах, горах и лесах. Там, созерцая творение, он научился верить и молиться, возрастая в любви к Богу. Св. Патрик стал подлинным человеком молитвы, достигшим высот молитвенного созерцания. По его исполненным веры молитвам Бог часто творил чудеса. Да дарует нам Господь по ходатайству Святого Патрика дар молитвы и любовь к ней, подобные тем, которыми Он наделил своего прославленного служителя.

Хотя сам святой пишет, что бежал, легенды рассказывают, будто он не хотел уходить без разрешения хозяина. Тот же потребовал в плату за свободу слиток золота, размером с голову самого Патрика. Ангел Виктор велел тогда юноше следовать за диким кабаном, который и выкопал из земли этот слиток. Когда святой достиг побережья, где, по словам ангела, его ждал корабль, там, по житийным рассказам, его схватил владелец берега и снова продал в рабство. Но Бог наказал злодея - когда он и его домочадцы рассматривали полученные в уплату медные котелки, их руки крепко прилипли к металлу. Незадачливый делец раскаялся, был прощен Патриком, выкупил его из рабства и снабдил деньгами на дорогу. Легенда говорит, что вернувшись, уже епископом, святой крестил его. После долгого пути, описанного в «Исповеди», святой вернулся в родные края.

Там ему снова явился в видении тот же ангел и повелел вернуться в Ирландию с проповедью Христа. Но прежде он должен был получить образование. Для этого святой отправился в Галлию (нынешняя Франция), где обучался под руководством Св. Германа, епископа Оксерского (который рукоположил его в диаконы под именем Патрика) и монахов монастыря Св. Гонората на о. Лерине (около нынешних Канн в Провансе), одного из оплотов монашеской жизни Галлии. Вскоре Св. Герман, отправляясь в Британию, бороться с ересью Пелагия (который полагал, будто человек может сам, только своими делами и без благодати Божьей, достигнуть спасения), взял с собой и Св. Патрика, своего ученика. Вместе с группой священников они ходили по Британии, опровергая ересь и возвращая людей к Богу, совершая великие чудеса исцеления. Рассказывают, что однажды Св. Патрик предложил Св. Герману поститься, ради обращения одного из городов, впавшего в ересь. Однако город не обратился и в конце третьего дня поста земля разверзлась и поглотила его. То место, где постились Святые и их спутники, стало потом традиционным местом, куда для поста собирались местные священники. Во время этого путешествия Св. Герман часто не только боролся с ересью, но и обращал ко Христу местных властителей, - это впоследствии послужило примером для ирландской миссии самого Св. Патрика.

В результате своего обучения, Св. Патрик узнал все, что было необходимо для его будущей миссии. Особую любовь питал святой к Слову Божьему - об этом говорит, например, его «Исповедь». В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание . Да дарует Господь и нынешним христианам такую же любовь к Своему Слову, Своей Церкви и Своей воле.

Из видений Св. Патрик знал, что должен отправиться с проповедью в Ирландию. Чтобы это могло осуществиться, он едет к тогдашнему римскому епископу, Папе Целестину , который благословляет эту миссию. Рукоположенный в епископа, Св. Патрик направляется к Ирландии, куда и прибывает в 432 году. Все последующие годы жизни он проводит в странствиях, обращая и крестя людей тысячами. Обычно сначала, по примеру своего учителя, Св. Патрик старался обратить в вождя того или иного клана, - по его примеру обращались и остальные. Господь дал ему дар великого чудотворца, о чем повествуют жития и легенды. Многие люди, услышав его проповедь, не только принимали крещение, но и полностью посвящали всю свою жизнь Христу, становясь священниками и монахами.

Святому, утверждавшему , приходилось, конечно же, противостоять языческим верованиям и выдерживать столкновения со сторонниками язычества. Когда он шел в столицу Ирландии, Тару, чтобы проповедовать там на Пасху, король-язычник устроил на него засаду в лесу. Святой же и все его спутники по пути пели гимн-молитву, им составленную, которая теперь известна как «Щит Св. Патрика» или «Мольба оленя». И произошло чудо - воины, вместо клириков, увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По словам жития, перед смертью ангел обещал святому, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих ее с верой.

