Кем по профессии была мать тереза. Мать тереза будет причислена к лику святых. фото. Плоды молитв и милосердия

О чем мечтают многие? Об известности и достатке, о том, чтобы прожить яркую интересную жизнь, о том, чтобы машина была не хуже, чем у соседа... Она мечтала о том, чтобы служить бедным, чтобы накормить голодных и успокоить страждущих. Жизнь матери Терезы просто удивительна и неповторима. Такие, как она, рождаются один раз в тысячу лет. Память о ней будет жить еще очень долго, ее добрые дела продолжают последователи, во всем мире действуют ее приюты и больницы для нищих. Кто такая

Биография. Начало пути

В Македонии, в городе Скопье, 26 августа 1910 года в албанской семье родилась девочка Агнес. Ее отец Никола и мать Дранфиле были католиками. Глубоко набожные, они регулярно посещали церковь, много времени уделяли молитвам и благотворительности.

Отец Агнес погиб при невыясненных обстоятельствах в 1919 году. Мать осталась с тремя детьми на руках. Привыкшей к обеспеченности осиротевшей семье сначала приходилось трудно. Но Дранфиле не отчаялась. Она стала зарабатывать шитьем и вышивкой на пропитание, и не только вела с детьми безбедную жизнь, но и продолжала помогать бедным.

Агнесса Гонджа Бояджи была симпатичной, послушной и умненькой девочкой. Помогала маме, пела в церковном хоре, сочиняла стихи. Но уже с 12 лет знала, что хочет посвятить свою жизнь Богу. В 17 лет она попросила благословения у матери стать монашкой. Дранфиле испытала настоящий шок. Она осознавала, что больше никогда не увидит Агнесс, и всем сердцем не желала этой разлуки. Однако после ночи, проведенной в раздумьях и молитвах, все-таки пошла навстречу дочери и благословила ее на святые дела.

26 сентября 1928 года в путь через Индийский океан в Калькутту в Лоретто отправилась уже не Агнесса, а мать Тереза. Краткая биография не способна охватить всю гигантскую мощь ее деяний, ее неисчерпаемого милосердия и безоговорочной веры в Иисуса.

Служение

Достигнув обители ордена Лорето, сестра Тереза стала учительницей. Она преподавала детям уроки истории и природоведения, занималась с отстающими, много молилась. Она пела в церковном хоре, заслужила уважение и почет, заняла пост директора одной из школ. Так продолжалось целых 16 лет. А потом монахиня добилась одобрения Рима стать вольной миссионеркой и 16 августа 1948 года покинула орден.

Она ни в чем не знала нужды, легко справлялась с обязанностями, была довольна жизнью и вдруг решила все бросить. Почему так поступила мать Тереза? Краткая биография ее свидетельствует, что только к велению души прислушивалась монахиня, пожелавшая без остатка посвятить свою жизнь Богу - "Королю всего мира".

Кто такая мать Тереза

Это монахиня, которая, последовав велению сердца, отказалась от удобств и покоя жизни в общине, вместо этого купила дешевое белое сари и шагнула в трущобы Калькутты.

Тут ее ждал кошмар - зловонные грязные улицы, голодные нищие, гниющие тела, безнадежность умирающих, выброшенные на улицу оборванные дети и прочие ужасы. Первое впечатление повергло монахиню в шок, со слезами убежала она в свою обитель и обратила свой взор к Богу. Молитва матери Терезы была бесхитростной. Она просила у Всевышнего сил исполнить то, для чего Он ее предназначил. Бог ответил на горячее искреннее воззвание. Сердце монахини наполнилось решимостью, мужеством и горячей любовью ко всем обездоленным и забытым. В них она увидела Христа, буквально исполняя заветы Библии.

Вернувшись на улицу, миссионерка стала помогать бедным. Она выхлопотала у местных властей большой дом, который раньше был хлевом, вычистила его до блеска и стала приносить туда умирающих с улиц. Наркоманы, больные раком и СПИДом, прокаженные - все получили уход, приют и питание в свои последние дни. Выброшенные в мусорные ящики младенцы и никому не нужные старики также обретали здесь дом.

