Какие мощи. Чудо святых мощей: почему их почитают православные

Мощи святых - мы часто слышим это словосочетание, но мало кто задумывается над тем, что же это такое. Между тем, с почитанием святых мощей напрямую связана история становления церкви. Святые праведники и великомученики всегда были примером великого служения делу веры, а после смерти стали предметом трепетного почитания.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово "мощи" в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии - церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были обретены мощи , они оказались нетленны.
  2. У была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились. Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются. На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ - в широком смысле - это любые останки, в более узком – кости святых.

В чем хранятся мощи?

Что такое «обретение мощей»? Это обнаружение останков праведника и перенесение их в храм. Этот процесс сопровождается особым обрядом, а мощи помещают в специальный ящик, называемый «рака». Если мощи выставлены для почитания, они бывают облачены в парадные одежды, а сам ларец, в чем лежат мощи, изготавливается из ценных пород дерева, благородных металлов, как правило, в форме гроба. Его украшают, покрывают красивыми тканями. По большим праздникам раки выносят из храма. Небольшие раки называются ковчежцами или ларцами. Там находятся частицы мощей.


Чем отличаются мощи от частицы?

Древняя Церковь совершала в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых. С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей. Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.

Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых. Что такое частица мощей святого – это часть, отделенная от более крупных. Феномен частиц мощей в том, что не имеет значения, какого размера часть – и большая и малая, они одинаково несут в себе Благодать, которой наполнен праведник. Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.

Что значит - мощи мироточат?

Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры - что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным. Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро - органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых. Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.

Зачем поклоняться мощам?

Церковь утверждает, что Иисус воскрес и духовно, и телесно. Поэтому освящена не только душа, но и тело. Оно становится носителем Божественной Благодати и распространяет эту Благодать вокруг. Традиции поклонения мощам уже очень много лет. Седьмой Вселенский собор прямо говорит, что такое мощи - это спасительные источники, изливающие на достойных Силу Божью через Христа, который в них обитает. Ответ на вопрос - зачем прикладываться к мощам святых прост -посредством прикосновения к священным предметам, мы приобщаемся к Божественной Благодати.


Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

  1. При подходе к святыне нужно дважды поклониться, можно сделать земной поклон. Никогда нельзя задерживать людей, поэтому, прежде, чем поклониться, нужно убедиться, что нет очереди.
  2. Женщины должны быть без косметики.
  3. После поклона можно перекреститься и прикоснуться к раке.
  4. Прочитать молитву, обратиться к святому. Можно попросить совета, рассказать о своей беде, прикосновение к святому предмету – это еще один способ обратиться к богу.
  5. Еще раз перекреститься, поклониться и отойти.

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами. В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов. Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.

В старославянском языке мощами назывались любые людские останки. Слово «мощи» происходит от однокоренного слова «мощь», поскольку считалось, что человеческая сила заключалась именно в скелете. Тогда что такое мощи святого? Православная приравнивает к святыням останки людей, причисленных к числу святых за свои поступки. Такие мощи называют нетленными и наделяют их способностью исцелять.

Что такое мощи с научной точки зрения

Современная наука не может отрицать факт сохранения останков некоторых людей в нетленном виде. Пытаясь объяснить данное явление, ученые выдвигают несколько гипотез.

Согласно первой, мощи святых не разлагаются по той причине, что практически всю жизнь они воздерживались в еде, питались скоромной пищей. Из-за этого их тела были поджарыми, содержали минимум жира и влаги. Однако, каким бы ни было «сухим» тело, сохранить мощи на протяжении столетий довольно сложно.

Другая версия базируется на свойствах почвы, в которой покоятся останки. Но при захоронении никто не разделял умерших на грешных и праведных. При этом большинство мощей сотлели в прах и лишь некоторые из них частично сохранились.

Таким образом достоверно установить причину, по которой человеческие мощи остаются нетленными, не удалось. Верующие люди находят свое объяснение данному явлению и преклоняются перед останками святых, которые сохранились до наших дней.

Почитание мощей

Свидетельства преклонения перед мощами святых и возношения им молитв относятся еще к периоду раннего христианства. К святым останкам угодников в православной религии всегда было особое благоговейное отношение. Им приписывают чудодейственную силу исцеления болезней и изгнания злых духов. В Ветхом завете описаны случаи излечения и даже оживления людей после прикосновения к останкам и вещам Божьих угодников.

В православной религии мощами называют не только нетленные останки, но и сохранившиеся кости или прах. Частицы мощей одного и того же святого могут храниться в нескольких местах. Например, останки одной из наиболее почитаемых святых Матроны Московской. на Даниловском кладбище в Москве, а поклониться ее мощам можно в Покровском монастыре, в храме Воскресения Христова и других московских храмах.

В зависимости от вида мощей для их хранения используются различные сосуды:

  • Ковчежец - небольшой ящичек, обычно сделанный из драгоценных металлов. Многие из них являются настоящим произведением ювелирного искусства. К сосуду могут прикладываться вещи усопшего или частицы гроба. Переносят такой ковчежец священнослужители на своих головах. Широко известен ковчег Дионисия, который хранится в музеях Московского Кремля.
  • Рака - сделанный из дерева или металла гроб. Рака может быть установлена в храме или пещерах монастыря. В открытой раке мощи облачают в соответствующую статусу святого одежду. Рака также может быть изготовлена из ценных металлов и украшена драгоценными камнями. Наиболее известная рака - Сергия Радонежского находится в Троице-Сергиевой лавре.
  • Мощевик - крупная емкость, в которой могут храниться останки и личные вещи как одного, так и нескольких святых. Ярким примером мощевика служит Кийский крест, хранящий частицы мощей 108 святых.
  • Реликварий - большой сосуд или постройка в храме наподобие алтаря. Самый большой европейский реликварий находится в Кельнском соборе.