Тогда как раз приближался языческий праздник и по указу верховного короля Лоэгайрэ было запрещено зажигать любые огни до того, как загорится ритуальный языческий огонь в Таре. Однако Патрик и его спутники зажгли близ столицы огромный костер в честь Пасхи. «Если этот огонь не будет погашен сегодня ночью, - сказали королю жрецы-друиды, - он никогда не угаснет». По приказу короля воины пытались погасить пламя и убить святого, но не преуспели ни в том, ни в другом, поскольку тех охраняла сила Божья. Наутро Св. Патрик в полном облачении и в сопровождении процессии своих спутников направился в Тару. Там он говорил о Боге-Троице, показывая трилистник клевера, чтобы объяснить свою веру ирландцам. Несмотря на сопротивление язычников, верховный король был вынужден дозволить Патрику проповедовать по всей стране. Это был великий день в ее истории. Пророчество друидов сбылось - огонь веры, зажженный Патриком, больше не угасал, а трилистник клевера позже стал одним из символов Ирландии.

Жития и легенды описывают многие другие чудеса, совершенные святым Патриком. Иные верят всем этим историям, иные - не всем, но несомненно одно - Бог всегда сопутствует человеку, который с верой и самоотверженностью посвящает себя исполнению Его воли. Для Бога же, как верил Св. Патрик и как верим и мы, нет ничего невозможного.

Умер Св. Патрик в 493 году, получив прежде из рук спутника-священника Святое Причастие. Говорят, что место его смерти все было окружено поющими птицами, и многие думали, что то были ангелы Божьи, принявшие вид птиц, как это делал приходивший к святому в видениях ангел Виктор.

Как полагают, свою «Исповедь» Св. Патрик составил незадолго до смерти, чувствуя ее приближение. Ее незатейливый слог поможет нам по-настоящему узнать святого Патрика и, по его собственным словам, «понять желание его сердца».

Да благоволит Господь Всемогущий, для Которого нет невозможного, по молитвам Святого Патрика, и в эти дни даровать Своей Церкви святых, служителей и учителей, подобных ему по духу, чтобы они вели людей ко Христу, царствующему со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

К примеру, однажды он был в гостях в доме у вождя одного клана, принявшего истинную веру вместе со своими домочадцами. Юный Бенигнус (Бенен), сын вождя, был особенно пленен учением Евангелия и кротостью святого. Когда Св. Патрик спал, он, собрав благоухающие цветы, окружил ими его ложе. С разрешения отца, он последовал за святым, и всегда был при нем, став его учеником, а после смерти святого - наследником его епископской кафедры.

Внимание! Copyright ! Перепечатка возможна только с письменного разрешения автора. . Нарушители авторских прав будут преследоваться в соответствии с действующим законодательством.

День Святого Патрика

17 марта отмечается День Святого Патрика – национальный ирландский праздник, ставший популярным во всем мире. Считается, что каждый человек в этот день может стать почетным ирландцем - если только захочет.

Святой Патрик - кто он?

Официальная версия гласит, что, предположительно, 17 марта 415 года нашей эры в Уэлльсе, в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы, родился мальчик - Мэиуайн Суккат (Maewyn Succat). Отец Мэвина был мелким землевладельцем и дьяконом местной церкви, однако занимал эту должность в основном из-за денег, так что юный Патрик не был особенно глубоко верующим.

Примерно в 16 лет он был захвачен в плен пиратами и привезен в Ирландию, где попал в услужение к вождю по имени Милчу. Юный Патрициус был вынужден стать пастухом и дни напролет проводил со стадом овец. Вот тогда он и поверил в Бога, начав молиться.

Молодой пастух бежал и добрался до побережья, он упрашивал моряков взять его на борт, уверяя, что его семья оплатит расходы, однако капитан отказал. Тогда Патрик, как гласит легенда, снова стал молиться, и капитан неожиданно изменил свое решение и принял пассажира.

Попав домой, Патрик, несмотря на радость семьи, вновь обретшей сына, твердо решил стать на духовный путь. Он познакомился с французским епископом Германусом (Сен-Жерменом), который укрепил его в этом стремлении. А позже вернулся в Ирландию в качестве миссионера по поручению Папы Целестина I.

В Ирландии он почитается как святой, принесший Ирландии христианскую веру. Правда, христианские монастыри существовали и до него, но... видимо, никто до него не смог достучаться до суровых сердец потомков кельтов и друидов. Умер, опять же - предположительно - 17 марта 493 года.