Мать Тереза вставала в 4 утра, готовила еду на сотни нуждающихся, обмывала, стирала, чистила. Всю эту тяжелую и монотонную работу она делала с улыбкой и безграничным терпением. Вскоре, вдохновленные ее примером, к миссионерке стали присоединяться другие монахини. Помощницы также видели свое призвание в служении беднейшим из бедных во имя Христа.

Кто такая мать Тереза? "Я - карандаш в руках Господа," - отвечала она на этот вопрос.

Плоды милосердия

За годы неустанных трудов Орден миссионерок милосердия разросся. В 1965 году он насчитывал 300 сестер, сегодня - несколько тысяч. Больницы, приюты, школы открыты по всему миру. Мать Тереза часто ездила в планеты, призывала к миру, выступала против абортов, осуждала феминисток и ни под каким предлогом не принимала сексуальные меньшинства, считая их отвратительным грехопадением, а СПИД называла карой небесной за гомосексуальные связи.

Кто такая мать Тереза? Это женщина, которая самым великим чувством назвала любовь. За свою благотворительную деятельность она получила несколько международных наград, в том числе Нобелевскую премию.

Она учила, что надо всегда проявлять доброту, терпимость и понимание, что в сердце не должно быть места мести и ненависти, что только вера и любовь могут спасти мир.

После смерти - 5 сентября 1997 года - ее причислили к лику святых. Дело ее живет и ширится. Миллионы последователей, восхищавшихся духовностью этой маленькой женщины, приняли у нее эстафету милосердия.

Католическая монахиня мать Тереза Калькуттская (в миру — Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в Османской империи (ныне - территория Македонии) в городе Ускюб (ныне - Скопье). Сама мать Тереза считала днем своего рождения день крещения — 27 августа. Она была младшим ребенком в семье Николы Бояджиу — совладельца преуспевающей строительной компании и активного деятеля албанского освободительного движения.

Агнес с детства была очень религиозной, вместе с сестрами пела в церковном хоре, проводила много времени в ордене Святой Девы Марии.

В сентябре 1928 года после окончания средней школы, движимая желанием стать миссионером, уехала в Дублин (Ирландия) и присоединилась к монашескому ордену сестер Лорето. Там она получила имя сестра Мэри Тереза в честь святой монахини-кармелитки Терезы из Лизье.

В декабре 1928 года Тереза отправилась в Индию и в январе 1929 года прибыла в отделение ордена сестер Лорето в пригороде Калькутты.

Монахиня являлась почетным гражданином Загреба (1990) и США (1996). По инициативе итальянских детей она стала также Кавалером Ордена Улыбки (1996).

В 1997 году мать Тереза была награждена высшей гражданской наградой США — Золотой медалью Конгресса.

13 марта 1997 года мать Тереза по состоянию здоровья сложила с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. Ее преемницей стала сестра Нирмала.

К 1997 году орден сестер милосердия насчитывал почти 4 тысячи послушниц, были созданы 610 отделений ордена в 123 странах мира. В школах при миссиях ордена обучалось около 20 тысяч детей.

Мать Тереза в Калькутте в штаб-квартире своего ордена от сердечного приступа.

Менее чем через два года после ее смерти по инициативе папы Иоанна Павла II началась процедура канонизации монахини. В 2002 году Ватикан официально признал совершенное матерью Терезой чудо — излечение от рака 30-летней женщины-мусульманки.

19 октября 2003 год мать Тереза была беатифицирована (причислена к лику блаженных) Католической Церковью. В Албании этот день является праздничным.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Мать Тереза будет причислена к лику святых. ФОТО

"Легко любить дальних, но не так-то легко полюбить ближних" ()

Папа Римский Франциск признал чудом исцеление Матерью Терезой бразильца от опухоли головного мозга. Поэтому в 2016 году она будет причислена к лику католических святых.

В 2016 году Мать Терезу, посвятившую свою жизнь помощи бедным и больным, причислят к лику католических святых.

Предположительно церемония канонизации пройдет в сентябре в Италии или в Индии.

Причисление монахини к лику святых стало возможным после того, как Папа Римский Франциск признал чудом исцеление бразильца, у которого было несколько опухолей головного мозга. Личность этого человека не раскрывают. Сообщается лишь, что в 2008 году он неожиданно вылечился после того, как его священник помолился Матери Терезе.