Перед тем, мощам, нужно оставить все свои житейские проблемы в стороне, заранее поинтересоваться жизнеописанием святого. Подходить к святыне нужно не спеша, дважды осенив себя крестным знамением. После приложения к мощам нужно отойти и перекреститься третий раз.

Мощи людей, которые хранятся в храмах, церквях и монастырях, с давних времен считаются святынями всех православных. Они представляют собой тела святых, которые чудесным образом сохранились на многие века, они не тлеют и могут исцелять, словно самый лучший лекарь.

Что такое мощи святых? Ответ на этот вопрос хранится в сердцах всех православных, каждый из них дает собственное определение. Считается, что человек, который на протяжении своей жизни переносит муки голода и лишений, но при этом не отказывается от веры, проповедует ее и направляет на путь сбившихся с дороги, становится святым. Его тело приобретает статус храма Святого Духа, что и позволяет ему храниться долгие годы.

С давних времен христианская церковь по-особенному относилась к местам погребений тел мучеников. На таких местах строились монастыри или храмы, если не было таковой возможности, то совершался обряд Богослужения. Но святые мощи нельзя почитать так, как иконы, боголепно, отношение к ним должно быть благочестивым, не более.

Наука и нетление святых мощей

Нетленный прах святых фактически невозможно объяснить. В мире, где каждый элемент рано или поздно разрушается, сохранность мощей чудесна. Более того, не тлеют даже гробы, одежда, и отдельные вещи, к которым прикасался святой. Множество примеров указывает на то, что такие останки торжествуют над физическим распадом. Плюс ко всему, существуют реальные истории, когда святые мощи помогали людям, источая свою чудесную благодать. Все эти факты возносят мысли человечества за пределы привычного и обычного мира, где все имеет научное обоснование и доказательство.

В попытках объяснить, что такое мощи святых, ученые выдвигают два предположения. В первом случае они делают «виновниками» самих людей. Если в течение всей жизни держать строгий пост, воздерживаться от всякого искуса, то влажность тела уменьшается. Это позволяет сохраняться ему долгое время. Доля правды в этом присутствует, ведь святые на самом деле изнуряют себя постами и подвигами. Однако нетленными несколько веков могут остаться только те тела, которые вообще лишены любой влаги. Что касается человека, то без жидкости он умрет, не говоря уже о каком-либо воздержании. Поэтому данное предположение имеет свои слабые стороны.

Имеется и другое справедливое наблюдение ученых. Оно основывается на свойстве грунта. К примеру, некоторые святые мощи в Иркутске сохраняются, по определению науки, потому, что этому способствует почва. Такое предположение имеет место быть, но непосредственно к нетлению тел святых оно не имеет абсолютно никакого отношения. Ни церковь, ни посторонние люди не разделяют мертвых на святых и грешников, всех хоронят одинаково, в одной и той же земле. Но большинство останков быстро превращается в прах, а некоторая часть остается в том состоянии, в котором была похоронена. Минералогия, медицина, химия и физика сегодня максимально приблизились к совершенству. Однако никто из ученых все еще не высказал точного определения, при каких условиях тело человека остается нетленным. Следовательно, предположение выдвинуто, но доказано не было.

Таким образом, наука не может точно сказать, что такое мощи святых. Кроме чуда, нет другого способа объяснить этот феномен.

Жизнь и смерть святой Матроны

Матрона Московская - блаженная старица, одна из почитаемых святых ХХ века. При жизни она была неграмотной крестьянкой, у нее не было дома, зрения, часто случались приступы, которые из-за боли не позволяли ей двигаться. В течение 25-ти лет она путешествовала по Москве, скитаясь от одного дома к другому. Несмотря на все несчастья, которые свалились на нее, Никонова Матрена Дмитриевна смогла заработать уважение и почет людей. Это удалось ей благодаря дару предсказания и исцеления. Однако то, чем она действительно запомнилась своим современникам и их потомкам - это глубокая вера, непоколебимая и стойкая. Вероятно, именно поэтому мощи Святой Матроны в Москве являются главной святыней города.

К сожалению, рядом с Матроной не было летописцев, по этой причине информации о ней совсем мало. Известно только то, что у нее не было глаз, и веки всегда были сомкнуты. В 17 лет девушка потеряла способность ходить - отказали ноги. Все это - отсутствие зрения и болезни - привело к тому что Матрона не могла влиять на свое окружение. По сути, так и было, однако ее светлый разум и истинная вера помогали не только справляться со своими неприятностями, но и решать проблемы других людей. Несмотря на то что канонизация Матроны случилась только в 2004 году, люди о ней знали задолго до этого. Ее могила никогда не оставалась заброшенной или одинокой. Толпы христиан шли к ней за помощью, как при жизни, так и после смерти.

Мощи святой Матроны

Мощи Святой Матроны в Москве располагаются во многих Православных местах. Однако наиболее посещаемым является Независимо от того, какая за окном погода, какой день недели, к этой святыне всегда выстраивается очередь. Христиане готовы ждать несколько часов, чтобы только получить благодать Матроны.