Неофициально местом рождения Патрика называют Bannaviem Taberniae. Историки задаются вопросом - где же искать это поместье или графство, они выдвигают различеую точку зрения относительно месторасположения этого графства. Это могло быть и территория Древней Британии, и территория Шотландии, а может быть и вообще какая-то западная страна. Никто не знает.

Никто не знает и даты его возвращения в Ирландию, неизвестно - был ли он один, или приехал с товарищами. И, наконец - был ли трилистник привезен Патриком на ирландскую землю или этот цветок стали приписывать к святому только после его смерти? Некоторые ученые смеют предположить, что Святого Патрика как такового не существовало, а, вероятнее всего, это была группа из трех монахов.

И они не были первыми миссионерами на земле ирландской. До них уже существовали записи о появлении первых миссионеров, например, известно имя британского кельта Конгара, которого связывают прежде всего с проведением первой в истории Ирландии Христианской Литургии. Чуть позже это событие будет приписано Св. Патрику.

Другие легенды

Существует история и о другом миссионере Паладиусе, который еще в 380 году ввел христианство в Ирландии, но он не угодил Церкви и был отлучен от нее. Самое главное, что он носил титул "Патрисиус"! У Паладиуса существовал последователь, тоже из кельтов - Зукат. И он тоже носил титул "Патрисиус". Жизнеописание этого монаха как две капли воды схоже с жизнеописанием Святого Патрика.

Историки вспоминают и еще одного Паладиуса, занимавшегося миссионерской деятельностью, но не бывшего монахом.То есть - Патрик, вполне возможно, не конкретный человек, а собирательный образ нескольких миссионеров, оставивших заметный след в истории христианизации Ирландии. И имя Патрика - вовсе не имя, а Римский титул, который со временем приобрел значение имени.

Однако, как бы то ни было, с именем Святого Патрика связано множество легенд, например, что он с помощью трехлистного клевера (shamrock) объяснял людям понятие Святой Троицы. "Так же как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах", - это фраза святого уже стала христоматийной.

В Ирландии существует традиция прикреплять к одежде листок трилистника, символизирующий крест, цвет католицизма, да и символьный цвет самой "изумрудной страны". Есть и церковный гимн, в котором повествуется о том, что Святой Патрик при помощи трилистника прервал языческий ритуал, который совершался в селении Тара, королевской столице Ирландии тех времен.

Говорят, что как-то друид Локру начал оскорблять святого, а вместе с ним и всю христианскую веру в самых неподобающих выражениях. Естественно, набожный христианин не мог вытерпеть такого богохульства и взмолился к Господу с просьбой покарать язычника. Внезапно Локру был поднят в воздух, а затем упал на землю, размозжив себе голову о камень.

Святая гора Кроу Патрик

Однажды во время Великого поста Святой Патрик постился в течении сорока дней и ночей на вершине горы Кроу Патрик. Бог испугался, что он может умереть и оставить незаконченным свое жизненное предназначение, поэтому попросил Патрика прекратить пост.

Тот согласился на это только при трех условиях: ирландцы не должны жить постоянно под гнетом, страна будет затоплена за семь лет до конца света, чтобы избежать разрушения, и чтобы самому Патрику было разрешено судить всех в последний день. После этого эту гору стали называть Croagh Patrick.

Каждый год десятки тысяч паломников, многие из которых на босую ногу, поднимаются на святую гору "Croagh Patrick", высотой 765 метров над уровнем моря. Предание гласит, что именно на этой горе Св. Патрик совершил одно из своих чудес - повелел змеям со всей ирландской земли собраться у его ног, а затем изгнал их.

Согласно легенде, одна большая и хитрая змея никак не хотела покидать Изумрудный остров. Святому пришлось прибегнуть к хитрости. Он соорудил большой ящик и сказал змее, что она никак не сможет поместиться в нем. Упрямая рептилия поддалась чувству противоречия и стала спорить с миссионером. Как только змея залезла в ящик, святой быстренько прикрыл его и бросил в море.

Возможно предание что-либо преувеличивает. Но существует реальный факт - змей в Ирландии нет (правда, скептики утверждают, что их там и отродясь не было).

Ирландия - Остров Святых

Благодаря миссии святого, Ирландия стала "Островом Святых", землей монахов и родиной миссионеров, несших свет христианства в другие страны. Существуют указания на то, что они доходили и до земель нынешней России.