Мать Тереза Калькуттская (настоящее имя Аньэза (Агнес) Гондже Бояджиу (алб. Anjezë Gonxhe Bojaxhiu, арум. Agnesa (Antigona) Gongea Boiagi) родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье в семье албанки Дранфиле и арумына (влахa) Никола, оба родителя были католиками.

У неё была сестра Агата и брат Лазарь. Семья была весьма обеспеченной. Дранфиле много времени посвящала молитве и богослужениям, а также делам милосердия. Бедных радушно принимали в семье Бояджиу, кроме того Дранфиле с детьми посещала несколько бедных семей.

Никола умер при невыясненных обстоятельствах в 1919 г. Дранфиле осталась с тремя детьми, зарабатывала на жизнь шитьём, вышивкой и разной другой работой. Позже она взяла к себе шестерых сирот.

Гонджа с 12 лет стала мечтать о монашеском служении и о том, чтобы поехать в Индию и заботиться там о бедных.

Мать Тереза в молодости

В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.

Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

Согласно некоторым источникам, в частном порядке Мать Тереза переживала сомнения и борьбу по поводу своих религиозных убеждений, которые продолжались на протяжении почти пятидесяти лет, вплоть до самой её смерти, в течение которых "она не ощущала присутствия Бога вообще, ни в сердце, ни в причастии" как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком (Brian Kolodiejchuk). Мать Тереза испытывала глубокие сомнения в существовании Бога и боль из-за отсутствия в ней веры.

В Риме в 1983 году во время визита к папе римскому Иоанну Павлу II у Матери Терезы случился сердечный приступ. После второго приступа в 1989 году ей вживили искусственный кардиостимулятор. В 1991 году после сражения с пневмонией в Мексике она страдала от дальнейших проблем с сердцем. Мать Тереза предложила отказаться от своего положения в качестве главы Ордена милосердия. Но монахини ордена на тайном голосовании проголосовали против.

В апреле 1996 года мать Тереза упала и сломала ключицу. В августе того же года она заболела малярией, а также страдала недостаточностью левого желудочка сердца. Она перенесла операцию на сердце, но было ясно, что её здоровье ухудшается. Когда Мать Тереза заболела, она приняла решение, что будет лечиться в хорошо оборудованной больнице в Калифорнии, а не в одной из своих клиник. Архиепископ Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза, говорит, что когда мать Тереза впервые была госпитализирована с сердечными проблемами, он приказал священнику выполнять над ней с её разрешения обряд экзорцизма, потому как считал, что она может быть под угрозой со стороны дьявола.

13 марта 1997 года Мать Тереза сложила с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. Она умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте. На момент её смерти было более 4000 миссионеров ордена Матери Терезы, работающих в 610 представительствах в 123 странах.

В 2002 году церковь признала чудом исцеление жительницы Индии с опухолью в брюшной полости, к которой прикладывали медальон с изображением матери Терезы. Однако лечащий врач больной настаивал на том, что ее вылечили медицинскими препаратами и у нее была не злокачественная опухоль, а киста.

В октябре 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) Католической Церковью - это первое необходимое условие на пути к канонизации.

Мать Тереза – католическая монахиня, известная своим милосердием по отношению к нуждающимся в помощи людям.

В XXI веке женщина была причислена к лику блаженных и святых. Биография матери Терезы (настоящее имя – Агне́с Го́ндже Бояджи́у) полна удивительных историй: многие люди боготворили монахиню, однако были и такие, кто обвинял ее во лжи. Некоторые факты из жизни святой до сих пор скрыты для нас завесой тайны, что вызывает повышенный интерес к личности великой женщины.

Краткая биография

Будущая всемирно известная святая родилась в Македонии. Дата ее рождения – 26 августа 1910 года. Судьба девочки была предопределена еще в детстве: ее родители почти все свое время посвящали служению Богу. Мать Дранфиле и отец Никола воспитывали детей согласно религиозным канонам и приучали их помогать нуждающимся: бедных людей радушно принимали в доме семьи Бояджиу.

