Когда праздник святого луки. Святой Лука Крымский: молитва, в чем помогает, чудеса, мощи

11 июня (29 мая по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Понедельник 3-й седмицы по Пятидесятнице (то есть третьей недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Петров пост . Сегодня на трапезе благословляется пища с растительным маслом . В Русской Церкви совершается празднование в честь двух святынь и память восьми святых. Далее коротко расскажем о них.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский . Этот великий архипастырь и исповедник - один из самых известных и чтимых святых XX века . Блестящий хирург, получивший прекрасное образование в Киевском университете, в начале своего служения будущий святитель намеренно отправился в глубинку простым земским врачом. Претерпев многие скорби, в том числе смерть любимой жены, он не озлобился, но напротив, решил посвятить жизнь Богу. Священническое рукоположение, а затем - монашеский постриг и архиерейский сан святитель Лука получил в годы жесточайших антицерковных гонений, когда подобный выбор означал смертный приговор. Господь уберег святителя от гибели, но ему пришлось претерпеть немало мучений в тюрьмах, лагерях и ссылках.

Он никогда не отказывался от своего сана и даже когда в годы Великой Отечественной войны, освободившись из ссылки, стал главным хирургом Красноярского эвакогоспиталя, хирургические операции он всегда совершал с молитвой. Впоследствии за свои труды святитель-хирург был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а за свои научные труды удостоился Сталинской премии. Последние годы жизни святитель Лука провел в Крыму, где окормлял местную епархию в тяжелых условиях хрущевских гонений на Церковь. Скончался владыка в 1961 году . Его мощи, от которых известно немало случаев исцелений, находятся в Симферополе, а их частицы приносились для поклонения верующим и в Москву.

Встреча великой святыни: В Москву принесены мощи Святителя Луки Крымского

Преподобномученица Феодосия Константинопольская . Одна из сонма страдальцев за почитание святых икон, погибших от рук еретиков-иконоборцев в VIII веке . Монахиня Феодосия воспитывалась, а затем приняла постриг в Константинопольском монастыре, где прославилась кротостью, молитвенностью, а также тем, что тратила родительское наследство на написание образов святых.

В 730 году от Рождества Христова, когда лжепатриарх-иконоборец Анастасий совершил поругание над одной из икон Константинополя, святая вступилась в защиту святыни, за что была заключена в темницу, а затем, после долгих издевательств и мучений, убита.

Преподобномученица Феодосия Константинопольская. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Иоанн Устюжский, блаженный, Христа ради юродивый . Один из многих русских средневековых святых, добровольно взявших на себя подвиг юродства, мнимого безумия ради открытой проповеди Слова Божия и обличения пороков. Святой Иоанн был строгим постником и аскетом, практически не спал, проводил ночи в молитве. Еще при своей короткой, 18-летней, земной жизни прославился чудотворениями. Почил в 1494 году от Рождества Христова, после чего по молитвам этому святому также стали совершаться многочисленные чудеса. В том числе именно святой Иоанн помог русским войскам одолеть польско-литовских интервентов под городом Дмитровом в 1610 году .

Святые Прокопий и Иоанн Устюжские. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Иов, в схиме Иисус, Анзерский . Подвижник второй половины XVII - начала XVIII столетий . Времени, непростого для Русской Церкви, сначала раздираемой старообрядческим Расколом, а затем - лишенной патриаршества и подчиненной государству при Петре I. Одно время будущий святой был приближен к царю и даже состоял придворным духовником, но в 1701 году был оклеветан и сослан в Соловецкий монастырь. В обители, несмотря на пожилой возраст, отец Иов проявил себя неустанным тружеником и молитвенником. Монахи очень почитали батюшку, который в старости принял великую схиму (самую глубокую степень отречения от мира). Почил преподобный в 1720 году .

Перенесение мощей мученицы Феодосии Тирской . Речь идет о перенесении мощей одной из раннехристианских мучениц, пострадавших во времена гонений около 307/308 года от Рождества Христова. Святые останки страдалицы за Христа были перенесены в Константинополь, а затем в Венецию во времена, когда Западная Церковь еще не отдалилась от Православия.