Из писаний Святого Патрика сохранились его автобиография - "Исповедь", одно послание и молитва "Щит Св. Патрика" ("Мольба оленя"). Согласно легенде, эту молитву Святой читал, когда шел с учениками мимо засады, которую устроил король-язычник, желая помешать миссии Патрика. Вместо путников воины в засаде увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По благочестивому убеждению тот, кто с верой повторяет эту молитву святого, будет ограждаем от всякого зла.

Святой Патрик - один из самых почитаемых во всем мире Святых. Западная Церковь отмечает день его памяти 17 марта, в ряде православных Церквей его память чтится 30 марта по новому стилю (17 марта по старому стилю).

Лепреконы

Но у Дня святого Патрика есть и языческие мотивы. Так, одним из его непременных героев являются лепреконы - сказочные башмачники, владеющие спрятанным горшком с золотом.

Если удачливому искателю сокровищ удастся поймать лепрекона, то это существо должно рассказать человеку, где спрятаны его сокровища. Впрочем, если вы вдруг поймаете башмачника, то помните, что полностью верить ему не следует, - эти человечки злокозненны и проказливы и легко могут обмануть доверчивого искателя сокровищ.

Говорят, что лепреконы вошли в празднование Дня святого Патрика совсем недавно - компаниям, которые продают открытки на этот праздник, требовался симпатичный персонаж, который мог бы появиться на рисунках. А суровый, хотя и добрый, проповедник святой Патрик не совсем подходил для этой роли. На рисунках лепреконы, как правило, одеты в остроконечную шляпу и кожаный фартук.

Счастье в День Святого Патрика можно обрести и иначе - стоит только найти четырехлистный шэмрок. Такой листочек клевера приносит удачу всегда, но в День святого Патрика такое счастье удваивается. Непонятно только, что же делать жителям северных стран, где этот праздник приходится на холодное начало весны, когда клевера на лугах и в помине нет.

Традиционно в День Святого Патрика устраиваются парады. На улицы выходят люди, одетые в экстравагантые костюмы, и также духовые оркестры, которые не могут обойтись без знаменитой волынки. Народная молва гласит о том, что эта традиция родилась в Ирландии. Но, похоже, что это не совсем так.

Во всяком случае, Нью-Йорк и Бостон оспаривают пальму первенства. Нью-йоркцы утверждают, что первый парад состоялся в 1762 году именно в их городе. Тогда Ирландия находилась под властью англичан, и вполне возможно, что жители непокорных североамериканских колоний выражали таким образом свою с ними солидарность.

Но с тех пор в Нью-Йорке проходит одно из самых пышных празднеств в этот день. Бостону же - самому ирландскому городу США - достается только 1802 год. Хотя, некоторые утверждают, что впервые празднование Дня Святого Патрика было организовано в США Ирландской Ассоциацией Милосердия Бостона, в 1737 году.

В настоящее время фестивальный парад Дня Святого Патрика празднуют сотни миллионов людей во всем мире. В этот день весь мир - от Дублина до Сиднея и от Нью-Йорка до Москвы с Петербургом - становится ирландским.

Ирландцы и их друзья вспоминают национальную музыку и танцы, спектакли и весёлыми торжества. Но прежде всего - парады с шествием духовых оркестров, экстравагантными костюмами, народным творчеством и смеющимися лицами.

В День Святого Патрика каждый американец превращается в почетного ирландца, все вокруг зеленеет, даже то, что позеленеть не может в принципе. В барах подают зеленое пиво, в магазинах торгуют зелеными бубликами, а в Чикаго заходят еще дальше и красят воду в реке в зеленый цвет.

А вот в Испании он проходит незаметно, за исключением городов Лорки и Мурсии - потому что в 1452 году, 17 марта, в день Св. Патрика христианские рыцари из Лорки и Мурсии разгромили в битве при Альпорчонах отряд мавританских рыцарей из мусульманской Гранады. Как считают многие историки, именно с этого времени начался последний этап отвоевания христианских земель у мусульман, которая закончилась в 1492 году сдачей Гранады.

Король Испании Кастилиан Хуан II присвоил Лорке титул Благородного города и собственный герб. А в знак того, что победа была одержана в день Святого Патрика, папа Климент VII благословил сооружение в Лорке храма Святого Патрика, который по сей день является одним из главных достопримечательностей города.