Когда девочке исполняется 9 лет, ее отец погибает во время нападения на их деревню. Дранфиле продолжает воспитывать детей одна. Несмотря на материальные трудности и большую загруженность работой, женщина в дальнейшем взяла в своей дом шестерых детей-сирот. Дочь всегда восхищалась делами своих родителей, их добрые поступки вдохновляли ее, поэтому с 12 лет она начала мечтать о церковной стезе.

В 18 лет Агнес едет в Ирландию и вступает в монашеский орден. Уже в 21 год она принимает постриг. Агнес была вдохновлена служением монахини Терезы из Лизье, поэтому взяла себе имя в ее честь. Вступив на путь служения Господу, девушка отправляется в Калькутту обучать учениц женской школы Святой Марии.

Тереза в молодости начинает проявлять активную жизненную позицию и оказывать поддержку нуждающимся, одновременно собирая вокруг себя единомышленников. В 1948 году, в возрасте 38 лет, монахиня создает общину, название которой известно и по сей день – «Сестры миссионерки любви».

Служительницы создавали условия для развития и комфортной жизни детей: они строили школы и приюты. Больницы этого сообщества принимали любого человека, не обращая внимания на его религию и национальность. Уже через 18 лет община раздвигает свои границы, отделения начинают открываться в других странах. В настоящий момент около полумиллиона филиалов общины работает по всему миру.

С 1984 года у матери Терезы начались серьезные проблемы со здоровьем. Она пережила несколько сердечных приступов, переболела пневмонией, малярией. В 90-е годы современная медицина пыталась спасти здоровье монахини. Она проходила лечение в Калифорнии, помимо традиционных методов над ней проводился ряд обрядов для изгнания дьявола, которые в итоге не возымели эффекта. Архиепископ из Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза считал, что ухудшение самочувствия могло быть связано с вселением в тело Терезы злого духа.

В марте 1997 года мать Тереза поняла, что больше не может выполнять обязанности руководителя ордена, поэтому покинула свой пост. В первый день осени умерла при трагических обстоятельствах английская принцесса Диана. Монахиня была опечалена произошедшим и пообещала произнести молитву за упокой ее души 6 сентября, однако 5-го числа сердце матери Терезы остановилось и она не успела реализовать задуманное.

Похороны святой были масштабными. Смерть всеобщей любимицы вызвала шок, в Индии был объявлен траур. Проститься с матерью Терезой можно было в течение 7 дней: прозрачный гроб из стекла с ее телом находился в соборе Святого Томаса. К нему приходили как простые люди, так и известные актеры и политические деятели. Похоронена монахиня во дворе штаб-квартиры своего ордена.

Учение монахини

Мать Тереза Калькуттская говорила, что человек должен относиться к людям так же, как и к Господу. Именно это позволит ему выразить любовь к Всевышнему и жить в гармонии. Монахиня создала правила, которые позволяли бы человеку поступать правильно, – их назвали «10 заповедей матери Терезы».

Сама монахиня жила, беспрекословно следуя своим канонам. Заповеди матери Терезы просты для понимания и очень похожи на современные нормы морали, которые нам прививают с детства родители. Святая призывала воспитывать в себе такие качества, как:

  • Прощение.
  • Доброта.
  • Целеустремленность.
  • Откровенность.
  • Упорство.
  • Умение радоваться каждому дню.
  • Умение дарить добро окружающим.
  • Щедрость.
  • Следование своей миссии.
  • Служение Господу.

Тереза рекомендовала каждому человеку перестать думать о том, чего у него нет. По ее мнению, мы тратим слишком много времени на размышления о будущем и о материальных благах. Это забирает нашу энергию и ощущение счастья. Для того чтобы чувствовать радость жизни, необходимо помогать нуждающимся – именно в этом предназначение человека. Мир начинается с наших поступков – вот что она пыталась доказать своими делами и речами.

Немаловажно и то, что мать Тереза удостоена престижной награды, ей была присвоена Нобелевская премия мира – награда, которая дается за вклад в укрепление мира. 11 декабря 1979 года монахиня прочитала свою лекцию, традиционную при получении этой награды. В первую очередь она поблагодарила Господа за свершившееся, а также рассказала слушателям о ценностях жизни и преимуществах служения нуждающимся.