Память Первого Вселенского Собора . Вселенские соборы - это важнейший институт принятия ключевых церковных решений в вопросах выработки православной догматики, то есть базовых основ христианского богословия. Только соборные решения, принятые церковной полнотой (с участием архиереев, низшего духовенства и простых мирян), могут считаться вероучительными. В истории Православной Церкви было 7 Вселенских соборов. Первый из них был созван равноапостольным императором Константином Великим в городе Никее в 325 году от Рождества Христова. Среди участников собора были такие великие святители, как Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. На этом соборе была осуждена арианская ересь, отвергающая единосущность Христа с Богом Отцом, соответственно, умалявшая Божественность Спасителя.

Также 11 июня совершается память двух святых, прославленных в сонме Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Протодиакона Иоанна Преображенского и Андрея Трофимова , священномученика и мученика, пострадавших в годы советских богоборческих гонений в 1938 году .

11 июня празднуется день нескольких чудотворных образов Пресвятой Богородицы - икон Божией Матери, именуемых «Споручница грешных», «Недремлющее Око», «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая стена» . Каждая из них, по молитвам перед этим образом к Небесной Владычице, известна своей помощью во многих проблемах и бедах. Их образные названия лишь символически показывают, что Богородице можно молиться и об умягчении злых сердец, и о сохранении невредимым жилища, и о многом другом.

Поздравляем православных христиан с днем этих святынь и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

Cвятитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, исповедник.

Дни памяти : 5 февраля(23 января) Новомуч.), 18(5) марта Обретение мощей свт. Луки, 11 июня (29 мая)

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля 1877 г. в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких. Отец его был ревностным католиком, часто ходил в костел и подолгу молился дома, но своих домашних не принуждал принимать католицизм. Мария Дмитриевна была по рождению православной, хотя в церковь не ходила, молилась дома. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Валентин был третьим из пятерых детей.

Родители его вскоре переехали в Киев, где он в 1896 году одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию в Киевское художественное училище. У юноши проявилось художественное дарование, наметилось и направление, проникнутое религиозной идеей. Валентин ходил по церквам и в Киево-Печерскую Лавру, делал много зарисовок богомольцев, за которые получил премию на выставке в училище. Он собирался поступить в Академию художеств, но желание приносить непосредственную пользу народу заставило его изменить свои планы.

Валентин Феликсович проучился год на юридическом факультете, затем перешел на медицинский факультет Киевского университета.

Он учится блестяще. «На третьем курсе, — пишет он в «Мемуарах», — произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии…»

В 1903 г. с отличием окончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть «мужицким», земским врачом, помогать бедным людям.

В январе 1904 г. во время войны с Японией, направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в г. Чите заведующим хирургического отделения госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли «святой сестрой» и женился на ней.

С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

Во время первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, забытое было за множеством научной работы, и он начал постоянно ходить в церковь.

В 1916 г. защитил в Москве диссертацию на тему: «Регионарная анестезия», получил степень доктора медицины. В 1917 г. получил по конкурсу место главного врача и хирурга Ташкентской больницы, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.

В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.

Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание.

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, ближе сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах.

7 февраля 1921 г. был рукоположен во диакона, 15 февраля — во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане он не перестает оперировать и читать лекции. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана.

Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. Епископ Иннокентий (Пустынский) покинул город, не передав никому кафедру. Тогда отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом Андреевым приняли управление епархией, объединили всех оставшихся верными священников и церковных старост и устроили с разрешения ГПУ съезд.

В мае 1923 г. принял монашество с именем в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник.

12 мая 1923 года хиротонисан тайно во епископа Ташкентского и Туркестанского в г. Пенджекенте епископом Болховским Даниилом и епископом Суздальским Василием. На хиротонии присутствовал ссыльный священник Валентин Свенцицкий.

10 июня 1923 года был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии». В августе его отправили в московское ГПУ.

В Москве владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией.

В Москве еп. Лука был снова арестован и помещен в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей. В Енисейске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали «живоцерковникам», и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать.

В марте 1924 года был вновь арестован и отправлен под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где он служит, проповедует и оперирует.

В январе 1925 года его высылают в Плахино — глухое место на Енисее за Полярным Кругом, в апреле переводят снова в Туруханск.

Все многочисленные церкви г. Енисейска, где он жил, так же, как и церкви областного города Красноярска, были захвачены обновленцами. Епископ Лука с тремя сопровождавшими его священниками совершал литургию в своей квартире, в зале, и даже рукополагал там священников, за сотни верст приезжавших к православному архиерею.