В День Святого Патрика полагается выпить хотя бы рюмочку спиртного в каком-нибудь ирландском баре: в этот день все бары становятся ирландскими, а все музыканты - ирландцами. Можно устроить соревнования (не злоупотребляя) бокалов выпитого, в честь святого Патрика и "Изумрудной Страны".

Существует так называемая "Чарка Патрика" - единица измерения виски, которое было выпито в День Святого Патрика. Предание предписывает о том, что до того как выпить бокал виски, в бокал необходимо положить лист "трилистника" (кислицы). С тех пор в народе говорят "Осушим Трилистник" ("drowning the shamrock").

В самой Ирландии парад в День Святого Патрика проводится более чем в 30 городах, включая основные парады, проходящие в Корке, Галвее, Лимерике и, конечно же, в Дублине с его грандиозными празднествами.

Забавно, что в Ирландии этот праздник долгое время считался исключительно религиозным, а до семидесятых годов прошлого столетия ирландские законы предписывали всем пабам 17 марта закрываться!

Теперь же на главных улицах Дублина проходят праздничные шествия, в пабах играет живая музыка. Жители города надевают рыжие парики и зеленые кепки, которые продаются в магазинах, берут с собой горшочки с шемроком (один из символов Ирландии – четырехлистный клевер) и национальные флаги. А вечером устраивают фейерверки и салюты. Праздник всегда проходит в безудержном веселье.

Парады в честь Святого Патрика растянуты и разбросаны подобно самим ирландцам, которые разбросаны по всему свету.

Популярные новинки, скидки, акции

Перепечатка, публикация статьи на сайтах, форумах, в блогах, группах в контакте и рассылках НЕ допускается

Праздник, который отмечался в Ирландии с древнейших времен, уже давно приобрел большую популярность далеко за пределами "Изумрудного острова" и празднуется в разных странах мира.

Святого Патрика почитают в католической, англиканской, лютеранской, пресвитерианской церквях.

Кем был Святой Патрик и за что его почитают? Каковы символы и традиции праздника? Sputnik Грузия попытался найти ответы на эти вопросы, с которыми вы сможете ознакомиться ниже.

Житие

Родился будущий Святой в 389 году на севере Англии, в семье знатного британца Кальпурния. Мать его была близкой родственницей Святого Мартина Турского (епископ Тура, один из самых почитаемых во Франции Святых). Новорожденного назвали кельтским именем Суккат, а при крещении дали латинское имя — Магон.

К 16-ти годам Магон не отличался большой набожностью, несмотря на то, что его отец был дьяконом местной церкви. Но в 405 году произошло событие, которое полностью перевернуло его жизнь.

Евгений Ткачев

Пираты захватили его в плен и продали в Ирландии, одному из местных племенных вождей. Хозяин, как бы в насмешку над аристократическим происхождением юноши, дал ему прозвище Cothrige, что на местном наречии означало "знатный человек", которое со временем трансформировалось в латинское Патрикий (Patricius), поскольку имело аналогичное значение.

За шесть лет рабства, проведенные в Ирландии, Патрик обрел веру в Бога. Он пас овец на скудных ирландских пастбищах в любую погоду и непрестанно молил Бога о спасении.

Однажды в сонном видении он услышал таинственный голос, который сказал ему, что на берегу моря его ждет корабль. Патрик решил, что это откровение Божие, и решился на побег. В одном из портов ему удалось наняться моряком на корабль и уплыть в Галлию.

После спасения, Патрик некоторое время провел в монастырях Галлии (современная Франция) и вернулся на родину. Позже он завершил свое образование в Галлии, был рукоположен в дьякона, а затем возведен в сан епископа.

Святой Патрик вернулся в Ирландию в 432 году, но уже как проповедник христианства. Поначалу ирландцы, которые в основном, были язычниками, встретили миссионера весьма недружелюбно. Однако, какое-то время спустя проповедь Святого обратила ко Христу одного из местных вождей, который пожертвовал просторный амбар для устройства в нем первого храма.

Много легенд связано с именем Святого Патрика, с его миссионерской деятельностью и столкновениях с друидами (жрецы). Святой Патрик крестил сотни тысяч человек и основал в Ирландии несколько сот церквей. Считается, что именно он принес письменность в Ирландию, а также изгнал с острова всех змей.