Критика монахини

Несмотря на то что для большинства людей несомненным авторитетом является мать Тереза, биография ее полна и провокационных, сомнительных фактов. Зачастую общественность критиковала монахиню, обвиняла ее в связи с преступниками и в краже доходов ордена. Однако по сей день данные факты до конца не доказаны, и правда о матери Терезе остается неясной.

Многие авторы утверждают, что мать Тереза входила в круг общения диктаторов и мошенников. В числе ее знакомых были Жан-Клод и Мишель Дювалье – правители Гаити, которые разграбили страну. Удивительно, но монахиня называла их поведение достойным – подобное положение дел было благоприятным для бедных слоев населения.

Другом Терезы также был Чарльз Киттинг, известный своим судебным скандалом. Его обвиняли в рэкете и мошенничестве, в то время как он выступал как борец с порнографией. Известно, что огромные суммы денег хранились на счетах мужчины, откуда часто поступали переводы на счет Терезы.

Когда Чарльза посадили в тюрьму, монахиня написала письмо с прошением о его освобождении, однако это не возымело действия на прокурора. В ответ он потребовал вернуть деньги, что были нечестным путем получены от обманутых людей и направлены в ее фонд. На это письмо мать Тереза никак не отреагировала.

Считается, что мать Тереза была аполитична, однако это не так. Она придерживалась правых политических взглядов и выступала за запрет абортов, разводов и контрацепции. Монахиня называла СПИД справедливым наказанием за разгульную сексуальную жизнь — такая мысль была ей навеяна современными для того времени политическими взглядами. Начинают появляться первые критические замечания в адрес монахини.

Многие авторы также отмечают несоответствие сумм, которые жертвовались в фонд, и качества помощи, которую предоставляли клиники Терезы. Иглы в шприцах могли использовать несколько раз, промывая их водой между применениями. Умирающим от тяжелых заболеваний зачастую предлагали только аспирин. В клиниках не было современного оборудования, поэтому пациенты часто умирали, не получив помощи.

Низкое качество оказываемых услуг подтверждает и поступок самой монахини – заболев, она выбирает для госпитализации современную клинику, а не свою больницу. Сама Тереза часто отмечала, что страдания необходимы человеку, они делают его лучше. Возможно, именно поэтому она не стремилась улучшить свои больницы.

Критике также подвергается тайное крещение в католическую веру умирающих людей в клиниках Терезы. Мусульмане и индуисты, находясь в тяжелом состоянии, принимали новую веру, даже не осознавая полностью происходящего. Таким образом монахиня насильно обращала людей в свою религию.

В подобных поступках обвиняли мать Терезу, разоблачение ее, однако, никогда не было открытым и массовым. Защитники Терезы объясняли происхождение подобных слухов завистью и злыми сердцами людей.

Краткая биография позволяет осветить лишь некоторые факты из жизни монахини. Более подробную информацию можно узнать в Википедии либо прочесть книги самой матери Терезы. Автор: Екатерина Липатова

«Тайные дневники и искушения»

«Моя улыбка — большой покров, за которым скрывается масса боли».

Мать Тереза

В своих «Дневниках» мать Тереза из Калькутты рассказывает, что и она, подобно Святой Терезе Авильской, пережила «темную ночь души». Душой матери Терезы хотел завладеть хозяин ада, и ей пришлось пройти обряд изгнания бесов.

Господь и дьявол вели спор за обладание душой матери Терезы, словно это было настоящее богатство. Сатана искушал ее всеми мыслимыми и немыслимыми способами, ему даже удалось овладеть душой монахини. Но, после обряда изгнания, Князь Тьмы оставил свою пленницу во имя Иисуса Христа. И Господь вознаградил мать Терезу из Калькутты многими дарами, она снискала милость Божию и преисполнилась благодати.

Иисус часто являлся матери Терезе, и она разговаривала с ним. Тереза даже стала святым мистиком, и, подобно Святой Терезе Авильской (Santa Teresa) и Сан Хуану де ла Крус (San Juan de la Cruz), пережила «темную ночь души», то есть усомнилась в существовании Бога. А, согласно доктрине католической церкви, подобные искушения являются необходимым условием для достижения высшей степени святости.