Причинами посещений мощей являются обычные проблемы, которые встречаются в жизни каждого. Это лечение от болезней, решение семейных раздоров или неурядиц на работе, просьбы о здоровых детях или удачном замужестве. Некоторые приходят вовсе не для того, чтобы что-то попросить, а для благодарности за уже оказанную помощь.

Но не только в Покровском монастыре можно увидеть мощи Святой Матроны. 2014 год позволяет поклониться этим святыням во многих церквях. Более того, ее останки возят по городам и странам, чтобы все жители планеты, которые имеют отношение к христианской вере, смогли ощутить на себе благодать этой святой. К примеру, в сентябре этого года побывали мощи Святой Матроны в Иркутске. Сначала останки доставили в часовню «Иркутское небо», затем создали крестный ход вокруг города. Остальные несколько дней они покоились в Сибэкспоцентре, где любой православный мог обратиться к святой со своими проблемами.

Особое внимание надо уделить храму святого Мартина. В доме 15, на улице Солженицына, хранятся не мощи Матроны, а ее погребальная рубашка, которая также излучает целебное воздействие на всех, кто обратится за помощью.

Святитель Лука: покровитель медицины и врачей

С раннего возраста помогал людям Святой Лука, мощи же его не отказывают в помощи по нынешний день. Еще до того, как этот человек обратился к церкви, он прооперировал тысячи людей, каждый из которых неизменно избавлялся от своего недуга. После принятия церковного сана Лука стал не только лечить своих пациентов, но и направлять к вере, если они заблудились или изначально не были в ней.

Сначала жизнь Луки не была тяжелой. Он делал свою работу, отдавал долг людям, работая хирургом, и даже удостоился Сталинской премии. Однако арест, пытки и репрессия были не за горами. Но даже после всех мучений, что перенес этот святой, он и не подумал предать свою веру. И с 1961 года, с тех пор, как Луки уже нет в живых, христиане начали замечать, что молитвы, обращенные к нему, дарят чудесные исцеления. Больные, которые, казалось бы, не имеют никаких надежд на выздоровление, обретали силу, чтобы бороться со своей болезнью. И, в конце концов, они полностью исцелялись. Вот таким был и есть Святой Лука.

Мощи в Симферополе: чудеса святого Луки после смерти

Лука Войно-Ясенецкий был врачом, который всю свою жизнь занимался лечением людей. Также он являлся профессором, передавал свои знания студентам. Еще он был заключенным, провел некоторое время в тюрьме под постоянными пытками. Нельзя не отметить его любовь к проповедям: став проповедником, он обрел новые силы, которые чудесным образом помогали ему в его деле. Он часто метался между медициной и служением Богу, но сумел воссоединить обе эти стороны. Несмотря на все необоснованные наукой факты жизни, нельзя спорить с той чудодейственной силой, которой обладал святой Лука.

Мощи в Симферополе помогают только в исцелении. Если другие останки святых справляются в случае молитвенного обращения к ним с любыми неприятностями, проблемами на работе, разладами в семье и так далее, то Лука является помощником больных. Но многие люди готовы отдать последнее, что у них есть для того, чтобы вновь обрести здоровье. Чаще всего Лука даровал зрение тем, у кого оно отсутствует, но нередко помогал и с другими недугами.

Где мощи святого Луки

Говоря о том, где мощи Святого Луки можно увидеть, надо обратить внимание на Крымский полуостров. Здесь, в Свято-Троицком соборе находится святыня, причем не только этого священного места, но и всего Крыма в целом. В 1995 году в конце ноября Лука был причислен к еще через год кафедральный собор приобрел святыню в виде мощей. В 2000 году его принимает как Православная Церковь.

Жизнь святого Луки была переполнена различными удивительными событиями, которые интересуют не только жителей города Симферополь. Мощи святого - не единственное, что может предложить Крым посетителям. Напротив Свято-Троицкого собора есть музей, где можно ознакомиться со всем, с чем имел дело Лука. Известный хирург оставил после себя большое наследие. Это и трактаты, и различные другие записи. В целом, музей - достаточно светлый и уютный, находиться в нем приятно.

Поскольку с 1946 года только в Крыму вел свои службы архиепископ Святой Лука, мощи его заслуженно находятся именно там. Но время от времени появляется возможность лично помолиться им у каждого христианина - рака с останками путешествует по миру. Каждый год она радует своей чудодейственностью несколько городов, а то и стран.

Жизнь и смерть Святителя Спиридона

В деревне Аския, расположенной на территории острова Кипр, родился Святитель Спиридон. Если верить источникам, то с раннего возраста этот человек старался подражать всем святым, которые были известны на то время. Он зарабатывал выпасом овец, и к зрелому возрасту у него накопилось достаточно богатств, чтобы завести семью. Но собственные заботы и тяготы вовсе не помешали ему стать помощником множества людей. К нему приходили со всех уголков Кипра, в надежде найти кров, еду или убежище. И каждому, кто к нему обращался, он всегда помогал. После смерти эти заботы взяли на себя мощи Святого Спиридона.

Считается, что при жизни Спиридон был наделен различными талантами. Он мог изгонять бесов, видеть будущее, исцелять тех, кому не помогла медицина того времени. Добродетельная жизнь не осталась незамеченной, и с 337 года Спиридон становится епископом. С этого времени и начинаются чудеса, которые прославились на весь мир. К примеру, однажды Спиридон вел службу, и елей в его лампаде закончился, в результате чего она стала постепенно гаснуть. Однако этого не произошло. На глазах у десятков прихожан лампада наполнилась маслом и продолжила гореть еще ярче, чем в начале службы.