По преданию, за твердость веры бог обещал Святому Патрику, что Ирландия уйдет под воду за семь лет до конца света, чтобы избежать горя и бедствий, и что Святой сам будет судить ирландцев в день Страшного суда.

Евгений Ткачев

Святой умер 17 марта 463 года (по другим источникам в 461 году) и был причислен к лику Святых до разделения христианской Церкви на Западную и Восточную, поэтому его почитают и во многих православных общинах. С 2017 года поминать Святого будет и Русская православная церковь, но по старому стилю, то есть на 13 дней позже — 30 марта.

Праздник

День Святого Патрика ирландцы начали отмечать как национальный праздник в X-XI веках, причем не только на территории Ирландии, но и в других европейских странах, где была ирландская диаспора.

В начале XVII века этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если день памяти Святого выпадает на Страстную неделю (последнюю неделю перед Пасхой). Светский праздник практически во всех странах проводится 17 марта, а в некоторых он растягивается на несколько дней.

В 1903 году День Святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии. В том же году был издан закон, предписывающий закрывать бары и пабы 17 марта из-за чрезмерного употребления гражданами алкоголя. Но в 1970-е годы закон был отменен.

Впоследствии 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре (канадская провинция), а также на острове Монтсеррат (остров в Карибском море, территория Великобритании).

Символы

Традиционными символами этого дня считаются трилистник (клевер) и сказочные существа лепреконы. Широкое распространение получила легенда о том, как Святой Патрик объяснял язычникам догмат о Троице на примере листка клевера.

Согласно преданию, Святой Патрик во время проповеди о Святой Троице сорвал растущий под ногами клевер и, высоко подняв трилистник над головой, наглядно показал ирландцам единство, которое составляют Бог отец, Иисус Христос и Святой Дух.

Евгений Ткачев

С тех пор три зеленых листочка клевера стали ирландским символом Святой Троицы, а зеленый цвет трилистника — цветом всей нации. Поэтому зеленые одежды, в которые люди облачаются в День Святого Патрика считаются символ Святой Троицы.

А лепреконы - это волшебные существа маленького роста, которые шьют обувь для других сказочных героев и являются хранителями сокровищ. Согласно преданию, если поймать такого зеленого человечка, то он за свою свободу может отдать сокровища или исполнить три желания.

В Ирландии, чтобы поддерживать хорошие отношения с этим мифическим созданием, которое имеет достаточно противоречивый характер, принято оставлять для него блюдечко с молоком на пороге дома.

Символами являются также арфа, которая изображена на гербе Ирландии, и шилейла - посох, сделанный из дубового дерева, который используется еще и как клюшка для игры в керлинг.

Традиции

С празднованием Дня Святого Патрика связано множество различных традиций, как церковных, так и народных. В частности, ежегодно паломники поднимаются на Святую гору Croagh Patrick, на которой, по преданию, Святой 40 дней постился и молился.

В этот день обычно проводятся парады, на улицах устраиваются театрализованные представления и танцы, звучит ирландская фольклорная музыка, а также заполняются все пабы городов, чтобы осушить "чарку Патрика".

© photo: Sputnik / Максим Блинов

Изначально распространенным напитком в этот день был виски, впоследствии более популярным стал эль. По традиции, прежде чем выпить последний стакан виски или эля, нужно было положить в стакан трилистник, выпить напиток, а трилистник бросить через левое плечо — на счастье.

Церковные служители критикуют сложившиеся светские традиции праздника и предлагают День Святого Патрика в первую очередь праздновать как церковный — молитвой в церкви.

По традиции в этот день принято одеваться в зеленое или прикреплять к одежде трилистник. Также к своему повседневному наряду добавляют зеленый шарф или традиционную ирландскую шляпу.

Впервые об обычае прикреплять к одежде трилистник упоминается в 1689 году. До этого года ирландцы носили на груди кресты Святого Патрика.

В день праздника все города Ирландии словно окрашиваются в зеленый цвет — люди рисуют на лицах ирландские флаги, прикрепляют охапки клевера к головным уборам и костюмам, одеваются в праздничные одежды, даже пьют зеленое пиво.

Евгений Ткачев

Девиз праздника — Craic, что означает "веселье и наслаждение", поэтому в этот день люди пьют пиво и пляшут групповой ирландский танец "кейли".