С ноября 1927 г. проживал в Красноярском крае, затем в городе Красноярске, где служил в местном храме и работал врачом в городской больнице.

6 мая 1930 года арестован по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск.

В 1931-1933 годах живет в Архангельске. В ноябре 1933 года владыка не принял предложение митрополита Сергия (Страгородского) занять свободную епископскую кафедру. Пробыв недолго в Крыму, владыка возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал.

Весной 1934 года посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи.

В этом же году, наконец, удается издать «Очерки гнойной хирургии».

13 декабря 1937 года — новый арест. В тюрьме владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 года по 1941 жил в селе Большая Мурта Красноярской области.

Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте — здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых.

В конце 1943 года переезжает в г. Тамбов. Хотя зрение его начало заметно ухудшаться, он ведет активную работу в эвакогоспиталях, выступает с докладами, читает лекции для врачей, учит их и словом и делом.

В январе 1944 г. назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Он продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей.

В конце 1943 года вышло второе издание «Очерки гнойной хирургии», переработанное и увеличенное почти вдвое, а в 1944 году — книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов».

Кроме трудов на медицинские темы, архиеп. Лука составил много проповедей и статей духовно-нравственного и патриотического содержания.

В 1945-1947 годах им закончена работа над эссе «Дух, душа и тело», начатая в начале 20-х годов.

В мае 1946 года назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В Симферополе он опубликовал три новые медицинские работы, но зрение его становилось все хуже. Левый глаз его уже давно не видел света, а в это время и на правом стала зреть катаракта, осложненная глаукомой.

В 1958 году архиепископ Лука совсем ослеп. Однако, как вспоминает протоиерей Евгений Воршевский, даже такой недуг не мешал владыке совершать богослужения. Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают, и диктовал свои работы и письма.

Информация взята с сайта PRAVMIR.RU (http://lib.pravmir.ru/library/author/225)

11 июня - день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского

С вятител ь Лука Войно-Ясенецкий , просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории.

Своим подвигом святитель показал, что есть «несение креста Христова».

Перед Великой отечественной войной в селе Большая Мурта под Красноярском появился странный ссыльный. Он устроился работать в местную больницу, и сразу стало понятно, что это очень хороший доктор. Но перед операцией – это медсестры видели своими глазами! – он широко крестился и йодом рисовал на месте разреза крест. Церкви в селе давно уже не было, и этот странный доктор уходил в соседний лесок, ставил там на пень икону и молился. По документам звали его Валентин Феликсович Ясенецкий, но рецепты он подписывал двойной подписью – с добавлением «епископ Лука». А через несколько месяцев после начала войны в село прилетел самолет, приземлился на поле за огородами и забрал доктора-епископа.

Доктор, которого прикомандировали к главному красноярскому госпиталю, вытащив из ссылки, и был святитель Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий.

Епископ Лука пошел по многострадальному и скорбному пути исповедничества и мученичества. Бескомпромиссное и ревностное служение Богу и людям, смиренное несение креста возвели его на высоту святости. Будучи в ссылке, он не оставлял своего врачебного долга, совмещая пастырскую и медицинскую деятельность, спасая души и тела людей.

Священник и врач, богослов, проповедник и автор «Очерков гнойной хирургии», которые до сих пор служат учебником для хирургов. Вскоре после Великой Отечественной войны он почти одновременно становится лауреатом Сталинской премии и обладателем самой высшей церковной награды – бриллиантового креста. Уникальный человек, всю жизнь отдавший служению людям, и, наконец, святой, который помогает верующим и после своей земной жизни – по вере и молитве. Как все это соединялось в одном человеке, как это было возможно?

Родился Святитель Лука 27 апреля 1877 года в Керчи. Он с детства обладал талантом к рисованию, увлекался философией и другими гуманитарными науками, но, в конце концов, решил окончить медицинский факультет. С юношеским максимализмом он считал, что сейчас важнее помогать людям и сразу же после окончания института уехал в деревню работать земским врачом.