Об искушениях матери Терезы рассказывает канадский священник Брайан Колодейчук (Brian Kolodiejchuk). Этот священник, занимающийся вопросами беатификации святой из Калькутты, получил доступ к личному дневнику, письмам и документам матери Терезы, о существовании которых до сих пор ничего не было известно. Многие из только что обнаруженных документов оказались достаточно откровенными.

Год 1959 от Рождества Христова. Мать Тереза пишет письмо своему духовному наставнику: «Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог может не быть Богом. Возможно, его нет», — читаем мы в письме.

«Здесь мы становимся свидетелями испытания, через которое проходят все великие мистики и духовные наставники», — поясняет секретарь Ватиканской коллегии по беатификации святых монсеньер Новак (Nowak). «Этот период еще называют ночью души или чувств — это особые периоды духовной жизни, когда человек считает, что Господь покинул его, удалился».

Согласно утверждению специалистов, все великие святые подвергались двум видам искушений. Первые — это искушения дьявольские, когда Сатана не позволяет человеку спать или вести нормальный образ жизни. Второй тип искушений — это искушения духовные, цель их — уничтожить веру, зародив сомнения в существовании самого Бога. Мать Тереза не смыкала глаз несколько лет подряд и, судя по приведенному выше отрывку из ее письма, даже начала сомневаться в существовании Господа.

Во время рассмотрения Ватиканской коллегией дела о беатификации матери Терезы, высокая комиссия узнала не только о ее духовных страданиях. Колодейчуку удалось узнать, что преданность Богу святой из Калькутты была абсолютной, сколько она сама себя помнит: «В пять с половиной лет, когда Господь впервые пришел ко мне, Сердце Христово стало моей первой любовью», — пишет она в своем дневнике. Тринадцать лет спустя, когда Терезе исполнилось 18, она, еще не будучи послушницей, призналась: «Я хочу принадлежать Иисусу полностью, и принадлежать только ему одному. Я готова отдать за Него все, даже жизнь свою. Я горю желанием любить его так, как никто прежде его не любил».

Ее союз с Господом был настолько близким, что Он являлся Терезе и говорил с ней. В католической церкви подобная практика носит название «видений». Мать Терезу посещали самые различные видения, она даже описывала некоторые из них в своем дневнике: «Передо мной стояла огромная толпа нищих и детей. Их руки тянулись ко мне. Люди кричали: „Приди, приди к нам, спаси нас, приведи к нам Иисуса“».

В обширном послании, которое духовный наставник матери Терезы, иезуит Селест Ван Эксем (Celeste Van Exem), переслал Фердинанду Перье (Ferdinand Perier), бывшему в то время архиепископом Калькутты, она в деталях рассказывает о своих беседах с Богом.

Был сентябрь 1946 года. Господь просил Терезу покинуть общину, где она жила в мире и покое, и отправиться на поиски беднейших среди бедных. Она сопротивлялась. Вот один из фрагментов диалога между Господом и матерью Терезой, в том виде, в котором его излагает сама монахиня:

— Отец Наш, как могу я оставить все, что было мне дорого и стать всеобщим посмешищем, особенно посмешищем людей религиозных, свободно избрать и приобщиться к такой тяжелой жизни, которую ведут индусы, к одиночеству, бесчестью, неуверенности?

— Ты отказываешься? Я отдал свою жизнь за тебя на кресте. Мне нужны эти монахини в Индии, жертвы моей любви, которые смогли бы стать Марфой и Марией, и были бы настолько близки друг к другу, что смогли бы посеять в душах зерна любви ко мне. Мне нужны свободные сестры, окутанные моей Христовой бедностью. И ты отказываешься это сделать для меня?

— Любовь моя, Иисус мой, не проси меня о том, что мне не по силам. Я недостойна этой милости. Я грешна, слаба. Найди себе другую, более достойную и щедрую душу, чем моя.

— Ты стала моей невестой из любви ко мне. Ты приехала в Индию из любви ко мне. И сейчас тебе страшно сделать ради меня, твоего Супруга, ради спасения душ, еще один шаг? Твое великодушие остывает? Для тебя я иду лишь вторым? Оденься в простые одежды индийских женщин. Твое сари будет свято, потому как станет моим символом.