В этот день традиционным блюдом является капуста с беконом или солониной, несмотря на то, что праздник обычно выпадает на Великий пост. По народному поверью, Святой Патрик превращает все мясные блюда, готовящиеся на праздник в рыбные.

В мире

Наибольший размах праздник приобретает в городах с большой ирландской диаспорой. Этот день празднуют в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Атланте и Чикаго. Поговаривают, что традиция дружески щипать всех тех, кто не одет 17 марта в зеленое, зародилась именно в США.

Во многих американских городах существует также традиция в День Святого Патрика красить в зеленый цвет водоемы. Начало этой традиции положили рабочие, следившие за уровнем загрязнения реки Чикаго. Считается, что они окрасили реку зеленым растительным красителем для того, чтобы отслеживать нелегальный сброс отходов.

День Святого Патрика празднуют также в Аргентине, Канаде, Южной Корее, Новой Зеландии и других странах.

В этот день многие культурные и исторические достопримечательности в разных городах мира меняют обычную подсветку на зеленую. Эта инициатива известна как The Global Greening.

Грузия впервые присоединилась к этой акции в 2015 году — Тбилисская телевизионная башня на один день стала зеленой в связи со всемирной кампанией The Global Greening.

Публикация от Virginia Profe FLE (@elcondefr) Мар 16 2016 в 11:16 PDT

После этого агентство туризма Ирландии внесло Тбилиси в список тех городов, которые рекомендованы ирландским туристам для путешествия.

Третий год дружбы Тбилиси и Дублина и 21 год с момента установления дипломатических отношений между Грузией и Ирландией также отметят 17 марта.

Святой Патрик — один из наиболее известных и почитаемых католических святых, покровитель Ирландии, Исландии и Нигерии, куда христианство принесли ирландские миссионеры. В честь этого Святого освящены более двух тысяч храмов по всему миру, главный из которых — собор Святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

17 марта - , один из ярких весенних праздников в канадском Монреале. Улица Сент-Катрин в Монреале традиционно собирает на парад тысячи участников и зрителей, а после зажигательного шествия в уютном ирландском пабе вы услышите не одну легенду о святом Патрике.

Коллекция И.Лапиной

Коллекция И.Лапиной

Коллекция И.Лапиной

Ни один национальный праздник не получил такого широкого признания за пределами родины, как День святого Патрика. Маленький европейский остров дал миру самое большое количество иммигрантов. Многие из них выбрали Монреаль. Каждый ирландец с горсткой родной земли увозил с собой в эмиграцию и самый дорогой его душе праздник. Впрочем, теперь этот праздник неофициально отмечают во многих странах мира.

Листая странички интернета я удивилась, что в последние годы парад в честь св. Патрика проходит не только в Ирландии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, где живут потомки ирландских иммигрантов, но и в Хорватии, на Кипре, в Дании, Норвегии, Германии, Италии, Нидерландах, в Турции и даже в Москве! Первый ирландский парад в Москве состоялся в 1992 году.

Традиционно в мартовские дни Монреаль, еще не вырвавшийся из зимнего плена, окрашивается в зеленые цвета: зеленые флаги и шляпы, зеленые веточки, зеленые попоны на собачках, зеленые парики на парнях и девушках. На щечках малышей - зеленые трилистники. И даже пиво пьют зеленого цвета. На празднике – все, как положено: в небо летят зеленые шары, в толпу - зеленые конфеты, в золоченой карете едет Королева праздника в сопровождении свиты принцесс, маршируют духовые оркестры, которые не могут обойтись без знаменитой волынки.

Монреальский парад – один из старейших и самых больших в Северной Америке. Он проходит в Монреале с 1824 года уже 186 раз (2010 г). В первый год пребывания в Квебеке я разговорилась с одной женщиной, стоявшей рядом: "Я люблю этот праздник, хотя я и не ирландка. В этот день все люди ощущают себя братьями. Они забывают о своих религиозных разногласиях, национальной неприязни, языковых проблемах. В это день мы все - ирландцы ". И как символ дружбы подарила мне значок с надписью "Сегодня я- ирландец". А какой-то мужчина, по-моему, поляк, предложил моему мужу пиво. Потом мы все вместе пошли в ирландский паб, пили ирландский кофе, щедро сдобренный ирландским ликером, и танцевали джигу.