Каждая служба сопровождалась каким-нибудь чудом. Могли, например, запеть ангелы по окончании молитвы. Но известны также и случаи чудес вне храма. Спиридон вылечил императора Констанция, когда все доктора и знахари только разводили руками.

Однако нельзя назвать Спиридона полностью добродетельным. Он был справедлив, причем даже тогда, когда нужно было проучить недобросовестных граждан. Так однажды был наказан хлеботорговец, который морил небольшой город голодом.

С 1984 года хранятся в Кофре в серебряном ковчежце. Существует поверие, что этот человек путешествует по миру, не дожидаясь того момента, когда люди сами обратятся за помощью к его мощам. В результате этого изнашивается его обувь. Поэтому каждый год обувь святого меняют, а те, что были надеты ранее, приносят в дар другим православным.

Так появились мощи святого в Москве, ведь недавно одни из снятых башмачков передали в Даниловский монастырь. К ним можно подойти с просьбами или молитвами так же, как если обратиться к останкам.

Традиция Православных церквей о почтении святых мощей

О том, что святые мощи в Симферополе, Москве, Иркутске или любом другом современном городе могут подарить человеку не только веру во все чудесное, но и само непосредственно чудо, известно уже многие десятилетия. Однако как именно началось поклонение нетленным останкам? Когда появилась такая традиция?

Давно, еще на истоках веры, считалось, что человеческое тело является храмом, но только в уменьшенном размере. Кто-то наполняет его своей верой, добрыми поступками и чудесами, а кто-то отказывается от таких действий в силу своих личных соображений. Первые на самом деле становятся доказательством того, что они - своеобразный храм, так как помогают любому встречному жизни и после смерти. Поэтому с самого начала существования христианства, отношение к останкам мучеников является особенным. Поскольку истина веры определяется кровью мучеников, то возведение храмов или церквей на месте похорон было вполне логичным. Если же место захоронения не давало возможностей для строительства, то мощи переносились в другие храмы.

Однако изначально в 3-4 веках больше половины священнослужителей достаточно критично относились к останкам святых. Их не столько смущало поклонение мощам, сколько варварское отношение к могилам захороненных. Ведь перед тем, как эти останки начнут отвечать на просьбы христиан, они извлекаются из своих гробов. Такое варварство было недопустимым. Но позже священнослужители изменили свое мнение по ряду причин.

Что касается помощи мощей святых, то церковная история изобилует подобными рассказами. Есть множество примеров, когда при благочестивом отношении к останкам, человек получает исцеление или другие дары, которые он просит у соответствующего святого.

Поклонение к мощам: как правильно себя вести

Святые мощи, как и любая другая церковная святыня, требуют к себе определенного отношения. Для того чтобы попросить что-либо у останков святого, нужно подходить к этому так же, как и к иконам. Рекомендуется оставить все посторонние размышления в стороне, не спешить, и обращать внимание во время своей молитвы в первую очередь на благодарность к святому. Только после того, как будет отдана дань уважения, можно что-то попросить.

В идеале для подготовки к встрече со святыми мощами нужно:

  • На время перестать думать обо всех своих заботах и проблемах.
  • Заполнить свои мысли житием святого, к мощам которого планирует обратиться за помощью.
  • Кланяться. Эти поклоны могут происходить как в сознании человека, так и в реальности. Однако поклоняться святым мощам в церквях или монастырях не всегда нужно, ведь к святыням выстраиваются большие очереди. И христианин, намеревающийся поклониться, задерживает продвижение остальных людей.

Самой главной составляющей просьбы к святым мощам должна быть вера в то, что они действительно помогут. Если присутствует хотя бы минимальная доля скептицизма, то лучше отказаться от похода. Пусть этот отказ будет временным, но поклон мощам всегда сопровождается верой.

Еще одним нюансом поклонения святым мощам во время большой очереди является некая спешка. По этой причине большинство православных крестятся не 3, а 2 раза перед преклонением. Третье перекрещивание они выполняют в стороне, чтобы не мешать остальным.

Существует и другое мнение, заключающееся в том, что каждый человек при нахождении в непосредственной близости от святых мощей интуитивно чувствует, как ему нужно себя вести. Люди невольно вспоминают все те благие дела, которые делали святые еще при жизни. Они сравнивают свое и их существование, и стремятся к тому идеалу, который задали «земные ангелы». И то ощущение заставляет христианина молиться вовсе не о своих проблемах, с которыми он, собственно, и пришел к мощам, а о даровании веры, силы духа. При этом обращения в молитве ориентированы вовсе не к тому святому, возле останков которого находится человек, а ко всем, кто когда-либо задавал высокую планку христианского верования. Поэтому нет необходимости готовиться к походу, изучать большой объем информации. Каждый по своим ощущениям поймет, как себя вести.

Чудеса от святых мощей

Несмотря на то что святые мощи имеют множество загадок, особенно для науки, их основным свойством является вовсе не это, а чудодейственность. К примеру, мощи Святой Матроны исцеляют более половины обратившихся к их помощи. Зачастую при личном наблюдении таких удивительных вещей люди, которые не верили до этого, обращались к Господу. Но чудеса, связанные со святыми мощами, появляются гораздо раньше их непосредственной помощи христианам.

Выше указывалось, что изначально священнослужители отказывались от святых мощей, так как требовалось нарушить целостность могилы, чтобы извлечь оттуда останки. Но они довольно-таки быстро сменили мнение. Все дело в том, что само открытие рассматриваемых святынь с самого начала сопровождается чудесами. Ведь каким-то образом люди должны понять, что в определенном месте находятся мощи, сохранившиеся на протяжении десятилетий или даже веков.

Чаще всего о них сообщают сами святые, являясь разным священнослужителям или даже обычным христианам во снах, реже - наяву. Во время недолгого диалога они сообщают о том, что их останки можно извлечь и расположить в храме или монастыре в качестве святыни. Иногда все происходит по-другому, над могилой святого распространяется особое благоухание, которое указывает на то, что его останки не тлеют. Замечены также случаи, когда над захоронением каждую ночь поднимается некий светлый туман.

Только после того, как священнослужители обнаружат максимум доказательств того, что Христос действительно хочет, чтобы мощи достали, начинаются работы над открытием могилы. В противном случае никто и никогда не рискнет ее тревожить, поскольку захоронение всегда представляло собой священное место. Раскопки ведутся в присутствии множества людей, чтобы было как можно больше свидетелей извлечения святыни.

Так, например, мощи Святой Матроны были обнаружены фактически случайно. Ее захоронение переносилось с Даниловского кладбища на территорию Покровского монастыря. Во время этого действия комиссия по перезахоронению обнаружила, что останки не истлели. Хотя и предполагалось ранее, что Матрона - истинная святая, ведь к ее могиле всегда приходили люди со своими просьбами и молитвами, но теперь были доказательства ее веры и святости.

Среди добрых поступков Матроны можно выделить несколько основных. Однажды она помогла отцу Сергию справиться с напастью, которая его мучила. Она заключалась в том, что вблизи установленного христианами креста баптисты планировали построить свой центр. Это негативно отразилось бы на всех православных, ведь призыв к вере нарушался. Матронушка помогла не только оградить место возле креста от строительства центра, но и быстро исцелила отца Сергия от болезней, причем об этом он ее даже не просил. Другим настоящим чудом было избавление от наркомании. За своего брата Матрону попросила некая прихожанка, и от недуга он избавился в считанные дни без помощи клиник или процедур. Часто святая помогала избавиться от раковых опухолей, они чудесным образом исчезали без проведения операций. Врачи буквально разводили руками.

Святые мощи Святого Луки были извлечены в 1996 году в ночь на 18 марта. На кладбище собрались все члены духовенства, епархии и простые люди. Во время этого действа около захоронения был порывистый и холодный ветер, собирался пойти дождь. Однако после извлечения останков небо мгновенно просветлело, ветреные шквалы прекратились. Когда служили Литургию, над мощами витало золотистое облако, которое словно питалось молитвами прихожан. Лампады горели неустанно, и масло внутри них не кончалось.

Святые мощи Святого Луки испускали благовоние по всему Свято-Троицкому собору. Есть множество свидетелей этих чудес, около 40 тысяч людей пришли поклониться останкам, обратиться к ним со своими молитвами. И сегодня, спустя время, мощи продолжают испускать благовоние и помогать людям.

Несмотря на множество предположений о том, что такое мощи святых, нельзя окончательно сделать вывод относительно этого чуда. Непосредственно нетление останков изначально является но чудодейственность на этом не заканчивается. Эти святыни помогают людям справиться с любыми своими проблемами, однако наиболее часто они лечат. Именно поэтому все священнослужители, которые рассказывают о святых мощах, подразумевают исцеление человека, обратившегося к ним.

Сказано: «Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святыя его целы все ». Также видно, что тело святого оказалось подвержено тлению - земли предадеся , а оставшиеся кости именуются святыми мощами, но при этом сообщается, что мощи его целы все .

Нетленность мощей

Во все времена христианами благочестиво сохранялись и почитались любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла, которые также именовались святыми мощами. Так Иероним Блаженный писал что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла - в виде костей. Особенно это касается останков древних святых в большинстве своем принявших мученическую смерть, часто состоящую в сожжении и растерзании зверями . Хотя, как отмечает профессор Е. Е. Голубинский , составители житий святых об обретении их мощей позволяли себе свободу в показаниях относительно состояния мощей.

Исследователи отмечают, что «…на языке древней церковной литературы нетленные мощи - это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» (например, в летописи 1472 года о вскрытии гробов московских митрополитов в Успенском соборе сказано таким образом: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины мощи» ).

Факт нетления мощей стал оказывать влияние на решение вопроса о канонизации святых в относительно позднюю эпоху, особенно в Русской церкви. Профессор И. В. Попов так пишет о нетлении мощей:

И исторические данные, и свидетельства очевидцев, и, наконец, даже современные освидетельствования мощей гражданской властью убеждают нас в том, что бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью . Конечно, можно различным образом объяснять происхождение такого нетления плоти . Для одних это может казаться делом естественным, может зависеть, например, от свойств почвы, в которой лежит тело усопшего, или еще от каких-либо внешних влияний атмосферы, другие склонны в этом усматривать чудесное явление, присущее иногда останкам усопших святых. И не рассуждая даже о том, какой из этих взглядов должен быть признан более правильным , мы утверждаем только, что, хотя само по себе нетление тела не может быть доказательством святости умершего человека , тем не менее такое нетление плоти в большей или меньшей степени было обнаруживаемо иногда и при открытии мощей святых угодников Божиих.

Во время процесса канонизации даже при обнаружении нетленного тела большее внимание придаётся факту наличия чудотворений по молитвам к подвижнику: при их отсутствии канонизация не совершается.

Если мощи какого-либо святого не подверглись гниению и тлению , это воспринимается как особое чудо и способствует росту почитания данного святого (о нетлении мощей святых бывают отдельные упоминания в их акафистах). Для поддержания внешнего вида мощей могут использоваться различные средства (например, воскомастика - специальный состав, которым покрываются мощи, а особенно их частицы при положении в мощевиках ; при освящении храмов мощи помазывают миром ; ранее в России существовал обычай омовения мощей), что расценивается критиками почитания мощей как мошенничество.

Почитание

Мощи в Ветхом Завете

И взглянул Иосия и увидел могилы, которые были там на горе, и послал и взял кости из могил, и сжег на жертвеннике, и осквернил его по слову Господню, которое провозгласил человек Божий, предрекший события сии. И сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его . И сохранили кости его и кости пророка , который приходил из Самарии.

История почитания мощей

Процессия с мощами святого Доната

Почитание мощей ведет свое начало с самых первых веков христианской истории. В века гонений, когда мученичество было для христиан свидетельством их убеждений в истинности Воскресения Христа из мёртвых и, произошедшей после этого, победы над смертью, верующие употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников , а места погребения их становились святилищами , где отправлялось христианское богослужение: «Проводя несколько дней над его гробом в пении гимнов, христиане положили и впредь воспевать жизнь и страдания его, а при воспоминании о нем прославлять Господа ». Многие истории о выкупе останков святых попали в их жития. Например, в житии святого Вонифатия рассказывается, что он был направлен праведной Аглаидой на Восток с целью выкупить и привести в Рим останки мучеников, но пострадал сам и его тело было выкуплено его спутниками за 500 золотых монет.

Почитание мощей и возношение молитв святым относит к раннему христианству исследователь В. И. Петренко. Так в «Окружном Послании Смирнской Церкви » о мученичестве святого Поликарпа (II век) даются свидетельства о почитании мучеников «как учеников и подражателей Господа » и самих останков их. Причём ежегодно праздновались дни кончины мучеников как «дни рождения их для будущей жизни ». Григорий Неокесарийский (III век) установил праздники в память мучеников и их мощи в своей епархии разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти. Однако в конце III - начале IV веков встречаются критические отзывы о почитании мощей со стороны ряда священнослужителей, называвших такую практику уступкой языческим нравам. Первое решение церковного собора в отношении почитания мощей вынес Карфагенский собор ( -419 годы). Он в своих правилах установил, что все алтари, воздвигнутые в память мучеников «по сновидениям и суетным откровениям некоторых людей » и «при которых не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических » должны быть разрушены, чтобы «правомыслящие к таковым местам не привязывались никаким суеверием ». Также Собор постановил совершать память мучеников там, где «есть или тело, или некая часть мощей, или, по сказанию от верной древности переданному, их жилище, или стяжание, или место страдания ».

Влахернская икона (написана с использованием мастики с частицами мощей)

Помимо собственно мощей почитались также так называемые контактные реликвии, то есть всё, что соприкасалось с телом святого при жизни или после смерти: одежда, брандеум , миро, орудия мученичества и другие объекты. Реликвии также могли создаваться путём соприкосновения с могилой святого или другими контактными реликвиями. . Мощи начинают подмешивать в краски или мастику для написания икон. Такой воскомастикой была написана Влахернская икона , почитавшаяся в Константинополе как защитница города и византийских императоров, а после перенесения в Москву в 1653 году стала одной из главных русских святынь.

Мощи святых являлись ценным имуществом, служившим подчас поводом к конфликту. К примеру, останки святого Марка , хранящиеся в Венеции , были, как повествует церковное предание, выкрадены тремя венецианскими купцами из Александрии в раннее Средневековье. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов. Аналогичны истории с перенесением мощей святителя Николая из города Миры в Бари в 1087 году (в честь перенесения Русской православной церковью установлено празднование 22 мая (9 мая по старому стилю)) и святителя Спиридона из Константинополя на остров Корфу в 1456 году . Перенесение мощей, как и любых реликвий, в христианском мировоззрении имеет важное сакральное значение - оно знаменует распространение святости и тем самым повышает статус храма , в котором находятся реликвии.

В эпоху средних веков и нового времени местонахождение особо чтимых мощей было особенно важным для распределения числа пилигримов , пересекавших Европу из края в край с целью поклонения святыням. Обладание чтимой реликвией резко поднимало привлекательность располагавшего святыней монастыря или собора и повышало его доходы от пожертвований. Самый мощный людской поток со всех уголков европейского континента катился по дороге святого Иакова , которая вела в Сантьяго-де-Компостела , где упокоился апостол . Сегодня эта дорога и построенные вдоль нее соборы вошла в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО .

Первым открытием мощей в истории Русской Церкви было открытие мощей великой княгини Ольги , которые были перенесены в Десятинную церковь князем Владимиром . Вслед за этим при великом князе Ярославе в 1026 году были извлечены из могил и положены в церкви тела святых Бориса и Глеба , в 1071 году их мощи были торжественно перенесены в новую церковь, построенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, а в 1115 году состоялось еще одно торжественное перенесение их мощей в каменную церковь, построенную в их честь.

Святые отцы о почитании мощей

Литургическое значение мощей

Традиция служения литургии на гробах мучеников имеет такую же давнюю традицию как и почитание самих останков. На Востоке, после окончания гонений на христиан, многие храмы строились непосредственно над гробницами святых. На Западе папа Феликс I в 269 году постановил, чтобы, «согласно древнему обычаю », литургия совершалась не иначе, как на мощах мучеников. Это постановление было принято и на Востоке. Пятый карфагенский собор в 10-м правиле постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на мощах мученика, которые полагались под алтарем. Окончательно почитание святых мощей было закреплено Седьмым Вселенским Собором , определившим, что епископ, который освятит храм без мощей, подлежит анафеме (7-е правило). Также Собор сделал распоряжение положить мощи во все существующие храмы, в которых их ранее не было: «да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою ».

Формы хранения мощей

Рака святой Бригитты Шведской

«Под спудом» - форма хранения мощей в глухо запечатанных раках, когда они не открываются для поклонения. В древности на мощах «под спудом» строились храмы.

Мощи помещались и в мелкие предметы декоративно-прикладного искусства: например, у некоторых архиереев в панагию , крест или перстень вложена частица мощей того или иного святого. Святые реликвии усиливали в глазах средневековых людей эффективность оружия. К примеру, рукоять Дюрандали - меча эпического героя Роланда , также была мощехранилищем. Она вмещала, как гласит «Песнь о Роланде », кровь святого Василия, нетленный зуб святого Петра, волосы Дионисия Парижского , божия человека, обрывок ризы Приснодевы Марии . После того как рыцарь погиб, его сюзерен бросил лезвие меча в реку, чтобы оно не досталось больше никому, а вот рукоять забрал с собой.

Благочестивое отношение к мощам выразилось в сугубо русской традиции их ежегодного омовения после часов Великой Пятницы . В соборах Московского Кремля этот чин продолжал совершаться вплоть до революции 1917 года . Чин омовения мощей заключался в том, что на середину храма заблаговременно выносились все имеющиеся в храме или монастыре мощи; освящалась вода и ею омывались мощи. После окончании обряда воду, оставшуюся от омовения мощей, как великую святыню раздавали священнослужителям и знатным лицам, а верующие, присутствующие в храме, окроплялись ею.

Разделение мощей

По учению церкви, при отделении частицы от мощей благодать не уменьшается и частица является таким же сосудом Святого Духа, что и целые мощи. Разделение мощей изначально было вызвано необходимостью их положения в новые храмы для совершения на них литургии . Практика отделения от мощей частиц была уже развитой к V веку .

Иоанн Златоуст так писал о разделении мощей на части:

Частица мощей святой Пусинны

Тем не менее, разделение мощей привело к появлению большого числа фальсифицированных реликвий. Например, десницу Иоанна Крестителя показывают сразу в Черногории , Турции и коптском монастыре святого Макария.

В западной церкви восточный обычай разделения мощей не был распространён до VIII века . Причиной его внедрения в церковную жизнь стало ограждение мощей от разграбления варварами. Так в Риме впервые гробы с мощами мучеников были открыты и мощи внесены внутрь городских стен в 537 году при осаде города Витигесом .

Стоит отметить, что с обычаем разделения мощей были согласны не все священнослужители: после смерти св. Франциска Ассизского его ближайшие последователи и друзья францисканцы похоронили его в крипте в нижнем ярусе церкви в Ассизи , замуровав вход, чтобы воспрепятствовать разделению тела своего друга и распространению его останков по Европе. Эта крипта была обнаружена только 400 лет спустя, в 1818 году .

Критика почитания мощей

Почитание мощей среди христиан отрицается протестантами , толстовцами , а также исчезнувшей сектой богомилов .

В Россию значительное число мощей было привезено греческим духовенством в XVII в. В их числе были и подделки . В Русской церкви факт тленности мощей был использован как один из аргументов при деканонизации великой княгини Анны Кашинской в 1677 году : при осмотре было установлено, что мощи святой в разных местах истлели и разрушились, а в житии было трижды написано, будто они непричастны тлению. Однако несмотря на это её почитание как святой было восстановлено в 1909 году .

Существует точка зрения (свойственная, в частности, сторонникам материализма), что сведения о чудесах, совершенных мощами, которые могли быть ложными, или какие-либо сообщения об исцелениях и т. п., следует рассматривать в том же русле критики, что и всю концепцию религиозного культа.

Вскрытие мощей в России

Вскрытие мощей сопровождалось фото и киносъёмкой, в ряде случаев имело место грубое кощунство со стороны членов комиссий (при вскрытии мощей преподобного Саввы Звенигородского один из членов комиссии несколько раз плюнул на череп святого). Некоторые ковчежцы и раки после освидетельствования с участием представителей церкви попали в государственные музеи, о судьбе многих, изготовленных из драгоценных металлов, больше ничего не было известно (например, 29 марта 1922 года из Донского монастыря была разобрана и изъята многопудовая серебряная рака святителя Алексия Московского ). Мощи, как артефакты , затем помещались под стеклянные витрины различных музеев, как правило, музеев атеизма или местных краеведческих музеев. А мощи святителя Иоасафа Белгородского , изъятые в 1921 году , были отправлены в Москву в анатомический музей Наркомздрава, для ознакомления населения с феноменом тела, прекрасно сохранившегося с середины XVIII века , что объясняется действием климатических условий места его погребения. Только в период 1919-1920 годы было произведено 63 вскрытия мощей святых, многие почитаемые церковью останки святых были уничтожены или серьёзно пострадали.

Во время антирелигиозной компании Н. С. Хрущёва советским правительством предлагались и более суровые меры:

Вскрытием мощей занимались и ученые. Останки канонизированных князей (в числе прочих правителей России) интересовали советского археолога и скульптора Михаила Герасимова , который создавал на основе скелетных останков их скульптурные портреты. Таким образом, религиозная традиция способствовала исторической науке. К примеру, в 1988 году было произведено обследование захороненного в Киево-Печерской лавре преподобного Ильи, считающегося былинным Ильей Муромцем . Исследования показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост для Средневековья выше среднего. У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Был установлен примерный возраст смерти и восстановлена внешность.

См. также

  • Почитание и канонизация преподобного Серафима Саровского

Сноски и источники

  1. Остров П. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии . - 1997. - № 1.
  2. Преподобный Иустин (Попович) . Святые мощи . // Портал Слово
  3. Мощи // Фасмер М. Этимологический словарь русского языка
  4. Попов И. В. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии . - 1997. - № 1.
  5. Братья Стругацкие .
  6. Огарков В. В. Алексей Кольцов. Его жизнь и литературная деятельность
  7. По отношению к останкам святых в богослужебных текстах слово мощи используется и без эпитетов честные или святые .
  8. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографическою экспедициею Императорской Академии Наук . - СПб., 1836. - Т. IV. - С. 156
  9. Толстой Л. Н. Исследование догматического богословия (глава 17) // Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 23, произведения 1879-1884. - С. 60-303 .
  10. Голубинский Е. Е. Богословский вестник , 1894. - Т. 4. - № 10. - С. 74
  11. Голубинский Е. Е. . - М., 1903. - С. 35
  12. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви . М., 1903. - С. 297-298
  13. Собрание русских летописей. - Т. VI. - С. 195
  14. Лисовой Н. Н. Мощи - от слова «мощь» // Нескучный сад, 30.10.2006. - №6 (23)
  15. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник . - 1894. - Т. 4. - № 10. - С. 97
  16. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник . - 1894. - Т. 4. - № 10. - С. 95
  17. Илья Басин И. Миф мощей преподобного Серафима Саровского // Богословие. Культура. Образование. - М., 1997. - Т. 2. - Вып. 3. - С. 385
  18. Протоиерей Пётр Иванов (д.и.н. , в.н.с. )К 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского // Московские епархиальные ведомости, 2003. - № 4-5
  19. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей . - Киев, 1913. - С. 272
  20. Мощи // В. М. Живов . Святость. Краткий словарь агиографических терминов
  21. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник . - 1894. - Т. 4. - № 10. - С. 97-98
  22. Th. Ruinarti, monachi benedictini, Acta sanctorum sincera, 1, 48
  23. Житие святого Вонифатия
  24. Петренко В. И. Богословие икон. Протестантская точка зрения . - С-Пб., 2000. - C. 46 .
  25. Святоотеческая хрестоматия / Сост. протоиерей Николай Благоразумов. - М., 2001. - С. 58 .

Принято называть останки людей, которые были причислены Церковью к лику святых. Впрочем, этот термин может применяться не только к телесным останкам как таковым, но и к личным вещам святого, его одежде – словом, к любому материальному предмету, который соприкасался со святым.

Происхождение святых мощей

Хрисианская церковь (в отличие от некоторых еретических течений) никогда не считала физическое тело человека чем-то плохим, греховным «по определению» и источником зла. Напротив, тело – это «храм Святого Духа», а степень греховности его определяется исключительно греховностью души, обитающей в нем. Напротив, если человек вел праведную жизнь, совершил подвиг во имя Бога, стяжал себе благодать Божью, то благодать эта распространяется не только на душу, но и на тело святого человека. И даже после смерти святого его останки («мощи» по-церковнославянски) остаются источником благодати.

Именно поэтому уже с первых веков существования христианской веры ее приверженцы бережно сохраняли останки подвижников. Часто это были отдельные кости или даже пепел – ведь многие мученики были сожжены или брошены на растерзание хищникам.
Впоследствии стали так же относиться к останкам не только мучеников, но и других святых.

Почитание мощей

Почтительное отношение к святым мощам в Церкви выражается не только в их сохранении, но и в установлении праздников, посвященных обретению или перенесению того или иного святого, в строительстве часовен, храмов и монастырей над мощами, в возложении частиц мощей в основание церковных престолов.

Существует немало историй о чудесах, связанных со святыми мощами. Не всегда речь идет о чудесных исцелениях. Например, во времена правления императора Констанция в Антиохии имело место катастрофическое падение нравов, возвращение к языческим обрядам, разнузданные оргии в местах прежних языческих культов. Но стоило построить в тех краях базилику, в которую перенесли мощи святого мученика Вавилы, и оргии прекратились! Может быть, людям попросту стало стыдно, а может быть, благодать святых мощей действительно подействовала на них – но, так или иначе, цель была достигнута.

Нередко святые мощи представляют как нетленные тела святых. Такого представления изначально не было в Православной церкви, оно распространилось сравнительно поздно – в XVIII-XIX вв. Возможно, эта идея пришла с Запада, православные священнослужители безуспешно пытались бороться с нею. Это суеверие сыграло свою негативную роль после Октябрьской революции. Представители новой власти, стремясь «разоблачить ложь церковников», нередко прибегали к публичному вскрытию рак со святыми мощами. Верующие видели кости вместо ожидаемых нетленных тел, и многих это могло даже отвратить от веры.

Нетленность мощей в ряде случаев имеет место, но это считается особым чудом, а не обязательным основанием для канонизации.