Молодой доктор работает над диссертацией, делает серьезные научные открытия и ничто не предвещает, что он когда-либо станет священником. Но вот перед самой революцией Валентин Войно-Ясенецкий начинает писать книгу о гнойной хирургии. И однажды совершенно неожиданно у него возникает странная мысль, что когда он закончит этот труд, на титульном листе рядом с его фамилией появится слово «епископ».

Вскоре из-за болезни супруги ему приходится уехать в сухой и жаркий климат, в Ташкент. Начинается гражданская война, гонения на церковь, а он, наоборот, в церковь приходит. Посещает богослужения, выступает на собраниях верующих. Но ни о каком священстве, а тем более о сане епископа все также не думает.

Все происходит неожиданно для него самого. Однажды на епархиальном собрании он очень хорошо выступил. Он говорил о положении дел в епархии, о том, как жить верующему человеку в условиях безбожной советской власти. И после собрания правящий архиерей епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий, восторгаясь его выступлением, вдруг сказал: «Доктор, Вам нужно быть священником!». И ни минуты не размышляя, Валентин Войно-Ясенецкий, неожиданно для самого себя, вдруг сказал: «Хорошо, Владыко! Буду, если так Богу угодно!». Принимая сан в то время, он осознавал, что идет на страдания и вероятную смерть.И уже в следующее воскресенье в чужом подряснике он вышел к стоящему на кафедре собора архиерею и был посвящен сначала в иподиакона, а потом, во время литургии и в сан диакона. Еще через неделю его рукоположили в иерея, он стал священником.

А наутро в понедельник уважаемый хирург появился в больничном коридоре в необычном виде…

Как оказалось, бывает! Не обращая внимания на удивленные взгляды, Войно-Ясенецкий прошел в свой кабинет, снял церковное облачение, надел халат и стал готовиться к операции. Ассистенту, который обратился к нему по имени и отчеству, сказал – что Валентина Феликсовича больше нет. Теперь есть отец Валентин.

Коллеги недоумевали, студенты пытались устроить обструкцию профессору, коммунисты впрямую издевались. Войно-Ясенецкий не обращал внимания, но уж если вступал в дискуссии, то за словом в карман не лез.

В двадцать первом году чекисты решили устроить показательный суд над коллегами Войно-Ясенецкого. Ясенецкий выступил в их защиту. С научными аргументами, убедительно и весомо. Тогда начальник Ташкентского ЧК Яков Петерс задает, как ему думается, убийственный вопрос, который должен опустить противника в глазах зрителей…

Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

Отец Валентин тогда ответил, не задумываясь: «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?». Коллег Войно-Ясенецкого на тот момент оправдали, но чекисты впоследствии припомнили ему этот диалог.

А времена надвигались страшные. Разрушения храмов, аресты и расстрелы священников. Опасно было не то, что бы служить, – опасно было просто верить.

Но именно тогда священник Войно-Ясенецкий делает следующий шаг – он принимает сан епископа. И получает новое имя – в честь евангелиста Луки.

Это почти автоматически означало арест. От него требовали одного: отречься от веры, снять с себя сан и пожалуйста – работай, оперируй, живи, как советская элита. Он выбрал другое – тюрьмы, допросы, пытки и ссылки – в Енисейск, Архангельск, далекий Туруханск.

Работа в маленьких сельских больницах и служба в сохранившихся еще храмах. Суровые условия жизни, морозы, бедность, человеческие страдания.

Как ни странно, освобождение принесла война! Нужно было спасать огромное число раненых, и его уникальный опыт в гнойной хирургии стал жизненно необходим. И более того, он понадобился и как священник, как епископ! В тяжелое военное время Сталин вспомнил о церкви, о том, что она утешает и укрепляет, помогает пережить потери и дает силы. В стране открываются храмы, нужны священники и церковные иерархи, но почти все они уничтожены репрессиями. Войно-Ясенецкого назначают епископом Красноярским.

С утра он оперирует, осматривает раненых, консультирует. А потом – отправляется на службу, принимает по церковным делам.

После Красноярска его направили архиепископом в Тамбов, а после окончания войны – в Ялту. Везде он лечил и проповедовал, устраивал жизнь епархии и помогал людям. За научные медицинские труды ему была присуждена Сталинская премия.

Казалось, жизнь наладилась. Однако испытания его не закончились.

Он постепенно слепнет, не может уже заниматься врачебной деятельностью. В стране начинаются новые гонения на церковь, закрытие храмов и пропаганда атеизма. До самого конца своей нелегкой жизни он продолжает бороться – как с собственными недугами, так и с непростыми обстоятельствами жизни внешней. Борется за каждый храм в епархии, за каждую душу. Люди записывают его проповеди, передают друг другу простые тетрадки с записями.

Святитель Лука покинул этот мир 11 июня 1961 г. – в день празднования Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Надпись на могильном камне он придумал заранее. Она включала все, что ему было дорого. То, что он всю жизнь пытался соединить и все-таки соединил. «АРХИЕПИСКОП ЛУКА ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ, доктор медицинских наук, профессор хирургии. Лауреат».

Правда, прошло еще тридцать лет, прежде чем на очередном издании его «Очерков гнойной хирургии» к фамилии автора на обложке добавилось слово «епископ». Но это все-таки произошло, и, значит, все было правильно и верно.

В 1996 году были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 году архиепископ Лука Войно-Ясенецкий был причислен к лику святых как святитель и исповедник. И до сих пор он продолжает помогать тем, кто приходит к нему с молитвой о помощи и исцелении.

27 апреля 2017 года исполнилось 140 лет со дня рождения священноисповедника и чудотворца Луки (Войно-Ясенецкого).

Святого Луку чтят не только в России и странах бывшего Союза, но и в других странах, например — в Греции!
В монастыре Сагмата, который прославился в последнее время благодаря довольно большой частице мощей святителя Луки, есть его чудотворная икона, увешанная дарами от благодарных верующих, получивших помощь архиепископа-хирурга. Образ сей написан греческими иконописцами. На нем святой врач изображен с хирургическими инструментами в руках.

Чтобы поблагодарить святого за исцеление и другую его помощь, паломники со всей Греции приезжают в монастырь, где есть небольшой музей святителя. Там собраны его фотографии и личные вещи: архиерейская митра, части облачений, хирургические инструменты, научные труды и исследования, книги, картины, письма. Все оригинальные справки об исцелениях, документы, фотографии, портреты владыки Луки люди передают в музей святителя Луки. Среди экспонатов есть и справка об исцелении маленького пианиста Назара Стадниченко.

А началось все с того, что много лет назад греческий монах Нектарий купил в Крыму книгу протодиакона Василия Марущака «Святитель-хирург. Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)» и заказал ее перевод на греческий язык.

Потом он много путешествовал по тем местам, где некогда жил святитель. В Сибири больше всего греку запомнились Туруханск, Енисейск и Красноярск. Иногда спать приходилось в школах и других помещениях, ничего общего не имеющих с уютными гостиницами. В Красноярске отец Нектарий посетил школу № 10, в здании которой в годы Великой Отечественной войны был эвакогоспиталь № 1515 (ныне там создан музей святителя Луки). В городе есть памятник святому, а по Красноярской епархии курсирует поезд «Доктор Войно-Ясенецкий (св. Лука)».

А мы напоминаем вам, что у нас на сайте храма имеются и другие интересные материалы о святителе Луке (Войно-Ясенецком).

В Симферопольском Свято-Троицком монастыре прошли торжества, отмечаемые в День памяти Святого угодника Божиего Луки, просиявшего в сонме святых Церкви Христовой.

Накануне, 9 июня, в Свято-Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря, где в своё время была архиерейская кафедра архиепископа Симферопольского и Крымского Луки, а ныне покоятся его святые мощи, прошёл традиционный водосвятный молебен с акафистом «врачу благому и милостивому». По сложившейся многолетней традиции был совершен чин освящения халатов, который совершил по благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского клирик собора протоиерей Павел Морозенко.