Почему праздник носит имя святого Патрика? Расспросив любезных горожан, вы услышите не одну романтическую легенду. А впрочем, все это было на самом деле. И святой Патрик не выдумка, а реальный человек. Вот только могилы у него в Ирландии почему-то две: к ним тянутся паломники, на них всегда свежие цветы.

Дело в том, что о происхождении и жизни главного покровителя Ирландии, достоверно известно очень мало, если не сказать - практически ничего. Некоторые историки утверждают, что св. Патрик – это вообще "собирательный образ", основанный на легендах, как минимум, о двух священниках. Даты рождения и смерти вызывают споры. Многие утверждают, что св. Патрик умер в возрасте 120 лет!

По легенде, святой с помощью трехлистного клевера объяснял людям понятие Святой Троицы. "Так же, как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах", - эти слова святого Патрика уже стали хрестоматийными.

Но у Дня святого Патрика есть и языческие мотивы: лепреконы, герои ирландских сказок, владеющие спрятанным в горшках золотом. Ирландские легенды гласят, что лепреконы населяли остров еще до прихода туда кельтов. Их традиционное ремесло – пошив и ремонт обуви, они носят шляпу и кожаный фартук. Поэтому их еще называют башмачниками. Если удачливый искатель сокровищ поймает лепрекона, то это существо должно рассказать ему, где спрятаны сокровища.

Впрочем, если вы вдруг поймаете башмачника, то помните, что доверять ему полностью нельзя: они очень хитрые и могут легко обмануть доверчивого искателя сокровищ. Лепреконы вошли в празднование Дня святого Патрика совсем недавно. Компаниям, которые продают открытки к празднику, требовался симпатичный нарисованный персонаж, чтобы привлечь внимание покупателей. Суровый, хотя и добрый проповедник святой Патрик не совсем подходил для этой роли.

Одна из самых красивых легенд о святом Патрике связана с изгнанием им из Ирландии всех змей. На самом деле, это не стоит воспринимать буквально. У древних кельтов был бог плодородия Сернуннос, изображавшийся в виде змеи. Патрик "запретил" "змеиного" бога, а не изгнал настоящих змей, поскольку змей в Ирландии никогда не было.

Возвращаясь в Монреаль, отметим, что здесь много достопримечательностей, памятных мест, связанных с ирландцами. Ирландских историй и легенд наберется на целую книгу. Поведаем вам две из них.

В Монреале есть особое место, где можно постоять на подлинной ирландской земле! В 1893 году Патрик Джон Рафферти привез со своей родины 200 тонн (!) земли и сбросил ее позади своего монреальского дома на улице Нотр-Дам-Ист (район Ошлага). Добряк Рафферти поделился ирландской землей с соседом Денисом Мерне. Мерне завещал похоронить его в ирландской земле. На кладбище Нотр-Дам-де-Неж его могила (лот N 316 секция Н) - это маленький клочок земли, привезенной из Ирландии.

И все же самым ирландским местом города является скромный монумент у въезда на мост Виктория. "Ирландский камень" - наиболее простой из монументов в Монреале, но и наиболее впечатляющий. Эта глыба стоит на страже останков ирландских иммигрантов, похороненных под ней и поблизости. Каждый проезжающий по улице Бридж, может остановиться и подойти к этому камню, на котором золотыми буквами написаны следующие слова:

Охраняйте от осквернения
Останки 6000 иммигрантов,
которые умерли от корабельной лихорадки
в 1847 - 48 годах
Этот камень
воздвигнут рабочими
Пето, Брасси и Беттс,
занятыми на строительстве
моста Виктория
1859 год

Это случилось неожиданно. Группа рабочих, которая рыла котлован у берега, там, где сейчас начинаются пролеты моста Виктория, наткнулась на массовые захоронения людей. Сильно разволновавшись, строители прекратили работы и вызвали управляющего. Когда, спустя несколько дней, они узнали причину столь массовых захоронений, порыв у всех был единым. Рабочие стали бережно выносить останки людей на более высокое место, недоступное для размыва речному потоку.

Каждый день из уст в уста передавались новые печальные подробности о том, как десятью годами ранее умирали в этом месте приезжающие в Монреаль иммигранты из Европы. Смахивая скупые слезы, рабочие, многие из которых тоже были иммигрантами, собрали вместе останки тысяч людей. Так возникла братская могила, и достойным памятником над ней стала громадная природная глыба, которую с большим трудом, сдирая в кровь мозолистые ладони, удалось поднять с ложа реки.