— Освети мне путь. Не дай мне обмануться. Если именно ты хочешь этого, подай мне знак. Мне очень страшно. Мне страшно жить подобно индусам: одевать их одежды, есть их пищу, спать, как спят они, жить вместе с ними.

— Ты всегда говорила: «Делай со мной все, что пожелаешь». И сейчас я хочу действовать. Позволь мне сделать это, моя малышка, моя маленькая жена. Не бойся. Я всегда буду рядом.

— Иисус, мой Иисус, я лишь твоя. Делай со мной все, что пожелаешь, как ты того пожелаешь и так долго, насколько ты пожелаешь. Я люблю тебя не за то, что ты даешь мне, а за то, что берешь.

— Малышка моя, мне нужны души. Принеси мне души бедных детишек с улицы, больных, умирающих. Есть много моих слуг, которые заботятся о душах богатых и обогретых. Но для моих любимых детей, для нищих — нет никого. Принеси веру в меня в те дыры, где живут самые бедные.

Спустя два года, получив это и другие письма с описанием видений, архиепископ Перье призвал мать Терезу и сказал ей: «Можешь идти по своему пути». Тереза надела сари и в первый раз вышла на улицу, в те поселения, где жили одни нищие; так начался ее путь, пройдя по которому она превратилась в ангела калькуттских бедняков.

И на тот случай, если мистических видений Терезы будет недостаточно для причисления к лику святых, у Ватикана есть пример чудодейственного исцеления. Молодая индианка Моника Бесра (Monica Besra) утверждает, что, благодаря изображению монахини, она избавилась от опухоли (хотя и доктора, и муж этой женщины уверены, что выздоровление стало результатом хирургического вмешательства).

Но, если не подойдет это чудодейственное исцеление, найдется другое. Чудеса, сотворенные матерью Терезой, проливаются над Ватиканом настоящим дождем. А Иоанн Павел II (Juan Pablo) не хочет умирать, не приобщив к лику святых свою возлюбленную монахиню.

«Тайный дневник матери Терезы» — под таким титулом были обнародованы откровения праведницы в журнале «Time». Среди незнакомых ранее широким кругам записей встречаются те, в которых она сомневается не только в своей богоизбранности, но и в вере. «Все внутри меня холодно, как лед», «Небеса закрыты», «У меня нет веры», — это лишь некоторые цитаты. Или уж совсем ересь: «Мне говорят, что Бог любит меня, но темная, холодная и пустая реальность настолько сильна, что ничто не трогает мою душу».

Впрочем, «Тайный дневник» на самом деле не такой уж и тайный. Все опубликованные в «Time» записи никогда не были спрятанными или утерянными. Все время после смерти Терезы они находились в Ватикане, подшитые в трехтомное приложение к ходатайству о канонизации праведницы. А в 2002 году, еще до причисления ее к лику блаженных, фрагменты дневника были с разрешения Святого престола опубликованы христианской газетой «Famiglia Cristiana» под заголовком «Секреты матери Терезы».

Редактор издания Саверио Гаета поместил материал об ужасах жизни в Калькутте, где юная послушница Агнес Бояджиу в 30-х гг. прошлого века начала свой путь сестры милосердия, помогая больным и умирающим обитателям трущоб. Имея доступ к «делу Терезы», Гаета дополнил статью письмами и записками своей героини. И эти документы свидетельствуют о благочестивости автора и сомнениях более в себе, чем в Боге. Ответа на вопрос «На самом ли деле я достойна и способна служить Ему?», который мучил ее всю жизнь, великая праведница, по-видимому, так и не нашла.

Между тем сама Тереза вряд ли обрадовалась бы публикации своих сокровенных переживаний. Она не очень-то любила расспросы и не жаловала журналистов. Один репортер, специально приехавший в Калькутту, чтобы взять интервью у Терезы, услышал в ответ: «Интервью со мной? Разговаривайте лучше c Ним…». На следующий день он уже помогал сестрам обмывать умирающих и за время своего пребывания в приюте больше не разу не заикался об интервью.

Обновление от 4 апреля 2012: Рады сообщить вам об открытии сайта, посвящённому жизни и учению Матери Терезы - http://motherteresa.ru/

Мать Тереза: малоизвестные факты. Часть 1