Протоиерей Павел поздравил врачей, присутствующих на службе и передал им слова поздравлений от Правящего Архиерея, в которых Владыка благодарил медицинских работников, вступивших на путь освященный стопами Святителя Луки, всех, кто соединил жертвенное служение врача с глубокой Православной верой: « Поистине, лечение болезней, забота о приходящих к вам людях дело нелегкое, но благое. Поэтом ныне, я хотел бы еще раз призвать всех вас, дорогие труженики медицины, быть терпеливыми и сострадательными. Отрадно, что уже на протяжении нескольких лет у нас с вами существует благочестивая традиция освящения медицинских халатов у чудотворных молей Владыки Луки. Как же это важно и значимо! Ведь медицинский халат не просто рабочая одежда. Это постоянное напоминание о большой ответственности, которую несет врач перед Богом и пациентом. Из Священного Писания мы знаем, что белые одежды – символ Спасителя. Этот цвет и по сей день употребляется в Православном Богослужении. Это цвет божественной чистоты, символ спасения и высокого доверия. Таким образом, белый халат врача – символ помогающего в беде. Люди в белых халатах – это борцы за жизнь человеческую, а честь халата, – это все равно, что честь мундира! И примером этого является величайший святой нашего времени, молитвенник и чудотворец Крымския земли Святитель Лука, который приходя в больницу в подряснике, поверх всегда надевал белый медицинский халат. И честь своего облачения он всегда держал высоко. В этот праздничный день всех вас, дорогие и многоуважаемые наши врачи, побуждаю носить освященные медицинские белые халаты с их должным символическим значением».

11 июня, в День памяти Святителя Луки, Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь совершил Божественную литургию в сослужении Высокопреосвященнейшего Платона, митрополита Феодосийского и Керченского,

Высокопреосвященнейшего Нектария, митрополита Арголидского и Навплийского, Высокопреосвященнейшего Каллиника, митрополита Артского и Высокопреосвященнейшнго Тимофея, митрополита Фессалиотидский и Фанариоферсальский и Высокопреосвященнейший Алипия,архиепископа Джанкойского и Раздольненского. За богослужением молилось крымское духовенство, греческие священнослужители, многочисленные верующие и паломники, прибывшие в этот день в Симферополь, чтобы почтить память Святителя. По окончании богослужения Владыка Лазарь обратился к присутствующим в соборе с Архипастырским словом, в котором призвал свою паству, паломников и всех прихожан святой обители к совместной молитве и духовному подвигу:

«Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с днем памяти Святителя Луки, Архиепископа Симферопольского и Крымского. Одного из величайших святых Церкви Христовой,великого угодника Божьего,молитвенника и чудотворца,к которому мы притекаем с горячей верой и надеждой. Воистину, богата наша крымская земля святынями. Много здесь просияло и дивных светильников веры. Однако, имя Владыки Луки светит в этом сонме особенно ярко. Его знают и чтут не только в благословенной Тавриде,но и далеко за ее пределами. Во всем мире! И это неспроста, так как Святитель в своей многотрудной,исполненной скорбей и лишений жизни, был живым храмом Духа Святого,подлинным светильником духовности и правды Божией,образцом любви к Богу и ближнему. Здесь он родился,возглавлял архиерейскую кафедру. На этом полуострове Архиепископ Лука завершил свой земной путь,а спустя четверть века состоялась его канонизация.

И ныне, в этой дивной обители мы имеем счастье каждодневно возносить молитвы у его нетленных мощей,просить угодника Божия об исцелении ран душевних и телесных,исцелении от скорбей, печалей и горестей, которыми мы наполняем себя в этом мире.Поистине, это был избранный благоуханный сосуд Святой Троицы! Никогда в своей жизни святой исповедник не искал своего. Уже в ранние годы он ощутил в себе неодолимую потребность служить бедным и страждущим людям,всеми силами облегчать их страдания. И этот незыблемый принцип определил весь последующий путь дивного архиерея Божия и всемирного светила медицинской науки,открывшего миру новые горизонты в лечении многих тяжелейших заболеваний.Неизмеримо высокая лепта внесена Святителем и в возрождение духовно-нравственной жизни общества.Каждого из нас призывает он к исполнению заповедей Господних,к каждому обращены его слова о том, что именно «духовность есть высшее достижение человеческой души». Дорогие братья и сестры! Владыка Лука это наш небесный заступник и хода тай,духовный пример исполнения евангельских истин,ориентир в нашей сегодняшней жизни. Поэтому в этот праздничный день помолимся ему,чтобы по его молитвам Господь ниспослал всем нам: смирения, кротости и любви.Когда мы достигнем этих великих добродетелей,то тогда станем истинными последователями Христа,и в нашей жизни исполнятся слова Господни. «Тако да просветится свет ваш пред человеки. Яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесах»(Мф.5,16).Святителю отче наш Луко, моли Бога спастися душам нашим!»