Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает фамусов и чацкий. Нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества (по комедии Грибоедова «Горе от ума») Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Каким обнаруживает себя Молчалин во время диалога с Чацким? Как он себя ведет и что дает ему право так себя вести?

Молчалин циничен и откровенен с Чац­ким относительно своих жизненных воз­зрений. Он разговаривает, с его точки зре­ния, с неудачником («Вам не дались чи­ны, по службе неуспех?»), дает советы съездить к Татьяне Юрьевне, искренне удивляется резким отзывам Чацкого о ней и Фоме Фомиче, который «при трех министрах был начальник отделенья». Его снисходительный, даже поучитель­ный тон, а также рассказ о завещании от­ца объясняются тем, что он не зависит от Чацкого, что Чацкий при всех своих та­лантах не пользуется поддержкой фаму­совского общества, потому что их взгляды резко отличаются. И, конечно, немалое право так вести себя в разговоре с Чацким дает Молчалину его успех у Софьи. Прин­ципы жизни Молчалина могут показаться только смешными («угождать всем людям без изъятья», иметь два таланта — «уме­ренность и аккуратность», «ведь надобно ж зависеть от других»), но известная ди­лемма «Смешон или страшен Молчалин?» в этой сцене решается — страшен. Молча­лин заговорил и высказал свои взгляды.

Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?

Анализируя монологи и диалоги героев во втором действии, мы уже касались идеалов фамусовского общества. Некото­рые принципы выражены афористично: «И награжденья брать, и весело пожить», «Мне только бы досталось в генералы!». Идеалы гостей Фамусова выражены в сценках их приезда на бал. Вот княгиня Хлестова, хорошо зная цену Загорецкому («Лгунишка он, картежник, вор / Я было от него и двери на запор…»), принимает его, потому что он «мастер угодить», дос­тал в подарок ей арапку-девку. Жены под­чиняют своей воле мужей (Наталья Дмит­риевна, молодая дама), муж-мальчик, муж-слуга становится идеалом общества, стало быть, и у Молчалина намечаются хорошие перспективы войти в эту катего­рию мужей и сделать карьеру. Все они стремятся к родству с богатыми и знатны­ми. Человеческие качества не ценятся в этом обществе. Истинным злом дворян­ской Москвы стала галломания.

Почему возникла и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? Почему гости Фамусова так охотно поддерживают эту сплетню?

Возникновение и распространение сплет­ни о сумасшествии Чацкого — очень инте­ресная в драматургическом отношении серия явлений. Сплетня возникает на пер­вый взгляд случайно. Г. Н., уловив на­строение Софьи, спрашивает ее, как она нашла Чацкого. «Он не в своем уме». Что имела в виду Софья, находясь под впечат­лением только что закончившегося разго­вора с героем? Вряд ли вкладывала в свои слова прямой смысл. Но собеседник понял именно так и переспросил. И вот тут-то в голове Софьи, оскорбленной за Молчали­на, возникает коварный замысел. Боль­шое значение для объяснения этой сцены имеют ремарки к дальнейшим репликам Софьи: «помолчав, смотрит на него при­стально, в сторону». Ее дальнейшие реп­лики уже направлены на сознательное внедрение этой мысли в голову светских сплетников. Она уже не сомневается, что пущенный слух будет подхвачен и обрас­тет подробностями.

Готов он верить!

А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себе примерить?

Слух о сумасшествии распространяется с поразительной быстротой. Начинается череда «маленьких комедий», когда каж­дый вкладывает в эту новость свой смысл, пытается дать свое объяснение. Кто-то го­ворит с неприязнью о Чацком, кто-то со­чувствует ему, но все верят, потому что его поведение и его взгляды неадекват­ны нормам, принятым в этом обществе. В этих комедийных сценках блестяще рас­крываются характеры персонажей, со­ставляющих фамусовский круг. Загорец­кий дополняет новость на ходу придуман­ным враньем, что дядя-плут упек Чацкого в желтый дом. Верит и графиня-внучка, ей суждения Чацкого показались безум­ными. Смешон диалог о Чацком графи­ни-бабушки и князя Тугоуховского, ко­торые из-за глухоты своей многое при­бавляют к пущенному Софьей слуху: «окаянный вольтерьянец», «переступил закон», «в пусурманах он» и т. д. Затем комические миниатюры сменяются массо­вой сценой (действие третье, явление XXI), где почти все признают Чацкого за сумасшедшего.

Объясните смысл и определите значение мо­нолога Чацкого о французике из Бордо.

Монолог «Французик из Бордо» — важ­ная сцена в развитии конфликта между Чацким и фамусовским обществом. После того как герой вел разговоры отдельно с Молчалиным, Софьей, Фамусовым, его гостями, в которых обнаружилось резкое противостояние взглядов, здесь он произ­носит монолог перед всем обществом, со­бравшимся на балу в зале. Все уже пове­рили в слух о его сумасшествии и потому ждут от него явно бредовых речей и стран­ных, быть может агрессивных, поступков. Именно в таком ключе и воспринимаются гостями речи Чацкого с осуждением кос­мополитизма дворянского общества. Па­радоксально, что герой высказывает здра­вые, патриотические мысли («рабское слепое подражанье», «умный бодрый наш народ»; кстати, осуждение галломании порой звучит и в речах Фамусова), его принимают за безумного и покидают его, перестают слушать, старательно кружат­ся в вальсе, старики разбредаются по кар­точным столикам.

какие жизненные идеалы и ценности отстаивает фамусов и чацкий

  • Фамусов: Считает что жених его дочери, должен быть богатым. "Кто беден, тот тебе не пара.." "Будь плохонький, но если наберётся душ тысяч-ки 2 родовых- тот и жених". Фамусов не приемлет всего нового и передового. На службе Ф. преобладают родственники. К слугам относиться плохо "Ослы, сто раз вам повторять". Ф. боится общественного мнения, сплетен, пересудов. Идеалом для Ф. являются вельможи Екатерининского времени-Кузьма и Максим Петрович.
    Чацкий искренен в чувствах, весёлый, душа компании, остёр(на язык, острослов). Чацкий недоволен законами дворянского общества. Критикует Фамусова и др. дворян за принадлежность их к английскому, за то, что в обществе преклоняются перед иностранцами. Критикует учителей гувернёров, которых нанимают в качестве воспитателей, только потому, что им нужно немного платить. Вспоминает французика из Бордо, который в России ничего русского не увидел. Чацкий считает, что не чины важны, ни тёплые места на службе, а нужно другое-желание заниматься наукой, искусством, когда человек имеет ум, он всегда стремиться к новому и передовому.

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению